Цель автора при написании книги:
- общая визуализация сюжета;
- визуализация (упорядочивание) всех сцен в произведении.
Невозможно удержать много информации в голове. Поэтому так важно иметь именно визуализированный план, сделанный на простом ватмане с помощью цветных карандашей/маркеров или в специальных сервисах, программе Exel.
Визуализация должна быть наглядная, связная и логичная!
Что нужно знать, приступая к сюжету?
Формулировок, определяющих сюжет много. Если их обобщить, можно отметить, что сюжет — это набор эпизодов, имеющих причинно-следственную связь.
Они не обязательно движутся фабульно — из точки А в точку В! Но все они складываются в драматическое действие, в котором присутствует напряжение и конфликт.
Части композиции
Основные части композиции:
- экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
- завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
- развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
- кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
- развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
- эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).
Виды композиции — особенности
Основные виды композиции:
Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.
Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.
Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).
Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.
Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!
Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.
Важно! Внутри монтажной композиции каждая из сюжетных линий ключевых персонажей может быть написана по-разному, может иметь свой композиционный узор: у одного — линейная, у другого — обратная, у третьего — кольцевая.
В 95% случаев в романах используется линейная или монтажная композиция. Детективная схема популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.
Вид композиции определяет, от какого лица ведётся повествование (первого или третьего). От первого лица можно писать только в одном случае — при использовании линейной композиции, где есть только один ГГ.
Сюжет и фабула — отличие?
Фабула — последовательность событий. Например, можно записать ключевые моменты жизни ГГ от рождения до смерти.
Сюжет — то, как эти события будут расставлены для максимального влияния на читателя. Сюжет это не одно и то же, что хронология событий!
Можно также сказать, что фабула — это основная сюжетная линия главного героя. А сюжет — это все события книги, в том числе случившиеся со второстепенными персонажами. Не все события происходят на страницах произведения. О них могут просто сообщить. Но всё, что происходит «за кадром» относят к фабуле.
Разная компоновка создаёт абсолютно разные сюжеты!
Как это работает на практике: сначала записываются фабульные события. Затем выбираются те, которые максимально влияют на читателя. Из них компонуется сюжет.
Виды сюжетных структур
Основные схемы:
Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).
Обычно такая схема используется в небольших литературных формах: рассказах, повестях. События излагаются от первого лица. Но при этом нельзя ничего передать от лица автора и других персонажей. Ещё одна сложность — частое употребление местоимения «я». Требуется определённое искусство, дабы избежать постоянного яканья.
Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.
Сложность: тяжелее вжиться в двух разных героев. Поэтому проще работать в соавторстве. Но почти всегда повествование ведётся от третьего лица. Можно также в одной сюжетной линии дать первое лицо, а во второй — третье. Однако при частой смене линий читатель запутается! Желательно давать не отдельные сцены, а целые эпизоды, чтобы читатель успел отождествить себя с героем. И делать это всегда от третьего лица.
Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.
Здесь героев обычно объединяет место (страна, социальное положение, общность идеи, участие в важном эпохальном событии). Берется одно важное/ключевое событие мира и рассказывается несколько историй, раскрывается несколько сюжетных линий персонажей, так или иначе вовлечённых в это событие/борьбу.
Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!
Что определяет, к какой именно сюжетной линии больше относится тот или иной эпизод? То, от чьего лица описываются здесь события. Кто фокальный персонаж (ГГ отдельной главы, эпизода). Кому посвящено большее количество текста.
В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.
Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.
В любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.
Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился – умер).
Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье “Что такое сюжет”.
Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой – с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.
Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу
В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» – элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».
Рассмотрим фазы дуги подробнее.
1. Стазис – по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в обычном (или выдуманном) мире. Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» – в развитие, через первый импульс.
2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.
Импульсом может быть все, что угодно, – давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.
3. Цель – следствие импульса.
Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.
Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.
4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.
Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.
Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:
а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;
б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;
в) она должна быть реалистичной, логичной, правдоподобной, естественно вытекающей из обстоятельств.
И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.
5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.
Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» – это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание ответственности за поступок (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.
6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.
Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.
7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.
Поворот должен быть:
а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф – зараза, а работа крайне нужна);
б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;
в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.
Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»
Сборник статей “Работа над книгой”
Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?
Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник
8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.
Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.
Как применять восьмипунктовую дугу в написании книги
Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его композиционной части. Таким образом, дуги могут быть:
- главными – история в целом;
- большими – части, главы;
- малыми – сцены.
Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.
Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.
Для начала, хотелось бы отметить, что книга “Создавая бестселлер” это тот самый идеальный фундамент для всех начинающих писателей, который поможет грамотно построить вашу первую, реально хорошо написанную книгу. Благодаря ей у вас появится понимание правильного процесса писательства и вообще того, как писать без проволочек, по четко простроенному сюжету☝
/Купить книгу можно по ссылке https://www.litres.ru/marta-olderson/sozdavaya-bestseller/?lfrom=369420262 /
Книга разделена на несколько блоков:
I “Схема сюжета”
II “Эпизодная сетка”
III “Приложения”
В этой статье вы узнаете о первом блоке книги, а именно о СХЕМЕ СЮЖЕТА.
Вообще этот раздел включает в себя гораздо больше, чем говорится в названии, поэтому берите ручки и блокноты или просто добавляйте эту статью себе в закладки.
Итак, все мы знаем что такое сюжет(если нет, лучше сперва прочитайте мою статью “Что такое сюжет книги. Конфликты – как основа сюжета” , а потом возвращайтесь).
Теперь поговорим о том, что же такое схема сюжета и зачем она нужна.
Схема сюжета
Схема сюжета – это график (каждый сам изображает его для своей книги), который показывает, как на протяжении всей истории возникают и сливаются вместе три основные повествовательные линии: драматическое действие, эмоциональное развитие персонажа и главная идея.
Проще говоря, схема сюжета это такой график, на котором мы располагаем действия наших персонажей из эпизода в эпизод, показываем, что они при этом чувствуют и как в эти моменты накаляется обстановка.
Благодаря этому графику мы сразу можем увидеть где у нас проседает сюжет, где затянуто, или например, где динамические события идут одно за другим и мы не успеваем разбавлять их чувствами героя, получая в итоге какой-то голливудский боевик.
Если говорить более образно: схема сюжета помогает держать перед глазами всю историю целиком, и в какие-то моменты позволяет посмотреть на всё издалека, с другой стороны!
Как выглядит схема сюжета на примере книги “Причуда” Лори Кинг(пока не углубляемся, если не ясно – не страшно, дальше всё поясню):
В общем:
Если более детально(здесь показан кусок графика):
Сюжетная схема бывает двух видов:
В обоих вариантах линия ВСЕГДА движется вверх, по мере роста напряжения, а затем резко опадает после кульминации!
- Этот вариант сюжетной схемы подходит для таких произведений, в которых переломная точка и кульминация – одно целое.
- Такая сюжетная схема, соответственно, подходит для больших книг, романов, там где есть и переломный момент и кульминация.
Для тех, кому всё ещё сложно разобраться в структуре произведения, и не ясно, что такое кульминация, это для вас:
Теперь главное:
Что мы располагаем на сюжетной схеме и что вписываем над линией, а что под ней.
В истории всегда есть протагонисты (главные герои, хорошие ребята) и антагонисты(плохие ребята, или негативные природные явления (ураган, цунами) или к примеру общество, которое идёт против протагониста, или же вообще сам по себе протагонист, если он идёт наперекор своей природе, думает о суициде и тому подобное).
Так вот, благодаря противостоянию антагониста и протагониста в книгах появляется напряжение и драма, которые так любят читатели.
Поэтому первым пунктом на сюжетной линии мы изображаем у кого в конкретном эпизоде находится власть.
Под линией мы показываем те эпизоды, в которых наш протагонист одерживает верх и упорно, успешно движется к своей цели, а над линией выписываем эпизоды в которых победа осталась “на стороне зла”.
Разместили и теперь смотрим на нашу схему.
Если у вас почти вся история оказалась под линией – эх, это провал… Ну или вы писали сказку для детей, где все живут в солнечной стране и не ведают бед.
Такое людям не нужно! Поэтому берем и переписываем.
Если вы расписали каждый из эпизодов книги на схеме и осталась гармония соотношения низа и верха – супер, вы молодец!
Над линией мы так же размещаем сильные эмоции персонажа, к примеру страх, потерю, злость и т.д.
Под линией мы вписываем такие эпзоды где всё спокойно, пересказы, флэшбеки.
Может показаться что эпизоды под линией вообще не нужны, но это не так, всему нужна гармония, нельзя постоянно находиться на пике эмоций, иначе вскоре вообще перестанешь чувствовать.
Вот пример сюжетной схемы(не полный, это лишь кусок), построенной мной для первой части “Короны из шипов и тайн”. Теперь вы можете видеть, что располагать над и под линией, так же обратите внимание, на схеме добавлены дни, в которые происходили те или иные события(это очень помогает не запутаться во времени повествования).
Красные буквы А и П(антагонист/пратагонист – означают то, у кого находится власть в данном эпизоде(если стрелочки, это означает что власть переходит от антагониста к пратагонисту или наоборот).
Эпи. – означает Эпизод(на этом куске графика есть только Эпи., но на остальном графике можно найти так же Пер.- что означает пересказ(к примеру флэшбеки, пересказ каких-то событий и т.д)
Фиолетовые цифры – какой по счету от начала эпизод и какая глава.
Пн., Вт….- дни недели, в которые происходит эпизод, чтобы не запутаться(а в скобочках д.10.. – это день от начала истории).
Красный цвет текста – чувства героев, черным – действия героев.
Как придумать сюжет для книги
Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.
Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Что такое сюжет
Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.
Существуют разнообразные виды сюжетов:
Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.
Концентрический (нелинейный) сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия. Яркий пример построения концентрического сюжета – произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». Центральное место в пьесе отведено появлению в доме Фамусова молодого дворянина Чацкого. Основа сюжета подобного рода – событие, которое влечёт за собой целую совокупность действий. По такому же принципу написана и пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». Самое примечательное событие в этом произведении – появление Хлестакова в уездном городе.
Линейный (хроникальный) сюжет рассказа, повести или романа предусматривает выстраивание событий в хронологическом порядке. Он уместен преимущественно в объёмных произведениях, герои которых проходят сложный путь для достижения определённой цели. Такая схема построения сюжета характерна для пушкинской «Капитанской дочки», гоголевского «Вия».
Обратите внимание! Более подробную информацию об основных нюансах построения сюжета можно прочесть в статье по ссылке.
С чего начать – определяем главную идею
Придумать сюжет для книги поможет глубокое исследование темы. При этом автору стоит задать себе следующие вопросы:
Что в книге окажется неожиданным для читателя? Почему он захочет прочесть это произведение?
Прежде чем попытаться написать книгу, надо чётко представить себе место действия. Описываемые в произведении события не менее важны, чем действующие лица повествования.
Если общая идея книги предусматривает полностью вымышленное пространство в качестве места действия, необходимо продумать каждую деталь. Например, в научной фантастике важно уделить внимание тому:
-
какие законы физики действуют в вашем мире;
-
что представляет собой жизнь отдельного взятого индивида.
Если при написании рассказа, романа или повести фигурируют события, разворачивающиеся в реально существующем мире, дело обстоит немного иначе. Автору стоит найти то, что связывает его с собственными персонажами на эмоциональном уровне (чувства, страхи, мотивы). Это необходимо для мысленного перевоплощения в литературных героев: продумывания их дальнейших действий и реакций.
Составляем план сюжета
План помогает оценить масштаб восприятия текста, отыскать незавершённые сюжетные линии. Он позволяет понять, не осталось ли «белых пятен» в повествовании.
Планирование сюжета может вестись в любой комфортной для автора форме:
-
в программе Microsoft Word;
-
в программе Google Sheets.
При составлении плана стоит учитывать причинно-следственные связи. Ведь каждое действие приводит к определённым последствиям (если, конечно, вы умышленно не планируете описать их хаотичность и произвольность).
Глубокая проработка сюжета
Интересная завязка литературного произведения мотивирует к дальнейшему чтению книги. Внезапные перемены в судьбе героя увеличивают напряжённость конфликта. Они способствуют усилению заинтересованности читателя, достигающей максимума в момент кульминации. В связи с этим существует график оценки напряжённости сюжета. Каждое резкое изменение в жизни героя добавляет сюжету 2 балла, каждая разрешённая перипетия отнимает 2 балла, частично разрешённая – 1 балл.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже
Описание героев
Разговор о том, как придумать сюжет, не может обойтись без тщательной проработки образов персонажей. На этом этапе необходимо делать как можно больше записей, которые обязательно сохраняют. Автору стоит задавать себе вопросы в духе «Почему мой персонаж носит именно такую одежду?» Пришедшие на ум ответы непременно записывают.
Нужно стараться сделать образы персонажей как можно более «гибкими». Характер литературного героя зачастую претерпевает существенные изменения во время работы под книгой. Но в этом вопросе важно не переусердствовать. В противном случае персонажи будут выглядеть непостоянными, нерешительными.
Образ каждого из героев разрабатывают детально. При этом максимально точно представляют существующие между персонажами дружеские и семейные связи, возможные взаимоотношения между ними.
Основные события
При описании основных событий произведения стоит использовать разнообразные писательские техники. Одной из самых известных из них является «чеховское ружье на стене». Подобная техника подразумевает влияние незначительного (на первый взгляд) предмета на развязку конфликта. Сочетание литературных оборотов с тропами (аналогиями и метафорами) – важные составляющие сюжета, отличающегося динамикой и насыщенностью событий.
Заслуживает внимания и писательский приём Deus Ex Machina (в переводе с латинского – «Бог из машины»). В таком случае разрешение возникает ниоткуда. Выражение Deus Ex Machina нашло отражение в следующей фразе: «Мы чуть было не погибли, как вдруг синяя коза спасла нас, уничтожив воздушный шар злого гения своим лазерным взглядом».
Проработка ключевых диалогов
При проработке хорошего сюжета большое внимание уделяют тому, как именно общаются персонажи. Лексикон героев книги может предусматривать разнообразные речевые особенности:
-
низкий уровень грамотности;
-
характерные слова-паразиты;
-
богатый лексический запас;
-
запоминающаяся манера общения (герой нарочито игнорирует требования этикета или, напротив, строго их придерживается).
Чтобы позволить сюжету развиваться более динамично, стоит избегать «заштампованности» в репликах. Кроме того, темп речи литературных персонажей должен соответствовать ситуации. Герой, который разговаривает длинными замысловатыми фразами в момент напряжённого боя, выглядит неестественно, «картонно». Такие выражения уместны лишь во время спокойной светской беседы, не предусматривающей крутого поворота сюжетной линии.
Где брать идеи для сюжетов
Если возможные варианты упорно не приходят на ум, можно воспользоваться перечисленными ниже рекомендациями:
попытайтесь написать самостоятельное произведение, в центре которого находится рефлексирующий герой. Это может быть лирическое повествование на тему любви, история о поиске себя или борьбы с вредными привычками;
обращайтесь к собственному опыту. Для написания книги стоит выбрать историю, которая охватывает судьбы сразу нескольких поколений (к примеру, довоенное прошлое семьи). Можно использовать также захватывающие внимание читателя красочные пейзажные зарисовки;
начните с создания вспомогательных фрагментов. К их числу относятся масштабные или локальные описания места действия (интерьер комнаты, целостная картина мира), лирические отступления (авторские мысли на отвлечённую тему), описание характера и внешности героев.
Опыт знаменитых писателей
Рэй Брэдбери использовал список существительных, сочиняя очередной рассказ, такая необычная идея вызывала у известного автора разнообразные ассоциации, пробуждала воспоминания о прошлом. Стивен Кинг взял на вооружение формулу «А что если» при написании очередного литературного шедевра. В данном случае формулируется невероятное допущение, а впоследствии описывается поведение людей в создавшейся ситуации.
Л. Толстой при написании крупных произведений активно использовал случаи из жизни, дневники. Фёдор Достоевский находил немало интересного в газетных хрониках. По представлению А. П. Чехова лучшие идеи для сюжета – сцены из жизни.
По мнению Эрнеста Хемингуэя, идея всего произведения начинается «с самой правдивой фразы». Уже после этого в воображении писателя рождались события и герои.
Художественным текстом может стать всё, что угодно. Вспомним слова А. Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора/ растут стихи, не ведая стыда!». Следовательно, интересную историю можно найти везде.
Рекламное продвижение вашей книги
Если вам удалось написать хороший сюжет для книги, позаботьтесь о том, как сделать произведение узнаваемым для читателей. На платформе «ЛитРес. Самиздат» представлены самые эффективные рекламные услуги. Комплексный маркетинговый подход поможет вам обрести новых читателей, станет крепкой ступенькой на пути к успеху!
Интересное произведение из бессюжетного текста
Некоторые авторы совершенствовались в том, чтобы научиться писать книги, в которых нет связного сюжета. В истории мировой литературы 20 века немало примеров произведений, в которых:
-
сама история играет второстепенную роль;
-
фабула произведения ослаблена.
К произведениям без связного сюжета принадлежат: тексты Марселя Пруста, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Жалобная книга» А. П. Чехова. К ним можно отнести также путевые заметки, автобиографические романы.
Полноценное произведение может получиться из ряда объединённых общей темой, идеей эссе. Конечно же, рассуждения о текущем историческом моменте или современном поколении должно быть органично дополнено наблюдениями за происходящим, сценками из жизни. В таком случае получится книга, названная литературоведом Б. Томашевским публицистическим, «бессюжетным романом».
Давайте волю собственной фантазии при написании книги! На страницах литературного произведения можно позволить себе всё, что угодно: вывести формулу бессмертия, сотворить жизнь на неведомой человечеству планете. При должном усердии и терпении всё обязательно получится!
Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка
Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.
Редактор,
куратор блога Band
Что такое сюжет художественного произведения
Сразу разведем понятия фабула и сюжет.
Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.
- Сюжет произведения
- это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.
–
Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.
Например, сказка про колобка.
Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.
Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.
Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.
Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.
Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга
Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.
Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:
1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.
2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.
3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.
4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).
5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.
6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.
7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.
8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.
Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов
Разберем её по элементам сюжета:
Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).
В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.
А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.
Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.
Дадим только парочку советов авторам:
– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.
– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.
Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.
Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?
Рекомендации по работе над завязкой:
– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.
– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.
Фильм «Побег из Шоушенка” содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.
– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.
– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.
Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.
Все в том же «Побеге из Шоушенка” кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.
– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.
– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.
– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).
Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.
Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.
Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.
Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.
Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.
Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.
Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.
Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.
В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.
Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.
Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.