Как составить сюжетную композицию

Цель автора при написании книги:

  • общая визуализация сюжета;
  • визуализация (упорядочивание) всех сцен в произведении.

Невозможно удержать много информации в голове. Поэтому так важно иметь именно визуализированный план, сделанный на простом ватмане с помощью цветных карандашей/маркеров или в специальных сервисах, программе Exel.

Визуализация должна быть наглядная, связная и логичная!

Что нужно знать, приступая к сюжету?

Формулировок, определяющих сюжет много. Если их обобщить, можно отметить, что сюжет — это набор эпизодов, имеющих причинно-следственную связь.

Они не обязательно движутся фабульно — из точки А в точку В! Но все они складываются в драматическое действие, в котором присутствует напряжение и конфликт.

Части композиции

Основные части композиции:

  • экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
  • завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
  • развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
  • кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
  • развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
  • эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).

Виды композиции — особенности

Основные виды композиции:

Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.

Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.

Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).

Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.

Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!

Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.

Важно! Внутри монтажной композиции каждая из сюжетных линий ключевых персонажей может быть написана по-разному, может иметь свой композиционный узор: у одного — линейная, у другого — обратная, у третьего — кольцевая.

В 95% случаев в романах используется линейная или монтажная композиция. Детективная схема популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.

Вид композиции определяет, от какого лица ведётся повествование (первого или третьего). От первого лица можно писать только в одном случае — при использовании линейной композиции, где есть только один ГГ.

Сюжет и фабула — отличие?

Фабула — последовательность событий. Например, можно записать ключевые моменты жизни ГГ от рождения до смерти.

Сюжет — то, как эти события будут расставлены для максимального влияния на читателя. Сюжет это не одно и то же, что хронология событий!

Можно также сказать, что фабула — это основная сюжетная линия главного героя. А сюжет — это все события книги, в том числе случившиеся со второстепенными персонажами. Не все события происходят на страницах произведения. О них могут просто сообщить. Но всё, что происходит «за кадром» относят к фабуле.

Разная компоновка создаёт абсолютно разные сюжеты!

Как это работает на практике: сначала записываются фабульные события. Затем выбираются те, которые максимально влияют на читателя. Из них компонуется сюжет.

Виды сюжетных структур

Основные схемы:

Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).

Обычно такая схема используется в небольших литературных формах: рассказах, повестях. События излагаются от первого лица. Но при этом нельзя ничего передать от лица автора и других персонажей. Ещё одна сложность — частое употребление местоимения «я». Требуется определённое искусство, дабы избежать постоянного яканья.

Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.

Сложность: тяжелее вжиться в двух разных героев. Поэтому проще работать в соавторстве. Но почти всегда повествование ведётся от третьего лица. Можно также в одной сюжетной линии дать первое лицо, а во второй — третье. Однако при частой смене линий читатель запутается! Желательно давать не отдельные сцены, а целые эпизоды, чтобы читатель успел отождествить себя с героем. И делать это всегда от третьего лица.

Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.

Здесь героев обычно объединяет место (страна, социальное положение, общность идеи, участие в важном эпохальном событии). Берется одно важное/ключевое событие мира и рассказывается несколько историй, раскрывается несколько сюжетных линий персонажей, так или иначе вовлечённых в это событие/борьбу.

Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!

Что определяет, к какой именно сюжетной линии больше относится тот или иной эпизод? То, от чьего лица описываются здесь события. Кто фокальный персонаж (ГГ отдельной главы, эпизода). Кому посвящено большее количество текста.

В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.

Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.

Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.

В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».

  • При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.

Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:

  • Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.

  • Именование темы.

    Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.

  • Повествование.

    Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.

  • Описание.

    Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.

  • Доказательство.

    Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.

  • Опровержение.

    Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.

  • Воззвание.

    Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.

  • Заключение.

    Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.

Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

  • Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.

  • Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.

Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:

  • События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  • Обратная или инверсионная.

    Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

  • Параллельная.

    В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.

  • Полифоническая.

    Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

  • Кольцевая композиция.

    Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

  • Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.

  • Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.

  • Умолчание.

    Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.

  • Концентрическая.

    Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

  • Ретроспективная.

    Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.

  • Рамочная.

    Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
    Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.

  • Свободная.

    Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:

  • Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.

  • Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.

  • Развитие сюжета. Череда событий.

  • Кульминация. Пиковый момент произведения.

  • Развязка. То, чем завершается кульминация.

  • Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.

Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:

  • Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.

  • Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.

К образным элементам относят:

  • Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.

  • Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.

  • Описание сцен из прошлого.
  • Сказки, байки, притчи, стихотворения.
  • Сны.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:

  • Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.

  • Ретроспекция.

    «Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.

  • Мотив.

    Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.

  • Разрыв.

    Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.

  • Экспозиция.

    Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.

  • Монтаж.

    Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.

  • Противопоставление.

    Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.

Особенности сюжетной композиции

Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

  • Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.

Особенности композиции сказки

Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.

Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:

  • Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.

  • Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.

  • Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.

  • Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.

  • Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.

  • Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».

Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.

Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.

Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.

Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.

Была ли данная статья полезна для Вас?

 Сюжетная или жанровая композиция может выполняться гуашью, акварель или другими живописными материалами.  Работа над композицией- это всегда многоуровневый,поэтапный процесс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«”Этапы выполнения сюжетной композиции”»

МАУДО города Ялуторовска  «Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова »   Этапы выполнения сюжетной композиции       Выполнила преподаватель ИЗО: Богомазова А.Г.      Ялуторовск 2020

МАУДО города Ялуторовска «Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова »

Этапы выполнения сюжетной композиции

Выполнила преподаватель ИЗО: Богомазова А.Г. Ялуторовск 2020

Сюжетная или жанровая композиция может выполняться гуашью, акварель или другими живописными материалами. Работа над композицией- это всегда многоуровневый ,поэтапный процесс.

  • Сюжетная или жанровая композиция может выполняться гуашью, акварель или другими живописными материалами. Работа над композицией- это всегда многоуровневый ,поэтапный процесс.

работа над сюжетной композицией; освоение понятий и применение основных правил и законов станковой композиции; формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционных схем, целостность цвето-тонального решения листа; выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы; эмоциональная выразительность листа и подчинение всех элементов композиции основному замыслу.

  • работа над сюжетной композицией;
  • освоение понятий и применение основных правил и законов станковой композиции;
  • формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционных схем, целостность цвето-тонального решения листа;
  • выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы;
  • эмоциональная выразительность листа и подчинение всех элементов композиции основному замыслу.

Перенос изображения с эскиза на формат листа (картон). Можно использовать диагональный перенос.

Перенос изображения с эскиза на формат листа (картон). Можно использовать диагональный перенос.

От того, как точно будет выстроена палитра композиции при переносе с цвето-тонального эскиза на картон, во многом зависит успех будущей работы.

  • От того, как точно будет выстроена палитра композиции при переносе с цвето-тонального эскиза на картон, во многом зависит успех будущей работы.

Цветовое решение композиции выполненной в жанре пейзажа ,обязательно должно соответствовать времени года, плановости и воздушной перспективе.

  • Цветовое решение композиции выполненной в жанре пейзажа ,обязательно должно соответствовать времени года, плановости и воздушной перспективе.

На завершающем этапе прорабатываются детали композиции. Обобщаются контрасты второго плана.

На завершающем этапе прорабатываются детали композиции. Обобщаются контрасты второго плана.

Текст: Ольга Лапенкова

На протяжении полутора лет мы разбирали произведения из школьной программы 5—11 классов. Мы изучали исторический контекст, погружаясь в тонкости политической и культурной жизни России начиная с XII века; копались в биографиях авторов и узнавали, какие прототипы есть у культовых героев; расшифровывали говорящие имена и фамилии; искали пасхалки — и даже придумывали, как могли бы закончиться классические труды, если бы автор решил поставить точку чуть позже.

Теперь настало время понять, как устроен художественный текст. Почему одно произведение остаётся жить в веках, а другое оказывается безнадёжно забытым? Мы часто считаем, что всё решает талант автора (или банальное везение, а может, и то и другое). Но писатель — это не просто «проводник», который слушает, что ему напевают музы, а потом записывает это и несёт в издательство.

Каждый маститый автор обладал колоссальным набором знаний. Классики прекрасно понимали, что такое композиция произведения; чем сюжет отличается от фабулы; почему захватывающей работы не получится без конфликта; как усиливают впечатление средства художественной выразительности (да-да, все эти эпитеты, метафоры и прочее) — и, кстати, как реагировать на критику, если газетчики разнесли твой опус в пух и прах.

Конечно, не стоит впадать в фанатизм и относиться к чтению книги как к осмотру машины: «Экспозиция на месте, развязка тоже, а вот с кульминацией что-то неладно…» Образцовый рассказ, созданный по всем мыслимым лекалам, вполне может оказаться забытым — а «неправильное» стихотворение с простейшими рифмами, наоборот, полюбиться миллионам читателей. Не стоит и приуменьшать значимость таланта: в каждом произведении, ставшем классическим, есть щепотка магии, которую нельзя обнаружить под микроскопом. И всё-таки Пизанская башня — это не просто груда кое-как накиданных кирпичей, а здание, спроектированное знающими толк архитекторами (пусть и допустившими кое-какие погрешности).

Проект «Как это работает» поможет школьникам, которые хотят узнать больше об отечественной классике, собрать в дневнике коллекцию пятёрок — и достойно сдать ЕГЭ по литературе. В особенности колонка будет полезна тем, кто и сам подумывает о карьере писателя.


Как это работает. Сюжетные линии

Прежде чем разбирать композицию литературного произведения, знакомимся с понятием «сюжетная линия». Казалось бы, при чём тут косички?

В сентябре все материалы нашей колонки будут посвящены композиции художественного произведения, то есть тому, из каких частей оно состоит. Но прежде чем погружаться в этот материал, нужно проговорить кое-какие базовые вещи: вспомнить, какие существуют роды и жанры литературы, чем они отличаются друг от друга — и что такое сюжетная линия.

Роды и жанры литературы

Исследователи выделяют четыре рода литературы:

  • •эпос;
  • •лирика;
  • •драма;
  • •лироэпос.

Эпос — это всё, что написано прозой. Эпические произведения выглядят так же, как эта статья: обыкновенный текст, который делится на абзацы и часто (но не обязательно) состоит из нескольких глав. К эпическим жанрам относятся рассказ, повесть, роман, роман-эпопея и несколько других, но мы не будем подробно о них говорить: в рамках школьной программы достаточно и этих четырёх. Произведение, относящееся к этому роду литературы, может быть какого угодно объёма: хоть две страницы, хоть две тысячи.

Лирика — это стихотворения: они написаны в столбик, причём каждая новая строка начинается с прописной буквы, и эти строки, как правило, зарифмованы между собой. А ещё в лирических произведениях нет сюжета — либо есть, но он играет роль намного меньшую, чем чувства и мысли по поводу происходящего. Стихотворения очень короткие и чаще всего умещаются на одной странице, а то и на половинке, — хотя изредка встречаются и длинные работы, до десяти страниц в зависимости от шрифта (например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова). Существует множество жанров лирики, таких как послание, элегия, ода и т. д., — но, в отличие от эпического произведения, лирическому совершенно не обязательно иметь определённый жанр. Даже наоборот: большинство таких текстов — это просто стихотворения, и всё тут.

Драма — это пьесы, т.е. произведения, в которых говорят только герои, а речь автора отсутствует, но могут встречаться пояснения в скобках, например:

  • Маша. Петя, привет!
  • Петя (выпучив глаза). А-а-а! Она всё-таки вернулась!!! (Убегает.)

Каждый новый абзац начинается с имени героя, который вот-вот выскажется. Если большинство эпических произведений делится на части или главы, а лирические — на строфы (как правило, после каждого четверостишия добавляется пустая строка), то драматические произведения разбиты на действия. Действия, в свою очередь, могут включать в себя несколько сцен (когда меняются декорации) и явлений (когда выходит новый герой). Драматические жанры, которые следует знать школьнику, — это трагедия, драма и комедия (да-да, мы не ошиблись: термин «драма» обозначает и род литературы, и один из жанров). Объём не ограничен, но большинство пьес умещается на ста страницах, иначе такой текст будет сложно поставить в театре: актёры устанут играть, а зрители — внимательно смотреть.

Наконец, лироэпос — это, как можно догадаться, смесь бульдога с носорогом. От лирики он позаимствовал форму (короткие строчки, которые чаще всего рифмуются друг с другом), от эпоса — стремительно развивающийся сюжет, а также внушительный объём. Жанры лироэпоса: басня, поэма, баллада, а также самый редкий жанр — роман в стихах (здесь можно вспомнить разве что пушкинского «Евгения Онегина»).

Знающий литературовед, дочитав статью до этого момента, пробурчит себе под нос: «Нет-нет, позвольте, автор слишком много упускает!» И действительно, с родами литературы не всё так просто. Взять хотя бы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Казалось бы, что непонятного? В книге 300 с лишним страниц, написана прозой, поделена на главы — значит, роман! Но нет: сам Гоголь обозначил жанр «Мёртвых душ» как поэму, потому что там много лирических отступлений (то есть размышлений, не особо связанных с сюжетом). А спустя сто с лишним лет поэму в прозе создал ещё один выдающийся отечественный писатель, В. В. Ерофеев (речь о книге «Москва — Петушки»).

Если периодически «путаются» даже роды литературы, а их всего четыре, то что говорить о жанрах? Классический пример — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, который кажется драмой, а на деле оказывается комедией. (Почему это так, мы уже разбирались.)

А ещё разные жанры подразумевают разное количество сюжетных линий — и поэтому в списке школьной литературы встречаются произведения, которые можно посчитать повестями, а можно — романами. Но здесь пора остановиться и вспомнить о косичках.

Сюжетные линии

Как мы уже выяснили, во всех родах литературы, кроме лирики, обязательно есть сюжет. И правда: можно ли представить себе роман, в котором ничего не происходит? Или, может быть, трагедию, где герои (а соответственно, и актёры, которым предстоит их играть) ничем особенным не заняты? Или длинную-предлинную поэму, где нет ни одного персонажа — только описания природы и погоды?

(В этот момент придирчивый литературовед снова твердит, что всё не так, и шепчет: «Театр абсурда! Авангард! Постмодернизм!» и прочие умные слова. Но мы — пока что! — не будем его слушать: эта статья рассчитана на начинающего книголюба. И вернёмся к сюжету.)

Сюжет — это последовательность событий в том порядке, в каком они преподнесены в произведении. Но сюжет далеко не всегда «крутится» возле одного персонажа. С рассказами, баснями и балладами всё понятно: вот герой, вот проблема; герой пытается её решить — и либо добивается своего, либо терпит неудачу, либо и вовсе «зависает» перед принятием самого важного решения, оставляя читателя перед открытым финалом. А что делать с повестями, романами и пьесами, где персонажей видимо-невидимо? Как разобраться, какие события — самые важные?

Для ответа на этот вопрос литературоведы создали термин «сюжетная линия».

Сюжетная линия — это последовательность событий, связанных с одним или несколькими персонажами. Она подразумевает постоянное развитие: либо одного героя как личности (когда он меняется внутренне, то есть становится в чём-то другим человеком), либо отношений между действующими лицами.

Представим, что мы читаем книжку «Вася круче всех», где главный герой превращается из всеми обижаемого заучки в супергероя-тяжелоатлета, — а зловредный Антоша, который всё детство подкладывал ему на стол кнопки, под впечатлением от Васиного прогресса раскаивается и предлагает дружить. Ну и, разумеется, не обходится без прелестной Настеньки, которая поначалу встречается с Антошей и во всём ему поддакивает, а потом переосмысливает свою жизнь и уходит к Васе.

Логично предположить, что в книге три сюжетные линии: Вася, Антоша и Настенька. Но также можно заподозрить, что линии всего две: Вася & Антоша (от ненависти до дружбы) и Вася & Настенька (от ненависти до любви). Где истина?

Всё зависит от того, как часто персонажи действуют поодиночке и как часто — вместе.

Если автор уделяет достаточно внимания самостоятельному развитию Васи, Антоши и Настеньки, если показывает, как они проводят время вдали друг от друга и решают проблемы, не связанные с основным конфликтом, — тогда, конечно, у каждого героя своя сюжетная линия. То есть, если в книге «Вася круче всех» подробно описано, как главный герой записывается в спортзал и месяц за месяцем тягает штангу, игнорируя насмешки окружающих (и наконец-то понимая, что нельзя позволять другим плохо с собой обращаться) — сюжетная линия Васи удалась. А вот если главный герой начинает активно действовать, только сталкиваясь с Антошей, и сто раз подряд «глотает» его оскорбления, а на сто первый даёт сдачи, — тогда у Васи и Антоши одна линия на двоих.

Сюжетные линии в крупных произведениях переплетаются, как пряди, из которых плетут косичку — и рождается красивейший узор. Объёмные труды, где есть только один действующий герой, существуют (как, например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо), но это опять же исключения. А вот сколько этих «прядей» в произведении — две, три или больше, определить иногда нелегко.

Повесть? Роман? Что это вообще?!

Помните, мы говорили о том, что кое-какие классические произведения можно назвать повестями, а можно — романами? Принято считать, что в повести только две сюжетные линии, а в романе — три или больше. Так вот, исследователи до сих пор спорят, к какому жанру «по-хорошему» относятся произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Кто-то настаивает, что у каждого героя там самостоятельная сюжетная линия, а кто-то — что они «сдвоенные».

Так, в «Евгении Онегине» можно выделить три линии: Онегина, Татьяны и Ленского. И тогда произведение будет считаться романом. А можно сказать, что герои практически не действуют отдельно друг от друга, и значит, линии всего две — «романтическая» и «дружеская»: Онегин & Татьяна и Онегин & Ленский. И тогда перед нами уже не роман, а самая настоящая повесть.

И с «Капитанской дочкой» то же самое. Можно выделить три отдельные линии – Гринёва, Маши и Пугачёва — или две парные, «романтическую» и «вражескую»: Гринёв & Маша и Гринёв & Пугачёв.

В принципе, ни первое, ни второе решение нельзя назвать ошибкой. Чётко определить количество сюжетных линий в крупном произведении сложно, а иногда, как мы видим, даже невозможно. Главное — понимать, что это вообще такое.

Задел на будущее

На следующей неделе мы начнём говорить о композиции литературного произведения, которая состоит из следующих частей:

  • •экспозиция;
  • •завязка;
  • •развитие действия;
  • •кульминация;
  • •развязка;
  • •эпилог (не во всех произведениях).

Но стоит учесть, что завязка, кульминация и развязка для каждой сюжетной линии может быть своя.

Например, в придуманной нами книжке «Вася лучше всех» завязка линии Вася & Аркаша может состояться уже на первых страницах, когда главный герой устанет терпеть насмешки и решит записаться в спортзал, чтобы в какой-нибудь прекрасный день доступно объяснить Аркаше, что так себя вести нельзя. А завязка линии Вася & Настя предстанет перед нами намного позже — когда немного подкачавшийся, но ещё не уверенный в себе Вася увидит Аркашу с Настей гуляющими за ручку и пообещает себе, что добьётся сердца этой красавицы.

Но может быть и такое, что завязки обеих линий совпадут. Вася, вечно терпящий издевательства, опять-таки столкнётся в парке с влюблённой парочкой — и тут же решит, что так дальше продолжаться не может: надо и Аркаше навалять, и красавицу заполучить.

Как это работает в классических произведениях, разберём уже через несколько дней.

Педагог-консультант: Р. И. Шихонин

Исследуя вопросы сюжета и композиции, а также связанные с ними вопросы формы и содержания в изобразительном искусстве, я буду держаться по возможности практической стороны, поскольку заинтересован прежде всего в том, чтобы дать простой и эффективный инструмент для решения творческих задач. Самое главное, что мне видится необходимым, это ясно разграничить такие области, как сюжетное построение и композиция. И, в то же время, я хочу показать взаимодействие между сюжетом и композицией в картине.

Оглавление

1. Определение формы и содержания

Если мы попробуем посмотреть на предмет формы и содержания в искусстве с точки зрения отечественной философской традиции, мы обнаружим, что форму разделяют на внутреннюю и внешнюю.

Внутреннюю форму определяют как способ преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы. К элементам внутренней формы относят характеры, персонажи, сюжеты. Берущая начало в сознании художника внутренняя форма направляет его в поисках подходящей внешней формы. Внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле, когда очерчиваются первоначальные контуры художественного образа.

Внешнюю форму определяют как материальные изобразительные средства, организованные определённым образом для воплощения содержания, внутренней формы. Сюжет, замысел, нуждаются в определенном материале, в способах выражения. В результате появляется внешняя форма, физическое воплощение художественного образа. За внешней формой признается относительная самостоятельность по отношению к содержанию и внутренней форме.

Содержание существует в соответствующей ему форме, которая служит выражению идеи, раскрытию темы, изложению сюжета — воплощению главных компонентов содержания.

В содержании выделяется два аспекта. Первый — непосредственно выражаемое содержание — пространственно-предметная, визуальная среда. Второй — опосредованное содержание — область эмоционально смысловых ценностей и оценок. Можно обозначить первое как транслируемое содержание, а второе как воспринимаемое содержание. Воспринимаемое содержание — результат преломления содержания объективно присущего собственно произведению через призму сознания воспринимающего в контексте его личного опыта. Поэтому восприятие содержания одного и того же произведения разными индивидуальностями, людьми разных эпох и культур различается.

И теперь самое интересное: с точки зрения философии внутренняя форма, являясь связующим звеном внешней формы и содержания, по отношению к внешней форме сама выступает в роли содержания! Для художника-практика это важное признание, позволяющее встать на твердую почву. Если для философа возможность существования категории внутренней формы в промежутке между формой и содержанием может иметь функциональный смысл, то для художника будет практичнее остановиться на ясной и недвусмысленной позиции: к форме отнести именно физическую форму, а категорию внутренней формы не отделять от категории содержания.

Использование категории внутренней формы во многих трудах по теории композиции в значительной степени затрудняло формирование ясной и непротиворечивой системы. Именно эта двусмысленность не позволяла определить сам предмет композиции. В результате к области композиции относили не только материальные изобразительные средства, но и характеры, персонажи, сюжеты, так как они тоже относятся к форме, пусть и внутренней.

Если же мы будем избегать использования термина «внутренняя форма», значительная доля неясностей и противоречий исчезнет сама собой. Логически естественным выглядит в этом случае считать полем применения композиции физическую форму произведения искусства, а характеры, персонажи, сюжеты, темы и идеи отнести к области содержания. Работу над содержанием я предлагаю обозначить как сюжетную организацию или сюжетное построение.

Надо отметить, что в каждом искусстве есть свои выразительные средства, именно они используются для создания произведения и именно они должны быть организованы с помощью композиции. Например, композиция в музыке оперирует звуками и паузами — выразительными средствами данного вида искусства. Даже если музыкальная пьеса называется «Цветущий луг», она создается из звуков и пауз, а не из цветов и листиков. Точно так же в изобразительном искусстве картина создается с помощью пятен на плоскости, независимо от того, что на ней изображено — натюрморт или геометрическая абстракция.

С появлением абстрактной живописи стало очевидно, что характеры, персонажи, сюжеты присутствуют не во всех видах и жанрах живописи. Но законы композиции могут существовать только в том случае, если их возможно применить к любой картине. Если они в одном случае оперируют категориями персонажей, а в другом — категориями пятен, они не могут претендовать на универсальность — а это значит, что они не являются законами. Это требование универсальности указывает на то, что к форме произведения в изобразительном искусстве мы должны отнести именно физическую форму и именно к этой физической форме будут универсально применимы законы композиции.

Что касается содержания, то это смысл, который мы извлекаем из произведения искусства, послание художника зрителю. В каких-то случаях это характеры, персонажи, сюжеты, в других — просто настроение, эмоция, которые нам транслируются.

Добавить комментарий