Как разработать сюжет? Этот вопрос мне часто задают авторы, произведения которых я рецензирую или редактирую. Поэтому я решила поделиться своими мыслями на тему разработки сюжета. На истину в последней инстанции я не претендую — каждый автор выбирает свой путь. Сама я художественные книги не пишу, но, честно призна́юсь, пытала (с пристрастием) нескольких писателей. Ну, и собственными наработками поделюсь.
Шаг 1. С чего начинается книга
Надо помнить, что сюжет — это каркас, костяк, арматура произведения. Как угодно можете назвать, но без сюжета текст не будет целостным, развалится на отдельные сцены, эпизоды, интерлюдии. Есть, правда, произведения и без сюжета, как правило, из направления постмодернизма. Но в них основой является другое – идея, эмоциональное состояние, образ автора. Да и далеко не всем нравятся такие книги.
Сюжет важен, но начинается книга не с него, а с задумки. Это условная точка «распространения взрыва» — сцена, идея, конфликт, цель и т. д. Она даёт толчок развитию сюжета, и определить эту точку просто. Если вы решили написать книгу, просто спросите себя, о чём будет ваша книга. И запишите это «о чём», 2-3 предложения, не больше.
Например: «О том, как герой погиб в автокатастрофе и попал в тело принца-изгнанника из другого мира. Герой собирает банду сторонников и идёт отвоёвывать себе трон».
Или: «О том, как героиня встретила бывшего одноклассника, которого считала виновным в смерти своего парня. Возникшие чувства заставили её вернуться к событиям прошлого и начать собственное расследование».
Такая запись полезна хотя бы тем, что заставит упорядочить хаос в голове и определиться с главным.
Шаг 2. Герои и мир
Прежде чем кидаться разворачивать сюжет, который яркой лампочкой замигал в голове, стоит вспомнить о героях. Лучше до начала основной работы продумать их образы, особенности характера, достоинства и недостатки. Тогда герои будут вести себя логично и не вынуждать автора ломать стройный сюжет. Да и сами особенности героев помогут придумать повороты сюжета и какие-то приключения.
Разработка мира тоже нужна, так как это фон, на котором будут происходить события. Причём такая разработка важна не только для фантастики и фэнтези. Продуманные улочки города, двор в доме детства, обстановка в офисе потом найдут отражение в произведении, проявятся деталями, мелкими, но яркими штрихами и сделают текст более объёмным и реалистичным.
Шаг 3. Конфликт
Возвращаемся к сюжету обогащённые знаниями о мире и героях. Теперь нам нужен конфликт, а лучше не один. Именно он будет двигать сюжет и заставлять героев шевелиться, совершать поступки и развиваться как личности. Лучше, если источником конфликта станет антагонист — злодей, который препятствует достижению героями их целей. (Об антагонисте есть отдельные статьи: эта и эта). Но конфликт может быть и другого рода, например, внутренний, связанный с проблемой выбора, с духовным развитием героя и т. д. В качестве источника конфликта может выступать общество или природа. Подробнее о конфликте тоже можно прочитать в другой статье.
Итак, определяем конфликт, разрешение которого и станет основной сюжетной линией или основным квестом, как говорят геймеры. Но, кроме основного, могут быть и побочные «квесты», разные ответвления от главной сюжетной линии.
Шаг 4. Сюжетные арки
Сюжетная арка имеет три ключевые точки: завязку, кульминацию и развязку. Сначала наметим эти точки для основной сюжетной линии. Однако могут быть и промежуточные арки, когда сюжет как бы развивается по синусоиде: завязка, подъём, яркая сцена кульминации и движение к развязке. Читатели выдыхают, радуются за героев и ждут, что у них будет всё хорошо. Но окончательная развязка не наступает, а начинается новый подъём, нарастание напряжения, которое приводит к очередной кульминации.
В точках кульминации сюжетных арок может происходить поворот сюжета. Это хорошо, если удастся его придумать, и лучше не один. Например, женщина-служанка оказалась парнем-шпионом. Или возлюбленный девушки не был убит, а инсценировал своё убийство и скрылся. И теперь девушка хочет его найти.
Такие повороты сюжета не только позволяют направить сюжет по другому пути, и по сути, рассказать новую историю, но и активизируют внимание читателей.
Шаг 5. Побочные «квесты» или сюжетные линии
Они необязательны, но, как правило, не бывают лишними. Это, например, вплетённая в общий сюжет история друга/подруги героя, напарника,а то и главного злодея. Или выполнение какого-то задания, необходимого, чтобы обрести сильного союзника или получить свободу, заработать авторитет или добиться внимания девушки.
Сколько должно быть таких побочных линий, точно сказать нельзя. Но, когда их много тоже нехорошо, тогда теряется основная линия.
Шаг 6. Чем сердце успокоится
Завершающий аккорд книги — это не просто развязка, решение проблемы, достижение цели или утрата всех надежд. Заключительный аккорд должен прозвучать так, чтобы запомниться. И нередко сильная концовка определяет всё впечатление от книги. Понимая это, некоторые писатели даже начинают работу над книгой именно с финала.
Ну вот, это шесть шагов, после которых можно каркас книги облекать плотью. Возможно, кому-то покажется такая проработка лишней, так как занимает время и уменьшает удовольствие от работы над книгой. Ведь вроде бы книга-то уже написана, всё о героях и сюжете известно и дальше будет уже неинтересно. Так рассуждают те, для кого писательство ещё остаётся игрой, своеобразной заменой чтения. А профессиональные писатели, если и не записывают всё досконально на бумаге или в файле, то держат план сюжета и сюжетных арок в голове.
Статьи о сюжете вы можете почитать в подборке: “Сюжет художественного произведения”
Разработка сюжетной линии часто является первым шагом к написанию романа или короткого рассказа. Увлекательная сюжетная линия поможет читателям увлечься сюжетом и персонажами. Если вы начинающий писатель, то изучение того, как планировать события в рассказе, может вас заинтересовать. В этой статье мы рассмотрим определение и значение сюжетной линии и то, как организовать сюжет для вашей истории.
Что такое сюжетная линия?
Сюжетная линия – это последовательность событий, которые охватывает ваша история. Организация сюжетной линии может происходить до того, как вы напишете диалоги и сцены вашей работы. Сюжетная линия обычно включает следующие элементы:
-
Персонажи: Персонажи – это люди в вашей истории. Это могут быть люди, места или предметы. Писатели могут создать протагониста, который часто является главным героем с хорошими намерениями, и антагониста – главного героя, который выступает в роли злодея.
-
Конфликт: Также известный как проблема, конфликт истории мешает персонажам получить то, что они хотят.
-
Обстановка: Обстановка – это то, когда и где происходит действие рассказа, и она может меняться по мере развития сюжета. Персонажи могут путешествовать по нескольким городам или временным периодам на протяжении сюжета.
Сюжет истории состоит из пяти компонентов, включая:
-
Экспозиция: В начале повествования писатель представляет главного героя и антагониста и описывает обстановку. Конфликт может также проявляться.
-
Нарастающее действие: Конфликт нарастает, продолжая вызывать напряжение у персонажей.
-
Кульминация: Кульминация – это высшая точка напряженности сюжета. Конфликт достигает критического уровня, когда протагонист и антагонист сражаются или персонажи принимают важное решение.
-
Нисходящее действие: Персонажи разрешают конфликт, а писатель дает ответы на вопросы. Этот этап является началом конца истории.
-
Резолюция: История официально заканчивается. Автор пишет счастливый конец или создает импульс для продолжения истории.
Почему писателям важно иметь сюжетную линию?
Для писателей наличие сюжетной линии для их письменной работы может иметь множество преимуществ, в том числе:
-
Организация сюжета истории: В сюжетной линии можно выделить элементы сюжета, такие как нарастающее и спадающее действие и разрешение ситуации. Организованный сюжет может позволить вам решить, что должно произойти в вашей истории и как начальные события влияют на последующие, что позволяет эффективно вести повествование.
-
Содействие развитию персонажей: Как только вы узнаете, что произойдет в вашей истории, вы можете определить, как вы хотите, чтобы ваши персонажи менялись на каждом этапе. Например, вы можете написать, как злодей научился быть добрым к другим и в конце истории стал союзником.
-
Облегчить читателям следование сюжету: Люди, которые постоянно читают, могут распознать эффективные сюжетные линии, поэтому форматирование одной из них для вашей книги важно для поддержания интереса вашей аудитории.
Как написать сюжетную линию
Рассмотрите следующие шаги, чтобы создать захватывающий сюжет для ваших читателей:
1. Мозговой штурм творческих идей
Как писатель, вы можете построить свой сюжет на творческой концепции. Этап мозгового штурма может позволить вам определить, какую тему вы хотите описать в своем рассказе. Может оказаться полезным сосредоточить сюжетную линию на области интересов, что поможет вам более достоверно написать сюжетные устройства. Например, если вы интересуетесь астрономией, вы можете написать рассказ о группе астронавтов, открывающих новую планету.
Чтобы генерировать идеи, составьте список своих интересов и знаний. Вы также можете попробовать свободное письмо – упражнение, которое требует, чтобы вы свободно писали то, что у вас на уме, а затем интерпретировали свои мысли.
2. Изложить последовательность событий
Используйте полный план, чтобы расшифровать желаемые события для вашей работы и время, когда вы хотите, чтобы они произошли. Возможно, вы планируете раскрыть главного героя в кульминационный момент, например, или вы решили использовать идентификацию вашего злодея в качестве клиффхэнгера – сюжетного устройства, которое завершает историю с напряжением. Последовательность событий может передать изменение обстановки, эскалацию конфликта и развитие персонажей – компоненты, которые вам, возможно, необходимо понять до того, как вы начнете писать.
3. Создайте свой состав персонажей
При создании персонажей учитывайте их количество и их описания, которые могут включать в себя:
-
Имена: Имена ваших персонажей определяют их и их место в рассказе. Составьте список желаемых персонажей и дайте каждому из них имя.
-
Черты личности: Подумайте о том, каким типом личности вы хотите наделить своих персонажей. Возможно, вы описываете героя своей истории как мужественного и доброго человека.
-
Внешний вид: Описание внешности ваших персонажей может позволить вашей аудитории визуализировать их и установить с ними связь. Продумайте, например, форму их тела или тип волос, или решите, есть ли у них пирсинг или заметные родинки.
-
Отношения друг с другом: Если в вашем рассказе несколько персонажей, подумайте об их межличностных отношениях. Например, возможно, ваш главный герой и антагонист – родные брат и сестра, которые отдалились друг от друга, или ваши основные персонажи дружат с детства.
4. Постройте конфликт, с которым должны столкнуться персонажи
Конфликт появляется в каждой области вашего сюжета. Подумайте, насколько масштабным вы хотите сделать конфликт и какую драму он может создать для персонажей. Может быть полезно задать себе такие вопросы, как:
-
Является ли конфликт небольшим, или он настолько велик, что вызывает больше конфликтов?
-
Каковы последствия конфликта?
-
На каких персонажей конфликт влияет больше всего?
-
Кто и какие обстоятельства являются причиной конфликта?
-
В какой момент истории я хочу ввести конфликт??
5. Определите точку зрения
Точка зрения может определить, как ваши читатели представляют себе сюжет и перспективы, с которых ведется повествование. Некоторые писатели предпочитают рассказывать историю с точки зрения протагониста или антагониста, где они подробно описывают только мысли этих персонажей. Другие писатели могут писать с точки зрения нескольких персонажей. Точка зрения может повлиять на последовательность событий и на то, как вы представите своих персонажей.
Существует три типа точек зрения для повествовательного письма:
-
От первого лица: Персонаж рассказывает историю, используя такие слова, как I.
-
От второго лица: С помощью таких слов, как вы и мы, рассказ обращается непосредственно к читателю.
-
Третье лицо: Хотя рассказчик не является персонажем, повествование все равно ведется с точки зрения одного или нескольких персонажей. Рассказчик идентифицирует персонажей, используя такие местоимения, как он, она и это.
Советы по написанию сюжетной линии
Чтобы написать сюжетную линию, которая организует ваш сюжет и подсюжеты и привлечет читателей, воспользуйтесь этими советами:
Читайте истории других авторов
Пристрастие к чтению может помочь вам стать более сильным писателем. Вы можете узнать, как опытные авторы строят свои истории, и найти книги в тех же жанрах, что и ваша история. Например, если вы хотите написать рассказ о подростках, сражающихся с драконами в антиутопическом будущем, то вы можете поискать рассказы в жанрах научной фантастики или young adult. По мере чтения обращайте внимание на последовательность событий и дуги персонажей. Подумайте о том, насколько успешно повествование поддерживает ваш интерес и какие инструменты вы можете использовать в своей работе.
Создавайте правдоподобных персонажей
Чем более индивидуальным читатель воспринимает своего персонажа, тем больше он будет вовлечен в вашу историю. Продумайте черты характера персонажей, которые относятся к целевой аудитории ваших читателей. Например, если ваша главная героиня – студентка колледжа на последнем курсе, вы можете написать, что она любит посещать мероприятия в кампусе и беспокоится об успеваемости по своим предметам – области, с которыми могут соотноситься читатели из колледжа.
Также подумайте о том, как вы хотите, чтобы ваши персонажи развивались. Если ваш персонаж сталкивается с трудностями в начале истории, обдумайте, что он делает, чтобы преодолеть эти трудности в процессе разрешения конфликта. Легко узнаваемые персонажи, которые сталкиваются с реалистичными конфликтами, могут найти отклик у читателей, и ваша аудитория может болеть за успех героев, что может положительно повлиять на вовлеченность читателей.
Заинтересуйте читателей с самого начала
Читатели, которые будут увлечены изложением вашей истории, с большей вероятностью продолжат чтение до конца, поэтому важно захватить их интерес с самого начала сюжета. Некоторые писатели могут начать сюжет с последовательности действий, которая заставит читателей гадать, что будет дальше, в то время как другие могут задать загадку или предвещать драматические сцены.
Продолжительность внимания вашей целевой аудитории может повлиять на то, как вы начнете свой сюжет. Например, вы можете использовать другую технику написания для маленьких детей, чем для читателей в возрасте 30 лет.
Согласуйте сюжет с длиной вашей истории
Структура, которую вы выберете для своей истории, может повлиять на сюжет. Необходимо, чтобы у вас было достаточно времени для эффективного введения и развития персонажей и разрешения конфликта до окончания истории. Например, история с фантастическими элементами, такими как магия и заколдованные существа, может потребовать более развернутого сюжета, чтобы объяснить читателям, как выглядит фантазия. Тем не менее, история, происходящая в реальной обстановке с реалистичным конфликтом, может потребовать меньшего количества слов.
Как писатель, вы должны решить, как много или мало деталей вы хотите предложить читателям и какие события должны произойти, чтобы продвинуть сюжет вперед.
Запросите отзывы
Прежде чем опубликовать или отправить свою историю, подумайте о том, чтобы отправить ее своим коллегам или наставнику для получения конструктивной критики. Обратная связь может проинформировать вас о том, как вы можете улучшить свою работу и что читатели думают о ваших персонажах и сюжете. Также может быть полезно отправить вашу рукопись представителям вашей целевой аудитории, чтобы получить представление о том, как ваш сюжет понравится потенциальным читателям.
-
1
Генерируйте идеи. На этом этапе вам пригодится блокнот, чтобы записывать свои идеи. Записывайте предложения, отдельные слова или целые абзацы — все это пригодится вам позже, в процессе составления полноценного сюжета. Чтение тоже очень полезно, так как оно станет источником вдохновения. Той же цели послужат фильмы, телевидение, живопись, и даже другие люди.
- Решите, о чем и в каком жанре вы хотите писать. Будет ли это комедия, драма, любовная история, детектив, приключения или нон-фикшн?
- Решите, о чем и в каком жанре вы хотите писать. Будет ли это комедия, драма, любовная история, детектив, приключения или нон-фикшн?
-
2
Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.
-
3
Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?
-
4
Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.
-
5
Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.
-
6
Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.
-
7
Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.
-
8
Проработайте образы персонажей до конца. На этом этапе начинается основная работа над героями, и здесь нельзя упустить ничего. Как и при создании места действия, не бойтесь сочинить лишних подробностей — они могут пригодиться позже. Поэтому делайте как можно больше записей и сохраняйте их. Задавайте себе вопросы наподобие: «Почему мой персонаж одевается именно в таком стиле?» — и записывайте ответы. Не забывайте о том, что хороший персонаж со временем изменяется, поэтому старайтесь сделать их образы как можно более гибкими. Однако не переусердствуйте, чтобы они не казались нерешительными или непостоянными. Представьте себе возможные взаимоотношения между героями и их семейные и дружеские связи. Старайтесь разработать каждого персонажа как можно детальнее.
-
9
Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными — если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.
-
10
Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.
-
11
Развивайте события. Развитие событий — это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.
-
12
Кульминация. Это тот момент, когда ваш герой встречается со своей главной проблемой. В каждом художественном произведении на том или ином этапе происходит кульминация сюжета, за исключением, разве что, комедийных рассказов, которые нередко завершаются нелепыми поворотами. Не стоит разрешать проблему героя непредсказуемо просто, как, скажем: «Я вышел к дракону с мечом в руке, но он вдруг скончался от рака легких». Если вы хотите придать кульминации драматическую окраску, пусть ваш герой будет почти повержен, и даже близок к смерти, но внезапно соберет последние силы и чудесным образом преодолеет все трудности. Как правило, развязка случается ближе к концу повествования. Но в нелинейном сюжете это может произойти когда угодно, даже в первых строчках.
- Необязательно заканчивать книгу разгадкой всех тайн. Пусть в конце какой-то из вопросов останется без ответа или возникнет новый. Так читатели будут заинтригованы и захотят продолжения, а значит, вашей следующей книге будет обеспечено внимание.
- Необязательно заканчивать книгу разгадкой всех тайн. Пусть в конце какой-то из вопросов останется без ответа или возникнет новый. Так читатели будут заинтригованы и захотят продолжения, а значит, вашей следующей книге будет обеспечено внимание.
-
13
Развязка. Если пожелаете, вы можете описать постепенное завершение событий и рассказать читателю, что происходило с героями после кульминации. На этой стадии развития повествования все становится на свои места, и жизнь героев нормализуется. К развязке стоит отнестись серьезно, иначе вы можете разочаровать вашего читателя.
-
14
Итак, работа уже близка к завершению. На этой стадии у вас уже есть подробный эскиз вашего сюжета. Теперь можно вернуться к началу и упорядочить ваши мысли. Очень хорошо, если вы сохранили все ваши записи и заметки, так как они не раз вам пригодятся. Если вам это нравится, делайте зарисовки, схемы и таблицы, и даже пишите стихотворения о вашем рассказе, так как все это поможет вам пробудить вдохновение и полюбить свое творение. Но не думайте, что на этом работа завершена. Вы лишь подготовили основу, а это не так уж и сложно. Только на следующем этапе основа сюжета становится хорошим сюжетом.
-
15
Добавьте красок. Используйте разнообразные писательские техники, остроумные повороты сюжета и литературные приемы. Например, чеховское ружье не стене, когда совершенно незначительный предмет неожиданно влияет на развязку конфликта, или Deus Ex Machina (с лат. — «Бог из машины»), когда разрешение возникает ниоткуда: «Мы чуть было не погибли, как вдруг синяя коза спасла нас, уничтожив воздушный шар злого гения своим лазерным взглядом». Совмещайте эти литературные обороты с тропами — метафорами, аналогиями и персонификациями, — и у вас получится насыщенный и интересный сюжет.
-
16
Перед финальной обработкой текста позвольте себе немного отдыха.
-
17
Вернитесь к работе. Теперь пришло время перечитать написанное. Избавьтесь от анахронизмов и непоследовательностей, убедитесь, что ваши персонажи целостны и постоянны (со временем их характеры могут изменяться, но, скажем, их цвет волос и рост пусть остаются неизменными). Если оказывается, что главная проблема сюжета нарушает гармонию всего повествования, не бойтесь вносить большие изменения. Одна ошибка может испортить всю вашу работу.
-
18
Если вы еще не начали писать, возможно, сейчас подходящее время…
Реклама
Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.
Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.
Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)
В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.
[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]
Шаг 1. Идея и тема
Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.
Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:
Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.
Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.
Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:
- Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
- Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
- Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.
Впрочем, это уже следующий шаг.
Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета
Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.
Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:
- Экспозиция. Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
- Завязка. Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
- Развитие. То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
- Кульминация. Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
- Развязка. Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.
Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.
Над чем нужно задуматься на этом этапе?
Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.
Шаг 3. Собственно, составляем план
Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.
Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.
Неявных частей в сюжете действительно три.
Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.
Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.
Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.
Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.
Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.
Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.
Шаг 4. Детализация плана
Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.
Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:
- Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
- У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?
Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».
Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).
Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».
Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.
Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:
Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.
Эпизод 2
Начинается с того что…
Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.
Преимущества планирования
- Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
- Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
- Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
- Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.
Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.
Удачи вам в творчестве!
Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!
В любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.
Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился – умер).
Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье “Что такое сюжет”.
Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой – с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.
Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу
В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» – элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».
Рассмотрим фазы дуги подробнее.
1. Стазис – по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в обычном (или выдуманном) мире. Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» – в развитие, через первый импульс.
2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.
Импульсом может быть все, что угодно, – давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.
3. Цель – следствие импульса.
Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.
Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.
4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.
Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.
Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:
а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;
б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;
в) она должна быть реалистичной, логичной, правдоподобной, естественно вытекающей из обстоятельств.
И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.
5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.
Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» – это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание ответственности за поступок (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.
6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.
Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.
7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.
Поворот должен быть:
а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф – зараза, а работа крайне нужна);
б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;
в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.
Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»
Сборник статей “Работа над книгой”
Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?
Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник
8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.
Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.
Как применять восьмипунктовую дугу в написании книги
Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его композиционной части. Таким образом, дуги могут быть:
- главными – история в целом;
- большими – части, главы;
- малыми – сцены.
Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.
Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.