Итак, зачем вообще нужен план при написании романа? Казалось бы, весь сюжет сидит в голове, герои давно придуманы, идея подсвечена – садись и пиши, что в этом сложного? А сложности есть, причем иногда вылезают в самый ответственный момент.
Вот что даёт план: структурированность текста, прозрачность, сохранение темпа и ритма, внятность, понимание целей и задач.
Давайте пробежимся по подводным камням, которые ждут автора на пути к финалу его произведения – и посмотрим, как эти подводные камни убрать с помощью плана.
Хочу начать с распространенной практики, которую лично я отрабатываю каждый раз, когда сажусь за крупное произведение. Попробуйте рассказать о своём романе в двух-трех предложениях. Обозначьте завязку, главную идею и сюжет своими словами.
«Главная героиня замужем и счастлива, но влюбляется в другого, рожает от него ребенка и уходит от первого мужа. Муж не даёт ей развод, вся общественность против поведения героини, да и новый сожитель охладевает к ней. В отчаянии героиня прыгает под поезд»
«Люди, летящие в самолете, неожиданно приземляются в пустынный аэропорт и понимают, что оказались в ином мире – то ли в прошлом, то ли в будущем. Они пытаются выбраться из этого мира, столкнувшись с множеством различных проблем»
Это первый этап, и он обычно самый сложный, потому что у каждого автора в голове ворох смыслов, идей и сюжетов, которые он хочет вывалить на бумагу. Но, как говаривал персонаж одного советского фильма: «Торопиться не надо!»
Второй этап такой: возьмите своё краткое изложение и добавьте к нему пять-шесть абзацев, отвечая на самые очевидные вопросы.
Например: сколько людей летели в самолете? Чем они связаны или не связаны между собой? Что это будет за аэропорт (большой и современный, или маленький и заброшенный?). Что странного в мире, в котором они оказались (несколько пунктов)? Как они пытаются из него выбраться (несколько пунктов). Какой финал у этой истории?
И вот если вы справились со вторым этапом, добро пожаловать на борт. Можно приступить к подробному плану романа.
Обычно у меня уходит месяц на то, чтобы составить более-менее полный план. Но это индивидуальные сроки. Кто-то за месяц успевает написать две-три книги бесконечного фэнтези-сериала.!
В общем, выбирайте удобный вам темп. Торопиться не нужно, но и затягивать тоже.
На что в плане нужно обратить внимание?
Придерживайтесь своей первоначальной задумки. Старайтесь не уходить от неё слишком далеко, иначе рискуете превратить план одного романа в план совсем другого. Хорошо это или плохо решать, конечно, вам, но не жалко ли будет потраченного времени?
Бежим дальше.
➤ Сюжетные линии
Без рабочего плана есть большой риск, что в вашем романе появятся проблемы с сюжетными линиями. Как это часто бывает, в процессе написания в голову приходят свежие (почти наверняка гениальные!) идеи, хочется развить их, добавить в сюжет.
Тут важно понимать, что нет ничего плохого в разветвленном сюжете (особенно если вы пишите десять томов новой «Игры Престолов»). Речь идет о тех сюжетных линиях, которые «выходят из-под контроля» – забываются, обрываются, ведут в тупик.
Если по-простому, сюжетная линия, это путь вашей истории из пункта А в пункт Б. Таких историй в тексте может быть две-три-пять. Они могут двигаться параллельно и соединяться в финале, а могут пересекаться и сплетаться в общую нить повествования.
При составлении плана я обычно отдельно прописываю все сюжетные линии от завязки до финала. А в местах пересечения выделяю их отдельными цветами или маркерами, чтобы понимать, сколько всего этих пересечений, куда они ведут, как расходятся и где завершаются.
Как только вы «нарисуете» все свои сюжетные линии, вам станет намного проще понять, какие из них лишние или, наоборот, каких не хватает.
➤ Персонажи
Частая проблема с персонажами: они бывают лишними или, наоборот, забытыми.
- Лишние персонажи появляются часто против воли автора, выскакивают «по вдохновению» и вдруг начинают играть ключевую роль в романе. Что может натворить такой персонаж? Сломать сюжет, исказить идею, вытеснить других. Одним словом, устроить кавардак.
- С забытыми персонажами всё ещё сложнее. Представьте, если в середине книги вы просто забыли о герое, который в финале играет ключевую роль. И вот, дописывая роман, вы вдруг понимаете, что какой-нибудь рыцарь или космический десантник не дошли до финала. И теперь, чтобы всё выглядело правдоподобно, вам нужно переписывать кусок книги заново.
И та и другая ситуация, как несложно догадаться, легко решается предварительным планом.
Я всегда прописываю вообще всех персонажей в отдельном файле – как их зовут, внешность, характер, особенности, какую роль они играют в тексте (этот умрет, но героически, этот принесет артефакт, этот окажет переломную роль в финале, этот будет выполнять роль комика и громоотвода и т.д.). Если по ходу написания книги у меня вдруг появляется новый персонаж – я прежде всего обращаюсь к плану и проверяю, нужен ли этот новичок или нет.
Важно: при создании персонажей всегда отвечайте на вопрос: «Зачем он нужен в тексте?». Старайтесь не плодить второстепенных персонажей просто потому, что им тесно в вашей голове. Эти товарищи отвлекают внимание на себя, перегружают текст и, в итоге, могут лишить читателя интереса.
➤ Идеи, которые приходят в голову в процессе написания
Проблема, тесно связанная с сюжетными линиями. Сами по себе интересные идеи не несут ничего плохого. Их может быть сколько угодно в тексте. Но когда их становится слишком много, размывается фокус. Что хотел сказать автор? Почему его мысль потекла в другую сторону? Зачем книга, скажем, о погоне охотников за древним монстром в джунглях, вдруг преобразилась в книгу о тяжелой жизни одинокой женщины с ребенком на задворках промышленного городка?
Иными словами, старайтесь при составлении плана четко отметить, что именно за идеи вы стараетесь донести. Как они будут работать. Не перегружайте текст. И старайтесь, при написании, придерживаться плана.
➤ Темпоритм
Модное нынче слово «темпоритм» означает «гладкость» вашего текста. Читатель не должен заскучать, пролистывая десятки страниц рассуждений, не имеющих отношения к основному сюжеты. Динамичные эпизоды обычно чередуются со спокойными. Главы принято завершать «клиффхэнгером» (ещё одно модное словечко, перебравшееся из кино, и означающее некий эмоциональный пик перед развязкой, внезапно обрывающийся до следующей главы). А в сюжете должно быть достаточно сюжетных поворотов, чтобы удержать внимание читателя.
Всё это как раз относится к темпоритму. Даже опытные авторы не всегда улавливают ритм собственного рассказа и обращаются к составлению плана. Согласитесь, намного проще отследить, где ваш текст провисает по динамике или, наоборот, скачет конём, если у вас есть поглавное описание сюжета. Я не говорю уже о том, что в плане вы всегда сможете правильно откорректировать сюжетные повороты.
➤ Из прошлого пункта вытекает следующий: нет понимания важных эпизодов и сцен. Нет контрольных точек в сюжете.
Тут буду краток. Любая сцена, в идеале, должна двигать сюжет. Даже если два ваших персонажа просто перекусывают в кафе, им ничего не мешает вести диалог, который приведет одного из них к важному решению или месту.
Как только в вашем плане появится описание каждой главы, вы сможете проанализировать их и проставить контрольные точки. Не сильно важные эпизоды, работающие на связку сюжета, например, могут быть короткими или подаваться интересно, чтобы читателю не было скучно (или чтобы читатель передохнул от динамики).
➤ Невозможность завершения – текст всё тянется, тянется и тянется…
Ну и финальные грабли, на которые может наступить любой автор без плана. Сюжетные линии плодятся, количество персонажей растёт, финальные идеи отодвигаются на второй, третий планы… Как завершить роман? Сам автор уже не имеет представления. Он пишет, пишет, пишет. Конца и края нет. Думаю, те, кто читали бесконечные саги, поймут о чём я. Хорошего мало.
В итоге автор рискует или полностью истощить силы, или «психануть» и завершить роман так, что мало никому не покажется. В проигрыше останутся все – и автор и его читатели.
Стоит ли говорить, что подробный план романа – тот самый путь от А до Я – сводит риск «бесконечной истории» к минимуму. А еще лучше, если в начале пути вы будете точно знать, чем хотите завершить роман.
Глупо отправляться в путешествие, не имея конечной цели (если только ваша конечная цель – это и есть отсутствие цели! О, как загнул!).
Я обычно расписываю два-три финала для романа. К какому в итоге приду – загадка. Но тем интереснее двигаться к этим самым финала.
Ну и давайте подытожим.
Я сознательно не рассказал подробно о некоторых моментах, которые присутствуют в подробном плане, потому что они интуитивно понятны. Ниже перечислю и их тоже.
Мой план состоит из таких пунктов:
- описание всех глав, с ключевыми сценами и эпизодами
- описание всех персонажей (желательно вот вообще всех, главных и второстепенных, включая безымянного бармена и говорящую лампочку): их имена, возраст, характеры и роль в сюжете.
- описание локаций (места действия): города, улицы, дома, квартиры, бары, Мордор и т.д.
- времена года, ключевые даты и события (если это важно)
- сюжетные линии
- сюжетные повороты (в каких главах, в каких эпизодах, с какими персонажами и что будет в итоге)
- финал
Придерживаясь его, я не только облегчаю написание книги (согласитесь, намного проще и быстрее написать роман, в котором уже всё разложено по полочкам), но и значительно сужаю работу с черновиком. Как говорится, сто раз отмерь – один отрежь.
_________________________________________
Понравилось? Подписывайтесь, ставьте пальцы вверх, комментируйте. Всегда рад!
Еще из интересного:
С чего начинать рассказ или насколько важно первое предложение
Что такое “плохой” текст?
Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.
Перейдем к теории:
1. Экспозиция
Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.
2. Завязка
Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.
3. Развитие событий.
В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.
Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.
4. Кульминация
Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.
Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.
5. Поворот сюжета
Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.
6. Развязка
После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.
7. Эпилог
Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.
Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.
ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.
Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:
1. Собрались. (экспозиция)
2. Выпили. (завязка)
3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)
4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)
5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)
6. Нам п*зда (развязка)
7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)
Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».
Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.
Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:
— На обоях
— На сложенный в азиатской манере бумаге
— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)
Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:
— Записать сон и сделать его сном персонажа
— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)
— Еще пример диалога с мыслями героев
– Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)
— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит
Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.
Подведу итог:
Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»
Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).
Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.
Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.
Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)
В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.
[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]
Шаг 1. Идея и тема
Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.
Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:
Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.
Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.
Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:
- Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
- Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
- Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.
Впрочем, это уже следующий шаг.
Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета
Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.
Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:
- Экспозиция. Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
- Завязка. Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
- Развитие. То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
- Кульминация. Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
- Развязка. Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.
Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.
Над чем нужно задуматься на этом этапе?
Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.
Шаг 3. Собственно, составляем план
Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.
Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.
Неявных частей в сюжете действительно три.
Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.
Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.
Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.
Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.
Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.
Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.
Шаг 4. Детализация плана
Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.
Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:
- Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
- У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?
Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».
Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).
Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».
Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.
Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:
Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.
Эпизод 2
Начинается с того что…
Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.
Преимущества планирования
- Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
- Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
- Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
- Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.
Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.
Удачи вам в творчестве!
Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Содержание
- Рекомендации о том, как составить план рассказа
- Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
- Обязательные части плана
- Как сделать план пересказа
- Примеры плана
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- Как составить план рассказа?
- Составление плана рассказа
- План готового текста
- Виды планов
- Композиция текста
- Как спланировать сюжет
- Шаг 1. Идея и тема
- Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета
- Шаг 3. Собственно, составляем план
- Шаг 4. Детализация плана
- Преимущества планирования
- Многобукфф
- Vladislav’s personal blog site
- Планирование сюжета произведения: несколько практических способов
- В чем сложность при работе без плана?
- Контролирующая идея… Это наше все!
- Стиль написания
- Структура
- Объем и глубина планирования
- Планирование на основе фактов (событий, мест, персонажей) карточками
- Планирование в виде сетевой диаграммы
- Используем сам документ в качестве плана
- Детальное планирование в виде таблицы
- Крупнозернистое планирование крупных произведений
- Применяем планирование на практике
Рекомендации о том, как составить план рассказа
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
Еще несколько полезных советов для пересказа:
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
Составляем план по рассказу:
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
Как составить план рассказа?
Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.
Составление плана рассказа
Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:
План готового текста
Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:
Виды планов
Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:
Композиция текста
При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:
Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.
Источник
Как спланировать сюжет
Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.
Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.
Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)
В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.
[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]
Шаг 1. Идея и тема
Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.
Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:
Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.
Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.
Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:
Впрочем, это уже следующий шаг.
Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета
Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.
Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:
Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.
Над чем нужно задуматься на этом этапе?
Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.
Шаг 3. Собственно, составляем план
Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.
Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.
Неявных частей в сюжете действительно три.
Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.
Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.
Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.
Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.
Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.
Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.
Шаг 4. Детализация плана
Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.
Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:
Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».
Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).
Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».
Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.
Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:
Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.
Эпизод 2
Начинается с того что…
Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.
Преимущества планирования
Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.
Удачи вам в творчестве!
Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!
Источник
Многобукфф
Vladislav’s personal blog site
Планирование сюжета произведения: несколько практических способов
Многие люди, а если говорить честно, то все, кто хоть раз оставался один на один с задачей написания объемного текста, сталкивался с трудностями, связанными со структурированием текста и его планированием. Ну и меня не минула чаша сия.
Находясь на границе перед написанием очередного романа, рассказа или статьи, я всегда задаюсь вопросом, а о чем именно я буду писать все эти 5, 50, 250, 500 страниц? Вроде бы идея — вот она, а когда подбираешься к непосредственной реализации внезапно осознаешь, что находишься перед бездной, зловеще зияющей пустотой. И совершенно не знаешь, как прокинуть мостик от одного ее края к другому, как спланировать состав текста, как построить слияния хитросплетений судеб героев.
Пришлось немного поизучать опыт других писателей и составить некий дайджест способов того, как принято планировать произведения. Разумеется, дайджест будет пропущен через мое собственное понимание вопроса. Более того, для проверки почерпнутых из глубин интернетов знаний я написал первый рассказ из целой череды рассказов воспользовавшись одним из методов. И не просто написал, а проверил методику планирования произведения. Более того, саму методику планирования я попробовал скрестить со Story Grid, методом, позволяющим анализировать текст и находить в нем «узкие» места.
В чем сложность при работе без плана?
Написать роман без четкого и понятного плана это то же самое, что построить автомобиль без чертежей. Вроде бы понимаешь, что должно получиться в результате, но обилие деталей и технологических операций банально вводит в ступор. Я сказал романа? В действительности не только романа, но и любого другого произведения объемом более нескольких страниц.
Когда я приступаю к работе над книгой или другим произведением, у меня уже есть концепция. Я знаю, что я хочу сказать, но совершенно не понимаю, как выразить свои мысли в понятной читателю и непротиворечивой форме. И сразу же стараюсь прикинуть что, как и где я напишу. Другими словами, я пытаюсь, так или иначе, набросать план моего произведения. Чтобы понимать где и что у меня будет располагаться.
Если же писать без плана, то может статься так, что повествование уйдет совершенно в другую сторону, нежели изначально думал писатель. И произойдет сие непринужденно естественным образом. Иногда даже обнаружив отклонение от магистрали первоначальной идеи исправить его уже нельзя, поскольку придется переписывать вообще практически все с самого начала, иначе проявятся логические несоответствия.
Traditional Story Arc (Taken from Devian Art)
А в некоторых случаях ситуация становится еще хуже. Я бы даже сказал, что ситуация приобретает все характеристики катастрофы. Начиная писать произведение без плана, автор может сильно увлечься и слишком размашисто раскидать клюкву во введении, затянув его до середины произведения. И подобное — вовсе не редкость, даже в коммерческой литературе сплошь и рядом встречаешь занудные и затянутые вступления при вроде бы адекватной идее.
Ниже я проанализирую различные варианты планирования, дабы дать общее понимание того, как вообще можно планировать произведения, а благодарный читатель, он же будущий писатель, постарается понять и разобраться в предлагаемых вариантах.
Контролирующая идея… Это наше все!
Прежде чем браться за планирование, а тем более за написание произведения, стоит как следует и крепко подумать, что же на самом деле есть ваша контролирующая идея. Ее нужно сформулировать в краткой форме. Напомню, что контролирующая идея — стержень всего произведения, вокруг нее крутится весь сюжет и происходят все действия персонажей.
Обычно контролирующая идея выражается в виде короткой, но емкой фразы или же одного предложения. Редко, но вполне допустимо, когда идея выражена несколькими предложениями. Конечно, если автор последователь Канта или другого философа, упражняющегося в написании никому не понятных словес, то в качестве идеи может выступать небольшой абзац текста или даже страница.
Для лучшего понимания, того, что такое контролирующая идея, можно привести несколько примеров. Например, «Сколько веревочки не виться, а конец все равно есть» подойдет для романа с адюльтером или про мелких преступников, «Наркотики — разрушают твою жизнь» отличная идея для романа про опускающегося на дно интернет-наркомана, «Большие деньги и власть развращают почище водки» подойдет для рассказа про начало 90, когда пути-дорожки друзей расходятся, кто-то подается в бизнес, а кто-то увлекается утренним ботлхантингом.
Запишите свою контролирующую идею и держите ее постоянно перед глазами, когда работаете над произведением. И при любых сюжетно важных событиях сверяйтесь с ней, это поможет выдержать сюжет в едином ключе от начала и до конца.
Стиль написания
Помимо контролирующей идеи важно выбрать и придерживаться единого стиля в написании текста. Зачастую и я лично наблюдал подобное в изданных книгах, писатели постепенно утрачивают изначальный настрой в стиле текста. Например, начало ведется в ироничном ключе, а концовка — чистейшей воды хоррор. Разумеется, стилевые метаморфозы могут быть заложены автором изначально, как мастерски проделал Анатолий Кузнецов в своем «Бабьем яре». А вот у других… В качестве отличного образчика того, как меняется стиль изложения, можно ознакомиться с некоторыми романами Минаева. По мере прочтения очевидно, что некоторые его книги писались длительное время и с существенными перерывами, во время которых сам писатель менялся, а следом менялось и его отношение к героям и рассказываемой истории.
Рекомендация: фиксировать стиль написания при обдумывании контролирующей идеи, а затем периодически сверяться с выбранной моделью по мере продвижения по истории. Подробнее о стилях можно прочитать в моем разборе Story Grid.
Структура
Но ведь в хорошей истории важны не только стиль и идея, но и то как эта идея раскрывается писателем. Кстати, под магическое действие структуры произведения, больше чем художественные, подпадает деловая или научная проза. Взять хотя б презентацию. В очень сжатом формате зачастую с иллюстрациями и на десятке слайдов, лектор должен провести своих слушателей через целый мир. А сделать он это может только логично структурировав все свое творчество целиком. Ведь писатель идет от мысли к слову, а читатель (слушатель) вынужден идти от слова к мысли. И малейшее отклонение от генеральной линии может привести к недопониманию, иногда катастрофическому.
Из каких составных частей состоит произведение, какие логические кирпичики лучше применять для построения текста, я опять же вывел в обзоре Story Grid. Автор в любом случае является творцом своего произведения и волен сам выбирать как форму, так и ее наполнение. Но именно на этом этапе мы подобрались вплотную к тому, как можно планировать развитие «действия» в своем произведении.
Я недаром поставил слово «действия» в кавычки. Ведь под действиями подразумевается именно история, история, излагаемая рассказчиком слушателю. И рассказчик волен либо вообще отказаться от структуры, раскидав связанные события по всему повествованию, либо же отдаться на волю провидения и писать, писать, писать полагаясь лишь на свою интуицию и некий опыт. В первом случае читатель заскучает, будучи не в силах собрать все кирпичики Lego в единую модель, а во втором, он умрет от скуки смертной, следуя пространным рассуждениям незадачливого импровизатора, потерявшего собственную путеводную нить. Такие методы вполне уместны, но прибегать к ним стоит лишь только профессионалам своего дела, только тем, кто знает в совершенстве, какие правила они нарушают.
А мы же проследуем далее, в увлекательный и чарующий вычурной простотой мир планирования произведения.
Объем и глубина планирования
Перед началом планирования следует понять на какую глубину следует проводить это самое планирование. Если произведение небольшого формата, например, рассказ, то запланировать можно сразу все произведение. А вот в случае романа формата «Война и мир», с многочисленными сиквелами, проработать сразу же в мелких деталях все что будет происходить на сотнях, а может быть, и тысячах страницах зачастую просто не представляется возможным.
В таком случае можно накидать в общих чертах все произведение, а первую его часть уже проработать более детально. И вот так, продвинувшись к окончанию одной части, приступать к планированию следующей.
Кстати, о крупнозернистом представлении структуры или сюжета. Все повороты и важные части можно отобразить в виде каких-то ключевых событий или, в случае нехудожественной литературы, выводах. По-другому, все ключевые моменты можно назвать назвать вехами.
Получив структуры из вех, можно приступать к детализированию каждой из них, постепенно «наращивая» на костный скелет мясцо. Но не думайте, что, создав план в самом начале, он останется неизменным на протяжении всего процесса написания. Зачастую получается так, что план постепенно изменяется, по мере того как писатель продвигается в своем процессе написания. Иногда в голову приходят удачные мысли, а часто просто ниспадает озарение и, взглянув на структуру, решаешь пойти немного другим путем.
Планирование на основе фактов (событий, мест, персонажей) карточками
Самый простой способ спланировать произведение — остановиться на крупнозернистом плане из вех. В этом случае в плане отсутствует детализация до мелких подробностей, типа вспомогательных или поддерживающих событий, указаний на описание местностей, персонажей и прочего. Вместо этого автор использует визуальное представление, состоящее из множества карточек.
Планирование в виде карточек
На карточках могут быть отображены (или просто написаны) сами ключевые события, персонажи с их характеристиками, фотографии мест или же любая другая информация. По мере продвижения вперед, автор может убирать карточки, когда они не нужны.
Если писатель работает за столом, то перед ним, может располагаться стена, на которой и удобно разместить визуальные подсказки. На компьютеризированном уровне можно воспользоваться продуктом типа Scrivener, в котором реализована самая настоящая пробковая доска для многочисленных карточек.
Карточки можно не только бессмысленно лепить на пробковую доску в хаотичном порядке, их можно группировать по мере развития истории или же вообще протянуть вдоль всей кривой повествования, наглядно демонстрируя появление тех или иных персонажей, событий или же просто сцен.
Из-за своей простоты и неограниченности форматом, метод планирования с карточками, пожалуй, самый гибкий из всех возможных методов, за исключением, пожалуй, полного отсутствия планирования.
Планирование в виде сетевой диаграммы
Применение Mind-Mapping (картирование памяти) техники для планирования выступлений перед публикой — успешно практикуется, так как не дает забыть основные тезисы в напряженной обстановке. Но ту же самую методику можно применять и для планирования произведения.
Правда, метод Mind Map не совсем подходит для планирования произведения, так как создавался он совсем для другого. Основной проблемой в классическом Mind Map я считаю невозможность построения сетевых диаграмм, а не только карт памяти. А если говорить о программных продуктах, то проблема с ограничениями по «горизонтальным» связям и наличию на одной диаграмме сразу нескольких корневых точек, отлично решена в продукте как Scapple.
В теории метод картирования памяти или карт памяти может применяться как вспомогательный инструмент, для краткого описания сложных понятий или же специфических доменов знаний. А вот планирование крупного произведения исключительно при помощи Mind Mapping мне видится не таким уж и удобным. Проверено на себе.
Используем сам документ в качестве плана
Еще одним способом по планированию, не требующим каких-либо специальных инструментов или навыков, я могу назвать использование самого текстового процессора. Разбиваем наш будущий текст на главы, в каждой главе прописываем краткое ее содержание. Прямо по тексту. По мере того как написание текста продвигается вперед, можно удалять части или предложения текста, относящегося к плану.
Вариант планирования в MS Word. Для сцен и глав используются специальные стили. В «заголовке» сохранено краткое содержание, дата, конфликт, изменение ценности, место. В отдельном документу расписываются места, предметы и контролирующая идея.
Метод весьма прост, но после написания всего произведения автор остается, по сути, без плана. И уже не сможет провести ревизию текста опираясь на его краткое структурированное содержание. Опять же, проверено на себе.
Детальное планирование в виде таблицы
Один из наиболее популярных способов планирования, и в той же мере эффективный способ — применение электронных таблиц. Метод с таблицами до боли в подушечках пальцев похож на метод проверки Story Grid и его появление на свет можно отметить как естественную потребность контроля над текстом у авторов.
Применение табличного способа планирования просто и гибко одновременно. Для начала заводится обычная таблица в обычном редакторе электронных таблиц, например, Excel. Каждая строчка есть не что иное, как элемент текста, к примеру, сцена, глава, последовательность или аналогичный элемент. Глубина планирования может выбираться автором произвольно, от крупнозернистой и до самой что ни на есть подробной.
Детальное планирование в таблице
Обыкновенно применяются такие столбцы, как номер главы, место действия, время действия и длительность, краткое описание того, что происходит в этой конкретной части истории, действующие лица на сцене и вне ее. При наличии желания автора контролировать изменение ценностей в своей истории он может прописать туда же и их, а затем попытаться промоделировать их изменение в зависимости от происходящих событий.
Ко всему прочему, я бы порекомендовал добавить еще и объем указанной части в словах или символах. В таком случае у автора появляется инструмент по контролю за объемом своего текста и отдельных его частей. Кстати, хорошим тоном является детализации до уровня сцен или глав, когда сцена равна одной главе. Большая подробность будет избыточной.
Крупнозернистое планирование крупных произведений
Когда дело доходит до действительно крупных форм, то от мастерства писателя держать весь сюжет под контролем, зависит успех всего предприятия. Представляете себе, как можно запланировать книги о Гарри Поттере или же «Игру престолов»? Если кто не помнит, то в таких произведениях присутствует множество сил с различными интересами. И часто они конфликтуют друг с другом. Таким образом не одному герою противостоит один злодей, а множеству героев противопоставлено множество антигероев. Что создает дополнительные трудности по контролю всех взаимодействий. Что же делать?
В таком случае применяется тоже таблица, но несколько иного толка, чем в предыдущем абзаце. Для описания взаимодействий между различными группировками или для контроля над сложными переплетениями отношений лучше всего применить двухуровневое планирование, когда на нижнем уровне для каждого из эпизодов применяется один из методов планирования приведенных выше, а для верхнего уровня, уровня крупных форм, можно использовать следующее анонимное изобретение.
Детальный план романа «Catch-22»
Создается таблица, где каждая строка есть отражение крупного элемента истории, например, эпизода или акта. В качестве столбцов можно использовать, разумеется, номер, а еще временную привязку событий эпизода. Конечно, в каждой строке должно быть краткое описание того, что вообще происходит в этой части текста. А дальше, в остальных столбцах указываем основные противоборствующие силы. В конкретных ячейках заполняем то, как, по каким причинам и с кем произошли конфликты этой силы.
Однако, хочу сразу предупредить, что таблица с крупнозернистым планированием для крупных произведений не очень хорошо работает с менее форматными текстами. Если у вас всего несколько героев, то нет никакого смысла строить такую таблицу и прописывать каждого из героев в отдельный столбец. Они отлично уживутся и с обычной таблицей для детального планирования, а вы не проделаете излишнюю работу. Кстати, я встречал подобные упражнения и могу представить какие мучения испытывал автор, когда пытался впихнуть своих героев и их взаимодействие между собой в столь изощренный инструмент.
Применяем планирование на практике
Самое лучшее закрепление теории — проверка ее практикой. В моем случае, дабы попрактиковаться в планировании и последующем написании художественного произведения по заранее намеченному плану, я решил реализовать в виде небольшого рассказа одну из своих идей. В плане идей их много у меня. После того как идея уже готова к тому, чтобы превратиться в нечто большее, я начинаю собирать материал. Определяюсь с местом действия, подбираю фактуры. Все это с успехом заносится в OneNote. Процесс подготовки материалов может занимать несколько месяцев, пока сама идея доваривается в собственном соку.
Но вот на стадии превращении идеи в некую художественную форму неминуемо возникают муки творчества, поскольку просто не ведаешь, как какую-то короткую мысль, историю, записанную в одном абзаце, превратить в текст объемом хотя бы в тысяч десять слов. И пожалуй, именно это планирование и есть самая сложная часть работы. Сложная с точки зрения интеллектуальных затрат, понятное дело.
Не буду раскрывать весь сюжет рассказа «История Натальи Веревочкиной», но в нем молодая девушка ввязалась в странную авантюру по защите окружающей среды. Куда приведет ее чрезмерно ретивая борьба за чистоту воздуха, почвы и вод узнает пытливый читатель. Но в этом рассказе нас интересует не сам сюжет и не то, что из-за травмы он была написан целиком и полностью всего тремя пальцами по вечерам, а то, как он был запланирован.
Первоначально, я сформулировал контролирующую идею рассказа, попробовал осмыслить ее под разными углами. Затем определился с жанром, с лицом повествования и с очень кратким содержанием. Все это позволило определить требования к будущему строению (этажность, расположение на участке). Поскольку я планировал написать рассказ, т. е. относительно небольшую форму, то я решил ограничить всю историю объемом от 8 до 10 тысяч слов. Уже на этом этапе мне было понятно, что в рассказе будет 4 акта, а каждая глава будет одной сценой.
План рассказа «История Натальи Веревочкиной»
Для рассказа, из-за небольшого количества действующих сил, да и небольшого объема, я решил использовать обычную табличную структуру планирования. Каждая строка равняется одной сцене и соответственно одной главе. Напомню, что для того, чтобы сцены выглядели более-менее живо, герои в них должны принимать какие-то решения или совершать действия, которые подталкивают историю к следующей части. Ну а общее напряжение, по обыкновению, должно постепенно нарастать.
В виде столбцов я использовал:
• Обозначение части произведения: начало, середина или конец.
• Номер акта.
• Номер главы.
• Объем акта.
• Номер сцены.
• Место действия.
• Событие.
• Тип события: побуждающее происшествие, прогрессирующее происшествие, кризис, кульминация и разрешение. Как таковые я не использовал поддерживающие сцены, поэтому их и нет в перечислении.
• Плановый размер сцены в словах.
• Фактический размер сцены в словах.
• Изменение ценности героев в основной сюжетной линии (Storyline A).
• Изменение ценности героев во второстепенной сюжетной линии (Storyline B).
• Обязательные условности для сюжета.
Последние три столбца, как показала практика, по крайней мере для рассказа, не информативны и большого смысла в них нет. Да, по задумке каждый из главных героев тянул сразу по две линии, например, героиня внешне хотела бороться за природу, а внутренне испытывала романтическую симпатию к другому герою. Но рамки рассказа и без отдельного вычленения отлично отображают изменения, происходящие с героями.
В процессе написания, некоторые плановые прогнозы пришлось пересмотреть. Иногда объем уходил за изначально отведенные рамки. Например, прибытие на прибытие в Сан-Франциско я отвел сперва всего 50 слов. Идея была в рамках «ну прилетели и прилетели, что с того», но в реальности оказалось, что и дома «там красивые», да и героям есть о чем поговорить.
Вообще, превышение или недобор объема не так критичны, если вы не пишите журнальную или газетную статью. Если есть небольшие колебания на них можно закрыть глаза. А вот суммарные отклонения на 500 или 1000 слов уже должны вызывать определенное воздействие. Ведь глава, затянутая в два или три раза, может вызвать отторжение у читателя, а слишком скомканные события вызовут ощущение подделки и недолива после отстоя пены.
Что еще? Рассказ — уникальный жанр. Написать рассказ порой сложнее романа, в ограниченных по объему рамках бывает архисложно полностью и понятно изложить мысль. На помощь тут приходят события, происходящие вне сцены. Вместо того чтобы нудно и детально описывать путешествие жителя большого мегаполиса из дома на работу в метро, можно просто оставить весь этот процесс за скобками. Либо вообще выкинув его из текста, лишь только упомянув, дескать «Артем ненавидел метро, каждая поездка давалась ему с огромным трудом. Вечная духота, давка, неприятные запахи и нестерпимый шум вызывали у него искреннее и натуральное отторжение. И последняя поездка не стала исключением. Доехав до офиса, молодой человек чувствовал себя как губка пропитанная лимонным соком и как следует отжатая над мойкой полной посуды со вчерашней вечерники». Вот так все приключения Артема в подземке остались за скобками, а читатель может самостоятельно додумать, почему же именно персонажу стало так плохо в метро.
Кстати, для планирования вовсе не обязательно использовать какое-либо специализированное программное обеспечение. Многие писатели, в том числе и знаменитые, вполне обходятся листочками бумаги. Кстати, ознакомиться с неплохой коллекцией планов к известным произведениям можно на странице Daily Mail, где репортеру было до чертиков интересно, как же велась работа грандами над своими шедеврами.
В статье использованы графические материалы с сайтов:
Источник