За сжатие текста на ОГЭ девятиклассники могут получить 3 балла. Как быстро и доходчиво объяснить ученикам приемы компрессии, и научить их применять?
Предлагаю материал, который поможет учителям-словесникам организовать работу по подготовке к сжатию текста на своих уроках.
Приемы сжатия
1. Исключение — приём, при котором сначала необходимо выделить важные смысловые элементы, а затем исключить несущественное.
Исключить можно:
- повторы;
- часть однородных членов;
- подробности, уточняющие члены предложения, пояснения;
- вводные слова;
- причастные и деепричастные обороты, не несущие главного смысла;
- целые предложения, дублирующие информацию из предыдущего фрагмента текста.
Например:
Настоящий друг придет на помощь всегда, при любых жизненных ситуациях. — Настоящий друг придет на помощь всегда.
2. Обобщение — приём сжатия, при котором мелкие, единичные факты объединяются на основе общего. Подбирается какое-то слово (словосочетание), которое можно использовать вместо более объемного фрагмента предложения.
Обобщать можно:
1) Однородные члены предложения обобщающим словом.
Например:
На витрине лежали яблоки, апельсины, мандарины, груши. – На витрине лежали фрукты.
2) Фрагмент текста синонимичным выражением.
Например:
Андрей занимается волейболом. Миша ходит на теннис. Марина увлекается плаванием. Катя играет в бадминтон. Олег состоит в футбольной команде. — Ребята занимаются разными видами спорта.
3. Замещение — приём, при котором часть распространённого предложения заменяется по смыслу на более короткий смысловой отрезок.
Замещать можно:
1) Сложное предложение простым.
Например:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. — Яшка проснулся очень рано.
2) Придаточное предложение деепричастным оборотом.
Например:
Когда ребята вышли из дома, они направились в лес. — Выйдя из дома, ребята направились в лес.
3) Придаточное предложение причастным оборотом.
Например:
Мы подошли к дому, который стоял на берегу озера. — Мы подошли к дому, стоящему на берегу озера.
4) Предложение или его часть определительным или отрицательным местоимением.
Учителя, ученики, родители, гости вышли на школьную линейку. — На школьную линейку вышли все.
5) Придаточное предложение второстепенным членом (дополнением, определением или обстоятельством).
Например:
Когда наступил вечер, ребята отправились на каток. — Вечером ребята отправились на каток.
В одноэтажном здании находится фирма, которая предлагает своим клиентам туры в различные страны. — В одноэтажном здании находится туристическая фирма.
Практическая работа
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте каждую микротему.
- Используя различные приемы компрессии, произведите сжатие текста.
Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никла каждая травинка. Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали…
Лишь иногда ненадолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жёстким жестяным шелестом. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер. Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль.
Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.
План текста
1. Невыносимая жара.
2. Ветер.
3. Подсолнух.
Сжатие текста
1. Невыносимая жара.
1) Исключение
Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никла каждая травинка.
2) Замещение
Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали… (= страдали)
Получившийся текст (1 абзац)
Солнце жгло немилосердно. К полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никли травы, страдали звери.
2. Ветер.
1) Исключение + замещение
Лишь иногда ненадолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жёстким жестяным шелестом. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер.
2) Исключение + обобщение
Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью (= беспрестанно) с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил (= не давая прохлады). На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль.
Получившийся текст (2 абзац)
Ненадолго появлялся ветер, шевелил увядающие травы. Однажды с востока подул ровный, сухой ветер. Он дул беспрестанно, с тоскливым однообразием, не давая прохлады. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и мелкую пыль.
3. Подсолнух.
Исключение + замещение
Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.
Получившийся текст (3 абзац)
В эти дни наперекор всему у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух, словно его не касалось жаркое дыхание суховея.
Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Памятки
- Способы сжатия текста
Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.
Выделяют основные приёмы сжатия текста:
► Исключение
-
вводных слов;
-
однородных членов предложения;
-
повторов;
-
однотипных примеров;
-
риторических вопросов и восклицаний;
-
цитат;
-
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
-
пояснений;
-
рассуждений;
-
описаний;
-
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
-
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
-
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
-
парцеллированных (намеренно расчленённых на смысловые части) предложений;
-
ряда предложений;
-
связанных одной мыслью частей предложений;
-
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
-
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
-
Найти в них общее.
-
Объединить эти факты на основе общего.
-
Сформулировать получившееся предложение.
Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
► Замена
-
однородных членов обобщающим словом;
-
сложного предложения – простым;
-
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
-
прямой речи – косвенной;
-
части текста – одним предложением;
-
части предложения местоимением и т.д.
-
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
-
Сформулировать получившееся предложение.
Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Примечание
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить, к какому типу речи относится исходный текст.
♦ Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.
♦ Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.
♦ Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Пример 1.
Текст (отрывок из рассказа Ю.Казакова “Тихое утро”)
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)
(Ю.Казаков “Тихое утро”)
Применяем следующие способы сжатия текста:
1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. – Яшка проснулся очень рано.
2) исключение: исключение фрагмента предложения:
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. – Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.
Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. – Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.
3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. – Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.
► Возможный вариант сжатого текста
Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)
Пример 2.
Текст (по В. Солоухину)
Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.
Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова)
Для сжатия этого текста следует:
-
текст разделить на абзацы;
-
вычленить существенную информацию;
-
используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;
-
объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.
Возможный вариант сжатого текста
Тишина – самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Ему надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)
-
авторский тезис;
-
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
-
вывод автора.
Советуем посмотреть:
Орфоэпический разбор
План текста-рассуждения
Описание
План текста-описания
Повествование художественного стиля. Рассказ
Повествование делового и научного стилей
План текста-повествования
Сравнительная характеристика
Способы связи предложений в тексте
Репортаж
Очерк
Как писать свободный диктант
Средства выразительности речи
Памятки
Правило встречается в следующих упражнениях:
5 класс
Упражнение 456,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 587,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 629,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 630,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 437,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 438,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 442,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2
8 класс
Упражнение 38,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 331,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 335,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 4,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 5,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 189,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 213,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 261,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 346,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Приёмы сжатия текста
Сжатие текста – это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
Исключение
– вводных слов;
– однородных членов предложения;
– повторов;
– однотипных примеров;
– риторических вопросов и восклицаний;
– цитат;
– деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
– пояснений;
– рассуждений;
– описаний;
– слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Обобщение или объединение
– парцеллированных предложений;
– ряда предложений, связанных одной мыслью;
– частей предложений;
– конкретных, единичных фактов, событий, явлений
Замена
– однородных членов обобщающим словом;
– сложного предложения – простым;
– части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
– прямой речи – косвенной;
– части текста одним предложением;
– части предложения местоимением и т.д.
Что нельзя удалять из текста?
– основные детали, помогающие понять авторскую идею;
– аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Как работать над сжатым изложением
При первом чтении:
– Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
– Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
– Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
– Запомните последовательность событий, рассуждений.
– Определите количество абзацев, ключевые слова.
– Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
– Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения
– Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
– Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
– Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
– Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Способы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
Исключение
-
-
вводных слов;
-
однородных членов предложения;
-
повторов;
-
однотипных примеров;
-
риторических вопросов и восклицаний;
-
цитат;
-
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
-
пояснений;
-
рассуждений;
-
описаний;
-
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
-
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
-
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
-
убрать детали;
-
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
-
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
-
объединить существенное;
-
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение
-
-
парцеллированных предложений;
-
ряда предложений;
-
связанных одной мыслью, частей предложений;
-
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
-
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
-
-
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
-
Найти в них общее.
-
Объединить эти факты на основе общего.
-
Сформулировать получившееся предложение.
-
-
ПРИМЕР:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Замена (упрощение)
-
-
однородных членов обобщающим словом;
-
сложного предложения – простым;
-
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
-
прямой речи – косвенной;
-
части текста – одним предложением;
-
части предложения местоимением и т.д.
-
При ЗАМЕНЕ необходимо:
-
заменить сложное предложение простым;
-
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
-
объединить два или три предложения в одно;
-
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
-
перевести прямую речь в косвенную;
-
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
-
сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
-
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
-
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Уже при первом чтении изложения нужно постараться записать текст на черновике. Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время десятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.
Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.
Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно — с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.
Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком.
Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы по сокращению текстов изложения в формате ОГЭ-2017.
В исходных текстах уже подчёркнуто то, что подлежит сокращению. Всего слов в предложенных для сжатия текстах может быть от 150 до 175, нужно сократить предложенный текст в два раза, чтобы получилось не менее 70 слов. Хорошо, если сумеем уложиться до 80 слов.
Работа с текстом о маме
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов
Всего 165 слов
Вариант 1 сжатия текста о маме
Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. 20 слов
Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов
Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети — лучший подарок. 29 слов
Всего 76 слов
Вариант 2 сжатия текста о маме
Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова
Место матери исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова
Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 30 слов
Всего 75 слов
Работа с текстом о шуме в природе
Этот текст достаточно сложен. В нём много рядов однородных членов, есть обобщающие слова, обособленные члены предложения и повторы. Части его не совсем равноценны, поэтому ученики неправильно выделяют абзацы.
Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанию осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц — никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты. 76 слов
Самая богатая музыка — музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие — “звуковой ландшафт“. По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках — они всхлипывают и стонут, ясень шипит, берёзы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои “голоса”, разные днём и ночью. 52 слова
Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя — во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада — вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. 42 слова
(По В. Борейко)
Всего 164 слова
Пример сжатия текста
Многие люди испытывают наслаждение, обращая внимание на дождь, листву, волны, туманное утро. И пение птиц никогда не надоедает. Дикая природа обладает зрительной и звуковой красотой. Различные виды живого мира дополняют друг друга. 31 слово
Музыка природы самая богатая. Канадский композитор считает, что для жителей лесов каждое дерево имеет свой голос: от ветра ёлки стонут, ясень шипит, берёзы шелестят, сосны гудят, и злаки имеют свои “голоса. 31 слово
В природе есть какая-то неизведанная гармония. Симфония звуков окружающего мира имеет недосягаемую ценность. 13 слов
Всего 75 слов
Работа с текстом о культуре
Слово “культура” многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов
Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов
(По С. Цветовой)
Всего 150 слов
Пример сжатия текста
Слово “культура” многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов
Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова
Культура — океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова
Всего 74 слова
Работа с текстом о сказках
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. 64 слова
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. 61 слово
Всего 175 слов
Пример сжатия текста
Мир сказок прекрасен и увлекателен. В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают грусть и святые слёзы. 24 слова
Как и люди, есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут быть злыми от природы. 18 слов
Человек специально или случайно причиняет другому боль, забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов
Всего 72 слова
Работа с текстом о детских игрушках
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. 37 слов
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 58 слов
Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. 63 слова
Всего 158 слов
Пример сжатия текста
У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связаны самые яркие воспоминания из детства, которые бережно хранятся в сердце. 20 слов
В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе внимания, но остаются незаменимыми в обучении и развитии ребёнка. Они помогают ему общаться, играть и приобретать жизненный опыт. 28 слов
Игрушка — это ключ к сознанию. Чтобы сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Она принесёт в мир ребёнка систему ценностей и воспитает полноценного человека. 27 слов
Всего 75 слов