Создадим удобную форму для составления автоматического отчета – бланка с информацией о водителе. На одном листе будем вводить подробную информацию о водителях в виде списка или перечня, на другом будем выбирать водителя по его фамилии и печатать автоматически заполненный бланк.
В статье про
Справочник
мы заполняли накладную, выбирая с помощью
Выпадающего списка
нужный товар. Данные о товаре автоматически заносились в накладную.
В этой статье несколько модифицируем задачу: выбрав водителя, автоматически сформируем отчет с подробной информацией о нем и его транспортном средстве. Конечно, подобная форма с отчетом может быть настроена для вывода любой информации: отчет о товаре, карточка о сотруднике, отчет о продажах за период.
В результате мы должны получить вот такую форму:
Исходные данные о водителях будем вводить на другом листе:
Подробнее с таблицами можно ознакомится в файле примера : ссылка на него – внизу статьи.
Формируем лист с исходными данными
На листе Водители создадим таблицу, содержащую подробные данные о водителях. Таблица простая, но при ее создании рекомендуется придерживаться нескольких правил:
- Таблица должна иметь заголовок
- Одному водителю отводится только одна строка
- Левый столбец – это уникальный код водителя, однозначно его определяющий (т.к. фамилии водителей могут совпадать)
- Таблица не содержит вычисляемых значений. Все вычисления можно сделать в отчете на другом листе
- Таблица не должна содержать пустых строк и столбцов
Примечание
: Рекомендации о создании таблиц в MS EXCEL см. статью
Советы по построению таблиц в MS EXCEL
Чтобы добавить новую строку в таблицу нужно выделить строку номер 21 (нажав правой клавишей мыши на серый заголовок строки). Одновременно с выделением строки появится контекстное меню, в котором нужно выбрать пункт Вставить. В этом случае формулы в отчете не нужно корректировать. Это пришлось бы сделать если бы мы просто стали добавлять новых водителей в строки ниже.
Также можно преобразовать таблицу в формат таблиц EXCEL. Об этом подробнее
написано здесь
. Это существенно упростит добавление и удаление строк в таблицу. В этом случае ссылки в формулах на столбцы таблицы будут в виде
структурированных ссылок
, например, =СУММ(Таблица1[Стоимость])
Заполнять многостолбцовую таблицу не всегда удобно, поэтому в параметрах MS EXCEL можно настроить переход к другой ячейке после нажатия клавиши ВВОД (ENTER).
Еще один нюанс заполнения таблицы состоит в том, что у одного водителя может быть несколько транспортных средств. Это существенно влияет также и на отчет. Потребуется создавать или универсальный отчет или отдельный отчет для водителей имеющих 2 или 3 машины. Но, это уже другая задача, она здесь не рассматривается.
Также у водителя может быть открыто несколько категорий. В столбце О содержится табличка с категориями водительских прав для формирования
Выпадающего списка
.
Если категорий две или больше, то можно предусмотреть дополнительные элементы выпадающего списка: E и F, А и В и т.д. Либо ввести дополнительный столбец
Другие категории
. В этот столбец можно ввести дополнительные категории. Либо можно вообще отказаться от выпадающего списка и вводить категории через запятую. Однако, это может стать проблемой, если потребуется сделать другой отчет, например: Кто из водителей имеет 2 категории, одна из которых А?
Для удобства ввода номера паспорта использовано
пользовательское форматирование
ячейки:
00″ “00” “000000
Для контроля
повторяющихся
фамилий использовано
Условное форматирование
.
Контроль повторов фамилий очень важен, т.к. по ней осуществляется поиск водителя. Если 2 и более водителя имеют одинаковую фамилию, то поиск усложняется. Об этом ниже, но сначала рассмотрим как формируется отчет.
Формируем отчет
Напомним, что форма отчета выглядит так:
Выбрав в желтой ячейке фамилию водителя,
формулы на основе функции ВПР()
автоматически выведут все данные из соответствующей строки листа Водители.
Правее желтой ячейки выводится уникальный код водителя и контрольное значение количества повторов фамилии в исходной таблице. Если выбранная фамилия не единственная, то о проблеме сигнализирует
условное форматирование
в ячейке F7.
Решением могут служить разные подходы:
- осуществлять поиск водителя по его коду (не удобно);
-
сначала выбрать фамилию, затем сформировав список имен и отчеств, сделать окончательный выбор. См. статью
Вложенный связанный список в MS EXCEL
. Это реализовать достаточно сложно.
-
к фамилии добавить короткое пояснение, например Иванов[длинный] и Иванов[рыжий]. Это позволит избавиться от повторов в исходной таблице. В отчете при выводе фамилии можно автоматически убрать скобки:
функцией ПОИСК()
найдите позицию символа [, затем с
помощью ЛЕВСИМВ()
выведите фамилию до скобки.
Примечание
: Область печати листа настроена таким образом, чтобы на печать выводился только отчет.
Составление табеля учёта рабочего времени по формам Т-12 и Т-13
Табель учёта рабочего времени предназначен для внесения сведений о фактически отработанном сотрудниками организаций времени. Надо сказать, что бланк табельного учета не является строго обязательным – в принципе, он может быть произвольным, то есть каждое предприятие вольно применять собственный табельный бланк при возникновении такой необходимости. Однако форма разработана и рекомендована к применению Госкомстатом РФ и является предпочтительной.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто заполняет табель учета рабочего времени
Бланк заполняется либо работником отдела кадров, либо руководителем структурного подразделения, либо специально нанятым для этой функции табельщиком. На основе внесенных в него сведений, специалисты отдела бухгалтерии начисляют сотрудникам организации заработную плату и прочие выплаты. По сути дела, табель учета рабочего времени является одним из важнейших учетных документов. И если небольшие компании вполне могут без него обойтись, то крупные предприятия в обязательном порядке ведут такой табельный учет.
В зависимости от принятой на предприятии системы кадрового учета, табель может формироваться либо один на всех работников организации, либо в каждом подразделении вестись отдельно.
Табель – документ регулярный, то есть каждый месяц нужно составлять новый экземпляр, поэтому порядковый номер табеля будет равнозначен порядковому номеру того месяца, в котором он был создан. Период составления табеля охватывает все дни месяца.
Заполнять табель можно как в электронном, так и в письменном виде. Однако после внесения всей необходимой информации его все равно придется распечатать для подписей ответственных лиц.
Форма Т-13. Особенности формы
Начнём с формы Т-13, которая используется для ведения табеля учёта рабочего времени сейчас куда чаще.
Унифицированная форма Т-13 или электронный табель учета рабочего времени хорошо знакома работникам отдела кадров. Это не единственный, но, определенно, самый стандартный способ учитывать проработанные часы. Если вы ведете учет вручную, следует использовать форму Т-12.
Табель учета рабочего времени — привычный инструмент для отслеживания посещаемости сотрудников. Форма Т-13 позволяет фиксировать в деталях причины неявки на работу, включая отпуски студентов на время сессии, повышение квалификации и несколько типов отпуска по нетрудоспособности. Срок, за который заполняется документ, может быть менее 31 дня.
Заполненная Т-13 является основанием для начисления зарплаты.
Формат заполнения табеля рабочего времени в Т-13
В отличие от произвольных таблиц схожего содержания, Т-13 содержит данные о предприятии, включая форму собственности и ОКПО. Номер документа проставляется в соответствии с внутренними требованиями к ведению табелей.
В верхней части также указано название отдела. Нужно помнить, что руководителю этого отдела (даже если заполнять табель — не входит в его или ее обязанности) следует расписаться на заполненной форме.
Порядок сотрудников определяется решением ответственного лица. Чаще всего встречается сортировка по алфавиту, как в нашем примере, но возможен вариант расстановки по табельному номеру (графа 3).
В графе 4 ставим отметки по дням:
Я — (явка) рабочий день,
В — выходной,
ОТ — отпуск,
РП — явка в выходной день (отработка),
К — командировка,
ПК — повышение квалификации,
У — учебный отпуск с вызовом из образовательного учреждения,
Б — больничный с больничным листом,
Т — неоплачиваемый больничный без больничного листа.
Под отметкой Я ставим количество отработанных в этот день часов. В графе 5 суммируем количество Я в строке и количество часов. Получаем 4 значения для 2 половин месяца. В графе 6 суммируем значения и получаем итоговую цифру по работе за месяц.
Количество часов для В, ОТ, К, Б и других случаев в четвертой графе не указывается. Для этого существуют столбцы 10-13.
Учет больничных, отпусков или неявки по другим причинам
Коды обозначений могут быть другими (например, числовыми). Законодательно конкретный формат заполнения не предписан.
Обозначение Х показывает, что мы не учитываем этот день: для удобства месяц разбит на две строки с неравными значениями. Для месяцев, в которых 30 дней (к примеру, ноябрь, колонка будет выглядеть так (для удобства “несуществующее” 31-е число выделено красным):
Т-13 для ноября
По аналогии заполняется Т-13 для посещений в феврале.
В графах 7-9 указывается код оплаты, количество дней и тип начислений. В нашем примере используются коды:
Альтернативное решение
Некоторые предприятия утверждают слегка упрощенный вариант табеля без детализации причины пропусков. В графе 4 указываются только 2 кода:
Этот способ может быть неудобен тем, что не фиксирует больничные.
Частные случаи
Зависит от позиции предприятия. Эти дни могут быть засчитаны как рабочие (Я), а могут — как повышение квалификации (ПК). Ставка оплаты также может различаться.
Да. Может, если есть специальное распоряжение о продленном рабочем дне. Сверхурочные часы можно помечать обозначением С.
Первый — форма для ведения посещаемости, заполняемая вручную. Вторая — электронным способом. Многие бухгалтерии сегодня перешли на Т-13, поскольку ее можно автоматически собрать с помощью специальной программы.
Форма Т-12
В первую очередь, как и в любом другом документе кадрового учета, в табель сначала нужно внести реквизиты организации: ее полное наименование с указанием кода ОКПО (нужно взять из регистрирующих документов), организационно-правового статуса (ИП, ООО, ЗАО, ОАО), а также структурного подразделения (отдела), по которому ведется данный табель (если это необходимо).
Затем нужно вписать в соответствующую графу номер документа по внутреннему документообороту, а также указать отчетный период, который учитывает данный табель.
Цифровые и буквенные коды в табеле учёта рабочего времени
Эта часть табеля включает в себя используемые для заполнения необходимых сведений по работникам буквенные и числовые шифры, а также их расшифровку. Их необходимо вписывать в основной части табеля для того, чтобы коротко и понятно отражать количество фактически проведенного тем или иным сотрудников времени на рабочем месте, а также причины его неявки на работу. В случае, если у специалистов кадрового отдела появляется потребность внесения каких-то дополнительных кодов в данную форму табеля, их можно разработать самостоятельно и вписать в данную таблицу.
Учёт рабочего времени в Т-12
Этот раздел в табеле является основным – именно в нем и ведется учет рабочего времени. Для начала необходимо вписать в первый столбик этого раздела порядковый номер сотрудника, затем, во второй — его ФИО (желательно имя и отчество полностью, чтобы не возникало путаницы и ошибок). В третью графу нужно вставить табельный номер работника, присвоенный ему при трудоустройстве (он индивидуален и никогда не повторяется).
Для каждого сотрудника в табеле отведено две строки – в них вписываются зашифрованные сведения о присутствии или отсутствии на рабочем месте в каждый календарный день месяца. Кроме этого, тут же необходимо указывать причину неявки на рабочее место, если таковая была установлена.
В верхней строке напротив ФИО сотрудника указывается причина, а в нижней – количество реально отработанных часов, причем, если сотрудник на рабочем месте не появлялся, нижнюю ячейку можно оставлять пустой.
Следующий этап – подсчитывание общего количества реально отработанных часов и дней за двухнедельные периоды, а в конце таблицы – результат подсчетов за месяц.
При этом следует внимательно отслеживать, чтобы полное количество календарных дней в месяце совпадало с указанной по каждому работнику суммой рабочих, выходных и праздничных дней.
Следует сказать, что иногда ответственные за заполнение табеля лица, вносят в него только те сведения, которые касаются дней, когда сотрудник отсутствовал на рабочем месте. Однако, такой вариант может повлечь кадровые и бухгалтерские ошибки, поэтому пользоваться им не целесообразно.
Дата и подписи ответственных лиц
После того, как табель учета рабочего времени заполнен, сотрудник, ответственный за него, должен указать свою должность, а также проставить в соответствующих ячейках подпись с обязательно расшифровкой. Утвердить табель должен и руководитель структурного подразделения или директор предприятия – тоже с указанием должности и подписью с расшифровкой. Последнее, что нужно поставить – это дату заполнения табеля.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Источник
Режим труда и отдыха водителей
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.
Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (действуют с 1 января 2021 года), которые содержат информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:
Внимание! В данной статье рассматриваются особенности работы водителей, работающих по найму, и индивидуальных предпринимателей. Нормативы для физических лиц рассмотрены в отдельной статье: «Режим управления личными грузовиками и автобусами».
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Рабочее время водителя
Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Обратите внимание, здесь перечислены 8 различных видов деятельности. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.
Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время для посадки и высадки пассажиров и т.д.
Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.
Внимание! До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя включались также:
С 1 января 2021 года указанные операции в рабочее время водителя не входят.
Ежедневный учет рабочего времени
При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе.
Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.
Примечание. До 31 декабря 2020 года накладывались и дополнительные ограничения. Если у водителя было 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна была превышать 8 часов. Если у водителя было 6 рабочих дней, то каждый из них не должен был быть длиннее 7 часов. С 1 января 2021 года эти требования перестали действовать.
Суммированный учет рабочего времени
Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный период во всех случаях составляет 1 месяц. Он может быть увеличен до 3-х месяцев по согласованию с представительным органом работников.
Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.
Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:
Примечание. Перечень исключений был обновлен 1 января 2021 года.
Разделение рабочего времени на части
Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.
Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:
При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.
Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2020 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.
Специальные перерывы, включающиеся во время работы
Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям.
Примечание 1. До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.
Примечания 2. Правила выбора длительности специальных перерывов изменились 1 января 2021 года (все нововведения отображены ниже).
Длительность перерыва составляет 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы имеют такую же длительность и назначаются через каждые 4 часа 30 минут. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Предрейсовый медицинский осмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление автомобилем | 4 часа 30 минут | 4 часа 30 минут |
Специальный перерыв для отдыха | 45 минут | 45 минут |
Управление автомобилем | 1 час | 1 час |
Обед | 30 минут | |
Управление автомобилем | 1 час 30 минут | 1 час 30 минут |
Итого | 8 часов 30 минут | 8 часов |
Примечание. Если водитель имеет 8-часовой рабочий день, в середине которого выделен 1 час времени для обеденного перерыва, то специальные перерывы для отдыха такому водителю вообще не требуются.
Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.
Режим отдыха водителей в 2021 году
Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:
Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.
Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.
Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.
Ежедневный (междусменный отдых)
При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.
Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.
При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше, чем предыдущий.
При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов.
Примечание. До 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.
Кроме того, с 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более 3-х раз за рабочую неделю (между двумя выходными).
Еженедельный непрерывный отдых
Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» не междусменный отдых, а замещает его.
Примечание. До 31 декабря 2020 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 42 часа, однако она складывалась с междусменным отдыхом. В результате минимальная продолжительность выходного была больше.
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
Управление автобусом | 7:45 | 6:15 | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
Управление автобусом | 17:15 | ||||||
Перерыв | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 19:00 | 17:00 | ||
Управление автобусом | 14:45 | 11:00 | 22:00 | 20:00 | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
Управление автобусом | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
Управление автобусом | 20:00 | 00:30 | |||||
Послерейсовый осмотр | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Междусменный отдых | 21:00 | 02:00 | 02:00 | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Рабочее время, ч | 10,5 | 10 | 0 | 8 | 11 | 0 | 6 |
Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:
Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:
Исключения для водителей
Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:
Источник
На крупных предприятиях с большим автопарком необходимо контролировать график сменности водителя: отмечать выходы и невыходы на работу, учитывать время начала и завершения смены, перерывы на отдых. В этой статье расскажем, как правильно выстраивать работу с водителями, чтобы соответствовать требованиям Минтруда, и как упростить задачу по соблюдению графика работы водителей с помощью «ТМ: Корпоративные поездки». Содержание статьи:
|
Как и кто делает график труда водителей
Составлением графика труда водителя, как правило, занимается начальник транспортного отдела или механик. Именно он решает, сколько человек должны выйти на смену, как долго они будут работать, как организовать перерывы на отдых.
Нужно учесть, что бывают разные типы автопарков: одни находятся в собственности организации, другие предоставляются сторонним транспортным подрядчиком. В зависимости от того, кому принадлежит автомобиль, график составляется либо самой организацией, либо подрядчиком.
Так как законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности водителя, работодатель утверждает его самостоятельно. Он может воспользоваться унифицированными формами Т-12 или Т-13.
В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько длится смена, какой перерыв на отдых и сколько рабочих смен в месяце. Далее в графике, как правило, есть таблица, которая фиксирует режим рабочего времени и отдыха для водителей. Она состоит из следующих граф: время выезда на маршрут и окончания смены, перерыв на отдых и питание. Сотрудники в обязательном порядке должны быть ознакомлены с графиком сменности.
График сменности водителей, образец
График труда водителей: правила и нормы
График труда водителей составляется на месяц, и должен включать время управления автомобилем, выходные, обед и специальные перерывы на отдых. По закону водитель может работать не более сорока часов в неделю. Длительность рабочего дня регулируется приказом Минтранса №424. При пяти рабочих днях ежедневная смена не должна превышать восьми часов, при шести рабочих днях ― семи часов. Кроме того, режим рабочего времени предполагает специальные остановки: медосмотр, стоянка при погрузке или выгрузке, при ожидании пассажира, поломка транспорта и т. д.
Если работа на предприятии предполагает ежедневную работу свыше 8 часов в день, то вводится суммированный учет рабочего времени водителя. Он позволяет увеличить смены до десяти часов. Но при этом время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель ― 90 часов.
Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации.
Пример графика работы водителя
Распределение часов при суммированном графике учета
Читайте кейс, как правительство Камчатского края сэкономило 20 млн рублей на содержании автопарка, снизило холостой пробег на 22% и расход топлива на 17%. За счет сэкономленных средств руководство смогло повысить зарплату водителям на 17%, а отсутствие переработок повлияло на фактически отработанное время, которое сократилось на 21%. |
85% компаний совершают эти 7 ошибок по управлению автопарком.
Узнайте, есть ли они у вас
Пройти тест
Что такое разрывной график работы водителя
По новым правилам с согласия водителя можно разделить рабочий день на несколько частей, это и называют “разрывной график работы водителя”. Первый перерыв в работе можно назначить, когда пройдет 5 часов. А сам перерыв не может превышать 5 часов для всех водителей, и 3 часа ― для водителей общественного транспорта. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
График дежурства водителей
Некоторые организации пытаются ввести для водителей так называемые «дежурства на дому». Однако такая практика противоречит трудовому законодательству. По закону дежурства могут быть только у работников медицинских и спасательных служб. Если же работодатель хочет назначить водителю смену за пределами рабочего времени, то это будет считаться сверхурочной работой.
Как составить график работы водителей грузовых автомобилей
Составление графика работы водителей грузовых автомобилей также часто вызывает вопросы. Здесь, если для водителя используется суммированный график учета, то рабочая смена также не должна превышать десяти часов в день. Единственная отличие в том, как составить график работы водителей грузовых автомобилей, – это включение обязательных перерывов в работе. Через 4 часа 30 минут после начала управления транспортным средством водитель должен отдыхать не менее 45 минут. Указанный перерыв для отдыха может быть разбит на две части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а вторая ― не менее 30 минут.
Составление графика работы водителей грузовых автомобилей, пример
Как автоматизировать соблюдение графика водителя с помощью «ТМ: Корпоративные поездки»
Роспотребнадзор, Ространснадзор и ГИБДД очень жестко следят за графиком сменности водителя. Организация может получить огромной штраф за несоблюдение трудового распорядка. Учитывать график труда водителей позволяет программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки». Он упрощает работу с водителями, исключает возможность переработок, длительных простоев и холостых пробегов. Читайте подробнее о возможностях программного комплекса.
Задать внутренние нормы передвижения транспорта
В программном комплексе можно описать правила для водителя. Система при распределении заказов между водителями будет учитывать график сменности водителя, обеды, скорость передвижения транспорта, красные зоны, и т.д.
В системе можно задать дни работы, время начала и окончания смены
Ограничить водителя от выхода на линию
Водитель не сможет запустить приложение и начать смену даже случайно. Программный комплекс просто не даст ему это сделать.
Чтобы водитель начал работу, ему необходимо запустить приложение и нажать кнопку «начать смену»
Убрать водителя с линии в нужный момент времени
Например, поступил заказ, на выполнение которого уйдет три часа, а смена водителя заканчивается через час. Система сразу поймет, что водитель не сможет взять такой заказ и начнет искать того, чья смена заканчивается позже. Так полностью исключается возможность переработок.
Для фиксирования расходов на авто можно выделить несколько способов:
1. Банально завести тетрадку.
2. Скачать готовое приложение на телефон и радоваться (Нет).
3. Составить таблицу в Excel или Google Таблицы.
Тетрадь — самый надежный, но менее функциональный способ. Большинство, я думаю, в тетрадке и делают заметки о растратах (хотя некоторые не парятся по этому поводу и не ведут учет финансов вообще).
Приложение. Хочу сказать, приложения есть. Сильно не вникал, но по первым ощущениям — все корявое, большинство без русского языка, куча рекламы и, к тому же, приложение будет жрать память телефона, которой и так уже впритык. В общем, тоже не мой вариант.
Excel или Google Таблицы — то, что нужно. Именно по этому пути я и пошел. Почему? Да потому, что все данные по всем автомобилям останутся у меня навсегда, в отличии от приложения, где оно сегодня есть, а завтра его нет. Самый главный критерий — гибкость. Можно сформировать отчет на основе огромного количества данных именно так, как я хочу. По сути, таблицами можно добиться того же функционала, что и в приложении, но бесплатно и без рекламы.
Именно таким шаблоном Google таблицы для ведения бортжурнала и учета расходов на авто я хочу поделиться.
—————
Скачать Excel (Google Sheets) шаблон таблицы для учета расходов на авто.
—————
P.S. Конвертер валют будет работать только при использовании файла в Google Sheets. Если скачивать документ для Excel, обновление курса происходить не будет.
Реализованы такие функции как:
— Подсчет затрат без учета топлива, штрафов, докуметов, паркинга и платных доро
— Подсчет затрат с учетом всех статей расходов
— Подсчет полного пробега автомобиля на основе данных последней записи расходов
— Подсчет пробега с момента покупки авто
— Подсчет срока владения авто
— Подсчет оставшегося пробега до замены масла в двигателе
— Подсчет оставшегося пробега до замены масла в КПП/АКПП
— Подсчет оставшегося пробега до плановой диагностики
— Подсчет количества дней до окончания страховки
— Конвертер валют с автоматической конвертацией в выбранную в настройках валюту. Курс автоматически обновляется каждые 20 мин.
Руководство по настройке
Шаг 1. Указать требуемые данные в разделе “Настройки” (внизу листа “Главная”).
Шаг 2. Удалить демо записи.
Шаг 3. Можно добавлять расходы.
Что нужно помнить при добавлении расходов?
Расходы разделяются на категории. Каждой категории соответствует отдельный лист. При добавлении следует придерживаться следующих правил:
1. Все ячейки, к которым привязаны выпадающие списки, должны заполняться исключительно данными из этих выпадающих списков. В противном случае будет ошибочный итоговый подсчет растрат.
2. Даты указываются в формате “27.09.2021”
3. В некоторых категориях доставка детали и стоимость детали указываются в отдельных столбцах. Данные автоматически суммируются формулой и подставляются в соседний третий столбец, который править вручную не нужно. По такому же принципу работает и суммарная стоимость работ.
Восприятие цветов окружающего мира у всех людей различное. Однако этот факт не является преградой для принятия безумных законодательных решений, приравнивающих все социальное общество к единому стандарту показателей зрения.
Отличное зрение – основное условие для занятия определенных должностей. В частности, речь идет о людях, работающих в транспортной сфере. Если еще до 2012 года водители всех транспортных средств должны были иметь определенный процент качества зрения, то с 2013 года этого оказалось недостаточным для оформления необходимых разрешений для выполнения профессиональных обязанностей. Дополнительным новшеством явился еще положительный результат теста по таблицам Рабкина.
Кто сталкивался с этой проблемой, понимает, что, имея многолетний стаж за плечами, транспорт водить не разучишься без какой-то там таблицы Рабкина. Но, согласно неблагоприятной статистике относительно показателей зрения людей, управляющих автотранспортными средствами, принято решение на законодательном уровне в отношении строгой проверки водителей на дальтонизм.
А кому это нужно? В первую очередь тем, кто имеет желание трудиться и зарабатывать водительский стаж.
Что такое таблицы Рабкина?
Так называемые таблицы Рабкина представляют собой изображения, скрывающие определенные предметы, цифры или знаки. Цветовое оформление картинок не является визуально четким и позволяет выяснить, насколько человек различает цвета и оттенки колеров.
Несколько картинок, а по стандарту их в тесте 13 штук, решают судьбу человека в отношении профессиональной принадлежности. Проверить с помощью этого теста зрение может не только водитель – начинающий или с многолетним стажем, но и любой другой человек.
Ради интереса можно проверить свое цветовое восприятие мира. Результаты могут вас как удивить, так и расстроить. Ведь тест не является легким.
Многие водители скептически относятся к данному нововведению, акцентируя свое внимание только на трех оттенках, используемых в правилах дорожного движения – красном, зеленом и желтом.
Но какими бы скептиками ни были остальные, если нужна работа и нравится водить транспорт, то вполне возможно вас интересует вопрос, как выучить таблицу Рабкина и получить водительское удостоверение и разрешение управлять автомобилями.
Где используются и для чего таблицы Рабкина?
Используется таблица Рабкина как в проверке зрения водителей, так и показателя зоркости других людей. В частности, полезен этот визуальный тест на восприятие цветов для детей. Таблицы Рабкина для исследования здоровья детских глаз позволяют в раннем возрасте выявить отклонения зрения от нормы.
Дальтонизм в настоящее время является распространенной проблемой. Люди с определенным показателем дальтонизма не допускаются к работе в некоторых сферах жизнедеятельности. Хотя многие, зная о своей особенности, могут приспосабливаться. Все зависит от процента погрешности цветового восприятия.
Тест по таблицам Рабкина: возможные результаты
Для водителей таблица Рабкина является одним из главных препятствий на пути получения водительских прав. Что может показать этот тест, какова может быть оценка по истечению его прохождения?
На практике с ответами таблицы Рабкина согласны многие офтальмологи. Поэтому эта система выявления отличительного цветового восприятия мира широко вошла в обиход.
Результаты тестирования могут быть следующими:
- трихромат – человек различает все цвета и их оттенки без каких-либо отклонений от нормы;
- дихромат (протанопия, дейтеранопия, тританопия) – этот вердикт может быть присужден тому, кто из набора трех цветов не различает один;
- монохромат – невосприятие красного, желтого или зеленого цвета;
- ахромат – восприятие мира только в двух оттенках – черном и белом.
Протанопия – проблемы с восприятием зеленых и голубых оттенков. Дейтеранопия – невосприятие одного из оттенков, зачастую зеленого. Тританопия – отсутствие способности воспринимать красно-фиолетовые, желто-синие цвета и их оттенки.
Такое ранжирование результатов позволяет отбросить все скептические основания по отношению к введенному тесту Рабкина, как одного из этапов проверки зрения людей перед получением водительских прав.
Так что делайте выводы – если хотите иметь желанный документ, то вопрос, как выучить таблицу Рабкина, должен вас беспокоить в первую очередь.
Правила выполнения тестирования
Пройти таблицы Рабкина без ошибок можно только при условии выполнения следующих правил:
- Нельзя покорить таблицы по выявлению дальтонизма уставшими глазами. За сутки до задания постарайтесь выспаться и не пользоваться сенсорными гаджетами и ПК.
- Смотреть на каждую предлагаемую картинку нужно с расстояния не менее одного метра.
- Искать догадками изображения на картинках нет смысла, тест определенно указывает, что может быть нарисовано, ваша задача найти и подтвердить видимость той или иной фигуры. С цифрами сложнее – их все же нужно увидеть без подсказок.
- На каждую табличку дается не более десяти секунд времени, поэтому к тесту нужно подходить собрано.
- Если на картинке невозможно различить хоть что-нибудь с подсказкой или без нее – не паникуйте, может это один из подвохов для вас, чтобы сбить с толку.
Если последуете этим советам, вы не будете впоследствии искать ответ на вопрос, а как же выучить таблицу Рабкина и не ошибиться ни в одном варианте возможных ответов.
Полезные рекомендации
Многие специалисты рекомендуют непосредственно перед сдачей теста воспользоваться пробным выполнением заданий. Они уж точно знают, как выучить таблицу Рабкина полностью. Онлайн источники могут поделиться некоторыми вариантами карточек из теста. Все они разнообразны и не факт, что на экзамене вам попадутся именно эти же изображения.
Рекомендации:
- Во время теста не следует напрягать глаза. Не нужно волноваться. Тест не представляет собой экзамен по математике. Тем более, если вы знаете, что цвета воспринимаете стандартно, без каких-либо отклонений от нормы.
- Чтобы получить более полное представление о таблицах Рабкина, в качестве изучения берите несколько источников. Это основная подсказка, как выучить таблицу Рабкина легко и быстро. Изображения можно ассоциировать с цветовыми оттенками, которые видите только вы.
Примеры карточек
Вот несколько примерных образцов из полного перечня табличек Рабкина.
На первой отчетливо видны цифры. Это могут быть как однозначные, двухзначные, так и трехзначные числа.
На второй табличке можно различить без особых усилий треугольники и окружность. Бывают варианты с квадратами, овалами и прочими фигурами.
На третьем образце отчетливо можно увидеть несколько вариантов цифр. Ответ в этом случае может быть спорным.
А вот на этой табличке изображение можно и не увидеть. Даже, если напрячь глаза, сложно что-либо ассоциировать без подсказки.
Тест скрывает множество подвохов, обойти которые вряд ли удастся тому, у кого действительно имеются проблемы со зрением. Надеемся, вы к таковым не относитесь, если желаете подтвердить свое право управлять транспортным средством.
Кстати, бытует мнение, что женщины могут выучить таблицу Рабкина и справиться с тестом в два раза успешнее мужчин. Его смело можно опровергнуть. Результативность зависит от положительного настроя.
Как выучить?
Сколько бы рекомендаций ни предлагалось тем, кто желает выучить таблицы Рабкина, у каждого своя методика. Несколько вариантов тестов уложить в голове практически невозможно. Многие рекомендации о том, что можно заучить на память все картинки и с лихвой получить положительный результат, не подтверждаются на практике. Да и нужно ли это делать?
Чем грозит отрицательный результат тестирования?
Отрицательный результат теста всего лишь отодвигает сроки получения водительского удостоверения. Но всегда есть возможность на повторные попытки! Не ломайте себе голову над тем, как выучить таблицу Рабкина. Просто перед тестированием дайте своим глазам отдохнуть, и они вас порадуют вдвойне!