Как составить таблицу инсерт

priem_insert

В статье описан прием Инсерт как современный и эффективный инструмент обработки и присваивания новых знаний, а также оценки уже имеющихся.

Он формирует ряд необходимых навыков работы с информацией. Это актуально сейчас и спрос на людей, которые владеют такими навыками будет только расти.

Начинать применять его можно уже в 1 классе. Настолько он технически прост.

Прием Инсерт — что это такое

Прием Инсерт – это система маркировки текста значками по мере его чтения. Используется он в технологии критического мышления.

Технология критического мышления — одна из передовых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Технология критического мышления нацелена на обучение ребенка:

  • осмысливать новую информацию
  • находить связи с уже имеющимися знаниями
  • формировать собственное мнение
  • принимать взвешенные решения

Инсерт еще называют технологией эффективного чтения.

Почему он дает результаты? Он наглядный.

Он делает видимым:

процесс накопления данных
путь от старого знания к новому

Название приема является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».

I — interactive
N — noting  
S — system
Е — effective
R — reading and
Т — thinking
интерактивная
познавательная
система
для эффективного
чтения и
мышления
Инсерт

Цели использования приема инсерт

Развить произвольное внимание

При использовании этого приема ребенок читает не пассивно и часто без понимания, а внимательно. Как если бы перед ним была задача сортировки картофеля на мелкий, средний и крупный. Такая же высокая степень концентрации появляется, когда читают с Инсерт.

sortirovka_informacii_priem_insert

Научиться анализировать прочитанное

Система маркировки текста уже помогает разделять материал по определенным критериям. Кроме этого, идет работа над коррекцией известного, когда обнаруживаются противоречия между старыми и только что полученными знаниями.

Усваивать новые знания так, чтобы они встраивались в долгосрочную память.

На этапе работы с таблицей ребенок проговаривает единицы информации, которые до этого не знал и связывает их с теми, которые уже составляли его карту мира.

svyaz'_staroj_informacii_s_novoj_priem_insert

связь между нейронами

Научиться работать с большими текстами

Эта цель требует исполнения всех предыдущих целей. И внимание, и анализ, и выделение главного, и нахождение связей с воспроизведением – это необходимые инструменты для результативной работы с объемным материалом.

Как использовать прием Инсерт

Он применяется за 5 этапов:

1 этап. Чтение с пометками 4х видов:

— уже знал
+ — новое
— думал иначе
? — не понял, есть вопросы

Читая, ребенок маркирует соответствующим значком абзацы и предложения.

Можно:
Делать на полях карандашом.
Подложить полоску бумаги, чтобы не портить учебник.
Использовать электронный текст.

Для начальных классов количество маркеров нужно уменьшить.

— уже знал
+ — новое
? — хочу узнать больше

2 этап. Составление таблицы

Здесь возвращаемся к тексту. Ребенок систематизирует информацию, располагая ее в соответствии со своими пометками в таблицу. Записывать нужно коротко, своими словами, без переписывания исходного материала.

Для школьника средних классов она выглядит так:

+ ?
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы Новая информация Противоречия, которые появились после прочтения Непонятные слова, факты, требующие разъяснения

Для ученика начальной школы таблица состоит из 3х колонок:

+ ?
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы Новая информация Непонятные слова, факты, требующие разъяснения

Благодаря таблице, ребенок видит, что данные бывают разными по степени владения ими и что с ними нужно по-разному работать.

То, что уже знал — это крючок, за который зацепятся получаемые знания.

+ Новое – нужно воспроизводить несколько раз по памяти, чтобы укрепить нейронные связи.

Противоречия между старой/свежей информацией потянут за собой изменения представлений и о других явлениях. Эта колонка учит давать оценку достоверности уже имеющимся знаниям.

? Самое интересное из маркеров – знак вопроса. Обычно детей спрашивают и родители, и учителя. А здесь ребенок сам задает вопрос и проявляет желание узнать побольше. Вопрос побуждает идти за ответом дальше границ прочитанного, искать новые источники: родители, интернет, книги, учителя.

3 этап. Чтение своих записей

Этап чтения из таблицы устанавливает связи между фактами, структурирует их. Если дети работают в группе, то чтение – это еще и обмен тем, что записал каждый из них.

4 этап. Дополнение таблицы, при необходимости

После чтения таблицы может возникнуть понимание о необходимости в дополнениях. Ребенок пробегает глазами по главным идеям в тексте и дописывает. Также возможно перемещение записей из одной колонки в другую.

Такая работа — результат более глубокого осмысления знаний.

5 этап. Рефлексия

Здесь идет анализ процесса накопления знаний. Теперь ребенку становится ясно, как незнакомый учебный материал постепенно превращается в присвоенный, готовый к дальнейшему применению. Он подводит итоги в виде перечисления созданных связей.

Прием Инсерт и технология критического мышления

Технология критического мышления предлагает разделить работу над материалом на 3 этапа.

  1. Стадия вызова. Вспоминаем то, что уже было известно по теме ДО чтения. Задаем вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
  2. Стадия осмысления. Читаем или слушаем текст, делая пометки на полях.
  3. Стадия рефлексии. Перерабатываем, анализируем, связываем полученную информацию с той, что уже была.

Инсерт участвует на стадии осмысления и рефлексии. Он позволяет отфильтровать новые знания. А затем наглядно, с помощью таблицы присоединить их к уже имеющимся.

И даже пойти дальше — искать ответы на возникшие вопросы.

Достоинства и недостатки приема Инсерт

Достоинства:

  • позволяет читателю отслеживать понимание/непонимание текста, его отдельных частей
  • помогает ребенку самому организовать процесс изучения
  • тренирует его в определении главного и второстепенного материала
  • позволяет соотносить новые знания с имеющимися представлениями
  • восприятие прочитанного на осознанном уровне высоко поднимает уровень усвоения знаний
  • маркировка превращает процесс познания в увлекательную игру, повышает мотивацию
  • это интересная, наглядная форма представления результатов работы с текстом
  • прост в применении

Недостатки:

  • высокая энергозатратность: ребенок одновременно и читает, и принимает решения как отметить то, что читает

Рекомендации при работе с приемом Инсерт

✦ При знакомстве с инструментом Инсерт, лучше всего начинать с небольших по объему текстов, чтобы была возможность запомнить значки и научиться ими пользоваться.

✦ После прочтения надо вспомнить свои первоначальные предположения на этапе вызова, после чего маркировка будет более точная. Пройдет настройка между предположениями и прочитанными данными.

✦ Значки можно придумывать свои, главное их придерживаться. Например, вместо + использовать ! — для обозначения новой информации.

✦ В первое время тезисы для таблицы нужно проговаривать устно, показывать пример. Ребенок, особенно в начальной школе, не знает как они правильно формулируются.

✦ Слова для таблицы нужно подбирать емкие. Чем меньше заметки, тем лучше.

✦ Обсуждать таблицы необходимо по колонкам: сначала обсудили первую, затем перешли ко второй.

Вначале может быть трудно анализировать, подбирать тезисы. Но этот навык сильно поможет при работе дальше, с большими текстами.

Примеры применения приема Инсерт

Предметная область использования техники: учебные материалы с большим количеством фактов и сведений.

Его можно использовать в изучении литературы и русского языка, истории и обществознания, биологии и химии.

Отлично подходят для чтения с приемом — энциклопедии. Тексты в них короткие, плотные, интересные для ребенка.

  • Сначала обсуждаем, что уже знаем по данной теме.
  • Затем размечаем.
  • И заполняем таблицу.

Что такое бигфут? Чем он отличается от других машин?

rabota_s_informaciej_priem_insert

Формулируем тезисы для таблицы вместе:

+ ?
● кузов пикапа
● усиленная подвеска и амортизация
● усиленное колесное шасси
● кузов усиливают трубами
● шасси могут брать у грузовика

Далее читаем колонку с , потом с +

Рефлексия: Зная о том, что у бигфута усиленное колесное шасси, легко привязать, что его могут брать у грузовика.


Абзац из параграфа учебника Окружающий мир 2 класс.

Обсуждение вопроса до чтения: «Как без часов определить время суток?»

Ставим значки:

primer_primeneniya_priem_insert

Разносим по таблице:

+ ?
● раньше время узнавали по солнцу
● солнце в самой высокой точке в полдень
● самая короткая тень — в полдень

Рефлексия: Связываем местонахождение солнца и длину тени в полдень. Что неочевидно в тексте.


+ ?
Петр I — первый российский император. Издал «Табель о рангах» Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. Что еще появилось в России во время правления Петра I?

Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

+ ?
Колумб Завезли табак, картофель, а также новые болезни. Отрицательные последствия, связанные со здоровьем, истребление коренных жителей. До какого культурно-исторического уровня смогли бы развиться аборигены?

«Великие географические открытия и их последствия» может выглядеть так

+ ?
Шекспир основал театр «Глобус», написал много пьес, сонетов. Был актёром, существует «Шекспировский вопрос». Есть ли связь с Кристофером Марло? Криминальная среда, с которой был связан Шекспир

Работа на уроках английского языка, также может строиться на основе использования ИНСЕРТа:

+ ?
Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают. Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические). Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно? Сколько всего в человеке клеток?

Применение Инсерт на уроках природного цикла, например, биологии. Таблица по теме «Жизнь клеток»

Прием Инсерт формирует навыки работы с информацией

  • распределять материал на главный и второстепенный
  • оценивать данные
  • ориентироваться в учебных текстах и других источниках
  • самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи
  • делать выводы
  • ранжировать информацию по степени новизны
  • анализировать и классифицировать ее, 
  • пересказывать
  • находить аргументы и доказывать свою точку зрения
Памятка для учителя/родителя по предварительной подготовке к использованию приема
1. Предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками.
2. Объяснить или напомнить правила расстановки маркировочных знаков.
3. Четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.
4. Дать несколько примеров на преобразование текста в тезисы

Выводы:

  1. Инсерт прост в применении, с ним может справиться первоклассник.
  2. Чтение с использованием приема выходит на более высокий уровень осмысления.
  3. Он стимулирует развитие аналитического и критического мышления, внимания.
  4. Инсерт способствует самостоятельной организации учебы.
  5. Он формирует полезные навыки работы с текстами.
  6. Его наглядность показывает переход от старых знаний к новым.
  7. Он помогает создавать связи между единицами информации, тем самым обогащать картину мира, наполнять ее структуру знаниями.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Используйте прием ИНСЕРТ. Интересно увидеть, как при сортировке информации, станут прослеживаться взаимосвязи, которые не заметны в исходном тексте.


Прием инсерт: полное руководство по его использованию для работы с информацией

Инсерт – это один из приемов технологии развития критического мышления, который позволяет ребенку научиться самостоятельно добывать важную для себя информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее. Также ученик получает навыки обсуждения, отстаивания своей точки зрения и признания своих ошибок.

Содержание

  • Что это такое инсерт
  • Как использовать
  • Нюансы применения приема ТРКМЧП инсерт
  • Когда использовать прием инсерт
  • Прием инсерт в рамках уроков по ТРКМЧП
  • Преимущества и недостатки приема инсерт
  • Заключение

Что это такое инсерт

Что это такое инсерт

Инсерт – это метод технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Применяется он в начале изучения новой учебной информации. Чтобы понять, что это такое – инсерт на уроке, достаточно узнать, что его название является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».

Как использовать

Метод работает в 5 этапов. Они последовательны и обязательны.

На первом обучающимся предлагается к чтению статья или параграф из учебника, в которой они делают специальные пометки четырех видов:
«V» – это та информация в тексте, которая ребенку уже знакома;
«+» — это тезисы и мысли, которые являются для читающего новыми;
«-» — это противоречия той информации, которую ребенок уже знал ранее;
«?» – это те моменты в тексте, которые непонятны читающему и требуют дополнительных объяснений для него.

На втором этапе инсерта предлагается составить таблицу:

V + ?
В этом столбике тезисно отмечаются уже известные ранее факты Здесь записывается информация, которая оказалась новой В этой графе отмечаются противоречия: факты, которые не соответствуют прежним знаниям читающего Здесь перечисляются дополнительные вопросы и непонятные моменты.

На третьем этапе несколько учеников читают все, что они записали. Без обсуждений и критики со стороны педагога и одноклассников.

На четвертом этапе обучающимся предлагается прочитать текст вновь и дописать таблицу, если в этом появится необходимость. При этом дети начинают более глубоко осмысливать прочитанное, и, как следствие, дополнять записи и перемещать некоторые из одной колонки в другую.

На заключительном, пятом этапе идет процесс рефлексии. Здесь обучающиеся обсуждают получившиеся таблицы друг с другом, делятся понятым, анализируют процесс накопления знаний. Теперь им становится ясно, как незнакомый учебный материал постепенно превращается в более понятный.

Нюансы применения приема ТРКМЧП инсерт

применения приема ТРКМЧП инсерт

При работе с приемом инсерта в начальной школе и в старших классах необходимо учитывать некоторые нюансы:

  • При знакомстве обучающихся с техникой инсерта лучше всего начинать с небольших по объему текстов, чтобы у них была возможность запомнить значки и научиться ими пользоваться.
  • Здесь же, при знакомстве с техникой, тезисы можно проговаривать устно, чтобы все в классе поняли, как они правильно формулируются.
  • Обсуждать таблицы необходимо по колонкам: сначала обсудили первую, затем перешли ко второй.
  • В начальной школе есть вариант упрощенной таблицы с колонками «знаю», «интересуюсь», «узнал».
  • Таблицы могут заполняться не только индивидуально каждым обучающимся, но и попарно или в небольших группах.

Когда использовать прием инсерт

Наиболее удобный момент использования приема инсерт – занятие на новую тему или урок для актуализации новых умений и знаний. При использовании этого приема ученик должен читать текст не пассивно, а внимательно. Инсерт способствует тому, что обучающийся начинает концентрироваться на каждой строке, в том числе на невнятных для восприятия частях текста, которые прежде он предпочитал просто пропускать. Метод наиболее актуален тогда, когда необходимо переработать крупную часть новой теоретической информации.

Прием инсерт в рамках уроков по ТРКМЧП

Занятия по формированию критического мышления посредством чтения и записывания выстраиваются по определенной системе:

  1. Первый этап – вызов. Его задача – подготовить детей к пониманию новой учебной информации. Здесь, например, подойдут такие методики, как кластеры, мозговой штурм или корзина идей.
  2. Второй – осмысление. Он предполагает получение нового материала, введение новых определений и терминов. Здесь можно применить, например, метод «чтение с остановками» или таблица «Знаю. Хочу знать. Умею».
  3. Третий – размышление. На нем усваиваются новые знания, соотносятся с имеющимся опытом, сравниваются, анализируются и оцениваются. Здесь подойдет прием составления синквейна или эссе.

Преимущества и недостатки приема инсерт

преимущества приема инсерт

К положительным сторонам метода можно отнести активность на уроке каждого ученика, заинтересованность обучающихся в подробном и осмысленном чтении, возможность обсудить свои мысли с одноклассниками и формирование умения осмысленно читать все, что написано, а не только то, что интересно или точно понятно, упуская скучное и невнятное.

К минусам приема относится достаточно высокая энергозатратность: читая текст, приходится рассредоточить внимание на пометки и одновременное понимание, к какой группе фактов отнести ту или иную запись.

Заключение

Инсерт можно использовать на уроках литературы и русского языка, истории и обществознания, биологии и химии, и на других учебных предметах. Он позволяет воспринимать прочитанное на осознанном уровне, не выпуская главного и уделяя внимание каждому записанному слову. В результате уровень усвоения знаний оказывается достаточно высоким.

«Инсерт»

Инсерт

самоактивизирующая системная разметка
для эффективного чтения и размышления.

I
– interactive – «интерактивный»
N
– noting – «отмечая»
S

system – «системы»
E
– effective – «эффективное»
R
– reading – «чтение»
T
– thinking – «размышление»

Приём
«Инсерт» используется на стадии
«осмысления». Авторами являются Воган
и Эстес.

При
работе с текстом в данном приёме
используется два шага: чтение с пометками
и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг
1:
Во
время чтения текста учащиеся делают на
полях пометки: «V» – уже знал; «+» –
новое; « – » – думал иначе; «?» – не
понял, есть вопросы. При этом можно
использовать несколько вариантов
пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+»,
«V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».
Причем, совсем не обязательно помечать
каждую строчку или каждую предлагаемую
идею. Прочитав один раз, обучающиеся
возвращаются к своим первоначальным
предположениям, вспоминают, что они
знали или предполагали по данной теме
раньше, возможно, количество значков
увеличится.

Шаг
2:
Заполнение
таблицы «Инсерт», количество граф
которой соответствует числу значков
маркировки:

«V»
поставьте
« V » (да) на полях, если то, что вы
читаете, соответствует тому, что вы
знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте
«+» (плюс) на полях, если то, что вы
читаете, является для вас новым;

«
– »
поставьте « – » (минус), на полях,
если то, что вы читаете, противоречит
тому, что вы уже знали, или думали, что
знаете;

«?»
поставьте
«?» на полях, если то, что вы читаете,
непонятно, или же вы хотели бы получить
более подробные сведения по данному
вопросу.

«Таблица
«Плюс – минус – интересно»

Пример
применения таблицы «ПМИ».

Тема:
Атомная энергетика. Проблемы использования
атомной энергии.

«+»

«-»

«?»

Самый
экономичный вид энергии.

Энергия
будущего.

Радиация.

Аварии
на АЭС.

Сколько
в мире АЭС?

Как
давно человек использует атомную
энергию?

Сколько
аварий было на АЭС в нашей стране?

Какая
страна в мире лидирует по использованию
АЭС?

Данный
приём формирует навыки анализа и
классификации изучаемой информации.
Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся
точно работать с информацией, не искажая
её смысла.

  • «Плюс»
    (+)

    записываем те факты, которые могут
    отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»

  • «Минус»
    (-)
    записываем
    все те факты и мысли, которые могут
    отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

  • «Интересно»
    (?)

    предназначается для записи различных
    интересующих ученика фактов и мыслей
    «Что в этом интересного?»

При
использовании ПМИ внимание намеренно
направляется сначала на “Плюс”,
потом на “Минус”, затем на “Интересно”.

«Таблица

ЗХУ»

Пример таблицы:

ЗНАЮ

ХОЧУ
УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые
люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы
добыть себе питание люди кочевали.

Где
появились первые люди?

Как
люди заселили нашу Землю?

Почему
сейчас люди не кочуют?

• Ответы
на поставленные вопросы учащиеся
находят в тексте учебника в течение
урока.

• Если
нет ответа на поставленный вопрос –
работа продолжается дома.

Цели
ее применения:
1.
Обучение умению определять уровень
собственных знаний.
2. Пробуждение
интереса к получению новой информации.

3. Обучение умению соотносить новую
информацию со своими установившимися
представлениями.

Если
вы хотите на уроке собрать уже имеющийся
по теме материал, расширить знания по
изучаемому вопросу, систематизировать
их, тогда вам подходит таблица «знаю –
хочу знать – узнал»:

З
– что мы знаем

Х
– что мы хотим узнать

У
– что мы узнали, и что нам осталось
узнать

Стратегия
З-Х-У была разработана профессором из
Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется
как в работе с печатным текстом, так и
для лекционного материала. Ее графическая
форма отображает
те три фазы, по которым строится процесс
в технологии развития критического
мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Работа
с таблицей ведется на всех трех стадиях
урока.

На
«стадии вызова», заполняя первую часть
таблицы «Знаю», учащиеся составляют
список того, что они знают или думают,
что знают, о данной теме. Через эту
первичную деятельность ученик определяет
уровень собственных знаний, к которым
постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» —
это определение того, что дети хотят
узнать, пробуждение интереса к новой
информации. На «стадии осмысления»
учащиеся строят новые представления
на основании имеющихся знаний. Работа
с использованием стратегии «Инсерт»
помогает осветить неточное понимание,
путаницу или ошибки в знаниях, выявить
новую для них информацию, увязать новую
информацию с известной. Полученные
ранее знания выводятся на уровень
осознания. Теперь они могут стать базой
для усвоения новых знаний. После
обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся
заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Существует
следующая разновидность таблицы «ЗХУ»:

1.З
– что мы знаем

Х
– что мы хотим узнать

У
– что мы узнали, и что нам осталось
узнать

2.Категории
информации, которыми мы намерены
пользоваться

A.
B.
C.
D.

3.Источники
информации
.
1.
2.
3.
4.

У
этой формы работы есть еще один резерв
– это третья часть таблицы. Категории
информации станут графами новой таблицы.
Работа на стадии размышления может быть
продолжена: учащиеся на уроке или на
дом получают задание заполнить новую
таблицу.

Выделим
основные правила работы с приемом «ЗХУ»:

– вспомните, что вам известно по
изучаемому вопросу, запишите эти сведения
в первой графе таблицы;
– перечислите
источники информации;
– попробуйте
систематизировать имеющиеся сведения
до работы с основной информацией,
выделите категории информации;

поставьте вопросы к изучаемой теме до
ее изучения;
– познакомьтесь с текстом
(фильмом, рассказом учителя);
– ответьте
на вопросы, которые сами поставили,
запишите свои ответы в третью графу
таблицы;
– посмотрите, нельзя ли
расширить список категории информации,
включите в него новые категории;

поработайте с третьей частью таблицы.
Создайте новую таблицу, в ней столько
граф, сколько категорий информации вы
выделили. Заполните ее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1) INSERT (аббревиатура) – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления,один из приемов технологии развития критического мышления. (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for (система).

E — effective(для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

2) (Суть метода)

В приёме задействованы специальными значки, с помощью которых дети проводят работу с текстом:

«V» – информация мне была известна

«+» – узнал что-то новое, материал является интересным;

«-» – думал иначе

«?» – не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Эти значки используются в таблице, которую дети анализируют во время занятия при помощи учителя.

Использование технологии ИНСЕРТ помогает:

1. Сформировать у детей навыки самостоятельной работы с материалом.

2. Сделать процесс освоения новой темы более осмысленным.

3. Подойти к освоению нового материала с учетом индивидуальности каждого ребенка.

4. Развить у учащихся навыки систематизации материала.

5. Воспитать внимательность ребят в освоении новой информации.

6. Выявить проблемы в освоении новой темы.

7. Выявить возможности индивидуального подхода к теме (в зависимости от того, какие аспекты выяснят дети дома самостоятельно, и что их заинтересует).

8. Использовать разнообразные методы в обучении, что способствует поддержанию интереса к процессу обучения.

3) (Как и где применять)

Так как Инсерт является приёмом технологии критического мышления, то на основе неё берётся следующая конструкция, которая составляет базовую модель трех стадий организации учебного процесса: “Вызов – осмысление – рефлексии”.

фазы вызова:

– актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

– пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

фазы осмысления:

– помочь активно воспринимать изучаемый материал;

– помочь соотнести старые знания с новыми;

фазы рефлексии:

– помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

– помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

В начальной школе можно ограничиться только двумя пометками: “знаю” и “не знаю”, постепенно добавляя колонки. Чем раньше начнется применение приема на уроке, тем быстрее и эффективнее будет чтение.

Самый простой способ работы в начальной школе – это с помощью картинок. Интересным и ярким помощником может быть Инфографика.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«V» – информация мне была известна

«+» – узнал что-то новое, материал является интересным;

«-» – думал иначе

«?» – не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории, при этом учитель может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

?

Я знаю

Узналновое

Думал иначе

Не понял

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Нюансы применения Инсерт приёма:

  1. В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

  2. Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

  3. Таблица обсуждается по “колонкам”. То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

  4. В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: “Знаю”, “Интересуюсь”, “Узнал”.

  5. Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.

4) (Что дети получат)

Преимущества технологии

Таким образом, технология развития критического мышления создает такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Используем для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

В процессе работы с использованием данного педагогического приема отмечается, что гораздо эффективнее (особенно на начальном этапе обучения) использовать метод ИНСЕРТ в группах с применением состязательной стратегии, ведь соревнование всегда пробуждает азарт и особый интерес как у детей, так и у взрослых, и, конечно, помогает активному вовлечению учащихся в процесс урока, где они становятся непосредственными участниками формирования своей ниши знаний

Ребёнок должен развивать навыки самостоятельного поиска нужной информации и уметь высказывать мнение относительно неё. Достичь результата позволяют разработанные методики развития критического мышления, к которым относится приём инсерт. Освоить его могут даже ученики первого класса.

Приём инсерт: что это такое?

Дети в классе

Инсерт – это метод активного чтения с пометками. Используется на первоначальном этапе познания неизвестной информации. Чтобы разобраться, что такое технология инсерт, необходимо знать, что его название – это аббревиатура и в переводе с английского означает «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».

Нюансы применения приёма инсерт

Ученикам начальных школ и старшеклассникам, задействуя при чтении метод инсерт, важно знать некоторые тонкости:

  • На начальном этапе работе с данной техникой лучше использовать небольшие тексты. Это позволит привыкнуть к большому количеству значков.
  • Начиная знакомить детей с техникой инсерт, рекомендуется сначала тезисы произносить устно. Детям будет понятна их формулировка.
  • Таблица инсерт «обсуждается по «колонкам».
  • Ученикам начальных классов достаточно сначала изучить более простой вариант таблицы с тремя колонками: «знаю», «интересуюсь», «узнал».
  • Процесс может осуществляться самостоятельно, в паре, группой человек.

Когда использовать приём инсерт

Методику инсерт уместно применять для изучения новой темы. От ученика требуется повышенная внимательность к исходному материалу. С помощью данной методики обучающийся заостряет внимание на всех строчках без исключения, особенно на непонятных предложениях в тексте, которые ранее он попросту пропускал. Техника помогает проработать большую часть теории.

Приём инсерт формирует навыки работы с информацией

Технология критического мышления позволяет:

  • отличать главную информацию от второстепенной;
  • анализировать материал;
  • ориентироваться в структуре учебника;
  • добывать знания и устанавливать причинно-следственные связи;
  • прийти к заключению;
  • распределять информацию по мере новизны;
  • повторять;
  • приводить доводы и отстаивать своё мнение.

Цели использования приёма инсерт

Основной задачей метода инсерт является:

  • Развитие произвольного внимания. У обучающегося развивается высокая степень концентрации.
  • Умение анализировать полученные данные. Благодаря маркировке текста ученик может разделять текст по заданным критериям.
  • Усвоение знаний таким образом, чтобы они оставались в памяти надолго. Работая с таблицей, учащийся проговаривает тезисы, которые были ему неизвестны и связывает их с уже хорошо понятными.
  • Умение работать с большим объёмом информации. Здесь понадобятся все полученные ранее навыки: концентрация, оценка, выделение главного.

Как использовать приём инсерт

При помощи особых значков ученик может делать пометки.

V — известная информация;

+ — новая информация;

– — думал иначе;

? — непонятно, имеются вопросы.

Далее заполняется таблица. Запись делается кратко, своими словами.

V + ?
Тезисно записываются уже известные термины Новая информация Отмечаются противоречия Непонятные термины, вызывающие вопросы

На третьем этапе обучающийся зачитывает свои тезисы. Обсуждение не идёт.

На четвёртом этапе необходимо заново прочитать исходный материал. Наступает стадия осмысления. Возможно какие-то тезисы будут перенесены в другую колонку.

На завершающем этапе идёт систематизация полученных знаний. Неизвестное ранее становится понятным.

Приём инсерт и технология критического мышления

Ребенок читает

Занятия делятся на 3 этапа:

  • Первый – стадия вызова. Ученик вспоминает информацию по теме, которая была получена до чтения.
  • Второй – стадия осмысления. Ученик получает новые термины и определения, делая пометки на полях.
  • Третий – стадия размышления. Ученик усваивает новую информацию и связывает ее с уже имеющейся.

Достоинства и недостатки приема инсерт

Положительные стороны:

  • заинтересованность ученика к осмыслению к подробному чтению;
  • активность учеников;
  • возможность самостоятельно продумать процесс изучения;
  • умение определять важные моменты и второстепенные;
  • возможность делиться своим мнением.

Недостатки:

  • повышенная энергозатратность.

Рекомендации при работе с приемом инсерт

Метод будет усвоен лучше, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для того чтобы быстрее запомнить символы, необходимо прорабатывать небольшие тексты.
  • Значки можно менять на свои, важно их только придерживаться. Например, вместо + можно использовать !.
  • На начальном этапе тезисы для таблицы лучше проговаривать устно.
  • В таблицу лучше записывать более ёмкие слова.
  • Колонки обсуждаются поочерёдно.

Примеры применения

Инсерт успешно используется в изучении литературы, русского языка, обществознания, истории, химии, биологии. Уместен также для чтения с приемом – энциклопедия. В подобных книгах краткое содержание важной информации, которое интересно ребенку. Сначала необходимо обсудить то, что уже известно, сделать пометки и заполнить таблицу.

Если остались вопросы или пожелания, напишите их в комментариях, наш эксперт обязательно на них ответит.

Добавить комментарий