Что писать про опыт работы в резюме, в каком порядке? Какой опыт указывать в резюме (весь или последний)? Раздел “Опыт работы” – это одна из самых главных частей резюме. Думаю, работодателя обычно именно данный раздел интересует больше всего. Опыт работы Когда вы описываете свой опыт работы в предыдущих организациях, то нужно указывать: 1) Название организации. 2) Период работы – стоит указывать не только год, но и месяц. 3) Должность, которую вы занимали. 4) Основные обязанности, которые вы выполняли. Также стоит указать и какие-либо особые ваши достижения. Информацию лучше указывать начиная с последнего места работы (то есть в обратном хронологическом порядке). Понятно, что вся информация должна быть достоверной. Также не рекомендуется писать про работу в тех организациях, которая никак не связана с должностью, на которую вы претендуете. Например, если вы собираетесь устраиваться программистом, то нет смысла писать о том, что вы когда-то подрабатывали продавцом. Если у вас большой стаж и уже довольно много мест, где вы ранее работали, то при описании опыта работы достаточно написать о 3-5 последних организациях. Пример резюме Вот как можно описать раздел про опыт работы в своём резюме: _ Опыт работы: 1) Июль 2015 г. – Февраль 2017 г. ООО “Лист”, ведущий программист. Функциональные обязанности: разработка и сопровождение АИС для складского учёта. 2) Апрель 2013 г. – Июнь 2015 г. ООО “Грант”, программист 1С. Функциональные обязанности: сопровождение и доработка нетиповой конфигурации на платформе 1С 8.2 – АИС для учёта электроэнергии. система выбрала этот ответ лучшим Tiffi25 5 лет назад Раздел “Опыт работы” в резюме – самая важная часть. Очень многое зависит от того как вы ее оформите. Есть несколько вариантов оформления:
Для профессионалов лучше иметь несколько вариантов резюме под конкретную должность. В каждом варианте необходимо выделять именно те достижения и качества, которые будут актуальны для этой вакансии. Молодым людям обычно сложно описывать свой небольшой опыт, но можно написать места прохождения практики, средний балл по предметам, успешная защита диплома, общественная деятельность и др. Если резюме должно быть максимально информативным, то туда включается и обучение (ВУЗ) и служба в армии. Для некоторых работодателей это имеет достаточно большое значение. Сугубо профессиональная деятельность подразумевает описание, времени устройства, должность, перечисление всех служебных обязанностей и опыт их выполнения. После этого следует указать курсы повышения квалификации, а так же тесты и аттестацию, если таковые имели место быть. Все этапы повышения по служебной лестнице, награждения, поощрения. Мила Жужу 7 лет назад Хоть резюме и пишется в произвольной форме, но есть правила подачи, выгодной для вас и интересующей работодателя информации. Вот, например, резюме, которое я, как работодатель, считаю грамотным: РЕЗЮМЕ Романова Яна сергеевна Дата рождения: 10.08.1988. т.8-909-423-34-14. Адрес: г.Самара, ул.Дзержинского 37-3. Образование : высшее, экономист. Не замужем. Претендую на вакансию менеджера по продажам. Опыт работы: ООО «Грант», бухгалтер, с 15.01.2014 по 10.10.2015г. НПЗ, кассир, с 20.09.2012. по 12.01.2014. ООО “АФК-Сервис”, менеджер-логист, с 10.05.2011. по 21.09.2012. Навыки: умею вести финансовую отчетность фирмы, заинтересованно беседовать с клиентами и оформлять договора, контролировать изготовление заказов, решать конфликтные ситуации. Личные качества: дружелюбная, аккуратная, дисциплинированная, умею работать в команде. Дополнительные сведения:опытный пользователь ПК, знание английского языка на уровне вуза. Опыт рабочие места перечисляются в обратном порядке. Если их много, то указываются те, которые важны для той работы, на которую вы претендуете. Важно указывать те навыки, которые могут заинтересовать работодателя. Shipo3 5 лет назад В графе “опыт работы” потенциальный работодатель хочет увидеть кратко все, чем вы занимались до этого момента, но это все должно быть непосредственно связано с должностью, на которую вы претендуете. Если есть сомнения, связана предыдущая работа с потенциальной или нет, пишите все. Начинают с последнего места работы. То что указывают обычно:
Перечисление идет, начиная с последнего рабочего места. Пример: Опыт работы: 1) ООО “Техмаш”, механик по ремонту оборудования, 12.09.2015 по настоящее время (2017 год). 2) ПАО “Газпром”, главный инженер, 19.10.2000-01.09.2015. Обязанности: проектирование и контроль готового оборудования. 3) “Пружинно-рессорный завод”, январь-апрель 2000 года, практика. владсандрович 5 лет назад Когда я писал резюме и устраивался на ту или иную работу, то там всегда требовалось указать даже не столько род самой деятельности в точном виде, так как в наше время, человек в одной и той же организации, может заниматься разными делами и быть по сути разнорабочим. Однако вот указать точно органинизацию и ее название, вам небходимо. Причем если даже ошибетесь со сроками когда вы там работали, то ничего страшного, так как мы люди часто склонны искажать в своей голове временные периоды, но название нужно. Поэтому отталкивайтесь именно от того, как называется организация, так как ее название можно проверить и если такой как вы укажете нет, то вам потом предъявят. Ну а как раз чем вы там занимались, не проверять практически некогда е будут, а потому здесь такая прям чистая правда и не требуется. -Irinka- 4 года назад От того, как грамотно вы составите резюме, зачастую зависит кюуспех вашего трудоустройства. Графа опыт работы наиболее важна для работодателя. Поэтому к её заполнению лучше подходить ответственно. Описание опыта работы нужно делать очень конкретным, детальным. Каждое место работы описываете с новой строчки, начиная с периода работы. Период указывайте с месяцем. В названии фирмы не лишним будет её краткая характеристика. Так же нужно указать вами занимаемую должность и обязанности. Ниже приведены примеры. moreljuba 5 лет назад Сразу же хочу отметить, что в резюме нужно указывать не только последний опыт работы, но и весь имеющийся – это будет только лишним плюсиком. Принято начинать описание с вашего последнего места работы, при этом указать нужно: -название организации; -название должность; -период работы в организации на занимаемой должности. Также неплохо будет указать как вы улучшили деятельность организации за время вашей работы в ней, например, увеличили товарооборот, увеличили количество клиентов, улучшили качество продукта, снизили себестоимость и тому подобное. А вот пример: Красное облако 4 года назад Вот пример такого резюме с описанием опыта. То есть чётко опишите (укажите) в каких организациях работали, сколько лет (время и начало работы). Далее под опытом опишите какая ответственность на вас была возложена, то ес ть какую именно работу выполняли. В начале конечно название организации. Сроки работы в ней. Ваша должность на прежней работе. Опыт описывается кратко, но по сути. elena-kh 4 года назад Можно сделать в виде таблицы, первый столбец – годы работы, второй – место работы и должность, третий – обязанности. Границы таблицы потом можно будет стереть. А смотреться будет красиво и ровно. Лишнего писать не стоит, года, места, должности и обязанностей вполне достаточно. Знаете ответ? |
Что писать об опыте работы в резюме — указать трудовой период у предыдущих работодателей, перечислив должностные обязанности и профессиональные достижения. Здесь важно упомянуть те из них, которые связаны с вакантной должностью.
Что написать в резюме про опыт работы
Трудовой стаж играет ключевую роль для работодателя при выборе кандидатов на вакансии. Он обращает внимание на все нюансы, связанные с трудовым прошлым претендентов, — количество отработанных лет по специальности, навыки и успехи на предыдущих рабочих местах.
Вот основные пункты, что писать в опыте работы в резюме:
- должность;
- сведения об организации;
- город, в котором расположена организация;
- период трудовой деятельности на этом месте;
- краткое описание должностных обязанностей;
- основные навыки и достижения.
Сведения о трудовой деятельности в резюме удобно сформировать в виде таблицы. В отдельной строке указано одно рабочее место. В общем порядке количество строк равно числу записей в трудовой книжке.
Но далеко не всегда стоит перечислять в резюме все предыдущие рабочие места, как в трудовой. Обычно руководитель обращает внимание на релевантный опыт. Иными словами, указывают только навыки, которые пригодятся для эффективного выполнения должностных задач. Если обязанности у одного из бывших работодателей не соответствуют выбранной вакансии, то необязательно их указывать. К примеру, если вы желаете устроиться продавцом-консультантом, а в начале трудового пути работали уборщицей.
Если у вас большой послужной список, то пишите в резюме только о тех, которые напрямую связаны с новой должностью. Но если стажа не хватает, рассмотрите все предыдущие должности. Не все из них следует сбрасывать со счетов.
Вот пример: претендент на должность в сфере гостиничного бизнеса не указал, что когда-то трудился официантом. Это, с одной стороны, логично. Но с другой стороны, у этих двух профессий совпадают некоторые задачи — обслуживание клиентов. Если правильно подать эту информацию, то она станет интересна для работодателя. Например, отметить, что работая официантом, удалось развить навыки общения с клиентами и достичь хороших результатов.
В какой части резюме разместить раздел об опыте работы
Обычно его размещают после основных сведений о претенденте. Вот стандартный порядок расположения разделов в резюме по пунктам:
- Ф.И.О., дата рождения, адрес проживания;
- телефон, адрес электронной почты;
- цель поиска (желаемая должность);
- ключевые навыки и достижения;
- опыт работы;
- образование;
- дополнительная информация.
Если вы опытный специалист, то послужной список в резюме располагают после краткой информации о работнике и достижений. Если новичок, то после сведений об образовании.
Вот как описать опыт работы в резюме для специалиста:
Как правильно описать опыт работы
По отдельности для каждой организации необходимо описать сведения по следующему порядку:
- период деятельности;
- название предприятия (его краткая характеристика);
- должность;
- обязанности;
- достижения.
Период деятельности описывают по хронологии, но в обратном порядке: с последнего или текущего места к первому. Обычно указывают период приема на работу и период расторжения договора. Полностью дату не отмечают, а только месяц и год. День необязательно, хоть и допустимо. А вот только год указывать неоправданно. К примеру, если указать 2020-2021, непонятно, сколько в итоге проработал человек — два месяца или два года. Преимуществом станет указание конкретного периода в скобках.
Вот как это выглядит в резюме:
Если в карьере есть перерывы, желательно кратко пояснить причины в сопроводительном письме. Если период меньше 9 месяцев, то это не критично. Пояснение необходимо, если срок выше.
Есть некоторые советы, как правильно указать опыт работы в резюме:
- отмечайте в тексте точные цифры и результаты, например, когда рассказываете о достижениях. Это показывает эффективность и компетентность сотрудника;
- указывайте правдивые данные. Если у бывшего работодателя произошли спорные ситуации, не следует их специально скрывать. Если истина всплывет, ситуация обернется против кандидата;
- обосновывайте спорные ситуации и переводите их в преимущество. Например, логично пояснить, что конфликт произошел из-за нежелания бывшего директора принимать прогрессивные идеи инициативного сотрудника.
Что касается достижений, то это необязательный пункт. Он предпочтителен, если желаете повысить шансы на трудоустройство. Но не стоит отмечать достижение «для галочки», к примеру, дублировать одну фразу для всех рабочих мест. Это только оттолкнет рекрутера.
Что указать, если опыта работы нет
Любой неоднозначный момент в резюме требует объяснения. Это касается и отсутствия стажа по специальности. В этом случае есть некоторые советы, что написать в опыте работы в резюме: укажите обоснование, почему такое произошло. Например, вы учились по основной специальности или получали дополнительное образование, находились в отпуске по уходу за ребенком, служили в армии и др.
Если вы недавно закончили вуз, то отметка об отсутствии стажа понятна. Но не торопитесь писать, что опыта совсем нет. Отметьте стажировки или студенческие практики, частичную занятость, фриланс, временную работу. Если попрактиковаться не удалось, то вспомните другие факты, которые заинтересуют рекрутера. Например, о дипломной работе по теме, связанной с конкретной сферой деятельности.
Если вы после учебы успели поработать по другой специальности, в таком случае стоит это отметить. Еще один случай — если стажа нет, но вы активный участник в общественных или волонтерских организациях. Иногда этот факт пригодится для резюме. Например, тем, кто претендует на должность, связанную со связями с общественностью.
Вот как выглядит резюме для новичка:
Основные ошибки при указании опыта работы
Даже если специалист опытный и привлекателен для работодателей, его могут подвести ошибки в анкете и вызвать вопросы к его компетентности. Не допускайте следующих ошибок:
- не приписывайте себе ложные навыки. Только достоверные факты. Проверить это несложно. Поскольку в дальнейшем вам дадут задание, которое вы указали, но не выполняли, то реабилитироваться сложно;
- не стоит нагружать резюме лишней информацией, пишите кратко, предпочтительно уместить на одной странице, максимум две (если опыт более 15 лет);
- не пишите расплывчатые фразы типа «занимался продажами», «руководил отделом». Сведения необходимо указывать кратко и подтверждать реальными цифрами и результатами. Например: «Применяла приемы стимулирования постпродаж, в результате чего средний чек вырос на 35%»;
- не злоупотребляйте слишком скудной информацией. Например, сравните два варианта: «внедрял на рынке новые услуги» или «каждые полгода внедрял на рынок по семь новых продуктов в среднем, что увеличило продажи на 20%». Второй вариант скажет работодателю гораздо больше и покажет эффективность работника;
- нельзя писать, что ищете одновременно должности менеджера по продажам, переводчика, секретаря-референта. Если по-человечески это понятно, то работодателя такая неопределенность оттолкнет. Помните: цель поиска указывайте только для одной должности.
Не допускайте грамматических неточностей. Но они бывают разными. Если случайную опечатку поймут или даже не обратят внимания, то ошибки в профессиональных понятиях, названиях укажут на непрофессионализм и сыграют важную роль при отказе принять вас на работу.
Очки опыта дают при совершении полезных действий в игре. Это может быть строительство, животноводство, торговля, рыбалка и другие. Отображается в виде шкалы. Максимальное количество опыта в Майнкрафте для игрока составляет: 2147483647. Что соответствует уровню 21863.
Зачем нужен опыт в Майнкрафт
Опыт нужен для повышения уровня игрока. Когда шкала опыта заполняется, игроку увеличивают уровень. Это пригодится в использовании наковальни и стола зачарования. С высоким уровнем игрока, вы сможете зачаровывать более мощное оружие или броню.
Команда на получение опыта в Майнкрафт
Чтобы использовать консольные команды, активируйте режим использования читов. Далее нажмите T (англ.) и введите в чат команду для повышения опыта:
/xp add ник_игрока 2147483647 – добавить много опыта игроку.
Вместо ника игрока, можно использовать: @a – все игроки, @e – все сущности, @p – ближайший игрок, @r – случайный игрок, @s – текущая сущность:
/xp add @p 100 – добавить 100 единиц опыта ближайшему игроку.
Таблица опыта в Майнкрафт
Уровень | Опыта нужно | Разница предыдущего опыта | Деления полосы опыта |
---|---|---|---|
0 | 0 | 0 | 0,39 |
1 | 7 | 7 | 0,5 |
2 | 16 | 9 | 0,61 |
3 | 27 | 11 | 0,72 |
4 | 40 | 13 | 0,83 |
5 | 55 | 15 | 0,94 |
6 | 72 | 17 | 1,06 |
7 | 91 | 19 | 1,17 |
8 | 112 | 21 | 1,28 |
9 | 135 | 23 | 1,39 |
10 | 160 | 25 | 1,5 |
11 | 187 | 27 | 1,61 |
12 | 216 | 29 | 1,72 |
13 | 247 | 31 | 1,83 |
14 | 280 | 33 | 1,94 |
15 | 315 | 35 | 2,06 |
16 | 352 | 37 | 2,33 |
17 | 394 | 42 | 2,61 |
18 | 441 | 47 | 2,89 |
19 | 493 | 52 | 3,17 |
20 | 550 | 57 | 3,44 |
21 | 612 | 62 | 3,72 |
22 | 679 | 67 | 4 |
23 | 751 | 72 | 4,28 |
24 | 828 | 77 | 4,56 |
25 | 910 | 82 | 4,83 |
26 | 997 | 87 | 5,11 |
27 | 1089 | 92 | 5,39 |
28 | 1186 | 97 | 5,67 |
29 | 1288 | 102 | 5,94 |
30 | 1395 | 107 | 6,22 |
31 | 1507 | 112 | 6,72 |
32 | 1628 | 121 | 7,22 |
33 | 1758 | 130 | 7,72 |
34 | 1897 | 139 | 8,22 |
35 | 2045 | 148 | 8,72 |
36 | 2202 | 157 | 9,22 |
37 | 2368 | 166 | 9,72 |
38 | 2543 | 175 | 10,22 |
39 | 2727 | 184 | 10,72 |
40 | 2920 | 193 | 11,22 |
* Далее для повышения уровня, опыт увеличивается на 9 единиц.
Получение опыта при убийстве мобов
Игрок получает опыт даже при уничтожении мобов. Ниже представлена таблица со значениями очков опыта, для различных существ.
Очки опыта | Мобы |
---|---|
0 | Детёныши животных |
1 | Малый слизень |
2 | Средний слизень |
1-3 | Дружелюбные |
4 | Большой слизень |
5 | Враждебные |
10 | Ифрит |
50 | Иссушитель |
12000 | Дракон Края |
* Самый большой опыт будет получен при убийстве моба – Дракона Края.
Как убрать опыт в Майнкрафт
Убрать опыт можно только выполнив команду, либо погибнуть. Что приведёт к обнулению опыта игрока.
Команда на уменьшение опыта выглядит так:
/xp add ник_игрока -100 – отнимает 100 единиц опыта у игрока
Сегодня очень много говорят о важности клиентского опыта. Однако мало кто задумывается об опыте сотрудников. Клиентов принято считать движущей силой бизнеса. Но представьте, что будет, если сотрудники компании не выйдут на работу или начнут игнорировать часть обязанностей. Во многих случаях это станет катастрофой. Мы в Open Academy решили затронуть тему создания лучшего опыта для сотрудников и поговорим о таком инструменте, как Employee Journey Map.
Что такое Employee Journey Map
Employee Journey Map (EJM) переводится, как «карта путешествия сотрудника». Это инструмент, который графически представляет путь сотрудника — от момента приёма на работу до увольнения или на определённом отрезке пути. Карта сотрудника содержит информацию о важных моментах, «болевых» точках, проблемных местах, особенностях перехода от этапа к этапу.
Employee Journey Map — это визуализация опыта взаимодействия сотрудника с компанией. Основой для создания EJM становится жизненный цикл сотрудника, точки его взаимодействия с компанией, ключевые моменты в карьере, личные впечатления.
В чём ценность EJM
Вот несколько причин, почему опыт сотрудников важен для любого бизнеса:
- Вовлечённость сотрудников = успех клиентов. Вовлечённые сотрудники гораздо лучше исполняют свои обязанности и реже покидают компанию. Это положительно отражается на опыте клиентов.
- Проблемы с сотрудниками обходятся дорого. Здесь речь не только о деньгах. Клиенты взаимодействуют не с руководителями, а с сотрудниками. И если сотрудник нечаянно или намеренно допускает ошибку, это может негативно отразиться на репутации компании, лояльности аудитории, отношении клиентов.
- Сарафанное радио улучшает процесс найма. Точно также как клиенты делятся впечатлениями о компании, сотрудники обмениваются мнениями. Положительные отзывы от бывших и действующих сотрудников помогают привлекать в компанию талантливых специалистов.
Грамотно составленная EJM помогает изучить опыт взаимодействия сотрудников с компанией, проанализировать ключевые моменты в найме, адаптации и развитии, выявить проблемные области и продумать улучшения.
Как составить Employee Journey Map
Процесс создания Employee Journey Map предполагает глубокий анализ поведения сотрудников и детальное изучение их опыта. Вот что нужно сделать:
- Определите период, который будете изучать (весь путь сотрудника или определённую часть пути).
- Установите ключевую группу сотрудников для исследования (по сегментам или должностям).
- Выясните основные этапы пути для выбранной группы сотрудников. Например, в процессе найма это — изучение вакансии, подача резюме, собеседование, приём на работу, адаптация и прочее.
- Определите ключевые точки соприкосновения с компанией. К примеру, для найма это может быть отправка отклика на вакансию, первое онлайн/телефонное собеседование, первый день на работе, знакомство с командой и т. д.
- Установите основные информационные потребности и вопросы, с которыми сотрудник сталкивается в ключевой точке взаимодействия. Например, какой информации не хватает потенциальному кандидату для подачи заявки на вакансию, или какие вопросы чаще всего задают на собеседовании.
- Выберите инструменты измерения и показатели для каждого этапа. К примеру, можно оценивать показатель удовлетворённости сотрудников по шкале от 0 до 10.
- Соберите количественные и качественные данные. Здесь вам пригодятся данные статистики и аналитики. Например, для процесса найма вы можете установить такие сведения, как количество откликнувшихся на вакансию людей, число отобранных претендентов, соотношение релевантных и нерелевантных резюме, сложность прохождения собеседования и т. п.
- Соберите данные о реальном опыте сотрудников. Для этого опросите сотрудников из выбранной категории, понаблюдайте за поведением действующих сотрудников в процессе исследуемых этапов, поговорите с бывшими сотрудниками.
- Установите проблемы и возможности. К примеру, проблемой может быть то, что на этапе изучения вакансии претенденты не видят существенных отличий от конкурентов. Возможность может выражаться в поведении онлайн-собеседования вместо посещения офиса.
- Определите ответственных лиц за каждую проблему или возможность. Даже если за выполнение действий отвечает несколько человек, у них должен быть один руководитель.
- Визуализируйте информацию. У вас будет довольно много информации, поэтому целесообразно представить её наглядно.
- Найдите решения для проблемных моментов и отслеживайте их реализацию. Подумайте, как можно улучшить опыт сотрудников. Разработайте стратегию реализации улучшений. Отслеживайте динамику изменений и результаты по итогам определённого периода.
Аналогичный процесс стоит провести для каждого важного сегмента сотрудников в вашей компании.
Какие инструменты понадобятся для создания EJM
Вам необязательно использовать специальное программное обеспечение, чтобы составить Employee Journey Map. Необходимый минимум инструментов:
- Бумага и ручка. Вы можете вручную нарисовать путь сотрудника, и отмечать точки соприкосновения в момент интервьюирования сотрудников.
- Любой табличный редактор. Обычный Excel подойдёт для сбора информации и совместной обработки данных. В таблицу вы внесёте все собранные данные: информацию из статистики, результаты интервью, итоги наблюдений и прочее.
- Инструмент визуализации данных. Например, Miro, Easel.ly, Conceptboard или обычный лист, на котором можно нарисовать путь сотрудника.
Нет никаких стандартов, как должна выглядеть Employee Journey Map. Покажем несколько примеров визуализации. Например, это может быть максимально простая схема:
Можно выполнить EJM в формате строгой таблицы:
А можно применить творческий подход:
Визуализируйте EJM в таком варианте, чтобы всем ответственным лицам было понятно, что на ней изображено и как это интерпретировать.
Цель карты путешествия сотрудника — определить путь, по которому движутся ключевые сотрудники и затем разбить этот путь на отдельные элементы, чтобы понять, как происходят соприкосновения с компанией. Карта помогает понять чувства, эмоции и вопросы, возникающие в точках соприкосновения. Понимание состояния сотрудника на всём протяжении пути позволит создать наилучший опыт, который соответствует ожиданиям компании.
Часто при самом начале расчета баланса приходится собирать одну из первых прогрессий — прогрессию опыта игрока или его уровней. Об этом и поговорим 🙂
У меня, как правило, с этим возникает проблема – хочется использовать лучшую формулу для этого, наиболее подходящую под выбранную игру, жанр. Да и, откровенно говоря, зачастую я просто не помню тех вариантов, которые использовал ранее)
Поэтому ниже я решил собрать пачку различных вариантов формул со ссылками на примеры расчетов. Чтобы самому иметь под рукой подсказу, и, если понадобилось, вы сами смогли на их основе собрать для себя подходящий вариант.
Зачем вообще считать опыт?
В-целом, можно обойтись и без него. Более того, есть масса ставших классическими игр, в которых уровневых прогрессий у персонажей нет. Например Mario, Prince of Persia (самый первый), Tanks, Doom и многие другие.
Но… В этих играх они особо и не нужны. Игрок ощущает прогресс в игре по мере смены игровых локаций, а не роста уровней персонажа.
Если рассматривать игры более сложные в плане количества механик, сохранения прогресса игрока (например, любые RPG, современные adventure игры), то ситуация складывается иначе. Уровни в них выступают общим мерилом силы игрока, а еще – “хлебными крошками”, майлстоунами или индикаторами ближайших целей, подсказывающими, что у персонажа есть развитие к которому можно стремиться.
С точки зрения разработки, через выдачу уровней игрока можно легко регламентировать выдачу новых игровых механик.
Например, в Lost Light доступ к большей части контента осуществляется именно через получение новых уровней игроком:
– Прокачка комнат
– Доступ к новым пушкам, экипировке, расходникам
– Доступ к обвесу пушек и крутым патронам
и т.д… Хочешь ваншотить, используя особый патрон – будь добр качаться.
Благодаря такому подходу разработчики могут выдавать контент плавно и регламентировано, в строго запланированные моменты, не перегружая игрока и мотивируя его оставаться в игре.
А еще, зная максимальный уровень в игре, динамику выдачи опыта в момент времени, мы можем посчитать и спланировать время, за которое игрок выест весь игровой контент. В среднем, конечно… Для f2p игр это пипец как важно.
Существует множество вариантов расчета опыта. Попробуем с чего-то простого.
Поехали
Супер-простой вариант
Такой прогрессии и строится просто. Берем значение опыта на предыдущем уровне, умножаем на какое-то, удобное для нас, константное значение. Повторяем нужное количество раз вплоть до крайнего уровня.
Для первого уровня: l_exp = y
Для последующих уровней: l_exp = (l_exp-1)*x
Такой вариант подходит для начального этапа работы с балансом, но может быть быстро заменен на иной, более гибкий. Дело в том, что эта формула подходит для достаточно небольшого массива уровней. Если в игре уровней под сотню, то последние станут для игрока суровым испытанием, т.к. значения требуемого опыта для получения уровня будут неадекватно высокими.
Чуть сложнее
Эта формула гибче в плане настройки и дает не настолько сильно уходящую вверх кривую.
Для первого уровня: l_exp = a
Для последующих уровней: l_exp = a(lvl-1) + a(lvl-1) * b
Предположим, что значение a = 300, а b = 0.1. Тогда получим следующую прогрессию:
Level XP Difference A B
1 300 0 300 0,1
2 330 30
3 363 33
4 399 36
5 439 40
6 483 44
7 531 48
8 585 53
9 643 58
10 707 64
11 778 71
12 856 78
13 942 86
14 1 036 94
15 1 139 104
16 1 253 114
17 1 378 125
18 1 516 138
19 1 668 152
20 1 835 167
Если выразить ее в графике, то увидим следующую картину:
Такой прогрессии хватает, чтобы заложить основу для будущего баланса, но, скорее всего, со временем ее придется править. Или подгонять выдачу опыта в квестах, мобах, других механиках.
Пример из в D&D
Формула несколько сложнее и уже использует степенную функцию.
l_exp = x * (level ^ y) – (x * level), где:
x = 500
y = 2
Level XP Difference x y
1 0 500 2
2 1 000 1 000
3 3 500 2 500
4 7 000 3 500
5 11 500 4 500
6 17 000 5 500
7 23 500 6 500
8 31 000 7 500
9 39 500 8 500
10 49 000 9 500
11 59 500 10 500
12 71 000 11 500
13 83 500 12 500
14 97 000 13 500
15 111 500 14 500
16 127 000 15 500
17 143 500 16 500
18 161 000 17 500
19 179 500 18 500
20 199 000 19 500
Если выразить ее в графике, то увидим следующую картину:
Как видим, график такой же экспоненциальный, как и в первом варианте формулы. Но формула выходит гибче и позволяет тоньше настраивать кривую.
Почему формула именно такая? Я могу только предполагать ход мыслей авторов игры:
- Игрок должен понимать, что каждый следующий уровень будет сложнее
- Игрок должен потратить длительное время, чтобы получить уровень
- Игрок должен истребить достаточно больше количество мобов и выполнить сколько-то квестов, чтобы получить уровень
Если перечитаете три предыдущих пункта, то заметите, что в них достаточно много неопределенности. Так мы подошли к следующему важному блоку.
Не опытом единым
Сама по себе прогрессия опыта мало что значит – криворукий разработчик может не посмотреть в расчеты и поставить награду за убийство мобов, выполнение квестов такой, что какая-то единичная деятельность игрока будет приводить к получению сразу нескольких уровней. Так, конечно, делать не стоит.
Задача разработчика, по сути, состоит в том, чтобы игрок постоянно рос, повышая свои статы, меняя экипировку на лучшую, исследуя новые миру, но при этом оставался на месте.
В The Division 2 это показано достаточно хорошо: что на 10, что на 30 уровнях игрока уничтожение противников (DPS растет, но время убийства моба не уменьшается), получение новых уровней занимает примерно одинаковое время, хотя в статах и экипировке игрока имеется существенная разница.
Это достигается путем грамотного баланса между требованием по опыту на уровень и опытом, выдаваемым в награду за убийство мобов и выполнение квестов, а так же – механиками адаптивного баланса (когда противникинаграды всегда +- совпадают с прогрессом игрока)
Как посчитать в своей игре?
Для начала нужно понять какие вводные данные у нас есть, ответить на вопросы:
- Для какой ЦА делаем игру? От этого могут зависеть как стартовые параметры персонажа, так и объемы наносимого им урона, так и финальная прогрессия опыта в игре.
- Какой длины у игрока будет стандартная игровая сессия? Ответив на этот вопрос и на вопросы ниже, поймем как долго игрок будет выедать контент и сможем прикинуть как быстро он будет получать доступ к новым механикам.
- Чем в сессии он будет занят? Распределив активности в сессии по долям, поймем игровую динамику: как много квестов за сессию игрок будет выполнять, как много мобов уничтожать
- Как быстро игрок должен получать уровни? Поможет понять моменты выдачи механик.
- Как долго он будет получать финальный уровень? Поймем насколько наш баланс адекватен в плане гринда опыта и, возможно, игровых предметов.
Ответив на вопросы мы можем сформировать ряд тезисов: про динамику получения опыта, игровые активности, максимальный уровень игрока и другие. Всё это поможет нам в финальном расчете опыта.
Зная даже приблизительное количество убиваемых за сессию мобов и выполняемых квестов, а так же – зная расчетное время получения определенного уровня игрока, мы можем вывести значения опыта, выдаваемые за убийство одного определенного моба или выполнение определенного сюжетного квеста.
Нам останется только скорректировать существующую прогрессию опыта, исходя из расчетных значений или создать свою формулу расчета опыта на уровень игрока.
Давайте попробуем это сделать
Предположим, мы делаем сессионный шутер (совсем как The Division ;)), в котором игрок постепенно прогрессирует по уровням, уничтожая злобных мобов.
Определимся с ЦА:
- пусть это будет мужчина 20-30 лет
- занятой настолько, что может позволить играть себе только в короткие перерывы
- европеец – по региональному признаку будем высчитывать объемы чисел (т.е. для японцев я бы поставил 1 000 000 опыта как цель на 20й уровень, а для европеца – 10 000, все дело в разнице менталитетов)
Определимся с геймплеем в рамках сессии игрока:
- длина одной игровой сессии равняется приблизительно 15 минутам (в день у игрока в среднем 2 игровых сессии: утром и вечером)
- 30% времени игрок тратит на менеджмент
- 70% времени тратит на уничтожение мобов (очень кровожадно!)
- за сессию игрок уничтожает 50 мобов в среднем и выполняет 2 квеста
- на убийство одного моба игрок тратит примерно 12 секунд (время сессии / количество убитых мобов * 0.7)
Определимся с тем, как быстро игрок должен получать уровни:
- второй уровень игрок должен получить за первую сессию. Так мы покажем, что игра лояльна к игроку и, возможно, нам удастся проще вовлечь его в игровой процесс.
- последний, сотый уровень, игрок будет фармить 4 дня (с учетом двух сессий в день получается достаточно быстро). Эта цифра – предположительная и мне просто нравится. Вероятно, в реальности она будет больше.
Попробуем использовать степенную функцию для расчета опыта:
Ее нам хватит, чтобы построить базовую прогрессию, от которой уже будем рассчитывать выдаваемый через мобов и квесты опыт.
l_exp=(level/x)^y
x = 0.05
y = 1.7 5
Рассчитаем выдаваемый на уровень опыт. Для этого, пользуясь тезисами, которые мы зафиксировали выше, совершим простые вычисления. Получим:
Level XP Difference exp/mob exp/quest
0 0
1 200 200 3 30
2 600 400 8 90
3 1 300 700 9 195
4 2 100 800 15 315
5 3 200 1 100 23 480
6 4 400 1 200 31 660
7 5 700 1 300 27 855
8 7 200 1 500 34 1 080
9 8 800 1 600 41 1 320
10 10 600 1 800 49 1 590
Для расчета опыта я использовал следующие формулы:
опыт_за_моба = опыт_на_уровне * доля_вложения_в_сессию / количество_мобов / корень_из_уровня
опыт_за_квест = опыт_на_уровне * доля_вложения_в_сессию / количество_квестов
В формуле расчета опыта за одного моба я ввел еще одну часть – начал выводить корень из уровня, округлять его до ближайшего целого и делить на получившееся значение левую часть формулы.
В моем случае это необходимо, чтобы игрок постепенно начинал чувствовать удлиннение времени получения уровня. Так на первом уровне игрок расчетно получает второй уровень к конце сессии, а чтобы получить последний уровень – ему придется потратить с десяток сессий.
Это достаточно приблизительные расчеты, которые могут помочь в формировании общего баланса. В идеале, после того, как вы собрали такой баланс, его сразу стоит отыграть, проверить и найти рисковые точки, поправить их.
Но, в-целом, для прототипа таких расчетов должно хватить с лихвой…
Спасибо, что дочитали 🙂
А тут таблица с примерами прогрессий