Составление таблиц по истории России является одним из важных заданий, которые студенты часто получают в рамках учебной программы.
Шаг 1: Определение темы и структуры таблицы
Первым шагом при составлении таблицы является определение темы и структуры таблицы. Например, если вы составляете таблицу о русских царях, то структура таблицы может выглядеть следующим образом:
Царь | Годы правления | Важные события |
---|---|---|
Иван Грозный | 1547-1584 | Основание Опричнины |
Петр I | 1682-1725 | Реформы Петра I |
Екатерина II | 1762-1796 | Расширение границ Российской империи |
Шаг 2: Сбор информации
После определения темы и структуры таблицы необходимо собрать информацию. Вы можете использовать учебники, энциклопедии, интернет-ресурсы или другие источники информации.
Шаг 3: Заполнение таблицы
На этом этапе необходимо заполнить таблицу полученной информацией. Важно следить за точностью и полнотой информации, а также за правильным оформлением таблицы.
Пример таблицы о русских царях
Царь | Годы правления | Важные события |
---|---|---|
Рюрик | 862-879 | Основание Рюриковичей |
Иван Грозный | 1547-1584 | Основание Опричнины |
Петр I | 1682-1725 | Реформы Петра I |
Екатерина II | 1762-1796 | Расширение границ Российской империи |
Николай II | 1894-1917 | Октябрьская революция |
Вывод
Составление таблиц по истории России не является сложной задачей, если правильно определить тему и структуру таблицы, собрать достаточно информации и правильно оформить таблицу.
Составление таблиц
на уроках истории
Учитель истории
МБОУ СОШ № 29
Дмитракова Елена
Викторовна
В
современном информационном обществе повышается объем информации, а
следовательно и необходимость ускоренич ее усвоения. В этих условиях ученику
необходимо справиться с требованиями времени , освоить большой объем
информации, который к нему может поступать из различных источников. Порой
ребенку трудно понять больой материал и найти в нем главное, поэтому и не может
он последовательно, логически последовательно освещать вопрос, раскрывать тему.
В
результате этих проблем, перед учителем стоит задача: научить ребенка выбирать
подходящую информацию, классифицировать свои знания.одним з способов помогающим
улучшить учебную деятельность на уроке истории, является составление таблиц.
Благодаря таблицам школьник учится выбирать главное, совершать логические
операции:анализ, синтез, сравнение, развивает умение преобразовывать и обобщать
исторический материал. Приводить его в систему и графическое изображение. Для
этого учитель должен создать необходимые условия для получения нового опыта
путем коллективной и самостоятельной работы с информацией. Тем более, что
составление таблиц помогает учащимся стать активными участниками учебного
процесса.
Работая
с таблицей у учеников развивается активное самостоятельное мышление. Материал в
таблицы формируется по вертикальным и горизонтальным графам. В своей работе я
использую :
1) Тематические
таблицы
2) Хронологические
таблицы
Работать
с данным методом обучения на уроках истории начинаем с пятого класса, когда
составляем план, тезисы освещения темы или подтемы, соблюдая основные тебования:
А)
план должен полностью охватывать содержание темы (подтемы)
Б)
в заголовках , названиях пунктов плана не должны повторяться формулировки.
Папример
, тема Реформы Солона в Афинах:
·
Отмена
долгов, вся земля возвращена общине и поделена
·
Отмена
долгового рабства, выкуп и освобождение всех афинянских граждан, превращенных в
рабов
·
Созывалось
Народное собрание для решения важнейших государственных дел
·
Учрежден
выборный суд.
Затем
предлагаются пятиклассникам таблицы по микротемам. Например изучая тему «греческе
колонии на берегах Средиземного и Черного морей», предлагается составить
таблицу «условия жизни греков и скифов»(учеб. С.153)
греки |
скифы |
– – |
– – |
На
начальном этапе учения составлять таблицы, работа проводится совместно с
учителем.
Также
могут предлагаться в 5-6 классах частичное заполнение таблицы
Индийские касты
Название |
Из |
Чем |
Могли |
жрецы |
|||
руки |
|||
Пашут |
нет |
||
слуги |
В старших классах, когда основы заполнения таблицы усвоены,
ученики могут заполнять таблицы самостоятельно
Очень
удобны таблицы для изучения общественных, политических движений
Радикальные
движения в правление Александра II
Название |
лидер |
Основные идеи |
Бунтарское |
М.А.Бакунин |
Крестьянен по |
пропагандистское |
П.Л.Лавров |
Крестьянин не |
заговорщеческое |
П. Н. Ткачев |
Крестьяни не |
Также
таблицы систематизируют знания при подготовке темы отдельных войн
Отечественная
война 1812г.
Рранцузами стала |
1. Ущерб 2. Неудачная 3. Наполеон |
Ход событий |
§ 12 июня 1812. § 4-5 августа – § 8 августа – § 26 августа – § 1 сентября – § 2 сентебря – § 6 октября – § 12 октября – § 14 декабря- |
Итоги |
1. Война 2. Победа |
На
своих уроках при составлении таблиц я начинаю пользоваться Гугл таблицами, что
помогаеет разделить учеников при изучение отдельной темы на группы, где у
каждой группы отдельное задание. В итоге, когда все выполняют своё задание
получается завершенная таблица, в которой лаконично сформирована информация и
результатами которой могут пользоваться все.
В результате работы с таблицами у учащихся
появляются определенные навыки – любой изучаемый материал представлять в
подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и
применения. Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления
и способности логически рассуждать, роль использования таблиц велика.
Материал опубликовала
Юлия Митрофанова1401
Каждый учитель, если пожелает может стать старшим наставником, но добрым другом, строгим критиком, но справедливым поклонником. Это та ниша, которую я хочу занимать, занимаю и, надеюсь буду занимать в своей профессии и дальше. Россия, Татарстан респ., Нижнекамск |
4
Шаблоны заполнения таблиц разного вида по истории и обществознанию
Шаблон работы по составлению таблиц на уроках истории
(сопоставительной, сравнительной, содержательной)
Сопоставительная таблица
Сопоставительная таблица предполагает наличие двух и более объектов сопоставления. В отличии от сравнительной таблицы, данные вводятся для каждого объекта независимо друг от друга. Их не нужно сравнивать между собой. Как правило таблица имеет несколько критериев заполнения. Работа выполняется по следующему плану:
1. Озоглавьте таблицу
2. Определите критерии внесения информации
3. Расчертите шапку таблицы.
4. Внесите информацию
Пример:
Боги древнего Египта (содержательная таблица)
Имя бога |
Животное-символ |
Сфера |
Амон-Ра |
Сокол |
Бог солнца |
Нут |
Корова |
Богиня Неба |
Анубис |
Шакал |
Бог подземного царства |
И т.д. |
Сравнительная таблица
Сравнительная таблица -эта таблица которая требует не только заполнения данных по критериям, но и их сравнения между собой по каким-либо критериям. Как правило итог подводиться в конце таблицы, в строке “выводы”. Информация при заполнении должна быть сравнительной. План работы:
- 1. Озаглавьте таблицу
- 2. Определите критерии сравнения
- (характерные черты, черты сходства или черты различия)
- 3. Начертите шапку таблицы.
- 4.Занесите информацию.
- 5. Подведите итог сравнения, запишите выводы.
Пример:
Тайные общества декабристов (сопоставительная таблица)
Критерий |
Северное общество |
Южное общество |
Место организации |
Санкт-Петербург |
Тульчин, Украина |
Руководитель |
Н.М. Муравьев |
П.И. Пестель |
Участники |
||
Программный документ |
||
И т.д. |
||
Содержательная таблица
Содержательная таблица, это таблица, которая позволяет представить информацию в кратком, структурированном виде.
Она не требует дополнительной обработки информации. Как правило точно известны пункты, которые нужно внести.
Содержательная таблица заполняется по такому же плану, как и содержательная.
Правила заполнения таблицы:
- Таблица всегда рисуется по всей ширине тетради;
- Горизонтальная линия проводится лишь тогда, когда вся строка заполнена;
- Информация вноситься кратко, аккуратно, по делу;
- Таблица всегда должна иметь название.
Вельможи и земледельцы в древнем Египте
(сравнительная таблица)
Критерий сравнения |
Вельможи |
Земледельцы |
Основные занятия |
Состояли на службе фараона: участие в походах, сбор налогов, управления хоз. работами. |
Обработка земли, участие в рытье каналов, строительстве пирамид… |
Одежда |
||
Дом |
||
Еда |
||
Отношения с фараоном |
||
Вывод: |
Вельможи вели более богатый образ жизни, однако по отношению к фараону они находились в таком же положении как и крестьяне. |
Опубликовано 09.06.19 в 18:01 в группе «Учитель истории и обществознания. »
Хронологическая таблица – это такая таблица, где заполняются даты определенных событий в виде таблице. Это могут быть важные открытия ученых, великие сражения и битвы, рождение и смерть великих людей.
Такая таблица чертится в два столбца. Первый столбец будет называться “Дата”, а второй – “Событие”.
В столбце “Дата” мы заполняем год год того или иного события, а в столбце – “Событие” мы подробно объясняем, что в этом году произошло важного.
Пример хорошей, хронологической таблицы Вы можете увидеть на рисунке ниже.
То есть хронологическая таблица может перечислять как и все важные исторические даты, так и быть на определенную заданную тематику – то есть в хронологической таблице Пушкина будет только информация об рождении и смерти поэта, дата написания его произведений и т.п, то есть там мы не увидим других дат, не связанных с поэтом.
Составление плана
Общие правила составления плана при работе с текстом
- Прочитать текст, обдумать прочитанное.
- Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
- Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
- Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Как составлять простой план.
- Прочтите текст.
- Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте части.
- Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
- Запишите план.
Как составлять сложный план.
- Внимательно прочитайте изучаемый материал.
- Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их.
- Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
- Проверьте, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как сформулировать
определение нового понятия
Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках. Определение раскрывает содержание понятия.
- Прочитайте о том предмете или явлении, определение которого вам надо сформулировать. Выделите новое понятие.
- Определите его существенные признаки.
- Попробуйте сформулировать определение устно, четко изложив эти признаки.
- Запишите определение, проверьте, раскрывает ли оно содержание понятия.
Пример.
В тексте учебника читаем:
После реформ 60-70-х гг. быстрее начали развиваться производительные силы и формироваться капиталистические отношения.
Стала создаваться инфраструктура, которая включала в себя комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи). От состояния этих отраслей зависит развитие промышленности.
Формулируем определение:
Инфраструктура – это комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых зависит развитие промышленности.
Как составить хронологическую таблицу
- Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.
- Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.
- Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:
Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.
- Читая текст еще раз, заполните таблицу.
- Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
- Как правило, хронологическая таблица составляется по каким-либо войнам, поэтому первая дата в таблице – это начало войны, а последняя – подписание перемирия или мирного договора (дата окончания войны).
- После таблицы надо сделать вывод о том, какая сторона одержала победу, а какая потерпела поражение, и указать условия мирного договора.
Как сделать выводы по прочитанному тексту
- Прочитайте текст (если потребуется несколько раз).
- Определите главную мысль, тему.
- Систематизируйте информацию, материал.
Обобщите его.
- Используя такие вводные слова, как: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, сделайте выводы по прочитанному тексту.