Падежи русского языка
Падежи
Падежи русского языка делятся на: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Все падежи владеют собственными вспомогательными словами, которые отражаются в таблице «Падежи русского языка»:
Падеж
Вспомогательное слово
У слов, стоящих в контексте в предложном падеже, всегда есть предлоги.
Как легко запомнить последовательность падежей? Можно использовать фразу-«запоминалку», в которой начальные буквы слов являются начальными буквами падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
Падежные вопросы
Каждый падеж имеет свои падежные вопросы.
Представленная ниже таблица с вопросами даст представления о каждом из шести падежей русского языка:
Падеж
Падежные вопросы
(предлог) ком? (предлог) чем?
Вопросы к словам из конкретного контекста помогают определить падеж.
- гости пришли – (кто?) гости (Им. п.);
- бояться темноты – бояться (чего?) темноты (Р. п.);
- сказал папе – сказал (кому?) папе (Д. п.);
- люблю маму – люблю (кого?) маму (В. п.);
- любуюсь закатом – любуюсь (чем?) закатом (Тв. п.);
- рассказываю о дедушке – рассказываю (о ком?) о дедушке (Пр. п.).
Окончания
Каждый падеж имеет систему своих окончаний.
Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний имен прилагательных и причастий.
Падежные окончания зависят от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа.
Падежные окончания имен существительных также зависят от категории склонения. Окончания имен прилагательных и причастий во многом зависят от категории рода.
Падеж
Падежные окончания
Имена прилагательные, причастия
ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее
нулевое, ы, и, а, я, ей
ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей
Что мы узнали?
В русском языке есть 6 падежей, каждый из которых имеет свои вспомогательные слова и вопросы: именительный (есть (кто? что?)), родительный (нет (кого? чего?)), дательный (рад (кому? чему?)), винительный (вижу (кого? что?)), творительный (любуюсь (кем? чем?)), предложный (думаю (о ком? о чем?)). Каждый падеж имеет систему своих окончаний в зависимости от частей речи и категорий числа, склонения, рода.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 125.
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
Бонус
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/padezhi-russkogo-yazyka-primery-v-tablice.html
Что такое падеж? Таблица падежей
Падеж — это словоизменительная категория имени, выражающая его отношение к другим словам, обозначающим предмет, признак или действие в предложении.
Узнаем, что такое падеж в русском языке, какие существуют падежи, на какие вопросы отвечают, как определить падеж существительного.
Падеж — это словоизменительная категория
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
А вот как определяет, что такое падеж Википедия:
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | — |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушк а , мастер , отец ;
- что? — тишин а , дом , счасть е , радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат .
Родительный падеж
- нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
- нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
Например:
- Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
- дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .
С дательным падежом употребляются предлоги:
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
- вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотряна ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
Творительный падеж
- Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
- любуюсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- в связи с непогодой;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
- расскажу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг — найти слово, к которому относится данное существительное;
- второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.
По вопросу и по окончанию определяем падеж существительного.
голос (кого?) бабушк- и (р. п.)
Люблю (кого?) бабушк- у (в. п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стен е — д. п.;
- висит на (чём?) стен е — п. п.;
- хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
- скакать на (ком?) лошад и — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html
Падеж — это словоизменительная категория имени, выражающая его отношение к другим словам, обозначающим предмет, признак или действие в предложении.
Узнаем, что такое падеж в русском языке, какие существуют падежи, на какие вопросы отвечают, как определить падеж существительного.
Падеж — это словоизменительная категория
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
Определение
Падеж — это грамматическая форма имени, указывающая на его отношение к другим словам в предложении.
А вот как определяет, что такое падеж, Википедия:
Определение
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Сравните:
клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Определение
Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, явлениям, действиям.
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушка, мастер , отец ;
- что? — тишина, дом , счастье, радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? чего?
- нет (кого?) бабушки, мастера, отца;
- нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо и др.
Например:
- гулять у реки;
- вымокнуть из-за дождя;
- выйти без зонтика;
- бежать от калитки;
- достать до полки;
- сделать ради детей.
Дательный падеж.
Дательный падеж существительного обозначает адресата и отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
- дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.
С дательным падежом употребляются предлоги:
к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
- вижу (что?) тишину, дом , счастье, радость .
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотря на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
- положить (во что?) в стол;
- (на что?) на стол;
- (за что?) за стол;
- (под что?) под стол.
Творительный падеж
Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?
- Горжусь (кем?) бабушкой, мастером, отцом;
- любуюсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- в связи с непогодой;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
- расскажу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
- остаться при школе;
- бегать в парке;
- висеть на стене;
- поведать о путешествии;
- скакать на лошади.
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг — найти слово, к которому относится исследуемое существительное;
- второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.
Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».
Слышу голос бабушки.
голос (кого?) бабушки (р. п.)
Я люблю свою бабушку.
Люблю (кого?) бабушку (в. п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стене — д. п.;
- висит на (чём?) стене — п. п.;
- хвост у (кого?) лошади — р. п.;
- скакать на (ком?) лошади — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
На заметку!
А вы знали, что существовали ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?
Тест
На чтение 12 мин Просмотров 46.4к. Опубликовано 07.12.2020 Обновлено 15.12.2020
Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.
Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?
Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.
Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).
Оглавление
- 1 Падежи существительных, падежные предлоги
- 1.1 Именительный
- 1.2 Родительный
- 1.3 Дательный
- 1.4 Винительный
- 1.5 Творительный
- 1.6 Предложный
- 1.7 Таблица падежей русского языка
- 1.8 Несклоняемые существительные
- 1.9 Разница между родительным и винительным падежами
- 2 Падежи прилагательных
- 2.1 Несклоняемые прилагательные
- 3 Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?
- 4 Изучение падежей вместе с детьми
- 4.1 Простое объяснение падежей
- 4.2 Учимся определять падежи
- 4.3 Почему детям сложно определить падеж?
- 5 Последовательность изучения падежей для иностранцев
- 6 Упражнения на все падежи русского языка
Падежи существительных, падежные предлоги
Именительный
Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.
Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е)
. Поэтому он первый среди равных.
Родительный
Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха
; создателя: тезисы (кого?) президента
; владельца: сады (кого?) Демидова
. Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы)
, а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии)
.
Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме
.
Дательный
Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю
; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….»
(Н. Некрасов).
Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки
.
Винительный
Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу
. Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.
С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под
. Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.
Творительный
Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой
. Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…»
(О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).
Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с
.
Предложный
Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при
.
Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе»
(С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…»
(С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?
Таблица падежей русского языка
Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.
Название | Слово-помощник | Вопросы | Примеры |
Именительный | Имеется | Кто? Что? | Блогер. Огород |
Родительный | Нет | Кого? Чего? | Блогера. Огорода |
Дательный | Дать | Кому? Чему? | Блогеру. Огороду |
Винительный | Винить | Кого? Что? | Блогера. Огород |
Творительный | Стать | Кем? Чем? | Блогером. Огородом |
Предложный | Говорить | О ком? О чём? | О блогере. Об огороде |
И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:
Несклоняемые существительные
Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе
и др.
И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:
- появилось (что?) метро (Им.п.);
- встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
- удивляться (чему?) метро (Д.п.);
- спуститься (во что?) в метро (В.п.);
- гордиться (чем?) метро (Т.п.);
- добраться (на чём?) на метро (П.п.).
Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:
- Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
- Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
- Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
- Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).
Разница между родительным и винительным падежами
При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:
В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.
Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:
В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).
Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.
Падежи прилагательных
Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом.
Существительное снегом – творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:
Название | Существительное помощник | Вопросы | Пример |
Именительный | есть — Сайт, Игра | Какой? Какая? | Популярный, Познавательная |
Родительный | нет — Сайта, Игры | Какого? Какой? | Популярного, Познавательной |
Дательный | дать — Сайту, Игре | Какому? Какой? | Популярному, Познавательной |
Винительный | вижу — Сайт, Игру | Какой? Какую? | Популярный, Познавательную |
Творительный | доволен — Сайтом, Игрой | Каким? Какой? | Популярным, Познавательной |
Предложный | думаю — о Сайте, об Игре | О каком? О какой? | О популярном, О Познавательной |
Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.
Несклоняемые прилагательные
Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:
- цвет хаки – цвета хаки,
- язык хинди – на языке хинди,
- юбка макси – с юбкой макси,
- стиль ампир – в стиле ампир и др.
Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
(Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу
. К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?
Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:
- Солнце закрыли тучи.
- Солнце выглянуло из-за туч.
Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.
В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:
Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).
Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:
«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).
Изучение падежей вместе с детьми
Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.
Простое объяснение падежей
Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня
. Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне
. Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.
Учимся определять падежи
Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:
Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)
Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).
Определяя падеж, действуйте по алгоритму:
- Нахожу слово, от которого зависит существительное.
- Задаю от него подходящие вопросы (два!)
- Ура, я знаю падеж!
В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.
Почему детям сложно определить падеж?
Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:
- плохо знают падежи и вопросы;
- задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
- не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
- путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
- не учитывают синтаксическую роль существительного.
Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.
Последовательность изучения падежей для иностранцев
В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.
Вот один из вариантов последовательности изучения:
- Именительный падеж. Новые слова всегда учатся в этой форме:
- Это (что?) книга.
- (Кто?) девочка читает.
- Предложный падеж. Он указывает на место:
- Ты живёшь (где?) в Германии.
- Мы сидим (где?) в офисе.
- Винительный падеж. Называет объект, на который направлено действие:
- Я читаю (что?) интересную книгу.
- Я встречаю (кого?) подругу.
- Дательный падеж. Обозначает адресата:
- Я позвоню (кому?) коллеге.
- Родительный падеж. Говорит об отсутствии чего-то:
- У пассажира нет (чего?) билета.
- Творительный падеж. Используется для обозначения орудия действия:
- Он рисует (чем?) карандашом.
Упражнения на все падежи русского языка
- Найдите существительное В. п.: Если бы в зверином царстве проводились конкурсы красоты, тигр наверняка завоевал бы первое место.
- Найдите существительное Р. п.: Когда смотришь на работу дымковской мастерицы, всегда восхищаешься её умением и ловкостью.
- Найдите существительное П. п.: Однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке между камнем и глиной.
- В каком словосочетании прилагательное стоит в В.п.:
- из колючего кустарника
- изумительной картиной
- на зелёную ветку
- скрипучим голосом
- Определите падеж прилагательного в предложении: Колокольчик в шапочке лиловой весело кивает головой.
- родительный
- предложный
- дательный
- винительный
- Определите падеж прилагательного в предложении: Природа наделила этот край влажным климатом.
- винительный
- творительный
- предложный
- дательный
Существительные могут относиться к женскому, мужскому и среднему роду и делятся на 3 типа склонения, то есть изменения по падежам: 1-ое, 2-ое, 3-е. Эти части речи встречаются в устной и письменной речи чаще всех остальных слов. Но это очень коварная часть речи. Они имеют свойство постоянно изменяться. Вероятность сделать ошибку в них очень высока, и особенно в окончаниях, которые зависят от падежа существительного и числа.
Склонения имен существительных
- 1-е склонение – существительные женского и мужского рода на -а, -я (птица, дядя);
- 2-е склонение – существительные среднего рода на -о, -е и мужского рода с нулевым окончанием (молоко, день, отец);
- 3-е склонение – существительные женского рода с Ь в конце (степь, дочь, рожь).
Таблица окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения по падежам
Падежи |
1-ое склонение | 2-ое склонение | 3-е склонение |
Именительный: Кто? Что? | весна, басня | мир , окно | степь |
Родительный: Кого? Чего? | весны, басни | мира, окна | степи |
Дательный: Кому? Чему? | весне, басне | миру, окну | степи |
Винительный: Кого? Что? | весну, басню | мир , окно | степь |
Творительный: (с) Кем? (с) Чем? | (с)весной, басней | (с)миром, окном | (с) степью |
Предложный: (о) Ком? (о)Чем? | (о) весне, о басне | (о) мире, окне | (о) степи |
Если на окончание падает ударение, гласная слышится отчетливо, и мы вряд ли ошибемся. Безударные окончания – самые коварные места. Кажется, что слышится, то и надо писать. Но к окончаниям нужно относиться внимательно. Одна ошибка в окончании меняет смысл целой фразы. Например, подарок подруги (Р.п.) и подарок подруге (Д.п.). Чтобы не попасть в неловкое положение, надо знать следующие правила.
Буква – Е употребляется в окончании существительных:
- 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительного на –ия);
- 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие).
Примеры:
Поется в песне (1-ое, П. п.), думать о мире (2-ое, П.п.), мечтать о поездке (1 скл., Пр.п.)
Буква – И (ы) ставится в окончаниях существительных:
- 1-го склонения в родительном падеже;
- 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Примеры:
Половина площадки (1 скл., Р.п.), выступать по очереди (3 скл., Д.п.), мечтать об осени (3 скл., Пр.п.)
Алгоритм рассуждения:
Играя на улиц… На улиц.. – улица, 1 склонение, играя (где?) на улиц.. – существительное стоит в предложном падеже, поэтому пишем букву е: играя на улице.
Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.
Среди имен существительных есть особая группа слов на – ия, имеющих во всех падежах, кроме именительного и винительного, окончание –и.
Примеры:
Лекция – нет лекции, к лекции, о лекции;
Секция – нет секции, к секции, о секции.
Эти имена существительные нельзя путать с существительными на –ья, -ея. Последние проверяются словом земля.
Примеры:
О Марии, но о Марье (о земле)
О территории, но о галерее
Существительные мужского рода на –ий и среднего рода на – ие в предложном падеже оканчиваются на –ии.
Примеры:
Планетарий – в планетарии, растение – о растении;
Алгоритм рассуждения:
Написать в объявлени… Объявление – сущ. на –ие, стоит в предложном падеже, значит, пишем –и.
Существительных, оканчивающихся на – ий, в русском языке немного и пришли они к нам, в основном, из латинского языка, например: алюминий, планетарий, магний, калий. Существительных на –ия и –ие больше: обсерватория, кавалерия, артиллерия, молния, выделение, заявление, объявление. Все эти слова заимствованы из других языков.
Существительные общего рода
Существительные общего рода – это одушевленные имена существительные 1 склонения с окончанием –а/-я, которые обозначают пол лица в зависимости от контекста.
Примеры: Валентина Ивановна – моя коллега, Василий Петрович – мой коллега;
Все имена существительные общего рода можно разделить на две группы:
- Собственные имена существительные на –а/-я: Саша, Валя, Женя;
- Нарицательные имена существительные на –а/-я: недотёпа, плакса, задира, сирота, коллега, невежа и др.
Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи при помощи суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.: чистый – чистюля, работать – работяга, зевать – зевака.
Для того чтобы определить лицо какого пола обозначает существительное общего рода, необходимо определить род прилагательного/местоимения/глагола, с которым оно согласуется: навстречу выбежал задира (м.р.); Настя – большая привереда (ж.р.); ваш сын – большой умница (м.р.).
Примеры имен существительных общего рода
- балда, бедняга, бедолага, бедняжка, белоручка, бродяга, брюзга;
- верзила, всезнайка, вруша, выскочка;
- грязнуля, гулёна, гуляка;
- деревенщина, дитя, душенька;
- егоза, ехидна;
- жадина;
- забияка, задавала, задира, зазнайка, заика, замарашка, зануда, заводила, зевака, злюка;
- калека, каприза, коллега, коротышка, копуша, кривляка;
- лакомка, лапушка, левша, лежебока;
- молодец, молодчина, мямля;
- невежа, невежда, невидимка, недотепа, недотрога, недоучка, неженка, непоседа, неумеха;
- обжора, оболтус;
- плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля;
- работяга, растеряха, растяпа, рёва;
- самородок, самоучка, скромняга, скряга, сладкоежка, сон;
- тамада, тёзка, тихоня, трудяга, тупица;
- умница;
- ханжа, хвастунишка, хитрюга;
- чистюля;
- шельма;
- юла;
- ябеда.
Разносклоняемые имена существительные
Разносклоняемые имена существительные – это 10 слов, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), а также существительные путь и дитя, имеющие смешанное склонение.
Разносклоняемые имена существительные нельзя отнести ни к одному из трех склонений. Эта группа имен существительных имеет падежные окончания разных склонений: в Т.п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д.п. и П.п. единственного числа – как существительное 3 склонения.
Примеры изменения по падежам разносклоняемых имен существительных
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
И. п. | Что? | Время, имя, дитя, путь | Времена, имена, дети, пути |
Р. п. | Чего? | Времени, имени, дитяти, пути | Времён, имен, детей, путей |
Д. п. | Чему? | Времени, имени, дитяти, пути | Временам, именам, детям, путям |
В. п. | Что? | Время, имя, дитя, путь | Времена, имена, детей, пути |
Т. п. | Чем? | Временем, именем, дитятей (дитятею), путем | Временами, именами, детьми, путями |
П. п. | О чём? | о времени, об имени, о дитяти, о пути | о временах, об именах, о детях, о путях |
Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые имена существительные – это заимствованные слова, которые в русском языке остаются в одной и той же грамматической форме во всех падежах, например:
- Мое (что?) пальто;
- Здесь нет моего (чего?) пальто;
- Я очень довольна этим (чем?) пальто;
- Рассказать о (чём?) пальто;
Следовательно, в составе таких слов нельзя выделить окончание. Поэтому падежную форму несклоняемых имен существительных можно определить только при помощи заданного вопроса: еду на (чем) такси – П.п., наложили (что?) вето – В.п., радуюсь (чему?) эскимо.
Несклоняемыми бывают нарицательные и собственные имена существительные. Их можно разделить по группам в зависимости от признаков:
- 1 группа: существительные иноязычного происхождения, оканчивающиеся на -о, -е, -у, -ю, -э, -и, а также ударный -а. Примеры: какао, шимпанзе, кенгуру, дежавю, алоэ, жалюзи, бра;
- 2 группа: русские и украинские фамилии на -о,-ко, -ово, -аго/-яго, -их/-ых. Примеры: Шевченко, Иващенко, Коротких, Барских, Живаго
- 3 группа: аббревиатуры и сложносокращенные слова. Примеры: ООН, СМИ, ГИА, ЕГЭ, ЖКХ, завкафедрой, сельпо;
- 4 группа: существительные иноязычного происхождения, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Примеры: мисс, миссис, Этель Войнич.
- 5 группа: некоторые географические названия и иностранные имена/фамилии с основой на гласный. Примеры: Токио, Баку, Сочи, Дюма, Гёте, Гюго;
Алёна Базан | Просмотров: 23.8k
Падежи имён существительных
- Предлоги падежей в русском языке
- Предлоги родительного падежа
- Предлоги дательного падежа
- Предлоги винительного падежа
- Предлоги творительного падежа
- Предлоги предложного падежа
Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам. Падеж — это форма слова, которая может указывать на связь данного слова с другими словами в словосочетаниях и предложениях.
В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:
Падежи | Вопросы | Вспомогательные слова |
---|---|---|
Именительный | кто? что? | это |
Родительный | кого? чего? | нет |
Дательный | кому? чему? | дать |
Винительный | кого? что? | вижу |
Творительный | кем? чем? | горжусь |
Предложный | о ком? о чём? | думаю |
Пример.
Им. п. | — | это (что?) стул |
Род. п. | — | нет (чего?) стула |
Дат. п. | — | дать (чему?) стулу |
Вин. п. | — | вижу (что?) стул |
Твор. п. | — | горжусь (чем?) стулом |
Предл. п. | — | думаю (о чём?) о стуле |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.
Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.
Предлоги падежей в русском языке
Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:
говорил о доме, живёт в доме.
Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:
нет леса, остановился у леса – родительный падеж,
подарить маме, идти к маме – дательный падеж.
Именительный падеж всегда употребляется без предлогов.
Падеж | Вопросы | Предлоги |
---|---|---|
Именительный | Кто? Что? | нет |
Родительный | Кого? Чего? | от, без, у, до, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, вроде, среди, между, кроме |
Дательный | Кому? Чему? | по, к |
Винительный | Кого? Что? | на, за, через, про, в, под |
Творительный | Кем? Чем? | за, под, над, перед, с, между |
Предложный | О ком? О чём? | о (об), на, в (во), при, обо |
Предлоги родительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:
у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.
Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета:
нет (чего?) чая,
нет (кого?) слона.
Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда?:
(где?) у озера,
(откуда?) из шкафа.
Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:
праздник (кого?) сестры,
дверь (чего?) шкафа.
Предлоги дательного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже:
к, по.
Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:
рассказал (кому?) другу,
вернул (кому?) маме.
Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:
едет (куда? или к чему?) к морю.
Предлоги винительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:
в, на, за, под, через.
Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:
вошли (куда? во что?) в класс,
пришли (куда? на что?) на вечеринку.
Предлоги творительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:
за, на, под, перед, с.
Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами над и под для обозначения места и отвечают на вопрос где? Например:
летит (где?) над океаном,
висит (где?) под деревом.
Предлоги предложного падежа
Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:
о, об, в, во, на, при.
Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:
сказал (о ком?) о океаном,
рассказал (о чём?) о мечте.
Имя существительное с предлогом на или в стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос где? Если имя существительное с предлогом на или в обозначает место направления действия и отвечает на вопрос куда? , то оно стоит в винительном падеже:
гуляет (где?) в парке – предложный падеж,
идёт (куда?) в парк – винительный падеж.
Имена существительные в предложном падеже без предлогов не употребляются.