Обработка и анализ социометрического исследования.
Первичная
информация социометрического исследования
– социометрический выбор – фиксируется
в таблице. Далее заполняются нижние
суммирующие графы таблицы: «число
полученных выборов» и «число взаимных
выборов».
На
основе этой информации производится
определение диагностических показателей
социометрического исследования и их
интерпретация:
I.
Социометрический статус ребёнка в
системе межличностных отношений.
Статус
ученика определяется путём подсчёта
полученных выборов. В зависимости от
этого дети могут быть отнесены к одной
из четырёх статусных категорий:
I
– «звёзды» (5 и более выборов)
II
– «предпочитаемые» (3-4 выбора)
III
– «принятые» (1-2 выбора)
IV
– «изолированные» (0 выборов)
II.
Уровень благополучия взаимоотношений
(УБВ).
УБВ
определяется соотношением суммарных
показателей I
и II
статусных категорий.
УВБ=
% «звёзд» + % «предпочитаемых»
На
основании этого можно отнести класс к
одному из четырёх уровней:
I
– 71% и выше (высокий)
II
– 60-70% (благоприятный)
III
– 59-50% (средний)
IV
– 49% и ниже (низкий)
III.
Коэффициент взаимности (КВ).
Вычисляется
как отношение числа взаимных выборов
к общему числу выборов и выражается в
процентах.
КВ=
число
взаимных выборов : количество вопросов
* 100%
общее
число выборов : количество вопросов
По
данному показателю можно отнести класс
к одному из четырёх уровней взаимности:
I
– 15-20% (низкий)
II
– 21-30% (средний)
III
– 31-40% (высокий)
IV
– 40% и выше (сверхвысокий)
IV.
Коэффициент удовлетворённости
взаимоотношениями (КУ).
Определяется
процентным соотношением числа детей,
имеющих взаимные выборы, к числу всех
учащихся класса.
КУ=
число
детей, имеющих взаимные выборы *
100%
общее
число всех детей класса
На
основании этого можно судить, насколько
дети удовлетворены своими отношениями.
Класс можно отнести к одному из четырёх
уровней:
I
– 33% и ниже (низкий)
II
– 34-49% (средний)
III
– 50-65% (высокий)
IV
– 66% и выше (сверхвысокий)
Также
можно определить, насколько удовлетворён
своими отношениями каждый отдельный
школьник. КУ в этом случае определяется
как процентное отношение числа
одноклассников, с которыми у него
взаимные выборы, к числу детей, которых
он сам выбрал. Затем можно отнести
каждого ученика к одной из четырёх
групп:
I
– высшая (КУ= 75-100%)
II
– высокая (КУ= 50-75%)
III
– средняя (КУ= 25-50%)
IV
– низкая (КУ= 0-25%)
V. Индекс изолированности (ии).
Его
вычисляют как процент членов класса,
оказавшихся без единого выбора. Класс
можно считать благополучным, когда в
нём нет изолированных детей, или процент
изолированности составляет 5-6%.
ВЫВОД:
Исходя из данных социометрического
исследования, определяется следующий
социометрический статус школьников в
системе межличностных отношений:
I
–
«звёзды» – 4
человека
(22%)
II
– «предпочитаемые» – 6
человек (34%)
III
– «принятые» – 4
человека (22%)
IV
– «изолированные» – 4
человека (22%)
УБВ=
22%+34%= 56%.
Таким образом, исследуемый коллектив
по уровню благополучия взаимоотношений
относится к III
группе, следовательно, УБВ определяется
как средний.
КВ=
(54+54+54):3
* 100% = 78%.
По данному показателю класс можно
отнести к IV
68:3
уровню взаимности,
следовательно, КВ определяется
как
сверхвысокий. Это свидетельствует о
наличии
привязанности,
сплочённости, дружбы между детьми.
КУ=
12
* 100% = 66%.
Таким образом, класс относится
к IV
уровню
18
удовлетворённости
взаимоотношениями, и КУ
определяется
как сверхвысокий. Следовательно, дети
удовлетворены
своими отношениями.
По
данным КУ учеников 10 «Б» класса можно
распределить по группам следующим
образом:
I
– Зинько
Руслан., Ковалевский Алксандр., Малошевич
Алина., Римашевская Татьяна.
– высшая
степень удовлетворённости своими
отношениями (20%).
II
–
Гук
Снежана, Калинь Анжелика, Лосик Юрий,
Лущицкая Анастасия, Маевский Илья.–
высокая
степень удовлетворённости отношениями
(40%).
III
– Биончик
Ольга,
Кудрячев
Егор, Максименя Виталий, Филипова Дарья,
Хаткевич Павел
.–
средняя
степень удовлетворённости взаимоотношениями
(35%).
IV
– Биончик
Ольга, Карпович Илья, Квасницкая
Елизавета, Лапотка Евгений.–
низкая
степень удовлетворённости взаимоотношениями
(5%).
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
абсолютное большинство учеников 10 «В»
класса удовлетворены взаимоотношениями
со своими одноклассниками.
ИИ=
22%.
Согласно
полученному индексу изолированности,
10 «Б» класс можно считать неблагополучным,
поскольку процент изолированности в
нём составляет 22%, т. е. более 6%.
Проведённое
социометрическое исследование выявило
четырёх лидеров:
Зинько
Руслан, Ковалевский Алксандр, Малошевич
Алина, Римашевская Татьяна.
Руслан
добрый, искренний и честная мальчик,
готовый помочь любому своему однокласснику,
сделать всё, что в его силах.
Александр
честный,
ответственный, отзывчивый и общительный
мальчик. Он хорошо учится, но к лидерству
не стремится.
Алина
жизнерадостная,
добрая и общительная девочка. Всегда
имеет своё обоснованное личное мнение,
с которым в классе считаются.
Татьяна
активная
и очень общительная девочка, которая
при этом не стремится влиять на мнение
окружающих, а поступает так, как считает
нужным.
Вайтехович
Александр, Карпович Илья, Квасницкая
Елизавета, Лапотка Евгений
.
Они тихие, спокойные, не склонные вступать
в близкие контакты с одноклассниками.
8
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методика «Социометрия» позволяет изучить характер взаимоотношений участников коллектива. Она выявляет симпатии и антипатии, неформальных лидеров, изгоев, мини группы внутри большой группы. Это средство диагностики применяют психологи и педагоги в школе и других образовательных учреждениях, руководители компаний. Социометрия подходит для анализа социально-психологического климата внутри любой группы, предотвращения и устранения конфликтов, улучшения продуктивности каждого из участников и общей производительности коллектива.
Содержание
- Определение понятия
- Предварительная работа
- Порядок проведения по рекомендациям Морено
- Формы проведения
- Обработка результатов
- Таблица
- График
- Индекс
- Заключение
Определение понятия
Социометрия – это метод, направленный на изучение деловых, личных, эмоциональных, коммуникативных отношений в группе. Кем был разработан метод и методика социометрии? Автором метода социометрии является психиатр, психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено. Год открытия и распространения методики – 1894. Социометрия Дж. Морено является методом диагностики и предполагает выявление симпатий и антипатий, актуальных или потенциальных конфликтов внутри коллектива.
Понятие «социометрия» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле под этим подразумевают методику изучения внутригрупповых связей и иерархии внутри группы. В широком смысле под этим подразумевают теорию об измерении межличностных отношений. О последнем мы поговорим подробнее в другой статье, а в этой публикации рассмотрим методику диагностики, хотя и само направление социометрии, и техника изучения связаны с именем одного человека – Дж. Морено.
Обратите внимание! С момента создания методика «Социометрия» претерпела ряд изменений. Среди отечественных психологов ею занимались Я. Л. Коломинский, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, В. А. Ядова. Сейчас редко встречается оригинальный вариант методики социометрии, но здесь мы рассмотрим именно его.
Предварительная работа
Социальный статус, возраст, пол участников – все это неважно. Главное – люди должны быть объединены чем-то, то есть быть группой. Это может быть класс, трудовой коллектив, группа друзей, семья, коллектив кружка, спортивная команда. Первый подготовительный этап – собрать этих людей в одном месте.
Второй подготовительный этап в методике социометрии – объяснить участникам значимость исследования, его цели и задачи. Кроме этого, важно подчеркнуть, что искренность и открытость участников заметно упростит процедуру, позволит добиться максимально точных результатов. Объясните, что от социально-психологического климата в коллективе зависит благополучие каждого из участников, ровно как и наоборот.
Третий важный подготовительный этап методики социометрии – определение критерия отбора симпатий и антипатий. Этот критерий – основа вопросов для диагностики. Выбор критерия зависит от задач исследования. Что рассматриваем: деловые или личные отношения, эмоциональность, моральный климат и т.д. Критерий – это вид деятельности, относительно которого участники будут выбирать симпатии и антипатии. Предлагаю рассмотреть подробнее на примерах.
Если вы хотите определить при помощи методики социометрии неформальных лидеров в коллективе и отношение коллектива к официальным лидерам, то подойдет такой список вопросов:
- Кого вы видите в качестве лидера коллектива, кого бы вы первым поставили во главу руководства?
- А если выбор первого человека невозможен, то на кого бы вы его заменили?
- Кого бы вы выбрали лидером, если первые две кандидатуры недоступны?
- Кого бы вы ни за что не сделали руководителем коллектива?
Пример вопросов для изучения личных отношений:
- К кому вы в первую очередь обратитесь за помощью?
- К кому бы вы ни за что не обратились за помощью?
- Кому бы вы ни за что не стали помогать?
- С кем бы вы с радостью отправились в продолжительную командировку?
- Кого бы вы ни за что не взяли с собой в командировку?
А это пример того, какие вопросы можно задать школьникам, чтобы выявить все особенности межличностных отношений:
- Представь, что ты со всем классом отправился в путешествие. Кого бы ты назначил капитаном корабля?
- Кого из класса ты не хотел бы видеть на капитанском мостике?
- Вечером вас ждет праздничный ужин. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом?
- С кем из одноклассников ты категорически не хочешь идти на праздничный ужин?
Методика «Социометрия» была разработана Дж. Морено с целью оценки характера межличностных отношений в группе, изучения модели социального поведения людей в процессе групповой деятельности, оценки психологической совместимости участников коллектива.
Порядок проведения по рекомендациям Морено
В классической версии методики Морено «Социометрия» исследование проводится по следующему плану:
- Определение целей и задач исследования, а также группы для изучения. Что касается целей, то это могут быть исследования личных или деловых отношений, эмоционального фона, отношения коллектива к какой-то актуальной проблеме (например, разбор несчастного случая на производстве).
- Разработка главных положений и гипотез для опроса.
- Отказ от анонимности — в противном случае результаты исследования будут неэффективными.
- Отказ от призыва публично рассказать о симпатиях и антипатиях. Раздача карточек с вопросами куда эффективнее. В противном случае люди могут совсем отказаться от участия в исследовании.
- Каждый из участников должен ответить на подготовленные вопросы.
- Нельзя нарушать анонимность, рассказывать участникам кто и кого выбрал. В редких случаях, если выявлен явный конфликт, то можно потом пригласить конфликтующие стороны поговорить один на один в присутствии медиатора.
- Не рекомендуется в процессе исследования допускать общение участников, но они могут смотреть друг на друга. Нельзя препятствовать визуальному контакту.
Если специфика группы позволяет, то методику социометрии можно провести и устно, то есть напрямую задать вопросы каждому из участников. Однако нужно быть готовым к тому, что в этот же момент может разгореться конфликт, возникнет недопонимание между участниками. Если хотите организовывать устное исследование, то необходимо знать азы конфликтологии.
Важно! Если вам кажется, что результаты исследования при помощи методики социометрии получились ошибочными, что кто-то из участников дал ложные ответы, то можно провести опрос еще раз. Кроме этого, вы можете неоднократно проводить диагностику, чтобы отслеживать эффективность коррекционных мероприятий.
Формы проведения
В оригинальной теории Морено форма проведения методики социометрии одна – письменный опрос. Рекомендуется ограничивать количество выборов, например, в группе из 30 человек выборка на одну ситуацию должна быть не больше пяти, то есть вопросы о замене лидера могут повториться максимум 4 раза. В теории Морено это называется «социометрическое ограничение» или «лимит выборов».
В среднем на группу из 25-35 человек должно быть составлено по 4–5 вопросов (выборов). Однако допустима такая форма проведения, когда участники ранжируют всех оставшихся членов группы по заявленному критерию. Этот метод позволяет получить максимально точную картину об иерархии в группе, но в плане подсчета результатов эта форма сложнее.
На все исследование уходит не более 15 минут. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, а потом собирает их. Участники расходятся по домам, а ведущий обрабатывает результаты. Позже организатор исследования предлагает всем участникам или отдельным членам группы снова встретиться, чтобы обсудить результаты диагностики по методике социометрии.
Обработка результатов
Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:
- Таблица или социоматрица.
- График или социограмма.
- Индексы. Подбираются на основе целей исследования.
В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».
Таблица
Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.
Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Иванова | х | + | – | |||
2 | Петров | х | |||||
3 | Сидоров | – | – | х | |||
4 | Комарова | х | |||||
5 | Макаров | х | + | ||||
6 | Пупков | + | + | х |
Как видно из таблицы, у кого-то может вообще не быть выборов, у кого-то преобладают негативные выборы, а кто-то является явным положительным лидером. Пример лидера: Пупков. Пример изгоя: Сидоров. Петров и Комарова являются нейтральными персонажами.
Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | А. | 1 | 3 | 3 | 2 | ||||||||
2 | Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
3 | В. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
4 | Г. | 1 | 1 | 2 | |||||||||
5 | Д. | 2 | 3 | 3 | |||||||||
6 | Е. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
7 | З. | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
8 | И. | ||||||||||||
9 | К. | 2 | |||||||||||
10 | Л. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | ||||||
11 | М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Кол-во выбор | 5 | 7 | 6 | 7 | 0 | 10 | 7 | 4 | 16 | 11 | 12 | 79 | |
Кол-во взаимных выборов | 1 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 4.5 |
Здесь видно, что по выборам явный лидер испытуемый К., а изгоем является испытуемый Д. Как вы видите, это анализ большого опроса (явно не 3-5 вопросов). А также видно, что здесь не учитывается положительное или отрицательное значение, просто анализируются выборы участников. По этим результатам можно определить лидеров, взаимные выборы, но для более подробного подведения итогов придется отдельно оценить характер выборов, просмотрев листы с ответами испытуемых. Вероятно, именно поэтому чаще применяется тот метод обработки результатов, который мы рассмотрели выше.
Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.
График
Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.
Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:
- Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
- Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
- Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
- Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.
При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:
Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Индекс
Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).
Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:
- Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
- Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.
В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:
- Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
- Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
- Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
- Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.
При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.
Заключение
Методика «Социометрия» Дж. Морено (социометрическое исследование) отличается простотой проведения, сложностью подсчета и обработки результатов, большим списком вариаций, но до сих пор это считается самым эффективным и универсальным методом изучения межличностных отношений в группе, иерархии в коллективе. А если вы хотите познакомиться с теорией социометрического исследования из рук самого автора, то можете прочитать книгу Я. Л. Морено «Социометрия» (1958 год).
Социометрический
метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.
Слово
«социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия
получила
распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского
психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные,
социометрические методы и его социологические установки приобрели большую
популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной
социологии — микросоциологии.
При
социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам
предлагается
выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии,
хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном
классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем
тремя или пятью, или неограниченным.
Социометрический
опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных
и скрытых лидеров и
аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также
понять причины,
формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение
необходимых
мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в
конечном счете,
повышении качества обучения и успеваемости.
Для лучшего
понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,
предусмотрена
возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а
также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе.
Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.
Условия при
проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать
конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием
«Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу
кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут
лица, проводящие тест.
Особый интерес
представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с
остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо
обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами,
так и внутри групп.
Нужно отметить,
что выводы, представленные психологом, должны иметь только
информативный (не
рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям
принимает классный
руководитель.
Опрос
целесообразно проводить в ноябре – декабре, когда в классах уже
определились
устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии
можно было на
основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в
классе.
Социометрические
методики
1. Социометрическая
методика «Капитан корабля».
Во время
индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или
игрушечный
кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты
был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,
2. когда
отправился бы в дальнее путешествие?
3. Кого
пригласил бы на корабль в качестве гостей?
4. Кого ни за
что не взял бы с собой в плавание?
5. Кто еще
остался на берегу?
Дети, получившие
наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и
2-й вопросы),
могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие
отрицательные
выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или
игнорируемых).
2. Социометрический
метод вербальных выборов
Дошкольники (5–7
лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие
вопросы:
1. С кем ты
хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты
позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты
хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
Сумма
отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его
социометрический
статус. Статусы:
• популярные
(«звезды») – более четырех положительных выборов,
• предпочитаемые –
один-два положительных выбора,
• игнорируемые –
дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных
• отвергаемые –
дети, получившие в основном отрицательные выборы.
3. Социометрическая методика «Два
домика» (по Т.Д. Марцинковской)
Цель: определить
круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений
в группе,
выявление симпатий к членам.
Оборудование: Лист
бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –
большой красивый,
красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри
на эти домики. Представь себе, что красный домик
принадлежит тебе,
в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого
захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей
группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Ход
исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально
беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы
дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили
задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.
Взрослый
записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок
поменять
кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Если
воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают
сделать до 3
положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5
выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит
настаивать на принятии им решения.
Обработка
и интерпретация результатов:
Ответы детей
заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят
расположены по
алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается
порядковый номер,
который должен быть одним и тем же при проведении других
вариантов
социометрического исследования
Условные
обозначения для социоматрицы:
+ – положительный
выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный
выбор (ответ на второй вопрос)
Определение
социометрического статуса.
Сумма
отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,
позволяет выявить
его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить
статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить
среднюю сумму
положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным
ориентиром
распределения мест в иерархии коллектива:
Выделяют
следующие типы социометрического статуса:
·
«Популярные»
(«звезды») – дети, получившие в 2 раза больше
·
положительных
выборов от средней суммы положительных выборов.
·
«Предпочитаемые»
– дети, получившие среднее и выше среднего значения
·
положительного
выбора (до уровня показателя «звезды»).
·
«Пренебрегаемые»
или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего
·
значения
положительного выбора.
·
«Изолированные»
– дети, не получившие ни положительных, ни
·
отрицательных
выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)
·
«Отвергаемые»
– дети, получившие только отрицательные выборы.
Не всякая группа
имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой
ярко выражены как
“звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно
равное количество
положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и
формирования межличностных отношений в детском коллективе.
Нередко понятие
социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это
неверно, так как
здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной
притягательности
человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать
социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу
личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это
процесс реального главенствования одного над другим,
показатель
действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.
Поэтому
неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для
завоевания
положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например,
лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать
у «звезды».
Для получения
наглядной информации о соотношении в группе различных
социометрических
статусов, можно составить таблицу.
Опираясь
на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений
группы:
·
Высокий
уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе
больше детей с первой и второй статусной категорией.
·
Средний
уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число
лиц примерно одинаково.
·
Низкий
уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом
(«пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).
При анализе данных
социометрии важным результатом является взаимность
выборов детей, на
основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:
Показатель хорошей
групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7
Высокий
коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в
воспитательной
группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими
хорошо осознаются.
Но эта величина
ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.
Коэффициент
сплоченности, следовательно, может выражать различный характер
отношений,
существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного
единства
коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение
общественно
полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю
в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может
свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы,
об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и
т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться
противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет
структура группы, из каких «союзов» она состоит.
На основе
социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает
возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным
дополнением к табличному подходу.
Каждая
окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг
– это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры,
набравшие
максимальное количество выборов.
II) Второй
круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в
количестве ниже
среднего показателя.
III) Третий круг –
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов
в количестве ниже
среднего показателя.
IV)Четвертый круг
– зона изолированных – это те, которые не получили ни одного
очка.
Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из
взаимосвязанных
лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в
социометрических
измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,
реже из 4 и более
членов.
4. Социометрическая
методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено
Методика диагностики
коммуникативных навыков Дж.Морено
Методика
«Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики
межличностных и
межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Данная методика
позволяет косвенно определить уровень сформированности
коммуникативных
навыков у учащихся.
Задачи
диагностического исследования:
1. измерение
степени сплоченности-разобщенности в группе;
2. выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам
симпатии-антипатии (лидеры, звезды,
отвергнутые);
3. обнаружение
внутригрупповых сплоченных образований во главе с
неформальными
лидерами.
Методика позволяет
сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы
впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп,
повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Обследованию может
подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая
некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые
призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных)
изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.
Критерий – это вид
деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть
одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного
вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными
и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной
деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для
измерения
эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной
деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от
ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и
негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).
Подготовка
исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого
возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и
общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей
(возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии
социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения
которой
индивиду нужно
выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в
виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии
могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения
по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа.
Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не
связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).
Материалы
для проведения диагностики.
Бланк
социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения
см. в табл.).
Порядок
исследования.
Перед началом
опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая
разминка). И ходе
него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть
важность его
результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,
гарантировать
сохранение тайны ответов.
Инструкция
для учащихся:
«Отвечая на
вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть
искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну
индивидуальных
ответов».
Необходимо
постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.
Отсутствие доверия
к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть
использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо
к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к
опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов
группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою
фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые
не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности
ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.
В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать
визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три
основных способа выбора:
1. Количество
выборов ограничивается 3—5;
2. разрешается
полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько
пожелает);
3. испытуемый
ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения
простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее
первый способ.
С точки зрения
надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Обработка
данных и интерпретация результатов
1. Составление
социоматрицы.
Социоматрица
— это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе
социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность
в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг
— это так называемая «зона звезд», и которую попадают
лидеры, набравшие
максимальное количество выборов.
II. Второй круг —
зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие
выборов в
количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие
выборов в
количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг
— зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма
наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения
между ними (симпатии, контакты).
Выборы членов
группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.
Возможны варианты
взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются
двухсторонними
стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,
целесообразно
использовать более толстые линии.
Далее можно
вычислить социометрический статус каждого учащегося, который
определяется по
формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее
число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать
отрицательные
выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число
испытуемых.
Одним из
показателей благополучия складывающихся отношений является
коэффициент
взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в
общности.
Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество
взаимных
выборов/Общее число выборов.
Интерпретация
результатов:
Высокий уровень
сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3
балла.
Средний уровень
сформированности коммуникативных навыков (2 – 4 выбора, «предпочитаемые») – 2
балла.
Низкий уровень
сформированности коммуникативных навыков (0 – 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1
балл.
5. Социометрическая
методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5
классов.
1. Наш класс очень
дружный и сплоченный
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
2. Наш класс
дружный
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
3. В нашем классе
нет ссор, но каждый существует сам по себе
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
4. В нашем классе
иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
5. Наш класс
недружный, часто возникают ссоры
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
6. Наш класс очень
недружный. Трудно учиться в таком классе.
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
7. У нас в классе
принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за
искоренение
недостатков
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
8. В нашем классе
недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
9. В нашем классе
виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только
самыми активными
учащимися
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
10. В нашем классе
не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.
За свои поступки
они отвечают только перед классным руководителем и учителями
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
11. Мы стараемся
«не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших
поступках как
можно меньше знали классный руководитель, учителя
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
12 В нашем классе
кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем
внимания ни друг
на друга, ни на требования учителей.
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
13. В нашем классе
принято помогать друг другу без напоминаний
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
14. В нашем классе
помощь оказывается только своим друзьям
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
15. В нашем классе
помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
16. В нашем классе
помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
17. В нашем классе
не принято помогать друг другу
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
18. В нашем классе
отказываются помогать друг другу
7 – абсолютно
согласен
6 – согласен во
многом
5 – согласен
4 – считаю, что
могло быть лучше
3 – во многом не
согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не
согласен
Коэффициенты:
6 – абсолютная
удовлетворенность жизнью классного коллектива
5
–удовлетворенность жизнью классного коллектива
4 – частична
удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в
классном
коллективе
3 –
неудовлетворенность жизнью классного коллектива
2 – абсолютная
неудовлетворенность жизнью классного коллектива
1 – полное
равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива
6.
Социометрическая методика (болгарский вариант)
Обучающихся просят
вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)
очередь, в
предложенный лист с семью вопросами:
1.Кто в вашем
классе добросовестнее всех относится к учёбе?
1)
2)
3)
2.Кто в классе
обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?
1)
2)
3)
3.Кто активнее
всех проявляет себя в жизни класса?
1)
2)
3)
4.Кто хорошо умеет
сделать что-либо своими руками?
1)
2)
3)
5.Кого бы ты
пригласил на свой день рождения?
1)
2)
3)
6.С кем тебе
интереснее всего проводить свободное время, общаться?
1)
2)
3)
7.У кого в классе
наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)
1)
2)
3)
Результаты опроса
заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали
расположены номера
по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.
Пометки о
выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими
выбранных. Для пометок используются условные обозначения:
1 вопрос-красный
кружок
2 вопрос-красный
треугольник
3 вопрос-зелёный
кружок
4 вопрос- зелёный
треугольник
5 вопрос- синий
кружок
6 вопрос- синий
треугольник
7 вопрос-чёрный
квадрат.
7.
Социометрическая методика «Цветовая социометрия»
Цель:
Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений
ребенка с
окружающими.
Подготовка.
Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов),
состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:
– 1-й ряд: черный,
белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый,
зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий,
белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как
второй;
– 5-й – как
первый.
Подготовить
цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,
коричневого,
розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого
– по 3.
Инструкция
дается по ходу выполнения задания:
1. «Выбери цвет,
который больше всего нравится, и размести фишку на красном
квадрате.
2. Выбери цвета
для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми
близкими (ты их
любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета
для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи
соответствующие
фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета
людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе
боль; ты их
боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты
могут быть заполнены.
2. Выбор цвета
может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут
быть обозначены
несколько человек.
3. Если ребенок
захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это
фиксируется в
протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
- 1 Описание методики
- 2 Теоретические основы
- 3 История создания
- 4 Процедура проведения
- 4.1 1-й этап
- 4.2 2-й этап
- 4.3 3-й этап
- 4.3.1 Непараметрическая процедура
- 4.3.2 Параметрическая процедура
- 4.4 4-й этап
- 4.4.1 Пример социометрической карточки
- 4.4.2 Величины ограничения социометрических выборов
- 4.5 5-й этап
- 4.5.1 Варианты инструкций
- 4.6 6-й этап
- 5 Обработка результатов
- 5.1 Социометрическая матрица
- 5.2 Социограмма
- 5.3 Социометрические индексы
- 6 Интерпретация результатов
- 7 Стимульный материал
- 7.1 Варианты социометрических критериев (Вопросов)
- 8 Литература
Описание методики
Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
- социально-психологических отношениях в группе;
- статусе людей в группе;
- психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Теоретические основы
Термин “Социометрия” возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. “Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории “социальной микроскопии”. В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии”. Изучение “первичных атомистических структур человеческих отношений” рассматривалось Морено как “предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований”. Одно из центральных понятий этой теории – теле, – термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.
Суть “общей теории социометрии” состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положения теории Морено
- Социальный атом общества – это не отдельный индивид, а их сосуществование;
- Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
- Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
- Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.
История создания
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Процедура проведения
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап
Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
- формальные/неформальные – Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные – изучают неформальные отношения.
- двойные/одинарные – Двойные – изучают отношения партнёрства. Одинарные – изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
- прогностические – позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
- сильные (или значимые)/слабые (незначимые) – Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
- Ограниченное количество (3-4);
- логическая связь между собой;
- критерии должны вызывать интерес;
- смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
- критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап
Выбор типа процедуры социометрического исследования.
Социометрия может проводится в двух вариантах:
Непараметрическая процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинства непараметрической процедуры:
- позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
- при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
Недостатки непараметрической процедуры:
- при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
- существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
Параметрическая процедура
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения – d – называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
N — число членов группы.
Достоинства параметрической процедуры:
- повышает надёжность полученных данных;
- облегчает статистическую обработку;
- позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
- как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостатки непараметрической процедуры:
- не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
- социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
4-й этап
Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.
При проведении социометрии, возможны два варианта:
- I вариант – Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
- II вариант – Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
- готовятся списки членов группы;
- каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером – этот номер становится его шифром.
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
- заголовок;
- инструкцию – количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
- подписание карточки (разборчиво).
В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Пример социометрической карточки
В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
1. | Работа |
а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? |
||||
2. | Досуг |
а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое
ограничение d |
Вероятность
случайного выбора Р(А) |
---|---|---|
5–7
8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36 |
1
2 3 4 5 6 7 |
0,20–0,14
0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19 |
5-й этап
Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.
В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
- необходим доверительный контакт с группой.
- Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
- Мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
- каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
- при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
- при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
Варианты инструкций
Инструкция для школьников
«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.
Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».
Инструкция для студентов
«Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
6-й этап
Непосредственно обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).
Социометрическая матрица
Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (“щите”) с помощью специальных знаков.
Социограммы бывают двух типов:
- групповые
- индивидуальные
Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:
- конвенциональной социограммы – индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
- “социограммы-мишени” – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.
Социометрические индексы
Выделяют два типа социометрических индексов:
- персональные социометрические индексы;
- групповые социометрические индексы.
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными персональными социометрическими индексами являются:
- индекс социометрического статуса i-члена;
- индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
- индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:
- i – объект выбора;
- j – субъект выбора;
- ij – совмещение ролей.
Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:
- индекс эмоциональной экспансивности группы;
- индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);
Подробнее о социометрических индексах
Интерпретация результатов
Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:
Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.
Стимульный материал
Варианты социометрических критериев (Вопросов)
Литература
- Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
- Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
- Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
- Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.
МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.
Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.
Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:
-
лидера в классе;
-
изгоев и отвергаемых в классе;
-
наличие асоциальных группировок в классе;
-
степень сплоченности классного коллектива;
-
степень доверия участников коллектива друг к другу.
ОСОБЕННОСТИ
Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:
-
Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.
-
Перед проведением методики следует провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, педагог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.
-
При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.
-
При проведении тестирования следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.
-
При анализе результатов тестирования следует учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.
СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, педагог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.
Кроме того, на подготовительном этапе педагог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.
2.АНКЕТИРОВАНИЕ
Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения педагогу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:
-
однозначность формулировок вопросов;
-
ограниченность количества вопросов;
-
возможность свободной формы ответов испытуемых;
-
конфиденциальность.
Примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:
-
С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
-
С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?
-
Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?
-
Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?
-
С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
-
С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?
-
С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
-
С кем из класса ты никогда не пошел бы в многодневный туристический поход?
-
Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
-
Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты ни за что не хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
-
и т.п.
Педагог сам определяет список вопросов (обычно не более 5) в зависимости от особенностей класса.
Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.
3.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
При обработке результатов социометрии составляют таблицу (см. Приложение). В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.
В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.
Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.
Бланк социометрического опроса (образец)
Ф. И. О. _
Класс _
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
а)
б)
в)
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Матрица социометрических положительных выборов
№ |
Фамилия, имя, отчество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Ученик 1 |
1 |
2 |
3 |
|||||||
2 |
… |
1 |
2 |
3 |
|||||||
3 |
… |
2 |
3 |
1 |
|||||||
4 |
2 |
1 |
3 |
||||||||
5 |
1 |
3 |
2 |
||||||||
6 |
3 |
2 |
1 |
||||||||
7 |
1 |
2 |
3 |
||||||||
8 |
1 |
3 |
2 |
||||||||
9 |
2 |
1 |
3 |
||||||||
10 |
Ученик 10 |
2 |
1 |
3 |
|||||||
Кол-во выборов (М) |
0 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
1 |
|
Кол-во взаимных выборов |
0 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Ученик1 отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Ученику2, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Ученик1 отдал Ученику3, поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов выделяются другим цветом. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
C= M/n-1
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например, социометрический статус Ученика2 будет равен 4 : 9 = 0,44
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» |
|
«Непринятые» |
В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K = _ Общее число сделанных выборов .
Общее количество испытуемых
Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
-
«Звезды» – ученик6.;
-
«Предпочитаемые» – ученик7.;
-
«Принятые» – ученики 2,3,4,5,8,9;
-
«Непринятые» – нет;
-
«Отвергнутые» –ученики 1,10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.