Таблица “Согласные и гласные буквы”
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 323.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 323.
В языкознании есть понятия «звук» и «буква». В данной статье представлена таблица «Согласные и гласные буквы», а также таблицы, в которых отображено, какие звуки обозначают те или иные буквы.
Гласные и согласные буквы
В русском языке насчитывается 33 буквы: 10 гласных, 21 согласных, а также ъ и ь. Отдельно гласные буквы и отдельно согласные буквы продемонстрирует представленная ниже таблица согласных и гласных:
Гласные буквы |
Согласные буквы |
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я |
б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ |
Букв в русском языке меньше, чем звуков: букв насчитывается 33, а звуков 42.
Гласные звуки и буквы
Гласные буквы русского алфавита обозначают лишь 6 звуков:
Звуки |
Буквы |
[а] |
а, я |
[э] |
е, э |
[о] |
о, ё |
[и] |
и |
[у] |
у, ю |
[ы] |
ы |
Как видно из таблицы, звуки [и], [ы] обозначаются буквами и, ы, остальные звуки обозначаются сразу двумя буквами. Отсюда наблюдается несоответствие количества гласных букв и звуков.
Буквы е, ё, ю, я, находящиеся после согласных, указывают на мягкость согласного. Мягким является согласный, а не гласный, поэтому неверно произносить следующие словосочетания: «мягкие гласные» или «твердые гласные». Гласные не являются мягкими или твердыми, они могут только указывать на мягкость.
Согласные звуки и буквы
Все согласные буквы, которых насчитывается 21, обозначают 36 звуков. Все буквы и звуки отображены в следующей таблице:
Буквы |
Звуки |
б |
[б], [б’] |
в |
[в], [в’] |
г |
[г], [г’] |
д |
[д], [д’] |
ж |
[ж] |
з |
[з], [з’] |
й |
[й’] |
к |
[к], [к’] |
л |
[л], [л’] |
м |
[м], [м’] |
н |
[н], [н’] |
п |
[п], [п’] |
р |
[р], [р’] |
с |
[с], [с’] |
т |
[т], [т’] |
ф |
[ф], [ф’] |
х |
[х], [х’] |
ц |
[ц] |
ч |
[ч’] |
ш |
[ш] |
щ |
[щ’] |
Как видно из таблицы, буквы ж, ц и ш обозначают только твердые согласные звуки, буквы й, ч, щ обозначают только мягкие согласные звуки, а остальные 15 букв могут обозначать как мягкие, так и твердые согласные звуки. Отсюда вытекает несоответствие количества согласных букв и звуков.
Что мы узнали?
31 из 33 букв русского языка делятся на гласные и согласные. Гласных букв насчитывается 10, они обозначают 6 звуков из-за того, что некоторые звуки могут обозначаться несколькими буквами ([а] – а, я; [э] – е, э; [о] – о, ё; [у] – у, ю). Согласных букв насчитывается 21, они обозначают 36 звуков из-за того, что некоторые буквы (б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х) могут обозначать два звука. Соответствие буквы и звука наблюдается у следующих гласных и согласных: и, ы, ж, ц, ш, й, ч, щ. Всего звуков насчитывается 42, они обозначаются с помощью 31 буквы.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Галина Ромашкина
5/5
-
Светлана Лаврентьева
5/5
-
Наталья Даниленко
5/5
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 323.
А какая ваша оценка?
Одна из задач обучения русскому языку в начальной школе – научить соотносить и различать звуки и буквы этого языка, между которыми соответствие неоднозначно: например, буква твердый знак не имеет собственного фонетического значения уже не один век, а в отличие от мягкого знака ещё и не сообщает твердости предшествующим согласным.
Буквы алфавита есть в азбуке, в букваре, и для подготовки таблицы есть смысл выписать их в столбик через строчку, чтобы и напротив каждой буквы было место для примера, например, твердого согласного звука, который на письме обозначается этой буквой, а ниже пример мягкого согласного звука той же буквы. Звуки пишем строчными буквами кириллицы в квадратных скобках, а мягкость обозначаем апострофом:
Б – бал [б],
- бинт [б’].
В – …
и так далее.
Мы увидим, что шипящие Ж,Ш, хотя они пишутся с И как жи-ши, всегда твердые и мягкой пары не имеют. Всегда твердый и Ц, хотя пишется иногда с последующим И, а иногда с Ы. А вот мягкие Ч и Щ не имеют твердой пары, как и нешипящий согласный Й. Это касается согласных. Как же отличить согласные от гласных?
Гласные можно петь или кричать: Ааааа! Ооооо! А вот согласные нельзя, хотя в произнесении всех звонких тоже участвуют голосовые связки, но во всех согласных звуках есть и доля шума, но у глухих согласных голосовые связки не участвуют, а у звонких кроме непарных (сонорных) й, л, м, н, р шума больше, чем голоса – в произнесении всех согласных есть преграда для образования шума, звука. Согласные бывают мгновенными – взрывными, как [б, п], – или теми, которые можно тянуть – щелевые (например, шипящие и свистящие ш-ш-ш, с-с-с), но петь их нельзя. И можно отделить или обозначить разными цветами гласные и согласные, мягкие согласные звуки и твердые. И особым образом обозначить мягкий знак и твердый знак, потому что они сами звуков не обозначают. Мягкий знак смягчает предшествующие согласные, но только парные твердые (кров – кровь), а вот после шипящих он не меняет их звучания, а пишется по традиции для обозначения женского рода существительных третьего склонения: камыш (мужской род, второе склонение), но мышь. Хотя ребята это могли ещё не проходить.
Да, вспомнил, что парные звонкие согласные буквы могут на конце слов и перед глухими оглушаться, (при этом мягкость и твердость отдельные признаки), и после каждой согласной буквы звонкой можно дать и пример глухих мягкого и твердого звуков:
Б – бал [бал, б], бинт [б’инт], дуб [дуп, п], глубь [глуп’, п’].
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Согласные звуки и буквы, их обозначающие
В русском языке 21 согласная буква – Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Они обозначают 36 согласных звуков. Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. В транскрипции (фонетической записи) мягкость согласного обозначается значком – [ ‘ ].
Признаки согласных звуков:
- Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
- При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (губы, зубы, язык).
- Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.
Таблица согласных букв и звуков:
Буквы | Звуки | |
твёрдые | мягкие | |
бэ | [б] губа [губа] | [б’] бег [б’эк] |
[п] зуб [зуп] | [п’] дробь [дроп’] | |
вэ | [в] вол [вол] | [в’] ветка [в’этка] |
[ф] шов [шоф] | [ф’] бровь [броф́] | |
гэ | [г] гамак [гамак] | [г’] гиря [г’ир’а] |
[к] порог [порок] | [х’] лёгкий [л’ох’к’ий́] | |
дэ | [д] дар [дар] | [д’] день [д’эн’] |
[т] лодка [лотка] | [т’] медь [м’эт’] | |
жэ | [ж] жаба [жаба] | |
зэ | [з] заря [зар’а] | [з’] зима [з’има] |
й | [й’] мой [мой’] | |
ка | [к] кол [кол] | [к’] кеды [к’эды] |
эль | [л] лук [лук] | [л’] лепка [л’эпка] |
эм | [м] мама [мама] | [м’] мел [м’эл] |
эн | [н] нос [нос] | [н’] песня [п’эсн’а] |
пэ | [п] полено [пол’эно] | [п’] пение [п’эн’иэ] |
эр | [р] роль [рол’] | [р’] речь [р’эч’] |
эс | [с] соль [сол’] | [с’] сено [с’эно] |
тэ | [т] стул [стул] | [т’] тень [т’эн’] |
эф | [ф] фазан [фазан] | [ф’] кофе [коф’э] |
ха | [х] хорёк [хор’ок] | [х’] хитрый [х’итрый’] |
цэ | [ц] цирк [цырк] | |
че | [ч’] чайник [ч’ай’н’ик] | |
ша | [ш] шишка [шишка] | |
ща | [щ’] щука [щ’ука] |
! Иногда буквы ч, щ произносятся как звук [ш]. Это происходит в сочетаниях щн, чт, чн:
помощник [памошн’ик], что [што], конечно [кан’эшна]
Советуем посмотреть:
Глухие и звонкие согласные
Мягкие и твёрдые согласные
Сонорные согласные
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 48,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 63,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 28,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 31,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 103,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 104,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 109,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 208,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 28,
Полякова, Учебник
Упражнение 10,
Чуракова, Учебник
2 класс
Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 69,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 90,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 264,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 315,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 272,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 27,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 32,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 10,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 17,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Таблица согласных
-
Согласные звуки противопоставлены гласным. В отличие от гласных, как правило, не образуют самостоятельных слогов.
Произношение согласных связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи. При преодолении созданной органами речи преграды образуется шум, который является обязательной составляющей согласного звука. У звонких согласных шум соединяется с тоном, у глухих он является единственным компонентом звука.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Согла́сные — звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного украинского языка. О фонетике украинских диалектов смотрите статью украинские диалекты. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
Подробнее: Украинская фонетика
Фоне́тика (греч. φωνηεντικός «звуковой» от φωνή «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.
Шумные согла́сные (также обструэнты) образуются в результате препятствия воздушному потоку, вызывающего повышенное давление воздуха в голосовом тракте. В фонетике, артикуляция делится на два больших класса шумных и сонорных.
Современный алфавит каталанского языка основан на латинском алфавите, добавлено несколько букв с диакритиками.
Гла́сные — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.
Подробнее: Звонкие согласные
Мя́гкие согла́сные (также палатализованные согласные; англ. lax (smoothe) consonant, soft (palatalized) consonant, фр. consonne molle, нем. weicher Konsonant) — согласные, образующиеся в результате палатализации (смягчения) — дополнительной артикуляции, при которой средняя часть спинки языка сближается с твёрдым нёбом и вся масса языка продвигается вперёд. Противопоставляются твёрдым согласным, от которых отличаются более высоким тембром.
В этой статье описывается фонология ирландского языка. Произношение в ирландском языке сильно меняется от диалекта к диалекту, а стандартного варианта произношения не существует, поэтому в эту статью включены явления, характерные для всех или большинства диалектов, а также основные различия между ними.
Подробнее: Фонология ирландского языка
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного русского языка. О фонетике русских диалектов смотрите статью Фонетика и фонология русских диалектов. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
Подробнее: Русская фонетика
Аффрикаты (ед. ч. аффриката; лат. affrico «притираю») — согласные, представляющие собой слитное сочетание смычного согласного с фрикативным, обычно того же места образования.
Веляриза́ция (лат. velum «завеса») — дополнительная артикуляция (точнее, сложная одновременная консонантная артикуляция), при которой задняя часть спинки языка приближается к мягкому нёбу. Иначе говоря, на артикуляцию согласного накладывается дополнительная -образная язычная артикуляция. Звук, артикулируемый с веляризацией, называется веляризованным. Для заднеязычных согласных эта артикуляция является основной, откуда их другое название — велярные.
Глухие согласные — тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота — тип фонации, наряду со звонкостью и состоянием гортани.
Фонология вьетнамского языка — раздел фонологии, занимающийся изучением звукового строя и функционирования звуков вьетнамского языка.
Носовы́е согла́сные образуются при помощи опущенного мягкого нёба, при котором воздух проходит через нос. Оральная полость по-прежнему служит в качестве резонансной полости для создания звука, но воздух проникает не через рот, поскольку он блокируется губами или языком, а через нос. Другие виды согласных также могут быть назализованы.
Фонология языка иврит развивалась постепенно с древнейших времен. Помимо современных и исторических вариантов, выделяют литургические нормы произношения, применяемые при чтении Танаха и молитв в еврейских общинах.
Слова́цкая фоноло́гия (словацк. slovenská fonológia) — одна из дисциплин словакистики, изучающая структурные и функциональные закономерности звукового строя словацкого языка.
Лабиализация — огубление, «выпячивание» губ вперёд и/или придание им округлой формы при артикуляции какого-либо звука. Это явление также называется огублённостью или округлением. В некоторых лингвистических школах огублённостью называют фонетическое явление, возникающее при артикуляции гласных, а в случае с согласными его именуют лабиализацией.
Твёрдые согла́сные (также непалатализованные согласные, несмягчённые согласные; англ. hard (non-palatalized) consonant, фр. consonne dure, нем. harter Konsonant) — согласные, отличающиеся от мягких (палатализованных) более низким тембром вследствие отсутствия дополнительной артикуляции, вызывающей палатализацию.
Некоторые гласные звуки в английском языке сильно связаны с отсутствием ударения: они встречаются практически только в безударных слогах; верно и обратное: большинство (хотя и не все) безударных слогов содержат один из этих звуков. Такие гласные называются редуцированными и обычно являются краткими и принадлежат к гласным среднего ряда. Точный набор редуцированных гласных зависит от диалекта и конкретного носителя, основные и самые главные примеры описаны ниже.
Подробнее: Редукция гласных в английском языке
Время начала озвончения (ВНО; англ. voice onset time — VOT) — интервал между началом размыкания смычки взрывного согласного и моментом начала колебания голосовых связок. Используется в фонетике для различения взрывных согласных с разной звонкостью, обычно применяется к взрывным в начальной позиции. Термин был введён в широкое употребление американскими фонетистами Л.Лискером и А.Абрамсоном в 60-е годы XX века.
Щёлкающие согласные (также щёлкающие, клики или кликсы от англ. clicks) — сложные аффрикатоподобные звуки, состоящие из двух смычек: первичной (основа щелчка, англ. influx) и вторичной (исход щелчка; англ. efflux, accompaniment). Первая артикулируется губами или передней частью языка, вторая — спинкой языка или увулой. С помощью языка пространство между смычками расширяется (а давление соответственно уменьшается), а затем передняя смычка раскрывается и в это пространство врывается («втягивается…
Придыха́ние (аспира́ция, от лат. aspiratio, «выдыхание») — акустический эффект (шум) во время произнесения звука, возникающий, если связки начинают колебаться через значительный промежуток времени (40-100 мс.) после окончания консонантной артикуляции.
Смы́чные согласные, также окклюзивы (от лат. occlusio «сокрытие») — согласные звуки, при артикуляции которых органы речи находятся в таком положении, что поток воздуха из легких полностью блокируется с помощью смычки, создаваемой в полости рта или в гортани.
Гласные верхнего подъёма — разновидность гласных звуков, присутствующая в большинстве языков мира. Основная характеристика гласных подъема — положение языка, максимально приближенное к верхнему нёбу, однако без создания шумового фона, характеризуемого, как согласный звук.
Звонкий зубной щелевой согласный — согласный звук, получивший развитие в речи ряда народов мира. Отсутствует в русском языке, а также во всех балто-славянских. Международный фонетический алфавит передаёт этот звук символом ð, что эквивалентно D в X-SAMPA. Глухая пара имеет обозначение (греческая буква тета) — глухой зубной щелевой согласный.
Фонология языка маори типична для его языковой группы. Фонетический инвентарь маори — один из беднейших в мире. В маори сохраняется праполинезийская структура слога (C)V(V(V)); закрытых слогов не бывает.
Джим (араб. جيم; джӣм) — пятая буква арабского алфавита. Используется для обозначения звуков и . Джим относится к лунным буквам и к буквам «калькаля».
Дебуккализация — фонетический процесс, закон или явление, при котором согласный звук теряет своё первоначальное место образования и переходит в глухой глоттальный щелевой , в гортанную смычку или подобные звуки. Произношение согласного как иногда называется аспирацией, но аспирацией правильнее называть придыхание, сопровождающее взрывные согласные.
Аллофо́н (греч. άλλος другой и φωνή звук) — реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. Совокупность всех возможных позиций, в которых встречаются аллофоны одной фонемы, называется дистрибуцией фонемы. Носители языка хорошо распознают фонемы, то есть смыслоразличительные единицы языка, и не всегда в состоянии распознать отдельные аллофоны одной фонемы. Фонемы в сознании говорящих обычно представлены основными аллофонами.
В лингвистике, стечение согласных, сочетание согласных, консонантное сочетание, консонантный комплекс или кластер — несколько идущих подряд согласных звуков без гласных между ними. Например, в английском языке, группы /spl/ и /ts/ — кластеры в слове англ. splits.
Лъгана-цъгви — язык, распространенный в центральной Ботсване, вокруг заповедника Сентрал-Калахари. В период с 1997 по 2002 годы люди, жившие на территории заповедника, были выселены в соседние области, однако в 2004 году около 150 человек вернулось (или осталось на исконной территории). В настоящее время продолжается борьба за репатриацию.
Вариа́нт фоне́мы — в учении Московской фонологической школы (МФШ): обусловленная позицией модификация фонемы (т. е. её разновидность, выступающая в фонологической позиции, отличной от абсолютно сильной), совпадающая по артикуляторным и акустическим качествам с реализацией какой-либо иной фонемы (или нескольких фонем). К примеру, в словоформе зуб конечный согласный, относимый МФШ к фонеме , совпадает в звучании с конечным согласным формы суп — реализацией фонемы
). Таким образом, вариант выступает…
Палатализа́ция (от лат. palatum — среднее нёбо) — смягчение согласных, возникающее в результате поднятия средней части спинки языка к твёрдому нёбу (иногда используется термин непереходное смягчение), а также изменения согласных под воздействием гласных переднего ряда либо , затрагивающие основную артикуляцию (иногда используется термин переходное смягчение).
До появления европейцев австралийские языки использовались исключительно в устном общении и не имели никакой письменности. Поэтому латинский алфавит стал неизбежно использоваться сначала в практической транскрипции, а затем и для впервые создававшихся орфографий. Однако довольно долго не существовало никакой чёткой системы, одни и те же звуки передавались по-разному, что привело к большому количеству вариантов написания одних и тех же слов.
Подробнее: Письменность и транскрипция австралийских языков
Глайд (англ. glide — «скольжение») — в фонетике: краткий, неполный, неопределённый по качеству звук, возникающий как переходный элемент в сочетании звуков, различных по месту образования. Причина возникновения глайда состоит в том, что голосовая щель остаётся открытой, в то время как органы речевого аппарата стремятся занять новое положение. Примерами могут служить рус. воля, где соответствующий элемент произносится между и (u-образный переход), и тяга с i-образным переходом между и .
Вариа́ция фоне́мы — в учении Московской фонологической школы: звук, являющийся реализацией фонемы (иными словами, аллофон) в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой фонологической позиции, не нейтрализуя, таким образом, фонемного противопоставления, и обусловленный данной позицией. Так, в русском языке ударные гласные непереднего ряда в положении между мягкими согласными в артикуляции смещаются вперёд (вол — вёл , лук — люк ), однако не совпадают по звучанию с русскими гласными фонемами переднего…
Лабиопалатальный аппроксимант — тип ротового центрального согласного звука, присутствующий в ряде языков мира. Данный звук является коартикулированным: при его произнесении язык приближается к твёрдому нёбу, а губы принимают округлую форму, делая звук лабиализованным. Таким образом, этот звук является лабиализованным () и полугласным, соответствующим огубленному гласному переднего ряда верхнего подъёма .
Йа (араб. ياء ) — двадцать восьмая буква арабского алфавита. Звук произносится как русское «и».
Горта́нная смы́чка, твёрдый при́ступ — глухой гортанный взрывной согласный звук, используемый во многих языках и получаемый смыканием голосовых связок, которые затем под напором воздуха резко размыкаются со взрывным звуком. Органы ротовой полости при этом находятся в покое или готовятся к произнесению следующего звука.
Музыка́льное ударе́ние — лингвистический термин, означающий способ интонирования слова или фразы, при помощи изменения единиц просодии (мор), или мелодики слоговых фонем по высоте звука. Данное ударение следует отличать от тонального ударения. Высота звука может быть смыслоразличительной. Примеры японского музыкального ударения: «край» (яп. 端 хаси), «палочки для еды» (яп. 箸 ха↓си) и «мост» (яп. 橋 хаси↓). Музыкальное ударение присутствует в некоторых скандинавских, южнославянских языках, в древнегреческом…
В фонетике и фонологии соно́рные согла́сные — это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как и ). Также к сонорным относят аппроксиманты, носовые согласные, одноударные и дрожащие. По степени звучности, все звуки, находящиеся выше фрикативных, являются сонорными, из-за чего они способны образовывать вершину слога в тех языках, которые различают звучность такого уровня.
Та́йский язык (ภาษาไทย /pʰa:sa:tʰɑj/, пхаса-тхай) — язык, принадлежащий к тайской группе тайско-кадайской языковой семьи (согласно другой точке зрения, распространенной, главным образом, в лингвистической среде КНР, относится к сино-тибетской языковой семье).Является официальным языком Таиланда. Число носителей — около 60 миллионов человек.Тайский язык взаимопонятен с лаосским.
Дифтонгоиды (др.-греч. δί-φθογγον, δί-φθογγος от др.-греч. δίς (δῐ-) — «дважды, двукратно» + др.-греч. φθόγγος — «голос, звук», буквально «с двумя звуками» или «с двумя тонами») — это гласные, звучание которых неоднородно. Дифтонгоиды начинаются или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции; характеризуются скользящей артикуляцией, но степень скольжения в них значительно слабее, чем, например, у дифтонгов. В них не происходит радикального изменения качества…
Изменение согласных в сочетании с j в праславянском языке состояло в переходном смягчении согласных в результате воздействия звука (йота) и было вызвано, по-видимому, действием закона открытого слога (поскольку согласный перед закрывал слог: *zem-ja > ст.‑слав. зємлꙗ).
Подробнее: Йотация в праславянском языке
Универсальная фонологическая классификация Хомского-Халле — классификация сегментов речи по дистинктивным признакам, имеющим артикуляционный характер. Была предложена американскими лингвистами Ноамом Хомским и Морисом Халле в 1968 году в их общей книге «Звуковая модель английского языка».
Кхмерский язык (кхмер. ភាសាខ្មែរ ) — язык кхмеров, основной язык Камбоджи, один из крупнейших австроазиатских языков. Относится к мон-кхмерским языкам, внутри которой образует отдельную группу.
Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи…