Как составить таблицу умножения в пятеричной системе счисления

✖️ Умножение в разных системах счисления

Умножение в разных системах счисления опять-таки очень похоже на привычное умножение в десятичной системе счисления. Чтобы уметь хорошо умножать и получать правильный ответ нужно иметь складывать числа. Без операции сложение невозможно посчитать умножение в столбик.

Для начала стоит повторить, как же происходит умножение в десятичной системе счисления, а потом уже разобраться с другими.

Сама по себе операция умножения проводится поразрядным умножением одного числа на каждый разряд другого. После чего полученные числа складываются между собой.

Если при сложении у нас переносится “десяток” в следующий разряд при десяти или более.

При умножении же пока первое произведение при расчёте больше основания системы счисления, то из него вычитается это основание. Количество “вычитаний” переносится в следующий разряд, а то что осталось, после вычитания, спускается вниз.

Умножение в десятичной системе счисления

Произведём умножение двух десятичных чисел: 67 и 54. Операцию будем производить в столбик.

Умножение в столбик в десятичной системе счисления
Умножение в столбик в десятичной системе счисления

Как можем увидеть в данном примере, сначала посчитали два произведения, а далее уже их суммируем.

Разберём действия поэтапно:

  1. 4 * 7 = 28 (28 – 10 – 10 = 8) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  2. 4 * 6 + 2 = 26 (26 – 10 – 10 = 6) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  3. Просто спускаем двойку;
  4. 5 * 7 = 35 (35 – 10 – 10 – 10 = 5) → т.к. три вычитания, то тройка идёт в следующий разряд;
  5. 5 * 6 + 3 = 33 (33 – 10 – 10 – 10 = 3) → т.к. три вычитания, то тройка идёт в следующий разряд;
  6. Спускаем тройку;
  7. Складываем полученные числа и получаем ответ.

Умножение в пятеричной системе счисления

Произведём умножение в пятеричной системе счисления. Возьмём два числа 33 и 44. Действия также будем проводить в столбик. Если в десятичной системе счисления переносили десяток по достижению десяти или больше, то здесь по достижению пяти и более.

Умножение в столбик в пятеричной системе счисления
Умножение в столбик в пятеричной системе счисления

Соответственно, вычитать будем уже не 10, а пять. До тех пор, пока не получим число меньше 5.

Разберём действия поэтапно:

  1. 4 * 3 = 12 (12 – 5 – 5 = 2) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  2. 4 * 3 + 2 = 14 (14 – 5 – 5 = 4) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  3. Двойку просто спускаем;
  4. 4 * 3 = 12 (12 – 5 – 5 = 2) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  5. 4 * 3 + 2 = 14 (14 – 5 – 5 = 4) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  6. Двойку просто спускаем;
  7. Складываем полученные числа и получаем ответ.

Умножение в шестнадцатеричной системе счисления

Особенным умножение будет в шестнадцатеричной системе счисления из-за “буквенных” цифр. Страшно в первый раз увидеть произведение букв из которого появляются числа. Но такова уж данная система.

Перемножим два шестнадцатеричных числа AB и CD.

Умножение в столбик в шестнадцатеричной системе счисления
Умножение в столбик в шестнадцатеричной системе счисления

Распишем действия поэтапно:

  1. D * B → 13 * 11 = 143 (143 – 16×8 = 15) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  2. D * A + 8 → 13 * 10 + 8 = 138 (130 – 16×8 = 10) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  3. Просто спускаем восьмёрку;
  4. C * B → 12 * 11 = 132 (132 – 16×8 = 4) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  5. C * A + 8 = 12 * 10 + 8 = 128 (128 – 16×8 = 0) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  6. Восьмёрку спускаем;
  7. Складываем полученные числа и получаем ответ.

С другими системами счисления операция умножения работает аналогично. Главное — помнить о правилах переноса в следующий разряд при умножении и сложении.

Понравилась статья? Хочешь разбираться в информатике, программировании и уметь работать в разных программах? Тогда ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!

Читайте также:

#информатика #системы счисления #школьная информатика #образование #арифметика #умножение

Презентация по дисциплине «Основы теории информации» на тему «Пятеричная система счисления»

Презентация по дисциплине «Основы теории информации» на тему «Пятеричная система счисления»

Презентация по дисциплине«Основы теории информации»на тему«Пятеричная система счисления»

Выполнил:
Студент гр. Кс117
Корешков Никита Николаевич
Принял:
Ситова Анна Алексеевна

Департамент образования Владимирской области
Государственное автономное професиональное образовательное учреждение Владимирской области
«Гусь-Хрустальный технологический колледж» им. Г.Ф. Чехлова

Гусь- Хрустальный, 2019

Содержание Определение Применение

Содержание Определение Применение

Содержание

Определение
Применение
Возможности перевода
Арифметические действия
Список источников

2

Определение Пятеричная система счисления – позиционная система счисления с основанием 5

Определение Пятеричная система счисления - позиционная система счисления с основанием 5

1.Определение

Пятеричная система счисления – позиционная система счисления с основанием 5. Число в пятеричной системе изображается пятью цифрами: 0, 1, 2, 3, 4. В этой системе цифра 4 — наибольшая (как 9 — в десятичной), единица высшего разряда не в 10, а в 5 раз больше единицы низшего.
При изображении числа в пятеричной системе счисления, на первом месте справа стоят простые единицы (не свыше 4), на втором — не десятки, а пятерки, на третьем — не сотни, а «25» и т.д.

3

Применение Очевидна связь пятеричной системы со строением человеческой руки

Применение Очевидна связь пятеричной системы со строением человеческой руки

2.Применение

Очевидна связь пятеричной системы со строением человеческой руки.
По свидетельству известного исследователя Африки Стэнли, у ряда африканских племен была распространена пятеричная система счисления. Долгое время пользовались этой системой счисления и в Китае. Также пятеричная система использовалась в Древнем Риме.

4

Применение в римской сисчтеме счисления 5

Применение в римской сисчтеме счисления 5

Применение в римской сисчтеме счисления

5

Возможность перевода Перевод из пятеричной

Возможность перевода Перевод из пятеричной

3.Возможность перевода

Перевод из пятеричной СС в десятеричную СС осуществляется по формуле:
Aq = an-1*qn-1 + an-2*qn-2 + … + a0*q0 + a-1*q-1+ a-2*q-2+ … +a-m*q-m

Где ai – цифры СС
n и m число целых и дробных разрядов
Пример:
4405 перевести в десятеричную СС
4405=0*50+4*51+4*52= 0+20+100=12010
Ответ: 4405= 12010

6

Возможность перевода Перевод из десятеричной

Возможность перевода Перевод из десятеричной

3.Возможность перевода

Перевод из десятеричной СС в пятеричную СС производиться с помощью алгоритма перевода из десятичной системы в пятеричную:
Выполнить деление исходного числа на 5. Если результат деления больше или равен 5, продолжать делить его на 5 до тех пор, пока результат деления не станет равен 1,2,3 или 4. Выписать результат последнего деления и все остатки от деления в обратном порядке в одну строку.
Пример:
 4610 переведем в пятеричную СС
46:5=9(остаток 1)
9:5=1(ост. 4)
1:5=0(ост. 1)

Ответ: 4610= 1415

7

Арифметические действия Сложение и вычитание

Арифметические действия Сложение и вычитание

4.Арифметические действияСложение и вычитание

Составим таблицу сложения для пятеричных цифр (будем использовать ее при сложении и вычитании чисел в «столбик»).

0

1

2

3

4

1

2

3

4

10

2

3

4

10

11

3

4

10

11

12

4

10

11

12

13

8

Арифметические действия Пример операции сложения:

Арифметические действия Пример операции сложения:

4.Арифметические действия

Пример операции сложения:
Найдем 2345 + 3125. Складываем поразрядно в «столбик», используя таблицу сложения. Важно правильно записать числа друг под другом поразрядно справа налево.

Ответ:2345+3125=11025

9

Арифметические действия Пример операции вычитания:

Арифметические действия Пример операции вычитания:

4.Арифметические действия

Пример операции вычитания:
Найдем 2035 – 345. Вычитать будем поразрядно в «столбик», используя таблицу сложения. Важно правильно записать числа друг под другом поразрядно справа налево.

Ответ: 2035-345=1145

10

Арифметические действия Умножение

Арифметические действия Умножение

4.Арифметические действияУмножение

Составим таблицу умножения для пятеричной системы счисления (цифру 0 не включаем, т.к. умножение на 0 всегда равно 0).

0

1

2

3

4

1

1

2

3

4

2

2

4

11

13

3

3

11

14

22

4

4

13

22

31

Пример операции умножения:
135*245 . Умножать будем в «столбик», используя таблицу умножения. Важно правильно записать числа друг под другом поразрядно справа налево.

 Ответ: 135*245 =4225

11

Арифметические действия Деление

Арифметические действия Деление

4.Арифметические действияДеление

Рассмотрим так же пример деления:
Разделим 124215 на 325

Ответ:124215: 325=2135

12

Список источников Worksbase [электронный ресурс]

Список источников Worksbase [электронный ресурс]

5.Список источников

Worksbase [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worksbase.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 4.02.2019)
Uzluga [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uzluga.ru Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 4.02.2019)
Wikipedia [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 4.02.2019)
Studfiles [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 4.02.2019)
Yaklass [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaklass.ru – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 4.02.2019)

13

Арифметические
операции в рассматриваемых позиционных
системах счисления выполняются по
законам, известным из десятичной
арифметики. Двоичная система счисления
имеет основание 2, и для записи чисел
используются всего две цифры 0 и 1 в
отличие от десяти цифр десятичной
системы счисления.

Рассмотрим
сложение одноразрядных чисел: 0+0=0, 0+1=1,
1+0=0. Эти равенства справедливы как для
двоичной системы, так и для десятичной
системы. Чему же равно 1+1? В десятичной
системе это 2. Но в двоичной системе нет
цифры 2! Известно, что при десятичном
сложении 9+1 происходит перенос 1 в старший
разряд, так как старше 9 цифры нет. То
есть 9+1=10. В двоичной системе старшей
цифрой является 1. Следовательно, в
двоичной системе 1+1=10, так как при сложении
двух единиц происходит переполнение
разряда и производится перенос в старший
разряд. Переполнение разряда наступает
тогда, когда значение числа в нем
становится равным или большим основания.
Для двоичной системы это число равно 2
(102=210).

Продолжая
добавлять единицы, заметим: 102+1=112,
112+1=1002
– произошла “цепная реакция”, когда
перенос единицы в один разряд вызывает
перенос в следующий разряд.

Сложение
многоразрядных
чисел происходит по этим же правилам с
учетом возможности переносов из младших
разрядов в старшие.

Вычитание
многоразрядных
двоичных чисел производится с учетом
возможных заёмов
из старших разрядов.

Действия
умножения и деления чисел в двоичной
арифметике можно выполнять по общепринятым
для позиционных систем правилам.

В
основе правил арифметики любой позиционной
системы лежат таблицы
сложения и умножения одноразрядных
чисел
.

Таблицы,
аналогичные таблицам арифметических
операций в двоичной системе счисления
(см. п.1.3), составляются для любой
позиционной системы счисления. Пользуясь
такими таблицами, можно выполнять
действия над многозначными числами.

Пример
4.
Выполнить
действия в пятеричной системе счисления:
3425+235;
2135.55.
     Решение:
     Составим
таблицы сложения и умножения для
пятеричной системы счисления:

Рассуждаем
так: два плюс три равно 10 (по таблице); 0
пишем, 1 – в уме. Четыре плюс два равно 11
(по таблице), да еще один, 12. 2 пишем, 1 – в
уме. Три да один равно 4 (по таблице).
Результат – 420.

Рассуждаем
так: трижды три – 14 (по таблице); 4 пишем,
один – в уме. Трижды один дает 3, да плюс
один, – пишем 4. Дважды три (по таблице) –
11; 1 пишем, 1 переносим влево. Окончательный
результат – 1144.
     Если
числа, участвующие в выражении,
представлены в разных системах, нужно
сначала привести их к одному основанию.

Пример
5.
Сложить
два числа: 178
и 1716.
     Решение:
     Приведем
число 1716
к основанию 8 посредством двоичной
системы (пробелами условно обозначено
деление на тетрады и триады):
1716=101112=101112=278.
     Выполним
сложение в восьмеричной системе:

     

     Таким
образом, арифметические действия в
позиционных системах счисления
выполняются по общим правилам. Необходимо
только помнить, что перенос в следующий
разряд при сложении и заем из старшего
разряда при вычитании определяются
величиной основания системы счисления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1 Получить развернутую форму числа .

Решение: .

2 Перевести число в восьмеричную систему счисления.

Решение: целая часть числа; – дробная часть числа..

3 Перевести числа в десятичную систему счисления.

Решение: ;

.

4 Перевести число в двоичную систему счисления.

Решение: для решения необходимо каждую цифру шестнадцатеричного числа заменить на соответствующую ей четверку двоичных знаков (там, где знаков меньше четырех, слева добавить нули).
; ;
;

.

5 Перевести число в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение: для решения необходимо разделить целую часть данного числа на группы по четыре цифры справа налево, а дробную часть числа аналогично по четыре двоичных знака от запятой слева направо (если в крайней левой или правой группе окажется меньше четырех цифр, то дополнить их нулями).

0101 1101, 1011 1000 ⇒ 5D,В816.

6 Сложить числа представленные в пятеричной системе счисления: и .

Ответ:

Решение: для того, чтобы производить арифметические операции над пятеричными числами, надо знать таблицу сложения и умножения в пятеричной системе.

Таблицы сложения и умножения в пятеричной системе счисления выглядят так:

Таблица сложения

Таблица умножения

+ 0 1 2 3 4
0 0 1 2 3 4
1 1 2 3 4 10
2 2 3 4 10 11
3 3 4 10 11 12
4 4 10 11 12 13
* 1 2 3 4
1 1 2 3 4
2 2 4 11 13
3 3 11 14 22
4 4 13 22 31

7 Умножить числа представленные в пятеричной системе счисления и
.

Решение: .

Добавить комментарий