Двоичная система счисления
Восьмеричная система счисления
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
10 |
12 |
14 |
16 |
3 |
0 |
3 |
6 |
11 |
14 |
17 |
22 |
25 |
4 |
0 |
4 |
10 |
14 |
20 |
24 |
30 |
34 |
5 |
0 |
5 |
12 |
17 |
24 |
31 |
36 |
43 |
6 |
0 |
6 |
14 |
22 |
30 |
36 |
44 |
52 |
7 |
0 |
7 |
16 |
25 |
34 |
43 |
5 |
61 |
Шестнадцатеричная система счисления
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A (10) |
B (11) |
C (12) |
D(13) |
E (14) |
F (15) |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
A |
C |
E |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
1A |
1C |
1E |
3 |
0 |
3 |
6 |
9 |
C |
F |
12 |
15 |
18 |
1B |
1E |
21 |
24 |
27 |
2A |
2D |
4 |
0 |
4 |
8 |
C |
10 |
14 |
18 |
1C |
20 |
24 |
28 |
2C |
30 |
34 |
38 |
3C |
5 |
0 |
5 |
A |
F |
14 |
19 |
1E |
23 |
28 |
2D |
32 |
37 |
3C |
41 |
46 |
4B |
6 |
0 |
6 |
C |
12 |
18 |
1E |
24 |
2A |
30 |
36 |
3C |
42 |
48 |
4E |
54 |
5A |
7 |
0 |
7 |
E |
15 |
1C |
23 |
2A |
31 |
38 |
3F |
46 |
4D |
54 |
5B |
62 |
69 |
8 |
0 |
8 |
10 |
18 |
20 |
28 |
30 |
38 |
40 |
48 |
50 |
58 |
60 |
68 |
70 |
78 |
9 |
0 |
9 |
12 |
1B |
24 |
2D |
36 |
3F |
48 |
51 |
5A |
63 |
6C |
75 |
7E |
87 |
A (10) |
0 |
A |
14 |
1E |
28 |
32 |
3C |
46 |
50 |
5A |
64 |
6E |
78 |
82 |
8C |
96 |
B (11) |
0 |
B |
16 |
21 |
2C |
37 |
42 |
4D |
58 |
63 |
6E |
79 |
84 |
8F |
9A |
A5 |
C (12) |
0 |
C |
18 |
24 |
30 |
3C |
48 |
54 |
60 |
6C |
78 |
84 |
90 |
9C |
A8 |
B4 |
D (13) |
0 |
D |
1A |
27 |
34 |
41 |
4E |
5B |
68 |
75 |
82 |
8F |
9C |
A9 |
B6 |
C3 |
E (14) |
0 |
E |
1C |
2A |
38 |
46 |
54 |
62 |
70 |
7E |
8C |
9A |
A8 |
B6 |
C4 |
D2 |
F (15) |
0 |
F |
1E |
2D |
3C |
4B |
5A |
69 |
78 |
87 |
96 |
A5 |
B4 |
C3 |
D2 |
E1 |
Двоичная система счисления
Восьмеричная система счисления
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
10 |
12 |
14 |
|
3 |
0 |
3 |
6 |
14 |
17 |
22 |
25 |
|
4 |
0 |
4 |
10 |
14 |
20 |
30 |
34 |
|
5 |
0 |
5 |
12 |
17 |
31 |
36 |
||
6 |
0 |
6 |
14 |
22 |
30 |
36 |
44 |
52 |
7 |
0 |
7 |
25 |
34 |
5 |
61 |
Шестнадцатеричная система счисления
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A (10) |
B (11) |
C (12) |
D(13) |
E (14) |
F (15) |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
A |
C |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
1C |
1E |
||
3 |
0 |
3 |
6 |
9 |
F |
12 |
15 |
18 |
1B |
21 |
24 |
27 |
2A |
2D |
||
4 |
0 |
4 |
8 |
10 |
14 |
18 |
1C |
20 |
28 |
2C |
30 |
34 |
38 |
3C |
||
5 |
0 |
5 |
A |
F |
14 |
1E |
23 |
28 |
2D |
32 |
37 |
41 |
46 |
4B |
||
6 |
0 |
6 |
C |
12 |
18 |
1E |
24 |
2A |
36 |
3C |
48 |
4E |
54 |
5A |
||
7 |
0 |
7 |
15 |
1C |
23 |
2A |
31 |
38 |
3F |
4D |
54 |
5B |
62 |
69 |
||
8 |
0 |
8 |
10 |
18 |
20 |
28 |
38 |
40 |
48 |
50 |
58 |
60 |
68 |
70 |
78 |
|
9 |
0 |
9 |
12 |
1B |
2D |
36 |
3F |
48 |
51 |
5A |
63 |
6C |
75 |
87 |
||
A (10) |
0 |
A |
14 |
28 |
32 |
3C |
50 |
5A |
64 |
78 |
82 |
8C |
96 |
|||
B (11) |
0 |
B |
16 |
21 |
2C |
37 |
4D |
58 |
63 |
79 |
84 |
8F |
9A |
|||
C (12) |
0 |
C |
18 |
24 |
30 |
48 |
54 |
60 |
6C |
78 |
84 |
90 |
9C |
A8 |
B4 |
|
D (13) |
0 |
D |
27 |
34 |
41 |
4E |
5B |
68 |
75 |
82 |
8F |
9C |
B6 |
C3 |
||
E (14) |
0 |
E |
1C |
2A |
38 |
46 |
54 |
62 |
70 |
8C |
9A |
A8 |
B6 |
C4 |
D2 |
|
F (15) |
0 |
F |
1E |
2D |
3C |
4B |
69 |
78 |
87 |
96 |
B4 |
C3 |
D2 |
E1 |
Двоичная система счисления
Восьмеричная система счисления
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
10 |
12 |
14 |
|
3 |
0 |
3 |
6 |
14 |
17 |
22 |
25 |
|
4 |
0 |
4 |
10 |
14 |
20 |
30 |
34 |
|
5 |
0 |
5 |
12 |
17 |
31 |
36 |
||
6 |
0 |
6 |
14 |
22 |
30 |
36 |
44 |
52 |
7 |
0 |
7 |
25 |
34 |
5 |
61 |
Шестнадцатеричная система счисления
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A (10) |
B (11) |
C (12) |
D(13) |
E (14) |
F (15) |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
A |
C |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
1C |
1E |
||
3 |
0 |
3 |
6 |
9 |
F |
12 |
15 |
18 |
1B |
21 |
24 |
27 |
2A |
2D |
||
4 |
0 |
4 |
8 |
10 |
14 |
18 |
1C |
20 |
28 |
2C |
30 |
34 |
38 |
3C |
||
5 |
0 |
5 |
A |
F |
14 |
1E |
23 |
28 |
2D |
32 |
37 |
41 |
46 |
4B |
||
6 |
0 |
6 |
C |
12 |
18 |
1E |
24 |
2A |
36 |
3C |
48 |
4E |
54 |
5A |
||
7 |
0 |
7 |
15 |
1C |
23 |
2A |
31 |
38 |
3F |
4D |
54 |
5B |
62 |
69 |
||
8 |
0 |
8 |
10 |
18 |
20 |
28 |
38 |
40 |
48 |
50 |
58 |
60 |
68 |
70 |
78 |
|
9 |
0 |
9 |
12 |
1B |
2D |
36 |
3F |
48 |
51 |
5A |
63 |
6C |
75 |
87 |
||
A (10) |
0 |
A |
14 |
28 |
32 |
3C |
50 |
5A |
64 |
78 |
82 |
8C |
96 |
|||
B (11) |
0 |
B |
16 |
21 |
2C |
37 |
4D |
58 |
63 |
79 |
84 |
8F |
9A |
|||
C (12) |
0 |
C |
18 |
24 |
30 |
48 |
54 |
60 |
6C |
78 |
84 |
90 |
9C |
A8 |
B4 |
|
D (13) |
0 |
D |
27 |
34 |
41 |
4E |
5B |
68 |
75 |
82 |
8F |
9C |
B6 |
C3 |
||
E (14) |
0 |
E |
1C |
2A |
38 |
46 |
54 |
62 |
70 |
8C |
9A |
A8 |
B6 |
C4 |
D2 |
|
F (15) |
0 |
F |
1E |
2D |
3C |
4B |
69 |
78 |
87 |
96 |
B4 |
C3 |
D2 |
E1 |
Информатика, 10 класс. Урок № 9.
Тема урока — Арифметические операции в позиционных системах счисления
Урок посвящен теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления»». В ходе урока школьники научатся складывать, вычитать, умножать и делить в разных позиционных системах счисления.
Ключевые слова:
— позиционные системы счисления,
— арифметические операции в системе счисления с основанием q,
— таблица сложения,
— таблица умножения.
Учебник:
— Информатика. 10 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 288 с.
— Математические основы информатики: учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л Босова, И. Н. Фалина — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 328 с.
Мы продолжаем изучать позиционные системы счисления. Вы узнали, что позиционные системы счисления бывают разные: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Вы научились переводить числа из одной системы счисления в другую. Но зачем нам с вами это надо? Конечно для того, чтобы производить расчеты. С 1 класса нас учат производить расчеты в десятичной системе счисления. А как вы думаете, можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления? И зачем это нужно?
Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Первый кто заговорил о двоичном кодировании, был Лейбниц Готфрид Вильгельм. Он написал трактат «Expication de l’Arithmetique Binary» — об использовании двоичной системы счисления в вычислительных машинах. В рукописи на латинском языке, написанной в марте 1679 года, Лейбниц разъясняет, как выполнять вычисление в двоичной системе, в частности умножение, а позже в общих чертах разрабатывает проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе счисления. Вот что он пишет: « Вычисления такого рода можно было бы выполнять и на машине». Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.
Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:
— справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);
— справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.
Мы узнаем на уроке:
- как строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления;
- как выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- как подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования или вычитания степеней двойки.
Арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления.
Рассмотрим сложение.
Чтобы в системе счисления с основанием q получить сумму S двух чисел A и B, надо просуммировать образующие их цифры по разрядам i справа налево:
- если ai + bi < q, то si = ai + bi,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется - если ai + bi ≥ q, то si = ai + bi – q,
старший (i + 1)-й разряд увеличивается на 1
Можно составить таблицу сложения:
Давайте рассмотрим правило сложения на примере в двоичной системе счисления
Это мы рассмотрели сложение в двоичной системе счисления, а теперь сложим два числа в троичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления.
— 1 + 2 = 3 ≥ 3
записываем 3 – 3 = 0 под 1-м разрядом,
а 2-й разряд увеличиваем на 1
— 1 + 2 = 3 ≥ 3
записываем 3 – 3 = 0 под 2-м разрядом,
а 3-й разряд увеличиваем на 1
— 1 + 1 + 2 = 4 ≥ 3
записываем 4 – 3 = 1 под 3-м разрядом,
а 4-й разряд увеличиваем на 1
— 1 + 1 = 2 < 3
записываем 2 под 4-м разрядом
Сложим в восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления.
Теперь разберём вычитание в системах счисления с основанием q.
Чтобы в системе счисления с основанием q получить разность R двух чисел A и B, надо вычислить разности образующих их цифр по разрядам i справа налево:
— если ai ≥ bi, то ri = ai – bi,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется
— если a i < b i , то ri = q + ai – bi ,
старший (i + 1)-й разряд уменьшается на 1
Рассмотрим правило вычитания в двоичной системе счисления на примере.
Рассмотрим правило вычитания в троичной системе счисления, где q=3
- 1 ≥ 0
записываем 1 – 0 = 1 под 1-м разрядом - 0 < 1
записываем 3 + 0 – 1 = 2 под 2-м разрядом,
делая заем в 3-м разряде - 0 < 2
записываем 3 + 0 – 2 = 1 под 3-м разрядом,
делая заем в 4-м разряде - 0 = 0
записываем 0 под 4-м разрядом - 0 < 1
записываем 3 + 0 – 1 = 2 под 5-м разрядом,
делая заем в 6-м разряде
В восьмеричной и шестнадцатеричной системе выполним вычитание.
Как же выполняется умножение чисел в системе счисления с основанием q? Если мы рассмотрим таблицы умножения в двоичной, троичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, то увидим, что алгоритм умножения точно такой же, как и в десятичной системе.
Чтобы в системе счисления q получить произведение M многозначного числа A и однозначного числа b, надо вычислить произведения b и цифр числа A по разрядам i:
- если ai · b <q, то mi = ai · b,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется - если ai · b ≥ q, то mi = ai · b mod q,
старший (i + 1)-й разряд увеличивается на ai · b div q
Рассмотрим примеры:
— 2 · 2 = 4 ≥ 3
записываем 4 mod 3 = 1 под 1-м разрядом,
2-й разряд увеличиваем на 4 div 3 = 1
— 1 · 2 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 3 mod 3 = 0 под 2-м разрядом,
3-й разряд увеличиваем на 3 div 3 = 1
— 2 · 2 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 5 mod 3 = 2 под 3-м разрядом,
4-й разряд увеличиваем на 5 div 3 = 1
— 2 · 1 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 3 mod 3 = 0 под 4-м разрядом
и в 5-й разряд записываем 3 div 3 = 1
По этому алгоритму выполним умножение в других системах счисления.
Умножение многозначного числа на многозначное число выполняется столбиком. При этом два множителя располагаются один под другим так, чтобы разряды чисел совпадали (находились в одном столбце). Посмотрим пример в двоичной системе счисления.
Деление нельзя свести к поразрядным операциям над цифрами, составляющими число. Деление чисел в системе счисления с произвольным основанием q выполняется так же, как и в десятичной системе счисления. А значит, нам понадобятся правила умножения и вычитания чисел в системе счисления с основанием q. Давайте разберем деление в двоичной системе.
И попробуем поделить в восьмеричной системе счисления.
В числе 2338 поместится 2 ∙ 738 = 1668
В числе 4568 поместится 5 ∙ 738 = 4478
В числе 738 поместится 1 ∙ 738 = 738
Теперь мы знаем, как производится арифметика в двоичной системе счисления. Используя таблицы, мы можем решить любой пример.
Давайте рассмотрим пример:
Задание 1. Найдём количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом десятичного выражения
24000 + 42016 + 22018 – 8600 + 6
Решение:
Представим все операнды исходного выражения в виде степеней двойки:
Исходное выражение 24000 + 42016 + 22018 – 8600 + 6
примет вид 24000 + 24032 + 22018 – 21800 + 22 + 21
Перепишем выражение в порядке убывания степеней: 24032 + 24000 + 22018 – 21800 + 22 + 21
Для работы с десятичными числами вида 2n полезно иметь в виду следующие закономерности в их двоичной записи:
21 = 10 = 1 + 1; 22 = 100 = 11 + 1; 23 = 1000 = 111 + 1; …
В общем виде
Для натуральных n и m таких, что n > m, получаем:
Эти соотношения позволят подсчитать количество «1» в выражении без вычислений. Двоичные представления чисел 24032 и 24000 внесут в двоичное представление суммы по одной «1». Разность 22018 – 21800 в двоичной записи представляет собой цепочку из 218 единиц и следующих за ними 1800 нулей. Слагаемые 22 и 21 дают ещё 2 единицы.
Так как в задаче надо найти единицы, то получаем:
Итого: 1 + 1 + 218 + 1 + 1 = 222.
Давайте разберем еще одну задачу.
Найдём количество цифр в восьмеричной записи числа, являющегося результатом десятичного выражения: 2299 + 2298 + 2297 + 2296.
Решение:
Двоичное представление исходного числа имеет вид:
Всего в этой записи 300 двоичных символов. При переводе двоичного числа в восьмеричную систему счисления каждая триада исходного числа заменяется восьмеричной цифрой. Следовательно, восьмеричное представление исходного числа состоит из 100 цифр.
Ответ: 100 цифр
Итак, сегодня вы узнали, что арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления. Если необходимо вычислить значение арифметического выражения, операнды которого представлены в различных системах счисления, можно:
- все операнды представить в привычной нам десятичной системе счисления;
- вычислить результат выражения в десятичной системе счисления;
- перевести результат в требуемую систему счисления.
Для работы с десятичными числами вида 2n, полезно иметь ввиду следующие закономерности в их двоичной записи:
Для натуральных n и m таких, что n > m, получаем:
Тренировочный модуль.
1 задание
Выберите выражения, значения которых одинаковые.
Возьми карандаш и подчеркни результат сложения
145 + 325
225 1035 435 1015
Реши кросснамбер
По вертикали:
1. Найди сумму и запиши в двоичной системе счисления 1538 + F916
3. Найди произведение и запиши в двоичной системе счисления 1223 * 112
6. Выполни операцию деления 100100002 / 11002
7. Реши пример, ответ запиши в десятичной системе счисления (5648 + 2348) * C16
По горизонтали:
2. Разность двоичных чисел 11001100 – 11111
4. Найти разность 1678 – 568
5. Выполнить операцию деления 416128 / 128
8. Найти разность 12E16 – 7916 ответ запиши в десятичной системе счисления
Проверь себя:
Рассмотрим примеры умножения в разных позиционных системах счисления.
Рис. (1). Таблица умножения в двоичной СС
Рис. (2). Таблица умножения в восьмеричной СС
Рис. (3). Таблица умножения в шестнадцатеричной СС
1. Двоичная система счисления.
Умножение в двоичной системе счисления по факту сводится к сложению.
Рис. (4). Умножение
в двоичной СС
2. Восьмеричная система счисления.
Рис. (5). Умножение
в восьмеричной СС
3. Шестнадцатеричная система счисления.
Рис. (6). Умножение
в шестнадцатеричной СС
Источники:
Рис. 1. Таблица умножения в двоичной СС. © ЯКласс.
Рис. 2. Таблица умножения в восьмеричной СС. © ЯКласс.
Рис. 3. Таблица умножения в шестнадцатеричной СС. © ЯКласс.
Рис. 4. Умножение в двоичной СС. © ЯКласс.
Рис. 5. Умножение в восьмеричной СС. © ЯКласс.
Рис. 6. Умножение в шестнадцатеричной СС. © ЯКласс.
Умножение в разных системах счисления опять-таки очень похоже на привычное умножение в десятичной системе счисления. Чтобы уметь хорошо умножать и получать правильный ответ нужно иметь складывать числа. Без операции сложение невозможно посчитать умножение в столбик.
Для начала стоит повторить, как же происходит умножение в десятичной системе счисления, а потом уже разобраться с другими.
Сама по себе операция умножения проводится поразрядным умножением одного числа на каждый разряд другого. После чего полученные числа складываются между собой.
Если при сложении у нас переносится “десяток” в следующий разряд при десяти или более.
При умножении же пока первое произведение при расчёте больше основания системы счисления, то из него вычитается это основание. Количество “вычитаний” переносится в следующий разряд, а то что осталось, после вычитания, спускается вниз.
Умножение в десятичной системе счисления
Произведём умножение двух десятичных чисел: 67 и 54. Операцию будем производить в столбик.
Как можем увидеть в данном примере, сначала посчитали два произведения, а далее уже их суммируем.
Разберём действия поэтапно:
- 4 * 7 = 28 (28 – 10 – 10 = 8) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
- 4 * 6 + 2 = 26 (26 – 10 – 10 = 6) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
- Просто спускаем двойку;
- 5 * 7 = 35 (35 – 10 – 10 – 10 = 5) → т.к. три вычитания, то тройка идёт в следующий разряд;
- 5 * 6 + 3 = 33 (33 – 10 – 10 – 10 = 3) → т.к. три вычитания, то тройка идёт в следующий разряд;
- Спускаем тройку;
- Складываем полученные числа и получаем ответ.
Умножение в пятеричной системе счисления
Произведём умножение в пятеричной системе счисления. Возьмём два числа 33 и 44. Действия также будем проводить в столбик. Если в десятичной системе счисления переносили десяток по достижению десяти или больше, то здесь по достижению пяти и более.
Соответственно, вычитать будем уже не 10, а пять. До тех пор, пока не получим число меньше 5.
Разберём действия поэтапно:
- 4 * 3 = 12 (12 – 5 – 5 = 2) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
- 4 * 3 + 2 = 14 (14 – 5 – 5 = 4) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
- Двойку просто спускаем;
- 4 * 3 = 12 (12 – 5 – 5 = 2) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
- 4 * 3 + 2 = 14 (14 – 5 – 5 = 4) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
- Двойку просто спускаем;
- Складываем полученные числа и получаем ответ.
Умножение в шестнадцатеричной системе счисления
Особенным умножение будет в шестнадцатеричной системе счисления из-за “буквенных” цифр. Страшно в первый раз увидеть произведение букв из которого появляются числа. Но такова уж данная система.
Перемножим два шестнадцатеричных числа AB и CD.
Распишем действия поэтапно:
- D * B → 13 * 11 = 143 (143 – 16×8 = 15) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
- D * A + 8 → 13 * 10 + 8 = 138 (130 – 16×8 = 10) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
- Просто спускаем восьмёрку;
- C * B → 12 * 11 = 132 (132 – 16×8 = 4) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
- C * A + 8 = 12 * 10 + 8 = 128 (128 – 16×8 = 0) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
- Восьмёрку спускаем;
- Складываем полученные числа и получаем ответ.
С другими системами счисления операция умножения работает аналогично. Главное — помнить о правилах переноса в следующий разряд при умножении и сложении.
Понравилась статья? Хочешь разбираться в информатике, программировании и уметь работать в разных программах? Тогда ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!
Читайте также:
#информатика #системы счисления #школьная информатика #образование #арифметика #умножение
Двоичная система счисления
Троичная система счисления
Таблица сложения | Таблица умножения | ||
1+1=2 | 1*1=1 | ||
1+2=10 | 2+2=11 | 1*2=2 | 2*2=11 |
Восьмеричная система счисления
Таблица сложения | ||||||
1+1=2 | ||||||
1+2=3 | 2+2=4 | |||||
1+3=4 | 2+3=5 | 3+3=6 | ||||
1+4=5 | 2+4=6 | 3+4=7 | 4+4=10 | |||
1+5=6 | 2+5=7 | 3+5=10 | 4+5=11 | 5+5=12 | ||
1+6=7 | 2+6=10 | 3+6=11 | 4+6=12 | 5+6=13 | 6+6=14 | |
1+7=10 | 2+7=11 | 3+7=12 | 4+7=13 | 5+7=14 | 6+7=15 | 7+7=16 |
Таблица умножения | ||||||
1*1=2 | ||||||
1*2=2 | 2*2=4 | |||||
1*3=3 | 2*3=6 | 3*3=11 | ||||
1*4=4 | 2*4=10 | 3*4=14 | 4*4=20 | |||
1*5=5 | 2*5=12 | 3*5=17 | 4*5=24 | 5*5=31 | ||
1*6=6 | 2*6=14 | 3*6=22 | 4*6=30 | 5*6=36 | 6*6=44 | |
1*7=7 | 2*7=16 | 3*7=25 | 4*7=34 | 5*7=43 | 6*7=52 | 7*7=61 |
Шестнадцатеричная система счисления
Таблица сложения | ||||||||||||||
1+1=2 | ||||||||||||||
1+2=3 | 2+2=4 | |||||||||||||
1+3=4 | 2+3=5 | 3+3=6 | ||||||||||||
1+4=5 | 2+4=6 | 3+4=7 | 4+4=8 | |||||||||||
1+5=6 | 2+5=7 | 3+5=8 | 4+5=9 | 5+5=A | ||||||||||
1+6=7 | 2+6=8 | 3+6=9 | 4+6=A | 5+6=B | 6+6=C | |||||||||
1+7=8 | 2+7=9 | 3+7=A | 4+7=B | 5+7=C | 6+7=D | 7+7=E | ||||||||
1+8=9 | 2+8=A | 3+8=B | 4+8=C | 5+8=D | 6+8=E | 7+8=F | 8+8=10 | |||||||
1+9=A | 2+9=B | 3+9=C | 4+9=D | 5+9=E | 6+9=F | 7+9=10 | 8+9=11 | 9+9=12 | ||||||
1+A=B | 2+A=C | 3+A=D | 4+A=E | 5+A=F | 6+A=10 | 7+A=11 | 8+A=12 | 9+A=13 | A+A=14 | |||||
1+B=C | 2+B=D | 3+B=E | 4+B=F | 5+B=10 | 6+B=11 | 7+B=12 | 8+B=13 | 9+B=14 | A+B=15 | B+B=16 | ||||
1+C=D | 2+C=E | 3+C=F | 4+C=10 | 5+C=11 | 6+C=12 | 7+C=13 | 8+C=14 | 9+C=15 | A+C=16 | B+C=17 | C+C=18 | |||
1+D=E | 2+D=F | 3+D=10 | 4+D=11 | 5+D=12 | 6+D=13 | 7+D=14 | 8+D=15 | 9+D=16 | A+D=17 | B+D=18 | C+D=19 | D+D=1A | ||
1+E=F | 2+E=10 | 3+E=11 | 4+E=12 | 5+E=13 | 6+E=14 | 7+E=15 | 8+E=16 | 9+E=17 | A+E=18 | B+E=19 | C+E=1A | D+E=1B | E+E=1C | |
1+F=10 | 2+F=11 | 3+F=12 | 4+F=13 | 5+F=14 | 6+F=15 | 7+F=16 | 8+F=17 | 9+F=18 | A+F=19 | B+F=1A | C+F=1B | D+F=1C | E+F=1D | F+F=1E |
Таблица умножения | ||||||||||||||
1*1=1 | ||||||||||||||
1*2=2 | 2*2=4 | |||||||||||||
1*3=3 | 2*3=6 | 3*3=9 | ||||||||||||
1*4=4 | 2*4=8 | 3*4=C | 4*4=10 | |||||||||||
1*5=5 | 2*5=A | 3*5=F | 4*5=14 | 5*5=19 | ||||||||||
1*6=6 | 2*6=C | 3*6=12 | 4*6=18 | 5*6=1E | 6*6=24 | |||||||||
1*7=7 | 2*7=E | 3*7=15 | 4*7=1C | 5*7=23 | 6*7=2A | 7*7=31 | ||||||||
1*8=8 | 2*8=10 | 3*8=18 | 4*8=20 | 5*8=28 | 6*8=30 | 7*8=38 | 8*8=40 | |||||||
1*9=9 | 2*9=12 | 3*9=1B | 4*9=24 | 5*9=2D | 6*9=36 | 7*9=3F | 8*9=48 | 9*9=51 | ||||||
1*A=A | 2*A=14 | 3*A=1E | 4*A=28 | 5*A=32 | 6*A=3C | 7*A=46 | 8*A=50 | 9*A=5A | A*A=64 | |||||
1*B=B | 2*B=16 | 3*B=21 | 4*B=2C | 5*B=37 | 6*B=42 | 7*B=4D | 8*B=58 | 9*B=63 | A*B=6E | B*B=79 | ||||
1*C=C | 2*C=18 | 3*C=24 | 4*C=30 | 5*C=3C | 6*C=48 | 7*C=54 | 8*C=60 | 9*C=6C | A*C=78 | B*C=84 | C*C=90 | |||
1*D=D | 2*D=1A | 3*D=27 | 4*D=34 | 5*D=41 | 6*D=4E | 7*D=5B | 8*D=68 | 9*D=75 | A*D=82 | B*D=8F | C*D=9C | D*D=A9 | ||
1*E=E | 2*E=1C | 3*E=2A | 4*E=38 | 5*E=46 | 6*E=54 | 7*E=62 | 8*E=70 | 9*E=7E | A*E=8C | B*E=9A | C*E=A8 | D*E=B6 | E*E=C4 | |
1*F=F | 2*F=1E | 3*F=2D | 4*F=3C | 5*F=4B | 6*F=5A | 7*F=69 | 8*F=78 | 9*F=87 | A*F=96 | B*F=A5 | C*F=B4 | D*F=C3 | E*F=D2 | F*F=E1 |
Задачи
Контрольная работа
К оглавлению