Как составить таблицу умножения в системе исчисления

Двоичная система счисления


Восьмеричная система счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

0

2

4

6

10

12

14

16

3

0

3

6

11

14

17

22

25

4

0

4

10

14

20

24

30

34

5

0

5

12

17

24

31

36

43

6

0

6

14

22

30

36

44

52

7

0

7

16

25

34

43

5

61

Шестнадцатеричная система счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A (10)

B (11)

C (12)

D(13)

E (14)

F (15)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

2

0

2

4

6

8

A

C

E

10

12

14

16

18

1A

1C

1E

3

0

3

6

9

C

F

12

15

18

1B

1E

21

24

27

2A

2D

4

0

4

8

C

10

14

18

1C

20

24

28

2C

30

34

38

3C

5

0

5

A

F

14

19

1E

23

28

2D

32

37

3C

41

46

4B

6

0

6

C

12

18

1E

24

2A

30

36

3C

42

48

4E

54

5A

7

0

7

E

15

1C

23

2A

31

38

3F

46

4D

54

5B

62

69

8

0

8

10

18

20

28

30

38

40

48

50

58

60

68

70

78

9

0

9

12

1B

24

2D

36

3F

48

51

5A

63

6C

75

7E

87

A (10)

0

A

14

1E

28

32

3C

46

50

5A

64

6E

78

82

8C

96

B (11)

0

B

16

21

2C

37

42

4D

58

63

6E

79

84

8F

9A

A5

C (12)

0

C

18

24

30

3C

48

54

60

6C

78

84

90

9C

A8

B4

D (13)

0

D

1A

27

34

41

4E

5B

68

75

82

8F

9C

A9

B6

C3

E (14)

0

E

1C

2A

38

46

54

62

70

7E

8C

9A

A8

B6

C4

D2

F (15)

0

F

1E

2D

3C

4B

5A

69

78

87

96

A5

B4

C3

D2

E1

Двоичная система счисления

Восьмеричная система счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

0

2

4

6

10

12

14

3

0

3

6

14

17

22

25

4

0

4

10

14

20

30

34

5

0

5

12

17

31

36

6

0

6

14

22

30

36

44

52

7

0

7

25

34

5

61

Шестнадцатеричная система счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A (10)

B (11)

C (12)

D(13)

E (14)

F (15)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

2

0

2

4

6

8

A

C

10

12

14

16

18

1C

1E

3

0

3

6

9

F

12

15

18

1B

21

24

27

2A

2D

4

0

4

8

10

14

18

1C

20

28

2C

30

34

38

3C

5

0

5

A

F

14

1E

23

28

2D

32

37

41

46

4B

6

0

6

C

12

18

1E

24

2A

36

3C

48

4E

54

5A

7

0

7

15

1C

23

2A

31

38

3F

4D

54

5B

62

69

8

0

8

10

18

20

28

38

40

48

50

58

60

68

70

78

9

0

9

12

1B

2D

36

3F

48

51

5A

63

6C

75

87

A (10)

0

A

14

28

32

3C

50

5A

64

78

82

8C

96

B (11)

0

B

16

21

2C

37

4D

58

63

79

84

8F

9A

C (12)

0

C

18

24

30

48

54

60

6C

78

84

90

9C

A8

B4

D (13)

0

D

27

34

41

4E

5B

68

75

82

8F

9C

B6

C3

E (14)

0

E

1C

2A

38

46

54

62

70

8C

9A

A8

B6

C4

D2

F (15)

0

F

1E

2D

3C

4B

69

78

87

96

B4

C3

D2

E1

Двоичная система счисления

Восьмеричная система счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

0

2

4

6

10

12

14

3

0

3

6

14

17

22

25

4

0

4

10

14

20

30

34

5

0

5

12

17

31

36

6

0

6

14

22

30

36

44

52

7

0

7

25

34

5

61

Шестнадцатеричная система счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A (10)

B (11)

C (12)

D(13)

E (14)

F (15)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

2

0

2

4

6

8

A

C

10

12

14

16

18

1C

1E

3

0

3

6

9

F

12

15

18

1B

21

24

27

2A

2D

4

0

4

8

10

14

18

1C

20

28

2C

30

34

38

3C

5

0

5

A

F

14

1E

23

28

2D

32

37

41

46

4B

6

0

6

C

12

18

1E

24

2A

36

3C

48

4E

54

5A

7

0

7

15

1C

23

2A

31

38

3F

4D

54

5B

62

69

8

0

8

10

18

20

28

38

40

48

50

58

60

68

70

78

9

0

9

12

1B

2D

36

3F

48

51

5A

63

6C

75

87

A (10)

0

A

14

28

32

3C

50

5A

64

78

82

8C

96

B (11)

0

B

16

21

2C

37

4D

58

63

79

84

8F

9A

C (12)

0

C

18

24

30

48

54

60

6C

78

84

90

9C

A8

B4

D (13)

0

D

27

34

41

4E

5B

68

75

82

8F

9C

B6

C3

E (14)

0

E

1C

2A

38

46

54

62

70

8C

9A

A8

B6

C4

D2

F (15)

0

F

1E

2D

3C

4B

69

78

87

96

B4

C3

D2

E1

Информатика, 10 класс. Урок № 9.

Тема урока — Арифметические операции в позиционных системах счисления

Урок посвящен теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления»». В ходе урока школьники научатся складывать, вычитать, умножать и делить в разных позиционных системах счисления.

Ключевые слова:

— позиционные системы счисления,

— арифметические операции в системе счисления с основанием q,

— таблица сложения,

— таблица умножения.

Учебник:

— Информатика. 10 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 288 с.

— Математические основы информатики: учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л Босова, И. Н. Фалина — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 328 с.

Мы продолжаем изучать позиционные системы счисления. Вы узнали, что позиционные системы счисления бывают разные: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Вы научились переводить числа из одной системы счисления в другую. Но зачем нам с вами это надо? Конечно для того, чтобы производить расчеты. С 1 класса нас учат производить расчеты в десятичной системе счисления. А как вы думаете, можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления? И зачем это нужно?

Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Первый кто заговорил о двоичном кодировании, был Лейбниц Готфрид Вильгельм. Он написал трактат «Expication de l’Arithmetique Binary» — об использовании двоичной системы счисления в вычислительных машинах. В рукописи на латинском языке, написанной в марте 1679 года, Лейбниц разъясняет, как выполнять вычисление в двоичной системе, в частности умножение, а позже в общих чертах разрабатывает проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе счисления. Вот что он пишет: « Вычисления такого рода можно было бы выполнять и на машине». Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

— справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

— справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.

Мы узнаем на уроке:

  1. как строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления;
  2. как выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  3. как подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования или вычитания степеней двойки.

Арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления.

Рассмотрим сложение.

Чтобы в системе счисления с основанием q получить сумму S двух чисел A и B, надо просуммировать образующие их цифры по разрядам i справа налево:

  1. если ai + bi < q, то si = ai + bi,
    старший (i + 1)-й разряд не изменяется
  2. если ai + bi ≥ q, то si = ai + bi – q,
    старший (i + 1)-й разряд увеличивается на 1

Можно составить таблицу сложения:

Давайте рассмотрим правило сложения на примере в двоичной системе счисления

Это мы рассмотрели сложение в двоичной системе счисления, а теперь сложим два числа в троичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления.

— 1 + 2 = 3 ≥ 3
записываем 3 – 3 = 0 под 1-м разрядом,
а 2-й разряд увеличиваем на 1

— 1 + 2 = 3 ≥ 3
записываем 3 – 3 = 0 под 2-м разрядом,
а 3-й разряд увеличиваем на 1

— 1 + 1 + 2 = 4 ≥ 3
записываем 4 – 3 = 1 под 3-м разрядом,
а 4-й разряд увеличиваем на 1

— 1 + 1 = 2 < 3
записываем 2 под 4-м разрядом

Сложим в восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления.

Теперь разберём вычитание в системах счисления с основанием q.

Чтобы в системе счисления с основанием q получить разность R двух чисел A и B, надо вычислить разности образующих их цифр по разрядам i справа налево:

если ai ≥ bi, то ri = ai – bi,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется

если a i < b i , то ri = q + ai – bi ,

старший (i + 1)-й разряд уменьшается на 1

Рассмотрим правило вычитания в двоичной системе счисления на примере.

Рассмотрим правило вычитания в троичной системе счисления, где q=3

  1. 1 ≥ 0
    записываем 1 – 0 = 1 под 1-м разрядом
  2. 0 < 1
    записываем 3 + 0 – 1 = 2 под 2-м разрядом,
    делая заем в 3-м разряде
  3. 0 < 2
    записываем 3 + 0 – 2 = 1 под 3-м разрядом,
    делая заем в 4-м разряде
  4. 0 = 0
    записываем 0 под 4-м разрядом
  5. 0 < 1
    записываем 3 + 0 – 1 = 2 под 5-м разрядом,
    делая заем в 6-м разряде

В восьмеричной и шестнадцатеричной системе выполним вычитание.

Как же выполняется умножение чисел в системе счисления с основанием q? Если мы рассмотрим таблицы умножения в двоичной, троичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, то увидим, что алгоритм умножения точно такой же, как и в десятичной системе.

Чтобы в системе счисления q получить произведение M многозначного числа A и однозначного числа b, надо вычислить произведения b и цифр числа A по разрядам i:

  1. если ai · b <q, то mi = ai · b,
    старший (i + 1)-й разряд не изменяется
  2. если ai · b ≥ q, то mi = ai · b mod q,
    старший (i + 1)-й разряд увеличивается на ai · b div q

Рассмотрим примеры:

— 2 · 2 = 4 ≥ 3
записываем 4 mod 3 = 1 под 1-м разрядом,
2-й разряд увеличиваем на 4 div 3 = 1

— 1 · 2 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 3 mod 3 = 0 под 2-м разрядом,
3-й разряд увеличиваем на 3 div 3 = 1

— 2 · 2 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 5 mod 3 = 2 под 3-м разрядом,
4-й разряд увеличиваем на 5 div 3 = 1

— 2 · 1 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 3 mod 3 = 0 под 4-м разрядом
и в 5-й разряд записываем 3 div 3 = 1

По этому алгоритму выполним умножение в других системах счисления.

Умножение многозначного числа на многозначное число выполняется столбиком. При этом два множителя располагаются один под другим так, чтобы разряды чисел совпадали (находились в одном столбце). Посмотрим пример в двоичной системе счисления.

Деление нельзя свести к поразрядным операциям над цифрами, составляющими число. Деление чисел в системе счисления с произвольным основанием q выполняется так же, как и в десятичной системе счисления. А значит, нам понадобятся правила умножения и вычитания чисел в системе счисления с основанием q. Давайте разберем деление в двоичной системе.

И попробуем поделить в восьмеричной системе счисления.

В числе 2338 поместится 2 ∙ 738 = 1668

В числе 4568 поместится 5 ∙ 738 = 4478

В числе 738 поместится 1 ∙ 738 = 738

Теперь мы знаем, как производится арифметика в двоичной системе счисления. Используя таблицы, мы можем решить любой пример.

Давайте рассмотрим пример:

Задание 1. Найдём количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом десятичного выражения

24000 + 42016 + 22018 – 8600 + 6

Решение:

Представим все операнды исходного выражения в виде степеней двойки:

Исходное выражение 24000 + 42016 + 22018 – 8600 + 6

примет вид 24000 + 24032 + 22018 – 21800 + 22 + 21

Перепишем выражение в порядке убывания степеней: 24032 + 24000 + 22018 – 21800 + 22 + 21

Для работы с десятичными числами вида 2n полезно иметь в виду следующие закономерности в их двоичной записи:

21 = 10 = 1 + 1; 22 = 100 = 11 + 1; 23 = 1000 = 111 + 1; …

В общем виде

Для натуральных n и m таких, что n > m, получаем:

Эти соотношения позволят подсчитать количество «1» в выражении без вычислений. Двоичные представления чисел 24032 и 24000 внесут в двоичное представление суммы по одной «1». Разность 22018 – 21800 в двоичной записи представляет собой цепочку из 218 единиц и следующих за ними 1800 нулей. Слагаемые 22 и 21 дают ещё 2 единицы.

Так как в задаче надо найти единицы, то получаем:

Итого: 1 + 1 + 218 + 1 + 1 = 222.

Давайте разберем еще одну задачу.

Найдём количество цифр в восьмеричной записи числа, являющегося результатом десятичного выражения: 2299 + 2298 + 2297 + 2296.

Решение:

Двоичное представление исходного числа имеет вид:

Всего в этой записи 300 двоичных символов. При переводе двоичного числа в восьмеричную систему счисления каждая триада исходного числа заменяется восьмеричной цифрой. Следовательно, восьмеричное представление исходного числа состоит из 100 цифр.

Ответ: 100 цифр

Итак, сегодня вы узнали, что арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления. Если необходимо вычислить значение арифметического выражения, операнды которого представлены в различных системах счисления, можно:

  1. все операнды представить в привычной нам десятичной системе счисления;
  2. вычислить результат выражения в десятичной системе счисления;
  3. перевести результат в требуемую систему счисления.

Для работы с десятичными числами вида 2n, полезно иметь ввиду следующие закономерности в их двоичной записи:

Для натуральных n и m таких, что n > m, получаем:

Тренировочный модуль.

1 задание

Выберите выражения, значения которых одинаковые.

Возьми карандаш и подчеркни результат сложения

145 + 325

225 1035 435 1015

Реши кросснамбер

По вертикали:

1. Найди сумму и запиши в двоичной системе счисления 1538 + F916

3. Найди произведение и запиши в двоичной системе счисления 1223 * 112

6. Выполни операцию деления 100100002 / 11002

7. Реши пример, ответ запиши в десятичной системе счисления (5648 + 2348) * C16

По горизонтали:

2. Разность двоичных чисел 11001100 – 11111

4. Найти разность 1678 – 568

5. Выполнить операцию деления 416128 / 128

8. Найти разность 12E16 – 7916 ответ запиши в десятичной системе счисления

Проверь себя:

Рассмотрим примеры умножения в разных позиционных системах счисления.

Скриншот 16-11-2021 015924.jpg

Рис. (1). Таблица умножения в двоичной СС

Скриншот 16-11-2021 015900.jpg

Рис. (2). Таблица умножения в восьмеричной СС

Скриншот 16-11-2021 015825.jpg

Рис. (3). Таблица умножения в шестнадцатеричной СС

1. Двоичная система счисления.

Умножение в двоичной системе счисления по факту сводится к сложению.

Скриншот 15-11-2021 014521.jpg

Рис. (4). Умножение

в двоичной СС

2. Восьмеричная система счисления.

Скриншот 15-11-2021 014450.jpg

Рис. (5). Умножение

в восьмеричной СС

3. Шестнадцатеричная система счисления.

Скриншот 15-11-2021 014543.jpg

Рис. (6). Умножение

в шестнадцатеричной СС

Источники:

Рис. 1. Таблица умножения в двоичной СС. © ЯКласс.

Рис. 2. Таблица умножения в восьмеричной СС. © ЯКласс.

Рис. 3. Таблица умножения в шестнадцатеричной СС. © ЯКласс.

Рис. 4. Умножение в двоичной СС. © ЯКласс.

Рис. 5. Умножение в восьмеричной СС. © ЯКласс.

Рис. 6. Умножение в шестнадцатеричной СС. © ЯКласс.

✖️ Умножение в разных системах счисления

Умножение в разных системах счисления опять-таки очень похоже на привычное умножение в десятичной системе счисления. Чтобы уметь хорошо умножать и получать правильный ответ нужно иметь складывать числа. Без операции сложение невозможно посчитать умножение в столбик.

Для начала стоит повторить, как же происходит умножение в десятичной системе счисления, а потом уже разобраться с другими.

Сама по себе операция умножения проводится поразрядным умножением одного числа на каждый разряд другого. После чего полученные числа складываются между собой.

Если при сложении у нас переносится “десяток” в следующий разряд при десяти или более.

При умножении же пока первое произведение при расчёте больше основания системы счисления, то из него вычитается это основание. Количество “вычитаний” переносится в следующий разряд, а то что осталось, после вычитания, спускается вниз.

Умножение в десятичной системе счисления

Произведём умножение двух десятичных чисел: 67 и 54. Операцию будем производить в столбик.

Умножение в столбик в десятичной системе счисления
Умножение в столбик в десятичной системе счисления

Как можем увидеть в данном примере, сначала посчитали два произведения, а далее уже их суммируем.

Разберём действия поэтапно:

  1. 4 * 7 = 28 (28 – 10 – 10 = 8) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  2. 4 * 6 + 2 = 26 (26 – 10 – 10 = 6) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  3. Просто спускаем двойку;
  4. 5 * 7 = 35 (35 – 10 – 10 – 10 = 5) → т.к. три вычитания, то тройка идёт в следующий разряд;
  5. 5 * 6 + 3 = 33 (33 – 10 – 10 – 10 = 3) → т.к. три вычитания, то тройка идёт в следующий разряд;
  6. Спускаем тройку;
  7. Складываем полученные числа и получаем ответ.

Умножение в пятеричной системе счисления

Произведём умножение в пятеричной системе счисления. Возьмём два числа 33 и 44. Действия также будем проводить в столбик. Если в десятичной системе счисления переносили десяток по достижению десяти или больше, то здесь по достижению пяти и более.

Умножение в столбик в пятеричной системе счисления
Умножение в столбик в пятеричной системе счисления

Соответственно, вычитать будем уже не 10, а пять. До тех пор, пока не получим число меньше 5.

Разберём действия поэтапно:

  1. 4 * 3 = 12 (12 – 5 – 5 = 2) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  2. 4 * 3 + 2 = 14 (14 – 5 – 5 = 4) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  3. Двойку просто спускаем;
  4. 4 * 3 = 12 (12 – 5 – 5 = 2) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  5. 4 * 3 + 2 = 14 (14 – 5 – 5 = 4) → т.к. два вычитания, то двойка идёт в следующий разряд;
  6. Двойку просто спускаем;
  7. Складываем полученные числа и получаем ответ.

Умножение в шестнадцатеричной системе счисления

Особенным умножение будет в шестнадцатеричной системе счисления из-за “буквенных” цифр. Страшно в первый раз увидеть произведение букв из которого появляются числа. Но такова уж данная система.

Перемножим два шестнадцатеричных числа AB и CD.

Умножение в столбик в шестнадцатеричной системе счисления
Умножение в столбик в шестнадцатеричной системе счисления

Распишем действия поэтапно:

  1. D * B → 13 * 11 = 143 (143 – 16×8 = 15) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  2. D * A + 8 → 13 * 10 + 8 = 138 (130 – 16×8 = 10) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  3. Просто спускаем восьмёрку;
  4. C * B → 12 * 11 = 132 (132 – 16×8 = 4) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  5. C * A + 8 = 12 * 10 + 8 = 128 (128 – 16×8 = 0) → т.к. восемь вычитаний, то восьмёрка идёт в следующий разряд;
  6. Восьмёрку спускаем;
  7. Складываем полученные числа и получаем ответ.

С другими системами счисления операция умножения работает аналогично. Главное — помнить о правилах переноса в следующий разряд при умножении и сложении.

Понравилась статья? Хочешь разбираться в информатике, программировании и уметь работать в разных программах? Тогда ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!

Читайте также:

#информатика #системы счисления #школьная информатика #образование #арифметика #умножение

Двоичная система счисления

Троичная система счисления

Таблица сложения Таблица умножения
1+1=2 1*1=1
1+2=10 2+2=11 1*2=2 2*2=11

Восьмеричная система счисления

Таблица сложения
1+1=2
1+2=3 2+2=4
1+3=4 2+3=5 3+3=6
1+4=5 2+4=6 3+4=7 4+4=10
1+5=6 2+5=7 3+5=10 4+5=11 5+5=12
1+6=7 2+6=10 3+6=11 4+6=12 5+6=13 6+6=14
1+7=10 2+7=11 3+7=12 4+7=13 5+7=14 6+7=15 7+7=16
Таблица умножения
1*1=2
1*2=2 2*2=4
1*3=3 2*3=6 3*3=11
1*4=4 2*4=10 3*4=14 4*4=20
1*5=5 2*5=12 3*5=17 4*5=24 5*5=31
1*6=6 2*6=14 3*6=22 4*6=30 5*6=36 6*6=44
1*7=7 2*7=16 3*7=25 4*7=34 5*7=43 6*7=52 7*7=61

Шестнадцатеричная система счисления

Таблица сложения
1+1=2
1+2=3 2+2=4
1+3=4 2+3=5 3+3=6
1+4=5 2+4=6 3+4=7 4+4=8
1+5=6 2+5=7 3+5=8 4+5=9 5+5=A
1+6=7 2+6=8 3+6=9 4+6=A 5+6=B 6+6=C
1+7=8 2+7=9 3+7=A 4+7=B 5+7=C 6+7=D 7+7=E
1+8=9 2+8=A 3+8=B 4+8=C 5+8=D 6+8=E 7+8=F 8+8=10
1+9=A 2+9=B 3+9=C 4+9=D 5+9=E 6+9=F 7+9=10 8+9=11 9+9=12
1+A=B 2+A=C 3+A=D 4+A=E 5+A=F 6+A=10 7+A=11 8+A=12 9+A=13 A+A=14
1+B=C 2+B=D 3+B=E 4+B=F 5+B=10 6+B=11 7+B=12 8+B=13 9+B=14 A+B=15 B+B=16
1+C=D 2+C=E 3+C=F 4+C=10 5+C=11 6+C=12 7+C=13 8+C=14 9+C=15 A+C=16 B+C=17 C+C=18
1+D=E 2+D=F 3+D=10 4+D=11 5+D=12 6+D=13 7+D=14 8+D=15 9+D=16 A+D=17 B+D=18 C+D=19 D+D=1A
1+E=F 2+E=10 3+E=11 4+E=12 5+E=13 6+E=14 7+E=15 8+E=16 9+E=17 A+E=18 B+E=19 C+E=1A D+E=1B E+E=1C
1+F=10 2+F=11 3+F=12 4+F=13 5+F=14 6+F=15 7+F=16 8+F=17 9+F=18 A+F=19 B+F=1A C+F=1B D+F=1C E+F=1D F+F=1E

Таблица умножения
1*1=1
1*2=2 2*2=4
1*3=3 2*3=6 3*3=9
1*4=4 2*4=8 3*4=C 4*4=10
1*5=5 2*5=A 3*5=F 4*5=14 5*5=19
1*6=6 2*6=C 3*6=12 4*6=18 5*6=1E 6*6=24
1*7=7 2*7=E 3*7=15 4*7=1C 5*7=23 6*7=2A 7*7=31
1*8=8 2*8=10 3*8=18 4*8=20 5*8=28 6*8=30 7*8=38 8*8=40
1*9=9 2*9=12 3*9=1B 4*9=24 5*9=2D 6*9=36 7*9=3F 8*9=48 9*9=51
1*A=A 2*A=14 3*A=1E 4*A=28 5*A=32 6*A=3C 7*A=46 8*A=50 9*A=5A A*A=64
1*B=B 2*B=16 3*B=21 4*B=2C 5*B=37 6*B=42 7*B=4D 8*B=58 9*B=63 A*B=6E B*B=79
1*C=C 2*C=18 3*C=24 4*C=30 5*C=3C 6*C=48 7*C=54 8*C=60 9*C=6C A*C=78 B*C=84 C*C=90
1*D=D 2*D=1A 3*D=27 4*D=34 5*D=41 6*D=4E 7*D=5B 8*D=68 9*D=75 A*D=82 B*D=8F C*D=9C D*D=A9
1*E=E 2*E=1C 3*E=2A 4*E=38 5*E=46 6*E=54 7*E=62 8*E=70 9*E=7E A*E=8C B*E=9A C*E=A8 D*E=B6 E*E=C4
1*F=F 2*F=1E 3*F=2D 4*F=3C 5*F=4B 6*F=5A 7*F=69 8*F=78 9*F=87 A*F=96 B*F=A5 C*F=B4 D*F=C3 E*F=D2 F*F=E1

Задачи

Контрольная работа

К оглавлению

Hosted by uCoz

Добавить комментарий