Что такое райдер и как его составлять
Надежда Рахманова,
звукорежиссер Мариинского театра,
кандидат наук, специалист
по образовательным технологиям
в сфере звукорежиссуры
Ни одно современное шоу не обходится без технического райдера: даже если в тур едет все необходимое звуковое оборудование, всегда есть определенные требования к площадке, касающиеся, например, размера сцены, характеристик конструктива и допустимой нагрузки по электропитанию. Можно сказать, что технический райдер – это основной (и часто единственный) документ, используемый в ивент- и шоу-бизнесе для описания необходимых технических условий проведения мероприятия.
Однако на данный момент в индустрии не существует стандартов составления, оформления и согласования райдера, что часто вызывает большое количество вопросов, трудностей и иногда даже дополнительных задач в работе непосредственно на площадке. Поэтому кажется интересным поговорить о нюансах составления звукового райдера и программах, облегчающих эту задачу.
Правильно составленный райдер – залог успешного проведения саундчека без отвлечения на возникающие разнообразные «не то», «так мы же по телефону говорили…» и «почти такой же, только на десятках». Однако как же его правильно составить – вопрос непростой…
Для концертных звукорежиссеров, проводящих пол жизни в турах, составление и согласование райдера является неотъемлемой частью работы. Ввиду отсутствия стандартизации этого процесса, каждый специалист путем проб и ошибок находит некий удобный ему формат.
Чаще всего создание нового райдера – это долгие часы, проведенные в борьбе с Word и Excel, которые совсем не кажутся интуитивными опытным пользователям MIDAS, Yamaha и Alleh&Heath. Ведь нужно взять и красиво, понятно и точно нарисовать стейдж-план. Как это вообще? Это реально сделать человеку, который скорее всего стопроцентный аудиал и полжизни проводит с преампами, параметрикой и реверами? А вторую половину – с артистами.
Для тех, кто делает в профессии первые шаги, составление райдера – это еще и сложный выбор необходимого оборудования, когда так хочется взять за основу чей-нибудь пресет, а потом «подправить» под себя. Но взять такие «рецепты счастья» зачастую неоткуда, и начинается долгий процесс изучения кладезей знаний – форумов, фейсбуков и статей.
Для специалистов проката работа с райдерами – тоже привычное дело. Они не испытывают мук выбора при составлении инпут-листа и творческих кризисов при рисовании стейдж-плана, они только читают это все и обеспечивают. Наверное, единственное, о чем они мечтают, чтобы все звукорежиссеры мира выбрали вдруг один и тот же шрифт и порядок изложения своих мыслей, чтобы наконец перестать чувствовать себя археологом, расшифровывающим древние письмена.
Нечто похожее на райдер используют и звукорежиссеры записи и трансляций. Им, пожалуй, проще всего: обычно они составляют райдер вместе с коллегами в небольшом коллективе и не нуждаются в его согласовании на расстоянии тысяч километров. Но тем не менее и здесь часто возникают трудности, особенно – с быстрым схематичным изображением оборудования и точным обозначением его коммутации.
Таким образом, вопросы составления райдера затрагивают практически все направления звукорежиссуры и наиболее актуальны для тех, кто еще никогда этого не делал. Каковы задачи райдера? Какие блоки должны обязательно в него входить? Как изложить свои пожелания, чтобы быть уверенным в их выполнении? Какой софт удобно использовать для составления стейдж-плана? И как написать обо всем максимально точно и одновременно не превратить документ в «повесть временных лет»?
Что такое райдер и как его составлять
Райдер – это документ, содержащий всю техническую информацию, имеющую отношение к конкретному мероприятию, предназначенный для согласования работы по его обеспечению несколькими специалистами или компаниями. Согласование работы по подготовке шоу – это и есть цель райдера. В очень редких случаях в нашей стране существует еще и технический паспорт, содержащий все необходимые условия, включая конструкции, свет, видео, роботов, голограммы и пр. Обычно наша «кухня» описана в единственном документе – райдере.
А это значит, что главная его задача – быть настолько подробным и точным, чтобы любой специалист, взяв райдер в руки, смог ваше шоу собрать во всех мелочах. Райдер – это не только перечень требований, но и соглашение между звукорежиссером и организатором/прокатной компанией/техническим специалистом площадки.
А это значит, что райдер должен: 1 – корректно и точно излагать перечень необходимого оборудования; 2 – максимально подробно описывать требования к установке и использованию этого оборудования. Если вы составляете свой первый райдер, скорее всего, трудности появятся уже на этапе выбора того самого «необходимого оборудования». Такие вопросы, как «какой микрофон выбрать на бочку» или «какой мощности акустику указать» кажутся просто неразрешимыми начинающим специалистам.
Если перед вами стоит такая задача, можно взять на вооружение самые распространенные решения и, попробовав их на практике, сделать корректировки. Такие решения могут подсказать специалисты на форумах и гуру фейсбука, они также есть в некоторых программах и приложениях для составления райдеров. Речь об этом пойдет ниже. А вот вторая задача райдера – настолько точно описать все свои пожелания, чтобы в любом городе чувствовать себя как дома, – бывает не под силу даже опытным звукорежиссерам: большинство отечественных райдеров либо слишком лаконичны (настолько, что часовой телефонный разговор – обязательное приложение),
либо так подробны, что, дочитывая их до конца, забываешь даже, о какой группе идет речь и когда будет шоу. В решении этой задачи могут помочь приложения с регламентированным «местом для творчества» (например, SoundCheckBox или EazyRider): когда видишь, что комментарий уже выходит за пределы стандартного объема, невольно думаешь «А нет ли здесь чего-нибудь лишнего…».
Основные элементы райдера
Для выполнения своих задач райдер
должен обязательно включать следующие блоки:
Основная организационная информация о шоу
Контактная информация о техгруппе
Схема размещения исполнителей на сцене
Информация о входных каналах
Информация о выходных каналах
Информация об используемом оборудовании
Дополнения (особенные пожелания)
1. Информация о шоу – один из самых важных пунктов, ведь именно из него мы узнаем: что? где? и когда? Тем не менее довольно часто в нашем профессиональном сообществе встречаются приступы лени, когда один и тот же райдер без указания дат, площадок и названия программы артиста путешествует из года в год из города в город.
Если ничего в сетапе не меняется, казалось бы, какая в этом может быть проблема? Действительно – никакой. Кроме того, что, взяв такой райдер в руки, невозможно быть уверенным в его актуальности. И здесь, наверное, каждый второй может вспомнить случай, когда в телефонной трубке звучала примерно такая фраза «У меня есть какой-то твой райдер, с того года вроде…». Пожалуй, странная фраза, если речь идет о документе, регламентирующем работу шоу для сотен, тысяч человек. Итак, пункт первый: что, где, когда.
2. Контакты – это информация о вас, вашем технике, инженере, менеджере – о том человеке, который будет непосредственно работать по данному райдеру и с которым необходимо данный райдер согласовать. В этом пункте обычно у всех все в порядке – и почта, и телефоны: мы нация общительная. Пункт второй: кто, и где его найти?
3. Стейдж-план – схематичное изображение размещения на сцене исполнителей, инструментов, дополнительных конструкций и всего необходимого оборудования. Конечно, большой разницы нет, обозначить гитару серым квадратиком с подписью или во всех нюансах изобразить Gibson Les Paul – это же не дизайн-проект, а только схема. Но важно помнить, что от того, насколько точно и понятно изображен ваш сетап, будет зависеть скорость работы с ним техников площадки, а ведь все мы заинтересованы в том, чтобы все было быстро, точно и желательно весело.
Наверняка, каждому приходилось хоть однажды обеспечивать чужой райдер, содержащий такие картинки, как будто составлял его гений-сюрреалист. Итак, стейдж-план должен: предоставлять всю необходимую информацию о количестве, качестве и размещении исполнителей, быть понятным и, по возможности, не вызывать дополнительных вопросов, другими словами, пункт третий: что, куда и как?
4. Информация о входных каналах. Input-лист – это входная матрица шоу, таблица каналов микширования с указанием источника звука, номера входа и дополнительной информации. Исходя из этой таблицы, техник сцены должен правильно скоммутировать все источники: микрофоны, дибоксы, плейбеки, саб-снейки, саб-микшеры, сплиттеры и т.д. Здесь же обычно указываются не только основные модели микрофонов, но и допустимые варианты их замены.
5. Output лист – выходная матрица шоу: количество, назначение и размещение мониторных линий, элементов основной акустической системы и дополнительных акустических систем. Райдер должен содержать подробную информацию о коммутации выходных линий:
– 1. Мониторные линии: их тип (моно/стерео, напольные/in-ear), количество и физический патч, назначение (персональная линия, прострел и т.д.), необходимая обработка и место ее расположения (возможность управления с FOH);
– 2. Основная акустическая система: здесь необходимо отметить конфигурацию основной системы (например, использование моно-суммы для отдельного посыла на сабвуферы; обязательное использование центрального кластера и т.д. – все, что касается конфигурации выходных шин основной системы и управления ими);
– 3. Дополнительные акустические системы: конфигурация sidefill, frontfill, сурраунд эффектов и пр. Например, некоторые используют матричный посыл мастера во frontfill и регулируют только его уровень, а некоторые набирают для этой системы отдельный микс.
6. Информация об оборудовании – один из самых важных пунктов. Именно это оборудование вы увидите, придя на площадку. Если посмотреть со стороны прокатной компании, список оборудования – это все ваше оборудование, начиная с микрофонов и заканчивая PA. Но звукорежиссеры обычно считают нужным указать отдельным списком только бэклайн, ибо остальное уже есть в инпут-листе (в принципе, логично, но не очень заботливо), и высказать пожелания о РА и микшерном пульте.
РА система, здесь обычно указывают, какое звуковое давление необходимо обеспечить в центре зала (этот параметр довольно стандартный, но варьируется в зависимости от стиля и жанра музыки, обычно в пределах 80-100 дБ), а также предпочтения производителей, или наоборот – черный список типа «колонки Дельта не предлагать». То же и с пультом – обязательная модель (некоторые шоу работают только на определенном пульте, что обусловлено, как правило, использованием плагинов или сложной структурой шоу) или предпочтения, или черный список.
7. Дополнения. В этом пункте обычно указываются: пожелания по организации работы на площадке (например, саундчек не позднее, чем за 4 часа до начала шоу); оборудование, которое коллектив привозит с собой, и особенности его коммутации; другая важная, по мнению звукорежиссера, информация. В этот пункт часто попадают два предыдущих вперемешку с полетом творческой мысли автора, что сильно затрудняет процесс коммуникации с техниками прокатных компаний. Однако если воспользоваться предложенной структурой, то одной странички на дополнения и пожелания хватит с запасом.
Если вы попробуете описать ваше шоу по этим семи пунктам в приведенном порядке и будете достаточно внимательны, вы получите полный перечень необходимого оборудования и требований к нему. Но если вы начнете делать это в Word, то, скорее всего, проведете в его компании весь день, а если с перекурами – то и все выходные… Кажется, это не самая классная идея для уикэнда..
Программы и приложения
Это может показаться удивительным, но существует около двух десятков программ, предназначенных непосредственно для составления стейдж-планов и райдеров. Некоторые из них обладают довольно простым функционалом, но некоторые способны существенно облегчить задачу и даже превратить процесс составления в удовольствие!
Позволяют быстро и красиво нарисовать стейдж-план:
Stage-Plan
OmniGraffle
Napkin Sketch
Tecrider
StagePlot Guru
Эти программы будут полезны исключительно для звукорежиссерского рисования. Например, Stage-Plan – онлайн-ресурс, предоставляющий весьма ограниченный набор иконок, позволяющий расположить их на «сцене» и подписать имена исполнителей. Минимальный функционал, но зато очень быстро и в модном дизайне.
Tecrider и StagePlot Guru позволяют не только нарисовать стейдж-план, но и автоматически создают списки добавленного на сцену оборудования, некоторым образом напоминающие инпут-лист, но все же довольно далекие от того, чтобы использовать это в реальной работе. Что касается дизайна, Tecrider выполнен в аскетичной строгой манере, а StagePlot Guru – в мультяшном псевдо-3D.
Рис.1. Stage-Plan. https://www.stage-plan.com/
Для тех, кто совмещает в себе таланты дизайнера, фотографа и звукорежиссера, есть прекрасная программа OmniGraffle, она позволяет составлять различные блок-схемы и графики и с легкостью справится с нашим «стейджем», необходимо только скачать к ней дополнительные наборы иконок с инструментами и оборудованием (но зато это будут реальные фотографии). Правда, для тех, кто ни разу не имел дело с фотошопом, программа выглядит ужасающе трудно… Да и опытному пользователю понадобится вечерок-другой, чтобы освоить ее функционал. Но тем, кто умеет находить удовольствие в работе с линиями, фотографиями и схемами, идеальный вариант.
Особое место среди этих программ занимает Napkin Sketch. Широкий выбор черно-белых иконок, изображающих исполнителей и оборудование, выполненных в такой остроумной манере, что, установив ее однажды на свой гаджет, вы будете возвращаться к ней не раз, хотя бы для того, чтобы поднять себе настроение, поскольку нарисованные в ней стейдж-планы похожи скорее на шаржи, чем на документ. Однако при всей своей модности Napkin Sketch позволяет достаточно быстро изобразить даже сложные сетапы. Жаль, что разработчики не пошли дальше, и в этом приложении невозможно составлять другие необходимые части райдера.
Эти программы могут показаться занятными, однако полностью составить райдер в них, к сожалению, невозможно. Не только красивые иконки, но и возможность составления инпут-листа и добавления комментариев есть в следующих программах:
Musicotec
MyStagePlan
Stage Plot Pro
Stage Plot designer
Stage Plot Maker
GS Gaffer
EzyRider
SoundCheckBox
В этот список попали и довольно простые программы, позволяющие при помощи стандартных черно-белых иконок изобразить стейдж-план и вручную написать комментарии, и более интересные – располагающие широким выбором 3D-моделей и автоматически составляющие списки оборудования, инпутов и аутпутов, что крайне удобно и превращает составление среднестатистического райдера в задачу на 10 минут.
Особняком среди них стоит Stage Plot Pro – программа для PC и MAC, авторы которой разработали изображения, кажется, для всех существующих на свете инструментов! Она обладает интуитивным интерфейсом и удобным отображением объектов, позволяет размещать на стейдж-плане текст (подписи и комментарии) и имеет свободную область для составления инпут-листа вручную. Однако инпут-лист в привычном формате таблицы на отдельной странице Stage Plot Pro создать, к сожалению, не позволяет.
Последние три программы из приведенного списка заслуживают отдельного и пристального внимания, ибо они значительно превосходят другие и по дизайну, и по функционалу.
GS Gaffer – это программа-визуализатор, разработанная, очевидно, для светового продакшна, но, тем не менее, количество моделей звукового оборудования и качество их прорисовки впечатляют. Это 3D (!) редактор, в котором вы можете нарисовать практически любую сцену, разместить на ней практически любое оборудование, экспортировать это как рисунок, pdf или даже видео-файл. Нарисованный в GS Gaffer стейдж-план будет невероятно реалистичным. Для других звукорежиссерских задач эта программа не предназначена: ни автоматического инпут-листа, ни комментариев или подписей к объектам она создавать не позволяет.
EzyRider – единственное приложение для iPad, позволяющее составить все блоки райдера, сохранить его как проект для дальнейшего редактирования и экспортировать в pdf. В общем, все, что нужно для райдера, здесь есть: стейдж-план, инпут-лист, аутпут-лист, комментарии в свободной форме. Интерфейс выполнен в стиле распространенных приложений для iPad и не вызывает никаких затруднений в использовании. Автоматические списки имеют все необходимые колонки и возможность редактирования и добавления комментария к каждой позиции. К недостаткам можно отнести только не слишком широкий выбор иконок-инструментов – ничего экзотического здесь нет, но, тем не менее, любой среднестатистический райдер приложение нарисует.
SoundCheckBox – не только нарисовать, но и согласовать
Единственный ресурс, не только обладающий 3D-графикой (!) с отличной прорисовкой хорошо известных всем моделей оборудования, но и составляющий в автоматическом режиме все необходимые списки, включая список оборудования, удобный для согласования с прокатной компанией, – это SoundCheckBox. Этот онлайн-ресурс доступен с любого устройства и предоставляет большой выбор моделей инструментов и оборудования в реалистичном 3D исполнении, а также «пресетов» – наборов самого распространенного оборудования для того или иного инструмента.
Например, если вы добавляете на сцену гитариста, вместе с ним сразу добавляется комбо- усилитель с микрофоном и две розетки – для комбо и для самого гитариста (если он использует какие-нибудь «примочки»): невероятная забота о нелегкой судьбе начинающих звукорежиссеров. Кроме того, здесь вы можете сохранять собственные пресеты — если вашему гитаристу нужно четыре розетки и два комбика, вы можете сохранить этот сетап и использовать его потом во всех райдерах нажатием одной кнопки.
Еще одна приятная деталь – значок фантомного питания в инпут-листе: все объекты, добавленные на сцену, не только прописывают себя в этот список, но еще и напоминают о фантоме. Так же автоматически ресурс создает Gear List – список всего оборудования, использованного на сцене, сгруппированного по категориям. Этот список отображает количество однотипных позиций, считает суммарное энергопотребление и вес, а также приводит подробную техническую информацию о каждой позиции (!).
SoundCheckBox – единственная программа, предлагающая форму согласования райдера через личный кабинет. Зарегистрированный пользователь получает возможность отправлять свой райдер другому пользователю (имеющему аккаунт прокатной компании или организатора) и видеть согласование по каждому пункту в виде особой таблицы, что значительно удобнее, чем читать мелкий Excel, пересылаемый обычно прокатными компаниями.
Кажется, такая форма действительно может избавить от многочисленных звонков с уточняющими вопросами. Правда, данный функционал пока доступен в ограниченном виде, но на сайте разработчики обещают релиз полной версии уже через несколько месяцев. Хочется надеяться, что у них все получится, поскольку на данный момент это самый удобный и полноценный ресурс для звукового продакшна.
Итак, райдер – это прежде всего официальный документ, предназначенный для организации работы по обеспечению конкретного шоу. Поэтому он непременно должен содержать информацию о мероприятии и контакты звукорежиссера, точную схему размещения исполнителей на сцене, таблицы входных и выходных каналов и список оборудования. Чтобы быть уверенным в его выполнении, нужно иметь письменное подтверждение согласования, а, чтобы помочь техникам быстро и точно исполнить его на площадке, необходимо нарисовать стейдж-план максимально информативно.
К вашим услугам около двух десятков программ! Составляйте райдеры, создавайте грандиозные шоу и помните: наша цель – искусство!
Существует 2 типа райдеров: технический и бытовой. Здесь речь пойдет о техническом райдере, в него входят:
Аппаратура. Та, которая нужна артисту для выступления. Часть предоставляет сам артист, а что-то обеспечивает площадка – решается индивидуально. Микрофоны, мониторы, педальки для гитариста, шнуры для техника, инструменты и всё с этим связанное.
План сцены или Стейдж-план. Схема расстановки музыкантов, оборудования, а также его подключения. Значительную часть времени саунд-чека занимает настройка инструментов. Заранее надо знать, кто, где и с чем стоит на сцене, где находится звукорежиссёр.
Input list. Это порядок и способ подключения аппаратуры, чтобы техники на месте не разбираясь 2 часа, как подключить синтезатор. Чего только не бывает.
Комментарии артиста. Это список требований от артиста, чаще всего связанных с процедурой саундчека, настройкой звука, работой со звукорежиссером площадки. Также там может быть список аппаратуры, которую музыкант любит, и с которой категорически не работает.
Как правильно составить технический райдер? Старайтесь думать из позиции, что вам действительно необходимо для выступления. Обсуждайте всё на берегу с арт-директором заведения, будьте честными, но не наглыми. Не нужно добавлять в райдеры «особые» пункты, чтобы проверить внимание организатора. Такими «прикольными» проверками вы снискаете славу отсталого с короной на голове, а не профессионала. Важно понимать, что ваш идеальный технический райдер сформируется только с опытом выступлений, особенно в разных городах на разных площадках.
Современная гастрольная жизнь любого артиста такова, что она не в коем случае не может обойтись без райдера. Райдеры звезд предполагают учет всех предъявленных требований артиста, которые могут касаться условий пребывания в указанной гостинице, предпочтений в еде, охране и прочим мелочам.
Технический и бытовой райдер
Стандартный райдер предполагает наличие двух частей: первая часть это технический райдер и вторая часть – бытовой. Начнем с бытового, ведь именно в этой части артист позволяет своей фантазии полную свободу, которая зачастую приводит к головной боли организатора самого гастрольного тура. Технический райдер к сожалению для самих артистов не позволяет фантазии разгуляться, ведь речь идет в нем о технических нюансах, и артисту всего лишь важно чтобы все было самое лучшее и качественное. Зачастую требования выдвигаемые звездами зависят от уровня их популярности или запущенности «звездной болезни», хотя бывают и исключения.
У каждого артиста свои причуды, которые проявляются в запросах на гастрольных турах, но абсолютно все райдеры звезд содержат в себе пункт, включающий наличие самого дорогого автомобиля. Кроме того, все звезды опасаются за свое здоровье и безопасность, поэтому предъявляют повышенные требования к охране, отраженные в райдере. Что касается проживания, то в этом вопросе звезды единодушны и им требуется только самые дорогие номера в самых дорогих гостиницах, но и тут некоторые звезды умудряются выдвинуть требования, которые можно назвать весьма странными. Требования в райдерах одних звезд акцентированы на охране их персоны, других условий проживания и размещения, а третьи беспокоятся о своих желудках, поэтому предъявляют повышенные требования именно в этом пункте. В целом хочется заметить, что отечественные райдеры звезд отличаются разумностью (несмотря на некоторые пункты, глядя на которые становится смешно до слез) в отличие от райдеров зарубежных коллег по сцене. Стоит ли говорить о том, что со стороны журналистов проявляется необычайный интерес к столь важной части гастрольного тура как райдер, ведь эта часть так интересна и необычна, что каждому хочется знать, что же нового возникло в голове очередной звезды, собравшейся отправиться в гастрольный тур. Одни райдеры нелепы, другие безумны, а третьи на удивление скромны, но все они интересны нам, покорным почитателям их таланта и творчества.
Пример бытового и технического райдера:
Бытовой райдер.
Обязательные требования (райдер) для проведения концерта
Просьба организаторов внимательно прочитать данный документ !
С момента прибытия коллектива в город для успешного проведения концерта Вам необходимо иметь на руках обязательные требования коллектива и сохранять их до отъезда коллектива. В случае невозможности выполнения каких-либо требований организатор концерта обязан сразу уведомить об этом тур-менеджера и согласовать с ним все вопросы, связанные с организацией концерта. В противном случае коллектив оставляет за собой право потребовать от организаторов концерта денежную компенсацию, которая включает в себя моральный ущерб, а также все убытки и издержки, понесенные во время выступления (от 5000 до 15000рублей РФ). Если же организатор концерта на местах пренебрегает неоднократно условиями райдера, то коллектив вправе отказаться от выступления.
Все вопросы, связанные с пребыванием коллектива в Вашем городе, а так же вопросы, касательно выступления, решаются только с концертным администратором! Убедительная просьба: не беспокоить участников коллектива по каким- либо вопросам, так как они не уполномочены их решать.
ВНИМАНИЕ: Согласно закону «Об авторском праве» все материалы выступления «Название коллектива» являются интеллектуальной собственностью коллектива, любое копирование преследуется по закону. Поэтому, организатор концерта ОБЯЗАН предупредить заранее зрителей на билетах, при продаже в кассах и СМИ о запрещении видео/аудио записи выступления команды и проконтролировать выполнение данного запрета.
Заранее благодарим Вас за понимание и помощь в организации и проведении концерта нашего коллектива!
1. ПРИБЫТИЕ КОЛЛЕКТИВА.ТРАНСПОРТ.
Организатор берет на себя расходы, связанные с трансфертом участников «Название коллектива» (далее “коллектив”) с момента их следования в аэропорт (ЖД вокзал) города Москвы. По окончании мероприятия, организатор так же оплачивает коллективу путь из аэропорта (ЖД вокзала) города Москвы.
Организатор обязан предоставить авиабилеты на 12 человек (все – эконом класса) в обе стороны. При перемещении на ЖД транспорте (расстояние свыше 300 км от поста ГИБДД) – 12 билетов исключительно СВ класса. При условии переезда на расстояние до 300 км необходимо предоставить комфортабельный автобус на 12 человек с раскидными сидениями, превращающимся в спальные места, подушек и одеял, из расчета на 12 человек. Обязательно наличие в автобусе: телевизора, кондиционера, туалета в исправном состоянии. Автобус типа (Икарус) не предлагать. Посторонние лица в транспорт не допускаются!
Организатор обязан встретить коллектив в пункте прибытия и доставить до места проживания. Предоставить отдельный транспорт команде для переезда по городу, провоза аппаратуры и реквизита до места проведения концерта и обратно к месту проживания. Предоставить и оплатить персонал для разгрузки и погрузки багажа на вокзале или в аэропорту. При переезде из города в город на автотранспорте, убедительная просьба к организатором: встречайте коллектив при въезде в город. Сразу по прибытии коллектива, организатором концерта предоставляются билеты по дальнейшему пути следования (если таковые не были предоставлены в Москве).
Транспорт по городу
Два 12-ти местных микроавтобуса или один большой автобус в рабочем состоянии с наличием открывающихся окон, чистые. Автобусы должны быть с левосторонним рулем. Опыт работы водителя не менее 5 лет. В зимнее время наличие обогревателя. В летнее – кондиционера.
2.ПРОЖИВАНИЕ КОЛЛЕТИВА.
Организатор обеспечивает размещение коллектива «Название коллектива» в гостинице в черте города не ниже 4-х звезд согласно списка (Приложение № 2). 12 ОДНОМЕСТНЫХ номеров С БОЛЬШИМИ КРОВАТЯМИ!!! Организатор должен оформить анкеты по расселению коллектива заранее до прибытия Коллектива в город, ключи от номеров выдаются сразу по прибытии в гостиницу администратору коллектива. При расселении команды в гостинице выше 3 этажа обязательное наличие лифта. Гостиница предоставляется коллективу на все время пребывания в городе.
Временный отрезок с заселением в гостинице и до отъезда на площадку не менее 3-часов!
Обязательно наличие в номере:
а) цветного ТВ с пультом дистанционного управления;
б) евророзеток или адаптеров под них;
в) телефона с выходом на межгород;
г) санузла (ванны или душевой кабины с горячей и холодной водой.
Все гостиничные номера, предоставленные коллективу,должны быть не низкой категории и в хорошем санитарном состоянии. Температура в номере не ниже 19 градусов Цельсия. Обязательно наличие кондиционера в летнее время и обогревателя в зимнее.
3. ПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВА.
Суточные из расчета 2000 руб. на человека.
4. БЕЗОПАСНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА.
Организатор обязан обеспечить безопасность коллектива «Название коллектива», а так же сохранность аппаратуры, реквизита, личных вещей, имущества членов коллектива во время переезда от гостиницы до места проведения концерта, во время репетиций, выступления, а также после концерта до отъезда коллектива из зала, где проводилось выступление и до выезда коллектива из города. Во время концерта предоставить охрану в непосредственной близости от гримерных комнат (1 чел), за кулисами сцены (4 чел), а так же в зрительном зале перед выходом на сцену (8 чел). Место расположения охраны согласовать с администратором коллектива.
Ограничить доступ посторонних лиц за кулисы, в гримерные комнаты и в зрительный зал во время репетиции. Во время концерта категорически запрещается нахождение посторонних лиц за кулисами и около гримерных комнат.
По окончании концерта обеспечить безопасный проход коллектива до транспорта.
В случае пропажи вещей, принадлежащих коллективу, из гримерных комнат и во время концерта из-за кулис сцены, организатором выплачивается 100 % стоимость утраченной вещи.
5. ГРИМЕРНЫЕ КОМНАТЫ.
Не позднее чем за 2 часа до начала мероприятия, предоставить отдельные комнаты (или комнату) общей площадью не менее 20 кв.м. на время репетиций и выступления. Гримерные комнаты должны располагаться рядом со сценой. Рядом с гримерными обязательно наличие отдельногослужебного туалета и умывальника. В зимнее время температура воздуха в зале и в гримерных комнатах должна быть не менее 17 градусов Цельсия. В летнее – желателен кондиционер.
Обязательное наличие в гримерных комнатах:
— розеток (220В) евростандарта или сетевого адаптера;
— вешалка для одежды;
— зеркало во весь рост не менее 1 шт;
— махровые полотенца 11шт;
— туалетной бумаги (новый рулон) 1 шт;
— мыло 1 шт;
— освежитель воздуха 1 шт;
— бумажные салфетки не менее 1 упаковки;
— влажные салфетки не менее 1 упаковки;
— пепельницы 4 шт;
— мусорное ведро 1 шт;
— стулья 11 шт;
— столы 2 шт;
— губка для обуви 1 шт;
— гладильная доска 1 шт;
— импортный утюг 1 шт;
— электрический чайник 1 шт;
— чайные кружки (хорошего качества!!) 11 шт, при отсутствии оных — одноразовую посуду (из плотного, качественного материала);
— одноразовые (качественные!!) стаканчики под алкоголь 11 шт;
— чайные ложки 11 шт (одноразовую посуду не предлагать);
— рюмки под алкоголь 11 шт;
— нож;
— сахар;
— чай в пакетиках (черный) и (зеленый);
— кофе;
— сливки;
— шоколадки 3 шт;
— минеральная НЕГАЗИРОВАННАЯ вода 20 бутылок по 0,5 л. (Аква Минерале не предлагать!); 2 бутылки по 2 л (без газа), или 1 пятилитровая бутылка без газа;
— кока-кола 3 бутылки по 0.5 л;
— спрайт 3 шт по 0.5 л;
— сок в ассортименте (типа «Я», “Rich”) — (вишневый 2л., мультивитамин 1л., яблочный 2л., томатный 1л.)
— коньяк Hennessy (1 литр)1 бутылка
— фрукты (бананы, виноград персики, груши, абрикосы, апельсины (фрукты не резать));
— лимон (в нарезке) 2 шт;
— черный хлеб (нарезка) 2 буханки;
— батон (нарезка) 3 буханки;
— сыр (в нарезке) (из расчета не менее чем на 20 бутербродов);
— различная мясная нарезка (из расчета не менее чем на 20 бутербродов);
— овощи (огурцы, помидоры);
— зелень.
Необходимый реквизит:
— свежая пресса и журналы данного города для импровизационных и интерактивных номеров;
— черный маркер 2 шт;
— шариковые ручки 2 шт;
— листы бумаги формата А4 3 шт;
— белая материя, размером, не менее 50*50 см (необходима для номера А. Реввы);
— 2 букета цветов (так же необходимы для номера);
— флип – чатр!
6. КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ.
За 2 часа 30 минут до начала выступления необходимо присутствие на площадке:
а) компетентного представителя организаторов,
б) местного звукооператора,
в) осветителя для подключения дополнительной аппаратуры команды, общей настройки (вменяемого человека) звуковой аппаратуры, репетиции команды и совместной работы во время концерта.
Все службы к моменту прибытия коллектива на площадку должны находиться на местах, аппараты должны быть отстроены и готовы к работе. За 30 минут до начала мероприятия, на сцене должна быть проведена влажная уборка.
Организатор предоставляет коллективу пригласительные, не дальше 6 ряда партера согласно следующей прогрессии: если зал до 1000 мест — 10 мест в зале, если до 2000-20; 3500- 35. Пригласительные отдаются в руки администратору коллектива по прибытии его наплощадку.
7. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Организатор не договаривается с третьими Сторонами об участии коллектива «Название коллектива» в интервью, персональных появлениях, фотографировании или посещениях и каких либо других рекламных и/или общественных акциях без предварительного согласия с концертным директором команды. Согласовать ЛЮБУЮ встречу с журналистами (будь то ТВ-, радио- интервью, пресс-конференция или репортажная съемка), необходимо заранее (не позднее чем за 2 недели до мероприятия) с администратором коллектива. При согласовании возможна 10-ти минутная репортажная съемка в начале программы (разрешенные к съемке номера так же необходимо согласовать на месте с руководителем коллектива). Запланированный радио эфир должен быть не раньше, чем через 4 часа после прибытия коллектива в город.
8. ФИНАНСЫ.
Предоплата 50%, предоплата гонорара в день подписания контракта в Москве. Оплата остальной суммы ,перед выездом из Москвы.
В случае срыва концерта по вине организатора, организатор обязан выплатить коллективу 50% гонорара.
Сумма гонорара за выступление обсуждается предварительно до начала тура.
Сумма гонорара за выступление на открытой площадке, в ночных клубах, корпоративных вечеринках, участие в политических акциях,заказных концертах и концертах, приуроченных к праздникам оговариваются в отдельном порядке с концертным директоромколлектива до начала тура.
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Коллектив «Название коллектива» оставляет за собой право объявить на концерте своего спонсора (устная информация, рекламный шит, распространение рекламной продукции…)
Организаторам запрещено использовать на концерте спонсора деятельность которого пересекается с деятельностью спонсора коллектива «Название коллектива»
Во время рекламной кампании организаторы на местах не имеют права использовать какие-либо афиши, отличные от предоставленных «Название коллектива», как-либо изменять имена, фамилии, сценические псевдонимы, логотип «Название коллектива»!!!!!!!
ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЙДЕР.
Минимальные размеры сцены: 6х9х1м
Аппаратура и все техническое обеспечение должно находиться в рабочем состоянии, быть подключено и отстроено не позднее, чем за 2 часа до выступления, т.е. ДО ПРИЕЗДА КОЛЛЕКТИВА НА ПЛОЩАДКУ!! Просьба так же подготовить(протереть пыль) и озвучить рояль на сцене!!!
Во время концерта используется световая заливка красного и белого цвета. До начала шоу свет в зрительном зале должен быть погашен.
Пульт звукорежиссера должен находится в центре зала и быть освещенным.
1.Выходная мощность — рассчитывается по размерам помещения ,но не менее 1 кВт
при любом зале.
2. Разнесенная стереобаза колонок – не менее 5м.
3. Наличие минимум 2-х мониторов на сцене.
4. Пульт микшерный с минимум 12-ю каналами.
5. DJ CD или CD читающий диски формата CDR или CDRW ( не DVD!!!)
6. Обработка для голоса.
7. Обработка для инструментов (hall,reverb,etc)
8. Радиомикрофоны Sienhaiser – 3шт.
9. Микрофонные стойки -3шт.
10. Шнур Джек – минимум 2шт., или радио – джек-2шт
11. Рояль. В крайнем случае – клавишные, типа Roland, Kurzwell с сустейн педалью
12. Стулья для сцены – 2шт.+ стул для рояля
13. Наличие спотов (минимум 2шт.),background light (минимум 2 лампы накаливания)
14. D-box – 2 шт.
15. По возможности – гитарные стойки (2 шт)
Агентство по организации концертов «Concert-Star» — технический и бытовой: райдеры звезд. По вопросам организации концертов и гастролей, приглашения на мероприятия, заказа концертов на корпоративные праздники, дни рождения, юбилеи, свадьбы и выступления, Вы можете связавшись с нами по телефону в Москве: + 7 (495) 989-10-77.
Если у группы есть звукорежиссер,то тогда проблем не будет,он составит райдер и будет являться “трансформатором” между принимающей стороной, а также группой и зрительным залом. А если он в группе отсутствует,то группе остается надеяться звукорежиссера,который есть у принимающей группу стороны.
Технический райдер должен составляться так, чтобы учесть все потребности группы и чтобы звук был донесен до зрителя с наилучшим его качеством.
Нужно прописать в райдере все,что группа считает нужным и подробно.Все термины технические и названия оборудования должны быть прописаны правильно и без ошибок.Так как любое отсутствие правильной и нужной информации доставит группе и звукорежиссеру концерта больше неудобства впоследствии.Указать нужно там все,что имеет для группы значение.
Правильно составленный райдер должен содержать все требования и типовые, а не только техническое название аппаратуры для концерта.
Нужно написать в нем- какие позиции должны быть в обязательном исполнении, а какие позиции просто будут желательны.
И это поможет той стороне,которая принимает группу расставить правильные приоритеты
и обеспечить нужной техникой.
Просмотр списка
Все предметы также могут быть модифицирован в списке
Объект (Имя, Группа) | Эффекты/Настройки | Комментарии |
---|
Создайте ваш технический райдер онлайн легко и просто
Когда вы играете в группе, вы хотите, чтобы все было идеально. Вы хотите отлично выглядеть и играть, и все должно пройти в такой день гладко без всяких технических проблем. Многие группы не понимают, что они могут сделать этот процесс очень простым и легким, создав онлайн тех-райдер. Создание подобных райдеров играют важную роль и дают возможность любой группе легко и качественно провести свое шоу. В своем райдере вы может указать место любого члена группы и инструмента на сцене, включая расположение микрофонов, усилителей, мониторов и схема коммутации. Самое главное нужно создать четкий, но специальный тех-райдер с тем, чтобы все было установлено и приготовлено для вас соответствующим образом, если вы укажите все точно, то вы услышите, как купюры тихо шуршат в вашем портмоне. Хороший тех-райдер сэкономит вам массу сил и нервов в перспективе.
Plus
- Drop up to 15 icons
- Choose from 69 objects
- 30 days duration
Regular $6.99
Limited offer!$3.99
Ultra
- Rotate Icons 360°
- Drop up to 100 icons
- Choose from 200+ objects
- Colored icons
- Lifetime deal
- No Advertisements
Limited offer!
Regular $36.99$24.99
Pro
- Rotate Icons 360°
- Drop up to 25 icons
- 189 objects available
- 1 year duration
Regular $19.99
Limited offer!$12.99
UPGRADE NOW
Тех-райдер (Tech Rider)
Что такое тех-райдер
Тех-райдер (или технический райдер) – это документ, который содержит точный перечень всего технического оборудования, которое необходимо группе для того, чтобы шоу прошло великолепно. В нем перечисляется все оборудование и инструменты каждого члена группы; данные о месте проведения, где вы будете играть и требования к звуковому сценическому оформлению.
Что можно включать в тех-райдер?
Если ваш коллектив небольшой, и у вас нет громоздкого оборудования и большого количества инструментов, то скорей всего в ваш тех-райдер будут включены вещи, которые вы будете использовать на сцене. По мере роста группы, в ваш тех-райдер будет включены FOH консоли (то есть звуковое оборудование перед авансценой), которые вы привозите сами, световые установки, которые вы используете в гастрольных турах, и любая пиротехника, которую вы используете на сцене. Тех-райдер постоянно обновляется в соответствие с тем, как проходят ваши гастроли и растет ваша группа.
Как создать свой тех-райдер?
Вы можете поискать группы, которые используют такое же звуковое оборудование, как и ваша группа, их тех-райдеры наверняка будут похожи на ваш. После того, как вы точно определитесь, что вам нужно включить в тех-райдер, составьте список уже имеющегося оборудования с указанием марки и модели. После того, как вы это сделали, вы можете воспользоваться онлайн генератором тех-райдера, чтобы создать свой полный тех-райдер онлайн.
Что делать с тех-райдером?
Как только ваш тех-райдер готов, вы можете разослать его по всем организациям, где вы собираетесь выступать, причем сделайте это заранее, то есть до того, ка вы сами там появитесь. Тогда они точно будут знать, какое оборудование вы привезете, а вы сможете чувствовать себя спокойно и не нервничать перед выступлением. Вы очень быстро убедитесь, каким преимуществом является наличие тех-райдера и то, что вы его послали заранее организаторам выступления; наверняка это значительно улучшит качество вашего шоу!
Не забудьте указать ВАШИ ИМЕНА И КОНТАКТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. Предпочтительно иметь в группе человека, который будет выступать в качестве вашего технического помощника, этот человек должен обладать соответствующими знаниями и опытом установки оборудования на сцене.
Бытовой райдер (Hospitality Rider)
Прежде всего позвольте напомнить, что райдер – это перечень условий и критериев, который представляет артист до своего выступления. Все имеют бытовыми райдерами и пользуются ими, будь то Адель, которая выступает в концерте, или Хью Джекмен, который выступает в театре.
Что такое бытовой райдер?
Бытовой райдер есть именно то, как он и звучит, то есть перечень бытовых услуг, которые необходимо оказать артисту, чтобы ему или ей было комфортно. Услуги оказываются на контрактной основе, поэтому, если требования, указанные в райдере, не выполняются, исполнитель имеет право отменить выступление, при этом гонорар будет выплачен в полном объеме.
Какие услуги можно указать в райдере?
В нем может быть указано все в разумных пределах от отеля для проживания и пищи до мебели, которую бы исполнитель хотел иметь. Чем знаменитее исполнитель, тем больше требований может быть выставлено.
Отель – в некоторых райдера указываются цены, а иногда и местоположение отеля.
Пища и напитки – большинство исполнителей оговаривают определенный набор напитков, возможно хорошие холодные напитки являются частью их распорядка до и после выступления, иногда напиток должен быть от определенного производителя. Предпочтения в пище также являются обычным требованием, некоторые требуют, чтобы у них в номере всегда были свежие фрукты или запрещают приносить прожаренную пищу. Например, Vicious Cycle оговаривали в своем райдере обязательное наличие горячей пищи для себя и команды, но ничего жаренного.
Переезды – Вам нужна машина до и после шоу, или вас нужно куда-то отвезти после шоу? О, конечно, все будет сделано.
Большая часть бытовых райдеров содержат требования услуг необходимых для создания комфортного проживания и возможности расслабиться.