Технологическая карта урока ОБЖ
в 6 классе по теме:
«Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых»
Учитель ОБЖ
Мысов С.К.
Санкт-Петербург 2019
Технологическая карта урока
Тема Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых
Тип урока: изучение и первичное закрепление
Цель: создать условия для:
– формирования у учащихся знаний о оказании первой помощи при укусах змеями;
– обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий;
– выяснения учащимися часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).
– изучения методов защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.
– получения информации об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.
– формирования умений формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способностей для применения полученных знаний при решении проблемы урока;
– развития способности применять полученные знания на практике;
– воспитания мотивов, направленных на стимулирование интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.
Оборудование: пинцет, вазелин, катушка с нитками, йод, спирт, средства защиты от насекомых: одеколон, мятные капли, плотный защитный костюм, москитная сетка для лица, крем от укусов комаров «Маскитол, средство от клещей «Акрозоль», мультимедийный проектор, компьютер, электронный ресурс (мультимедийные уроки по ОБЖ, 6 класс с сайта http://urokicd.ru/obzh).
Технологии: проблемного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
– уметь оказывать первую помощь при укусах змей;
– формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
– знать часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья;
– уметь защищать себя от нападения кровососущих и жалящих насекомых;
– уметь оказать первую помощь пострадавшим;
– уметь решать ситуационные задачи и творческие упражнения.
Личностные:
– осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
– освоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;
– сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
– оценивать собственный вклад в работу группы.
Метапредметные:
– ставить учебную задачу под руководством учителя;
– планировать свою деятельность под руководством учителя;
– работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
– оценивать работу одноклассников.
№ |
Этап урока |
Содержание учебного материала Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||
1 |
Организационный этап |
Здравствуйте! Я рад приветствовать всех вас в кабинете ОБЖ и предлагаю всем удобно сесть, закрыть глаза и вслушаться в музыку: вы чувствуете как уходит напряжение, ощущаете спокойствие. Не открывая глаз возьмите за руку своего товарища…Чувствуете поддержку и тепло? Эту поддержку вы будете ощущать в течение всего урока, и у вас все сегодня получится. Откройте глаза и начнем наш урок. |
Учащиеся класса предварительно разделены на 3 группы. Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, закрыв глаза и расслабившись. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: проявлять интерес к новому содержанию урока. |
||||
2 |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся |
Ребята, послушайте рассказ, чтобы определить тему и поставить цели урока. В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». При прохождении по намеченному маршруту ребята слушали пение птиц, изучали растения и животных своего края, увидев гнездо синицы, наблюдали, как заботливые родители кормят своих птенцов. На одном из деревьев Саша обнаружила рой пчёл. Их было очень много. Часть из них жужжали и кружили вокруг неё. Испугавшись, Саша начала кричать, махать и прогонять пчёл руками. Две пчелы всё же ужалили Сашу. На помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Ближе к полудню ребят всё больше одолевала усталость, и они организовали привал. А тут опять неприятность – Коля обнаружил у себя на ноге присосавшегося клеща. Игорь Борисович сказал, что Коля зря отправился в поход в шортах и тоже оказал ему первую помощь? Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину, и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела. – Что произошло с мальчиком? -Как вы думаете, кто укусил мальчика? – А вы знаете, что необходимо предпринять в случае укуса змеи? Что мы на уроке будем изучать? Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Тема урока есть, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на поставленные вопросы учителя. – Его кто-то укусил? – Змея. – (пытаются дать ответы) – Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. – Выявить правила поведения со змеями, определить способы оказания ПМП . |
Познавательные: выделять существенные характеристики объектов, уметь строить высказывание, формулировать проблему. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий. |
||||
3 |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности Физкультминутка |
Учитель: Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Данные правила нам необходимо выработать на уроке. В путь мы отправляемся на нашем корабле (Демонстрация модели корабля). Посмотрите на него внимательно – он не пригоден для путешествия. Почему? – Паруса мы можем натянуть, а в плавание отправляться нельзя. На борту нашего корабля 21 пассажир. А без чего не может обойтись ни одно судно? Конечно, без спасательного круга! – Я вам даю вот такой спасательный круг, но он не подойдет. Он пустой и не может помочь ни одному человеку. Наши спасательные круги должны содержать всю информацию, которая необходима неподготовленному человеку. Ваш круг разбит на два сектора: каждый сектор состоит из заголовка и свободного поля. В свободном поле необходимо записать правила поведения и запрещающие действия, а также правила оказания ПМП для каждого вопроса. Для того чтобы заполнить данный пустой сектор, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Будьте внимательны и по ходу прослушивания заполняйте. – Попросим вторую группу ответить нам, что они записали в сектор своего круга. Может быть, кто-то захочет добавить? Какой мы с вами можем сделать вывод? – Проверяем правильность заполнения таблицы! Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Хорошо, что на помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Саше он пинцетом вытащил жало пчелы, ужаленное место смочил спиртом, дал обильное питьё. А у Коли на ноге обмазал место впившегося клеща вазелином и оставил на пол – часа, а затем, осторожно, взял клеща пинцетом и, покачивая из стороны в сторону, вытащил его. Обработал место укуса йодом и тщательно вымыл руки (демонстрация сказанного частично). Нам на сегодняшнем уроке нужно также выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых. В виртуальный поход мы отправляемся, разделившись на три группы. Каждой группе предлагает подготовить проект «Укусы насекомых и защита от них». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать кровососущих и жалящих насекомых и выработать методы защиты от них. Предлагает учащимся обратиться к материалу учебнику 141-146 «Укусы насекомых и защита от них», сети Интернет, проанализировать материалы учебника и интернета, разработать алгоритм своих действий и заполнить таблицу в тетради для оформления результатов (Приложение 2). Результаты проектной деятельности оформить в виде плаката. Насекомые Меры по обеспечению личной защищённости
Предлагает учащимся защитить проект. Проверяет правильность заполнения таблицы. Оценивает работу групп: – способность самостоятельно приобретать знания; – умение раскрыть содержание; – способность планировать свою деятельность и управлять ею; – умение ясно оформить и изложить результаты, ответить на вопросы Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь» Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть. 1. Бывалые охотники считают, что зверь чувствует, когда человек боится его. 2. При встрече с медведем или тигром можно повернуться к зверю спиной. 3. Большинство диких животных избегают встречи с человеком. 4. Встреча с копытными в брачный период не опасна. 5. Звери чуют человека до того, как он сможет их увидеть, и почти всегда стараются уйти с его дороги. 6. Большинство животных не опасны во время охоты, когда они ранены, когда защищают своих детёнышей. 7. Медведь сам нападает на человека. 8. Лоси, кабаны, олени, косули — более осторожны, чем хищники. Вот мы и подошли ко второму сектору спасательного круга? Этот сектор называется «Укусы змей» (задание 3 (приложение 1)). – Ребята, а какие виды змей вы знаете? – Какие змеи обитают в России? -Приступаем к выполнению задания. Найти ответы на все вопросы данного сектора вам поможет материал учебника на странице 120. – Озвучит свой ответ на этот вопрос нам третья группа. Все согласны? Может кто-то желает добавить? Проверьте правильность выполнения задания. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы. – Нет парусов! Слушают правила выполнения работы. Самостоятельная работа в группах Работа с текстом, заполнение схемы. – Просмотр видеофрагмента. – Самостоятельная работа в группах Проверка заполнения. Слушают учителя. Обсуждают и уточняют идею исследования. Распределяют работу между членами группы (работа естественным образом де¬лится на пятерых или шестерых). Например, один учащийся читает и анализирует текст учебника, второй – ищет и анализирует информацию в сети Интернет, третий и четвёртый – фиксируют на черновике нужную информацию, которую диктуют работающие с текстом и Интернетом. Пятый – оформляет таблицу на плакате. – Обсуждают оформление результатов исследования. – Вносят в таблицу информацию – результат проектной деятельности. – Распределяют роли между участниками группы при защите проекта. Проводят защиту проекта. В процессе беседы анализируют работу групп. Проверка и самооценивание. – Самостоятельная работа в группах. – Выступление группы, проверка правильности выполнения. |
Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: работа в группах, управление поведением партнера; Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. Регулятивные: способствовать формированию умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: формировать здоровьесберегающие мотивы. |
||||
4 |
Этап первичной проверки понимания изученного |
Работа в парах. Нужно продолжить предложения по очереди. Один учащийся читает текст, с предложенной учителем карточки, а другой внимательно слушает и дополняет не законченное предложение. «Ответы-продолжения» открываются учителем (записаны на обратной стороне доски). 1. Пострадавшему от укуса змеи необходим…так как… 2. Рану после укуса нужно… |
Активно работают в паре. Читают по очереди, внимательно слушают и дополняют: 1. (опасны). 2. … (покой), … (это препятствует распространению яда с кровью по всему организму). 3. … (промыть проточной водой с мылом, наложить стерильную повязку, обратиться в лечебное учреждение). |
Регулятивные: контроль, коррекция, способность слушать собеседника, управлять своей деятельностью. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. Познавательные: анализировать предложения и уметь применять знания на практике. Личностные: способствовать развитию умений мыслить и делать правильный выбор. |
||||
5 |
Этап закрепления изученного |
Для закрепления знаний на практике я предлагаю вам выполнить тест. Выберите один правильный ответ: 1. Какие правила безопасности следует выполнять при движении по тем местам, где водятся ядовитые змеи? А) ходить босиком по густой траве; Б) избегать густозаросщих территорий, ходить в высокой плотной и закрытой обуви. 2. Какова медицинская помощь при укусах змей? А) промыть рану проточной водой с мылом (15 мин); Б) наложить стерильную повязку; В) обратиться в лечебное учреждение; Г) всё перечисленное выше. 3. Что нельзя делать при отсасывании яда из раны при укусе змеи? А) нельзя отсасывать яд, если во рту есть раны; Б) нельзя глотать слюну; В) нельзя отсасывать яд, если во рту есть кариесные зубы. Г) всё перечисленное выше. Работаем индивидуально с последующей взаимопроверкой. – Обменяйтесь с товарищем тетрадями, проверьте и оцените его решение. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют тест, проверяют в парах, сравнивая с образцом. Критерии оценивания для взаимопроверки: 3 правильных ответа – «5» 2 правильных ответа – «4» 1 правильный ответ – «3» |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Познавательные: уметь применять знания для решения познавательных задач. Личностные: способствовать формированию умения управлять своей деятельностью, самостоятельно исправлять ошибки. |
||||
6 |
Этап обобщения и систематизации |
Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» на странице учебника 146-147. |
Отвечают на вопросы рубрики «Проверьте себя» на странице учебника 146-147. |
Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения. Познавательные: уметь строить высказывание. |
||||
7 |
Этап информации о домашнем задании |
Домашнее задание: параграф 23 стр. 146-147 – ответить на вопросы, дополнительное задание по выбору: составить кроссворд или приготовить реферат о спасении людей после укусов змей. |
Записывают домашнее задание. |
Личностные: самостоятельно принимать обоснованные решения |
||||
8 |
Этап подведения итогов учебного занятия |
Ну, вот ребята, наш урок подошел к концу. Ваша работа была активной и результативной. Поднимите результат вашей работы. Конечно, это спасательный круг. Вы можете его кинуть любому, и оказать тем самым помощь. Давайте присоединим наши спасательные круги к нашему кораблю и поднимем паруса. Я думаю, что теперь мы можем двинуться в путь к новым знаниям. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
Оснащение корабля спасательными средствами. |
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
||||
9 |
Этап рефлексии |
1. Ребята, что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какова была проблема нашего урока? Можем ли теперь мы ее решить? Прошу – ваши выводы? |
Делают вывод, что надо знать и выполнять правила поведения, правила безопасности, способы оказания ПМП при укусах. |
Личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Приложение 1
Задание 1.
- Какие правила безопасности следует выполнять при движении по тем местам, где водятся ядовитые змеи? (избегать густозаросщих территорий, ходить в высокой плотной и закрытой обуви)
- Медицинская помощь при укусе змей? (лежачее положение, обеспечение неподвижности, удаление капель яда с раны, высасывание яда, обработка места укуса спиртом йодом, обильное питье.
- Два важных правила при отсасывании яда из раны? (нельзя глотать слюну, необходимо сплевывать; нельзя высасывать яд, если имеются раны во рту, на губах и кариесные зубы).
Приложение 2
Насекомые |
Меры по обеспечению личной защищённости |
Комары |
Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами |
Мошки |
Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами, москитная сетка для лица |
Слепни |
Плотная одежда |
Пчёлы |
Не подходить близко к местам их обитания, не трогать цветки с пчёлами, не махать руками, когда пчела пролетает мимо, использовать одеколон с мятными каплями. |
Осы |
Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не разорять гнёзда ос, не махать руками, когда оса пролетает мимо. |
Шмели |
Не трогать подземные гнёзда шмелей, не махать руками. |
Шершни |
Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не махать руками, когда шершень пролетает мимо. |
Клещи |
Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами. |
»
Методическая разработка
«Технологическая карта урока ОБЖ по ФГОС»
Кизим Данила Николаевича,
преподаватель-организатор ОБЖ
[email protected]
УМК.
Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 4-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. – 12е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Глава 1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Параграф 1.2. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья.
Тема урока: Правильное питание и двигательная активность – залог долголетия
Класс: 9
Тип урока: комбинированный урок
Тема урока: Правильное питание и двигательная активность – залог долголетия
Цель: пропаганда здорового питания среди старшеклассников
Задачи урока:
Образовательные:
-
Систематизировать знания старших школьников о здоровье, его составляющих и факторах, влияющих на него, в частности, правильное питание.
-
Углубить знания подростков об основных и правилах здорового питания, направленные на сохранение здоровья.
-
Сформировать навыки составления здорового меню, в соответствии с правилами правильного питания.
-
Раскрыть информацию учащихся об индексе массы тела на основе данных измерения веса и роста.
-
Познакомить подростков цитатами известных людей, поговорками и пословицами о правильном питании.
Развивающие:
-
Расширить представления учащихся о важнейшей ценности для человека – здоровье.
-
Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе, формулировать и отстаивать своё мнение; обсуждать.
-
Расширить кругозор и познавательный интерес старшеклассников в области правильного питания.
Воспитательные:
-
Формирование культуры здорового питания.
-
Воспитать сознательное отношение к укреплению своего здоровья.
Средства обучения:
Компьютер, монитор, проектор, планшеты (один на группу), презентация, карточки блюд для меню.
Методы и методические приемы:
Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.
Частично-поисковый метод: работа интерактивным заданием, раздаточным материалом, с таблицами. Наглядный (видеоматериал, презентация), наблюдение, анализ, оценка.
Практические методы: составление здорового меню одного дня
Работа в группах
Средства обучения
Интерактивная головоломка: Филворд по теме «Здоровье человека», ссылка: https://learningapps.org/display?v=ppcta511t21
Видеоролик – 1 видеоролик составлен по материалам сайта www.youtube.com ссылка https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&t=79s (от 1.28 сек до конца)
Пример карточек блюд (один вариант), составлены по материалам сайта https://health-diet.ru/table_calorie/?utm_source=leftMenu&utm_medium=table_calorie
Продолжительность урока: 40 минут
Планируемые результаты урока
Личностные |
Учащиеся должны: проявлять осознанный познавательный интерес в области здорового образа жизни, в частности, правильного питания; определять значение правильного питания как составной части здорового образа жизни; определять значение и необходимость соблюдения режима питания, как части здорового образа жизни; осознавать личную ответственность за своё здоровье. |
Метапредметные |
Учащиеся должны: систематизировать и анализировать учебную информацию; соотносить новую информацию с знаниями полученные на предыдущих уроках и личным опытом; формировать собственное отношение и личную позицию в сохранении и укреплении здоровья; уметь отстаивать собственную точку зрения, уметь принимать правильное решение, решать личностные и социально значимые проблемы здорового питания. |
Предметные |
Учащиеся должны: уметь правильно и рационально использовать учебную информацию для оценки собственного режима и образа питания; знать правила здорового питания; уметь анализировать и систематизировать рацион и режим питания с точки зрения правил и принципов здорового питания; умение составлять здоровое меню; знать правила расчёта индекса массы тела и характеризовать свои данные; знать пословицы, поговорки и цитаты известных людей по теме «Правильное питание» |
План урока
№ п.п. |
Этапы урока |
Временной период (мин.) |
|
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. |
1 |
|
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Работа в группах, фронтальный опрос. |
10 |
|
Мотивация, целеполагание. |
2 |
|
Погружение в тему урока. |
20 |
|
Систематизация, рефлексия |
3 |
|
Подведение итогов. |
2 |
|
Домашнее задание |
2 |
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока. |
Результаты образования по ФГОС |
|||||||||
Рекомендации/ действия учителя |
Действия учащегося/ответы |
||||||||||
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. |
Приветствие учащихся. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Учащиеся распределены по группам(3-5). |
Приветствие учителя. Готовность к уроку |
Личностные – развитие ответственности. Метапредметные – развитие навыков самоорганизации. |
||||||||
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Работа в группах, фронтальный опрос. |
Учащимся предлагается обсудить вопрос «Что такое здоровье?» Следует выяснить, что подростки подразумевают под определением «здоровье» и какие составляющие здоровья выделяют. Каждой группе предоставлена головоломка – филворд по теме «Здоровье человека». Ссылка: https://learningapps.org/display?v=ppcta511t21 Задание: Найти слова на поле филворда. Здоровье Физическое Духовное Социальное Психическое Общественное Дать определения, каждой характеристики здоровья. Учитель обобщает. Вывод: здоровый человек — это человек, у которого не только здоровое тело, но и замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми. |
Учащиеся выполняют интерактивное упражнение. О ходе выполнения сообщают учителю. Представители от каждой группы дают определения видов здоровья. Ответы представителей групп. Физическое здоровье — это функционирование организма, здоровье всех его систем и двигательная активность, правильное питание, соблюдение правил гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни. Духовное здоровье – система мышления человека, отношение к окружающему миру, природе, людям, знаниям. Социальное здоровье — осознание себя личностью, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми. Условия жизни, труда, отдыха, уровень культуры, воспитания и образования. Психическое здоровье — умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности, самоопределение и самореализация. Общественное здоровье зависит от политических, социально-экономических и природных факторов. Здоровье – это состояние полного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. |
Личностные – формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. Познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. Коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе. |
||||||||
Вопросы: Какие факторы влияют на здоровье человека? Если все факторы определить как 100%, какой фактор оказывает наибольшее влияние? |
Ответы учащихся: Медицины Экологические фактора Наследственность Здоровый образ жизни Образ жизни |
Предметные – характеристика важнейших факторов, влияющих на здоровье человека Познавательные – умение систематизировать, классифицировать. |
|||||||||
Мотивация, целеполагание. |
Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который выполнен по материалам жизни класса. Прошу вас подумать и предложить тему нашего урока. Видеоролик Вы справились с заданием. Сегодня мы будем говорить о правильном питании. Как вы считаете: Зависит ли здоровье человека от того, как он питается? |
Просмотр видеоролика Ответы учащихся О еде О питании О правильном питании Ответы учащихся: Да |
Познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения. |
||||||||
Погружение в тему урока. |
Питание — это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. просмотр видеоматериала https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&t=79s |
Просмотр видеоматериала |
Коммуникативные – формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
||||||||
Рекомендации в области питания исходят из потребности человека в пищевой энергии и пищевых веществах продукты разделены на группы. Пирамида питания (пищевая пирамида) очень наглядно поможет вам понять, что можно есть и в каком количестве, каким продуктам отдавать предпочтение и какие оставить в минимальном количестве. Суточная норма калорий для подростков в возрасте 14-17 лет составляет – 2700 ккал и 3100 ккал для девушек и юношей соответственно. Работа в группах. Практическое задание: составление Здорового меню одного дня, используя карточки блюд, определение потребляемой пищевой энергии. |
Изучают карточку «Пирамида питания» На основании полученной информации о правильном питании учащиеся составляют – Здоровое меню одного дня для школьника. Используют магнитные карточки блюд, с характеристиками о составе: белков, углеводов, жиров и калорийности. Представители групп представляют здоровое меню, информацию размещают на доске или стенде, характеризуют расчет калорий. |
Познавательные – умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Личностные – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные – умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
|||||||||
Важное в питание – это понимание, что пища является источником энергии. Человек будет чувствовать себя хорошо, если потребление пищи будет в балансе с двигательной (физической) активностью. Затраты энергии должны быть больше или равны потреблению энергии. Индекс массы тела — это показатель, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. Индекс массы тела позволяет определить, насколько безопасным для нашего здоровья является наш вес. Рассчитать индекс массы тела можно по формуле:
I – индекса массы тела m – масса тела в килограммах h – рост в метрах
Главное! Если вес тела превышает рекомендуемый максимальный, не следует огорчаться и отказываться от еды, а нужно больше времени уделять подвижным играм и занятиям спортом. Важным является двигательная активность человека. Малоподвижный образ жизни и пребывание дома в течение длительного периода времени может серьезно осложнить поддержание физической активности. Предложите упражнения, которые можно выполнять дома, помогут сохранить спокойствие и положительно влиять на здоровье |
Слушают учителя, получают информацию. Каждая группа демонстрирует вид одного упражнения. Примеры упражнений 1) ходьба 2) короткие разминочные упражнения 3) упражнения расслабления, дыхание и т.д. 4) наклоны туловища, рук т.д. 5) вращения |
Регулятивные – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Коммуникативные – формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли. |
|||||||||
Систематизация, рефлексия |
Люди с давних времён всегда заботились о своём здоровье и знали практически всё о пользе правильного питания. Произошли изменения, однако, правила, принципы рационального питания соблюдаются людьми и в наше время. Найти принципы правильного питания можно в поговорках и пословицах, а также в народных сказках и легендах, в рассказах и притчах. Пословицы и поговорки можно назвать пособиями по правильному питанию. В них заложен смысл, как и чем, питаться, например «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Можно найти много высказываний выдающихся людей о правильном питании. Например, Пифагор говорил: «”Только живая свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину”. Предложите пословица и поговорки о еде, правильном питании. |
Примерные ответы учащихся Щи да каша пища наша.
Овощи – кладовая здоровья Умеренная пища – отрада уму. Здоровье наше – овсяная каша. Аппетит приходит во время еды Кашу маслом не испортишь Война войной, а обед — по расписанию Хлеб всему голова Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу. |
Регулятивные – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
||||||||
Подведение итогов. |
В заключении урока, прошу вас сформулировать полностью тему нашего урока. Проанализируйте, какие факторы, которые влияют на наше здоровье мы сегодня обсуждали? Только ли о питании мы сегодня говорили. Правильное питание, двигательная активность, позволит ли это прожить человеку больше лет? Тема урока «Правильное питание, двигательная активность – залог долголетия» |
Примерные ответы учащихся Правильное питание Питание и двигательная активность. |
Регулятивные – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
||||||||
Домашнее задание |
Создать таблицу режима питания в течении 1 учебной недели. Записать её в тетрадь. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Личностные – развивать самостоятельность и личную ответственность. |
Используемые источники:
-
Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 4-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.
-
Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности -9 класс». М.: Дрофа, 2019.
-
Руководство по подготовке и проведению акции «Здоровое питание – активное долголетие» в рамках движения «Сделаем вместе», 2019 г. https://docplayer.ru/120489179-Rukovodstvo-po-podgotovke-i-provedeniyu-vserossiyskoy-akcii-zdorovoe-pitanie-aktivnoe-dolgoletie-v-ramkah-dvizheniya-sdelaem-vmeste.html
Приложение:
-
Карточки для составления меню
МБОУ ЖИРНОВСКАЯ СОШ
Технологическая карта урока по ОБЖ
Тема урока: “Пожары “.
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности 8 класс
Разработала Чумаченко Светлана Алексеевна
учитель ОБЖ
п.Жирнов
2019 год
Технологическая карта урока по ОБЖ 8 класс
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс
Тема урока: “Пожары “.
Цель урока: формирование умений школьников самостоятельно работать, изучать материал в процессе изучения. Классификации причин и условий возникновения пожаров.
Задачи урока:формирование знаний о «взрывопожарных объектах», источниках и последствиях возникновения ЧС, поражающих факторах.
Общеобразовательная: изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров и их последствия.
Воспитательная: Воспитывать осторожное отношение к огню, формировать навыки безопасного поведения.
Развивающая: развитие умений самостоятельно работать с разнообразной информацией.
Формируемые УУД: Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УДД, Познавательные УУД.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащийся научится классифицировать пожары;
определять условия возникновения горения
Метапредметные:
Регулятивные – моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации
Познавательные–понимать причины возникновения пожаров;
Коммуникативные–выявлять причинно-следственные связи опасных
ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека
Личностные: Осознанное выполнение правил безопасности в конкретной ситуации.
Средства обучения, демонстрации: компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, учебник.
Объём: 45 мин
Тип урока: комбинированный.
Место урока в теме: урок 4 из 9 уроков, отведённых на изучение раздела «Производственные аварии и катастрофы».
Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс М. П. Фролова, М.В.Юрьевой, В. П. Шолох под редакцией Ю.Л.Воробъева – М.: Вентана-Граф, 2015.
Этап урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции |
Цель работы на данном этапе |
Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды (УУД) |
Ориентировочно-мотивационный (15мин.) |
Учитель приветствует класс. Осуществляется межличностный контакт и создаёт комфортную психологическую атмосферу на уроке. Проверяет готовность к уроку. Нацеливает каждого ученика на решение учебных целей урока. Рассказ учителя: Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда. О какой техногенной ситуации идёт речь? -Определите тему урока. -Какую цель можно поставить? – Цель нашего урока – изучить причину, условия возникновения пожаров, их классификация. |
Учащиеся приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку. Концентрация внимания. Учащиеся слушают учителя Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. Создать условия для продуктивной деятельности, для усвоения новых знаний Формировать умение самостоятельно формулировать тему урока и его цели |
Регулятивные: Формировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: Владение приёмами и навыками общения со взрослыми Предметные: Развивать интерес к получению знаний. Личностные: Социально-психологического отношения с окружающими; |
Операционно-познавательный этап (20 мин.) |
1 этап. -Что такое «пожар»? -Чем пожар отличается от костра? Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. – При каких условиях возникает пожар? Проведение опыта. (Приложение №1.) Мы видим, что таких условий три: – горючее вещество; -источник воспламенения; -окислитель. Если будут выполняться все эти условия, то возникает пожар, но если хотя бы одно условие будет не выполнено, то пожар не возникнет. Для человека опасны пожары, которые происходят при возгорании зданий и сооружений. Поэтому очень важна характеристика огнестойкости строительных материалов. 2 ЭТАП. Рассмотрим схему № 2 на странице учебника 31. -На какие группы по степени огнестойкости делятся строительные и отделочные материалы? (горючие, трудногорючие, негорючие) Возьмите карточку №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Ваша задача провести соответствие материалов и групп. Проверяем, что у вас получилось. Первая группа озвучивает горючие материалы. Вторая – трудногорючие. Третья – негорючие. Пожары принято классифицировать: По внешним признакам горения; По месту возникновения; По масштабам и интенсивности По времени прибытия первых пожарных подразделений. Работа с учебником страница 29-36. Чтение текста учебника. А теперь возьмите карточку №2 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) Выполняем задание. Проверяем работу. 3 ЭТАП. Мы должны выяснить причины пожара в жилище и общественных зданиях, их последствия. Просмотр таблиц: (5 мин.) – Что нового узнали из таблиц? -Причины пожара в квартире? – Каковы ваши действия? -Как вызвать пожарную службу? 4 ЭТАП. Для того чтобы более подробно изучить, возникновение пожара не только в доме, но и в общественных местах, прочитайте материал в учебнике. Обсуждает информацию, которую они прочитали, обращает внимание на вопросы, возникшие во время прочтения материала. |
Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. |
Изучить причины, условия возникновения пожаров, их классификация. Совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал. |
Личностные: Развивать интерес к получению знаний; воспитание ответственного отношения к сохранению личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности. Регулятивные: Умение прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным признакам; моделировать ситуации. Предметные Познакомиться с причинами возникновения пожаров. Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками и взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности; умение работать в группах и строить взаимодействие и сотрудничество при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. |
Контрольно-коррекционный (5 мин.) |
Для закрепления материала предлагается. (Приложение № 4) На оценку «3» учащиеся выбирают задание на карточке №3. На оценку «4» или «5» выбирают задания с вариантами ответов. Карточка №4. |
Учащиеся работают самостоятельно. Ответы записывают на карточках. |
Личностные: Развить интерес к получению знаний. Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций и причины их возникновения. Предметные:познакомиться с последствиями пожаров. |
|
Рефлексивный этап (3 мин) |
Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация? Что вы узнали из сегодняшнего урока? Какие знания считаете важными? Учитель подводит итоги работы учащихся, выставляет оценки, оценивает работу класса и отдельных учащихся (активность, адекватность ответов, прилежание). Предлагает учащимся определить своё отношение к уроку с помощью рук. Урок понравился – поднятая рука и сверху другая рука. Не всё было ясно-поднятая рука, другая посередине руки. |
Обобщают полученные знания. Выделяют интересные этапы урока. Выделяют этапы, которые вызвали затруднения. Определяют своё отношение к уроку и к изученному материалу. |
Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Формирование Регулятивных УУД контроль, оценка. |
Личностные: Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими. Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками и взрослыми. |
Этап формулировки домашнего задания. (2 мин.) |
Составить памятку правила эвакуации из здания школы. Желающим подготовить сообщение «Крупные пожары в России». |
Записывают домашнее задание в дневник. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема учебного занятия, класс
Правила пожарной безопасности в образовательном учреждении
Форма учебного занятия
Способ организации учебной деятельности: практическое занятие
Цели занятия
личностные
метапредметные
предметные
Овладеть умениями оценивать ситуации, действовать в чрезвычайной ситуации. Развить интересы и способности учащихся
Формирование у учащихся первичных навыков правил поведения в случае возникновения пожара
Отработка последовательности действий при пожаре (эвакуации из здания).
Задачи занятия
личностные
метапредметные
предметные
Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении правил пожарной безопасности.
Провести рефлексию деятельности после изучения материала и проведение практической пробы.
Систематизировать знания учащихся об основных правилах поведения при эвакуации из здания Организовать работу в группах. Выслушать устные ответы учащихся на заданные загадки.
Организовать пробу, практическое действие, закрепление правил поведения при эвакуации из здания лицея «Синтон» до уровня первичных практических навыков по сигналу ГО и ЧС «Пожарная тревога»
Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные
Мотивация образовательной деятельности.
Осваивать новые правила и роли, учиться осмысливать чужое и свое поведение
Формирование умений работать в группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свои взгляды. Признавать право другого человека на иное мнение. Предоставить информацию в разных формах (план, схема)
Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованное решение и вырабатывать план действий при пожаре (эвакуации)
Основные понятия
сигнала ГО и ЧС «Пожарная тревога»,
план эвакуации,
«Пожарная тревога» (эвакуации из здания);
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Физика.
Работа в группах.
кейс с карточками для учащихся и задания на тему «Пожар в образовательном учреждении », звуковая запись сигнала ГО и ЧС «Пожарная тревога», карточка «План эвакуации из кабинета №34» (соответствует плану эвакуации 2, 3 этажа лицея «Синтон»), проектор, компьютер, класс с мобильной мебелью, фломастеры, бумага А 2, презентация, стикеры.
Этапы урока
(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)
Деятельность учителя / Используемые технологии
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1-й этап Организационно-мотивационный
Организует проявление интереса.
Задает загадки по противопожарной тематике. Выслушивает ответы, организует обсуждение. Корректирует, поправляет варианты ответов. Организует деятельность по целеполаганию (фиксирует понимание цели и задачи урока)
Добрый день, ребята.
Для того чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки.
Включает презентацию (приложение 1) слайд № 1
– Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.
– Мала, да зла и чуть свечу,
А как упаду – много горя принесу
– Пламя здесь стеной стоит
Очень страшное на вид.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай.
Молодцы! О чем будет наш урок?
Слушают (записывают). Задают вопросы на уточнение на понимание, обсуждают варианты ответов, представляют и орнаментируют их. защищают свою точку зрения (варианты). Предлагают свои варианты темы урока.
Записывают тему урока
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. Обобщают.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Слушать собеседника,отвечаю на загадки строить высказывания. Излагать свое мнение
Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной
Деятельности.
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания Самостоятельно исправлять ошибки
2-й этап Творческое применение и добывание знаний
Организует деятельность в группах. Поясняет основные цели и задачи, правила работы, используя раздаточный материал. Задает вопросы на уточнение и понимание. Согласовывает регламент работы. Осуществляет корректировку деятельности групп. Осуществляет хронометраж. Организует представление результатов и их защиту.
В экстремальной ситуации человек, тем более ребенок, может запаниковать, потерять способность логически мыслить. Он начинает допускать ошибки, поступает не так, как надо, и в итоге подвергает свою жизнь дополнительному риску. Что необходимо делать в такой ситуации? Сейчас вам предстоит работа в тех группах, в которых вы находитесь. Выберите лидера группы, который руководить вашей деятельностью.
Включает презентацию (приложение 1) слайд № 3 «План эвакуации» 2, 3 этажа лицея «Синтона»
Раздает материал (приложение 2).
– Составьте из этих картинок алгоритм действий, которые выражают ваше поведение, при возникновении чрезвычайной ситуации алгоритм действий по сигналу «Пожарная тревога».
Слушают, записывают. Знакомятся с заданием. Для групп задают вопросы на уточнение и понимание.
Готовят выступления.
Группе выдается ватман и маркеры, получают картинки, они должны выложить алгоритм на ватмане А2.
Классифицируют, устанавливают последовательность. Устанавливают причинно- следственные связи
Организует работу в группах по выполнению заданий. В группах учащиеся составляют план действий в виде плана- схемы, выносят его на обсуждение класса.
Понимать позицию другого, излагать свое мнение. Преодолевать конфликты, договариваться. Самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы
Представляют и защищают свою позицию (точку зрения) в том числе проект
Умение планировать алгоритм выполнения задания.
Умение слушать и понимать друг друга, оценивать по критериям.
Высказывать свою точку зрения в ходе социализации.
Умение передавать содержание в виде алгоритма.
3-й этап Представление результатов работы
Раскладывают правильный алгоритм на листе ватмана. Один учащийся из группы выходит к доске и защищает выполненную работу своей группы.
Представляют и обосновывают выбор наиболее правильного ответа.
Остальные группы слушают, сопоставляют со своими работами и задают вопросы.
3.1. Практическая проба.
Организует деятельность учащихся по сигналу «Пожарная тревога».
Обеспечивает безопасное сопровождение эвакуации. Организует наблюдение за действием учащихся при эвакуации., корректирует действие, отвечает на вопросы.
Задает вопросы на уточнение и понимание. Организует деятельность учителя по сигналу «Пожарная тревога»
(Звучит сигнал)
Включает презентацию (приложение 1) слайд №13
Внимание! Внимание! Пожарная тревога!
Всем покинуть здание
Учитель дает команды:
– Сохраняйте спокойствие. Всем встать. Одеть ватно-марлевую повязку (защитить органы дыхания).
С правого стола по одному выйти из класса.
Построиться в коридоре в колонну по одному у кабинета 33, направляющий учащийся (ФИО).
Я закрою окна, выключу свет, плотно закрою дверь. И выйду к вам.
Учитель с классным журналом следует за последним эвакуируемым учащимся. Учитель открывает кабинет 33 и дает команду: направляющийся (ФИ) двигается через кабинет 33. В колонне по одному осуществляем эвакуацию через пожарную дверь в кабинете 33. На улице построение в колонну по два по направлению спортивной площадки.
Переход на спортивную площадку, место построения и проверка учащихся.
После переклички учитель должен сообщить администрации лицея о наличии учащихся в классе.
Слушают. Задают вопросы на уточнение, Смотрят презентацию, рассказывают свои ошибки в алгоритме и раскладывают правильный алгоритм на листе ватмана.
Смотрят презентацию, рассказывают свои ошибки в алгоритме и раскладывают правильный алгоритм, сравнивают. представляют информацию в виде план- схемы.
проявляют свою позицию в ответах, обсуждают, анализируют и согласовывают, принимают единый алгоритм деятельности по сигналу «Пожарная безопасность».
Корректируют свое мнение. Вырабатывают единое решение
Слушают. Рассказывают свои ошибки в алгоритме и раскладывают правильный алгоритм.
Как осознанную деятельность обеспечивающая безопасность коллективного и индивидуального выживания.
Один учащийся из группы выходит к доске и защищает выполненную работу своей группы.
Остальные группы слушают, сопоставляют со своими работами и задают вопрос
Представляют и обосновывают выбор наиболее правильного ответа.
Выдвигают версии. С сверяются со своими работами с другими группами. Приходят к единому решению.
Формирование самооценки и взаимооценки через организацию работы в группе, отработки практических действий учащихся при эвакуации. Анализ, сравнение, обобщение. Выполнение действий по алгоритму. Осознание ответственности за общее дело.
4-й этап Рефлексия
Предлагает листы рефлексии /
Организует процесс индивидуальной самооценки прожитого совместной деятельности на уроке.
Закончите предложения, как можно сохранить свою жизнь во время пожара в здании и эвакуации из него по сигналу «Пожарная тревога».
Учитель вывешивает на доску плакаты с предложениями:
Надо мне уметь…
Надо мне знать…
Надо мне действовать…
Ученикам выдаются стикеры, где учащиеся должны написать свой ответ и приклеить на выбранный плакат.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Выполняют задания на листах и вывешивают их на доске. Задают вопросы на уточнение, проявляют свою позицию в ответах
Надо мне уметь…
– предвидеть и распознавать пожарную опасность и, по возможности, избегать ее.
Надо мне знать…
– об окружающих нас пожароопасных ситуациях и собственных возможностях.
Надо мне действовать…
– грамотно, решительно, без паники
Выражение своих мыслей. Формулирование и аргументация своего мнения
Контроль и оценка и результатов деятельности
Заполняют листы рефлексии
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс
Тема: Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
УМК: С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.А. Марков «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рабочая программа разработана на основе Госстандартов среднего общего образования.
Цель урока: формирование умений школьников самостоятельно работать, изучать материал в процессе изучения причин. Классификации, условий возникновения пожаров.
Задачи урока:
Общеобразовательная: изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров и их последствия.
Воспитательная: Воспитывать осторожное отношение к огню, формировать навыки безопасного поведения.
Развивающая: развитие умений самостоятельно работать с разнообразной информацией.
Формируемые УУД: Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УДД, Познавательные УУД.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: причины, классификацию, условия возникновения пожаров.
Уметь:
Личностные: развивать умение оценивать содержание, исходя из социальных , личностных и нравственно-этических норм.
Метапредметные: совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме.
Средства обучения, демонстрации: компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, учебник.
Объём : 1 час.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в теме: урок 4 из 9 уроков, отведённых на изучение раздела «Производственные аварии и катастрофы».
Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс.
Этап урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции |
Цель работы на данном этапе |
Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды (УУД) |
Организационный момент (2 мин.) |
Учитель приветствует класс. Осуществляется межличностный контакт и создаёт комфортную психологическую атмосферу на уроке. Проверяет готовность к уроку. |
Учащиеся приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку. Концентрация внимания. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Регулятивные: Формировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: Владение приёмами и навыками общения со взрослыми |
Актуализация знаний. (2мин.) |
Нацеливает каждого ученика на решение учебных целей урока. Рассказ учителя: Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда. |
Учащиеся слушают учителя. |
Создать условия для продуктивной деятельности, для усвоения новых знаний. |
Личностные: Социально-психологического отношения с окружающими; Регулятивные: Сформировать отношения с окружающими; Коммуникативные: Владение приёмами и навыками общения со сверстниками и взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности; умение работать в группах и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. |
Сообщение темы и цели урока. (2мин) |
-О какой техногенной ситуации идёт речь? -Определите тему урока. -Какую цель можно поставить? – Цель нашего урока- изучить причину, условия возникновения пожаров в жилых помещениях, их классификация. |
Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. |
Формировать умение самостоятельно формулировать тему урока и его цели. |
Личностные: Развивать интерес к получению знаний. Коммуникативные: Владение приёмами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности. |
Изучение нового учебного материала (18 мин) |
1 этап. -Что такое «пожар»? -Чем пожар отличается от костра? Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. – При каких условиях возникает пожар? Проведение опыта. (Приложение №1.) Мы видим, что таких условий три: – горючее вещество; -источник воспламенения; -окислитель. Если будут выполняться все эти условия, то возникает пожар, но если хотя бы одно условие будет не выполнено, то пожар не возникнет. Для человека опасны пожары, которые происходят при возгорании зданий и сооружений. Поэтому очень важна характеристика огнестойкости строительных материалов. 2 ЭТАП. Рассмотрим схему № 8 на странице учебника 27. -На какие группы по степени огнестойкости делятся строительные и отделочные материалы? (горючие, трудногорючие, негорючие) Возьмите карточку №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Ваша задача провести соответствие материалов и групп. Проверяем, что у вас получилось. Первая группа озвучивает горючие материалы. Вторая-трудногорючие. Третья – негорючие. Пожары принято классифицировать:
Работа с учебником страница 29-32. Чтение текста учебника. А теперь возьмите карточку №2 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) Выполняем задание. Проверяем работу. 3 ЭТАП. Мы должны выяснить причины пожара в жилище и общественных зданиях, их последствия. Просмотр видеороликов: «СПАСИК», «Правила поведения при пожаре» (5 мин.) – Что нового узнали из видеоролика? -Причины пожара в квартире? – Каковы ваши действия? -Как вызвать пожарную службу? 4 ЭТАП. Для того чтобы более подробно изучить, возникновение пожара не только в доме, но и в общественных местах, прочитайте материал в учебнике. На полях ставьте условные значки: +;-;? (приём Инсерт «Реализация смысла» («Условные значки»). Обсуждает информацию, которую они прочитали, обращает внимание на вопросы, возникшие во время прочтения материала. |
Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. |
Изучить причины, условия возникновения пожаров, их классификация. Совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал. |
Личностные: Развивать интерес к получению знаний; воспитание ответственного отношения к сохранению личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности. Регулятивные: Умение прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным признакам; моделировать ситуации. Познавательные: Познакомиться с причинами возникновения пожаров. Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками и взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности; умение работать в группах и строить взаимодействие и сотрудничество при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. |
Закрепление учебного материала (12мин.) |
Для закрепления материала предлагается. (Приложение № 4) На оценку «3» учащиеся выбирают задание на карточке №3. На оценку «4» или «5» выбирают задания с вариантами ответов. Карточка №4. |
Учащиеся работают самостоятельно. Ответы записывают на карточках. |
Личностные: Развить интерес к получению знаний. Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций и причины их возникновения. Познавательные: познакомиться с последствиями пожаров. |
|
Подведение итогов (2 мин) |
Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация? Что вы узнали из сегодняшнего урока? Какие знания считаете важными? Учитель подводит итоги работы учащихся, выставляет оценки, оценивает работу класса и отдельных учащихся (активность, адекватность ответов, прилежание). Предлагает учащимся определить своё отношение к уроку с помощью рук. Урок понравился – поднятая рука и сверху другая рука. Не всё было ясно-поднятая рука, другая посередине руки. |
Обобщают полученные знания. Выделяют интересные этапы урока. Выделяют этапы, которые вызвали затруднения. Определяют своё отношение к уроку и к изученному материалу. |
Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Формирование Регулятивных УУД контроль, оценка. |
Личностные: Социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми.) Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими. Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками и взрослыми. |
Задание на дом. (2 мин.) |
|
Записывают домашнее задание в дневник. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Приложение №1.
Лабораторный опыт. «Без воздуха огонь не горит.»
Цель: показать, что без доступа воздуха огонь гаснет.
Материалы и оборудование: плоская свеча, прозрачная колба
А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Что можно использовать, чтобы лишить огонь воздуха? Правильно, плотную ткань, например, одеяло.
Приложение №2.
ГИПСОКАРТОН |
Горючие |
|
ЖЕЛЕЗО |
||
ПЛАСТИК |
||
ВАТА |
Трудногорючие |
|
СТЕКЛОПЛАСТИК |
||
МРАМОР |
||
ДРЕВЕСИНА |
||
БЕТОН |
Негорючие |
|
КАМЕНЬ |
||
БУМАГА |
||
СТЕКЛО |
||
ДСП |
||
ПЕСОК |
Приложение №3.
Карточка №2
Определите по внешним признакам вид пожаров:
-
Из окон здания идёт дым, огня не видно; ( Внутренний)
-
Из окон здания идёт дым, видно пламя; (Наружный)
-
Горит штабель лесоматериалов на открытой площадке; (Открытый)
-
Из окон здания идёт небольшой дым; внутри здания огонь не видно, но внутри концентрация дыма очень высокая; (Внутренний скрытый)
-
Из окон здания идёт дым, внутри здания горит мебель. (Внутренний открытый)
Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костёр и бросают в огонь бумагу, пластмассовую упаковку и баллончики из –под аэрозолей:
-
Остановлюсь, объясню им, что это опасно;
-
Пройду мимо;
-
Попытаюсь занять их чем –то другим;
-
Затушу костёр.
Карточка №3.
Условия задания: На картинке представлена обстановка на домашней кухне. При отсутствии контроля со стороны старших на ней оказался маленький ребёнок, который стал проявлять чрезмерное любопытство к кухонным предметам. Внимательно рассмотрев картинку, вам надлежит привести всё в соответствие с правилами и нормами безопасности, ответив на следующие вопросы:
Вопрос 1: Отыщите 10 нарушений правил безопасности, опасных для ребёнка.
1.___________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________________________
8.___________________________________________________________________________________
9.___________________________________________________________________________________
10.__________________________________________________________________________________________
Карточка №4.
Задание1
Вопрос: При каких условиях может протекать процесс горения?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) При возможности теплообмена
2) При непрерывном притоке горючего материала
3) При наличии горючего материала, окислителя и источника воспламенения
4) При наличии взрывоопасной газовоздушной смеси
Задание 2
Вопрос: Что такое пожар?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровья людей
2) Химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделение большого количества тепла и световым излучением
3) Спонтанное возгорание.
Задание 3
Вопрос: Перечислите пожароопасные объекты
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Объекты химической промышленности
2) Объекты текстильной промышленности
3) Школы
4) Больницы
Задание 4
Вопрос: Огненный шторм – это…
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Сильный пожар, возникший в крупном здании или сооружении
2) Устойчивый пожар, охвативший более 90% зданий какого-либо участка застройки
3) Совокупность отдельных пожаров, охватывающих более 25% зданий на каком-либо участке застройки
Задание 5
Вопрос: Что такое горение?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты и световым излучением
2) Процесс быстрого освобождения энергии в ограниченном объёме
3) Среднее между первым и вторым вариантом