Как составить технологическую карту по изобразительному искусству

Доклад на тему: «Технологическая карта
урока ИЗО

в условиях ФГОС»

Докладчик: Шарикова Ирина Сергеевна,

 учитель изо МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»,

 г. Губкин Белгородской области

В данном докладе раскроем как составлять
технологическую карту урока ИЗО на примере темы в 5 классе: «Декор русской
избы», в соответствии с основными положениями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.

Технологическая карта
урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая
структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут
быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы
организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и
деятельность обучающихся. Технологическая карта обеспечивает эффективное и
качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ
на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по
темам. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и
личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с
требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку
учителя к уроку.

Задача технологической
карты – отразить “деятельностный подход” в обучении. На каждом этапе урока
учитель отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

Технологическая карта
позволит учителю:

·        реализовать
планируемые результаты ФГОС второго поколения;

·        системно
формировать у учащихся универсальные учебные действия;

·        проектировать
свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от
поурочного планирования к проектированию темы;

·        на
практике реализовать межпредметные связи;

·        выполнять
диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе
освоения темы.

Основная задача, которая стоит перед учителем изо, –
это увлечение искусством. Творческое развитие ученика опирается на развитие его
наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения
художественного образа как выражения своего отношения к реальности.

Каждый урок начинается с теоретической части,
предназначенной для беседы и восприятия произведений данной темы с
использованием мультимедийных презентаций и музыкального сопровождения
(музыкальный фон), что очень увлекает детей и способствует развитию
познавательного интереса к предмету, к новым знаниям и умениям, формирует
познавательные и социальные учебные мотивы, устремляет ученика к приобретению
новых знаний и умений, нацеливает на творческое решение учебных и практических
задач, умение искать оригинальное решение, самостоятельное выполнение различных
художественно-творческих работ и заканчивается обобщающим материалом. Каждая
тема сопровождается вопросами, которые акцентируют основные положения и
предполагают размышления учащихся.

На этапе работы с учебником учащиеся овладевают
умениями рассматривать иллюстрации к книгам, репродукции картин известных
художников, что ведет к развитию наблюдательности, творческих способностей,
самостоятельности; школьники учатся видеть в обычном предмете или объекте
искусства что-то особенное, анализировать, сравнивать.

К современному уроку спрогнозированы планируемые
предметные и метапредметные результаты освоения содержания программы. В уроке
изобразительного искусства по ФГОС тщательно продумано, какими средствами и
приемами на каком этапе будет осуществляться формирование у учащихся универсальных
учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных,
обеспечивающих умение учиться и закладывающих основу учебной деятельности
школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умений принимать,
сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать
учебные действия и результат. Рефлексивная деятельность развивает умение
адекватно оценивать свои учебные достижения и эмоциональное состояние; осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной
деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических
ценностей.

Технологическая карта урока

Тема

Декор русской избы

Педагогическая
цель:

Познакомить
учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её
конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной
культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности.
Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном
материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Тип
урока

Урок
изучения новых знаний.

Планируемые
результаты (предметные ПР)

Понимать
специфику образного языка ДПИ. Использовать
символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции.
Выполнять
эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять
графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций
(лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм,
симметрия) в творческой работе

Личностные
(ЛР)

– Уважительно относиться к культуре
народного искусства;

– понимать роли культуры и  искусства в
жизни человека;

– уметь наблюдать и фантазировать при
создании образных форм;

– уметь сотрудничать с товарищами
в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;


уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения

УУД  
Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

– овладеть умением
творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;

– стремиться к
освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

– овладеть умением
вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой
работы;

– использовать
средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

– уметь планировать и
грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

– находить варианты
решения различных художественно-творческих задач;

– уметь рационально
строить самостоятельную творческую деятельность,

– уметь организовать
место занятий.

Основное
содержание темы, понятия, термины.

Единство
конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и
образный строй избы.

Образовательные
ресурсы.

В/ф
«Народные промыслы» Презентация «Русская изба». Иллюстрации с изображениями
русских народных изб, теремов из русских народных сказок. Акварель, восковые
мелки, кисти, бумага.

Ход урока.

Этап
урока /

учебная
ситуация

Результат
этапа

Цель
этапа

 Взаимодействие
в образовательном процессе

Действия
педагога

Действия
обучающихся

1.Самоопределение
к деятельности.

Орг.
момент.

Готовность
к уроку.

(Контроль,
взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование
и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к
предстоящей деятельности на уроке.

Организует
ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.
Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет
оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность
выбора учебных принадлежностей,

-правильность
и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность
подготовки,

-настрой
на урок.

2.
Актуализация знаний, мотивация.

Осознание
необходимости получения новых знаний.

Определение
границ знания и незнания.

Беседа
о традициях русского зодчества, понятии «изба».

Объясняют
смысл понятия «изба».

3.
Постановка учебной задачи.

Представления
обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование
и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную
цель и тему урока.

-Как
вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам
не хватает для изображения русской избы?

Проговаривают
тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу,
предполагают свои действия.

4.
Решение учебной задачи.

Новое
знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Трёхчастная структура и образный строй избы.

Формирование 
и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового
знания.

Знакомство
с основными элементами русского жилища, их символическим значением.
(Презентация.  Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о выборе места под
усадьбу, освящении специальной символикой.

Участвуют
в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Анализируют
новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора
места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина.

5.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение
применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование 
и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.


При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы
жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в
узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

С.
4 РТ или рисование избы. Применение графических
материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность,
обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в
творческой работе

6.
Оценка.

Умение
определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование 
и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.


Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка
рисунков (самооценивание).

Просмотр
и обсуждение выполненных работ.

7.
Итог. Рефлексия деятельности.

Умение
соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование 
и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа
по вопросам:

– Для чего люди наполняли своё жилище различными
образами?

– Какие орнаментальные ряды использовались при
украшении окон, дверей, фронтона дома?

Участвуют
в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8.
Домашнее задание.

Использование
нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование 
и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение
раннеусвоенных ЗУНов

-Подобрать
иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Запись
д/з в дневник.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:Технологическая карта урока ИЗО: оформляем по всем правилам

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока Конспект урока
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения. Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Характеристика этапов урока

Технологическая карта урока ИЗО: оформляем по всем правилам

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Цель урока
  7. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  8. Актуальность использования средств ИКТ.
  9. Виды используемых средств ИКТ.
  10. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  11. Организационная структура урока.

Технологическая карта урока ИЗО: оформляем по всем правилам

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока.

Технологическая карта урока ИЗО: оформляем по всем правилам

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока

Технологическая карта урока ИЗО: оформляем по всем правилам

Источник: https://academy-prof.ru/blog/tehnologicheskaja-karta-uroka-po-fgos

Технологическая карта по уроку изо

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий; — учиться выполнять различные роли в паре и группе.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке; — отличать верно выполненное задание от неверного; — уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, — находить варианты решения различных художественно-творческих задач; — уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе; — уметь организовать место занятий.

Учебное заведение: ГККП «Детский сад «Ивушка» Краткое описание работы: научить украшать платье; развивать это умение, используя различные приемы: ватные палочки.; воспитывать эстетический вкус.

Технологическая карта урока ИЗО по теме по «Виды народного искусства»

«Русские художественные промыслы» (энциклопедия) М.С.Шинкарук, «Каждый народ –художник» Л.А.Неменская Личностные : Потребность в творческом самовыражении и самореализации, Доброжелательное позитивное отношение к историческому наследию народного искусства Предметные: Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Выражают смысл ситуации различными средствами рисунка.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему: Технологическая карта урока изобразительного искусства

  1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Литература, окружающий мир. Материалы : белый или цветной лист бумаги.

Инструменты: кисти, карандаш, ластик, ножницы, кисточка для клея и др.

Технологическая карта к уроку изобразительное искусство

Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся.

Проверка подготовленности учеников.

«Русские художественные промыслы» (энциклопедия) М.С.Шинкарук, «Каждый народ –художник» Л.А.Неменская Личностные : Потребность в творческом самовыражении и самореализации, Доброжелательное позитивное отношение к историческому наследию народного искусства Предметные: Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Выражают смысл ситуации различными средствами рисунка.

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) на тему: Технологическая карта урока ИЗО

( баран ) Сзади розовый крючок. Угадайте, это ( поросёнок) Не кузнец, не плотник, А первый на селе работник.

  • ( конь) — Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки.
  • Учащиеся учатся соблюдать правила игрового поведения, — формулировать выводы из изученного материала, — будут учиться применять знания и умения на практике при раскрашивании глиняной игрушки.
  • (индюк ) Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога.
  • ( баран ) Сзади розовый крючок.

Угадайте, это ( поросёнок) Не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. ( конь) — Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки.

Учащиеся учатся соблюдать правила игрового поведения, — формулировать выводы из изученного материала, — будут учиться применять знания и умения на практике при раскрашивании глиняной игрушки.

Технологическая карта урока по теме — Виды портретов

Учитель дополняет и систематизирует ответы учеников. Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.

Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека. Перед вами портреты великих художников. Я буду рассказывать о картине, не называя ее, а вы догадайтесь, о каком портрете я говорю.

Источник: http://strahovkalux.ru/tehnologicheskaja-karta-po-uroku-izo-87434/

Технологическая карта по уроку изо

Тема урока: «Узор на крыльях бабочки» ЦЕЛЬ УРОКА: украсить крылья узором.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему: Технологическая карта урока изобразительного искусства

  • План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему: Технологическая карта урока изобразительного искусства
  • Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему » Рисование зайца» Предварительный просмотр: Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе Тип урока: Изучение нового материала Способствовать формированию интереса к художественно — творческой деятельности.

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение зайца.

Образовательные : 1) познакомить со строением зайца; сформировать представления о его строении; 2) сформировать умение выполнять рисунок зайца; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану ; 3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией, тоном, пятном, мазком.

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; — участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; — иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок и фактур в природе. — стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему: Технологическая карта урока изобразительного искусства

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему: Технологическая карта урока изобразительного искусства

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему » Рисование зайца» Предварительный просмотр: Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе Тип урока: Изучение нового материала Способствовать формированию интереса к художественно — творческой деятельности.

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение зайца.

Образовательные : 1) познакомить со строением зайца; сформировать представления о его строении; 2) сформировать умение выполнять рисунок зайца; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану ; 3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией, тоном, пятном, мазком.

Технологическая карта урока по теме — Виды портретов

Технологическая карта урока по теме «Виды портретов» Цели для ученика:

  1. уметь различать виды портрета, иметь представления об истории портрета;
  2. познакомиться с понятием, видами портрета, великими произведениями портретного искусства разных эпох;
  3. рассказывать о своих художественных впечатлениях.

Тип урока: формирование новых знаний Форма урока: беседа, частично- поисковая Опорные понятия, термины: портрет Новые понятия: разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный, автопортрет, психологический Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимокотроль Домашнее задание: Подобрать иллюстрации изображение портретов в живописи.

Принести краски, кисти, альбом, ножницы, клей, шерсть черную, коричневую. Технологическая карта урока Универсальные учебные действия Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей – Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

— сформировать первичные представления о витраже (история, тематика, типы и стили витражей) — помочь учащимся осознать роль витража в интерьере; — сформировать практические навыки работы в конкретном материале (акварель, гуашь, пластилин, стекло, кисти).

— организовать деятельность по созданию витражной композиции. — организовать деятельность по самоанализу Планируемые результаты (предметные ПР) — учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража.

— объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Развитие познавательного интереса детей к народному искусству через роспись хохлому и гжель.

Приобщение к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей. Основные термины и понятия: Декоративно-прикладное искусство, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Палех.

Источник: http://pravo-38.ru/tehnologicheskaja-karta-po-uroku-izo-76633/

Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Технологическая карта отвечает на вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.
  • В какой последовательности выполняются операции.
  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
  • Результат выполнения каждой операции.
  • Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.

Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

(Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006.)

ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.

Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

Эта необходимость определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.

Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.

В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация субъективного опыта учащихся
  4. Изучение новых знаний и способов деятельности
  5. Первичная проверка понимания изученного
  6. Закрепление пройденного материала
  7. Применение изученного материала
  8. Обобщение и систематизация
  9. Контроль и самоконтроль
  10. Коррекция
  11. Домашнее задание
  12. Подведение итогов учебного занятия
  13. Рефлексия.

При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
— Этап организации учебного занятия;
— Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
— Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
— Этап подведения итогов учебного занятия;

— Рефлексия.

  • Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
  • Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.
  • Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.
  • ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
  • Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.
  • Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.
  • ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.

  1. Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
  2. Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
  3. КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
  4. Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.

К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

  • 4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  • Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.

Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной.

При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.

Источник: https://ayratmusin.ru/bez-rubriki/tekhnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos.html

Технологическая карта урока по ИЗО «Кружево. Рисуем нитками»

Тема урока Кружево (Нетрадиционная техника рисования ниткой и красками)
Цель урока Расширить представления о рукоделии: кружева
Планируемые результаты:
— располагать рисунки на листе бумаги; развивать умения передавать форму и цвет объектов -формировать умение анализировать работы, создавать яркий, неповторимый художественный образ
  1. Регулятивные: — в диалоге с учителем принимать учебную задачу; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
  2. Познавательные — ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации; проводить сравнение и анализ.
  3. Коммуникативные — использовать простые речевые средства; включаться в диалог; отвечать на вопросы учителя.
Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики
Тип урока ОНЗ
Форма урока Урок-беседа и урок-творчество
Основные термины и понятия «кружево»
Используемые образовательные технологии Здоровьесберегающие; игровые
Домашнее задание Не задано
3. Организационно-деятельностный этап
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
1) Организационный этап. Здравствуйте, ребята! сегодня у нас последний урок — ИЗО. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожмите руку соседа! Приветствуют учителя и садятся за парты в определённой последовательности Коммуникативные: взаимодействие с партнером
2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Чему мы должны научиться на уроке ИЗО? Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Рисовать Узнать что-то новое и нарисовать картину Регулятивные: целеполагание и планирование Коммуникативные: умение вступать в диалог
3) Актуализация знаний. Посмотрите на слайд и скажите: какие цвета вам уже знакомы? Есть у нас основные цвета – это какие? При их смешивании получится другой цвет. Дополнительные цвета – это какие цвета? Основные и дополнительные цвета называют –хроматические- цветные. Примеры Есть ещё ахроматические цвета –Их называют тонами. Т.к. они нейтральные, бесцветные. Также, существуют цвета –тёплые и холодные. Теплые похожи на огонь, солнце. Холодные – трава, вода.
  • Называют
  • Желтый, синий, красный
  • Это цвета, которые получились из основных цветов.

Красный, синий, желтый т.д. Белый, черный, серый. Называют

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: умение вступать в диалог
4) Первичное усвоение новых знаний. Рассмотрите представленные изображения. Что это? О чём мы сегодня будем говорить? Рассмотрите изображения. Из чего плетут кружева? Лёгкая ли это работа? Видео про вологодские кружева
  1. Рукоделие -кружево
  2. О кружеве
  3. Отвечают
  4. Смотрят
Регулятивные: составить план действий по решению проблемы Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний
5) Первичная проверка понимания. Из чего же были сделаны кружева? Чем мы будем сегодня рисовать? Рассмотрите картины, которые получаются в технике рисования нитью. Что в них особенного? Выполним работу Нитку произвольно и плавно опускаем в блюдце с чернилами. Так же плавно над блюдцем поднимаем прокрашенную нитку (если резко, то могут быть брызги, или ниточка запутается). На вытянутой руке держим нить над листом бумаги и произвольно опускаем нитку. Когда между плоскостью листа и рукой останется см. 10-15, то накрываем лежащую на бумаге нитку вторым листом бумаги, слегка прижимаем второй рукой и в любую сторону вытягиваем нитку. Всё готово!
  • Из ниток
  • Нитками и красками
  • Отвечают
  • Поэтапно выполняют вместе
  • с учителем
Коммуникативные: умение вступать в диалог Регулятивные: составить план действий по решению проблемы
6) Рефлексия (подведение итогов занятия).
  1. Как сегодня звучала тема нашего урока?
  2. Чьи работы наиболее творческие?
  3. Оцените свою деятельность на уроке с помощью смайликов и жестов.
  • Кружево
  • Показывают, выбирают
  • Оценивают
Коммуникативные: умение вступать в диалог Личностные: осознавать суть социальной роли ученика/самооценка

Источник: https://mir-olymp.ru/publication/tekhnologicheskaia-karta-uroka-po-izo-kruzhevo-risuem-nitkami.html

Урок 29. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИЗАЙНА

Цели
деятельности
педагога

Расширить представление о дизайне как о виде современного изобразительного искусства, средствах художественной выразительности дизайна, познакомить с основными видами дизайна, основными требованиями к дизайнерской работе; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы; учить выполнять эскизы, находить гармоничные сочетания цветов; развивать речь, память, мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности; прививать интерес к предмету

Тип урока

Освоение нового материала

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Дизайн промышленный, графический, дизайн среды, дизайн костюма

Демонстрационный материал

Учебник, мультимедийная презентация по теме

Оборудование

Учебник, альбом, карандаши

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с историей возникновения дизайна; узнают об основных видах дизайна; закрепят умение работы карандашами, находить гармоничные сочетания цветов; научатся умению использовать для решения познавательных задач различные источники информации.

Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге
с учителем успешность выполнения задания;
познавательные – научатся находить необходимую информацию
в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы;
коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма
организации взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– В современном мире термин «дизайн» мы слышим постоянно. Что же он означает? Почему в наше время профессия дизайнера очень распространена? Выясним сегодня на уроке

Слушают учителя,

отвечают

на вопрос

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятель-
ности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Изучение нового мате-риала

Рассказ-со-общение «История
дизайна»

Заслушивает рассказ-сообщение об истории дизайна, подготовленный учащимися

Рассказывают об истории дизайна, слушают одноклассников, анализируют информацию

Фронтальная

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно читать тексты с целью освоения
и использования инфор-мации, составлять сооб-щения.

Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Устные ответы

Коллективное рассуждение «Что такое дизайн?»

– Так что же такое дизайн?

Заслушивает формулировки учащихся.

– Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира

Фронтальная

Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя

Устные ответы

Познавательно-информа-ционная беседа «Задачи, стоящие перед дизайнером»

– Какие задачи стоят перед дизайнером?

Заслушивает ответы учащихся. 

– Создание новой вещи – сложный творческий производственный процесс, в котором участвуют учёные, инженеры и дизайнеры.
Дизайнер задумывает вещь, не только её форму, но и характер пользования ею, специфику и место среди других вещей, а еще её потребительские и товарные свойства. В итоге проектируемый предмет должен быть полезным, удобным, красивым, простым в изготовлении, легким в упаковке и т. п.

Участвуют

в беседе, рассуждают, анализируют инфор-
мацию,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.

Коммуникативные: 
научатся вступать в учебное сотрудничество,
слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока

Устные ответы

Словесно-иллюстра-тивный рас-сказ «Основные виды
дизайна».

Просмотр мультиме-дийной презентации

– Существуют разные виды дизайна. К основным относятся промышленный дизайн,
графический дизайн, дизайн среды, дизайн
костюма
.

Показывает слайды. 

Промышленный дизайн – это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого. Графический дизайн – это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы. Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов. Дизайн одежды – моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ. Мода – это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества.
Дизайн среды включает фитодизайн, ланд-шафтный дизайн, световой, информационный и т. п., то есть все виды дизайна, связанные
с эстетическим и художественным оформлением окружающей среды.
 

Рассмотрите некоторые работы дизайнеров и поделитесь своими впечатлениями о них

Участвуют

в беседе, смотрят презентацию, рассуждают, анализируют инфор-
мацию,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательны: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать информацию.

Коммуникативные: 
научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

III. Творческая практическая
деятельность

Беседа «Что мы будем
делать».

Просмотр мультиме-дийной презентации

– Сегодня вы попробуете себя в роли дизайнеров костюма. Понятие дизайн костюма часто определяют или дополняют такими понятиями, как «одежда», «мода» и «стиль». Действительно, костюм – это одежда как в ее повседневном, так и в праздничном исполнении. Мода же, в свою очередь, диктует актуальность костюму согласно настроениям и веяниям эпохи. Мода, помноженная на индивидуальный стиль, дает причудливые результаты в создаваемых моделях одежды: выразительные и непохожие крои, причудливые сочетания цветов, фасонов и аксессуаров.

Показывает слайды. 

Одним из основных условий возникновения художественных качеств одежды является единство всех элементов ее формы, то есть соразмерность, согласованность, соподчиненность, что обеспечивает целостное восприятие формы. Средством объединения элементов формы в гармоничное целое являются ритм, пропорции, масштабность, контраст, нюанс, симметрия. Чередование контрастных цветовых пятен создает активную хроматическую композицию, обеспечивает выразительное образное звучание костюма. Дизайнер должен уметь гармонично сочетать разные элементы одежды. Рассмотрите женские и мужские костюмы и ответьте на вопросы:

– Как соотносятся разные части костюма?
(Например, длина юбки и блузки, форма воротника и манжет и т. п.)

– Какие сочетания цветов присутствуют в костюме?

– Какие ощущения вызывают эти сочетания цветов у вас?

– Что в данном костюме является композиционным центром?

– Какую роль играют аксессуары в данном костюме?

Участвуют

в беседе, смотрят презентацию, рассуждают, анализируют инфор-
мацию,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать, анализировать информацию.

Коммуникативные: 
научатся формулировать ответы на вопросы, рассуждать, воспринимать
чужое мнение, аргументировать свой ответ

Устные ответы

Практическая работа

Педагог наблюдает, советует, отвечает
на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Разработайте модели одежды разного назначения

Выполняют задание

Индивидуальная

Регулятивные: научатся сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.

Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнитель-ными источниками информации

Рисование
эскизов моделей одежды

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы

В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение разработок учащихся.

– Мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства – дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Что же вам запомнилось?

Организует беседу по вопросам (учебник,
с. 139)

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

Отвечают

на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о рисунке.

Коммуникативные:
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы

Домашнее
задание

Учебник (с. 134–139)

Записывают задание

Индивидуальная

Наблюдение

Тема урока: Пейзаж в живописи .

Класс – 5 – 6

Учитель – Медведева И.В.

Автор УМК_ Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С.

Цель урока: Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с видами пейзажа, развитие эстетического восприятия природы и её отображение в произведениях различных видов искусства. Выставка этюдов с пейзажным мотивом «Зима в парке» .

Задачи:

Личностные:

Формирование основ экологической культуры

Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование и развитие экологического мышления и умения применять его в социальной практике

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,

Оборудование:

аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

Эпиграф сегодняшнего урока будут слова Леонардо да Винчи

«Живопись спорит и соревнуется с природой».

Давайте вспомним, что такое живопись (ответ детей)

Слово «Живопись» произошло от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает это выражение?

– Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы.

– Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Картина»

– Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней или сад и облака,

Или снежная равнина или поле и шалаш

Обязательно картина называется …

– Что такое пейзаж?

– пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу

-Кто попробует сформулировать тему урока?

Ученики формулируют содержание темы урока

– живопись это вид изобразительного искусства основной художественной выразительности языка живописи является цвет.

– ответ учащихся

– пейзаж

– ответы учащихся

Пейзаж в живописи.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

Постановка учебной задачи

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

– Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже?

– Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить?

Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

«Открытие» обучающимися нового знания

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

– Назовите известные вам картины пейзаж и художников написавших их.

И.И. Шишкин «Корабельная роща», А.К. Саврасов «Рожь», И. Левитан «Золотая осень»,

А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Поленов

«Московский дворик»

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает посмотреть слайды презентации.

Какие краски использует художник для создания веселого, легкого настроения картины?

А для передачи грустного настроения картины?

Как художник изображает предметы находящиеся на переднем плане картины и на заднем? Почему?

Как вы понимаете слова Р. Г.де ла Серна

“Пейзажист может работать спокойно – природа никогда не настаивает на сходстве»?

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Физкультминутка

Выполнение движений в соответствии с презентацией

Личностные

Творческая практическая деятельность.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

– О чём будет рассказывать наш пейзаж?

– Мы будем писать этюд с пейзажным мотивом «Зима в парке» .

Выполняя свой пейзаж

  • вы потренируетесь в выборе формата бумаги, использовании композиционных приемов при заполнении пространства

  • научитесь применять правила перспективы

  • усовершенствуете живописные приемы и технику работы с гуашевыми и красками.

Проговаривание Инструкции по написанию пейзажа.

Учитель показывает слайды презентации.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

«Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…»

Ответы обучающихся.

Учащиеся выполняют творческое задание

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

самоопределение.

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

– Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

В заключительном слове учитель возвращается к эпиграфу.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Делают вывод,

что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Дорисовать пейзаж и оформить в рамку.

Данная работа представлена технологической картой уроков 6 класс. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Урок 1»

Просмотр содержимого документа

«Урок 10»

Просмотр содержимого документа

«Урок 11»

Просмотр содержимого документа

«Урок 12»

Просмотр содержимого документа

«Урок 13»

Просмотр содержимого документа

«Урок 14»

Просмотр содержимого документа

«Урок 15»

Просмотр содержимого документа

«Урок 16»

Просмотр содержимого документа

«Урок 17»

Просмотр содержимого документа

«Урок 18»

Добавить комментарий