Технологическая карта урока 5 класс
Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. |
2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные |
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные |
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей) |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные |
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Структура и ход урока
Этап урока; задачи этапа |
Деятельность учителя; формы учебного взаимодействия; методы, приемы работы |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД и предметные действия |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мотивационно-целевой этап. Организационный момент Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку. Формы учебного взаимодействия: фронтальная |
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки. |
Предлагает ответить на вопросы: каким образом можно соединить детали из древесины ( клей, гвозди, шурупы)? Какое из соединений будет прочнее? Демонстрирует образцы гвоздей и шурупов и предлагает ответить на следующий вопрос: по какому принципу можно подобрать гвозди или шурупы. Подводит учащихся к цели занятия: «научиться соединять детали из древесины с помощью гвоздей и шурупов в единое изделие» и ставит задачи: 1.Научится делать разметку для гвоздей и шурупов; 2. Научиться подбирать гвозди и шурупы соразмерно деталям и их функциональности; 3. Овладеть основными безопасными приёмами работы с молотком и отвёрткой. Формы учебного взаимодействия: фронтальная и групповая Методы, приемы обучения: Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта. |
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о прочности соединений. Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки гвоздей и шурупов с точки зрения прочности соединения, функциональности, эстетичности. |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Поисково-исследовательский этап Выбор гвоздей и шурупов, инструмента для выполнения поставленной задачи |
Объясняет приёмы соединения деталей на гвоздях и шурупах. Предлагает ответить на вопрос: куда легче забить гвоздь вдоль или поперёк волокон? Можно ли забивать шуруп? Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия. Формы учебного взаимодействия: групповая Методы, приемы обучения: Анализ и обсуждение вариантов инструментария. Сравнение гвоздей и шурупов по величине соединяемых деталей. |
Выбирают гвозди и шурупы (по длине и диаметру стержня) соразмерно соединяемым деталям, подбирают инструмент; сравнивают, анализируют и объясняют свой выбор. Формулируют критерии подбора используемого инструмента. |
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование. |
Практический этап Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе |
Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака. Демонстрирует возможные искажения формы, угла вхождения гвоздя, шурупа в древесину. Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака. Формы учебного взаимодействия: В парах и группе. Методы, приемы обучения: Практическая работа |
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции. |
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. |
Рефлексивно-оценочный этап Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка) умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. |
Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад. Предлагает ответить на вопросы: Доступно и понятно ли данный способ соединения деталей? Где его можно применить? Соответствует ли изделие их проекту? Для каких птиц предназначена ваша кормушка? Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия: Можно ли прозвести какие-либо работы с изелием с тем ,чтобы оно стало привлекательнее. Объясняет о целесообраз-ности работы в бригаде. Фиксирует оценки учащихся. Поздравляет учащихся с первым изделием Формы учебного взаимодействия: фронтальная |
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей на гвозди и шурупы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины. |
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
Технологическая карта урока
Предмет технология Класс 5
Базовый учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко
Тема урока: «Строгание заготовок из древесины».
Цель урока: в процессе изучения трудовой операции «строгание» достичь следующих образовательных результатов:
Личностный результат:
(учебная цель 1)
– осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции строгания (3 уровень усвоения знаний – осмысление)
Метапредметный результат:
(учебная цель 2)
– уметь диагностировать результаты выполнения операции строгания по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)
Предметный результат:
(учебные цели 3-7)
– усвоить понятие процесса строгания (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
– представлять виды и устройство инструментов для строгания, приемы строгания (Познавательная сфера – 2 уровень усвоения знаний – представления);
– уметь выполнять технологическую операцию «строгание» с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений (Трудовая сфера – 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
– уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции строгания (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)
– развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием – первоначальное умение).
Задачи урока:
познавательные:
– выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
– на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «строгание»;
– изучить устройство и классы инструментов для строгания – стругов;
– создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов строгания плоской поверхности»;
– на основе анализа выполнения приема строгания и состояния обработанной поверхности заготовки выявить и осознать показатели качества выполнения операции строгания;
– выполнить практическую работу по строганию плоской поверхности заготовки
регулятивные:
– выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов строгания;
– выполнить рефлексию
коммуникативные:
– осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы стругами и правил безопасной работы;
– осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе
личностные:
– выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы и оборудование:
1. Учебник: «Технология» 5 класс под ред. В.Д.Симоненко
2. Рабочая тетрадь ученика
3. Демонстрационные материалы и оборудование: инструкционная карта по выполнению приемов строгания, технологическая карта на изготовление изделия «подставка для карандашей», таблицы: «Приемы работы рубанком», «Правила безопасной работы», «Устройство рубанка», образцы работ обучающихся.
4. Материалы, инструменты и приспособления: заготовки брусков, столярный верстак, инструменты и приспособления для выполнения операции строгания, образец изготовляемой детали.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Учебные задачи и содержание обучения |
Деятельность учащихся (УУД) |
Деятельность учителя (методы, средства обучения, образовательные технологии) |
Уровень достижения планируемых результатов обучения |
||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||||
1. Орг. часть |
– подготовиться к работе на уроке по теме «строгание» |
– наблюдают, слушают информацию учителя и дежурного |
-общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным |
-организуют и проверяют свою подготовку к уроку |
– выслушивает дежурного; – проверяет готовность учащихся к уроку |
|
2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний |
– повторить и актуализировать знания по прошлой теме «пиление» |
осмысливают суть вопроса учителя; – воспроизводят (словесно) учебный материал; -слушают, осмысливают, анализируют ответы товарищей; -высказывают и аргументируют свою точку зрения по рассматриваемым вопросам |
-выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса – осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками |
– оценивают и корректируют свои ответы и ответы товарищей |
беседует с учащимися по предыдущей теме урока -мотивирует учащихся на работу |
2 уровень (алгоритмический) |
3. Целеполагание |
– определить и принять учебную цель (задачи) на урок |
-осмысливают познавательную цель и основные задачи на урок; – формулируют тему и цель урока, |
-высказывают свои мнения по формулировке темы и цели урока -определяют общие способы взаимодействия на уроке |
в соответствии с целью планируют задачи (работу) на урок |
– с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к определению темы, цели и плана урока |
3 уровень (эвристический) |
4. Изучение нового материала |
– выявить общие и существенные признаки понятия «строгание»; – изучить виды, устройство инструментов и приспособлений для строгания |
-воспринимают информацию (слушают, наблюдают, осмысливают); -отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале -уточняют информацию по учебнику и компьютерной презентации -работают с рабочими тетрадями |
– выслушивают объяснение учителя и ответы товарищей; – выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса; -обмениваются мнениями; -учатся формулировать, аргументировать собственную позицию |
– оценивают степень восприятия учебного материала (самооценивание) -выстраивают свои суждения, мыслительные действия; -планируют свою работу с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью |
-объясняет, беседует, задает проблемные вопросы -демонстрирует изучаемые инструменты, слайды презентации, обработанные заготовки -организует работу учащихся с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью |
2 уровень (алгоритмический) 3 уровень (эвристический) |
5. Водный инструктаж |
– создать ориентировочную основу действий при выполнении операции строгания (установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда при строгании); -определить показатели и критерии качества выполнения операции строгания |
-слушают, наблюдают и осмысливают способы действий при выполнении операции строгания; -анализируют конструкцию объекта туда, технологию его изготовления, приемы работы стругами; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают гипотезы; – запоминают и воспроизводят учебный материал |
– формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения; – осуществляют внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы стругами и правил безопасной работы |
-планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществляют самоконтроль |
-стимулирует познавательную деятельность учащихся по осмыслению конструкции и технологии изготовления изделия; -объясняет и показывает алгоритмы способов действий, приемы работы; типичные ошибки, способы их предупреждения; организацию рабочего места; правила безопасной работы; – выясняет, как учащиеся усвоили учебный материал |
2уровень (алгоритмический) |
6. Самостоятельная работа, текущий инструктаж |
– выполнить практическую работу по строганию заготовки; – выполнить действия по обслуживанию рабочего места и контролю при выполнении приемов строгания |
– выполняют трудовые приемы, операции по строганию заготовки; – выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых приемов и операций при строгании; – выполняют действия по выбору инструментов, обслуживанию рабочего места и контролю в процессе выполнения операции строгания |
-строят рабочие взаимоотношения с учителем и сверстниками, работая индивидуально |
-готовят рабочее место для строгания; – планируют этапы выполнения задания, – отслеживают продвижения в выполнении задания, – выполняют самоконтроль с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче. |
-проверяет готовность учащихся к работе -организует практическую работу по изготовлению изделия; -выполняет целевые обходы рабочих мест учащихся. |
2 уровень (алгоритмический) |
7. Заключительный инструктаж |
– выполнить оценку и самооценку результатов работы в соответствии с установленными критериями и показателями качества; – выполнить рефлексию; – взять домашнее задание |
-выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины |
– высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе. |
-оценивают и анализируют результаты выполненной работы (рефлексия) |
-организует деятельность учащихся по анализу ошибок, их причин; – совместно с учащимися оценивает результаты их работы на уроке, выставляет отметки; -задает домашнее задание |
2 уровень (алгоритмический) |
8. Уборка рабочих мест |
– выполнить действия по обслуживанию рабочего места после работы |
-выполняют трудовые действия по уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами поведения в мастерских |
-строят взаимоотношения, распределяют функции по организации уборки рабочих мест и мастерских |
-планируют работу по уборке рабочих мест; -оценивают качество уборки |
-организует и контролирует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными |
2 уровень (алгоритмический) |
План-конспект
урока технологии по теме «Строгание заготовок из древесины»
Класс: 5
Направление обучения: Индустриальные технологии
Тема урока: «Строгание заготовок из древесины»
Цель: в процессе изучения трудовой операции «строгание» достичь следующих образовательных результатов:
Личностный результат:
(учебная цель 1)
– осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции строгания (3 уровень усвоения знаний – осмысление)
Метапредметный результат:
(учебная цель 2)
– уметь диагностировать результаты выполнения операции строгания по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)
Предметный результат:
(учебные цели 3-7)
– усвоить понятие процесса строгания (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
– представлять виды и устройство инструментов для строгания, приемы строгания (Познавательная сфера – 2 уровень усвоения знаний – представления);
– уметь выполнять технологическую операцию «строгание» с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений (Трудовая сфера – 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
– уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции строгания (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)
– развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием – первоначальное умение).
Задачи:
познавательные:
– выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
– на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «строгание»;
– изучить устройство и классы инструментов для строгания – стругов;
– создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов строгания плоской поверхности»;
– на основе анализа выполнения приема строгания и состояния обработанной поверхности заготовки выявить и осознать показатели качества выполнения операции строгания;
– выполнить практическую работу по строганию плоской поверхности заготовки
регулятивные:
– выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов строгания;
– выполнить рефлексию
коммуникативные:
– осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы стругами и правил безопасной работы;
– осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе
личностные:
– выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Тип урока: комбинированный
Образовательные технологии: информационные технологии, проблемного обучения, развивающего обучения
Методы обучения: объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; практическая работа)
Объект труда: подставка для карандашей
Межпредметные связи: математика (углы; параллельные и перпендикулярные прямые, построение фигур)
Ресурсы и оборудование:
1. Учебник: «Технология» 5 класс под ред. В.Д.Симоненко
2. Рабочая тетрадь ученика
3. Демонстрационные материалы и оборудование: инструкционная карта по выполнению приемов строгания, технологическая карта на изготовление изделия «подставка для карандашей», таблицы: «Приемы работы рубанком», «Правила безопасной работы», «Устройство рубанка», образцы работ обучающихся.
4. Материалы, инструменты и приспособления: заготовки брусков, столярный верстак, инструменты и приспособления для выполнения операции строгания, образец изготовляемой детали.
Ход урока
1. Орг. часть (3 мин.)
Учитель с помощью дежурного проверяет явку учащихся и заполняет классный журнал; проверяет готовность учащихся к уроку (возможны различные воспитательные ситуации по поводу опозданий, не подготовленности к уроку и др.).
2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний (5 мин)
Учитель: «Давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке»
Вопросы к учащимся:
– С какой операцией мы с вами познакомились на прошлом уроке?
– Какой инструмент применяется при этой операции?
– Как называются и каково назначение основных частей столярной ножовки?
– Что помогает ножовке легче двигаться в древесине?
– Почему у ножовок разная форма зубьев?
– Какие правила нужно соблюдать при пилении заготовки столярной ножовкой?
Учитель анализирует и обобщает ответы учащихся: «И так, ребята, мы уже много знаем о столярных инструментах и операциях, научились размечать и пилить заготовки из древесины».
3. Целеполагание (2 мин)
( Мотивация к принятию цели урока): Учитель демонстрирует готовые подставки для карандашей и заготовки к ней, подготовленные обучающимися после пиления столярной ножовкой на прошлом уроке. Вопросы к учащимся: «Нравятся ли вам эти подставки для карандашей?» «Какими инструментами можно обработать ваши заготовки, чтобы они стали ровными и гладкими?»
Учитель: «Таким образом, мы подошли с вами к новой теме урока (формулируем вместе с учащимися): «Строгание заготовки из древесины». Целью урока, соответственно будет (формулируем вместе с учащимися): «научиться выполнять операцию «строгание» при изготовлении изделия «подставка для карандашей».
Вопрос к учащимся: « Что вы хотели бы узнать и выполнить сегодня на уроке, чтобы научиться строгать заготовку? С чего предлагаете начать работу?
В результате коллективного обсуждения определяем задачи на урок
Задачи на урок*
1. Усвоить, что такое операция «строгание» древесины.
2. Познакомиться с инструментами для строгания.
3. Узнать и посмотреть как правильно и безопасно выполнять операцию строгания.
4. Выполнить практическую работу по строганию заготовки для изделия «подставка для карандашей».
5. Проверить, что у нас получилось, чему мы научились на уроке, какие трудности возникли при работе
( *в дальнейшем по ходу урока учитель вместе с учащимися постоянно обращаются к установленным задачам, обозначая решение предыдущей и переход к следующей)
4. Изложение нового материала -15 мин.
4.1. Понятие строгания:
Учитель: «Итак, в соответствии с первой задачей нашей работы, мы должны усвоить (понять), что же такое «строгание». Учитель демонстрирует прием строгания заготовки из древесины на демонстрационном верстаке. Вопросы к учащимся: «Что же образуется в результате строгания заготовки? (образование стружки). Что происходит с заготовкой, ее размерами? (уменьшаются) Почему размеры заготовки уменьшаются? (снимается слой древесины)». После того как учащиеся ответили на вопросы, учитель с помощью учащихся формулирует определение понятию «строгание»: « строгание – это столярная операция по снятию слоя материала с заготовки стругом». Учащиеся записывают определение в рабочую тетрадь.
4.2 Устройство рубанка:
Учитель объясняет, что режущим инструментом при строгании является рубанок и показывает учащимся таблицу «Устройство рубанка» его основные части; рассказывает, для чего они предназначены. Учащиеся в своих рабочих тетрадях подписывают элементы рубанка. Далее учитель для закрепления знаний демонстрирует учащимся сам рубанок, просит показать и назвать его основные части.
4.3. Виды и применение стругов:
Вопрос к учащимся: «Ребята, как с помощью операции «строгание» получить заготовку нужного размера?» (снять лишний слой древесины с помощью рубанка). Влияют ли форма и размеры заготовок на выбор инструмента? Учащиеся ищут недостающую информацию в учебнике, высказывают свои предположения (гипотезы). В результате приходят к выводу: «Да, влияют. Для разных видов обработки (черновая, чистовая) применяют разные виды стругов». Учитель рассказывает правила выбора струга в зависимости от толщины снимаемого слоя материала, требуемой точности и шероховатости поверхности, от длины обрабатываемой заготовки, от размеров и формы обрабатываемого элемента детали. (учащиеся делают таблицу в рабочих тетрадях о видах стругов и их применении, используя учебник).
Вводный инструктаж – 10 мин.
5.1. Объяснение и показ и трудовых приемов опиливания
Учитель: «Переходим к решению третьей нашей задачи – изучению приемов строгания заготовки. Нужно научиться делать это правильно и безопасно. Будьте внимательны к тому, что я буду объяснять и показывать». Вопрос к учащимся: «С чего начинается операция строгания»? (с закрепления заготовки).
Учитель объясняет и показывает основные приемы закрепления заготовок для строгания. Вопросы к учащимся: «Почему заготовку следует закреплять ?» При обучении приёмам строгания учитель обращается к таблицам « Правила безопасной работы», «»Приемы работы рубанком» , демонстрирует правильную хватку струга (положение правой и левой рук), правильную рабочую позу (положение корпуса и ног); проводит процесс строгания в рабочем и замедленном темпе, поясняя, как нужно координировать усилия.
Учитель говорит учащимся о возможных ошибках при строгании и безопасных приемах труда. Вопросы к учащимся: «Что может быть причиной образования при строгании так называемых «завалов» (закруглений краев заготовки?», «Что может быть причиной возникновения на поверхности обрабатываемой заготовки задиров и царапин?»
Учитель: «Качество любой работы оценивается по определенным критериям (показателям)». Вопрос к учащимся: «Как можно проверить качество выполнения операции «строгание». При этом учитель показывает учащимся две обработанных заготовки с разным качеством строгания (нарушение прямолинейности, плоскостности, наличие царапин, острых кромок и т.д.). На основе сравнения и коллективного обсуждения устанавливается более качественная заготовка и критерии (показатели) качества строгания: 1) соответствие размерам чертежа – проверяют измерительными инструментами; 2) соответствие форме: плоскостность и прямолинейность – проверяются на просвет с помощью линейки, прикладывая её вдоль, поперёк и с угла на угол; 3) чистота обработки – проверяют по эталонам. Учитель показывает учащимся все указанные способы проверки качества строгания.
5.2. Проверка качества усвоения содержания вводного инструктажа
Учитель вызывает нескольких учащихся показать отдельные приёмы строгания заготовки на демонстрационном верстаке, с помощью класса выявляет ошибки, ещё раз обращает внимание на закрепление заготовки, положение корпуса, работу рук, распределение усилий нажима на струг.
5.3. Демонстрация эталонного изделия и разбор по технологической карте требований к выполнению операции строгания при изготовлении изделия
Учитель обращается к чертежу, технологической карте на изготовление подставки для карандашей и вместе с учащимися уточняет требования к выполнению операции строгания (припуск на обработку, требования к форме детали, качеству поверхностей и др.). Учащимся предлагаются на выбор 2-3 усложняющихся по форме вариантов подставки.
Учитель напоминает о важности выполнения основных трудовых функций: работа с технологической и инструкционной картами: подбор инструментов; своевременный контроль за процессом и результатами работы; обслуживание рабочего места и др.
-
Самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж – 30 мин.
Учащиеся начинают работать самостоятельно, используя инструкционные и технологические карты в своих рабочих тетрадях на изготовление изделия «подставка для карандашей»
Учитель проводит целевые обходы, организует деятельность учащихся по устранению ошибок (обращение к источникам информации: учебнику, рабочей тетради и др.; объяснение причин затруднений в работе и др.):
-
Первый обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения
безопасных приемов труда.
-
Второй обход – проверка правильности выполнения трудовых
приемов и технологической последовательности.
-
Третий обход – проверка правильности размеров и ведения
учащимися контроля. Текущая оценка работ в форме обсуждения их результатов с учащимися.
Во время работы учитель фронтально проводит три текущих целевых инструктажа, что позволяет несколько снизить физическую нагрузку на учащихся:
1. Напоминает правила ухода за рубанком и показывает приёмы очистки рубанка.
2. Демонстрирует приёмы отделки поверхностей, обработанных рубанком.
-
Заключительный инструктаж – 7 мин.
Учитель собирает и демонстрирует обработанные детали, показывает наиболее удачные работы, указывает на отдельные недостатки, выявляет (вместе с учащимся) их причины, способы устранения дефектов; предлагает на основе критериев качества оценить свои работы самих учащихся, выставляет отметки учащимся за урок (с учетом оценок учащихся).
Рефлексия деятельности: Учащиеся отвечают на ряд вопросов: «Что узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какие трудности были в процессе работы? Что понравилось (не понравилось) и почему? Что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?».
Учащимся выдается домашнее задание:
1. Повтори учебный материал по теме «Строгание» по учебнику «Технология» 5 класс под ред. В.Д.Симоненко.
2. Сконструировать свой вариант подставки.
3. Составить технологическую карту на ее изготовление.
8. Уборка рабочих мест (8 мин.)
Учащиеся выполняют трудовые действия по обслуживанию, уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами (инструкциями) поведения в мастерских.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.:
Педагогика, 1989.-192 с.
2. Бунеев Р.Н. Личностно ориентированное образование. [Текст] / Р.Н. Бунеев // Образовательная система « Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. 2003
3. Гальперин П. Я., Дубровина А. И. Тип ориентировки в задании и
формирование грамматических понятий.— «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 3.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
5. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.
6. Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк., 1985.
7. Козлова И.Н. Психологический анализ и проектирование урока в системе развивающего обучения. – Вологда, 2002.
8. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
9. Лебедев О.Е., Цели урока: компетентностный подход. // Народное образование №9, 2011
10. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками [Текст]: пособие для учителя. / Е.Л. Мельникова. – М., 2002.-168с
11. Николаев В.В. Научно-методические основы проектирования урока технологии: Учебное пособие. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.
12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М. Центр педагогического образования, 2008.-272с.
13. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. – М.: Просвещение, 2011
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Дополнительная литература
1. Учебники для основной образовательной школы по технологии
издательств: «Вентана-Граф» , «Дрофа», «Мнемозина».
-
Рабочие программы по предмету «Технология».
Технологическая карта урока по направлению «Технология»
– 5 (а,б,в) классы. (11.10.2021)
Раздел: «Технологии ручной обработки древесины и
древесных материалов»
Тема |
Технологии |
|||
Цель |
· · · · |
|||
Планируемый |
Предметные |
УУД |
||
· · · · · |
1. Учащиеся 2. Учащиеся изучают 3. Учащиеся изучают 4. Самоорганизуют |
Личностные: 1. 2. Регулятивные: 1. 2. 3. 4. Познавательные: 1. 2. 3. Коммуникативные: 1. 2. 3. |
||
Основные |
Разметка, |
|||
Организация пространства |
||||
Метапредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Физика Математика Черчение |
Фронтальная индивидуальная и бригадная |
Технологическая |
||
Этапы
урока.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые действия |
|
1-й этап Организационный этап. |
||||||
Построение, приветствие, проверка внешнего |
Готовность к уроку. Спецодежда. Материалы. |
Мобилизация, состояние и настроение |
Внимание и желание слушать. Готовность участвовать |
Умение работать в группе, умение |
Постановка учебной задачи. |
Организация внимания. Настрой на |
2-й этап Изложение нового материала |
||||||
Подводит учащихся к формулировке цели |
Знакомство с инструментами для разметки |
Знакомство и типами линий на эскизе. Осознание |
Совместное изготовление техкарты с Демонстрация правильных рабочих |
Умение точно выражать свои мысли в эскизах. Излагать догадки ошибок или доказывать |
Прогнозирование успешного результата изготовления |
Саморегуляция, осознание и |
3-й этап Самостоятельная работа учащихся
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и |
Практический этап |
Умение Умение |
Практическая работа, с помощью и под контролем учителя для |
Индивидуально, и после успешного завершения своей работы- в парах |
Организует Подводит Демонстрирует |
Определяют |
Личностные: Регулятивные: умение Познавательные: умение выделять необходимую |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
Умение построить алгоритм |
Оценивание учителем и комментарии |
Индивидуальная самооценка и |
Комментирует Подводит Фиксирует |
Оценивают Делают |
Личностные: умение провести самооценку и Регулятивные: построение логической цепочки Познавательные: |
4.Рефлексия
урока:
Наш урок подошел к
концу и я хочу сказать:
Мне больше всего
удалось:
Я хочу похвалить
себя:
Я могу похвалить
одноклассников за:
Меня удивило:
Для меня было
открытием то, что
На мой взгляд не
удалось….потому что
На будущее я учту
Критерии оценки
практических работ.
Оценка «5» ставится, если
учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое
оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники
безопасности.
Оценка «4» ставится, если
выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более
одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет
получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были
допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет
сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно или учащийся
совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если
ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Скачано с www.znanio.ru
Технологическая карта урока.
Предмет: технология ( мальчики)
Класс: 5
Учебник (УМК): А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии»
Тема урока: “Понятие о механизме и машине”
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: образцы механизмов, слесарный верстак.
Характеристика учебных возможностей и достижений учащихся:
• предметные УУД:
умеют обрабатывать древесину ручным инструментом;
умеют выполнять простейшую декоративную обработку древесины;
умеют организовывать рабочее место и соблюдать технику безопасности
• познавательные УУД:
умеют искать, выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Изучение профилей различных пиломатериалов, способов их изготовления и область применения. |
1 уровень — узнавание |
Регулятивные |
Планирование собственной деятельности. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Познавательные |
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные |
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
|
Организационный момент. |
Организация. Самоопределение детей к деятельности на уроке. Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. |
Беседа |
Проверяет готовность детей к уроку. Слайд 1 Сегодня мы будем обсуждать интересную тему |
Воспринимают наслух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регу-лировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества. |
||
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания. Мотивировать к пробному действию |
Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о деревообработке, метод проблемного изложения |
Фронтальная |
Предлагает ответить на вводные вопросы , слайд 2: Какими инструментами обрабатывается древесина Как правильно выполнить разметку заготовки из древесины |
Выполняют задание у доски, отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников. |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание, извлекать необходимую информацию из текстов |
|
Мотивационно-целевой этап |
Мотивация (встреча с проблемой) |
Вызвать эмо-циональный настрой и познаватель-ный интерес к теме |
Беседа |
Фронтальная, групповая |
Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы, слайд 3: 1.Как можно перевести один вид энергии в другой? 2.Что такое машина? Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока: Познакомится с понятиями “Машина”,”Механизм”,”Деталь”,”Соединение”. Слайд 4 |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают. |
Регулятивные: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. Коммуникативные: владение речью, умение выражать мнение. |
Поисково-исследовательский этап |
Организовать осмысленное восприятие новой информации |
Рассказ |
Фронтальная |
1.Предлагает учащимся рассмотреть различные виды механизмов. Слайд 5 2.На примере зажима верстака сказать что преобразует данный механизм (вращательное движение в прямолинейное) 3.Выполнить кинематическую схему механизма зажима (по рис).слайд 6 |
Рассматривают механизмы и дают им определения. Фиксируют определения. |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания; Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы; называть механизмы, назвать основные детали механизмов. |
|
Практический этап |
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний |
Практическая работа |
Индивидуальная, фронтальная |
Предлагает выполнить задание (по вариантам, по карточкам): 1.Вычертить в тетрадях условные обозначения на кинематических схемах подвижных соединений. Слайд 7 2.Изучить зубчатый механизм ручной дрели и определить его назначение. 3.Начертить кинематическую схему выбранного механизма. Слайд 8 |
Самостоятельно определяют название механизма, основные элементы механизма. |
Предметные: Определять пиломатериалы. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия;. анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие |
|
Рефлексивно-оценочный этап |
Осмысление процесса и результата деятельности, соотнесение цели урока и его результатов. Организовывать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовывать фиксацию нерешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Организовывать обсуждение и запись домашнего задания |
Беседа. |
В парах, фронтальная |
Предлагает оценить работу в паре. Слайд 9. Предлагает оценить факт достижения цели урока. Мне пригодится это….. Я узнал…… Я научился…. |
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их. Оценивают степень достижения цели, |
Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Технологические карты
Программой технологии на отдельных этапах обучения, начиная с 5 класса, предусмотрена работа учащихся по технологической документации.
Содержимое разработки
Пояснительная записка
Программой технологии на отдельных этапах обучения, начиная с 5 класса, предусмотрена работа учащихся по технологической документации.
Технологическая документация определяет последовательность изготовления изделий и содержит описание отдельных маршрутов (путей) по всем переходам.
В школе применяют два вида технической документации: чертеж (или технический рисунок) и технологическую карту.
Представленные технологические карты способствует формированию и закреплению у учащихся трудовых умений по выполнению различных операций, предусмотренных технологией обработки искусственного древесного материала (фанеры).
Данные технологические карты разработаны мною и рекомендованы как методическое пособие для учителей технологии, преподающих в 5-9 классах.
Технологическая карта.
Изготовление игрушки марионетки «Арлекин»
№ п/п |
Последовательность выполнение работ |
Эскиз обработки |
Оборудование и инструменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
На трёхслойную фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок тела клоуна и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
2 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок рук и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
3 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок бедра и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
4 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок ступней и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
5 |
Просверлить на руках и ногах по меткам отверстия , в верхние отверстия продеть и завязать нитку. Просверлить в теле отверстия. С помощью проволоки сделать подвижное соединение тела и конечностей марионетки |
Нить, проволока диметром 1-2 мм., дрель, сверло диаметром 2мм и 4 мм., плоскогубцы, ножницы, нож. |
Технологическая карта.
Изготовление игрушки марионетки «Енот»
№ п/п |
Последовательность выполнение работ |
Эскиз обработки |
Оборудование и инструменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
На трёхслойную фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок тела енота и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
2 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок передних лап и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
3 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок задних лап и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
4 |
Просверлить в лапах по меткам отверстия , в верхние отверстия продеть и завязать нитку. Просверлить в теле отверстия. С помощью проволоки сделать подвижное соединение тела и лап марионетки |
Нить, проволока диметром 1-2 мм., дрель, сверло диаметром 2мм и 4 мм., плоскогубцы, ножницы, нож. |
Технологическая карта.
Изготовление игрушки марионетки «Карлсон»
№ п/п |
Последовательность выполнение работ |
Эскиз обработки |
Оборудование и инструменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
На трёхслойную фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок тела и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
2 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок передних лап и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
3 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок задних лап и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
4 |
Просверлить на руках и ногах по меткам отверстия , в верхние отверстия продеть и завязать нитку. Просверлить в теле отверстия. С помощью проволоки сделать подвижное соединение тела и конечностей марионетки |
Нить, проволока диметром 1-2 мм., дрель, сверло диаметром 2мм и 4 мм., плоскогубцы, ножницы, нож. |
Технологическая карта.
Изготовление игрушки марионетки «Медведь»
№ п/п |
Последовательность выполнение работ |
Эскиз обработки |
Оборудование и инструменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
На трёхслойную фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок тела и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
2 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок передних лап и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
3 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок задних лап и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
4 |
Просверлить в лапах по меткам отверстия , в верхние отверстия продеть и завязать нитку. Просверлить в теле отверстия. С помощью проволоки сделать подвижное соединение тела и лап марионетки |
Нить, проволока диметром 1-2 мм., дрель, сверло диаметром 2мм и 4 мм., плоскогубцы, ножницы, нож. |
Технологическая карта.
Изготовление игрушки марионетки «Кукла Даша»
№ п/п |
Последовательность выполнение работ |
Эскиз обработки |
Оборудование и инструменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
На трёхслойную фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок тела Куклы Даши и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
2 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок рук и вырезать лобзиком |
|
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
3 |
На фанеру с помощью трафарета и копировальной бумаги нанести рисунок ног и вырезать лобзиком |
Верстак столярный, столик станок, лобзик, бумага наждачная, копировальная бумага, трафарет, карандаш, шило |
|
4 |
Просверлить на руках и ногах по меткам отверстия , в верхние отверстия продеть и завязать нитку. Просверлить в теле отверстия. С помощью проволоки сделать подвижное соединение тела и конечностей марионетки |
Нить, проволока диметром 1-2 мм., дрель, сверло диаметром 2мм и 4 мм., плоскогубцы, ножницы, нож. |
-80%
Похожие файлы
-
Материал на тему “Технологическая карта урока”
-
Презентация для учителей “Технологическая карта урока истории и обществознания”
-
Технологическая карта “Помощник” в работе с проектом
-
Методическая разработка урока информатики “Возможности электронной таблицы Excel”
-
Рабочая программа по технологии (для 5-го класса)