Технологическая карта. Изготовление ручки для напильника.
Оценка 4.8
Технологическая карта.
Изготовление ручки для напильника.
УМК Алгоритм Успеха – Технология. Индустриальные технологии.
Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – 2-е изд., испр.- М. : Вентана-Граф, 2017.
практическая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
МБОУ «Пречистенская средняя школа»
Проект по технологии
«Фасонная ручка для стамески»
Проект выполнил ученик 7 класса
Лопенков Дмитрий
Руководитель:
Кудинов Николай Николаевич
Село Пречистое
Смоленская область
Гагаринский район
2019 год
«Фантазии полёт и рук творение
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья:
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня , дерева – шедевры красоты.»
Содержание
I Введение
1.1 Обоснование проблемывыбор проекта……………………………….….……2
1.2 .История возникновения напильника……………………………………..……2
1.3 Общие цели и задачи…………………………………………………………….3
1.4 Варианты напильников(банк идей)……………………………………………..3
II Основная часть
2 .1 Выбор материала ручкидля напильника…………………………….…..….…6
2.2 Рабочее место при изготовлении ручки для напильника………………….…….6
2.3 Техника безопасности при изготовлении ручки для напильника…………..…7
2.4 Техническая карта изготовления ручки для напильника…………………..…..8
2.5 Экономический расчет(себестоимость ручки для напильника)(Цена ручки)..11
2. 6 Экологический анализ древесины………………………………………………12
IIIЗаключение
3.1 Вывод ……………………………………………………………………….……12
3.2 Рекламный проспект………………………………………………….…………12
3.3 Источники информации…………………………………………………………12
3.4 Приложения……………………………………………………………………..12
Приложение 1 – Фото ручек для напильника.
Приложение 2 – Фото станка СТД-120.
Приложение 3 – Фото стамесок.
Приложение 4 – Фото рабочих моментов.
1.1Общие цели и задачи
1. Развить самостоятельность и способность решать творческие и изобретательские задачи.
2. Отработать навыки трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, честности, ответственности, культуры поведения.
3. Развить бережное отношение к природе и природным ресурсам.
3. Усовершенствовать основные понятия рыночной экономики и умение применять их.
4. Разработать реальный план достижения поставленной цели.
1.2Обоснование проблемы
У нас в школе мало ручек для напильника и напильников не хватает. Один раз на уроке технологии всем надо было работать с напильником. Каждый взял по одному напильнику, а мне не хватило. Тогда я увидел у нас в шкафу напильник без ручки и я решил сделать ручку для напильника. Когда я её сделал у нас в кабинете стало больше напильников.
1.3История возникновения
История напильника началась с обработки камней, ракушек и других твердых хрупких материалов. В качестве напильника применялись плоские камни с водой а позже и добавлением песка. При обработке дерева шероховатости поверхности камня не хватало и мастера задумались о замене инструмента. Применяли высушенную шкуру ската в качестве напильника обмотав деревянную оправку. Изготовление первых напильников(похожих на наши) представляло для кузнецов определенные трудности поскольку твердость плоскости напильника и применяемого зубила практически одинаковая.
Заготовку напильника перед насечкой приходилось нагревать для уменьшения твердости.
Но даже нагрев не много прибавлял стойкости инструмента.
Как только у мастеров появились не бронза а железо за достаточно короткое время твердость режущих инструментов возросла из за возможности закалки режущей кромки. Стойкость режущей кромки вырасла в разы.
1.4Варианты ручек для напильника (банк идей)
Чтобы выбрать возможные для изготовления варианты изделий, я посмотрел различные журналы, книги, сайты Интернета о ручках для напильника , а также готовые изделия в магазинах. Я остановился на четырех несложных вариантахи (ПРИЛОЖЕНИЕ1),которые отобрал в результате поиска и оценил каждый вариант по выбранным критериям.
Каким же конкретным требованиям должно удовлетворять будущее изделие –ручка для напильника? С помощью компьютера в программе World я составил технологическое задание для будущего изделия. Конструкция и технология изготовления проектного изделия должны удовлетворять следующим критериям:
1. Экономичность
2. Простота конструкции
3. Простота технологии изготовления.
4. Небольшие затраты времени на изготовление
5. Красивый внешний вид
6. Удобство.
7. Экологичность.
Результаты записал в таблицу, оценивая каждый вариант на соответствии выдвинутым 7-ми критериям. Оценивая их от 0-7 баллов.
Варианты 1,3 очень экономичны. Они сделаны из дерева их оцениваю по 2 бала. Вариант 3 сделан из пластмассы она стоит дороже чем древесина ему я даю 1 балл..
Все варианты состоят из ручки для напильника. Все оцениваю по 2 балла.
Варианты 1, и 3 легко можно сделать семикласснику их оцениваю по два бала. А вот вариант 2семикласснику трудно сделать его оцениваю 0 балов.
Чтобы сделать варианты 1,3 надо затратить не очень много времени. 1 вариант оцениваю в 4 бала , а 3 оцениваю в 6 балов. Вариант 2 оцениваю в 2 балла.
Вариант 3 имеет очень красивый внешний вид ему я даю 7 баллов. А варианты 1, 2 не очень красивые им я даю по 3 балла.
Варианты 2,3 очень удобно держать в руке им я даю по 5 баллов. А вариант 1 неудобный ему я даю 0 баллов.
Варианты 1,3 экологичны. Они сделаны из экологически чистого материала древесины. Им я даю по 7 баллов. Вариант 2 сделан и из пластмассы ему я даю 0 баллов
Критерии/ вариант изделия |
1 |
2 |
3 |
Экономичность |
2 |
1 |
2 |
Простота конструкции |
2 |
2 |
2 |
Простота изготовления |
2 |
0 |
2 |
Небольшие затраты времени на изготовление |
4 |
2 |
6 |
Эстетичность |
3 |
3 |
7 |
Удобство |
0 |
5 |
5 |
Экологичность |
7 |
0 |
7 |
Сумма баллов |
20 |
13 |
31 |
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что самым оптимальным является Вариант 3, который набрал большее количество баллов. Главным его преимуществом является оригинальный красивый внешний вид (эстетичность), небольшие затраты времени на изготовление.
2.1Выбор материала для изготовления ручки для напильника.
Древесина крепкий материал из неё можно сделать очень прочную ручку для напильника .Пластмаса не очень крепкий материал из неё ручка для напильника будет не очень прочной. Древесина стоит меньше чем пластмасса. Цена пластмассы выше древесины. Из древесины ручку для напильника будет намного проще сделать, а из пластмассыручку для напильника будет очень трудно сделать и она будет не прочная. Пластмасса опасна для окружающей среды её отходы долго разлагаются и вредны для почвы, а древесина экологически чистый материал и её отходы можно использовать для удобрения или сжечь в печке.
И так я выбрал материал для изготовления ручки для напильника древесину, так как она дешевле стоит и из неё ручку для напильника будет проще сделать.
2.2 Рабочее место
Основным рабочим местом для выполнения творческого проекта “Ручка для напильника” являлась школьная мастерская-кабинет технологии. В кабинете технологии есть столярные верстаки,столярные инструменты в достаточном количестве, станок по обработки древесины СТД-120. В школьной мастерской должно быть естественное и искусственное освещение, которое соответствует требованиям Строительных Норм и Правил. В школьной мастерской на видном и доступном месте есть медицинская аптечка, для оказания первой медицинской помощи, а также в школьной мастерской должен находиться огнетушитель.
2.3Техника безопасности при изготовления ручки для напильника
Техника безопасности при работе на станке СТД-120 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
1.Не включать станок без разрешения учителя
2.Работать на станке можно только в спецодежде и защитных очках.
3.Работать только при опущенном защитном экране
4.Не опираться на станок, не класть на него инструменты и заготовки.
5.Не отходить от включенного станка.
6.Надежно закрепить заготовку на станке.
7.Работать стамесками только с прочно надежными ручками
Техника безопасности при работе стамеской на станке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
1.Надежно закрепить заготовку на станке
2.Работать круглой и косой стамеской только с прочно насаженными ручками.
4.Не прилагать больших усилий на стамеску при точении древесины на станке СТД-120
5.Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
.
2.4Технологическая карта изготовления фасонной ручки для стамески
2.5Себестоимость ручки для напильника
Определим себестоимость ручки для напильника, она будет состоять из:
1 ) Стоимости электроэнергии (С1 ), затраченной на освещение мастерской в течение 2 час. 20 мин.;
2)Стоимости (С2) затрат на приобретение лака для отделки ручки для стамески;
3)Стоимости (С3) пиломатериала для заготовки.
Итак, формула для определения общей себестоимости моей ручки для напильника будет выглядеть так: С = С1 + С2 + С3
Для определения стоимости электроэнергии (С1 ), необходимо знать :
Мощность всех лампочек-100вт=0,1кВт
1)Количество лампочек в мастерской-11шт
2)Время работы(t=2,3час)
3)Цену электроэнергии за 1 кВт час
(С1 ), = 11 шт.*0,1 кВт*2,3 час*3,12 руб /кВт.час = 7,89 руб.
Подсчитаем затраты (С2 ) для отделки заготовки:
я использовал лак в количестве 50 грамм, m-масса используемого лака = 0,05 кг., цена 1 кг лака составляет 90 рублей.
С2 = m-масса используемого лака * Ц-цена 1-го кг лака
С2 = 0,05 кг *90 руб/кг = 4,5 руб
Стоимость использованной древесины С3 .
Для определения стоимости пиломатериала необходимо знать объем (V) заготовки для ручки и цену (Ц) 1 м3 доски.
С3 = V * Ц
Цена древесины = 9200 руб./ м3
V = длина*ширина*толщина
V= 0,25м*0,05м*0,05м = 0,0006 м3
С3 = 0,0006м3*9200руб = 5,52руб. Подсчитаем общую себестоимость:
С = С1 + С2 + С3
С = 7,89 руб. + 4,50 руб. + 5,52 руб. = 17,91 рублей
Себестоимость моей ручки для напильника = 17,91 рублей.
Определим цену продажи(Цпр)
Она будет состоять из:
Цпр=С+А+П(которая пойдет на закупку материалов и существование)+НДС
Цпр=17,91руб+50руб+17,91руб+3,6руб=89руб
2.6Экологическая часть
Ручка для напильника изготовлена из осины. Древесина –это экологически чистый строительный материал . Экологические преимущества древесины неоспоримы .В процессе своего роста деревья активно впитывают углерод из окружающей среды. Чтобы не захламлять окружающую среду – некондиционные обрезки древесины стружку, опилки можно сжечь, а золу использовать в качестве удобрения.
3.1Вывод
Я смог достичь всех поставленных целей.
Я смог развить самостоятельность и способность решать творческие и изобретательские задачи- я сделал свою фасонную ручку для стамески сам, разработал эскиз ручки для стамески сам.
Отработал навыки трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, честности, ответственности, культуры поведения.
Развил бережное отношение к природе и природным ресурсам- взял заготовку точных размеров, чтобы меньше было отходов.
Усовершенствовал основные понятия рыночной экономики и умение применять их , определил себестоимость фасонной руки для напильника и определил продажную цену.
Разработал реальный план достижения поставленной цели-сделал фасонную ручку для напильника сам .
3.3Источники информации.
Учебник технологии «Индустриальные технологии » А.Т Тищенко , В.Д Симоненко.7 класс . Издание «ФГОС»
Интернет ресурсы:
–http://www.docme.ru/doc/297478/tvorcheskij-proekt-po-tehnologii-6-klass-obrazec-
–https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/10/28/proekt
–http://easyen.ru/load/tekhnologija/proekty/449
–https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologii-karandashnica-klass-462157.html
3.4Приложения
Приложение 1 Фото ручек для напильника.
Вариант 1 Вариант 2
Вариант 3
Приложение 2 Фото станка СТД-120.
Приложение 3 Фото стамесок.
Приложение4. Фото рабочих моментов.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад Технологическая карта. Изготовление ручки напильника
Содержание
-
1.
Презентация: Технологическая карта. Изготовление ручки напильника -
2.
Процесс изготовления изделий -
3.
Деталь – изделие, изготовленное из однородного материала -
4.
Элементы деталиЭлемент детали – отдельная её часть, -
5.
Вариативность и дизайн Вариативность – изменение отдельных -
6.
Варианты разделочной доски -
7.
Варианты подставки для карандашей -
8.
Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов -
9.
Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов -
10.
Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов -
11.
Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов -
12.
Слайд 12 -
13.
Порядок выполнения работы1. Прочтите чертеж и технологическую -
14.
Технологическая карта -
15.
Технологическая карта -
16.
Чертёж ручки для напильника -
17.
Сборочная единица – изделие, состоящее из нескольких деталей, собранных и соединённых в единое целое. -
18.
Сборочный чертёжИзделие, состоящее из нескольких деталей, изображают на сборочном чертеже. -
19.
Киянка -
20.
Подставка для комнатных растенийРисунок (б): 1 – ножка, 2 – рейка, 3 – шуруп (гвоздь) -
21.
ПолкаРисунок (в): 1 – стенка боковая, 2 -
22.
Стол откиднойРисунок (г): 1 – царга, 2 -
23.
Сборочный чертёж угольника -
24.
Спасибо за внимание
Процесс изготовления изделий
Слайд 1Точение конических и фасонных деталей
Технологическая карта.
Изготовление ручки напильника
Слайд 2Процесс изготовления изделий
Слайд 3Деталь
– изделие, изготовленное из однородного материала без сборочных операций
или из одного «куска материала» при помощи склейки, пайки и т. д.
Слайд 4Элементы детали
Элемент детали – отдельная её часть, имеющая определённое назначение.
Фаска –
скошенная часть;
Галтель – скругление угла;
Ребро – выступ;
Паз – продольное углубление, канавка;
Уступ – продольное возвышение на плоскости.
Многие элементы, кроме своего основного назначения, придают детали красивый внешний вид.
Слайд 5Вариативность и дизайн
Вариативность – изменение отдельных элементов изделия при сохранении
его основы в целях наиболее удачного решения конструкторской задачи.
Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
Слайд 7Варианты подставки для карандашей
Слайд 8Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов
Слайд 9Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов
Слайд 10Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов
Слайд 11Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов
Слайд 13Порядок выполнения работы
1. Прочтите чертеж и технологическую карту на изготовление цилиндрической
детали (или изделия для своего проекта).
2. Выберите заготовку и спланируйте работу с ней под руководством учителя.
3. Разметьте, подготовьте и установите заготовку на токарном станке.
4. Выберите и проверьте режущие инструменты.
5. Выполните черновое точение желобчатой стамеской, зачистку — шлифовальной шкуркой. Точите только с разрешения и под контролем учителя!
6. Снимите заготовку. Проверьте размеры и шероховатость поверхностей обработанной детали.
Слайд 17Сборочная единица
– изделие, состоящее из нескольких деталей, собранных и соединённых
Слайд 18Сборочный чертёж
Изделие, состоящее из нескольких деталей, изображают на сборочном чертеже.
Слайд 20Подставка для комнатных растений
Рисунок (б): 1 – ножка, 2 – рейка,
Слайд 21Полка
Рисунок (в): 1 – стенка боковая, 2 – основание,
3- стенка
задняя, 4 – полка, 5 – перекладина
Слайд 22Стол откидной
Рисунок (г): 1 – царга, 2 – ножка, 3 –
крышка,
4 – брусок настенный, 5 – петля
Технологическая карта Ручка для напильника
Раздел | Технология |
Класс | – |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Швецов Д.А. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
загрузить
Изготовление ручки напильника на токарном станке.
Мадосманов Фахриддин Мухудович.
Учитель технологии, Школа гимназия Ю. Сарямии №107,
Южный Казахстанская область, г. Шымкент.
Возрастная категория учащихся: 7 класс.
Цель урока: на основе изготовления рукоятки напильника повторить назначение, устройство и принцип работы токорного станка по дереву;
ознокомить учащихся с технологией оброботки наружних цилиндрических поверхностей на токорном станке;
сформировать первоначальные умения и навыки изготовления изделия;
развить познавательные способности, самооценку в трудовой деятельности;
воспытовать бережливость, экономное отношение к расходу материал, прививать любовь к труду.
Оборудование и инстументы: токорные станки по дереву СТД-120М, на стольно-сверлильный станок, столярный и слессарный верстаки, полукруглые и плоские косые стамески, гаечные ключи, шлифовальная шкурка, шаблоны, измерительные линейки, карандаши, штангенциркуль, нажовка по дереву и металлу, напильники, молотки, набор сверл, коловороты.
Рис 1.Полукруглые и плоские косые стамески.
Станок токарный деревообрабатывающий СТД-120М
Рис. 2. Токарный станок по обработке древесины: 1 – ременная передача; 2 – электродвигатель; 3шпиндель; 4 – передняя бабка; 5 – подручник; 6 – задняя бабка; 7 – кнопочная станция; 8 – станина; б – кинематическая схема
Материал изготовления:деревянные бруски по дереву (шестигранники,кругляк,орех,береза,осина).
Оснощение урока:инструкционно-технологическая карта на изготовление рукоятки напилника.
Наглядные пособия,фрогменты фильма «Технология изготовления изделий из древесины в учебных мастерских»
Место проведения уроков: учебные мастерские.
Время,отведенное на изучение темы: 90 минут(2урока).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
1. Практическое задание.
Учитель раздаёт учащимся изделия из древесины, выполненные на токарном станке СТД – 120М и предлагает выбрать стамески или резцы, с помощью которых эти изделия были изготовлены. (Учащиеся отбирают инструмент и поясняют причину его выбора).
2. Беседа по вопросам
Слайд №2 – Какой ручной инструмент применяют для изготовления изделий цилиндрической формы? (рубанок);
Слайд №3 – Брусок квадратного сечения со стороной А должен иметь припуск на обработку больше диаметра изготовляемой детали примерно на… (2 мм), а длина бруска – ℓ больше длины этой детали на… (2 мм);
Слайд №4 – На каждой пласти заготовки с помощью рейсмуса проводят вдоль кромок две разметочные линии. Рейсмус устанавливают на размер… (2/7А);
Слайд №5 – На торцах заготовки размечают … (восьмигранник);
Слайд №6 – Рёбра восьмигранника обрабатывают (строгают) без разметки до получения… (шестнадцатигранника);
Слайд №7 – Для дальнейшего округления заготовку обрабатывают… (рашпилем);
Слайд №9 – Для окончательной зачистки деталь обрабатывают… (шлифовальной шкуркой);
Слайд №10 – Соответствие диаметра цилиндрической детали заданному размеру проверяют измерительным инструментом… (кронциркулем).
3. Сообщение темы и цели урока.
– Используя знания функциональных особенностей станков токарной группы и применяя режущий инструмент, мы можем изготовить сегодня одно из изделий прикладного назначения – ручку напильника как образец изделий декоративно-прикладного творчества.
4. Сообщение учащегося «Использование древесины в народном хозяйстве».
Все породы древесины можно разделить не только на хвойные и лиственные, но и твёрдые и мягкие. Для выполнения токарных работ мастер определяет, каким целям будет служить будущее изделие. В зависимости от этого выбирает древесину по твёрдости, мягкости, для выполнения декоративных изделий обращает внимание на текстуру и породу древесины. Породу древесины можно определить не только по коре, сучьям, хвое или листьям, но и по текстуре, цвету и запаху. Самыми распространёнными породами древесины, используемыми для изготовления декоративных изделий, являются: дуб, акация, вяз, лиственница, сосна, кедр, орех, бук и т. д. Для изготовления изделий, которые будут использоваться в виде инструмента или предметов быта (ручка для напильника, скалка, картофелемялка, ножки стула или табурета и т.д.) используют твёрдые породы древесины: берёза, дуб, орех, граб, вяз, клён, ясень и т.д. Текстура у этих пород древесины иногда не имеет ярко выраженного природного рисунка, но порочность позволяет говорить о том, что изделия, выполненные из этих пород, прослужат долго. Из твёрдых пород древесины в народном хозяйстве делают строительные леса, которые используются для выполнении ремонтных и отделочных работ фасадов зданий, тара для пищевых, промышленных товаров, а также для станков и оборудования, частично используется в машиностроении.
III. Изложении программного материала.
1. Вводная беседа.
Учитель. Художественное точение – широко распространённый вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек и других предметов, который ведёт своё начало от старинных русских промыслов.
Рассмотрите художественно обработанные образцы изделий (рис.3).
Зная свойства древесины, можете ли вы назвать, какие породы наиболее подходят для точения на токарном станке? (Ответы учащихся)
Для художественного точения применяют древесину груши, яблони, сливы. Эти породы древесины нам очень хорошо знакомы, так как они являются фруктовыми деревьями, которые мы привыкли видеть с раннего детства на даче, приусадебном участке и т.д. Но нельзя забывать и о таких породах древесины как клён, берёза, бук, дуб, ясень, липа, сосна.
Учитель демонстрирует различные породы древесины в виде заготовок и изделия, выполненные из них (шахматы, кегли, картофелемялки, рукоятки для напильников, киянки, кубки, вазы, фигурные столики для цветов). Обращает внимание учащихся на рисунок фактуры древесины и цвет.
Сущность процесса резания при точении на токарном станке заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. На токарном станке можно обрабатывать цилиндрические, конические и фасонные поверхности. В 6-м классе мы научились обрабатывать на токарном станке по обработке древесины цилиндрические поверхности. Сегодня будем работать над коническими и фасонными. У фасонных деталей сочетаются цилиндрические, конические, сферические поверхности с галтельными переходами. Скругления углов называют галтелями. Слово «галтель» произошло от немецкого «жёлоб».
Галтельными переходами называют плавные закругления (переходы) между двумя смежными поверхностями. Для получения фасонных поверхностей заготовке вначале придают цилиндрическую форму, используя при этом стамески для чернового и чистового точения, затем работа производится прямыми или фасонными стамесками (рис. 4)
Рис.4. Инструменты для точения деталей на токарном станке: а – полукруглая (рейер); б – косая (майзель); в – крючковая; г – ложечная: д – прямая: е – фасонная.
Фасонные поверхности обтачивать намного сложнее, чем цилиндрические или конические. Основная трудность состоит в том, что такие поверхности не всегда и не во всех местах можно измерить, а также необходимо чётко выдерживать размеры отдельных элементов детали, как по длине, так и по диаметру.
Учитель показывает образец изделия, например: шахматную фигуру, где обращает внимание на переходы контура детали.
Для изготовления детали с фасонными поверхностями применяют различные криволинейные шаблоны, или точные измерительные инструменты. Особенно это важно тогда, когда необходимо выполнить ряд одинаковых изделий, например: шахматы (рис. 5).
Рис. 5. Контрольно-измерительные инструменты: а – кронциркуль; б – линейка; в,г – шаблон; д – штангенциркуль.
Имеется много деталей, поверхность которых состоит одновременно из цилиндрических и конических элементов, валиков и закруглений. Так, ручка напильника (рис.6) состоит одной сферической поверхности 1, галтельного перехода 2, двух цилиндрических 3,4 и одной конической поверхности 5
Рис.6 Фасонная поверхность ручки напильника.
Криволинейные поверхности обтачивают согласно чертежу.
Технологическая карта «Ручка для напильника.»
2. Последовательность выполнения точения фасонных поверхностей на токарном станке СТД 120М.
1). Изучение технологической карты «Изготовление ручки напильника» (см. Приложение 1, Слад №12-28).
2). Для художественной обработки применяют токарные стамески (рис.4).
3) Для контроля качества выполненных изделий применяются шаблоны и нутромеры с линейкой (штангенциркуль).
4). При необходимости поверхность готового изделия покрывают морилкой, грунтовкой, лаком или просто вощат.
3. Демонстрация приёмов точения учителем.
Учитель. Я покажу вам процесс изготовления ручки для напильника, начиная с подготовки заготовки, установки и закрепления её на станок, точение и получение готового продукта труда. Подобным образом, используя токарные стамески для фасонного точения можно сделать тарелку, вазу, шахматную фигуру и т.д.
Учитель демонстрирует приемы точения ручки напильника, обращая внимание на последовательность операций, контроль размеров и технику безопасности:
-
вначале выбирают заготовку с учётом припуска на обработку (Слад №13);
-
устанавливают её на токарный станок, используя при этом специальное приспособление – трезубец и точат коническую поверхность для установки заготовки в стакан (специальное приспособление) (слайд №14);
-
проточив коническую поверхность, снимают заготовку и устанавливают её в патрон (специальное приспособление станка СТД-120М) (Слад №15);
-
устанавливают заготовку на токарный станок (Слад №16);
-
выполняют черновое точение заготовки до диаметра 32мм (Слад №17);
-
проверяют диаметр выточенной детали на диаметр 32мм штангенциркулем, выполняют разметку по всей длине детали (Слад №18);
-
проверяют качество разметки по шаблону, делают разметку для металлического кольца (Слад №19);
-
проводится точение цилиндрической поверхности торца детали под металлическое кольцо диаметром 22мм на длину 15мм, точится фаска 2×450 для облегчения посадки металлического кольца (Слад №20);
-
проверяю штангенциркулем диаметр шейки торца детали, равный 22 мм., снимают деталь со станка (Слад №21);
-
сняв заготовку со станка, оправкой насаживается металлическое кольцо с внутренним диаметром 22мм и длиной 15мм на выточенный цилиндрический поясок детали, проверяю качество выполненной работы (Слад №22-23);
-
устанавливается в заднюю бабку токарного станка патрон со сверлом диаметром 6мм и сверлится отверстие в детали на глубину 50-60мм (Слад №24);
-
меняется патрон со сверлом на вращающий центр, который устанавливается в пиноль задней бабки, закрепляется деталь, выполняется фасонное точение детали (Слад №25-26);
-
проверяется качество выполненной работы после фасонного точения детали, деталь снимается со станка и отпиливаются торцы (Слад №27);
-
шлифуются торцы изделия и предоставляется на контроль (Слад №28).
4. Инструктирование по правилам техники безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины СТД – 120М.
IV. Практическая работа.
Выполнение заданий:
-
Выбрать заготовку для точения;
-
Изучить чертёж и технологическую карту детали;
-
Подготовить и установить заготовку на станок;
-
Подобрать необходимые режущие и измерительные инструменты;
-
Выточить деталь на станке согласно технологической карте изделия.
Учитель постоянно осуществляет текущий контроль и оказывает необходимую помощь учащимся.
V. Итог урока.
-
Оценка выполненной работы.
-
Разбор допущенных в ходе выполнения работы ошибок. Контрольные задания (Слайд №29-30);
-
Самостоятельная работа с мини-кейс заданием (Слайд № 31-36)
-
Демонстрация лучших работ учащихся.
Приложение 1
VI. Домашнее задание
-
Разработать технологическую карту изделия выполненного токарным способом производства ( по выбору);
-
Прочитать в учебнике стр. 50-53.
-
В тетради для творческих работ выполнить задание №10,11.
Список используемой литературы:
-
Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191ст.
-
Леонтьев, Д.П. Сделай сам.— Л.: детская литература, 1978.— 110 ст.
-
Маркуша, А.М. Книга для сыновей и для пап.— М.: Детская литература, 1990.— 176 ст.
-
Прекрасное — своими руками. Сост. С. С. Газарян.— М. Детская литература, 1979.— 185 ст.
-
Резьба по дереву. – М.: Культура и традиции. – 2002. – 408 ст.
-
Рихвк, Э.В. Мастерим из древесины: Кн. для учащихся 5—8 кл. сред. шк.— М.: Просвещение, 1988.— 128 с.;
-
Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. И.А.Сасовой. – 2-е изд., с уточн. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 144ст.
-
Технология: 5 – 8 классы: Программа. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 ст
Изготовление деталей на токарном станке для обработки древесины.
Возрастная категория учащихся: 7 класс. |
Устройство токарного станка СТД-120 М
Содержание
|
Основные определения:
Токарный станок предназначен для обработки заготовок из металлов и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкерование и развертывание. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) – режущим инструментом. История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.
Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке и ставится вопрос:
Описание станка стд-120м:
Предназначен для обучения учащихся принципам токарной обработки деталей из древесины на уроках трудового обучения в общеобразовательной школе. На станке можно выполнять следующие операции: · точение цилиндрических, конических и фасонных поверхностей,
· внутреннее точение,
. сверление
· торцевание, отрезку и прорезание канавок,
· обработку плоских поверхностей на планшайбе . Станок имеет литую чугунную станину, два подручника для обработки длинных и коротких заготовок, комплект инструментов и приспособлений (майзели, рейеры). Наличие системы блокировок обеспечивает безопасную эксплуатацию. Закрытая рабочая зона защищает работающего от выбросов пыли, стружки и заготовок. Станок смонтирован на подставке, которая позволяет устанавливать его как на любом столе, так и на специальной подставке, которую потребитель может изготовить сам или заказать на заводе- изготовителе. Предусмотрено подключение станка к пылеулавливающей установке для сбора отходов обработки в зависимости от местных условий. Такая установка, воздуховоды и патрубок могут быть поставлены по отдельному заказу. Основные технические характеристики:
Наибольший диаметр обрабатываемой заготовки 190 мм.
Наибольшая длина точения 500 мм.
Шпиндель имеет две скорости вращения: 980 об/мин и 2350 об/мин.
Напряжение питания трехфазное 380 В.
Высота центров над уровнем станины 120мм.
Расстояние между центрами 500 мм.
Мощность эл/двигателя 0,4 кВт
Габариты станка: 1250 х 575 х 550 мм.
Масса нетто= 100 кг, брутто=120 кг.
Станок имеет сертификат соответствия
Внешний вид станка и его устройство выводится на экран интерактивной доски.(презентация с диска)
Рис. 1. Токарный станок по обработке древесины: 1 – ременная передача; 2 – электродвигатель; 3шпиндель; 4 – передняя бабка; 5 – подручник; 6 – задняя бабка; 7 – кнопочная станция; 8 – станина; б – кинематическая схема
1) На направляющих станины установлена каретка с подручником и задняя бабка.
2) Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой передачи, маховика и центра задней бабки (ПИНОЛИ).
3) Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.
4) Включение и выключение осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».
Рассмотрим устройство СТД-120.
Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :
– патрон – применяемый для крепления коротких заготовок;
– трезубец – применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки
– планшайба – применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.