Как составить технологическую карту урока литературы

Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский Тельновой Инны Сергеевны

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы,  приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся

Время

I.

Организационный момент (вызов)

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

Полная готовность к уроку

1 мин

II. Актуализация изученного (вызов)

Цель: актуализация знаний

Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

-разгадать кроссворд (найдем ключевое слово нашего урока). —составить ассоциативный ряд к ключевому слову «детство»;

-расшифровать ребус (выбирают группы).

Все ключевые слова перед нами

подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

Слово учителя

Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение

Каждая группа решает кроссворд.

Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы ребус (варианты: кто первый, кто больше дал правильных ответов)

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Выполненные задания,  кластер «Детство», сформулированная тема, цель урока

5 мин

III. Мотивация к учебной деятельности (стадия осмысления содержания)

Цель: определение содержательных рамок урока

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимает «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения).

Давайте сформулируем тему стихотворения. Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей

Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник?

Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня  я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети». 

Сначала выберем эпиграф к нашей картине.

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение

Формулируют тему произведения

Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова)

Выбирают эпиграф (строчки из стихотворений Н.Некрасова «Свобода» или Е.Евтушенко «Метаморфоза»  

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Эпиграф

30 мин

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания)

Цель: развитие читательских умений

В начальной школе вы знакомились с данным произведением («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня вы уже знаете, что это лишь эпизод большого стихотворения. А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается.

Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)

Анализ 1 части стихотворения.

Выделим микротемы;

(к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора).

Каково значение слова «умиление»?

Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма?

Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?

Чтение эпизода по ролям Распределение ролей  помощью игры «Оживление картины»

Делаем вывод, который заносим на «картину»

Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть.

Анализ 2 части

1.Выделим микротемы данной части стихотворения.

К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик?

Какое настроение  этой части стихотворения?

А какое  здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это.

В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства?

Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения)

Работа с примерами изобразительного искусства.

Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта.

Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей?

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение,

инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля

Игра «Оживление картины», взаимооценка

Работа с технологической картой урока.

Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы

Выделяют микротемы (рассказ, встреча)

Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям)

Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы

Работают с толковыми словарями

Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге

Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям.

Зрители оценивают выступления

Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям

Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом

Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста.

Обсуждение в группах. Заполнение таблицы

Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора

Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова,  Корзухина, Перова, делают вывод

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Заполненная таблица

Инсценировка

Элементы на «картине»

Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях».

Анализ 3 части стихотворения

Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство».

Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям?

самостоятельная исследовательская  работа (творческий проект)

взаимооценка

выразительное чтение

словарная работа

Работают  над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы

Выразительно читают отрывок

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

Исследовательская работа  группы (творческий проект)

V. Итог урока. (стадия рефлексии)

Цель – зафиксировать содержание урока

  1. Итак, давайте подведем итог.
  2. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? Мы написали картину стихотворения? Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?
  3. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»?
  4. Что же за тайну хранит это стихотворение?
  5. Можно ли было использовать слова Е.Евтушенко в качестве эпиграфа к нашей картине?

Мы заглянули в  художественную мастерскую поэта  и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения,

объяснительно-иллюстративный

Составляют кластер

Сравнивают кластеры

Делают вывод, об идеи стихотворения

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова»

«Картина» стихотворения.

5 мин

VI. Домашнее задание (стадия рефлексии)

Выбери себе задание

1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…»

2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети…»

3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети. Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова»

4.Доработать и оформить исследовательскую работу Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка»

Прием свободы выбора задания

Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

1 мин

VII. Рефлексия (стадии рефлексии)

I. Оцените работу своей группы

II.Оцените работу остальных групп

III.Оцените свою работу

1.В группе  я работал   активнопассивно
2.Своей работой на уроке я доволеннедоволен
3.Урок для меня показался коротким длинным
4.За урок я усталне устал
5.Мое настроение стало лучшестало хуже
6.Материал урока мне был понятенне понятен, полезенне полезен, интересенне интересен

7.Домашнее задание мне кажется легкимтрудным

Прием тестирования

Отмечают результат работы на уроке

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Заполненные бланки (для анализа урока учителя)

3 мин

Технологическая карта урока литературы

Класс 7

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»

Цель урока. Знакомство с понятием « стихотворения  в прозе», с идейно-художественными особенностями «Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; обучение навыкам самостоятельного анализа художественного произведения.

Планируемые результаты обучения (УУД):

1) предметные:

– умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику;

-умение делать анализ художественного текста, используя авторский текст.

2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы;

умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

3) регулятивные:

определять цель учебной деятельности;

оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;

4) коммуникативные:

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологические высказывания;

умение работать индивидуально и в группе

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

5) личностные:

формирование уважения к литературе;

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов,

формирования границ собственного знания и незнания.

формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Учебно-методический комплекс.

1) Источники информации: Литература. «Программы для общеобразовательных учреждений», автор Г.И. Беленький, Учебник: Литература для 7 класса в 2 частях,

под редакцией: Г.И. Беленького, толковый словарь С. Ожегова, краткий словарь литературных терминов Н. Мещеряковой, аудиозаписи стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

2) Оборудование: интерактивная доска, проектор.

3)Дидактическое сопровождение: понятия «стихотворения в прозе», «рефрен», «антитеза», «градация», «риторический вопрос», «риторическое восклицание».

4)Материалы для познавательной деятельности учащихся: маршрутный лист урока, стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Русский язык», «Щи», «Два богача».

Задачи урока:

– познакомить с понятием «стихотворение в прозе»;

-раскрыть идейно-художественные особенности стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

-формировать умение анализировать стихотворения, познакомить с методикой анализа отдельного поэтического текста с опорой на его словарь;

– воспитывать уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

Тип урока. Открытие новых знаний.

План урока.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Знакомство с содержанием маршрутного листа.

Целеполагание урока. Тип урока.

Готовятся к восприятию информации. Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности

Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия

Звучит стихотворение «Как хороши, как свежи были розы», его чтение сопровождается музыкой.

На слайде портрет И.С. Тургенева

-Прослушайте аудиозапись.

-Попробуйте определите жанр произведения. Фиксирует на доске.

-Это действительно стихи, только они необычные – стихотворения в прозе.

-Какими признаками лирического стихотворения они обладает.

-Попробуйте дать им определение.

Проверьте свои предположения, обратитесь к словарю литературных терминов.

Высказывают свои предположения.

Записывают тему урока в маршрутном листе.

Высказывают свои мнения

(небольшой объём, нет сюжета, но есть чувства, переживания лирического героя, нет рифмы)

Дают определение (стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме).

Читают, а затем записывают определение в маршрутный лист.

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний учащихся, их умений.

Вопросы 1.Определите объем произведения?

2.Посчитайте количество абзацев

3.Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение ?

4.Сможете пересказать сюжет?

5.Кто это в 1 абзаце «Я прочел…», во втором «Я сижу…», в третьем «И вижу я себя» ?

-Обратимся к стихотворению «Как хороши, как свежи были розы», найдём его на страницах нашего учебника. Определите черты стихотворения в прозе, ответив на вопросы.

-Посмотрите на слайд и проверьте свои ответы. Характерные признаки стихотворения в прозе:

небольшой объем

членение на мелкие абзацы

повышенная эмоциональность

обычно бессюжетная композиция

наличие лирического героя.

Читают самостоятельно стихотворение, отвечают на вопросы, ответы заносят в маршрутный лист.

Проверяют свои записи, оценивают себя. Выставляют оценку за этот вид работы в маршрутный лист.

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие письменной и устной речи.

Развитие познавательного интереса к предмету

Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации.

– Чем отличается «стихотворение в прозе» от лирического?

– Что общего?

– Что выражается в них?

-Сегодня на уроке мы будем знакомиться со стихотворениями в прозе «Воробей», «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» и постараемся разобраться в чём же идейно-художественные особенности этих произведений.

Ставят цели урока , выбирают способы её реализации.

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа

5. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Стихотворение в прозе «Русский язык».

Эталон для проверки на слайдах (части речи в стихотворении, тематические поля, тема, идея, средства выразительности).

Анализ словаря стихотворения в прозе «Русский язык».

1. Выпишите из текста стихотворения существительные, местоимения, глаголы, прилагательные.

2. Выделите основные тематические поля.

3. Определите главную тему стихотворения, его идею.

4. Найдите и определите роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении (эпитеты, градация, риторический вопрос, восклицание).

Читают стихотворение, отвечают на вопросы, делают записи в маршрутном листе.

1.Существительные:дни сомнений, дни раздумий, судьба родины, поддержка, опора, язык, отчаяние, дом, народ.

Прилагательные: тягостных, великий, могучий, правдивый, свободный, русский, великому.

Глаголы: не будь, не впасть, совершается, не был дан.

2. Тематические поля:

Родина: дом, русский народ, судьба

Язык: великий, могучий, правдивый, свободный, поддержка, опора

Внутренние переживания лирического героя: дни сомнений, дни раздумий, отчаяние, тягостных, нельзя верить, впасть.

3.Тема Родины. Идея –любовь к родине, русскому языку, возвеличивание русского народа.

4. Показать красоту и величие русского языка и русского народа.

Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом

Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы

6.Этап самостоятельной работы

Цель: усвоение нового способа действия, исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного действия.

Стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Два богача», «Щи». Толковый словарь Ожегова.

Краткий словарь литературных терминов.

Анализ стихотворений по алгоритму (анализ словаря, тема, идея, изобразительно-выразительные средства).

Повторим алгоритм работы в группе, критерии оценивания работы в группе предложены в маршрутном листе. Критерии оценивания самостоятельной работы даны в маршрутном листе.

По окончанию самостоятельной работы представление результата работы.

Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся.

Работа в группах по алгоритму.

Выступление от каждой группы: представление результата работы.

Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической и монологической формами речи.

7.Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа.

В чём идейно-художественные особенности этих произведений?

Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся.

Ответы учащихся.

Рефлексия способов и условий действий

Контроль и оценка процесса и результата деятельности

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8.Домашнее задание

Проанализировать по плану, использованному на уроке, стихотворение в прозе: «Памяти Ю.П. Вревской», выучить наизусть 1 стихотворение

Краткий инструктаж.

Анализ стих. по алгоритму, для того чтобы отработать и закрепить умения, полученные на уроке (анализ словаря стихотворения и т.д.).

Обратить внимание на сноски к стихотворению.

Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).

Общая часть

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока

Л. Н. Толстой, «Петя Ростов», урок-знакомство

УМК «Литература», 5 класс, Т. Ф. Курдюмова

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Метапредметные::

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

– смысловое чтение;

– моделирование,

– контроль и оценка прогнозирования 

Предметные:

– овладение понятием «портрет литературного героя», из чего он складывается;

– определение главных героев текста;

– усвоение социального опыта.

Решаемые учебные проблемы

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

  • освоение теоретико-литературных понятий;

  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе

Основные понятия изучаемые на уроке

Средства создания литературного образа

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Проектор, компьютер

Методическое назначение средств ИКТ

Обеспечить наглядность изучаемых понятий, демонстрация кластеров и памяток

Аппаратное и программное обеспечение

Презентация MS Power Point

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного

образовательного результата / группы результатов

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть…)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Организация начала урока

Готовность класса. Приветствие.

Мотивация

формулировка проблемы

Методы обучения

Беседа, презентация, работа в парах

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, компьютер, презентация

Форма организации деятельности учащихся

Дети дают ответы, например, это «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, внешность».

Функция / роль учителя на данном этапе

Организатор

Основные виды деятельности учителя

Слово учителя:

Ребята, сегодня у нас урок-знакомство.

На доске появляется проекция кластера «Знакомство».

Давайте вместе попробуем определить, что такое знакомство. Откуда мы получаем информацию о человеке?

Выслушав ответы детей, учитель продолжает:

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

А теперь посмотрите на доску (начинается работа с кластером)

Как вы думаете, что еще нужно, чтобы узнать человека получше? Обсудите со своим соседом по парте.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного обра- зовательного результата / группы результатов

Регулятивные:

– целеполагание как постановка учебной задачи,

– планирование,

– прогнозирование.

Познавательные:

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Определение темы урока

Проверка домашнего задания

Беседа

опрос

Методы обучения

эвристический

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, презентация, компьютер

Форма организации деятельности учащихся

Ученики отвечают на вопросы учителя, формулируют и записывают тему урока.

Функция / роль учителя на данном этапе

Организатор, помогает детям самостоятельно сформулировать тему урока

Основные виды деятельности учителя

Слово учителя:

Давайте попробуем сформулировать тему урока. Дома вы читали отрывки из романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Как вы думаете, почему текст называется «Петя Ростов»? Каким мы видим этого героя? Давайте с ним познакомимся. Запишите тему в тетрадь.

Учитель задает классу вопросы:

Какие чувства у вас возникали во время чтения?

Кто вызывал у вас эти чувства?

Давайте вспомним и назовем основных героев отрывка

(после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

Почему именно с ним?

Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Петей Ростовым?

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного

образовательного результата / группы результатов

Познавательные:

– общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

– анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

– контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Составление портрета литературного героя по схеме,

Составление образа Пети Ростова

Работа по памятке-инструкции по группам

Работа в группах

Методы обучения

Эвристический, кейс-метод

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, презентация: кластер «Знакомство», определение термина портрет

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парах, дети составляют портреты литературных героев с опорой на памятки, словари литературоведческих терминов

Функция / роль учителя на данном этапе

Организует и направляет деятельность учеников

Основные виды деятельности учителя

Учитель разбивает класс на пары, раздает памятки и дает краткое напутствие:

«Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в

рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться составлять портрет литературного героя». Опираясь на памятку и текст, составьте портрет Пети Ростова»

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

10 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Анализ учебного действия и полученных результатов

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

не используются

Методы контроля

Опрос, выступления

Способы контроля

взаимопроверка

Способы коррекции

Вопросы, взаимопомощь

Форма организации деятельности учащихся

Выступление представителя от каждой группы

Функция / роль учителя на данном этапе

Организатор

Основные виды деятельности учителя

Учитель вместе с другими учениками выслушивает выступления каждой группы, при необходимости задает вопросы:

Сумел ли автор доказать, что герой его положительный?

–  А вы могли бы назвать Петю Ростова хорошим человеком?

– Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Слово учителя:

Ребята, чему вы сегодня научились? Как оцениваете свою работу? Поставьте оценки в свои дневники.

Автор: Гусева Татьяна Владимировна

Место работы/учебы (аффилиация): МАОУ “СОШ № 6” г.Перми, учитель русского языка и литературы

Данное методическое пособие включает в себя:

  • положение о технической карте урока с учетом требований ФГОС с несколькими приложениями;
  • вариант (I часть, 20 часов) поурочного планирования курса литературы в 5 классе, рассчитанный на 102 часа (3 урока в неделю) к учебнику Г.С. Меркина «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1/ авт.-сост. Г.С. Меркин. 2-у изд. – М., 2013. – ФГОС. Инновационная школа).

Цель пособия – систематизация и алгоритмизация деятельности учителя при подготовке урока, соответствующего требованиям ФГОС.

Задачи:

  • проектирование урока, соответствующего требованиям ФГОС, с наименьшими временными затратами для учителя;
  • создание технологических карт урока литературы в 5 классе с использованием инновационных технологий;
  • подробное описание деятельности учителя и учащегося, соответствующей концепции деятельностного подхода.

Интерактивное поурочно-тематическое планирование с активными гиперссылками для эффективной организации учебного процесса предполагает развитие информационной культуры учащихся и представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и учащегося, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс – 10

Тема

Гибель человеческой души в
рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

И до такой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь.

В программе под редакцией
В.Я. Коровиной   на изучение творчества А.П. Чехова  отводится 6 часов, один
из этих уроков предполагается отвести на чтение и анализ рассказа «Ионыч» . Урок имеет большое воспитательное
значение, так как решается вопрос: «Как  и ради чего нужно жить».

Цель

Раскрыть
трагизм  повседневно-будничного мещанского существования и духовного
 оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии  темы
рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять
полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на
заданную тему.

Задачи

Образовательные:

      – Изучить рассказ
А.П.Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя;

     
– Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели
души  главного героя;

 – Проанализировать причины духовной
гибели доктора Старцева;

     
Воспитательные:

        – Воспитывать у
учащихся представления об истинных и ложных ценностях;

       
– Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;

       
– Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как
доброта, сострадание.

Развивающие:

       – Развитие  навыков
исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.

– Обучение комментированному чтению в
сочетании с эвристическим методом;

– Развитие умения  анализировать,
сопоставлять факты, эпизоды текста;

     – Активизирование субъектного
представления учащихся как основу читательского сопе
реживания при         восприятии
художественного текста;

-Способствование развития умения высказывать и обосновывать
(мотивировать) свое суждение о прочитанном.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

ü
Умение осознанно воспринимать художественное
произведение

ü
Умение анализировать текст
художественного произведения

ü
Умение понимать ключевую
проблему произведения

Коммуникативные УУД:

ü
Умение слушать и понимать
других.

ü
Умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

ü
Умение прогнозировать
предстоящую работу.

ü
Умение определять и
формулировать тему урока.

ü
Умение принимать и сохранять
учебную задачу.

ü
Умение осуществлять анализ и
синтез;

ü
Умение устанавливать
причинно-следственные связи.

ü
В диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.

ü
Умение осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

ü
Умение выявлять сущность, особенности
объектов.

ü
Умение на основе анализа
объектов делать выводы, находить добывать новые знания, находить ответы на
вопросы.

ü
Ориентация в системе моральных
норм и ценностей, их присвоение, мотивация к целенаправленной познавательной
деятельности.

ü
Умение делать свой выбор.

ü
Потребность в самовыражении через слово.

ü
Формирование способности к
самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Методы обучения

Словесный, наглядный,
практический, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы обучения

эвристическая беседа, индивидуальная
работа, пересказ эпизода, самостоятельная работа с текстом, художественное
чтение эпизода, работа со справочной литературой.

Межпредметные связи

 Обществознание, психология

Средства обучения

Тексты художественного произведения, справочная литература, информационно-коммуникационные
технологии. При этом компьютер – это средство:

1.рационального использования времени на
уроке;

2.повышение эстетики и наглядности
процесса обучения.

Организационная структура урока

Этапы урока

Методы обучения/

технологии обучения/формы организации деятельности
учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые предметные результаты

УУД

Организационный

Вхождение в тему урока,
создание условий для осознанного

восприятия нового
материала.

Словесный метод.

Фронтальная работа

Приветствие, проверка готовности к урок.

Создание
хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели,
мотивации. Формирование мотивации.

-Сформулируйте цель урока.

-Актуальна ли проблема, поднятая
писателем?

-Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф
с  темой урока?

Осмысление
темы, цели, мотивации с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и
понимать других.

Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и
ценностей, мотивацию к целенаправленной познавательной

деятельности.

Регулятивные УУД:

формируем умение
прогнозировать предстоящую работу,

умение определять и
формулировать тему урока,

умение принимать и сохранять
учебную задачу.

Познавательные УУД:

формируем умение выявлять
сущность, особенности объектов.

Подготовка к изучению нового

Словесный и наглядный.

Индивидуальная
и фронтальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося

История создания рассказа «Ионыч» (
сообщение учащейся  с презентацией)

Беседа:

– Какова тема рассказа?

-Какова основная идея
 произведения?

-Какова
композиция рассказа?

слушание,
дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода

Умение понимать ключевую
проблему произведения

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и
понимать других.

Умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения

Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и
ценностей

Мотивация, этап актуализации субъектного отношения

Словесный метод, проблемный
, репродуктивный. Фронтальная работа.

Важнейшим жанром в
творческой практике А.П.Чехова стал рассказ. Центр тяжести в чеховском
произведении перенесен с развития событий на бессобытийное течение жизни в её
обыденной повседневности. На место события поставлен быт. Сюжет рассказа
«Ионыч» – несостоявшаяся женитьба Дмитрия Ионовича Старцева. На нескольких
страницах Чехов поведал историю целой жизни. Важное место в структуре
чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысль, чувство,
переживания объяснены  через предметный мир. Вещный мир поглощает
человеческую личность, обезличивает ее. В рассказе «Ионыч» герой утрачивает
имя

Учитель
ставит нравственную проблему:
Кто
виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча?

Ответы
учащихся будут разные. Это позволит учителю предложить учащимся разделиться
на тех, кто готов обвинить Ионыча, и на тех, кто хотел бы его защитить, то
есть на обвинителей и защитников. Учащиеся пересаживаются так, чтобы были
видны две команды. Командам даётся 10 минут для подготовки к обвинению и
защите. Для этого группам раздаются карточки с вопросами, подсказывающими, на
что нужно обратить внимание в тексте.

Защитники должны
обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Каким
приехал Д.И.Старцев в Дялиж?

Какова его цель в жизни? Хороший ли
он врач?

Есть ли у него общественные идеалы?

Почему Старцева не приняли
обыватели?

Каковы его интересы?

Почему он всё-таки поехал на
кладбище?

Что Старцев там увидел, почувствовал,
подумал?

Каково истинное лицо
каждого из членов семьи Туркиных?

Обвинители должны
обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Каким
стал Д.И.Старцев в конце рассказа внешне?

Как он относился к своей работе, к
людям?

Какую роль в жизни Д.И.Старцева
сыграла семья Туркиных?

Почему он остался один?

Любил ли Дмитрий Ионович Екатерину
Ивановну?

Почему не ответил на её
порыв через 4 года?

.

10
минут идет самостоятельная эвристическая работа над текстом.

Умение осознанно воспринимать
художественное произведение

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать
других.

Умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения.

Работа по теме урока

 Актуализация и осмысление
приобретённого читательского опыта, обобщение личностных впечатлений.

Словесный метод. Групповая
работа

Первое
слово для высказывания предоставляется обвинителям.

Учитель:
Может, Дмитрий Ионович всегда
был такой, таким и приехал в Дялиж? Слово предоставляется защитникам.

Обвинители
могут при этом возражать, так как начинается процесс одновременного
сотрудничества и соперничества. Теперь учащимся необходимо пристально
вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать
её. Так произойдет погружение в художественное произведение и будет понята идея
рассказа.

Ученики
зачитывают из текста детали портрета Ионыча; описывают образ жизни; цитируют
строки о манере вести себя с больными, с теми, у кого он хочет купить дом;
рассказывают о хобби — любовании деньгами. Учащиеся замечают, что такой человек,
как Старцев, не способен любить. Обвинители делают вывод: в конце рассказа
Ионыч — грубый, равнодушный к людям обыватель, для которого деньги — смысл
жизни.

Умение анализировать текст
художественного произведения

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать
других.

Умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Умение делать свой выбор.

Потребность в самовыражении через слово

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять анализ
и синтез;

Умение устанавливать
причинно-следственные связи

Анализ текста
художественного произведения

Словесный метод, проблемный

Фронтальная и групповая
работа

Беседа

Ставится проблема: Каков же Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа?

Как молодой врач
Д.И.Старцев относится к своему делу?

Хороший ли он врач?

Работа врача — это для
Старцева средство для существования или цель жизни?

Имеет ли  Д.И.Старцев
общественно-политические взгляды?

Каков внутренний мир
Старцева ?

Любил
ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через

3 дня?

Он занят больными
настолько, что выбрался в гости к Туркиным только весной (приглашали зимой) ,
в праздник, после приема больных «Старцев все собирался к Туркиным, но в больнице
было много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа» (гл.1)

Хороший, потому что больные
обращались к нему за помощью, и Вере Иосифовне он помог, хотя до него у неё
«перебывали все городские врачи (гл.2)

Работа врача — это для
Старцева средство для существования или цель жизни?

Имеет, их можно назвать
передовыми: в главе 4 Чехов пишет, что Старцев пытался говорить с обывателями
города С о том, «что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем
оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни…что нужно
трудиться, без труда жить нельзя…» Но Дмитрия Ионовича они не понимали, и
он замолчал, замкнулся.

Он
любил литературу, музыку, если напевал, то романсы на слова Дельвига,
Пушкина. Может оценить «таланты» семьи Туркиных. Оказавшись ночью на
кладбище, он философствует о том, как быстротечна жизнь, «как нехорошо шутит
над человеком мать-природа…» (гл.3). На кладбище у него нет страха, а есть
восторженное любование красотой ночи, местом, которое ему видится колыбелью
лунного света.

Дмитрий Ионович тонко
чувствует красоту природы, искусства, он философ в душе, романтик, речь его
образна, метафорична.

Скорее, был очарован,
влюблен романтично, красиво. Чувство победило разум, когда он поверил в
свидание на кладбище в 11 часов вечера и прождал котика до 2 часов ночи.
Дмитрий Ионович надеялся на взаимность, строил планы благополучной семейной
жизни, а когда ему отказали, был обижен, оскорблен, даже унижен — чувство
Старцева умерло. Он ощутил себя очень одиноким. С этого момента начнется
деградация героя рассказа.

Умение анализировать текст
художественного произведения

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать
других.

Умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Умение делать свой выбор.

Потребность в самовыражении через слово

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять анализ
и синтез;

Умение устанавливать
причинно-следственные связи

-Кто
же виноват в превращении Д.И.Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла душа?


рассказе есть одно слово, которое внесет ясность в том, кто виноват в
нравственной гибели Ионыча. Это слово Чехов повторяет три раза. Нужно найти
его.

l   «С ней (Екатериной Ивановной) он мог говорить о чем
угодно, жаловаться на жизнь, на людей» (гл.2).

l  «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так
жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал…» (гл.2).

l  «Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось
говорить, жаловаться на жизнь…»

(гл.4).

Вариантов
ответа может быть три: окружающая среда, Екатерина Ивановна, сам.
Соперничество спорящих достигает напряжения, тут наступает кульминация урока.

Учащиеся
ищут и находят. Это слово – «жаловаться».

Вывод: жалуется на жизнь человек слабой воли.

Итог эвристической
деятельности

Учитель подводит учащихся к
выводу, который они должны сделать самостоятельно

  
Дмитрий Ионович Старцев приехал в Дялиж молодым человеком сразу после
университета. У него благородная цель — лечить людей. Он любит свою работу,
отдает ей все свое время. Дмитрий Ионович верит, что общество идет вперед, к
светлому будущему. У него богатый внутренний мир, он любит и знает литературу,
музыку, глубоко чувствует красоту природы. Старцев — романтик, философ,
способный на красивое чувство любви. Но отсутствие воли заставит его
отступить перед первыми же трудностями, подчиниться обстоятельствам, среде,
променять высокие идеалы на деньги в банке. Дмитрий Ионович предал самого
себя, погибла его возвышенная душа. Вот идея рассказа.

Человек, способный подняться до значительных
жизненных высот, быстро скатился к бесцветному, обывательскому существованию,
где деньги превыше всего. Учащимся важно понять, что человек, неспособный
оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную
деградацию.

Умение анализировать текст
художественного произведения

Рефлексия

Индивидуальная работа

В
конце урока  учащимся предлагается заполнить рабочие листы:

Мои впечатления от урока.

 Довольна своей работой.

 Было интересно.

 Было интересно, но не  все понятно.

 Было неинтересно, но понятно.

 Хотелось бы побольше     таких уроков.

 Зря посетила урок.

Учащиеся заполняют
индивидуальные листы

Регулятивные УУД:

Умение прогнозировать
предстоящую работу.

В диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.

Приложение

История создания рассказа «Ионыч».

 Писатель начал работать над «Ионычем» в августе 1897 г. В это
время в его записной книжке появляется заметка, которая бесспорно относится к
будущему рассказу: «От кредитных бумажек пахнет ворванью». Знаменательно, что
тема «Ионыча» началась с мысли о том, что деньги пахнут (причем пахнут дурно).
К роли этого мотива в рассказе мы еще вернемся. Этапы работы писателя над
«Ионычем» интересно воссозданы в книге Напорного «Записные книжки Чехова».
Известна запись Чехова, прямо относящаяся к замыслу будущего рассказа. Речь
идет о Туркиных (правда, здесь еще они названы Филимоновыми): «Филимоновы
талантливая семья, как говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене,
поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте пожалуйста»), она пишет
либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена… ах, увидит муж!» – это
говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз в
самом деле все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во
второй раз – тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и
опять: «Я в вас влюблена… ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри,
несчастная», и когда я уходил, то мне казалось, что нет на свете более скучных
и бездарных людей».

Вся эта запись, на первый
взгляд, может показаться своеобразным конспектом будущего произведения. Но тут
еще нет самого главного – нет Ионыча. Кто рассказывает о Филимоновых, кто
является, как иногда принято говорить, «носителем речи»? В записи
 рассказ ведется от первого лица, от имени
некоего повествователя, который ничего общего с Ионычем не имеет. Лишь
постепенно центр тяжести перемещается. В окончательном тексте тоже по началу
можно подумать, что речь пойдет прежде всего о Туркиных. Но вскоре становится
понятно, что главным действующим лицом является молодой врач. В центре
художественного исследования – его история, его путь постепенного материального
обогащения и одновременно духовного обнищания.

Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история
несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском
«Евгении Онегине» , строится вокруг двух признаний в любви: вначале он
признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А
спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит
ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я
тогда не женился» , — думает он.

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Развивающие : – Развитие навыков исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе

Развивающие : - Развитие навыков исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе

Умение осознанно воспринимать художественное произведение ü

Умение осознанно воспринимать художественное произведение ü

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Мотивация, этап актуализации субъектного отношения

Мотивация, этап актуализации субъектного отношения

В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя

В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя

Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её

Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её

Хороший ли он врач?

Хороший ли он врач?

Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?

Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Умение анализировать текст художественного произведения

Умение анализировать текст художественного произведения

Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь

Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь

Старцев — романтик, философ, способный на красивое чувство любви

Старцев — романтик, философ, способный на красивое чувство любви

Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию

Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию

Рефлексия Индивидуальная работа

Рефлексия Индивидуальная работа

Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается

Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается

Добавить комментарий