Ломонова Ольга Александровна,
учитель математики высшей категории
г.Кемерово, МБОУ «Гимназия №41»
Математика, 5 класс
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет – математика
Класс – 5
Тема урока – «Десятичная запись дробных чисел»
Тип урока – изучение нового материала.
Цель: формирование понятий: «десятичная дробь», научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную и наоборот;
Задачи: Создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.
Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Предметные:
- первичное осмысливание новых знаний, выработка умений и навыков по их применению,
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,
- закрепить умение читать и записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Метапредметные:
Познавательные:
- сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах;
- умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- понимание смысла поставленной задачи;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.
Техники и технологии:
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) – Математика. 5 класс / Н.Я Виленкин, В. И. Жохов, А.С Чесноков.- М: Мнемозина, 2013. 5 класс
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся Формы организации урока |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап Цель – включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствую учащихся, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учащихся, настрой учащихся на продуктивную работу в процессе эмоционального рассказа учителя. Подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Ведь сегодня мы будем работать в группах. И как никогда нам нужна поддержка друг друга. |
Настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание. |
Личностные: Мотивация на учебные действия, самоопределение. Регулятивные: Целеполагание, организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Ставят перед собой цель: «Чего я хочу получить сегодня от урока?» |
2.Актуализация опорных знаний и умений |
Организация устных упражнений: 1. Исключите лишнее 2. Сравните 3. Какое число записывается: а) единицей с двумя последующими нулями? 4. Выбрать на предложенных слайдах: А) натуральные числа, Б) обыкновенные дроби, В) смешанные числа. (Слайд) Предлагает обучающимся задания для самостоятельной работы с последующей самопроверкой |
Участвуют в работе по повторению. В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы и отрабатывают навыки устного счета. Производят проверку по эталону на интерактивной доске (Самопроверка) |
Личностные: Оценивание усваиваемого материала. Регулятивные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: Организация и планирование учебного сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: Структурирование собственных знаний. |
3. Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы |
Мотивирует учащихся, предлагая опорное задание: Прочитайте дробь 17/10 Основополагающие вопросы – Как называется такая дробь? И т.д. Создание проблемной ситуации 1.Математический диктант: Запишите в столбик смешанные числа: 5,7; … 2.Проверка математического диктанта (взаимопроверка). 3. Сделать вывод чем похожи данные дроби? Какое задание вы должны были выполнить? Почему возникли затруднения? Сформулируйте цель вашей деятельности. |
Осмысление задания Выявляют дроби со знаменателями 10,100, 1000 и т.д.. Определение недостающих знаний для решения задачи. Делают вывод, что дроби со знаменателями 10,100, 1000 и т.д. После диктанта учащиеся меняются тетрадями и в соответствии с указанными на слайде критериями выставляют оценку своему товарищу по парте Фронтальная беседа – Знаем один способ записи таких дробей. Формулирование целей -Узнать другой способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. дробей? Определение темы урока Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. |
Личностные: самоопределение. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, выражение своих мыслей, аргументация |
4. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы |
Учитель с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к гипотезе записи десятичных дробей Консультирует в случае затруднений |
Выдвигают гипотезу записи десятичных дробей по изученному алгоритму. |
Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация |
5. Организация познавательной деятельности. Первичное закрепление, которое необходимо для самостоятельной работы по новому материалу Физкультминутка |
Координация работы: учитель предлагает записать решение в тетрадь. Какое правило записи десятичных дробей мы сформулировали? 1.Записать дроби предложенные на слайде в виде десятичных. 2.Физминутка (Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся). Давайте немного передохнём. Поднимаем руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре» С силой их к плечам прижать – это «пять» Всем ребятам надо сесть – это «шесть» 3.Продолжение физминутки: – Я проговариваю утверждение, если вы с ним согласны, то сидите, а если нет – встаёте.
|
Обучающиеся повторяют правило записи десятичных дробей Работа в тетради, записывают, комментируют решение, а затем проверяют друг у друга, работая в паре. Формулируют вывод по своей работе. Устанавливают правильность и осознанность изучения темы. Обмен полученными знаниями с одноклассниками (фронтально) |
Коммуникативные: Организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: Записывают и читают десятичные дроби. Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Регулятивные: Корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. |
6. Контрольно-коррекционный этап Самостоятельная работа по закреплению нового материала |
Организую работу по выполнению стр. 181 №1146, 1147 с последующей проверкой |
Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Самооценка умения оценивать полноту и правильность усвоения информации. |
Личностные: Стараются следовать в поведении моральным нормам Регулятивные: Корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Коммуникативные: Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой Познавательные: Самостоятельно выполняют действия по алгоритму. |
7. Рефлексия |
Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Какими способами решали поставленную задачу? Что обозначает число в записи десятичной дроби, стоящее перед запятой? Что обозначает число в записи десятичной дроби, стоящее после запятой? Что нового вы сегодня узнали? Оцените свою деятельность на уроке c помощью оценочного листа Домашнее задание стр. 183 №1159, стр. 183 №1160. Подготовить сообщение «История развития десятичных дробей» |
Подводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. Работа с оценочными листами |
Личностные: Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха ( неуспеха). Регулятивные: Проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия Коммуникативные: Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Проводят рефлексию способов и условий своих действий |
Оценочный лист ____________________
Наименование деятельности |
Вид оценивания |
Баллы |
|
1. |
Математический диктант |
Взаимопроверка |
6 |
2. |
Представь в виде десятичной дроби (задание по слайду) |
Самопроверка |
6 |
3. |
Самостоятельная работа по закреплению нового материала №1146(а) №1146(б) №1147 |
Взаимопроверка |
6 5 9 |
4. |
Мне понятен алгоритм записи десятичных дробей |
||
5. |
Я считаю, что смог применить алгоритм записи десятичных дробей |
||
32 |
1этап.
Эмоциональный настрой учащихся.
Нацелить
детей
на получение знаний в необычной обстановке, на соблюдение мер
предосторожности.
2этап.
Проверка домашнего задания.
Цель:
Приучить
детей к ситематическому и пра-вильному выплнению д/з.
3этап.
Актуализация знаний. Математичес-кая разминка.
Цель:
Закрепить полученные навыки на предыдущих уроках.
Подготовка
к изучению нового материала.
4этап.
Целеполагание.
Цель:
Организовать познавательную дея-тельность каждого ученика через собс-твенное
осмысление темы и задач урока.
5этап.Изучение
нового материала.
Цель:
Научить
детей умножать многозначное число на однозначное в записи которого есть
нули.
6
этап. Закрепление нового материала.
Решение
примеров.
Цель:
Проверить
усво-ение новой темы, применение полученных знаний в решении примеров.
7этап.Физминутка,
музпауза.
Цель:
Снять
напряже-ние у учащихся.
8
этап.Решение задачи.
Цель:
Применить знания в решении задачи.
9
этап. Работа с калькулятором.
Цель:
Расширить
кругозор учащихся и закрепить умение решать примеры по изученной теме, для
чего это нам нужно в жизни.
10
этап.Самостоятель-ная работа.
Цель:Проверить
умение самостоятельно приме-нять новые знания.
11
этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Цель:Подведение
итогов совместной и индивид. деятельности учеников в достижении постав-ленной
цели.
12этап.Домашне
задание. Выставление отметок.
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности
класса к уроку; организация внимания; выяснение учителем каково настроение
у учащихся на начало урока.
Организация
самопроверки.
Организует
работу по группам. «Мозговой штурм» задания для устного счёта «Шифро-вальщик»
с разноуровневыми заданиями.
Организует
проверку задания.
Предлагает
решить устно 4 задачи.
Организует
работу в парах, помогает учащимся вспомнить правила, проводит инструктаж по
алго-ритму умножения многозначного числа на однозначное. Объясняет задание в
карточке.
Проверяет
усвоение материала учащимися.
Записывает
алгоритм на интерактивной доске.
Организует
фронтальную работу, проводит инструктаж, помогает детям.
Организует
работу с учебником и на доске, проводит инструктаж, помогает детям.
Организует
фронтальную работу, обеспечивает музыкальное сопровождение.
Организует
работу с учебником и на доске, проводит инструктаж, помогает детям. Задаёт
вспомогательные вопросы.
Организует
фронтальную работу.
Создает
проблемную ситуацию.
Организует
самостоятельную работу и взаимо-проверку в парах.
Соотносит
полученный результат с постав-ленной целью.
Задает
дифференциро-ванное домашнее задание.
Приветствуют
учителя.
Читают
пословицу о математике.
Дети
отвечают на вопросы.
Показывают
из цветовой гаммы своё настроение на урок.
Открывают
тетради и проверяют самостоятельно свою д/р по слайду на котором даются
ответы и оценивают себя на полях.
Учащиеся
работают с заданиями в группах, перед этим повторяют правила работы в группах
и расшиф-ровывают слова, которые будут являться девизом их сегод-няшнего
урока.
Проверяют
задание на интерактивной доске.
Дети
показывают ответы на сигнальных блокнотах и записы-вают чила, которые
получились.
Формулируют
цель урока.
Дети
работают в парах и повторяют друг другу правила умножения на число 0 и 1.
Записы-вают эти правила буквенными выраже-ниями. Отвечают на вопросы и
составляют алгоритм умножения многозначного числа на однозначное столби-ком.
Отвечают
на вопросы в карточке.
По
1 ученику выходят и решают по 1 примеру на интерактивной доске с полным
объяснением.
Записывают
ответы на доске.
Дети
отвечают на вопросы. Выполняют упражнения для глаз, ритмические движения под
музыку.
Открывают
учебники, читают задачу. Отвечают на вопросы. Выбирают модель, которая
подходит к решению задачи. 1ученик решает на доске, составяет краткую запись
задачи. Записывает решение с пояснением и ответ.
Далее
учащиеся находят второй способ решения задачи, составляют модель к решению
задачи, записывают решение и ответ.
Отвечают
на вопросы.
Предлагают
способы решения.
Показывают
или смотрят сценку.
Отвечают
на вопросы.
Дети
решают примеры столбиком в тетрадях для проверочных работ по вариантам. Затем
обмениваются тетра-дями в парах и производят взаимо-проверку с оценива-нием
друг у друга работ.
Проводят
самоанализ и самооценку собст-венной деятельности по выполнению заданий в
рамках изучаемой темы.
Намечают
перспективу последующей работы.
Учащиеся
записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.
Работа
над пословицей.
-Как
вы понимаете слова этой пословицы?
–
Что значит строгая наука эта математика?
–
Покажите мне какое настроение у вас сегодня на урок?
1
группа:
980-80= |
|
290+70= |
|
140Х6= |
|
320:4= |
|
100:25= |
|
89х100 |
Р |
О |
Д |
Ж |
У |
Н |
360 |
8.900 |
900 |
80 |
840 |
4 |
Подобнее
задания получают 5 групп.
-Под
каким же девизом мы сегодня будем работать?
-Какое
число у нас получилось? (9.071)
-Назовите соседей данного числа. Замените его на сумму
разрядных слагаемых.
-Единицы какого разряда отсутствуют?
-Как отсутствие какого либо разряда мы обозначаем в записи
числа?
-Кто уже догадался, чем же мы сегодня будем заниматься с вами
на уроке?
1.Как
производится письменное умножение многозначного числа на однозначное?
2.На
что необходимо обратить внимание при записи нескольких натуральных
многозначных чисел?
3.Как
производится запись в столбик?
4.Как
производится умножение многозначных чисел на однозначное столбиком?
-А
можно эти числа умножать в любом порядке? Почему?
Работа
над пословицей: Здоровье – всему голова, здоровье всего дороже.
-Вы
согласны с этим утверждением? Докажите.
-Как
сберечь свое здоровье?
Прочитайте
задачу. Что известно в задаче? Что необходимо найти?
-Составим
схему к задаче.
–
Можно ли эту задачу решить другим способом?
Работа
над пословицей:
Скучен
день до вечера, коли делать нечего.
-Почему
правы люди?
-А
кто-то очень любит считать, только вот проблема, как быстро сосчитать вот эти
примеры.
-Ребята,
а вы хотите узнать как учили считать детей в Древнем Риме много тысяч лет
назад?
-Какое
новое слово вы услышали?
-Посчитайте
эти примеры. Какой ряд справится быстрее?
-Проверим.
-А
как вы думаете, ваши родители умеют пользоваться калькулятором, компьютером?
Кто из родителей пользуется им на работе, что они делают?
-В
народе говорят: Всяк своего счастья кузнец.
(Что
для вас счастье?)
– Вам
необходимо решить 3 примера на изученную тему: умножение многозначного числа
на однозначное в записи которых есть нули.
-А
сейчас мне бы хотелось узнать каким стало у вас настроение в конце нашего
урока?
Регулятивные-целеполагание.
Познавательные-логические.
Личностные-смыслообразования
Познавательные-общеучебные,
проводят сравнение и обобщение.
Регулятивные-контроль,оценка,коррекция,волевая
саморегуляция.
Познавательные-общеучебные,
логические, действия постановки и решения проблем.
Регулятивные-прогнозирование,
контроль,оценка,коррекция,волевая
саморегуляция
Личностные- проявление иници-ативности
и самостоятельности
Коммуникативные
–
умение
договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной
деятельности
Предметные- выявление
рационального способа решения, закрепление приемов устных вычислений.
Регулятивные –выделение
и осоз-нание того, что уже пройдено;
постановка
цели учебной задачи, синтез, выдвижение гипотез.
Коммуникативные
– умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в
диалог.
Познавательные
–
поиск и выде-ление необходимой информации.
Личностные – воспитание пози-тивного отношения к учебному труду; умение высказать
свою точку зрения и выслушать чужую.
Регулятивные-целеполагание,
волевая
саморегуляция
Познавательные-общеучебные
коммуникативные– с точностью
выражать свои мысли, разрешение конфликтов
Регулятивные-логические,
коррекция
Предметные
–устанавливают
рациональные способы решения, выбирают оптимальные способы, владеют
общим приемом решения;
Познавательные-выделение
и фор-мулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез.
Регулятивные-планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного
результата
Коммуникативные-умение слушать
и вступать в диалог,коллективное обсуждение проблем (при необход)
Регулятивные-планирование
Познавательные-общеучебные
Коммуникативные-точностью
выражать свои мысли,
Познавательные-действия
постановки и решения проблем, логические, оценка.
Личностные-нравственно
–эстетическое оценивание, ориента-
ция
в межличностных отношениях;
Регулятивные-волевая
саморе-гуляция,прогнозирование, плани-рование,коррекция, контроль.
Предметные–умение
устанав-ливать причинно следственные связи; рациональность способа : выделять
способы решения задачи, сопоставлять эти способы по количеству
действий, по сложности вычислений; произвольность и осознанность владения
общим приемом решения задач;
Коммуникативные- учиться
владеть диалоговой формой речи, отстаивать свою точку зрения, критично
относиться к своему мнению, учитывать разные мнения, учитывая общий план
действия и конечную цель осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Познавательные-общеучебные,логические,
действия постановки и решения проблем
Коммуникативные-планирование, учиться
владеть диалоговой формой речи, отстаивать свою точку зрения
Регулятивные-овладение
элементами компьютерной грамотности при составлении презентаций, понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации.
Личностные-самоопределение,оценка
Коммуникативные
–
учиться
владеть диалоговой формой речи, отстаивать свою точку зрения, критично
относиться к своему мнению, учитывать разные мнения, учитывая общий план
действия и конечную цель осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
Регулятивные-
уметь
самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность
или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия;
Познавательные-
уметь
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные
–
нравственно –эстетическое оценивание; умение осознавать способы
действий, приведших к успеху или неуспеху.
Коммуникативные- умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные-
рефлексия.
Регулятивные-
уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной оценки.
В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам.
Согласно концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГOС новoго поколения положена новая идеoлогия. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, котoрая предполагает воспитание гражданина современного oбщества, челoвека, кoтoрый будет учиться всю жизнь. Целью сoвременногo образoвания станoвится развитие учащегoся как субъекта пoзнавательнoй деятельнoсти.
Oсoбенность ФГOС нoвогo пoкoления – деятельностный характер, кoтoрый ставит главнoй задачей развитие личнoсти учащегoся. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; фoрмулирoвки стандарта укaзывaют нa реaльные виды деятельнoсти.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих нарабoтoк, как в смысле его пoстрoения, так и в пoдбoре сoдержaния учебнoгo матeриaла, технoлoгии егo пoдaчи и тренингa.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. В этой связи становятся актуальными вопросы: Как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? И, наконец, как разработать технологическую карту урока?
Данная статья должна помочь в решении этой проблемы учителю, которому предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему.
Презентация
Приложение
1. Современный урок
1.1 Проектирование урока
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Технологический процесс подготовки урока современного типa по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней рабoты учащихся; определение способов контрoля; продумывание мeста, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. рaсписать деятельность свою и деятельность ученикa. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
– в знакомой ситуации (типовые);
– в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний:
– с целью подготовки к контрольному уроку;
– с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
1.2 Деятельности учителя и обучающихся на уроке
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете
Деятельность учителя:
- Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Озвучивает тему и цель урока.
- Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
- Выдвигает проблему.
- Создает эмоциональный настрой на…
- Формулирует задание…
- Напоминает обучающимся, как…
- Предлагает индивидуальные задания.
- Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Обеспечивает мотивацию выполнения…
- Контролирует выполнение работы.
- Осуществляет:
- индивидуальный контроль;
- выборочный контроль.
- Побуждает к высказыванию своего мнения.
- Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
- Диктует.
- Дает:
- комментарий к домашнему заданию;
- задание на поиск в тексте особенностей…
- Организует:
- взаимопроверку;
- коллективную проверку;
- проверку выполнения упражнения;
- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
- оценочные высказывания обучающихся;
- обсуждение способов решения;
- поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником;
- беседу, связывая результаты урока с его целями.
- Подводит обучающихся к выводу о…
- Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
- Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
- Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Деятельность обучающихся:
- Записывают …
- Делят понятия на группы.
- Выполняют упражнение в тетради.
- По очереди комментируют…
- Обосновывают выбор решения задачи…
- Приводят примеры.
- Пишут под диктовку.
- Проговаривают по цепочке.
- Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) …
- Составляют схемы…
- Отвечают на вопросы учителя.
- Выполняют задания по карточкам.
- Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
- Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
- Озвучивают понятие…
- Выявляют закономерность…
- Анализируют…
- Определяют причины…
- Формулируют выводы наблюдений.
- Объясняют свой выбор.
- Высказывают свои предположения в паре.
- Сравнивают…
- Читают текст.
- Читают план описания…
- Подчеркивают характеристики…
- Находят в тексте понятие, информацию.
- Слушают и определяют…
- Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
- Высказывают свое мнение.
- Осуществляют:
- самооценку;
- самопроверку;
- взаимопроверку;
- предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
1.3 Формирование универсальных учебных действий на уроке
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Виды УУД
- Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
- Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности.
- Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми.
Регулятивные УУД |
Вид УУД |
Целеполагание |
Планирование действий |
Прогнозирование действий |
Выполнение пробного учебного действия |
Фиксирование индивидуальных затруднений |
Волевая саморегуляция в ситуации |
Принимать и сохранять учебную задачу |
Контроль процесса и результатов деятельности |
Коррекция процесса и результатов деятельности |
Оценка процесса и результатов деятельности |
Рефлексия способов приемов и действий |
Познавательные УУД |
Вид УУД |
Общеучебные познавательные УУД (I) |
Использование знаково-символьных средств. |
Осознание и произвольное построение речевого высказывания |
Определение основной и второстепенной информации |
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи |
Поиск информации |
Структурирование знаний |
Логические познавательные УУД (II) |
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация |
Извлечение необходимой информации из текстов |
Выдвижение гипотез и их обоснование |
Моделирование и преобразование моделей разных типов |
Установление причинно-следственных связей |
Построение логической цепи рассуждений, доказательства |
Выполнение действий по алгоритму |
Выведение следствий |
УУД постановки и решения проблемы (III) |
Постановка и формулирование проблемы |
Самостоятельность создания алгоритмов деятельности |
Самостоятельность способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной самоорганизованности |
Коммуникативные УУД |
Вид УУД |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Аргументация своего мнения |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой. Построение речевых высказываний |
Учет различных мнений |
Разрешение конфликтов |
Достижение договоренностей согласование общего решения |
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач |
Управление поведением партнера |
Постановка вопросов |
2. Технологическая карта урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий, далее – УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта – это проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до конечного результата с использованием инновационных технологий и работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, алгоритмичность, технологичность, структурированность, обобщенность информации.
2.1 Структура технологической карты по учебному предмету
В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
І. Блок целеполагания
1. Тема урока
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели. В нашем случае цель урока определяется:
- планируемым результатом урока;
- путями реализации этого плана.
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
3. Планируемый результат:
Личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД.
Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностноформирующая направленность урока.
4. Личностноформирующая направленность урока. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка. Личностноформирующие возможности математики, являются попутчиком и источником формально-логического мышления.
ІІ. Инструментальный блок
5. Задачи урока
Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: “Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?”
Соответственно, начало выглядит следующим образом:
- проверить…
- объяснить…
- повторить…
- научить…
- продемонстрировать…
- побудить к самостоятельному… и т.п.
Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
6. Тип урока.
Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами.
7. Учебно-методический комплекс.
- Источники информации
- Оборудование.
- Дидактическое сопровождение.
- Материалы для познавательной деятельности ученика.
ІІІ. Организационно-деятельностный блок
8. План урока.
Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы.
Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
- на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
- на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
- на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
- на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Структура технологической карты:
- предмет,
- класс,
- форма урока,
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- основные понятия темы,
- цели усвоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);
- деятельность учителя, деятельность учащихся,
- технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Этапы работы над технологической картой:
- Определение места урока в изучаемой теме и его тип.
- Формулировка цели урока.
- Обозначение этапов урока в соответствии с его типом.
- Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
- Выбор форм работы на уроке:
– индивидуальная;
– фронтальная;
– парная;
– групповая. - Разработка характеристики деятельности учителя и обучающихся.
2.2 Преимущества урока с технологической картой
Технологическая карта позволяет:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников.
Технологическая карта урока
Цель урока для ученика, например: ученик научится …(из предметных результатов) и ученик получит возможность научиться…..(из предметных результатов).
А вот задачи учителя для 4 этапов урока, например:
Вводный: Создать условие для постановки цели учения посредством задания№
Основной:Предоставить возможность научиться посредством задания …
Обобщающий:…
Заключительный…
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС |
Конспект урока |
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. |
Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. |
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. |
Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. |
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. |
Указываются только общие цели всего урока. |
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
- дать уточненное определение термина «корень»;
- учить находить корень слова;
- учить подбирать родственные слова разных частей речи.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.
2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие. |
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. – Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! – Вы готовы к нашему уроку? |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
Интерактивная игра «Поделись позитивом». . |
– С каким настроением вы пришли на урок? – Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. – Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. |
Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. |
Создать позитивное настроение. |
||
Актуализация знаний |
Минутка чистописания (фронтально) |
Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Ос, ом, ло, бо Уж небо осенью дышало… |
Самостоятельно выполняют письмо по образцу |
Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний |
Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. |
Словарный диктант (фронтально) |
Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород. |
Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. |
Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. |
Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость. |
|
Грамматическая разминка (фронтально) |
Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников – Какие слова мы записали? – Что значит «словарные слова»? – Давайте составим предложение со словом желтый. Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй. – Выделим в предложении основу. – Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении. – Скажите, о каком времени года мы составили предложение? |
Дают ответы на вопросы. Составляют предложения. Называют основу предложения. Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении. |
Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: определяют главные члены предложения, различают части речи. |
Развивать речь детей. Актуализиро-вать знания детей о частях речи. |
|
Постановка учебной задачи |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) |
Организовывает проведение лингвистического исследования. – В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово? – Исследуем состав слова заморозок. – определите корень слова. Зам, мор, замор, мороз. – запишите корень на стикер и прикрепите к доске. (Учитель записывает варианты на доске). |
Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску. |
Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня. |
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Формулирование темы и целей урока (фронтально) |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока – Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант? – Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого? – Что такое корень? – Какие слова называются однокоренными? – Как найти корень слова? Как вы считаете, какая тема нашего урока? (ФОО – фундаментальный образовательный объект) – Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? |
Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. |
Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.
Множество образцов ТК вы найдете в разделе Файлы нашего сайта в разделе каждого учебного предмета.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.