Контрольный
текст экскурсии.
Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут __________, сегодня я
буду вашим экскурсоводом. Во время экскурсии я попрошу вас не отставать от
группы.
Итак,
первая наша точка это школа № 25. У
нашей школы два дня рождения: свою первую линейку коллектив школы № 25 проводил
1 сентября 1981 года у школы № 28( рис.1), где ученики и учителя занимались во
вторую смену. А в новом школьном здании еще кипела работа: шла отделка
помещений и благоустройство территории. Будущие хозяева помогали строителям:
убирали мусор, мыли окна.
И
вот, наступил торжественный момент. 15 марта 1982 года новое здание было
открыто. Да еще какое! Просторные светлые классы, красивые коридоры. В 1981
году в школе было 24 учителя, 19 классов, 641 ученик, а в 2016 году 68
учителей, 43 класса 1018 учеников.
В
1983 году школа выпустила первых своих учеников. Классным руководителем была
Прибыткина Лидия Васильевна.
По сей день школу возглавляет первый директор
Черноскутова Лариса Михайловна. Именно ей был вручен символический ключ. Под ее
руководством школа добилась больших успехов.
Сейчас мы с вами мысленно пройдем вокруг школы и
выйдем к стадиону школы, который был открыт 1 сентября 2017 года.
Это
самый большой школьный стадион города, который включает в себя:
поле для игры в футбол, две беговые дорожки: прямая и вокруг поля, детский
комплекс, волейбольно-баскетбольная площадка, яма для прыжков в длину, а еще
саженцы, тротуары и новое ограждение.
Площадь школьного
стадиона 17 254 квадратных метра. 5 400 квадратов его территории занимает
футбольное поле с искусственной травой.
Ввод
стадиона в эксплуатацию позволит открыть здесь две секции по футболу,
организовать общефизическую подготовку спортсменов, занимающихся народной
греблей, создать условия для тренировок 150 человек.
Сейчас мы с вами опять же мысленно отправляемся в
близлежащий двор, находящийся на улице Каменская. Если вы посмотрите на карту,
то вы увидите, что дома расположены особым образом, формируя дворы внутри
квартала. Внутри двора находился детский сад и озелененная территория. Дома
панельные 5-тиэтажные, построенные в 80-х – 90-х года, здания лишены
архитектурной выразительности, но представляют собой композиционно-
организованную городскую среду.
Продолжим нашу экскурсию.
И мы выходим на улицу Каменская. Эта улица является одной из основных
градообразующих магистралей. На ней расположено много памятников архитектуры,
это и всеми известный спортивный комплекс «Салют», и Детский культурный центр,
ранее Дом пионеров. Эти здания строились в проекте под названием Молодежный
комплекс, с целью того, что бы дети на практике применяли полученные знания. На
улице Каменская так же расположен всеми любимый
парк отдыха и досуга, ранее называемый Парка УАЗа. На этой улице появились
первые благоустроенные дома. Сейчас вы видите какая оживленная это дорога, с
большим количеством парковок. Хотелось бы вам показать фотографии транспорта 20
века.
Прошу
перейти к последней точки нашей экскурсии – «Байновский сад». Сад назван именем
деревни Байново. По некоторым источникам говорится, что на этом месте было
поселение деревни. Сейчас сад выглядит заброшено, несмотря на то, что
администрация города и волонтеры ежегодна убирают мусор. Вы так же можете
присоединиться с числу волонтеров и преображать наш микрорайон. Кроме того,
чисто не там где убирают, а там где не мусорят, поэтому соблюдайте чистоту при
посещении лесопарковых зон города.
На
этом наша экскурсия подошла к концу, надеюсь она вас не утомила и была не
интересной и познавательной.
-
Индивидуальный текст.
Вступительная
беседа.
Добрый
день, дорогие гости. Я приветствую Вас
в самом сердце нашего прекрасного
города – на Театральной площади.
Меня
зовут Елена – я Ваш экскурсовод. Позвольте
пригласить Вас на экскурсию по центру
родного Сочи. Тема нашей экскурсии
«Культурно-историческое наследие центра
Сочи».
В течение двух
часов мы преодолеем расстояние в один
километр и ознакомимся с культурно-историческими
объектами нашего города.
Мы пройдем от
здания Зимнего театра к стеле с горельефом
Н. Островского, познакомимся с жизнью
и творчеством знаменитого писателя-большевика,
далее последуем к кинотеатру «Стерео»,
увидим единственный в своём роде на
Черноморском побережье Художественный
музей, побываем в Приморском парке, где
высоко над морем расположилась первая
Сочинская публичная библиотека имени
А.С Пушкина, мы поговорим о писателе,
пройдемся по парку, а в самом конце
экскурсии обратим свой взор на прекрасное
море, вдаль которого устремил взгляд
А.С. Пушкин, чей памятный бюст прячется
в зелени пальм и кипарисов.
Как вы уже поняли,
сегодняшняя экскурсия связана с
культурной жизнью нашего города. В
повседневной жизни мы забываем о том,
что Сочи – это не только курорт, дарующий
людям море, солнце, пышную радующую глаз
растительность, но и культурный центр,
собирающий музыкантов, актёров,
режиссёров, писателей, поэтов.
Пусть
в сравнении с городами, возраст которых
исчисляется веками, Сочи совсем молод,
тем не менее, его история связана с
именами многих выдающихся личностей.
Небезынтересно знать, что в Сочи в разные
годы жили или бывали многие известные
деятели культуры, писатели, художники.
Сочи стал второй родиной писателя-большевика
Н.А.Островского.
Дорогие
гости, я прошу Вас не отставать от группы
и быть предельно внимательными при
переходе дороги.
Итак, мы с Вами находимся на Театральной
площади, я предлагаю обратить внимание
на расположенное перед Вами здание.
-
Зимний театр.
Уважаемые гости, перед Вами величественное
здание Зимнего театра – памятника
советской архитектуры. Мы с Вами находимся
перед центральным входом в это грандиозное
сооружение.
Посмотрите внимательно, портик здания
венчается фронтоном, на котором
установлены три женские фигуры. Это
греческие музы Терпсихора, Мельпомена
и Талия, – скульптуры, олицетворяющие
Архитектуру, Живопись и Скульптуру, а
опоясано здание восьмьюдесятью восьмью
величавыми коринфскими колоннами.
Это грандиозное сооружение было
построено в 1937 г. архитектором
К.Н.Чернопятовым, а скульптуры на здании
изготовлены в мастерской известного
скульптора В.И. Мухиной.
Давайте поднимемся по ступенькам. Мы с
Вами находимся у главного входа в здание
театра. К сожалению, мы не сможем попасть
внутрь здания, но я думаю, многие из Вас
представляют, как выглядит театр изнутри.
Внутренние помещения напоминают
классические театральные здания,
например Большого театра в Москве. В
полукруглом уютном зрительном зале с
партером, двумя ярусами лож-балконов с
удобными мягкими креслами, рассчитанном
на 900 мест обеспечена хорошая видимость
сцены и благоприятные акустические
условия. Большой зал оформляют 20 больших
колонн с коринфскими капителями,
облицованных искусственным мрамором.
Благодаря хорошей вентиляции в зале
даже в жаркие летние дни не ощущается
духоты.
Как Вы видите, у входа имеется мемориальная
доска, текст мемориальной надписи
гласит: «Памятник Советской архитектуры.
Здание Зимнего театра сооружено в
1937г., по проекту архитектора Чернопятова
К.Н. при консультации Щуко В.А. и Гельфейха
В.Г. Охраняется государством».
Мы неспроста начали нашу экскурсию со
знакомства с этим прекрасным сооружением,
дело в том, что на протяжении десятилетий
Зимний театр остаётся главной сценой
города Сочи. А началось всё в мае 1938
года, когда Зимний театр был открыт
оперой «Царская невеста» в исполнении
театра Станиславского. С тех пор здесь
гастролируют театральные, музыкальные,
хореографические, эстрадные коллективы,
среди которых Большой театр и МХАТ, БДТ
и «Современник», «Ленком» и многие
другие. В прошлом году наш город посетил
Санкт-Петербургский театр музыкальной
комедии. К сожалению, собственной труппы
Зимний театр не имеет.
Дорогие
гости, кто из вас посещал мероприятия
проводимые в Зимнем театре?
Давайте отойдём от входа в театр и
посмотрим свысока на знаменитую
театральную площадь. Думаю, каждый из
Вас знает, что уже более 10 лет Зимний
театр принимает участников международного
кинофестиваля «Кинотавр». Именно в
Сочи в июне съезжаются «звёзды», чтобы
пройтись по «звёздной дорожке»,
поприветствовать зрителей, принять
участие в фестивале, который открывается
музыкальной программой и фейерверком,
а завершается награждением победителей
Кинофестиваля. И поэтому каждый год
именно здесь – на Театральной площади
усилиями мастеров появляется легендарная
«звёздная дорожка», по которой ступала
нога ни только отечественных любимцев
публики, но и звезд мирового кино Жерара
Депардье, Ани Жерардо, Жан Клода ван
Дама, Орнелло Мути.
Предлагаю Вам взглянуть на фотографию
с изображением театральной площади в
период кинофестиваля и полюбоваться
известной практически каждому в нашей
стране «звёздной дорожкой».
Круглогодично в здании Зимнего театра
проводятся многочисленные выставки,
а в январе – собрание Клуба Весёлых и
Находчивых.
А теперь, дорогие гости, предлагаю Вам
спуститься вниз по ступенькам и обогнуть
здание, дабы убедиться в том, насколько
оно величественно и массивно.
Сейчас мы с Вами находимся перед входом
в Сочинскую государственную филармонию,
которая была создана в 1986 году. Сегодня
в Сочинской филармонии работают 270
человек. Артистический персонал
составляет 164 человека.
За прошедшее время в ней родились и
завоевали популярность у зрителей
струнный квартет им. С. Рахманинова,
камерный оркестр, оркестр народных
инструментов «Русский сувенир»,
симфонический оркестр, ансамбль казачьей
песни «Любо». С 1993 года Сочинская
филармония проводит один раз в два года
Международный джазовый фестиваль
«Черное море».
Л.П.Думаю, Вы узнали много интересного
и нового о так называемой главной сцене
Сочи – о Зимнем театре. Далее мы
познакомимся с жизнью и творчеством
известного Вам писателя-большевика –
мы с Вами направляемся к стеле с горельефом
Николая Островского.
Стела с горельефом
Николая Островского.
Перед Вами стела с горельефом Николая
Островского, напоминающая сочинцам о
том, что в нашем городе жил и работал
этот знаменитый писатель-большевик.
Стела из белого мрамора возведена 29
сентября 1964 года к 60-летию со дня рождения
писателя. Авторы горельефа скульптор
И.Д. Беккерман и архитектор Е.А. Сердюков
постарались передать потомкам черты
лица, а вместе с этим и черты характера
писателя-борца, увековеченные в
мемориальной надписи.
Впервые Н. Островский
посетил Сочи в 1928 году, в то время он
пребывал в нашем городе на санаторном
лечении, будучи тяжело больным.
Жизнь писателя была полна событий. В 15
лет добровольцем ушел на гражданскую
войну, дрался с белогвардейцами. Было
тяжелейшее ранение. Госпитальная койка.
Изнурительный труд в дождь и снег, с
рассвета до заката на строительстве
узкоколейки. Жестокий тиф, окончательно
подорвавший здоровье. Вновь больницы,
операции, долгие мучительные годы
безуспешного лечения. Инвалидное кресло
и полная слепота. И несмотря ни на что,
работа и борьба с болезнью до самых
последних минут.
В 1932 году Островский поселился в Сочи
на постоянное место жительства на
Ореховой улице, в доме 47 (ныне ул.
Островского). И до последней минуты
своей жизни он боролся с болезнью,
диктовал страницы бессмертного романа
«Рожденные бурей», а главное жил.
Приглядитесь, на стеле высечены
бессмертные слова из книги «Как закалялась
сталь»: «Самое дорогое у человека – это
жизнь. Она дается ему один раз, и прожить
ее надо так, чтобы не было мучительно
больно за бесцельно прожитые годы…».
И недаром на горельефе высечены эти
слова, ведь именно в Сочи Н. Островский
закончил написание романа «Как закалялась
сталь».
С места, где мы сейчас находимся, по
ведущей прямо дороге мы можем свернуть
в переулок, именуемый переулком Н.
Островского ведущий к дому-музею
писателя, который нам сегодня, к сожалению,
не удастся посетить, но я уверена, что
в следующий раз мы обязательно побываем
в этом музее. Ведь там, в густой зелени
кипарисов и лавров находится небольшой
домик, подаренный писателю Советским
правительством, где Николай Островский
жил с мая по октябрь 1936 года, он встречался
с молодежью, со своими читателями и где
в 1937 году после смерти писателя был
создан музей имени Николая Алексеевича.
Экскурсия в дом-музей Н. Островского
также организуется нашим бюро.
ЛП: Много мест связанных с жизнью
писателя находится в Сочи. Мы же с Вами
направляемся к памятнику Николаю
Островскому.
Памятник Николаю
Островскому.
Перед
Вашими глазами памятник Николаю
Островскому. Посмотрите, как этот
величественный десятиметровый монумент
гармонирует с окружающей его местностью,
как чётко вырисовывается статуя на фоне
неба. Устремлённая вперёд фигура
писателя, раздуваемые встречным ветром
одеяния, книга в руке – всё это
символизирует характер человека.
Судьба
безжалостно била Николая Островского.
А он раз за разом упрямо бросал ей вызов,
рвался на самый передний край своего
бурного времени. Событий в его жизни,
жизни совсем молодого человека, с лихвой
хватило бы на несколько биографий.
«Физически потерял
почти все, остались только непотухающая
энергия молодости и страстное желание
быть чем-нибудь полезным своей партии,
своему классу» – писал он в автобиографии.
Соседние файлы в папке Экскурсии
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Людмила Вячеславовна Ераскина
Эксперт по предмету «Туризм»
Задать вопрос автору статьи
Требования, предъявляемые к контрольному тексту
После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.
Определение 1
Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение – обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.
Замечание 1
Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:
- лаконичность,
- четкость формулировок,
- достаточное количество информационного материала,
- полное освещение темы,
- литературный язык.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.
При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст – это основа всех экскурсий, которые будут проводится по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа. Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам околодостопримечательностей.
Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.
Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст – это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.
«Особенности создания текста для экскурсии» 👇
В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.
Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту
Контрольный текст – это директивный документ для всех экскурсоводов, которые составляют свои индивидуальные тексты. Главные положения экскурсий на эту тему излагаются и трактуются согласно содержанию контрольного текста.
Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный. Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно.
Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом. Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.
Определение 2
Индивидуальный текст – это законченный документ, содержащий полное и четкое изложение экскурсионного рассказа. Он не содержит неоправданных сокращений при изложении исторических фактов, их анализа и выводов по подтемам.
Замечание 2
Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.
Основные части экскурсионного текста
Вступление делится на две части – организационную и информационную. Первая часть содержит фамилию, имя, отчество гида-экскурсовода, ознакомление группы с водителем экскурсионного транспортного средства (ФИО, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщение времени и места ее окончания, называния учреждения, разработавшего экскурсию. Далее проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности участников на маршруте.
Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа.
Вступление содержит информацию по организационным вопросам. Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность. Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.
Замечание 3
Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов. От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии.
Далее излагается основная часть, то есть основа экскурсионного мероприятия, – демонстрация и рассказ, раскрывающие тему. Данная часть обладает более сложной структурой и состоит из нескольких подтем, каждая из которых раскрывается на одном или нескольких объектах.
Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Скукота — главный враг экскурсий. Если туристам скучно на экскурсии, то это для них зря потраченное время, а для экскурсовода — плохие отзывы. В этой статье разберем, как сделать экскурсию интересной с самого начала ее разработки. Простым языком я расскажу легкий способ, как составить и написать экскурсию, чтобы она была насыщена полезной, достоверной и эмоциональной информацией. Подскажу где брать мощные идеи, как работать с историческим материалом, зачем нужен портфель экскурсовода и нужно ли придумывать вымышленные истории, чтобы «добавить огоньку».
В ходе моего 8-ми летнего опыта экскурсовода, я замечал, что туристы мало что запоминают из экскурсии и порой жалуются на скукоту (особенно дети). Я много раз перерабатывал мои экскурсии и искал способ сделать их увлекательными, яркими и запоминающимися для любой категории экскурсантов (детей в том числе). Постепенно я разработал способ, который помогает мне составлять и писать новые экскурсии, которые вызывают максимальный положительный отклик у моих туристов. В этой статье поделюсь своими наблюдениями и методом.
Тема экскурсии или Что лучше приготовить туристам: винегрет или мясо по-французски?
Если вы думаете, что и так понятно про тему экскурсии, и зачем вообще об этом говорить, то вы ошибаетесь! Я был поражен, когда сделал для себя открытие, что многие гиды (даже с опытом) не имеют четкой темы своей экскурсии. Сейчас объясню, что я имею ввиду.
Красная нить или зачем вообще нужна тема экскурсии?
Тема экскурсии нужна, чтобы информация была структурирована в определенной логической последовательности. Четкая структура легко укладывается в голове самого экскурсовода, а также легче усваивается и запоминается туристами.
Начинать составлять новую экскурсию нужно с темы экскурсии. Важно, чтобы сам экскурсовод в первую очередь осознавал какую главную тему он собирается раскрыть в процессе экскурсии. Ведь тем может быть множество, и темы могут быть совершенно разные даже на одном и том же маршруте. Например: про искусство и литературу; про архитектуру, про быт, про кушанья, про заводы и фабрики, легенды и еще великое множество.
Но экскурсовод должен выбрать одну главную тему и сосредоточиться на этой выбранной теме, которая будет максимально интересна его туристам.
Почему это важно?
Я не раз замечал, как гиды способны рассказывать об одном и том же объекте совершенно разные вещи! Экскурсовод часто говорит о том, о чем ему самому рассказывать интереснее. Один углубляется в стили архитектуры, другой в любопытные истории, третий в легенды, четвертый в исторические реалии и т.д.
А поскольку на каждый памятник время ограничено, то туристы узнают только одну какую-то сторону “данной медали”. То есть, чтобы туристу увидеть “слона” в объеме, ему нужно взять три или четыре разных экскурсовода и пройти с каждым отдельно один и тот же маршрут!
Теперь понимаете, почему очень важно, чтобы сам экскурсовод осознавал какую тему (еще ее можно условно назвать идеей) он будет раскрывать на маршруте и освещать объекты в нужном ракурсе. Это настоящее мастерство! У гидов-любителей обычно конкретной темы или идеи нет. И в этом их ошибка.
Приведу конкретный пример. В моем старинном городе Коломне есть Кремль. Там много храмов, крепостные стены, башни, памятники известным людям, тематические музеи, старинные домики и др. Все эти достопримечательности разных веков, по разным причинам построены. Какую тему выбрать?
Обычно экскурсию условно называют: «Древний град Коломна» или «Жемчужина Подмосковья» и т.п. Красивые названия, но абстрактные. Тут можно любой город подставить: «Жемчужина России», «Древний град Суздаль (Кострома, Рязань и др.)».
Многие гиды просто идут по кругу и, что видят, о том и “поют”. Получается куча-мала, винегрет. Внимание слушателей прыгает в разные эпохи, связи никакой, и в голове остается полный хаос после такой экскурсии. Вроде экскурсия была, но туристы ничего не помнят!
Другой пример. Тот же маршрут, те же памятники. Тема экскурсии: «Коломна — вторая столица Подмосковья». У туристов сразу вопрос: «Почему?» Ходим, смотрим, изучаем, думаем вместе. Разбираемся. Сравниваем. В конце туристы осознают тему, их глаза разума открываются. Все памятники встают в стройный ряд под нужным углом зрения. «Спасибо, дорогой экскурсовод, вы перевернули наше представление о вашем скромном городишке!» — примерно такая реакция происходит.
Наша память работает по определенным законам:
А теперь сами подумайте, какая экскурсия будет интереснее и запомнится лучше? При написании экскурсии обязательно держите перед собой эти «Законы памяти» и проверяйте ваш текст. Это типа чек-листа для проверки качества вашей экскурсии (да и вообще любого выступления).
Тема экскурсии — это связь, это “красная нить”, которая проходит через все объекты маршрута. Она объединяет все воедино и строит красивую экскурсию. Когда идея доходит до слушателей, осознается ими, то у экскурсантов возникает будто бы озарение! Все встает на свои места, они видят картину целиком. Значит тема раскрыта.
Теперь понятно, почему экскурсовод должен иметь и постоянно держать во внимании свою главную тему и методично ее раскрывать при написании текста экскурсии на всем ее протяжении?
Власть идей или Как найти тему для экскурсии
В основе выбора темы всегда лежит история. И здесь экскурсоводу нужно не просто почитать и “зазубрить” историю родного края. Нужно углубиться, подумать и суметь выделить из истории особенно сильные моменты, яркие отличия, важные идеи. А потом составлять маршрут в нужной логической последовательности. Если на маршруте каких-то памятников уже давно нет, то нужно распечатать старинные фотографии, схемы, карты, рисунки и т.д., чтобы дополнить недостающие звенья цепи.
Как только вы осознаете какую-то сильную идею в истории вашего города, то тема появится сама собой.
Тот же пример. Мой город — Коломна (Московская обл.). Обычно местные гиды называют свои экскурсии: “Древний град Коломна”, или “Жемчужина Подмосковья”. Согласитесь, очень расплывчатые названия. Неясно о чем будет речь. Так и происходит то, что я описал выше — исторический винегрет.
Я же написал экскурсию на тему: “Коломна — вторая столица Подмосковья”. Это моя генеральная тема, так как на протяжении нескольких веков Коломна действительно была второй столицей в княжестве Московском. И здесь были все атрибуты столичного города: дворцы князей и епископов, каменные соборы, мощная крепость и т.д. Важнейшая историческая роль города и его памятники связываются воедино и представляются туристам.
На всем протяжении маршрута я доказываю, что название экскурсии — это не просто “для красного словца”. Все истории, легенды и памятники, которые я рассказываю и показываю, так или иначе подчеркивают мою генеральную тему. Через них я постоянно напоминаю туристам о главной теме, и до туристов (постепенно) доходит моя идея. В конце экскурсанты должны осознать важность, величие вашего города также, как и сам гид.
Вместо рецепта «винегрет», я кормлю моих туристов экскурсиями по рецепту «мясо по-французски», за что они мне очень благодарны, так как уходят более сытыми!
Тогда вы справились с задачей. Поздравляю!
Как найти много экскурсионных тем и зачем их так много нужно
Обычно у экскурсоводов на вооружении два, три стандартных маршрута. Соответственно две, три темы (если они вообще есть).
Далеко не всегда туристы могут заранее выбрать экскурсовода, который бы раскрыл им ту тему, которая им самим ближе или сумел бы вовремя переключиться, подстраиваясь под интересы туристов.
Именно поэтому есть мнение (особенно у детей или молодежи), что экскурсии — это что-то очень скучное. На самом же деле: просто тема не совпала с уровнем восприятия туристов.
Для детей должны быть свои экскурсионные темы, для молодежи другие, для обывателей третьи, для ученых четвертые. Может быть и одна тема на всех, но тогда экскурсовод должен уметь “говорить на разных языках”, учитывая уровень восприятия слушателей.
Но в идеале, у хорошего экскурсовода должно быть на вооружении несколько тем даже для одного маршрута!
Множество разнообразных экскурсионных тем позволит гиду:
1) Создавать новые интересные экскурсии даже по старым избитым маршрутам.
2) Заходить с разных неожиданных сторон.
3) Создавать совершенно новые маршруты.
4) Привлекать на свои экскурсии максимальное количество туристов.
В государственных музеях обычно подход серьезный, научный, академический. Темы выбирает и разрабатывает по ним экскурсии научный совет. Потом текст дают экскурсоводу, и он не имеет права далеко уклоняться от него. Такие музейные экскурсии конечно заслуживают всяческого уважения.
Но туристы в большинстве не слишком образованы. У них много пробелов в знании истории и серьезные научные экскурсии для них часто скучны и непонятны.
Частные экскурсоводы более свободны в выборе экскурсионных тем. Если музейным экскурсоводам платит зарплату государство, то индивидуальным гидам платят туристы. Поэтому нам жизненно важно выбирать такие темы экскурсий, которые вызовут максимальный интерес, любопытство у туристов. Тогда они не только заплатят с удовольствием, но и друзьям порекомендуют.
Итак, как находить сильные, яркие темы:
- Нужно найти в истории родного края яркие, мощные, уникальные явления.
- Выделить эти явления в отдельный список. Озаглавить их. Это и будут ТЕМЫ экскурсий.
- Отобрать все памятники, объекты, которые относятся к каждой конкретной теме.
- Описать, как конкретно, именно к этой теме, данный памятник относится.
Такая структуризация позволит вам самим ярко и четко увидеть все сильные стороны вашего края, поможет быстрее составить и написать экскурсию наполненную глубоким смыслом. О сильных сторонах вашего края и нужно будет говорить. Обыденность и серость никого не интересует.
Если вы все правильно сделаете, то у вас получится набор остро заточенных инструментов. Вы точно будете знать для какого случая нужно достать тот или иной инструмент. Вы сами и ваши экскурсанты сразу поймут, что вы настоящий мастер рассказывать истории и факты.
Как правильно применять темы в экскурсиях, чтобы не провалить «миссию»
Здесь бывает обычно два варианта.
- Вы представляете список ваших экскурсий на разные темы, а экскурсанты сами выбирают, что им больше нравится.
- Экскурсанты хотят что-нибудь интересненькое, но точно не знают, чего именно.
В первом варианте проще. Сразу понятно, что экскурсанты более осознанны, знают, чего хотят.
Во втором варианте гиду нужно понять уровень знаний, интересы и т.д. Я обычно немного знакомлюсь с туристами, спрашиваю откуда они приехали и выбираю тему, которая им будет ближе и понятней. Обязательно учитываем, если есть дети.
Например, для обычных экскурсантов лучше всего подходит тема «Москва и Коломна – две столицы княжества Московского», для детей – «Тайны и легенды Коломенского Кремля», для технарей-ученых – «Уникальные памятники архитектуры Коломны», для верующих и мистиков – «Чудотворные святыни» или «Места Силы».
Еще раз обращу ваше внимание на важность обозначения и раскрытия конкретной темы! Экскурсанты видят ваш город через вас! Сфокусировав внимание на важной и понятной их разумению теме, экскурсовод вдохновит своих туристов на нечто великое и прекрасное, удовлетворит их любопытство, приятно шокирует, а, возможно, вообще перевернет их представление об истории.
Где брать материалы для составления экскурсии и как с ними работать, чтобы быстрее составить и написать экскурсию
Я думаю, что в наше время проблем с количеством информации нет. Есть очень много проблем с качеством информации. Понятно всем, что для экскурсии можно брать материалы в библиотеках, архивах, интернете. А вот, как правильно работать с этой информацией – это очень важно!
У экскурсоводов-любителей возникает сильное искушение почитать всякие интересные захватывающие статьи и истории в интернете. А вот научные серьезные исследования и работы изучать хочется далеко не всем. Скучновато там копаться и под экскурсию адаптировать.
Я тоже так сначала делал. Но потом меня стали ловить на ошибках мои экскурсанты, задавая вопросы и споря со мной. И вот тогда я стал обращаться к авторитетным научным источникам, чтобы убедиться в своей правоте. И мне часто становилось стыдно. Оказывается, в интернете очень много исторического бреда. Разные статьи даже противоречат друг другу. Много фантазеров на YouTube просто выдумывают исторические факты на ходу.
Да, никто не может знать всё! Но по своей узкой конкретной теме экскурсовод должен знать больше всех. Он должен знать наиболее точную информацию из реальных источников или от адекватных исследователей. Нужно также проверять информацию, чтобы в случае спора, экскурсовод мог легко сослаться на источник его знаний, а не на байку фантазера-блогера.
Но начинать все-таки надо с интернета!
Так намного быстрее. Там блогеры, журналисты уже наверняка нашли массу шокирующих идей для экскурсий. Это их работа. Берем эти идеи, проверяем их в качественных источниках, отбираем самые яркие и достоверные и пишем экскурсию. А ложные и полностью выдуманные идеи нам тоже пригодятся. Ведь теперь после проверки, вы легко сможете их опровергнуть и будете выглядеть еще более выгодно как специалист.
«Все наоборот» или Лучший подход к составлению экскурсии
по моему мнению, он такой:
1) Найти в интернете интересные, захватывающие истории, факты о вашем крае.
2) Проверить темы и идеи в источниках. (После отбора вы уже будете читать не все подряд, а источники именно по этим темам)
3) Написать простым (или литературным) языком по каждой интересной теме отдельную статью или экскурсию, опираясь на источники, а не на блогеров.
4) Спланировать маршрут по теме.
5) Напечатать необходимые фотографии, иллюстрации, карты, схемы и т.д.
Как выбрать удачную тему и маршрут, если вы начинающий экскурсовод
Если вы частный гид (особенно начинающий), которому нужно зарабатывать деньги и кормить семью, то сначала всегда начинайте с маршрутов, по которым уже путешествуют туристы. Подбирайте популярные темы, которые уже известны. Не нужно изобретать велосипед. Наверняка, самые лучшие маршруты уже разработаны до вас. Просто посмотрите какими дорогами водят туристов ваши коллеги.
Вас пока никто не знает. У вас нет личного бренда. Но зато ваш город или край завлекает путешественников своими красотами, загадками, памятниками. Пользуйтесь этим.
Однако, с помощью данного метода, о котором я в этой статье и рассказываю, вы можете значительно улучшить чужую готовую экскурсию. Я сам так и делал в начале. Мне давали готовый текст экскурсии. Я смотрел его, проверял, выделял новую яркую генеральную тему. Структурировал, добавлял эмоциональных историй. И у меня получалась моя личная оригинальная экскурсия! Причем с минимальными усилиями.
Это вообще, стал мой некий навык обработки информации. Данную статью я пишу по этому же методу. Заметили? Это гремучая смесь того, что было в интернете и моего опыта «из головы». С чистого листа очень тяжело писать, даже если вы великий эксперт в данной теме. Легче сначала посмотреть, что другие написали, потом найти их ошибки и пробелы. И потом уже писать в полной уверенности, что ваша информация будет актуальна и оригинальна (как в дипломной работе гуманитарных ВУЗов, если вы там учились).
Потом, когда накопите много благодарных отзывов и вас будут рекомендовать друзьям, вы построите ваш личный бренд экскурсовода. Ваше имя станет известным и люди будут заказывать экскурсии только у вас. Тогда вы сможете разрабатывать более редкие, эксклюзивные темы и маршруты. И их будут покупать! И будут покупать дорого!
Вам также будет полезна моя статья: «Как продавать экскурсии туристам каждый день — личный опыт», в которой я рассказываю о самых лучших способах продаж экскурсий и нахождения клиентов в наше время.
Почему надо обязательно ПИСАТЬ текст экскурсии своими словами
Чтобы составить качественную и интересную экскурсию её надо… написать!
Да, да, именно написать! Своими словами.
Если экскурсовод никогда еще не писал текст экскурсий для себя, а только запоминал и рассказывал то, что писали другие, то его экскурсии никогда не будут зажигательными. И неважно сколько лет он уже работает. Может быть его экскурсии будут правильными, достоверными, но зажигать не будут. Ведь для того, чтобы зажечь других нужно иметь огонь в себе. И зажигается этот огонь экскурсовода тогда, когда вы пропускаете информацию через себя и пишите текст своей экскурсии.
Я много раз проводил этот эксперимент. Читал, запоминал, рассказывал. Вроде все очень даже не плохо получалось. После сотен повторений наступает усталость, потом выгорание. Идеи экскурсии больше не кажутся выдающимися, понимаешь, что продаешь воздух. Смысл и желание работать пропадают.
И тогда я начинаю писать. Снова поднимаю источники, перечитываю. Нахожу новые факты, проверяю. По мере написания отдельных экскурсионных статей приходит Видение новой глубины. История оживает и снова начинает вдохновлять. Переписываю свою экскурсию, исходя из новой глубины своего видения.
И вот я как новенький! Мне снова хочется в бой! Мне не терпится поделиться с миром моими открытиями, идеями, великими историческими событиями.
Писать нужно своими словами, делать выводы, вдумываться, анализировать, задавать вопросы самому себе. Почему именно так произошло в той истории? Как объяснить поступок известной личности, который изменил многие судьбы? Какие реалии времени оказывали влияние на психику людей, заставляя их поступать так, а не иначе? И так далее. Когда начинаешь отвечать на эти вопросы, тогда и приходит видение разума.
Например, были времена, когда соль и сахар стоили на вес золота, за них велись войны. Представьте себя в это время. И вам многое станет понятно.
Экскурсовод-мастер должен видеть историю. Тогда он легко сможет буквально погрузить своих слушателей в другую реальность и зажечь их своими идеями.
Можно, конечно, так не заморачиваться, как я сейчас написал. Это совет только для тех гидов, которые хотят, чтобы их экскурсии были по-настоящему интересными, зажигательными (а не просто были). И это очень классная практика борьбы с выгоранием экскурсовода. А вы уж сами решайте, надо вам это или нет.
Процесс самостоятельного написания экскурсии раскроет ваш внутренний творческий потенциал и усилит вашу энергию многократно. Это будут чувствовать и ваши туристы.
«Кошмар экскурсовода» или как составить и провести экскурсию для детей, чтобы им не было скучно
Вы знаете, чего больше всего боятся экскурсоводы? Детей! Да, да, детей, я не опечатался.
Дети не будут делать вид, что им интересно, если это не так. Они не будут терпеть нудную экскурсию. Они будут шуметь, отвлекаться и т.д. И чем больше детей в группе, тем сложнее удерживать их внимание.
Работать с детьми действительно трудно. У меня на экскурсии были группы детей более 40 человек, и я знаю, о чем говорю. Чтобы составить интересную экскурсию для детей нужен особый подход.
Вот правила, которые я лично использую, составляя и проводя экскурсию с детьми:
1) Детям нужно задавать много вопросов. Их нужно вовлекать в экскурсию. Естественно, учитывая их уровень разумения.
2) Детям нужно давать задания-поиски. Для этого им можно дать карту, схемы древнего города. Описать, как выглядит важный объект экскурсии и попросить его найти.
3) Нужно рассказывать простым языком, ритмично, с паузами. Дети должны успевать следить за мыслью экскурсовода. Можно даже переспрашивать их. Понятно ли я рассказал? Обратная связь с детьми – это важно.
4) Дети очень тонко и быстро считывают отношение экскурсовода, его чувства. Гид должен рассказывать эмоционально, искренне переживая за то, о чем он говорит. Если экскурсоводу наплевать на своих героев и памятники, то также и детям будет наплевать на всю экскурсию и самого гида.
5) Детям нужно рассказывать больше историй, пробуждая их воображение. Через истории их надо знакомить с достопримечательностями на маршруте.
С моей точки зрения, экскурсии для детей могут проводить только самые настоящие мастера своего дела. Экскурсия – это не лекция в институте. Это максимально близко к выступлению актера или журналиста. И здесь не только нужно иметь исторические знания, но также очень важно уметь общаться и убеждать своих слушателей.
Ведь экскурсовод выступает в роли лидера, ведущего и должен соответствовать этой роли. И чем большее количество человек (особенно детей) идет за гидом, тем больше энергии он должен уметь отдать этим людям.
Создание портфеля экскурсовода. Шпаргалка для гида или визуализация для туриста?
Портфель экскурсовода – это комплект фотографий, карт, схем и т.п.. Психологи давно доказали, что информация усваивается намного лучше, если задействовать максимальное количество органов чувств.
А через зрение мы воспринимаем 80% информации.
Я часто вижу экскурсоводов без «портфеля». Однако, считаю, что портфель действительно очень важен.
Во-первых, для самого экскурсовода. Фотографии в портфеле расположены в строгой логической последовательности и помогают не сбиться, не запутаться самому гиду. Особенно начинающему экскурсоводу такой комплект помогает как шпаргалка.
Во-вторых, туристам намного легче представлять и сравнивать, что было раньше, и как выглядят памятники сейчас. Экскурсанты, видя старинные фотографии, карты и схемы, проникаются ощущением истинности слов экскурсовода. Все это вызывает больше доверия, уважения и благодарности к гиду-специалисту.
Для детей особенно необходимо использовать такие наглядные пособия. И чем их будет больше, тем лучше.
Резюме
Итак подведем итоги.
Чтобы составить и написать интересную экскурсию, за которую туристы будут вас благодарить и писать восторженные отзывы нужно:
- найти главную тему экскурсии, исходя из истории и памятников вашего региона
- эта тема должна выделять сильные, яркие стороны вашего региона
- тема должна затрагивать сильные идеи, наводить на размышления, удивлять
- вы должны писать текст экскурсии учитывая уровень образования ваших туристов
- вы должны написать разные варианты экскурсий на одном маршруте для разных туристов
- нужно использовать интернет для ускорения поиска, но обязательно проверять информацию в источниках
- сначала выбирайте популярные маршруты и темы
- пишите экскурсии своими словами, простым легким языком, даже на специальные темы
- для детей пишите экскурсию отдельно с элементами игры, поиска, вопросов-ответов, но не забывая о теме, которая будет им тоже понятна
- используйте фото, карты, схемы
- включайте истории, эмоционально окрашивайте текст
Итак, друзья, в этой статье я не только рассказал, как составить и написать экскурсию, но и как сделать её максимально интересной для любых категорий ваших экскурсантов. Пишите ваши экскурсии легко, быстро, увлекательно, и мой метод, надеюсь, вам в этом поможет. Если возникнут какие-то вопросы, то пишите их в комментариях, я постараюсь ответить.
Внимание НОВИНКА, этот урок здесь!!! Если вы частный гид или планируете им стать в 2022 г, то обязательно скачайте БЕСПЛАТНО мини-книгу «Создание Системы продаж экскурсий через личный сайт с нуля. Пошаговое руководство». В ней я показываю самую современную технологию, как можно получать стабильный поток туристов через личный сайт. Раскрываю, как можно создать этот сайт самостоятельно (без программистов и дизайнеров). Даю методику, позволяющую частному экскурсоводу построить личную систему продаж экскурсий через интернет.
»Забирайте, пока ваши конкуренты еще не внедрили эту технологию в вашем городе!