Как составить текст экскурсоводу

Автор статьи

Людмила Вячеславовна Ераскина

Эксперт по предмету «Туризм»

Задать вопрос автору статьи

Требования, предъявляемые к контрольному тексту

После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.

Определение 1

Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение – обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.

Замечание 1

Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:

  • лаконичность,
  • четкость формулировок,
  • достаточное количество информационного материала,
  • полное освещение темы,
  • литературный язык.

Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.

При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст – это основа всех экскурсий, которые будут проводится по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа. Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам околодостопримечательностей.

Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.

Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст – это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.

«Особенности создания текста для экскурсии» 👇

В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.

Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту

Контрольный текст – это директивный документ для всех экскурсоводов, которые составляют свои индивидуальные тексты. Главные положения экскурсий на эту тему излагаются и трактуются согласно содержанию контрольного текста.

Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный. Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно.

Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом. Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.

Определение 2

Индивидуальный текст – это законченный документ, содержащий полное и четкое изложение экскурсионного рассказа. Он не содержит неоправданных сокращений при изложении исторических фактов, их анализа и выводов по подтемам.

Замечание 2

Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

Основные части экскурсионного текста

Вступление делится на две части – организационную и информационную. Первая часть содержит фамилию, имя, отчество гида-экскурсовода, ознакомление группы с водителем экскурсионного транспортного средства (ФИО, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщение времени и места ее окончания, называния учреждения, разработавшего экскурсию. Далее проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности участников на маршруте.

Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа.

Вступление содержит информацию по организационным вопросам. Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность. Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.

Замечание 3

Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов. От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии.

Далее излагается основная часть, то есть основа экскурсионного мероприятия, – демонстрация и рассказ, раскрывающие тему. Данная часть обладает более сложной структурой и состоит из нескольких подтем, каждая из которых раскрывается на одном или нескольких объектах.

Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Индивидуальный
текст является
основой рассказа экскурсовода или
представляет собой готовый для исполнения
рассказ. Индивидуальный текст содержит
полное и четкое изложение того, что
следует рассказать на экскурсии. Материал
размещается в той же последовательности,
в которой показываются объекты, и имеет
четкое деление на части. Каждая из них
посвящена одной из подтем экскурсии.
Все части индивидуального текста
строятся по следующей схеме: характеристика
объекта; общий материал, посвященный
определенному периоду истории, в целом
по городу, району, краю; локальный
материал, характеризующий конкретные
события, связанные с данным объектом
или местом; обобщения и выводы по
раскрываемой подтеме; логический переход
к следующей подтеме.

Основное отличие
индивидуального текста от контрольного
состоит в том, что он отражает структуру
экскурсии и строится в полном соответствии
с маршрутом экскурсии. Индивидуальный
и контрольный тексты совпадают по
содержанию, в оценках исторических
событий и фактов, в выводах, которые
делаются по отдельным подтемам и по
теме экскурсии в целом.

Ведь, находясь у
одного и того же зрительного объекта,
экскурсоводы показывают и рассказывают
одно и то же, но делают это по-разному.
Поэтому идентичное содержание в разных
индивидуальных текстах может передаваться
разными оборотами речи, то есть иметь
разное словесное наполнение, может
излагаться с различной последовательностью
одинакового материал в рассказе и,
наконец, может подтверждаться разными
фактами. Кроме этого, у экскурсоводов,
ведущих экскурсию на одну и ту же тему,
может быть разная степень эмоциональности
и они могут, находясь у одного и того же
объекта, использовать различные приемы
показа и рассказа.

Таким образом,
имея один контрольный текст в качестве
эталона содержания, можно построить
несколько индивидуальных текстов, в
которых найдут отражение особенности
речи экскурсовода и его манера ведения
экскурсии.

Индивидуальный
текст следует писать от 1 лица, тем самым
выражая свою индивидуальность.

Для удобства
пользования индивидуальный текст
рекомендуется перенести на карточки,
где полностью или в краткой форме
записываются данные от объекта, основные
мысли рассказа, цитаты, исторические
даты. По каждой подтеме заполняются
несколько карточек (обычно по числу
основных вопросов).

Наличие индивидуального
текста не означает, что он весь должен
заучиваться наизусть и доноситься до
экскурсантов дословно.

1.21. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии

Для приема (сдачи)
экскурсии и ее утверждения обязательна
следующая документация по теме экскурсии:

1) список литературы
по теме (перечисляются все книги, брошюры,
статьи, которые были использованы при
разработке данной темы);

2) карточки (паспорта)
объектов, включенных в маршрут (содержат
сведения, характеризующие экскурсионный
объект: вид памятника, его название,
событие, с которым он связан, местонахождение,
краткое описание, авторы и время создания
памятника, источники информации о нем);

3) контрольный
текст экскурсии (содержит подобранный
и выверенный по источникам материал,
раскрывающий тему; содержание текста
раскрывает подтемы и основные вопросы,
служит основой вступления, заключения,
логических переходов);

4) индивидуальный
текст экскурсовода (содержит материал,
изложенный конкретным экскурсоводом
в соответствии с методической разработкой,
структурой экскурсии, ее маршрутом;
содержит характеристику объектов и
событий);

5) схема (карта)
маршрута (показывается путь следования
группы, обозначаются начало и конец
маршрута, объекты показа, места для их
наблюдения, остановки для выхода группы
к объектам);

6) «портфель
экскурсовода» (содержит фотографии,
схемы, чертежи, копии документов, образцы
продукции предприятий и другие наглядные
пособия);

7) материалы по
теме экскурсии (рефераты, справки,
таблицы, цифровой материал, цитаты из
литературных произведений и т. п.);

8) методическая
разработка экскурсии (содержит
рекомендации по проведению экскурсии:
называются методические приемы показа
и рассказа, определяется последовательность
демонстрации объектов, наглядных
пособий, техника ведения экскурсии с
учетом дифференцированного подхода к
экскурсантам).

Таким образом,
подготовка новой экскурсии – процесс
длительный, сложный и трудоемкий. После
того как экскурсоводом пройдены все
перечисленные выше этапы подготовки
экскурсии, а экскурсия принята и
утверждена руководителем учреждения,
проводящего экскурсию, целесообразно
рассмотреть и освоить особенности и
методику про

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как начать экскурсию, какими словами вступления и приветствия?

У каждого гида есть свои собственные примеры фраз для начала экскурсии.

@Большой вопрос.ру помогу расширить этот диапазон и подберу варианты начальных фраз экскурсии:

1) Добро пожаловать на экскурсию! Сегодня мы будем исследовать [место, которое вы посещаете].

2) Приветствую вас на нашей экскурсии! Сегодня я расскажу вам о [историческом событии, здании, местности и т.д.].

3) Здравствуйте, друзья! Мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие по [местности, городу, району] и узнаем много нового и интересного.

4) Добро пожаловать в [место, которое вы посещаете]! Я буду вашим экскурсоводом и расскажу о [здании, музее, памятнике и т.д.].

5) Приветствую всех, кто присоединился к нашей экскурсии! Сегодня мы увидим [здание, город, музей и т.д.] и узнаем много интересного о его истории и культуре.

6) Здравствуйте, добро пожаловать на экскурсию по (название места)! Я ваш гид и буду рад рассказать вам о всех интересных местах, которые мы посетим сегодня.

7) Добро пожаловать на экскурсию! Мы сейчас находимся в (название места) и начнем наше путешествие, рассказывая об истории и достопримечательност­ях этого места.

8) Приветствую вас на экскурсии! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по (название места), где я расскажу вам все, что вы хотели знать об этом удивительном месте.

9) Здравствуйте! Меня зовут (имя гида) и я буду вашим гидом в этом путешествии. Мы сейчас находимся в (название места) и начнем нашу экскурсию, которая станет для вас незабываемой.

10) Приветствую вас на экскурсии! Мы сейчас находимся в (название места) и я буду рассказывать вам обо всех замечательных местах, которые мы собираемся посетить. Давайте начнем наше приключение!

Скукота — главный враг экскурсий. Если туристам скучно на экскурсии, то это для них зря потраченное время, а для экскурсовода — плохие отзывы. В этой статье разберем, как сделать экскурсию интересной с самого начала ее разработки. Простым языком я расскажу легкий способ, как составить и написать экскурсию, чтобы она была насыщена полезной, достоверной и эмоциональной информацией. Подскажу где брать мощные идеи, как работать с историческим материалом, зачем нужен портфель экскурсовода и нужно ли придумывать вымышленные истории, чтобы «добавить огоньку».     

В ходе моего 8-ми летнего опыта экскурсовода, я замечал, что туристы мало что запоминают из экскурсии и порой жалуются на скукоту (особенно дети). Я много раз перерабатывал мои экскурсии и искал способ сделать их увлекательными, яркими и запоминающимися для любой категории экскурсантов (детей в том числе). Постепенно я разработал способ, который помогает мне составлять и писать новые экскурсии, которые вызывают максимальный положительный отклик у моих туристов. В этой статье поделюсь своими наблюдениями и методом.

Тема экскурсии или Что лучше приготовить туристам: винегрет или мясо по-французски?

Если вы думаете, что и так понятно про тему экскурсии, и зачем вообще об этом говорить, то вы ошибаетесь! Я был поражен, когда сделал для себя открытие, что многие гиды (даже с опытом) не имеют четкой темы своей экскурсии. Сейчас объясню, что я имею ввиду.

Красная нить или зачем вообще нужна тема экскурсии?

Тема экскурсии нужна, чтобы информация была структурирована в определенной логической последовательности. Четкая структура легко укладывается в голове самого экскурсовода, а также легче усваивается и запоминается туристами.

Начинать составлять новую экскурсию нужно с темы экскурсии. Важно, чтобы сам экскурсовод в первую очередь осознавал какую главную тему он собирается раскрыть в процессе экскурсии. Ведь тем может быть множество, и темы могут быть совершенно разные даже на одном и том же маршруте. Например: про искусство и литературу; про архитектуру, про быт, про кушанья, про заводы и фабрики, легенды и еще великое множество.

Но экскурсовод должен выбрать одну главную тему и сосредоточиться на этой выбранной теме, которая будет максимально интересна его туристам.

Почему это важно?

Я не раз замечал, как гиды способны рассказывать об одном и том же объекте совершенно разные вещи! Экскурсовод часто говорит о том, о чем ему самому рассказывать интереснее. Один углубляется в стили архитектуры, другой в любопытные истории, третий в легенды, четвертый в исторические реалии и т.д. 

А поскольку на каждый памятник время ограничено, то туристы узнают только одну какую-то сторону “данной медали”. То есть, чтобы туристу увидеть “слона” в объеме, ему нужно взять три или четыре разных экскурсовода и пройти с каждым отдельно один и тот же маршрут! 

Теперь понимаете, почему очень важно, чтобы сам экскурсовод осознавал какую тему (еще ее можно условно назвать идеей) он будет раскрывать на маршруте и освещать объекты в нужном ракурсе. Это настоящее мастерство! У гидов-любителей обычно конкретной темы или идеи нет. И в этом их ошибка.

Приведу конкретный пример. В моем старинном городе Коломне есть Кремль. Там много храмов, крепостные стены, башни, памятники известным людям, тематические музеи, старинные домики и др. Все эти достопримечательности разных веков, по разным причинам построены. Какую тему выбрать? 

Обычно экскурсию условно называют: «Древний град Коломна» или «Жемчужина Подмосковья» и т.п. Красивые названия, но абстрактные. Тут можно любой город подставить: «Жемчужина России», «Древний град Суздаль (Кострома, Рязань и др.)».

Многие гиды просто идут по кругу и, что видят, о том и “поют”. Получается куча-мала, винегрет. Внимание слушателей прыгает в разные эпохи, связи никакой, и в голове остается полный хаос после такой экскурсии. Вроде экскурсия была, но туристы ничего не помнят! 

Другой пример. Тот же маршрут, те же памятники. Тема экскурсии: «Коломна — вторая столица Подмосковья». У туристов сразу вопрос: «Почему?» Ходим, смотрим, изучаем, думаем вместе. Разбираемся. Сравниваем. В конце туристы осознают тему, их глаза разума открываются. Все памятники встают в стройный ряд под нужным углом зрения. «Спасибо, дорогой экскурсовод, вы перевернули наше представление о вашем скромном городишке!» — примерно такая реакция происходит.

Наша память работает по определенным законам:

zakoni-pamyati-sostavit-ekskursii

А теперь сами подумайте, какая экскурсия будет интереснее и запомнится лучше? При написании экскурсии обязательно держите перед собой эти «Законы памяти» и проверяйте ваш текст. Это типа чек-листа для проверки качества вашей экскурсии (да и вообще любого выступления).

Тема экскурсии — это связь, это “красная нить”, которая проходит через все объекты маршрута. Она объединяет все воедино и строит красивую экскурсию. Когда идея доходит до слушателей, осознается ими, то у экскурсантов возникает будто бы озарение! Все встает на свои места, они видят картину целиком. Значит тема раскрыта.

Теперь понятно, почему экскурсовод должен иметь и постоянно держать во внимании свою главную тему и методично ее раскрывать при написании текста экскурсии на всем ее протяжении?

Власть идей или Как найти тему для экскурсии

В основе выбора темы всегда лежит история. И здесь экскурсоводу нужно не просто почитать и “зазубрить” историю родного края. Нужно углубиться, подумать и суметь выделить из истории особенно сильные моменты, яркие отличия, важные идеи. А потом составлять маршрут в нужной логической последовательности. Если на маршруте каких-то памятников уже давно нет, то нужно распечатать старинные фотографии, схемы, карты, рисунки и т.д., чтобы дополнить недостающие звенья цепи.

Как только вы осознаете какую-то сильную идею в истории вашего города, то тема появится сама собой.

Тот же пример. Мой город — Коломна (Московская обл.). Обычно местные гиды называют свои экскурсии: “Древний град Коломна”, или “Жемчужина Подмосковья”. Согласитесь, очень расплывчатые названия. Неясно о чем будет речь. Так и происходит то, что я описал выше — исторический винегрет.

Я же написал экскурсию на тему: “Коломна — вторая столица Подмосковья”. Это моя генеральная тема, так как на протяжении нескольких веков Коломна действительно была второй столицей в княжестве Московском. И здесь были все атрибуты столичного города: дворцы князей и епископов, каменные соборы, мощная крепость и т.д. Важнейшая историческая роль города и его памятники связываются воедино и представляются туристам.

На всем протяжении маршрута я доказываю, что название экскурсии — это не просто “для красного словца”. Все истории, легенды и памятники, которые я рассказываю и показываю, так или иначе подчеркивают мою генеральную тему. Через них я постоянно напоминаю туристам о главной теме, и до туристов (постепенно) доходит моя идея. В конце экскурсанты должны осознать важность, величие вашего города также, как и сам гид. 

Вместо рецепта «винегрет», я кормлю моих туристов экскурсиями по рецепту «мясо по-французски», за что они мне очень благодарны, так как уходят более сытыми!

Тогда вы справились с задачей. Поздравляю! 

Как найти много экскурсионных тем и зачем их так много нужно

Обычно у экскурсоводов на вооружении два, три стандартных маршрута. Соответственно две, три темы (если они вообще есть). 

Далеко не всегда туристы могут заранее выбрать экскурсовода, который бы раскрыл им ту тему, которая им самим ближе или сумел бы вовремя переключиться, подстраиваясь под интересы туристов.

Именно поэтому есть мнение (особенно у детей или молодежи), что экскурсии — это что-то очень скучное. На самом же деле: просто тема не совпала с уровнем восприятия туристов.

Для детей должны быть свои экскурсионные темы, для молодежи другие, для обывателей третьи, для ученых четвертые. Может быть и одна тема на всех, но тогда экскурсовод должен уметь “говорить на разных языках”, учитывая уровень восприятия слушателей. 

Но в идеале, у хорошего экскурсовода должно быть на вооружении несколько тем даже для одного маршрута! 

Множество разнообразных экскурсионных тем позволит гиду:

1) Создавать новые интересные экскурсии даже по старым избитым маршрутам. 

2) Заходить с разных неожиданных сторон. 

3) Создавать совершенно новые маршруты.

4) Привлекать на свои экскурсии максимальное количество туристов.

В государственных музеях обычно подход серьезный, научный, академический. Темы выбирает и разрабатывает по ним экскурсии научный совет. Потом текст дают экскурсоводу, и он не имеет права далеко уклоняться от него. Такие музейные экскурсии конечно заслуживают всяческого уважения. 

Но туристы в большинстве не слишком образованы. У них много пробелов в знании истории и серьезные научные экскурсии для них часто скучны и непонятны. 

Частные экскурсоводы более свободны в выборе экскурсионных тем. Если музейным экскурсоводам платит зарплату государство, то индивидуальным гидам платят туристы. Поэтому нам жизненно важно выбирать такие темы экскурсий, которые вызовут максимальный интерес, любопытство у туристов. Тогда они не только заплатят с удовольствием, но и друзьям порекомендуют.

Итак, как находить сильные, яркие темы:

  1. Нужно найти в истории родного края яркие, мощные, уникальные явления.
  2. Выделить эти явления в отдельный список. Озаглавить их. Это и будут ТЕМЫ экскурсий.
  3. Отобрать все памятники, объекты, которые относятся к каждой конкретной теме.
  4. Описать, как конкретно, именно к этой теме, данный памятник относится.

Такая структуризация позволит вам самим ярко и четко увидеть все сильные стороны вашего края, поможет быстрее составить и написать экскурсию наполненную глубоким смыслом. О сильных сторонах вашего края и нужно будет говорить. Обыденность и серость никого не интересует.

Если вы все правильно сделаете, то у вас получится набор остро заточенных инструментов. Вы точно будете знать для какого случая нужно достать тот или иной инструмент. Вы сами и ваши экскурсанты сразу поймут, что вы настоящий мастер рассказывать истории и факты. 

Как правильно применять темы в экскурсиях, чтобы не провалить «миссию»

kak-napisat-ekskursiyu-interesno

Здесь бывает обычно два варианта.

  1. Вы представляете список ваших экскурсий на разные темы, а экскурсанты сами выбирают, что им больше нравится.
  2. Экскурсанты хотят что-нибудь интересненькое, но точно не знают, чего именно.

В первом варианте проще. Сразу понятно, что экскурсанты более осознанны, знают, чего хотят.

Во втором варианте гиду нужно понять уровень знаний, интересы и т.д. Я обычно немного знакомлюсь с туристами, спрашиваю откуда они приехали и выбираю тему, которая им будет ближе и понятней. Обязательно учитываем, если есть дети.

Например, для обычных экскурсантов лучше всего подходит тема «Москва и Коломна – две столицы княжества Московского», для детей – «Тайны и легенды Коломенского Кремля», для технарей-ученых – «Уникальные памятники архитектуры Коломны», для верующих и мистиков – «Чудотворные святыни» или «Места Силы».

Еще раз обращу ваше внимание на важность обозначения и раскрытия конкретной темы! Экскурсанты видят ваш город через вас! Сфокусировав внимание на важной и понятной их разумению теме, экскурсовод вдохновит своих туристов на нечто великое и прекрасное, удовлетворит их любопытство, приятно шокирует, а, возможно, вообще перевернет их представление об истории.

Где брать материалы для составления экскурсии и как с ними работать, чтобы быстрее составить и написать экскурсию

Я думаю, что в наше время проблем с количеством информации нет. Есть очень много проблем с качеством информации. Понятно всем, что для экскурсии можно брать материалы в библиотеках, архивах, интернете. А вот, как правильно работать с этой информацией – это очень важно!

У экскурсоводов-любителей возникает сильное искушение почитать всякие интересные захватывающие статьи и истории в интернете. А вот научные серьезные исследования и работы изучать хочется далеко не всем. Скучновато там копаться и под экскурсию адаптировать.

Я тоже так сначала делал. Но потом меня стали ловить на ошибках мои экскурсанты, задавая вопросы и споря со мной. И вот тогда я стал обращаться к авторитетным научным источникам, чтобы убедиться в своей правоте. И мне часто становилось стыдно. Оказывается, в интернете очень много исторического бреда. Разные статьи даже противоречат друг другу. Много фантазеров на YouTube просто выдумывают исторические факты на ходу.

Да, никто не может знать всё! Но по своей узкой конкретной теме экскурсовод должен знать больше всех. Он должен знать наиболее точную информацию из реальных источников или от адекватных исследователей. Нужно также проверять информацию, чтобы в случае спора, экскурсовод мог легко сослаться на источник его знаний, а не на байку фантазера-блогера.

Но начинать все-таки надо с интернета!

Так намного быстрее. Там блогеры, журналисты уже наверняка нашли массу шокирующих идей для экскурсий. Это их работа. Берем эти идеи, проверяем их в качественных источниках, отбираем самые яркие и достоверные и пишем экскурсию. А ложные и полностью выдуманные идеи нам тоже пригодятся. Ведь теперь после проверки, вы легко сможете их опровергнуть и будете выглядеть еще более выгодно как специалист.

«Все наоборот» или Лучший подход к составлению экскурсии

по моему мнению, он такой:

1)    Найти в интернете интересные, захватывающие истории, факты о вашем крае.

2)    Проверить темы и идеи в источниках. (После отбора вы уже будете читать не все подряд, а источники именно по этим темам)

3)    Написать простым (или литературным) языком по каждой интересной теме отдельную статью или экскурсию, опираясь на источники, а не на блогеров.

4)    Спланировать маршрут по теме.

5)    Напечатать необходимые фотографии, иллюстрации, карты, схемы и т.д.

Как выбрать удачную тему и маршрут, если вы начинающий экскурсовод

Если вы частный гид (особенно начинающий), которому нужно зарабатывать деньги и кормить семью, то сначала всегда начинайте с маршрутов, по которым уже путешествуют туристы. Подбирайте популярные темы, которые уже известны. Не нужно изобретать велосипед. Наверняка, самые лучшие маршруты уже разработаны до вас. Просто посмотрите какими дорогами водят туристов ваши коллеги.   

Вас пока никто не знает. У вас нет личного бренда. Но зато ваш город или край завлекает путешественников своими красотами, загадками, памятниками. Пользуйтесь этим. 

Однако, с помощью данного метода, о котором я в этой статье и рассказываю, вы можете значительно улучшить чужую готовую экскурсию. Я сам так и делал в начале. Мне давали готовый текст экскурсии. Я смотрел его, проверял, выделял новую яркую генеральную тему. Структурировал, добавлял эмоциональных историй. И у меня получалась моя личная оригинальная экскурсия! Причем с минимальными усилиями.

Это вообще, стал мой некий навык обработки информации. Данную статью я пишу по этому же методу. Заметили? Это гремучая смесь того, что было в интернете и моего опыта «из головы». С чистого листа очень тяжело писать, даже если вы великий эксперт в данной теме. Легче сначала посмотреть, что другие написали, потом найти их ошибки и пробелы. И потом уже писать в полной уверенности, что ваша информация будет актуальна и оригинальна (как в дипломной работе гуманитарных ВУЗов, если вы там учились).

Потом, когда накопите много благодарных отзывов и вас будут рекомендовать друзьям, вы построите ваш личный бренд экскурсовода. Ваше имя станет известным и люди будут заказывать экскурсии только у вас. Тогда вы сможете разрабатывать более редкие, эксклюзивные темы и маршруты. И их будут покупать! И будут покупать дорого!

Вам также будет полезна моя статья: «Как продавать экскурсии туристам каждый день — личный опыт», в которой я рассказываю о самых лучших способах продаж экскурсий и нахождения клиентов в наше время.

Почему надо обязательно ПИСАТЬ текст экскурсии своими словами

Чтобы составить качественную и интересную экскурсию её надо… написать!

Да, да, именно написать! Своими словами.

Если экскурсовод никогда еще не писал текст экскурсий для себя, а только запоминал и рассказывал то, что писали другие, то его экскурсии никогда не будут зажигательными. И неважно сколько лет он уже работает. Может быть его экскурсии будут правильными, достоверными, но зажигать не будут. Ведь для того, чтобы зажечь других нужно иметь огонь в себе. И зажигается этот огонь экскурсовода тогда, когда вы пропускаете информацию через себя и пишите текст своей экскурсии.

Я много раз проводил этот эксперимент. Читал, запоминал, рассказывал. Вроде все очень даже не плохо получалось. После сотен повторений наступает усталость, потом выгорание. Идеи экскурсии больше не кажутся выдающимися, понимаешь, что продаешь воздух. Смысл и желание работать пропадают.

И тогда я начинаю писать. Снова поднимаю источники, перечитываю. Нахожу новые факты, проверяю. По мере написания отдельных экскурсионных статей приходит Видение новой глубины. История оживает и снова начинает вдохновлять. Переписываю свою экскурсию, исходя из новой глубины своего видения.

И вот я как новенький! Мне снова хочется в бой! Мне не терпится поделиться с миром моими открытиями, идеями, великими историческими событиями.

Писать нужно своими словами, делать выводы, вдумываться, анализировать, задавать вопросы самому себе. Почему именно так произошло в той истории? Как объяснить поступок известной личности, который изменил многие судьбы? Какие реалии времени оказывали влияние на психику людей, заставляя их поступать так, а не иначе?  И так далее. Когда начинаешь отвечать на эти вопросы, тогда и приходит видение разума.

Например, были времена, когда соль и сахар стоили на вес золота, за них велись войны. Представьте себя в это время. И вам многое станет понятно.

Экскурсовод-мастер должен видеть историю. Тогда он легко сможет буквально погрузить своих слушателей в другую реальность и зажечь их своими идеями.

Можно, конечно, так не заморачиваться, как я сейчас написал. Это совет только для тех гидов, которые хотят, чтобы их экскурсии были по-настоящему интересными, зажигательными (а не просто были). И это очень классная практика борьбы с выгоранием экскурсовода. А вы уж сами решайте, надо вам это или нет.

Процесс самостоятельного написания экскурсии раскроет ваш внутренний творческий потенциал и усилит вашу энергию многократно. Это будут чувствовать и ваши туристы.

«Кошмар экскурсовода» или как составить и провести экскурсию для детей, чтобы им не было скучно

Вы знаете, чего больше всего боятся экскурсоводы? Детей! Да, да, детей, я не опечатался.

kak-sostavit-ekskursiyu-dlya-detey

Дети не будут делать вид, что им интересно, если это не так. Они не будут терпеть нудную экскурсию. Они будут шуметь, отвлекаться и т.д. И чем больше детей в группе, тем сложнее удерживать их внимание.

Работать с детьми действительно трудно. У меня на экскурсии были группы детей более 40 человек, и я знаю, о чем говорю. Чтобы составить интересную экскурсию для детей нужен особый подход.

Вот правила, которые я лично использую, составляя и проводя экскурсию с детьми:

1)    Детям нужно задавать много вопросов. Их нужно вовлекать в экскурсию. Естественно, учитывая их уровень разумения.

2)    Детям нужно давать задания-поиски. Для этого им можно дать карту, схемы древнего города. Описать, как выглядит важный объект экскурсии и попросить его найти.

3)    Нужно рассказывать простым языком, ритмично, с паузами. Дети должны успевать следить за мыслью экскурсовода. Можно даже переспрашивать их. Понятно ли я рассказал? Обратная связь с детьми – это важно.

4)    Дети очень тонко и быстро считывают отношение экскурсовода, его чувства. Гид должен рассказывать эмоционально, искренне переживая за то, о чем он говорит. Если экскурсоводу наплевать на своих героев и памятники, то также и детям будет наплевать на всю экскурсию и самого гида.

5)    Детям нужно рассказывать больше историй, пробуждая их воображение. Через истории их надо знакомить с достопримечательностями на маршруте.

С моей точки зрения, экскурсии для детей могут проводить только самые настоящие мастера своего дела. Экскурсия – это не лекция в институте. Это максимально близко к выступлению актера или журналиста. И здесь не только нужно иметь исторические знания, но также очень важно уметь общаться и убеждать своих слушателей.

Ведь экскурсовод выступает в роли лидера, ведущего и должен соответствовать этой роли. И чем большее количество человек (особенно детей) идет за гидом, тем больше энергии он должен уметь отдать этим людям.

Создание портфеля экскурсовода. Шпаргалка для гида или визуализация для туриста?

Портфель экскурсовода – это комплект фотографий, карт, схем и т.п.. Психологи давно доказали, что информация усваивается намного лучше, если задействовать максимальное количество органов чувств.

А через зрение мы воспринимаем 80% информации.

Я часто вижу экскурсоводов без «портфеля». Однако, считаю, что портфель действительно очень важен.

Во-первых, для самого экскурсовода. Фотографии в портфеле расположены в строгой логической последовательности и помогают не сбиться, не запутаться самому гиду. Особенно начинающему экскурсоводу такой комплект помогает как шпаргалка.

Во-вторых, туристам намного легче представлять и сравнивать, что было раньше, и как выглядят памятники сейчас. Экскурсанты, видя старинные фотографии, карты и схемы, проникаются ощущением истинности слов экскурсовода. Все это вызывает больше доверия, уважения и благодарности к гиду-специалисту.

Для детей особенно необходимо использовать такие наглядные пособия. И чем их будет больше, тем лучше.

Резюме

Итак подведем итоги.

Чтобы составить и написать интересную экскурсию, за которую туристы будут вас благодарить и писать восторженные отзывы нужно:

  • найти главную тему экскурсии, исходя из истории и памятников вашего региона
  • эта тема должна выделять сильные, яркие стороны вашего региона
  • тема должна затрагивать сильные идеи, наводить на размышления, удивлять
  • вы должны писать текст экскурсии учитывая уровень образования ваших туристов
  • вы должны написать разные варианты экскурсий на одном маршруте для разных туристов
  • нужно использовать интернет для ускорения поиска, но обязательно проверять информацию в источниках
  • сначала выбирайте популярные маршруты и темы
  • пишите экскурсии своими словами, простым легким языком, даже на специальные темы
  • для детей пишите экскурсию отдельно с элементами игры, поиска, вопросов-ответов, но не забывая о теме, которая будет им тоже понятна
  • используйте фото, карты, схемы
  • включайте истории, эмоционально окрашивайте текст

Итак, друзья, в этой статье я не только рассказал, как составить и написать экскурсию, но и как сделать её максимально интересной для любых категорий ваших экскурсантов. Пишите ваши экскурсии легко, быстро, увлекательно, и мой метод, надеюсь, вам в этом поможет. Если возникнут какие-то вопросы, то пишите их в комментариях, я постараюсь ответить.

Внимание НОВИНКА, этот урок здесь!!! Если вы частный гид или планируете им стать в 2022 г, то обязательно скачайте БЕСПЛАТНО мини-книгу «Создание Системы продаж экскурсий через личный сайт с нуля. Пошаговое руководство». В ней я показываю самую современную технологию, как можно получать стабильный поток туристов через личный сайт. Раскрываю, как можно создать этот сайт самостоятельно (без программистов и дизайнеров). Даю методику, позволяющую частному экскурсоводу построить личную систему продаж экскурсий через интернет.

»Забирайте, пока ваши конкуренты еще не внедрили эту технологию в вашем городе!

ВикиЧтение

Экскурсоведение. Учебник
Емельянов Борис Васильевич

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувства экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

1.3.4. Составление досье

1.3.4. Составление досье
Добытую в ходе разработки человека информацию помещают в формализированное досье, заполняемое ради удобства по определенной схеме, сочетающей два основных раздела:— персонографические данные и факты из жизни,— характерные особенности личности

34. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

34. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, который превращается в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации – в либеральный, может

Карта индивидуального развития

Карта индивидуального развития
Фамилия_____________________ Имя_______________________ Отчество________________________Дата и год рождения____________________________Группа здоровья____________________

«Карта индивидуального развития» заводится на каждого ученика при его поступлении в школу и ведется в процессе всего

6 ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА

6 ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА
Индивидуальный, т. е. персонифицированный, учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.Целями

Определение индивидуального энергетического баланса

Определение индивидуального энергетического баланса
Определив свои энергетические затраты и поступающие в организм калории, вы можете узнать о своем энергетическом балансе. Для этого вам необходимо сравнить полученные величины. Если они примерно одинаковы, то ваш

Приложение 3. Пример системы водяного отопления индивидуального жилого дома

Приложение 3. Пример системы водяного отопления индивидуального жилого дома
Два жилых этажа (рис. П.1, П.2) и отапливаемая часть цоколя (рис. П.3) имеют общую площадь 216 м2. (На рис.: 1, 2, 3 – вертикальные строительные оси; А, Б, В, Г – гаризонтальные; 20, 32, 40 – диаметры труб; 1000/500К22 –

Составление меню

Составление меню
Составляйте меню заранее. Обязательно сделайте список необходимых продуктов.Внимательно перечитайте рецепты, обращая внимание не на продукты, а на посуду, инструменты и другие материалы, которые вам понадобятся.

Совет

Любая хозяйка

Приложение 7. Акт индивидуального испытания оборудования

Приложение 7.
Акт индивидуального испытания

3.6. Прочие расходы индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленную систему налогообложения

3.6. Прочие расходы индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленную систему налогообложения
Составу прочих расходов посвящен раздел XI Книги учета.К прочим расходам индивидуального предпринимателя, в частности, относятся расходы на сертификацию

Составление раскладки

Составление раскладки
Многие скажут: все, что написано выше, — теория. На практике так никто не делает — слишком много работы. Что же, отчасти это правда, но только отчасти.Разумеется, собираясь на однодневную прогулку, можно без всякой науки обойтись бутербродами и

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая

Техника использования индивидуального текста

Техника использования индивидуального текста
Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие

Составление распорядка дня

Составление распорядка дня
Хороший распорядок дня представляет собой наиболее гармоничное сочетание физического труда и отдыха, умственного труда и отдыха, времени бодрствования и времени сна, времени приема пищи, приема водных закаливающих процедур, совершения

Составление меню

Составление меню
Составляя меню для официального приема, необходимо учитывать свои финансовые и кулинарные возможности. Самим готовить следует только те блюда, которые получатся очень хорошо. Не стоит пробовать приготовить что-нибудь новое, чтобы удивить гостей.

Одежда индивидуального пошива

Одежда индивидуального пошива
Джентльменам, желающим «прилично одеться», безусловно, стоит посетить старую венскую фирму Вильгельм Юнгманн и внук (Wilhelm Jungmann & Neffe) на пл. Альбертинаплатц, 3. Фирма была основана в 1873 г, а уже в 1881-м получила титул Поставщика двора Его

Добавить комментарий