Как составить текст лучший для понимания

Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.

Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.

1.

Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»

Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.

2.

Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.


Как писать хорошие тексты: 19 ну очень полезных советов

3.

Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.

Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?

4.

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

5.

Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).

6.

В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.

Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.

Это занятие само по себе подводит электроды к мозгу, и через какое-то время он заискрит.

Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.

Опять же автор в этот момент похож на шизофреника, но такая техника работает.

7.

Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.

8.

Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.

9.

Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».

10.

Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.

Назначьте себе цифру, за которую выходить нельзя.

Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».

11.

Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.

Все наоборот.

Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.

12.

Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.

13.

Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.

14.

Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:

  1. высокая читаемость — до 10% длинных слов;
  2. средняя читаемость — 10–30% длинных слов;
  3. низкая читаемость — свыше 30%.

15.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

16.

Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).

17.

Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.

18.

Пишите афоризмами.

Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.


ложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.

Подготовлено по материалам книг:

«Автор, ножницы, бумага»,

«Бизнес-копирайтинг».

Все картинки поста — отсюда.

Многие люди ошибочно полагают, что простой язык снижает ценность контента и оскорбляет умных читателей. Эту жалобу особенно часто озвучивают авторы, пишущие для профессионалов и экспертов.

Некоторые авторы используют сложный язык по привычке или в попытке впечатлить читателей сложными предложениями и умными словами. Однако такой подход снижает и читабельность, и убедительность, потому что главная цель коммуникации — передать информацию, и всем авторам, создающим технический и научный контент, следует делать это просто и ясно. Вот несколько преимуществ такого подхода:

  • Простой и ясный текст передает информацию кратко и эффективно, так что читатели быстро схватывают смысл, и им не приходится расшифровывать сложные фразы и непонятные термины.
  • В простом тексте легко найти нужную информацию, и зачастую он больше нравится поисковым системам. Слова и фразы, используемые вами в тексте, должны соответствовать поисковым запросам пользователей, ищущих информацию на эту тему.
  • Простые тексты нравятся читателям. Исследования показывают, что автор простого текста кажется умнее: люди видят смысл в ваших словах, когда понимают, о чем вы говорите.

Хорошая коммуникация полезна бизнесу: простой язык убирает барьеры между вами и читателем. Компании, пишущие ясные тексты, воспринимаются как более прозрачные и достойные доверия и выделяются на фоне конкурентов, отчего повышается и конверсия, и лояльность клиентов.

Забудьте правила написания технических текстов, отложите статьи, написанные по ним: обычно они многословны и трудны для понимания. Кто ясно мыслит, ясно излагает. Вашей аудитории нужен легко читаемый контент, смысл которого понятен сразу. Никто еще не жаловался на слишком понятные тексты.

Эксперты тоже предпочитают простой язык

Даже высокообразованные читатели, как и все остальные, будут рады краткой, доступной для «сканирования» информации. Вот несколько примеров их реакции на онлайн-контент:

PCMags.com

IT-менеджер похвалил эти краткие содержания отзывов о продукте на PCMags.com: «Тексты лаконичны и понятны, по ним легко представить себе, о чем отзыв, не читая его. Краткое содержание содержит релевантную информацию, и, чтобы ее получить, достаточно десяти секунд».

IMB.com

Тому же IT-менеджеру не понравилась статья на IMB.com, потому что в ней используются непонятные ему брендовые термины вроде MessageSight: «Я, наверное, не буду читать этот текст полностью. Он содержит кучу незнакомых мне терминов и жаргона».

Grants.NIH.gov

Профессор колледжа, искавший гранты, был недоволен запутанным контентом Grants.NIH.gov: «Большинство научных текстов трудно для восприятия, но это уже слишком. Все эти разговоры о государственном финансировании… Что вообще такое SF424? Почему нельзя назвать это как-нибудь по-человечески? Это слишком сложно. Лично я предпочитаю более простые тексты».

GAO.gov

Сотрудник по информационным системам отказался изучать эту страницу на GAO.gov из-за нечитабельного текста безо всякого оформления: «Ненавижу такие стены текста без единого подзаголовка».

«Ненавижу такие стены текста без единого подзаголовка»

Медсестра сравнивала эти две варианта статьи: оригинал (слева) содержал длинные предложения и сложные слова, а отредактированная версия (справа) написана более простым языком и лучше оформлена. Медсестре больше понравилась отредактированная версия за ее краткость и удобство для восприятия: «Отредактированная версия лучше. Она гораздо лаконичнее, в ней меньше лишних слов. Мне нравятся крупные подзаголовки: благодаря им легко найти то, что ищешь. Я просматриваю медицинские тексты и ищу то, что могло бы меня заинтересовать. Читать отредактированную версию проще, потому что я сразу вижу, какие проблемы она затрагивает. Подзаголовки и списки — это хорошо. Это более подходящий формат для медицинского текста».

Как писать простым языком?

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам улучшить свой контент.

1. Знайте свою аудиторию

Основа для написания хороших текстов — понимание целевой аудитории. Чем больше вы знаете о своих читателях, тем больше у вас шансов написать текст, соответствующий их нуждам и ожиданиям. Подумайте о том, что читает ваша аудитория и какой у нее словарный запас, какие концепции ей знакомы и какие вопросы ее интересуют, и пишите для нее

Писать для конкретной аудитории — это не то же самое, что писать для широкой публики. У разных групп читателей разный уровень осведомленности, зависящий от их специальности и роли. Словарный запас может отличаться даже у людей из одной и той же индустрии: так, ученый, работающий в университете уже десять лет, владеет научной терминологией лучше, чем вчерашний выпускник.

Разные группы читателей требуют разных стилей. Если ваше сообщение рассчитано на несколько групп, одна из них все равно должна быть приоритетной. Не пытайтесь писать для всех: в таком случае вы пишите ни для кого. Чем конкретнее вы определите аудиторию и цель своего текста, тем точнее и привлекательнее он будет.

Форма и содержание вашего текста определяются целевой аудиторией. Например, общие описания и пояснения могут быть необходимы широкой публике, но экспертам они только мешают добраться до сути.

2. Слова, понятные аудитории

Используйте простые слова, знакомые вашей аудитории, вместо сложных непонятных терминов.

Выбирая из двух терминов с похожим значением, остановитесь на том, которым пользуется ваша аудитория. Тогда она поймет ваш текст быстрее и лучше.

Избавьтесь от сленга, идиом и брендовых терминов. Идиомы и сленг могут быть знакомы людям из определенных регионов или возрастных групп и непонятны всем остальным. Брендовые термины, изобретенные вашей компанией для обозначения продуктов или процессов, войдут в словари не сразу, если это вообще произойдет, и поэтому такие термины следует заменять или хотя бы пояснять общеупотребительными словами.

Сложный язык не только труден для понимания: он придает тексту претенциозный, покровительственный тон, который наверняка будет неприятен аудитории.

Если вам необходимо использовать технический термин, которого ваши читатели могут не знать, дайте ему определение. В зависимости от аудитории, знакомые и понятные термины могут отличаться. Обычно не рекомендуется использовать жаргон, поскольку он часто лишен смысла и претенциозно звучит, однако он бывает полезен, когда передает идею, понятную нужной группе читателей. Если вы пишете для экспертов с общим словарным запасом, технический жаргон может значительно упростить коммуникацию. Однако прежде чем использовать технический термин, убедитесь, что ваша аудитория точно знает его значение. Незнакомый жаргон нередко сбивает с толку даже профессионалов.

Когда вы пишете для экспертов, всегда тщательно обдумывайте, нужно ли объяснять идею или термин. Если вы прерветесь на объяснение идеи, хорошо известной читателям, вы можете вызвать их недовольство. Лучше всего писать каждый текст для определенной аудитории и уже потом добавить дополнительные детали и пояснения для второстепенных аудиторий, например, в виде гиперссылок.

3. Короткие предложения и абзацы

Будьте лаконичны. Фундаментальный принцип создания хороших текстов — отсутствие лишних слов. Если вы можете передать свою идею меньшим количеством слов, сделайте это. Вычеркните лишние, ничего не значащие слова, особенно если вы пишете для продвинутой аудитории: профессионалы — занятые люди, которые предпочтут потратить время и умственные усилия на обработку информации, а не на разбор запутанных предложений.

В сети ограничивайтесь 50% слов от количества, которое вы использовали бы в печатной публикации. Научные публикации обычно изобилуют придаточными предложениями, запятыми и точками с запятой, и, когда читателям приходится продираться сквозь такой текст, они путаются и злятся.

Вычеркните следующие типы слов и фраз:

  • Речевая избыточность (например, терапевтическое лечение).
  • Сленг (например, фейк, тред).
  • Бессмысленные уточнения (например, в данный момент времени).
  • Бессмысленные генерализации (например, «современный мир каждый день бросает нам новые вызовы»).

Выжимание «воды» из текста требует умственных усилий и внимания к деталям. Пишите и переписывайте черновики, пока не вычеркните все лишние слова. Предложения не должны быть длиннее 15-20 слов, и в каждом отдельном абзаце должна раскрываться только одна идея. Абзацы, состоящие из 1-2 предложений, — это нормально, если идея раскрыта.

4. Пишите для людей с богатым словарным запасом

Тексты для широкой аудитории обычно рекомендуется писать на уровне средней школы, однако тексты для экспертов стоит писать из расчета на большой словарный запас. Так, этот текст предназначен для UX-профессионалов, и им должно быть легко его читать, но для широкой аудитории потребителей он может быть сложным.

Если вы еще этого не делаете, заведите привычку оценивать читабельность своего текста. Если уровень слишком высок, сократите предложения и абзацы и используйте более простые слова.

5. Правила оформления для лучшей читабельности

Хорошо оформленный контент облегчает жизнь людям с любым уровнем образования, в том числе и профессионалам. Тексты, написанные для последних, особенно нуждаются в чанкинге, потому что информация, которую они содержат, сложна уже сама по себе.

Признанные практики призваны привлечь внимание к самым важным элементам текста и значительно повышают его читабельность. Эти практики помогают читателям «сканировать» страницы и быстро добираться до частей текста, которые им интересны. Самые распространенные и эффективные приемы:

  • Информативные заголовки и подзаголовки.
  • Маркированные списки и таблицы для упрощения сложного контента.
  • Использование пустого пространства и отступов.
  • Выделение ключевых слов и фраз.
  • Паттерн перевернутой пирамиды.
  • Краткое содержание для длинных текстов.

Пишите тексты так, чтобы их было легко воспринимать. Избегайте «стен текста».

Заключение

Простой язык необходим и клиентам, и компаниям. Прямота и простота не ухудшают контент, а делают коммуникацию ясной и эффективной. Следуйте перечисленным рекомендациям по написанию текстов, чтобы повысить читабельность.

Высоких вам конверсий!

По материалам: nngroup.com.

25-10-2017

Они пригодятся тем, кто хочет чётко доносить свои мысли в личном и деловом общении.

9 советов, которые помогут написать понятный текст

В издательстве «МИФ» вышла книга с мотивирующим названием — «Пиши, ленивая *опа». Это пособие для тех, кому нужно писать не для заработка, а для себя или для общения с другими. Автор — Паша Федоров, директор по продакшену в «Палиндроме», создатель Telegram‑канала «Паша и его прокрастинация» и бывший шеф‑редактор Лайфхакера. Предлагаем прочитать отрывок из шестой главы и узнать, как облечь свои мысли в понятный текст.

1. Будьте честны

Честность — вежливость королей и хороших писателей. Когда вы честны с читателем, он платит вам любовью (или её имитацией). Не пытайтесь обдурить людей: они поймут.

Если вы блогер, пожалуйста, не пытайтесь выдать рекламу за нерекламу. Это чаще всего выглядит глупо, наигранно и нечестно. У многих есть аргумент «меня читают умные люди, они понимают, где реклама, а где нет». Да, это так. И в этом как раз и заключается проблема: люди видят, что это реклама, и чувствуют фальшь. И доверие по чуть‑чуть, по капле, но падает. Вам не надо вешать транспарант «ЗА ЭТОТ ПОСТ МНЕ ЗАПЛАТИЛИ», но даже лёгкий намек очистит вашу совесть.

Но не забывайте: некоторые люди могут быть невнимательными. Однажды мне написала подписчица канала: рассказала, что ей нравится, и добавила, что единственные посты, которые её бесят, — записи про школу английского. «В общем, канал очень полезный, но вот этот конкретный пост — отборная чушь». Стоит ли говорить, что это была серия публикаций с хештегом #реклама? А она его даже не заметила.

2. Не выпендривайтесь, если не умеете

«Пролившийся на отдельные слои карельских бюджетников золотой дождь вызвал целую гамму чувств — от радостного удивления до обиды и недоумения. Мало кто понял, что это, собственно говоря, было».

Всегда, когда можно сказать прямо, говорите прямо.

3. Финтифлюшки

Этим кракозябристым словом я называю все слова и обороты, которые не играют роли в тексте, но нужны, чтобы передать правильные эмоции, тональность, настроение: шутки, сравнения, уменьшительно‑ласкательные интонации.

Сначала дело, а потом финтифлюшки и красивости.

Поясню на примере. У вас небольшой интернет‑магазин, нужно написать страницу «Доставка» на сайт. Вы, такие все модные, заверстали страничку, наполнили её умными оборотами «не работаем с» и «соблюдаем принципы», добавили больших картиночек, чтобы управлять вниманием. Круто, сочно, мощно!

А вот ваш клиент. Он заходит на страницу, чтобы узнать, доставляют ли до села Хренюковичи и сколько это стоит. И вот перед ним моднявая вёрсточка. И ему совершенно наплевать, что у вас за принципы. Он хочет знать, что там с Хренюковичами. Ему некогда читать ваши финтифлюшки: ему надо послезавтра своей Матроне вручить подарок. Он хочет понимать, доедет ли до его села посылка и не разорится ли он на доставке. И он либо хаотично проскроллит страницу, либо, если он продвинутый пользователь ПК, нажмёт Ctrl + F и вобьёт в поиск по странице какую‑то ключевую фразу. А потом плюнет себе под ноги и почешет за подарком в универмаг.

Короче, важное — в начало. А красивости, если совсем невмоготу, потом.

4. Чем короче, тем лучше

Чем в предложении или абзаце меньше слов, тем лучше. Чем короче, тем понятнее. Тем не менее не стоит доводить этот совет до абсурда и сокращать каждое предложение до подлежащего и сказуемого.

«Я пошёл. Пришёл. Сделал дела. Вернулся домой. Лёг спать. Хороший день».

Нет‑нет‑нет, не надо делать из себя бездумную машину по убиванию «лишних слов». Вспомните Оруэлла и новояз. Нам же нужно больше разных и красивых слов, но меньше. Я, когда пишу текст, формулирую его прямо на ходу. Из‑за этого повествование сбивается и появляются лишние куски. Пока пишу, есть ощущение, что они ни фига не лишние, а очень даже в тему и решают важную задачу. А начинаю переписывать — тьфу, на кой чёрт я сюда это тупое сравнение вписал? Понимаете, к чему я?

Чем короче вы пишете, тем понятнее выходит. Если вы вырезаете из текста лишние слова и фразы, то сокращаете читателю путь до основной мысли.

Смотрите:

«Выйдя со двора, я вдохнул запах листьев: осень уже приближалась, а я тем не менее ещё шагал в шортах и футболке, даже несмотря на прохладный ветер, — просто мне было тепло, тем более что шёл я на футбол».

Что мы узнали? О, да много чего. А теперь:

«На улице было прохладно, но я пошёл на футбол в шортах и футболке».

Что мы узнали теперь? Гораздо меньше, но ничего важного не потеряли. Просто убрали излишнюю художественность. Само собой, если ваши посты собирают тысячи лайков именно за такие подробности, просто игнорируйте мой совет. Но если нет — сокращайте.

Однако не злоупотребляйте.

Без длинных предложений, которые так странно построены, что кажется, будто они уже кончились и началась новая мысль, но нет, это всё ещё то же предложение, в которое напихали кучу всего и, возможно, не до конца согласовали, пропустили запятые или добавили лишние, а оно всё никак не кончается и не кончается, а ведь проблема таких предложений как раз в том, что люди теряют мысль, понимают, что им здесь не рады, и потому уходят, — думаю, нет смысла говорить, что вам это не приносит никакой пользы, а только вред и разочарование со стороны того, кто мог бы стать вашим ярым фанатом и восславлять все ваши творения во имя лучших людей этой Вселенной.

Поняли, что я хотел сказать? Вот и я уже не понимаю.

Как быть?

Просто перечитайте вслух! Все места, где спотыкаетесь, заслуживают внимания: где‑то можно сократить, где‑то добавить подробностей, где‑то поменять местами. Но не забывайте: делать это надо, когда уже готов первый черновик, а не в процессе. Иначе внутренний критик загрызёт вас.

Пишите короче, но не доводите до абсурда.

5. «Читатель должен катиться по маслу»

Этот совет мне когда‑то давно дал Влад Цыплухин, главный по продукту в издательском доме «Комитет». Дословно фраза звучит так (пришлось переворошить гору переписки, но я нашёл):

В тексте должен быть сюжет, читатель должен катиться по маслу с первой строчки до последней. Лучший способ написать хороший текст — двадцать раз его самостоятельно перечитать.

Ага‑ага, не лучшая метафора. Тем не менее довольно точная.

Если читатель идёт по тексту и постоянно спотыкается, это плохо. Или закроет, или не поймёт, или разозлится — куча вариантов, при которых всё идёт не по плану. Старайтесь делать так, чтобы читатель будто на ледянке скатывался по тексту.

Как быть?

Не поверите: перечитать вслух. И снова обратить внимание на все места, где спотыкаетесь. Незнакомое слово? Сложный оборот? Переписать и заменить!

6. Не пишите так, как говорите

Часто в книгах или блогах можно встретить совет: «Пиши, как будто говоришь». Пожалуйста, не надо. Когда мы говорим (если не готовились заранее), то мысли формулируем на месте: выбираем не самые простые конструкции, часто повторяем мысли. Это совершенно нормально.

Текст должен быть лаконичнее и чётче, чем речь.

Текст помогает сформулировать мысли, сфокусироваться и сказать только то, что вы хотите. Можно подумать. При разговоре такой блажи у вас часто нет.

Попробуйте писать не так, как говорите. Попробуйте говорить, будто пишете.

7. Мыслите мельче

Представьте: структура готова, и прямо сейчас ваша задача — написать абзац. Не статью целиком, не главу, не страницу — абзац. Как только этот рубеж преодолён, пора приниматься за новый. Большой текст — просто текст на много абзацев, а не большое беспробудное древнее зло, которое надо перепрыгнуть за один раз. Наоборот: чем мельче вы мыслите в процессе, тем лучше. Пишите абзацами, а не статьями.

Чтобы спланировать текст целиком, мы и говорили о структуре: вы просто выстраиваете скелет, строите мост (да, вот такие банальные метафоры лучше не использовать, плохой Паша, плохой). И просто взбираетесь на него.

Если вы смотрите на текст целиком, то легко застрянете. И хорошо, если где‑то посерединке или даже ближе к концу. С гораздо большей вероятностью вы просто не начнёте, потому что: ну это же сколько писать, да кто вообще с этим справится, да что такое творится‑то! А если вы воспринимаете свою работу как лестницу со ступеньками, то понимаете: одна ступенька, вторая, третья — и вот уже не так страшно, и вот уже ты где‑то наверху, и теперь главное — не смотреть вниз. Или смотреть и восхищаться собой.

Пишите текст абзацами, а планируйте до того, как начали.

8. Главное, чтобы вас понимали

Если вы пишете что‑то увеселительное, например любовный роман или заметку на «Пикабу», то главное, чтобы читателю было интересно. Во всех остальных случаях приоритетная задача — чтобы читателю было понятно.

Статья, пост в соцсети, личное или деловое письмо — задача всех этих текстов в том, чтобы вас поняли и правильно отреагировали.

И вот как раз для того, чтобы вас понимали, нужно строить адекватную структуру, подбирать незаезженные слова и проверять текст на ошибки. А не потому, что так принято.

Главное, чтобы вас понимали.

9. Боязнь простоты

Боязнь простоты — это когда человек опасается написать слишком просто, поэтому начинает докручивать текст всякими финтифлюшками, украшательствами и прочей бижутерией.

Вот, например, объявление в детском саду:

«29 мая делаем прививки». Не, как‑то слишком тупо и просто.
«29 мая будут сделаны прививки». Ну вот, стало получше. Но ещё как‑то несерьёзно.
«29 мая будет произведён процесс установки прививок». Вот, уже солидно, но, кажется, чего‑то не хватает. Хм. А, точно!
«29 мая будет произведён процесс установки прививок детям, не кормите их до детского сада». Так, опять просто! Что ж ты…

594 версии спустя:

«29.05.2019, согласно распоряжению администрации МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““, специалистами медицинского учреждения ГОБУУЗУЗ „Детская стационарная поликлиника № 666“ будет произведён плановый процесс проведения прививания человеческих особей возраста 4–6 лет. Процесс прививания должен производиться на пустой желудок, поэтому администрация детского сада настоятельно призывает не кормить всех принадлежащих семье детей в возрасте 4–6 лет до посещения МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““».

Если вам кажется, что пример слишком утрирован, то так и есть: я специально сделал его максимально стрёмным. Но вот вам другой пример. Открываю «ВКонтакте», а там в ленте пост от одного из друзей, дальше цитата.

«Вот так проходит в условиях пандемии заседание Межведомственной комиссии по отбору кандидатов для избрания в советы директоров и ревизионные комиссии акционерных обществ, принадлежащих Российской Федерации более чем на четверть, но не полностью («пакетников»)».

Эти люди живут среди нас, ребята.

Прихожу в ГИБДД писать объяснительную (записал на видеорегистратор чудака, который мчал по встречке на улице с односторонним). Всё написал, инспектор смотрит и говорит: «Добавь вот здесь фразу „данного автомобиля“». Зачем, зачем? Так положено, говорит. А дело, конечно, ни на кого не завели.

Пройдитесь по любым муниципальным учреждениям (детским садам, больницам) — все кругом пишут приказы, записки и объявления на канцелярском языке, потому что думают: «Слишком просто и неофициально писать нельзя». Само собой, такие текстики появляются по сотне причин, но боязнь, что покажется слишком просто и несолидно, — одна из них.

У меня для вас ужасные новости.

Писать просто не только можно, но и нужно.

Чем проще — тем понятнее. Чем понятнее, тем больше шанс, что вас воспримут правильно и станут доверять. А не это ли главное? Да‑да, именно это.

Общие правила понятного текста, советы по выбору слов и составлению структуры, заметки о сетевом этикете и упражнения для проверки себя — всё это можно найти в книге «Пиши, ленивая *опа».

Купить книгу

Читайте также 🧐

  • Как написать классный пост о чём угодно
  • Как писать о числах и фактах: отрывок из «Ясно, понятно» — новой книги Максима Ильяхова
  • Как написать сильную и захватывающую историю: отрывок из книги Людмилы Сарычевой «Уступите место драме»

Во многих материалах чего-то не хватает.

В них часто не хватает ясности.

Ясность упрощает понимания вашего контента. Если люди не могут понять, что вы пытаетесь им сказать, значит ваш контент бесполезен.

А с другой стороны, если вы сможете создавать простой и ясный для понимания контент, то людям станет намного легче увидеть в нем ценность. И тогда они захотят продолжить чтение.

Как сделать так, чтобы ваш текст был простым и понятным?

8 способов упростить ваше сообщение

#1: Знайте, что вы хотите сказать

Какая цель у вашего текста?

Какой контент ожидают найти ваши потенциальные клиенты?

Ясность выходит за рамки настроек процесса написания.

Это просто другой образ мышления. И он заставляет вас задуматься о том, что вы пишете, прежде чем вы начнете излагать слова на страницу.

Поэтому прежде чем начать писать, вы должны знать:

  • Свой предмет. Вы должны знать о чем конкретно вы хотите написать.
  • Свою точку зрения. Моя цель в этой статье — объяснить, как писать ясно.
  • Свой план. План — это основная структура статьи. Моя статья состоит из 8 пунктов.

#2: Знайте, с кем вы разговариваете

Знание своей аудитории — важная составляющая хорошего копирайтинга. Чем лучше вы знаете свою аудиторию, тем яснее вы можете с ней общаться.

Подумайте о своей аудитории как о пятилетнем ребенке.

Возможно, вы и раньше слышали о том, что если вы хотите эффективно общаться со своей аудиторией, то пишите так, как если бы вы говорили с пятилетним ребенком.

Это не говорит о том, что у ваших читателей проблемы с интеллектом. А также это не умаляет их развитие и способности. Просто это позволит им легко и быстро обработать ваше сообщение.

Возможно, что при объяснении сложных тем вам нужно будет использовать какие-то более объемные слова или сложные концепции. Поэтому вы должны знать, какие темы и концепции знакомы вашей аудитории, и говорить с ними на понятном для них языке

Люди хотят знать, что вы пытаетесь им сказать. И чем яснее вы выражаетесь, тем легче им это сделать.

#3: Определите незнакомые слова

Один из простых способов сделать ваш текст понятным — это объяснить ваши термины.

Если вы собираетесь написать статью, посвященную определенной теме или концепции, то обязательно объясните эту тему или концепцию.

Таким образом, читатели будут точно знать, о чем вы говорите.

#4: Сделайте черновик

Сделайте сначала черновик своего текста.

Ваш текст состоит из предложений, которые должны быть связаны между собой. Потому что если текст состоит из отдельных слов или фраз, то он будет не только непонятным, но и бесполезным.

Когда вы пишите черновик, то пишите полные предложения, а не отдельные слова и фразы.

Потому что это заставляет вас обдумывать то, что вы говорите.

А кроме того, полные предложения помогают пользователю понять, о чем идет речь.

Ваши читатели и подписчики хотят человеческого контакта.

Когда они читают контент, написанный в понятной им форме, то мгновенно чувствуют с вами связь. Они могут с ним внутренне соглашаться или даже спорить.

Не пишите, чтобы произвести впечатление.

Когда вы пишете, не уделяя этому должного внимания, то вы используете в несколько раз больше слов, чем вам это нужно.

Но если вы очень внимательно посмотрите на свой текст, то поймете, что есть много слов, от которых можно избавиться.

#5: Напишите абзацы из одного предложения

Пишите короткие абзацы. Они даже могут быть из одного предложения.

Это делает контент доступным для сканирования.

Большинство пользователей не читают каждое слово. Вместо этого они пропускают целые слова, предложения и даже разделы.

Абзацы, состоящие из одного предложения, заставляют взгляд

останавливаться …

читать …

и понимать.

Это простой прием, повышающий ясность.

#6: Делайте свои предложения короткими

Короткие предложения легче понять. Если вы попытаетесь собрать много слов в одном предложении, то можно легко потерять ясность.

Если вы можете сократить предложение без потери смысла, то сделайте это.

И речь идет не столько о краткости, сколько о том, что каждое слово в вашем тексте должно быть на счету.

Чем четче и лаконичней будет ваш текст, тем легче будет его читать.

Хороший письменный текст доходит до сути. А это означает, что нужно убрать лишние фразы и переформулировать ваши предложения в более точные.

Но у этого правила есть единственное исключение — когда вы даете техническое объяснение.

#7: Не используйте длинные слова

Длинные слова влияют на ясность.

Зачем вы используете в своем тексте длинные и сложные слова, если вместо них можно использовать короткий и понятный аналог?

Для того, чтобы произвести впечатление на людей?

Или выставить напоказ свои знания? Или вы хотите, чтобы посетитель стал клиентом?

А если текст написан сложным и непонятным языком, то какой в этом толк?

Для большинства обычных людей сложные и непонятные слова ничего не значат.

Уберите сложные, длинные и непонятные слова из своего копирайтинга и тогда ясность вашего текста взлетит до небес

#8: Будьте последовательны

Фактически, люди возвращаются на ваш web-сайт потому, что они знают, чего ожидать и как ваш контент будет с ними разговаривать.

Итак, люди хотят простоты и понятности в рамках темы вашего сайта. Поэтому сосредоточьтесь на создании устойчивого и последовательного стиля.

(Примечание. О том, как зарабатывать выстраивая взаимоотношения с потенциальными клиентами, создавая доверие, принося им пользу, автоматизируя воронку продаж и создавая неотразимый offer,  узнайте здесь.)

Правила сильного текста: рекомендации Ильяхова

Умение писать сильные тексты может показаться не самой важной частью жизни, особенно если вы не занимаетесь этим профессионально — не работаете литератором, копирайтером, маркетологом. Но вам все равно приходится создавать его почти каждый день: в переписках, письмах, объявлениях.

Книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» вышла не так давно и стала бестселлером по версии сайта Ozon. Она содержит конкретные примеры сильных и слабых текстов, указывает разницу между ними и учит выражать мысли кратко, ясно и убедительно.

Кратко — значит без лишних слов, но не в ущерб смыслу. Ясно — так, чтобы мысль была понятна сразу. Убедительно — чтобы люди к вам прислушивались. В этом суть любого сообщения, которое мы передаем человеку или группе людей.

Авторы в своей работе опираются на книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое», о которой мы недавно писали, а также на работу «Живой как жизнь» Корнея Чуковского. Они также противопоставляют культ слова информационному стилю. Культ слова — это когда человек верит в то, что смысл неважен, главное использовать специальные мудреные слова. Информационный стиль же является скальпелем, который помогает удалить лишнее, оставляя лишь суть.

Поговорим теперь о некоторых смертных грехах, которые совершает большинство людей, имеющих дело с текстом.

Графомания

Графомания — это стремление к многописательству, к сочинению произведений, что претендуют на публикацию в литературных изданиях. Такой человек совершенно не стремится вникнуть в тему, о которой пишет, поэтому его тексты поверхностны.

Текст должен решать хотя бы одну задачу читателя. Если же такая работа написана лишь ради публикации, она бесполезна.

Любой человек, который хочет написать текст, который поймут и к которому прислушаются, должен прежде всего задать себе два вопроса: «Какую задачу я хочу решить? Как можно помочь читателю?».

Прежде всего полагайтесь на пользу, а не на красивые речи.

Стоп-слова

Стоп-слова — это слова и фразы, которые можно удалить без потери смысла. Они лишь делают текст объемным, ничего не давая взамен. Без них читателю будет легче понять то, что хотел сказать автор.

Разбухший текст: «Качество смартфона, мягко говоря, не соответствовало даже довольно скромным ожиданиям». Очистим его: «Качество смартфона не соответствовало нашим ожиданиям». В этом виде фраза не теряет в смысле, зато читается легче.

Бывает, что недостаточно убрать стоп-слова. Вместо них добавляйте полезную информацию.

  • Было: «Предлагаем кредит на максимально выгодных условиях с удобным обслуживанием».
  • Стало: «Льготный кредит наличными для госслужащих под 10% годовых. Карту доставим домой или на работу».

Стоп-слова можно выделить в отдельные группы, чтобы их было легче найти и обезвредить:

  • Вводные
  • Оценки
  • Штампы
  • Заумь
  • Эвфемизмы
  • Отглагольные
  • Неопределенное
  • Брехня

Задание писателя в том, чтобы выучить эти группы, научиться их видеть, удалить мусор и наполнить речь чем-то полезным. Последнее особенно важно, иначе текст станет сухим и неинтересным.

Вводные

Это самая простая категория: «Допустим, вы вышли на пробежку. Разумеется, берете с собой что-нибудь электронное, например, умные часы и телефон. Не секрет, что эта техника помогает спортсменам. Впрочем, проверим». Эти слова не дают никакой информации, занимают место и расходуют объем внимания и интереса читателя. Вместо того, чтобы понять смысл текста за несколько секунд, ему приходится пробираться сквозь дебри словесного мусора.

К вводным также относятся такие словосочетания-ловушки, как «не секрет» и «всем известно». Если что-то известно, то незачем об этом и упоминать. Если же неизвестно, то автор обманывает читателя.

  • Было: «Как известно, времена года меняются из-за угла наклона Земли к Солнцу. Поэтому, чтобы зимой попасть в лето, достаточно прилететь к экватору или в Южное полушарие».
  • Стало: «Чтобы зимой попасть в лето, прилетайте в Латинскую Америку или Австралию».

Еще одним грехом писателя является использование словесной нумерации: во-первых, во-вторых. В большинстве случаев она не нужна и утяжеляет текст. Достаточно разделить свои мысли на абзацы или поставить цифру в начало строки.

Ингредиенты для приготовления блинов:

  1. В большой миске взбить яйца и сахар.
  2. Часть молока подогреть, посолить и тщательно перемешать со взбитыми яйцами и сахаром.
  3. В полученную смесь постепенно добавлять муку, постоянно перемешивая, чтобы не было комочков …

В этом примере нумерация имеет значение. Если же вы просто перечисляете критерии, навыки, предметы, то цифры не нужны.

Проверьте свой текст на наличие следующих вводных: безусловно, более того, в принципе, в сущности, вероятно, возможно, вообразите, допустим, другими словами, если честно, иначе говоря, к примеру, к слову, как бы то ни было, как видите, на мой взгляд, наверное, несомненно, однако, оказывается, по правде, по-моему, помнится, проще говоря, разумеется, с одной стороны, так вот, честно говоря, шутка ли, ясное дело.

Это не запрещенные слова и в некоторых случаях они могут пригодиться. Художественный текст не может без них обойтись, но если вы хотите прямо донести нужную информацию — удаляйте их.

Оценки

Оценки чаще всего используются для рекламных целей:

  • Изысканные и здоровые
  • Вкусные и полезные
  • Продукты, благотворно влияющие на здоровье ваших детей
  • С утонченным вкусом и пользой для тела
  • Качественный контент
  • Высокий процент
  • Безукоризненно обслужим

Мы привыкаем к таким оборотам и не обращаем на них внимания. Рекламное пространство можно использовать более эффективно. Хуже, когда маркетологи используют усилители: максимально высокий процент, абсолютно безукоризненно обслужим.

Используйте социальное доказательство. Скажите, что таким-то людям этот продукт нравится, приведите факты, истории, примеры. Клиент должен сам поставить оценку вашему товару.

Штампы

Информационный стиль

Штамп — это популярное устойчивое выражение, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом. Распознать его можно в ситуации, когда от текста веет официальностью, журнальностью, рекламностью:

  • Жизнь бьет ключом
  • Раскрасил всеми цветами радуги
  • Купил компанию со всеми потрохами
  • Как гром среди ясного неба
  • Не за горами

Штампы не только набили оскомину, но и опасны, потому что не требуют от писателя поиска новых, свежих словосочетаний или хотя бы простых и понятных. Их употребляют, не задумываясь.

Несколько слов: на каждом шагу, сплошь и рядом, куда ни глянь, каждый встречный, каждый второй. Одно слово: все, везде, каждый.

Несколько слов: одному ему понятным образом, как по волшебству, волшебным образом. Одно слово: неясно.

К штампам относятся канцеляризмы. Это штампы, которыми разговаривают бюрократы и руководители крупных постсоветских организаций. Это официальные, мертвые слова, которые нужно заменить на живые и понятные.

Канцеляризм:

  • Возможность произвольного падения с платформы.
  • Открытие дверей производится в автоматическом режиме.
  • В данном окне осуществляется открытие счета.
  • Я принял решение.

Замена:

  • Осторожно: высокая платформа.
  • Автоматическая дверь.
  • Здесь вам откроют счет.
  • Я решил.

Научитесь видеть такие штампы и заменять их на одно простое слово.

Заумь

Часто автор боится, что читатели не поймут, какой он на самом деле умный, поэтому использует длинные и непонятные слова. Если выделить суть этих фраз, можно легко найти замену.

Автор пишет: «Предлагаю минимизировать непродуктивные коммуникации и нивелировать полемику по тривиальным вопросам», а имел в виду: «Хватит спорить из-за такой ерунды!».

Давайте посмотрим на эволюцию усложнения простого словосочетания:

  1. Общаться с клиентами.
  2. Поддерживать общение с клиентами.
  3. Поддерживать диалог с клиентами.
  4. Поддерживать коммуникацию с клиентами.

Простые слова всегда побеждают.

Эвфемизмы

Эвфемизмы используются для того, чтобы критиковать и сглаживать углы. Писатель заменяет неприятные слова безобидными синонимами. Это приводит к путанице и показывает неуверенность автора.

Говорим примем возможные меры, а имеем в виду лишим премии, уволим, понизим в должности. Пишем это не совсем тот результат, который мы ожидали, а подразумеваем это некачественная работа.

Как же отличить прямоту от грубости? Не нужно переходить на личности, давать оценку поступку человека, а не его личности.

  • Плохо: «Он сделал глупую вещь». Хорошо: «Из-за его поступка я оказался в глупом положении».
  • Плохо: «Он медленно работает». Хорошо: «Мы не успеваем сдать отчет из-за его медленной работы».

Отглагольные

Отглагольные существительные не могут просто так встать в предложение. Им нужен глагол вроде осуществлять, оказывать, производить, обеспечивать, предоставлять. Вместо того, чтобы использовать глагол в чистом виде, его словно стесняются.

  • Проектировать и строить, а не оказывать услуги по проектированию.
  • Рекламировать, а не осуществлять деятельность по продвижению.
  • Охраняем заводы и склады, а не обеспечиваем безопасность промышленных объектов.

Причастие — отглагольное прилагательное. Отвечает на вопросы: «Какой? Что делающий?». Они скрывают глагол, усложняют чтение и добавляют в предложения запятые.

  • Выстрелил в воздух, но не сделал предупреждающий выстрел в воздух.
  • Он разрешил, но не он сделал разрешающий жест.
  • Офисный сотрудник, а не сотрудник, работающий в офисе.

Деепричастие — это отглагольное наречие. Отвечает на вопросы: «Когда?» и «Как?», «Что сделав?» и «Что делая?».

Как не надо делать: «Окончив МГУ, он поступил в аспирантуру. Защищая диссертацию, он познакомился со своей будущей женой. Еще будучи молодыми учеными, они открыли свое первое предприятие». Избавляйтесь от деепричастий: «После МГУ он поступил в аспирантуру. Он познакомился со своей будущей женой, когда защищал диссертацию. Первое совместное предприятие они открыли, когда им обоим было до 30».

Страдательный залог — это действие наизнанку, противоположность действительному. Мы пишем «Минфином был предложен план по спасению экономики», хотя лучше «Минфин предложил план спасения экономики».

Неопределенное

Неопределенные слова дают неточную информацию вместо точной, поэтому их невозможно представить. Обычно это говорит о лени автора, который не нашел точных чисел или о его неуверенности:

  • В 2016 году на Земле живет почти 7,5 миллиарда человек.
  • Компания более десяти лет выпускает детские товары.
  • В некоторых странах за чертой бедности живет более 60% населения.

Если не знаете точное число — округляйте. Знать большие числа с высокой точностью нужно только при сложных расчетах. Пусть на Земле живет 7,5 миллиарда человек.

Брехня

Брехня — это расплывчатые формулировки, которые формально не ложь, но и не правда. Ее используют, чтобы подкрепить слабую, ничем не доказанную мысль:

  • Немного вина каждый день — залог крепкого здоровья для всех, от мала до велика.
  • С нашим дипломом шансы найти достойную работу резко повышаются.

Суть брехни в том, что автор вроде не соврал, но и ничего не сказал. Он поленился найти ссылки на исследования, привести факты, потратить свое время. Может найденное исследование противоречит другим, но у автора есть данные, а значит мы ему верим больше.

Когда писатель не приводит фактов, он может сделать какой угодно вывод — сегодня один, завтра другой. Старайтесь глубоко вникать в тему.

Хороший синтаксис

Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения. Когда слова связаны хорошо, речь льется. Когда плохо — читатель спотыкается. Разберем несколько типичных ошибок.

Плохо: «Избавление от сложных слов и причастных оборотов увеличивает скорость чтения и делает текст простым для понимания».

Хорошо: «Уберите сложные слова и причастия. Тогда текст будет легче читать».

Плохим синтаксис становится когда в нем избыток запятых, скобки, последовательности родительных падежей, вводные конструкции.

Чтобы он получился хорошим, нужно:

  • читать текст по многу раз
  • переписывать все, на чем спотыкаешься

Хороший синтаксис — естественная речь. Каждый человек способен хорошо писать, если перестает думать как робот и расслабляется. Когда же вы читаете текст вслух и с выражением, то сразу слышите сложные места, нестыковки и проблемы неблагозвучия.

Также важно обращать внимание на глагол, который означает действие, а не бездействие. В предложении с действием обязательно будут два компонента: сказуемое и подлежащее. Сказуемое — это действие. Подлежащее — тот, кто совершил это действие.

Подлежащее может быть сильным или слабым. Слабое не может совершать действие. Обычно это абстрактные понятия, отглагольные существительные, предметы неживого мира. Сильное умеет совершать действие. Это человек, робот, группа людей, компания, программа.

Слабое: «Наличие справки не гарантирует возможность повторной сдачи экзамена».

Сильное: «Даже если студент принесет справку в учебную часть, мы не обещаем, что преподаватель назначит повторный экзамен». Наличие — плохое подлежащее, потому что оно не может ничего делать. Студент — хорошее подлежащее, он может действовать.

Еще есть сильное и слабое сказуемое. Сильное сказуемое — глагол действия. Это что-то конкретное, его можно представить и снять на пленку. Плохое сказуемое — это глагол, который описывает состояние. Его можно использовать лишь когда они обозначают обычное действие. Вот они: быть, являться, находиться, иметься, становиться, появляться, казаться, относиться, принадлежать, следовать, вызывать.

Слабое сказуемое: «Рост отказов указывает на проблемы с уровнем обслуживания».

Сильное сказуемое: «Клиенты все чаще отказываются от наших услуг. Кажется, менеджеры плохо их обслуживают».

Иногда автор хочет уместить несколько предложений в одном, что также утяжеляет текст:

  • Сегодня суббота, пора публиковать дайджест новостей за неделю.
  • Мы готовим торты на заказ, наш девиз — «Чтобы перед мамой не было стыдно».

Ничего страшного не произойдет, если мы избавимся от запятых и заменим их точками:

  • Сегодня суббота. Время для дайджеста новостей за неделю.
  • Мы готовим торты на заказ. Наш девиз: «Чтобы перед мамой не было стыдно».

Если текст легко и просто читать, значит это хороший синтаксис. Не перегружайте его ненужной информацией, а сложную — дробите.

Что, если текст перегружен информацией? В идеале в одном предложении должна быть одна новая мысль. Допускается две и три, но не больше. При этом стоит понимать для какой аудитории пишем:

Evernote – это облачный веб-сервис и набор программного обеспечения для создания и хранения заметок.

Ваша аудитория может не знать, что такое облачный сервис, поэтому для нее в этом предложении слишком много информации, он перегружен. Можно сказать проще:

Evernote – программа для хранения заметок у себя на компьютере и одновременно в интернете.

После чего можно рассказать о том, что такое облачный сервис и почему он завоевал мир.

Многие авторы не умеют писать просто, потому что это сложно. Чтобы донести мысль, нужно совершить интеллектуальное усилие и потратить больше времени, чего обычно не происходит.

Для хорошего понимания, можно использовать обобщение. Пример перегруженного текста: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют скиммер, накладку и клавиатуру, скрытые камеры и прямое наблюдение».

Ваш читатель может и не знать, что такое скиммер, накладка и клавиатура. Оставим прямое наблюдение на потом и сосредоточимся на трех инструментах мошенников. Теперь текст выглядит так: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют три инструмента: скиммер, накладку на клавиатуру и скрытые камеры». Используйте обобщение везде, где много новых компонентов.

Логика текста

Эта тема объемная, но ее можно свести к трем основным компонентам: абзац, цель и задачи, структура.

Абзацы

Абзацы создают ощущение порядка. Без них текст превратится в сплошную мешанину и читателю будет непонятно, где автор переходит к следующему вопросу.

Если читатель хочет выудить интересные данные, он будет читать первые несколько слов абзаца и за доли секунды решит, захочет ли на нем остановиться. Поэтому абзац должен начинаться с важной информации, а не прятать ее в середине.

В хорошо структурированном тексте из первых предложений абзацев будет складываться понятная история. Проверяйте текст подобным образом и вы увидите, где заблудились в мыслях.

В конце абзаца должен быть вывод. Он словно отвечает на вопрос «Что делать с этой информацией?»:

  • Считается, что нельзя ходить на пробежку, когда попало. Если вы решили… Поэтому мой тренер советует: если хотите сжигать жир, ходите на пробежку утром натощак.

Последняя фраза абзаца словно забрасывает мостик на следующий. Таким образом мы удерживаем внимание читателя и не даем ему возможности закрыть вкладку.

Цель и задачи

Цель — позвоночник статьи. Она не дает статье развалиться. От текста с целью остается ощущение собранности и силы. Иногда авторы пишут при помощи потока сознания и совершено непонятно, какой цели этим добиваются.

Можно отступить от темы, это сделает текст более глубоким, но стоит понимать, что связь должна быть четкая, а не притянутая за уши. После прочтения вашей статьи в голове у читателя должно что-то измениться.

Задача — это то, как мы достигнем цели. Это конкретные смысловые шаги, ходы, действия. Если цель отвечает на вопрос «Куда идем?», то задачи — это «Какой дорогой?»,

Если вы хотите помочь читателю отказаться от сладкого, задачи могут быть такими:

  • Объяснить, почему мы любим сладкое.
  • Рассказать о вреде сладкого.
  • Предложить замену сладкому.

Задачи могут быть другими, все зависит от вашей хитрости.

Структура

Структура — это то, как организованы мысли в тексте. Это одновременно и внутренняя логика и его внешний вид. Одно должно следовать из другого и тогда читатель дочитает вашу статью до конца и будет рекомендовать ее друзьям.

Например, вы пребываете в Испании и хотите поделиться мыслями по этому поводу. Можно попросту не переживать и писать, что придет в голову. Но такой ворох мыслей может отпугнуть читателя.

Что нужно делать, чтобы текст не превратился в подобный ворох мыслей? Можно добавить подзаголовки — так начнет вырисовываться структура. Можно делить рассказ по дням: день первый, день второй, день третий. Это скучно, ведь события повторяются, развития сюжета нет. Нужно новое деление! Вы решаете разбить поездку по темам:

  • Места
  • Еда
  • Развлечения

Такие блоки информации называются модулями (которые состоят из введения, основной части и заключения). Теперь стало намного интереснее, ведь читателю будет легче ориентироваться в тексте и искать важную информацию. Впрочем, деление по дням могло быть лучшим выбором, все зависит от ситуации.

Заключение — самая грустная часть статьи. До него читатель редко доходит, а автор обычно не особо-то и старается. Но у заключения важная задача — закрепить содержание статьи, чтобы помочь читателю сложить полную картину.

Не имеет значения, пишете вы текст или произносите публичную речь: правила одинаковы. Чтобы донести суть сообщения, вы должны пользоваться яркими, информативными словами и при этом уметь структурировать свою речь. Чтобы она не распалась на части, нужно долго и упорно готовиться. Если вы пишете резюме, выделите минимум один день, иначе внятного текста не получится. Думайте, размышляйте, подбирайте правильные слова. Сильный текст редко можно написать за один присест, он требует времени и размышлений.

Желаем вам удачи!

Добавить комментарий