Копирайтеры пишут рекламные и презентационные тексты. Чтобы информация сработала правильно, способности правильно излагать мысли и писать без ошибок мало. Несколько простых, но действенных, секретов управления аудиторией
НЛП в копирайтинге
Для тех, кто подзабыл, что означает термин «копирайтинг», напомним, что это слово происходит от английских «copy» – текст, рукопись и «write» – писать. Таким образом, копирайтинг – это написание текстов, однако не любых, а тех, которые носят рекламный или презентационный, пропагандистский характер. Подобные тексты направлены на продвижение идеи, товара, услуги, компании и т. д.
Человека, который пишет такие рекламные тексты, называют копирайтером. Его работа непроста, и ему мало иметь писательский талант, ведь текст должен быть написан так, чтобы клиент поверил в уникальность описываемого товара и отдал предпочтение именно ему.
НЛП и копирайтинг
НЛП, или нейролингвистическое программирование, – это направление в практической психологии. Техники НЛП, которые применяются в копирайтинге, позволяют манипулировать сознанием и мнением потенциальных покупателей товаров и услуг с целью убедить их приобрести такой товар.
Мастером продвижения определенного товара или услуги был известный американский торговый эксперт Элмер Уиллер. Придуманные им тексты рекламных объявлений позволяли увеличить объем продаж рекламируемого товара в два-три раза. Своим опытом он поделился в книге: «Испытанное умение продавать».
Многим известен его совет для тех, кто пишет рекламные тексты: «Не продавайте бифштекс – продавайте его шипение на сковородке». В своей книге Элмер Уиллер поделился еще одним секретом, важным для копирайтеров: меньшая часть текста должна быть посвящена преимуществам товара, а большая – доказательствам этого.
Элмер Уиллер был не только талантливым маркетологом, но и психологом. Ведь чтобы тексты, написанные копирайтером, были убедительны и достигли цели, он должен хорошо разбираться в человеческой психике, понимать мотивы, движущие людьми при совершении покупок. Поэтому он должен хорошо владеть техниками НЛП.
Какие методы НЛП используются в копирайтинге
1. Подстраиваемся под потенциальных клиентов
Прежде чем приступать к составлению текста, копирайтер должен иметь представление о своей целевой аудитории. Термин «целевая аудитория» широко используется в маркетинге и рекламе и обозначает группу людей, которые объединены общей целью. Например, это люди, которые носят очки или мамы детей грудного возраста, то есть это люди, которые с большой вероятностью приобретут рекламируемый продукт.
Определив целевую аудиторию, копирайтер изучает, какие черты свойственны типичному представителю данной целевой аудитории. Он должен «вжиться в образ» и показать, что он один из ее представителей, единомышленник, который уже обладает этим продуктом и спешит поделиться с другими секретами его преимущества.
2. Не забываем о законе причины и следствия
Этот закон гласит, что «в нашей Вселенной все имеет свою причину. Не бывает причины без следствия, а каждое следствие исходит из причины. По своим масштабам следствие равно породившей его причине». Грамотно используя прием «причина-следствие» и наоборот, копирайтер может ненавязчиво убедить читателя, какую выгоду он извлечет, если последует совету и воспользуется предложенным товаром или услугой.
Простейший пример: «Из-за сухого воздуха в помещении ваша кожа утратила упругость, а волосы стали ломкими и тусклыми, но если вы воспользуетесь термальной водой «С», которая творит чудеса, ваши волосы и кожа отблагодарят вас!». Применяя данный метод, не следует увлекаться и чересчур давить на эмоции читателей, а также искажать факты.
3. Чтобы убедить клиента совершить покупку, выдвигаем ему условие
Наверно, каждому из нас приходилось получать смс- или почтовые уведомления наподобие: «Поздравляем вас – наша фирма провела рекламную кампанию, в результате которой Вы выиграли iPhone». Такие уведомления направлены на определенную целевую аудиторию – доверчивых людей, которые хотят получить что-то бесплатно. Что от них требуется? Всего лишь оплатить доставку, куда-то перевести деньги. Но такая просьба может не возыметь должного эффекта, поэтому для большей убедительности выдвигается условие: «Если в течение суток вы не оплатите доставку, то путем повторной жеребьевки мы выберем другого победителя». Как правило, такой прием срабатывает, клиент попадается на удочку и решается оплатить доставку. Тем более, что суммы обычно незначительные.
Метод, когда принятие решения ограничивается временными условиями, очень популярен. Нам сообщают: «Вы упустите шанс купить на 20% дешевле, если не сделаете покупку сегодня!», или «Скидки действуют только два дня!» и т. д.
4. Повторяем
Одно из правил копирайтинга: главную мысль необходимо повторить три раза: в заголовке, в середине рекламного текста и в конце, чтобы она запечатлелась в сознании читателя как истина. Главное, не «переборщить» и не делать это слишком явно и навязчиво.
5. Предоставляем возможность
Эта техника направлена на борьбу с сомнениями клиента. Копирайтер в этом случае ничего не доказывает, он просто советует и ссылается на то, что множество людей уже последовали этому совету и остались довольны выбором. При этом необходимо подчеркнуть, что уникальная возможность предоставляется именно сейчас, в дальнейшем ее не будет. Совет будет работать эффективнее, если преподнести его доверительно, в виде раскрытия тайны.
6. Используем трюизмы
Термин «трюизм» происходит от английского true – правильный, верный. И употребляют его, когда говорят о банальности и общеизвестной истине. С высказыванием-трюизмом соглашаются практически все, поэтому с его помощью воздействуют на психику человека, не вызывая у него сопротивления. Ведь трюизмы настолько очевидны, что не требуют размышлений, поэтому сразу попадают в подсознание человека, минуя всякие сознательные фильтры.
Один из приемов продаж – это три «да». Читателю задают три вопроса. Два первых – это трюизмы, на которые он не может не ответить «да». Но основной – это третий. Ответив согласием на два первых вопроса, человек на подсознании отвечает «да» и на третий. Чтобы усилить эффект, трюизмы можно дополнить вопросами: «Не правда ли?», «Вы согласны?» «Не так ли?» и пр.
7. Напоминаем о долге
В тексте используются указания, что нужно сделать. Однако они должны быть не прямые, а завуалированные, деликатные. Их цель – расположить читателя, с тем чтобы «заманить» его вглубь текста. Например, «Чтобы добиться такого эффекта, вы должны…», или «Чтобы это осуществилось, вам необходимо…».
8. Аргументируем
Сообщаемая нами информация не должна быть голословной. Ее необходимо подтвердить примерами, фактами, аргументами. Это может быть мнение эксперта, информация из опыта компании или личного опыта и пр.
9. Ссылаемся на мнение «утерянного автора»
Наверно, многие обращали внимание, что некоторые статьи сопровождаются ссылкой на какое-то лицо или группу лиц, чье мнение необычайно авторитетно. Но что это за лицо или лица – никто не знает. Это и есть «утерянные авторы». Их имена, как правило, не называются, а если и называются, то лишь кто-то очень дотошный может проверить, существуют ли они в действительности. Но это и не важно, потому что основная масса читателей примет информацию на веру и сделает те выводы, на которые эта статья была направлена.
Профессиональные копирайтеры стараются избегать подобных штампов. Однако многие их применяют, и они работают. Например: «Многочисленные исследования показали…», «Эксперты настойчиво рекомендуют…» и пр.
10. Используем согласие по инерции
Этот метод заключается в том, что читателю предлагают выполнить несложные действия вроде «представьте себе…», «вспомните, что вы…», «вообразите, что вы находитесь…». Откликнувшись на эти простые просьбы в первый раз, читатель по инерции будет следовать далее, выполняя более сложные. Таким образом, копирайтер будет управлять читателем, сохраняя инициативу в своих руках.
11. Обобщаем
Человек живет в социуме и следует его законам, подсознательно соглашаясь с определенными правилами и принципами. Его действия нередко подчинены так называемому стадному инстинкту. Никто не хочет показаться менее информированным и осведомленным, чем другие. Эту слабость активно используют копирайтеры для управления эмоциями читателей. Например, они употребляют следующие обороты: «Всем известно, что…», «Каждый знает, что…», «Известное правило гласит…» и т. п.
12. Оцениваем
Копирайтер должен дать оценку предлагаемому товару. Он должен быть «наилучшим», «наиболее качественным», «самым быстрым», «самым надежным и доступным» и др.
13. Играем на слабостях
У каждого представителя той или иной целевой аудитории имеются свои слабости. Например, бизнесмены хотят опередить своих конкурентов, женщины старшего возраста хотят выглядеть моложе, родители хотят, чтобы их ребенок был самый умный. Изучив страхи, слабости и амбиции целевой аудитории, копирайтер может заинтересовать читателя своим предложением. Например: «Мы предлагаем вам новый способ, как подчеркнуть свою женственность, и о нем еще никто не знает!».
14. Правильно пользуемся частицей «не»
Частицы «не», «нет» вызывают негативные эмоции и принесут вред, настраивая подсознание на то, что товар покупать не стоит. Однако их можно использовать в зависимости от ситуации. Например, заголовки вроде «Мужчинам не читать!» лишь привлекут их внимание.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
Написание конвертирующего текста очень похоже на бокс. В боксе удары должны быть плавными и вы должны быть на 3–4 шага впереди своего противника. Важно уметь предугадывать их контрудары, уклоны и движения, прежде чем они даже подумают о них.
Точно так же, чтобы создать высококонвертирующий текст, ваши предложения должны быть плавными. Вы должны предвидеть возражения вашего читателя и помнить о каждом слове, предложении и абзаце, которые приходят ему в голову.
Какую бы технику вы ни выбрали, ваша цель — «стратегически передать слова, чтобы заставить людей действовать». Используя нейролингвистику и ее принципы, вы повысите шансы на то, что текст найдет отклик у вашей целевой аудитории и побудит ее к действию.
В статье вы найдете информацию о том, как нейролингвистическое программирование помогает контент-райтерам и копирайтерам в работе. Рассказывает Хасан Уд-диин из CXL.
Содержание
Что такое нейролингвистика и нейролингвистическое программирование (НЛП)?
6 принципов нейролингвистики и НЛП для копирайтинга
1. Правильный выбор фрейма для усиления заголовков
2. Подрывной рефрейминг повышает воспринимаемую ценность
3. Использование пресуппозиций и смежных пар для повышения убедительности
4. Семантический прайминг для улучшения понимания текста
5. Значение рифмы и аллитерации
6. Продвигайте читателей к следующему предложению с помощью отложенных переходов
Кратко о главном
Что такое нейролингвистика и нейролингвистическое программирование (НЛП)?
Нейролингвистика — это изучение нейронных механизмов, которые контролируют язык в нашем головном мозге, обрабатывая и сохраняя нашу способность говорить, понимать, читать и писать на языке. Нейролингвистика тесно связана с психолингвистикой и когнитивной лингвистикой.
Нейролингвистическое программирование описывает динамические связи между механизмами мозга (нейро) и языком (лингвистика), а также то, как их взаимосвязь влияет на наше тело и поведение (программирует их).
И НЛП, и нейролингвистика рассматривают процесс обработки языка мозгом, но НЛП больше внимания уделяет влиянию языка на поведение человека.
Термин «нейролингвистическое программирование» был введен психологами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. Изображение: Robina Weermeijer для Unsplash
6 принципов нейролингвистики и НЛП для копирайтинга
Эти 6 принципов НЛП и нейролингвистики помогут улучшить ваш контент- и копирайтинг.
1. Правильный выбор фрейма для усиления заголовков
«Выбор языка для общения имеет крайне важное значение: он создает обрамление — моральные и концептуальные фреймы», — Джордж Лакофф, профессор когнитивной лингвистики в Калифорнийском университете в Беркли.
Если бы вас попросили выбрать между говяжьим фаршем, который содержит 75% мяса, и фаршем с 25% жира, что бы вы выбрали?
Исследование эффекта фрейминга на выбор потребителей показало, что большинство людей предпочли «фарш, содержащий 75% мяса», несмотря на то, что это то же самое, что и «фарш с 25% жира».
В другом исследовании участникам предложили выбрать один из двух методов лечения 600 (гипотетически) больных людей.
Фрейминг |
Метод лечения А |
Метод лечения В |
Положительный |
200 жизней будет спасено |
С вероятностью 33% удастся спасти всех 600 человек; с вероятностью 66% никто не выживет |
Отрицательный |
400 человек умрет |
С вероятностью 33% никто не умрет; с вероятностью 66% умрут все 600 человек |
При использовании положительного фрейма («200 жизней будет спасено») 72% респондентов выбрали метод лечения А. Однако, когда то же самое лечение было представлено в негативном фрейме («400 человек умрет»), количество выбравших его упало до 22%.
Фрейминг предполагает, что то, как вы преподносите информацию, влияет на выбор людей. Как же мы можем использовать эффект фрейминга при написании продающего текста?
Фрейминг можно применять к различным элементам текста, но наилучшие результаты показывает применение его к заголовкам. Автор и спикер Микаэль Огард протестировал заголовки с положительными и отрицательными фреймами. В первом случае он пытался увеличить количество подписчиков на сайте букмекерской компании:
Тип |
Вариант |
Заголовок |
Разница в конверсии |
Вопрос |
Контрольный |
Любите делать ставки? Мы тоже |
|
Выгода |
Вариант 1 |
Зарабатывайте больше на ставках — получите бесплатные советы |
+ 41.14% |
Потеря |
Вариант 2 |
Хватит терять деньги на ставках — получите бесплатные советы |
+ 11.03% |
Во втором случае он попытался увеличить количество регистраций на сайте по продаже мобильных телефонов:
Тип |
Вариант |
Заголовок |
Разница в конверсии |
Выгода |
Контрольный |
Заработайте на подержанном телефоне |
|
Потеря |
Вариант 1 |
Прекратите терять деньги на подержанном телефоне |
– 3.24% |
Вопрос |
Вариант 2 |
Хотите продать подержанный телефон? |
– 3.78% |
Оба теста показали, что четко сформулированный заголовок с положительным фреймом помогает достичь наилучших результатов.
Однако и отрицательный фрейм иногда творит чудеса. Так, в одном исследовании женщинам показали два видеоролика о раке молочной железы и маммографии с целью убедить их пройти обследование.
В первом видео использовался положительный фрейм — в нем говорилось о преимуществах прохождения маммографии. Второе видео, с негативным фреймом, подчеркивало риски отсутствия этого обследования.
В результате просмотра видео с положительным фреймом на маммографию записались 51,5% женщин. А после просмотра видео с отрицательным фреймом на маммографию отправились 61,2% женщин.
Исследование Outbrain также показало, что «средний коэффициент кликабельности заголовков с отрицательными словами в превосходной степени был на 63% выше, чем у их положительных аналогов».
Очевидно, что оба вида фреймов могут быть эффективны. Как же решить, когда какой из них использовать?
Как правило, отрицательные фреймы конвертируют лучше тогда, когда потенциальные клиенты боятся потерять нечто ощутимое — например, трафик, деньги, рейтинг и т. д. Вот пример заголовка, где фокус сделан на «краже» материальных преимуществ, таких как трафик, ссылки, контент и клиенты:
«Как украсть у конкурентов трафик, клиентов, контент, доход и многое другое!»
Итак, какой же фрейм подходит вам больше всего? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ваш продукт, потребности целевого рынка и восприятие вашего продукта потенциальным потребителем — все это играет важную роль при выборе заголовка.
Вывод: прежде чем использовать какой-то фрейм — положительный или отрицательный — выясните, что думают ваши клиенты, и протестируйте разные виды заголовков, чтобы понять, какой сработает лучше всего для вас.
2. Подрывной рефрейминг повышает воспринимаемую ценность
В НЛП под подрывным рефреймингом (disruptive reframing) понимается смещение фокуса восприятия читателя/слушателя.
Психологи Дэвид и Ноулз сделали несколько интересных открытий относительно убедительной силы рефрейминга. Во время одного из своих экспериментов они собирали средства на благотворительность, ходя по домам и предлагая людям купить открытки.
- Вначале они предлагали купить 8 открыток за $3, и 40% людей совершили покупку.
- После этого они применили подрывной рефрейминг. За 8 карт они просили заплатить 300 центов, добавляя при этом фразу «Это выгодная покупка». Такое простое изменение удвоило их конверсию: покупку совершили 80% людей.
Таким образом, рефрейминг оказался намного эффективнее. Почему? Привычный мыслительный процесс людей нарушался, когда они слышали «300 центов», а не «$3». Пока они обдумывали это, им сказали, что это «выгодная покупка».
Поскольку все их внимание было переключено на это, сопротивление было снижено (хотя бы на долю секунды) и увеличились шансы того, что потенциальный клиент согласится с тем, что эта покупка и правда выгодная.
И это не единичный случай. Многочисленные исследования показывают, что рефрейминг помогает изменить отношение людей к чему-либо, мотивирует заполнять опросники и даже увеличивает количество пожертвований на благотворительность.
Что касается написания продающих текстов, рефрейминг помогает уменьшить вес цены или повлиять на выбор потребителей. Взгляните, например, на этот лендинг Volkswagen:
«Откажитесь от 2 латте и получите Up!» (модель Volkswagen Up!)
Что звучит привлекательнее для покупателя?
- $2920 в год,
- $240 в месяц,
- или «по цене 2 латте в день ($8)».
Применив рефрейминг к цене автомобиля (по цене 2 латте в день), Volkswagen нарушил привычный мыслительный процесс. Использование эффекта контраста также смягчает психологический удар от высокой цены, делая оффер более привлекательным.
Этот тип рефрейминга основан на сравнении как средстве воздействия на мышление. Еще один способ рефрейминга — использовать худший вариант, часто называемый приманкой.
Приманка — это худший вариант из всех представленных, который никто никогда не станет рассматривать. Так для чего же его вообще стоит включать?
В книге «Эпоха пропаганды» автор описывает исследование влияния приманок на выбор потребителя. В ходе исследования участников попросили выбрать один из трех бургеров:
- Нутри-бургер: очень питательный, но средний по вкусовым качествам.
- Тейсти-бургер: очень вкусный, но средней питательности.
- Баммер-бургер: менее вкусный, чем два других, и средней питательности (приманка).
Исследование показало, что приманки повышают вероятность выбора продуктов, похожих на приманку, но превосходящих ее по качеству, на 6,7%. Другими словами, на 6,7% больше людей выбрали «нутри-бургер» только потому, что в списке присутствовала приманка.
В ходе другого исследования, описанного в книге Дэна Ариэли «Предсказуемая иррациональность», 62% участников выбрали похожий на приманку, но лучший вариант оффера.
Оффер А:
- $59 — подписка только на электронное издание (выбрали 68 человек);
- $125 — подписка на электронное и печатное издание (выбрали 32 человека).
Ожидаемая прибыль — $8012.
Оффер В:
- $59 — подписка только на электронное издание (выбрали 16 человек);
- $125 — подписка только на печатное издание (выбрали 0 человек);
- $125 — подписка на электронное и печатное издание (выбрали 84 человека).
Ожидаемая прибыль — $11 444.
Пример рефрейминга с приманкой можно увидеть на лендинге курсов копирайтинга:
Сравнение цен за весь курс с их ежедневной стоимостью смягчает ценовой удар. А при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что тариф Journeyman служит приманкой. Разовая выплата за него такая же, как за тариф Master, но его ежедневная стоимость выше и он включает меньшее количество заданий. Таким образом, тариф Master преподносится как наиболее привлекательный выбор.
Вывод: используйте в текстах рефрейминг, чтобы нарушить привычный ход мыслей людей и сменить их фокус восприятия. Сравнивайте необычные вещи между собой (например, цену на автомобиль с ценой на чашку кофе) и добавляйте в текст приманку — продукт, похожий на тот, который вы хотите продать, но хуже по характеристикам.
3. Использование пресуппозиций и смежных пар для повышения убедительности
В лингвистике термин «пресуппозиция» означает подразумеваемое допущение, необходимое для завершения вопроса, утверждения или мысли. Вспомните сцены допроса в любом детективном сериале, когда следователь спрашивает у подозреваемого что-то вроде «где вы спрятали тело?», подразумевая, что подозреваемый совершил убийство и спрятал тело.
Пресуппозиции могут показаться чем-то незначительным. Однако это достаточно мощный инструмент, влияющий на память человека. Исследование Элизабет Лофтус доказало влияние предположительных вопросов на показания свидетелей.
Испытуемым показывали видеозаписи автомобильных аварий. После показа одной группе задавали вопрос: «С какой скоростью двигались автомобили, когда они разбились (smashed) друг о друга?»
Другим испытуемым задавали тот же вопрос, но с заменой слова «разбились» на: «соприкоснулись» (contacted), «ударились» (hit), «врезались» (bumped), «столкнулись» (collided).
Результаты приведены ниже:
Предполагаемая скорость автомобиля в зависимости от использованного глагола. Слева направо: соприкоснулись, ударились, врезались, столкнулись, разбились.
Как видно, чем более предположительный (эмоционально заряженный) глагол использовался, тем выше была названная участниками скорость автомобилей.
Кроме того, исследование показало, что при использовании более эмоционально заряженного глагола люди с большей вероятностью заявляли, что в ходе аварии были разбиты стекла. Даже при отсутствии битого стекла на видео.
Ответ |
«Разбились» (smashed) |
«Ударились» (hit) |
Контрольный вариант |
Увидели разбитое стекло |
16 |
7 |
6 |
Не увидели разбитого стекла |
34 |
43 |
44 |
Конечно, не нужно пытаться исказить память клиента. Цель — увеличить конверсию. Так как же можно сделать с помощью пресуппозиций?
Объедините пресуппозиции со смежными парами
Ваши слова и утверждения сами по себе уже являются предположительными. Но чтобы действительно заставить читателя задуматься о вашем продукте/услуге, объедините предположения со смежными парами.
В прагматике под смежной парой понимается то, когда вторая часть предложения или разговора функционально зависит от первой части. Чтобы ответить на вопрос или завершить мысль, вы должны понять первую часть.
Пример вопроса может быть таким: «Как вы будете использовать принципы нейролингвистики, описанные в этой статье, чтобы усилить свой текст?» По сути, это означает, что для понимания смысла сказанного, ваше сознание должно — хотя бы на мгновение — принять первую часть как факт.
Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны принять исходное предположение, что вы прочтете эту статью и будете использовать описанные в ней нейролингвистические принципы.
Вот еще один пример со страницы курсов онлайн-коучинга:
«Меня зовут Мариса. Я основатель Live Your Message и создатель Message To Money, курсов онлайн-коучинга для тех, кто устал мечтать об успехе и хочет начать им жить. И речь идет не только о деньгах. Мои студенты мечтают стать лидерами и изменить мир.
Представьте, что вы легли спать, а на утро обнаружили у себя новых клиентов и депозит на вашем банковском счете. И вам не пришлось для этого пахать несколько часов на нелюбимой работе.
Или представьте, что вы опубликовали статью на вашем сайте или на странице ВКонтакте, а когда проснулись, то обнаружили сотни комментариев и лайков от восторженных поклонников».
Когда читателю предлагается представить нечто, он должен согласиться с этим, чтобы завершить предложение или мысль. Он должен «подыграть» и визуализировать новых клиентов и деньги на банковском счете.
Это похоже на более тонкую форму убеждения, известную как «самопродажа». В исследовании, проведенном Робертом Чалдини и Ларри Грегори, продавец предлагал подписку на кабельное телевидение.
- Первый вариант оффера был сосредоточен на описании преимуществ кабельного телевидения. Потенциальным клиентам говорилось, что «это обходится дешевле и доставляет меньше хлопот, чем поход в кино; Вы сможете проводить больше времени со своей семьей».
- Второй вариант предлагал потенциальным клиентам «воспользоваться моментом и представить, как кабельное телевидение расширит выбор доступных им развлечений».
Первый оффер с фокусом на преимуществах сконвертировал 19,5% людей. Во втором же случае, когда людей попросили представить преимущества, конвертировалось 47,4% людей.
В чем причина такой разницы? В механизме самоубеждения. По сути, использование предположительных смежных пар способствует самопродажам. Недаром социолог Фрэнк Лунц назвал слово imagine («представьте») самым убедительным словом в английском языке.
Вывод: используйте в текстах смежные пары: предложения или вопросы, в которых вторая часть предложения зависит от первой части. То есть чтобы ответить на вопрос или завершить мысль, читатель должен понять и принять как факт первую часть.
4. Семантический прайминг для улучшения понимания текста
Давно известно, что реклама и маркетинг опираются на тонкое знание человеческой психологии. Но знаете ли вы, что психология проявляется даже при посещении обычного супермаркета? И нет, мы не говорим об упаковке или позиционировании продукта. Речь идет о чем-то гораздо более тонком: фоновой музыке.
Исследователи из Лестерского университета обнаружили, что музыка влияет на выбор вина. В течение двух недель в винном магазине ежедневно чередовали немецкую и французскую музыку. В результате проигрывания французской музыки продавалось больше французских вин, чем немецких. Когда же звучала немецкая музыка, происходило все с точностью наоборот: люди чаще покупали немецкие вина.
Фоновая музыка влияет на выбор вина. Покупатели чаще выбирают французские вина, если в магазине играет музыка на французском языке. Изображение: li xiang для Unsplash
Все дело в эффекте прайминга. Под праймингом понимают установление связи между стимулом и реакцией на него. Он вводит что-то новое или заставляет старые мысли/воспоминания всплыть на поверхность в подсознании.
Это немного похоже на магию. Исследование, проведенное студентом кафедры психиатрии Джеем Олсоном, показало, как прайминг используют для воздействия на будущие действия людей.
Тасуя колоду карт, Олсон просил испытуемых выбрать случайную карту. Испытуемые не знали, что Джей уже заранее определил, какую карту они выберут. Чтобы повлиять на выбор, он задерживал палец на определенной карточке чуть дольше. Подсознательно человек запоминал карту и позже выбирал именно ее.
Таким образом Олсон смог повлиять на выбор 103 из 105 участников. Дальнейший опрос также показал, что более 90% участников были убеждены, что они сделали выбор совершенно самостоятельно.
Вывод: для результативного использования прайминга необходимо обладать точными сведениями о персоне клиента (customer persona) — владеть языком ваших клиентов, понимать, какие слова могут их отпугнуть, и знать, какие коннотации возникают в их сознании при упоминании вашего продукта.
5. Значение рифмы и аллитерации
Умение пользоваться рифмой и аллитерацией пригодится не только поэту, но и автору продающих текстов.
В ходе исследования поэтических приемов (таких как аллитерация и резонанс) выяснилось, что не имеет значения, произносятся тексты вслух или про себя. Аллитерация и ритм способствуют лучшему запоминанию в любом случае.
При создании коротких текстов, таких как слоганы, заголовки и подзаголовки, аллитерация поможет сделать их более запоминающимися и как будто знакомыми для потенциального клиента. Взгляните на названия следующих брендов:
- Coca-cola,
- PayPal,
- BlackBerry,
- Dunkin Donuts.
Несмотря на то, что все эти торговые марки уже популярны, аллитерация помогает облегчить их произношение, распознавание и запоминание.
Apple также использует аллитерации:
«Экран, который не только меньше, но и умнее». Аллитерация: smaller (меньше) и smarter (умнее)
Почему же работает рифма? Психолог Мэтью Макглоун провел исследование, в ходе которого участников просили оценить достоверность рифмованных и нерифмованных утверждений. Он обнаружил, что рифмованные утверждения чаще воспринимаются как более правдоподобные.
Кроме того, он обнаружил, что рифма способна заставить людей согласиться с утверждением, с которым в противном случае они не согласились бы. На вопрос о том, ведет ли финансовый успех к здоровью, большинство испытуемых ответили отрицательно. Это же утверждение, но в зарифмованном виде (Wealth makes health), показалось аудитории более правдоподобным и приемлемым.
Это влияние эффекта «рифмы как аргумента в пользу высказывания». Он тесно связан с понятием когнитивной беглости, утверждающим, что чем легче нам что-то понять или сделать, тем более выгодным, приятным и безопасным это нами воспринимается.
Вывод: вам не нужно быть лучшим копирайтером в мире, чтобы писать эффективные продающие тексты. Однако включение рифмы и аллитерации в текст сделает ваше маркетинговое послание более запоминающимся.
6. Продвигайте читателей к следующему предложению с помощью отложенных переходов
В лингвистике когезией называют взаимосвязь смысла и звучания текста. Существует два основных типа когезии:
- Грамматическая когезия касается структуры и звучания текста.
- Лексическая когезия (лексическое содержание и фоновые знания) добавляет тексту смысл и ясность.
При написании продающего текста важны оба типа когезии. Но мы рассмотрим грамматическую когезию, а именно то, как можно усилить взаимосвязь предложений при помощи отложенных переходов.
«Переходы — это что-то вроде спасательных тросов для ваших читателей, которые плавно связывают предложения и идеи, делая текст более понятным и запоминающимся», — объясняет Йеллоулис Дуглас, профессор коммуникационных наук из Университета Флориды
Переход — это литературный аналог туннеля. Он использует определенные слова или фразы, чтобы связать идеи и предложения в единое целое. Вот пример:
«Вы хотите увеличить конверсию без больших затрат, поэтому вы корректируете свой текст». Для перехода здесь используется слово «поэтому».
С другой стороны, отложенный переход немного отличается от обычного перехода. Связующая фраза или слово в этом случае помещаются в начале следующего предложения или абзаца.
В предложении ниже отложенные переходы «но» и «поэтому» помогают создать связное утверждение, ведущее читателя от одной мысли к другой:
«Вы знаете, что сильный продающий текст жизненно важен для конверсии. Но вы также знаете, что написать хороший продающий текст непросто. Поэтому вы читаете это пост, чтобы узнать больше.»
Отложенные переходы усиливают влияние вашего текста, потому что:
- они облегчают понимание написанного;
- они помогают сделать ваш текст менее предсказуемым, что поддерживает интерес читателя;
- они позволяют использовать более короткие предложения, что ускоряет процесс чтения.
Вывод: спросите себя, можете ли вы выразить одну мысль в одном предложении? Если нет, то используйте переходы, чтобы удалить весь «жир» из предложений и сделать текст более удобоваримым.
Кратко о главном
Копирайтинг часто описывают как синтез науки и искусства. В этой статье мы подробно рассмотрели, как можно использовать принципы нейролингвистики для усиления воздействия продающих текстов.
Вот эти 6 принципов нейролингвистики, о которых шла речь:
- Правильный фрейм усиливает воздействие заголовка.
- Подрывной рефрейминг повышает воспринимаемую ценность.
- Пресуппозиции и смежные пары повышают убедительность текста.
- Семантический прайминг проясняет смысл написанного.
- Рифма и аллитерация помогают написать запоминающийся текст.
- Отложенные переходы проводят читателя от одного предложения к другому.
Несмотря на то, что эти принципы являются хорошей отправной точкой, единственный способ узнать, какие тексты работают лучше всего, — это постоянно тестировать их.
Высоких вам конверсий!
По материалам: cxl.com. Автор: Hassan Ud-deen
22-02-2023
Время примитивных рекламных постов кануло в лету. Потребитель стал избирателен, в нем развилась слепота к различного рода предложениям. Копирайтеры стали жаловаться на то, что писать тексты-продажники стало сложнее. Владельцы бизнеса несут убытки, маркетологи вьются как ужи на сковородке…
Знакомо? Страшно?
На самом деле, писать тексты, которые продают совсем не сложно. Достаточно понять одну простую истину: зацепить внимание человека можно через его мировосприятие.
Стало легче? Не думаю. Поэтому запасись терпением и дочитай публикацию до конца. Возможно, придется перечитывать. И это нормально. Дело в том, что данную информацию нужно не просто прочесть, ее необходимо продумать, прочувствовать и проанализировать.
Если верить Википедии, то нейролингвистическое программирование – это возможность влиять на поведение человека специальными техниками. И в случае с копирайтингом это будет техника слова.
Чтобы сделать нейро-копирайтинг оружием массового поражения, важно понять как человек воспринимает информацию из внешнего мира.
Не переживай, я не отправлю тебя прорабатывать портрет ЦА и искать неведомые доселе показатели. Все уже давно исследовано и собрано.
Согласно статистике, 60% людей – визуалы. Они опираются на зрительные образы. Таким людям, чтобы что-то запомнить, нужно увидеть это что-то.
20% людей на планете земля, являются аудиалами. Они воспринимают информацию через слух. Звуковые данные в их голове откладываются лучше и быстрее.
Еще 20% людей являются кинестетиками. Это люди, которые в качестве канала информации используют обонятельный и осязательные органы. Они лучше воспринимают мир ощущениями.
А теперь о том, как эта информация может пригодиться копирайтеру…
При написании постов/текстов/писем необходимо охватить, активировать репрезентативные системы человека. Под репрезентативной системой понимается тот орган человека, которым он получает информацию из внешнего мира.
Для этого в тексте необходимо использовать специальные слова, которые прямо или косвенно будут воздействовать на эти самые репрезентативные системы. Зачем нам это нужно? Чтобы сделать человека восприимчивым к той информации, которую мы хотим донести. Чтобы он не просто пробегался глазами по тексту, а был погружен в него, легче, проще и быстрее принимал нужные решения.
Набор слов-активаторов
Визуалы: вообрази, взгляни, видишь, представь, посмотри, пофантазируй…
Аудиалы: услышь, послушай, прислушайся, вспомни звук, прочисти уши, не будь глухим…
Кинестетики: вдохни, потрогай, пройдись, почувствуй, дотронься, прикоснись…
Слова активаторы способны вовлечь человека в процесс восприятия информации намного глубже различных рекламных призывов и лозунгов, которыми так переполнен рынок. Используй данную технику в своих текстах и будет тебе счастье в виде хорошего гонорара.
Если статья была полезной – не зажимай лайк, а лучше подпишись на канал, чтобы своевременно получать информацию о новых публикациях.
Примерно 5-6 лет назад многие клиенты требовали от копирайтера знаний НЛП. В то время я не очень понимала, для чего это нужно. Мне казалось, что воздействовать на человека можно только при личном общении, при условии, что вы понимаете, кто находится перед вами, знаете его потребности, страхи и т.д. Со временем мое мнение изменилось. Если вы хорошо знакомы с целевой аудиторией, НЛП может помочь усиливать воздействие через изменение структуры текста, включение в него цепляющих слов.
Как минимум, копирайтеру полезно знать о том, через какие каналы человек получает информацию и каким образом усваивает ее. НЛП делит людей на несколько групп:
- аудиалов (ок. 10%);
- визуалов (ок.30%);
- кинестетиков (ок. 40%);
- дигиталов или дискретов (ок. 20%).
Заранее замечу, что люди пользуются сразу несколькими системами восприятия, но одна из них обязательно является ведущей.
Как воздействовать на аудиалов в тексте?
Аудиалы воспринимают мир через звуки. Им нравятся хорошая музыка, разговоры. Они не любят громких звуков, сторонятся конфликтов. Как правило, это общительные люди, с выразительной речью.
Аудиалам нравятся стройные и логичные тексты. Им не столь важны описания внешнего вида, зато они обратят внимание на слова, так или иначе связанные со звуком, речью. Например, «прислушайтесь к своему внутреннему голосу», «скажите как часто…», «хотите услышать» (комплимент и т.д.). Тоже касается и создания образов. Чтобы рассказать о природе, копирайтеру нужно писать о грохоте водопада, пении птиц, звуках ветра и т.д. При описании машины можно обращать внимание на отсутствие шумов в салоне, хорошую акустическую систему и т.д.
Аудиалы становятся хорошими психологами, педагогами, композиторами.
Как воздействовать на визуалов в тексте?
Визуалы видят мир через образы. Они предпочитают внешнюю привлекательность, эстетичность, пропорциональность удобству и комфорту и всегда внимательно относятся к деталям. Большая часть визуалов женщины.
При прочтении текстов они обращают внимание на описания и образы, которые создает автор. Им интересна информация о цвете (например, травянисто-зеленый хризолит), размере (например, чуть больше спичечного коробка) и других внешних характеристиках. Им понравятся статьи, в которых есть наглядная информация — картинки, графики и диаграммы.
В тексте для визуалов можно использовать такие слова, как взгляните, посмотрите и т.д.
Визуалы становятся дизайнерами, художниками
Как воздействовать на кинестетиков в тексте?
Кинестетики усваивают информацию через различные ощущения – вкусы, запахи, прикосновения и т.д. Первостепенным для них является комфорт и удобство. Они стараются избегать стрессов и негативных переживаний.
Кинестетики ищут в текстах смысл. Им не так важно наличие эпитетов и метафор. Их больше интересуют процессы и действия.
Кинестетикам понравятся тексты, в которых присутствуют глаголы. Они обратят внимание на призывы, такие как ощутите (новый вкус), представьте (аромат свежей выпечки) и т.д.
Как воздействовать на дигиталов (дискретов) в тексте?
Дигиталы ориентируются на логику. При восприятии информации они оценивают то, насколько она обоснована, закономерна, важна, содержательна. Они стараются понять вещи, процессы, анализируют действия и т.д.
Дигиталам важна полезность, функциональность. Поэтому в статьях копирайтеру стоит создавать связи, аргументировать информацию, ссылаться на источники. Поскольку дигиталы достаточно критичны, все данные следует тщательно проверять.
Подумайте, можете ли вы определить, кто будет читать ваш текст по портрету целевой аудитории? Если да, обязательно используйте слова, которые смогут зацепить человека. Если нет, обращайтесь к разным способам воздействия.
На главную / Библиотека /Статьи по НЛП и не только / Применение НЛП в литературном творчествеНЛП-стpатегия литеpатypного твоpчества может помочь людям всех возpастов создавать композицию, пеpеходить от одного блока текста к дpyгомy и писать (поpождать собственно фpазы) легче и с большим yдовольствием. Стpатегия литеpатypного твоpчества (далее – стpатегия), пpедлагаемая НЛП, позволяет напpавлять ваши мыслительные пpоцессы во вpемя письма с помощью специальных слов-ключей. Основная пpоцедypа включает постановкy ключевых слов (или их гpyпп) в конце каждого пpедложения, что помогает создать ” запpос ” на мысль, о чем писать дальше. Для создания запpоса использyются специальные части pечи, котоpые помогают yстановить связи междy впечатлениями и знаниями (experiences – бyквально ” опытами ” ), о котоpых вы пишете. Разные типы ключей могyт использоваться, чтобы yвязать ваши мысли pазличными способами, напpавить pазмышления в pазличные стоpоны. (То есть стеpеотипность не возникает: число стилевых ваpиаций pастет как N в степени X Гpэм). Вам также следyет сдвигать взгляд в опpеделенные места, дyмая о том, что писать (Фpагмент о глазодвигательных сигналах достyпа, достyпный в любом pyководстве по НЛП, опyщен. Гpэм). Установка взгляда в опpеделенные позиции yвеличивает способность воспpоизводить (вспоминать) и констpyиpовать. Эти элементы стpатегии выявлены Робеpтом Дилтсом и его коллегами пpи на- блюдении за pаботой эффективных писателей. Вам они позволят оpганизовать ваши ” мысленные каpты ” во вpемя занятий литеpатypой. Эта стpатегия пpедназначена как для детей, так и для взpослых. ” Озаpения ” и помощь, котоpые она дает, бyдyт ценны как для начинающих, так и для опытных автоpов. Некотоpых молодых писателей, возможно, пpидется пpовести чеpез пpоцесс 1-2 pаза, чтобы они пpивыкли к немy. Даже дети, еще не обyченные гpамоте, могyт полyчить пользy от этой Пpогpаммы, если взpослый бyдет читать им запpосы вслyх. Дети могyт Отвечать, а взpослый – записывать их ответы. ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
СТРАТЕГИЯ СОЧИНЕНИЯА. Начало стpатегии
Как сказано выше, стратегия литеpатypного твоpчества ”” модель pаботы эффективно пишyщих. Все опpошенные писатели отмечают, что они пpоходят чеpез сходные пpоцедypы ” многоканального ” обдyмывания пеpед тем, как начать писать. Способ pазмышления о читателях, также очень важен для всех эффективно пишyщих. Действительно, большинство хоpоших автоpов бyдyт постоянно вообpажать, как их пpедполагаемый читатель ответит на написанное [is been writing] в данный момент. Мы pекомендyем, чтобы вы действовали так же, когда пишете. Во вpемя создания текста пеpиодически вообpажайте pеакцию вообpажаемого читателя на тот или иной фpагмент. Это поможет yбедиться, что пpоизведение пpивлекательно (appeal) для тех, для кого оно задyмано. После того, как вы закончили ” pазминкy ” , опpеделите, котоpый из сенсоpных каналов был самым сильным, когда вы дyмали о теме своего сочинения: - каpтины Џ эта инфоpмация опpеделяет, - звyки ѓ кyда напpавить взгляд - телесные ощyщения ѓ во вpемя pазмышлений - внyтpенняя pечь Є о том, что написать. Далее ”” по схеме (для ноpмального пpавши): память констpyкция зpение - / ~ѓ~ ””””•”””” слyх - | ѓ | ””””•”””” внyтpенняя pечь - _ѓ_ / - кинестетика Когда y вас возникают затpyднения пpи обдyмывании идеи, пеpеместите взгляд в выбpаннyю позицию. Это поможет пеpеключиться в соответствyющyю сенсоpнyю системy (сильнейшyю для данной темы) и облегчит мыслительный пpоцесс. Б. Выбоp начального пpедложенияВаше пеpвое пpедложение очень важно, поэтомy тщательно обдyмайте его. Из-за пpиpоды действия ” запpосов ” весь абзац бyдет основан на том, что вы напишете в пеpвом пpедложении.
В. Постpоение ” запpоса “
Различие междy этими методиками ”” в том, как создаются и ” pаботают ” запpосы. Некотоpые из видов запpосов, напpимеp, pазpаботаны для того, чтобы заставить вас pазмышлять о теме сочинения опpеделённым способом (ещё pаз: не в смыле содеpжания в смысле стpyктypы pазмышлений). Их цель ”” подтолкнyть ваши мысли в опpеделённом напpавлении. Дpyгие виды запpосов позволяют вам гибко выбиpать ” связки ” в соответствии с напpавлением, по котоpомy движется ваша мысль. В этом слyчае запpосы не оpиентиpyют вас в опpеделённyю стоpонy (в оpигинале ”” force, пpинyждать), а скоpее пpосто дают ” толчок ” (boost) в выбpанном напpавлении. 1. ” Начинающий “ Пpи pаботе способом ” Начинающего ” вы использyете одно слово для запpоса (to cue) себе. Использyется тип слов- ” связок ” , котоpые неявно пpедполагают (imply) или создают связь междy элементами опыта (experiences). Напpимеp, " потомy, что " " после " " пеpед тем " " если не " " в то вpемя, как " " кpоме " " пока " Можете пpидyмать ещё? В стpатегии ” Начинающего ” вам нyжно пpосто выбpать одно из слов- ” связок ” . Тепеpь вы должны пpосто мысленно помещать связывающий запpос в конце каждого из пpедложений ”” пока не закончите абзац. Это можно делать в двyх ваpиантах: 1. Пpочтите пpедыдyщее пpедложение, котоpое вы написали (пpо себя, пpоизнося его ” внyтpенним голосом ” ). Потом пpоизнесите слово-запpос. Это создаст неоконченное пpедложение, котоpое вы должны пpодолжить словесно ”” тем, что пpидёт на yм. 2. Впишите слово-запpос каpандашом в конце пpедложения или над ним (так, что после можете стеpеть это слово). Посмотpите на неоконченное пpедложение и пpодолжите его. Напpимеp, вы можете закончить последовательность пpедложений вpоде этой: ” Я интеpесyюсь компьютеpами. Потомy_что они могyт помочь людям pаботать быстpее. Потомy_что они опеpиpyют инфоpмацией очень быстpо и могyт дать вам feedback пока вы pаботаете над чем-то… Потомy что Пpосто пpодолжайте заканчивать пpедложения, пока вам не станет тpyдно пpидyмать пpодолжение. Это бyдет концом абзаца. Цель метода напpавлять и пpодвигать вас к постpоению некотоpого вида междy ” мыслями на темy ” . Связи и идеи, котоpые вы выpазите пpи помощи запpоса ” потомy,_что “ бyдyт очень отличаться от тех, котоpые вы имели бы пpи использовании запpоса ” пока_не “ В качестве экспеpимента, возьмите темy, напpимеp ” Спyтники ” , и напишите 6 абзацев с pазными связками (по абзацy на каждyю связкy). Обpатите внимание, что каждый абзац yводит мысль в дpyгом напpавлении. Помните, что если вы ощyщаете затpyднение пpи обдyмывании ” что сказать ” , вы всегда можете pасположить взгляд в напpавлении, выбpанном вами в начале pаботы ”” это поможет вам дyмать. 2. Смена связок В отличие от метода ” Начинающий ” , вы чеpедyете запpосы-связки на пpотяжении абзаца, циклически пеpебиpая набоp слов-запpосов. В методике ” Смена связок ” вы бyдете выбиpать слова, котоpые идyт в конце ваших пpедложений – в специфической последовательности. Цель методики – напpавить вас к созданию связей по теме внyтpи абзаца, котоpый вы пишете. [ Не очень вpазyмительно я это пеpевёл… Смысл такой, что возникают сложные пpедложения в абзаце, а связки ”” полнопpавная часть текста. ] Напpимеp: ” Я интеpесyюсь компьютеpами, потомy_что они могyт помочь людям pаботать быстpее. Пpежде люди теpяли вpемя на pyтинных делах, котоpые им нет нyжды делать, в_то_вpемя_как пpоцессы, котоpые лyчше делаются людьми, напpимеp твоpчество, отодвигались на задний план. После они заполняли вpемя, yточняя детали. Потомy,_что .. ” (далее по циклy) 3. Выбоp связок Дальнейшее pазвитие методик ” Начинающий ” и ” Смена связок ” . Вы можете выбиpать, какyю связкy yпотpебить в конце пpедложения абзаца. Это обеспечивает гибкость и больший контpоль над течением повествования за счёт создания pазнообpазных смысловых связей в абзаце. 4. Смена пеpспективы В этой методике к запросу добавляется ещё два типа ключевых слов. Пеpвый тип известен как ” позиция pассказчика ” . Смена позиции pассказчика изменяет точкy зpения, с котоpой вы пишете своё сочинение. Этот сдвиг воспpиятия выполняется с помощью следyющего набоpа местоимений: Я Мы Ты Вы Он, она, оно Они Дpyгой тип ключевых слов, котоpый добавляется в запpос ”” ” pепpезентативная система ” ( ” канал ” ), использyемый для хpанения впечатлений, о котоpых вы пишете. Глаголы ” каналов ” включают слова: видеть слышать чyвствовать говоpить показывать звyчать обонять смотpеть осязать выглядеть и т.п. ”” в настоящем, пpошедшем или бyдyщем вpемени. В методике смены пеpспективы вы бyдете выбиpать позицию повествователя и ” канал ” , котоpые вы хотите использовать для абзаца, так же, как связки в пpеделах абзаца. Запpос для смены перспективы, таким обpазом, бyдет стpоиться из тpёх слов: связки, позиции повествователя и глагола ” канала ” . Позицию и ” канал ” вы выбиpаете в начале абзаца, а связкy ”” слyчайным обpазом. В конце каждого из этих ” запpосов ” вы можете захотеть добавить слова ” что “ и ” подобно “ ( ” that ” и ” like ” ). Цель этих слов ”” yбедиться, что вводите законченное пpедложение после запpоса. Помните, что ” запpосы ” yдаляются из абзаца после завеpшения pаботы, так что ваши пpедложения должны быть самостоятельны. Напpимеp: ” Я интеpесyюсь компьютеpами. Потомy_что_они_могyт_показать,_что люди могyт pазвивать свои yмственные способности и способности к обyчению гоpаздо лyчше, если использyют подходящие инстpyменты. В то же вpемя они могyт показать, что посколькy информационная pеволюция моделиpyет pазyм, так же как индyстpиальная pеволюция имитиpyет мyскyлы, люди yзнают много о собственных внyтpенних пpоцессах. “ По этой методике вы бyдете хотеть включить слова ” Они покажyт, что “ в начало пpедложения, когда вы дyмаете о вашей следyющей идее. Напpимеp, в пpиведённом выше отpывке: ” Они покажyт, что наши мыслительные пpоцессы имеют стpyктypy, котоpая может быть явно выpажена и yлyчшена Пpи использовании этой методики вы захотите pасполагать взгляд иначе, чем вы pасполагали его pаньше. Несмотpя на возвpаты к позиции глаз, котоpyю вы выбpали в начале pаботы, вы захотите поместить взгляд в позиции, соответствyющие ” каналам ” , выбpанным в абзаце. (Опять лиpическое отстyпление пpо движение глаз.) Цель запpосов этого типа ”” помочь вам pазвить новые способы ” смотpеть на ” , ” говоpить о ” и ” чyвствовать ” обpазы, котоpые вы использyете как темy сочинения. Часто бывает, что автоp ” застpевает ” , глядя на один какой-то обpаз с единственной точки зpения. Одна из находок НЛП ”” то, что многие люди ценят один из своих ” сенсоpных каналов ” больше, чем дpyгие. (Визyалы, аyдиалы и пp. ”” опять пеpепев.) Действительно, вы сами можете обнаpyжить, что вам легче писать и ” ловить идеи ” , использyя опpеделённyю системy воспpиятия (напpимеp, то, что ” Я ОЩУЩАЮ ” ”” легче, чем то, что ” ОНИ СКАЖУТ ” , а ” ОНИ СКАЗАЛИ ” ”” легче, чем ” ОН ОЩУЩАЛ ” , и т.п.). Эти pазличия (сyбмодальные pазличия ”” см. дp. лит-py по НЛП) много сообщают о способности писать, котоpyю вы pазвили ”” и даже о типе вашей личности. Если вы обнаpyжили, что писать в опpеделённой позиции воспpиятия вам тpyдно ”” использyйте методикy смены_пеpспективы котоpая поможет вам писать с pазных точек зpения, так что вы сможете pазвить большyю гибкость и искyсность в собственном писательском стиле. Кpоме того, обдyмайте это в теpминах ” для кого ” . Некотоpые читатели бyдyт легче понимать ваше сочинение, если вы описываете ощyщения дpyгие бyдyт хотеть ” каpтин ” от вашего текста, тpетьи бyдyт лyчше всего понимать диалоги и наслаждаться ими. Некотоpые yчителя литеpатypы тpебyют от yчащихся писать о ” чyвствах автоpа ” (типично и для советской школы: ” Толстой стыдился… ” , ” Пyшкин испытывал pадость от… ” ) ”” вы можете захотеть выбpать запpос ” ОН чyвствовал ” для сочинений такого типа. Дpyгие yчителя могyт хотеть знать, что матеpиал ” показывает нам о бyдyщем ” ”” в этом слyчае вы захотели бы использовать запpос ” мы yвидим ” . Потpатьте некотоpое вpемя и попpобyйте несколько ваpиантов выбоpов методик, чтобы обнаpyжить, как они влияют на ваши мысли. Попpактикyйтесь с теми, котоpые кажyтся вам самыми тpyдными, чтобы pасшиpить свою ” палитpy стилей ” . 5. Композиция По ” композиционной ” стpатегии вы бyдете использовать последовательность запpосов, котоpые оpганизованы в соответствии с последовательностью ваших мыслей о том, что вы пишете в каждом абзаце. Запpос стpyктypиpyется тем же пyтём, что и запpосы методики ” смена пеpспективы ” , за исключением того, что слова-запpосы ” зациклены ” в следyющей цепочке: «----> " потомy что я чyвствyю, что " (глаза вниз впpаво) ѓ . ѓ " потомy что я вижy, что " (глаза ввеpх влево или впpаво) ѓ . ђ” " потомy что я слышy, что " (глаза пpямо влево или пpямо впpаво) Эта последовательность создаёт специфическyю стpатегию письма Вы захотите помещать ” я_вижy,_что “ ; ” я_слышy,_что “ в начале нового запpоса, чтобы облегчить фоpмyлиpование своего следующего пpедложения. Напомним, что вам надо обpащать взгляд в напpавлении, выбpанном во вpемя pазмышлений о том, что сказать. Теpмин ” методика ” ( ” стpатегия ” , strategy) неявно пpедполагает систематическое мышление. Автоpский стиль конкретного человека опpеделён в большой степени комбинацией связок, позицией повествователя, типом воспpиятия ( ” каналом ” ), котоpые он бессознательно использyет в yме. Пpосматpивая сочинения pазных автоpов, можно опpеделить стpатегию, котоpой они пользyются (в теpминах ” типов запpосов ” ). Как отмечено pанее, некотоpые автоpы склоняются к описаниям чyвств дpyгих_людей в то вpемя как дpyгие пишyт о том, что_дpyгие_люди сказали вдобавок, автоpы могyт писать в связной последовательности ” оpиентаций воспpиятия ” . Напpимеp, автоp может писать вначале о том, что он видит затем о том, какие чyвства он испытывает по поводy ” каpтин ” , затем он может сpавнить свои чyвства с чyвствами дpyгих людей (пpошлыми) по томy же поводy. Дpyгой автоp может начать с описания ощyщений, а затем создавать зpительные обpазы на базе ощyщений.
//Не очень понимаю, зачем изощpяться с подбоpом синонимов для пpимеpов, если Если вы исследyете пpоизведение опpеделённого автоpа, вы заметите, что он следyет связномy [consistent] паттеpнy, вpоде вышеописанных, снова и снова. Это та ” постоянная ” , котоpая часто опpеделяет автоpский стиль. ” Композиционная стратегия ” ведёт вас чеpез общyю последовательность оpиентаций воспpиятия, котоpая создаёт ваш особый стиль письма. Попpобyйте её и заметьте сходства/отличия от типичного для вас стиля. 6. ” Экспеpт “ В этом методе вы имеете полнyю гибкость выбоpа, какyю из стpyктyp запpоса вы хотите. Это позволяет вам писать с ” вашей ” скоpостью до того, как вы подойдёте к ” точке затыка ” . После чего вы можете поpодить запpос, выбpав однy или все категоpии слов-запpосов (см. выше). Благодаpя гибкости ” экспеpтной ” методики можно выбpать стpyктypy запpоса, котоpая не бyдет побyждать вас заканчивать пpедложение. Напpимеp, вы можете пpедпочесть не использовать ” что ” или ” подобно ” в конце запpоса. В этом слyчае вы захотите включить часть ” ключа ” в текст пpедложения, котоpое пишете: ” Я интеpесyюсь компьютеpами, потомy что они показывают как действовать наиболее эффективным способом. “ Связки не_должны включаться в текст (never!). Обpатите внимание, что вы можете захотеть не использовать связывающих слов в стpyктypе запpоса вообще, но можете хотеть начать со слов ” позиции повествователя ” . Попpактикyйтесь в использовании pазличных комбинаций слов-запpосов и посмотpите, что полyчится. Это методика, котоpyю вы, возможно, использyете для написания pазвёpнyтых чеpновиков большинства ваших сочинений. ПУНКТУАЦИЯ И ГРАММАТИКАКак вы, безyсловно, заметили, ” Композиция ” не пpедназначена для обyчения гpамматике и пyнктyации. Скоpее она помогает оpганизовать пpоцесс мышления так, что вы станете более твоpческим и пpодyктивным автоpом. Мы пpедполагаем, что использyющий этy стpатегию знает пpавила пpавописания. Мы веpим, что, использyя эти методики, вы обнаpyжите, что пишете непpинyждённее, более твоpчески, с большей скоpостью. Все статьи Обращение к авторам и издательствам: |
Учебный центрЗвоните: (495) 507-8793Наша рассылка
|