Как составить текст описание пример

  1. 1. Понятие описания
  2. 2. Композиция текста-описания
  3. 3. Языковые средства, характерные для описания
  4. 4. Виды описания
  5. 5. Примеры текстов-описаний

Понятие описания

Описание – это тип речи, с помощью которого изображаются или характеризуются предметы (неживые и живые объекты), явления природы, состояния человека или природы.

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
– общее впечатление от предмета речи;
– признаки, отличительные черты предмета речи;
– авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
– имена существительные и прилагательные;
– глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
– составные именные сказуемые;
– обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Виды описания

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне – круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

tipy-retchi-1
Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа:

Тип речи – повествование.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? –  летом пошел дождь.

Тип речи – описание.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Тип речи – рассуждение.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

tipy-retchi-2

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст
  6. Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание – это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение – это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Советуем посмотреть:

Текст

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 167,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 194,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 119,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 122,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 238,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 252,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 175,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 73,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 110,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 70,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 41,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 42,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 206,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 125,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 191,
Полякова, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 548,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 552,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 558,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 576,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 768,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 773,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 774,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 778,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 518,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 191,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 474,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 480,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 572,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 576,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 362,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 363,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 575,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 606,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 215,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 346,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 82,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 197,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 202,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 287,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 336,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 356,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 612,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 61,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 67,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 72,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 77,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 143,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 490,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 513,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 527,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Сочинениеописание 15.11.png

Сочинение-описание – это вид ученической работы, которая помогает оценить умение человека передать смысл увиденного. Мы расскажем, какими особенностями обладает такое задание, и как правильно его выполнить.

Что такое сочинение-описание?

Сочинение-описание – это описание предмета, человека, обстановки или какого-то явления с целью определения признаков, деталей и общей атмосферы окружающей среды. Таким способом автор передает настроение читателю и отражает конкретные идеи с помощью фокусировки на объекте.

Как написать сочинение

Чтобы написать качественное сочинение-описание на высокий балл, нужно соблюдать структуру текста, раскрыть поставленный вопрос или проблему и соответствовать требованиям оформления.
Разберемся, какие существуют правила для составления такого типа работы.

План сочинения-описания

  • Введение – вступление вашей работы, с помощью которого читатель поймет, о чем идет речь в тексте; соотносится по размеру с заключением;
  • Основная часть – идеи, описание и раскрытие главной темы; различается в зависимости от задач и объекта.
  • Заключение – вывод и главная мысль вашего сочинения.

Виды сочинений-описаний

Существует несколько видов сочинения описания. Разберем каждый из них подробнее, чтобы понимать особенности и различия каждого.

Сочинение-описание картины

Такой вид сочинения часто задают написать в школе. Ученику предлагают подробно описать картину, отражая все детали и передавая идею художника. Чтобы успешно выполнить такое задание, необходимо уделить внимание обстановке, которую автор выполнил в своей работе.

Важно!

В сочинении-описании картины необходимо помнить о главных моментах:

  • Настроение картины;
  • Микротемы;
  • Выразительные средства художника.

Без этих пунктов работа будет краткой и неразвернутой. Чтобы избежать этого, учитывайте все детали и особенности. Передайте проблему картины и общее настроение, расскажите, какие цвета и приемы использовал художник. Все это поможет отразить смысл работы и выделить основные моменты.

План описания картины:

  1. Биография художника и краткая справка о нем;
  2. Справка о картине: жанр, год написания, период творчества, история и т.д.
  3. Описание картины:
  • Сюжет работы;
  • Изображение всех планов картины: передний и задний;
  • Описание героев сюжета (если они есть);
  • Детали и особенности картины;
  • Цвета и краски работы.
  1. Композиционные и выразительные средства;
  2. Как средства выражают авторскую позицию/отношение к героям сюжета?;
  3. Ваши впечатления и мнение о картине;

Сочинение-описание портрета человека

В таком сочинении вам нужно составить образ человека: подробно описать его черты внешности человека и характер.

Виды описаний портрета
  • Портрет – изображение какой-либо личности в исполнении художника;
  • Личный – описание себя, своего характера, планов на будущее и т.д.;
  • Другого человека – воссоздание по памяти образа вашего знакомого или известной личности.

План описания портрета человека:

  1. Введение;
  2. Общая характеристика/впечатление: общие внешние признаки, рост, телосложение и т.д.;
  3. Черты лица, детали и особенности, одежда, поза;
  4. Взгляд, мимика, манера поведения, походка;
  5. Заключение.

Сочинение-описание природы

Описание природы часто помогает передать особое настроение за счет обстановки окружающей среды. В таком сочинении нужно правильно замечать детали и указывать на них читателю.

План описания природы
  1. Введение;
  2. Общая характеристика окружающей среды: погода, местность, время дня;
  3. Описание окружающей среды: что находится вокруг, что происходит и т.д.
  4. Описание впечатления: чувства и эмоции в данной обстановке;
  5. Заключение.

Сочинение-описание интерьера

Иногда в сочинении-описании необходимо проанализировать интерьер и определенную обстановку. Разберемся, как соблюдать логику в подобных текстах.

С чего начать

Вступление вашего сочинения зависит от его конечной цели. Если вам необходимо максимально передать настроение, стоит выполнить небольшое описание экстерьера – внешней обстановки. Можно указать, где находится месторасположение описываемого интерьера, и как это влияет на общую обстановку.
Подробный разбор интерьера получится выполнить, если вы будете указывать на важные детали, цветоощущение и другие особенности.

План описания интерьера:

  1. Введение;
  2. Краткое описание экстерьера (если требуется);
  3. Описание интерьера:
  4. Помещение: размеры, освещение, общий план;
  5. Декор помещения: цвета, предметы быта, мебель, украшения и т.д;
  6. Обстановка и настроение интерьера: какие эмоции вызывает, ощущения за счет окружающей обстановки, что на это влияет и т.д.
  7. Заключение.

Советы по написанию

Мы собрали еще несколько советов, которые помогут выполнить сочинение-описание на отлично.

Описания природы у классиков

Часто с описанием природы возникают сложности из-за недостатка способов раскрытия темы. Если у вас недостаточно идей – обратитесь к литературным произведениям русских классиков. Вы легко найдете подходящее вам описание и сможете создать свой текст, используя новые средства выражения.

Пять чувств для описания

Чтобы изложение ваших мыслей не выглядело сухим и скучным, помните о пяти чувствах и используйте их для описания.

  • Зрение;
  • Слух;
  • Обоняние;
  • Осязание;
  • Вкус.

Рассказывайте не только о том, что видите перед собой, но и о чувствах и запахах, чтобы максимально погрузить читателя в окружающую обстановку.

Логика повествования

Соблюдайте логику повествования своих мыслей и не перескакивайте с темы на тему. Чтобы не нарушать структуру в сочинении-описании, используйте переключения между планами:

  1. Деталь;
  2. Крупный план;
  3. Средний план (может быть несколько планов с разными объектами);
  4. Общий план;
  5. Дальний план.

Сокращение лирических отступлений

Большое количество лирических отступлений неприемлемо в таком типе работ, так как главной задачей этого сочинения является описание окружающей среды. Связывайте свои мысли и идеи с объектами, о которых пишете, чтобы не отдаляться от основной тематики.

Не хватает сил и времени на написание работы? Вы можете заказать сочинение на Студворк! Наши эксперты быстро выполнят работу по всем ваши требованиям. Вам нужно только оставить заявку и дождаться откликов.

Пример сочинения-описания

Многие ученики задаются вопросом: “Что такое текст-описание?” И неспроста, ведь школьникам часто задают подобные сочинения. Поэтому необходимо знать, что они собою представляют.

Что такое сочинение-описание?

Такое сочинение, по сути, является текстом, базирующимся на описании как речевом типе. Все просто, не правда ли?

пример текста описания

Следовательно, создать сочинение-описание – значит написать текст, содержащий черты данного речевого типа. Основным характерным качеством такого произведения можно назвать то, что оно дает ответ на вопрос «какой?». Для того чтобы все это лучше понять, рекомендуется прочитать пример текста-описания.

Наиболее распространенные темы подобных текстов

В большинстве случаев такое сочинение являет собой произведение, выдержанное в художественном стиле, и содержит описание определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы). Создать его достаточно просто. В качестве примера можно привести такие темы, как «Описание товарища», «Моя мама за работой», «Мой домашний любимец», «Наша аллея в осеннюю пору». В некоторых случаях тексты-описания бывают посвящены выдуманным личностям или вещам. Например, «Домик сказочного персонажа», «Описание моего любимого книжного героя». Вообще, тем может быть довольно много.

Предметы в движении

Текст-описание, помимо внешних деталей природы, зверей, людей, может включать в себя их внутренние характеристики – настроение, темперамент, их изменения. В таком сочинении предметы нередко бывают показаны в движении, иными словами, говорится о всевозможных действиях, осуществляемых людьми: как готовят блюдо, как сажают растение, как работают с каким-либо механизмом, как расчесывают волосы, как растапливают печку, как ставят палатку и др.

что такое текст описание

Да мало ли о чем можно еще написать! Описание всевозможных состояний, а также действий делает текст более правдоподобным, детальным, интересным. Необходимо учитывать это. Каждый ученик должен знать, что такое текст-описание.

Научный текст-описание

Не стоит думать, что такие тексты бывают исключительно художественными. Также они могут быть техническими, деловыми, научными. И это не редкость. Научные тексты-описания содержат технические рассказы об устройствах, механизмах, отдельных элементах. Они включают в себя конкретные сведения об их использовании. В подобном сочинении можно встретить довольно редкие и не всем понятные термины.

Художественное сочинение-описание

Художественный текст-описание предполагает оперирование выразительно-изобразительными элементами родного языка. Такие сочинения часто вызывают затруднения у школьников. И даже пример текста-описания, предоставленный учителем, редко облегчает им задачу.

написать текст описание

Но есть и талантливые ребята, которым это дается достаточно легко.

План такого сочинения

Художественный текст-описание обычно составляется по такому плану:

1. Общие сведения о предмете (Что он собой представляет? Кем он является? По какой причине именно данная вещь (личность, зверь) описывается?).

2. Частные характеристики предмета. Пример текста-описания обязательно должен содержать их. В случае, если речь идет о человеке, то поочередно рассказывается о его качествах: лице, теле, позиции, манере беседы. Если говорится о природе, то описываются ее признаки: кусты, трава, небо, оттенки цветов и др.

3. Личное мнение о том, что является темой текста.

Пример текста-описания

Еще достаточно тепло, однако уже становится печально от запаха минувшего лета, насыщенного, кисловато-терпкого.

художественный текст описание

С деревьев слетают обожженные палящим солнцем листья. Создается впечатление, что ветки темнеют, они притомились и хотят уснуть. Суетливые небольшие паучки торопливо плетут паутины, и люди, не замечая, срывают их. В особенном оживлении почему-то находятся птицы. Некоторые готовятся к перелету, другие, вволю насытившись летом, собираются зимовать. А молодые птички невероятно проворны, они летают, дерутся. Они еще не понимают, что такое холода, и не ожидают никаких неприятностей.

На склонах, среди густой растительности, торопливо пробегают ящерки. Лишь шелест и колыхание травы свидетельствуют о том, что они здесь. Также летают пчелы, которых, однако, не очень много. Кажется, что им тяжело удерживать в воздухе свои кругленькие тела. А бабочка здесь всего лишь одна. Она сидит на большом цветке репейника. Красавица может долго находиться в одном положении со сложенными крыльями, и создается впечатление, что она больше не сдвинется с места. За то время, пока она так сидит, можно успеть написать текст-описание, рассказывающий о ней.

А небо сейчас поразительно синее, высокое, с поднимающимся вверх светилом. Эти торжественные осенние цвета продержатся недолго, вскоре теплые оттенки перейдут в более холодные, тяжелые и мрачноватые. А пока на улице достаточно высокая температура воздуха, светит солнце, все доживает, спешит, и печально, что вот-вот придут холода.

Клены обзавелись багряным нарядом. Они покачиваются, пригорюнившись, на опушке, будто печалятся о том, что уже середина осени. Изредка с них падают резные красивые листья. Неожиданное дуновение ветра небрежно срывает часть осеннего наряда с печальных кленов. Как мило смотрятся березки, одетые в золото, посреди изумрудных сосен. Их ветки наклонены вниз. Березки грустят, что вскоре грянут морозы. Раскинув ветки, подобно гигантским исполинам, стоят изумрудно-желтые дубы.

небольшой текст описание

Высоко в небесах громко перекликаются журавли. Они сбиваются в стаи и отправляются в теплые страны. Где-то высоко переговариваются дикие гуси. На родине становится морозно, и им приходится лететь на юг. Одни лишь воробышки изредка проносятся среди деревьев и громко чирикают. Им некуда торопиться. Недавно на уроке мы читали художественный текст-описание об этих милых пташках.

Однажды в осеннюю пору наша преподавательница показала нам на литературе репродукцию полотна Левитана под названием «Золотая осень», после чего мы решили обсудить данную картину. После того, как мы поговорили о ней, весь наш класс отправился на прогулку в Воронцовский парк. Золотые листья и голубая вода, в которой были видны холодные белоснежные облака, слились в моем воображении с полотном прославленного живописца, и я на всю жизнь влюбилась в осень.

Стоял октябрь. Мы с преподавательницей шагали по парку. Листва шелестела под нашими сапогами, над водой изредка проносились дикие утки. Птицы готовились улетать и собирались в стайки.

Я вернулась из парка домой, однако какое-то торжественное чувство все еще царило в моей душе. Я ощущала необходимость как-то выразить его. Казалось, что оно рвалось из моей груди на свободу. Я присела возле окна. На улице, будто в огромном аквариуме, плыли люди, транспорт. С противоположной стороны дороги несколько девочек стояли возле ларька, они, щурясь от яркого света, улыбались проходящим мимо людям. Вот они увидели меня. Одна из них мило помахала мне, и от этого теплое чувство в моей душе стало только сильнее. Я встала, взяла ватман и карандаши. Я предчувствовала, что смогу создать прекрасную картину. Стала изображать первое, что приходило на ум: речку, деревья, храм с позолоченным куполом, самолет, птиц в вышине, ларек с девочками и маленькую собачку.

текст описание

Вскоре сломался мой карандаш, и возникла вынужденная пауза, воспользовавшись которой, я посмотрела на картину оценивающим взглядом. Передо мной была кошмарная каша из предметов, птиц, прохожих и зверей. Но это не испортило моего настроения.

Я еще отчетливее осознала, как прекрасны талантливые живописцы, рисующие так, что картина получается лучше реальности. Весь этот замечательный день был до краев наполнен осенней атмосферой, которую я еще долго не забуду. Я решила создать небольшой текст-описание об этой прекрасной поре, которая не так давно поселилась в моем сердце.

В заключение

Теперь вы знаете все о текстах-описаниях. Опираясь на приведенный выше пример, вы, скорее всего, сможете создать свое собственное сочинение.

Добавить комментарий