Тема: «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст по заголовку и ключевым словам текста и абзацев; развитие умения определять основную мысль текста и его абзацев.
Планируемые результаты:
Предметные:
– знать определение понятий «заголовок», «ключевое слово», «абзац»; последовательность частей текста;
– уметь выражать в тексте законченную мысль; выделять ключевые слова текста и составлять пересказ, опираясь на заголовок и ключевые слова; составлять текст по заголовку и ключевым словам.
Личностные:
самостоятельно выделять и формулировать цель; воспитывать самостоятельность в работе с заданиями; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку, взаимопроверку, проводить самооценку.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Начальная школа XXI века», учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 2 ч./Н.Ф. Виноградова, – М.: Вентана-Граф Учебник, 2012. – 178с.; 2 часть – 93 – 94 стр.; учебная презентация; раздаточный материал: карточки для работы в группе, листы для рефлексии.
– Тема
сегодняшнего нашего урока:
«Учимся составлять текст по заголовку и ключевым
словам»
– Чему
мы будем сегодня с вами учиться? (Учиться составлять текст по заголовку и по
ключевым словам.)
-Ребята,
а что такое заголовок? (Это как могут назвать текст.)
-Подберите
синоним к слову заголовок.
(Каким
словом можно заменить?) (Название).
-Откройте
учебники на странице 93, прочитайте название текста.
-Что
будет в тексте? Можно ли определить сразу о чем будет текст?
-Запишите
название текста по середине и с большой буквы, не забудьте поставить точку.
-Вспомните
урок чтения, как можно быстро запомнить стихотворение? (картинный план)
(С
помощью чего?)
-Сегодня
на уроке будем учиться составлять текст и находить ключевые слова. А также
запоминать текст по ключевым словам.
-Ребята,
а что такое ключевые слова? (Главные слова в тексте).
(Обратите
внимание на задание в упражнении №1. Там есть ответ на вопрос, что такое
ключевые слова)
-А
теперь прочтите самостоятельно первый абзац. (Как мы узнаем, что перед нами
абзац?)
-Теперь
прочитает первый абзац (один ребенок)
– О чем
говориться в абзаце?
-Ключевые
слова в первом абзаце это:
-Птенец-
крохотный, с желтыми крылышками, черными полосками, красной головкой;
-Запишите
первые ключевые слова.
-Коробка;
-Запишите
второе ключевое слово.
– Куст.
-Запишите
третье ключевое слово.
-Прочитайте
2 абзац.
(Читает
1 ребенок)
– О чем
говориться в абзаце?
-Ключевые
слова во втором абзаце это:
-Суматоха.
-Ребята,
а что такое суматоха?
(Суматоха-это
беспорядочная, беспокойная беготня, торопливость в действиях.)
-Запишите
ключевое слово.
–Десять
щеглов- кинулись, стали проклевывать.
-Запишите
ключевое слово.
-Прочтите
3 абзац.
(читает
ребенок )
-О чем
говориться в абзаце?
-Ключевые
слова в третьем абзаце.
– Дыра;
-Запишите
его.
-Птенец-
вывалился, заковылял.
-Запишите.
-Увели.
-Запишите
слово.
-Ребята,
посмотрите на слова которые мы записали, что за слова у нас записаны?
-Прочитайте
еще раз текст самостоятельно.
-А
теперь с помощью составленных нами ключевых слов, будем пересказывать текст.
(Дети
выходят к доске).
Доброго дня!
Запиши число.
16 апреля.
Минутка каллиграфии .
Пятое апреля Классная работа
. Запиши с красной строки словарные слова.
а
т
ь
д
т
р
е
ш
к
д
н
р
а
а
а
т
а
а
п
у
с
к
о
е
н
е
л
т
ф
б
з
а
ё
р
е
о
е
е
н
о
ж
м
р
о
в
р
т
е
е
с
к
а
о
р
о
Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам
Прочитай текст.
Учебник.
Стр. 93 упр. 1
Первый абзац .
1. Кого поймали дети?
2. Как он выглядел?
3. Куда дети посадили птенчика?
Как назовем первый абзац?
Птенчик.
Подходит заголовок?
Перескажи 1 абзац ..
Запиши.
План.
1. Птенчик.
Второй абзац.
1. Что произошло под кустом?
2. Как вели себя взрослые щеглы?
3. Как птенец помогал им?
Придумай заголовок ко 2 абзацу.
Мы можем сказать , что главное (ключевое) слово этого абзаца: спасители ?
Перескажи 2 абзац.
Запиши в тетради второй пункт плана.
План.
1.Птенчик.
2.Спасители.
Третий абзац.
1. Что щеглы сделали с марлей?
2. Как птенец повёл себя на свободе?
3. Кто его сопровождал?
Мы можем назвать 3 абзац: Свобода ?
Запиши третий пункт плана:
3.Свобода.
Перескажи 3 абзац.
Какое ключевое слово для 4 абзаца?
Увели!
Запиши 4 пункт плана.
План.
1.Птенчик.
2.Спасители.
3.Свобода.
4.Увели!
Какова основная мысль текста?
Оцени поведение птиц.
Поиграем!
Я предлагаю название текста и ключевые слова, ты придумай текст и запиши в тетрадь.
Рыбаки.
1 абзац.
ребята, рыбалка, собирались
2 абзац.
день жаркий, вода теплая
3 абзац.
искупаться, рыба, испугали
Прочитай получившийся текст.
Проверь – нет ли ошибок.
Сравни с моим текстом:
Рыбаки.
Ребята решили пойти на рыбалку . Они
долго собирались , копали червей, готовили удочки.
Когда ребята дошли до речки, солнце поднялось
высоко. День был жаркий . Вода в речке тёплая .
Ребята решили сначала искупаться . Они бросились в речку, радостно крича и распугивая всю рыбу у рыбаков.
Соответствует ли основная мысль моего текста его заглавию « Рыбаки» ?
В этом тексте заголовок насмешливый (ироничный).
А основной мысли твоего текста соответствует заглавие?
Итог урока.
– Чему научился сегодня?
– Чем занимался?
– Что понравилось больше всего?
Текст озаглавлен «Рыбаки». В нём говорится о том, как ребята пошли ловить рыбу, но вместо этого стали купаться и мешать другим рыбакам. В тексте три абзаца. Придумай текст по названию и ключевым словам абзацев. Запиши текст.
Ключевое слово первого абзаца — собираться.
Ключевое слово второго абзаца — тёплая.
Ключевое слово третьего абзаца — купаться.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 2 класс (часть 2) Иванов. УРОК 124. Упражнения. Номер №2
Решение
Рыбаки
Собрались ребята на рыбалку. Собрали удочки, снасти, наживку и отправились на реку.
Погода была солнечная и тёплая, река так и манила окунуться. Да и поклёвок не было совсем. Вода оказалась очень тёплой и приятной.
Ребята бросили удочки и с разбегу плюхнулись в воду. Стали брызгаться, устраивать заплывы по реке. Другие рыбаки махнули на них рукой. Всё равно всю рыбу распугали!
Слайд 1Баранник Ирина Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
Белокалитвинского района
Ростовской области
Баранник Ирина Алексеевна
Учитель
начальных классов
МБОУ СОШ №12
Белокалитвинского района
Ростовской области
Слайд 4Ответы на вопросы и формулирование основной мысли текста:
Ответы на вопросы и
формулирование основной мысли текста:
1. Кого поймали дети?
2. Как он выглядел?
3. Куда дети посадили птенчика?
1 абзац:
Ключевое слово 1 абзаца:
1. Птенец
Попробуйте пересказать 1 абзац.
Слайд 5Ответы на вопросы и формулирование основной мысли текста:
Ответы на вопросы и
формулирование основной мысли текста:
1. Что произошло под кустом?
2. Как вели себя взрослые щеглы?
3. Как птенец помогал им?
2 абзац:
Ключевое слово 2 абзаца:
2. Спасители (щеглы)
Попробуйте пересказать 2 абзац.
Слайд 6Ответы на вопросы и формулирование основной мысли текста:
Ответы на вопросы и
формулирование основной мысли текста:
1. Что щеглы сделали с марлей?
2. Как птенец повёл себя на свободе?
3. Кто его сопровождал?
3 абзац:
Ключевое слово 3 абзаца:
3. Свобода
Попробуйте пересказать 3 абзац.
Слайд 7Ответы на вопросы и формулирование основной мысли текста:
Ответы на вопросы и
формулирование основной мысли текста:
1. Оцените поступок птиц
4 абзац:
Ключевое слово 4 абзаца:
4. Увели
Попробуйте пересказать 4 абзац.
Попробуйте пересказать весь текст.
Слайд 9Какова основная мысль текста?
Какова основная мысль текста?
Ребята пошли ловить рыбу, но
вместо этого
стали купаться и мешать другим рыбакам
Соответствует ли основная мысль текста
его заглавию – «Рыбаки»?
Здесь заголовок скорее ироничный (насмеш-
ливый)
Слайд 10Рыбаки.
Рыбаки.
Игорь и Максим решили пойти на рыбалку. Они
долго
собирались, копали червей, готовили удочки
Когда ребята дошли до речки, солнце поднялось
высоко. День был жаркий. Вода в речке тёплая.
Ребята решили сначала искупаться. Они броси-лись в речку, радостно крича и распугивая всю рыбу у рыбаков.
Слайд 11Источники:
http://cdn.desktopwallpaper4.me/wallpapers/digital-art/2560×1600/1/3794-floral-and-butterfly-spring-pattern-2560×1600-digital-art-wallpaper.png – фон
http://ru.hdwall365.com/wallpapers/1606/Beautiful-spring-flowers-trees-sun-house-vector-design_1920x1200_wallpaper.jpg
– титульный слайд