Как составить текст повествования с элементами описания

Обучение написанию сочинения-

повествования с элементами описания.

Маскальцова Надежда Евгеньевна

                                                                         
             Воскресеновская СШ

Тема:   «Обучение написанию сочинения –
повествования с элементами описания»

Тип урока: закрепление

Цели урока: умение составлять рассказ по теме;
нахождение логики в передаче содержания текста; отработка структуры текстов
повествования и описания;

совершенствование
навыков редактирования на основе обобщения словарного запас учащихся;

развитие  чувства
свободы в общении, фантазию, воображение.

Оборудование: 1. Плакат – слова Пестолоцции.

                          
2. План сочинения.

                           
3. Карточки со словами

                            4.
Запись музыки П.И. Чайковского «Весна» из цикла

                               
«Времена года»

                           
5. Создание видимости страны «Сочиняйка»

                                
медведь, цветы

Ход урока

1. Сильное
эмоциональное начало. Приглашение в путешествие.

 – Ребята, сегодня
урок я хотела бы начать с замечательных слов древнегреческого педагога И.Г.
Пестолоцци:

«Глаз хочет смотреть,
ухо- слышать, нога- ходить и руки хватать… А ум хочет мыслить»

– Давайте дадим
работу своим мыслям. Ум тоже хочет трудиться как и все части тела.

– Ребята, вы любите
путешествовать? А можно ли путешествовать не выходя из класса.?

– А ещё можно
путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак наш путь лежит в страну,
которой нет на обычной географической карте. Причём чтобы попасть туда, нам не
понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хоттабыч, ни ковёр
самолёт. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется
..Сочиняйка. Попасть туда может любой, кто умеет фантазировать.

-Откуда же взялось в
русском языке слово сочиняйка? Оказывается , от старинного корня –чин-, что
значит «порядок». Подберите родственные слова. Остановимся на следующих словах:
сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке.; сочинение – запись мыслей
, изложенных в определённом порядке. 

2. Постановка
целей урока.

-Темой урока и будет
сочинение. Дети записываю слово сочинение в тетрадях.

-Но раз уж мы
задумали необычное путешествие, то припишем ещё слово фантазия.

-Естественно, что
сочинение –это текст. То есть предложения объединены темой и выражают идею. И
так любой текст, записывается по определённым правилам.

Вспомним их:

                   
1. Вступление.

                    
2. Основная часть.

                     3.
Заключение.

– Какую роль играет
каждая часть?

3. Определение
темы сочинения.

-Итак, в путь! И пусть
нашему воображению поможет музыка.

Звучит произведение
Чайковского «Весна»

-О каком времени года
«говорит» музыка?

– В «Сочиняйке» тоже
весна. Подумайте, каким образом мы можем попасть туда?

Глазки мы сейчас
закроем, руки в крылья превратим,

Птицами себя
представим и быстрее полетим…

Летим над морями,
ласами, домами, летим над седыми крутыми горами.

Но вот приземлились…

Глаза мы открыли, и
видим страну Сочиняйка.

-А вот и первый
житель страны зовут его Михаил Потапыч.

Без забот и без
тревоги спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму, до
весны и наверно видел сны.

Вдруг проснулся
косолапый, слышит каплет – Вот беда!

Заспешил медведь
наружу, заливает не до сна.

Вылез он и видит лужи

Тает снег. Пришла
весна!

-Мне он рассказал вот
что: Я – весёлый медведь, к весне тёплой я привык, в Сочиняйке я живу и со
всеми я дружу. Я каждый день смотрю вокруг, не придёт ли новый друг. Сильный да
умелый  да к тому же смелый.

-Не нас ли с вами он
высматривает? Наверное, хочет рассказать что-либо интересное, какой-нибудь
секрет. Предлагаю написать сочинение «Секрет медведя»

-А что такое секрет?

-Каким будет тип
текста?

4.Определение
содержания каждой части. Составление плана.

– Что же будет
главным в сочинении?

-Но медведь не будет
рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит сначала необходимо
познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?

-Ребята у каждого из
вас на парте свой мишка, которого мы с вами нарисовали. У каждого из них свой
характер, своё настроение. Опишите их. А где следует это записать?

-А итог мы подведём в
какой части?

План.

1.    
Вступление.       1.
Встреча с косолапым

2.Основная часть.    2. Как выглядит новый знакомый.

                                   3. Секрет медведя.

3.Заключение.          4. Как хорошо иметь друга!

5. Работа над
средствами выразительности письменной речи.

-Чтобы сочинение
получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности
письменной речи. Во-первых, сравнения. Именно они позволят представить нашего
медведя ярче.

Медведь, мишка,
Михаил Потатыч, косолапый.

– Мы немного
отдохнем, встанем, глубоко вздохнем

   Руки в стороны,
вперед, на опушке мишка ждет.

   Мишка прыгал под
кустом, приглашая нас в свой дом.

   Руки вниз, на
пояс, вверх, убегаем мы от всех.

   Побежим скорее в
класс и напишем свой рассказ.

6. Запись
сочинения.

–  Желаю вам
интересного путешествия и жду ваши рассказы.,

7. Обсуждение
сочинений.

–  Чем понравилось
сочинение? Что можно посоветовать автору?

8. Итог урока.

–  Ребята, Михайл
Потапыч остался доволен. Он очень рад, что у него появились новые друзья.

Глазки мы сейчас
закроем, руки в крылья превратим,

Птицами себя
представим и назад мы полетим.

Летим над полями, лесами,
морями, летим над седыми, крутыми горами.

Но вот приземлились,
глаза мы открыли и в классе своем мы опять очутились.

9. Домашнее
задание.

МОУ Одинцовский лицей № 2

Урок русского языка в 4 классе (2 урока).

Цели:

учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста;

отрабатывать структуру текстов повествования и описания;

совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся;

развивать речь учащихся, активизировать словесно-логическое мышление, развивать рефлексивные способности младших школьников;

развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение;

формировать активность, любознательность, гибкость мышления;

развивать познавательный интерес к изучению русского языка;

воспитывать доброжелательное отношение, взаимопомощь.

Оборудование: плакат с народной мудростью, картина с изображением снеговика, индивидуальные памятки по проверке сочинений, сигналы, карточки к плану, запись Свиридова «Метель».

План урока:

Организационный момент.

Основная часть:

постановка проблемы;

определение темы;

поиск решения;

творческая работа учащихся.

Итог.

1 УРОК.

Ход урока.

Организационная часть.

Здравствуйте, начнем урок русского языка. Ребята, а вы любите путешествовать? Как вы считаете, можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

Верно, можно путешествовать, сочиняя что-либо, поэтому наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причем, чтобы попасть туда, не понадобится никакие волшебные помощники: ни щука, ни ковер-самолет, ни волшебная палочка. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется «Сочиняйка». Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать. На этом уроке оказывать помощь буду не только я, но и вы сами. А точнее следующие группы: «мозговой центр» (разработчики, теоретики), «монтажники» (помогают строить сочинение по плану), «эксперты» (сомневаются, проверяют), «группа контроля» (контролируют, оказывают помощь). Все группы заранее получили свои задания.

Основная часть.

Постановка проблемы.

Откуда же взялось в русском языке слово «Сочиняйка». Послушайте, что об этом расскажет «Мозговой центр».

(Оказывается, слово «Сочиняйка» произошло от старинного русского корня «чин» – это значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком» или «Все будет чин-чинарем».)

Подберите родственные слова с корнем «чин». (сочинять, сочинение)

Остановимся на этих словах. Что они обозначают? «Мозговой центр» нам в этом поможет.

( Сочинять – это значит выстраивать мысли в определенном порядке. А сочинение – запись мыслей, изложенных в определенном порядке.)

Темой урока будет сочинение. Запишите это слово в тетради.

Чему вы бы хотели научиться на уроке? Для чего вам это нужно? Правильно, чтобы излагать свои мысли в устной и письменной речи. Ведь незря  народная мудрость гласит: «Умную мысль и слушать хорошо». Интересно, наш урок подтвердит эту мудрость?

Работа над понятиями «текст», «тема текста», «части текста».

Итак, сочинение это текст. Вспомним, а что такое текст? (Предложения, которые объединены одной темой и выражают одну общую идею.)

Сочинение, как любой текст, записывается по определенным правилам. Об этом напомнят «монтажники».

(Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.)

Открываются карточки на доске.

Эксперты, не найдутся ли у вас вопросы к монтажникам?

Эксперты: Какую роль в сочинение играет вступление?

Монтажники: Вступление готовит к восприятию текста.

Эксперты: Какую роль в сочинение играет основная часть?

Монтажники: Основная часть раскрывает тему.

Эксперты: Какую роль в сочинение играет заключение?

Монтажники: Заключение подводит итог, выражает главную мысль, отношение автора.

Молодцы. Спасибо!

Определение темы сочинения.

Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка. Послушайте и скажите, о каком времени года «говорит» музыка?

Включается запись Свиридова «Метель».

Правильно, и в нашей воображаемой стране тоже зима. Подумайте, как можно попасть туда?

А вот и первый житель «Сочиняйки».

Показ картины с изображением снеговика.

Ребята, давайте закончим стихотворение про снеговика.

В «Сочиняйке» я живу

И со всеми я …(дружу)

Я каждый день смотрю вокруг

Не придет ли новый … (друг).

Сильный и умелый

Да к тому же … (смелый).

Да, ищет снеговик настоящего друга. Не нас ли с вами он высматривает? Наверное, он хочет рассказать что-то интересное, поделиться своим секретом.

Предлагаю вам написать сочинение на тему «Секрет Снеговика». Запишите название в тетради.

Как вы думаете, каким будет тип текста, если мы рассказываем о секрете? (повествовательный)

Как вы думаете, а нужно ли в сочинении описывать самого снеговика?

Правильно, поэтому текст будет повествовательный с элементами описания.

Определение содержания каждой части. Составление плана.

Посмотрите на название текста и скажите, что будет главного в сочинении? (сам секрет Снеговика.)

В какой части текста его запишем? (в основной)

Под табличкой «Основная часть» вывешивается – «Секрет Снеговика».

С каким, к примеру, секретом может с вами поделиться Снеговик?

А может он захочет вам пожаловаться. Интересно, о чем?

А может он захочет вас о чем-то попросить. Подумайте, с какой просьбой он к вам может обратиться?

Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться с ним. В какой части опишем встречу с другом? (во вступлении)

Под табличкой «Вступление» – «Встреча со снежным человеком».

На уроках труда мы с вами изготавливали снеговика. У каждого был свой характер, свое настроение.

Закройте глаза и представьте каждый своего снеговика. Опишем его. Подумайте, где это надо записать? (в основной части)

Под табличкой «Основная часть» вывешивается– «Как выглядит новый знакомый?».

Пожалуйста, при описании снеговика используйте слова-опоры с доски.

А теперь скажите, в какой части мы подведем итог? (в заключительной)

Как вы поступите после просьбы снеговика?

Как бы вы продолжили мысль: «Я верю, что ему…»

Какие чувства вам может принести новое знакомство?

Появляется новая табличка «Как хорошо иметь друга!».

Эксперты, есть у вас вопросы к классу?

Эксперты: С каких слов люди обычно начинают рассказать какую-либо историю, случай? (однажды,.., как-то раз…)

Орфографическая подготовка.

Эксперты: В основной части будете описывать снеговика. Возможно, вы будете использовать следующие слова (показ карточек). Какую безударную гласную напишите? Приготовьте сигналы.

Сн..говик, в..дро, на г..л..ве, м…тла, м…рковь, зам…няла, к…мочки, з…мли

Эксперты: И еще один вопрос. В сочинении вы будете говорить о снеговике. Какими словами можно заменить это слово? (снежный человек, он, новый знакомый, новый друг)

Работа над средствами выразительности письменной речи.

Не забудьте ставить запятые при написании предложений с однородными членами. Используйте больше прилагательных при описании, глаголов.

Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности письменной речи – сравнения. Именно они позволяют представить вашего снеговика ярче. Например, снеговик, словно добрый человечек; глазки, будто бусинки.

2 УРОК.

Ребята, посмотрите еще раз на план и подумайте, о чем вы напишите в каждой части. Как вы будете записывать каждую часть?

Желаю вам интересного путешествия и жду от вас замечательных новогодних историй. На парте у каждого есть памятка, не забудьте воспользоваться ею при проверке сочинений.

Написание сочинений.

Дети пишут на фоне спокойной музыки. Оказание индивидуальной помощи, раздача карточек- помощниц и памяток для проверки.

Итог.

Вот мы и закончили с вами путешествие по стране «Сочиняйке». Результатом стало написание новогодней истории-сочинения.

Вернемся к народной мудрости. Прочитаем сочинение и подтвердим народную мудрость.

Чтение сочинений.

Чем понравилось сочинение?

Что можно посоветовать автору?

Чье сочинение вам понравилось больше? Почему?

Значит, вам больше понравились сочинения с интересным сюжетом, грамотные, слушать их приятно. Обычно так пишут многочитающие дети. Но не страшно, что не у всех получились такие сочинения. На уроках русского языка мы будем продолжать развивать свою речь, чтобы вас приятно было слушать собеседникам, чтобы вы не испытывали трудности при общении и вам самим было приятно от сознания того, что вы хорошо владеете русским языком, на котором говорили наши предки.

Я очень рада, что в ваших сочинениях звучали нотки доброты, помощи, сочувствия, так как накануне Рождественских праздников люди стремятся быть лучше. В Рождество принято творить добрые дела, помогать больным, раздавать милостыню, дарить порядки своим близким. И мне хотелось закончить этот урок такими словами:

Кругом Рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола.

А с ними в лад звучат слова:

«Мир на земле и счастья на века!»

Спасибо за работу.

Объявление оценок.

– Урок окончен.

урок русского языка

             4 класс

Русский язык 5 класс ___.___.___

Урок 93

Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное».

Цель: развивать умения анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу; передавать содержание текста с учетом заданного стиля и типа речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функционально-смысловые типы речи, их особенности; уметь анализировать текст с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершен­ствованию.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Постановка учебной задачи. Актуализация опорных знаний.

  • Вспомните, какие типы речи вам известны. Чем отличается повествование от описания? От рассуждения?

  • Прочитайте рассказ И. Соколова-Микитова, предложенный в упр. 329. Как вы считаете, относится ли он к одному типу речи? Или в этом тексте встречаются разные типы речи? Обоснуйте свою мысль.

  • Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать тексты, относящиеся к повествованию с элементами описания.

III. Работа по теме урока.

1. Работа со структурой текста.

  • Определите тему текста.

  • Озаглавьте текст.

  • На какие смысловые части можно разделить рассказ? Составьте план.

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик – поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок “одуванчик”.

Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.

Всю ночь крепко спят одуванчики. Только с восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки.

В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

План.

1. Где растут одуванчики?

2. Как выглядят одуванчики. Почему они так называются?

3. Как ведут себя днём и вечером?

4. Поведение ночью и ранним утром?

5. Золотая поляна одуванчиков?

2. Стилистический анализ текста.

  • Как автор объясняет название цветка?

  • Сравните объяснение автора с другим толкованием этого слова: «Слово образовано с помощью суффикса -ан- (активного в северо-восточных и уральских говорах) от глагольной формы одутъ, равной литературному обдуть. В этом названии отражается особенность растения – его опушенные семянки сносятся ветром или лёгким дуновением».

  • К какому типу речи относится второе толкование? (Рассуждение).

  • К какому стилю? (Научно-публицистическому).

  • К какому стилю речи относится рассказ И. Соколова-Микитова? (Художественному).

  • Найдите стилистические особенности в объяснении толкования слова одуванчик в рассказе.

3. Анализ художественных средств.

  • С чем автор сравнивает одуванчик? Выпишите эти сравнения.

  • Вспомните, что такое олицетворение. Найдите в тексте глаголы-олицетворения.

  • Проанализируем цвет этого текста. Как вы думаете, какой цвет преобладает? Обоснуйте.

4. Орфографический анализ по тексту.

5. Пересказ текста.

  • Прочитайте текст еще раз. Устно перескажите текст по плану. Запишите письменный пересказ текста.

IV. Рефлексия.

  • Какой вид работы показался интересным?

  • Что было сложно делать?

Домашнее задание: доработать тексты на черновиках.

_________________________________________________________________________________________________

Русский язык 5 класс ___.___.___

Урок 94

Тема: Развитие речи. Написание текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное».

Цель: развивать умения анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу; передавать содержание текста с учетом заданного стиля и типа речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функционально-смысловые типы речи, их особенности; уметь анализировать текст с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершен­ствованию.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Постановка учебной задачи.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение и редактирование составленных учащимися текстов.

2. Переписывание готовых работ в чистовики.

3. Самостоятельная проверка текстов учащимися.

IV. Рефлексия. Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту по словам, предложенным в орфографическом практикуме на с. 34.

4

Цель: Научиться составлять и
записывать текст-повествование с элементами
описания и рассуждения по коллективно
составленному плану.

Задачи:

  • формировать умение строить текст в
    определённой композиционной форме, определять
    основную мысль текста;
  • развивать способность точного употребления
    слов в устной и письменной форме;
  • воспитывать бережное отношение к матери и
    творческую активность.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация полученных знаний.

– Какие вы знаете типы речи? (Описание,
повествование, рассуждение)

– Что такое описание? (Описание – это текст, в
котором названы признаки предмета (объекта речи).
Описание отвечает на вопрос какой?)

– Что такое повествование? (Повествование – это
тип речи со значением сообщения о развивающихся
событиях или состояниях предметов.
Повествование отвечает на вопрос что произошло?

– Что такое рассуждение? (Рассуждение – это тип
речи, при помощи которого излагается или
подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение
отвечает на вопрос почему?)

3. Работа в группах. Слайд № 5

Текст для 1 группы.

Моя мама – настоящая красавица. У мамочки
короткие вьющиеся волосы. Она их аккуратно
причёсывает. Глаза большие, голубого цвета, с
длинными ресницами. Мамин взгляд, словно
солнышко, светится любовью и нежностью. Нос у
мамы прямой, а рот маленький, губы тонкие. У неё
очень добрая улыбка.

Текст для 2 группы.

Мама – самое священное слово на земле! Человек
рождается и умирает с этим словом. Хлебороб
благодарно произносит: “Спасибо,
кормилица-мать”. Солдат, смертельно раненный
шепчет: “За Родину-мать!”. Все самые дорогие
святыни названы и озарены именем матери.

4. Работа с текстами. Слайды №6 и №7

– Какова главная мысль этих текстов? Чем они
похожи? А чем различны?

– Почему 1 текст относится к описанию, докажите?

– Скажите, а эти признаки мы можем увидеть
одновременно?

– Сколько снимков нам потребуется сделать?

– Подумайте, какое предложение в этом тексте
является самым важным?

– Определите тип связи: цепная или параллельная?
Какие ещё есть средства связи в тексте?

– Почему 2 текст относится к рассуждению,
докажите?

– Сколько снимков нам потребуется сделать к
этому тексту?

– Что является главной частью
текста-рассуждения?

– Определите тип связи: цепная или параллельная?

Наступает праздник мам. Давайте подарим нашим
мамам сочинение о них.

5. Физкультминутка. Слайд №8

6. Выберем наиболее удачный заголовок,
который поможет полнее раскрыть тему нашего
сочинения: “За что я люблю свою маму”, “Мамин
портрет”. “Любимая мамочка”.

7. Составление коллективного плана
сочинения-повествования
с элементами
описания и рассуждения.

– Из каких частей состоит план? Слайд №9

– Как озаглавим 1 часть? (Знакомство с мамой).

– Как озаглавим 2 часть? (Описание мамы).

Тогда давайте вместе озаглавим и 3 часть? (Моя
мама самая лучшая).

8. Физкультминутка для глаз. Слайд №12

9. Устное составление рассказа о своей маме,
используя опорные слова и словосочетания,
записанные на доске.

Красавица, светится любовью, хозяйка, добрая
улыбка, самый родной и близкий человек,
предпочитает, подарила жизнь, лучезарный взгляд.

10. Запишите своё сочинение. Используйте
орфографический словарик. Проверьте по памятке,
всё ли вы учли при написании сочинения.

11. Памятка. Слайд №14

1. Ясно ли передал мысль?

2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов
речи?

3. Все ли слова употреблены удачно?

4. Орфография. 5.Пунктуация.

12. Подведение итогов. Кто хочет
прочитать своё сочинение?

Написать любой текст описание с элементами повествования.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Написать любой текст описание с элементами повествования?,
относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым
знаниям учеников 1 – 4 классов. Для получения дополнительной информации
найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой
системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и
задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям.
Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы
помогут найти нужную информацию.

Добавить комментарий