Как составить текст рассуждение 3 класс литературное чтение

В этой статье рассмотрим тексты-рассуждения на темы:

1. Для чего нужно учиться?

2. Почему не нужно лгать?

3. Для чего пахнут цветы?

4. Почему куры не летают?

5. Для чего больным ставят градусник?

Для чего нужно учиться?
Для чего нужно учиться?

Текст-рассуждение 1. Для чего нужно учиться?

Это вопрос, который задают себе многие дети. Но ответ на него очень важен, ведь учеба – это один из самых важных этапов жизни ребенка.

Учиться нужно, чтобы стать умнее, получить знания и навыки, которые помогут в будущем жить лучше и успешнее. В школе дети изучают разные предметы: математику, русский язык, иностранные языки, историю, географию, физику и многое другое. Все эти знания очень важны, и нужны не только для того, чтобы сдавать экзамены, но и для того, чтобы понимать мир вокруг нас.

Учиться нужно, чтобы научиться думать и анализировать. Мы учимся, чтобы развивает свой интеллект и решать различные задачи и проблемы. Эти навыки пригодятся нам в будущем, когда мы вырастет и столкнется с разными жизненными ситуациями.

Учиться нужно, чтобы иметь больше возможностей в будущем. Если есть хорошие знания и высокий уровень образования, то можно выбрать профессию, которая понравится и которая будет приносить удовлетворение. Больше образования также значит больше возможностей для карьерного роста и увеличения заработка.

В заключение, учиться нужно для того, чтобы жить лучше, быть успешнее и счастливее. Учеба может быть трудной, но если подходить к ней с увлечением и интересом, то она станет веселой и увлекательной. Все знания, которые мы получает в школе, очень важны для будущего и помогут нам достичь больших высот в жизни.

Подписывайся на мой канал! Ставь лайк!

Почему не нужно лгать?
Почему не нужно лгать?

Текст-рассуждение 2. Почему не нужно лгать?

Ложь – это когда мы говорим что-то, что не соответствует правде. Кажется, что ложь может помочь избежать наказания или получить что-то, что мы хотим. Но это не так.

Когда мы лжем, мы можем потерять доверие людей, которые нас окружают. Кроме того, когда мы лжем, мы можем причинить вред другим людям, поскольку они могут действовать на основе ложных предположений.

Ложь может вызвать в нас чувство вины и стыда. Когда мы говорим ложь, мы знаем, что это не правда. И когда правда вскрывается, мы можем чувствовать себя очень плохо. Это может вызывать беспокойство, что в свою очередь может привести к плохим последствиям для нашего здоровья.

Поэтому необходимо всегда говорите правду. Если вы ошиблись или сделали что-то плохое, лучше сказать об этом правду и исправить свои ошибки. Честность и правдивость – это важные качества, которые помогут вам в жизни. И помните, что если вы всегда говорите правду, то вас будут уважать и доверять окружающие люди.

Для чего пахнут цветы?
Для чего пахнут цветы?

Текст-рассуждение 3. Для чего пахнут цветы?

Многие цветы имеют свой уникальный аромат. И мы часто используем их аромат для создания парфюмерии и других косметических средств. Но почему цветы имеют запах?

Фактически, запах цветов – это способ, которым они привлекают насекомых, таких как пчелы, мухи и бабочки, которые затем переносят пыльцу с одного цветка на другой и обеспечивают опыление. Это процесс, который позволяет цветам размножаться и продолжать свой род.

Кроме того, запах цветов может также служить для защиты растений от вредителей и хищников. Некоторые запахи, например, могут отпугивать насекомых-вредителей или привлекать насекомых-хищников, которые могут уничтожить вредителей и защитить цветы.

Так что запах цветов имеет очень важную роль в жизни растений, и мы можем наслаждаться их ароматом благодаря этому удивительному механизму. К тому же, запах цветов может вызывать у нас положительные эмоции и настроение, поэтому цветы их не только полезны для растений, но и для нас людей.

Так что, друзья, не забывайте наслаждаться запахами цветов и ценить их роль в природе!

Почему куры не летают?
Почему куры не летают?

Текст-рассуждение 4. Почему куры не летают?

Во-первых, надо заметить, что куры – это птицы. И, как вы знаете, большинство птиц могут летать, но куры – исключение из правил. Почему же так происходит?

Одна из основных причин, почему куры не летают, связана с их массой тела. Куры – это довольно крупные птицы, и их тела слишком тяжелы для того, чтобы они могли подняться в воздух и летать на большие расстояния. Кроме того, куры не имеют таких крыльев, как у других летающих птиц, которые помогают им подниматься и оставаться в воздухе.

Куры имеют короткие и широкие крылья, которые больше подходят для маневрирования и бега, а не для лёта. Кроме того, куры обычно живут на земле и на низких ветвях деревьев, поэтому им нет необходимости летать на большие высоты.

Куры не летают из-за своей массы тела и формы крыльев, которые больше подходят для бега и маневрирования на земле, чем для полетов в воздухе. Но это не мешает им быть замечательными птицами, которые приносят нам много пользы, например, яйца и мясо.

Текст-рассуждение 5. Для чего больным ставят градусник?

Когда мы болеем, наша температура тела может изменяться, и ставят градусник, чтобы измерить эту температуру. Градусник – это прибор, который показывает, какая температура тела у человека.

Температура тела – это очень важный показатель состояния здоровья человека. Когда мы болеем, наш организм начинает бороться с инфекцией или вирусом, и это может вызвать повышение температуры тела. Повышенная температура может помочь нашему организму бороться с болезнью, так как это создает неблагоприятные условия для развития бактерий и вирусов.

Однако, слишком высокая температура тела может быть опасной и вызвать различные осложнения. Поэтому врачи ставят градусник, чтобы отслеживать температуру тела больного и принимать меры по ее снижению, если это необходимо.

Так что, друзья мои, ставят градусник больным, чтобы измерить температуру и отслеживать ее изменения во время болезни. Это очень важный инструмент для врачей, чтобы они могли следить за состоянием здоровья своих пациентов и предпринимать соответствующие меры для лечения.

Подписывайся на мой канал! Ставь лайк!

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он
отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на
вопрос какой?

В описательных текстах описываются люди,
предметы, животные, со­бытия. К описанию можно поставить вопросы: какой?
какая? какое?

Памятка
Как составить текст-описание:

1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание
было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:

1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому,
что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование,
в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что
случилось?
, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?

В
описательных текстах описываются люди, предметы, животные, со­бытия. К описанию
можно поставить вопросы: какой? какая? какое?

Глаур­ия
[23.8K]

6 лет назад 

Пришла осенняя пора.Небо стало затягиваться низкими облаками,часто идут дожди..Это не такие дожди, как летом,ливневые,короткие с грозами, а моросящие, унылые,затяжные.Но самым заметным проявлением осени становятся желтеющие листья на деревьях- так природа готовится к зиме,неблагоприятному периоду для растений и животных.Перелетные птицы собираются в стаи,им пора в теплые края. Утром уже случаются заморозки, под ногами хрупким стеклом крошится тонкий ледок, покрывающий лужи. Солнце всё ниже и ниже над горизонтом,меньше тепла посылает на землю,короче становятся дни. Иногда устанавливаются ясные погожие дни,им предшествуют, обычно, густые утренние туманы,но такие возвраты тепла недолгие. Подует холодный ветер и снова осенняя непогода- сыро, зябко..- вот приблизительно так выглядит рассказ-рассуждение,рада была помочь…

Учим создавать текст-рассуждение

Жизненная практика говорит о том, что дети дошкольного возраста

уже рассуждают о предметах, доступных их пониманию. Исходя из

этого, обучать тексту-рассуждению можно начинать уже в начальных

классах. Умение устанавливать истинность или ложность какого-то

положения, выявлять причинно-следственные и условно-следственные

связи между явлениями, фактами, то есть умение рассуждать, необхо-

димо школьнику в его учебной деятельности. Актуальность обучения

текстам-рассуждениям определяется и социальной необходимостью.

Как показывает практика, рассуждение является самым трудным

типом текста для детей. В чём же состоят основные трудности создания

текстов-рассуждений? В описании и повествовании материал налицо

(можно описывать только то, что уже знаешь), в рассуждении же ребёнку

приходится иметь дело с изложением своего мнения по поводу чего-либо,

с доказательством чего-либо спорного и выяснения неясного. Рассужде-

ния должны быть безукоризненно логичны.

Какие же умения следует формировать у младших школьников, кото-

рые необходимы им для создания письменного текста-рассуждения?

В лекции 4 представлены семь групп умений, необходимые

для соз-

дания текста любого типа. Перечислим специальные умения (в каждой

группе), необходимые для создания текста-рассуждения.

1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с ти-

пом текста-рассуждения так, чтобы заголовок отражал тему текста

и сообщал о предмете рассуждения (если тема предлагалась общая).

2. Умение доказать свою мысль, приводя аргументы и факты.

3. Умение собирать соответствующий материал (газеты, журналы, эн-

циклопедии, художественная и научно-популярная литература, жизненный

опыт, беседа со взрослыми и др.) для создания текста определённого жанра

и типа речи (текста), к примеру, объяснение, отзыв о книге, эссе и др.

4. Умение строить текст в соответствии со структурно

композиционными особенностями текста-раcсуждения, умение кон-

струировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-

рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грам-

матических средств связи.

5. Умения в области языковой подготовки текста-рассуждения:

подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова,

сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего

текста-рассуждения.

6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-рассуждении,

связывать их между собой.

Система заданий и упражнений

на формирование умения составлять письменный

текст-рассуждение

Содержанием повествования и описания является окружающая нас

действительность, а содержанием рассуждения – связи между предметами

и явлениями, которые устанавливает сам человек. В логическом плане

рассуждение своеобразно и отличается от повествования и описания тем,

что выражает собою умозаключение.

Несомненно, что в бытовой разговорной речи, в художественной

речи полные умозаключения крайне редки. Однако, обучать младших

школьников полным рассуждениям необходимо, поскольку такие рас-

суждения распространены в обучении (математические доказательства,

аргументация явлений лингвистического характера и др.).

Выделяют разновидности рассуждений: рассуждение-объяснение,

рассуждение-доказательство и рассуждение-опровержение. Все три

вида разные по содержанию. В рассуждении-объяснении излагается

объяснение какого-то явления. Это общепринятое объяснение. Напри-

мер, «Почему бывает високосный год?», «Почему подснежники так

называются?»

В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины

нельзя увидеть, их можно только понять. Рассуждение-доказательство

позволяет установить истинность того или иного явления. Например,

«Быть вежливым: это хорошо или плохо?» Опровержение – это вид

рассуждения, в котором мы приводим аргументы не в защиту тезиса, а

наоборот: поставлена цель – опровергнуть тезис. К примеру, «Подберё-

зок так называется потому, что растёт только под берёзой». Построение

текста в зависимости от вида рассуждения будет разным.

Система заданий по обучению созданию письменных текстов-

расcуждений с 1-го по 4-й классы основана на дедуктивном методе.

Обучение младших школьников созданию текстов-рассуждений носит

системный характер и включает три этапа.

Подготовительный этап. Организация и проведение системы подго-

товительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения

объяснять причины явлений, доказывать свою точку зрения, подбирать

аргументы для доказательства, находить цитаты из текста в качестве

доказательства и др.

Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста – рассужде-

нием, его особенностями, механизмами создания текстов-рассуждений

разных жанров.

Практический этап. Создание учащимися текстов-рассуждений на осно-

ве взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Подготовительный этап

Подготовительную работу к обучению созданию письменных текстов-

рассуждений следует начинать с первого класса, задолго до того, как

дети познакомятся с понятием «текст», его признаками, а позднее – с

понятием «текст-рассуждение».

Среди трёх типов текста наиболее привлекательным для детей являет-

ся повествование. Менее тяготеют дети к созданию описаний. И совсем не

привлекательны для детей младшего школьного возраста высказывания

типа рассуждения.

Рассмотрите практические материалы по подготовке детей к созданию

письменных текстов-рассуждений.

Уже с первого класса дети начинают создавать элементарные тексты-

рассуждения: «Почему звук [а] гласный?», «Докажите, что в слове сосна

два слога», «Почему в схеме предложения «Дети играют во дворе» четыре

обозначения слова? ______ _______ _______ _______. (предлог – это

маленькое слово).

Как известно, ответы на вопросы учителя, начинающиеся со слова

«почему», предполагают построение рассуждений-высказываний, в

которых устанавливаются причинно-следственные отношения между

фактами, даётся объяснение явлениям.

Пропедевтическое знакомство со структурой текста-рассуждения

Как и любой другой тип речи, рассуждение имеет свое строение.

Познакомить младших школьников со структурой элементарных рас-

суждений целесообразно в 1-м классе. Интересный вариант работы,

который используют многие учителя-практики в своей работе, описан

М.С. Соловейчик и Н.Н. Сергеевой.

В первый месяц обучения, по словам учёных-методистов, после того,

как маленькие школьники почувствовали, что иногда им бывает непросто

1 Пропедевтический – вводный, подготовительный, излагаемый в сжатой и эле-

ментарной форме.

ответить на вопрос учителя, на помощь приходит Объясняйка и приносит

с собой схему:

? потому что, так как О

Эта схема помогает запомнить правило ответа на любой вопрос:

первая часть – то, что надо объяснить, вторая – само объяснение. Части

скрепляются «мостиком» из слов «потому что, так как».

Модель построения рассуждения, принесенная Объясняйкой,

остаётся в классе и служит надёжной опорой при овладении этим

типом речи.

Учитель обращает внимание детей на следующие вопросы:

– Можно ли начинать объяснение со слов потому что? (Нет, так как

потому что – это «мостик», он должен на что-то опираться не с одной

стороны, а с двух.)

– Можно ли первую и третью части рассуждения поменять местами?

(Можно, но тогда должен измениться и «мостик»: не потому что или

так как, а поэтому и так далее.)

Так в наглядной игровой форме знакомятся первоклассники со строе-

нием элементарного рассуждения.

Кроме того, по словам Р.И. Никольской, в классе можно иметь такую

наглядность.

ПОЧЕМУ?

Ниже располагаются два человечка ОБЪЯСНЕНИЕ и ДОКАЗА-

ТЕЛЬСТВО, держащие друг друга за руки.

Мы считаем, что в первом классе на подготовительном этапе

следует начать с обучения составлению устных рассуждений-

объяснений.

Данная работа кропотливо проводится на всех уроках в первом

классе.

К примеру, на уроках обучения грамоте (обучение элементарному

чтению). Благодатный материал для этого – сказки, с которыми ребята

знакомы ещё с дошкольного детства1.

Приведём примеры упражнений, которые можно предлагать детям.

Выполняя упражнения, учащиеся пользуются схемой, которая рас-

полагается на доске.

То, что объясняют Потому что Объяснение

1 Большая работа по сказкам проводится в «Русской азбуке» В.Г. Горецкого и др.

Учим создавать текст-рассуждение 51

а) Рассмотри образец:

Волк перехитрил козлят и съел их, потому что они были слишком

наивными и доверчивыми. («Волк и семеро козлят»)

Продолжи:

– Маше удалось убежать от медведя и вернуться домой, потому

что… («Маша и медведь»).

– Журавль угощал Лису из кувшина, потому что… («Лиса и жу-

равль»).

– Яичко разбилось, потому что… («Курочка Ряба»).

– Петух прогнал Лису из избушки зайца, потому что… («Лиса и

заяц»).

– Лиса ехала верхом на волке и приговарила: «Битый небитого ве-

зёт», потому что… («Лиса и волк») и др.1.

б) Можно предлагать подобные задания с вариантами ответов.

К примеру,

Деду удалось вытянуть репку, потому что:

1) на помощь пришли бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;

2) дед был сильным.

Старуха осталась у разбитого корыта, потому что:

1) её погубила жадность;

2) старуха плохо просила у рыбки новое корыто.

в) Вы помните сказку «Маша и медведь? Маша убежала от медведя.

Мы-то с вами знаем, как всё было, но дедушка с бабушкой, к которым

вернулась Маша, не знают. Представьте, что вам нужно объяснить ба-

бушке с дедушкой, где так долго была Маша и как ей удалось убежать

от медведя.

г) У Нины лук. (читают в азбуке). Слово (У) Нины напечатано с

заглавной буквы, потому что это имя девочки.

д) Стол – столик (читают в азбуке). В слове «стол» звук [л] – твёрдый,

а в слове «столик» звук [л’] – мягкий, потому что звук [и], идущий за

ним, обозначает мягкость согласного.

е) В схеме слова «плотник» первый звук обозначен синим цветом,

потому что обозначает твёрдый согласный звук.

Задания, которые можно использовать на уроках обучения гра-

моте (обучение письму).

а) Я выбрал (а) самую красивую букву вторую, потому что она написа-

на красиво, с наклоном, без исправлений (объяснение первоклассника).

б) Слово «Москва» я написал (а) с заглавной буквы, потому что это

название города.

1 Эту работу можно проводить на уроках обучения грамоте при работе со сказками.

в) Слово «друг» нельзя перенести, потому что мы переносим по

слогам, а это слово состоит из одного слога. Поэтому начнём писать

слово с новой строки.

г) Строчные буквы о и а похожи, потому что обе содержат овал.

д) Первую букву в слове «Лиса» напишу с заглавной буквы, потому что

начало предложения всегда начинается с заглавной буквы. (Лиса роет нору.)

е) Слово «у» пишу отдельно, потому что это предлог, а предлоги

пишутся отдельно от слов.

Подготовительная работа предполагает в дальнейшем работу с

рассуждениями-доказательствами, которую целесообразно начать во

втором классе.

Схема рассуждения-доказательства мало отличается от схемы

рассуждения-объяснения.

То, что

доказывают Потому что Доказательство

Большими возможностями в обучении построению текстов-

рассуждений, в основе которых лежит доказательство (приводят факты,

аргументы), обладают уроки литературного чтения. На уроке литератур-

ного чтения учитель может предлагать учащимся задания на составление

устных рассуждений-доказательств.

К примеру, после чтения и анализа стихотворения С.Михалкова

«А что у вас?» дети могут создать устный текст-рассуждение на тему «Мамы

разные нужны, мамы всякие важны» (рассуждение на данную тему очень

ценно в воспитательном плане: каждая профессия важная и нужная, неважно,

кем работает твоя мама: учителем или продавцом в магазине).

Позднее структура текста-рассуждения меняется.

то, что объясняют,

доказывают потому что объяснение,

доказательство

значит, вот почему,

следовательно вывод

Опираясь на такую схему, учащиеся строят тексты-рассуждения на

уроках русского языка.

а) В слове «мышь» букв больше, чем звуков (четыре буквы, но три зву-

ка), потому что мягкий знак звука не обозначает. Следовательно, в слове

«мышь» букв больше, чем звуков (рассуждение-доказательство).

б) Нельзя опаздывать на урок, потому что, когда ты входишь в класс

во время урока, ты всем мешаешь, отвлекаешь других, можешь про-

слушать материал. Значит, нельзя опаздывать на урок (рассуждение-

доказательство).

в) Cнеговика назвали так потому, что он сделан из снега. Вот почему

снеговика так назвали (рассуждение-объяснение).

Тексты-рассуждения учащиеся строят на уроках литературного чте-

ния. К примеру, после чтения и анализа рассказа Л.Пантелеева «Честное

слово» учитель может предложить устно составить текст-рассуждение на

тему «Быть честным – значит быть настоящим человеком».

Тексты-рассуждения учащиеся строят на уроках окружающего мира.

К примеру, урок на тему «Организм человека» (3-й класс). Учитель

предлагает составить текст-рассуждение на тему «Соблюдение режима

дня – залог здорового образа жизни».

Примерные упр ажнения дл я исп ользования

на подг отовительном этапе

Работа с орфограммами

Следует познакомить учащихся с алгоритмом-рассуждением для

объяснения написания слов.

Объясни устно, какую гласную ты напишешь в слове «полы». Построить

рассуждение тебе поможет следующий текст: «В слове “столы” безударная

гласная в корне. По правилу для проверки изменяем слово так, чтобы уда-

рение падало на гласную: стол. Значит, в слове “столы” гласная о».

Дополни недостающие части рассуждения

1. Дана мысль, которую нужно доказать (можно предлагать детям на

карточке неполные рассуждения).

Слово «моя» нельзя перенести с одной строки на другую,

потому что

…………….

Следовательно

……………. .

2. Дано объяснение.

…………….,

потому что

потребление сладкого в больших количествах вредит здоровью.

Поэтому

………………. .

3. Дан вывод.

………………………. ,

потому что

…………………….. .

Вот почему

нужно чаще быть на свежем воздухе.

Работа с цитатами (подготовка к старшей школе).

Такую работу лучше организовывать на уроках литературного чтения.

1. Ребята, докажите, что Мороз Иванович добрый старик. «Вот как

об этом говорится в тексте …», – продолжают ребята. (сказка В.Ф. Одо-

евского «Мороз Иванович»).

2. Ребята, докажите, что лев и собачка стали друзьями. «Вот как об

этом говорится в тексте …», – продолжают ребята. (быль Л.Н. Толстого

«Лев и собачка»).

Подбор аргументов

1. Учащимся даётся образец.

Нужно много читать, потому что:

Во-первых, будешь _______много знать,

Во-вторых, станешь интересен собеседнику,

В-третьих, чтение – это удовольствие.

2. На карточках записи.

1. Я с радостью хожу в школу, потому что:

Во-первых, ………………….,

Во-вторых, …………………,

В-третьих, …………………..

2. Я люблю каникулы, потому что:

Во-первых, ………………….,

Во-вторых, …………………,

В-третьих, …………………..

3. Лето – самая лучшая пора в году, потому что:

Во-первых, ………………….,

Во-вторых, …………………,

В-третьих, …………………..

К примеру, такой текст сочинил второклассник:

«Лето – самая лучшая пора. Во-первых, потому что очень тепло. Во-

вторых, потому что отдыхаешь от учёбы. В-третьих, весело общаться

с друзьями. В-четвёртых, можно пойти с родителями куда-нибудь».

(Илья Н.)

Заметим, что все рассуждения (объяснения или доказательства) уча-

щиеся строят, опираясь на личный опыт (для доказательства, объяснения

мысли не требуется сбор информации и его систематизация). Для до-

казательства дети могут брать примеры из художественной литературы

(описанный выше пример № 3).

Устные выступления учащихся

Следует предлагать учащимся готовить устные выступления-

рассуждения на разнообразные темы (сначала в своём классе, затем в

параллельном классе, а потом и для первоклассников). К примеру,

– Ты знаешь, что на свете есть много профессий? А кем бы ты хотел

стать? Почему? Сделай своё рассуждение убедительным. Подготовь его

для выступления в классе.

– Зачем нужны в классе цветы? (для выступления в параллельных

классах).

– Почему нужно беречь школьную мебель? (для выступления перед

первоклассниками).

Как видим, темы постепенно предлагаются такие, которые требуют по-

иска дополнительной информации, например, как изготавливают мебель,

сколько времени и сил потребуется для изготовления одной школьной

парты, сколько древесины нужно для изготовления парты, сколько лет

растут деревья, из которых изготавливают мебель (тема «Почему нужно

беречь школьную мебель?»)

Работа с письменными текстами-рассуждениями

на уроках русского языка

1) Прочитай текст.

Почему ландыш белый?

Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему

цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Лан-

дыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят

синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись

разгадывать загадки природы. (По В.Тетюреву)

Над каким вопросом размышляет автор?

Найди ответ на вопрос в самом тексте.

Спиши вопрос и ответ.

2) Прочитай текст.

Далеко от родины

Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но они никогда

не слышали их пения. Почему же наши певуньи в Африке не поют? По-

тому что не под пальмами вьют гнёзда соловьи. Птица поёт там, где она

гнездо вьёт. Птица поёт на родине. (По Н.Надеждиной)

Над каким вопросом размышляет автор?

Найди ответ на вопрос в самом тексте.

Спиши вопрос и ответ.

3) Прочитай текст.

Берёза

Выросла на лесной полянке стройная и кудрявая берёза. В гуще её

ветвей поселились птицы. Однажды пришли на полянку ребята. По-

дошли к красавице берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка,

и упали на землю прозрачные капельки душистого берёзового сока.

До осени далеко, а на берёзке уже появились жёлтые листья.

Запиши ответ на вопрос: «Почему листья на берёзе пожелтели раньше

времени?»

Чтение и анализ рассказов-рассуждений писателей

Рекомендуем на уроках русского языка и литературного чтения работать

с текстами-рассуждениями Льва Николаевича Толстого, который специ-

ально написал рассказы-рассуждения для детей на различные темы1.

Представлены тексты-рассуждения на темы: «Куда девается вода из

моря?», «Осязание и зрение», «Отчего бывает ветер?», «Для чего дует

ветер?», «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Тепло», «Солнце – теп-

ло», «Кристаллы», «Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?»;

«Отчего в морозы трещат деревья?», «Сырость» и др.

Предлагаем в качестве примера текст Л.Н. Толстого для организации

обучения.

В ходе чтения и анализа обсуждается, какие вопросы ставит Толстой,

какие аргументы использует для этого и т.д.

Отчего бывает ветер?

Рыбы живут в воде, а люди – в воздухе. Рыбам не слышно и не вид-

но воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится.

И нам так же не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не

шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух – нам дует в лицо; а

иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же

отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора

в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или машет платьем, то мы говорим:

«он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на

дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону,

иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень

разогреется, а в другом месте остынет, – тогда и начинается ветер, и ни-

зом идет холодный дух, а верхом – теплый, так же как с надворья в избу.

И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет

там, где было жарко.

Подробно работа с текстами-рассуждениями Л.Н. Толстого представ-

лена в курсе «Комплексный анализ текста»1.

В подготовительную работу вошло знакомство со структурой текста-

рассуждения. Учащиеся строили в основном устные тексты-рассуждения

(с опорой на жизненный опыт, художественные тексты), работали с

текстами-рассуждениями Л.Н. Толстого и д

Теоретико-практический этап

Теоретико-практический этап обучения созданию текстов-рассуждений,

в свою очередь, складывается из следующих направлений:

знакомство с типом текста рассуждением (особенности);

• теоретико-практическое изучение текста-рассуждения без учёта

жанровой особенности;

• теоретико-практическое изучение устройства текстов-

рассуждений различных жанров (в разных стилях);

• написание изложений повествовательного текста с элементами

рассуждения и сочинений-рассуждений.

Рассмотрим данные направления подробнее.

ЗНА КОМ СТВО Т ПОМ Т КСТА – РАССУЖДЕНИЕМ

Знакомство с типом текста – рассуждением происходит на уроке

знакомства с тремя типами текстов. После того, как дети поработают

какое-то время с текстом-повествованием и описанием, целесообразно

начать более детальное знакомство с текстом-рассуждением

Считаем необходимым вновь вернуться к иллюстрации с изображе-

нием осеннего парка (учитель прикрепляет иллюстрацию на доске) (см.

лекции 4).

2 Рекомендуем начать работу с рассуждением как типом текста в первом полугодии

третьего класса (если работа с повествованием была начата во втором полугодии

второго класса).

На доске учитель размещает вопросы, характерные для повествования

и описания.

? ? ?

КТО?

КОГДА?

ЧТО?

ГДЕ?

КАК?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКОЙ?

КАКИЕ?

Учитель предлагает детям на карточке два текста. Учащиеся читают

тексты поочерёдно.

1. Миша и Нина днём отправились на прогулку в осенний парк. Дети

гуляли, дышали воздухом, любовались листопадом, собирали букет из

осенних листьев, наблюдали за белочкой. Листья для букета они собрали

под ногами. Миша и Нина к вечеру вернулись с прогулки домой.

2. Красиво в парке ранней осенью. Погода стоит тёплая. Воздух чистый

и прозрачный. Небо голубое. Солнце пробирается сквозь ещё не опавшую

листву деревьев. На золотом на фоне листвы дуба, берёзы выделяются

красноватые листья клёна и осины. От дерева к дереву тянутся тонкие

серебристые нити паутины. Тишина в осеннем парке. Только едва слышно,

как падают листья с деревьев. Хорошо в осеннем парке!

После того, как дети прочитают первый текст, учитель спрашивает, на

какие вопросы мы получили ответы (указывая указкой на таблицу на до-

ске): первого или второго столбика? (дети указывают на вопросы первого

столбика). Какого типа текст вы прослушали? (с таким вопросом обращается

далее учитель). Дети отвечают, что первый текст – повествование. (учитель

прикрепляет над первым столбиком запись ПОВЕСТВОВАНИЕ ).

Далее (после чтения детьми второго текста) проводится аналогичная

работа. (учитель спрашивает, подходят ли вопросы второго столбика к

нашему тексту). На доске запись.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ?

КТО?

КОГДА?

ЧТО?

ГДЕ?

КАК?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКОЙ?

КАКИЕ?

Итак, если мы хотим рассказать о чём-то, что произошло однажды,

мы создаём текст-повествование. Если мы хотим описать что-либо, мы

создаём текст-описание.

– А теперь послушайте третий текст.

Хорошо ранней осенью в парке. Ранней осенью парк особен-

но хорош! Радуют своей листвой деревья. В лесу тишина. Только

слышно, как шуршит листва под ногами. Дождей мало. В парке сухо.

Дышится хорошо. Воздух свежий. Вот почему так хорошо ранней

осенью в парке.

– На какой вопрос отвечает прослушанный вами текст? (почему так

хорошо в парке ранней осенью?)

– Верно, третий текст не рассказывает нам о том, как дети ходили в

парк, как выглядел парк ранней осенью. Текст объясняет причины на-

шего отношения к парку ранней осенью. Такой текст отвечает на вопрос

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК? (учитель прикрепляет вопрос на доске).

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ?

КТО?

КОГДА?

ЧТО?

ГДЕ?

КАК?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКОЙ?

КАКИЕ?

ПОЧЕМУ ЭТО

ТАК?

Вы уже знаете, как называется такой текст? (Текст называется рас-

суждение.)

Учитель прикрепляет в третий столбик слово «рассуждение».

В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях,

о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому

типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНА ЧАЛА,

ПОТОМ и в КОН ЦЕ?

В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНА КАХ предмета или

явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно

поставить вопрос: КАКОЙ предмет?

В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явле-

нию, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось,

произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые

составляют текст-рассуждение.

А теперь придумайте заголовок к нашему тексту. («Отчего так хорошо

в парке ранней осенью?».)

Итак, о каждом объекте мы можем создавать разные тексты, смотря

какую цель мы преследуем. Текстов может быть много, но каждый из них

относится к одному из типов или их сочетанию, то есть смешанный тип

текста, например, повествование с элементами описания1

Можно предложить детям задание, в ходе выполнения которого они

убедятся в том, что не только про каждый объект можно создавать три

разных текста (плюс смешанный), но и на одну и ту же тему можно

писать разные тексты.

Прочитайте три текста.

1) На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит свер-

кающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами

солнышка капельки блестят, переливаются.

2) Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожи-

данно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались

грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один

не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он

не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспых-

нули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до

цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.

3) Я очень люблю первые весенние цветы. Ранней весной мы ходим

в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи

простые и милые подснежники. Как хороши и нежны их чистые голу-

боватые цветы! Лесные красавцы напоминают мне далёкое детство.

Поэтому я очень люблю подснежники.

– О чём рассказывают все три текста? (Все три текста рассказывают

о весне.)

– Но тексты эти разные. У каждого текста свой тип. Определите типы

текстов. (Первый текст – описание, второй – повествование, третий –

рассуждение.)

– Как же отличить типы текста? Докажите.

– Какую цель преследовали авторы, создавая такие тексты?

– Итак, в жизни нам часто приходится рассуждать на разные темы,

например, почему весной бывает половодье, почему нужно слушаться

маму, почему дорогу нужно переходить на зелёный cвет и так далее.

(Можно спросить у детей, в каких ситуациях в жизни им приходилось

что-то объяснять, доказывать).

Для того, чтобы грамотно ответить на эти и подобные вопросы,

нужно уметь строить текст-рассуждение.

14

Цель: научить учащихся создавать
сочинение-рассуждение с несколькими
доказательствами по составленному плану.

Задачи:

  • углубить сведения о рассуждении,
    способствовать выработке навыков его
    построения;
  • познакомить с правилами оформления на письме
    текста-рассуждения с несколькими
    доказательствами;
  • формировать умение составлять план и излагать
    свои мысли по составленному плану.

Этапы урока:

I.  Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог

Оборудование:

  • выставка детских работ с изображением русской
    избы
  • тематические картинки к каждому доказательству

ХОД УРОКА

II. На уроках русского языка мы часто
писали изложения и сочинения. Какие типы текстов
вы знаете? (Описание, повествование,
рассуждение)
  
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит
предмет и показали одно его изображение, а также
вы услышали много имён прилагательных.
– Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать
сказанное невозможно. Употребляли слова:
во-первых, значит, следовательно, потому что.
– Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором
оно свершилось, все эпизоды произошедшего
представляли в нескольких рисунках. При этом
речь говорящего была насыщена глаголами.
– Какой это тип текста? (Повествование)

III. На уроке изобразительного
искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и
обратили внимание на то, что в старину  крышу
дома украшал конёк.
–  Почему именно конёк? (Потому что конь был
главным помощником человека)

– Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в
котором надо доказать, почему конь – лучший
помощник.
– К какому типу будет относиться текст, который
мы составим? (Рассуждение)
– Почему? (В нём есть проблема, которую надо
доказать. Текст будет отвечать на вопрос
«Почему?»)

– Запишите тему сегодняшнего урока на листочек,
который лежит перед вами. Сочинение-рассуждение.

– Какое название можно подобрать к нашему
тексту? («Конёк на крыше»)
– Почему конёк на крыше? Запишите название на
следующей  строчке.
– Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Проблема
– тезис, доказательство, вывод)

– Какой тезис в этом тексте? Что мы должны
доказать? (Конь – лучший помощник)
– Давайте подберём доказательства. Чем конь
помогал людям? (Конь пахал землю, перевозил
людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях
ходили воевать,  во время праздников на
лошадях катались)

– Сколько доказательств мы привели? (Пять)
– Какой вывод напишем в тексте? (Стоит конёк на
крыше и гордится собой)

IV, V.  Составление плана

– Давайте составим план нашего будущего
текста. Записываем на доске и на листочках.

ПЛАН

I.  Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:

            1) на
земле

– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь
помогал крестьянину пахать землю, боронить её и
сеять зерно)

– Какие опорные слова запишем  на доске? (Помогал
пахать, боронить, сеять)

            2) 
транспорт

– Что перевозили на конях? (Долгое время конь
служил транспортом. На конях люди ездили и
перевозили грузы)

– Какие опорные слова? (Служил, ездили,
перевозили)

– Как можно заменить выражение  «долгое
время»? (Многие века)
– Как в старину называли грузы? (Поклажа)

            3)
почта

– Как люди доставляли друг другу письма и
различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без
коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили
письма и сообщения на разные расстояния)

– Какие опорные слова напишем? (Не было бы,
перевозили)

– Каким словом можно заменить «письма и
сообщения»? (Известия, вести, новости)

            4) на
войне

– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от
врагов русскую землю? (Если враги нападали на
русскую землю, то в бой шли на своих конях)

– Кто ещё, кроме простых людей  защищал
русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец,
Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)

–  Какие были у них кони? (Верным другом
Святогора в сражениях был богатырский конь)

– Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в
бой, сражение)

– Подберите синонимы к слову защищать. (Биться,
воевать, драться, сражаться, бороться)

            5) в
праздники

– Какое развлечение было у людей в старину? (Во
время праздничных гуляний устраивали катания на
тройках)

– Какие опорные слова? (Устраивали)

III. Вывод. Гордится конь собой.

– Посмотрите на опорные слова. К какой части
речи они относятся? (Это глаголы)
– В какой временной форме они употреблены? (Все
глаголы в форме прошедшего времени)

– Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
– В какой временной форме употреблён глагол в
выводе? Почему? (В форме настоящего времени,
потому что и в наше время сохранились дома с
конём на крыше)

– На уроках мы часто писали тексты. Из скольких
абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
– Что писали в первом абзаце? (Тезис)
– Во втором? (Одно доказательство)
– В третьем? (Вывод)
– Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
– Сколько доказательств в составленном сегодня
тексте? (Пять)
– Каждое доказательство надо писать с красной
строки.
– Сколько красных строк вы выделите в этом
тексте? (Семь)
– Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)  

VI.  Самостоятельная работа.
Написание сочинения.

VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении
три красных строки? (Нет)
– От чего зависит количество абзацев в
тексте-рассуждении? (От количества
доказательств)

Работа Олейник Александры 3 класс  написана16
мая 2013 года.

Сочинение-рассуждение

Конёк на крыше

План

I.  Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
            1) на
земле

            2) 
транспорт

            3) почта
            4) на
войне

            5) в
праздники

III. Вывод. Гордится конёк собой.

В старину избы часто украшали коньками. Почему
именно конёк? Потому что конь был лучший помощник
человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и
сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он
перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные
расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли
в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили
своих раненых хозяев с поля боя.  Верным другом
Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных
гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!

Добавить комментарий