Как составить текст рассуждение 4 класс по русскому языку

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Перспективная начальная школа» 4 классПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА 
ПО МАТЕРИАЛАМ...

    1 слайд

    «Перспективная начальная школа» 4 класс
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА
    ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРНЕТА
    УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    МБОУ «СОШ № 24»
    Г.КЕМЕРОВО
    АКСЁНОВОЙ В.Я.

    Урок 8
    «Составление текста-рассуждения с опорой
    на наблюдение »

  • Семнадцатое сентября.
    Классная работа.

    2 слайд

    Семнадцатое сентября.
    Классная работа.

  • Работа с учебником с. 12

    3 слайд

    Работа с учебником с. 12

  • РАССУЖДЕНИЕ 
– это объяснение
какого-либо явления

    5 слайд

    РАССУЖДЕНИЕ
    – это объяснение
    какого-либо явления

  • Текст – рассуждение: Что-то объясняем,
  доказываем,
 о чем-то размышляем,
 д...

    6 слайд

    Текст – рассуждение:
    Что-то объясняем,
    доказываем,
    о чем-то размышляем,
    делаем выводы

  • План рассужденияМысль
Объяснение, доказательство
Вывод
Примеры

    7 слайд

    План рассуждения
    Мысль
    Объяснение, доказательство
    Вывод
    Примеры

  • Мостики между частями рассуждения

    8 слайд

    Мостики между частями рассуждения

  • Рассуждение

Объяснение    Размышление

    9 слайд

    Рассуждение

    Объяснение Размышление

  • Рассуждение - объяснениеМысль высказывают
Объясняют и доказывают

    10 слайд

    Рассуждение – объяснение
    Мысль высказывают
    Объясняют и доказывают

  • Рассуждение - размышлениеВысказывают одну мысль за другой
Подтверждают или от...

    11 слайд

    Рассуждение – размышление
    Высказывают одну мысль за другой
    Подтверждают или отвергают каждую
    Приходят к выводу

  • Работа с учебником с. 13

    12 слайд

    Работа с учебником с. 13

  • РАССУЖДЕНИЕ 
– это объяснение
какого-либо явления
С ОПОРОЙ 
НА НАБЛЮДЕНИЯ

    14 слайд

    РАССУЖДЕНИЕ
    – это объяснение
    какого-либо явления
    С ОПОРОЙ
    НА НАБЛЮДЕНИЯ

  • Найди текст-рассуждение и определи какой он.У сороки есть прозвище – белобока...

    15 слайд

    Найди текст-рассуждение и определи какой он.
    У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам у нее перышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на ней не просто черные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!

  • Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо пла...

    16 слайд

    Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо плавают и ныряют. Поэтому их даже специально учат спасать людей.

    На день рождения Петру подарили маленького песика. Щенок вырос и стал прекрасной охотничьей собакой. Он очень любил своего хозяина. Однажды на охоте случилась такая история…

  • Разделите слова на две группы, спишите и вставьте пропущенные буквы:   Н…винк...

    17 слайд

    Разделите слова на две группы, спишите и вставьте пропущенные буквы:
    Н…винка, г…товить, м…стечко, м…нута, нак…рмить, к…ртина, р…совать, п…мидоры, с…лить, б…рега, гл…дит, см…трел.

  • г…товить
р…совать
м…нута
к…ртина
п…мидоры
б…рега
н…винка
нак…рмить
м…стечко
с...

    18 слайд

    г…товить
    р…совать
    м…нута
    к…ртина
    п…мидоры
    б…рега

    н…винка
    нак…рмить
    м…стечко
    с…лить
    гл…дит
    см…трел
    о
    и
    и
    а
    о
    е
    о
    о
    е
    о
    я
    о

  • Объяснительный диктант.Я возвращался к себе в деревню.  Тропинка  проходила п...

    19 слайд

    Объяснительный диктант.
    Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне возле опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем погромыхивали созревшие семена.
    Обозначьте орфограммы в выделенных словах.

  • Работа с учебником с.

    20 слайд

    Работа с учебником с.

  • Домашнее задание:
с.  , упр.

    21 слайд

    Домашнее задание:
    с. , упр.

  • источник шаблона: 
Ранько Елена Алексеевна 
учитель начальных классов  
МАОУ...

    23 слайд

    источник шаблона:
    Ранько Елена Алексеевна
    учитель начальных классов
    МАОУ лицей №21
    г. Иваново

    Интернет – ресурсы:
    http://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg

Обновлено: 15.05.2023

Как научить писать сочинение-рассуждение в начальной школе.

На современном этапе образования, написание сочинений является важной частью школьной программы, а умение писать мини сочинения-рассуждения проверяется в итоговых выпускных работах, в том числе и ВПР по русскому языку и окружающему миру. К написанию такого сочинения предъявляется ряд требований:

1)умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения;

2)способность выделять нужную информацию;

3)выбор подходящих слов и словосочетаний для данной темы;

4)грамматически правильное построение предложений;

5)умение составлять план;

6)умение писать по составленному плану;

7)соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Одним из заданий ВПР по окружающему миру является написание сочинения-рассуждения. К тексту-рассуждению относится текст, к которому можно задать вопросы: зачем? или почему? Облегчит эту работу знание определённых правил написания данного вида сочинений. Сначала необходимо определить замысел своего сочинения: что самое главное вы хотите написать. Подумайте, как будет развиваться ваш замысел, ваша самая важная мысль: о чём вы хотите рассказать сначала, о чём потом.

У сочинения-рассуждения есть определённая структура. Данная памятка поможет ребятам научиться писать сочинения-рассуждения.

IMG_0644.jpg

КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одним из заданий ВПР по окружающему миру является написание сочинения-рассуждения. К тексту-рассуждению относится текст, к которому можно задать вопросы: зачем? или почему? Облегчит эту работу знание определённых правил написания данного вида сочинений. Сначала необходимо определить замысел своего сочинения: что самое главное вы хотите написать. Подумайте, как будет развиваться ваш замысел, ваша самая важная мысль: о чём вы хотите рассказать сначала, о чём потом.

У сочинения-рассуждения есть определённая структура.

Пользуясь этой памяткой можно писать сочинения не только по окружающему миру, но и по русскому языку.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас

Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: “Мама, помоги. Я не знаю, что писать”. Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: “Моя любимая книга”. Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения “Мой путь в школу”. Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения “В деревне” в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — “бедная” лексика: повторы слов, “куцые” предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Читайте также:

      

  • Мидийское царство кратко сообщение
  •   

  • Сочинение о землянике из ревизора
  •   

  • Смешное сочинение про маму описание внешности
  •   

  • Судьба человека отзыв сочинение
  •   

  • Мотивы лирики пушкина сочинение

Текст – рассуждение  УМК «Перспектива» 4 класс Куликова Елена Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени 2020 – 2021 учебный год

Текст – рассуждение

УМК «Перспектива»

4 класс

Куликова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 65

г. Тюмени

2020 – 2021 учебный год

Цель урока: узнать как отличить текст – рассуждение от других типов текстов, из каких частей состоит текст-рассуждение и научиться составлять его по алгоритму и опорным словам.

Цель урока: узнать как отличить текст – рассуждение от других типов текстов, из каких частей состоит текст-рассуждение и научиться составлять его по алгоритму и опорным словам.

Текст – рассуждение – тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий. Тексты - рассуждения дают ответ на вопрос почему?

Текст – рассуждение – тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий.

Тексты – рассуждения дают ответ на вопрос почему?

Текст – рассуждение состоит их трёх частей: Тезис . Тезис – утверждение, которое нужно доказать, вопрос на который предстоит ответить. 2) Доказательства. Доказательство – вторая часть текста – рассуждения. Для неё используют слова: во-первых, во-вторых, в – третьих. Вывод. Вывод - это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что, таким образом я доказал, что…

Текст – рассуждение состоит их трёх частей:

  • Тезис .

Тезис – утверждение, которое нужно доказать, вопрос на который предстоит ответить.

2) Доказательства.

Доказательство – вторая часть текста – рассуждения. Для неё используют слова: во-первых, во-вторых, в – третьих.

  • Вывод.

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что, таким образом я доказал, что…

Внимание! На письме опорные слова второй и третьей части (кроме слова «поэтому» ) выделяются запятой. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Внимание!

  • На письме опорные слова второй и третьей части (кроме слова «поэтому» ) выделяются запятой.
  • В выводе можно использовать слова из тезиса.

Прочитайте текст. Определите тезис, доказательства, вывод. Конёк на крыше               В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!               Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.               Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.               Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.                 Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым.                 Ещё выше поднимает голову – гордится собой!

Прочитайте текст. Определите тезис, доказательства, вывод.

Конёк на крыше

              В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!

              Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.

              Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.

              Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.

                Живет конь на крыше. Дождик прольёт – станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым.

                Ещё выше поднимает голову – гордится собой!

Алгоритм построения текста – рассуждения. 1 . Думаю над вопросом, на который надо ответить. 2. Составляю тезис. 3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие. 4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие. 5. Записываю текст. 6. Проверяю текст. 7. Редактирую .

Алгоритм построения текста – рассуждения.

1 . Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую .

Тезис.  Во-первых , Во-вторых , В-третьих, В-четвёртых, Вывод.  Почему в старину избы часто украшали коньками?  Доказательства.  конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. Вот почему, в старину избы украшали коньками. Живет конь на крыше. Ещё выше поднимает голову – гордится собой!

Тезис.

Во-первых ,

Во-вторых ,

В-третьих,

В-четвёртых,

Вывод.

Почему в старину избы часто украшали коньками?

Доказательства.

конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.

многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.

без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния.

если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.

Вот почему, в старину избы украшали коньками. Живет конь на крыше. Ещё выше поднимает голову – гордится собой!

Двадцать первое октября. Составление текста – рассуждения  о М.Ю. Лермонтове. 1. Думаю над вопросом, на который надо ответить. 2. Составляю тезис. 3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие. 4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «итак» «следовательно» и другие. 5. Записываю текст. 6. Проверяю текст. 7. Редактирую .

Двадцать первое октября.

Составление текста – рассуждения

о М.Ю. Лермонтове.

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «итак» «следовательно» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую .

Всего лишь двадцать шесть лет жизни, было отпущено судьбой Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Ровно полжизни он отдал литературной работе.

Поэтический дар его был огромен. Гармония мысли, мелодии и звуков рождала особый огонь, который то мягко светил, как в тончайшем стихотворении – размышлении «Горные вершины спят во тьме ночной…» или в печальных аллегориях (иносказаниях) «На севере диком стоит одиноко…», «Ночевала тучка золотая…», то искрится, как разгоревшийся костёр, в воспевающем русский характер «Бородино», то полыхал, как пожар в знаменитых стихотворениях «Парус» и «Тучи».

С таким восторгом пишут о творчестве Лермонтова литературоведы.

Но известно ли тебе, что, проучившись два года в Московском университете, Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии?

Одно время он увлекался математикой и мог до поздней ночи сидеть над какой-нибудь задачей, пока не находил нужного решения.

И её он замечательно рисовал. В этом можно убедиться по его сохранившимся рисункам. На них в основном были изображены пейзажи Кавказа. Туда в 1841 году был сослан Лермонтов после того, как он написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина.

А в этом же году на дуэли, как и Пушкин был убит и совсем молодой Лермонтов.

Используя факты, изложенные в тексте, напиши своё размышление, почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало.

Успехов в составлении текста – рассуждения!

Успехов в составлении текста – рассуждения!

Проверьте себя.

Проверьте себя.

Тезис.  Во-первых , Во-вторых , В-третьих В-четвёртых, Вывод.  Почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало? Доказательства.  ровно полжизни Михаил Юрьевич отдал литературной работе. Поэтический дар его был огромен. Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии. одно время он увлекался математикой. И ещё замечательно рисовал.  в 1841 году поэт написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина и был сослан на Кавказ, где погиб на дуэли. Лермонтов - гордость русского народа.

Тезис.

Во-первых ,

Во-вторых ,

В-третьих

В-четвёртых,

Вывод.

Почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало?

Доказательства.

ровно полжизни Михаил Юрьевич отдал литературной работе. Поэтический дар его был огромен.

Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии.

одно время он увлекался математикой. И ещё замечательно рисовал.

в 1841 году поэт написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина и был сослан на Кавказ, где погиб на дуэли.

Лермонтов – гордость русского народа.

Благодарю за работу!

Благодарю за работу!

Текст-рассуждение в русском языке

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

 

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

 

Пример

 

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

 

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

 

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

 

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

 

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

 

К примеру:

 

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

 

Тезис можно начать словами:

 

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

 

Например:

 

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

 

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

 

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

 

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

 

Например:

 

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

 

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

 

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

 

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.  

 

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.  

 

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

 

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

 

Вот поэтому я люблю ходить в школу. 

 

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

 

Построение текста-рассуждения

 

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую.

 

Заключение

 

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

 

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

 

Это текст-рассуждение с элементами описания.

 

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

 

Это текст повествования с элементами описания.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс»

 

Сироткина С.Ф., учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ Уренской СОШ №1

Уренского муниципального района

Нижегородской области,

«Отличник народного просвещения»

Обучение младших школьников написанию текста – рассуждения

Учащиеся в начальной школе знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т.к.основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно, необходимо их формировать постепенно, этому надо учить кропотливо, из урока в урок.

Что же такое рассуждение?  Рассуждение – такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд аргументов, факты, примеры. В заключении может делаться вывод.

В композиционной структуре допустимо два варианта: тезис является зачином, за ним объяснение и вывод. И наоборот, сначала главная мысль, затем её доказательство.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно – следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль.

Например: «…Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя (тезис). Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать» (объяснение) (К.Г. Паустовский.)

Сочинение – рассуждение в школьной программе вызывает определённые затруднения, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В школьной практике отводится незначительное место рассуждению. Учащимся сложно аргументировать, доказывать свои мысли, а учитель не владеет полноценной методикой обучению такого вида сочинения.

Целесообразно познакомить учащихся начальной школы с двумя видами рассуждений, разными по содержанию: объяснение и доказательство.

В рассуждении – объяснении излагается объяснение какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Например, компьютер – мой друг или враг?

Построение текста в зависимости от вида рассуждения будет разным.

Прежде всего, тема сочинения должна вызвать интерес к предмету рассуждения. По возможности,  дискуссия в процессе рассуждения окажет воспитательное воздействие.

Модель рассуждения – объяснения выглядит следующим образом:

Тезис                       Объяснение                    Вывод

Все части подчинены единой цели: глубоко и аргументировано рас- крыть  главную мысль (тезис).

Тезис – это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В объяснении ученик начальных классов излагает 1-2 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.

Рассмотрим вариант проведения рассуждения – объяснения на уроке развития речи в 3  классе.

Можно предложить тему «Почему меня так назвали»?

Учащиеся накануне урока получают поисковое задание: узнать историю своего имени, что оно обозначает, почему именно этим именем назвали родители своего ребёнка.

Этапы работы могут быть следующими:

  1. Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.

Учитель:

-Семья. Как душу греет это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. В старину говорили, что имя не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря – достоинства. А родители, давая имя ребёнку, всегда желали ему добра и счастья. Имя – это самое любимое и приятное слово для человека. Вы не раз чувствовали радость и нежность в душе, когда вас называли по имени ласково. Согласны?

 Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

-Сегодня мы будем писать сочинение – рассуждение «Почему меня так назвали»?

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

-Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.

Кто знает значение своего имени?

-Кто знает историю, почему вас так назвали?

На этом этапе идёт создание «облака мыслей». Учащиеся высказывают версии, почему их так назвали.

  1. Планирование речевого высказывания. Работа над структурой текста – рассуждения.

-Какого типа текст мы будем создавать? (Рассуждение, так как должны ответить на вопрос: почему?)

-Мы будем доказывать или объяснять? (Объяснять)

-Значит, выбираем рассуждение – объяснение.

-Из каких основных частей состоит модель рассуждения? (Тезис, объяснение, вывод)

-Строя рассуждение, можно идти двумя путями:

1. Двигаться от отдельных фактов к общему выводу

2.Наоборот, от тезиса (основной мысли) к объяснению, доказательству.

-О чём лучше написать вначале? О чём потом? О чём в последнюю очередь?

-Нужно постараться, чтобы вступление и заключение не повторяли друг друга.

Можно предложить учащимся начало и концовку сочинения.

Начало: «Меня назвали….», «Моё имя – ….», «Почему у меня такое имя?» Концовка: «Вот почему меня так назвали», «Вот такая история моего имени».

-В основной части сочинения необходимо раскрыть предположения, почему родители дали такое имя, из каких имён выбирали, кто какое предполагал. Почему остановились именно на таком имени? Что на это повлияло?

– Первым мостиком между вступлением (тезисом) и основной частью (объяснением) будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Вторым мостиком между основной частью (объяснением) и заключением (выводом) будут слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.

  1. Творческая работа детей в роли автора.

Работу желательно выполнять сначала в черновике, где учащиеся выкладывают все свои мысли, суждения. Затем проверяют грамматическую и  орфографическую  сторону речи.

  1. Редактирование и совершенствование речевых высказываний
  2. Презентация сочинений

Мини – сочинения на тему «Почему меня так назвали?»

Меня назвали Артемом потому, что это имя старинное, встречается реже других. Маме с папой очень понравилось это имя. Мне самому оно тоже очень нравится. Я рад, что меня так назвали.(Артём Б.)

Родители назвали меня Юлей. Во – первых, маме и папе очень нравилось это имя. Во – вторых, в переводе с латинского оно обозначает «кудрявый, пушистый», а им очень хотелось, чтобы у меня были кудрявые волосы, как у бабушки, и мягкий, пушистый характер, как у мамы. Вот почему меня назвали Юлей. (Юля Б.)

Меня назвали Никитой, так как Никита – очень красивое имя. Оно понравилось маме и папе. В этом имени встречаются буквы из имени мамы и папы. Как их зовут?  Мама Екатерина, а папу зовут Андрей. Мама говорит, что это к счастью. Я люблю своё имя! (Никита М.)

Имя Ангелина в переводе с греческого языка означает «вестница судьбы» или «приносящая вести».Но меня так назвали не потому. Папа с мамой перебрали много имён, пока не остановились на имени Ангелина. Им казалось, что это имя очень нежное и созвучно с ангелом. Имя Ангелина понравилось всем моим близким. Таким образом была решена судьба моего имени. (Ангелина З.)

Меня зовут Максим. Я родился в августе 1999года. Родители мне объяснили, что раньше у наших предков проблему выбора имени решали Святцы(такая православная книга), которые содержали календарь. Имя ребёнку давали по имени христианского святого, день памяти которого совпадал с днём рождения ребёнка. В августе четыре раза отмечается день ангела святого преподобного Максима исповедника. Поэтому родители назвали меня Максимом.

Кроме этого, в том году, когда я родился, имя Максим было модным. В роддоме, где лежала моя мама, четверо из семи мальчиков были названы этим именем.

Вот почему у меня такое имя. (Максим С.)

Меня назвали Ваней потому, что во – первых, у меня было два прадедушки с именем Иван, в честь которых решили меня назвать.

Во – вторых, есть русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мою старшую сестрёнку зовут Алёна.

Вот почему меня назвали Иваном. (Иван С.)

Модель текста рассуждения – доказательства строится несколько иначе.

Тезис         Доказательство        Вывод

Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше. Учащиеся могут опираться и на собственный опыт.

Своеобразными маркерами рассуждения выполняют роль вводные слова и предложения. Если придерживаться одной точки зрения, то перечислять аргументы можно так: во – первых, во – вторых. Если придерживаться той и другой точки зрения, то удобнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны. Если вступление содержало мысль в самом общем виде, то в заключении целесообразно повторить или обобщить все положения, прозвучавшие в основной части. И наоборот, если сочинение начиналось полным и развёрнутым тезисом, то заключение является кратким выводом. При подведении итога мостиками в соединении частей текста будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.

В 4 классе можно предложить учащимся сочинение рассуждение – доказательство на тему «Компьютер – мой друг или враг?»

Этапы урока:

1.Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.

«……» – мой друг или враг?

-Каким словом можно дополнить предложение?

-Слово «компьютер» можно вставить в это предложение?

2. Перекрёстная дискуссия

-Разделимся на 2 группы. Первая группа будет искать только положительные моменты в использовании компьютера, а вторая группа наоборот, приводит аргументы отрицательного влияния компьютера  на человека. (Доска делится также на две части, слева  – положительные аргументы, справа – отрицательные) Могут возникнуть споры, и это хорошо. Учитель умело руководит аргументированным спором и направляет учащихся в нужное русло.

Компьютер – мой друг или враг?

+

-+

Например:

Компьютер – мой друг или враг?

-+

+

        Интересные игры

               Общение в Интернете

               Источник информации

               Можно распечатать,                           отсканировать, скопировать

        Можно играть в                                 настольные игры

Живое общение с друзьями намного интересней

Приходится платить за Интернет

Расходы на краску, бумагу

  1. Работа над структурой текста рассуждения – доказательства.

-Какой тип текста подойдёт для сочинения  «Компьютер – мой друг или враг?» Ответ обоснуйте.

-Действительно, мы будем составлять рассуждение. В чём будет состоять его особенность? Особенность этого текста будет состоять в том, что будем доказывать определённую точку зрения, приводя соответствующие аргументы. Для большей убедительности аргументов должно быть не менее трёх.

– С чего начать? (С тезиса, утверждения, которое и будем доказывать. Например: Я считаю, что компьютер мой друг…

Или: Я часто задумываюсь над вопросом, кем является для меня компьютер – друг или враг.)

-В основной части текста аргументированно раскрываем главную мысль (тезис). Доказательство – это стержень рассуждения.

– Что нужно доказать? (Компьютер является другом или врагом)

-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис. В этом вам поможет проведённая игра «Перекрёстная дискуссия». Чем больше аргументов, тем убедительнее доказательство.

-Так как аргументов несколько, то используем специальные  вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь,  поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие  вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

-Как закончить рассуждение – доказательство? (Чётко сформулировать вывод)

– При подведении итога мостиками в соединении доказательства и вывода будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.

-У кого возникнут трудности, можно воспользоваться схемой построения текста – рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться – Компьютер – мой друг или враг?)

2. Аргументы (доказательства выдвинутого тезиса – Почему друг? Почему враг?)

-факты

-примеры

-цифры

-цитаты и т.п.

3. Вывод

  1. Творческая работа учащихся.

Желательно использовать черновик. Рабочая тетрадь может быть распределена следующим образом: на левой странице – черновик,  на правой странице – чистовая работа. Разрешено пользоваться орфографическим словарём для проверки написания слов.

  1. Редактирование и совершенствование речевых высказываний
  2. Презентация сочинений.

Примеры детских сочинений «Компьютер – мой друг или враг?»

У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет – источник информации. Он заменяет любые газеты. Ведь это и прогноз погоды, и  программа телепередач. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.

              Но с другой стороны, если долго сидеть за компьютером, то начинает болеть голова, глаза,  происходит облучение, переутомление, человек становится раздражительным. Да и, наконец – то,  бесплатного Интернета нет – нужно за него платить.

            Так что я не знаю: друг мне компьютер или враг?

                                                    (Смирнов Иван)

Есть много разных мнений по поводу того, чем является компьютер. Друг это или враг?

В основном большинство людей, а тем более детей, считают, что компьютер – друг. К ним отношусь и я.  Во – первых, в свободное время можно поиграть в самые различные игры. Во – вторых, быстро найти нужную информацию в Интернете. В – третьих, современный человек не может обойтись без компьютера. Это и мгновенная доставка электронных писем, возможность общаться на далёких расстояниях. У меня есть такая программа «Скайп», что я могу в наушниках через компьютер разговаривать с друзьями, которые живут далеко – далеко. Разве это не здорово?

Но есть и такие люди, которые считают, что компьютер вреден и его нельзя назвать другом. Во – первых, облучение от экрана компьютера. Во – вторых, портится зрение от длительной работы с компьютером. В – третьих, компьютер – дорогое удовольствие. Нужно платить за Интернет, покупать краску в принтер.

Что ж, у каждого своё мнение. Но я всё – таки считаю, что компьютер – мой домашний друг.

(Пухова Ирина)

Добавить комментарий