Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Родной язык 3 класс
Захарова Светлана Павловна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» г.Курска -
2 слайд
Создаем тексты-рассуждения
-
3 слайд
Мини-текст
– Составьте по плану мини-текст рассуждение на тему «Почему нужно делать зарядку утром».
1. Утверждение: … .
2. Аргументы: во-первых …, во-вторых … .
3. Вывод: … . -
4 слайд
4
Прочитайте предложения
Я ем фрукты каждый день. Поэтому я стараюсь есть фрукты каждый день.
– Что можете сказать о прочитанном?
– Какие могут быть аргументы?
(Во-первых, фрукты очень
вкусные. Во-вторых, во фруктах много витаминов.)
Какие части должны обязательно присутствовать в тексте-рассуждении? -
5 слайд
5
Части текста-рассужденияУтверждение
АргументыВывод
-
6 слайд
6
Прочитайте текст-рассуждение
Вода – наше главное богатство, ее нужно экономить. Во-первых, человек воду пьет, во-вторых, она нужна животным. Поэтому воду нужно беречь.– Убедил ли вас автор текста, что воду нужно беречь?
-
7 слайд
7
Подумайте и составьте текст с убедительными аргументами -
8 слайд
8
Подумайте и составьте текст с убедительными аргументами
Примерный ответ. Вода – наше главное богатство, ее нужно экономить. Несмотря на то, что 2/3 поверхности Земли – это вода, пригодной для питья и жизнедеятельности человека воды очень мало, ее ничем нельзя заменить. Человеку невозможно жить без воды. Вода – это питание, умывание и купание, мытье посуды, полив растений, уход за животными. Кроме того, вода вырабатывает энергию, является дорогой для кораблей и лодок, на производстве используется для охлаждения и промывания. Животные не могут прожить без воды больше десяти дней, не говоря о рыбах и животных, живущих в воде. Растения без воды вянут и погибают. Поэтому очень важно беречь воду. -
9 слайд
9
Рефлексия
Послушайте фразу. Выберите убедительные аргументы.
Руки нужно мыть с мылом.
1. Руки потом приятно пахнут.
2. Мыло – это щелочь, а щелочью смываются все болезнетворные бактерии.
3. С мылом больше пены.
4. Мыло убивает микробов -
10 слайд
10
Текст-рассуждение.
Руки нужно мыть с мылом. Во-первых, мыло – это щелочь, а щелочью смываются все болезнетворные бактерии. Во-вторых, мыло убивает микробов. Поэтому, руки нужно мыть с мылом. -
11 слайд
11
Домашнее задание
Привести 2–3 аргумента в подтверждение вывода о том, что уроки лучше делать днем, а не вечером.
Содержание
- Текст-рассуждение в русском языке
- Русский язык с репетиторами онлайн
- Конспект урока русского языка 3 класс «Текст-рассуждение»
- Рассказ «Куда девается вода из моря?» Лев Толстой стр. 163
- 1. Попробуй рассказать о причинах дождя. Почему этот текст назван рассуждением?
- 3. Придумай свой рассказ с описанием или с рассуждением. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
- Рассказ-рассуждение «Откуда появляется молния?»для 3 класса
- 4. Вспомни, что ты знаешь о научно-познавательных текстах.
- 5. Можно ли назвать рассказы «Какая бывает роса на траве», и «Куда девается вода из моря?» научно-познавательными текстами? Объясни почему.
- Презентация по русскому языку в 3 классе на тему «Особенности текста- рассуждения»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Текст-рассуждение. 3 класс
- Просмотр содержимого документа «Текст-рассуждение. 3 класс»
Текст-рассуждение в русском языке
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Это текст повествования с элементами описания.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Источник
Конспект урока русского языка 3 класс «Текст-рассуждение»
Урок русского языка в 3 классе.
Цель: формирование представления о рассуждении, как типе речи, умения составлять тексты рассуждений.
Совершенствование речевой практики учащихся
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Формирование умения применять орфографические правила ( в объеме изученного) при записи собственных сочинений
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе
Содержание учебного материала
Знакомство с понятием « текст рассуждения», установление сходства и различия этого типа текста с текстами описания и повествования
Значение текста рассуждения в жизни
Особенности текстов рассуждения
Составление небольших текстов рассуждения по заданной теме и плану
Опорные понятия : рассуждение, слова-связки, части текста, заголовок, план, опорные слова, цитата.
Технологии : проблемно – диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений
Планируемые результаты урока
Положительное отношение к языковой деятельности
Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Самостоятельное формирование темы и цели урока
В диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и других
Использование разных видов чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное)
Использование справочной литературы
Установление причинно-следственных связей
Высказывание и обоснование своей точки зрения
Слушание и слышание других, коррекция своей точки зрения
Определение типа текста, распознавание текстов
Самостоятельный выбор типа текста, формулирование главной мысли текста
Самостоятельное чтение про себя
Доброе утро, ребята! Проверьте свое рабочее место: там должны лежать дневник, учебник, тетради и письменные принадлежности. Если все готовы, мы начинаем урок.
Записываем в тетрадь число: 17 ноября, классная работа.
Ребята, сейчас за окном темный и хмурый осенний месяц: ноябрь. Посмотрите в окно: какие приметы осени вы можете назвать?
Хорошо. В некоторых названных вами словах встречается буква “О”. Вот ее мы и будем писать в различных соединениях с другими буквами.
На доске появляется запись заглавной и строчной букв с нижним, средним и верхним соединениями с другими буквами. Оро, оло, обо, ого.
Записываем соединения букв в тетрадь. Стараемся делать это аккуратно и красиво.
3. Словарная работа
Вы говорили, что осенью птицы улетают в теплые края, но некоторые из названных птиц остаются с нами зимовать. Вспомните словарные слова, обозначающие названия птиц, в написании которые есть сочетания “оро” или “оло”.
Дети называют слова, записывают их на доске, учитель вывешивает картинки птиц.
На доске появляется запись: ворона, воробей, сорока, соловей.
4. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
-Что общего у этих текстов? ( одна тема )
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
5. Постановка темы и целей урока.
-Прочитайте 3 текст.
Вот почему называют дятла лесным лекарем.
(Почему? Причины, доказательства)
6.Усвоение новых знаний.
Давайте вспомним сколько частей бывает в тексте?
(3 части: вступление, основная часть, заключение)
О чём говорится в 1 части текста о дятле?
Такие предложения называются тезис.
Прочитайте 2 часть текста. О чём сообщается?
В доказательстве можно использовать слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.
Прочитайте 3 часть текста.
Эта часть называется вывод или итог рассуждения.
Вывод может начинаться со слов: следовательно, значит, поэтому, итак можно утверждать, поэтому я считаю.
Под осенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
Под осенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
8.Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый. «Вора-бей!»-кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Почему воробья так назвали?
(Записывают в тетрадь.)
Почему воробья так назвали?
Дело в том, что он очень прожорливый. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. «Вора-бей!»-кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Так и зовут его с тех пор.
Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст-рассуждение.
Собака-___________________ человека._________________ она спасает людей в горах,при пожарах. _________________ помогает в работе. Собака может быть______________, _____________________, _________________________.
И, наконец,она просто отличный товарищ.
_________________________ собакам люди ставят памятники, пишут о них__________.
9.Систематизация и обобщение знаний.
С какой темой мы познакомились на уроке?
-Какой мы можем сделать вывод? Какие ещё бывают тексты?
3.У меня получилось…
11.Информация о домашнем здании.
Составить текст-рассуждение на тему «Почему некоторые птицы зимой улетают в тёплые края?» При составлении текста используй памятку.
Памятка «Как составить текст-рассуждение»
Думаю над вопросом на который надо ответить.
Составляю доказательство, используя слова «во-первых», «во-вторых», « в-третьих» и т.д.
Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
12.Организационное завершение урока.
Источник
Рассказ «Куда девается вода из моря?» Лев Толстой стр. 163
1. Попробуй рассказать о причинах дождя. Почему этот текст назван рассуждением?
Дождь представляет собой влагу, которая падает на землю в виде капель.
Чтоб такое явление природы появилось, нужно, чтоб тёплый воздух, который поднялся с земной поверхности, остыл до необходимого состояния.
Когда это происходит, пар, что есть в нашем воздухе, конденсируется.
Так создаются облака, в которых содержатся капельки воды.
Под воздействием физики некоторые капли между собой сливаются.
Таким образом они становятся тяжелее.
Из-за этого капли опускаются книзу облака.
А мы это видим в виде тёмных облаков – туч.
После этих процессов капли начинают падать.
Это произведение названо рассуждением, так как в нём подымаются вопросы круговорота воды в природе.
В рассказе доступным образом объясняется, какие процессы происходят с водой, какие этапы она проходит.
В этом произведении можно найти ответы на интересные вопросы, касательно природы вокруг нас и явлений, что в ней происходят.
Автор делится своими знаниями, рассуждениями и подаёт читателю информацию в простой, доступной форме.
3. Придумай свой рассказ с описанием или с рассуждением. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Рассказ-рассуждение «Откуда появляется молния?»для 3 класса
Молния – это очень сильный электрический заряд.
Она появляется в тот момент, когда тучи и земля сильно электризуются.
Молния может появляться в середине облаков, между двумя разными либо между облаком и землёй.
Отчего появляется электризация облаков?
В туче находится много пара, некоторый из него преобразуется в капли либо льдинки.
Эти частички постоянно двигаются и иногда сталкиваются между собой.
В момент такого столкновения и возникает электризация: большие льдинки получают отрицательный заряд, а меленькие – положительный.
Из-за этого верх тучи становится положительным, а низ – наоборот.
Когда по-разному заряженные частицы подходят друг к другу близко, возникает светящийся канал.
С Земли мы это наблюдаем в виде молнии.
4. Вспомни, что ты знаешь о научно-познавательных текстах.
Такой тип текста представляет собой научный рассказ, поданный в понятной для читателя форме.
В нём описываются факты из истории, науки.
Подобные произведения всегда очень познавательные и полезны для развития мировоззрения.
5. Можно ли назвать рассказы «Какая бывает роса на траве», и «Куда девается вода из моря?» научно-познавательными текстами? Объясни почему.
Да, их можно так назвать. Ведь они подают читателю информацию из мира науки, тем самым расширяя кругозор.
Источник
Презентация по русскому языку в 3 классе на тему «Особенности текста- рассуждения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Особенность текста- рассуждения
Мальчик нашёл во дворе маленького щенка. Принёс его домой, хотя знал, что мама будет не довольна. Правильно он поступил? Мальчик поступил правильно, потому что в наше время очень много бездомных животных. Мальчик понимал это.
Какого цвета лёд? Никакого. Он бесцветный. Лёд полностью пропускает солнечные лучи. Если бы он их поглощал, мы бы видели его чёрным. Лёд может также отражать свет. Тогда он блестит на солнце. Поэтому лёд не только прозрачный, но ещё и блестящий. А вот цвета у льда нет!
Разговаривать на рыбалке нельзя, потому что может услышать рыба. Услышит и уйдёт.
Снегирями этих птиц называют потому,…
Снегирь. Своё название эта птица получила не за свой цвет. Она не белая как снег. Грудь у неё красная, спинка – голубовато-серая, а крылья – чёрные. (По Ю.Дмитриеву.)
Снегирями этих птиц называют потому, что они прилетают к нам с первым снегом.
МУХОЛОВКА эта птица не просто склёвывает мух на земле, а ловит их на лету
КАМЫШОВКА прилетает к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом
ГЛУХАРЬ У глухаря отменный слух. Так почему же он получил такое название? Всё дело в том, что во время брачных игр глухарь действительно ничего не слышит, когда начинает петь свою брачную песнь, высоко задирав голову и «крича» во всё горло. В такие мгновенья птица не слышит даже выстрела ружья. Почему так происходит? В слуховом проходе глухаря есть небольшой нарост, который во время песнопения слегка разбухает и перекрывает слуховой проход. В результате «певец» становится глухим на некоторое время.
Закончи мысль, выбрав одно из предложений: Сегодня на уроке я …. Сегодня на уроке мне было интересно/трудно … То, что я узнал(а)/делал(а) на уроке, мне пригодится…
Всем большое спасибо!
Номер материала: ДБ-218699
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы
Время чтения: 1 минута
В Сингапуре пройдёт 33-я Международная олимпиада по информатике
Время чтения: 2 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
ВШЭ предложила субсидировать стажировки в крупных компаниях для выпускников
Время чтения: 2 минуты
Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования
Время чтения: 2 минуты
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Текст-рассуждение. 3 класс
Просмотр содержимого документа
«Текст-рассуждение. 3 класс»
Путешествие в страну русского языка
Найдите закономерность и определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
Что мы знаем о тексте?
Главная мысль текста – это…
В тексте – повествование рассказывается,
В тексте- описание описываются признаки предмета: уголки природы, цветка, дерева, животного, внешнего вида человека и др.
В тексте – рассуждение объясняется, доказывается что- либо.
Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.
Вот что должно получиться:
Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
С. 97 упр.153. Прочитайте текст.
Дождь идёт оттого, что светит солнце!
Образы: капельки жмутся друг к другу
Главная мысль текста-это то, ради чего написан текст.
Виды текста : повествование, рассуждение, описание
Источник
Текст-рассуждение в русском языке
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Пример
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
К примеру:
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Например:
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!
Это текст повествования с элементами описания.
вернуться на страницу «Русский язык 2 класс»
Слайд 1
Два д цать с е дьмое мая. Кла сс ная р а бота. Т.. тра ..ь , еж.., к..р.. ндаш .. ,сне.., тр .. ва
Слайд 2
Тема урока: Создаем тексты- рассуждения .
Слайд 3
1.Текст состоит из одного предложения . 2. Текст состоит из нескольких любых предложений . 3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу . 4. Текст нельзя озаглавить 5. Текст можно озаглавить 6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму 7. Текст может быть не большим по объёму 8. Текст всегда состоит из одной части . 9. В тексте можно выделить 3 части .
Слайд 4
? ? ? КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ? Текст-описание Текст- повествование Текст- рассуждение
Слайд 5
Пестрый дятел На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
Слайд 6
В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО. Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)
Слайд 7
Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Слайд 8
В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?
Слайд 9
Ель Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно , ель – наше сокровище!
Слайд 10
В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )
Слайд 11
1.Вступление 2.Основная часть 3.Заключение.
Слайд 12
Текст-рассуждение 1.Утверждение 2.Аргументы 3.Вывод
Слайд 13
Ель Ель – очень ценное дерево . Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели . Несомненно, ель – наше сокровище!
Слайд 14
1 .Поэтому нужно залечить на берёзе ранку после того, как взяли сок, иначе дерево погибнет. 2. Если взять много сока у берёзы и не залечить ранку, то дерево погибнет. 3. Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Весной они подрезают кору и собирают его в бутылочку. Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и погибают, потому что сок у них – всё равно, что у нас кровь. 2,3,1
Слайд 15
Задание : Прочитай первую часть текста-рассуждения. 1.Если с детства не учиться, то можно остаться незнайкой. 2….. 3….. Имеется утверждение. Подбери аргументы и сделай вывод. Запиши получившийся текст.
Слайд 16
1…. 2.Потому что потребление сладкого в огромных количествах вредит здоровью. 3….. Имеется аргумент. Допиши первую и третью часть текста. Запиши получившийся текст.
Слайд 17
1….. 2….. 3.Вот почему нужно чаще бывать на свежем воздухе. Имеется вывод. Напиши утверждение и подбери аргументы. Запиши получившийся текст.
Слайд 18
Дом.задание : с . 142 упр.267 Сочинение «Почему я жду летних каникул».
Обновлено: 16.05.2023
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Родной русский язык 3 класс
Цель деятельности учителя
Познакомить учащихся с теоретическими сведениями о строении текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждения, научить выделять в тексте утверждение, аргументы и вывод
Урок развития речи
Предметные: уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, находить утверждение, аргументы и вывод
Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствованию
Методы и формы обучения
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая
Презентация к уроку
утверждение, аргументы, вывод
Слайд Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Познавательные: понимают поставленную задачу
Регулятивные: планируют необходимые действия
2.Актуализация знаний .
Слайд Спишите слова, вставьте пропущенные буквы обозначьте орфограмму в слове
Т..тра..ь , еж. к..р..ндаш.. ,сне. тр..ва
– Проверяем по цепочке задание
-По первым буквам данных слов составьте слово. (текст)
1.Текст состоит из одного предложения (-)
2. Текст состоит из нескольких любых предложений (-)
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу (+)
4. Текст нельзя озаглавить (-)
5. Текст можно озаглавить (+)
6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму (-)
7. Текст может быть не большим по объёму (+)
8. Текст всегда состоит из одной части (-)
9. В тексте можно выделить 3 части (+)
ПРОВЕРКА – СЛАЙД
Итак, дайте определение- что же такое текст?
Называют пропущенную орфограмму
Отвечают на вопросы
Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте выделяют три части.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
3.Работа с текстами .
– На доске вы видите таблицу с вопросами. Сейчас мы постараемся её заполнить.
Заполнение таблицы.
-Возьмите карточку №1. На ней даны тексты. Прочитаем первый текст
Пестрый дятел
На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
-На какие вопросы в таблице мы получили ответы, прочитав этот текст?
– Определите, какой это тип текста.(текст-описание)
СЛАЙД ( В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО.
Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)
-Прочитайте второй текст
Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с котом )
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло? Когда? Где?)
-Как называются такой текст ? (текст -повествования)
СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?
-Прочитайте третий текст.
Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно, ель – наше сокровище!
-Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ? (Почему? Причины, доказательства)
-Как же называется такой текст ?(текст-рассуждение)
Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать – значит доказывать.
– Сегодня мы будем учиться составлять текст-рассуждение.
СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )
– Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте? (3 части-вступление, основная, заключение)
– О чём говорится в первой части текста? (о том, что ель ценное дерево)
-В этой части дано утверждение, которое нужно доказать – почему ель – это ценное дерево…
-Прочитайте вторую часть текста. О чём в ней сообщается? (о том, в чём заключается ценность ели)
-Это аргументы, или доказательства.
-Прочитайте 3 часть. Эта часть называется ВЫВОД.
-В тексте-рассуждении можно выделить 3 основные части.
2.Аргументы, которые подтверждают данное утверждение
-Найдите в тексте №3 – утверждение. (Ель – очень ценное дерево.) Найдите аргументы, которые подтверждают данное утверждение. (Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели) Найдите вывод, который можно сделать, после того, как приведены необходимые аргументы. (Несомненно, ель – наше сокровище!)
– Обычно утверждение совпадает с выводом. Прочитайте утверждение и вывод и убедитесь в этом.
Данная презентация знакомит учащихся с новым видом текста-рассуждение, развивает умение распознавать и составлять текст-рассуждение.
Структура текста – рассуждения
ТИПЫ ТЕКСТА
РАССУЖДЕНИЕ
СЛОВА СВЯЗКИ
КАРТИНКИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА
СЛОВА ТЕЗИС ОБЪЯСНЕНИЕ
Определить тип текста
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?
– Какое предложение есть во всех трех текстах?
– А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов?
– Чем отличается текст-рассуждение от других текстов?
– Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?
Озаглавьте каждый текст.
Что же такое рассуждение?
- Рассуждение – такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли.
- Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд аргументов, факты, примеры. В заключении может делаться вывод.
Схема построения текста-рассуждения.
Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях .
В написании рассуждения используются слова:
Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений.
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.
Вот что должно получиться:
Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Полный текст материала Конспект и презентация к уроку родного языка “Создание текста-повествования”; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
В первой части ( зачине ) текста-рас-суждения содержится вопрос , над кото-рым автор будет рассуждать.
Во второй части ( главной ) автор отвечает на вопрос, утверждае т что-то, приводит доказательства . В этой части содержится главная мысль текста.
В третьей части ( концовке ) автор делает вывод , к которому приходит путём рас-суждений.
Какая часть текста пропущена?
Вот почему эти глаголы пишутся по-разному.
Какая часть текста пропущена?
Читайте также:
- Число 4 нод конспект
- Занятие конспект человек славен трудом
- Конспект по толстому 5 класс
- Верещагина 6 класс weather конспект урока
- Солоухин мститель конспект урока 8 класс