Урок
5. Составление текста диалога
Цели: Формировать знания детей о понятии
«диалог»
Обратить внимание школьников на
то, как оформляется диалог на письме.
Научить отличать в тексте
диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек
Основные задачи:1) актуализировать знания
учащихся об основных требованиях к ведению диалога;
2) ввести понятие диалога и монолога;
3) повторить особенности текста, понятие
темы и главной мысли текста;
4) развивать речь и коммуникативные навыки
учащихся при составлении диалогов и монологов на заданные темы;
5) воспитывать доброжелательное отношение
к людям, формировать основы культуры речи и поведения при ведении диалога.
Предметные:
Научатся : навыкам
ведения диалога, знание основных требований к ведению диалога, умение
сравнивать речь, соответствующую и не соответствующую нормам общения;
Получат возможность научиться оформлять диалог
на письме
Л.:
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Мотивация
учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
П.:
Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Умение использовать
знаково-символические средства (модели единиц русского языка, шаблоны печатных
букв).
Р.:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. Взаимоконтроль,
контроль своей деятельности по ходу и по результатам выполнения заданий.
К.:
Планирование учебного сотрудничества. Уважительное отношение к иному мнению.
Умение организовать работу в группе.
Тип урока: Изучение нового материала
Учебно-методическое обеспечение : учебник,
мультимедийная доска, раздаточный материал
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
I. Цели:-проверка |
Подготовка |
Организует проверку готовности к уроку Положительная мотивация на начало |
Учатся понимать |
Личностные: Регулятивные: организация Коммуникативные: планирование |
II. Актуализация |
Речевая разминка, Работа по |
Минутка ва авария (сл.сл, в -Делаем Работа по карточкам в паре Приложение 1 |
Отвечают на тестовые задания Работают у доски |
Личностные: учатся Регулятивные: определение Коммуникативные: умение слушать |
III. Цели:– |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Посмотрите на доску, назовите
– Посмотрите Приложение –Легко ли выполнить это задание? Что для -Какая тема урока? -Какую цель поставим перед собой? |
Учатся вести диалог и монолог. Называют |
Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
IV. Изучение нового Цели:-выявление обучающимися новых знаний, Физ.минутка |
Работают с условными обозначениями учебника, называют Выполняют задания |
Откройте стр 9 № 1. Знакомство 2. Яблоня 3. Помощь 4. Разговор с Списывают диалог |
Учатся работать по учебнику Осуществляют профилактику утомления |
Коммуникативные: Познавательные: . Регулятивные: – определение – составление |
V. Цель:– |
Выполняют задания Работают самостоятельно |
–Посмотрите на доску, на ней приведены правила успешного
– Какие бы правила вы еще добавили? |
Учатся |
Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
Физ.минутка |
Осуществляют профилактику утомления |
|||
VI. Самостоятельная работа С самопроверкой |
Знакомятся с новыми словарными словами Осуществляют: |
-Откройте Беседа, -Какие Разбор Работа ( |
Учатся организации самостоятельной |
Регулятивные: контроль, коррекция, Личностные: личностное, |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:– соотнесение поставленных задач с |
. Формулируют конечный результат своей Называют основные позиции нового материала и как они |
Закончите предложения. • Сегодня на уроке я узнал… • На этом уроке я похвалил бы себя • После урока мне захотелось… • Сегодня я сумел… -Какую бы отметку вы бы себе поставили? |
Учатся оценивать свою работу на уроке и работу |
Коммуникативные: умение с Познавательные: Личностные: установление |
VIII Домашнее задание |
Стр 11 № 3 |
Приложение
1
Подчеркни главные члены предложения. Над В ночном небе засверкали молнии. Белки прыгали с ветки на ветку. В саду медленно раскачивались качели. Начался проливной дождь. В лесу показались первые подснежники. |
Подчеркни главные члены предложения. Над В ночном небе засверкали молнии. Белки прыгали с ветки на ветку. В саду медленно раскачивались качели. Начался проливной дождь. В лесу показались первые подснежники. |
Подчеркни главные члены предложения. Над В ночном небе засверкали молнии. Белки прыгали с ветки на ветку. В саду медленно раскачивались качели. Начался проливной дождь. В лесу показались первые подснежники. |
Подчеркни главные члены предложения. Над В ночном небе засверкали молнии. Белки прыгали с ветки на ветку. В саду медленно раскачивались качели. Начался проливной дождь. В лесу показались первые подснежники. |
Подчеркни главные члены предложения. Над В ночном небе засверкали молнии. Белки прыгали с ветки на ветку. В саду медленно раскачивались качели. Начался проливной дождь. В лесу показались первые подснежники. |
Подчеркни главные члены предложения. Над В ночном небе засверкали молнии. Белки прыгали с ветки на ветку. В саду медленно раскачивались качели. Начался проливной дождь. В лесу показались первые подснежники. |
Приложение
2
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
синица-певица, что видела в нашем лесу? |
- 24
Фев 19
125. Рассмотрите рисунки.
- Составьте по любому рисунку текст, включив в него диалог. Подготовьтесь разыграть диалог.
Однажды Маша с Серёжей пришли в библиотеку.
— Здравствуйте, — обратился Серёжа к библиотекарю.
— Здравствуйте, ребята! Чем я могу вам помочь?
— Мы пишем реферат по литературному чтению “Биография М. М. Пришвина”. Какие книги Вы нам посоветуете?
— Присаживайтесь, дети. Я вам принесу книги.
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 4 класс
Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 125, с. 59
3.9 (78.95%) от 306 голосующих
Использован учебник “Русский язык. 4 класс. 2 часть. Канакина, Горецкий”, упражнение 125, страница 59.
Задание:
Составьте по рисунку текст, включив в него диалог.
Выполнение:
В этом упражнении четвероклассникам предлагаются на выбор два рисунка. Возьмем для составления текста с диалогом левый рисунок. На нём мы видим ребят, которые получают книги в школьной библиотеке.
Пример текста “В школьной библиотеке”
Учительница попросила Машу и Костю сходить в библиотеку и взять учебник по русскому языку. Ребята быстро спустились на первый этаж и вошли в библиотеку. Там вкусно пахло книгами.
Библиотекарь Раиса Ивановна улыбнулась детям и спросила:
– Что вам надо, милые дети?
– Нам нужны книжки, – ответили милые дети.
– Я понимаю, – сказала Раиса Ивановна. – Но какие именно книжки?
– Учительница сказала учебник, – переглянулись Маша и Костя.
– А какие учебники? – терпеливо спрашивала библиотекарь.
– Я забыл, – сказал Костя.
– И я забыла, – сказала Маша.
– А для какого предмета вам нужны учебники? – проявила находчивость Раиса Ивановна.
– Для русского языка, – улыбнулись дети.
Библиотекарь достала с полки несколько учебников русского языка и положила на стол.
– Выбирайте, – предложила она.
Маша и Костя взяли нужный учебник, сказали “Спасибо”, и убежали.
Смотри также:
Пример текста на тему “Встреча с инопланетянином”
0
Задание по русскому языку 4 класс 125. Рассмотрите рисунки.
Составьте по любому рисунку текст, включив в него диалог. Подготовьтесь разыграть диалог.
2 ответа:
1
0
Текст с диалогом по рисунку с роботом и мальчиком.
Встретился однажды Вася и Электрона Магнитовна в парке. Мальчик видит, что Электрона выгуливает летающую тарелку и спрашивает:
-Электрона Магнитовна, а зачем вы летающую тарелку выгуливаете?
-Ну как же, – отвечает робот.- Если ее не выгуливать, не дать полетать на воле, так она целый день скучает и даже телевизор не смотрит.
-Но она же вроде как не живая! – удивляется Вася.
-Как это не живая! – возмущается Электрона Магнитовна. – Да она если хочешь знать самая живая на свете. А когда спит ей даже иногда кошмары снятся и она плачет ночью. Приходится тогда ее к себе на зарядную кровать брать.
0
0
Придумаем рассказ на тему Дети в библиотеке.
Однажды Андрею и Оле дали задание подготовить презентацию по сказкам Пушкина и они отправились в школьную библиотеку.
-Здравствуйте, Ирина Олеговна! – хором сказали дети.
-Здравствуйте, дети – ответила библиотекарь. -Чего вам?
-Нам бы что-нибудь про Пушкина, его биографию и какую-нибудь сказу.
-Пушкин это хорошо, – ответила Ирина Олеговна. – Пушкин у меня на средней полке стоит. Вот вам отличная книжка про его жизнь и творчество, а вот сборник сказок.
-Спасибо, Ирина Олеговна! – хором ответили дети и убежали.
Читайте также
Не буду переписывать текст полностью, напишу только слова со вставленными в них пропущенными буквами, приведя в скобках проверочные слова:
в лЕсу (лес); гнЕздо, в гнЕзде (много гнёзд); пИщАли (писк, пищАть); прилЕтит (прилёт); чЕрвячками (чЕрви); дОмой (дом); н..гам (нОги); в трАве (трАвка); по зЕмле (зЕмли, назЕмный).
Конечно же, птичка не нарочно упала к ногам мальчика. Она специально хотела обратить его внимание на себя, чтобы отвлечь его от своих птенчиков.
Закончить рассказ можно так: Когда птичка упала с дерева перед мальчиком, он побежал за ней.
Но она вспорхнула и перелетела на другое место поблизости. Мальчик бросился снова за птичкой, но она опять убегала и садилась в траву. Это повторялось несколько раз, пока птичка не вспорхнула и не улетела так далеко, что мальчику уже не видно было её.
Расстроенный, он решил вернуться к гнезду и взять хотя бы одного птенца. Однако мальчик уже не смог найти то прежнее место, где было гнездо. Так птичка спасла своих птенцов. Ну как тут не назовёшь птичку умной?
Своим поведением она подтверждает название замечательного рассказа “Умная птичка”.
Это стихотворение принадлежит Козьме Пруткову и следовательно было написано в 19 веке. В нем автор использует фразу “За тебя я размышляю” которая на слух кажется странной. Ведь каждый человек должен вроде бы размышлять сам за себя. Но дело тут в том, что автор ставит себя на место гвоздика, к которому обращается с первых строк стихотворения. И автор не ждет на самом деле какого-либо ответа от гвоздя, понимая, что тот при всем желании ответить не сможет, как предмет неодушевленный.
Поэтому Прутков размышляет за гвоздик, он ставит себя на его место и предполагает, что мог бы ответить гвоздь.
В тексте мы встречаем личные местоимения Ты и Я. Это местоимения единственного числа второго и первого лица.
Выделено местоимение Тебя. Это форма личного местоимения единственного числа Ты в форме винительного падежа: Размышляю за кого? За тебя.
В диалоге на тему “Чемпионат по футболу” могут принимать участие разные люди: разного пола, возраста, национальности, профессий. Когда проходит международный чемпионат, в футбол погружаются все, даже не особо заинтересованные.
Предположим, что общаются 2 друга.
Друг 1: Привет!
Друг 2: Привет, у тебя есть планы на сегодня?
Друг 1: Конечно, вечером же футбол! Планирую пойти на просмотр в фан-зону.
Друг 2: Интересно. А какой матч?
Друг 1: Бразилия – Испания.
Друг 2: И кого ты поддерживаешь?
Друг 1: На самом деле в этом чемпионате я болею за сборную Швеции. Но в этой игре я надеюсь увидеть красивый футбол.
Друг 2: Ты не хочешь, чтобы кто-то выиграл?
Друг 1: Я хочу увидеть красивую игру. К сожалению, игроки обеих сборных грешат нарушением правил и разными симуляциями. А это их совсем не красит.
Друг 2: Понятно.
Друг 1: А ты за кого болеешь?
Друг 2: Я в целом не увлекаюсь футболом. Италия играет?
Друг 1: Нет, сборная Италии не прошла отбор.
Друг 2: Тогда я тоже за красивый футбол.
Друг 1: Так пойдем сегодня на просмотр вместе!
Друг 2: Почему бы и нет. Согласен.
Друг 1: Отлично. Значит встречаемся в 17.00. И не опаздывай.
Друг 2: Договорились. Я тебе позвоню.
Текст назовем “Ростов Великий”
План текста:
- Город на берегу озера
- Алеша Попович
- Кремль Ростова
- Предание о кладе.
<hr />
На берегу озера под названием Неро стоит город Ростов Великий.
Город имеет богатую историю и в разные времена защищали его многие богатыри. Например Алеша Попович, который родился в Ростове, и про которого составлена былина.
Особенно красив в Ростове чудесный Кремль, который отражается в озере Неро.
По легенде на дне озера лежит клад. Когда-то люди собрали все драгоценности и спасая от захватчиков опустили на дно. Но мало кто выжил после разграбления города и клад до сих пор находится в озере.
<hr />
Город, Озера – существительные
Богатую, Разные – прилагательные
Стоит, Имеет – глаголы.
По-лег-л-о (приставка, корень, суффикс-окончание), род-н-ой (корень-суффикс-окон<wbr />чание), рус-ск-ую (корень-суффикс-окон<wbr />чание), храбр-ост-и (корень-суффикс-окон<wbr />чание), Леж-ит (корень-окончание), За-хват-чик-ов (приставка-корень-су<wbr />ффикс-окончание), Серебр-ян-ую (корень-суффикс-окон<wbr />чание).
Искомый текст:
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
И зеленые лягушки
Песенки поют.
Так выглядит начало стихотворения.
- Слово “опушка” необходимо употребить в множественном числе, вместе с ним меняем слова “зеленеет” – “зеленеют” и “вся” меняем на “все”
- Слово “пруды” употребляем в единственном числе, “зеленеют” меняем на “зеленеет”
- Лягушек в изначальном варианте много, поэтому “лягушка” меняем на “лягушки”, прилагательное “зеленый” меняем на “зеленые”, еще и до четвертой строки доберемся и в ней меняем слово “поет” на “поют”, ибо оно тоже к лягушкам относится
- Ну и, наконец, “песенку” меняем на “песенки”.
Таким образом, из 10 слов изменены 9, неизменным остался только союз “И”. По-моему, формулировка задания очень глупая (что характерно для современных учебников). Как можно выучить неправильно 9 слов из 10? При том, что учили стихотворение, слог испортился, выучить точно сложнее. Тут либо у ученика четвертого класса что-то в голове творится, либо у автора учебника. Мое мнение, что не в себе именно автор, а также те, кто подписывает данный учебник к использованию в школах.
4 класс
УМК «Школа 21 века»
Русский язык
ТРИИК
(Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности)
Учитель Чувакорзина Виктория Анатольевна
Раздел: Развитие речи.
Тема: Работа с текстом. Диалог.
Цели:
-Сформировать представление о диалоге;
– Ввести понятия «диалог», «реплика», « жест», «мимика»;
-Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме;
-Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Формируемые УУД:
Предметные:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; моделирование;
Коммуникативные
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные
– постановка задачи; сличение способа действия и его результата с эталоном; оценивание качества и уровня усвоениям;
Личностные
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого задания, обеспечивающее личностный моральный выбор социальных и личностных ценностей.
Планируемые результаты
Предметные:
– научатся находить диалог в тексте, составлять диалог, читать диалог, используя жесты и мимику; познакомиться с оформлением диалога на письме;
Личностные умения:
-Творчески относиться к процессу работы;
-Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы;
высказывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
Метапредметные:
Познавательные умения:
– раскрывать значение понятий «диалог», «реплика», « жест», «мимика» и обосновывать своё мнение;
– уметь строить диалог;
— использовать приобретённые знания при выполнении заданий.
Регулятивные умения:
– выполнять учебное задание, используя правило;
-выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
– ориентироваться в разных способах выполнения задания;
– соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
– действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;
– формулировать понятные высказывания, используя термины.
Тип урока:
УИПЗЗ (урок изучения и первичного закрепления знаний).
Приёмы работы с текстом
-приём «Верно ли…»;
– приём «Ромашка Блума»;
-приём «Всё в твоих руках».
Формы организации учебного процесса:
индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями
Используемые материалы: учебник русского языка (С.В. Иванов, М.И.Кузнецова 4кл., 2 часть), толковый словарь, презентация.
Конспект урока
I этап. Самоопределение в деятельности
1. Девиз сегодняшнего урока «Всё в твоих руках» (запись на доске).
– Как понимаете эту фразу?
– В жизни всё зависит от твоих поступков, от решений, которые ты принимаешь сам. Сегодня на уроке всё будет зависеть только от вас самих.
(на парте рисунки детских ладошек, на пальчиках левой ладошки вопросы)
(Приём Блума)
Левая ладошка.1 пальчик – Что? Правая ладошка предназначена для рефлексии.
2 пальчик – Как?
3 пальчик – Чем?
4 пальчик – Как?
5 пальчик – Попробуем?
2.Разминкка. Приём «Верно ли…» Если ученики согласны поднимают ладошку.
– Верно ли, что речь бывает устная и письменная? (да)
– Верно ли, что текст состоит из слов, связанных по смыслу? (нет) доказательство
– Верно ли, что в русском языке тексты бывают трёх типов? (да) доказательство
– Верно, ли что заголовок отражает основную мысль? (да)
– Верно ли, что в предложении правильно употреблён фразеологизм:
«Петя писал сочинение со всех ног». замени его одним словом (нет) доказательство
– Верно ли, что в предложении допущена речевая ошибка:
«У Маши сразу из всех глаз полились слёзы». (да)
II этап. Учебно – познавательная деятельность
1. Чтение текста на листах (текст на листе без диалога) и в учебнике стр.45 – 46.
– Сравните два текста.
-Чем они похожи? В обоих текстах говорится о том, что мальчики увидели в саду
красные яблоки, которые оказались снегирями.
– Чем отличаются? Во втором тексте мальчики ведут разговор. ( работаем со вторым текстом)
Работа с текстом в учебнике.
– Назовите жанр текста. (рассказ);
– Вид текста. ( повествование);
– Главная мысль текста. (снегири были похожи на красные яблоки);
– Задание перед текстом. (заколдованные яблоки).
2. 1 пальчик – Что? – Что лежит в основе текста? (разговор двух мальчиков)
–Разговор двух или нескольких лиц имеет своё название. Какое? Мы узнаем сегодня на уроке.
– Откуда можем почерпнуть информацию? (учебник, словарь, др. источники).
Я приготовила карточки с информацией.
Дети находят карточку, которая начинается со слов: « Разговор двух или нескольких лиц….»
На обороте название «Диалог» в переводе с греческого «беседа».
Читаем понятие еще раз.
( на первом пальчике пишем – диалог).
2 пальчик – Как? – Кто участвует в диалоге? (Юра и Вова)
– Прочитайте любое предложение, которое говорит какой – либо мальчик.
– Как называются слова каждого участника разговора?
Дети находят карточку, которая начинается со слов:
« Слова каждого участника разговора называются…»
На обороте название «Реплика»
Найдите в тексте реплики, которые произносит Юра, Вова.
( на втором пальчике – реплика).
3 пальчик – Чем? -Когда вы ведете диалог, чем его можно сопровождать? (жестами)
– Как вы думаете, что такое жест?
«Жест» вычитываем понятие из словаря.
Жест – это движение рукой или другое телодвижение что- то обозначающее, сопровождающее речь для усиления выразительности.
– Покажите жесты, которые вы знаете и объясните их значение.
– Найдите в тексте реплики мальчиков, которые сопровождаются жестами.(с.45)
-Чем еще может сопровождаться диалог? (меняется лицо)
Понятие из словаря.
«Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица».
– Найдите в тексте реплики мальчиков, которые сопровождаются мимикой.
( на третьем пальчике мимика и жест).
4 пальчик – Как? Понаблюдайте, как на письме оформляются реплики диалога.
Ответы детей.
( на четвёртом пальчике ставим тире).
Попробуйте составить опорную таблицу для оформления диалога.
— Реплика.
— Реплика, — а.
— Реплика?
— Реплика! — а.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
-Что узнали нового на уроке?
– Прочитаем правило в учебнике стр.47
– Есть ли в учебнике информация, о которой мы не говорили? (да)
Монолог – речь одного человека.
Итог: Читаем выразительно текст.
Физкультминутка «Диалог»
Используем реплику «Вот так» и жесты.
-Как живёшь?
– Вот так! (поднимают вверх большой палец).
– Как идёшь?
– Вот так! (маршируют).
– Как бежишь?
– Вот так! (показывают на месте).
– Ночью спишь?
– Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
– Как даёшь?
– Вот так!
– Как берёшь?
– Вот так!
– Как плывёшь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так! – Как грозишь?
– Вот так!
5 пальчик – Попробуем?
Помните, что диалог имеет тему(вступление, основная часть, заключение);
Задание по выбору (три уровня сложности)
Составьте диалог до 10 реплик. Мимика и жесты сделают ваш диалог более ярким.
Информативный вариант
– Придумайте диалог на тему: «Приглашение на каток»,
используя слова для справок:
Привет! Как поживаешь? поедем, отправляемся, присоединишься, повеселимся, замечательная идея, потеплее одеться, умеешь,
сестра учила, трюки, будет, музыка, настроение, спасибо за…;
Импровизационный вариант
Диалог: Поздравление друга с днем рождения по телефону.
– Дополните реплики диалога:
— Ало! Доброе утро!
— ………………! Я вас слушаю.
— Это Мария. Извините за …….. Позовите, ……….. Тараса.
— Это я.
— Я тебя не узнала. Тарас, я поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю ……., …., ….. .
— Благодарю. Мне очень ………. Мария, приходи сегодня в шесть ко мне в гости. Собирается веселая компания.
— Я обязательно приду. ………………………………!
— Хорошо. До встречи!
Эвристический вариант
– Придумайте свой диалог. Запишите.
Выслушиваем диалоги детей.
Отмечаем 5 пальчик – !
-Сможем ли мы использовать знания полученные сегодня на уроке?
– Каждый воспитанный человек должен, уметь вести диалог, для решения различных вопросов. Помните, что человек, который умеет слушать и грамотно высказывать свои мысли, интересен другим людям.
– На следующем уроке мы будем писать сочинение, в котором вы будете диалог.
Всё в ваших руках!
– Д.з. Составить диалог на тему «Семейный разговор за чашкой чая» или списать диалог из текста «Заколдованные яблоки».
IV этап. Рефлексивная деятельность
Правая ладошка. Позиция, по которой вы оцените свою работу. (объяснение на слайде)