Как составить текстуальный конспект

Текстуальный конспект — это конспект
созданный из отрывков (цитат) первоисточника.

Прочитай текст, отметь в нем основное
содержание, главные мысли, выдели те
мысли, которые войдут в конспект.

В соответствии с правилами записи и
сокращения цитат выпиши их в тетрадь.
Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

(цитата);

(цитата);

(цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты).

Вывод.

Прочти написанный текст, сверь его с
оригиналом.

Сделай общий вывод.

5. Как составить свободный конспект

Свободный конспект — это сочетание
тезисов, выписок, цитат.

1. Используй имеющиеся источники, выбери
материал по интересующей тебя теме,
изучи его и глубоко осмысли. Сделай
выписки

2. Сформулируй основные положения в
логической последовательности.

6. Как составить тематический конспект

Тематический конспект — это конспект
ответа на поставленный вопрос или
конспект учебного материала по
определенной теме.

1. Изучи несколько источников и сделай
из них выбор материала па определенной
теме.

2. Мысленно оформи прочитанной материал
в виде плана.

3. Пользуясь этим планом, кратко, своими
словами изложи отобранный из разных
источников и осмысленный тобой материал
по данной теме.

Требования, предъявляемые к конспекту первоисточника

Конспект – это сокращенная запись
информации. В конспекте должны быть
отражены основные положения текста в
соответствии с изучаемым вопросом. Эти
положения при необходимости могут быть
дополнены, аргументированы 1-2 самыми
яркими и в то же время краткими примерами.

1. Что именно конспектировать

Конспект первоисточника составляется
в соответствии с выбранным вопросом.

Например:

  • Вопрос конспекта: «Макс Вебер об
    идеальных типах».

  • Заданный текст: М. Вебер. «Объективность»
    социально-научного и социально-политического
    познания // Вебер М. Избранные произведения.
    – М.: Прогресс, 1990.

Выписываем из текста первоисточника
только то, что касается идеальных типов.

2. Оформление конспекта

  • Заглавие: название конспекта

  • Источник: указывается автор, название
    произведения, издание .

  • Название главы, параграфа, из которой
    выписан текст.

Текст первоисточника заключается в
кавычки. Если при этом текст сокращается,
ставим троеточие вместо выпущенного
куска. По возможности после кавычек
указываем страницы.

Также допускается пересказ первоисточника
своими словами, в более кратких
формулировках при условии, что при этом
не будет утерян смысл. В этом случает
текст приводится без кавычек, как
косвенная речь. Для наглядности заключаем
такой текст в скобки < >.

Например:

Макс Вебер об идеальных типах

Источник: М. Вебер. «Объективность»
социально-научного и социально-политического
познания // Вебер М. Избранные произведения.
– М.: Прогресс, 1990.

Логическая структура и функция понятий в науках и культуре

«В абстрактной экономической теории
мы находим пример тех синтезов, которые
обычно именуют «идеями» исторических
явлений. Названная теория дает нам
идеальную картину процессов, происходящих
на рынке в товарно-денежном хозяйстве
… Этот мысленный об­раз сочетает
определенные связи и процессы историче­ской
жизни в некий лишенный внутренних
противоречий космос мысленных
связей. По своему содержанию данная
конструкция носит характер утопии,
полученной посред­ством мысленного
усиления определенных элементов
действительности. Ее отношение к
эмпирически данным фактам действительной
жизни состоит в следующем: в тех случаях,
когда абстрактно представленные в
на­званной конструкции связи, то есть
процессы, связанные с «рынком», в какой-то
степени выявляются или пред­полагаются
в действительности как значимые, мы
можем, сопоставляя их с идеальным
типом,
показать и пояснить с
прагматической целью своеобразие этих
связей. (…) В исследовании
идеаль­но-типическое понятие —
средство для вынесения пра­вильного
суждения о каузальном сведении элементов
действительности. Идеальный тип — не
«гипотеза», он лишь указывает, в каком
направлении должно идти образование
гипотез. Не дает он и изображения
действи­тельности, но представляет
для этого однозначные сред­ства
выражения» (С. 389).

<Далее Вебер поясняет смысл понятия
«идеальный тип» на примере понятия
городского хозяйства. Он пишет, что
понятие «городское хозяйство» это, по
сути, идеальный тип. Оно создается
посредством «усиления одной или
нескольких точек зрения и соединения
множества диффузно или дискретно
существующих единичных явлений», которые
складываются в «единый мысленный образ».
Этот мысленный образ в чистом виде не
встречается в эмпирической действительности,
это своего рода «утопия»>.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Конспект — это краткое, связное и
последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений
текста. В качестве примера
приведем возможную классификацию видов конспектов:

§ План-конспект.
При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные
пункты плана “наращиваются” комментарии. Это могут быть цитаты или
свободно изложенный текст.

§ Тематический
конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой
по нескольким источникам.

§ Текстуальный
конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

§ Свободный
конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные
формулировки.

Как составлять конспект:

§ Определите
цель составления конспекта.

§ Читая
изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части,
выделяйте главные мысли, выводы.

§ Если
составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно
следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

§ Наиболее
существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко
излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

§ В конспект
включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы,
конкретные факты и примеры (без подробного описания).

§ Составляя
конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно,
выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на
страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

§ Чтобы
форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте
абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте
разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного
цвета.

§ Используйте
реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”,
“раскрывает…”).

§ Собственные
комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования.

§ Записать
название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

§ Осмыслить
основное содержание текста, дважды прочитав его.

§ Составить
план – основу конспекта.

§ Конспектируя,
оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых
терминов и имен, требующих разъяснений.

§ Помнить,
что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное
значение, чем в подробном изложении.

§ Запись
вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

§ Применять
определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

§ Соблюдать
правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с
указанием страницы.

§ Научитесь
пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У
каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное
назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи
конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее
важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым
– делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части
текста используется отчеркивание.

§ Учитесь
классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и
т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими
или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать


Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Конспект

Адрес
статьи:
http://www.etnograf.ru/node/308

Текст статьи:

Все чаще озвучиваются в
мире мнения о фиаско концепции толерантности как всеобщей терпимости и
лояльности. Последний, «свежий» пример – это реакция на широкомасштабные
молодежные выступления в ряде стран.

Толерантность как
значимое качество личности и социума была и продолжает оставаться ориентиром и
в нашей стране, вспомним о широкомасштабных федеральных целевых программах, а
также об огромном количестве программ и мероприятий размахом поменьше.

Лозунг толерантности
неоднозначен по своим интенциональным нюансам и потому по-разному понимается,
даже исследователями. И, что самое главное, по-разному преломляется в реальной
жизни.

Это, конечно же,
доброжелательность, солидарность и взаимная поддержка для созидательной жизни
людей, групп, сообществ, социумов в нашем общем доме, то есть на Земле. Это и
заявка на нейтральность по отношению к «не таким, как все» – людям, явлениям,
движениям и т.д., без учета влияния их «особости» на социальные процессы.

Идея нейтральности по
своей роли в социуме большей частью оказывается манипулятивным приемом, причем
не всегда осознаваемым даже «выигравшей» стороной. С одной стороны, она
считается современной, соответствующей времени, демократическим процессам и
ожиданиям большинства людей; с другой же – те, кто ее декларируют, отнюдь не
нейтральны, да это и невозможно: любые акты общения и взаимодействия людей
интенциональны, поэтому требование нейтральности, равно как и сама
нейтральность – тоже позиция, скрывающая, подобно ширме, другие цели и мотивы.

Требуя, например, от
общества толерантности по отношению к себе, иными словами, нейтральности,
сексуальные меньшинства отнюдь не нейтральны по отношению к обществу, поскольку
прибегают к открытой пропаганде. Создатели низкопробной социокультурной
продукции декларируют свободу слова и творчества, однако не забывают
пользоваться рекламой, причем нередко чем слабее произведение, тем больше
рекламы. Социумы и власть, принимающие безоговорочно политику нейтральности,
большей частью пытаются таким образом решить другие, более острые проблемы:
снять конфликтность в обществе, получить бонусы доверия и соответствия вызовам
времени (в результате к нерешенным проблемам прибавляются новые). Значительная
(не вся) часть современных мигрантов, декларируя нейтральность по отношению к
себе, ориентирована, тем не менее, на качественные изменения принявших их
соцумов.

Волны молодежных
беспорядков, прокатившихся по улицам многих вполне цивилизованных и развитых
стран, заставили многих политиков прийти к мысли о несостоятельности
толерантности как нейтральности; дружелюбие и взаимовыручку никто не отменял.

Интенция нейтральности не
отвечает ожиданиям большинства россиян современного старшего и среднего
поколения: такое изучение было проведено в середине 90-ых годов в серии
исследований восприятия информационных и общественно-политических телепрограмм
(интенция нейтральности в этот период там превалировала). Мало того, она
вызывала раздражение и охлаждение по отношению к тем телеведущим, которым, по
настоянию начальства, пришлось изменить свою творческую манеру и стать
предельно нейтральными по отношению к тем событиям, о которых шла речь.

В жизнь, однако, приходят
новые поколения, и социальные ожидания здесь могут быть самыми неожиданными.
Это люди, уже выросшие (или подрастающие) под влиянием интенции нейтральности,
она уже вошла, тем или иным образом, в их картины мира. Для одних это подсказка
к безнаказанности и вседозволенности – они и становятся участниками массовых беспорядков.
Для других – ощущение отсутствия точки опоры, вектора, обеспечивающего им
успешное взаимодействие с жизненной средой, отсюда зашоренность, инфантилизм,
эгоизм в мечтах и социальных представлениях.

Так, подавляющее
большинство школьников 6-9 классов (опрос проходил в 2011 г. в школах, в
присутствии учителей, все дети из благополучных семей, опрошено 200 человек) в
ответах на открытые вопросы анкеты о желательном и нежелательном не выходили за
круг материальных интересов и личных удовольствий: хочу новую модель телефона;
с друзьями гулять хочу и т.д.; а чего не хочу? – учиться не хочу; экзамен
сдавать не хочу; хочу, чтобы не ругали… Что это, как не зачатки нейтральности
по отношению к планете, миру, обществу, даже – к своей будущей карьере и социальному
статусу?

Анализ концептуальных
основ толерантности неминуемо выводит на размышления о том, какие качества
личности предпочтительнее для выживания и стабильности социума? Общие и,
безусловно, верные характеристики – это личность духовная, нравственная,
гармонически развития, социально ориентированная.

Однако ни одна из этих
характеристик несовместима с нейтральностью, мало того, все они являются ее
антиподами, поскольку предполагают определенность личностной позиции: в каких
случаях следует проявить терпимость, а в каких – нетерпимость.

Актуальные вызовы
времени, связанные с молодежным экстремизмом и, в целом, с идеологий
толерантности ставят перед современной социальной наукой задачу выработки и
активного использования качественных индикаторов, позволяющих диагностику,
прогнозирование и предупреждение процессов, связанных с экстремизмом, массовыми
беспорядками и т.д.

Одним из таких значимых и
реально работающих индикаторов могут служить данные о параметрах
социоментальных групп, различающихся уровнем развития коммуникативных навыков,
– в социуме, в отдельных общностях, коллективах и т.д.

Получать такие данные
позволяет использование семиосоциопсихологической парадигмы, в рамках которой
разработаны технологии определения уровня развития коммуникативных навыков
(отнесения к той или иной социоментальной группе, или «группе сознания»).

В центре внимания этой
парадигмы интенциональные характеристики общения и взаимодействия людей
(интенция, от лат. intentio, трактуется здесь как «равнодействующая мотивов и
целей…»), с одной стороны, и особенности их понимания и интерпретирования, с
другой.

Для доказательного
выявления интенциональности разработан метод интенционального
(мотивационно-целевого) анализа. При этом выявленная интенциональность приравнивается
к основному смыслу, смысловой доминанте, тому самому главному, что отличает
данный акт общения или взаимодействия.

Серия проведенных нами
исследований фиксирует закономерности (на уровне тенденций) между
принадлежностью человека к той или иной социоментальной группе и социальной
значимостью его представлений о действительности («картин мира»), определяющих
большинство его действий и эмоциональных реакций.

Полученные данные
убедительно свидетельствуют, что важнейшее, социально значимое качество личности,
– это высокий уровень коммуникативных навыков (социоментального развития),
характеризующийся умением адекватно понимать интенциональные (смысловые)
доминанты – собеседника, воспринятых произведений, реальных событий и т.д.
Именно такая, понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет
нации, «соль земли».

При этом традиционные
социологические характеристики (пол, возраст, место жительства, уровень
образования, род занятий), равно как и социально-психологические (интересы,
предпочтения и т.д.), определяющего значения для достижения высокого уровня
коммуникативных навыков не имеют: это социоментальная особенность личности,
сопровождающаяся специфическими навыками, которые, по утверждению автора
семиосоциопсихологической парадигмы Т.М. Дридзе, «можно и нужно развивать».

Параметры группы с
высоким уровнем развития коммуникативных навыков в социуме невелики: от 9-13%
до 25-27%, в зависимости от особенностей предмета восприятия (сказка это,
например, или – сложный текст).

Остальные же группы (то
есть группы со средним и, особенно, с низким уровнем развития коммуникативных
навыков) в большей или меньшей степени, но находятся в «зоне риска» при
диагностике социально значимых поведенческих и эмоциональных реакций.
Представители этих групп – а это большая часть современной молодежи – «питают»
антисоциальные процессы, становятся активными потребителями и «жертвами»
массовой культуры.

Здесь ярко выражено
стремление к подражанию (моде, рекламе, компьютерным играм, героям кино-и
телефильмов и т.д.).

Здесь и свой собственный
набор ценностей: особо ценится «крутизна», брутальность, забавность
(«прикольность»); так, отрицательные герои воспринятых произведений нередко
оцениваются в анкетах положительно именно за эти качества.

Здесь и повышенная
толерантность к асоциальным явлениям и проявлениям: может одобряться, например,
нечестность, попрание законов и нравственных норм.

Главная же проблема в
том, что данные группы молодежи легко поддаются воздейственным и манипулятивным
приемам, чем и пользуются организаторы массовых беспорядков, преследуя свои
собственные цели и задачи. Об этих целях и задачах несовершеннолетняя «движущая
сила» таких акций не задумывается, а если бы, предположим, ее кто-нибудь для
них озвучил, не услыхала бы, пропустила бы мимо ушей.

Их «ведет» иная
мотивация: внедренная и безотказно действующая идея солидарности внутри группы;
стремление проявить себя («я – крутой»); покуражиться («поймать кайф»),
продублировать драку из компьютерных игр или кино-теле-видеофильмов.

В вышеупомянутом исследовании,
кстати, большая часть представителей групп с низким и средним уровнями развития
коммуникативных навыков в ответ на просьбу назвать любое недавно воспринятое и
понравившееся произведение (можно было назвать любую книгу, телепередачу,
кинофильм, театральную постановку, компьютерную игру и т.д.) называли
преимущественно компьютерные игры, причем такие, где происходят жестокие
сражения.

Основное время досуга
представителей этой групп посвящено компьютерным боям, которые они ищут и
находят в виртуальном мире и, как показывает статистика правонарушений, порой
переносят в реальность, потеряв (от усталости, перевозбуждения и т.д.)
представление о границах этих миров.

Как выяснилось из анализа
комплекса других вопросов анкеты, общий уровень социокультурных интересов здесь
невысок.

Ситуация усугубляется
тем, что не только компьютерные игры, но и многие широко рекламируемые и потому
популярные образцы современной социокультурной продукции, в погоне за
аудиторией (точнее, за прибылью), продуцируют, на фоне захватывающего действа,
примитивную или даже странную интенциональность, например, идею преимуществ
обладания колдовскими чарами, целесообразности дружбы с колдунами, ведьмами и
т.д.

Встреча с такими
произведениями проходит безболезненно только для представителей группы с
высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Представители же других
социоментальных групп (и это не только школьники!) большей частью верят
авторскому вымыслу и, мало того, не прочь и в своей реальной жизни слепо
следовать авторской мотивации и жестокостям сюжета.

Будем ли мы, то есть
общество, продолжать оставаться нейтральными по отношению к качественным
характеристикам подрастающего поколения?

Поскольку традиционные
методы и подходы в образовании и воспитании работают не так эффективно, как
хотелось бы, задачи массового социоментального развития людей, наших
современников, прежде всего детей и молодежи, должны выйти на первый план,
вместо того, чтобы преимущественно информировать (основная задача современной
системы образования) и развлекать (основная функция современной социокультурной
среды).

Даже незначительные
положительные изменения в параметрах социоментальных групп окажут позитивное
влияние на качество и социальную направленность процессов самоорганизации в
этих группах, равно как и на вектор самоопределения людей, составляющих эти
группы.

И в заключение – о
лозунге «толерантность». Он пришел к нам извне и фактически заменил собою такие
традиционные для российского менталитета понятия, как духовность,
гармоничность, нравственность (он – в рамках этих понятий, а не выше и, тем
более, не вместо их!). Не пора ли к ним вернуться – ведь вектор социальных
процессов в значительной степени определяют общепринятые значения и
интенциональные нюансы.

                  ОБРАЗЕЦ
выполнения:

Самостоятельная
работа по социальной антропологии.

Выполнил(а)
студент(ка):  Бобылева Н.

Конспект статьи Адамьянц
Т.З. Толентаность: нейтральность или определенность,  2008

Источник: Адамьянц
Т.З. Толерантность: нейтральность или определеность? [Электронный ресурс]:
состояние проблемы и перспективы исследований // Институт социологии Российской
Академии наук. URL:
http://www.isras.ru/blog_ad_15.html (дата
обращения: 24.06.2012).

 “Есть
мнение. что концепция толерантности неверна.

Лозунг толерантсти
по-разному понимается, по-разному осуществляется в реальной жизни.

Это
доброжелательность, солидарность и взаимная поддержка людей, групп, сообществ,
социумов , то есть на Земле.

 Это
нейтральность по отношению к «не таким, как все» – людям, явлениям, движениям.

Идея
нейтральности часто оказывается манипулятивным приемом.

Например,
сексуальные меньшинства требуют толентнотного отношения, но сами отнюдь не
нейтральны по отношению к обществу.

 Социумы и
власть пытаются таким образом решить другие, более острые проблемы, например,
получить доверие граждан.

Для молодых
людей  идея нейтарльности равна идее безнаказанности и
вседозволенности. Они  становятся участниками массовых беспорядков.

Серия
проведенных  автором исследований фиксирует закономерности

Полученные данные:
наиболее важны высокий уровень коммуникативных навыков, умение адекватно
понимать собеседника.

Именно такая,
понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет нации, «соль
земли».

Главная же проблема
в том, что данные группы молодежи легко поддаются влиянию, чем и пользуются
организаторы массовых беспорядков, преследуя свои собственные цели и задачи. Их
«ведет» иная мотивация: идея солидарности внутри группы; стремление проявить
себя («я – крутой»); покуражиться («поймать кайф»), продублировать драку из
компьютерных игр. На просьбу назвать любое недавно воспринятое произведение
(любую книгу, телепередачу, кинофильм, театральную постановку, компьютерную
игру) называли только компьютерные игры с жестокими сражениями.

Будет общество
продолжать оставаться нейтральными по отношению к таким качественным
характеристикам подрастающего поколения?

Лозунг
«толерантность» фактически заменил понятия духовность, гармоничность,
нравственность.”

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу – сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат – обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат – как снизить и убрать из текста

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Содержание

  • Что такое конспект
  • Виды
    • План-конспект
    • Схематический план
    • Текстуальный конспект
    • Свободный
    • Тематический конспект
    • Графический
  • Как писать
    • Конспект лекций
    • Литературы
    • Оформление конспекта
  • Необычные виды конспектирования
    • Майнд-карты
    • Метод Корнелла
  • Пример конспекта
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. КонспектФизической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Виды

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

За основу берется план, который нередко предлагается лектором в начале занятия или самостоятельно составляется перед прочтением книги. По мере раскрытия вопросов каждый подпункт «обрастает» комментариями, и в итоге они превращаются в структурированный, логический текст. Такой конспект отлично подойдет для подготовки к выступлениям на семинарах, позволит не упустить важные моменты и раскрыть суть поставленного вопроса.

Схематический план

КонспектОбычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

КонспектХороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

  • Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
  • КонспектИспользовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
  • Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
    • гос-во (государство);
    • кол-во (количество);
    • ин-т (институт);
    • стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

КонспектЭтот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Добавить комментарий