Тема фрагмента урока во 2 «А» классе: Телеграмма как один из жанров письма в формировании речевой идентичности младших школьников
Учебная задача: учить составлять телеграмму на основе выделения главной мысли письма-просьбы
1.ОРГМОМЕНТ
Ребята, к нам приехали учителя из разных школ нашей области.
Давайте ИХ поприветствуем .
Сегодняшний урок я предлагаю провести под девизом: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
—Как вы объясните его смысл?
– Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем много нового и интересного, сами будем составлять письменные речевые высказывания.
Поворачиваемся, киваем головой
Цель: настрой на урок.
Мотивационный компонент учебной деятельности
2. РАБОТА ПО ГРУППАМ.
Достаю черный ящик.
Вам необходимо по моим подсказкам отгадать что внутри.
-В ящике предмет, существительное, ж.р.
предмет может быть стеклянным, пластиковым.
(если не отгадали – показываю РЕБУС)
—–(вынимаю бутылки)
(Каждой группе раздается бутылка)
—–Не открывайте.
-Как Вы думаете, что может быть внутри бутылок?
– Давайте откроем и проверим Ваши предположения.
Здравствуйте, незнакомцы!
Пишет Вам командир экспедиции.
Наша команда отправились на остров Олений. Перед нами была поставлена задача: изучить климат и животных острова. Начались сильные морозы. Вышла из строя радиостанция. Разрядились сотовые телефоны. У нас заканчивается провизия для нас и корм для животных. Наша экспедиция не может сообщить о беде на Большую Землю.
Мы ждём от Вас помощи. Передайте о нашем бедствии в Центр Путешественников в Москве.
Командир экспедиции
с острова Олений.
-Ребята, можно ли определить, что перед нами?
-Что нам необходимо сделать?
—–Давайте соберем кусочки и посмотрим, что же перед нами?
-Обратите внимание на то, что нет некоторых слов.
– Из-за отсутствия этих слов мы можем не понять что это.
– Возьмите карандаши и в своей группе попробуйте восстановить недостающие слова.
–!!– Выступление групп (воспроизведение пропущенных слов)
– Что же перед вами?
Ответы детей
Сок, кефир, …….., ………., письмо
Письмо «ПАЗЛАМИ»
Собрать части
Письмо (сделать акцент на того, кто был прав)
Мотивационный компонент УД
Эмоциональный компонент речевой идентичности
Цель: знакомство с новым видом письма – письмом- просьбой
Деятельностный компонент
речевой идентичности
Цель: развитие умения точно подбора слов на основе анализа информации
3.РАБОТА С МОДЕЛЬЮ ПИСЬМА
–Как вы определили, что это письмо?
-Так откуда это письмо?
–Как оно могло до нас добраться?
СЛАЙД
Здесь есть: – приветствие, обращение
-сообщение
-подпись
Письмо с острова Олений ,
могло добраться до нас по воде. Приплыло по реке, принесли рыбаки
Актуализация знаний
4.РАБОТА С КАРТОЙ
–Ребята, а где находится этот остров?
-Давайте рассмотрим карту и найдем этот остров? Обведите его маркером.
Посмотрите, какой длинный путь проделало это письмо до нас.
Такой способ передачи письма называется «бутылочной почтой», письма отправляются по воде в бутылке.
На севере, т.к. в письме говорится о морозах и назван он Олений, значит там водятся олени.
слайд
слайд
слайд
Мотивационный компонент УД
Познавательный компонент
речевой идентичности
Цель: развитие умения работать с графической информацией
5. СВЕДЕНИЯ О БУТЫЛОЧНОЙ ПОЧТЕ
Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий философ Теофраст, который изучал течения.
Дошедший до нас из глубины веков этот способ почтового отправления надежно служит людям и поныне. Помимо ученых изучающих морские течения, им пользуются иногда как средством передачи сообщений.
Хочу привести Вам один пример:
Однажды 5-ти летний немецкий мальчик кинул послание в бутылке в Балтийское море. Спустя 24 года тринадцатилетний мальчик из России получил это послание и написал ответ по указанному в письме адресу. Немецкому мальчику из письма сейчас 29 лет и когда он получил ответ, он едва поверил своим глазам. Сейчас они общаются через интернет.
Так «Бутылочное письмо» привело к дружбе немца и россиянина.
СЛАЙД
СЛАЙД
Познавательный компонент
речевой идентичности
Цель: сообщение новой информации
Эмоциональный компонент
речевой идентичности
6. Актуализация знаний. Виды письма.
Какие бывают письма?
А какое наше письмо?
-Зачитайте слова из письма доказывающее это.
-Что мы должны сделать с этим письмом?
-А как мы это сделаем?
7.Знакомство с телеграммой
А) Знакомство со словом
ТЕЛЕГРАММА – образовалось от двух греческих
слов, они в переводе означают: «теле» – далеко, «грамма» – запись.
—А значение слова телеграмма найдём в словарях.
–На партах лежат толковый, универсальный и иностранный словари
Телеграммы отправляют на особых бланках.
В телеграмме надо оплачивать каждый знак, каждое слово, вот почему сообщение делают как можно короче. Люди договорились не писать в тексте сообщения предлоги, союзы и не ставить знаки препинания
Б) Составление модели телеграммы
-Для отправки телеграммы нужно составить её модель.
-Вы сказали, что телеграмма – это краткое сообщение, поэтому и модель письма состоит только из 2-х частей
У телеграммы отсутствует обращение, далее идет
-Сжатый текст
-подпись
Телеграмма является одним из жанров письма
В) Работа по группам. Составление текста телеграммы.
-Для составления нашей телеграммы мы должны выделить главную мысль нашего письма.
-Давайте попробуем составить телеграмму.
Куда отправляем телеграмму?
А как мы подпишемся? (кратко)
Дифференциация по степени сложности(1,2 группа у вас лежат конверты со словами-помощниками, а 3 гр. — попробует самостоятельной составить текст телеграммы.
У 1 и 2 группы в конверте набор слов
Предложите свой вариант телеграммы.
Помните о том, что текст телеграммы должен быть кратким и содержать главную мысль
Ученики наклеивают текст на телеграмму и зачитывают свои варианты по группам.
8. Итог урока. Рефлексия.
–Мы заслушали варианты ваших телеграмм.
МОЛОДЦЫ!
Все с работой справились.
В каждой телеграмме прозвучала главная мысль полученного письма.
-Что нужно знать и уметь, чтобы отправить телеграмму?
-Теперь вы сами сможете отправить телеграмму.
Деловые, личные, письмо-поздравление
СЛАЙД
Письмо- просьба
Зачитывают слова из письма (Мы ждем от Вас помощи,
Передайте о нашем бедствии)
Отправить в центр Путешественников
(Если скажут: sms- не знаем номера телефона; Если электронное письмо или обычное письмо – не знаем адреса)
ТЕЛЕГРАММА
зачитываем по группам
СЛАЙД (чист. Бланк
телеграммы)
текст СЛАЙД
Подпись
Москва СЛАЙД
Центр Путешественников
второклассники
Командир экспедиции, экспедиция, на Оленьем острове, просит о, беда, срочное помощи, разрядились, второклассники, ученики 2 «а» класса, корм для животных, передайте о бедствии, провизия, ждёт помощи, Москва, Центр Путешественников, школа № 20
телеграммы крепим на доску
Знать модель телеграммы
Уметь кратко формулировать свои мысли
Цель: актуализация знаний о видах писем
Познавательный компонент речевой идентичности
Цель: познакомить с новым жанром письма – телеграммой; составить модель
Познавательный компонент
речевой идентичности
Ценностно-смысловой компонент
речевой идентичности
Цель: составить и записать текст телеграммы
Деятельностный компонент
речевой идентичности
Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат цветные конвертики.
—Если вам все понятно по теме «Как писать телеграммы», то выберите конверт с восклицательным знаком.
—Если все понятно, но появились новые вопросы и вы хотели бы узнать что-то новое, то выберите — !?
—Если остались затруднения по теме: «Написание телеграмм» , то — ?
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!!
Каждая группа по очереди прикрепляет к доске конверты.
Самооценка
Эмоционально-оценочный компонент
Урок
развития речи во 2 классе
Тема: Учимся писать записки,
поздравления, телеграммы.
Цели: научить составлять
записки, разные по назначению; закрепить знание о правилах написания
предложений и имён собственных.
Оборудование:
толковый словарь, презентация, карточки с заданиями, записные книжечки.
Ход урока
I.
Организационный момент
Ветер
дует нам в лицо,
Закачалось
деревцо.
Деревцо
всё выше, выше,
А
ребята тише, тише.
II.
Целеполагание
Учитель: Ребята, посмотрите на
слайд и прочитайте тексты.
Текст
1.
Марина!
Я жду тебя завтра у сельской библиотеки в 9 часов утра. Приходи, пожалуйста. Твоя
подруга Люда.
Текст
2
Встречайте
1 сентября. Поезд № 33. Вагон 15. Ваша мама.
Текст
3.
Дорогая
бабушка! Здравствуй! Как ты живёшь? Я соскучилась. Приезжай в гости. Очень
ждём. Внучка Настя.
Текст
4.
Дорогая
мамочка! Поздравляю тебя с днём рождения. Желаю крепкого здоровья, счастья. Твоя
дочь Ирина.
Учитель: Когда люди пишут
такие маленькие письма? (Ответы детей)
Учитель: Ребята, вы или
ваши родители оставляют вам такие листочки? А кто знает, как они называются?
Дети: Записки.
Учитель: Тема нашего урока
– «Учимся писать записки, поздравления, телеграммы».
III.
Работа по теме урока
Учитель: Что же такое
записка?
( Ученики находят определение в толковом словаре.)
Учитель: В записке
обязательно должны присутствовать определённые части: обращение, сообщение,
подпись.
(Работа с определением по слайду.)
Работа в группах. ( Класс разделён на 4 группы).
Каждой группе даётся записка. Учащиеся должны найти в текстах ошибки и корректировать
текст.
IV.
Физкультминутка
Мой зонтик
Вот
это – мой зонтик, я в дождь хожу с ним,
(поднять правую руку над головой, согнув в кисти –
«зонтик»)
Пусть
дождь барабанит – останусь сухим.
(барабанить пальцами левой руки по правой, как дождь
по зонтику)
А
вот моя книжка, могу почитать,
(раскрыть ладони «книжечкой» )
Могу
вам картиночки в ней показать.
(руки
вытягивать, ладони открыть)
Вот
это – мой мяч, очень ловкий, смешной,
(сжимать кулачок, вращать кистью руки)
Его
я бросаю над головой.
(рука, как мячик прыгает над головой)
А
вот мой котёнок, я глажу его,
(левую руку согнуть в локте, кулак сжать, прижимаем руку
к туловищу, правой рукой гладить левую руку как котёнка)
Мурлыкает
он для меня одного!
Мяю!
V.
Продолжение работы по теме урока
Учитель: Как будет
называться маленькое письмо, которое можно написать другу, который заболел?
Дети: Записка.
Учитель: Что должно быть в
начале записки?
Дети: Имя друга.
Учитель: О чём можно
спросить у друга?
Дети: О его здоровье.
Учитель: Чем можно его
успокоить?
Дети: Написать, что друзья
будут ему помогать во всём.
Учитель: Чем можно закончить
записку?
Дети: Пожелать другу
скорейшего выздоровления.
Учитель: Нужно ли указать в
конце записки автора? ( Ответы учащихся.)
Учитель: Ребята, в записках
можно не только сообщать что – то, но и просить о чём –то, предлагать что –
нибудь, приглашать в гости.
Попробуйте
составить записку. Первая группа составляет поздравительную записку, вторая –
записку с просьбой о чём – то, третья – телеграмму, четвёртая – записку с приглашением
в гости.
VI.
Самостоятельная письменная работа
Учащиеся
пишут записки.
После завершения каждая группа представляет свою
работу. При необходимости идёт обсуждение и корректировка работ.
VII.
Итог урока
Учитель: Что нового узнали
сегодня на уроке? Что такое записка?
Дети: Сообщение в виде
маленького письма.
Учитель: Из каких частей
состоит записка?
Дети: Обращение, сообщение,
подпись.
Учитель: Кому можно их
написать?
Дети: Другу, одноклассникам,
родителям.
Учитель: Что такое
поздравление?
Дети: Приветствие, написанное
по приятному, радостному случаю.
Учитель: Что такое телеграмма?
Дети: Короткое сообщение,
которое отправляют по телеграфу.
VIII.
Рефлексия
Учитель: Понравилась ли
вам работа на уроке? Оцените свои достижения на уроке. На партах у вас
Смайлики. Но у него чего – то не хватает. Что? Возьмите фломастер или карандаш
и нарисуйте Смайлику ротик: если урок вам понравился, то улыбающийся, если
нет, то грустный. Покажите Смайлики. Я, вижу, что урок вам понравился. Вы очень
хорошо работали. Урок окончен. Спасибо за работу.
Тема урока: «Составление текста телеграммы».
Цели урока: познакомить с правилами составления текстов телеграмм и правильного заполнения телеграфных бланков, формировать умение составлять тексты телеграмм разного содержания, заполнять телеграфные бланки, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи при работе в паре и группе.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Посмотрим, ребята, друг на друга, улыбнитесь друг другу.
– Скажите, какое у вас сейчас настроение?
– Я бы хотела, чтобы такое настроение у вас было до конца урока.
II.Актуализация знаний.
-
Каллиграфическая минутка: Тт те ет телеграмма (знакомство с новым словарным словом путем отгадывания ребуса)
-
Словарная работа:
– отгадайте загадки и подумайте, как отгадки связаны с новым словарным словом телеграмма?
На конверте я под маркой Без ошибки, без помарки. Если ж кто-то ошибётся, То письмо назад вернётся. (адрес) |
Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу – и вмиг расклею! (конверт) |
(ответы учащихся)
3. Беседа.
– Вспомните, какие средства связи вы знаете? (таблички с этими словами, прикрепляются на доску: почта, телеграф, телефон.
4. Работа в паре.
– Распределите слова по столбикам и заполните таблицу (таблицы на столах учеников).
Средства связи |
Вид связи |
Слова для справок: почта, денежные переводы, письма, посылки, телеграф, открытки, переговоры, бандероли, телеграммы, телефон.
5. Блиц-опрос. Цель – повторение пройденного.
– Какие виды писем вы знаете?
– Что не нужно отправлять письмом?
– Почему не дошло до дедушки письмо Ваньки Жукова?
– Как быстро передать сведения в другой пункт? (Ответы учащихся)
– А знаете ли вы, как правильно писать телеграмму?
III. Сообщение темы и задач урока.
IV. Сообщение теоретических сведений. (Презентация «Телеграмма»)
В ходе презентации учитель знакомит учащихся с правилами написания текста телеграммы в сравнении с письмом. На одной стороне слайда написан текст письма, на другой – этот же текст для телеграммы. Учитель привлекает внимание детей к тому, что сокращено. Предлагает внимательно прочесть текст телеграммы и найти слова, которые можно исключить из текста, не теряя смысла телеграммы. На основании проделанной работы учитель подводит учащихся к формулировке требований к составлению текста телеграммы, после чего эти правила высвечивает на слайде презентации:
текст телеграммы пишется кратко, с пропуском предлогов и знаков препинания.
V. Закрепление изученного материала
1. Упражнения в составлении текста телеграмм. Работа в группе.
а) Найдите в телеграммах лишние слова, исправьте.
Встречайте пятого, в поезде двести шестнадцать, в вагоне три. Лиза.
Поздравляю с днем рождения. Желаю здоровья и счастья.
Срочно выезжай, потому что больна мама.
Поздравляю с новосельем.
Поздравляю с праздником 8 Марта.
-
Работа с учебником. Выполнение упр. 8 на с. 8
Учитель сообщает, что на телеграфе телеграфист предложит текст телеграммы написать самостоятельно, раздает телеграфные бланки каждой группе учеников.
В ходе беседы выясняют, какие графы имеет телеграмма, что в них пишется, особенности их заполнения. Учитель обращает внимание на индекс, объясняет, почему необходимо написать правильно почтовое отделение, почему требуется правильно и полностью написать обратный адрес. Составляется план написания телеграммы:
– вверху бланка пишется адрес (куда) и фамилия лица, которому посылается телеграмма (кому).
– строкой или двумя ниже пишется текст телеграммы.
– после текста имя отправителя (от кого).
– под чертой бланка пишется фамилия и адрес отправителя.
VI. Практическая работа.
Учащиеся должны заполнить бланки составленной по упр. 8 телеграммой. Учитель контролирует их работу и оценивает качество выполненной работы.
VII. Моделирование реальных ситуаций.
Каждая группа получает карточку с заданием послать телеграмму:
1 группа – новоселье;
2 группа – рождение сына;
3 группа – сообщение о болезни родственника;
4 группа – поздравление с Новым годом.
Учащиеся садятся за столы, на которых лежат бланки и ручки. Это телеграф Учащиеся обсуждают тексты, заполняют бланки.
Учитель – оператор телеграфа. К нему выстраивается очередь из представителей каждой группы. Учитель принимает телеграммы, если есть ошибки, возвращает, просит подумать, например, над текстом, проверить правильность написания адресов, оценивает работу учащихся каждой группы.
VIII. Рефлексия. Подведение итогов.
IX. Домашнее задание: с. 9 упр. 9, творческое задание упр. 10
Цели:
- Дидактическая – моделирование различных
речевых ситуаций для развития письменной речи
младших школьников. - Практическая – показать, как на практике
используются полученные знания о предлогах, в
частности при составлении телеграмм.
Задачи:
- Обучающие – познакомить с телеграммой, как
видом сообщения информации; научить составлять
телеграммы, разные по назначению, исключая при
этом предлоги из текста телеграммы; закрепить
знание о том, что предлог – это часть речи и со
словами пишется раздельно. - Развивающие – развитие навыка
орфографической зоркости; развитие навыка
работы со словарем; расширение словарного
запаса. - Воспитательные – воспитание умения
применять полученные знания на практике;
воспитание аккуратности, прилежания.
Оборудование: интерактивная
копировальная доска Panaboard; бланк телеграммы,
взятый на почте; карточки для индивидуальной
работы с текстами телеграмм, разных по
назначению; книжка-самоделка с телеграммами,
составленными учениками прошлого выпуска;
карточки для индивидуального домашнего задания.
Межпредметные связи: литературное
чтение, математика.
Ход урока
1. Орг.момент.
Пальчиковая гимнастика.
Сообщение плана урока.
2. Минутка чистописания.
Дети прописывают строчку: т мм т мм
Самоконтроль: под самой красивой буквой ставим
точку. Весь урок следим за написанием этих букв,
чтобы они были красивыми и правильными.
3. Проверка домашнего задания.
К этому уроку было дано задание на
индивидуальных карточках: сплошной текст без
пробелов разделить на слова и предложения. В
каждом предложении называются предлоги.
Обращается внимание, что предлоги со словами
пишутся раздельно.
4. Устный опрос:
– Что такое предлог? (это часть речи). – Почему
это часть речи? – Какие еще знаете части речи? Что
они обозначают? – Что обозначает предлог? Какая
это часть речи? (служебная) – Для чего служит
предлог? – Как пишутся предлоги с другими
словами-частями речи? – Как вы думаете, а в
иностранных языках есть предлоги? Являются ли
они там частью речи? Почему? Как в иностранных
языках пишутся предлоги со словами – тоже
раздельно или слитно? Узнайте об этом у учителя
иностранного языка или у родителей.
5. Закрепление пройденного материала.
Диктант “Проверяю себя”. Установка: что знаю –
пишу, что не знаю – не пишу, ставлю точку. Текст
диктанта взят из домашнего задания с прошлых
уроков “Диктант для товарища по теме
“Предлоги” (об этом сообщается ученикам, также
сообщается, чей текст будем писать).
У дома большая клумба. На клумбе красивые
цветы. Около цветов жужжит пчела. (Федорова
Света).
Повторяется правило о раздельном написании
предлогов.
6. Введение в новую тему.
– Предлоги играют важную роль в нашей речи. Но и
в повседневной жизни они могут сослужить хорошую
службу – могут помочь сэкономить деньги! Как?
Сейчас об этом и узнаем. Итак, тема нашего урока –
“Телеграмма”. Кто слышал это слово? Кто знает,
что такое телеграмма? (дети дают ответы, опираясь
на жизненный опыт).
7. Работа со словарем.
– Узнаем значение слова “телеграмма” в
толковом словаре.
Заранее подготовленные дети читают о значении
слова в толковом словаре. Желательно взять
разные издания толковых словарей, чтобы
информация о значении слова прозвучала
несколько раз. Здесь же продемонстрировать бланк
телеграммы, взятый на почте. – Повторите, как
запомнили, что такое телеграмма.
8. Словарная работа.
– Произнесите слово “телеграмма”. Какие две
части можно услышать в этом слове? (“теле” и
“грамма”). – Назовите еще слова с частью
“теле”.
Дети называют слова, опираясь на жизненный
опыт. После учитель предлагает прочитать слова с
частью “теле” с доски (телефон, телевизор,
телепатия и т. д.) и объяснить значение некоторых
слов. Если дети затрудняются, то учитель сам дает
объяснение. – Обратите внимание, как пишется
часть “теле” – слитно. Прочитайте хором:
“теле”.
– Назовите слова с частью “грамма” в конце
слова. – Прочитайте слова, написанные на доске
(программа, радиограмма, фонограмма и т. д.),
объясните их значение. – Произнесите медленно
“г-р-а-м-м-а”. –Услышали долгий звук м-м? Этот
долгий звук на письме обозначается двумя буквами
“м”. Посмотрите еще раз, как написана часть
“грамма”.
Затем написанное на доске убирается. Детям
предлагается самостоятельно записать слово
“телеграмма” в тетрадях, обратить внимание на
правильное и красивое написание букв “т” и “м”.
Проверка: вызванный ученик (тот, кто быстро
справился с заданием) пишет это слово на доске,
остальные сверяют написанное.
Физминутка.
9. Новая тема.
– Итак, вы научились писать слово
“телеграмма”. А при чем же здесь предлоги,
спросите вы. Вот теперь мы подошли к самому
главному на нашем уроке. Чтобы отправить
телеграмму, мы идем на почту. Там есть телеграф,
где отправляют телеграммы. Мы заполняем
специальный бланк (еще раз демонстрируем бланк
телеграммы), где указываем адрес- куда отправляем
телеграмму, обратный адрес- от кого телеграмма, и
пишем сам текст телеграммы. Он должен быть очень
коротким и точным. За отправку телеграммы мы
платим деньги. В телеграмме оценивается каждое
слово. Чем больше слов, тем дороже телеграмма.
Сейчас одно слово стоит 1 рубль 10 копеек
(записывается на доске). А сколько будут стоить 2
слова? 5 слов? 10 слов? Чтобы платить меньше за
телеграмму, люди придумали хитрость: они
выбрасывают из текста телеграммы маленькие
слова – предлоги, союзы –так, чтобы смысл текста
можно было понять, но платить пришлось бы меньше.
Разберем на конкретном примере. Поможет в этом
нам “волшебная” доска.
10. Работа с копировальной доской Panaboard.
– Все вы знаете героев популярного мультфильма
про Простоквашино: дядю Федора, кота Матроскина,
собаку Шарика и почтальона Печкина. В зимней
серии кот и пес поссорились друг с другом и не
разговаривали. Общались они через почтальона
Печкина. Кот слал Шарику телеграммы. Вот одна из
них: (открывается текст на копировальной доске)
“Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои
валенки и иди в лес за елкой”.
– Посчитайте, сколько слов в телеграмме.(14) Это
будет стоить…(некоторые второклассники уже
смогут посчитать стоимость; если не смогут, то
скажет учитель) – 15 рублей 40 копеек.
Под текстом на доске записывается: “Итого:
15руб. 40 коп.”
– Как сделать текст телеграммы короче, чтобы
платить меньше? Ведь кот Матроскин любит
экономить. Уберем из текста предлоги и союз.
Назовите их. (и, в, за). Вот что получилось.(экран
доски передвигается на оборотную сторону,
открывая новый текст) “Скоро приедет дядя Федор.
Срочно бери мои валенки иди лес елкой”. Можно
понять, о чем речь? Сосчитайте, сколько слов в
этой телеграмме.(11) Сколько это будет стоить? (12
рублей 10 копеек)
Под текстом на доске записывается: “Итого: 12
руб. 10 коп”.
– Видно, что без предлогов телеграмма стоит
дешевле. А сейчас чудо-доска распечатает то, что
на ней написано.
Копировальная доска выдает лист, на котором
напечатаны оба текста на одной стороне.
-Пусть это будет своеобразной памяткой о том,
как составлять телеграммы и считать их
стоимость. Эта памятка поможет выполнить
домашнее задание.
(Если позволяет время, то этот пример можно
записать в тетрадь).
11. Закрепление нового.
-Теперь давайте вместе составим текст
телеграммы. Телеграммы бывают: поздравительные,
пригласительные, ответ на поздравление,
приглашение, телеграммы с просьбой приехать,
встретить, выслать что-то. Главное – чтобы текст
был кратким, иногда в 1 предложение. Предлагаю
такую ситуацию. Скоро в нашей школе состоится
военно-спортивная игра “Зарничка”, и мы хотим
пригласить на эту игру военных из воинской части,
чтобы они посмотрели, какие мы будущие защитники
Отечества. Итак, составим текст пригласительной
телеграммы.
Коллективное составление текста, учитель
записывает на доске.
– Какое первое слово? – Приезжайте. – Куда? – К
нам в школу. – Когда? – В среду. – Зачем? – На игру
“Зарничка”.
“Приезжайте к нам в школу в среду на игру
“Зарничка”.
– Запишите этот текст в тетрадь, сосчитайте,
сколько получилось слов, подчеркните предлоги.
(учитель называет стоимость телеграммы)
– А теперь “зашифруем” телеграмму – запишем ее
без предлогов. Назовите предлоги, которые надо
убрать.
Учитель на доске стирает в тексте предлоги,
дети читают новый текст, записывают в тетрадях,
считают количество слов. Учитель снова называет
стоимость. Дети сравнивают стоимости обеих
телеграмм.
Физминутка сидя.
12. Самостоятельная работа.
– Предлагаю вам задание – “расшифровать”
телеграмму.
Каждый ученик получает карточку с текстом
телеграммы без предлогов. Сообщается, что эти
телеграммы составляли ребята – ученики прошлых
лет.
– Задание: прочитать телеграмму, догадаться, о
чем идет речь, какая это телеграмма –
поздравительная, пригласительная и пр., записать
в тетрадь текст с предлогами, т.е. первоначальный
текст.
Проверка: несколько учеников зачитывают свои
тексты, называют вид телеграммы.
13. Домашнее задание.
Каждый ученик получит карточку с заданием, она
будет вложена в тетрадь. Надо будет составить
текст телеграммы, вид указан на карточке. В
тетрадь записать сначала текст с предлогами,
затем без предлогов. По желанию посчитать
стоимость обеих телеграмм. Пользоваться
памяткой, составленной на уроке.
14. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? Что было главное в
уроке?
– Поздравляю вас, ребята, вы теперь знаете, что
такое телеграмма и как ее надо составлять.
– Что придумали люди, чтобы платить меньше денег
за телеграмму?
– Для того, чтобы знать, какие же слова надо
убрать из телеграммы, мы как раз и изучаем тему
“Предлоги”.
– Нужно ли умение составлять телеграмму в
современном мире, когда люди в основном
пользуются телефонами?
Учитель обобщает ответы детей на последний
вопрос. Урок окончен.
В наш время телеграммы уже не посылают, а раньше это был самый быстрый способ получить информацию, посмотрите как выглядит настоящая телеграмма, которую отправили 100 лет назад. В рассказе “Чук и Гек” детская шалость привела к долгому ожиданию, мама тревожилась за сыновей, ведь она отправилась в очень далекий путь, а папа их не встретил. Мальчикам было очень стыдно сознаться в своем поступке.
Телеграмма
Дорогие Чук и Гек! Приглашаю вас посетитть наш город, самый красивый и лучший в мире! С нетерпением жду! Обнимаю!
Текст телеграммы для Чука и Гека, чтобы они приехали посмотреть город, как было принято в 80-е годы прошлого века
Дорогие Чук Гек Приглашаю посетить наш город самый красивый лучший мире. Нетерепением жду обнимаю
отправка телеграммы стоила очень дорого, поэтому было принято сокращать слова и пропускать предлоги и знаки препинания.