Как составить тематический план учебной работы на четверть

Поурочно-тематический
план выполняет функцию методического
обеспечения учебного процесса. Объектами
поурочного планирования являются не
только основные упражнения, предусмотренные
программой и графиком, но и система
подготовительных, подводящих и контрольных
упражнений, а также теоретические
сведения и домашние задания. Первым
этапом в разработке по­урочно
– тематического плана является определение
стержневых образователь­ных,
воспитательных и оздоровительных задач.
Остановимся более подробно на
классификации стержневых задач. Ранее
образовательные задачи связыва­лись
лишь с решением задач обучения технике
двигательных действий и разви­тия
физических качеств. На сегодня нет
достаточно четких критериев система­тизации
основных групп задач, поэтому мы
предлагаем использовать следую­щий
подход. В перечне образовательных задач
предлагаем выделять следую­щие виды:

  • обучающие,
    связанные с решением задач обучения
    технике двигатель­ных
    действий;

  • интеллектуально
    развивающие, связанные с решением задач
    освоения комплекса теоретических
    знаний по видам двигательной активности;

  • кондиционно
    развивающие, связанные с решением задач
    развития фи­зических
    качеств;

  • интенционно
    развивающие, связанные с решением задач
    формирова­ния интереса к занятиям
    физической культурой.

Воспитательные
задачи связываются с решением задач
социально-психологического развития
школьников, воспитания нравственно-эстетических
и морально-волевых качеств личности.
Оздоровительные задачи связываются с
решением задач профилактики отклонений
в состоянии здоровья (ОРЗ, осанка, стопа)
и повышения адаптационных возможностей
детей к условиям окружаю­щей
среды.

Практически
все программы, о которых говорилось
ранее, построены на приоритете
обучающих и кондиционно развивающих
задач. Материал распола­гается
в них по принципу дублирования видов
спорта и видов упражнений с постепенным,
из года в год, усложнением. Так, для
примера возьмем известный акробатический
элемент кувырок, в 1-м классе к усвоению
предлагаются пере­каты на спине, во
2-м- кувырок вперед, кувырок в сторону,
в 3-м последова­тельные кувырки, в 4-м
кувырки в комбинации с другими
акробатическими уп­ражнениями.
Поэтому знание последовательности
обучения различным груп­пам
упражнений по годам обучения позволит
определить обучающую стержне­вую
задачу на четверть и наметить требования
к технике изучаемых упражне­ний.

Кондиционно
развивающие образовательные задачи, в
отличие от обучающих,
определяются, во-первых, видом двигательной
активности, во-вторых, сенситивностью
в развитии основных физических качеств.
Воспитательные стержневые
задачи по годам обучения определяются,
прежде всего, закономер­ностями
социально-психологического развития
школьника в период его обуче­ния в
школе. Постановка воспитательных задач
достаточно сложное педагоги­ческое
действие, так как процесс личностного
развития не ограничивается од­ной
четвертью, а носит долговременный
характер. К тому же возможности
лич­ностного
развития достаточно сильно взаимосвязаны
с общей направленностью воспитательных
задач по другим школьным дисциплинам.

В
поурочно-тематическом плане на четверть
можно планировать одну-две воспитательные
задачи, причем формулировка одних и тех
же задач лично­стного
развития в разных классах должна отражать
возрастные особенности школьников.
Так, при формулировании задач направленных
на формирование навыков самостоятельности
и самооценки, перечень воспитательных
задач по классам может выглядеть
следующим образом: 4 класс – формирование
умений сочетать
личное и общее, формирование критериев
оценки и самооценки; 6 класс
– самовоспитание воли, преодоление
личных недостатков; 9 класс – само­воспитание
по личной программе.

Оздоровительные
задачи формулируются в зависимости от
общего уровня физического развития и
здоровья детей, времени года. При
определен­ных условиях, например,
большое число детей с отклонениями в
состоянии здоровья, они могут быть даже
главными.

В
практике школьной физической культуры
традиционным, системообразующим
для технологии планирования учебного
процесса, фактором является структура
обучения двигательному действию
(ознакомление, разучивание,
совершенствование),
поэтому, как правило, обучающие задачи
ставятся на пер­вое
место, а воспитательные и образовательные
задачи играют соподчиненную роль. Так,
обучая прыжку в длину, сопряженно решают
задачи развития скоростно-силовых
качеств, планируя это обучение на
открытом воздухе, решают оз­доровительные
задачи и, наконец, планируя использование
различных методов организации учащихся,
можно ставить воспитательные задачи.
Такой подход в планировании
учебного материала можно назвать
комплексным. При таком подходе
задачи уроков изменяются лишь в части
образовательных обучающих задач,
а остальные виды задач остаются
неизменными на всю учебную чет­верть.

В
настоящих условиях, с формированием
новых подходов к обучению, появлением
новых типов общеобразовательных
учреждений, за основу плани­рования
могут браться также оздоровительные
или воспитательные стержневые задачи.
Такой подход к планированию можно
охарактеризовать как последова­тельный.
В этом случае составляющие комплекс
стержневые задачи поочередно становятся
главными и решаются последовательно.
Педагогические наблюдения
за учебным процессом в школе показали,
что образовательные обучающие задачи
могут решаться за счет варьирования и
систематизации средств обуче­ния
(упражнений), а воспитательные задачи
решаются варьированием и систе­матизацией
методов обучения (методы выполнения и
дозирования упражнений, методы
организации учащихся). Образовательные,
интеллектуальные и интенционные задачи
решаются варьированием форм обучения
(разновидности ин­теллектуально
и интенционно развивающих уроков,
внеклассные мероприятия, самостоятельные
занятия).

Эффективность
разрабатываемого поурочно-тематического
плана буде также определяться Вашими
способностями соразмерить сложность
изучаемого двигательного
действия с возможностями учащегося и
условиями, в которых будет
протекать планируемый учебный процесс.
При распределении учебного материала
по урокам необходимо руководствоваться
следующими правилами:

  • разучивание
    двигательного действия целесообразно
    осуществлять на смежных уроках;

  • избегать
    разучивания на одном уроке отрицательно
    взаимодействую­щих
    двигательных действий и физических
    качеств;

  • решаемые
    на уроке задачи должны требовать от
    учащихся разнообразной
    познавательной деятельности, а средства
    оказывать разностороннее воздей­ствие
    на физическое, умственное и психическое
    развитие.

Рассмотрим
более подробно последовательность
действий при традици­онном
комплексном составлении поурочно-тематического
плана. После опре­деления стержневых
обучающих задач подбираются основные
упражнения, решающие данные задачи,
далее формируется перечень дополнительных
уп­ражнений,
использующийся в подготовительной и
заключительной частях урока.
Разучивание сложных двигательных
действий планируется, как правило, на
3 –
5 уроков.

В
серии уроков выделяются уроки ознакомления
и первоначального ра­зучивания (в
плане обозначаются буквой «О»), изучения
и повторения наибо­лее
значимых элементов упражнения ( ” И
“‘), закрепления и углубленного
ра­зучивания (” 3 “), контроля (”
К “)

Таблица
2

Примерный
поурочно-тематический план по разделу
лыжной подготовки для учащихся 5-х
классов (3 учебная четверть) Стержневые
задачи:

1
.Обучение технике лыжных ходов, поворота
полу -плугом, подъема елочкой и спуска
в высокой стойке.

2.Развитие
аэробной выносливости.

3.Формирование
интереса к занятиям на открытом воздухе
зимой.

4.
Воспитание настойчивости, трудолюбия,
упорства.

номера
ypоков

N

учебный
материал

33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
46 47 48

1.

Теоретические
сведения

О
О К О О К

2.

Строевые
упражнения с лыжами

О
И И К О И И И К

3.

Одновременный
одношажный ход: схема
движения

О
И З З З З К

4

Попеременный
двухшажный ход: движения
руками

З
З З З З З З З З З З З
З К К

.
5

Повороты
полуплугом

О
И З З К З З З

6.

Передвижение
по среднепересеченной местности с
равномерной и переменной интен-
сивностью

З
З З З З З К З З З К З
З З К

7.

Подъем
елочкой и спуск в высокой стойке

О
И З З К

8.

Эстафеты

З
З

9.

Подвижные
игры на лыжах

О
И З З З З З

10

Домашние
задания

О
К О К О К 3

3

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению календарно-тематического планирования.

        Составить план – значит продумать и представить себе в общем и
деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное
планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает
перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения
целей, поставленных перед учителем.

        Ключевой критерий при составлении плана – обеспечение
логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

        Обязательные этапы подготовки тематического планирования:

1.Обсуждение методическими объединениями школы.

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

        При составлении тематического плана необходимо изучить и 
использовать следующие нормативные документы:

·       
Государственный
образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

·       
дополнение к государственному 
образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;

·       
учебный план к данной
образовательной программе;

·       
примерная образовательная
программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

·       
учебные пособия,
методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические
разработки;

·       
новые учебники, пособия.

        Календарно-тематическое планирование разрабатывается и
обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового  учебного
года.

        Планирование утверждается на один учебный год. Титульный
лист меняется ежегодно.

         При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели,
как:

Ø системность в работе

Ø последовательность в организации учебной деятельности

Ø логика развертывания учебного содержания

Ø использование разнообразия методов обучения

Ø использование дидактического разнообразия средств
наглядности

Ø использование разнообразия педагогических технологий

Ø использование вариативности учебных заданий

Ø исключение однообразия в структуре уроков

Ø исключение перегрузки учащихся учебной информацией

Ø своевременность подготовки раздаточного материала

Ø возможность исправить недостатки программы и учебника.

Структура
тематического планирования включает следующие разделы
:

1) Титульный лист.

2)   
Класс, название учебного
курса, количество часов по плану.

3)   
Ссылку на нормативные
документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

4)   
Перечень тем отдельных
уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

       Таким образом, план должен
представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

       В таком виде тематическое
планирование предупреждает учителя от возмож­
ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного
толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­
фективные приемы и средства учебной работы на
уроке. К сожале­
нию, на практике
многие учителя из-за недостатка времени и по
другим причинам часто
игнорируют данный подготовительный этап
преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­
преодолимые трудности в подготовке эффективных
уроков
, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и
средств  преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

   Утверждаю

   Директор школы
МБОУ СОШ №

   
_______________ И.И.Иванов

                                   
30.08.2016 г.

  
Согласовано:                                                                              

   Зам.
директора по УМР

    ___________

                          
30.08.2016 г.

Рассмотрено:

На заседании МО

29.08.2016 г.

Протокол № 1

Календарно – тематическое

 планирование уроков

на 2016 – 2017 учебный год

Учитель:________________________

 

.

Приложение 3. Примерные схемы  календарно-
тематического плана.

Схема 1.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 2.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

урока

Содержание уроков

Кол-во

часов

Кален-

дарные

сроки

Материал

по

учебнику

Доп.

мате-

риал

к

уроку

Наглядные

пособия

Лабораторный

опыт

Виды

письменных

работ

Повторение

пройденного

материала

Межпредметные

связи

Схема 3

урока

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практ. работы

семинары

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 4

урока

по теме

Название разделов, тем,

уроков

Основные понятия,

названия,

персоналии

Домашнее

задание

Количество

часов

Календарные сроки

Схема 5

дата

Номер урока по теме

Тема урока

Тип урока

Триединая задача урока

Методы обучения

Повторяемый материал, актуализирующий
опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы
закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Схема 6.

урока

Разделы,

темы,

содержание

уроков

Кол-во

часов

Календарные

сроки

Тип и форма

урока

Виды

письменных

работ

Домаш.

задание

Простой календарный план

Разделы темы

Количество
часов

Календарные
сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения
учебного
времени на разделы и крупные темы школьных курсов
истории.

Поурочный  календарный план

Темы (Тематические блоки)

Количество часов

Занятия и основные вопросы

Календарные сроки

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание
конкретных тем (тематических блоков): определяется
принцип изложения
учебного материала, темы и вопросы каждого
занятия и сроки их проведения.

Расширенное
поурочное планирование
может состоять из разного набора граф
в зависимости от того,  что методисты или учителя счи­
тают важным
определить заранее.
Например, в «Примерном пла­нировании курсов
истории…»
(М., 1996) учебный материал распре­делен по
темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон
кретные рубрики
учебников и дополнительная литература, ролевые
игры, практические
занятия, наглядные средства, темы рефератов и
 сообщений.
Авторы учебно-методического комплекта по Новой
истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия
сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные
понятия, термины, реалии» и «литературу из
учебно-методического
комплекта».

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных
занятий в условиях вариативного обучения истории необ­
ходим более упорядоченный и расширенный
набор параметров. И хотя в этом случае
работы на подготовительном этапе прибавит­
ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический
проспект темати­
ческого блока,
логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям
(преемственность изучения темы
по
этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­
тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь
форм занятий и контроля)
. Вариант
такого планирования учитель может построить
самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

1. В первую
графу таблицы переносится соответствующая теме
часть обязательного
минимума содержания исторического образо­
вания.

2.  
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

3.  
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником,
определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он
распределяется по занятиям, форму­
лируются их темы и основные вопросы.

4. 
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­нятия
формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­
ные понятия фиксируются в четвертой графе.

5.    
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого
занятия блока.

6.    
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ников
основной/полной школы и на содержание занятий данного
тематического блока,
в шестой графе составляется программа раз­
вития учащихся.

7.    
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ного
материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса
обучения в седьмой графе планируются конкрет­
ные типы уроков и (или) другие формы
учебных занятий.

8.    
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития
учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые
отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны
представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов
заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

В данном виде тематический план вдвое сокращает
подготовку поурочного конспекта
.

Литература:

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика
дидактического проектирования».

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного
процесса. Москва, 2000.

4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.

                                  №5, 2004
г.

5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006
г.

Введение

         Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно является урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями. Все другие формы – неурочные, не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю), играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам.

В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах).

Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации.

Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, предоставляют для этого наиболее благоприятные возможности[1].

1 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год

Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей контрольных нормативов по физической подготовке и выполнению домашних заданий в течение учебного года[2].

Для того, чтобы составить такой план, учитель должен проделать ряд технических операций: Изготовить (расчертить) графическую форму плана. Переписать из программы в левую половину плана-графика основные требования к знаниям, двигательным умениям, задачи по развитию физических качеств. В две нижние строки плана вписать УЗ по нормативам и домашним заданиям. После этого начинается собственно методическая, творческая работа учителя по размещению УЗ в план-графике с учетом сезонно-климатических условий, особенностей планируемого учебного материала (взаимодействие УЗ, степень их сложности и трудности) и физических возможностей учеников класса. Исходя из сезонно-климатических условий России целесообразно планировать УЗ по ходьбе, прыжкам, метаниям и спортивным играм в I и IV четвертях; лазанье, акробатические, танцевальные и другие упражнения – во II четверти; лыжи – в III четверти (период устойчивого снежного покрова); плавание – в любой четверти при наличии условий для этих занятий. Строевые и общеразвивающие упражнения по организационно-методическим соображениям (построения, перемещения занимающихся, разминка) обычно планируются на каждом уроке в течение всего учебного года.

 Целесообразная последовательность в планировании работы, направленной на развитие физических качеств, определена в программе, ею и следует руководствоваться при разработке годового плана-графика. Исходя из этого, развитие общей выносливости и ориентировки в пространстве (координационная способность – КС) учащихся III класса можно запланировать на I четверть, развитие силы рук и статического равновесия (КС) – на II четверть, развитие общей выносливости (повторно), быстроты и точности (КС) движений – на III четверть, а скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, силовой выносливости и ориентировки в пространстве (повторно) – на IV четверть[3].

Развитие общей выносливости следует планировать обязательно в двух четвертях – подряд либо с разрывом, так как это качество имеет базовое значение для повышения физической подготовленности, расширения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья ребенка. Получение домашних заданий планируется на первые уроки каждой четверти, а сдача нормативов по физической подготовленности – на 5-6 уроки I четверти, на 2 последних урока каждой четверти учебного года. УЗ, связанные с получением специальных знаний, распределяются по урокам с учетом их общей значимости для формирования физической культуры ребенка, а так же в связи с необходимостью их получения для более эффективного овладения практическим материалом программы. Например, знания о влиянии вредных привычек на здоровье человека необходимы для формирования представления ребенка о здоровом образе жизни, и поэтому их изложение планируется уже на начало учебного года с периодическим возвращением к ним в каждой четверти. Знания о правильном дыхании при беге и ходьбе на лыжах планируются на уроках сопряжено с изучением практического материала – обучением технике бега или ходьбы на лыжах[4].

После того, как определена рациональная последовательность прохождения материала программы, следует определить реальную продолжительность циклов (количество смежных уроков), необходимых для освоения тех или иных УЗ и решения задач по развитию различных физических качеств. Циклы по обучению двигательным умениям включают, как правило, 10-12 уроков (3-4 недели) и по продолжительности примерно в два раза короче циклов, связанных с развитием физических качеств. Такая продолжительность циклов хорошо согласуется с количеством уроков в каждой четверти. При этом в каждой четверти один цикл, связанный с развитием физических качеств (развивающий цикл), совпадает по длительности с двумя обучающими циклами.

Не следует перегружать уроки большим количеством учебного материала. Обычно содержание материала программы планируется так, чтобы каждый отдельный урок включал не более 2-3 задач, связанных с развитием физических качеств, и 3-4 задачи обучающего характера. В I и II четвертях следует в соответствии с программой 75-80% времени уроков отводить на обучающие циклы, а в III и IV четвертях – до 50% времени – на развивающие циклы. Факт включения того или иного программного материала в уроки обозначается в годовом плане-графике каким-либо условным знаком – крестиком (х), плюсом (+), кружочком (о) или буквенными обозначениями[5].

2 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть

Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязательные элементы: конкретные учебно-воспитательные задачи уроков; учебные задачи для их решения (теоретические сведения и физические упражнения, основные способы их применения, дозировку).

Разработка плана на четверть начинается с определения и четкого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются общие, стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Для этого необходимо выделить основной (с точки зрения сложности освоения или значимости для физического развития) учебный материал.

Затем следует ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с целью установить, например, какие двигательные действия, имеющие общие с изучаемым, были пройдены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие. Далее следует установить уровень знаний, умений, навыков, необходимых двигательных или волевых качеств, определяющих возможности занимающихся, овладеть учебным материалом программы, наметить технику физического упражнения, которую планируется разучить, или уточнить виды двигательных способностей, подлежащие развитию. Все это позволит выяснить, следует ли планировать весь процесс обучения двигательному действию или только какие-то его этапы или развивать определенные двигательные способности, воспитывать необходимые черты характера и поведения ученика. Кроме того, это даст возможность конкретизировать в дальнейшем задачи для отдельных уроков[6].

Только после этого следует переходить к формированию общих задач учебно-воспитательного процесса на четверть. Общие задачи записываются в четвертном плане вместе с количественными показателями, которых должны достичь занимающиеся в результате обучения или развития двигательных качеств. Например: «Обучить подъему переворотом из виса (три подъема подряд)» или «Развить силовую выносливость мышц плечевого пояса для лазания по канату (вис на канате на согнутых руках в течение 7 с)».

При формулировании задач в документах планирования необходимо соблюдать ряд правил. Задачи обучения (образовательные) должны отражать деятельность преподавателя, быть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обучения двигательному действию, доступными для решения в рамках ограниченного времени урока. Информацию об этом можно заложить в формулировку задачи, указав в начале наименование соответствующего этапа процесса обучения. Если на уроке решается задача первого или второго этапа обучения, то формулировка такой задачи чаще всего должна давать определенный ответ на вопрос: «Какую часть физического управления конкретно должен изучить с учащимися учитель?». Например: «Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча» (первый этап), «Разучить направляющее движение кистью при верхней прямой подаче мяча» (второй этап). При определении задач урока, относящихся к третьему этапу процесса обучения двигательному действию, их формулировки также должны четко отвечать на вопросы: «Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях это упражнение совершенствуется на данном уроке?». Например: «Совершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча» или «Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке»[7].

Информацию о том, какой этап процесса обучения имеется в виду, можно заложить в формулировку задачи урока и без употребления его наименования. Это можно сделать, используя в формулировках термины, которые отражают цель данного этапа. Например: «Проверить умение выполнять прыжок в высоту в полном объеме изученных технических требований» – задача, относящаяся ко второму этапу. Если заменить слово «умение» на «навык», то станет задачей третьего этапа – совершенно иного содержания: в первом случае предусмотрено выявление и оценивание только качественных показателей, а во втором – и качественных, и количественных во взаимосвязи.

Каждая общая задача конкретизируется в четвертом плане в виде системы частных задач, определяющих этапы овладения двигательными умениями и навыками, или расстановку акцентов в развитии тех или иных двигательных способностей. Например, общая задача обучить учащихся 9-го класса подъему переворотом из виса может быть конкретизирована на следующей системе частных задач: 1) проверить умение выполнения подъем переворотом махом одной, толчком другой на низкой перекладине; 2) научить из виса, подтягиваясь и сгибаясь в тазобедренных суставах, касанию снаряда бедрами; 3) добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема из виса в упор переворотом; 4) научить не сгибать руки в упоре после подъема переворотом из виса; 5) добиться выполнения подъема из виса в упор переворотом с прямыми и соединенными ногами; 6) совершенствовать при подъеме из виса в упор переворотом выход в упор без опускания ног под перекладину; 7) проверить и оценить выполнение подъема в полном объеме изученных технических требований; 8) закрепить подъем из виса в упор переворотом в сочетании с другими движениями; 9) проверить и оценить выполнение подъема переворотов.

Планируя работу в учебной четверти по целевому совершенствованию физических качеств, следует действовать в такой последовательности: 1) определить частные задачи; 2) подобрать средства и методы их решения; 3) определить измерители (тесты) и показатели успешности достижений занимающихся; 4) наметить величины нагрузок на каждый урок. При этом важно соблюдать ряд требований. Формулировки общих задач должны отвечать на вопрос: «Какое конкретное физическое качество развивается и с какой целью?». В частных задачах отражаются конкретные формы или виды проявления совершенствуемых качеств, указывается, на какие мышечные группы должно быть оказано воздействие[8].

Избираемые средства должны отвечать требованию наибольшей прикладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нормативного физического упражнения. Выбирая метод развития физического качества и систему повышения нагрузки из урока в урок, важно также руководствоваться правилом прикладности.

Опираться при этом следует на закономерности и особенности процесса развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и особенно комплексные формы их проявления при выполнении изучаемого двигательного действия. Намечаемые тесты должны отвечать конкретной педагогической задаче. Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижения во время занятий, а также отвечающие данной задаче нормативные требования, установленные школьной программой по предмету «Физическая культура». На следующем этапе поурочного планирования требуется правильно распределить конкретные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти.

Эффективность этой операции будет зависеть от умения учителя точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала в графике по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками; 2) следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания в одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий; 3) если на уроке решается несколько задач, то они должны требовать от учащихся разного характера познавательной деятельности, а средства, используемые для их решения, должны оказывать разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся; 4) количество и содержание задач, намеченное для решения на одном уроке, должно быть определено с учетом возможностей материального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе на уроке. В практике используются разные варианты оформления поурочных четвертных планов. Наиболее целесообразны те из них, которые обеспечивают вариативность плана, т.е. позволяют вносить в него изменения в процессе учебной работы[9].

Широкое распространение получил способ планирования, при котором относительно неизменная часть четвертного плана «Методические разработки основных учебно-воспитательных задач» и его изменяемая часть «График учебно-воспитательной работы» оформляется порознь. Методические разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения) целесообразно вести в тетради. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и присваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой – средства и методы их решения, которые в случае необходимости могут быть обозначены какими-либо знаками (например, буквами).

Для возможных изменений и дополнений рекомендуется оставлять свободные места. Когда готовы все методические разработки, приступают к составлению графика учебно-воспитательной работы на четверть. В левой стороне графика записываются в установленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи; в правой, в графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти задачи будут решаться. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в «Методических разработках». В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется и проставляются номера других учебных заданий[10].

3 Планирование урока по физической культуре

Подготовка учителя к уроку имеет 2 этапа. Целью первого этапа является определение содержания и построения урока, конечные результаты которого фиксируются в плане-конспекте урока; Второй этап состоит из практических действий по подготовке мест занятий, инвентаря и оборудования, проверки исправности снарядов, расположения раздаточного инвентаря. Подготовка самого учителя включает изучение методической литературы по теме урока, написание плана-конспекта, личную речевую подготовку, личную двигательную подготовку. Подготовка учащихся предполагает ознакомление их с задачами предстоящего урока, его особенностями, выполнение опережающих домашних заданий, а также изготовление дидактических карточек, подготовку инвентаря, подготовку помощников, судей, стартеров, контролеров, инструктивно-методических помощников.

План урока представляет собой совокупность действий учителя (преподавание) и обучающихся (учение), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели или решения учебной задачи. Поэтому очень важно, чтобы план включал в себя все необходимые для достижения поставленной цели действия, был реалистичен по времени, которое отводится учителем на различные виды работ.

 Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

1.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи, например: «Ознакомить учащихся с метанием теннисного мяча с места», «Разучить выполнение толчка в прыжке в длину с разбега», «повторить технику выполнения прыжка в длину с разбега способом прогнувшись»«. В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Такую задачу, как «Воспитание правильной осанки», не записывают в каждый план урока. Она проходит через весь процесс физического воспитания и практически решается на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания[11].

2. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели. Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов ведения соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями – фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу (круговая тренировка) – направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся. Например, выполнение упражнений в парах может дезорганизовать урок (баловство учащихся друг с другом) или способствовать качественному решению задач урока (подсказывание друг другу правильного пути выполнения упражнений).

3. Спланировать учебный материал урока. Подобрать литературу по теме. Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Поэтому учителю необходимо знать новинки литературы. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно – популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Изучение книг должно осуществляться с тетрадью и карандашом в руках. Учитель может записывать главные положения книги, соглашаться или брать под сомнение отдельные рекомендации, пропускать через свой опыт работы советы, записывать собственные мысли и удачные находки, творчески работать с текстом. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления[12].

4. Подобрать учебные задания. Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избрать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников.

Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений, наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания. Урок физической культуры должен иметь большое воспитательное значение, нести высокий нравственный потенциал. Надо осуществлять воспитание молодежи в духе глубокого уважения к ценностям демократического общества, заботиться об освещении в уроке вопросов физкультурного и олимпийского движения, подчеркивать положительную роль ветеранов спорта, ученых, педагогов, врачей в совершенствовании российской системы физического воспитания.

Заключение

Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он: а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения; в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы.

Главное содержание уроков физической культуры должны составлять не столько сами попытки решения всех основных задач физического воспитания, сколько формирование базовых основ для их решения, в качестве которых выступают теоретические знания и инструктивно-методические умения и навыки наиболее эффективного и целесообразного использования средств физической культуры для решения этих задач. При этом очень важно подчеркнуть, что использование этих знаний, умений и навыков обязательно должно основываться на хорошем знании собственных индивидуальных возможностей каждым занимающимся, определению состояния и динамики которых также должны способствовать уроки физической культуры.

 Основная же тяжесть по практической реализации всех основных задач физического воспитания должна ложиться на другие формы физического воспитания, в том числе внеклассные, внешкольные и, организуемые в рамках семейного физического воспитания. В качестве фундаментальных основ для их эффективной организации и должны выступать специальные знания, умения и навыки по методически грамотному использованию средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования, решения развивающих, оздоровительных, рекреационных, спортивных и других задач каждым человеком на протяжении всей своей индивидуальной жизни.

Успешному решению задач образовательной направленности способствует организация и реализация межпредметных взаимосвязей с другими дисциплинами учебного плана школы. Необходимость таких взаимосвязей обусловлена тем, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют лучшему функционированию всех физиологических систем организма, способствуя тем самым не только повышению физической, но и умственной работоспособности, содействуют более эффективному совершенствованию таких психических функций как память, внимание, ощущения, восприятия.

С другой стороны, многие другие дисциплины учебного плана школы, прежде всего такие, как биология, физика, химия, история, могут с высокой степенью эффективности содействовать освоению специальных знаний в области физической культуры.

Список литературы

  1. Бажуков С.М. Здоровье детей – общая забота. – М.: Академия, 2004.  
  2. Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. – К.: Олимп. Лит., 2004.  
  3. Видякин М.В.Физкультура. внеклассные мероприятия в школе. – Волгоград; Учитель.2004г
  4.  Виленская Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2009. – N 5. – 18-22 с.
  5. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. — М.: Просвещение, 2006.  
  6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005  
  7. Зимкина Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 280 с.  
  8. Исмаилова А. С. Развитие гибкости у детей школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 1. – 72-74 с.  
  9. Книга учителя физической культуры. – М.: Просвещение,  2004.  
  10. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.: Советский спорт, 2003.
  11.  Лепешкин В. А. “Мяч в щит” // Физическая культура в школе. – 2006. – N 4. – 28-29с.  
  12. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003.  
  13. Макарова О. С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы : спорт.-игровые проекты для 1 кл. Пособие для учителя. – М. : Школьная пресса , 2002. – 111 с.
  14.  Максименко A.M. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов физической культуры. – 2-е изд, испр. И доп. – М.: Физическая культура, 2009.-496 с.  
  15. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,  2006.
  16.  Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре//Физическая культура в школе.-2005. № 4. – 10-16 с.  
  17. Поваляева В. В. “Секреты” моих уроков // Физическая культура в школе. – 2004. – N 2. – 43-46 с.
  18.  Полунина Т. И. Ритмика и физическая подготовка // Физическая культура в школе. – 2009. – N 7. – 29-31 с.
  19.  Романов К. Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе // Образование в современной школе. – 2005. – N 5. – 17-23 с.  
  20. Рунцов Б. С. Игры на прогулках // Физическая культура в школе. – 2006. – N 6. – 71-73 с.  
  21. Соловьева И. А. Во славу скакалки // Физическая культура в школе. – 2006. – N 7. – 38-40 с.
  22.  Соломахин О. Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. – 2010. – N 6. – 85-90 с.  
  23. Сумин П.И. Намечены направления деятельности//Физическая культура в школе.-2002. № 4. – 2-6 с.  
  24. Сухова С. В. Урок гимнастики с элементами йоги. IV класс // Физическая культура в школе. – 2012. – № 1. – 45-47 с.
  25. Тонкова-Ямпольская Ф. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. М, Просвещение, 2005.  
  26. Ульянова Т. А. Интегрированные уроки по легкой атлетике в IV классе // Физическая культура в школе. – 2011. – N 6. – 39-40 с.
  27.  Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Академия, 2001.
  28.  Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 2004. – 22 с.
  29.  Хафизова Г. Н. Урок физической культуры – урок радости и здоровья // Начальная школа. – 2011. – N 7. – 77-79 с.  
  30. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480с.
  31.  Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 256 с.

[1] Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005

[2] Сумин П.И. Намечены направления деятельности//Физическая культура в школе.-2002. № 4. – 2-6 с.

[3] Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005

[4] Зимкина Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 280 с.

[5] Книга учителя физической культуры. – М.: Просвещение,  2004.

[6] Книга учителя физической культуры. – М.: Просвещение,  2004.

[7] Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003.

[8] Тонкова-Ямпольская Ф. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. М, Просвещение, 2005.

[9] Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 2004. – 22 с.

[10] Книга учителя физической культуры. – М.: Просвещение,  2004.

[11] Книга учителя физической культуры. – М.: Просвещение,  2004.

[12] Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 256 с.

дата

направление

тема

цель

01.09

четверг

социально-ценностно-ориентированная

Игра – квест «Моя будущая профессия»

Обобщение знаний о разнообразии профессий, о важности каждой из профессий. Продолжить профориентационную работу с обучающимися.

02.09

пятница

правовое

Час общения «АНТИТЕРРОРИЗМ»

Освоение обучающимися элементарных представлений и знаний по правилам поведения в экстремальных и опасных условиях.

05.09

понедельник

правовое

«Правила поведения в школе -интернате» (инструктаж-беседа)

Развитие правового сознания, правой культуры обучающихся школы – интерната, активной гражданской позиции подростков.

06.09

вторник

спортивно-оздоровительное

«Ты и я – это наша семья»

(игры на сплочение коллектива)»

Формирование навыков здорового образа жизни

07.09

среда

познавательное

Осенние посиделки «АРБУЗНИК»

(день рождения группы)

Создание благоприятной атмосферы для развития личности в коллективе за счет повышения уровня групповой сплоченности.

08.09

четверг

социально-ценностно-ориентированная

«Переход около школы» (экскурсия)

Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

09.09

пятница

трудовая

«Золотые руки нижегородцев» беседы о ремеслах, экскурсия на Нижегородскую Ярмарку.

Повышение значимости рабочих профессий в обществе.

12.09

понедельник

правовое

«Вспомним правила дорожного движения» (инструктаж-беседа)

Создание целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

13.09

вторник

спортивно-оздоровительное

Игры земли нижегородской (спортивный час)

формирование навыков здорового образа жизни

14.09

среда

познавательное

«Безопасный путь домой» (ситуационная игра)

Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

15.09

четверг

социально-ценностно-ориентированная

Паспорт безопасности (обсуждение, оформление)

Развитие коммуникативных качеств личности, через досуговую деятельность

16.09

пятница

трудовая

Учимся делать добрые трудовые дела (практическая минутка)

Развитие трудовых навыков через участие в практических минутках

19.09

понедельник

правовое

«Доброта – это духовная часть человека» (духовно-нравственный час)

Формирование культуры общения, взаимопонимания, доброты, милосердия к людям

20.09

вторник

спортивно-оздоровительное

«Нижегородский пробег» (соревнования на лучшего бегуна группы)

формирование навыков здорового образа жизни

21.09

среда

познавательное

Просмотр и беседа по альбому «Канавинский район»

Развитие познавательных интересов, потребности в изучении окружающего мира.

22.09

четверг

социально-ценностно-ориентированная

«Старое фото» Нижний Новгород 100 лет назад (круглый стол)

Развитие коммуникативных качеств личности, через досуговую деятельность

23.09

пятница

трудовая

«У меня есть увлечение» (минутка творчества)

Развитие творческой активности.

26.09

понедельник

правовое

«Уважать – значит ?… » (диспут).

Формирование культуры общения, взаимопонимания, доброты, милосердия к людям

27.09

вторник

спортивно-оздоровительное

«Стране нужны здоровые люди» (круглый стол)

формирование навыков здорового образа жизни

28.04

среда

познавательное

«Прослушивание духовных муз.произведений.»

Развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры.

29.09

четверг

социально-ценностно-ориентированная

«Как избежать конфликтов» (круглый стол)

формирование навыков коммуникативного поведения, через задачи:

*Отработка навыков адекватного эмоционального реагирования,

*коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыков положительного поведения,

*развивать дружеские отношение между воспитанниками, через ситуационные игры, коллективные задания.

30.09

пятница

трудовая

Выпуск поздравительной газеты к Дню учителя.

Развитие трудовых навыков через участие в практических минутках

дата

направление

тема

цель

03.10

понедельник

правовое

«О милосердии и доброте» (духовный час)

Создать условия для сотрудничества в достижении осмысления обучающимися понятий «доброта» и «милосердие».

04.10

вторник

спортивно-оздоровительное

«Витамины для меня» (час здоровья)

формирование навыков здорового образа жизни через правильное питание.

05.10

среда

познавательное

«Все интересное из книг» (беседа)

формирование навыков чтения через познавательные качества личности.

06.10

четверг

социально-ценностно-ориентированная

«Есть такая профессия –учитель»

(минутка профориентации)

 

07.10

пятница

трудовая

« Трудовой десант» (утепление окон класса)

Развитие трудовых навыков через участие в практических минутках

10.10

понедельник

правовое

«Как понимать фразу : гражданин России»

(круглый стол)

Развитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.

11.10

вторник

спортивно-оздоровительное

«Гигиена тела (минутка здоровья)

формирование навыков здорового образа жизни через изучение правил безопасности

12.10

среда

познавательное

«Галерея» («Мадонны великих художников»)

(познавательный час)

Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, а также развитие творческой активности;

13.10

четверг

социально-ценностно-ориентированная

«Поэтом можешь ты не быть,

а гражданином быть обязан» (беседа)

формирование навыков гражданско-патриотического воспитания, через

изучение истории России, гордости за русский народ, его подвиг.

14.10

пятница

трудовая

Мои домашние дела (тест-викторина)

Развитие трудовых навыков через участие в практических минутках

17.10

понедельник

правовое

«Правила поведения» (беседа)

Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям

18.10

вторник

спортивно-оздоровительное

Стране нужны здоровые люди (пропаганда здорового образа жизни)

формирование навыков здорового образа жизни через занятием физической культурой

19.10

среда

познавательное

История Канавинского района (минутка истории)

формирование навыков гражданско-патриотического воспитания, через

изучение истории родного города, района.

20.10

четверг

социально-ценностно-ориентированная

«Измени себя и ты изменишь мир» (круглый стол)

Развитие коммуникативных качеств личности, через досуговую деятельность

21.10

пятница

трудовая

«Руки не знают скуки» (минутка творчества)

Развитие трудовых навыков через участие в практических минутках

24.10

понедельник

правовое

Символика России

Формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям

25.10

вторник

спортивно-оздоровительное

«Красота и здоровье» (беседа)

формирование навыков здорового образа жизни

26.10

среда

познавательное

«Познай самого себя»

Развитие познавательных интересов, потребности в познании собственного «Я», а также развитие творческой активности;

27.10

четверг

социально-ценностно-ориентированная

Просмотр и беседа по фильму « Чучело» (беседа на нравственную тему)

Развитие коммуникативных качеств личности, через досуговую деятельность

28.10

пятница

трудовое

«Добрые дела» (практикум)

Развитие трудовых навыков через участие в практических минутках

31.10

понедельник

правовое

«Просмотр фильма ««Розыгрыш»» (беседа )

Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям

правовое воспитание

познавательное воспитание

-формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;

-целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;

-формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;

-научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

сформировать умение различать хорошие и плохие поступки

предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений

-Формирование у уч-ся понимания и восприятие сущности жизненных сложностей современной действительности;

-Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, а также развитие творческой активности;

-Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества и формирование нравственной позиции.

-Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями.

-Формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни, к профессиональной подготовке;

-Воспитание в школьниках соблюдения духовных ценностей своего народа, а также формирование потребности личности ребенка к дальнейшему осознанному стремлению в духовном общении;

-Формирование культуры общения, взаимопонимания, доброты, милосердия к людям;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы. Учебная программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Как составная часть, учебная программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Независимо от объёма программы в часах и длительности её изучения, каждая учебная программа открывается разделом «Пояснительная записка».

В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета.

Традиционно «Пояснительная записка» имеет следующую примерную структуру:

1. Цели и задачи предлагаемой программы.

2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.

3. Основные принципы построения программы.

4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.

5. Предлагаемая автором методика изучения программы.

6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.

Предлагаемый порядок вопросов в данной структуре является условным. В «Пояснительной записке» их не нужно нумеровать и раскрывать только в предложенном порядке. Но начинать «Пояснительную записку» всегда необходимо с обоснования цели её написания, актуальности и практической значимости предлагаемого материала.

Календарно-тематическое планирование* – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:

  1. Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:

    • программа (её полное название, автор, издательство, год);

    • учебник (название, автор, издательство, год);

    • тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год).

    • методические рекомендации (название, автор, издательство, год).

  2. Указание числа часов изучения предмета в неделю, в год.

  3. Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.

Тема блока

Количество часов

Примечания

  1. Указать количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год, например:

(контрольные диктанты – 4, экскурсии – 6, практических работ – 8)

  1. Указание, что должен знать и уметь ученик на конец года по изучаемому предмету, в том числе универсальные учебные действия (УУД).

  2. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2, 3, 4) класса в соответствии с программой учебного предмета.

Что должен ученик на конец года

знать

уметь

При написании темы урока нельзя употреблять глаголы. При обобщении и повторении указываем темы изучаемого материала.

Например: Повторение по теме « Глагол».

Контрольные, проверочные работы прописываются с указанием тем, например: Контрольная работа №1 по теме «Состав слова».

Приложением к календарно–тематическому плану являются контрольно-измерительные материалы с текстами контрольных работ.

Примерная структура календарно-тематического плана

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность,

ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

В 1 классе должно быть прописано 40-45 уроков в календарно–тематическом планировании (в зависимости от числа учебных недель) по всем предметам в нестандартной форме. Целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

(Письмо МО РФ от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», методические рекомендации УИПКПРО «Особенности процесса обучения в 1-ом классе четырехлетней начальной школы», 2000 г. и методическое пособие УИПКПРО «Первый раз в первый класс», 2005 г.)

Тема раздела

Количество часов

Причина изменения количества часов

По государственной программе

По рабочей программе

Если число часов изучаемого предмета увеличивается (уменьшается) или же порядок изучаемых тем и их формулировки по программе расходятся с порядком и формулировками учебника, то пишется рабочая программа. Её пояснительная записка расширяется за счёт обоснования увеличения (уменьшения) часов, конкретно указывается, на какую тему и почему. (смотри требования к рабочей программе в стандартах второго поколения) В рабочей программе необходимо иметь контрольно-измерительные материалы, как её составную часть, при этом указать способы оценивания результатов достижений учащихся.

Приложение 1. Образец оформления титульного листа календарно-тематического планирования (рабочей программы)

Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №____

УТВЕРЖДАЮ_________ подпись

Директор________________

Ф.И. О.

Дата, год. Печать.

Календарно-тематическое планирование

(рабочая программа)

по __________________________

(предмет)

для _____класса

на 2010-2011 учебный год

учителя______________________

фамилия, имя, отчество полностью

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1

от 28.08.2010 года

Руководитель МО______

Подпись

_____________________

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАННО_______

подпись

заместитель директора по УВР

________________________

Ф.И.О.

Дата год

Приложение 2.

Примерная форма календарно-тематического планирования

пп

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность, ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

Числа от 1 до 100 (продолжение)

Табличное умножение и деление

56ч

1.

Сложение и вычитание

05.10.09

Повторение и систематизация знаний

Нумерация чисел в пределах 100, названия компонентов, приёмы вычислений

Решать простые и составные задачи.

Уметь делить информацию на известную и неизвестную.

Определение границ собственного знания и незнания.

Фронтально-индивидуальная работа; работа по карточкам в парах

Внешний контроль, взаимоконтроль

2.

Контрольная работа №1по теме:« ……»

Контроль знаний.

Изученный материал по теме……

Вычислять, решать

Индивидуальная работа

Самоконтроль

** Образец оформления титульного листа и содержания календарно-тематического планирования смотри в Приложении 1, 2.

Добавить комментарий