Как составить тематическую неделю

Организация и проведение тематических недель в ДОУ как одна из форм развития личности ребенка.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

         Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Одной из таких форм является тематические недели.

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

Преимущества такого подхода:

• высокая эффективность за счет включения каждого участника в активную деятельность;

• развитие гибкости мышления, возможность для проявления своей индивидуальности и творчества;

• возможность для рефлексии, анализа и оценки своей деятельности (обратная связь);

• возможность для внедрения в практику ДОУ интегрированных форм организации образовательного процесса; вариативность применения форм и методов работы как со взрослыми, так и с детьми;

• возможность для вовлечения родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров;

• возможность для оперативного и в то же время системного решения актуальных проблем;

• появление условий для сплочения всех участников педагогического процесса, становление традиций детского сада;

• возможность для обогащения предметно-развивающей среды ДОУ, для плодотворного взаимодействия с окружающим социумом.

Мероприятия, организуемые в рамках тематической недели, позволяют интегрировать всевозможные виды детской деятельности, способствуют творческому взаимодействию детей разных возрастных групп, педагогов, специалистов ДОО и родителей воспитанников. Проводятся подобные мероприятия в форме познавательных  и творческих занятий, экспериментирования, выставок, конкурсов, соревнований и т. д. Вовлечение детей разных возрастов, их родителей, способствует социализации воспитанников и улучшению детско-родительских отношений.

Многие детские сады работают по комплексно-тематическому планированию. Темы недель в основном приурочены к сезону, знаменательному дню или празднику. Чаще всего тематические дни в ДОО используются как итоговые, по разделу календарно-тематического плана.

В нашей ДОО практикуется организация методической тематической недели – это  комплекс итоговых мероприятий  в рамках решения  годовой задачи.

Цели и задачи тематической недели носят практический характер:

• Повышение профессиональной компетентности педагогов в разных сферах педагогической деятельности.

• Создание благоприятных условий для совершенствования воспитательно-образовательной работы по выбранной теме, повышение качества образовательного процесса в ДОУ.

• Содействие личностному росту и развитию каждого ребенка.

• Укрепление связи детского сада с семьями воспитанников, содействие качественному обновлению системы общественного и семейного воспитания дошкольников.

Условия проведения  тематической недели:

  • создание образовательной среды, которая обеспечивает развитие детей в дошкольной организации:

– организация взаимодействия участников педагогического процесса (взаимодействие педагогов с родителями дошкольников в период подготовки и проведения тематической недели. В задачи воспитателя входят своевременное информирование родителей о предстоящем мероприятии, разъяснение его целей и задач, а также помощь в подготовке проведения занятий, бесед с детьми, проведение практикумов по изготовлению поделок, семейных творческих работ, газет, подготовка к семейным конкурсам);

 оснащение предметно-развивающей среды группы и помещений ДОО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и способствовала бы развитию инициативы и самостоятельности ребенка;

-содержание дошкольного образования.

Для того, чтобы организовать  и провести тематическую неделю необходимы следующие составляющие: Идея – цель – задачи – категория воспитанников- время и место- содержание-результат -план подготовки- план проведения- сценарии проведения – финал-анализ.

Итоговыми мероприятиями тематической недели могут стать показы спектаклей, выставки, конкурсы, педагогические гостиные, интеллектуальные турниры и игры,  которые позволяют раскрыть личностные возможности и способности  ребенка, собирают талантливых детей и родителей в один сплочённый коллектив.

Организация выставок детских рисунков или поделок, семейных творческих работ так же  способствует развитию личности ребенка.

                В начале 2019г. педагогический коллектив начал работу по реализации годовой задачи «Повышение качества образовательной деятельности по ФЭМП у детей дошкольного возраста». С педагогическим коллективом были проведены разнообразные методические мероприятия: консультации, семинары, мастер-классы, игра «Что? Где? Когда?» по теме «Формирование элементарных математических представлений.  Принципы и методы работы».  Целью игры было повышение уровня знаний педагогов по методике ФЭМП, формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей. является организация развивающей среды. Педагоги обновили и пополнили математические центры совместными усилиями с родителями в ходе смотра-конкурса «Лучший сенсорный и математический центр».

В марте была организована и проведена первая тематическая неделя «В стране математики» как итог работы по  реализации годовой задачи. Воспитатели средних групп совместно с педагогом-психологом провели педагогическую гостиную для детей и родителей «С папой с мамой мы играем, математику изучаем».

 Задачи:

  • повысить уровень педагогической культуры родителей, активизировать знания родителей о значимости дидактических игр в формировании логико-математических представлений детей;
  • создать  положительную эмоциональную атмосферу общения между детьми, родителями и педагогами;

Раскрытию умственного, нравственного, волевого потенциала личности способствует игра в шашки и шахматы. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. Впервые в ДОУ был проведен шашечный турнир с воспитанниками и родителями МБДОУ №14 «Искорка» (участие). Теперь проведение шашечных турниров стало доброй традицией детского сада. В 2020г. состоялся турнир с первоклассниками из СОШ №7 (1 место). Педагог не остановился на шашках и создал все условия, чтоб дети подготовительной группы полюбили игру в шахматы. Так появился индивидуальный познавательно-исследовательский проект «Шахматы – это интересно и полезно»  (период распространения новой коронавирусной инфекции внес свои коррективы и проект был представлен в дистанционном формате). Эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс. На 3 этаже ДОУ созданы все  условия для развития интеллектуальных способностей посредством игры в шашки. Педагогом Прошутинской С.С. организована культурная практика «Умные шашки». Составлен перспективный план, создана подборка познавательных мультфильмов. 

Юные знатоки подготовительных групп, продемонстрировали свои математические  знания в интеллектуальной игре «Юный эрудит». Данная игра ежегодно проводится в ДОО. Темы игры меняются в зависимости от годовой задачи или актуальности решения проблемного направления в воспитательно-образовательном процессе. (развитие умения отстаивать свою точку зрения, доказательной речи, работать сообща для общей победы, каждый мог проявить себя в том или ином задании).

Развитие свободной творческой личности ребёнка так же происходит через организацию проектной деятельности. В разных группах старшего дошкольного возраста были реализованы такие проекты, как: «Я – математик»; «Такие разные календари»; «Путешествие во времени» с  организацией мини-музея часов. Дети смогли попробовать себя в роли выступающего, экскурсовода. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

В конце 2020г. в ДОУ была организована и проведена еще одна тематическая неделя по речевому развитию «Речевой калейдоскоп» в рамках реализации годовой задачи: направить усилия коллектива на развитие речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий и методик. С сентября по ноябрь проводились разные методические  мероприятия с педагогами ДОУ: консультации, семинары-практикумы,   тематический контроль «Организация работы по речевому развитию дошкольников». Воспитатель Прошутинская С.С. представила передовой педагогический опыт по теме «Формирование социально –  коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности». Прошел смотр- конкурс «Лучшая речевая среда в группе», направленная на  развитие личности ребенка, его самостоятельности и инициативы.

Специалистами ДОУ  и ст. воспитателем был составлен план мероприятий тематической недели. Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников через укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

В течение недели специалистами и педагогами всех возрастных групп с детьми организовывались разнообразные формы работы: речевые, дидактические, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения,  сюжетно-ролевые игры, досуги и развлечения, ситуации общения, рисование пальчиками и др.

Наиболее значимыми и требующими большей подготовки стали следующие мероприятия: учителя-логопеды и музыкальные руководители организовали музыкально-логопедические посиделки «Путешествие по белой стране» для ребят  средних, старших групп.  Речевые игры, задания под веселую музыку в непринужденной обстановке позволяли закрепить знания детей по речевому развитию, способствовали самовыражению и проявлению творческих способностей дошкольников, умению работать сообща.

Ребята подготовительных групп, которые любят читать и интересуются   детской художественной литературой смогли проявить себя в  интеллектуальной игре «Юный эрудит» (знатоки детской художественной литературы). (отборочные туры прошли в группах)

В настоящее время все мы отмечаем, что родители стали редко уделять внимания совместному чтению детской литературы, а если и читают, то выбор репертуара оставляет желать лучшего. Часто молодые родители затрудняются  в выборе произведения.  Для повышения родительской компетентности по данному направлению на лестничных пролетах была создана выставка – краткий обзор детских писателей-классиков и их произведений с яркими иллюстрациями (ненавязчиво, так  между прочим). Полезно вспомнить в современной суете на бегу о роли и значении детской книги  на развитие речи детей.

 Во всех группах прошла акция «Подари книгу детям», которая позволила пополнить РППС книжных центров и привлечь родителей к проблеме семейного чтения.

Конкурс «Гирлянда вежливых слов» между средними и старшими, подготовительными группами.  Самые длинные гирлянды, из 20 вежливых слов. Гирлянды разместились на дверях участвующих групп и стали одной из форм  педагогического образования родителей. Педагогами и администрацией ДОУ было отмечено, что родители стали более вежливыми и воспитанными. Чаще стали употреблять в речи волшебные слова, проводить с детьми беседы по данной теме.

Один из актуальных вопросов, который стоял перед коллективом: как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия можно провести с учетом новых требований Главного государственного врача по проведению образовательного процесса в период распространения новой коронавирусной инфекции? Пришлось часть мероприятий перевести в дистанционный формат.

Творческие дети и родители проявили себя в конкурсе детско-родительских работ «Пословицы и поговорки в рисунках детей». Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства. В течение недели родители и дети рисовали пословицы и поговорки. В результате совместных усилий воспитателей, детей и родителей, в каждой группе были организованны выставки работ, которые в дальнейшем стали хорошим дополнением книжных центров. Дети стали лучше ориентироваться в пословицах, понимать их смысл, выступать перед коллективом сверстников. Детям представилась возможность проявить себя творчески, закрепилось умение выступать перед коллективом сверстников.

Впервые был проведен фестиваль театральных постановок «Сказка в каждый дом». В конкурсе приняли участие  14 семей всех возрастных групп. Задачи: развитие коммуникативных способностей, диалогической речи; формирование интереса к театральному искусству, как способу творческой самореализации, создание условий для творческого общения и обмена семейных театров. Были представлены разные виды театра (настольный, пальчиковый, теневой, драматизация). Сказки можно было посмотреть в семейном кругу в дистанционном формате.

В дистанционном формате проходили и групповые конкурсы чтецов.

Хочется отметить, что план и анализ проведенных мероприятий, их целесообразность, результативность обсуждается с родителями воспитанников (законными представителями) на Совете ДОО.

Впереди у нас решение новых задач, а это значит организация новых тематических недель, поиск новых форм взаимодействия.

Подводя итог можно сказать, что организация образовательного процесса в форме методических тематических недель – это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию, а так же повышение уровня профессиональных   компетенций  педагогов.

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в детском коллективе.

Планирование

Составление планирования в детском саду

20.09.20182137.6k

Педагог и дети, выполняющие аппликацию

Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.

Содержание понятия «планирование в детском саду»

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:

  • обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
  • рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).

Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.

Дети сидят на оранжевом коврике вокруг воспитателя

Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду

Виды планов

В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:

  • годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
  • планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
  • комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
  • перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
  • календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
  • недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
  • план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
  • поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).

Это интересно. В педагогической литературе выделяется ещё один вид планирования — методическое. Это перечень мероприятий для осуществления учебно-воспитательного сотрудничества воспитателей с детьми, учителей с родителями и педагогов между собой.

Дети занимаются выполнением аппликации за столом

Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности

Формы составления планов

Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:

  • текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
  • блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
  • табличный, имеющий форму записи таблицей;
  • модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).

Миссия составления календарно-тематического планирования

Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:

  • последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
  • систематизации работы с подопечными детского сада;
  • достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).

Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:

  • обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
  • решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
  • выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
  • выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
  • интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).

Дети стоят с рисунками видов обуви

Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей

Объекты составления плана

Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:

  • НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
  • режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
  • кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
  • нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
  • работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).

Видео: вопросы организации и планирования работы воспитателя детского сада в освещении руководителя кафедры развития образовательных систем Института развития образования Орловской области

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/oC3OEorZTdc

Методика составления тематического планирования

План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:

  1. Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
  2. Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
  3. Задачи комплексного плана для конкретной группы.
  4. Список нормативно-правовой документации.
  5. Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
  6. Поимённый перечень малышей.
  7. Схема размещения ребята за столами.
  8. Распорядок дня.
  9. Расписание НОД.
  10. Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
  11. Содержание самостоятельной деятельности малышей.
  12. Список упражнений для утренней гимнастики.
  13. Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
  14. Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
  15. Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
  16. Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
  17. Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.

Это интересно. Порядок оформления планов в ДОУ регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования», который, в свою очередь, опирается на Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Лупа и папки с документами

Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами

Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь

Тема Время проведения Примерное содержание Темы дня Варианты итоговых мероприятий
Группа раннего возраста Младшая группа
Я и детский сад С 05 сентября
по 09 сентября
  • вызвать у детей радость от возвращения в детский сад;
  • продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками;
  • организовать рассматривание игрушек, называние их формы, цвета, строения;
  • провести знакомство детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга);
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).
  • «Погремушки оставляем, в игры новые играем»;
  • «Что есть в групповой комнате?»;
  • «Путешествие по комнате».
  • «Наша группа хороша»;
  • «Что есть на участке детского сада?»;
  • «Путешествие по территории участка».
  • развлечение музыкальное «Вот и стали мы на год взрослее»;
  • развлечение музыкально-танцевальное «Матрёшкино новоселье».
Краски осени С 12 сентября по 30 сентября
  • расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах;
  • знакомить с правилами безопасного поведения на природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.
«Что нам осень подарила»
Цели:

  • сбор с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их;
  • знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
  • выставка поделок из природного материала;
  • развлечение «Здравствуй осень, золотая».
Овощи. Огород
Фрукты. Сад
Деревья
Я в мире человек С 03 по 14
октября
  • формировать представления о себе как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении;
  • закреплять знание своего имени, имён членов семьи;
  • формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству;
  • формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальные представления о здоровом образе жизни.
«Кто у нас хороший?»
  • открытый день
  • здоровья;
  • спортивное развлечение.
Я и моя семья С 17 по 21
октября.
  • формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формировать образ Я;
  • формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом;
  • развивать представления о своём внешнем облике;
  • развивать гендерные представления;
  • побуждать называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице;
  • обогащать представления о своей семье.
«Маленькая страна — это моя семья» «Про семью про дружную, всем такую нужную» Фотовыставка «Я и моя семья»
или
оформление фотоколлажей «Моя семья».
Международный день домашних животных С 24 по 28 октября
  • формировать знания детей о домашних животных и птицах;
  • познакомить с некоторыми особенностями поведения зверей и птиц.
«Ребятам о зверятах» «Эти удивительные животные»
  • кукольный театр «Волк и семеро козлят»;
  • игры-забавы «Птицы и птенчики».

Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов

Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.

Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.

Педагог и дети играют пирамидкой

Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей

Тематические недели

В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.

Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:

  • НОД, то есть занятия;
  • праздники;
  • игры;
  • экспериментирование;
  • экскурсии.

Такой формат планирования позволяет;

  • добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
  • привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
  • развлечь участников учебно-воспитательного процесса.

Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.

Дети с педагогом разбирают овощи на полу

Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему

Конспект занятия по теме недели

По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.

Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Таблица: Портнягина Д.Р., конспект НОД «Письмо другу» в рамках темы недели «Кто стучится в дверь ко мне?..» (фрагменты)

Этап Суть
Вводный — Ребята, здравствуйте! Сегодня у меня солнечное и весеннее настроение! Я хочу поделиться им с вами!
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Здравствуй, солнце ясное!
(дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, весна красная!
(Поднимают левую руку)
Небу синему привет!
(Скрещивают руки над головой)
Всем хотим мы дать совет
(протягивают руки вперёд, затем ставят на пояс)
Чтобы день удачным был
(Отводят правую руку)
Чтобы каждый вас любил
(отводят левую руку)
Не сердитесь, не ругайтесь
(Грозят пальцем)
А почаще улыбайтесь!
(Протягивают ладони вперёд)
— А у вас какое настроение?
(Ответы детей)
Основной — Ребята, мы уже несколько лет ходим в одну группу и стали, как одна большая дружная семья.
— А что такое «дружба»?
(Ответы детей)
— Если мы кого-то долго не видим, какие чувства испытываем?
(Ответы детей)
— А кто у нас в детский сад давно не ходит?
— Вы хотели бы с ней пообщаться? А как мы можем это сделать?
— Ну, что позвоним Полине?
(Воспитатель звонит Полине Зыковой, в ответ гудки……)
— К сожалению, телефон недоступен!
— Как жаль, что мы до неё не дозвонились.
— Ребята, какие достоинства и недостатки у мобильной связи?
— Да, у современных средств связи много достоинств, самое главное — скорость связи почти мгновенная. Но есть и недостаток — связи, по разным причинам может и не быть.
— Что же делать, как с ней можно связаться?
— Правильно, ребята, можно написать ей письмо!
— Будем писать!
(Воспитатель записывает текст письма вместе с детьми)…>
<… — Чтобы письмо дошло до адресата, мы обязательно должны наклеить ….. марку.
— Ребята, а вы знаете, что происходит с письмом, после того, как его опустили в почтовый ящик?
— Далее из почтового ящика, письма перевозят в Главпочтамт…>
<… — Сейчас мы поиграем в игру «Отправь письмо»
Я буду называть место, куда отправится письмо, а вы вид транспорта. (Например, в Москву, в Калининград, в Санкт-Петербург, в Арктику — самолёте и т.д.; в Екатеринбург, в Курган, в Ишим, в Сургут — на поезде; на грузовике — в Екатеринбург, в Иркутск и т.д.; в Америку, в Австралию — на водном транспорте и т.д.)…>
<… Как вы думаете, какие чувства испытает Полина, получив наше письмо?
(Ответы детей)
— А чтобы Полине было ещё приятней читать наше письмо, давайте ей отправим маленькие послания в виде рисунков.
(Дети приступают к рисованию)
— Но, вот наше письмо готово. Адрес написан, письмо запечатано!
— Я сегодня обязательно отнесу его на почту.
Заключительный — Ребята, какие чувства вы испытываете, написав письмо своему другу?
— Что нового вы узнали о различных средствах связи?

Тематические дни

Тематический день — коллективно-творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня и его зрителей. Иными словами, тематический день призван объединить малышей в деятельности так, чтобы они могли:

  • свободно выбирать вид деятельности;
  • проявлять инициативу;
  • учиться выражать мысли и чувства.

Как правило, такая форма организации взаимодействия с малышами используется для подведения итога после изучения темы и включает следующие виды деятельности:

  • игры;
  • проведение опытов;
  • творческое осмысление темы;
  • создание проектов;
  • театрализацию;
  • трудовую активность;
  • бытовое общение с товарищами и взрослыми.

Тематический день составляется поэтапно:

  • осмысление идеи;
  • формулирование целей и задач;
  • описание целевой аудитории (дети, родители);
  • разработка сути;
  • описание результатов;
  • составление плана подготовки и проведения;
  • написание сценария;
  • указание способа подведения итогов (словесное одобрение, поощрение каким-либо другим способом, например, награждение конфетами и т. п.).

Как и тематические недели, тематические дни имеют некий стандартизированный набор тем, которые, как показывает практика, интересны малышам:

  • «День Знаний»;
  • «Что нам осень принесла?»;
  • «День здоровья»;
  • «День народного единства»;
  • «День матери»;
  • «День прощания с ёлкой»;
  • «День игры. Лего»;
  • «День театра»;
  • «День зимних забав»;
  • «День защитников Отечества»;
  • «Мамин день»;
  • «Весна-красна»;
  • «День победы»;
  • «День защиты детей».

Пример разработки сценария тематического дня, посвящённого Дню матери, представлен здесь.

Это интересно. Разработки тематических недель и дней с примерами конспектов для всех групп представлены в пособии Е.А. Алябьевой.

Дети младшей группы со взрослыми в постановке сказки Репка

Тематические дни подводят итог изучения темы

Приёмы, используемые в планах

В календарно-тематическом планировании указываются методы и приёмы работы над определённой темой урока, а в плане на каждый день эти способы сотрудничества с малышами прописываются детально. Рассмотрим возможности использования методов и приёмов на примере одного тематического дня на занятии, посвящённому театру, в подготовительной группе.

Таблица: методы и приёмы на занятиях в детском саду

Метод Приём Суть Пример
Словесный Беседа Диалогическая форма работы с детьми, в которой малыши обмениваются мыслями и идеями по теме со взрослым и друг с другом. В младших и средней группе беседа строится на вопросах педагога, предполагающих однозначные ответы. В старших группах работа приобретает характер дискуссии по проблемным вопросам. «Какое название носит площадка, где артисты показывают спектакли?»;
«Как называется место, где сидят зрители?»;
«Какие виды театров вы знаете?»;
«Почему люди ходят в театр, как вы думаете?».
Картотеки бесед для ребят всех возрастных категорий по разным темам:

  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.
Объяснение Разъяснения требуют не только вопросы, связанные с материалом темы, но и касающиеся порядка выполнения того или иного задания. После инсценировки сказки В. Сутеева «Под грибом» педагог предлагает малышам сделать поделку по теме. Объяснение порядка выполнения задания воспитатель может сформулировать так: «Ребята, давайте возьмём кусочек пластилина, разогреем его в руках и, сделав «блинчик», прикрепим на кусок картона. Теперь на пластилиновую основу прикрепим широкую трубочку макарон. Делаем ещё один пластилиновый «блинчик», который крепим на трубочку. Сверху прикрепляем каштан приплюснутой формы. Гриб готов. Для создания атмосферы осени, приклеим на подложку вырезанные маленькие трафареты осенних листочков».
Загадки Приёмы, призванные мотивировать малышей на ту или иную деятельность. Иногда вводятся конце занятия с целью систематизировать и обобщить изученный материал.
  • Если хочешь стать другим, —
    Призови на помощь …(грим);
  • То царём, а то шутом,
    Нищим или королём
    Стать поможет, например,
    Театральный… (костюмер);
  • Он актёров вдохновляет, Всем спектаклем управляет, Как оркестром дирижёр, Но зовётся — (режиссёр).
Стихотворения (для детей младших групп стихотворения могут быть в виде потешек, используемых для того, чтобы настроить малышей на работу) Можно воспользоваться классической подборкой по теме:

  • А. Барто «В театре»;
  • С. Маршак «В театре для детей»;
  • цикл стихотворений В. Берестова.
Скороговорки Скороговорки призваны разрабатывать речевой аппарат для чёткого и правильного произнесения звуков. Дети повторяют каждую из скороговорок за педагогом, а затем пытаются трижды произнести её быстро и без ошибок:

  • «Едет с косой косой козёл»;
  • «Ехал Пахом на козе верхом»;
  • «Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу»;
  • «Дали Клаше каши с простоквашей».
Чтение В младших группах этот приём реализуется педагогом, а в старших, когда ребята уже могут складывать буквы в слоги, а слоги в слова, короткие тексты малыши могут читать сами. Например, на этапе знакомства с новым материалом, а именно: с информацией о Большом театре в Москве, ребята зачитывают короткую справку о нём:

  • Большой театр был построен больше века назад.
  • Большой театр является домом для оперы и балета.
Наглядность Картинки Иллюстрациями должны сопровождаться все (!) виды работ с детьми. Картинки с изображением:

  • зрительного зала;
  • сцены;
  • гримёрных;
  • костюмерной;
  • актёров в образах;
  • кукол.
Видеоматериалы Обычно используются для презентации блока новой информации. Так, при знакомстве с видами театра, о театре теней малыши могут узнать из мультфильма «Фиксики. Театр теней». После просмотра видео, дети обсуждают увиденное, выясняют, что нового узнали из видео.
Демонстрация Педагог презентует тот или иной вид деятельности своим примером. Например, показывает порядок выполнения поделки.
Практический метод Рисунки Малыши могут рисовать театральные маски, костюмы для персонажей известных сказок и пр.
Аппликации К примеру, для закрепления внутреннего устройства театра, дети наклеивают элементы (сцену, зрительный зал, занавес и пр.) на основу.
Поделки Этот приём можно использовать на подготовительном к занятию этапе, например, если требуется сделать декорации для представления пальчикового театра.
Наблюдения Систематизируют восприятие окружающего мира. Картотеки наблюдений по группам:

  • для младших групп;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.
Опытная деятельность Позволяет раскрывать и совершенствовать способности исследования свойств окружающего мира. Картотеку наблюдений для малышей разного возраста можно найти здесь.
Метод игры Дидактические игры Способствуют накоплению, отработке и закреплению знаний, умений и навыков. «Театральное лото»: малыши получают по 3–4 больших карточки с изображением нескольких объектов, связанных с театром. Ведущий берёт из коробки маленькую карточку и дети, назвав изображённый на ней объект или явление, ищут такой же на своих карточках. Если участник нашёл, то он закрывает её. Побеждает тот, кто быстрее закроет все картинки на карточках.
Примеры дидактических игр на другие темы можно найти здесь.
Подвижные игры Удовлетворяют потребность малышей в двигательной активности. «Теремок»: дети надевают маски персонажей сказки, остальные малыши становятся в круг, держась за руки — это теремок. «Звери» по сигналу забегают в «теремок», который по условному знаку «закрывает двери», то есть малыши опускают руки. Кто из «зверей» выбежать не успел, становится частью «теремка». Игра продолжает до тех пор, пока не останется один самый ловкий «зверёк».
Примеры подвижных игр на другие темы можно найти здесь.
Театрализованные игры Помогает раскрыть творческий потенциал малышей, раскрепоститься. Например, в имитационной игре «Животные» малыши показывают голосом, жестами и мимикой разных животных.
Примеры театрализованных игр на другие темы можно найти здесь.
Пальчиковые Способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи малышей, а также помогает готовить руку к письму воспитанников старшего дошкольного возраста.
  • «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо, выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»);
  • «Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец — какой-либо персонаж.

Примеры пальчиковых игр на разные темы можно найти здесь.

Видео: приём показа — мультфильм «Фиксики о театре теней»

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/RBvPR5OdRe4

Составление плана работы в детском саду — это необходимая часть работы педагога, позволяющая рационализировать время работы с детьми, сделать его максимально продуктивным. При этом для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса важны все виды планирования. Они конкретизируют способы взаимодействия с детьми вплоть до поминутного распределения этапов того или иного приёма реализации разных видов деятельности в рамках рассмотрения определённого аспекта темы.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(17 голосов, среднее: 4 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Тематические недели в ДОУ

Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС подразумевает использование в дошкольных учреждениях комплексно – тематической модели планирования.

Комплексно – тематическая модель это соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Тематическое планирование предполагает и сроки реализации того или иного процесса, что и отражено в календарно – тематическом плане.

Календарно-тематическое планирование – проект будущей учебной и воспитательной деятельности педагога. Грамотно составленный план способствует правильному распределению нужного материала и профессиональных усилий педагога. Для того чтобы правильно составить календарно-тематический план с учетом требований ФГОС, воспитателю следует придерживаться определенных педагогических правил:

– содержание должно соответствовать реализуемой в ДОУ образовательной программе;

– необходим учет возрастных, психологических и индивидуальных возможностей детей группы;

– воспитательно-образовательная работа должна планироваться по всем основным направлениям педагогической деятельности (учебной, игровой, познавательной и т. д.);

– необходимо придерживаться принципов последовательности, систематичности, усложнения материала, следует гармонично объединить образовательную, развивающую и воспитательную функцию учебного процесса в тематическом содержании плана;

Построение образовательного процесса в соответствие с грамотным планированием способствует решению задач учебной программы в конкретном детском коллективе с максимальной эффективностью. 

В нашем детском саду обязательным элементом методической работы является разработка и проведение тематических недель и дней. Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада при участии педагогов и специалистов группы.

Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки ребенка по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется в разных формах работы с детьми, интегрируется в разные виды деятельности. Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте запланированной темы.

На примере тематической недели: «Подводный мир. Рыбы» представляем приблизительный алгоритм работы и мероприятий в рамках ее реализации.

Прежде всего, педагоги знакомят детей на вводной беседе с текущей темой и предстоящей работой. Подбор наглядного материала и дидактических игр производится заранее и соответствует теме недели.

20

Картинки, пазлы, настольно – печатные игры, перекликающиеся с тематикой, стимулируют детей и в свободной игровой деятельности активизировать мыслительный и познавательный процессы.

21

Особое внимание уделяется развитию речи и чтению художественной литературе. Выбираются доступные пониманию ребенка тексты для чтения и заучивания. При такой работе обогащается и активизируется словарь, закрепляется правильное употребление различных языковых форм и нормы произношения.

На занятиях по ФЭМП в качестве демонстрационного счетного материала нами использовались «рыбки» как тематическая направленность.

22

При проведении различных НОД в качестве разминки мы используем пальчиковые игры. В рамках тематической недели была разучена и выполнялась пальчиковая гимнастика: «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы тебя хотим поймать!……

Подбор подвижных игр, проводимых на занятиях по физкультуре и на прогулках тоже происходит по возможности с учетом тематики.

Подвижная игра: «Караси и щука»

23

Интеграцию тематической недели в образовательную область изобразительное искусство представим на примере рисования, аппликации и лепки.

Рисование « Подводный мир»

24

Аппликация «Аквариум»

25

Лепка «Рыбки»

26

В заключение мы провели итоговую беседу с детьми, спросили, что нового они узнали, что их больше всего заинтересовало, что больше понравилось. Выставка детского творчества завершило тематическую неделю.

Цели тематической недели: активизация познавательной деятельности учащихся, расширение знаний, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ученика, нацеливание детей на результативную работу.

За несколько дней в классном уголке вывешивается объявление о предстоящей тематической неделе, указывается план ее проведения. Каждый ученик может выбрать себе мероприятие, в котором он примет участие, подготовиться к нему, сходить в библиотеку и найти необходимый материал в книгах, энциклопедиях, справочниках, воспользоваться материалами Интернет. Кто – то захочет участвовать в одном мероприятии, кто – то в двух, а кто – то не пропустит ни одного мероприятия .Кроме того, к мероприятиям можно готовиться индивидуально, а можно и группами. Совместная работа сплачивает коллектив, дети лучше узнают друг друга, они радуются успехам товарищей, огорчаются из – за неудач, стараются вовремя прийти на помощь друг другу.. Ребенок пробует свои силы в различных областях деятельности.


Готовясь к тематической неделе, учитель продумывает разнообразные формы, методы, средства ее проведения, использование технических средств: компьютера, интерактивной доски, телевизора и т.д. Широко применяются олимпиады, викторины, КВНы, турниры, конкурсы, экскурсии, выставки, выпуски газет, праздники и т.д. 


В последний день тематической недели подводятся итоги. Дети рассказывают, о чем они узнали, чему научились, где побывали. Учитель и родители готовят сюрпризы для каждого ребенка.


Оценивая эффективность проведения тематических недель, отмечаем следующее:


– повысился уровень нравственной воспитанности детей (отношение к своим одноклассникам, окружающей природе, животным)


-у учащихся появилась уверенность в своих силах и возможностях, они активнее стали участвовать в разных мероприятиях,


– расширился кругозор младших школьников по учебному материалу.


Большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном коллективе.


Предлагаю планы проведения тематических недель.

  • План предметных и тематических недель 

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).

Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс.Метрика.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.

В педагогике существуют разные формы
работы с семьей детей дошкольного возраста. Наш
детский сад всегда в поиске современных форм,
методов и способов работы с родителями,
направленной на создание единого пространства
детского развития. Традиционной в работе нашего
педагогического коллектива с семьей стала такая
форма, как “Тематические недели”.

Проведение тематических недель
повысило интерес педагогов к созданию
совместных со специалистами проектов,
использованию активных форм взаимодействия.
Основная цель проведения тематических недель в
детском саду – это систематизация, углубление,
обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все
виды детской деятельности, сделать их
интересными, максимально полезными для детей.
Мероприятия, проводимые во время тематической
недели, способствуют развитию творческого
взаимодействия между детьми разных групп,
воспитателями, родителями, специалистами
детского сада. Они могут иметь разные формы
проведения: праздники, развлечения,
игры-путешествия, экспериментирования,
познавательные занятия, наблюдения, экскурсии,
выставки и др.

Данные мероприятия преследуют
несколько задач одновременно. Во-первых,
решается познавательная задача: в зависимости от
темы недели, мероприятия включают в себя новый
материал, который рассматривается несколько в
другом аспекте, чем на занятиях, что способствует
наилучшему усвоению материала.

Во-вторых, раскрывается социальный
аспект педагогического процесса, это:
взаимодействие детей разных возрастов,
привлечение родителей не только как зрителей, но,
прежде всего, как непосредственных участников.
Ну и, конечно же, силами взрослых и детей,
реализуется развлекательная задача.

Наш детский сад работает по программе
“Истоки”. На каждую неделю перед педагогом
ставятся задачи по образовательной и совместной
деятельности с детьми. Но некоторые даты и
праздники не охватываются этой программой,
поэтому, составляя календарно-тематический план
на учебный год, мы учитывали такие праздники, как
Пасха, День Победы, Международный день защиты
детей, День семьи, любви и верности, Яблочный
спас, День пожилого человека, День матери. В
детском саду составлен календарь тематических
недель.

Пасха.

1 июня – день защиты детей.

Яблочный спас.

День матери.

Новогодняя красавица.

Подробно остановимся на неделе,
посвященной Дню Победы. Это самый главный
праздник нашей страны. Но это и самый трудный для
детского понимания праздник. Любовь к матери,
уважение к старшим, гордость за свою Родину – это
те качества, которые формируются с детства. Чтобы
тема Великой Победы стала более понятна
дошкольникам, была проведена большая
предварительная работа. Прочитаны произведения
о войне, выучены стихи, просмотрены при помощи
мультимедиапроектора видеоролики и видеоклипы.
Дети нарисовали рисунки, совместно с родителями
сделали поделки, принесли праздничные открытки.
За несколько дней до праздника в приёмной
разместили папки-передвижки и консультации для
родителей, совместно с детьми оформили
поздравительный плакат с фотографиями военных
лет. Георгиевская лента на плакате была сделана
аппликацией из мелко порезанных детьми
шерстяных нитей. Из принесённых открыток
получились замечательные гирлянды. Рисунки
детей стали одним из разделов альбома “Великая
Победа”, пополнили альбом и записанные
родителями высказывания детей на тему “Что
такое война”. В альбоме есть фото военных лет и
фото ветеранов наших дней. Завершает альбом
фотографии посещения детьми нашей группы
памятника, возложения цветов. Очень торжественно
прошло интегрированное занятие “9 мая – День
Победы”.

img6.jpg (35093 bytes)

 

Хотелось бы так же рассказать ещё об
одной из проведённых тематических недель.В
подготовке и проведении недели “Семьи” были
задействованы многие участники педагогического
процесса. Воспитатели подготовили выставки книг
для детей в читательском уголке, разучивали
стихи, пословицы. На занятии по изобразительной
деятельности дети нарисовали свою семью. За две
недели до праздника “Семьи, любви и верности”
попросили родителей принести фото семьи, а также
придумать и сделать герб своей семьи.

Интересным показался ребятам просмотр
мультфильма “Сказание о Петре и Февронье”.

Перед праздником в приёмной
разместилась выставка “Семья – главное в
жизни”. Это фотографии семей, которые я
разместила в символе праздника ромашке, а также
гербы семей, которые с неподдельным интересом
рассматривали дети, изучали взрослые, задавали
друг другу вопросы и объясняли символы и знаки.

img13.jpg (28940 bytes)

img14.jpg (16582 bytes)

img15.jpg (18586 bytes)

Итоговым мероприятием стал праздник,
подготовленный музыкальным руководителем
совместно с воспитателями. Во время проведения
праздника дети не только отвечали на вопросы и
выполняли задания, предлагаемые ведущим, но и
читали стихи, пели и танцевали. А в некоторых
номерах активное участие принимали и родители,
что вызвало огромный интерес и восторг у детей.
Принять участие в играх могли все желающие
родители вместе со своими детьми. Нужно было
видеть, как радовались дети, играя со своими
мамами. А как было интересно папам! В заключение
самые внимательные и сообразительные из детей
были награждены памятными медалями.

Такие мероприятия с родителями не
только доставляют удовольствие детям, но и
выполняют функцию сплочения коллектива детского
сада и семьи, являясь благодатной основой
включения родителей в образовательный процесс.

Яркие тематические недели поднимают
на новый уровень взаимоотношения с родителями,
призывают искать новые формы и методы работы.
Если взрослые заинтересованы, то дети всегда
подхватят игру, развлечение, и у них никогда не
пропадёт желание ходить в детский сад. Значит,
самые важные годы пройдут не только с
образовательной, воспитательной пользой, но и с
ощущением радости, счастья. В этом заключается
наша основная задача!

Добавить комментарий