Как составить тему занятия

Турманкина
Ольга Алексеевна,

Учитель
русского языка и литературы МОАУ ЛИЦЕЯ №6 г. Благовещенска

КАК
ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

  
  О том насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие
учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме.
Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого
разнообразия.
  
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения.
И в соответствии с
новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию
окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание,
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из
выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но
учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным
домыслам.

  
Конечно, формулировка темы урока зависит от типа урока
. В условиях
введения ФГОС выделяют 6 типов уроков:

1.
Урок «открытия» нового знания;

 2.
Урок комплексного применения знаний и умений;

 3.
Урок общеметодологической направленности;

4.
Урок актуализации знаний и умений;

5.
Урок контроля знаний и умений;

6.
Урок коррекции знаний, умений и навыков.

 
Если же это урок «Открытия» новых знаний, то тему урока учитель может
сформулировать сам и дать её в готовом виде. Но она должна быть интересной,
способной заинтриговать ребёнка. Она должна быть такой, чтобы ему захотелось
узнать обо всём, что говорится в ней.

 
Тема – это имя урока. И мы с вами выступаем в роли ономатета.

   Ономатет (др.-греч. ὀνοματοθέτης — создатель или творец наименований) —
представление мифологического или философского образа божества или человека,
дающего и устанавливающего имена всему сущему, либо отдельным предметам или
живым существам. Коротко — тот, кто даёт имена[1].

 Итак,
рассмотрим несколько примеров. Урок русского языка «открытия» новых знаний .
Общая тема «Имя прилагательное».

 Дается
ряд прилагательных: клюквенный, малиновый, томатный, кислый, сладкий, солёный.
Детям предлагается объединить их по признакам, записать в две группы:

ВИД

ВКУС

Клюквенный

Малиновый

Томатный

Кислый

Сладкий

Солёный

            Теперь следует подобрать к ним подходящее
существительное.

СОК

Составить
два предложения.

1.     Я люблю
клюквенный, малиновый, томатный сок.

2.     Я люблю
сладкий малиновый сок.

 
Записав их на доске, спросить у детей как они думают, в каком предложении
определения однородные, а в каком неоднородные? Затем формулируется вопрос
урока, а из него вытекает тема «Однородные или неоднородные определения?».
Часто так бывает, что тема соответствует проблемному вопросу. Сама тема может
быть в форме вопроса. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы,
создают проблемные ситуации, побуждают школьников напряженно следить за
развивающимся конфликтом. «О или Ё?» , «Е или И?». Обратимся к уроку истории:
«Греция или Македония? Филипп или Демосфен?» (сравните с традиционным названием
темы: «Упадок Греции и подчинение её Македонии» . «Набег или нашествие?» («Татаро
– монгольское вторжение на Русь»). Когда учебный материал обладает большим
эмоциональным зарядом, необходим душевный настрой, уже на первых минутах урока
необходимо создать его название, которое может быть заимствовано из известных
художественных и исторических текстов «откуда есть пошла земля Русская…», «
Москва не сразу строилась!». На уроках истории и литературы заголовки должны
интриговать и увлекать, ведь любой литератор знает, что в основе любого
произведения лежит конфликт. Так и заголовок должен открывать неисчерпаемость
познания, пробуждать воображение и самостоятельность.

 
Урок закрепления или актуализации знаний и умений, здесь грех не дать
возможность прийти детям к теме самим. Опять же общая тема «Имя
прилагательное», на доске или в руках мяч. Детям раздаются карточки разных
цветов и карточки, на которых изображены футбольный, баскетбольный, теннисный,
волейбольный мячи. Задание объединиться в группы в зависимости от признака,
затем составить три предложения.

1.    
Зеленые,
красные, синие мячи скачут по школьному двору.

2.    
Футбольные,
волейбольные, баскетбольные мячи ждут своего часа перед соревнованиями.

3.    
Теннисный
зелёный мяч ловко скачет через сетку.

 
Дети хорошо чувствуют разницу между признаками предмета (цвет, предназначение).
Легко формулируют тему «Однородные и неоднородные определения».

 
Очень выигрышно смотрятся темы, сформулированные в виде афоризма, крылатой
фразы, поговорки, загадки и т. п.  На уроке русского языка при изучении постоянных
морфологический признаков имени существительного одну из тем можно обозначить
так: «Тебе дано, а другие пользуются?» (имя). Тут же возникает вопрос: «Ребята,
а что такое имя? Приведите примеры, назовите друг друга по имени. Имя
принадлежит человеку, его собственность, есть у каждой девочки и мальчика в нашем
классе! Сформулируйте тему урока».  «Имена существительные собственные или
нарицательные».

 
В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность
людей. Я выбрала одно из них для темы урока: «Не зная падежов – не говорите
глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так ка мы работаем с именами
существительными, то им не составит труда сформулировать стандартную тему самим
«Склонение имён существительных».

  
Уже обозначено, что темы по литературе даже в журнале нельзя записывать
следующим образом: И. С. Тургенев «Муму», а уж тем более давать в таком виде
детям. Здесь очень хорошо помогает кластер – инструмент, созданный для того,
чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приёма заключается в попытке
систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме, он может быть
использован на самых разных стадиях урока.  От основной темы отходят микротемы,
выбираем любую.  Дети сами составили, сами выбрали. Мне это и нужно.

 
Перечисленные мною варианты заголовков, конечно, не исчерпывают всего их
разнообразия, но я считаю, что внимание к этой проблеме, создаёт новые
возможности гуманизации в единстве её содержательной и межличностной сторонами
единого учебного процесса.

  В заключении хочется опять обратиться к ономатету.

 
Еще в первобытном обществе наименование представляло собой не какую-либо игру
или развлечение, а абсолютную культурную необходимость, крепко связанную с
внутренней сущностью человека. Имя собственное для первобытного человека
представляло собой не этикетку или ярлык, а своеобразный символ, связанный,
сложным образом, с природой индивида. Мифологическое осознание имени
собственного, как мифической внутренней субстанции, проявляется в некоторых
культурно-исторических традициях, в которых наречение именем новорожденного
принимает форму отгадывания его сущности, что является своеобразной магией. Имя
представлялось загадочной сущностью вещи или человека; знать имя означало иметь
власть над тем, что названо; произнести имя, назвать по имени — могло
означать создать, оживить, погубить, овладеть. В нашем случае, дав
содержательное, понятное, разумное  имя уроку, у нас появляется возможность
иметь власть над ним, также оживить его и донести до детей интересно, доступно,
чтобы они его запомнили, усвоили и хотели вспоминать.

  В качестве общеизвестного примера для
современного человека можно привести фразу «Как корабль назовёшь, так он и
поплывёт» из книги 
Приключения
капитана Врунгеля
, метко
подмеченную писателем 
Андреем
Некрасовым
. В книге описывается
случай, когда с яхты, предназначенной для кругосветной регаты и названной по
этому случаю «Победа» (ясно видна попытка команды Врунгеля в качестве ономатета
придать сущность именем собственным и завоевать таким образом победу в регате),
отваливаются первые две буквы названия и яхта вынуждена отправиться в
путешествие под названием «Беда», в результате чего экипажу приходится
преодолевать многочисленные проблемы в процессе путешествия
[3]. Я желаю всем нам, чтобы обозначенные нами темы уроков,   только
помогали нам и вели нас и наших детей только по верному курсу, легко и свободно
двигаясь по океану знаний.
 

1.     Теребихин Н. М. Пётр I — культурный герой и ономатет Русского Севера // Живое слово. — Архангельск, 1998

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кулундинская средняя школа № 1»

Кулундинского района

Алтайского края

        Доклад

Формулировка темы урока как  этап современного урока

в условиях ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы

Рудая Марина Владимировна

Кулунда

2016

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным формулировкам.

Безусловно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, лишь урок контроля знаний не подразумевает (в силу своей специфики) формулирование темы урока учащимися, остальные типы уроков (особенно урок «открытия» нового знания) позволяют направить детей, подтолкнуть к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создавая условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию школьников.

Прием «Синтаксическая пятиминутка»

Дается стихотворение: 

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина.

Задание: причитайте выразительно. Что вызвало затруднение? Почему? Дети приходят к выводу, что без точек и запятых мысль порой становится непонятной, значит, нас сегодняшнем уроке мы будем повторять постановку знаков препинания. Тема «Повторение синтаксиса».

Прием «Орфографическая пятиминутка»

Урок начинается с записи слов.

О…дать, ра…смотреть, з…править, ра…жигать, в…шёл,  бе…конечно, п…ддержать, и…пугаться, пр…лестный, бе…вкусный.

Нужно вставить пропущенные буквы, распределив орфограммы по типу. Дети быстро распределяют слова на три группы в зависимости от правописания приставок, вычисляют слово «прелестный» как слово, написание приставки которого они не знают. Изучение этого правила и станет темой урока. Тема «Правописание приставок пре- и при-».

Прием «Потопаем-похлопаем»

На доске написано предложение.

Миша сегодня встал рано.

Учитель:  Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

Как правило, топают и поднимают левую руку мало, потому что  с наречием дети знакомы лишь поверхностно. Формулируем тему «Наречие как часть речи»

Прием «Загадка»

Дается загадка:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

Учащиеся очень быстро угадывают, что тема урока «Глагол».

        Прием «Восстанови текст»

Прослушайте текст.  О ком идет речь?

«Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом – ….., с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

Дети затрудняются угадать, говорят, что в тексте не хватает признаков предмета. Когда прилагательные «возвращаются» на свое место, то дети понимают, что речь идет о пятнистом олене. Ребята приходят к выводу, что прилагательные играют большую роль в тексте, и формулируют тему «Имя прилагательное».

Прием «Самый внимательный»

Дается текст:

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть?

Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив.

Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

Как правило, учащиеся быстро догадываются, что в тексте много кратких прилагательных. Тема «Краткие прилагательные»

Прием «Кроссворд»

Задание: разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

6. Новые слова.

Какое же ключевое слово получилось?

Итак, тема урока «Омонимы».

Прием «Ребус»

1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

  r г  l  л  g  у  d  х  s  о  n  н  i  е  w  м  z  о  й

Можно один раз сделать карточки и потом успешно пользоваться.

2)  ПВТРН  ГЛГЛ

Задание: вставить гласные буквы.

Тема:«Повторение глагола»

Или другой вариант данного приема. Даны ребусы:

http://allforchildren.ru/rebus/rebus8/8-082.gifhttp://mypresentation.ru/documents/e52cb8d7fd9cca6384e864480ae41353/img10.jpghttp://doc4web.ru/uploads/files/68/68094/hello_html_m580a64e4.gif

 Учащиеся с удовольствием их разгадывают. Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет эти ребусы?». Дети догадываются, что числа. Тема урока «Имя числительное».

Прием «Ключевые термины»

Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня  они будут изучать.

Прием «Рассыпанные открытки»

Предлагается большая разрезанная открытка.

часть

речи

служебная

связь

слов

в

предложении.

Сложив правильно части открытки, дети формулируют тему «Предлог»

Прием «Исключение».

Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Афоризм, мудрое изречение  или крылатое выражение

Даны три изречения великих людей.

  • Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает “до косточки” свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский)
  • Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин)
  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какая мысль объединяет эти высказывания? Какое слово является ключевым во всех трех высказываниях? (богатство) Итак, речь пойдет о богатстве русского языка, о богатстве его лексического запаса. Тема «Лексика»

Какография

Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками.

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Например, «Не зная падежов – не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так как на предыдущих уроках  работали  с именами существительными, то учащиеся легко  формулируют стандартную тему сами «Склонение имён существительных».

Или другой вариант данного приема. Дается шуточное стихотворение:

Дядя, прашу тибя, памаги

Тваей плимяннице Оле,

А то нибудет ее наги

В этай противнай школи.

Мне вчира за дектант на слава

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать

Папраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пять».

Ребята, как правило, поражены таким количеством орфографических ошибок легко формулируют тему «Повторение орфографии».

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к  целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности  и рефлексии ведь при такой организации урока  ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Источники:

1.http://infourok.ru/kak-formulirovat-temu-uroka-v-sootvetstvii-s-fgos-477931.html

2.http://doc4web.ru/pedagogika/metodicheskoe-posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos.html

Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой). (Слайд 2)

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. (Слайд 3)

Особый интерес в настоящее время к системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам развивающего обучения.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «почувствовать», « понять».
  • Личностно значимыми для учащихся.
  • Ориентировать на поиск нового способа действия.
  • Содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия. (Слайд 4)

Учебная задача – это цель, личностно-значимая для ученика, мотивирующая на изучение нового материала (слайд 5).

Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: (Слайд 6)

  1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее принятие. (Слайд 7)
  2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства. (Слайд 8)
  3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». (Слайд 9)

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Целеполагание является проблемой современного урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Каждый учитель имеет свою систему специальных вопросов и заданий, делающую процесс вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока наиболее оптимальным. Опираясь на тринадцатилетний опыт в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, сочла необходимым обобщить свои наработки в предлагаемом методическом продукте. Представленные мной приемы целеполагания дают возможность сделать урок деятельностным, создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника.

  • Мозговой штурм

Прием “Brainstorming” способствует быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду.

Одним из вариантов приема может стать предложение учащимся заполнить кластер.

Тема урока “Who is a successful person? What makes a successful person?” Учащимся необходимо ответить на вопрос “What do you think is most important for achieving success in life?”, внести свои предположения в кластер, обосновывая собственный выбор. (Слайд 10)

Другим вариантом данного приема может быть «побуждающий» или «подводящий диалог».

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. (Слайд 11)

Пример урока в 10 классе

Тема: “Sharing a room”

Brainstorming на тему “What should/shouldn’t a person do when sharing a room?” Уместным будет задать следующие вопросы:

Have you ever had to share a room with an unpleasant person? Which of his/her habits was the most unpleasant? Is it easy to keep the room tidy if you share it with an untidy person?

  • Прием « Отсроченная отгадка».

Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей. (Слайд 12)

  • Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Например, тема урока в 10 классе , “Talking on family matters” (Слайд 13)

Учащиеся получают задание: Conflict resolution steps:

  1. Decide what the problem is.
  2. Let everyone suggest the idea about how to solve the problem.
  3. Together discuss what will happen with each idea.
  4. Choose the best idea.
  5. Put the idea into action.
  • Прием «Лови ошибку!»

Этот прием позволяет учителю проверить знание фактического материала предыдущего урока, а ребенку осознать важность внимания.

Например, тема “Home, sweet home” в 7 классе. (Слайд 14)

  • Прием «Незаконченные предложения»

Прием “Unfinished sentences” способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, быстрому включению их в процесс формулировки целей и задач урока.

Например, тема урока в 10 классе Civilisation and progress”

Учащимся предлагается закончить следующие предложения:

  1. In order to be considered a civilization a society need to…
  2. A civilization should make up institutes and activities as…
  3. A civilization is a…
  • Прием «Исключение» или «Группировка»

Первый вид. В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Это и будет темой урока.

Например, тема урока ” Home, sweet home” в 7 классе. (Слайд 15)

Второй вид. Ряд слов, предметов, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: “Почему имеют такие признаки?” будет задачей урока.

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

  • Прием использования пословиц, поговорок, кроссвордов, загадок

Данный прием можно использовать как вначале, так и в конце урока. Задания такого типа позволяют вырабатывать быстроту реакции, внимание и сосредоточенность. Особенно это актуально на уроках английского языка в начальной школе, учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения иностранным языком. (Слайд 16, 17)

Обобщая материал на данную тему, необходимо отметить, что приемы целеполагания могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа урока в цикле уроков по данной теме, возрастных особенностей учащихся и их уровня владения предметом и т.д. Но всегда нужно помнить, что:

обязательными условиями использования приемов целеполагания являются:

  • учет уровня знаний и опыта детей;
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. (Слайд18)

Литература:

  1. Программа для начальной школы образовательной системы Д.Б. Эльконина – Давыдова. 2004.
  2. Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  3. Ахвачева И.А. Игровые формы учебной деятельности как средство ее активизации на занятиях по иностранному языку / И.А. Ахвачева, Л.Г. Пачина // Пробл. изучения иностр. яз. В заочной и вечерней высш. шк. – 1989. – №5. – С. 45-47.
  4. Данилина А. Е. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка / Иностр. яз. в шк. – 1990. – №5. – С. 25-31.

Презентация.

Во время учебного процесса студенту очень важно не только получить новые знания, но и прочно закрепить их в памяти. Качественно усвоить материал поможет грамотная работа над конспектом. Обычно под конспектом понимают быструю запись главных моментов лекции или краткое изложение информации, содержащейся в книгах.

как правильно составить конспект урока самому?
как правильно составить конспект урока самому?

Сегодня предлагаем ознакомиться с правилами составления разных видов конспектов и рассказываем о самых распространенных ошибках учащихся.

Содержание:

  1. Что такое конспект
  2. Какой объем должен иметь конспект
  3. Особенности составления конспекта
  4. Основные типы конспектов
  5. Общие рекомендации по написанию конспекта
  6. Правила работы с различными видами текста
  7. – Запись конспекта на лекциях
  8. – Конспектирование статей
  9. – Написание конспектов по книгам
  10. – Составление конспекта по параграфу
  11. – Работа над конспектом учебника
  12. Типичные студенческие ошибки
  13. Нужна ли проверка на плагиат?
  14. Способы повышения уникальности
  15. Учебный конспект – что это такое?

Что такое конспект?

Конспект – это сокращение чужого материала с выделением основных моментов. Обычно он представляет собой не просто текстовую запись. В правильно составленном конспекте присутствуют схемы, тезисы, цитаты, планы. Все эти элементы логически связаны между собой, помогая быстро восстановить в памяти необходимую для учебы информацию.

конспект урока
конспект урока

Студенты, обладающие навыками конспектирования, более эффективно усваивают знания. Поэтому учиться составлять конспекты правильно нужно с первого курса.

В начале каждого занятия опытный преподаватель обычно представляет его план, сообщает, о каких темах пойдет речь далее, записывает на доске новые термины, перечисляет книги для самостоятельной работы. Получив первоначальное представление о лекции, студенты настраиваются на работу и переходят к написанию конспекта.

Лектор излагает учебный материал, а слушатели фиксируют в своих записях ключевые моменты. Поначалу успевать за преподавателем довольно трудно. Со временем приходит опыт, учащийся легко выделяет главное, применяет много сокращений и символов вместо слов. Одни обозначения подсказывает преподаватель, а другие появляются у студентов сами.

К сожалению, довольно часто преподаватели бывают ограничены во времени. Учебного материала слишком много, и часов, отведенных для курса, не хватает. Учить студентов правильно готовить записи некогда, темп лекций становится напряженным. Более того, часть нужного материала приходится изучать только по книгам. Поэтому освоить принципы конспектирования учебников и лекций лучше самостоятельно.

Совет!

Каждый студент рано или поздно сталкивается с необходимостью написания уникальной работы. Быстро повысить уникальность текста любой сложности и выполнить проверку на плагиат можно на нашем сайте. Проверка выполняется с помощью преподавательской системы. Оригинальность достигается за счет специальной программы антиплагиат киллер. Она преобразует документ с помощью автоматического кодирования файла, оставляя неизменным текст. Результат впечатляет – за считанные секунды уникальность повышается до 90%. И переписывать при этом ничего не нужно, напишите нам сообщение и мы поможем.

Какой объем должен иметь конспект по теме

Главный принцип написания учебных конспектов – грамотное сокращение. Информация должна быть представлена в сжатой форме. Поэтому объем хорошо составленного конспекта обычно не превышает трети исходного материала.

Но это лишь общие правила. На практике четких ограничений по объему не существует. Например, некоторые студенты способны внимательно слушать, быстро записывая при этом практически все слова. Получается развернутый конспект, который будет полезен при подготовке к экзамену. Другие студенты пишут медленно или быстро устают от письма. Поэтому они стараются определить и зафиксировать только самое важное.

То есть, ориентироваться исключительно на объем не стоит. При составлении конспекта важно учесть другие моменты. Именно о них и пойдет речь далее.

Как красиво оформить конспект, основные техники

Для составления хорошего конспекта требуются внимание, сосредоточенность на теме и умение выделять главное. Но поддерживать хорошую умственную работоспособность в течение всего дня бывает непросто. А, значит, энергию необходимо грамотно распределять.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Так, если с самого утра студент взялся записывать за преподавателем каждое слово, скоро наступит усталость. Уже на второй или третьей паре внимание начнет рассеиваться, появится тяжесть в руках. Нормально конспектировать лекцию будет невозможно. Захочется пораньше уйти домой.

Переутомления на лекциях допускать нельзя. Важно научиться беречь свои силы и равномерно распределять нагрузку. Поэтому не стоит старательно записывать в тетрадь каждое слово лектора. Достаточно определить ключевые тезисы, которые помогут вспомнить весь материал. При этом очень важно сохранить все смысловые связи, стараясь не нарушать логическую последовательность элементов.

Нередко сэкономить усилия помогает небрежный почерк. Но здесь необходимо знать меру. Записи должны быть разборчивыми. Иначе, когда тема лекции начнет забываться, полностью восстановить смысл не получится.

Составить полноценный конспект без лишних усилий помогут популярные техники.

Создание майнд-карт

В центральной части листа обозначают тему и выделяют ее кружочком. Затем к этому ядру присоединяют блоки с важнейшей информацией по данной теме. Причем в блоках могут быть указаны не только термины, но и ассоциации, рисунки, символы, идеи.

Методика Корнелла

Страница для записей разделяется на три блока. Сначала проводят горизонтальную линию, отделив снизу примерно одну пятую листа. Затем с помощь вертикальной линии разделяют блок сверху. Причем правая его часть должна быть гораздо больше левой.

Справа конспектируют лекцию в обычном режиме. В левую колонку после завершения лекции вносят ключевые слова и основные идеи. А в нижнем блоке подводят итог, кратко сформулировав главную мысль конспекта. Причем откладывать работу надолго не стоит. Техника Корнелла должна быть реализована в течение 24 часов с момента заполнения правой колонки. Имея под рукой такие записи, можно моментально вспомнить весь материал по теме.

Важно! Сегодня многие студенты предпочитают скачивать готовые конспекты из интернета. Но важно помнить, что любую студенческую работу могут проверить на уникальность. Поэтому над текстом придется поработать. Успешно пройти проверку на плагиат помогут специальные методы описанные ниже.

Основные виды конспектов, оформление, план

В зависимости от объема, структуры и техники составления выделяют несколько основных видов конспектов.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция
  • План-конспект . Эту разновидность конспекта можно назвать классической. Сначала делают общий план. Он включает несколько позиций, обычно 4-5. Затем каждый пункт раскрывают в основном содержании работы.
  • Схематический план . Этот конспект отличается особой структурой. Он состоит из логически связанных между собой вопросов. На каждый вопрос дают несколько ответов. Таким образом, можно объединить весь текст краткими предложениями.
  • Текстуальный конспект . Прежде всего, он рассчитан на самостоятельную работу с книгами. Из книги выписывают важные цитаты, а текст между ними заполняют ключевыми словами и краткими тезисами.
  • Тематический конспект . Здесь определенную тему изучают с использованием разных источников. При этом сжато конспектируют идеи и точки зрения разных исследователей. Это помогает собрать большое количество информации и полностью охватить проблему.
  • Свободный конспект . Он представляет собой запись лекций во время аудиторных занятий. Записывать под диктовку можно по-разному. Одни студенты применяют много сокращенных слов и даже условных обозначений. Другие прибегают к тезисам, выпискам, составлению плана. Для достижения максимального результата желательно использовать сразу несколько методов, помогающих ускорить запись информации.

Это был краткий обзор основных разновидностей конспекта. А теперь давайте поговорим о том, как правильно применять на практике различные варианты конспектирования.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Общие рекомендации по написанию конспекта: пошаговая инструкция

Научиться быстро и грамотно составлять информативные конспекты помогут несколько правил.

  • Если речь идет о самостоятельной работе с учебником, перед началом конспектирования нужно получить общее представление о материале. Что касается лекций, то в первые 5 минут пары преподаватель обычно сообщает студентам, о чем будет рассказывать и акцентирует внимание на самых важных моментах.
  • Облегчить написание конспекта по книге поможет составление плана или предварительная разработка структуры. А перед началом лекции план занятия должен предоставить студентам преподаватель.
  • Очень важно выписывать больше тезисов и цитат. Они помогают легко воссоздать в памяти всю нужную информацию.
  • Записывать под диктовку каждое слово преподавателя очень трудно. Лучше прослушать предложение до конца и зафиксировать в конспекте ключевое слово или фразу.
  • Во время лекции преподаватели обычно разбавляют основную информацию комментариями. Это время можно эффективно использовать для записей.
  • Не пытайтесь записывать каждое слово полностью. Ведь существует множество условных обозначений. Вместо «метр» нужно писать «м», вместо «сантиметр» – «см», и т.д.
  • Также можно применять собственные сокращения, использовать интернет-сленг, рисунки или символы.
  • В левой части страницы желательно оставлять небольшой столбец для примечаний. В нем отмечают ключевые мысли или вопросы, которые необходимо прояснить.
  • Если в процессе лекции что-то было упущено и возникло непонимание, перебивать преподавателя нельзя. Зато в конце занятия все непонятные моменты нужно обязательно уточнить.
  • Упустив во время лекции важную мысль, оставьте в конспекте место. А после пары не забудьте заполнить пробел.

Эти простые советы помогут записать всю необходимую информацию, не прилагая лишних усилий. А сейчас перейдем к особенностям составления конспекта в зависимости от вида исходного текста.

Правила работы с различными видами текста

Как повысить эффективность составления конспектов в зависимости от типа исходного текста? Прежде всего, для этого необходимо учитывать все описанные выше рекомендации, а также правильно подобрать для конкретного источника способ конспектирования.

Запись конспекта на лекциях, оформление конспектов в тетради

Во время аудиторных занятий чаще всего записи ведут в виде свободного конспекта. То есть, каждый студент старается зафиксировать как можно больше устной информации с помощью удобных для него способов. Эту популярную методику рекомендуется сочетать с составлением плана-конспекта. Обычно этот план предоставляет преподаватель. А студент во время лекции дополняет его своими краткими записями. Главное – сохранить логическую цепочку между ключевыми моментами текста.

Конспектирование статей

Для работы со статьями рекомендуется использовать два варианта конспекта – тематический и схематический. Первый вариант дает возможность объединять в один текст важнейшие моменты из разных статей и получить развернутую картину. Второй вариант помогает отделять мнения в различных статьях и добиваться большей объективности. То есть, у каждого из этих конспектов есть свои преимущества. И выбор остается за студентом. Но если необходимо сделать конспект быстро, то больше всего подойдет именно схематический вид, потому что текстуальная составляющая в такой работе сводится к минимуму. При помощи лаконичной вопросно-ответной цепочки нередко удается передать весь объем необходимой информации.

Написание конспектов по книгам

Во время работы над книгой лучше всего сочетать ведение текстуального конспекта со свободным. В этом случае можно не только зафиксировать весь необходимый материал, но и сделать процесс конспектирования более интересным. Здесь очень важно точно и кратко передать эмоциональную и выразительную основу произведения. Тогда, перечитывая конспект, студент сможет вернуться к тем ассоциациям, которые у него вызывала данная книга. В результате все позабытые детали с легкостью восстановятся в памяти.

Составление конспекта по параграфу

Для изложения смысла параграфа отлично подойдет свободный конспект. Исходного материала немного, поэтому конспектировать можно практически дословно.

Работа над конспектом учебника

Законспектировать целый учебник гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Все основные моменты, которые необходимо запомнить, в учебной литературе обычно выделяются. Именно их и нужно переносить в конспект. Главное – быть внимательным и ничего не пропустить.

Если же никаких выделенных положений в учебном пособии нет, на помощь придут навыки составления плана-конспекта. Тем более, что готовый план – содержание учебника – уже под рукой.

Таким образом, для разных типов исходного текста подходят разные варианты конспектирования. И если применять описанные выше рекомендации на практике, то можно без труда и лишних затрат времени составить емкий информативный конспект, который будет полезен в учебе. Главное – не допускать распространенных ошибок. О них поговорим дальше.

Типичные студенческие ошибки при написании конспекта

Неправильно составленный конспект может сыграть злую шутку. Поэтому очень важно постараться не совершать ошибок.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция
  • Первые слова любого текста или лекции обычно служат лишь введением в тему. И тратить время на запись этих общих фраз не стоит.
  • Не нужно записывать каждое слово лектора. Иначе будет трудно сконцентрироваться на главном. И очень быстро наступит усталость.
  • Во время лекции нельзя пропускать ключевые идеи и термины. Если же что-то было упущено, в конспекте нужно оставить место. После занятия его можно будет заполнить, прояснив непонятные моменты у преподавателя или однокурсников.
  • Пытаясь сэкономить время, некоторые студенты пишут неразборчиво, а потом сами не могут понять, что написали. Поэтому до самого конца учебного дня нужно сохранять нормальный почерк.
  • Использовать для конспектов отдельные листы нежелательно. Потом их можно потерять. Но если так получилась, нужно в тот же день переписать информацию в тетрадь или хотя бы подклеить страницы.

Вот такие досадные ошибки многие студенты повторяют из года в год. Это может помешать образовательному процессу и снизить успеваемость. А ведь если задуматься, то избежать подобных ошибок не так уж и трудно. Поэтому учитесь на чужом опыте и будьте успешны в учебе. Помните, что правильно составленный конспект спасает от плохих оценок.

Нужна ли проверка на плагиат?

Записи, сделанные в тетради от руки, проверить программой-антиплагиатом невозможно. Но сегодня все чаще преподаватели требуют от студентов конспектировать учебный материал с помощью компьютера или планшета. Такие электронные конспекты, как и рефераты, обычно проходят проверку и могут повлиять на экзамен.

Поэтому скачав конспект из интернета, нужно обязательно позаботиться об уникальности. Определить процент оригинальности текста можно с помощью разных программ. Но лучше всего использовать преподавательскую систему . Обеспечить качественную проверку может только антиплагиат ВУЗ. В этом случае студент сразу же получает результаты проверки и видит, откуда были позаимствованы неуникальные фрагменты.

Способы повышения уникальности

Для повышения оригинальности текста можно переписать своими словами все позаимствованные предложения. Но такой способ подходит только для тех конспектов, где заимствований немного. Иначе придется перефразировать практически всю работу. А это огромная трата времени. Поэтому для неуникальных конспектов больше подойдет обработка специальной программой, об этом мы писали в статье про способы повышения уникальности текста и программу антиплагиат киллер. Принцип ее работы – автоматическая кодировка файла. После этого обнаружить в тексте плагиат не сможет ни одна система. С помощью такого метода можно добиться показателей уникальности 80 и даже 90 %.

Как составить конспект по теме урока – советы и подробная инструкция

Как видите, для составления хорошего материала студенты должны учитывать много факторов. Нужно определиться с видом конспекта и правильно подобрать методику. Важно научиться экономить время, писать сокращенно и выделять только главное. А в случае необходимости придется позаботиться и о высокой уникальности текста.

Остались вопросы или нужна помощь, есть замечания по данной статье пишите в комментариях будем рады подискутировать, так же подписывайтесь на наш канал или другие соц сети:

ПОДПИСАТЬСЯ I ИНСТАГРАММ I САЙТ I ВКОНТАКТЕ

Содержание

  1. Приемы формулировки темы урока.
  2. Мастер-класс «Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС» методическая разработка на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Подписи к слайдам:
  6. Предварительный просмотр:

Приемы формулировки темы урока.

Приемы формулировки темы урока в соответствии с ФГОС.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого разнообразия. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно, чтобы тему урока дети обозначили сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести их к правильным формулировкам. Самостоятельная формулировка темы урока создает условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию обучающихся.

Предлагаю несколько таких приемов.

Задание: разгадайте кроссворд

Промежуток времени между уроками, когда школьники отдыхают. (Перемена)

Источник

Мастер-класс «Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Мастер-класс «Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС»

Скачать:

Вложение Размер
Презентация 1.05 МБ
доклад 362.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС Рудая М.В., учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя школа № 1» Кулундинского района Алтайского края

Актуальность: Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Типы уроков по ФГОС: Урок «открытия» нового знания; Урок комплексного применения знаний и умений; Урок общеметодологической направленности; Урок актуализации знаний и умений; Урок контроля знаний и умений; Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Прием «Синтаксическая пятиминутка» Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут в реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина.

Прием «Потопаем-похлопаем» Миша встал рано.

Прием «Загадка» Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придет: Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет.

Прием «Восстанови текст» «Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом — …. с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

«Одно из самых прекрасных в мире, нежных и грациозных существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого небольшого оленя легкая голова, большие глаза с длинными ресницами, стройные ноги. Окрас зимой буровато-серый , летом — рыжий , с многочисленными светлыми пятнами. Не только красотой славится пятнистый олень. Давно известны ценные лекарственные свойства его молодых рогов.

Прием «Самый внимательный» Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!» Лягушка -невеста

Прием «Рассыпанные открытки»

Афоризм или крылатое выражение Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский) Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин) Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какография Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками. Дядя, прашу тибя, памаги Тваей плимяннице Оле, А то нибудет ее наги В этай противнай школи. Мне вчира за дектант на слава Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмок прачитать Папраси его, дядя, исправить «двойку» И паставить мне «пять».

Заключение Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии ведь при такой организации урока ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кулундинская средняя школа № 1»

Формулировка темы урока как этап современного урока

в условиях ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы

Рудая Марина Владимировна

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным формулировкам.

Безусловно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, лишь урок контроля знаний не подразумевает (в силу своей специфики) формулирование темы урока учащимися, остальные типы уроков (особенно урок «открытия» нового знания) позволяют направить детей, подтолкнуть к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создавая условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию школьников.

Прием «Синтаксическая пятиминутка»

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

Задание: причитайте выразительно. Что вызвало затруднение? Почему? Дети приходят к выводу, что без точек и запятых мысль порой становится непонятной, значит, нас сегодняшнем уроке мы будем повторять постановку знаков препинания. Тема «Повторение синтаксиса ».

Прием «Орфографическая пятиминутка»

Урок начинается с записи слов.

О…дать, ра…смотреть, з…править, ра…жигать, в…шёл, бе…конечно, п…ддержать, и…пугаться, пр…лестный, бе…вкусный .

Нужно вставить пропущенные буквы, распределив орфограммы по типу. Дети быстро распределяют слова на три группы в зависимости от правописания приставок, вычисляют слово «прелестный» как слово, написание приставки которого они не знают. Изучение этого правила и станет темой урока. Тема «Правописание приставок пре- и при-».

На доске написано предложение.

Миша сегодня встал рано.

Учитель: Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

Как правило, топают и поднимают левую руку мало, потому что с наречием дети знакомы лишь поверхностно. Формулируем тему «Наречие как часть речи»

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

Учащиеся очень быстро угадывают, что тема урока «Глагол».

Прием «Восстанови текст»

Прослушайте текст. О ком идет речь?

«Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом — …. с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

Дети затрудняются угадать, говорят, что в тексте не хватает признаков предмета. Когда прилагательные «возвращаются» на свое место, то дети понимают, что речь идет о пятнистом олене. Ребята приходят к выводу, что прилагательные играют большую роль в тексте, и формулируют тему «Имя прилагательное».

Прием «Самый внимательный»

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть?

Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив.

Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

Как правило, учащиеся быстро догадываются, что в тексте много кратких прилагательных. Тема «Краткие прилагательные»

Задание: разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

Какое же ключевое слово получилось?

Итак, тема урока «Омонимы».

1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Можно один раз сделать карточки и потом успешно пользоваться.

Задание: вставить гласные буквы.

Или другой вариант данного приема. Даны ребусы:

Учащиеся с удовольствием их разгадывают. Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет эти ребусы?». Дети догадываются, что числа. Тема урока «Имя числительное».

Прием «Ключевые термины»

Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня они будут изучать.

Прием «Рассыпанные открытки»

Предлагается большая разрезанная открытка.

Сложив правильно части открытки, дети формулируют тему «Предлог»

Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Афоризм, мудрое изречение или крылатое выражение

Даны три изречения великих людей.

  • Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский)
  • Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин)
  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какая мысль объединяет эти высказывания? Какое слово является ключевым во всех трех высказываниях? (богатство) Итак, речь пойдет о богатстве русского языка, о богатстве его лексического запаса. Тема «Лексика»

Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками.

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Например, «Не зная падежов – не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так как на предыдущих уроках работали с именами существительными, то учащиеся легко формулируют стандартную тему сами «Склонение имён существительных».

Или другой вариант данного приема. Дается шуточное стихотворение:

Дядя, прашу тибя, памаги

Тваей плимяннице Оле,

А то нибудет ее наги

В этай противнай школи.

Мне вчира за дектант на слава

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать

Папраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пять».

Ребята, как правило, поражены таким количеством орфографических ошибок легко формулируют тему «Повторение орфографии».

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии ведь при такой организации урока ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Источник

Добавить комментарий