Проект контракта по 44 ФЗ – памятка по содержанию
Проект контракта по 44-ФЗ является неотъемлемой частью документации и к его формированию следует подходить со всей ответственностью. Чем проще и лаконичней будет составлен проект, тем удобней с ним будет «работать» и заказчику и потенциальному поставщику.
Но, к сожалению, о простоте и удобстве работы в сфере госзакупок пока только слухи ходят, поэтому работаем с тем, что есть…
Законом о КС предусмотрены лишь ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия контракта (ст. 34), но его структуру заказчики определяют самостоятельно, это естественно ведет к тому, что ЕИС «наполнена» контрактами на любой вкус и вид.
Кстати, обратите внимание на сервис, который позволяет формировать закупочную документацию по 44-ФЗ автоматически с учетом актуального закона и десятков подзаконных актов! Попробовать можно бесплатно по нашему промокоду.
Но, если задаться целью и провести небольшое «исследование», то даже среди такого многообразия, можно выявить «базу» (прим.: в «исследовании» принимали участие «простенькие» контракты на поставку товара).
Итак, чаще всего заказчиками используются контракты со следующей структурой…
Преамбула
К этому разделу у Закона о КС нет никаких требований, поэтому тут все традиционно: сведения о месте и дате заключения контракта; наименование сторон; Ф.И.О., должности уполномоченных лиц; наименование документов, на основании которых уполномоченные лица подписывают контракт.
Отпечаток накладывает только основание для заключения контракта: в проекте предусматриваются строки для реквизитов протокола.
Раздел 1. Предмет контракта
Тоже ничего сверх естественного: предмет контракта, место и сроки поставки товара.
Многие заказчики пишут, что наименования, характеристики и цена за единицу указаны в Спецификации…
Раздел 2. Цена контракта и порядок расчетов
Это «любимый» раздел поставщиков, который содержит обязательное условие Закона о КС о том, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34).
В редчайших случаях в контракте указывается ориентировочная цена либо формулу и максимальное значение цены (устанавливаются Правительством РФ).
При описании порядка расчетов помним о том, что сроки оплаты установлены законодательно и составляют:
при закупке у СМП – 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30);
при иных закупках – 30 календарных дней (ч. 13.1 ст. 34).
В этом же разделе указывается:
наименование приемочного документа (акта, накладной, иного документа), с даты подписания которого пойдет определение срока оплаты;
У многих заказчиков приемочным документом при поставке товара является Акт, разработанный и утверждённый в учреждении. Его образец прикладывается к контракту и является его неотъемлемой частью.
случаи изменения цены контракта в процессе его исполнения, «великодушно» предоставленные ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией;
порядок формирования цены контракта или, проще говоря, то, что поставщик должен выполнить по контракту без дополнительной платы (доставка, погрузка, разгрузка, сборка, оказание консультаций и т.д.);
условие о том, что если контракт заключается с ЮЛ или ФЛ, зарегистрированным, в т.ч. как ИП, сумма к уплате будет уменьшена на размер платежей в бюджеты БС РФ, связанных с оплатой контракта (п. 2 ч. 13 ст. 34).
Раздел 3. Права и обязанности сторон
Очень важный раздел для обеих сторон, так как содержит описание того, что и кому должен. Закон о КС требований к разделу не предъявляет, поэтому составляется на усмотрение заказчика.
Чаще всего Заказчики вменяют себе в обязанности:
передачу поставщику необходимых для поставки товара сведений и документов;
оказание различных консультаций, связанных с исполнением контракта;
обеспечение оплаты;
осуществление контроля за исполнением контракта.
От поставщика требуется:
осуществить поставку.
Раздел 4. Порядок поставки и приемки
Этот раздел содержит ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ, с точки зрения закона, информацию о порядке и сроках приемки товара, которая, как правило, включает:
режим рабочего времени Заказчика, в течение которого товар может быть принят;
требования к упаковке;
срок и порядок проведения экспертизы поставленного товара на соответствие требованиям;
информацию о замене брака;
перечень оформляемых при приемке документов, сроки их подписания;
условие о том, с какого момента поставка считается осуществленной.
Раздел 5. Ответственность сторон
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ раздел, полностью основанный на ч. 5 Закона о КС и Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Никаких вольностей в этом разделе быть не должно, ГЛАВНОЕ не забывать, что размер штрафа при закупках у СМП и СОНО будет отличаться от прочих.
Раздел 6. Порядок разрешения споров
В этом разделе Заказчики, как правило, делают акцент на то, что практически обо всем можно договориться. Но если уж совсем никакого прока от разговоров нет, разногласия будут решаться в Арбитражном суде.
Раздел 7. Порядок изменения и расторжения Контракта
Как известно, при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий не допускается. Исключением являются случаи, содержащиеся в статьях 34 и 95 Закона о КС.
Итак, если документацией предусмотрено, то в данный раздел заказчики включают возможность:
увеличивать количество товара на сумму «сэкономленных» средств, без изменения цены за единицу измерения (на стадии заключения контракта) (ч. 18 ст. 34);
снижать цену контракта без изменения количества ТРУ (случай «из ряда вон», так как ни один поставщик делать этого не будет);
уменьшать или увеличивать объемы ТРУ на более чем на 10 %;
изменять условия контракта (цена, сроки, количество) в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В ряде случаев изменение условий контракта допускается на основании решения Правительства РФ (исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации)
Далее в проекте описывается, как данные изменения должны быть оформлены (в письменном виде, скреплены подписями и печатями).
Расторжение контракта заказчики допускают:
по соглашению сторон: производится сверка расчетов, подписывается соглашение о расторжении;
в связи с односторонним отказом: решение заказчик размещает в ЕИС (3 рабочих дня с даты его принятия) и «надлежащим образом» уведомляет поставщика, через 10 календарных дней контракт считается расторгнутым;
по решению суда.
Раздел 8. Обеспечение исполнения контракта
Чаще всего заказчики указывают здесь, что:
способ обеспечения поставщик выбирает сам (банковская гарантия или денежные средства);
размер обеспечения составляет…;
обеспечение предоставляется на весь срок действия контракта;
требования к банковской гарантии определены ст. 45 Закона 44-ФЗ;
денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения, обязательно вернут в «назначенный день и час».
Раздел 9. Заключительные положения
«Скучный» раздел, повествующий о том, что:
стороны руководствуются законодательством РФ;
о смене реквизитов Стороны обязаны друг друга уведомлять (кстати, если в контракте не будет прописано, что на это надо составлять дополнительное соглашение, то вносить изменения в реестр контрактов не надо);
контракт действует до полного выполнения сторонами своих обязательств;
контракт составлен в форме электронного документа и подписан ЭЦП, поэтому никто никому в печатном виде его предоставлять не должен;
приложения являются неотъемлемой частью контракта.
Раздел 10. Реквизиты сторон
Тут все традиционно, за исключением того, что много заказчики оставляют поля для ОКПО поставщика и даты его постановки на учет в налоговых органах, чтобы проще потом было зарегистрировать контракт в ЕИС.
P.S. Сейчас много говорят о том, что закупки следует упрощать, так давайте начнем с малого и упростим свои контракты, даже в рамках требований Закона это вполне себе возможно…
Составление проекта договора. Возможность его корректировки
01 октября 2020 г.Автор: Елена Бусарова
Договоры по итогам закупок, проводимых в соответствии с ФЗ №223, заключаются согласно нормам гражданского законодательства РФ и Положению о закупках. При составлении документации организатор торгов указывает условия и обязательства будущих производственных отношений с контрагентом в проекте договора, который является неотъемлемой документальной частью той или иной закупочной процедуры[1].
Существенные условия договора
В соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (к примеру, в договоре поставки должны быть прописаны условие о наименовании товара и о количестве товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ), в противном случае такой договор не позволяет определить количество подлежащей передаче продукции, и он считается незаключенным (п. 2 ст. 465 ГК РФ)), а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В зависимости от типа договора (оказание услуг, поставка товара, выполнение работ) организатор закупок составляет проект договора, в котором указывает существенные условия будущего соглашения.
Структура договора
В Положении о закупках заказчикам необходимо прописать порядок формирования условий проекта договора, заранее предусмотрев его структуру, в составе которой необходимо указать:
– предмет договора, количество (объем) товаров, работ или услуг (далее – ТРУ);
– соответствие ТРУ стандартам качества (к примеру, качество товара должно соответствовать показателям ГОСТа 31424 – 2010);
– сроки (периоды) поставки товара/оказания услуг/выполнения работ (к примеру: срок выполнения работ устанавливается с момента подписания договора до 01.12.2020 года), порядок приемки результата оказания услуг/выполнения работ;
– место и условия поставки товара/оказания услуг/выполнения работ (к примеру, поставщик собственными силами и средствами и за свой счет осуществляет доставку товара до места назначения по адресу: г. Томск, ул. Ленина, д 116, 6 этаж, каб. 612»);
– общая стоимость ТРУ (указать, что входит в стоимость: обязательные налоговые платежи, транспортировка, разгрузка/погрузка, монтаж, пуско-наладочные работы, обучение сотрудников и т.д.), цена за единицу ТРУ, порядок расчетов (условия оплаты необходимо установить с учетом норм ст. 190-194 ГК, которые регламентируют особенности исчисления сроков, к примеру: оплата товара производится заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара и представления документов на оплату с отсрочкой платежа 20 календарных дней от даты поставки. Если последний день срока оплаты приходится на нерабочий день, днем окончания срока перечисления денежных средств за поставленный товар считается ближайший следующий за ним рабочий день);
– права и обязанности сторон (к примеру, права заказчика: принимать товар на условиях договора, производить оплату товара в согласованные сторонами сроки, требовать от поставщика передачи недостающих или замены отчетных документов, материалов и иной документации, подтверждающих поставку товара и др.);
– ответственность сторон (пени, штрафы): размер, порядок взыскания, основания для взыскания (к примеру, в случае недопоставки или просрочки поставки товара заказчик вправе потребовать уплаты поставщиком неустойки в размере 1 % стоимости не переданного в срок товара за каждый день просрочки. В случае поставки некачественного и (или) некомплектного товара заказчик вправе потребовать уплаты поставщиком штрафа в размере 5 % стоимости такого товара);
– обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, военные действия, эпидемии, пожары, природные катастрофы, и т.д., делающие невозможным выполнение обязательств по настоящему договору. Данные обстоятельства должны быть подтверждены компетентными органами, имеющими право на такое подтверждение);
– порядок урегулирования споров и расторжения договора (к примеру: споры и разногласия, возникающие между сторонами по договору разрешаются путем направления соответствующих претензий. В случае невозможности разрешения разногласий между сторонами в установленном договором порядке, они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы);
– гарантийные обязательства (при необходимости) (к примеру, гарантия качества: если в период гарантийной эксплуатации товара (12 месяцев) обнаружатся дефекты, поставщик обязан их устранить за свой счет в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента составления сторонами соответствующего акта с перечнем обнаруженных недостатков или с момента получения от заказчика соответствующей претензии);
– внесение обеспечения исполнения договора (форма, размер, порядок возврата) (по необходимости) (к примеру: 1) исполнение договора обеспечивается внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Обеспечение исполнения договора возвращается поставщику при условии надлежащего выполнения своих обязательств по договору в течение 30 банковских дней со дня исполнения обязательств по договору поставки; 2) исполнение договора обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком, который соответствует требованиям, установленным Правительством РФ. Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный договором срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц);[2]
– срок действия договора (к примеру: договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.05.2021 года, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения сторонами своих обязательств);
– реквизиты сторон;
– приложения к договору (формы актов, спецификации, сметы, чертежи, эскизы, списки и перечни и т.д.)
Следует обратить внимание, что ФЗ № 223 содержит специальные требования к содержанию отдельных договоров:
- на создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработку на его основе проектной документации объектов капитального строительства (см. ст. 3.1-2 ФЗ № 223);
- на выполнение проектных и (или) изыскательских работ (см. ст. 3.1-3 ФЗ № 223).
Формирование проекта договора
При составлении проекта договора заказчик должен учитывать нормы вышеназванных статей и включить в будущее соглашение особые условия исполнения обязательств таких договоров (к примеру, договор на проектные и (или) изыскательские работы должен содержать условие о передаче исключительных прав заказчику)[3].
Формируя проект договора, заказчик, в первую очередь, исходит из собственных интересов и потребностей, производственных и финансовых возможностей предприятия. Организатор процедур составляет проект соглашения таким образом, чтобы его пункты были максимально выгодными для него, обезопасив себя при этом возможными санкциями для контрагента. Участникам закупок важно заранее изучить особенности дальнейшего сотрудничества и не попасть впросак на стадии заключения договора, поскольку при подаче заявки потенциальный контрагент соглашается со всеми условиями закупочной документации и готов выполнить все обязательства по договору.
После подведения итогов закупочной процедуры заказчик, подготовив проект договора, направляет его на подпись победителю процедуры. Согласно ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма[4]. В соответствии с нормами ФЗ № 223 договор по результатам конкурентной закупки можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2 ФЗ № 223)[5].
В Положении о закупке рекомендуется прописать последовательность действий, при подписании договора как со стороны организатора процедур, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), и указать в нем (при необходимости):
- пакет документов, который необходимо предоставить при заключении договора (каждый заказчик индивидуально определяет перечень нужных сведений, которые должен направить ему контрагент);
- порядок и сроки предоставления документов (в том числе – протокола разногласий) (способы направления документов могут быть различными: нарочно, почтовым письмом с уведомлением, курьером, по e–mail. В случае заключения соглашения в электронной форме, проект договора и протокол разногласий (при наличии) отправляются через функционал электронной торговой площадки).
Изменение проекта договора на стадии приема заявок на участие в закупке
Стоит помнить также о возможности внесения изменений заказчиком в закупочную документацию, в том числе – в проект договора на стадии приема заявок. В этом случае потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) следует инициировать общение с организатором процедуры путем направления запроса на разъяснение положений закупочной документации, с целью уточнения отдельных пунктов будущего договора, либо исправления опечаток и технических ошибок. При этом следует помнить, что вносить корректировки в размещенный проект соглашения является правом, а не обязанностью заказчика.
Направление протокола разногласий. Срок его рассмотрения заказчиком
В случае наличия спорных моментов по проекту договора участник закупки может составить протокол разногласий с указанием замечаний к положениям соглашения, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих пунктов таких документов[6].
Организатор процедуры рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора, либо повторно направляет проект договора, прописывая в отдельном документе причины отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания[7].
В случае несоблюдения данного порядка обоснования отказа в принятии заявленных поправок участника, заказчик (при рассмотрении спора в антимонопольном органе) может быть признан нарушившим нормы действующего законодательства[8].
Срок рассмотрения заказчиком направленного контрагентом протокола разногласий не указан в ФЗ № 223, однако, предполагается, что согласование сторонами всех возникший разночтений необходимо завершить, не превышая 20-дневный срок подписания договора. Перед тем, как направить протокол разногласий, поставщику (исполнителю, подрядчику) следует:
- изучить порядок его направления, указанный в закупочных документах заказчика;
- определить несоответствие проекта договора закупочной документации и своей заявке;
- подготовить соответствующий документ с указанием имеющихся замечаний (при этом не допускается менять существенные условия договора).
Пример из практики
В антимонопольную службу поступила жалоба участника торгов на действия заказчика при осуществлении закупки в форме запроса котировок на поставку жидкого котельного топлива (мазут). По мнению поставщика, организатор закупки неправомерно признал его уклонившимся от заключения договора. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС установила, что п. 5.2 ч. 5 закупочной документации установлено, что победитель запроса котировок не вправе отказаться от заключения договора и обязан подписать его не ранее чем через 10 дней и не позднее 15 дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС. Победитель закупки направил заказчику протокол разногласий к проекту договора по истечению регламентированного срока для подписания соглашения. В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу, что поскольку нормы действующего законодательства не содержат ограничений для заказчиков устанавливать сроки подписания договора в рамках, установленных ч. 15 ст. 3.2 ФЗ № 223 (между десятью и двадцатью днями с даты размещения в ЕИС итогового протокола), заключать соглашения нужно исходя из потребности заказчика. Участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в процедуре, и претендующий на выполнение обязательств по договору, обязан учесть специфику его заключения и соблюсти все предусмотренные для этого условия. (Решение по делу № 028/07/3-380/2020 Амурского УФАС от 30.07.2020).
Несогласие с отдельными пунктами договора и направление протокола разногласий заказчику – возможность победителя закупки исправить имеющиеся неточности и скорректировать данные будущего соглашения. Не стоит пренебрегать таким правом и бездействовать, в противном случае поставщик может подписать договор на тех условиях, которые изначально не были предусмотрены закупкой или его заявкой. Стоит учесть тот факт, что даже если договор заключен с нарушением положений ФЗ № 223, заказчику все равно придется оплатить контрагенту поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги)[9].
Форма протокола разногласий
Единого шаблона оформления протокола разногласий в закупочной практике нет. Контрагенты, как правило, по своему усмотрению в произвольной форме готовят такой документ и направляют его на согласование заказчику.
Отказ заказчика от протокола разногласий
Как правило, у организатора закупок не возникает вопросов к протоколу разногласий, который соответствует требованиям процедуры и содержит указание на неточность данных в проекте договора (например, исправление банковских реквизитов, орфографических ошибок и др). Однако на практике бывают случаи, когда поставщик (подрядчик, исполнитель), изучив более подробно условия предстоящей сделки, просит в протоколе разногласий изменить, к примеру, порядок оплаты, срок поставки, место доставки груза и пр. В таком случае заказчик имеет право не принимать заявленные новые условия контрагента и повторно направить ему исходную редакцию проекта договора. В случае несогласования в надлежащей форме условий, указанных в протоколе разногласий, по общему правилу договор считается незаключенным.
Пример из практики
В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильного крана. Из обращения заявителя следует, что при проведении закупки организатор торгов необоснованно принял решение о признании общества уклонившимся от заключения договора с последующей утратой статуса победителя. Изучив материалы дела, антимонопольный орган установил, что после подведения итогов процедуры заказчик направил в адрес победителя проект договора для подписания с его стороны. В свою очередь инициатор обращения, не согласившись с таким проектом, предоставил организатору торгов протокол разногласий, в котором предложил изменить сумму договора. В своем решении антимонопольная служба поддержала позицию заказчика, поскольку представленный протокол разногласий поставщика изменяет суть изначального предложения заявки, по которому был осуществлен отбор и оценка победителя. В соответствии с установленными в документации о закупке требованиями и критериями, закупочная комиссия организатора аукциона обоснованно не приняла данный протокол с измененной ценой. (Решение УФАС по Хабаровскому краю № 8-01/170 (027/01/18.1-716/2020) от 08.06.2020).
Направление заказчиком сведений в РНП
На практике встречаются случаи, когда после подведения итогов победитель процедуры не направляет ни протокол разногласий, ни подписывает направленный проект договора. В таких случаях заказчик обращается в антимонопольный орган, который может направить сведения о контрагенте в «черный список» – реестр недобросовестных поставщиков[10], если такой участник не докажет, что его бездействие обусловлено объективными причинами и у него не было умысла уклонится от подписания договора[11].
Изменение договора в процессе его исполнения
Закупая те или иные товары, работы или услуги, необходимые для функционирования производственного процесса заказчика, непросто заранее точно предугадать исходные данные закупки (к примеру, в ходе выполнения подрядных работ из-за неблагоприятных погодных условий срок выполнения работ сместился на несколько дней). В этой связи законодатель в ч. 5 ст. 4 ФЗ № 223 предусмотрел возможность корректировки исходных данных заключенного соглашения, а именно: в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий[12]. При этом сторонам по договору не стоит злоупотреблять такой возможностью и бесконечно вносить правки в действующий договор. В противном случае у контролирующих органов к заказчику могут возникнуть вопросы по вопросу соответствия подобных действий принципам осуществления закупок.[13]
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что изучение и согласование условий предстоящей сделки является одним из самых важных этапов закупочного процесса. Несомненно, «слабой» стороной в данном случае будет поставщик (исполнитель, подрядчик), который планирует поучаствовать в закупке и принимает заявленные условия (в т.ч. проект договора) заказчика. Однако у участника есть возможность повлиять на корректировку некоторых пунктов предстоящего договора на стадии подачи заявок, либо в дальнейшем при заключении договора путем направления протокола разногласий.
Автор: Елена Бусарова
[1] ч.5 ст.4 ФЗ №223
[2] При составлении проекта договора необходимо учитывать особенности закупок у субъектов МСП, к примеру, размер обеспечения исполнения договора в таком случае не может превышать 5 % начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса
[3] см.ч.1 ст.3.1-3 ФЗ №223)
[4] Ст. 434 ГК РФ
[5] В отношении неконкурентных закупочных процедур в ФЗ № 223 требования к сроку не указаны. Организатор закупок определяет их самостоятельно в своем Положении.
[6]см. Решение УФАС по Иркутской области № 038/639/19 от 04.07.2019 (УФАС в своем решении указало, что направленный заявителем протокол разногласий не отвечал требованиям пункта 28 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ, то есть по своей правовой природе не являлся протоколам разногласий к проекту договора).
[7] См. ст. 3.4. ФЗ № 223
[8] См. Решение УФАС по Саратовской области № 064/07/3-757/2019 от 25.11.2019 (УФАС в своем решении признало заказчика, который не приложил отдельный документ причин отказа с учетом полностью или частично содержащихся в протоколе разногласий замечаний, нарушившим порядок проведения торгов).
[9] См. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
[10] См. Решение №06/10/668-рнп/2019 УФАС по Воронежской области от 20.09.2019
[11]См. Решение № 046/07/5-394/2020 УФАС по Курской области от 10.07.2020 (отказ победителя от подписания договора по результатам конкурса в электронной форме в связи с чрезвычайным и непредотвратимым характером пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19)
[12]При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
[13]См. п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 (о неоднократном увеличении цены договора)
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях
VK
Youtube
Что нужно для участия в тендерах
Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.
Наша компания предоставляет тендерное сопровождение.
Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:
- знание законодательства и процессов в сфере закупок;
- соответствие требованиям к заявителям;
- соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
- наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
- финансовое обеспечение заявки.
Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:
- от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ);
- от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).
Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.
Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:
- объявление торгов;
- сроки и процесс подачи заявок;
- размер обеспечения заявок и контрактов;
- условия изменения или отзыва заявки на участие;
- условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
- условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
- общие принципы определения победителя;
- порядок обжалования действий заказчика;
- порядок заключения контрактов.
Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.
Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например, в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.
В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.
Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.
Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов. Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.
Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.
Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме. Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.
Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.
Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта — до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.
Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.
Извещение о проведении аукциона
Документация об электронном аукционе
Документы электронных торгов
Порядок проведения и основные правила регламентируются ФЗ № 44, ст. 66. Отличительная особенность данных торгов – вся процедура осуществляется на электронной торговой площадке, что вносит свою специфику. Подать заявку и предоставить документальный пакет для торгов может только участник, прошедший аккредитацию.
Сама заявка имеет две части:
- Первая часть зависит от формулировки тендерной документации. В случае, когда в ней содержится детализация какого-либо качества или услуги – конкретный производитель, материал или технология – участнику необходимо подтвердить оговоренный пункт.
- Вторая часть документации содержит собственно информацию об участнике. Для участия необходимо подготовить все бумаги, которые содержит список документов на тендер – он полностью соответствует требованиям для открытого конкурсного проведения торгов.
Важной особенностью подготовки документации для электронных торгов является предоставление всей необходимой информации в электронном виде. Документы для участия в тендерах на электронных площадках подлежат обязательному заверению электронной подписью уполномоченного представителя организации.
Подготовка документов для тендера
Чтобы заказчик оценил предложение потенциального исполнителя и получил информацию о нем, участник тендера должен собрать определенный пакет документов. Корректное их оформление и правильный перечень — важнейшее условие участия в закупке.
Документооборот при проведении тендера регулируется Федеральными законами:
- государственные торги — ФЗ №44;
- закупки компаний с государственным участием — ФЗ №223.
Закупки частных компаний не регламентируются, и поэтому перечень документов для участия в аукционах может быть любым.
Документы для участия в открытом конкурсе
Процедура подачи заявок регламентирована ст.51 ФЗ №44. Главное, чтобы оформление и содержание документов отвечали требованиям, установленным в конкурсной документации и извещении о проведении открытого конкурса. Там же содержится информация о сроках и месте приема заявок.
Заявка на участие должна содержать опись документов. Требовать от участника документы, не оговоренные в ст. 51 ФЗ №44, заказчик не имеет права.
- Информация и документы об участнике закупки, которые необходимо предоставить в составе заявки на участие в открытом конкурсе:
— для юридических лиц — название и фирменное наименование, фактический и юридический адрес с индексом, ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор); для физических лиц — фамилия, имя и отчество, паспортные данные, места жительства и номер телефона;
— выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) или нотариально заверенная ее копия; для физических лиц — документы, удостоверяющие личность;
— документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса: решение или протокол о назначении или избрании на должность, а также при необходимости — доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса;
— документы, подтверждающие соответствие компании-участника требованиям, установленным в конкурсной документации (лицензии, сертификаты, декларации и т.д.);
— копии учредительных документов;
— решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
— документы, подтверждающие отнесение участника к учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы или к организациям инвалидов;
— в случае применения национального режима: документы, подтверждающие соответствие такому режиму;
— документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении и документации о проведении открытого конкурса.
- Коммерческое предложение: цена предлагаемого товара (в случае осуществления поставки товара – цена за единицу товара), объем, страна происхождения;
- в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (сертификаты, паспорта качества и пр.);
- если цена контракта в предложении участника ниже начальной максимальной цены контракта на 25% и более, то участнику необходимо предоставить подтверждение добросовестности, а именно копии ранее исполненных контрактов со всеми приложениями, а также все закрывающие документы по этим контрактам;
- обеспечение заявки на участие в тендере: подтверждение перечисления денежных средств в виде платежного поручения или банковской гарантии.
Все документы должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью компании и подтверждены подписью уполномоченного лица. Это значит, что участник несет ответственность за подлинность предоставленных документов.
Документы для тендера, которые готовит поставщик или исполнитель
Документы для тендера в рамках государственного контракта, которые готовит поставщик, во многом зависят от требований заказчика и вида закупочной процедуры. От последнего фактора также зависят сроки, которые отводятся поставщику для сбора и передачи необходимых сведений.
Рассмотрим типовые виды документации, которые нужно подготовить поставщику или исполнителю в рамках участия в госконтракте (порядок подготовки документации прописан в ст. 51 44-ФЗ):
- Декларация соответствия– этот документ необходим для подтверждения того, что компания не находится в стадии ликвидации, ее деятельность не была приостановлена по решению суда или судебных приставов, а также то, что у компании отсутствуют недоимки по налогам и сборам или иные задолженности перед бюджетом (с учетом положений ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Готовить декларацию соответствия в виде отдельного документа участнику требуется только в бумажных закупочных процедурах. Тогда она входит в состав заявки. Заказчик может установить форму, по которой необходимо подавать декларацию, а также отправить ее в составе заявки. В случае проведения госзакупки в электронной форме подобная декларация соответствия создается посредством электронной площадки, на которой такая закупка проходит. Площадка предоставляет поставщику форму декларации соответствия, а поставщику остается подписать ее электронной подписью. Поставщик по своему желанию может приложить к декларации подтверждающие документы, в частности, справку из ФНС об отсутствии задолженности. Справка об отсутствии налоговой задолженности выдается в ИФН в бумажном или электронном виде. Законодательство разрешает участвовать в госзакупках и при наличии такой задолженности перед бюджетом, но она не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов за последний год. Заказчик не имеет права отклонить заявку, которая была подана без подтверждающих документов. Но если заказчик обнаружит недостоверные сведения в декларации, то он вправе отстранить участника от закупки и включить информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
- Декларация, подтверждающая принадлежность к СМП (субъектам малого предпринимательства) или НКО (некоммерческим организациям социального профиля). При отнесении компании к субъектам малого бизнеса необходимо учитывать следующие критерии: численность работников у компаний малого бизнеса не может быть более 100 человек, у средних предприятий – до 250 челок за прошлый год. Выручка у малых предприятий не может превышать 800 млн р. за год, микропредприятий – 120 млн р. Указанное требование распространяется на юрлиц, максимальная доля которых составляет 49%. Подтверждение изложенных в декларации данных осуществляется по желанию участника, а не может стать обязательным требованием. В качестве подтверждения можно приложить форму №2 бухбаланса и сведения о среднесписочной численности. Принадлежность к НКО также прописывается в декларации в свободной форме.
- Документы, которые подтверждают принадлежность учреждения к уголовно-исправительной системе или организации инвалидов. Принадлежность к данной категории может предоставлять определенные преференции для участия в тендере.
- Сведения об ИНН. ИНН требуется при участии в бумажных или электронных закупках по 44-ФЗ. Поставщику необходимо предоставить такой документ для участия в открытом конкурсе (либо двухэтапном конкурсе с ограниченным участием), электронном аукционе, а также запросе котировок. При отсутствии ИНН участнику требуется дополнительно указать на этот факт в заявке.
- Сведения, которые подтверждают квалификацию участника. В 44-ФЗ не предусмотрен перечень документов, который прилагается к заявке для подтверждения опыта работы компании. Это могут быть копии контрактов, акты выполненных работ и пр. Заказчик может прописать его самостоятельно. Но поставщику нужно понимать, что, даже если в конкурсе в критериях оценки учитывается квалификация участника, то такие документы требовать от него не могут. Для подтверждения соответствия участника требованиям от него может потребоваться свидетельство СРО, аттестаты, лицензии и пр. по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
- Выписка из ЕГРЮЛ для юридических лиц и из ЕГРИП для предпринимателей. Выписка действует ограниченное время: не более 6 месяцев после получения заявления на прохождение аккредитации.
- Учредительные документы (копия устава) для юрлиц и паспорт для предпринимателя.
- Документы, которые подтверждают соответствие объекта закупки установленным требованиям. Помимо подтверждения соответствия участника установленным требованиям, ему также требуется подтвердить, что поставляемый объект закупки отвечает потребностям заказчика. В отношении объекта закупки составляется коммерческое предложение с указанием на предполагаемую цену и объект поставки и пр. Заявка на участие поставщика может включать рисунок, фото, эскиз и прочие изображения товара либо его пробник. Для подтверждения соответствия товара, с точки зрения запретов и ограничений ст. 14 44-ФЗ, могут учитываться сертификаты СТ-1, акты экспертизы Торгово-промышленной палаты и пр.
- Документы, которые подтверждают факт внесения обеспечения участником. Обеспечение по заявке может иметь как денежное выражение, так и форму банковской гарантии. В первом случае может потребоваться платежное поручение от банка, которое подтверждает факт перечисления денег, во втором – заверенная банком гарантия.
- Документы, которые подтверждают полномочия руководителя или иного лица на действия от имени компании: в закупке от лица компании может выступать как сам руководитель, так и сторонних контрактный управляющий (доверенность на представление интересов или документ о назначении лица на должность руководителя).
- Решение об одобрении крупных сделокс указанием ее максимальной суммы.
- Заявка на участие в закупке. Она содержит общие сведения о закупке: наименование организации, юридический и фактический адреса нахождения, ИНН компании и каждого из ее учредителей, копии учредительной документации. Когда участник закупочной процедуры имеет статус физлица или ИП, то он прописывает ФИО, адрес официальной регистрации (именно он для ИП является юрадресом), паспорт лица и место проживания, контактный телефон.
Документы, которые готовит заказчик
Заказчик должен подготовить следующий перечень документов по закупке (он составляется с учетом положений ст. 50, 64, 87 44-ФЗ):
- Извещение о ее проведении, которое было составлено с учетом требований ст. 42 44-ФЗ.
- Извещение о вносимых правках в закупочную документацию(если в ходе проведения госзакупки заказчику потребуется изменять отдельные ее положения).
- Проект контракта(заказчику следует учесть, что для определенных видов закупок разработаны типовые формы контракта, обязательные для применения).
- Техническое задание по закупке, которое готовится с учетом правил описания объекта госзакупки по ст. 33 44-ФЗ.
- Официальное обоснование начальной цены контракта, или НМЦК по ст. 22 44-ФЗ.
- Проектно-сметная документация, разработанная при подготовке строительно-подрядных работ.
- Протоколы о соответствии поступивших заявок установленным требованиям, итоговые протоколы или иные(например, протокол об отказе от заключения госконтракта).
Указанные документы заказчик загружает в Единую информационную систему (ЕИС) с помощью функционала личного кабинета. Для публикации сведений заказчику следует придерживаться строго установленных временных рамок.
Поставщики могут обращаться к заказчику за разъяснениями по закупочной документации, а тот обязан в установленные сроки предоставить дополнительные сведения.
Реестр документов по 44 ФЗ
Для того чтобы принять участие в розыгрыше тендера, необходимо подготовить пакет документов:
- Заявка на участие, оформляемая согласно типовому образцу в составе конкурсной документации по 44 ФЗ
- Выписка из ЕГРЮЛ или ее заверенная нотариально копия – не старше 6 месяцев на момент подачи заявки
- Документы, подтверждающие полномочия участника тендера – это может быть Устав предприятия, протокол заседания, на котором был избран директор компании-участника, либо нотариально заверенная доверенность на представителя директора
- Заверенные копии учредительных документов
- Декларацию за прошедший год
- Копии контрактов или иные документы, свидетельствующие о соответствии участника требованиям, заявленным со стороны организатора
- Сертификат банковской гарантии
- Коммерческое предложение
- В случае, когда речь идет о строительном или ином сложном производственном тендере, коммерческую часть заявки необходимо подкреплять техническими аспектами. Это может быть мини-проект, эскиз, технические характеристики и др.
Дополнительные документы
Существуют дополнительные документы, необходимые для участия в тендере по 44 ФЗ. Ими подтверждают соответствие доптребованиям. Сами дополнительные требования к участникам и акты, которые подтверждают, что участник им соответствует, утверждены Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015. Например, опыт подтверждают копии исполненных контрактов и договоров. Подробнее: как подтвердить опыт участника закупки по 44-ФЗ.
Такую документацию не включают в состав заявки на тендер. Чтобы заказчик ее получил, загрузите копии в специальный реестр на каждой электронной торговой площадке. Площадка направит заказчику их вместе со второй частью заявки. Если подтверждающей документации нет в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, платформа вернет заявку на тендер в момент подачи. Это указано ч. 8.2, п. 6 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ.
Особенности подаваемых документов
При проведении тендера Документооборот регулируется Федеральными законами:
- ФЗ №223 – закупки компаний, которые имеют государственное участие;
- ФЗ №44 – государственные торги.
Регламентирование закупок частных компаний не осуществляется, поэтому перечень документов в указанном случае может быть различным.
В общем, список документов необходимых для отправки для участия в тендере в 2016 – 2017 году может состоять из двух частей:
- предприятие в первой части подает заявление на участие, которое заверено печатью. Также подается коммерческое предложение, а также доказательства соответствия качества услуг, презентацию предлагаемых услуг или товаров;
- во второй части указывается вся информация об участнике:
1) регистрационные данные;
2) лицензии, которые дают вести обозначенную деятельность;
3) государственные свидетельства и справки;
4) бухгалтерская отчетность;
5) предоставление финансового обеспечения и подтверждение предпринимательской состоятельности.
Заявление на участие должно включать согласие компании с условиями конкурса, в том числе быть оформлено на соответствующем фирменном бланке. К тому же должно быть заверение, что нет задолженностей или иных финансовых препятствий.
Все документы, которые нужны для тендера нумеруются и прошиваются, а затем вместе с описью они пакуются в конверт, он оформляется специальным образом. Чтобы все сделать правильно, следует использовать образец описи документов для тендера. В противном случае есть вероятность, что заявку отклонят.
Порядок подачи документов
Чтобы принять участие в конкурсе, компании должны к заявке приложить все документы по тендеру, а также их опись. Все бумаги должны быть заверены у нотариуса.
- Приняв решение участвовать в тендере, руководитель компании должен подать заявление на участие, в котором он своей подписью подтверждает, что принимает все условия, прописанные в государственном контракте, а также то, что его компания не имеет задолженностей по налоговым выплатам и не проходит процедуру ликвидации.
- В том случае, если заказчик просит обеспечить заявку на участие в тендере, то руководитель компании-соискателя должен оплатить нужную сумму, а к заявке приложить соответствующие документы для участия в тендере. Если заявку не обеспечить, заказчик аннулирует ее, и компания к участию в торгах не допускается. Обычно размер денежного обеспечения может составлять до 5% от суммы будущего контракта. Поэтому заявитель должен быть готов к тому, что ему придется заплатить определенную сумму за участие в торгах.
- Вся документация предоставляется на русском языке. Если заявку на участие в тендере подает иностранное предприятие, то бумаги составляются на русском языке и на языке предприятия-заявителя.
- Все бумаги, поданные для участия в тендере, должны быть прошиты и опечатаны.
- Заявка на участие подается в запечатанном конверте.
- В документацию для тендеров разрешено вносить изменения до того момента, пока не истек срок их подачи.
- Заявитель может отозвать или отменить заявку до того, как срок подачи документов истечет.
- Если при проверке документации заказчик обнаруживает ошибки или нехватку какого-либо документа, он вправе отказать заявителю в принятии заявки. Иногда, когда ошибки присутствуют, но заказчик считает их несущественными, заявление на участие принимается.
Как оформить банковскую гарантию для обеспечения тендерной заявки
На сегодняшний день при подаче заявки на участие в государственном тендере предоставление обеспечения необходимо законодательно. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У участника конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, внесенные на специальный счет уполномоченного банка, так и банковскую гарантию.
Получить банковскую гарантию помогут специалисты нашей компании.
Требованием законодательства в сфере регулировки госзаказа является соблюдение строгих временных рамок, в которые должно быть предоставлено обеспечение. При этом банку для принятия решения о выдаче тендерного кредита или гарантии требуется порой весьма значительное время. Именно поэтому помощь в привлечении финансирования является сегодня одной из самых востребованных услуг, предоставляемых КСК групп.
Обращаясь к нашим услугам, клиенты могут быть уверены, что их проблема будет решена в кратчайшие сроки, и усилия на подготовку тендерной документации не окажутся потрачены впустую. В тех случаях, когда сроки особенно «поджимают», мы можем содействовать в получении банковской гарантии всего лишь за сутки.
Подобная оперативность в решении сложных финансовых вопросов является результатом многолетнего опыта и партнерства со значительным количеством стабильно работающих банков. Немаловажное значение имеет и компетентность экспертов КСК групп, в сжатые сроки способных осуществить хозяйственно-финансовый скрининг компании-клиента и подобрать для решения его проблемы банк соответствующего уровня.
При структурировании банковской сделки специалисты КСК групп стараются учесть все нюансы: процентную ставку, размер, сроки, условия возврата основного долга (если речь идет о тендерном кредите) и многое другое.
Мы знаем, что скрупулезно проведенная подготовительная работа — залог одобрения заявки на кредитном комитете, поэтому в большинстве случаев проводим предварительное обсуждение сложных вопросов с руководством банка. В итоге клиент получает финансирование в необходимых временных рамках и на индивидуальных условиях: на удобный срок и под более низкий процент, чем он получил бы при обращении в любой среднестатистический банк.
Стоит упомянуть, что помимо содействия в получении банковской гарантии или тендерного кредита компания КСК групп способна помочь в решении и других задач в области привлечения финансирования: получении факторинга, кредита в банках на официальных лиц, а также в поиске инвесторов.
Основные этапы тендера
Схематично участие в тендерах можно представить следующим образом:
- Анализ рынка → 2. Выбор и получение электронной подписи → 3. Регистрация на сайте ЕИС и на отдельных электронных площадках → 4. Поиск тендеров → 5. Подготовка финансового обеспечения → 6. Открытие спецсчета (для участников закупок по 44-ФЗ и для закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства согласно 223-ФЗ) → 7. Подготовка и подача заявки на участие в закупке → 8. Участие в тендере → 9. Результат.
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
- Анализ рынка
Как только вы приняли решение участвовать в закупках, проведите аналитику вашей сферы деятельности. Выберите сферу, в которой вы планируете осуществлять деятельность в рамках участия в торгах, и сформулируйте все возможные варианты поиска торгов по данному виду работ или услуг.
Установите для себя порог минимальных и максимальных цен закупок, определите правовую составляющую участия в торгах. Определитесь, Вы планируете участвовать в государственных или коммерческих торгах? Следует учитывать, что регламенты и сроки закупочных процедур жестче прописаны в законодательстве для госзакупок, а за соблюдение правил можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
- Электронная подпись для участия в тендерах
Теперь Вам нужно выбрать и получить ЭЦП и настроить рабочее место.
Тендеры проводятся на электронных торговых площадках. Для работы необходима электронная подпись, которую получают в удостоверяющем центре. Без нее нельзя пройти регистрацию и принять участие в торгах.
Электронная подпись – аналог рукописной подписи. Создается с помощью криптографического шифрования. Данные хранятся на специальном ключе в виде флешки. Подписанные документы имеют юридическую силу. Вам не придется их распечатывать подписывать и отправлять по почте. Электронная подпись сделает это онлайн.
Стандартный срок действия электронной подписи – один год. После истечения срока действия электронной подписи, необходимо будет получить новую электронную подпись. Универсальную электронную подпись можно получить здесь: https://otc.ru/crypto
Для получения обращайтесь только в аккредитованные удостоверяющие центры. Шифрование проводится под контролем правоохранительных органов и Министерства связи. В аккредитованном центре подпись будет настоящая и к ней не возникнет вопросов.
Некоторые электронные подписи работают только в рамках 44-ФЗ, другие по 223-ФЗ. Есть подписи, которые могут охватить все виды электронных торговых площадок. Заранее узнайте в каких тендерах будете участвовать. Существует универсальная ЭЦП, которая работает на 8 государственных и большинстве коммерческих площадках, и те, которые работают только на специальных площадках. Поэтому, прежде чем получать ЭЦП, необходимо выяснить, какая именно подпись вам нужна для работы на площадке, на которой вы собираетесь участвовать в торгах.
Обратите внимание, что для работы поставщика в сфере госзаказа применяется только усиленная квалифицированная электронная подпись.
Получить юридически значимый сертификат электронной подписи можно в удостоверяющем центре.
Преимущества электронной подписи:
- Скорость (документы подписываются за несколько секунд);
- Безопасность (злоумышленники не внесут изменения в документы);
- Используется не только на тендерах, но и в отчетности для контролирующих органов.
Электронная подпись выдается физическим и юридическим лицам. ООО и ИП оформляют на руководителя компании или на доверенное лицо, которое отвечает за тендеры. Учтите, что ЭП не делается за пару минут. Рассчитывайте время заранее, чтобы не опоздать на торги. А главное: пользоваться ЭЦП может только то лицо, на которое она выпущена. Передавать своим сотрудникам, друзьям и знакомым электронную подпись нельзя! Последствия могут быть очень нежелательными.
1. Что такое тендерная документация.
2. Подготовка тендерной документации
3. Содержание ТД
4. Содержание заявки на тендер
5. Обеспечение заявки
6. Подача тендерных заявок
7. Видео инструкция “Анализ и проверка тендерной (аукционной) документации”
Многие организации участвуют в различных тендерах. Но при этом часто не знают о том, как правильно составляется и заверяется тендерная документация. При этом такой вопрос является одним из самых важных, требующих особого к себе внимания. Как порядок, так и состав тендерной документации определены законами и нормативными актами, которым они обязаны соответствовать.
Хотите заключать прямые контракты без тендера?
Для вас – самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
Получить бесплатную подборку прямых коммерческих контрактов
1. Что такое тендерная документация
Тендерная документация – это пакет документов, который раскрывает условия конкурса и содержание будущего контракта. Она содержит как техническую, так и коммерческую части.
Техническая часть состоит из:
сведений об условиях заключаемого контракта,
характеристик и описания предмета или объекта торгов,
инструкций, предназначенных для поставщиков,
информационных карт, на которых указывается порядок осуществления и подачи заявок на участие в конкурсах,
требования к содержанию заказа на поставку (наименование, объемные графики, ссылки на стандарты и технические условия).
В коммерческой части тендерной документации содержатся:
цены и порядок их исчисления,
условия, установленные графиком платежей,
источники финансирования контракта,
гарантии, предоставляемые банком на выполнение тендерной сделки со стороны заказчика,
требования, выставляемые по различным видам страхования,
тендерная документация,
образец составления заявки и рекомендации к их заполнению содержатся в МДС 80-4.2000 Госстроя России. Более детальное содержание документации определяется тендерным комитетом.
Хотите заключать прямые контракты без тендера?
Для вас – самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
Получить бесплатную подборку прямых коммерческих контрактов
2. Подготовка тендерной документации
В тендерной документации указываются:
ФИО организатора, юридический адрес, номера телефонов;
номера факсов и адреса электронных почтовых ящиков;
цена, место и выставляемые условия получения пакета документации;
метод оценки вносимых предложений при помощи определенной системы.
Разработка тендерной документации
Разработка тендерной документации может проводиться как самим организатором, так и специальной консалтинговой компанией. Для ее составления можно воспользоваться типовыми образцами и методическими рекомендациями, а также законодательством, в котором прописаны нормативные требования к составлению. Также можно обратиться в финансовый центр, где специалист по тендерной документации предложит свои услуги по грамотному ее составлению. Там вам в короткие сроки окажут профессиональную и квалифицированную помощь.
Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?
Для вас – самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
Заключить контракт с авансированием
3. Содержание ТД
Форма тендерной документации, помимо сведений, предназначенных для будущих конкурсантов, должна содержать такую информацию, как:
заявка на участие,
опись прикрепляемых документов,
справка из банка об отсутствии каких-либо просроченных долгов,
требуемые технические, эксплуатационные и качественные сведения,
детальное описание закупаемых материалов и товаров,
проект договора на планируемые закупки,
методические указания на произведение расчетов по тендерной заявке, включая расходную часть на уплату страховых и таможенных платежей, транспортных услуг, различных налогов и пошлин, помимо стоимости поставляемого товара, а также подробную таблицу цен,
валюта, в которой выражаются цены в тендерной заявке,
требования, выставляемые для оформления тендерных заявок (возможность изменения или отзыва данных заявок в течение и до окончания срока объявления результатов тендера), конечные сроки, место предоставления заявок,
место, дата и время открытия конвертов по тендерным заявкам,
сведения о возможности предоставления приоритетов для отечественных производителей,
Внесение изменений и дополнений
В случае необходимости организатор тендера имеет право вносить в пакет документов изменения, связанные с изъявлением собственной инициативы или в качестве ответа на полученный запрос от потенциального поставщика, в период не позднее 7 календарных дней до истечения сроков подачи заявок на тендер. После внесения изменений о них незамедлительно необходимо оповестить всех потенциальных поставщиков, которым была выдана тендерная документация. Срок на выполнение таких оповещений и замену пакетной документации устанавливается в размере 5 рабочих дней.
Хотите выиграть в запросе котировок?
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
Выиграть котировку
4. Содержание заявки на тендер
Требования к тендерной документации определяют ее состав:
заявка на участие в тендере и список подаваемых документов, прикрепленных к ней;
документы, подтверждающие соответствие требованиям к потенциальному поставщику;
таблица цен, отражающая фактически полученные затраты, принимающие участие в составлении конечной цены (если в качестве тендера выступает поставка каких-либо товаров или технических устройств, то обязательно прилагать технические характеристики предлагаемых моделей);
прайс на предлагаемый перечень сопутствующих услуг (при наличии);
оригинал документа, фактически подтверждающего гарантийное обеспечение тендерной заявки;
Документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика выдвигаемым квалификационным требованиям, которые должен предоставить всякий потенциальный поставщик:
копии лицензий, подтверждающих права потенциального поставщика или изготовителя на осуществление своей деятельности;
копия документа, предоставляющего право на занятие предпринимательской деятельностью, заверенную нотариально;
оригинал аудита за последний отчетный год или его нотариально заверенную копию;
свидетельство о государственной регистрации организации или предприятия и его копию (если участник ИП, то к списку следует прибавить копию удостоверения его личности или гражданского паспорта);
Устав организации с указанием состава ее учредителей, акционеров, а также всех держателей акций в виде заверенной нотариусом копии;
оригинал справки, выданной налоговыми органами о том, что за поставщиком не числятся задолженности по уплате налогов;
справка из учреждения банка об отсутствии просроченных долгов за последние 3 месяца деятельности;
таблица цен (потенциальный поставщик обязан составить таблицу цен с указанием и перечислением единиц товара, общей суммарной ценой за весь объем поставки; она составляется в виде как распечатанных, так и электронных прайс-листов; таблица является также технической спецификацией на предоставляемые товары и услуги и должна полностью отвечать всем требованиям, выставляемым к тендерной документации).
Когда производится подготовка тендерной документации, определяется и состав итоговых цен. Указанная стоимость, кроме собственной цены товара, должна включать в свой состав:
расходы, полученные после сертификации, процедуры страхования и транспортировки товара к указанному месту назначения;
все налоговые выплаты, пошлины и другие виды обязательных платежей и сборов, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.
Если в таблице цен потенциальный поставщик не указывает различные составляющие ее, которые включают в себя вышеописанные затраты, то тендерная комиссия рассматривает предоставляемые им данные о цене товара как общую стоимость, с учетом всех затрат. В таком случае эти цены при заключении контракта не могут быть более пересмотрены или изменены. Цены, которые указаны в таблице, остаются фиксированными на протяжении всего срока выполнения договорных обязательств о закупках и поставках и не могут меняться. Цены указываются в тех валютах, которые были оговорены в выдвигаемых требованиях во время подачи заявки на тендер. Оплата поставщику производится по факту доставки товара к месту назначения, по мере поступления бюджетных средств, если другие условия не предусмотрены и не указаны в контракте.
Хотите гарантированно побеждать в тендерах?
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
Выиграть в тендере
5. Обеспечение заявки
В отдельных случаях поставщик предоставляет гарантийное обеспечение, выраженное в денежной форме, в виде внесения залога на банковские счета организатора, в размере не менее 3 % от конечной суммы в контракте, со сроком действия не меньше установленных временных рамок, указанных в теле тендерной заявки. Гарантийное финансовое обеспечение потенциального исполнителя по осуществлению тендерной заявки в виде залога денежной суммы вносится на специально созданный счет организатора тендера. В случае если потенциальный поставщик не выигрывает тендер, средства, предоставленные организатору как залог его финансовой способности, возвращаются в установленные в договоре сроки.
Хотите заключать прямые контракты без тендера?
Для вас – самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
Получить бесплатную подборку прямых коммерческих контрактов
6. Подача тендерных заявок
Тендерные заявки предоставляются потенциальными поставщиками в прошитом виде, пронумерованными и должны иметь печать и подпись. Также подается техническая спецификация тендерной заявки, тоже закрепленная подписью и печатью, и оригинал гарантийного обеспечения. Эти документы запечатываются в один конверт вместе с тендерной заявкой и отдаются на рассмотрение комиссии. Подписывать заявку может только потенциальный поставщик или его официальный представитель. Не допускается наличие в документации вставок, подтирок и различных приписок. Потенциальные поставщики саморучно запечатывают документы в конверт, на котором указывают наименование и юридический адрес своей организации, а в качестве адреса доставки указывается организатор тендера, дата и время, установленные для вскрытия конвертов, в виде надписи “не вскрывать до…”. Тендерная документация может присылаться как лично, так и с помощью почтовых отделений в рамках установленных сроков. Любые тендерные заявки, которые были получены после установленных дат и времени, отклоняются или будут возвращены в нераспечатанном виде заявителям. Не нарушая сроков сдачи и установленный порядок тендерной документации, к ее оформлению можно применить коррекцию, замену условий, цен и тому подобное. Возможно внесение некоторых изменений или окончательного отзыва тендерной заявки до момента истечения установленного срока без потери права ее внесения или обеспечения. Уведомление, составленное потенциальным поставщиком о намерении внести коррекцию или полностью отозвать свою заявку, отправляется организатору в письменном виде и не позднее, чем указанный окончательный срок ее предоставления. По окончании установленной даты и времени такие коррективы вноситься не могут. После того как все заявки были приняты в указанные сроки, организатор тендера вскрывает конверты и с помощью тендерной комиссии выбирает победителя, который оглашается путем письменного уведомления всех принявших участие потенциальных поставщиков о вынесенном решении с предоставлением копии протокола итогов работы тендерной комиссии. Правильное оформление и проведение документации во многом определяет успех самого тендера.
Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?
Для вас – самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
Заключить контракт с авансированием
7. Видео инструкция “Анализ и проверка тендерной (аукционной) документации”
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Договор на тендерное сопровождение
Представляем наш договор на тендерное сопровождение. Оцените насколько юридически прозрачную схему работу мы предлагаем. Договор предоставляется в сокращенном варианте для ознакомительных целей.
Получить консультацию по сопровождению
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Предметом настоящего Договора является предоставление Исполнителем Заказчику комплекса услуг по тендерному сопровождению на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
1.2. Под тендерным сопровождением в целях исполнения настоящего Договора Стороны согласились понимать оказание Исполнителем комплекса услуг в целях участия Заказчика в конкурентных процедурах в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупках юридических лиц (далее – Тендерах) в количестве 10 (десяти) тендеров.
1.3. Понятия и определения, используемые в Договоре, трактуются в соответствии со смыслом и значениями, используемыми в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральном законе от 18.07.2011 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, если иное не предусмотрено по тексту Договора.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Аналитический отчет
2.1.1. Заказчик предоставляет Исполнителю информацию о перечне товаров (работ, услуг), региональном охвате и ценовом диапазоне, в отношении которых Исполнитель обязуется подготовить и направить Заказчику аналитический отчет, содержащий данные о количестве закупок за прошедший период, а также о среднем количестве участников, снижении цены, основных участниках закупок, государственных заказчиках. Отчет направляется в электронном виде на контактный адрес электронной почты.
2.1.2. Анализируемый период времени может составлять не более одного года до момента подготовки аналитического отчета и содержать информацию не более чем о 500 (пятистах) проведенных закупках.
2.2. Подбор тендеров
2.2.1. Исполнитель согласно критериям п. 2.1.1. осуществляет поиск и подбор объявленных тендеров, о чем направляет Заказчику на контактный адрес электронной почты отчет в формате Excel с указанием наименования закупки, реестрового номера, начальной максимальной цены контракта, наименования государственного или муниципального заказчика, сроков окончания подачи заявок, а также ссылок на документацию закупки, доступную для загрузки на официальном сайте Zakupki.gov.ru.
2.2.2. Отчет о подборе тендеров предоставляется 2 (два) раза в неделю.
2.3. Анализ документации
2.3.1. Заказчик выбирает из отчета п. 2.2.1. интересующие тендеры для дальнейшего участия и сообщает Исполнителю их реестровые номера.
2.3.2. Исполнитель в течение одного рабочего дня проводит анализ отобранных Заказчиком тендеров на предмет целесообразности дальнейшего участия, о чем направляет Исполнителю краткий отчет.
2.3.3. Количество анализируемых тендеров за период оказания комплекса услуг составляет не более 5 (пяти) на каждый отобранный для дальнейшего участия тендер, в отношении которого оказывается комплекс услуг согласно п. 1.2. настоящего Договора.
2.4. Подача запроса о даче разъяснений положений тендерной документации
2.4.1. В случае обнаружения в тендерной документации неполных, неточных или противоречивых сведений, Исполнитель по требованию Заказчика, а также по собственной инициативе готовит и, по необходимости, подает на электронные площадки от имени Заказчика запросы о даче разъяснений положений тендерной документации.
2.4.2. Количество запросов за период оказания услуг составляет не более 3 (трех) на каждый тендер, в отношении которого оказывается комплекс услуг согласно п. 1.2. Договора.
2.5. Подготовка и подача заявок для участия в тендерах.
2.5.1. На основании отчета п. 2.3.2. Заказчик выбирает рекомендованные Исполнителем к дальнейшему участию тендеры. Каждый отобранный тендер поступает Исполнителю не позднее 2 (двух) рабочих дней до даты окончания подачи заявок на тендер при наличии у Заказчика электронной цифровой подписи и аккредитации на электронной торговой площадке.
2.5.2. В случае отсутствия у Заказчика аккредитации на электронной торговой площадке, Заказчик по требованию и рекомендациям Исполнителя подготавливает комплект документов, а Исполнитель проверяет документы, формирует и направляет заявку на аккредитацию Заказчика на необходимую для подачи заявки торговую площадку. Срок аккредитации устанавливается действующим законодательством. Стоимость аккредитации не входит в стоимость услуг по Договору.
2.5.3. Исполнитель направляет Заказчику перечень документов или сведений, необходимых для подготовки заявок.
2.5.4. После предоставления Заказчиком необходимых документов и сведений Исполнитель подготавливает заявки на участие в тендере. Заявки подготавливаются только на основании представленной Заказчиком информации.
2.5.5. Исполнитель не составляет локальные сметные расчеты, не готовит спецификации товаров, предложения о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, не рассчитывает стоимость товаров (работ, услуг), не изготавливает и не оказывает содействия без своего усмотрения в получении документов, лицензий, сертификатов.
2.5.6. Заказчик обязуется обеспечить наличие на счете оператора электронной торговой площадки, на которой будет проводиться тендер, денежных средств в объеме не менее чем размер обеспечения заявки на участие в указанном тендере, не позднее 1 (одного) рабочего дня до дня окончания приема заявок на участие в соответствующем тендере.
2.5.7. В случае отклонения по результатам рассмотрения заявок, подготовленных Исполнителем, Исполнитель по согласованию с Заказчиком обжалует неправомерные действия государственного или муниципального заказчика.
2.6. Участие в тендере
2.6.1. За 1 (один) рабочий день до проведения тендера Заказчик предоставляет Исполнителю надлежаще заверенный документ с указанием минимальной стоимости контракта, ниже которой представитель Исполнителя не может подать ценовое предложение.
2.7. Подписание контракта
2.7.1. Исполнитель оказывает Заказчику содействие в подписании контракта, при необходимости готовит протокол разногласий.
2.8. Исполнитель оказывает Заказчику содействие в получении банковской гарантии для обеспечения контракта. Заказчик обязуется своевременно предоставить Исполнителю всю необходимую документацию, а также заполнить анкету.
2.9. Исполнитель обязуется информировать Заказчика о ходе оказания услуг, направлять копии протоколов, размещаемых организаторами конкурентных процедур на торговых площадках.
2.10. Исполнитель обязуется оказывать оперативные консультации Заказчику по правовым и организационным вопросам в сфере государственных и муниципальных закупок в форме устных консультаций по требованию ответственных за исполнение Договора лиц Заказчика.
2.11. Заказчик обязан:
2.11.1. Оплатить услуги, оказанные Исполнителем, в порядке, в сроки и в размере, установленные в настоящем Договоре.
2.11.2. Предоставить (при необходимости) Исполнителю полномочия по подготовке заявки и работы на электронных площадках.
2.11.3. Своевременно обеспечить Исполнителя необходимыми для исполнения настоящего Договора документами и давать соответствующие разъяснения по вопросам, возникающим в ходе выполнения Исполнителем своих обязанностей.
ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
3.1. Стоимость услуг Исполнителя составляет ___________ рублей 00 копеек. НДС не облагается на основании главы 26.2 НК РФ.
3.2. Оплата услуг производится на основании счета выставленного Исполнителем в течение 5 (пяти) рабочих дней.
3.3. Услуги предоставляются при условии 100% предоплаты.
3.4. Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение, определяемое в процентном соотношении от цены контракта, заключенного Заказчиком по итогам тендеров, в отношении которых Исполнителем оказывался комплекс услуг по тендерному сопровождению, предусмотренный настоящим Договором:
– в размере 1 (один) процент при снижении начальной максимальной цены более 5%, но не менее ____________ рублей 00 копеек;
– в размере 3 (три) процента при снижении начальной максимальной цены менее или равное 5%, но не менее __________ рублей 00 копеек.
3.4.1. Вознаграждение выплачивается в течение 5 (пяти) календарных дней с даты подписания Заказчиком контракта.
Договор предоставляется в сокращенном варианте для ознакомительных целей.
Договор на тендерное сопровождение
Все услуги в одном месте
Любая помощь: от выпуска ЭЦП и аккредитации до подачи заявки и подписания контракта
Работает профессионал
Работа напрямую со специалистом, который готовит заявки, документы и проводит торги
Максимально оперативно
Получение услуг под ключ от 1 часа – успешно помогаем, когда другие отказываются