Как составить терапевтическую сказку для ребенка

Как составить терапевтическую сказку для ребёнка?

В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них удивительно напоминают друг друга. Более того, исследовав их содержание подробнее, фольклористы обнаружили, что сказки, как правило, имеют схожие элементы из которых и складывается нить повествования. Используя эти литературные кирпичики, вы можете заполнять их по своему усмотрению и сочинять собственные сказки для себя и своих детей. Ну а если еще и вложить туда поучительную мораль и сделать главного героя, похожим на своего малыша, то сказка получится не только интересной, но еще и полезной. Впрочем, обо всем по порядку.

Сказки – прекрасный способ донести до своего ребенка какую-то мысль. Слушать родительские нравоучения о том, что зубы надо чистить два раза в день – скучно. Другое дело, если родитель расскажет захватывающую историю о злобном мохнатом кариесе, который строит норки в зубах ленивых малышей. Таких бытовых историй может быть целая куча на каждый случай жизни. Способна терапевтическая сказка исправлять и более сложные ситуации – вселять уверенность, учить дружбе, принятию и терпению. Но что делать, если ваш литературный талант находится в спящем состоянии? Для этого достаточно воспользоваться готовым конструктором сказок.

Основные элементы терапевтической истории

Начать можно со стандартной схемы волшебной сказки: “Герой, похожий на малыша, идет решать идентичную проблему, обретает друзей, навык и волшебное средство с помощью чего побеждает злодея”. Если размахнуться, то этого достаточно для создания эпического произведения, но для обычной сказки на ночь не надо особых подробностей описательного характера. Скажем, если вы не можете придумать, что случалось по дороге с главным персонажем, достаточно общей фразы “долго ли, коротко ли, а пришел наш герой…”. Ребенок будет рад, если он сможет сам добавлять какие-то детали.

Для этого, например, его можно специально подталкивать дополнять вашу историю: “Может быть, к подножью огромной горы? Или к избушке на курьих ножках?” И пусть ребенок сам скажет, куда же отправился его протагонист. Чем больше он включается в сочинение сказки, тем больше она ему нравится и тем лучше она работает. Главное – это соблюсти некоторые правила:

1. Главный герой всегда имеет элементы схожести с ребенком. Ему должен нравиться тот же цвет одежды или герой мультфильма, у него должна быть схожая комплекция и схожая проблематика. Это может быть его любимое животное или какой-то сказочный персонаж: эльф, фея, трансформер-бакуган или кто угодно еще.

2. Для героя необходимо создать безопасное волшебное пространство. Не все дети готовы слушать сказку про девочку, которая пачкает штанишки и получает двойки каждую неделю. Поэтому мы погружаем героя в “давным-давно, в некотором царстве”, “На другой планете”, “В одном обычном городе, только в Африке, где много диких обезьян”. В волшебном мире совсем не страшно столкнуться со своей проблемой, но если он будет слишком похож на настоящий, то это станет повторением опасной ситуации, что уж точно не является ничем полезным для ребенка.

3. В сказке всегда присутствует друг героя – его помощник. Он может быть с ним с самого начала, а может прийти в “дороге”. Как его придумать? Очень просто. Если у ребенка есть любимая игрушка. Скажем, Мишка, с которым он спит, то другу надо придать его черты. Например, сказать: “кстати он очень был похож на твоего котика Пуфина…” Очень хорошо, если он будет смешным – будет шепелявить, есть конфеты тоннами, падать в лужу и попадать в смешные ситуации. Смех, крик, дрожь, слезы, которые помогают ребенку прожить сказку со своим героем, разряжают эмоции и оказывают терапевтическое воздействие.

4. Герой со своим обретенным другом пытаются разрешить какую-то проблему. Для этого ему, например нужно выполнить три задания дарителя, спасти друзей, претерпеть удивительное преображение и получить волшебный артефакт для победы над злодеем.

5. Злодей. Никогда не должен быть слишком уж страшным, его можно победить каким-нибудь простым и доступным ребенком способом, этот способ можно проиграть тут же – нарисовать и разорвать, избить подушкой, рассмешить, чтобы он лопнул или применить полученное от дарителя волшебное средство.

6. Конец должен быть позитивный – проблема решена, герой вернулся домой, получил награду, женился и стал править королевством, где все рады и счастливы.

Кирипичи конструктора сказок

В качестве опорной конструкции для повествования, я предлагаю воспользоваться следующими элементами сказки, большинство из которых некогда вычленил известный российский ученный Владимир Яковлевич Пропп. Вы можете использовать их все, а можете часть из них опустить. Главное – попасть из точки “жили-были” в точку “счастливый конец”.

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов “давным-давно”, “жили-были”, “в тридесятом царстве”).

2. Особое обстоятельство (“умер отец”, “солнце исчезло с небосклона”, “дожди перестали лить, и наступила засуха”).

3. Запрет (“не открывай оконца”, “не отлучайся со двора”, “не пей водицы”).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее “симпатичные” персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Все эти функции можно выразить графически и сочинять удивительные истории с ребенком вместе, вытаскивая новую карту за картой.

При этом надо сказать, что основным работающим моментом сказки для ребенка будет тот яркий образ, который вы создадите. Одна правильная картинка, запавшая в голову может сделать гораздо больше удивительных приключений, созданного вами героя. Впрочем, если вы все еще сомневаетесь в своих способностях, попробуйте потренироваться на своей собственной сказке, и лишь потом браться за сказкотерапию детских проблем.

Для того, чтобы научиться пользоваться предложенной схемой, я предлагаю вам одно хорошее упражнение. Сочинить для начала сказку не о проблеме ребенка, а о своей собственной жизни. Скажем, “Сказ о богатыре русском Иване Смирнове” или “Принцесса-рассмеяна Аня Кашина”. В данном случае, название не имеет значение, главное соблюсти предлагаемый порядок: “Герой выходит из дома и отправляется решать актуальную проблему, приобретая на пути недостающие навыки, знания, помощников и артефакты, побеждает злодея и воцаряется на троне”.

Если в какой-то момент вы чувствуете, что не можете найти слова для продолжения истории, обратитесь к элементам конструктора, заполнив его любыми образами, которые придут к вам в голову: герои фильмов, сказок, литературы и кино тоже подойдут. Проще всего рассказывать такую сказку, если у вас есть благодарный слушатель. Но если вы предпочитаете творить в одиночестве, то оптимальный способ – записать получившуюся историю. После чего, вы можете вернуться к этой статье и самостоятельно поработать над получившимся произведением, воспользовавшись техниками из второй части статьи.

Анализ получившейся сказки.

Итак, вы сочинили свою волшебную сказку. Возможно, в ней присутствовали все элементы, предложенные в конструкторе, а может быть, выбрали всего несколько из них. В первом случае у вас получился сюжет в стиле современных кинофильмов, где все время что-то происходит, падает, взрывается, герой вынужден бежать, сражаться и выкручиваться, чтобы прийти к финишу. Во-втором – это более плавное повествование, в котором, как правило, присутствует много описательных деталей и диалогов.

Собственно, уже сама композиция многое говорит о характере сказочника. Каждый из нас вкладывает в свое сочинение частичку собственный души, и его темперамент так или иначе просвечивает между строк. Однако, если мы говорим об истории, которая может изменить вашу судьбу, то она должна стать не просто диагностической. Сказку придется уравновесить и привнести в нее определенные элементы. Для того, чтобы понять, как это сделать, мы должны разбить ее на части и посмотреть, что у нас вышло. А затем скорректировать повествование так, чтобы в нем присутствовали не имеющиеся элементы реальности с ее негативным сценариями, паттернами и установками, а те, о которых вы пока только мечтаете.

Подводя черту под всем вышесказанным, хочется обратить ваше внимание на тот настрой, который вы получите после рассказанной истории. Если сказка удалась, ее автор ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и хочется что-то делать в реальной жизни. Это главный показатель работающей терапевтической истории. Запишите удачный вариант и перечитывайте его в минуту невзгоды, дополняя его новыми деталями и задачами. Если вы сумели написать такую сказку для самого себя, можете смело браться за терапевтическую историю для своего малыша.

(Автор: Анна Кашина)

Хороший детский психолог всегда предложит испробовать самые бережные, мягкие способы терапии, одним из которых является сказкотерапия. Этот метод необходим не только при коррекции психоэмоционального состояния, но и в повседневной жизни для воспитания и гармоничного развития ребёнка. В статье расскажем подробнее об этом направлении арт-терапии, объясним, как самостоятельно составлять сказку и заниматься вместе с ребёнком, какие возрастные особенности нужно учитывать.

Аудио-версия статьи “СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ” Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать.

Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи. 

Интересно, что русские народные сказки, библейские сюжеты и рассказы всех народов мира часто построены по тем же канонам сказкотерапии, которые предлагают использовать психологи. Поэтому большинство родителей без теории всё отлично делают на практике, читая любимые книжки детям. Но в этой статье всё же попытаемся объяснить, чем сказкотерапия отличается от простого чтения на ночь и какие особенности этого направления нужно учитывать.

Что такое сказкотерапия

Дети и взрослые часто не могут говорить на одном языке. При этом трудности с объяснением возникают, в основном, именно у взрослых. К тому же, именно им, родителям, чаще всего нужно что-то объяснить, чему-то научить детей.

Что такое сказкотерапия для детей

Чтобы максимально убрать возрастные различия и как бы встать на один уровень с ребёнком, сблизиться с ним, войти в доверие, взрослые для объяснения сложных явлений и причинно-следственных связей, для предостережения от опасностей и обучения часто использовали иносказания. Эти рассказы обрастали действующими героями, замысловатым сюжетом, образными выражениями и превращались в сказки, которые рассказывались из поколения в поколение. Так одна знаменитая сказка учит слушаться старших и не убегать от них, чтобы тебя не съела хитрая лиса, другая – не доверять прохожим, чтобы волк не вломился в избушку бабушки. 

К середине XIX века интерес к сказкам, как к народному творчеству, проснулся у литературоведов – у братьев Гримм и А.Н. Афанасьева. Теперь сказочные сюжеты тщательно собирались в сборники, что дало возможность установить чёткие связи между, казалось бы, совершенно несвязанными сказками. Дело в том, что все поучительные рассказы строились по похожим сказочным сюжетам. Так народ методом проб и ошибок дошёл до осознания, что ребёнка легче и правильнее воспитывать, используя определённые последовательности действий, набор персонажей и так далее.

По щучьему велению

Затем за изучение сказок взялись психологи, они заметили, что сказки помогают пережить проблему, уменьшить боль, а также признать внутреннюю проблему и найти способы её решения. И вот эта врачующая способность сказки легла в основу нового направления в психологии – сказкотерапии.

Итак, сказкотерапия – это направление арт-терапии в психологии для воздействия на психику человека и для коррекции его психоэмоционального состояния посредством сказок. 

Для чего используется сказкотерапия

Основное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов.

Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты. Сказкотерапию также эффективно используют специалисты, работающие с детьми – логопеды, психологи и педагоги. В зависимости от того, в какой сфере применяется метод, специалисты могут преследовать свои цели.

В детской психологии сказкотерапия помогает:

  • избавиться от страхов, например, темноты, воды, замкнутого пространства;
  • активизировать защитные механизмы психики;
  • выбрать правильное решение в сложной ситуации;
  • запрограммировать жизненный план ребёнка на будущее;
  • с помощью ассоциаций воздействовать на личность, воспитывать черты характера;
  • искоренить комплексы, например, из-за своей внешности, веса;
  • бороться с расстройствами, в том числе с такими серьёзными, как нарушение пищевого поведения, склонность к суициду и т.д. 

Сказкотерапия в детской психологии

В педагогике тоже сказкотерапия используется часто. Метод позволяет добиться целей:

  • сформировать правильные ценности и уйти от девиантного поведения;
  • привить уверенность в себе и повысить самооценку;
  • скорректировать характер;
  • внушить верные стереотипы на примере персонажей из сказок;
  • поддерживать моральные установки, формировать понятия добра и зла;
  • развивать творческое мышление, фантазию;
  • формировать уверенность в благополучном разрешении проблем. 

Не менее востребован метод и в логопедии, особенно с детьми дошкольного возраста. Здесь специалисты с помощью сказок добиваются потрясающих результатов, могут развить:

  • фонематическое восприятие звуков, их различение;
  • артикуляцию и произношение;
  • понятие слогов и слогоразделения слов;
  • построение осмысленных последовательных предложений;
  • навык построения высказываний – диалогов, монологов, пересказов.

Польза сказкотерапии

Вне зависимости от того, в какой сфере используется сказкотерапия, и какие конкретные цели преследует специалист, сказка всегда помогает в одном: с её помощью у ребёнка формируется верный образ (поведенческий, речевой, моральный) на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов.

Методы сказкотерапии

В зависимости от возраста ребёнка и задач сказкотерапии можно использовать различные методики. Иногда можно их комбинировать или чередовать. В конце концов, это метод арт-терапии, поэтому и при составлении плана занятий можно взять за основу творческий подход. Или даже действовать по наитию, доверившись интуиции. В таком случае важно заранее узнать об основных принципах и распространённых ошибках. Но сначала поговорим о том, какие основные способы сказкотерапии существуют.

Составление сказки

Существует достаточно много готовых терапевтических сказок, но всё равно самый лучший вариант – когда сказку для ребёнка сочиняют родители. Мамы и папы гораздо лучше знают особенности своего ребёнка и могут привнести в сказку больше эпизодов из жизни семьи. Тем самым малышу будет проще идентифицировать себя с главным персонажем сказки.

Составление сказки с ребенком

Но также можно привлечь к составлению сказки и самого ребёнка. Основное достоинство этого метода в том, что появляется возможность выслушать ребёнка, узнать, что именно его волнует. Включение ребёнка в творческий процесс позволяет увидеть его ход мыслей, что обычно позволяет понять, какая сфера жизни, часть его внутреннего мира нуждается в помощи, коррекции или развитии.

Второй немаловажный бонус – это активное задействование воображения и развитие творческого мышления. Дети, которым довелось выступить в роли сочинителей, отлично фантазируют, со временем смогут придумывать самостоятельные сюжеты и образы. 

Придумываем сюжет для сказки вместе с ребенком

При этом составление сказки в разы сложнее, чем классическое рассказывание, потому что приходится следить за общим ходом повествования. Ведь цель – подведение итогов, поэтому нельзя полностью довериться воображению ребёнка и плыть вместе с ним по течению. Где-то, в основных моментах сказки, придётся брать управление рассказом на себя, чтобы не нарушился основной вывод, не ушла мораль.

Рисование сказки

Этот способ можно использовать как самостоятельную терапию, так и в комплексе со сказкой. Бывают случаи, когда ребёнок отказывается от чтения сказок и в таком случае на помощь может прийти рисование. Можно попросить ребёнка нарисовать любой сказочный сюжет. Второй вариант после прочтения сказки можно дать ребёнку задание – нарисовать иллюстрацию ко всей сказке или к какому-либо конкретному моменту.

Рисование сказки с ребенком

Надо проанализировать используемые цвета, детали картины, уровень прорисовки и общее настроение изображения. Оценивая выбор сюжета для иллюстрации и сам рисунок можно сделает выводы о том, что в данный момент тревожит ребёнка. Например, если главный герой нарисован маленьким и сбоку листа, то это может говорить о чувстве незащищённости у ребёнка или о низкой самооценке.

Обыгрывание сказки

Можно затеять настоящий театр или использовать при постановке подручные материалы – игрушки, куклы. Здесь нужно начать анализировать участие ребёнка с самого начала – за какого персонажа он захотел играть? Можно дополнительно спросить, почему он выбрал именно этого героя?

Разыгрывание сказки с детьми

Если в ходе постановки ребёнок сам примеряет на себя роль, то важно напомнить ему, что он должен как можно убедительнее передать характер сказочного героя. Ребёнку придётся вжиться в роль, примерить на себя модель поведения, почувствовать положительные и отрицательные эмоции. Причём при постановке характер, как правило, бывает в утрированной форме, чтобы было проще его изобразить. А психолог внимательно следит за интонациями, жестикуляцией и мимикой ребёнка, чтобы определить направление дальнейшей работы.

Второй вариант обыгрывания сказки – это кукольный спектакль. При совместном изготовлении кукол можно многое сказать о психоэмоциональном состоянии ребёнка – какие материалы, цвета он берёт для одежды, на какие детали делает акцент.

Играем в кукольный театр с детьми

Метод обыгрывания сказки позволяет:

  • улучшить взаимопонимание между родителями и детьми;
  • развить речь и навыки общения, построения диалога;
  • задействовать воображение, фантазию и творческое мышление;
  • развить мелкую моторику;
  • снять эмоциональное напряжение.

Как составить терапевтическую сказку самостоятельно

Фольклористы давно это заметили и выделили архетипические сюжеты, список персонажей и даже предметов, которые можно буквально как кирпичики переставлять, чтобы построить свою уникальную сказку.

Как и в любом конструкторе, в сказкотерапии есть небольшая инструкция – это ряд правил, которые стоит соблюдать:

Для детей до 5 лет желательно использовать в качестве главных героев животных. И обязательно с приставкой маленький. Например, маленький слонёнок Гоша или маленький львёнок Тимур. Для детей 5-7 лет в качестве главного героя лучше брать сказочных персонажей: фей, колдунов, рыцарей и принцесс.

Ребёнок должен идентифицировать себя с главным героем сказки. Для этого можно взять видоизменённое имя ребёнка. Например, имя Миша можно трансформировать в Мимику, а Лёшу в Мошу. Так у нас могут появится герои: маленький жираф Мимика или отважный рыцарь Мока.

В начале сказки нужно познакомить ребёнка с главным героем. А чтобы малышу было легче себя соотнести с ним, нужно добавить описание членов его семьи. На этом же этапе можно затронуть и основную проблему ребёнка. Например: В жаркой Африке жил-был маленький жираф Мимика. У него было много братьев и сестёр, и он любил играть вместе с ними на поляне около дома. Но вот только с одним братом, самым маленьким у него не складывались отношения.

Сказка должна содержать в себе замещающий опыт. Это значит, что в сюжете сказки вы должны дать альтернативный вариант поведения ребёнка – как можно было бы поступить иначе. Психика ребёнка устроена следующим образом: представляя сказку и переживая то, что происходит с главным героем, ребёнок воспринимает себя, как действующее лицо. Соответственно, всё, что пережил персонаж, малыш воспримет на «свой счёт». И будет считать, что он сам поступал также. Тем самым он может получить решение своей проблемы или альтернативный вариант, что можно сделать в том или ином случае.

Сказка – волшебная, а значит и герой должен находиться в сказочном воображаемом пространстве. Пусть это будет тридевятое царство, дремучий лес или мир драконов. Если сказка слишком будет похожа на реальность, то терапевтического эффекта добиться будет сложнее.

Придумайте героя-помощника или волшебный предмет, который поможет решить все проблемы ребёнка. Это тот же конёк-горбунок, крёстная-фея, волшебный клубочек или ковёр-самолёт. Если вы придумываете помощника, пусть он будет забавным, запоминающимся. Юмор в сказкотерапии только идёт на пользу.

В сказке всегда должен быть позитивный конец. Проблема решена, герой вернулся домой, изменил поведение и стал жить счастливо. Психологи утверждают, что конец обязательно должен быть жизнеутверждающим, потому что это обеспечивает ощущение психологической безопасности у ребёнка. Даже если конец сказки не оканчивается словами «жили они долго и счастливо», то всё равно окончание рассказа должно произвести положительный эффект, например, дать надежду на то, что из любой проблемы можно выйти победителем.

Как составлять терапевтическую сказку самостоятельно

Сюжет сказки должен строиться по следующему принципу:

«Жили-были». Начало сказки и знакомство с главным героем.

«И вот однажды». Особенное обстоятельство, которое как бы запускает действие. Здесь герой сталкивается с проблемой.

«Из-за этого». В этой части нужно рассказать о том, как ребёнок ведёт себя привычным образом.

«И тогда». Вот здесь нужно показать, как можно решить проблему, как можно поступить по-другому или сделать что-то иначе. Здесь герою может на пути встретиться помощник, который поможет персонажу разрешить его трудности.

«Пир на весь мир». Герой справляется со своей проблемой, и сказка заканчивается позитивным финалом.

«Мораль». Мораль желательно добавлять в сказки для детей старше 5 лет. Самое главное не стоит теребить ребёнка после прочтения сказки и спрашивать его всё ли он понял. Нужно дать ему время, чтобы он осознал всё, что произошло в сказке. Через время малыш сам вернётся к разговору о сказке и возможно, попросит прочитать её ещё не один раз.

Сюжет терапевтической сказки

Это общая канва произведения, внутри могут быть различные путешествия, странствия, испытания, встречи и расставания, находки и потери. Зная этот сюжетный путь, можно сочинить свою уникальную сказку, которая подходит именно для вашего ребёнка. При самостоятельном сочинении сказки можно более индивидуально подойти к проблеме, сделать акцент именно на те черты характера главного героя, которые вы хотите привить ребёнку. К тому же, можно включить в сочинение сказки самого ребёнка. Он может придумывать продолжение истории, размышлять над неожиданными поворотами сюжета или следовать за повествованием родителей.

Анализ результатов сказкотерапии

Провести анализ можно на примере рисования сказки. После прочтения терапевтической сказки предложите ребёнку нарисовать её. То, что он изобразит, может свидетельствовать, намекать (но не прямо указывать) на возможную проблему.

Результаты сказкотерапии

  • Если главный герой, с которым ассоциирует себя ребёнок, находится вдали от других, обделён вниманием, это может говорить об ощущении одиночества или конфликт. 
  • Большое количество острых краёв – зубов, лезвий – может говорить об агрессии и опасности. 
  • Если основные предметы на рисунке маленькие и расположены, преимущественно, по краям бумаги, а основное место остаётся незаполненным, возможно, ребёнок чувствует тревожность.

Кроме того, важно оценить общее впечатление от рисунка, его настроение, выбор цветов, выражение лиц персонажей, погоду.

Арт-терапия обычно применяется комплексно, поэтому рисование сказки может быть как способом анализа самочувствия ребёнка, так и методом коррекции. Например, если вы заметили, что на рисунке главный герой самый маленький и беззащитный из всех, то в сказке можно сделать акцент на то, какой он сильный и смелый, как он прошёл через все испытания. Не удивительно, если при следующем рисовании сказки ребёнок захочет перераспределить место на бумаге, поставив главного героя в самый центр. Такой метод поможет увеличить уверенность в себе и самооценку ребёнка.

Рисуем сказку с детьми

Анна Быкова рассказывает в своей новой книге «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад» о сказкотерапии, как о методе анализа самочувствия ребёнка в детском саду. С помощью сказки можно понять, хорошо ли ребёнку в новом коллективе. При сочинении сказки стоит обращать внимание на то, кого из ребят ребёнок будет выбирать на роль злодея, кто станет помощником, а кто нуждается в защите. Сказка помогает не только в диагностике проблем, но и в их коррекции. Так нужно обязательно привести рассказ к счастливому финалу. А в самой сказке не забудьте помочь главному герою победить злодея, а потом обязательно подружиться с ним.

Особенности сказкотерапии по возрастам

Сказкотерапия применяется и для детей, и для взрослых, но психологи считают, что в детском возрасте терапия более эффективна. При выборе сказки и метода работы обязательно нужно учитывать возраст ребёнка. Давайте рассмотрим основные проблемы детей по возрастам.

2-3 года

В этом возрасте дети, как правило, очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Мой сын в этом возрасте испугался трактора, которые проехал рядом с ним. Мы с мужем в течение полугода работали над этим появившимся страхом.

Сказкотерапия для детей 2-3 лет

Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением. Мне очень понравилась книжка для малышей, направленная на адаптацию к детскому саду, новому коллективу, а также на снятие тревожности «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации», автор: Ольга Громова.

3-4 года

В 3 года родители часто сталкиваются с кризисом поведения у ребёнка, с капризами и проявлением самостоятельности, упорства. Детей в этом возрасте отличает отсутствие гибкости и недостаточно развитые навыки общения. 

Особенности сказкотерапии для детей 3-4 лет

Поэтому сказкотерапия помогает научить ребёнка договариваться, идти на уступки и компромиссы, ценить чужое мнение, отличать плохое от хорошего. Кроме того, в этом возрасте ребёнок учится правильно выражать свои эмоции. Очень эффективно работают сказки с животными: «Гуси-лебеди», «Репка», «Три поросёнка», «Красная Шапочка».

4-6 лет

В этом возрасте очень активно начинает работать фантазия у ребёнка. И из-за этого возникают новые переживания и страхи. В 4 года многие дети боятся засыпать без взрослых: они боятся темноты и одиночества. Ребятам кажется, что под кроватью или в шкафу прячутся разные чудовища.

Годам к 5 появляется страх смерти. Детей начинает мучить вопрос: почему люди умирают? И приходит осознание, что однажды умрут его родители и он сам. Из-за этого возникает достаточно много страхов у ребят. Также к этому возрасту у некоторых детей формируются первые комплексы: неуверенность в себе, низкая самооценка.

Сказкотерапия сможет помочь в решении всех этих проблем. Стоит выбирать истории, связанные с перевоплощениями и трансформациями, а также красной нитью проводить мотив о том, что из любых сложных ситуаций есть выход, а главный герой никогда не остаётся со своими проблемами наедине, всегда есть помощники, которые будут рядом. Пример сказки: «О Темноте-темноте».

6-10 лет

Это этап адаптации к новым школьным условиям, поэтому в этот период у ребёнка могут возникнуть самые разнообразные проблемы, с которыми он не сталкивался раньше. 

Особенности сказкотерапии для детей 6-10 лет

Основные страхи младших школьников – это ответ у доски или контрольная работа, порицание учителем или одноклассниками, опоздание на урок, боязнь сделать что-то не так. Есть хорошая сказка о котёнке, или чего мне волноваться, которая может поработать над проблемой: «Я боюсь, сделать что-то не так!».

Рекомендуемые книги

При выборе сказки нужно отталкиваться от возраста ребёнка и от проблемы, которую вы заметили, например:

  • Если ребёнок испытывает сложности с общением, стоит выбирать рассказы про коммуникабельных персонажей, в которых восхваляется крепкая дружба («Винни Пух», «Питер Пэн», «Пеппи длинный чулок»).
  • Если нужно корректировать нежелательное поведение, отдавайте предпочтение сказкам, в которых герой получает урок и перевоспитывается («Морозко», «Король Дроздобород»).
  • Жадинам стоит послушать «Сказку о золотой рыбке» или «Яблоко» Сутеева.
  • Если предстоит переезд, поход в первый класс или поступление в сад, остановитесь на сказках с сюжетом путешествия, например, «Дюймовочка» или «Алиса в стране Чудес».
  • Когда ребёнка замучили страхи, почитайте вместе сказки о храбрецах, которые преодолели любые сложности («Щелкунчик», «Чиполлино»).

Рекомендуемые книги для детей

Какие проблемы могут возникнуть при работе со сказками

В связи с большим количеством детской литературы не всегда легко найти хорошую готовую сказку для арт-терапии. Иногда мировоззрение автора кардинально отличается от вашего и может произойти подмена ценностей, которые вы хотите привить ребёнку. Иногда автор сказки так желает искоренить какое-либо нежелательное поведение юного читателя, что пытается запугать или пристыдить его. И это может не просто не помочь в решении проблемы, но и создать ещё парочку новых тревог. Поэтому очень важно самому взрослому прочитать сказку перед тем, как работать по ней вместе с ребёнком.

Терапевтические сказки для детей

Иногда дети могут отказываться от прочтения сказки, в таком случае нельзя давить и настаивать. Пройдёт время, и ребёнок сам попросит почитать вместе. А может быть, он выберет другую историю? В таком случае стоит прислушаться к его мнению, часто выбор продиктован внутренней потребностью или проблемой, которую помогает решить эта книжка.

Иногда взрослые сами нарушают весь положительный эффект от терапии, вставляя излишне нравоучительные фразы. Особенность сказкотерапии в мягких, ненавязчивых выводах. Поверьте, ребёнок интуитивно их сделает и осознает. А вот грубая прямолинейная фраза вроде «Ты тоже можешь попасть в такую неприятную ситуацию, если не перестанешь…» легко может свести на нет весь положительный эффект сказкотерапии. Психологи рекомендуют вообще не обсуждать сказку после её прочтения. Ребёнок должен осознать её, прожить её, пропустить через свой мир, а на это нужно время. Только тогда, когда он сам захочет поговорить о сказке или попросит прочитать её ещё раз, можно обменяться мыслями и ненавязчиво выразить своё мнение о поведении героя, но без назидательного тона.

Проблемы при работе со сказками

Чтобы не допускать распространённых ошибок при сказкотерапии, стоит воспользоваться несложными рекомендациями:

  • Лучше, когда взрослый рассказывает, а не читает сказку. Уткнувшись в книжку, очень сложно следить за реакциями ребёнка на повороты сюжета.
  • Если ребёнок сам начинает фантазировать, не прерывайте его. Это прекрасная возможность проследить за его ходом мысли.
  • Даже если ребёнок с вами не согласен, не давите и не переубеждайте его. Из-за этого ребёнок только замкнётся в себе и не выйдет на открытый контакт. Научитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Сказкотерапия – удивительно многогранная техника, которая может помочь в решении множества проблем. Но при прочтении сказок вместе с ребёнком вы всегда должны помнить, что, в первую очередь, это творческий процесс, который должен приносить удовольствие и вести к сближению!

Сказки-подсказки на сонные глазки: помогаем малышу

Медведева Вероника

«Моя дочка меня не слушается! Как будто специально все делает, чтобы меня позлить… Убегает с площадки, устраивает истерику в магазине, бросает еду на пол со стола, норовит залезть на шкаф, отнимает игрушки и дерется с детьми на прогулке. А еще ее не уложить спать на ночь… У меня уже просто нет сил. Не знаю, что делать. Пытаюсь разговаривать — не помогает!» — такие сообщения совсем не редкость в социальных сетях и на разных форумах. Своеобразный клич о помощи очень уставшей и даже эмоционально выгорающей мамы, которая начинает верить, что маленький ребенок действительно может делать что-то назло.

Чтобы спокойно реагировать на детские капризы, прежде всего, очень важно заполнить свои собственные моральные и физические ресурсы, без которых мы не в состоянии подобрать верные и спокойные слова. А также вспомнить, что дети всегда повторяют действия, вызывающие наибольшую реакцию у взрослых, желая получить еще больше внимания.

Но сначала позвольте мне вас успокоить. С маленькими детьми нас часто захлестывают эмоции, особенно если это касается безопасности ребенка. Идеальных родителей не существует, мы все — люди и имеем право ошибаться. Образы безупречных мам и пап, навязываемые нам рекламой, красивыми социальными сетями и прочими внешними источниками — просто призраки, отравляющие настоящее родительское счастье. Идеальных нет, это не более чем миф!

Очень важно проработать тревожащие вас ситуации и разобрать с малышом, какие чувства он испытывает. Порой для взрослого лучше отложить беседу с ребенком, когда все эмоции утихомирятся и можно будет взвесить каждое свое слово.

Лучше всего работает метод, который я называю «взгляд со стороны». Это когда ваше с ребёнком внимание обращено не на него самого и его поступок/эмоцию/страх, а на симпатичного ему персонажа, который попал в похожую ситуацию. И тут просто замечательно работают короткие сказки — известный метод «сказкотерапии», о котором последнее время так много говорят все осознанные мамы и папы. Ну а самое главное —такие сказки совсем не трудно придумать самому родителю, чтобы обыграть конкретную ситуацию. Возраст ребенка при этом не имеет значения.

Чтобы сказки действительно помогали, есть один секрет: детям легче всего представлять истории, случившиеся с кем-то хорошо знакомым.

А потому главным героем ваших сказок должен стать самый близкий по детским меркам друг — любимая игрушка. Представляете, каким будет эффект от ваших историй, когда воображение ребёнка оживит плюшевого персонажа, который сталкивается с такими же проблемами и чувствами, как и сам малыш? А еще эти сказки будут изначально пропитаны атмосферой большой любви к герою, ведь детки склонны одушевлять свои игрушки.

Итак, как же придумать свою собственную «засыпательную» сказку?

  • Прежде всего, нужно выбрать главного героя — любимую игрушку. Иногда сложно определить, кто же «самый-самый». Обычно с самыми близкими своими игрушками дети засыпают.
  • В начале истории стоит описать основного персонажа так, чтобы он точно ассоциировался у ребенка с любимой игрушкой (размер, внешний вид, особенности). В идеале герой истории должен чем-то напоминать малышу не только игрушку, но и самого себя.
  • Можно заранее придумать предысторию появления плюшевого персонажа в вашей семье, описав, где он раньше жил, его отличительные качества, которые хотите подчеркнуть и развить в своем ребенке.
  • Если непоседа днем хулиганил (дрался, кидался, разбрасывал игрушки и т.п.), то вечером перед сном ему стоит рассказать, как сказочный друг однажды поступил подобным образом и какими были последствия.
  • Ну и, конечно, все сказки должны заканчиваться хорошо. Главный герой всегда осознает свои ошибки, истинные эмоции, извиняется и исправляется.

На своем примере продемонстрирую, в каких ситуациях стоит использовать сказки, чтобы подсказать малышу, как можно и нельзя себя вести, что хорошо, а что плохо.

Во время прогулки ребенок убегает/залезает в опасные места и не слушается родителей, которые просят этого не делать

Метод сказки:

  • Вечером предлагаем малышу послушать сказку о его любимом друге. Например, у моей дочки это большой плюшевый хаски по имени Хасик. И каждая история начинается с краткого описания Аляски, где раньше жил наш песик вместе со своей семьей — в домиках-юртах, вдали от больших городов. Мама и папа Хасика помогали людям и возили их на санях в упряжке на охоту и рыбалку.
  • А далее наш герой попадает в такую же ситуацию, как и ребенок. Однажды маленький хаски так спешил к друзьям, что не заметил на небе темные тучи. Мама и папа поняли, что надвигается гроза, и просили сына остановиться, но он продолжал убегать от них. В лесу щеночек увидел, что начался сильный дождь, а все его друзья уже укрылись в своих домиках. Хасик спрятался от ливня и грома под высоким деревом, в которое неожиданно ударила молния и отломила большую, тяжелую ветку. Она упала и придавила нашему хаски лапку. Он жалобно скулил и не мог выбраться. К счастью, вовремя подоспели мама с папой и освободили его.
  • Мораль: наш герой осознал, что родители не просто так говорили ему не убегать, а хотели уберечь от опасности. С тех пор Хасик всегда сразу останавливался, когда мама и папа кричали ему: «Стой!»

После этой сказки моя дочка, которая часто увлекалась и убегала во время прогулок в парке, слыша от меня эту фразу, стала сразу останавливаться и ждать меня.

Ребенок долго и шумно засыпает, мешая всем спать

Метод сказки:

  • Описание героя, отличительных качеств (самый мягкий, красивый, добрый, щедрый и т.д.) и краткая история его жизни. Наделение персонажа талантами и особенностями, схожими с самим малышом (хорошо рисует, быстро бегает, всегда делится вкусностями, игрушками или даже сейчас болеет и лечится).
  • Ситуация из нашей сказки: плюшевый друг Хасик так любил играть и веселиться, что вечером ему было трудно быстро засыпать. Он долго ворочался, скулил, пищал, мешая спать родителям. Его отец был вожаком стаи и днем вел за собой всю упряжку собак на санях, доставляя людей на рыбалку. Знал он каждую тропинку на Аляске. Но однажды папа так сильно не выспался, что совсем выбился из сил на обратном пути и чуть было не завел всех хаски и людей в дремучий лес, где водился опасный волк. Потом он все же быстро собрался, отыскал нужную тропу и вернул стаю домой.
  • Мораль: дома мама и Хасик очень ждали возвращения папы и переживали, почему его так долго не было. Когда он уставший наконец возвратился, то сразу же завалился спать. Тогда щеночек сам понял, что долго крутился и тем самым мешал папе высыпаться. С тех пор он ложился на свои подушки и тихо засыпал, думая о завтрашних играх, чтобы все смогли спокойно спать в своих кроватках.

Ситуации в сказках могут быть самыми разными.

Если ребенок вдруг стал драться с другими, можно придумать, что кто-то так же обидел его любимого героя — таким образом выработается сочувствие к другим.

Не любит кашу? А плюшевый персонаж ее просто обожает, потому что она дает силу и энергию на предстоящий день.

Отнимает игрушки у других детей — герой поступил так же и обидел своего лучшего друга, а потом осознал, что так делать неправильно.

Каждый раз вы просто кратко описываете схожую ситуацию и ее решение. А еще при первых успехах не стоит забрасывать эту традицию, ведь со временем малыш может все забыть. Поэтому некоторые особенно актуальные сказки лучше периодически повторять. Вот увидите, результат будет невероятным, если сделать это регулярным ритуалом.

Человеческое подсознание наиболее открыто к новому, некритичному восприятию в дремотном состоянии. Есть теории, что именно во сне наша психика способна подсознательно прорабатывать последние события и делать выводы. В своей книге «Подсознание может все» Джон Кехо, канадский писатель, подчеркивает: 

Физиологи точно определяют, как часто человек видит сны. Младенцы видят сны 50 процентов всего времени, пока спят; недоношенные дети — 70 процентов. Мы чаще видим сны, если предыдущий день был наполнен переживаниями, активной учебой, новыми событиями. Следовательно, сны помогают человеку адаптироваться к переменам в его жизни.

«Сказкотерапия» полезна даже взрослым, ведь придумывание таких историй помогает осознать и свои собственные чувства и эмоции. Они создадут доверительную атмосферу, столь необходимую в периоды активного роста и развития непоседы.

P.S. Сказки-подсказки хороши не только в кроватке, но и, к примеру, за час до сна, когда активные игры уже позади. У нас сложилась традиция рассказывать их на ночь. И результат меня лично ошеломил…

Всего через месяц от начала наших сказок дочка стала засыпать днем и вечером одна в комнате без меня. К слову, раньше она меня не отпускала и приходилось очень долго ее укладывать, сидя рядом. Я связываю это с повышением осознанности, спокойным проживанием взросления и развитием сочувствия (ведь уставшая мама не просто так уходит на кухню, а чтобы скорее доделать домашние дела и тоже лечь спать).

Спокойных снов!

Читайте также:

  • Если дети ревнуют маму друг к другу, расскажите им терапевтическую сказку
  • Сказкотерапия для женщин, которые очень хотят иметь детей
  • «Подружить» малыша с горшком поможет полезная сказка

Все фото: Depositphotos

4 марта 2020 04:00 | Отредактировано: 22 апреля 2021 13:53

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

КАК
СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА

В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы,
вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них удивительно напоминают друг
друга. Более того, исследовав их содержание подробнее, фольклористы обнаружили,
что сказки, как правило, имеют схожие элементы из которых и складывается нить
повествования. Используя эти литературные кирпичики, вы можете заполнять
их по своему усмотрению и сочинять собственные сказки для себя и своих детей.
Ну а если еще и вложить туда поучительную мораль и сделать главного героя,
похожим на своего малыша, то сказка получится не только интересной, но еще и
полезной. Впрочем, обо всем по порядку.

Сказки – прекрасный способ донести до своего ребенка какую-то мысль. Слушать
родительские нравоучения о том, что зубы надо чистить два раза в день – скучно.
Другое дело, если родитель расскажет захватывающую историю о злобном мохнатом
кариесе, который строит норки в зубах ленивых малышей. Таких бытовых историй
может быть целая куча на каждый случай жизни. Способна терапевтическая сказка
исправлять и более сложные ситуации – вселять уверенность, учить дружбе,
принятию и терпению. Но что делать, если ваш литературный талант находится в
спящем состоянии? Для этого достаточно воспользоваться готовым конструктором сказок.

Основные элементы терапевтической истории

Начать можно со стандартной схемы волшебной сказки: “Герой, похожий на
малыша, идет решать идентичную проблему, обретает друзей, навык и волшебное
средство с помощью чего побеждает злодея”. Если размахнуться, то этого
достаточно для создания эпического произведения, но для обычной сказки на ночь
не надо особых подробностей описательного характера. Скажем, если вы не можете
придумать, что случалось по дороге с главным персонажем, достаточно общей фразы
“долго ли, коротко ли, а пришел наш герой…”. Ребенок будет рад, если
он сможет сам добавлять какие-то детали.

Для этого, например, его можно специально подталкивать дополнять вашу историю:
“Может быть, к подножью огромной горы? Или к избушке на курьих
ножках?” И пусть ребенок сам скажет, куда же отправился его протагонист.
Чем больше он включается в сочинение сказки, тем больше она ему нравится и тем
лучше она работает. Главное – это соблюсти некоторые правила:

1. Главный герой всегда имеет элементы схожести с ребенком. Ему должен
нравиться тот же цвет одежды или герой мультфильма, у него должна быть схожая
комплекция и схожая проблематика. Это может быть его любимое животное или
какой-то сказочный персонаж: эльф, фея, трансформер-бакуган или кто угодно еще.

2. Для героя необходимо создать безопасное волшебное пространство. Не все дети
готовы слушать сказку про девочку, которая пачкает штанишки и получает двойки
каждую неделю. Поэтому мы погружаем героя в “давным-давно, в некотором
царстве”, “На другой планете”, “В одном обычном городе,
только в Африке, где много диких обезьян”. В волшебном мире совсем не
страшно столкнуться со своей проблемой, но если он будет слишком похож на
настоящий, то это станет повторением опасной ситуации, что уж точно не является
ничем полезным для ребенка.

3. В сказке всегда присутствует друг героя – его помощник. Он может быть с ним
с самого начала, а может прийти в “дороге”. Как его придумать? Очень
просто. Если у ребенка есть любимая игрушка. Скажем, Мишка, с которым он спит,
то другу надо придать его черты. Например, сказать: “кстати он очень был
похож на твоего котика Пуфина…” Очень хорошо, если он будет смешным –
будет шепелявить, есть конфеты тоннами, падать в лужу и попадать в смешные
ситуации. Смех, крик, дрожь, слезы, которые помогают ребенку прожить сказку со
своим героем, разряжают эмоции и оказывают терапевтическое воздействие.

4. Герой со своим обретенным другом пытаются разрешить какую-то проблему. Для
этого ему, например нужно выполнить три задания дарителя, спасти друзей,
претерпеть удивительное преображение и получить волшебный артефакт для победы
над злодеем.

5. Злодей. Никогда не должен быть слишком уж страшным, его можно победить
каким-нибудь простым и доступным ребенком способом, этот способ можно проиграть
тут же – нарисовать и разорвать, избить подушкой, рассмешить, чтобы он лопнул
или применить полученное от дарителя волшебное средство.

6. Конец должен быть позитивный – проблема решена, герой вернулся домой,
получил награду, женился и стал править королевством, где все рады и счастливы.

Кирипичи конструктора сказок

В качестве опорной конструкции для повествования, я предлагаю воспользоваться
следующими элементами сказки, большинство из которых некогда вычленил известный
российский ученный Владимир Яковлевич Пропп. Вы можете использовать их все, а
можете часть из них опустить. Главное – попасть из точки “жили-были”
в точку “счастливый конец”.

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с
вводных слов “давным-давно”, “жили-были”, “в тридесятом
царстве”).

2. Особое обстоятельство (“умер отец”, “солнце исчезло с
небосклона”, “дожди перестали лить, и наступила засуха”).

3. Запрет (“не открывай оконца”, “не отлучайся со двора”,
“не пей водицы”). 

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора
отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо —
антагонист, вредитель). 

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из
дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться,
например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома,
превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). 

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете,
использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет
яблоко). 

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста —
Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев
могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие,
не менее “симпатичные” персонажи). 

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то
или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния). 

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник,
гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание
выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень. 

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно). 

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться,
покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон
прячется обратно в пещеру). 

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем
Горынычем, иногда состязание или игра в карты). 

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в
бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости). 

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо,
полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага). 

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер;
построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?). 

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или
горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и
прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе). 

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних
изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления). 

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или
присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных
испытаний или свидетельства авторитетных лиц). 

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором
изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Все эти функции можно выразить графически и сочинять удивительные истории с
ребенком вместе, вытаскивая новую карту за картой.

При этом надо сказать, что основным работающим моментом сказки для ребенка
будет тот яркий образ, который вы создадите. Одна правильная картинка, запавшая
в голову может сделать гораздо больше удивительных приключений, созданного вами
героя. Впрочем, если вы все еще сомневаетесь в своих способностях, попробуйте
потренироваться на своей собственной сказке, и лишь потом браться за
сказкотерапию детских проблем.

Для того, чтобы научиться пользоваться предложенной схемой, я предлагаю вам
одно хорошее упражнение. Сочинить для начала сказку не о проблеме ребенка, а о
своей собственной жизни. Скажем, “Сказ о богатыре русском Иване
Смирнове” или “Принцесса-рассмеяна Аня Кашина”. В данном случае,
название не имеет значение, главное соблюсти предлагаемый порядок: “Герой
выходит из дома и отправляется решать актуальную проблему, приобретая на пути
недостающие навыки, знания, помощников и артефакты, побеждает злодея и
воцаряется на троне”.

Если в какой-то момент вы чувствуете, что не можете найти слова для продолжения
истории, обратитесь к элементам конструктора, заполнив его любыми образами,
которые придут к вам в голову: герои фильмов, сказок, литературы и кино тоже
подойдут. Проще всего рассказывать такую сказку, если у вас есть благодарный
слушатель. Но если вы предпочитаете творить в одиночестве, то оптимальный
способ – записать получившуюся историю. После чего, вы можете вернуться к этой
статье и самостоятельно поработать над получившимся произведением,
воспользовавшись техниками из второй части статьи.

Анализ получившейся сказки.

Итак, вы сочинили свою волшебную сказку. Возможно, в ней присутствовали все
элементы, предложенные в конструкторе, а может быть, выбрали всего несколько из
них. В первом случае у вас получился сюжет в стиле современных кинофильмов, где
все время что-то происходит, падает, взрывается, герой вынужден бежать,
сражаться и выкручиваться, чтобы прийти к финишу. Во-втором – это более плавное
повествование, в котором, как правило, присутствует много описательных деталей
и диалогов.

Собственно, уже сама композиция многое говорит о характере сказочника. Каждый
из нас вкладывает в свое сочинение частичку собственный души, и его темперамент
так или иначе просвечивает между строк. Однако, если мы говорим об истории,
которая может изменить вашу судьбу, то она должна стать не просто
диагностической. Сказку придется уравновесить и привнести в нее определенные
элементы. Для того, чтобы понять, как это сделать, мы должны разбить ее на
части и посмотреть, что у нас вышло. А затем скорректировать повествование так,
чтобы в нем присутствовали не имеющиеся элементы реальности с ее негативным
сценариями, паттернами и установками, а те, о которых вы пока только мечтаете.

Подводя черту под всем вышесказанным, хочется обратить ваше внимание на тот
настрой, который вы получите после рассказанной истории. Если сказка удалась,
ее автор ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и хочется что-то делать
в реальной жизни. Это главный показатель работающей терапевтической истории.
Запишите удачный вариант и перечитывайте его в минуту невзгоды, дополняя его
новыми деталями и задачами. Если вы сумели написать такую сказку для самого
себя, можете смело браться за терапевтическую историю для своего малыша. 

Как придумать сказку для коррекции поведения ребенка

При создании сказки учитывайте возрастные особенности:

  • Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные.
  • Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка.
  • Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы.

Принципы сказкотерапии:

как придумать сказку для коррекции поведения ребенка

Источником для создания терапевтических сказок служат знакомые сказочные сюжеты, притчи и былины, не последнюю роль играет воображение самого ребенка, а также ситуации из реальной жизни.

Для того чтобы придумать терапевтическую сказку самостоятельно, нужно учитывать некоторые правила:

  1. Не нужно полностью копировать в сказку проблему малыша, она должна быть лишь косвенно на нее похожей.
  2. В терапевтической сказке должен присутствовать понятный и нужный совет, благодаря которому ребенок сможет найти выход из трудного положения и справиться со своей проблемой.
  3. Сюжет сказки с терапевтическим эффектом должен следовать в определенной последовательности. 

Принципы ее построения психотерапевтической сказки

  1. Создаём образ главного героя.
  2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
  3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
  4. Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.
  • Совет мудреца. 
  • Прямая агрессия.
  • Использование волшебных предметов и помощников 

 5.   А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.

 6.   Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.

 7.    Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. 

 8.   Вопросы к сказке: 

  • О чем эта сказка, чему она нас учит?
  • Почему герой поступает именно так?
  • Чего он хотел на самом деле?
  • Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой.

Руководство по созданию сказки с терапевтическим эффектом.

Элементы сюжета

Правила создания разных частей сказки

Начало сказки. Жил-был… или жили-были в одном прекрасном царстве, королевстве…

Главный герой должен быть одного пола и возраста с ребенком. Желательно, чтобы некоторые черты характера ребенка угадывались в сказочном персонаже.  Кроме того, главным героем сказки для маленьких детей может стать любимая игрушка, животное или маленькие сказочные человечки.

Ребенку пяти лет будет интересно увидеть главными героями принцесс и принцев, а также солдатов. Современным детям будут интересны сказки, в которых главными героями станут роботы-трансформеры.

Для подростков лучше использовать бытовые сказки или притчи.

Описывать жизнь сказочного героя нужно так, чтобы ребенок ясно видел сходство со своей жизнью.

Однажды наш герой или героиня попали в …

Нужно описать проблемную ситуацию, из которой ищет выход главный герой. Ребенок при этом должен найти точки соприкосновения и провести параллели со своей проблемой.

Из этого …

Должно поменяться направление. В сказке появляются различные варианты для того, чтобы разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Возможно, что выход или верное решение главному герою помогут найти другие персонажи.

Кульминация терапевтической сказки

Герой самостоятельно или с помощью друзей преодолевает все выпавшие на его долю трудности.

Развязка

Герой приходит к осознанию того, что неправильно поступал, он признает свои ошибки и выбирает единственный правильный путь. За это он получает вознаграждение.

Сказочная мораль — «сказка ложь, да в ней намек…»

Главный герой должен получить необходимый урок и изменить свою жизнь в новом правильном направлении.

План анализа детских и взрослых сказок

психологический вариант  

Размышление над сказками и их обсуждение предлагается строить, по следующему плану:

  1. Выделение основной темы.

Через нее передаются основные ценности, установки поведения и формирования взаимоотношений с окружающими. На этом этапе важно понять главные идеи сказки. для этого ребенку или взрослому педагогом, родителям и т.д.) рекомендуется задавать вопросы типа:

  • О чем эта сказка?
  • Чему она нас учит?
  • В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

2. Мотивы поступков.

Здесь важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки, их потребности. Ребенку можно задать вопросы следующего типа:

  • Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?
  • Чего он хотел на самом деле?
  • Зачем один герой был нужен другому? Почему другие герои

появились в сказке? Какую роль они выполняют – помощников или врагов героя?

  1. Способы преодоления трудностей.

Линии героев сказки могут переплетаться. Здесь важно проследить хapaктepныe для них способы разрешения жизненных трудностей. Для этого нужно попробовать ответить вместе с ребенком на следующие вопросы:

  • Как герой решает проблему?
  • Что он использует в качестве средства решения проблем:

хитрость, волшебные предметы, помощь окружающих и др.? – Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный?

  • Герой решает и преодолевает все сам или старается переложить ответственность на другого?
  • В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

4. Отношение героев к окружающему миру и самому себе.

На данном этапе важно понять, является ли герой созидателем или разрушителем по отношению к окружающему миру, другим героям, для этого нужно обсудить следующие вопросы:

  • Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение)?
  • В каких ситуациях он созидатель, в каких – разрушитель?
  • В связи с этим, какие чувства вызывает эта сказка?

План анализа детских и взрослых сказок

педагогический вариант

Обращает ли ребенок внимание на мимику изображаемых персонажей?

  •  
  • Умеет ли по изображению достаточно верно определить характер персонажа?
  •  
  • Удается ли ребенку рассказ по изображению? Участвует ли его воображение в этом рассказе?
  •  
  • Может ли ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки?
  • Использует ли он предметы-заместители в этой игре?
  •  
  • Умеет ли активно, действенно выражать сострадание? (Стремится ли как-то помочь, например, Зайчику из сказки «Лиса и Заяц».)
  •  
  • Понимает ли ребенок шутки, юмор и помогает ли это снять страх перед безнравственными персонажами?
  •  
  • Доступен ли ему переносной смысл рассказываемого, например, обыгрывание слов «большой» и «маленький» В прямом (размеры Таракана, Воробья) и переносном смысле (их поступки, бесстрашие Воробья и т.д.)?
  •  
  • Может ли ребенок «остановить» сказку в тот момент, от которого зависит поворот дальнейших событий, и чем он это мотивирует (объясняет)?
  •  
  • Подбирает ли ребенок цвет для рисунков персонажей, для раскрашивания фона иллюстраций? (Соответствие с образцом.)

Добавить комментарий