Содержание
- 10 правил про заголовки, цели и логику тестов
- Форматы тестов: типы вопросов, ответов и результатов
- Механики подсчета результатов
- Рубрики и подборки
- Примеры оформления
Правило 1
Начните с заголовка
Как только у вас родилась идея теста, сформулируйте черновой заголовок. Во-первых, если короткий и понятный заголовок не будет получаться, то это признак, что с вашей идеей что-то не так или тема для теста слишком сложная, — это повод доработать идею. Во-вторых, так вам будет проще понять, о чем именно будет тест. Это поможет определиться с тем, как лучше всего выстроить тест с точки зрения логики, какие именно нужны вопросы и результаты, и отсечь все лишнее. Лучше всего, когда в заголовке есть вопрос и читатель хочет узнать на него ответ. Еще лучше, когда заголовок касается конкретно человека и мы предлагаем узнать читателю что-то о себе: все любят узнавать себя.
Примеры заголовков:
- Сможете ли вы потратить триллион рублей?
- Умеете ли вы экономить по-настоящему?
- Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?
- Как низко вы готовы пасть ради денег?
- Экспресс-тест: насколько вы счастливы?
Правило 2
Сформулируйте цель теста
Наверняка вы не хотите делать тест ради теста. А хотите чего-то большего:
- донести до читателей определенную мысль;
- достичь своих целей.
С первым все ясно: читатель должен пройти тест и узнать что-то новое или о чем-то задуматься. Например, о своих личных предпочтениях или о том, как на самом деле устроена жизнь вокруг:
Со вторым тоже все просто. Цель может быть прикладной — например, мы хотим ненавязчиво рассказать о нашем курсе по инвестициям. Тут все понятно: на заголовок кликают люди, которые интересуются темой и хотят узнать про себя что-то новое. Получают развлекательный контент и в конце узнают о курсе.
Или, наоборот, цель может быть более призрачной — например, нам важно писать про бизнес. У нас есть целый раздел про это, мы хотим подогревать интерес к теме разными способами: тот, кому пока скучно читать длинный текст, возможно, клюнет на что-то развлекательное. Скорее всего, человеку выпадет хороший результат, мы заложим в его голову идею, и, вероятно, в следующий раз он уже созреет для более серьезных форматов.
Правило 3
Нащупайте логику, на которой будет построен тест
Чтобы результаты теста выглядели убедительно, нужно придумать, на чем именно будут основаны ваши расчеты. Вам может казаться, что вы делаете максимально шуточный тест и придумывать какое-то обоснование необязательно. Но чаще всего это заметно, и у читателей возникнут вопросы:
В некоторых тестах результат можно выдавать рандомно. Подумайте, насколько такое решение уместно в конкретном тесте: оно должно выглядеть как фича, а не баг.
Примеры разных видов логики:
- «Какой вы миллиардер из кино?» — мы взяли список богатейших выдуманных персонажей «Форбса», выбрали из них киногероев, изучили их биографии, нашли пересекающиеся моменты и спрашиваем у человека, какая из описанных ситуаций больше похожа на его. В результатах рассказываем читателю краткую сводку о персонаже, с чьей биографией было больше всего пересечений, сумму его состояния и выделяем положительные свойства характера.
- «Относитесь ли вы к среднему классу?» — лучше всего, когда тест опирается на проверенный источник, будь то соцопрос или список «Форбса». В этом случае мы взяли несколько исследований, посвященных среднему классу, и сделали из них тест. Еще в тестах с такой логикой можно предлагать читателю проверить, насколько хорошо он разбирается в какой-то теме. Например, в зарплатах россиян или их мнениях по самым разным поводам.
- «Знаете ли вы, как супермаркеты нарушают ваши права?» — пример полезного теста на тему конкретной проблемы. Мы собрали случаи супермаркетного произвола, нашли законодательные акты, регулирующие эти ситуации, и предлагаем читателям рассказать, как бы в этих ситуациях они себя повели, и заодно узнать, на чьей стороне закон.
- «Финансовые предсказания: что вас ждет в следующем году?» — здесь результаты как раз распределяются более-менее рандомно, цель таких тестов — порадовать читателя, сказать ему что-то приятное, подбодрить. Но логика в распределении результатов все равно присутствует.
Правило 4
Решите, что в вашем тесте главное
Бывают тесты, в которых главное — результаты. Бывают тесты, в которых главное — вопросы. Здесь важно продумать, как правильно расставить акценты, чтобы и читатель был доволен, и вы рассказали людям все, о чем хотели.
Примеры:
- «Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?» — в этом тесте важны вопросы. По сути, мы интерактивным способом рассказываем человеку о том, что известно статистике о пищевых пристрастиях россиян. Поэтому после ответа на вопрос мы даем уточняющую расшифровку и ссылку на источник. Обязательно собирайте все пруфы!
- «Какой страны вы достойны?» — а в этом тесте интереснее результат. Мы собрали 5 профайлов разных стран, основываясь на статистике, реальных ценах и культурных особенностях. Спрашиваем читателей об их предпочтениях, вкусах и привычках и делаем вывод, где условия для всего этого благоприятнее.
Правило 5
Старайтесь делать тесты короче
10 вопросов всегда лучше, чем 15, а 7 — лучше, чем 10. Можно пойти еще дальше и сделать тест из двух вопросов — и даже из одного! Все зависит от цели и от того, что в вашем тесте главное, — не стоит прятать это слишком далеко.
Также старайтесь соблюдать баланс: если вопросов много, то пусть и вопросы, и варианты ответов будут максимально короткими. Если вопросов мало, то можно себе позволить сделать вопросы или варианты ответов подлиннее. Варианты с картинками выбирать проще, даже если на этих картинках написан текст. Конечно, это не всегда возможно. Просто помните об этом и стремитесь к идеалу.
Старайтесь формулировать вопросы емко, убирайте лишние подробности. Избегайте длинных придаточных и громоздких фраз. Ваш вопрос должен быть понятным и конкретным.
Правило 6
Согласуйте заголовок с результатами
В идеальном мире текст результата всегда должен отвечать на вопрос в заголовке. Человек заинтересовался вопросом в заголовке и хочет получить на него ответ. А если ответа нет, то, вполне вероятно, человека постигнет разочарование. Это не те эмоции, которые нужно получать от тестов.
Правило 7
Не скупитесь на результаты
Желание увидеть результат — это главное, почему человек проходит наш тест. Проходить тест трудно. Нужно думать, читать и нажимать на кнопки. Кнопок бывает много: узнать правильный ответ, перейти к следующему вопросу, узнать результат. Это активное потребление контента. Поэтому в тестах результат — это награда. Если человек получит слишком короткий или неинтересный результат, он также будет разочарован. У него останется ощущение, что результат не стоил затраченных усилий. Поэтому к результатам надо отнестись внимательно и сделать их с любовью.
Правило 8
Добавьте дополнительную стоимость результатам
Если человек получил удовольствие от прохождения теста и от его результата, он становится довольно лояльным пользователем и благосклонно отнесется к нашему предложению продолжить вечеринку. Поэтому при создании теста мы сразу думаем о том, что еще предложить читателю. Мы можем предложить пройти еще один тест или прочитать текст по теме. В каждом результате может быть что-то уникальное: например, если человек показал слабый уровень знаний по какому-то предмету, мы можем отправить его читать про азы, а если высокий — проходить более сложный тест. Или во всех результатах может быть ссылка на что-то одно. Все зависит от цели.
Примеры:
- «Какой ваш финансовый возраст?» — здесь в каждом из восьми вариантов результатов читателю предлагаются разные тесты в зависимости от контекста.
- «В какую теплую страну вам пора переехать?» — здесь мы сопроводили каждый результат ссылкой на статью про конкретную страну.
- «Какой вы модератор Т—Ж?» — здесь тоже восемь вариантов результатов, но в рекомендациях — один и тот же тест.
Правило 9
Не расстраивайте читателей, а дарите им радость
Тесты — это развлекательный формат. Возможно, читателю скучно и он хочет развлечь себя. Возможно, у читателя был тяжелый день и он хочет отвлечься. Но он точно не хочет прочитать что-то неприятное про себя. Поэтому старайтесь даже в самых плохих результатах описывать недостатки мягко, упоминайте возможные сильные стороны и добавляйте во все это самоиронии и дружеского подмигивания.
Правило 10
Избегайте конкретных примеров в результатах
Помните, что и механики тестов, и сама концепция таких тестов построены на допущениях — мы даем очень приблизительный результат. Кроме того, продумать абсолютно все довольно тяжело и весьма вероятно, что где-то в вашей логике найдется слабое место. Поэтому нужно максимально застраховать себя от провалов. Если вы сами чувствуете, что халтурите или чересчур притягиваете нечто за уши, убирайте: это однозначно заметят.
Используйте слова: «возможно», «вероятно», «кажется» и так далее. Старайтесь не упоминать в результатах конкретные вещи, если механика теста не гарантирует вам, что читатель выбрал определенный результат. Зачастую бывает так: один из вариантов ответа — «обожаю хот-доги», читатель фыркает про себя, выбирает другой ответ, но по ответам в других вопросах оказывается, что он должен основать компанию по производству сосисок. Поэтому результат нужно завуалировать таким образом, чтобы даже тем, кто не любит хот-доги, было понятно, почему им выпал такой результат. Добавляйте в описание результата примеры не из вопросов, а другие, из жизни, которые расширяют картину.
Помните, что правила созданы, чтобы их нарушать. Если вы понимаете, что какое-то правило противоречит вашей идее или цели, и вы знаете, как сделать лучше, — делайте. Но сначала согласуйте все с редактором: возможно, он уже сталкивался с подобным и знает, как поступить, или просто поможет найти решение.
Виды тестов
Тесты-квизы: с правильными и неправильными ответами:
- С одним верным вариантом ответа. Например, тест «Знаете ли вы, чем лечат себя россияне?».
- С несколькими верными вариантами ответа. Например, тест «Какие финансовые вопросы россияне решают с помощью поисковика?».
- Со счетчиком: он считает заработанное или штрафы. Например, тест «Сможете ли вы избежать штрафов в другой стране?».
Тесты-стратегии: без правильных и неправильных вариантов ответов:
- С возможностью выбрать один вариант ответа. Например, тест «Насколько хорошо вы спите по сравнению с другими россиянами?».
- Экспресс-тесты: собирают статистику. Пример: тест «Как низко вы готовы пасть ради денег?».
- Со счетчиком: считает потраченное. Пример: тест «Сможете ли вы потратить 10 млрд юаней?».
- С возможностью выбрать несколько вариантов ответа. Эта механика пока в разработке.
Квесты: тесты с разветвленной системой ответов. Формат пока в разработке.
Форматы вопросов и ответов
В вопросах могут быть заголовок, текст, картинка. Что-то одно из этого или все вместе.
Ответы бывают следующие.
Радиокнопки:
- С текстом и картинкой. Например, тест «Угадайте, о каком товаре этот отзыв с „Алиэкспресса“».
- С тайлами. Например, тест «Сколько могла бы стоить ваша самая безумная свадьба?».
- С видео. Например, тест «В какой богатейшей российской семье вы могли бы родиться?».
- С аудио. Например, тест «В какую теплую страну вам пора переехать?».
Тайлы:
- С текстом. Например, тест «Насколько вы типичный читатель Тинькофф-журнала?».
- С картинками. Например, тест «Угадайте, кто из российских звезд зарабатывает больше».
Чекбоксы:
- С текстом.
- С тайлами.
- С аудио.
- С видео.
Ползунок. Например, тест «Угадайте, сколько стоит отдых в российских отелях этим летом».
Механики подсчета результатов
Подсчет баллов:
- Сумма правильных ответов. Каждый вопрос содержит верные и неверные ответы. Если пользователь выбрал верный ответ, то счетчик увеличивается на единицу или любое другое количество баллов. Если неверный — счетчик не меняется. Результат зависит от количества правильных ответов. Примеры: «Кто вы в мире госзакупок?» и «Угадайте, сколько стоят эти вещи из СССР».
- Сумма набранных баллов. Каждому ответу присваивается стоимость, результат теста зависит от набранной суммы. Примеры: «Поборы в школе: сдать или затаиться?», «Сколько стоят похороны вашей мечты?» и «Сколько вы зарабатывали в прошлой жизни?».
Частотность ответов. Каждый ответ в вопросе принадлежит одной из групп. После прохождения теста отображается результат, у которого группа была выбрана наибольшее количество раз: если больше А, то один результат, если больше Б — другой. Баллы могут быть в виде букв или цифр.
Пример: «В какой европейской стране вам будет комфортно жить?».
Квест. Каждый следующий вопрос зависит от выбранного ответа. Результат выдается в зависимости от последовательности вариантов ответов.
Пример: «Имущественный вычет: сколько вам вернут при покупке квартиры?».
В результатах могут быть:
- Счет — потраченного, заработанного, штрафов. Например, тест «Сможете ли вы разбогатеть на акциях?».
- Видео. Например, тест «Собери их все: смогли бы вы работать в налоговой?».
- Перечисление особенностей. Например, тест «Какое ваше финансовое тотемное животное?».
Рубрики
- «Психология» — тесты в формате «Какой вы?..» про людей и их предпочтения.
- «Безумие» — развлекательные тесты, гороскопы, странное.
- «ЕГЭ» — тесты на знания и финансовую грамотность.
- «Микротесты» — тесты из одного вопроса.
- «Финансовое чутье» — тесты на тему чужих зарплат и стоимости чего бы то ни было.
- «Форумы и новости» — тесты на тему фольклора, россиян и того, как они живут.
- «Другое» — все, что не подходит под вышеперечисленное.
Подборки
- Тесты для тех, кто хочет узнать себя.
- Тесты для тех, кому нечем заняться.
- Тесты для эрудированных.
- Тесты из одного вопроса.
- Тесты на финансовое чутье.
- Беспощадные тесты о жизни в России.
- Тесты для тех, кто ищет место для жизни.
- Тесты для тех, кто хочет сохранить деньги.
Шаблоны
Если вы хотите сделать тест, приходите с идеями. У вас должен быть черновой заголовок и описание на абзац, в чем ваша идея и как вы хотите ее реализовать: в каком формате, на каких источниках, что будет в результатах.
Если тест готов и вы хотите показать его редактору, то самый беспроигрышный способ оформления — шрифт Arial, 11-й кегль. Обратите внимание на обязательные пункты, которые вам нужно учесть. Например, заголовки и подзаголовки для шеров результата теста в соцсетях. Вот примеры, как все может быть оформлено:
- шаблон теста с вариантами ответов;
- шаблон теста с ползунком.
Кто помог нам разобраться
Научный сотрудник лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. Руководитель проекта «4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации». Преподаёт в Институте образования психометрику и методологию измерений в психологии и образовании.
В этой статье речь пойдёт о разработке образовательных тестов — заданий по проверке предметных знаний и навыков. Но в целом описанные правила универсальны: тесты для оценки психологических качеств или софт-скиллов разрабатываются аналогично.
Вы узнаете:
- можно ли с помощью теста, где учащийся выбирает из вариантов ответов, проверить, как он умеет рассуждать;
- можно ли измерить тестом не просто знание фактов, а понимание учебного материала;
- чем трудные задания отличаются от сложных и почему трудным тест может быть, а вот сложным его лучше не делать;
- с каких заданий лучше начинать — простых или трудных;
- какое количество вариантов ответа оптимально;
- как проверить, работает ли тест.
Психометрики называют тестом любой инструмент измерения — и ролевую игру, и эссе, и оценку портфолио. Мы подробно разберём инструмент, за которым в русском языке закрепилось слово «тест» в узком значении, — вопросы с выбором ответа из предложенных вариантов.
У стандартизированных тестов в образовании не лучшая репутация. Но психометрики по-прежнему отстаивают такой способ измерения: тесты с выбором ответа масштабируемы, справедливы и объективны. Это значит, что по одному и тому же тесту можно проверить сколько угодно учащихся, причём все будут в равных условиях, а на результат не повлияет ничьё постороннее мнение.
Но в то же время любой психометрик скажет вам, что тесты с выбором ответа — не универсальный инструмент. Способ проверки знаний выбирают с учётом того, какой именно конструкт необходимо измерить. Конструктом в психометрике называют свойство психики или способность, которые нельзя наблюдать напрямую, но можно измерить по внешним поведенческим признакам.
Для каких конструктов подходят тесты с выбором ответа? Это практически идеальный инструмент для оценки знания фактов и сугубо технических навыков. Например, для проверки знания о том, как отделить команды друг от друга при программировании на определённом языке.
А вот проверить, как учащийся умеет рассуждать, взаимодействовать с коллегами или находить практическое решение в сложной ситуации, тест с выбором ответов не поможет. Чем сложнее природа конструкта, тем более гибким должен быть инструмент измерения.
Такие тесты способны выявить не любые знания. В любой дисциплине есть простые факты, и по ним легко написать вопросы с несколькими вариантами ответа. Например, спросить, в каком году Колумб открыл Америку.
А есть элементы знания, для которых простого запоминания недостаточно. Например, если мы хотим спросить, какие события и явления стали предпосылками для открытия Америки, вопрос с выбором ответа из нескольких уже не так хорош.
Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты не только помнили факты, но и понимали материал. Но, увы, понимание как таковое пока невозможно измерить. Может быть, нейронауки в отдалённом будущем дадут возможность следить за всем, что происходит внутри черепной коробки каждого ученика. Но сейчас психометрика работает с тем, что можно наблюдать, с поведенческими проявлениями. У понимания таких универсальных проявлений нет.
Потому в педагогических измерениях, когда нужно оценить более глубокие, не фактологические знания, измеряют не само по себе понимание, а умение интерпретировать или анализировать. И более практичны, чем тесты с выбором из нескольких вариантов, тут задания с открытым ответом или компьютерные симуляции и игры. В таких инструментах среда тестирования будет более гибкой, чем стандартизированные тесты.
Если ваша задача — проверить усвоение фактологических знаний или отдельных навыков, тест с выбором ответов вполне подойдёт. Чтобы составить и распространить такой тест, не нужны сложные цифровые сервисы. Для базовых задач вполне достаточно форм Google или «Яндекса».
В этом разделе статьи разберёмся с основными вопросами о том, как составить хороший тест. А если нужно узнать по этой теме больше, советую книгу: Haladyna T. M., Rodriguez M. C. Developing and validating test items (Routledge, 2013) — и другие работы её авторов. Правда, на русском языке она, к сожалению, не выходила.
К концу теста любой учащийся устаёт. Поэтому последние задания зачастую уже не дают никакой информации о знаниях тестируемого. Получается, делать тест слишком длинным нельзя.
Но и коротким он быть не может — у небольших тестов ниже надёжность. На какой-то вопрос учащийся даст неверный ответ по невнимательности, а где-то, наоборот, случайно угадает правильный вариант. Если тест будет достаточно объёмным, больше шансов, что такого рода ошибки уравновесят друг друга и итоговый результат будет достоверен.
Так как определить, какой длины должен быть тест? Нужно отталкиваться от времени на решение одного задания. Оно зависит от трудности и может составлять от нескольких десятков секунд до пяти минут. Также стоит учитывать возраст учащихся:
- Детям до подросткового возраста нельзя давать задание дольше, чем на 20 минут, — или нужно предусмотреть возможность перерыва в тесте.
- Для старших подростков и студентов, а также взрослых лучше исходить из продолжительности привычного занятия. Например, для старшеклассника нормально посвятить тесту урок в 45 минут (или два урока с переменой между ними). А для студентов уже можно написать тест и на 80 минут.
- В дополнительном образовании взрослых следует учитывать, что взрослый человек уже не считает себя обязанным участвовать ни в каких тестах. Ему нужна дополнительная мотивация. Например, можно пообещать индивидуальную обратную связь по результатам теста (и потом обязательно её предоставить!).
Золотое правило таково: чем больше часов на тему отведено в курсе, тем больше вопросов в финальном тесте. Потому что изначально, когда курс составлялся, большее число часов было запланировано на более важную тему.
Если темы не слишком дробные, хорошо бы поставить минимум три вопроса на каждую. Опять же, потому, что случайные ошибки уравновесят друг друга. Но обратную связь потом лучше давать не только по каждому отдельному заданию, но и по теме в целом.
Небольшое отступление: в психометрике задание может быть трудным, но не сложным. Трудность в этой науке понимают так же, как обычно в русском языке. Чтобы справиться с трудным заданием, нужно обладать высоким уровнем знаний по теме. Скорее всего, немногие ученики решат трудное задание.
А сложность — отдельное психометрическое понятие. Оно характеризует, сколько действий и когнитивных операций нужно выполнить в процессе решения. Возьмём математический пример. Задание разделить 0,219 на 0,365 трудное, но не сложное: оно состоит всего из одного действия.
И начинать тест следует с более лёгких заданий, то есть с нетрудных. В начале теста уровень стресса всегда выше, что искажает результаты. Если вопросы в тесте распределены по тематическим блокам, можно в каждом из них располагать задания от лёгких к трудным.
Кстати, вопрос о распределении по тематическим блокам сам по себе непростой. С одной стороны, правильнее, чтобы тестируемый концентрировался в каждый момент теста на одной теме. С другой стороны, иногда важно проверить, может ли он быстро переключаться с одной проблемы на другую.
Как именно поступить, решают в зависимости от дисциплины и задач теста. Но важно ставить всех тестируемых в одинаковые условия, чтобы результаты были сопоставимы.
В целом делить на блоки тест правильно: так тестируемый увидит, что тест не бесконечен. В ситуации компьютерного тестирования, когда нельзя пролистать задания и понять, сколько ещё осталось, это важно. И, конечно, нужно предупредить, если время на ответы ограничено.
Наиболее привычны сегодня тесты как в ЕГЭ — с четырьмя вариантами ответа. Иногда можно услышать, что это связано с объёмом рабочей памяти: якобы четыре варианта появились, потому что именно такое количество элементов средний человек способен одновременно удерживать в уме.
Психологи-когнитивисты такое обоснование считают ненаучным. Скорее всего, к четырём вариантам ответа практики пришли случайно, и ничего биологически или психологически заданного в этой цифре нет. Вариантов может быть и меньше — например, три.
А вот придумать больше неверных ответов обычно затруднительно.
Создание неправильных вариантов ответа — на самом деле сложное психометрическое мастерство. Не зря их называют дистракторами, то есть отвлекающими внимание от верного варианта.
Суть в том, что неправильные ответы должны быть похожи на правильный и привлекательны. Очевидно неправильных ответов нужно избегать, как и ответов из другой области. Например, если в вопросе стоит формулировка «В каком году?», все ответы должны быть датами примерно из одного диапазона.
Но неверные варианты не должны содержать в себе правильный ответ или какую-то его часть — иначе нужно в вопросе объяснить, что тестируемый должен выбрать самый правильный ответ.
Высший пилотаж — неправильные варианты на основе типичных ошибок студентов. Это позволяет давать более глубокую обратную связь: не просто показывать, где учащийся ошибся, а анализировать, почему он выбрал именно такой неправильный вариант.
Кроме надёжности, у любого теста есть ещё одно важное качество — валидность. По классическому определению, валидность — свойство теста измерять то, на что он направлен. Более современное определение гласит, что результаты валидного теста можно интерпретировать в той логике, в которой он создан.
И иногда на валидность может повлиять просто то, что тестируемый иначе (но не неправильно!) смотрит на ситуацию в задании.
Возьмём пример из теста на критическое мышление, разработанного в ВШЭ. Это тест‑симуляция онлайн-среды, в ней нужно общаться с ботом. Одна из задач — получить недостающую информацию для рецепта торта.
По идее, тестируемый должен задать боту конкретный вопрос, например: «Сколько яиц нужно добавить?» Но человек может начать с приветствия, и не потому, что не понял задание. Сказать «Привет, как дела?» перед тем, как уточнять рецепт, вообще‑то нормально. Но если об этом не подумать при составлении теста, такой ответ будет оцениваться как ошибочный.
Одно из частых опасений по поводу тестов и причин, почему в них предлагают добавлять больше вариантов ответа, — «угадайка». Кажется, что в задании с двумя вариантами ответа вероятность угадать составляет 50%. Но это верно только в случае, когда весь тест состоит из одного вопроса с двумя вариантами ответа.
Если добавить второй вопрос, в котором не будет подсказок к первому и наоборот, вероятности просто перемножатся. И шанс случайно угадать правильные ответы составит уже 25%. В случае с тестом из десяти заданий вероятность ответить на всё правильно случайно пренебрежимо мала.
Но такой расчёт справедлив только для тестов с хорошо написанными неправильными ответами.
На магистерской программе Института образования психометриков учат проверять работоспособность тестов все два учебных года. Попробуем коротко разобрать, что именно они изучают.
Проверить тест можно качественным или количественным методом. Качественный метод представляет собой интервью. Разработчик теста выдаёт задания представителю целевой группы, наблюдает за ним и расспрашивает. Так можно выяснить, всё ли понятно в заданиях, что именно тестируемый делает для решения, какие вопросы ставят его в тупик, а какие кажутся слишком простыми.
Цель качественной проверки — убедиться, что решение теста задействует именно те когнитивные процессы, которые требовалось вовлечь (скажем, тестируемый действительно решает математическую задачу, а не навскидку выбирает из вариантов наиболее подходящий), что варианты-дистракторы не содержат элементов правильного ответа, что все инструкции к тесту понятны и так далее.
Оценка работоспособности теста количественными методами — как раз психометрика в узком смысле слова. Проводится она через статистический анализ, для которого нужно порядка 100 наблюдений.
Понятно, что для каждого курса такую проверку не проведёшь, обычно достаточно интервью. Но количественная оценка обязательна, если по результатам теста принимается какое-либо решение — о зачислении на курс, о сертификации.
В результате разработчик теста получит все те же данные, что и при качественной оценке. К тому же количественная оценка покажет, какие вопросы и утверждения не измеряют то, что должны, а какие вообще избыточны — тест работает и без них.
#статьи
- 15 июн 2022
-
0
Как написать текст на любую тему с нуля: инструкция для начинающих авторов
Где брать информацию? Почему нужно изучать целевую аудиторию? Как придумать заголовок? Советы, приёмы и лайфхаки.
Кадр: фильм «Гений» (2016)
Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.
Часть маркетинга многих компаний — информационные тексты. К ним относят статьи в блог, обзоры, интервью и другие типы текстов. Как писать их так, чтобы они получались интересными и достоверными? Ведь бывает непонятно, с чего начать, о чём стоит рассказать и что вообще не нужно читателю.
Мы подготовили инструкцию, как написать текст на любую тему. Она подойдёт тем, кто начинает работать с контентом: маркетологам, предпринимателям, начинающим копирайтерам и редакторам. Разбираемся:
- где искать информацию для текста;
- зачем и как изучать целевую аудиторию;
- как подобрать для текста правильную структуру;
- как написать заголовок;
- каким должно быть содержание;
- как написать лид и заключение;
- как и когда редактировать текст;
- что ещё важно знать о хорошем тексте.
Советы в этой статье больше подходят для тех, кто пишет информационные тексты. Подробнее о создании продающих текстов можно почитать здесь.
Информация нужна для любого текста. В обзорах дают технические характеристики, в статьях в блог — описания сервисов, кейсов или явлений.
Факты стоит брать в проверенных источниках. Это не первые ссылки в топе поисковой выдачи. Даже если статья на первом месте, это не значит, что в ней нет ошибок. Лучше перепроверять все данные в первоисточниках:
- на официальном сайте производителя товара;
- в официальных FAQ и руководствах по продукту;
- в статистике на сайте «Росстата»;
- в публикациях с результатами независимых исследованиях и опросов;
- у авторитетных экспертов;
- в видео с конференций, вебинаров, саммитов.
Технические детали лучше проверять тестами. Если пишете обзор «Яндекс.Метрики», загляните в справку «Яндекса» и зарегистрируйтесь в сервисе. Инструкции в статьях из топа могли устареть: не проверите их в «Метрике» — обманете читателя.
Бывает, что даже в авторитетных источниках мнения расходятся. Один эксперт советует тёплые полы для частного дома, другой категорически против них. Тогда в тексте можно привести мнения обоих экспертов с их доводами за и против — пусть читатель решает сам.
На изучение информации может уйти больше времени, чем на написание текста. Это нормальная практика — так создают качественный и достоверный контент.
Обычно авторам говорят, где будет размещён текст, зачем он нужен и кто его читатель. Если нет — спросите о целевой аудитории текста. Это нужно, чтобы сделать его интересным и полезным.
Вот утрированный пример, как это работает. Допустим, нужно написать текст про создание сайта. Вы думаете, что читатели разбираются в теме, и используете без объяснений термины CMS, «корневая папка», ЧПУ. Вас читают те, кто столкнулся с вопросом впервые, — они не понимают, о чём вы пишете. Скорее всего, люди закроют текст и уйдут туда, где это объяснят.
Обратная ситуация. В начале текста вы рассказываете, что такое CMS, где находится корневая папка, зачем нужен ЧПУ. А вас читают те, кто давно знаком с созданием сайтов, — люди хотят узнать, как создать ресурс со сложными анимациями. Им будет скучно читать азы, и с большой вероятностью они тоже уйдут.
Поэтому перед написанием текста нужно узнать как можно больше о целевой аудитории:
- понимает ли читатель базовые вещи;
- нужно ли объяснять ему термины;
- к какой подаче материалов он привык.
Попросите портрет среднестатистического читателя и ориентируйтесь на него.
Если данных нет, составьте портрет сами. Подумайте, кому интересна тема материала: где работают эти люди, что они знают о теме, чего хотят от текста. Подробнее про анализ целевой аудитории можно почитать здесь.
Структура текста должна быть такой, чтобы читатель получил ответ на все свои вопросы по теме статьи. Найти эти вопросы можно разными способами: например, в «Вордстате» и в сообществах целевой аудитории.
«Вордстат» — сервис подбора ключевых слов от «Яндекса». Он помогает оценить интерес пользователей к какой-то теме. Введите в него главное ключевое слово — тему статьи — и посмотрите в левом столбце, что ищут с этим словосочетанием. Сохраните подходящие запросы: это вопросы, на которые нужно дать ответ в материале.
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
В правом столбце можно найти дополнительные идеи — похожие запросы, которые помогут лучше раскрыть тему.
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Сообщества с целевой аудиторией — группы в социальных сетях, чаты в Telegram и форумы. Любые места, где общаются ваши потенциальные читатели.
Найдите там обсуждения по теме: например, введите в поисковую систему ключевое слово и добавьте к нему «форум». Зайдите на несколько сайтов и почитайте, чем интересуется целевая аудитория.
Скриншот: «Яндекс»
Выберите частые вопросы пользователей и составьте из них план материала с темой и подзаголовками, в которых вы будете отвечать на запросы читателей.
Скриншот: Skillbox Media
Можно сразу коротко описать, о чём будете рассказывать в каждом модуле. Тогда у вас получится не структура, а тезисный план текста. По нему легче работать: не придётся потом думать, какую информацию добавлять, а какую — нет.
Заголовок «продаёт» содержание текста. От него зависит, откроет ли читатель статью и не уйдёт ли на первых секундах. Поэтому нужно делать заголовок интересным.
Обычно в заголовке рассказывают о том, что будет в тексте. Выносят туда самое важное: говорят, что внутри материала будет инструкция со скриншотами или что в нём есть ответы на самые популярные вопросы.
Скриншот: Skillbox Media
В Сети много рекомендаций и приёмов для создания заголовков. Вот самые распространённые из них:
Используйте цифры. Считается, что цифры привлекают больше внимания, а ещё дают читателю представление об объёме материала. Распространены формулировки «X советов, как …». Например: «X советов, как оптимизировать рекламную кампанию».
Пообещайте выгоду. Выгода — то, что человек получит, если прочитает статью. Это может быть новый или очень простой способ решить проблему: «Узнайте, как создать чат-бота и не тратить время на однотипные ответы» или «Как выучить испанский без репетитора: топ приложений для смартфона».
Вызовите любопытство. Для этого можно использовать метафоры, вопросы, интересные факты. Например, «Советская теория, которую изучают по всему миру» или «Инструмент, о котором должен знать каждый менеджер». Главное не использовать кликбейт: это разочарует пользователей.
Есть ещё много других приёмов — можно задавать вопросы, использовать сравнения и интересные факты. Все эти приёмы можно сочетать друг с другом.
Лайфхак. Напишите несколько вариантов заголовков, а потом выберите лучший. Так можно получить интересный заголовок, который мотивирует читателя открыть статью.
Хорошее содержание отвечает на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя. Например, если пишете текст про бетонную стяжку в бане, нужно рассказать о выборе цемента и песка, подготовке покрытия, нюансах заливки. А если про сервис сквозной аналитики — зачем он нужен, сколько стоит, какие функции в нём есть и как с ними работать.
Сделать текст содержательным поможет составленный вами тезисный план. Последовательно раскрывайте каждый тезис так, чтобы после чтения текста не оставалось вопросов.
Чтобы читателю было легче воспринимать большой объём информации, структурируйте текст. Это поможет быстро найти нужную часть повествования и даже при беглом просмотре заметить полезные мысли. Для структурирования используйте:
Подзаголовки второго уровня. Чрезмерную вложенность с подзаголовками второго, третьего и четвёртого уровня создавать не стоит — в такой структуре сложнее разобраться. Лучше, если подзаголовки последовательно раскрывают тему статьи, а не заставляют вспоминать, о чём сейчас речь.
Нумерованные и маркированные списки. Нумерованные списки обычно используют для обозначения порядка действий. В маркированных перечисляют равнозначные элементы — варианты действий, инструменты маркетинга, виды комплектаций.
Форматирование. Жирным, курсивом, цветной заливкой и другими способами обычно выделяют важные мысли. Читатель заметит их, даже если будет бегло изучать текст.
В остальном ориентируйтесь на редакционную политику ресурса, для которого пишете.
Редакционная политика — свод правил создания контента. В ней есть требования к содержанию и оформлению текстов — они разные у каждого сайта.
Скриншот: TexTerra
Если редполитики нет, ориентируйтесь на базовые правила создания хорошего текста. О них мы расскажем ниже.
Лайфхак. Если даже с тезисным планом вы не знаете, с чего начать текст, напишите: «Короче» — и дальше рассказывайте о теме так, как рассказывали бы другу. Это помогает преодолеть «страх чистого листа».
Условно все тексты состоят из лида, модулей и заключения.
Лид, или введение, — первые несколько абзацев текста. Лид, как и заголовок, «продаёт» текст. Поэтому нужно сделать его интересным.
Есть много способов заинтересовать читателя лидом. Вот некоторые из них:
- рассказать о проблеме, которую читатель сможет решить благодаря тексту;
- подтвердить популярность темы, сославшись на исследования или опросы;
- рассказать о результате, который читатель получит, если применит советы из статьи;
- вынести в лид интересный факт.
Подробнее о других способах написать введение можно почитать здесь.
К введению можно добавить оглавление. Это покажет читателю ценность текста — так он сразу поймёт, о чём пойдёт речь и что он узнает.
Скриншот: Skillbox Media
Введение, как и заголовок, не обязательно создавать до написания текста. Можно сделать это после — когда вы уже создадите контент и точно будете знать, о чём идёт речь в статье и какой она получилась.
Заключение — последние абзацы текста. Некоторые авторы делают заключение для каждого текста, другие обходятся без него. Оба варианта допустимы: нет единого стандарта, который обязывал бы делать заключение.
Если хочется как-то подытожить вышесказанное, можно сделать заключение:
Одним абзацем. Например, после рассказа о профессии повара можно рассказать, какие ещё профессии есть в сфере общественного питания. Или вынести главную мысль: не готовы целый день стоять на ногах — лучше найдите другое занятие.
Отдельным модулем. Если информацию из большого материала сложно усвоить за один раз, то в блоке после него коротко перечисляют основные мысли. А в больших инструкциях и руководствах выносят в отдельный модуль список действий.
Если не можете придумать, о чём рассказать в заключении, сделайте текст без него. Или пригласите пользователей прокомментировать статью, сделать репост или почитать другие материалы на сайте.
Во время написания текста можно опечататься, не расшифровать важный термин, недописать абзац или предложение. Редактура нужна, чтобы устранить эти ошибки, — она делает текст качественнее.
Перечитайте материал после того, как его написали. Он должен быть понятным и лёгким для восприятия. Поставьте себя на место читателя и задайте себе вопросы: мне всё понятно? не нужно возвращаться к предыдущему модулю, потому что чего-то не понял? не запинаюсь ли я при чтении?
Если что-то не так, перепишите предложение или абзац. Иногда в процессе редактуры нужно переделывать структуру, иногда нужно сделать два-три подхода к исправлениям. Это нормально — прорабатывая таким образом текст, вы делаете его лучше.
Заметить свои ошибки бывает сложно — вот несколько советов, как проверять текст:
- Дайте тексту отлежаться. Если редактировать текст сразу после написания, глаз замыливается — можно не заметить даже грубых ошибок и опечаток. Лучше вернуться к тексту через несколько часов, в идеале — через несколько дней.
- Прочитайте текст вслух. Это поможет найти нелогичные места и длинные предложения, которые сложно понять. Если одного вдоха не хватает на то, чтобы прочитать предложение полностью, — скорее всего, читателю будет сложно воспринять его. Лучше его сократить — разбить на несколько или убрать лишнее.
- Измените шрифт и кегль. Пока вы пишете текст, глаза «привыкают» к шрифту и кеглю. Если изменить их перед проверкой, текст будет восприниматься по-другому и увидеть ошибки будет легче.
Если вы работаете в паре с редактором или корректором, он может найти ошибки при проверке и указать на них. Если нет — проверьте текст несколько раз, чтобы точно ничего не упустить.
Делайте небольшие абзацы. Желательно, чтобы их длина не превышала 5–7 строк. Для этого руководствуйтесь правилом: один абзац — одна мысль. Так читателям будет легче воспринимать текст.
Согласовывайте заголовки. Желательно, чтобы они были в одном времени: «Зарегистрируйтесь» и «Создайте», а не «Регистрируемся» и «Создайте». Это позволит понять суть даже при беглом чтении. Это же правило используйте для элементов списка.
Пишите простым языком. Без сложных метафор и редких словосочетаний, значение которых придётся уточнять в поисковых системах. Пишите так, чтобы ваш текст можно было легко прочитать вслух без запинки.
Избегайте канцеляризмов. Это обороты, характерные для официальных документов и деловой переписки. В обычном тексте они не нужны, потому что усложняют восприятие. Вместо «осуществляют деятельность по разработке сайтов» можно написать просто «разрабатывают сайты».
Не лейте «воду». «Водой» называют информацию, которая не относится к теме текста и не усиливает его. Например, «водой» будет история возникновения рецепта борща в тексте с заголовком «3 рецепта борща».
- Подборка из 8 популярных форматов контента: чем они различаются и как с ними работать
- Статья о контент-плане в соцсетях: как его составить и как он помогает придумывать темы публикаций
- Руководство: как написать кейс, если вы никогда этого не делали
- Подборка: 22 признака хорошего рекламного поста в социальных сетях
- Статья: 7 советов копирайтерам, которые хотят развиваться
Научитесь: Копирайтинг от А до Я 2.0
Узнать больше
На моём канале “Домобуч” по будням выходят тесты по школьным предметам. В этом году, в основном, это программа 6 класса. Просто дочь учится в 6 классе и я с помощью тестов систематизирую пройденный материал, раскладываю всё по полочкам.
Тесты помогают быстро повторить пройденное, выяснить, что уже забылось и принять меры. Да и взрослым полезно освежить свои знания.
Я очень рада людям, которые отвечают на вопросы моих тестов, указывают на ошибки, спорят. Некоторых узнаю по никам, радуюсь, как хорошим знакомым, жду ответной реакции. В тест легко может закрасться опечатка или фактическая ошибка.
По моему опыту, даже в школьных учебниках ошибки встречаются регулярно, а по некоторым вопросам грамматики разнятся данные филологов и словарей. Как же правильно? Вот, разбираемся вместе.
В результате я уверена, что в опубликованных тестах не ошибок и двусмысленностей, поэтому их можно использовать без опаски.
Но что делать, если вам неинтересны тесты для 6 класса, а нужны, например, для девятого или вы совсем другую тему сейчас изучаете? Можно составить нужный тест самостоятельно.
Вот – подробная инструкция по составлению теста для начинающих.
Видео на эту тему, по принятой в Дзене традиции, размещаю внизу статьи.
Шаг № 1. Где находятся Яндекс-формы?
Первым делом ищем заветный плюсик, который находится рядом со значком фотоаппарата.
Нажимаем на этот плюсик (я его обвела) и попадаем на вкладку “Виджеты”. Нам нужны “Формы”.
Кликаем на них и попадаем туда, куда нам и надо. А, нет, всё поменялось.
Попадаем вот на такую вкладку.
Это облегчённая форма конструктора. Я ею не пользуюсь, поэтому приглашаю сразу нажать на Я_Формы, те самые, что обведены красненьким.
И вот мы попадаем туда, куда нужно.
Шаг № 2. Создаём новую форму
Неважно, как у вас выглядит открывшаяся страница. Нам нужен вот этот жёлтый прямоугольник в правом верхнем углу, который так и называется “Создать форму”.
У меня эта страница в закладках, поэтому я работать начинаю сразу отсюда.
Нажимаем на прямоугольник, и во оно – наше поле деятельности.
Шаг № 3. Даём название новой форме
Сделать это просто. Наведите курсор мышки на текст “Название формы”, справа от надписи увидите карандашик.
Нажимаете на карандаш и открывается поле для ввода текста.
Называете форму так, чтобы её легко можно было найти. У меня создано уже так много тестов, что найти конкретный простым перелистыванием сложно. Я пользуюсь поиском. А для этого надо помнить, как я называла тест.
Этот тест у меня будет по технологии, поэтому я так и назову:
Чтобы название сохранилось, нужно кликнуть мышкой, выведя курсор за пределы строки, которую вы только что заполняли.
Шаг № 4. Делаем обложку теста
Мы работаем в конструкторе сейчас. На предыдущем слайде можно заметить, что слово “конструктор” выделено красным.
Обложку можно и не делать. Тогда в статье сразу будет виден первый вопрос. Если статья будет состоять только из “первых вопросов”, как, к примеру, ТУТ, то обложка не нужна.
Если же тест состоит из нескольких вопросов, то я делаю обложку.
Выбираю кнопку “Текст без вопроса”.
Сразу открывается вот такая форма:
В ней я пишу “приветственную фразу”. Обычно вот такую. И не забудьте поставить “птичку”.
Далее жмите кнопку “Сохранить”. Вот, мы создали первую страницу теста. Но одной нам мало, поэтому кликаем на кнопку “Добавить страницу”.
Появилась вторая страница теста. Пока она ещё пустая.
Шаг № 5. Создаём вопрос теста с однозначным выбором
Сейчас мы создадим вопрос, к которому есть только один ответ. Для этого нажимаем кнопку “Один вариант”.
Сразу открывается форма создания вопроса с одним вариантом ответа.
Заполняем все поля. В широком пишем сам вопрос. В маленьком, где сейчас написано “Вариант 1” – пишем первый ответ. Затем кликаем на поле “Добавить вариант” и пишем второй вариант ответа. Так можно много вариантов написать, хоть десять. Но обычно достаточно 2-4.
Правильный ответ помечаем птичкой. И можем назначить за него сколько угодно баллов, по умолчанию будет 1 балл.
Вот так получается:
Очень удобно, что справа видно, как этот вопрос будет выглядеть в статье. Если что-то не нравится, можно сразу подкорректировать.
Теперь опускаемся чуть ниже с помощью бегунка, расположенного слева. Там есть ещё формы для заполнения.
Если поставить “птичку”, что это обязательный вопрос, то тест не даст читателю пропустить его. Это полезная опция, потому что иногда случайно можно дважды кликнуть и пролистнуть вопрос, потерять балл и не заметить этого.
Я активирую опцию “сортировка ответов” в случайном порядке для каждого пользователя или, когда это нужно, по алфавиту.
Теперь можно нажать кнопку “Сохранить”. И у нас готова вторая страница теста.
Шаг № 6. Создаём вопрос с несколькими верными ответами
Добавляем страницу (вы это уже умеете делать).
Кстати, если страницу не добавить, то следующий вопрос будет у вас на одной странице с предыдущим. Иногда это тоже интересный вариант – видны сразу все вопросы теста. Но мне нравится, когда каждый вопрос располагается на отдельной странице.
Теперь нажимаем на кнопку “Несколько вариантов”.
Появляется форма, очень похожая на предыдущую. Но обратите внимание на предупреждение – текст на голубом фоне. Сумма баллов засчитается, если будут выбраны все верные ответы без неверных.
Я заполнила страницу вопроса. У меня здесь три верных ответа и один неверный. Отвечающий получит целых три балла, если выберет все верные ответы (они помечены тут птичками). Но если он выберет один, два или 4 варианта, то не получит ни одного балла. И это очень печально. Но я пока не нашла другой формы, которая бы устраняла эту несправедливость.
Дальше делаем всё также, как и в вопросе с одним вариантом ответа.
По этому принципу составляем все остальные вопросы.
Шаг № 7. Вкладка “Тема”
Здесь вы можете выбрать цвет кнопки. По умолчанию он жёлтый, но я вот поставила голубой.
Тут всё просто – выбираете цвет и нажимаете внизу кнопку “Сохранить”.
Можно выбрать и цвет поля текста. Вот, к примеру, пусть будет зелёным. В окне предварительного просмотра вы можете видеть все изменения.
Вкладка “Интеграция” мне не нужна пока, я с ней не разбиралась.
Шаг № 8. Настройки
Переходим на вкладку “Настройки”. Здесь нужно нажать на кнопку “Тесты и квизы”.
Это важная страница. Здесь вы заполняете обратную связь для пользователя.
Нужно обязательно поставить птичку “Показывать результат прохождения теста”, иначе человек ответит на вопросы теста, а результат посмотреть не сможет.
И я активирую ещё “Показывать правильные и неправильные ответы в результатах теста”. Эта опция появилась не так давно и периодически подглючивает. Но это очень удобно: пройти тест, узнать результат и сразу увидеть, где ошибся.
Количество сегментов можно поставить любое, я обычно ставлю 5, так как тесты у меня по школьной программе, вот и привязалась к пятибалльной системе.
Получается примерно так.
И вот так. Все поля заполнены. Нажимаем кнопку “Сохранить”.
Тест готов!
Шаг № 9. Публикация
Нажимаем на кнопку “Поделиться”. Копируем тот код, который нужен. Для Дзена – верхний.
А затем вставляем в тело статьи на Дзене просто нажав горячие клавиши Ctrl +V.
Вот и всё.
Как выглядит готовая статья с этим тестом Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.
____
Я постаралась рассказать подробно. Если есть вопросы – пишите, отвечу.
Для тех, кто не любит читать – видео.
Как создать онлайн-тест: руководство по разработке
Образовательный процесс организуется в соответствии с потребностями обучения. Большую роль играет разнообразие способов проверки знаний, аттестации студентов. Тестирование — один из популярных форматов оценки уровня учеников. Оно позволяет быстро и в унифицированном порядке проверить знания множества студентов, без потери времени и траты лишних сил. Однако не все разделяют такое мнение, тесты считаются неполноценным форматом проверки знаний, потому как ученик может угадать ответ и получить оценку случайно.
На самом деле, это заблуждение. Вопрос не в формате, а в качестве проверочных материалов. Хорошо составленный тест позволит объективно исследовать, насколько усвоена информация. Чтобы результат был достоверным, важно ответственно подойти к составлению теста.
Онлайн-тест: что это такое
Онлайн-тест представляет собой одну из форм проверки знаний студентов, учащихся школ, средних специальных учебных заведений, ВУЗов, онлайн-организаций дополнительного образования. Конструкция теста стандартная: вопрос и варианты ответа. Студент выбирает один или несколько, в зависимости от того, как организовано тестирование.
Все реже используются средства проверки на бумажном носителе. В современной образовательной практике широко распространены электронные инструменты, сервисы, которые предоставляют удаленный доступ и проверяют результаты в автоматическом формате. Благодаря унифицированной, простой и интуитивно понятной платформе, можно оперативно и эффективно оценить знания, легко проверить качество усвоения информации. Хотя тесты могут использоваться не только в аттестационных,но и в обучающих целях.
Виды тестов
Тесты разграничивают по цели проведения. Можно выделить два вида: обучающие и аттестационные тесты.
Обучающие тесты используются не так широко, однако набирают популярность как дополнительный путь усвоения знаний и информации. Суть в том, чтобы акцентировать внимание обучающегося на тех или иных сведениях, закрепить материал. Если студент допускает ошибку, программный помощник указывает на проблему и, в идеале, разъясняет, почему ответ неверный, какой нужно было выбрать. Такие тесты требуют не только составления правильных вопросов, но и грамотного информационно-методического сопровождения. Преподаватель и по совместительству создатель теста должен подумать над обучающей составляющей каждого вопроса.
Аттестационные тесты — классика жанра. Они позволяют проверить знания студента, проводятся как промежуточные методы аттестации (вместе или вместо контрольных и пр.). Также могут проводиться в конце курса, как способ аттестации. Аттестационные тесты используются шире всего, но обычно не изолированно, а в системе с другими методиками и формами учебной работы.
В тестировании используются вопросы разных типов: на запоминание, понимание, применение. Каждый ориентируется на разные уровни мыслительной работы, интеллектуальной активности. В некоторых случаях разработчики составляют монотесты, которые состоят из вопросов одного типа. Но, как показывает практика, лучшее решение — создавать опросы на базе разных типов вопросов.
Общий порядок составления тестов
На первый взгляд, составить тест кажется делом простым. На самом деле как раз из-за такого безответственного отношения тестирование часто оказывается игрой в угадайку, бессмысленным мероприятием, которое только путает студента и вводит в заблуждение преподавателя. Педагог думает, что его ученики обладают достаточными знаниями.
При составлении теста рекомендуется использовать различные типы вопросов. Все они составляются по одинаковой схеме.
Сначала необходимо поставить конкретную задачу. Это может быть вопрос «в лоб», казус (конкретная смоделированная ситуация) или что-то другое. Готовый вопрос должен быть предельно конкретным, однозначным и понятным, чтобы не вызывать у студента путаницы и непонимания.
Далее составитель готовит правильный ответ. Задача такая же — не допустить двусмысленности или сомнений. Ответ должен быть однозначным, подходящим к конкретному вопросу.
На третьем этапе разработчик готовит неправильные ответы или дистракторы. Составлять их можно по-разному: действовать от противного, предлагая полностью неправильный вариант, готовить ответы, которые верны только наполовину. Единого рецепта нет, все зависит от того, что хочет получить преподаватель, какие знания он надеется проверить и пр.
Каких правил нужно придерживаться при составлении тестов
При составлении тестов нужно тщательно продумать всю структуру. Тестирование — один из самых сложных форматов в плане методических подходов, разработки, поскольку нужно учитывать множество нюансов. В противном случае достоверность результата окажется нулевой. Есть две категории правил, которые следует придерживаться.
Правила составления вопросов
Можно выделить 5 принципов:
- Существенность информации. Важно, чтобы тестирование помогало проверять или закреплять знания крупного пласта действительно важной информации. Все второстепенное и несущественное нужно отсекать.
- Простота языка. Не нужно перегружать вопрос сложными терминами, длинными предложениями и второстепенными речевыми конструкциями. Только предельная точность.
- Однозначность. Важно, чтобы вопросы были точными, четкими. Двусмысленность, разные толкования названий, терминов исключены.
- Минимум отрицаний. Они могут пройти мимо взгляда, остаться вне поля зрения студента, а это прямой путь к ошибке. Если отрицание все же необходимо, его выделяют заглавными буквами, например «НЕ», «НЕТ» и т.д.
- Отсутствие неумышленной помощи. Вопросы нужно строить так, чтобы вытянуть ответ из них было невозможно.
Виды вопросов можно и нужно чередовать: с одним правильным ответом, с несколькими и т.д.
Составление ответов
При составлении ответов нужно придерживаться схожих принципов, среди них:
- Однотипность. Все ответы к конкретному вопросу должны выглядеть одинаково.
- Адекватность и правдоподобие дистракторов. Не стоит представлять студенту откровенно бредовые ответы, которые не могут рассматриваться как правдоподобные.
- Соответствие знаниям. Пользователь, студент должен отвечать в пределах полученных знаний. Выходить за программу не стоит.
- Обоснованность. Вытекает из предыдущего пункта. Дистракторы должны быть такими, чтобы студент мог обосновать, почему они неправильные. Использовать спорные, дискуссионные положения, варианты ответов нельзя.
- Количество ответов. Должно быть равно 4-6.
- Случайный порядок ответов. Чтобы не было никакой системы, иначе тестирование превратится в соревнование, кто кого обманет.
- Отсутствие подсказок и обобщений. Так преподаватель будет уверен, что получит верный, однозначный результат.
- Отсутствие одинаковых фраз.
Для лучшей проверки знаний стоит добавлять вопросы разного характера, формата.
Программы для разработки тестов
Бумажные тесты используются все реже. Им на смену пришли удобные конструкторы, которые позволяют организовать тестирование прямо на сайте, просто распространив ссылку среди студентов. Учащемуся достаточно нажать несколько кнопок, как и преподавателю, который составляет работу.
Один из вариантов организации тестирования — платформа Unicraft. Есть и более простые, доступные аналоги. Например, Гугл-документы, которые предлагают создать тесты-опросники, пусть и не такие удобные, как профессиональные средства. Хотя решение от Google обладает необходимыми настройками, позволяет быстро создать тест, провести оценку и выставить итоговый балл каждому участнику.
Основные этапы создания теста
Резюмируя все сказанное в этой статье, можно привести такой пошаговый алгоритм создания теста:
- Определение цели тестирования: проверка знаний или обучение.
- Разработка структуры тестирования: количество, типы и последовательность вопросов.
- Формулирование конкретных вопросов и ответов.
- Выбор платформы, ресурса для организации онлайн-тестирования.
Далее все зависит от того, в каком формате будет проводиться проверка. Самый простой способ отправить студентам на почту или в группу в соцсети, мессенджере ссылку, по которой обучающиеся будут переходить и сдавать тест. Результаты оформляются в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
Как повысить эффективность и достоверность тестов
Главный способ повышения достоверности теста — правильно составленные вопросы. Важно разрабатывать их собственными силами. Если хотя бы в минимальной мере положиться на готовые решения из сети, с большой вероятностью к ним можно найти готовые ответы. Студенты, особенно без контроля со стороны, обязательно воспользуются этим способом и полезут в поисковик.
Второй метод — наблюдение за обучающимися. Не обязательно в аудитории. Организация контроля в режиме реального времени возможна и с помощью средств видеосвязи, групповой конференции. С другой стороны, встает вопрос оценки поведения. Многие готовы идти на хитрость даже перед преподавателем, а если группа большая, уследить за всеми просто невозможно. Но выход из ситуации есть.
Чтобы организовать контроль на онлайн-мероприятии, рекомендуется использовать системы прокторинга. Например,
ProctorEdu. Программный комплекс автоматически оценивает поведение студентов, достоверность результатов аттестации. Более подробная информация представлена в видеопрезентации.