Как составить тест по чтению

Методические рекомендации по разработке и применению тестов
по чтению  на английском языке в  средней школе.
 

В  методике
преподавания иностранных языков большое внимание уделяется проблемам контроля и
оценки, в связи с тем, что контроль позволяет определить уровень обученности в
соответствии с выдвигаемыми требованиями и стандартами, а также позволяет
выявить недостатки в процессе обучения с целью их преодоления.

Проблема
разработки приемов контроля чтения является в настоящее время весьма
актуальной. Исходя из того, что такие приемы контроля чтения на 
иностранном языке, как чтение  вслух, ответы на вопросы, пересказ,
перевод, обладают рядом недостатков и не всегда предоставляют  возможность
точно оценить уровень успешности обучения  чтению, необходимо
разрабатывать наиболее адекватные и эффективные приемы контроля. К их числу
можно отнести тестовый контроль.

Использование
теста при контроле сформированнности умений чтения находит подтверждение в
современной методической науке. Работы таких методистов как Ф.М. Рабинович,
М.В. Розенкранц, В.С. Цетлин посвящены проблемам разработки  тестов
по чтению. Целесообразность использования теста как приема контроля чтения
обусловлена рядом причин, которые в своей совокупности характеризуют тест как
более объективный и экономичный прием контроля, позволяющий наиболее адекватно
проверить сформированность умений чтения. 

Несмотря
на то, что тестовый контроль сформированности видов речевой деятельности,
чтения  в частности, находит свое признание в современной
методической науке, данный вопрос является недостаточно изученным. Это
обусловлено рядом причин, среди которых одной из важнейших является факт, что в
отличие от западных  стран, разработка методики тестового контроля в
России  проходила со значительными перерывами, что привело к
отставанию от этих стран в плане недостаточного совмещения теории разработки
тестов с практикой. Проведенный нами анализ сборников тестов, показал что в
настоящее  время существует большое количество тестов, построенных
без учета основных требований, предъявляемых к их составлению.

На
основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что
необходимость использования тестового контроля видов речевой деятельности, в
частности чтения, в практике преподавания иностранных языков, с одной стороны,
и недостаточная изученность  данной проблемы в современной российской
методической литературе, с другой стороны делают исследования в области
разработки тестового контроля наиболее актуальными.

Цель
данной работы состоит в том, чтобы вооружить учителей-
практиков  технологией составления тестов по чтению на английском
языке, помочь педагогам ориентироваться на сложившемся рынке тестовых
материалов и разрабатывать свои тесты, разных уровней сложности с разными
педагогическими целями в условиях отсутствия централизованной службы
лингвистического тестирования.

Как делать тесты по литературе

По статистике, лишь 5% выпускников средних школ выбирают для сдачи экзамен по литературе, поскольку большинство институтов не требует знания этого предмета при поступлении. А ведь литература учит умению грамотно излагать свои мысли, развивает логику, обогащает словарный запас и повышает общий уровень образованности. Чтобы выполнять тестовые задания по литературе, необходимо во время обучения в школе читать художественные произведения.

Как делать тесты по литературе

Инструкция

Если вы решили сдавать литературу, начинайте готовиться к этому экзамену заранее. Читайте все произведения художественной литературы и повторяйте весь школьный курс, начиная с 9 класса. Знание именно этих произведений понадобится для успешного решения тестов на ЕГЭ.

Тестовая работа по литературе состоит из 3 частей. В первой необходимо провести анализ фрагмента эпического или драматического произведения и выполнить 9 заданий. Для выполнения этого блока заданий вам понадобится знание текста: основных героев, сюжетных линий, особенностей конфликта. Поэтому во время чтения составляйте краткие конспекты произведений, которые помогут вам накануне экзамена «освежить» память.

Во второй части вам будет предложен анализ лирического произведения, которое может быть вам незнакомо, но при этом творчество поэта обязательно изучалось в школьном курсе литературы. Основные умения, проверяемые этим блоком вопросов, – определение художественных приемов, использованных автором, стихотворных размеров, видов рифм. Для успешного выполнения таких заданий повторите литературоведческие понятия, тропы и стилистические фигуры. Пользуйтесь литературоведческим словарем.

Вы можете составить собственный словарик с наиболее часто встречающимися определениями, который поможет вам в выполнении заданий по теории литературы.

Третья часть работы требует от выпускников развернутого высказывания на литературную тему, близкого по жанру к эссе. Из трех предложенных вопросов выбирайте тот, который вы лучше всего знаете, поскольку вам придется обосновывать свои суждения обращением к произведению по памяти. Вы должны выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, отразить понимание художественного своеобразия произведения. Подготовку к выполнению этой части работы ведите так же, как к любому сочинению по литературе.

Решайте тренировочные тестовые задания по литературе, предложенные в различных сборниках и пособиях. Можно воспользоваться демонстрационными материалами, размещенными в Интернете. Чем больше вариантов вы прорешаете, тем проще вам будет на экзамене, поскольку структура работы за последние три года не изменилась.

Повышайте свой общекультурный уровень – интересуйтесь другими гуманитарными дисциплинами: историей, обществознанием, лингвистикой. Вне контекста исторического времени невозможно осмыслить произведение; не зная «законов» построения текста, написать грамотное речевое произведение вряд ли получится.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Проверка тестирования:

  • Фронтальная проверка.
  • Взаимопроверка.
  • Индивидуальная проверка.
  • Самооценка.

Если самооценка ребенка и учителя совпадают,
учитель просто обводит детский крестик красной
пастой. Когда возвращаю детям их работы, то
сначала называю детей, чьи самооценки совпали с
учительской оценкой и очень их хвалю: “Эти
ученики уже умеют делать трудное и важное дело –
они умеют оценивать себя сами! Некоторым еще надо
потренироваться в ….., но если ты сам знаешь, что у
тебя не получается, ты легче научишься”.

Задача перед современной начальной
школой стоит важная: развить у детей интерес к
чтению, а затем потребность в нем.

Цели:

  • Ввести детей в мир книги как источник
    обогащения их ума и чувств, как средство развития
    у них интереса к чтению.
  • Пробудить желание читать. Первоначально
    ребенок должен уметь выбрать книгу и получить
    удовольствие от чтения.

При этом учащиеся должны уметь читать текст про
себя и понимать его. Такое чтение предполагает и
соответствующие формы работы учащихся и учителя,
а также методику контроля за правильностью
чтения и понимания содержания прочитанного.

На уроках чтения я стараюсь добиваться навыка
полноценного чтения, а это – выразительное,
беглое, правильное, сознательное чтение.

Выразительность, беглость и правильность
чтения я слышу на уроке. А сознательность чтения
проверить сложнее. И я долго искала, как можно
объективно сделать вывод о сознательности
прочитанного текста. И в своих поисках я пришла к
следующему выводу, что необходимо вводить
информационно-ценностный подход в работе над
содержанием текста. Этот подход рекомендует
проводить тестирование, с целью проверки
сознательности прочитанного текста.

Начиная с первого класса, как только дети
начали читать маленькие тексты, я стала вводить
“Информационно-ценностный подход в обучении
чтению”, который разработан кандидатом
психологических наук Кушниром М.А. И я стала
работать по его методике, внося коррективы с
учетом особенностей учащихся моего класса.

Процесс обучения чтению понимается не только
как воссоздание звукового образа слова, а
овладение познавательной, коммуникативной
деятельностью. В центре урока стоит содержание
текста, его огромный воспитывающий потенциал.
Функции урока – максимальное извлечение
информации.

Огромной развивающей и обучающей силой
обладает тестирование. Тестирование один из
приемов проверки качества усвоения читаемого
произведения.

Тестирование – индивидуальный
опрос или система заданий, предлагаемая
одновременно всем учащимся.

Проверка тестирования

Проводится несколько видов тестов, служащих
проверке усвоения различного рода материала.

ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Т.С.)

Тест на усвоение содержания может быть
составлен на основе произведения любого жанра
или его части. Тест используется при проверке
осознанности, начиная с 1 класса.

Все вопросы в 1-м классе задаются с
вопросительной интонацией, затем вопросительные
предложения заменяются повествовательными
предложениями, а дети должны согласиться с
утверждением учителя или отвергнуть его.

К концу 1-го класса учащиеся научаются
тестированию и, начиная со 2-го класса, необходимо
использовать для составления теста
повествовательные предложения, читая их с
соответствующей интонацией, без выделения слова,
несущего основную смысловую нагрузку.

Например: Русская народная сказка
“Яичко”.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.с. + +               1

1. Жили себе дед да баба, у них была пестрая
курочка.

(+) (пестрая окраска, “рябой” – с примесью
рыжего.)

2. Снесла курочка яичко на улице (+).

3. Дед нечаянно разбил яичко (-) (мышка хвостиком
раздавила).

I I. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ОПИСАНИЯ (Т.О.)

Тест на усвоение описания может быть
использован, если в тексте имеется описание
литературного героя, предмета или явления.

Тест может состоять из вопросов, утверждений,
загадок, пословиц, поговорок, определений.

А. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО
ОПИСАНИЯ ГЕРОЯ.

Перед чтением произведения дается задание
учащимся запомнить внешний вид героя.

Русская народная сказка “Снегурочка”.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.о.                     1

1. Снегурочка. (Девочка беленькая, как снежок.)

2. Подружки.

Б. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
ВНЕШНОСТИ, ХАРАКТЕРА, СКЛАДА УМА ГЕРОЯ
.

На доске заранее написаны имена тех героев, на
которых дается описание, с указанием номера по
порядку.

Ученики должны указать номер того героя в
соответствующей графе, кому соответствует
описание.

А.Толстой “Приключения Буратино”.

1. Умная, строгая, с голубыми волосами. 1. Лиса.
2. Хитрая плутовка, рыжая. 2. Мальвина.
3. Негодяй, жадный, злой, с длинной
бородой.
3. Буратино.
4. Непослушный, деревянный, с длинным
носом.
4. Базилио.
5. Разбойник, хитрый, жадный, усатый. 5. Карабас Барабас.
Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.о. 2 1 5 3 4           1

Ученики должны указать номер того героя в
соответствующей графе, кому соответствует
описание.

Данные тесты обычно проводятся тогда, когда
после чтения составляется характеристика героя:
внешний вид, черты характера, что необходимо для
подготовки к мини-сочинениям.

В. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ПОСЛОВИЦ,
ПОГОВОРОК.

Тест, составленный на основе пословиц и
поговорок, связан с усвоением описания и
используется в том случае, если требуется
оценить поступки одного или нескольких
литературных героев, раскрыть их характер.

Соответствует ли смысл данной пословицы
(поговорки) характеру данного героя. Ученики
должны подумать над смыслом пословицы, над
поступками и характером героя и решить, подходит
ли она к данному герою.

В.Осеева “Волшебное слово”.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.о. 1,2 3,4 1 1 5            

Г. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ЗАГАДОК.

Цель: используется для проверки
понимания произведения.

Пример: проверка понимания явлений
природы.

Запись на графопроекторе:

  1. Осень.
  2. Зима.
  3. Весна.
  4. Лето.

Учитель зачитывает загадки, ученики отмечают
явления природы.

Загадки о временах года.

1.

Сердита матка, да прикрыла деток
до красного дня пуховым одеяльцем.

2.

Прилетела пава, села на лаву,
распустила перья для всякого зелья.

Вид теста 1 2 3 4 Оценочная шкала
Т.о. 2 3      

Из глубины времен загадки донесли до нас
мудрость русского народа. В них он просто и
красочно выразил себя, свой труд, свое отношение
к окружающему миру, к явлениям природы. Легко
отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет
себе предметы и явления, о которых идет речь, а
также разгадывает в словах скрытый смысл. И если
смотреть на окружающий мир внимательными,
зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство
его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание
в загадках будут разгаданы.

III. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ
(Т. СЛ.)

Цель. Расширять словарный запас
учащихся, научить их понимать лексическое
значение слов.

Тест на усвоение лексического значения слов
служит для проверки качества усвоения
лексического значения слов, умения правильно
объяснить лексическое значение данных слов.

Детям зачитывается предложение или
словосочетание, объясняющее трудное слово, а
ученики в своих тесторах проставляют № нужного
слова, которое соответствует объяснению.

Пример: П.П. Ершов “Конек-горбунок”.

Слова на графопроекторе:

1. Соглядать. 1. Глаза.
2. Малахай. 2. Шалаш, сарай.
3. Очи. 3. Длинная, широкая одежда без пояса.
4. Балаган. 4. Подсмотреть.
Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.сл. 4 3 1 2              

IV. ТЕСТ НА СООТНЕСЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЗВАНИЮ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Т.П.)

Цель: Упорядочение знаний по
прочитанной литературе. Учащимся предлагаю
список прочитанных произведений какого-либо
автора. Затем зачитываю по порядку отрывки из
произведений.

Ученики должны сопоставить отрывок с
произведением, из которого он взят.

1 вариант.

1. “Сказка о рыбаке и рыбке”. 1. Свойство зеркальце имело –
говорить оно умело.
2. “Сказка о царе Салтане”. 2. И за ними во дворец полетел наш
удалец.
3. “Сказка о мертвой царевне”. 3. Не хочу быть вольною царицей.
4. “Сказка о попе…”. 4. Видит, бьется петушок,
обратившись на восток…
5. “Сказка о золотом петушке”. 5. Щелк щелку ведь розь.
Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.п. 3 2 1 5 4            

2 вариант этого теста: на доске фамилии
писателей:

1. О.Пройслер. Маленькая Баба-Яга. 1. Вот и стали Иван да Марья куклу из
снега лепить.
2. Русская народная сказка Снегурочка. 2. Вышел старик. Стал он макать рукавом и
пускать птиц.
3. В.И.Даль. Старик-годовик. 3. Как вихрь помчалась Маленькая
Баба-Яга на новой метле.
Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.п. 3 2 1                

Задание для учеников: назвать, отметить в тесте
автора произведения, чей отрывок зачитывался.

V. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
(Т.Ф.).

Понимание фразеологизмов при чтении является
показателем уровня владения родным языком.
Фразеологизмы составляют национальное
богатство языка, точно, метко и очень образно
характеризуют все стороны окружающей
действительности.

В русском языке есть сочетания слов, которые
нельзя разрывать, они имеют одно целостное
значение. Например, нужно сказать, что мы очень
рано встали. Для этого мы используем выражение
“ЧУТЬ СВЕТ”. Такое выражение называется
фразеологизмом.

Фразеологизмы нельзя составить самому, их
нужно запомнить. Чем больше вы их будете знать,
тем точнее и красочнее сможете выразить свою
мысль.

Большинство фразеологизмов употребляется в
переносном значении. Так, в Древней Руси
сочетание слов “БИТЬ БАКЛУШИ” означало
разбивать обрубок дерева на мелкие части –
баклуши, из которых потом делали ложки, т.к.
делать очень простую, легкую работу. В настоящее
время выражение “БИТЬ Б АКЛУШИ” – праздно
проводить время, бездельничать.

Слова на доске:

1. Клевать носом. 1. Дремать, засыпать.
2. Заруби на носу. 2. Крепко запомнить.
3. Утереть нос. 3. Сделать что-нибудь хорошо, неожиданно
для других.
4. С гулькин нос. 4. Очень мало.
5. Нос к носу. 5. Близко друг к другу.
Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.ф. 1 2 3 4 5            

Чем больше ученик будет знать фразеологизмов,
тем точнее и образнее сможет выразить свою мысль.

Данные тесты были апробированы на учащихся
моих классов. На основании полученных данных
проводилась коррекция знаний учащихся.

Данная работа с тестами позволила оказать
своевременную помощь детям в усвоении
литературоведческих понятий при работе с
литературными текстами.

Таким образом, наряду с ранее известными
методами, я, по возможности, разнообразила работу
учащихся над текстом и словом на уроках чтения.
Ученики научились полнее представлять само
произведение, расширился кругозор младших
школьников.

И что самое главное, мои ученики приобщились к
чтению художественной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательные стандарты ФГОС НОО в качестве основной цели
обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных
способов деятельности». В рамках федерального эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов
начальной школы, выполняют задания по русскому языку и математике в тестовой
форме по принципу ЕГЭ.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в
обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями,
умениями и навыками, использование их на уроке требует от учителя перехода от
привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника,
который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно,
фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по
которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого
подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке,
насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных
достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять
на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и
проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая
технология.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько
контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем, возникающих у
обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ,
удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает
конкретный результат, а тест позволяет установить причину пробелов в знаниях, благодаря
поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых
складывается этот результат.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить
самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению младших школьников
процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не
только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность
установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную
работу.

Тестовая технология, как природосообразная и
здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений
учащихся, снижает уровень психологической тревожности,  стрессовое
состояние. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Объект исследования: тестирование.

Предмет
исследования
:
использование тестирования на уроках литературного чтения в начальных классах.

Проблема  исследования: каковы особенности проведения
тестирования на уроках литературного чтения в начальных классах?

Цель
исследования
:
изучение особенностей проведения тестирования на уроках литературного чтения в
начальных классах.

Задачи исследования:

1.     Рассмотреть понятие тестирования.

2.     Изучить методику проведения
тестирования на уроках литературного чтения.

3.     Выявить особенности урока
литературного чтения с использованием тестирования.

4.     Разработать и провести урок
литературного чтения с использованием тестирования.

Методы
исследования
: анализ,
синтез, классификация, сравнение, обобщение.

1.Понятие тестирования

Тестовый контроль в
последние годы приобрел большую популярность в современной системе образования.
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению термина
«тест».

Тестом (от англ. test – «проба»,
«испытание», «исследование») в педагогике называют стандартизированные задания,
требующие либо короткого ответа, либо выбора правильного варианта ответа [1, 176].

Тест — это совокупность заданий,
сориентированных на определение уровня  усвоения определенных аспектов
содержания обучения [5, 367].

Педагогический тест — набор стандартизированных заданий,
по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися [7, 357].

Педагогический тест — это система тестовых заданий,
упорядоченных и обладающих такими характеристиками, которые обеспечивают
высокую точность и обоснованность оценок качества учебных достижений [11, 75].

Рассмотрим классификацию тестов по
различным критериям.

По форме проведения тесты могут быть:

ü индивидуальными ;

ü групповыми;

ü  устными;

ü письменными;

ü  бланковыми;

ü предметными;

ü компьютерными;

ü вербальными;

ü невербальными.

Тестирование в образовательном процессе,
может выполнять различные задачи. Исходя из этого, М.Б. Челышкова [11]
предлагает следующую схему классификации тестов по видам педагогических
задач
(см. табл. 1):

Таблица 1

Классификация педагогических тестов (по М.Б.Челышковой)

Педагогические
тесты

Тестирование
на входе

обучения

Тестирование
в процессе обучения

Тестирование
на выходе обучения

Входные тесты

Формирующие
тесты
(критериально-ориентированный
подход)

Итоговые
тесты

Претест
готовности к обучению
(критериально-ориен-тированный
подход)

Нормативно-ориентиро-ванные
тесты достижений

Входной
претест
(нормативно-ориентированный
подход)

Диагностические
тесты
( специфический подход для
выявления причин пробелов в знаниях)

Критериально-ориентированные
тесты достижений

Исходя из целей и задач тестирования,
Зорин С.Ф. предлагает следующую классификацию тестов по четырем основным
признакам( см. табл. 2) [12]:

Таблица 2

Классификация тестов ( по С.Ф.Зорину)

Признак

Разновидности
тестов

1. По
степени однородности задач

ü гомогенные,
включающие в себя совокупность стандартизованных заданий по одной учебной
дисциплине или разделу дисциплины;

ü
гетерогенные, включающие в себя
совокупность стандартизованных заданий, по нескольким учебным дисциплинам или
разделам, но не требующие единовременного привлечения знаний из различных
дисциплин или разделов.

2. По целям использования

ü определяющие
тесты знаний или поведения учащегося в начале обучения;

ü
формирующие тесты прогресса,
достигнутого в процессе обучения;

ü
диагностические тесты трудностей
обучения и их источников в процессе обучения;

ü
суммирующие тесты основных достижений
в конце обучения.

Все эти виды тестов имеют одинаковые принципы и методы
разработки, но отличаются содержимым материала, включаемого в тест и уровнем
его сложности.

3. По нормированию

ü  нормативно-ориентированные тесты, основанием для
сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически
полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой
испытуемых;

ü 
критериально-ориентированные тесты,
предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого
относительно некоторого заданного критерия; существующего в реальной практике
и заранее известного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для
выполнения определенного вида деятельности;

ü 
прогностические тесты,
ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

ü 
ненормированные тесты.

4.По направленности

ü  тесты интеллекта, выявляющие уровень и особенности
интеллекта;

ü 
личностные тесты, с помощью которых
изучаются особенности личности тестируемого;

ü  тесты достижений, предназначенные для оценивания результатов,
достигнутых учениками в процессе обучения.

В образовательном процессе используются
педагогические тесты, относящиеся к тестам достижений.

Исходя из свойств тестового
инструментария
, существует семь различных классифицирующих признаков( см.
табл. 3)
[6]:

Таблица 3

Классифицирующие признаки тестов

Признак

Разновидности
тестов

1. По форме ответов

ü устные
тесты, в которых ученик называет ответ, а администратор фиксирует его;

ü
письменные тесты, в которых ответ
записывается самим учеником;

ü
компьютерные тесты, в которых ответы
вносятся непосредственно в компьютер.

2. По средствам предъявления

ü бланковые
тесты, с использованием тестовых тетрадей или бланков, в которых испытуемые
отмечают или вписывают правильные ответы (вопросники личности, большинство
тестов достижений и др.);

ü
компьютерные тесты, с применением
компьютерных программ;

ü
предметные тесты, в которых
необходимо манипулировать материальными объектами (кубики Косса, тест
Стенквиста на сборку конструкций и узлов деталей, тест «Сложение фигур» из
набора Векcлера);

ü
аппаратурные тесты, с использованием
устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления
(«детектор лжи», аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.);

ü
практические тесты, схожие с
лабораторными работами – по химии, физике, биологии и пр., они снабжены
соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение.

3. По порядку следования вопросов

ü упорядоченные
тесты, в которых задания логически упорядочены по какому-либо критерию,
например по сложности;

ü
смешанные тесты, с неупорядоченной
или произвольно формируемой последовательностью заданий;

ü
адаптивные тесты, в которых
очередность предъявления каждого задания зависит от успешности выполнения
испытуемым предыдущего задания.

Упорядоченные тесты несколько проще для выполнения, чем
смешанные, но с другой стороны, использование компьютерных смешанных тестов
со случайным порядком выдачи заданий позволяет избежать списывания.

Адаптивные тесты – это наиболее качественный инструмент,
позволяющий точнее определить уровень знания тестируемого при предъявлении
ему меньшего числа заданий.

4. По числу вариантов

ü безвариантные
тесты, с единственным набором тестовых заданий;

ü
многовариантные тесты, с несколькими
однородными наборами заданий;

ü
тесты со случайной выборкой,
формирующийся из базы тестовых заданий непосредственно перед началом или в
ходе процесса тестирования.

5. По характеру действий

ü вербальные
тесты, основная часть задания и вариантов ответа в которых сформулирована
словесно;

ü
невербальные тесты, связанные с
практическим манипулированием объектами – карточками, блоками, деталями,
изображениями.

6. По ведущей ориентации

ü тесты
скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено
настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное
время;

ü
тесты мощности или результативности,
включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено,
либо мягко лимитировано;

ü
смешанные тесты, которые объединяют в
себе черты двух вышеперечисленных.

Наиболее часто на практике применяются смешанные тесты.

7. По количеству тестируемых

ü индивидуальные
тесты, созданные для отдельного испытуемого или узкого типа испытуемых;

ü
групповые тесты, которые созданы для
использования в некоторой группе испытуемых.

Тестовые задания также подразделяются на
несколько видов. Основным классифицирующим фактором для них является характер
ответов.

По характеру ответов тестовые
задания делятся на две категории:

ü  задания открытого типа,
когда испытуемому необходимо самостоятельно написать слово, словосочетание,
предложение, знак, формулу и т.д.;

ü  задания закрытого типа,
когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или
иной вариант.

В свою очередь, задания открытого типа
делятся на задания дополнения, в которых испытуемый должен написать недостающий
элемент в предложении, конструкции и задания свободного изложения, в которых
ответы формулируются самостоятельно, без ограничений.

Задания закрытого типа делятся на задания
одиночного или множественного выбора, в которых необходимо выбрать один или
несколько элементов из множества, задания соответствия, с установлением
соответствия элементов двух списков и задания последовательности, с
установлением порядка следования элементов.

Качество теста определяется по таким характеристикам( см.
табл 4)
[10]:

Таблица 4

Качественные характеристики тестов

Качество

Характеристика

Валидность

(или
адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные
и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки
закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные
признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием
знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает
критерию валидности.

Определенность

После
прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен
выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения
задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если
на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на
определенность.

Простота

Формулировки
заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты
является скорость выполнения задания.

Однозначность

Задание
должно иметь единственный правильность ответ-эталон.

Равнотрудность

При
составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется
стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные
функции (см. табл.5)[9]:

Таблица 5

Основные
функции тестирования

Диагностическая
функция
 

Обучающая

функция 

Воспитательная

функция 

Заключается в выявлении уровня
знаний, умений, навыков учащегося.

Это основная функция
тестирования.

По объективности, широте и
скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы
педагогического контроля.

Состоит в мотивировании учащегося
к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей
функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры
стимулирования учащихся, такие как: раздача учителем примерного перечня
вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в тесте наводящих вопросов и
подсказок, совместный разбор результатов теста.

Проявляется в периодичности
и неизбежности тестового контроля.

Это дисциплинирует,
организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить
пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Таким образом, хочется подчеркнуть важность и педагогическую
ценность тестирования как средства,  дающего возможность статистически точно
анализировать процесс получения образования, искоренять недочеты и видеть
дальнейшие перспективы его развития. Критическое отношение к тестированию,
понимание его возможностей позволит педагогу адекватно использовать тесты для
улучшения педагогического процесса.

2. Методика проведения тестирования

 на уроках литературного чтения

Задача перед современной начальной школой стоит
важная: развить у
детей интерес к чтению, а затем потребность в нем.

Цели литературного чтения ввести детей в мир книги как источник обогащения
их ума и чувств, как средство развития у них интереса к чтению; пробудить желание
читать.

Первоначально ребенок должен уметь выбрать книгу и получить
удовольствие от чтения. При этом учащиеся должны уметь читать текст  про себя и
понимать его. Такое чтение предполагает и соответствующие формы работы учащихся
и учителя, а также методику контроля за правильностью чтения и понимания
содержания прочитанного.

Урок литературного чтения
бывает нескольких
типов: урок знакомства с произведением, урок осмысления
произведения, урок развития речи, урок внеклассного чтения. На любом из типов
уроков могут быть использованы тестовые задания.

На уроках чтения важно добиваться навыка полноценного чтения:
выразительного, беглого, правильного, сознательного чтения.

Выразительность, беглость и правильность чтения можно  проверить
на слух на уроке, сознательность чтения проверить сложнее.  Как можно
объективно сделать вывод о сознательности прочитанного текста? Несомненно, что
необходимо вводить информационно-ценностный подход в работе над содержанием
текста. Этот подход рекомендует проводить тестирование, с целью проверки
сознательности прочитанного текста.

Начиная с первого класса, как только дети начали читать маленькие
тексты, рекомендуется вводить “Информационно-ценностный подход в обучении
чтению”, который разработан кандидатом психологических наук Кушниром М.А. [3]

Процесс обучения чтению понимается не только как воссоздание
звукового образа слова, а овладение познавательной, коммуникативной
деятельностью. В центре урока стоит содержание текста, его огромный
воспитывающий потенциал. Функции урока – максимальное извлечение информации.

Огромной развивающей и обучающей силой обладает тестирование.
Тестирование  – один из приемов проверки качества усвоения читаемого
произведения, предлагаемый одновременно всем учащимся.

Проводится несколько видов тестов по литературному чтению,
служащих проверке усвоения различного рода материала[8]:

1)Тест на усвоение содержания

Тест на усвоение содержания может быть составлен на основе
произведения любого жанра или его части. Тест используется при проверке
осознанности, начиная с 1 класса.

Все вопросы в 1-м классе задаются с вопросительной интонацией,
затем вопросительные предложения заменяются повествовательными предложениями, а
дети должны согласиться с утверждением учителя или отвергнуть его.

К концу 1-го класса учащиеся научаются тестированию и, начиная со
2-го класса, необходимо использовать для составления теста повествовательные
предложения, читая их с соответствующей интонацией, без выделения слова,
несущего основную смысловую нагрузку.

Например: Русская народная сказка “Яичко”.

Вид
теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная
шкала

Т.с.

+

+

1

1. Жили себе дед да баба, у них была пестрая курочка.

(+) (пестрая окраска, “рябой” – с примесью рыжего.)

2. Снесла курочка яичко на улице (+).

3. Дед нечаянно разбил яичко (-) (мышка хвостиком раздавила).

2) Тест на усвоение описания

Тест на усвоение описания может быть использован, если в тексте
имеется описание литературного героя, предмета или явления.

Тест может состоять из вопросов, утверждений, загадок, пословиц, поговорок,
определений.

а) Тест, составленный на основе внешнего описания героя.

Перед чтением произведения дается задание учащимся запомнить
внешний вид героя.

Русская народная сказка “Снегурочка”.

1. Снегурочка. (Девочка беленькая, как снежок.)

2. Подружки.

б)Тест, составленный на основе определений внешности, характера,
склада ума героя
.

На доске заранее написаны имена тех героев, на которых дается
описание, с указанием номера по порядку.

Ученики должны указать номер того героя в соответствующей графе, кому
соответствует описание.

А.Толстой “Приключения Буратино”.

1. Умная, строгая, с
голубыми волосами.

1. Лиса.

2. Хитрая плутовка,
рыжая.

2. Мальвина.

3. Негодяй, жадный,
злой, с длинной бородой.

3. Буратино.

4. Непослушный,
деревянный, с длинным носом.

4. Базилио.

5. Разбойник, хитрый,
жадный, усатый.

5.Карабас Барабас.

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

Т.о.

2

1

5

3

4

1

 Ученики должны указать номер того героя в соответствующей
графе, кому соответствует описание.

Данные тесты обычно проводятся тогда, когда после чтения
составляется характеристика героя: внешний вид, черты характера, что необходимо
для подготовки к мини-сочинениям.

в) Тест, составленный на основе пословиц, поговорок.

Тест, составленный на основе пословиц и поговорок, связан с
усвоением описания и используется в том случае, если требуется оценить поступки
одного или нескольких литературных героев, раскрыть их характер.

Соответствует ли смысл данной пословицы (поговорки) характеру
данного героя. Ученики должны подумать над смыслом пословицы, над поступками и
характером героя и решить, подходит ли она к данному герою.

В.Осеева “Волшебное слово”.

г)Тест, составленный на основе загадок.

Цель: используется для проверки понимания произведения.

Пример: проверка понимания явлений природы.

Запись на графопроекторе:

1.                
Осень.

2.                
Зима.

3.                
Весна.

4.                
Лето.

Учитель зачитывает загадки, ученики отмечают явления природы.

Загадки о временах года.

1.Сердита матка, да
прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.

2.Прилетела пава, села на
лаву, распустила перья для всякого зелья.

Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа.
В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, свое отношение к
окружающему миру, к явлениям природы. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо
представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также разгадывает
в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными,
зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный
вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

3. Тест на усвоение лексического значения слов

Цель: расширять
словарный запас учащихся, научить их понимать лексическое значение слов.

Тест на усвоение лексического значения слов служит для проверки
качества усвоения лексического значения слов, умения правильно объяснить
лексическое значение данных слов.

Детям зачитывается предложение или словосочетание, объясняющее
трудное слово, а ученики в своих тесторах проставляют № нужного слова, которое
соответствует объяснению.

Пример: П.П. Ершов “Конек-горбунок”[8].

Слова на графопроекторе:

1. Соглядать.

1. Глаза.

2. Малахай.

2. Шалаш, сарай.

3. Очи.

3. Длинная, широкая одежда без пояса.

4. Балаган.

4. Подсмотреть.

Вид
теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная
шкала

Т.сл.

4

3

1

2

4. Тест на соотнесение содержания названию произведения

Цель: Упорядочение знаний по прочитанной литературе. Учащимся
предлагаю список прочитанных произведений какого-либо автора. Затем зачитываю
по порядку отрывки из произведений.

Ученики должны сопоставить отрывок с произведением, из которого он
взят.

1 вариант.

1. “Сказка о рыбаке и рыбке”.

1. Свойство зеркальце имело – говорить оно
умело.

2. “Сказка о царе Салтане”.

2. И за ними во дворец полетел наш удалец.

3. “Сказка о мертвой царевне”.

3. Не хочу быть вольною царицей.

4. “Сказка о попе…”.

4. Видит, бьется петушок, обратившись на
восток…

5. “Сказка о золотом петушке”.

5. Щелк щелку ведь розь.

2 вариант этого теста: на доске фамилии писателей:

1. О.Пройслер. Маленькая Баба-Яга.

1. Вот и стали Иван да Марья куклу из снега
лепить.

2. Русская народная сказка Снегурочка.

2. Вышел старик. Стал он макать рукавом и
пускать птиц.

3. В.И.Даль. Старик-годовик.

3. Как вихрь помчалась Маленькая Баба-Яга на
новой метле.

Задание для учеников: назвать, отметить в тесте автора
произведения, чей отрывок зачитывался.

5)Тест на усвоение значений фразеологизмов

Понимание фразеологизмов при чтении является показателем уровня
владения родным языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка,
точно, метко и очень образно характеризуют все стороны окружающей
действительности.

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, они
имеют одно целостное значение. Например, нужно сказать, что мы очень рано
встали. Для этого мы используем выражение “чуть свет”. Такое выражение
называется фразеологизмом.

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запомнить. Чем
больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

Большинство фразеологизмов употребляется в переносном значении.
Так, в Древней Руси сочетание слов “бить баклуши” означало разбивать
обрубок дерева на мелкие части – баклуши, из которых потом делали ложки, т.к.
делать очень простую, легкую работу. В настоящее время выражение “бить баклуши”
– праздно проводить время, бездельничать.

Слова на доске:

1. Клевать носом.

1. Дремать, засыпать.

2. Заруби на носу.

2. Крепко запомнить.

3. Утереть нос.

3. Сделать что-нибудь хорошо, неожиданно для
других.

4. С гулькин нос.

4. Очень мало.

5. Нос к носу.

5. Близко друг к другу.

 Чем больше ученик будет знать фразеологизмов, тем точнее и
образнее сможет выразить свою мысль.

Данная работа с тестами позволит оказать своевременную помощь
детям в усвоении литературоведческих понятий при работе с литературными
текстами.

Таким образом, наряду с ранее известными методами,  возможно
разнообразить работу учащихся над текстом и словом на уроках чтения. Ученики
учатся полнее представлять само произведение, расширяют кругозор, приобщаются к
чтению художественной литературы.

3.Особенности урока литературного
чтения

с использованием     тестирования

На уроках литературного чтения рекомендуется  проводить групповые
тесты и индивидуальные.

Тесты, которые учитель предлагает детям, должны отвечать следующим
требованиям[4]:

ü 
краткосрочность,
т.е. на их выполнение ученик затрачивает небольшое количество времени;

ü 
однозначность,
т.е. не допускается произвольное толкование задания;

ü 
компактность,
т.е. задания требуют сжатых ответов;

ü 
удобство,
т.е. позволяют быстро обработать результаты;

ü 
стандарт,
т.е. дают возможность широко применять их на практике для измерения уровня обученности.

Доминируют в школьной практике педагога тесты обученности,
успеваемости, академических знаний. Они должны четко и ясно содержать вопросы в
пределах освоения знаний.

Следует обратить внимание при составлении тестов на такую его
характеристику, как надежность. Надежность тестов обученности зависит от
трудности их выполнения.

 Трудность – это соотношение правильных и неправильных ответов на
тестовые вопросы. Для второклассников – это 5-6 вопросов по теме. 
Насколько тест составлен дифференцированно, покажет выбранный правильный ответ.
Если, например, все ученики безошибочно находят ответ на одни вопросы и дружно
не могут найти ответ на другой вопрос, то это сигнал для совершенствования
теста в целом. Тогда тест стоит дифференцировать. 
Тест можно считать эффективным, если он обепечивает при равных условиях большее
количество ответов за определенное время (в начальной школе до 15-20 минут)[2].

Как подбирать материал
для тестового контроля?

ü    
Правильные
ответы должны располагаться в случайном порядке.

ü    
Вопросы
не должны повторять формулировки учебника.

ü    
Ответы
на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

ü    
Вопросы
не доолжны содержать «ловушек».

Тестирование – это один из приемов проверки качества усвоения
читаемого произведения. Это индивидуальный опрос или система заданий,
предлагаемая одновременно всем учащимся. Использование тестов на уроках
литературного чтения позволит повысить читательский интерес, пробудить у детей
желание читать.

Рекомендуется проводить тестирование, с целью проверки
сознательности прочитанного текста, запоминания автора и жанра изучаемых
произведений.

Очевидно, что тесты
эффективны на этапе закрепления материала, когда тема уже изучена. Но этот
метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. С
помощью вопросов по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый
уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении. На основе
таких вопросов и полученных ответов учитель может не просто сделать
ознакомление с новым материалом формальным изложением параграфа учебника, а
апеллировать к прошлому опыту конкретных детей, выращивать научное знание из
житейского,  строить диалог по поводу изучаемого материала, основываясь на
вопросах учащихся.

    В качестве домашнего
знания ученикам можно  предложить написать по какой-либо теме вопросы для
проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в
проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для
критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему
некоторые из вопросов были признаны не очень удачными.

Эти задания по
самостоятельному составлению тестов учащимися позволят:

ü    повысить качество выполнения
домашнего задания;

ü    выявить уровень понимания учащимися
материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднения, чтобы подготовить
учащихся к проверочной работе по теме;

ü    развить критическое мышление;

ü    построить обучение н основе сотрудничества
учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Требования к
составу тестовых заданий:

1. Тестовые
задания должны быть структурированы по теме урока литературного чтения, раздела
или всего изученного курса.

2. Задания должны
быть рассчитаны  на этапе контроля знаний не более 10 минут, на этапе
закрепления знаний –  10-15 минут, итоговый тест по разделу маожет быть
рассчитан на 40–45 минут.

3. По
небольшим темам достаточно разработать 5–7 заданий на 1 вариант.

4. Для рубежного
контроля разрабатывается 8–12 заданий на 1 вариант.

5. Для
итогового контроля разрабатывается 15–24 задания на 1 вариант.

Требования к содержательной части тестовых заданий[4]:

1. Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого
суждения, сформулировано ясным, четким языком, не должно быть двусмысленности
или неясности формулировки;

2. Необходимо использовать задания с однозначными ответами;

3. Необходимо проверять, чтобы каждое тестовое задание имело
отношение к конкретному факту, принципу, умению, знанию, т.е. обладало
достаточной важностью для включения в тест;

4. Все тестовые задания должны быть связаны с целями
обучения;

5. Задания составляются с учетом того, что среднее время на
ответ не должно превышать 2 мин.;

6. В тестовом задании не должно отображаться субъективное
мнение или понимание отдельного автора;

7. В тексте задания не должно быть преднамеренных подсказок
или сленга;

8. В тексте не должны быть ассоциации, способствующие выбору
правильного ответа с помощью догадки;

           9.
Исходные условия тестового задания не должны превышать 10–12 слов. В основную
часть задания необходимо включать как можно больше слов, необходимых при
формулировании задания, а для ответа оставить меньшую часть, наиболее важных,
ключевых слов для данной проблемы;

          10.
Все ответы к заданию должны быть одинаковой длины и содержать не более 3–4
слов;

11. Частота выбора одного и того же номера или положения для
правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинаковой;

12. В заданиях не должно быть материала, не относящегося к
данной теме;

13. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем
вывода их в основной текст задания;

14. В ответах не рекомендуются слова «все», «ни одного»,
«никогда», «всегда» и т.п.;

15. Из числа неправильных ответов исключаются ответы,
вытекающие один из другого;

16. В ответах должно быть не менее 4 вариантов (т.к. чем
меньше вариантов, тем больше процент угадывания);

17. Форма тестового задания должна быть узнаваемой и не
требовать дополнительных пояснений по способу ответа (заключения);

18. Элементы тестового задания могут содержать текст,
формулы, графические изображения;

19. Стиль оформления заданий, входящих в один тест, должен
быть единым;

Исходя из всего вышесказанного, можем сказать, что тесты в первую
очередь должны отвечать ряду требований, основными из них являются:
краткосрочность, однозначность, компактность, удобство, стандартизированность.
Урок с использованием тестирования  должен быть поэтапно продуман и разработан,
а также определен этап урока, на котором будет проводиться тестирование.

Важно не забывать о тесной связи цели тестирования и этапа,
на котором он будет проведен.

4.Разработка и проведение урока
литературного чтения с

использованием тестирования

В рамках производственной
практики по ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования была
спланирована педагогическая работа  проведены уроки литературного чтения   с
соблюдением всех требований, предъявляемых к современному уроку литературного
чтения в соответствии с ФГОС НОО и использованием тестирования.

База практики: МБОУ СОШ №7

Класс: 4 «В»

Проведенные  уроки литературного
чтения
(см.
табл. 6):

Таблица 6

Уроки литературного чтения  с использованием тестирования

Тема

Дата проведения

Этап  урока, где проведено тестирование

Цель проведения тестирования

Знакомство
со сказкой “Искусный ковровщик”.

24.11.15

Беседа по
содержанию произведения

( проверка
уровня восприятия произведения)

Расширять
словарный запас учащихся, научить их понимать лексическое значение слов.

Знакомство
с произведением А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.

02.02.16

Закрепление изученного материала

Проверить
степень усвоения содержания текста произведения учащимися

 С конспектами уроков
можно ознакомиться в приложении (см. приложение 1,2)

 Рассмотрим материалы
тестов, предложенные для учащихся начальных классов в рамках проведенных уроков
литературного чтения:

Тест
№1.  Тема  урока:  «Знакомство со сказкой

 «Искусный
ковровщик».

1. Какое дерево хотел срубить ковровщик?

а ) дуб              в) самшит

б) баобаб           г) сакура

2. Кто жил в дереве, которое ковровщик хотел срубить?

 а) дух                 в) белка

б) эльф                г) гном

3. Зачем ковровщик хотел срубить дерево?

а) истопить печь       в) построить дом для семьи

б) сделать стан          г) сделать деревянные игрушки

4. Что житель дерева предлагал ковровщику, чтобы он не срубал
дерево?

 а) исполнение любого желания     в) золотые монеты

б) служить ему до конца жизни       г) ковер из золотых ниток

5. Определи жанр произведения

а) рассказ                       в) легенда

б) народная сказка         г) авторская сказка

6. Напиши характеристику главного героя:

     Инструкция:  Напишите, как вы понимаете эти слова,
согласны ли с этим утверждением? Дайте полный ответ.

7. «Только трудом добьется  человек исполнения своих
желаний».       

Тест № 2 по содержанию произведения
«Песнь о вещем Олеге»

Первый уровень сложности:

Инструкция: выбери один правильный вариант ответа из четырех
представленных.

1. Кто
предсказал Олегу его судьбу?

а)
старуха-ведунья           в)звездочет

б)
чернокнижник             г) кудесник

2. Какая
смерть была предсказана Олегу?

а) смерть в
бою                в) гибель от предателя

б) казнь в
плену              г) смерть от коня своего

3. Что
предлагал Олег в награду, когда просил предсказателя о пророчестве?

а) любого
коня         в) исполнение любого желания

б)
деньги                    г) золото

4. Как
поступил Олег с конем?

а) продолжал
на нем ездить                   в) приказал умертвить его

б) велел
увести и заботиться о нем       г) отдал коня предсказателю

5. Когда
Олег вспомнил о своем коне?

а) в
бою                в) на берегу реки

б) на
пиру             г) снова встретив предсказателя

6. Какова
причина смерти Олега?

а) погиб в
бою                  в) его укусила змея, выползшая из черепа коня

б) был
казнен в плену        г) его конь споткнулся в бою

Второй уровень сложности:

7) Сопоставь
героев произведения с их характеристикой.

1. Олег

А. Мудрый, честный, бескорыстный,
всевидящий, неподкупный

2. Дружина

Б. Великий полководец, защитник
народа, хороший товарищ

3. Кудесник

В. Надежная опора и поддержка

4. Конь

Г. Бурный, игривый, товарищ, верный
слуга

8) Соотнеси название жанра с его
определением.

1. Сказка

А. Исторический литературный жанр, представляющий
подробную запись исторических событий

2. Летопись

Б. Литературное произведение
повествовательного характера, часто описывающие жизненные ситуации

3. Басня

В. Стихотворное или  прозаическое 
литературное произведение нравоучительного, сатирического характера

4. Рассказ

Г. Жанр русского фольклора, с
вымышленными сюжетом и героями

9) Распредели  героев по соответствующим
колонкам.

Герои
произведения: Олег, дружина, кудесник, конюх, конь, змея, князь Игорь, Ольга.

Положительные
герои

Отрицательные
герои

Нейтральные
герои

Третий уровень сложности:

Инструкция: Дай развернутый ответ (своими словами),
аргументируй его отрывком из произведения.

10. Любил ли Олег своего коня? Почему ты так считаешь?_________________________________________________________

Критерии оценивания:

      Задания первого уровня сложности оцениваются в 1 балл.

Максимальное количество баллов за первый уровень — 6 баллов

     Задания второго уровня оцениваются в 3 балла, при этом
задание является выполненным при условии если  все соответствия подобраны верно
(цифра — буква)

Максимальное количество баллов за второй уровень — 9 баллов

     Задание третьего уровня оценивается в 5 баллов.
Правильным ответом считается сформулированная и изложенная в письменной форме
точка зрения учащегося на поставленный вопрос и подтверждение ее цитатой из
текста произведения.

Максимальное
количество баллов за третий этап — 5 баллов

Общее
максимальное количество баллов составляет — 20

20 — 17
баллов — оценка «5»

16 — 14
баллов –  «4»

13 — 10
баллов –  «3»

менее 10
баллов – «2»

Учащиеся
справились с тестированием и на первом и на втором уроке хорошо (см. рис. 1).

Рис. 1. Сравнительные
результаты выполненного тестирования

 на 1 и 2 уроке
литературного чтения

Из диаграммы видно,  что на этапе закрепления  успешность
выполнения  теста выше, чем на этапе уровня восприятия текста литературного
произведения. Этот результат оправдан, т.к успешному выполнению второго теста
способствовал подробный предшествующий анализ литературного произведения. На
первом уроке использовался тест с выбором одного правильного ответа и
элементами описания героя, а на втором уроке был использован разноуровневый
тест, что позволяло выявить сложности у учащихся на каждом из этих уровней.

  Таким образом,  можно сделать вывод, что тестирование может
и должно быть разносторонним, использоваться на разных этапах урока
литературного чтения, исходя из того какую цель тестирования преследует
педагог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы
постарались раскрыть тему «Использование тестирования на уроках литературного
чтения в начальных классах», решив поставленные задачи:

1.    
Рассмотреть
понятие тестирования.

2.    
Изучить методику
проведения тестирования на уроках литературного чтения.

3.    
Выявить
особенности урока литературного чтения с использованием тестирования.

4.    
Разработать и
провести урок литературного чтения с использованием тестирования.

Анализ
психолого-педагогической литературы позволил определить сущность понятия
«тестирование»; его классификацию и функции, выявить дидактические требования к
составлению тестов. В работе раскрыта сущность тестового контроля и
представлена методика создания теста.

В ходе практической
работы  были разработаны и проведены два урока литературного чтения с
использованием тестирования в 4 классе. В результате был сделан вывод, что
тестирование является одним из важных компонентов успешного протекания процесса
обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из
участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления
своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных
результатах.

Использование
тестирования своевременно и актуально, продиктовано требованиями ФГОС нового
поколения. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными
знаниями, умениями и навыками. Тесты предоставляют обучающимся проявить
самостоятельность, индивидуальность, а также способствуют выработке
критического мышления: умения самостоятельно анализировать учебный вопрос,
оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Несмотря на ограничение
тестовой технологии, есть основные достоинства, которое привлекает многих
учителей и методистов — это оперативность получения обратной связи с обучаемыми
и возможность быстрого оценивания результатов. Что же касается ограничений, то
любые средства для проверки достижений имеют свои границы применения. В отличие
от обычной контрольной работы, которая оценивает конкретный результат, тест
позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий,
проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Таким
образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную
«болевую точку» и построить коррекционную работу.

Список литературы

1.    
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для
системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей
образования). – М., «Интеллект-центр», 2001 – 296 с.

2.    
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М., Центр
тестирования, 2002.

3.    
http://minuspk.ruresource/resource1324440316.doc

4.    
М.Б. Челышкова. Теория и практика конструирования
педагогических тестов: Учебное пособие. – М: Логос, 2002. – 432 с.

5.    
Материалы XVIII Международной конференции. Применение новых
технологий в образовании. АНО «ИТО» 27 – 28 июня 2007 г. Троицк

6.    
КомпьютерПресс 7’2006.
http://www.compress.ru/.

7.     Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование – одна из
форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика,
№3, 2005, – с. 13–17.

8.     http://www.coolreferat.com/Тестовые_оболочки_и_возможности_их_использования_в_обучении_часть=3.

9.     http://ru.wikipedia.org

10. http://festival.1september.ru/articles/419956/

11. Челышкова М.Б. Теория
и практика конструирования педагогических тестов – M.: Логос, 2002.

12. Зорин С.Ф. Разработка
автоматизированной системы контроля знаний студентов по дисциплине «Экономика
предприятия». МГВМИ, 2007.

Размещен

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по разработке и применению тестов по чтению на английском языке в средней школе. Бальжирова Марина Васильевна, учитель иностранных языков МАОУ «Гимназия№ 33 г.Улан-Удэ»

В методике преподавания иностранных языков большое внимание уделяется проблемам контроля и оценки, в связи с тем, что контроль позволяет определить уровень обученности в соответствии с выдвигаемыми требованиями и стандартами, а также позволяет выявить недостатки в процессе обучения с целью их преодоления.

Проблема разработки приемов контроля чтения является в настоящее время весьма актуальной. Исходя из того, что такие приемы контроля чтения на иностранном языке, как чтение вслух, ответы на вопросы, пересказ, перевод, обладают рядом недостатков и не всегда предоставляют возможность точно оценить уровень успешности обучения чтению, необходимо разрабатывать наиболее адекватные и эффективные приемы контроля. К их числу можно отнести тестовый контроль.

Использование теста при контроле сформированнности умений чтения находит подтверждение в современной методической науке. Работы таких методистов как Ф.М. Рабинович, М.В. Розенкранц, В.С. Цетлин посвящены проблемам разработки тестов по чтению. Целесообразность использования теста как приема контроля чтения обусловлена рядом причин, которые в своей совокупности характеризуют тест как более объективный и экономичный прием контроля, позволяющий наиболее адекватно проверить сформированность умений чтения.

Несмотря на то, что тестовый контроль сформированности видов речевой деятельности, чтения в частности, находит свое признание в современной методической науке, данный вопрос является недостаточно изученным. Это обусловлено рядом причин, среди которых одной из важнейших является факт, что в отличие от западных стран, разработка методики тестового контроля в России проходила со значительными перерывами, что привело к отставанию от этих стран в плане недостаточного совмещения теории разработки тестов с практикой. Проведенный нами анализ сборников тестов, показал что в настоящее время существует большое количество тестов, построенных без учета основных требований, предъявляемых к их составлению.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что необходимость использования тестового контроля видов речевой деятельности, в частности чтения, в практике преподавания иностранных языков, с одной стороны, и недостаточная изученность данной проблемы в современной российской методической литературе, с другой стороны делают исследования в области разработки тестового контроля наиболее актуальными.

Цель данной работы состоит в том, чтобы вооружить учителей- практиков технологией составления тестов по чтению на английском языке, помочь педагогам ориентироваться на сложившемся рынке тестовых материалов и разрабатывать свои тесты, разных уровней сложности с разными педагогическими целями в условиях отсутствия централизованной службы лингвистического тестирования.

Технология разработки теста по чтению на английском языке в 7 классе общеобразовательной школы.

На основе изучения теоретической литературы, а также проведенного анализа учебников и сборников тестов по английскому языку, были разработаны тесты по чтению в применении к книге для чтения к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений English 7 В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа, к тексту “Raccoons”.

Технология разработки теста по чтению включает в себя несколько этапов.

Определение цели тестирования. Разрабатываемый нами тест предназначен для текущего контроля успешности деятельности и имеет своей целью проверку умения ознакомительного чтения.

Следующим этапом является определение объекта тестирования.

Необходимо отметить, что при анализе объекта тестирования следует определить вид чтения, характер чтения и уровень его понимания. В качестве объекта данного теста выступает сформированность умения чтения про себя с пониманием основного содержания на уровне значения и смысла (ознакомительное чтение) дополнительного текста научно- популярного стиля.

Объект контроля включает в себя следующие факты на уровне значения:

1.Raccoons live in towns near people.

2.People don’t like raccoons.

3. Raccoons sleep at night.

4. Raccoons are clever animals.

5. In the woods they live on trees.

6. There are people who are trained to help raccoons.

Oбъекты контроля на уровне смысла:

1.Raccoons are people’s neighbours, people have to learn not to get rid of them but help them to survive.

2. Tolerance is necessary not only in human relationship but people – animal relationship too.

3. Not only raccoons but other animals are to be protected by men.

4. To help animals learn to survive in their natural surroundings people have to get special training.

5. Each person should be concerned with nature protection not only specialists.

Определив объекты тестирования, целесообразно перейти к выбору тестовых заданий. С целью соблюдения требования валидности необходимо выбрать тестовые задания, соответствующие объектам контроля. Первые десять заданий представляют собой тестовые задания альтернативного выбора, направленные на проверку фактического содержания текста Значительным недостатком альтернативного выбора является высокая вероятность случайного угадывания, что снижает надежность теста, чтобы преодолеть этот недостаток нами увеличено количество заданий до 10.

Последующие шесть заданий – тестовые задания множественного выбора, пять из них контролируют понимание на уровне смысла и последнее задание понимание главной идеи текста.

При разработке тестовых заданий учитывались требования, предъявляемые к составлению основы и подбору дистракторов.

Основы заданий данного теста непосредственно направлены на выявление контролируемого объекта. Основой тестовых заданий множественного выбора являются незавершенные предложения:

:According to the passage people are afraid.

Основы заданий данного теста зависят от объектов контроля. При контроле фактического содержания основа является конкретной при контроле понимания идейного замысла и стиля автора текста основа носит более обобщенный характер:

1.Raccoons usually live in towns near people.

2.In this passage the author makes clear that raccoons…

При подборе вариантов ответа мы руководствовались требованиями предъявляемыми к подбору дистракторов. В разрабатываемом нами тесте варианты ответа соотносятся с характером основы (конкретно- обобщенной):

There are people who prepare baby raccoons for life in the woods.

III.

Choose the sentence which is the main idea of the text

  1. wild animals should live near people to become domestic animals
  2. people should help animals by giving them shelter
  3. raccoons should avoid people’s houses
  4. people should protect nature by helping to all animals

Определяя соотношения дистракторов и правильного ответа мы руководствовались требованием, которое подчеркивает, что правильный ответ должен представлять конкретную реализацию проблемной ситуации, а дистракторы – ее неверную трактовку:

II.According to the third and fourth passages

  1. wild animals should live in the wild
  2. people should help animals by giving them shelter
  3. raccoons should avoid people’s house
  4. people should protect nature by helping to all animals

В данном случае правильном является вариант ответа d выражен имплицитно, хотя выражены его части help animals, и не имеет конкретной локализации в абзаце.

Дистрактор a выражен эксплицитно в вербальной форме preparing the cubs baby raccoons for life in the wild.

Дистрактор b является синонимом выражения are trained to help homeless animals и возможное следствие помощи бездомным животным как предоставление им крова (shelter).

Дистрактор с подразумевает один из возможных вариантов первого предложения people usually want to get rid of it хотят избавиться от енотов если они обнаруживают их дома и как следствие енотам следует избегать людей чтобы не иметь неприятностей.

При составлении заданий альтернативного выбора в каждом из них предусматривалась одна законченная мысль, одно явление:

Raccoons usually live in towns near people кроме того использовался достаточный контекст с тем, чтобы выбрать правильный ответ:

But the raccoons were there the first

Cities grow. Houses move into woods.

Raccoons usually stay on.

Все тестовые задания формулировались точно и просто.

На заключительном этапе разработки теста составляется ключ, лист для ответов и шкала оценок.

Оценка результатов тестирования проводиться на основе специально разработанной шкалы с учетом сложности («весов») заданий. Какой должна быть степень трудности входящих в тест заданий? В исследованиях, посвященных тестированию, установлено, что задания, правильно выполненные всеми испытуемыми, следует признать очень легкими; задания, не выполненные ни одним из учащихся, являются очень трудными. Ни те, ни другие не должны быть включены в тест. Степень трудности считается нормативной, если задание правильно выполнили не более 80-85% и не менее 10-15% испытуемых. ( Бернштейн М.С.,1968). Если имеются основания ожидать высокого уровня обученности то эти цифры могут быть несколько изменены, а именно: 75-80% и 5-10%. Большая часть заданий должна быть выполнена 40-45 % испытуемых (Шкляева Н.Н., 1971).

Для объективности результатов тестирования на основе разработанной шкалы оценок необходимо дифференцировать тестовые задания и вопросы внутри отдельно взятого тестового задания по весу.

В отношении чтения М.В.Розенкранц предлагает оценивать тестовые задания множественного выбора для контроля эмплицитно выраженной информации в 1 балл, в то время как понимание имплицитной информации или авторского стиля в тех же заданиях множественного выбора оценивать в 2 балла. В тестах на расстановку пунктов плана каждый пункт плана, правильно поставленный на свое место, оценивается в 0,5 балла. В тестовых заданиях на соотнесение(matching type) каждое правильное соотнесенное задание оценивается в 0,5 балла, если оно контролирует понимание эксплицитной информации; понимание же имплицитной информации оценивается в 1 балл.

В тестировании общеизвестна формулы вычисления критерия оценки (К):

К= А_ где А- количество правильных ответов, Е- общее количество

Е

  •  

С психологической точки зрения существенно, чтобы при оценке учебной деятельности внимание было обращено на положительный результат, а не на отрицательный, поэтому при подсчете баллов рекомендуется исходить не из количества допущенных ошибок, а количества правильно выполненных заданий. Чтобы соотнести количественный показатель тестирования (к) с четырехбалльной системой субъективной оценки, определяют следующее:

При к= 0,9 и выше – « отлично»,

К= 0,8 – 0,89 – « хорошо»,

К=0,6 – 0,79 – «удовлетворительно»,

К= 0,59 и ниже « неудовлетворительно».

В процентном соотношении это может быть представлено следующим образом:

100% -90% правильных ответов (т.е. от 0 до 10% ошибок ) – « отлично»,

89% – 80% – « хорошо»,

79%-60% – « удовлетворительно»,

59% и ниже – « неудовлетворительно».

В сложившейся практике тестирования существуют и более « щадящие» нормы: нижний порог «удовлетворительно» соответствует 50%. Тогда « отлично» выставляется за правильное выполнение не менеее90% всех заданий, «хорошо»- не менее 70%, «удовлетворительно»- не менее 50% ( Шкляева Н.Н.,1971).

Данный тест является валидным, так как тестовые задания соответствуют цели и объектам контроля. Кроме того, данный тест является экономичным, в силу того, что он не требует больших затрат времени на его проведение (15-20 минут), и проверку результатов, у каждого тестируемого можно проверить весь объем материала, подлежащего проверке.

На основании проведенного в настоящей работе исследования, представляется целесообразным определить обязательными основные этапы разработки и применения тестов по чтению:

  • Определение целей тестирования.
  • Отбор и анализ объектов контроля.
  • Определение типа теста.
  • Составление тестовых заданий, определение «весов» заданий и подготовка измерительного инструментария.
  • Определение и расчет показателей качества теста.
  • Апробация тестовых заданий.
  • Составление окончательного варианта теста, определение оснащения и условий тестирования.
  • Экспериментальная проверка теста ( осуществление измерения).
  • Стандартизация теста.
  • Интерпретация результатов измерения ( нормирование, вывод о достижении / недостижении поставленных целей).

Приложение. Фрагмент элективного курса по английскому языку «Discovering Russia»

Добавить комментарий