250 вопросов
Выполним любые типы работ
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Тесты по социологии с ответами для студентов ВУЗов
1 – Тест. Социология – это наука о поведении:
а. индивидуума в пределах социального института;
б. личности в обществе;
+в. больших социальных групп.
2. Кто ввел термин «социология» непосредственно в научный оборот?
а. Г. Спенсер;
+ б. О. Конт;
в. И. Кант.
3. В какой временной период социология как наука возникла?
а. После Великой Французской революции 1789 г.;
+б. В первой половине XIX в.;
в. После Первой мировой войны.
4. Объектом изучения социологии как науки не является:
а. общество;
+б. социальная жизнь общества;
в. социальные институты.
5. Какая из функций социологии связана с выражением посредством концепций и теорий науки интересов конкретных социальных групп, политических партий и движений?
а. общественно-политическая;
б. описательная;
+в. идеологическая.
6. Общественный прогресс по О. Конту является предметом изучения следующей отрасли науки:
+а. социальной динамики;
б. социальной статики;
в. социальной статистики.
7. Кто является автором классической теории бюрократии, где впервые были сформулированы основные принципы построения и функционирования административных учреждений?
+а. М. Вебер;
б. К. Маркс;
в. Э. Дюркгейм.
8. Кем из научных деятелей, исходя из принципа дезинтеграции любого социального организма, конфликтологическое направление в социологии разрабатывалось?
+а. Р. Даррендорфом;
б. О. Контом;
в. М. Фуко.
9. Общество, по мнению Г. Спенсера – это социальный организм, сходный с организмом биологическим. Что отличает социальный организм от биологического?
а. рост на протяжении всего своего существования;
+б. способность мыслить и чувствовать развита у каждого отдельного элемента;
в. дифференциация структуры элементов сопровождается соответствующим разделением их функций.
10. Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:
а. кастовая система;
б. социальные институты;
+в. социальная структура общества.
11. Выделите соответствующую дефиницию для термина «социальный институт»:
а. учреждение, в котором работают социологи;
б. определенная обособленная общность людей;
+в. сложившаяся исторически, стойкая форма организации и регулирования совместной жизни людей.
12. Исторически сложившаяся в социуме система норм, правил и требований поведения, включающая в себя также нравственные ценности, устои, порядки и предписания:
+а. мораль;
б. этикет;
в. кодекс чести.
13. Подберите соответствующее определение термину «гражданское общество»:
а. общество граждан;
+б. совокупность социальных отношений и институтов, которые функционируют вне зависимости политической власти, однако могут на нее влиять; общество автономных субъектов;
в. определенное обособленное множество людей, имеющих общие ценности и связанных системой отношений.
14 – Тест. Первые представления об управлении зародились:
а. во времена основания Древнего Рима;
+б. во времена первобытнообщинного строя;
в. в Средние века.
15. Общественное мнение как социально-политический институт – это:
а. результат, полученный в ходе проведения социологического исследования;
б. совокупность знаний разных социальных групп, основанная не на специализированной компетенции, и необходимая для повседневной жизни и взаимодействия социальных групп в местности их проживания;
+в. социальное отношение, выраженное в форме оценочного суждения, между социальными субъектами и субъектом власти по поводу содержания способов решения определенных проблем.
16. Определенное духовное образование, свойственное обществу и большим социальным группам в нем, выступающее инструментом ориентации в окружающем мире и выражающееся в виде системы чувств, взглядов, идей, теорий, на основе которых общество осуществляет самосознание и самопознание:
а. духовные ценности;
+б. общественное сознание;
в. мораль.
17. Положение личности или социальной группы в социальной системе – это:
а. статусный ранг;
б. социальный набор;
+в. социальный статус.
18. Статусный набор – это:
+а. совокупность всех статусов одного индивида;
б. совокупность всех статусов в обществе;
в. совокупность всех ролей, выполняемых в переделах одного статуса.
19. Отрасль социальной психологии, разработанная Дж. Морено, связанная с исследованиями в количественном измерении структуры и межличностных отношений небольших социальных групп:
а. психометрия;
б. психология масс;
+в. социометрия.
20. При проведении социологических исследований, тот, кого опрашивает социолог:
+а. респондент;
б. интервьюер;
в. интервьюируемый.
21. Первые социологические опросы в политической сфере, проведенные в США в 20е годы XIX в., позволяли определить самое общее направление политических «ветров». Они носили название:
а. «флюгерные» опросы;
б. «лиственные» опросы;
+в. «соломенные» опросы.
22. Категория «гендер» непосредственно отражает характеристики:
а. биологического пола;
+б. социального пола;
в. распределения ролей в семье.
23. Назовите ученого-социолога, основателя французской социологической школы, являющегося автором концепции механической и органической солидарности:
а. О. Конт;
+б. Э. Дюркгейм;
в. Т. Парсонс.
24. К основным элементам социальной структуры общества на макросоциологическом уровне не относятся:
+а. социальные нормы, социальные ценности;
б. социальные общности, социальные институты;
в. социальные организации, социальные группы.
25. Элемент структуры социологии, представляющий совокупность исследований, которые основаны на сборе, обработке и анализе первичной социологической информации с использованием специфичных методов и инструментов – это:
а. теоретическая социология;
б. прикладная социология;
+в. эмпирическая социология.
26. Наиболее часто применяемым методом социологических исследований выступает:
а. анализ первичных и вторичных документов;
б. наблюдение;
+в. опрос.
Тест – 27. В социологии термин «выборка» означает:
а. процедуру отбора достоверной значимой информации;
б. процедуру выбора методов и технологии исследования;
+в. процедуру отбора элементов объекта исследования (как правило, респондентов).
28. Выберите верный перечень социальных институтов:
а. экономические, политические, медицинские, религиозные, культурно-образовательные, семейные;
+б. экономические, политические, религиозные, культурно-образовательные, семейные;
в. экономические, политические, семейные, этнические;
29. Процесс включения, вхождения индивида в социальную систему с осваиванием ее социальных норм, правил и ценностей – это:
+а. социализация индивида;
б. идентификация индивида;
в. интеграция индивида.
30 – Тест. В социологии понятие «личность» означает:
+а. совокупность социально значимых свойств индивида, являющихся следствием общественного развития, и характеризующих индивида как члена общества;
б. конкретного человека;
в. индивида с развитым самосознанием и эмпатией.
Учебные тесты по социологии
Реферат
Курсовая работа 28 с., 6 табл., 11 источников, 1 прил.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ, КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ТЕСТОВ, ПЕДАГОГИКА, СТУДЕНТЫ, РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ.
Объект работы – учебные тесты по социологии
Цель данной курсовой – работы выявить отношение студентов к проведению и разработки тестовых заданий при контроле знаний.
Методы исследования: анализ теоретических источников, анкетный опрос.
В процессе работы был выполнен анализ литературы, проведено социологического исследование, в результате которого было выявлено, что студенты положительно оценивают практику проведения тестовых заданий при контроле знаний, но отмечают что тесты не всегда могут проверить истинные знания студента.
Новизна работы заключается в том, что выявлено отношение студентов к разработке и проведению тестов по социологии как форме контроля знания.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты работы могут использоваться преподавателями при разработке учебных тестов по социологии, а так при подготовке учебных планов по социологическим дисциплинам.
Содержание
Введение
1.Тесты в образовании. Его сущность, понятие, классификация
1.1 Понятие теста и его сущность
1.2 Классификация учебного тестов
2. Качество как главный фактор при разработки тестов
2.1 Критерии качества учебного теста
2.2 Требования к тестовым заданиям
3. Разработка учебных тестов по социологии с учетом мнения студентов
3.1 Отношение студентов к проведению тестов
3.2 Качество и целесобразность тестов по социологии по мнению студентов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
тест контроль знание
Актуальность исследования: В настоящее время тесты прочно обосновались в нашей жизни (от науки до развлекательных программ). Они стали также неотъемлемой частью системы образования: контроль, обучение, оценивание знаний в школе и ВУЗе. Есть много аргументов «За» и «Против» тестирования в процессе обучения. Противники тестирования указывают на невозможность судить о моменте ошибки обучающегося, логике его рассуждения в процессе тестирования, на вероятность угадать ответ и попросту списать. Ещё одним приводимым аргументом они называют то, что в процессе тестирования, обучаемые испытывают определённый стресс, а потому могут растеряться и не показать своих действительных знаний. Сторонники тестов говорят, что тесты помогают во многом экономить время и силы преподавателя и студенту показать реальный уровень успеваемости, позволяют проверить усвоение большого объёма материала, осуществить пошаговый контроль и т.д.
Считается, что профессионально составленный тест даёт наиболее объективную картину подготовленности обучаемого по предмету, кроме того, он является особенно полезным для обеспечения непрерывности контролирующей деятельности педагога, измерения эффективности всей программы.
Во многих странах тестирование стало существенной составляющей жизни ВУЗа. Тестирование в ВУЗе имеет свою специфику. Тесты – необходимый, но недостаточный элемент методов оценки учебной деятельности. Тест целесообразен после обычных контрольных работ как итоговый контроль по теме, как рубежный контроль, но не как итоговый контроль (экзамен) учебной деятельности. Такой тест должен быть уровневый (на данное задание теста приводится ряд ответов, из которых несколько правильных, и которые различаются глубиной понимания контролируемого задания учебного материала).
В то же время, опыт проведения тестирования вскрыл много проблем: неподготовленность учащихся к такому виду контроля, недостаточное владение преподавателями методиками использования тестов и подготовки обучаемых к тестовому экзамену, непонимание многими участниками образовательного процесса, сути и особенностей теста и тестирования. Именно поэтому тема «Разработки тестов» нуждается в дальнейшем изучении и развитии.
Степень научной разработанности: Появление педагогических тестов за рубежом связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных науч-ных подходов к измерениям в психологии и образовании .
Немного позднее идеи А. Бине были использованы немецким психологом и философом В. Штерном, который предложил специальный коэффициент для оценивания интеллекта – коэффициент IQ. Этот термин используется до сих пор, правда, несколько в ином контексте. В США работы А. Бине по измерениям продолжил Л.Терман. Он создал новые тесты, представляющие собой оригинальную модификацию работы его предшественника. Значимым событием конца 40-х гг. XX в. для развития теории и практики измерений в образовании стало создание в 1947 г. в США Службы образовательного тестирования – Еducational Testing Service(ETS). Сегодня эта организация имеет представительства практически во всех странах мира.
История тестов в России началась в конце XIX – начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками в педологии. Видные специалисты того времени А.П. Болтунов, А.Ф.Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е.Рыбаков в своих исследованиях личности обучаемого широко использовали тесты [1].
На волне стремления к прогрессу в России в первые годы советской власти был востребован потенциал, накопленный российской наукой в образовании. У истоков советской педологии, в рамках которой развивались тестовые методики, стояли известные ученые того времени М.Я.Басо, Л.С. Выготский, А.П. Болтунов, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.Р. Лурия, которые посвящали свои работы оценке результатов обучения и развития детей. Однако период активной деятельности педологов и тестологов в советской России оказался коротким. Педагоги-практики вернулись к тестам в период прекращения массовых политических репрессий [1].
Объект работы: учебные тесты по социологии
Предмет работы: отношение студентов к тестам по социологии
Цель данной курсовой работы: выявить отношение студентов к проведению и разработки тестовых заданий при контроле знаний
Для достижения данной цели сформулированы следующие задачи:
.Изучить понятие тест, рассмотреть классификацию
.Проанализировать требования, предъявляемые при разработки тестовых заданий;
.Изучить отношение студентов по направлению «Социология» о проведении и разработки тестовых заданий при контроле знаний
Гипотеза: Студенты положительно оценивают практику проведения тестовых заданий при контроле знаний, но отмечают что тесты не всегда могут проверить истинные знания студента.
Теоретическая основа исследования: Михеев С.А. «Тестирование как инструмент изучения гуманитарных дисциплин <#”justify”>Метод исследования: Анализ теоретических источников, конкретизация и обобщение, анкетный опрос
Эмпирическая база исследования: Результаты проведенного автором в 2014 году исследования на тему отношение студентов к разработке и проведению тестов по социологии как форме контроля знания
Новизна: Выявлено отношение студентов к разработке и проведению тестов по социологии как форме контроля знания.
Практическая значимость: Результаты работы могут использоваться преподавателями при разработке учебных тестов по социологии, а так при подготовке учебных планов по социологическим дисциплинам.
1. Тесты в образовании. Его сущность, понятие, классификация
1.1 Понятие теста и его сущность
Тест (от англ. test – испытание, проверка) – стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий
Педагогический тест – это система тестовых заданий, ранжированных в рамках определенной стратегии предъявления и позволяющих эффективно оценить качество знаний и умений обучаемых. В случае гомогенных тестов принято располагать задания по нарастанию трудности. Этому требованию достаточно хорошо удовлетворяют тесты единого государственного экзамена по всем предметам. Современное понимание тестов и тестирования можно развести по трем уровням [2, c150-151]:
Первый – «бытовой» уровень. Здесь тест понимается как набор вопросов с вариантами ответов, который стоит в одном ряду с кроссвордами, головоломками и служит в большей степени для развлечения и удовлетворения познавательных интересов. Педагоги с таким пониманием тестирования считают тестирование очень ненадежным, ограниченным, а создание тестов простейшим делом.
Второй уровень понимания тестирования можно назвать «словарным». В этом понимании выделяются основные составляющие понятия тестирования. При этом не учитываются особенности процедуры создания, использования, анализа, специфичные для той или иной сферы применения. Для этого понимания характерны разночтения и противоречия в понятиях и определениях. Современное состояние развития тестологии находится именно на этом уровне. Многие понятия до конца не определены, многие авторы трактуют по – разному одни и те же понятия и, в свою очередь, одно явление может иметь несколько названий. Это вполне естественный этап развития молодого научно-практического феномена, когда понятийный аппарат находится в стадии становления, а часть терминов и понятий иноязычны и в разных переводах приобретают отличающиеся значения. (Например, само понятие тестирование в русском языке имеет значение «испытания с использованием тестов», в английском тестирование может использоваться как эквивалент экзамена, любого испытания.) Субъективными причинами такого положения являются попытки отечественных авторов вводить свои определения взамен устоявшихся в смежных областях науки, особенно в психодиагностике. Например, достаточно устойчивое понятие психодиагностики «дискриминативность» в отечественной педагогической литературе часто заменяется на понятие «дифференцирующая способность [3, c. 180].
Третий уровень понимания может быть назван научным. Он наиболее точен, учитывает особенности тестов и отражает требования к тестам, которые появляются в процессе развития и научного обоснования тестирования. К этому уровню, вероятно, и следует стремиться.
Таким образом, разработка педагогического теста, удовлетворяющего определенным критериям качества, представляет собой весьма сложную задачу, решение которой требует участия опытных специалистов-предметников, хорошо представляющих содержание учебных стандартов, программ и учебников, владеющих методикой преподавания учебной дисциплины и знающих основы тестологии.
.2 Классификации учебного теста
Классификацию педагогических тестов можно провести по различным признакам.
. По характеру интерпретации результатов:
а) критериально-ориентированные тесты
Критериально-ориентированный подход рассчитан на интерпретацию результата тестирования каждого участника по отношению к некоторой содержательной области, которая принимается за полный, планируемый к усвоению объем. Это тесты для выявления уровня овладения стандартом. Они предназначены для того, чтобы оценить, на сколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений, определенного как критерий. В этом случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Оценка показывает, соответствует ли уровень достижений данного ученика социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. Используемые при этом «тесты» не соответствуют подлинно тестовым методам. Используются по существу не тесты в традиционном их понимании, а совокупности заданий в тестовой форме.
Главная цель теста – установить отношение порядка между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний, и на этой основе определить место или рейтинг каждого обучаемого на заданном множестве тестируемых. В этом случае в тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не «кто что знает», а «кто знает больше» [4, c.96].
б) нормативно-ориентированные тесты.
Позволяет ранжировать испытуемых по уровню знаний. Такой тест позволяет сравнивать учебные достижения испытуемых друг с другом. Целью нормативно-ориентированного теста является упорядочение испытуемых по уровню их подготовленности. В результате может оказаться, что все испытуемые плохо справились с тестом – получили низкие индивидуальные баллы. Тем не менее, и в этом случае можно ранжировать испытуемых – кто-то получил низкий балл, а кто-то еще ниже. Возможны случаи, когда какое-то задание не дифференцирует испытуемых, например, задание легкое и все успешно на него ответили. И наоборот, очень трудное задания и все на него не ответили. Такие задания не позволяют провести ранжирование и, поэтому, должны быть удалены из теста. Если все испытуемые не ответили ни на одно задание, или верно ответили на все задания, то нормативно-ориентированный тест не работает, так как не позволяет достичь поставленной цели и подлежит дальнейшей переработке. [5, c. 68-69]
. По содержанию:
а) гомогенные тесты (касаются содержания отдельной учебной дисциплины;
б) гетерогенные тесты (по совокупности дисциплин);
в) интегративные (ответы на поставленные вопросы требуют знания учебного материала по двум и более дисциплинам).
. По этапам контроля:
а) входной (проверка готовности к обучению, установление того, что знают обучаемые из содержания новой дисциплины);
б) текущий (диагностический);
в) тематический,
г) рубежный,
. По средствам предъявления:
) бланковые (тесты «бумага и карандаш»), эти тесты в свою очередь можно разделить на два вида:
а) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся
тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты;
б) с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы (фиксируют ответы). Бланки предъявляются отдельно от заданий;
) предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
) аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
) практические – появившиеся относительно недавно эти тесты сходны с известными у нас лабораторными работами (по химии, физике, биологии и пр.), однако снабженные соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение);
) компьютерные
На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций учебных тестов по разным критериям. Главная задача подобных классификаций помочь спроектировать тест направленный на определенную цель, для достижения которой следует создать тест по определенной методики.
2. Качество как главный фактор при разработке тестов
.1 Критерий качества учебного теста
Как инструмент для проведения педагогического измерения тест должен удовлетворять определенным критериям качества.
. Дифференцирующая способность теста
Кривая распределения тестовых баллов должна быть достаточно широкой. Существуют статистические методы оценки того, на сколько каждое задание теста способствует выполнению данного критерия.
. Валидность теста
Содержательная валидность теста означает, что задания теста полностью охватывают, и при том в нужной пропорции, все основные аспекты той области знания, подготовленность в которой этот тест оценивает, измеряет.
Составить тест валидный по содержанию могут только опытные специалисты-предметники, хорошо представляющие соответствующие учебные стандарты и программы, учебники, методику преподавания, а также владеющие основами тестологии. Оценить валидность по содержанию могут только независимые опытные эксперты.
Валидность зависит от качества заданий, их числа, от степени полноты и глубины охвата содержания учебной дисциплины по данной теме в заданиях теста, от баланса и распределения заданий по трудности, от метода отбора заданий в тест и др.
. Надежность теста.
Надежность понимается как мера одинаковости, повторяемости или связанности двух измерений одного и того же качества одним и тем же тестом или его параллельными вариантами.
На практике используются три основных метода оценки надежности теста:
. Повторное тестирование (ретестирование).
. Параллельное тестирование.
. Расщепление теста на части.
Первый метод состоит в проведении повторного тестирования через некоторый интервал времени теми же заданиями. Надежность теста вычисляется как мера корреляции между результатами двух проверок.
Недостаток метода: неопределенность интервала времени (от двух недель до 6 месяцев), испытуемые знают содержание теста, интеллектуально выросли за прошедшее время и т.д.
Второй метод – повторное тестирование по параллельному тесту. Интервал времени может быть минимальным.
Метод расщепления теста на части применяется тогда, когда повторное тестирование нежелательно, и существует только один вариант теста. Самое простое деление – на две части. При этом распределение оценок за выполнение всего теста в целом должно быть близко к распределению оценок при выполнении частей теста. Надежность определяется качеством заданий, условиями проведения тестирования, психологическим состоянием тестируемых и др. факторами [6, c. 148-149].
Таким образом, такие критерии как надежность, валидность и дифференцирующая способность теста помогают определить качество теста, выявить действительно ли он такие педагогические тесты могут выполнять свою основную функцию – контролировать и определять уровень знаний студентов.
.2 Требования к тестовым заданиям
Сегодня выделяют две основные формы тестовых заданий – открытая и закрытая форма. Обе этих формы имеют свои достоинства и недостатки. Достоинства тестовых заданий закрытой формы, в которых испытуемые выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания. состоит в их технологичности, допускающей использование в процедуре тестирования компьютерных технологий без опаски неправильной обработки введенного ответа. Недостатком, однако, является возможность угадывания, которая уменьшается с ростом числа предложенных ответов.
Задания открытой формы, требуют при выполнении самостоятельного формулирования ответов. Эти задания являются для испытуемых более трудными, чем задания в закрытой форме. Легче выбрать правильный ответ, основываясь иногда не на знаниях, а на интуиции, чем самому его сформулировать. Но именно это свойство делает открытые задания очень привлекательными для педагога (растет надежность педагогического измерения). При использовании заданий этого типа легче обеспечить параллельность тестов по содержанию, трудности. Недостаток рассматриваемого типа заданий связан с проблемами, возникающими при компьютерном предъявлении заданий. В этом случае необходимы мощные средства обработки информации [7, с. 78-81].
Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала.
Но не зависимо от выбора формы задания для них ест общие требования:
1) Задания должны быть направлены на проверку значимых элементов содержания, а не тех, которые проще формулируются или просты в обработке. К каждой серии заданий даются инструкции определенной формы («Выберите 1 правильный ответ», «Дополните», «Установите соответствие», «Установите правильную последовательность»). Так же каждому заданию присваивается свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования.
) Задания формулируются (преимущественно) в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа испытуемого.Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок. Он формулируется предельно кратко, т.е. освобождается от всякого постороннего материала, и должен иметь предельно простую синтаксическую конструкцию. В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
) В заданиях, носящих составной характер (например, в группе заданий, относящихся к одному тексту), необходимо обеспечить, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы и не дублировался объект контроля. В тексте задания исключается двойное отрицание, а терминология в не должна выходить за рамки учебной литературы, используемой в образовательном учреждении.
Кроме общих требований существуют и дополнительные требования к заданиям закрытой формы:
) Формулировка основной части задания должна быть законченной, т.е. испытуемый должен из ее содержания понять, какую задачу ему предстоит выполнить, до анализа предложенных вариантов ответа. В ответы целесообразно включать не более двух-трех важных ключевых слов, при этом правильный ответ не должен отличаться какими-либо формальными признаками от неправильных ответов (дистракторов).
) Из текста задания исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки. Следует избегать формулировок заданий с отрицанием. Если таковое используется, то соответствующее слово выделяется, например, «не зависит», «не является» и т.д. В утвердительных формулировках отрицание не используется.
) Если ответ выражен в форме числа, то, как правило, эти числа должны располагаться упорядоченно от меньшего к большему или наоборот. При этом, если в ответе имеются числа 1, 2, 3, 4, 5, то они должны стоять под соответствующими номерами ответов. Все ответы должны быть перечислены либо строго друг под другом, либо в одну строку с тем, чтобы испытуемые не тратили времени на ориентировку в разнообразии возможных способов пространственного размещения ответов. Из числа тестовых заданий исключаются задания, требующие оценочных суждений и мнений испытуемого по какому-либо вопросу.
Данные требования помогут не только минимизировать случаи угадывания правильного ответа, но и существенно сократить время преподавателя на подготовку тестов. Так же следует отметить, что при выборе формы тестового заданий следует учитывать их достоинства и недостатки. Подобный подход позволит добиться более качественного результата проверки знаний у учащихся.
3. Разработка учебных тестов по социологии с учетом мнения студентов
.1Отношение студентов к проведению тестов
В ходе исследования были получены следующие данные:
Опрошенные студенты следующим образом говорят о том какая форма проверки знаний является более предпочтительнее (таблица 1).
Таблица 1 – Предпочтительная форма проверки знаний, %
Варианты ответовПроцент от общего числа опрошенныхУстный ответ25Письменный ответ25Тестирование50Другое0Всего100
Как видно из полученных данных, 50% респондентов выбрали вариант «тестирование», а по 25% респондентов выбрали варианты ответов «устный» и «письменный» ответ.
При ответе на вопрос « В каких дисциплинах следует использовать тестирование?» мнение единодушно. Большинство респондентов думают, что целесообразно проводить тестирование по общим дисциплинам. 57% опрошенных выбрали этот вариант ответа.
Таблица 2 – На каких дисциплинах целесообразно проводить тестирование, %
Варианты ответовПроцент от общего числа опрошенныхОбщие дисциплины57Профилирующие дисциплины14Общие и профилирующие дисциплины29Не на каких0Всего100Данный результат можно объяснить следующим образом: как правило студенты более лучше усваивают полученные знания по профилирующим предметам в связи с большим количеством учебных часов выделенных на данные дисциплины. В связи с этим они больше уверенны в своих знаниях, в то время как общие дисциплины изучаются студентами не так тщательно. В результате можно сделать вывод о том, что студенты считают тестирование более легкой формой проверки знания.
В подтверждении этого вывода можно привести еще одни данные. При ответе на вопрос «Как правило довольны ли вы своими результатами по тестированию?» 78% опрошенных выбрали ответ «Да» и лишь 22% ответили «Нет» (таблица 3). Это лишний раз доказывает, что для большинства студентов тест более легкая форма проверки знаний.
Таблица 3 –Довольны ли вы своими результатами по тестированию, %
Варианты ответовПроцент от общего числа опрошенныхДа78Нет22Всего100
Таким образом, можно сделать вывод что отношение к тестированию у студентов весьма позитивное, но зачастую оно базируется только на внешней легкости прохождения тестирования, а не из-за личной заинтересованности.
3.2 Качество и целесообразность тестов по социологии по мнению студентов
Оценивая в целом качество тестовых заданий по социологии (охват содержания курса, ясность формулировок, корректность ответов и т.п.) подавляющее большинство студентов дают среднюю оценку.
Таблица 4 – Как вы оцениваете в целом качество тестовых заданий , %
Варианты ответовПроцент от общего числа опрошенныхНизкая оценка0Скорее низкая5Средняя оценка80Скорее высокая15Высокая0Всего100
В целом этот говорит о стабильности проведения подобного контроля, но также указывает и на существование определенных недостатков.
По поводу количества заданий в одном тесте для выявление реальных знаний у студентов по одной социологической дисциплины мнение разделилось.
Таблица 5 – Сколько должно быть вопросов в одном тесте для выявление реальных знаний студента по одной социологической дисциплины, %
Варианты ответовПроцент от общего числа опрошенных10-14 вопросов 1915-19 вопросов4320-25 вопросов38Другое0Всего100
Таким образом, количество вопросов не играет ключевую роль при тестировании. Оптимальное количество вопросов варьируется от 15 до 25 вопросов в одном тесте. Если количество будет превышать эту норму, то студент может быть не столько внимателен и ему возможно будет не хватать времени для выполнения тестовых заданий.
Подводя итоги и отвечая на вопрос «Помогает ли тестирование, на Ваш взгляд, действительно выявить уровень знания студента?» ответы респондентов было неожиданным. Около 57% студентов выбрали ответ « Нет, не помогает» . Это говорит о том, что, хотя студенты и довольны своими результатами по тестам и им нравится такая форма контроля знаний, они осознают и говорят о том что далеко не всегда такой контроль знания является уместным.
Таблица 6 – Помогает ли тестирование действительно выявить уровень знания студента, %
Варианты ответовПроцент от общего числа опрошенныхДа, помогает23Нет, не помогает57Затрудняюсь ответить20Всего100
Процедура проведения тестов хорошо знакома студентам и пользует большой популярностью, а значит разработка тестов требует более тщательного анализа со стороны преподавателей. При разработке тестов следует уделять внимание качеству теста (охват содержания курса, ясность формулировок, корректность ответов и т.п.) и количеству вопросов.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что по мнению студентов оптимальное количество вопросов варьируется от 15 до 25 вопросов в одном тесте. Так же студенты указывают на то оценивая в целом качество тестовых заданий по социологии подавляющее большинство студентов дают среднюю оценку, что указывает на стабильность проведения подобного контроля.
Проведенное исследование показало противоречие между положительным отношением к тестовым заданиям студентов и их мнением о том, что тесты не выявляют истинные знания студента по дисциплине. Подобные результаты показывают, что тесты не всегда можно использовать как форму контроля знаний.
Педагогический тест – это система тестовых заданий, ранжированных в рамках определенной стратегии предъявления и позволяющих эффективно оценить качество знаний и умений обучаемых. Во многих странах тестирование стало существенной составляющей жизни ВУЗа. Тестирование в ВУЗе имеет свою специфику. Тесты – необходимый, но недостаточный элемент методов оценки учебной деятельности.
. Есть много аргументов «За» и «Против» тестирования в процессе обучения. Противники тестирования указывают на невозможность судить о моменте ошибки обучающегося, логике его рассуждения в процессе тестирования, на вероятность угадать ответ и попросту списать. Ещё одним приводимым аргументом они называют то, что в процессе тестирования обучаемые испытывают определённый стресс, а потому могут растеряться и не показать своих действительных знаний. Сторонники тестов говорят, что тесты помогают во многом экономить время и силы преподавателя и студенту показать реальный уровень успеваемости, позволяют проверить усвоение большого объёма материала, осуществить пошаговый контроль и т.д.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций учебных тестов по разным критериям. Главная задача подобных классификаций помочь спроектировать тест направленный на определенную цель, для достижения которой следует создать тест по определенной методике.
В результате проведенного исследования было выяснено, что студенты положительно оценивают практику проведения тестовых заданий при контроле знаний, но отмечают что тесты не всегда могут проверить истинные знания студента. Таким образом гипотеза подтвердилась и цель исследования достигнута.
Список использованной литературы
1 Крокер Л., Алгина Д. Введение в классическую и современную теорию тестов. Учебник <#”justify”>Приложение А
Анкета «Отношение студентов к учебному тесту»
Уважаемые студенты!
Прошу Вас принять участие в исследовании для выявления Вашего отношения к тестам, как форме проверки полученных знаний. В анкете нет правильных или неправильных ответов, я заинтересована в том, чтобы узнать Ваше мнение о данном вопросе.
1) Приходилось ли Вам участвовать в тестировании с целью проверки знаний полученной в результате учебной деятельности?
1.Да
.Нет
2) Какая форма проверки знаний для Вас является более предпочтительнее?
1.Устные ответ
.Письменный ответ
.Тестирование
.Другое
3) Как правило, довольны ли вы своими результатами по тестированию?
1.Да
.Нет
.Затрудняюсь ответить
4) Помогает ли тестирование, на Ваш взгляд, действительно выявить уровень знания студента?
1.Да, помогает
.Нет, не помогает
.Затрудняюсь ответить
5) На каких дисциплинах, по Вашему мнению, целесообразно проводить тестирование?
1.Общие дисциплины
.Профилирующие дисциплины
.Общие и профилирующие дисциплины
.Не на каких
6) Как вы оцениваете в целом качество тестовых заданий по социологическим десциплинам (охват содержания курса, ясность формулировок, корректность ответов и т.п)?
1.Низкая оценка
.Скорее низкая
.Средняя оценка
.Скорее высокая
.Высокая
.Не могу оценить
7) Сколько, на Ваш взгляд, должно быть вопрос в одном тесте для выявления реальных знаний у студента по курсу одной дисциплины?
1.10 -14 вопросов
.15-19 вопросов
.20-25 вопросов
.Другое
8) Проверка тестов должна осуществляться… ?
1.Непосредственно самим преподавателем данной дисциплин
.Третьим лицо
.Компьютером
.Другое 9) Как правило, хватает ли вам времени для решения тестов?
1.Да
.Нет
.Затрудняюсь ответить
10) На ваш взгляд, может ли зачет проходить в форме тестирования?
1.Нет
.Да
.Только на некоторых дисциплинах
.Затрудняюсь ответить
11) Ваш пол:
1.Мужской
.Женский
12) Ваш возраст?
______________
Благодарю за участие!
Тесты
в социологии
Прикладная
деятельность социолога требует достаточно
глубокого
знакомства с основами тестирования и
умения применять различные
тесты на практике. Последние широко
используются руководителями, службами
персонала, кадровыми агентствами,
консультациями и службами занятости
для оценки личностных качеств,
способностей, навыков, знаний, склонностей
и интересов претендентов на рабочие
места, при аттестации, планировании
карьеры и расстановке кадров, а также
при решении вопросов
о профориентации, профессиональной
подготовке и развитии персонала
в целом. Важной сферой применения тестов
является область стимулирования и
мотивации труда. Кроме того, тестирование
помогает руководителю своевременно
выявлять назревающие
конфликтные ситуации и находить пути
их эффективного разрешения.
Особую
роль играет тестирование при приеме на
работу. Не секрет,
что каждый претендент на вакантное
рабочее место в большой
степени представляет для работодателя
«кота в мешке». Наряду
с послужным списком, рекомендациями и
профессиональными
достижениями, характеризующими его
(или ее) как специалиста,
руководителю необходимо знать, что это
за человек. Не подведет
ли в трудную минуту? Возьмет ли на себя
ответственность в случае необходимости
принятия самостоятельного решения?
Не окажется ли источником ссор и
конфликтов среди коллег?
Конечно, за одну встречу понять это
невозможно, но кое-что узнать
все равно необходимо. Для этого и
используют тесты, прибегая,
как правило, к услугам профессиональных
психологов, в руках
которых они становятся достаточно
достоверным источником
информации.
Надежность
данных, полученных в результате грамотно
проведенного тестирования, составляет
от 20 до 70% в зависимости
от используемых методик и квалификации
интерпретатора.
Кроме того, существует еще одна
закономерность: чем больше
тестовых методик используется, тем
надежнее получаемая с
их помощью информация.
Поэтому
для тестирования подбирается несколько
тестов (как правило, подобная совокупность
называется
«батареей тестов»), охватывающих наиболее
важные для данной
профессии интеллектуальные, личностные,
мотивационные и волевые качества.
Методология
тестирования
В
общенаучном смысле тест
(от англ. test—
опыт,
проба) — это кратковременное
стандартизованное испытание,
направленное на получение в относительно
сжатый отрезок времени наиболее
существенной информации о признаках
данного конкретного объекта с целью
установления у него наличия или степени
выраженности определенного психического
свойства (черты, характеристики) или
качества, а также совокупности
психических свойств личности или
психических состояний (отношений,
взаимовосприятия) групп и коллективов.
Тест
позволяет с заранее установленной
степенью вероятности
определить существующий у человека в
данное время уровень знаний, относительно
устойчивые личностные свойства, черты
поведения, а также получить качественные
и количественные оценки измеряемых
характеристик.
Концепция
тестирования
как
метода оценки и измерения качеств
личности
базируется на следующих общих предпосылках:
-
Внутренние
(психологические) свойства личности
выявляются с помощью индикаторов —
показателей или внешних поведенческих
характеристик (ответов на вопросы,
результатов решения разного рода
задач и т.п.), посредством которых
проявляются структуры и свойства
личности. -
Эти
индикаторы имеют такое выражение,
которое может быть объектом наблюдения
и измерения с помощью специальных
процедур. -
Между
внешней (поведенческой) чертой и
внутренним свойством
личности существует однозначная
причинная зависимость: наблюдаемое
действие или реакция человека порождены
определенным личностным свойством
и только им. -
Измеряемые
тестами черты и соответственно получаемые
результаты
распределены среди большой совокупности
людей достаточно
равномерно. Это означает, что тест
должен не только оценивать конкретно
взятого человека, но и быть применимым
к большой совокупности людей.
Последнее
требование отражается в понятии «норма
теста», под
которой
понимается «средний уровень развития
большой совокупности
людей, похожих на данного испытуемого
по ряду социально-демографических
характеристик». Иными словами, норма
теста
– это средний уровень распределения
выявляемых с его помощью
характеристик в большой группе людей,
на применимость в которой
он претендует. В большинстве случаев
норма теста определяется
с помощью усреднения результатов
тестирования большой выборки
людей одного пола, примерно одинакового
возраста и дифференциации полученных
результатов по важнейшим показателям.
Норма теста отражает его репрезентативность
или
свойство выборочной
совокупности людей (группы или ряда
групп, на основе анализа качеств
которых был разработан тест) представлять
генеральную совокупность всех лиц,
обладающих подобными типологическими
характеристиками. Репрезентативность
позволяет классифицировать
результаты тестирования и выступает
показателем
качественности тестовой методики.
Еще
одним критерием добротности теста,
тесно связанным с репрезентативностью,
является его адаптированность
— способность
учитывать национальные (в том числе и
социальные) и региональные особенности.
Авторы берут нужный для построения
тестов материал из исторически сложившейся
культуры близкой им
социальной общности. Тесты, «свободные
от культуры», а значит
одинаково понятные по материалу индивидам
из разных социальных
общностей, создать нельзя — это
неустранимое свойство тестовых
программ. При использовании тестов,
разработанных в иной социально-культурной
среде, в проверке и переоценке нуждаются
нормы, валидность, надежность тестов,
а также их применимость в целом.
Особенно остро проблема адаптированное
заявила о себе в последние годы, когда
в Россию широким потоком хлынули западные
тестовые методики и российские
специалисты
в области кадрового менеджмента бросились
применять их, подчас
не задумываясь о необходимости внесения
определенных корректив.
В
силу фактического запрета на использование
тестов, существовавшего в СССР (после
известного постановления ЦК ВКПб 1936
г. «О педологических извращениях в
системе Наркомпроса»), российский
кадровый менеджмент является дилетантом
в этой области. Многих буквально
очаровывает магия «фирменных» латинских
букв, аббревиатур, обозначающих
«классические» методики, такие,
например, как MMPI(личностный
опросник, разработанный в Миннесотском
университете), на основании которых
предлагается получение развернутых
заключений о сотрудниках фирмы или
кандидатах на имеющиеся вакансии.
Несомненно, вышеупомянутый тест занимает
в мировой психологии лидирующую (по
популярности) позицию. Однако нельзя
забывать тот факт, что он был разработан
специально для пациентов психиатрических
клиник (!) и широко используется в практике
частного психоанализа. При приеме
нормальных здоровых людей в американские
фирмы этот тест в последние годы не
применяется! Лица, подвергшиеся
подобному тестированию, уже выиграли
по суду немало исков, а компаниям пришлось
уплатить солидные штрафы за нанесение
морального ущерба.
Вообще
западные личностные тесты, в том числе
и более подходящие для ситуации
приема на работу («16 личностных факторов»
Кэттелла-1бPF,
Калифорнийский личностный перечень
–CPI,
Опросник
Айзенка — ЕРF,
Тест
Майерс-Бриггс, основанный на типологии
Юнга), для корректного применения в
России нуждаются в серьезной доработке
(«культурной и психометрической
адаптации»). Неадаптированное, без
внесения существенных поправок
использование этих и подобных им тестов
в современных российских
условиях явно неправомерно, хотя бы уже
потому, что в
нашей стране условия труда, его оплаты,
традиции трудового сознания во многом
отличны от западных. Далеко не для всех
тестов проведена адаптация, что уж
говорить о «пиратских» версиях
западных тестов. Как правило,
неадаптированные версии используют
дилетанты в области психометрики,
которые наивно полагают, что достаточно
просто перевести на русский язык
тестовые задания и тест будет работать.
На самом же деле работа поадаптации
тестовых методик должна включать
пересчет не только так называемых
тестовых норм, но и ключей к тест-заданиям
(пунктам).
Для
того чтобы тесты соответствовали своему
назначению, адекватно выявляли и
достаточно точно измеряли определенные
качества, они должны также соответствовать
таким критериям, как объективность,
валидность, надежность и научность.
Объективность
означает,
что результаты тестирования должны
быть интерсубъективны, т.е. независимы
от того, кто проводит тест.
Валидность
(от
англ. valid—
действительный,
пригодный) — это пригодность теста для
измерения именно того качества, на
оценку которого он направлен.
Так,
например, если тест используется для
оценки уровня знаний человека в области
управления персоналом, он должен
измерять именно эти знания, а не, например,
общую эрудицию или знания в области
экономики.
Существуют,
по меньшей мере, три условия обоснования
валидности: валидность
относительно критерия (требующая
демонстрации корреляции
или иного статистического взаимоотношения
между результатами теста и требованиями
работы); валидность
относительно содержания (требующая
демонстрации того, что содержание теста
представляет важнейшие относительно
работы черты поведения);
валидность
относительно конструктов (требующая
демонстрации
того, что тест определяет именно тот
конструкт или характеристику, для
определения которой он предназначен,
и что эта характеристика важна для
успешности в работе).
Надежность
отражает
степень точности и постоянства, с
которой измеряется качество личности,
и характеризует свободу процедуры
тестирования от погрешностей. Точность
проявляется в уровне совпадения
результатов данного теста с показателями
других тестов, используемых для этой
же цели, постоянство — в устойчивости,
стабильности результатов при повторной
оценке той же группы тестируемых. Вместе
с тем специалисты отмечают существование
нескольких причин, по которым индивид,
вновь проходящий тест, не получает
сходные оценки. К ним относятся: временные
психологические или физические изменения
состояния тестируемого; факторы
окружения (температура комнаты, освещение,
уровень шума или даже личность проводящего
тест); форма
теста (многие тесты имеют разную форму
или версию — на бумажном
носителе, в электронном виде, в устном
исполнении) и т.п. Указателем надежности
теста является степень, в которой сфера
оценок теста не подвержена влиянию
указанных факторов.
Надежность
теста определяется его коэффициентом,
который может колебаться от 0 до 1. Обычно
говорится, что если надежность теста
0,9 и более, то результаты его превосходны,
тест с надежностью
0,8—0,89 дает хорошие результаты, тест с
надежностью 0,7—0,79 дает адекватные
результаты, тест с надежностью менее
0,7 имеет ограниченную применимость.
Допустимый уровень надежности будет
отличаться в зависимости от типа теста
и используемой оценки его надежности.
Основные
типы надежности тестовых процедур:
-
надежность
типа «тест — повторный тест» указывает
на возможность получения таких же
результатов по тесту по прошествии
времени; -
надежность
альтернативной, или параллельной,
формы: речь идет
о
том,
что результаты теста подобны, если
индивид выбирает одну или несколько
его альтернативных форм; -
надежность
типа «интероценка» указывает, что
результаты теста подобны при проведении
его двумя или более оценщиками; -
надежность
типа «внутренняя непротиворечивость»
указывает границы, в которых тест
измеряет одно и то же.
Надежность
и валидность теста взаимосвязаны. Вместе
с тем между ними следует проводить
различия: надежность говорит о том,
насколько истинные результаты дает
тест, валидность — насколько хорош тест
для отдельной ситуации. Таким образом,
тест может быть надежным, но не быть
валидным. Он может оказаться невалидным
для различных целей: например, адекватно
показывать технические навыки, но
быть бесполезным при определении
лидерских качеств. Сходным образом
валидность теста обоснована
относительно специфических групп
индивидов (так называемых референтных
групп); вполне реальна ситуация, когда
целевая группа может не входить в число
последних. В целом валидность
теста может быть либо равна (идеальный
случай), либо меньше
его надежности.
Научность
–
это
обоснованность теста фундаментальными
исследованиями, его концептуальная
осмысленность. Особенно необходимо
научное обоснование при обращении к
батарее тестов – серии испытаний,
призванных оценить комплекс качеств
человека, свидетельствующий о его
профессиональной пригодности и
ожидаемых трудовых успехах, – широко
применяемой при отборе персонала.
Масштабность
использования процедуры тестирования
в управлении персоналом объясняется,
на наш взгляд, целым рядом ее достоинств:
-
объективностью
оценки (итоги
тестирования практически не
зависят
от субъективного подхода тестирующего;
к тому же они
могут быть оценены не
только качественно, но и количественно);
оперативностью оценки (сама
процедура тестирования занимает
сравнительно немного времени, в то же
время с ее помощью можно в короткий
срок собрать требующуюся информацию
о большом количестве людей); -
простотой
и доступностью тестирования (в
управлении пер-1
соналом
используются стандартизированные
тесты, которые содержат описание
процедуры их проведения и оценки
результатов; после профессиональной
апробации ими может пользоваться
широкий круг
руководителей, а также сотрудников
служб персонала); -
пригодностью
результатов тестирования для компьютерной
обработки
и использования статистических методов
оценки; -
большими
эвристическими оценочными возможностями; -
конкретностью
и непосредственной практической
направленностью
(тесты
позволяют получить сведения об
определенных свойствах личности и ее
поведении, а не о человеке вообще).
В
то же время, как и любые другие инструменты
кадрового менеджмента,
метод тестирования имеет свои ограничения
и тонкости,
которые
необходимо знать в процессе его
применения:
-
существует
серьезная проблема установления
однозначной причинно-следственной
связи между выявляемыми вопросами
(заданиями) тестов и качествами личности,
определяющими ее профессиональный
успех: при разработке тестов далеко не
всегда удается однозначно «перевести»
тестовые задания (индикаторы черт) в
конкретные качества личности, а последние
— в факторы трудовых достижений; -
результаты
тестов обычно оценивают лишь актуальные,
т.е. существующие в данный момент,
качества; в то же время большинство
характеристик личности и ее поведения
подвержены изменениям, порой
достаточно динамичным; -
квалифицированное
использование тестов требует
соответствующей
психодиагностической и этической
подготовки тестирующего; -
применение
тестов может вызывать у испытуемых
страх, искажающий результаты тестирования; -
публичное
объявление результатов тестирования
может задевать
чувство собственного достоинства
аутсайдеров, компрометировать
их в глазах окружающих и тем самым
осложнять отношения
в коллективе.
Существует
строго математизированная, экспериментальная
наука — тестология,
мало
известная в нашей стране, которая
позволяет вполне однозначно установить,
какой тест можно считать хорошим, а
какой — плохим. В развитых странах все
профессиональные и психологические
тесты проходят сертификацию — независимую
экспертизу. В некоторых случаях проводящие
специталисты объединены в национальную
психологическую ассоциацию,
в других — в специализированную
тестологическую ассоциацию.
К сожалению, в России подобная практика
находится пока в зачаточном состоянии.
Тесты
могут быть полезными только при условии
их грамотного применения подготовленными
к этому специалистами. Избегать
проблем и получать объективные результаты
помогают общие
правила тестирования, к
которым относятся следующие:
-
любое
сложное тестирование должно проводиться
при участии
специалиста по психодиагностике или
при последующем его участии
в качестве консультанта; -
человека
нельзя подвергать психологическому
обследованию обманным
путем или против его воли, недопустимы
никакие формы
прямого или косвенного принуждения; -
перед
проведением тестирования испытуемого
необходимо предупредить о том, что в
ходе исследования он невольно может
сообщить такую информацию о себе, своих
мыслях и чувствах, которую не осознает
сам; -
любой
человек (за исключением случаев,
оговоренных законом) имеет право
знать результаты своего тестирования;
итоговые данные в доступной для
понимания форме предоставляет испытуемым
тот, кто проводил обследование;
ознакомление с результатами тестирования
должно исключать их неправильное
толкование или появление у испытуемых
каких-либо опасений; -
результаты
тестирования не должны травмировать
исследуемого
или снижать его самооценку, поэтому их
следует сообщать в
ободряющей форме, по возможности
сопровождая конструктивными
рекомендациями; -
испытуемый
должен быть информирован о целях
тестирования и формах использования
его результатов; -
тестирующий
должен обеспечить беспристрастный
подход к процедуре и результатам
исследования; -
информация
о результатах тестирования должна
предоставляться только тем, кому
она предназначается; тестирующий
обязан обеспечить конфиденциальность
психодиагностической информации,
полученной от испытуемого на основе
«личного доверия» или в социометрических
тестах.
Помимо
вышеперечисленных правил, обеспечивающих
эффективность
процедуры тестирования, особые требования
предъявляются-
и к тестирующему. Общеизвестно, что
эффективность тестирования во многом
зависит не только от соответствующих
знаний, но и от личностных качеств
проводящего его человека.
Важными
для профессионального тестирования
качествами являются: общительность
и коммуникабельность; динамичность и
гибкость поведения; эмоциональная
сдержанность и терпимость; профессиональный
такт (основой которого являются прежде
всего соблюдение профессиональной
тайны и деликатность); умение держать
свою линию поведения; эмпатия (т.е.
готовность и способность проникнуться
чувствами и переживаниями других людей
и тем самым эмоционально понять их);
умение привлекать других людей к
активному сотрудничеству, совместному
анализу и решению проблем, а также
конфликтологическая грамотность.
В
процессе подготовки и проведения
тестирования можно выделить
четыре
основных
этапа, учет особенностей которых во
многом
определяет успех использования этого
метода:
-
выбор
тестовых методик (ознакомление
с методиками и их проверка
на предмет соответствия целям исследования
и удобности применения); -
инструктирование
испытуемых (разъяснение
им целей*и задач
тестирования, порядка выполнения
тестовых заданий и поведения во
время их выполнения); -
контроль
за выполнением заданий; -
интерпретация
результатов и подведение итогов
тестирования.
Еще
одним непременным условием эффективности
тестирования является учет особенностей
различных типов тестов.
По
предмету
исследования можно выделить три класса
тестов:
а)
общеличностные,
с
помощью которых фиксируют некоторую
целостность психических
свойств личности (одно из направлений
современной психологии личности —
дифференциальная психология — целиком
опирается на использование приемов
психодиагностики);
б)
личностные
—
специальные тесты, предназначенные для
диагностики
той или иной особой черты, характеристики,
свойства субъекта (например, творческих
способностей, уровня общей ответственности,
самоконтроля и т.п.)
в)
групповые,
предназначенные
для диагностики групповых психических
процессов — уровня сплоченности
групп и коллективов, особенностей
группового психологического климата,
межличностного восприятия, силы
нормативного «давления» группы на ее
членов и др.
Общие
особенности психологических тестов
определяются предметом изучения и
спецификой применяемой техники.
С
точки
зрения технических
приемов обычно
выделяют четыре разновидности
тестов:
а)
так называемые объективные,
преимущественно
аппаратурные, часто психофизиологические
испытания (например, измерение
кожно-гальванического рефлекса, служащее
индикатором эмоционального состояния);
б)
опросные
методики или субъективные тесты, как,
например, общеличностные тесты Г. Айзенка
и Р. Кеттела (эти тесты состоят из серии
взаимоконт-ролирующих
суждений о различных проявлениях
личностных черт с
предложением испытуемому фиксировать
наличие или отсутствие данного
свойства, черты, особенности поведения);
в)
тесты
«с карандашом и бумагой», например,
для диагностики внимания — вычеркивание
определенных букв в тексте («корректорский
тест»
— см. приложение .1) или вычерчивание
оптимального выхода из лабиринта
(оценка некоторых свойств интеллекта)
и т.д.;
г)
тесты,
основанные на экспертной оценке
поведенческих проявлений
испытуемых, например
активно использовавшаяся советскими
психологами методика «ГОЛ» — групповой
оценки личности.
Классификация
тестов
В
управлении персоналом используется
самый широкий спектр тестов, разнообразные
классификации которых приводятся в
специальной литературе. Простейшие из
них относятся к конструкции, форме
заданий и тестовой методике в целом.
Так,
в зависимости от формы ответов тесты
делятся на свободные, структурированные-(со
связанными ответами), шкалированные,
графические тесты и тесты с пробелами.
Каждый
из этих типов построения тестов имеет
свои достоинства и недостатки.
Свободные
тесты
предполагают ответы или действия,
содержание которых
определяет сам испытуемый. Задания
могут быть в форме вопросов (например:
«Напишите, какие концепции организационного
лидерства Вы знаете?»), дополнения
предложения (например: «Как правило,
в организации можно выделить 5 уровней
конфликта: внутриличностный, межличностный,
внутригрупповой, межгрупповой и.’..»),
свободных действий (например: рисование
в проективных тестах) и исправления
ошибок. Сильной стороной
этого вида тестов являются легкость
формулировки вопросов
и, как следствие, низкие временные и
другие расходы на подготовку
этого типа исследовательских методик.
Их слабость — трудная оценка и
интерпретация полученных результатов.
Структурированные
тесты,
или тесты со связанными ответами,
содержат
вопросы с ответами в формах: «да»—«нет»;
задания с выбором правильного
ответа (по типу: «Подчеркните правильный
ответ в высказывании «…»); лучшего
ответа (по типу: «Выберите наиболее
точный ответ …»); идентификации. Сильная
сторона состоит в легкости оценки.
Вместе с тем существует опасность
угадывания ответов и, кроме того, для
этого типа тестов характерны трудоемкость
при разработке формулировок и большие
подготовительные расходы в целом.
Гораздо
более сложной является классификация
тестов по исследуемому объекту. С
этой точки зрения тесты можно разделить
на три самостоятельные большие группы:
-
индивидуальные
—
с их помощью выявляются качества
отдельных индивидов (см. приложение
1 и 2); -
социально-психологические
(прежде
всего изометрические), где
объектом анализа являются межличностные
отношения в малой группе (см. приложение
3 и 4); -
ситуационные
— изучается
поведение человека в определенной
ситуации (см. приложение 5).
В
свою очередь, индивидуальные тесты
делятся на личностные тесты
и тесты способностей.
Первая
разновидность — личностные тесты —
призвана определять независимые от
ситуации и постоянные во времени качества
человека. В отличие от тестов способностей,
ориентированных на выполнение испытуемым
поставленного задания, достижение
высоких результатов, они рассчитаны
на открытую и свободную реакцию человека,
выявляющую
его относительно стабильные черты
(темперамент, агрессивность,
тревожность, уровень притязаний,
самооценка и т.п.).
Главное
назначение тестов этого типа состоит
в выявлении того, как человек ведет себя
в определенных ситуациях или решает
определенный
круг проблем. Личностные тесты могут
выявлять уровень
выраженности каждой характеристики
(например, тест Кеттелла)
или по совокупности данных относить
человека к тому или иному
типу (например, тест Майерс—Брйгс).
Эти
тесты включают: субъективные тесты
(личностные
опросники
и тесты интересов и склонностей),
объективные и проективные тесты.
В
субъективных
личностных тестах принцип
оценки понятен для испытуемого, поэтому
своими неискренними ответами он
может повлиять на результат и исказить
его.
Помешать
этому призваны вопросы — фильтры на
выявление искренности (лжи). Если,
стремясь создать о себе хорошее
впечатление, испытуемый в своих
ответах превышает, донустимый предел
возможной
неискренности, то результаты теста
считаются недействительными.
Широко
распространенная разновидность
субъективных тестов —личностные
опросники, содержащие
комплекс вопросов, ориентированных на
общую цель. В зависимости от целей
различаются многофакторные (дающие
разностороннюю комплексную
оценкупсихологических качеств личности),
однофакторные (выясняются отдельные
устойчивые особенности человека,
например его темперамент) и проективные
тесты-опросники.
Тесты
интересов и склонностей исследуют
предпочтения испытуемого к определенным
видам деятельности и ситуациям, структуру
мотивации и диспозиции личностей
сотрудников.
Диспозиция
личности — это
фиксированная в ее социальном опыте
предрасположенность воспринимать и
оценивать условия деятельности,
собственную активность и действия
других, а также предуготовленность
действовать в определенных условиях
определенным образом. Этим понятием
объединяют разнообразные
потребностно-мотивационные структуры
субъекта, которые так или иначе регулируют
его социальное поведение. Личностные
диспозиции
образуют иерархически организованную
систему, вершину
которой составляет общая направленность
интересов и система ценностных
ориентации, средние уровни — система
обобщенных социальных установок
(«аттитюдов») на многообразные социальные
объекты и ситуации, а нижний — ситуативные
социальные установки как готовность
к оценке и действию в максимально
конкретизированных социальных условиях
деятельности. Регистрируя диспозиции
личности, мы тем самым получаем информацию
о возможной направленности поведения
людей в определенных условиях. Однако
крайне важно иметь в виду, что разные
диспозиционные образования обладают
различной «прогностической силой»
в отношении возможного поведения.
Соседние файлы в папке тема 10
- #
- #
- #
- #
Онлайн тесты по социологии с ответами – проверь свои знания
Социология – интересная наука, которую повсеместно изучают в вузах. И по социологии, как по предмету, вам, скорее всего, нужно будет сдавать зачет.
Тест по социологии онлайн поможет вам хорошо подготовиться к итоговым испытаниям. Вы легко проверите свои знания и сможете увидеть, какую тему усвоили не так хорошо, как хотелось бы.
Тест по социологии 1 курс продуман таким образом, что, пройдя его, вы сможете свериться с ответами и понять, в чем ваша ошибка.
Попробуйте пройти тесты с ответами по социологии – это может быть лучшей подготовкой к сессии. Легко, понятно и интересно!
Если наука никак не дается, на нашем сайте вы сможете найти репетитора по предмету и позаниматься дополнительно.