Как составить тест по учебнику

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.

Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении
нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяются для организации
самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только
опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь
поисковый, эвристический, проблемный характер.

При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки
рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.

При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты
охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение
рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего
курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира
в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в
течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной
работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще
подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его
развития, возрастным мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве
домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить
тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет
способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания
применять их на практике.

Методика составления и проведения тестов.

Основными этапами любого тестирования являются:

  1. Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и
    понятных учащимся.
  2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей
    школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
  3. Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов
    тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
    надежность, точность, лаконичность;
    недопустимость применения двусмысленных вопросов;
    использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для
    составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных
    классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
  4. Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и
    тренинге.
  5. Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной
    деятельности учащихся.
  6. После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с
    помощью ключа
  7. Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
  8. Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с
    результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных
    работ и имеют право на апелляцию.

При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных
группы тестов:

  1. задание на выбор правильного ответа;
  2. приведение в соответствие или классификацию объектов;
  3. расположение объектов в определенном порядке;
  4. “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.

Виды тестов по форме.

Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых
заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.

1. Тесты – определители с одним правильным ответом.

Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных
ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в
которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу,
6. Фиджи.

Кооперирование – это:

а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных
производств;
в) сосредоточение предприятий на одной территории;
г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.

Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие.
Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:

1. специализация;
2. комбинирование;
3. кооперирование;
4. концентрация.

2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов,
причем обходимо назвать их максимальное количество.

Летом тропические ВМ господствуют:

1) в тропическом климатическом поясе;
2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.

3. Тесты – определители, где все ответы правильные.

Крупными производителями автомобилей являются:

1) Япония;
2) Западная Европа;
3)США;
4 )все указанные регионы.

4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их
количество (один, два, три и т. д.).

В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов –
миллионеров:

  1. Центральный;
  2. Дальневосточный;
  3. Западно-Сибирский;
  4. Центрально-Черноземный;
  5. Волго-Вятский;
  6. Северо-Кавказский.

5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по
принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.

Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:

1) холм;
2) ветер;
3) песок;
4) равнина;
5) овраг;
6) гранит.

6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных
ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.

Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:

1) траппы;
2) Саяны;
3) Таймыр;
4) лиственница;
5) Путорана.

7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или
диаграмм.


На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на
Земле:

 

8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует
однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или
несколько заданий.

В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается
высоки естественный прирост населения.

1)да; 2)нет.

9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике,
где названы примеры объектов, один из которых правильный.

Определите физико-экономический район России по данной характеристике:
занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней
платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения
являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на
территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно –
таежные почвы и лиственничные леса.

1) Русская равнина;
2) Горы Южной Сибири;
3) 3аподно – Сибирская равнина;
4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.

10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать
самостоятельно.

По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная
страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного
нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.

——————————————————————————————————–

Ответ: Австрия

11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты
ответов.

По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла,
шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):

1) влажные экваториальные леса;
2) средиземноморская;
3) саванны;
4) пустыни.

12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа.
По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин,
Дакка, Катманду).Ответ:

———————————————————————————————————-

Ответ: Индия

13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого
столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:

1)Гималаи
2)Уральские горы
3)Кордильеры
а) древняя складчатость
б) средняя складчатость
в) новая складчатость

Ответ: 1-в; 2-а; З-б

14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не
совпадает количеством вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:

1)Урал
2)Хибины
3)3аподно-Сибирская равнина
4)Сихоте-Алинь
а) щит
б) молодая платформа
в) герцинская складчатость
г) мезозойская складчатость

Ответ: 1-в;2-а;3-б;4-д

15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных
ответов.
Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:

1 .экваториальный
2. субэкваториальный
3. тропический
4. субтропический
а) тропические
б) умеренные
в) субэкваториальные
г) экваториальные

Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б

16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний”
вариант.
Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их
размещения:

1. гидроэнергетика
2. металлургия алюминия
3. судостроение
4. сахарная промышленность
а) потребительский
б) сырьевой
в) энергетический
 

Ответ: 1-б;2-г;3-а;4-б

17. “Открытые” (или перспективные) тесты.

В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно
вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним
верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим
названным требованиям.

Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как
правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова.
Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __
метров, (равнины, абсолютной, 2000.)

Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает
полную свободу действий тестируемого.

Назовите три основных государства Азии:

———————————————————————————————–

—————————————————————————————————-

на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри –
Ланка, Филиппины, Япония.

18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.

Заполните таблицу:

Воздушные массы Район формирования Температура и влажность
    Жаркая и влажная
тропические    
  Умеренные широты над океаном Лето: Зима:
антарктические    

19. Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.

Заполните таблицу, используя предложенные варианты ответов:

Страна Столица Форма правления Административно-территориальное устройство
Канада      
  Прага    
    Конституционная монархия  
Оман      
      Конфедерация

Варианты ответов: Чехия, Швейцария, Норвегия, Маскат, Оттава, Берн, Осло,
республика, абсолютная монархия, государство Британского Содружества, унитарное,
федеративное.

20. Тесты связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.

Заполните схему, используя следующие слова:

1. Мировой океан;
2. болота;
3. ледники;
4. горные;
5. подземные воды;
6. реки;
7. покровные.
8. моря;
9. заливы.

21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.

Заполните схему:

22. Тестовые задания, требующие выполнение расчетов, с вариантами ответов.

Используя рисунок 60 на странице 96 (Суханов В.П. Физическая география. 6
класс.) или рисунок 80 на странице 144 (Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П.
География. Начальный курс.).
Определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20 С до
10 С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100%: 1) 9 г; 2)
8 г; 3) 17 г.

23. Тесты, требующие выполнение расчетов без вариантов ответов.

Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Н испаряемость
равна 31 мм. и в течении года выпадает 488 мм. осадков:

Ответ 1,3

Тесты – классификаторы.

Тесты – классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов,
и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или
выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наиболее удобен
для установления внутрипредметных или межпредметных связей.

24. Тесты – классификаторы с указанием классификации.

Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:
а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс;
з)галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.

Осадочные:

————–
————–
————–

Метаморфические:

——————-
——————-
——————-

Магматические:

——————
——————
——————

Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты
занесите в таблицу: Лиственница, лемминг, ковыль, бурундук, ягель, песец,
соболь, дрофа, кедр, кролик.

25. Тесты на самостоятельную классификацию.

Сгруппируйте по языковым семьям народы России:

Русские, карелы, татары, осетины, якуты, украинцы, коми, буряты, башкиры,
удмурты.

А Б  В Г
———–
———–
———–
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-

26. Тесты, проверяющие знания географической карты и географического
пространства построенные по принципу альтернативного теста.

В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее:

Норвегия – Дания;
Испания – Бельгия;
Чехия – Венгрия;
Швейцария – Германия.

27. Расставить по порядку.

Распределите горные страны по мере увеличения их высоты:

Гималаи – _____ 4
Уральские –____ 1
Альпы – ________2
Кордильеры – ____3

28. Тесты на установление причинно – следственных связей.

Укажите правильную последовательность причинно – следственных связей:

Развитие земледелия – __________ 4
Агроклиматические ресурсы – ___1
Географическая широта – _______2
Плодородие почв – ____________ 3

29. Тесты по нахождению “лишнего” объекта, где даны критерии ответа.

В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному
признаку: Русские, сербы, грузины, греки, поляки

30. “Лишний” объект – нет критериев ответа.

В данном списке выберите ответ отличающийся от остальных: Гранит, базальт,
пемза, обсидиан, мрамор.

На моём канале “Домобуч” по будням выходят тесты по школьным предметам. В этом году, в основном, это программа 6 класса. Просто дочь учится в 6 классе и я с помощью тестов систематизирую пройденный материал, раскладываю всё по полочкам.

Тесты помогают быстро повторить пройденное, выяснить, что уже забылось и принять меры. Да и взрослым полезно освежить свои знания.

Я очень рада людям, которые отвечают на вопросы моих тестов, указывают на ошибки, спорят. Некоторых узнаю по никам, радуюсь, как хорошим знакомым, жду ответной реакции. В тест легко может закрасться опечатка или фактическая ошибка.

По моему опыту, даже в школьных учебниках ошибки встречаются регулярно, а по некоторым вопросам грамматики разнятся данные филологов и словарей. Как же правильно? Вот, разбираемся вместе.

В результате я уверена, что в опубликованных тестах не ошибок и двусмысленностей, поэтому их можно использовать без опаски.

Но что делать, если вам неинтересны тесты для 6 класса, а нужны, например, для девятого или вы совсем другую тему сейчас изучаете? Можно составить нужный тест самостоятельно.

Вот – подробная инструкция по составлению теста для начинающих.

Видео на эту тему, по принятой в Дзене традиции, размещаю внизу статьи.

Скриншот и коллаж автора канала "Домобуч"
Скриншот и коллаж автора канала “Домобуч”

Шаг № 1. Где находятся Яндекс-формы?

Первым делом ищем заветный плюсик, который находится рядом со значком фотоаппарата.

Здесь и далее - скриншоты автора канала "Домобуч"
Здесь и далее – скриншоты автора канала “Домобуч”

Нажимаем на этот плюсик (я его обвела) и попадаем на вкладку “Виджеты”. Нам нужны “Формы”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Кликаем на них и попадаем туда, куда нам и надо. А, нет, всё поменялось.

Попадаем вот на такую вкладку.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Это облегчённая форма конструктора. Я ею не пользуюсь, поэтому приглашаю сразу нажать на Я_Формы, те самые, что обведены красненьким.

И вот мы попадаем туда, куда нужно.

Шаг № 2. Создаём новую форму

Неважно, как у вас выглядит открывшаяся страница. Нам нужен вот этот жёлтый прямоугольник в правом верхнем углу, который так и называется “Создать форму”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

У меня эта страница в закладках, поэтому я работать начинаю сразу отсюда.

Нажимаем на прямоугольник, и во оно – наше поле деятельности.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Шаг № 3. Даём название новой форме

Сделать это просто. Наведите курсор мышки на текст “Название формы”, справа от надписи увидите карандашик.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Нажимаете на карандаш и открывается поле для ввода текста.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Называете форму так, чтобы её легко можно было найти. У меня создано уже так много тестов, что найти конкретный простым перелистыванием сложно. Я пользуюсь поиском. А для этого надо помнить, как я называла тест.

Этот тест у меня будет по технологии, поэтому я так и назову:

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Чтобы название сохранилось, нужно кликнуть мышкой, выведя курсор за пределы строки, которую вы только что заполняли.

Шаг № 4. Делаем обложку теста

Мы работаем в конструкторе сейчас. На предыдущем слайде можно заметить, что слово “конструктор” выделено красным.

Обложку можно и не делать. Тогда в статье сразу будет виден первый вопрос. Если статья будет состоять только из “первых вопросов”, как, к примеру, ТУТ, то обложка не нужна.

Если же тест состоит из нескольких вопросов, то я делаю обложку.

Выбираю кнопку “Текст без вопроса”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Сразу открывается вот такая форма:

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

В ней я пишу “приветственную фразу”. Обычно вот такую. И не забудьте поставить “птичку”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Далее жмите кнопку “Сохранить”. Вот, мы создали первую страницу теста. Но одной нам мало, поэтому кликаем на кнопку “Добавить страницу”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Появилась вторая страница теста. Пока она ещё пустая.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Шаг № 5. Создаём вопрос теста с однозначным выбором

Сейчас мы создадим вопрос, к которому есть только один ответ. Для этого нажимаем кнопку “Один вариант”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Сразу открывается форма создания вопроса с одним вариантом ответа.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Заполняем все поля. В широком пишем сам вопрос. В маленьком, где сейчас написано “Вариант 1” – пишем первый ответ. Затем кликаем на поле “Добавить вариант” и пишем второй вариант ответа. Так можно много вариантов написать, хоть десять. Но обычно достаточно 2-4.

Правильный ответ помечаем птичкой. И можем назначить за него сколько угодно баллов, по умолчанию будет 1 балл.

Вот так получается:

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Очень удобно, что справа видно, как этот вопрос будет выглядеть в статье. Если что-то не нравится, можно сразу подкорректировать.

Теперь опускаемся чуть ниже с помощью бегунка, расположенного слева. Там есть ещё формы для заполнения.

Если поставить “птичку”, что это обязательный вопрос, то тест не даст читателю пропустить его. Это полезная опция, потому что иногда случайно можно дважды кликнуть и пролистнуть вопрос, потерять балл и не заметить этого.

Я активирую опцию “сортировка ответов” в случайном порядке для каждого пользователя или, когда это нужно, по алфавиту.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Теперь можно нажать кнопку “Сохранить”. И у нас готова вторая страница теста.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Шаг № 6. Создаём вопрос с несколькими верными ответами

Добавляем страницу (вы это уже умеете делать).

Кстати, если страницу не добавить, то следующий вопрос будет у вас на одной странице с предыдущим. Иногда это тоже интересный вариант – видны сразу все вопросы теста. Но мне нравится, когда каждый вопрос располагается на отдельной странице.

Теперь нажимаем на кнопку “Несколько вариантов”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Появляется форма, очень похожая на предыдущую. Но обратите внимание на предупреждение – текст на голубом фоне. Сумма баллов засчитается, если будут выбраны все верные ответы без неверных.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Я заполнила страницу вопроса. У меня здесь три верных ответа и один неверный. Отвечающий получит целых три балла, если выберет все верные ответы (они помечены тут птичками). Но если он выберет один, два или 4 варианта, то не получит ни одного балла. И это очень печально. Но я пока не нашла другой формы, которая бы устраняла эту несправедливость.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Дальше делаем всё также, как и в вопросе с одним вариантом ответа.

По этому принципу составляем все остальные вопросы.

Шаг № 7. Вкладка “Тема”

Здесь вы можете выбрать цвет кнопки. По умолчанию он жёлтый, но я вот поставила голубой.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Тут всё просто – выбираете цвет и нажимаете внизу кнопку “Сохранить”.

Можно выбрать и цвет поля текста. Вот, к примеру, пусть будет зелёным. В окне предварительного просмотра вы можете видеть все изменения.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Вкладка “Интеграция” мне не нужна пока, я с ней не разбиралась.

Шаг № 8. Настройки

Переходим на вкладку “Настройки”. Здесь нужно нажать на кнопку “Тесты и квизы”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Это важная страница. Здесь вы заполняете обратную связь для пользователя.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Нужно обязательно поставить птичку “Показывать результат прохождения теста”, иначе человек ответит на вопросы теста, а результат посмотреть не сможет.

И я активирую ещё “Показывать правильные и неправильные ответы в результатах теста”. Эта опция появилась не так давно и периодически подглючивает. Но это очень удобно: пройти тест, узнать результат и сразу увидеть, где ошибся.

Количество сегментов можно поставить любое, я обычно ставлю 5, так как тесты у меня по школьной программе, вот и привязалась к пятибалльной системе.

Получается примерно так.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

И вот так. Все поля заполнены. Нажимаем кнопку “Сохранить”.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Тест готов!

Шаг № 9. Публикация

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

Нажимаем на кнопку “Поделиться”. Копируем тот код, который нужен. Для Дзена – верхний.

Как создать свой тест. Пошаговая инструкция с пояснениями и скриншотами

А затем вставляем в тело статьи на Дзене просто нажав горячие клавиши Ctrl +V.

Вот и всё.

Как выглядит готовая статья с этим тестом Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.

____

Я постаралась рассказать подробно. Если есть вопросы – пишите, отвечу.

Для тех, кто не любит читать – видео.

Методика обучения
составления тестов

Полезны тесты, составленные самими учащимися.
Ценность их определяют две причины:

 – во-первых, они нужны в школе и в классе как средство контроля,

 – во-вторых, при их создании происходит осмысление изученного, развитие
комплекса мыслительных операций, умение работать с информацией и перекодировать
ее, формулируя вопросы.

Понятие об уровнях усвоения материала

Прежде чем создавать тест,
решают, какой уровень усвоения знаний будут с его помощью проверять. Уровней
три.

Первый уровень – узнавание, различение. Учащиеся должны опознать повторно
воспринимаемый объект, выделить его, назвать. Основы выполнения задания –
восприятие, память. Тип используемого теста –  на опознание.

Второй уровень – воспроизведение. Нужно воссоздать ранее усвоенную информацию
(определение, формулу, описание устройства, порядка выполнений практических
действий), решить типовую задачу по данному ранее плану. Тип используемого
теста – репродуктивный.

Третий уровень – решение нетиповых задач, в которых известны цели и условия, а способ
решения требуется найти самому. Его основа – мыслительная, продуктивная
деятельность.

Первый и второй уровни –
исполнительские, они опираются на репродук-тивную деятельность и осуществляются
по конкретным предписаниям. Третий уровень связан с мыслительно-преобразующей
творческой деятельностью.

Как создают тест

Алгоритм-1

1.          
Изучают учебную программу
и выделяют важнейшие знания по теме и относящиеся к ней умения.

2.          
Определяют, что именно 
будут контролировать, т.е. объекты контроля.        

3.          
Решают: на каком уровне
произойдет контроль усвоения каждого объекта.

4.          
Определяют, сколько ТЗ
будет в тесте.                                                              

5.          
Выбирают формы заданий.                                                                       

6.          
Составляют тестовые
задания (вопросы и ответы, если ТЗ с выбором ответа), руководствуясь заполненной
таблицей «Контролируемый материал» и списком видов ТЗ.

7.          
Разрабатывают способ
оценивания ответов.                                                      

8.          
Создают и тиражируют (для
каждого ученика и каждой группы) бланк результаты работы.

9.          
Проводят экспертную оценку
ЭО и теста                                                           

10.      
Корректируют работу.

Этапы привлечения учащихся к работе по созданию
тестов.

Шаг Iбеседа
о том, что такое тестирование, для чего применяют и каковы его особенности, для
чего его применяют и каковы его особенности, виды тестов и тестовых заданий.

Шаг IIрассказ
педагога о составе теста (в него входит ряд ТЗ) и задании со множеством ответов
для выбора
.

Шаг IIIзнакомство
с тестовыми заданиями открытого типа.

Шаг IVзнакомство
с более сложной процедурой составления тестового задания, в которую входит
заполнение таблицы «Контролируемый материал».

Шаг Vобучение
составлению «Эталона ответа» к сложному тестовому заданию или целому ответу.

Шаг VI – составление теста, имеющего несколько тестовых
заданий

(ТЗ посвящаются общей теме, но вместе они проверяют знания по разным
вопросам или умение выполнять разные операции).

Алгоритм-2

создания тестового задания с выбором ответа

1.         
Выбрать (из параграфа
учебника или предложенного учителем списка) тему тестового задания (ТЗ).

2.         
Придумать вопрос или найти
интересную краткую информацию и к ней поставить вопрос. Записать его.

3.         
Дать серию ответов (один
верный, остальные правдоподобные, но ошибочные – для выбора). Закодировать их,
проставив около каждого порядковый номер или букву – А, Б, В.

4.         
На отдельном листе
записать тему тестового задания и код правильного ответа, фамилию составителя.

Алгоритм-3

создание теста

1.          
Провести анализ учебника
(одного или нескольких параграфов, всего раздела) и выбрать тему теста.

2.          
Определить, какие элементы
знаний и какие умения, т.е. ЧТО именно, вы будете контролировать с помощью
теста. Сделать их список.

3.          
Решить: сколько тестовых
заданий (ТЗ) войдет в состав теста.                         

4.          
Составить первое ТЗ (на
первый выделенный вами элемент знаний или первое умение) по алгоритму 2

5.          
Составить второе ТЗ – на
второй выделенный вами элемент знаний.

6.          
Повторение шагов 4 и 5,
меняя объект контроля столько раз, сколько вы выделили элементов знаний минус
2. Их общее число должно быть равно количеству запланированных ТЗ.

Составление тестов развивает у ребят умение:

вести анализ (выбор материала для контроля),

выделять главное в параграфе учебника,

четко и кратко формировать вопросы,

давать четкие ответы на них,

понимать, как достигается объективность оценки.

Разработка принципов составления тестов

Составила: учитель начальных классов

Багаева Надежда Николаевна

МБОУ «Гимназия 25» г. Кемерово

Оглавление

Введение

  1. Определение содержания тестов

  2. Принципы отбора содержания текстовых заданий

  3. Типы тестов

  4. Как составить тест

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проверка и оценка достижений школьников по своей значимости были и будут наиболее важными моментами процесса обучения. Основное требование к ним – это объективность. Чётко сформулированных критериев оценки знаний учащихся нет, поэтому каждый учитель самостоятельно, опираясь на свои знания, опыт и интуицию, определяет шкалу отметок. А это означает, что разный уровень подготовленности учителей обуславливает и разные требования к качеству знаний учащихся.

Представляют интерес объективные данные о результатах обучения в следующих аспектах: насколько успешно учащиеся освоили каждый из основных элементов знаний, сколько учащихся овладело материалом только на уровне обязательных требований к знаниям и умениям и сколько на уровне творческого применения знаний.

Поэтому необходим инструмент проверки уровня знаний, используя который можно определить истинный уровень подготовленности каждого учащегося в отдельности. Таким инструментом может служить тест. Тестовый контроль предполагает возможность быстрее и объективнее, чем традиционный, выявить знание и незнание обучающегося, прост для оценивания в современной системе обработки информации и как правило, является обязательной составной частью новых педагогических технологий, так как технологичен по своей сути.

Что же такое тест? B.C. Аванесова даёт такое определение теста: это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и уровень знаний.

1 .ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕСТОВ

Под содержанием теста понимают оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. При создании тестов обычно ставиться задача, включить в него основное, главное, что учащиеся должны знать и уметь в результате обучения. Не обязательно требовать, чтобы все основные знания, умения, навыки и представления входили в тест; некоторые из них заметно связаны между собой, иногда перекрывают друг друга по содержанию и поэтому могут быть взаимозаменяемыми.

При тестировании школьников выявляются как знание, так и незнание, что достигается посредством системы заданий, нацеленных на отделения знания от незнания у каждого тестируемого. Учащиеся чувствуют, что они чего-то не знают, но не всегда осознанно могут сформулировать, что конкретно они не знают. Использование тестов позволяет вскрыть заблуждения такого рода, сориентировать внимание учителей и учащихся на

ликвидацию обнаруженных пробелов. Оценка качества знаний зависит не только от содержания учебной дисциплины, но и от качества фиксации в содержании теста таких элементов, которые позволили бы оценить прочность, полноту, глубину, оперативность, гибкость, конкретность и обобщенность, системность и другие так называемые параметры знаний, обычно выделяемые в дидактической литературе.

Содержание теста не может быть только лёгким, или средним, или трудным. Лёгкие задания создают лишь видимость наличия знаний. Точно также искажает этот уровень и подбор заведомо трудных заданий. У одних учащихся трудные задания могут вызвать интерес к учёбе, у других – напротив.

Трудность теста зависит от цели. Если нужно отобрать небольшое число самых подготовленных учащихся, скажем на олимпиаду, то ясно, что задания должны быть трудными. Если наоборот, поставлена цель выявить самых слабых, то сделать это лучше с помощью сравнительно лёгких заданий те, кто не выполнит их, и есть самые слабые. В ситуации, когда нужно оценить учащихся во всём диапазоне знания – от низшего до высшего, в тест необходимо включить и лёгкие, и средние, и трудные задания расположив их по возрастанию трудности.

Поскольку одни и те же предметные задания могут быть использованы в большом числе различных видов деятельности, при разработке конкретных заданий, включаемых в набор тестов, необходимо иметь в виду содержание целей обучения и ими руководствоваться. Другими словами, составлять задания нужно так, чтобы их выполнение требовало применения тех специфических и логических приёмов познавательной деятельности, которые предусмотрены поставленными целями обучения.

С точки зрения логики тестовое задание можно ассоциировать с предложением или утверждением, сформулированным в повествовательной форме. В случае правильного ответа – это предложение превращается в истинное высказывание – в случае неправильного ответа – в ложное. Полезно отметить, что привычные для педагога вопросы не относятся к высказываниям, а потому содержание вопроса не может определяться как истинное или ложное.

2.ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Значимость материала. Этот принцип указывает на необходимость включения в тест только тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами. Такие элементы ввиду их важности можно назвать структурными. В тест, следовательно, нужно включать только те

материалы, которые выполняют роль инвариантного, опорного (структурного) каркаса в индивидуальном задании.

Научная достоверность. В тест, включается только то содержание учебной дисциплины, которое признано объективно истинным и поддаётся рациональной аргументации. Соответственно, все спорные точки зрения, которые существуют в науке, не рекомендуются включать в тестовые задания. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют чёткого, заранее известного для преподавателей ответа.

Соответствие содержания теста уровню современного состояния Этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалистов и проверять их знания не только на научно достоверном . материале, но и соответствующим современным представлениям. Трудность реализации этого принципа заключается в опосредованности связи содержания теста с уровнем развития науки, через содержание учебной дисциплины. Чем лучше взаимосвязана эта триада, тем легче достигается искомое соответствие.

Репрезентативность. В тест не только включают значимые элементы содержания, но и обращают внимание на полноту и их достаточность для контроля. В самом деле, можно взять пять- шесть элементов и проверить по ним знания учащихся. Но где уверенность, что они знают другие важные элементы содержания учебной дисциплины? Путь к появлению такой уверенности лежит в наиболее полном отображении необходимого знания в заданиях теста. Принцип репрезентативности не означает обязательного включения в окончательный вариант теста всех значимых элементов содержания. Ведь многие из них явно связаны между собой в общей структуре знаний, полностью или частично включены один в другой. Кроме того, много элементов в структуре знаний иерархически соподчинены. Этому принципу соответствуют основные задания, которые лучше называть структурными.

Возрастающая трудность. Этот принцип означает, что каждый элемент содержания образования в процессе обучения и контроля обладает некоторой усреднённой мерой трудности, на которую и ориентируются преподаватели. Трудному содержанию обычно соответствуют и трудные задания.

Учащийся, который справляется с трудными заданиями, обычно с большой вероятностью правильно выполняет и лёгкие задания.

Вариативность. Содержание теста не может оставаться неизменным и независимым от развития науки, научно- технического прогресса, от нового содержания учебной дисциплины и от новых учебников. Из принципа репрезентативности вытекает, что по мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьировать и содержание теста. Кроме того, различным бывает контингент учащихся в классе. Если тестируется слабый по подготовленности класс, то оказывается , что на трудные задания теста ни один учащийся правильно ответить не может, и поэтому из дальнейшей обработки и интерпретации тестовых данных эти задания следует изъять.

Системность. Этот принцип означает подбор такого содержания тестовых заданий, которое отвечало бы требованиям системности знаний. Помимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знания. Это возможно только в тех случаях, когда задания теста связаны между собой.

Комплексность. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема – основополагающая в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные – если не все – темы учебного курса. Другая сторона рассматриваемого принципа – стремление сбалансировано отобразить в тесте основной теоретический материал – понятия, законы и закономерности. Тестовые задания на установление соответствия или правильной последовательности, превращаясь, таким образом, в дидактическую модель, используемую одинаково и для контроля, и для обучения.

Взаимосвязь содержания и формы. При рассмотрении этого общего диалектического принципа применительно к тестам невольно возникает ассоциация с искусством. Настоящее искусство представляет собой соединение содержания и формы. Так и тест результат взаимовлияния содержания заданий и наиболее подходящей им формы.

Использование тестовых заданий в контрольно-обобщающих уроках позволяет учащимся самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить об обучающем потенциале тестовых заданий. Использование обучающего потенциала тестовых заданий станет одним из эффективных направлений в практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

3.ТИПЫ ТЕСТОВ.

1 .ТЕСТ ДОПОЛНЕНИЯ представляет собой задание- предложение с пропуском слова (цифры), отмеченным точками.

Ответ на тестовое задание данного типа должен быть лаконичным и однозначным.

  1. ТЕСТ НАПОМИНАНИЕ представляет собой прямой вопрос, требующий только однозначного ответа.

При составлении теста напоминания задание формулируем в виде прямого вопроса, на который учащийся должен дать однозначный ответ и выразить его словом, числом и т.д.

3 .АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ состоит из предложений, содержащих какое- либо утверждение, правильность или неправильность которого должен определить учащийся.

При составлении альтернативного теста следует избегать слов, подсказывающих ответ. Предложения надо формулировать лаконично и однозначно, правильные и неправильные по содержанию предложения располагать вразброс.

Ответы на тестовые задания данного типа учащиеся могут давать словами («правильно» или «неправильно», «да» или «нет») или знаками («+», если «да», «-« – если «нет»).

4.ВЫБОРОЧНЫИ ТЕСТ состоит из заданий, которые включают как правильные, так и неправильные ответы, а учащийся должен сделать выбор.

При составлении тестов данного типа желательно, чтобы ответов было не менее четырёх.

  1. .ТЕСТ СЛИЧЕНИЯ представляет собой задание, состоящее из связанных друг с другом по содержанию данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами. Выполнение задания сводится к поиску связанных между собой данных.

При составлении тестовых заданий данного типа необходимо, чтобы один столбец – состоял из лаконично сформулированных предложений, другой – из слов, знаков, схем и т.д число предложений от 5 до 15 (чтобы усложнить работу по выбору правильного ответа); во втором столбце – данных на 2-3 больше, чем в первом; столбцы размещают на одной странице.

  1. ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ представляет собой перечень объектов контроля (явления, величины, числа и т.п.), которые должны быть расположены по порядку.

При составлении тестовых заданий данного типа необходимо, чтобы наименования были однопорядковые и их было не менее 10.

  1. КОМБИНИРОВАННЫЙ ТЕСТ содержит задания тестов разных типов (например, тестов дополнения и выборочного).

  1. КАК СОСТАВИТЬ ТЕСТ.

При подготовке письменных тестов обычно используют две формы введения ответа учащегося: самостоятельное составление (конструирование) ответа – задания с конструктивным типом ответа и выборочный тип ответа – задания с альтернативными ответами, из которых учащийся выбирает тот, который считает правильным.

Самостоятельное составление учащимися ответа может вести в ряде случаев к необъективной оценке: чем больше свободы в написании ответа, тем больше вариаций в оценке учителя. Поэтому следует планировать ответ как можно более однозначно, коротко и чётко.

Задания с выборочным типом ответа иногда критикуют в связи с тем, что они в определённой мере подавляют свободу творчества учащихся, их самостоятельность, а поэтому с их помощью трудно объективно оценить

знания и умения нестандартно мыслящих учащихся. Кроме того, указывают, что предъявление неверных ответов может приводить к их запоминанию.

Важно поэтому, чтобы выборочный тип ответа использовался при составлении тестов в двух ситуациях;

  1. когда для выбора даны такие и только такие ответы, которые представляют собой содержание изучаемой области знаний и должны быть усвоены учащимися, причём важным является и то обстоятельство, чтобы учащийся знал число принципиально возможных ответов;

  2. когда ни один из ответов, данных для выбора, не предусматривает его усвоение (например, числовые или буквенные обозначения, характеризующие лишь конкретные условия задачи и т.п.)

Наиболее распространены комбинированные тесты, которые

включают в себя одновременно и самостоятельное конструирование ответа, и выборку из предлагаемых альтернативных ответов. Такой методический приём ещё и позволяет избегать «абсурдных» ответов, которых в принципе не должно быть в перечне выбора.

Согласно деятельной теории учения параметрами усвоения знаний могут быть формы выполнения действия, его обобщенность, развернутость и освоенность (вторичными характеристиками действия принято считать прочность, осознанность и разумность). В процессе обучения каждый из указанных параметров достигается подбором специальных заданий, в соответствии с которыми и должна осуществляться отработка знаний и умений. Поэтому и контрольные задания, формирующие тест, также должны различаться по типам: предметные – проверяют знания по данному предмету и различаются по способу решения; логические – в них условия варьируют в логическом отношении) с полным составом условий, с отсутствием некоторых из них, с неопределёнными и избыточными условиями и их различными сочетаниями); психологически – они создаются разными сочетаниями наглядных и понятийных признаков, представленных в условии задачи и в соответствующих чертежах и рисунках. Перечисленные типы заданий вводят для соотнесения различных форм представления одного и того же содержания. Задания могут быть как прямые, так и обратные – они различаются по последовательности необходимых для их решения операций (естественно, что прямая задача может быть названа обратной и наоборот

знания и умения нестандартно мыслящих учащихся. Кроме того, указывают, что предъявление неверных ответов может приводить к их запоминанию.

Важно поэтому, чтобы выборочный тип ответа использовался при составлении тестов в двух ситуациях;

  1. когда для выбора даны такие и только такие ответы, которые представляют собой содержание изучаемой области знаний и должны быть усвоены учащимися, причём важным является и то обстоятельство, чтобы учащийся знал число принципиально возможных ответов;

  2. когда ни один из ответов, данных для выбора, не предусматривает его усвоение (например, числовые или буквенные обозначения, характеризующие лишь конкретные условия задачи и т.п.)

Наиболее распространены комбинированные тесты, которые

включают в себя одновременно и самостоятельное конструирование ответа, и выборку из предлагаемых альтернативных ответов. Такой методический приём ещё и позволяет избегать «абсурдных» ответов, которых в принципе не должно быть в перечне выбора.

Согласно деятельной теории учения параметрами усвоения знаний могут быть формы выполнения действия, его обобщенность, развернутость и освоенность (вторичными характеристиками действия принято считать прочность, осознанность и разумность). В процессе обучения каждый из указанных параметров достигается подбором специальных заданий, в соответствии с которыми и должна осуществляться отработка знаний и умений. Поэтому и контрольные задания, формирующие тест, также должны различаться по типам: предметные – проверяют знания по данному предмету и различаются по способу решения; логические – в них условия варьируют в логическом отношении) с полным составом условий, с отсутствием некоторых из них, с неопределёнными и избыточными условиями и их различными сочетаниями); психологически – они создаются разными сочетаниями наглядных и понятийных признаков, представленных в условии задачи и в соответствующих чертежах и рисунках. Перечисленные типы заданий вводят для соотнесения различных форм представления одного и того же содержания. Задания могут быть как прямые, так и обратные – они различаются по последовательности необходимых для их решения операций (естественно, что прямая задача может быть названа обратной и наоборот).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные тесты по окружающему миру предоставляют учителю и учащимся дополнительную возможность объективно оценить результаты обучения. В таких объективных измерителях заинтересованы не только учителя, но и учащиеся, и родители.

Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность (рефлексия).

Учащиеся могут узнать о своих достижениях или промахах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

Тесты составлены к учебникам «Мир вокруг нас» за второй и третий классы и учебнику «Природоведение» четвёртый класс.

Тесты могут быть использованы для закрепления нового материала, а также в качестве проверки знаний пройденного материала. К каждому курсу даётся пояснительная записка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.С. Пак «Из опыта использования тестовых заданий» ж «Химия в школе» 2,1993

  2. В.С.Аванесов «Содержание теста: теоретический анализ» ж. «Химия в школе» 2,1994

  3. Т.Р.Зарукина, М.П. Зиновьева «Использование тестовых заданий для тематического контроля по математике» ж «Начальная школа» 10, 2003

  4. Г.С. Иванова «Применение тестовых заданий с элементами самоконтроля» ж «Начальная школа»3,2005

  5. Т.А. Кондрашина «Тестовые задания» ж «Начальная школа» 5,2005

О.И. Волошина «Русский язык» Тесты. Начальная школа 1-4 классы. Учебно- метод. Пособие. М. Дрофа, 2000

Рекомендации к составлению тестов

Авторы: Е.Г. Тиссен, И.Г. Калугина, А.С. Спирина

Тестирование, как одна из форм аттестации, представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала. В целях усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие наводящих вопросов и подсказок в тесте, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои способности.

Тест – это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Педагогический тест определяется как система заданий (вопросов) определенного содержания и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний каждого испытуемого.

Традиционно рассматривается три основных критерия качества теста: действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (раз-личимость).

Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах контролируемых знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если уровень теста превышает запроектированный уровень обучения, выходит за пределы изученного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста обычно определяется статистическими методами.

Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью одного и того же теста или его равноценного заменителя. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий в рамках одной, конкретно обозначенной (проверяемой) темы и понижается при увеличении (большем разбросе) тематического, содержательного разнообразия вопросов. Надежность тестов также значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45 – 80% обучаемых.

Характеристика дифференцированности связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, например, все обучающиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для усовершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым.

Кроме рассмотренных критериев используется и показатель эффективности теста. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным.

В разработке педагогических тестов можно выделить три этапа (Рис.7): планирование, написание заданий и анализ заданий, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя несколько обязательных стадий.

Etapi test zadanii.png

Рис. 7. Этапы разработки тестовых заданий

Как отмечалось выше (критерий действенности), тест должен соответствовать запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому первый шаг в планировании теста – это анализ соответствующих Государственных образовательных стандартов, всех разделов учебной программы, учебников и учебных пособий. Составителю теста необходимо иметь четкое представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной учебной дисциплине, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Задания теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями, навыками и умениями.

Для получения максимального результата от тестирования рекомендуется использовать тесты с целью:

  • оценки остаточных знаний;
  • промежуточного (для каждой темы) контроля;
  • итогового контроля.

На этом основании можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

Входящие (предварительные) тесты – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины. Главная функция подобных тестов связана с самооценкой. Содержанием является ключевой материал предшествующего этапа обучения или навыки, приобретенные в ходе повседневного взаимодействия с объектом изучения. Для обучающегося данные тесты являются средством актуализации имеющихся знаний и умений, необходимых для последующего освоения содержания учебного предмета. Входящее тестирование сочетается с требованиями коррекционного обучения, направленного на устранение пробелов в знаниях, умениях. Поэтому такие тесты уместно использовать не только в начале учебного года, но и в начале изучения нового раздела или при овладении новым комплексом умений.
Текущие тесты – направлены на диагностирование хода учебного процесса, проверку одной из единиц содержания обучения (знания, умения, опыт), организацию экспресс-контроля осознания усвоенной информации. Данные типы тестов используются в повседневной учебной деятельности, имеют большое значение для стимулирования у обучающихся стремления к самостоятельной систематической работе, повышают интерес к учению, чувство ответственности за полученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенные обучающимися в ходе урока или на протяжении двух-трех уроков.

Промежуточные тесты – позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля, предметных умений и навыков в конце учебного периода (четверть, семестр, полугодие). Содержание таких тестов основано, как правило, на большом объеме материала. К промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и действенностью (валидностью), так как речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Оценка промежуточных тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными обра-зовательными стандартами.

Итоговые тесты – предназначены для контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) или по завершению изучения учебной дисциплины; оценки уровня учебных достижений обучающихся по основным компонентам содержания образования. Содержание тестов должно быть разработано на основе содержания блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах образования в школе.

Педагог может самостоятельно разрабатывать входящие, текущие и промежуточные тесты, имея для этого необходимые компетенции, или использовать готовые варианты.

Во избежание несбалансированности и диспропорции, охватываемых тестом тем, составлению заданий должна предшествовать разработка его спецификации. При подготовке тестов разработку спецификации следует начать с описания целей изучения данного предмета, а также охватываемого этим предметом содержания. Перечисляя цели, создатель теста должен проанализировать, к каким изменениям ведет освоение изучаемого предмета: скажется ли оно на приобретении и развитии интеллектуальных навыков, способах решения задач, а также на способностях, интересах и прочих подобных характеристиках.

Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий, инструкций к ним, баллов за выполнение каждого задания, общего тестового балла, рекомендаций по интерпретации результатов тестирования.

Тестовые задания включают в себя вопросы, отражающие содержание курса, которые выносятся на контроль. Исходным моментом составления тестовых заданий является выделение общей цели, преследуемой тестированием, и далее цели, с которой задание включается в тест. Такие цели должны предусматривать следующие требования к уровню знаний и умений обучающихся:

а) простое воспроизведение знаний, анализ и сравнение данных. Постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение учащимися материала на уровне запоминания, тренирует память;

б) анализ признаков понятия. При этом выявляется умение обучающихся находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых и т.д.;

в) умение распознавать схемы, рисунки;

г) понимание функций, выполняемых различными элементами (органами, звеньями, приборами, устройствами и т. п.), и процессов взаимодействия между ними. Вопросы такого типа позволяют проверить умение обучаемых вскрывать определенные причинно-следственные связи и отношения, оценивать роль и значение данного элемента для процессов, происходящих во всей системе;

д) приведение в логическую последовательность элементов множества, расположенных в беспорядке, т. е. умение решать задачи определенного класса, требующие обнаружения последовательности расположения элементов в информационном ряде объектов, тактических приемов;

е) творческий подход к рассматриваемым проблемам и вопросам, умение применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

Отличительная особенность тестовых заданий заключается в том, что все задания теста должны соответствовать следующим критериям, предъявляемым к форме и содержанию:

  • правильность содержания;
  • логичная форма высказывания;
  • правильность формы;
  • краткость вопросов и ответов;
  • наличие определенного места для ответов;
  • правильность расположения элементов задания;
  • одинаковость правил оценки ответов;
  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;
  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Правильность содержания означает, что из тестового задания должна быть полностью устранена двусмысленность. Тестовое задание формулируется из точных терминов и не должно содержать ни метафор, ни лишних слов, ни лишних знаков.

Конструирование тестовых заданий требует четкого деления изучаемого материала на логически законченные доли учебного материала, уровень усвоения которых можно было бы оценить кратко и однозначно. Эти доли не должны быть слишком малы, чтобы в целях контроля усвоения материала не приходилось ставить элементарные вопросы, не требующие усилий мысли обучающегося. Подобная часть учебного материала должна содержать не менее одного-двух новых понятий. При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второсте-пенными.

Логические требования к тестовым заданиям – это требования определенности, непротиворечивости и обоснованности содержания теста.

Определенность содержания теста образует предмет измерения. Довольно часто случается так, что правильные ответы на некоторые задания требуют знаний не только тестируемой дисциплины, но и ряда других, близость и связанность которых затрудняет точное определение предметной принадлежности измеряемых знаний. Чем меньше пересечение знаний одной тестируемой дисциплины со знаниями другой, тем определеннее содержание теста. В каждом тестовом задании заранее определяется, что́ однозначно считается ответом на задание, с какой степенью полноты должен быть правильный ответ. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него.

Непротиворечивость содержания заданий требует, чтобы относительно одной и той же мысли не возникали суждения, одновременно утверждающие и отрицающие ее. Недопустимо существование двух исключающих ответов на одно и то же задание теста. Не допускается содержание ответов, вообще не связанных с содержанием задания. Если при апробации теста обнаружатся ответы к заданиям, которые обучающиеся вообще не выбирают, то такие ответы из теста удаляются, потому что они не выполняют функцию так называемых дистракторов, призванных отвлечь внимание незнающих обучающихся от правильного ответа.

Обоснованность содержания тестовых заданий означает наличие у них оснований истинности. Обоснованность связана с аргументами, которые могут быть приведены в пользу той или другой формулировки заданий теста. В случае отсутствия доказательных аргументов в пользу правильности сформулированного задания, оно не включается в тест ни под каким предлогом. То же происходит, если в процессе экспертного обсуждения возникает хотя бы один контраргумент или допускается условие, при котором данное утверждение может оказаться двусмысленным или ложным.

Правильная форма заданий – это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Форма заданий правильная, если она позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам.

Ответ на задание теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и форме с содержанием задания. Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные. Следует избегать применения таких ответов, как «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные». Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. Правильные ответы должны располагаться среди всех предла-гаемых ответов в случайном порядке. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других. Критерии правильности заранее определяются авторами теста. В идеале, вероятность правильного ответа на любое задание должна зависеть только от соотношения уровня знаний испытуемого и уровня трудности задания.

Наличие определенного места для ответов является одним из внешних признаков задания в тестовой форме. Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим тестируемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.

Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаковы ко всем испытуемым.

В целях формирования наибольшей наглядности тестового кон-троля, рекомендуется максимально использовать в тестах гра-фический материал.

На этапе написания заданий (Рис. 8) первостепенной задачей является выбор типа тестового задания. По форме предъявления ответа тестовые задания классифицируют на задания открытого типа и закрытого.

Задания открытого типа представляют собой тип тестовых заданий, предусматривающих свободные ответы обучающихся, по сути это задания без предлагаемых вариантов ответов. Предполагается, что тестируемый должен дать короткий и четкий ответ из одного, реже – двух слов (это следует указать в инструкции к тесту). Задания открытой формы часто разделяют на задания дополнения (предполагается, что заполнить пропуск можно строго однозначно) и задания свободного изложения. Данный тип теста часто используют в заданиях на математические вычисления.

Пример:

Инструкция: дополнить.

1. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность называется ________________.

Правильный ответ: направленность.

Тестовые задачи данного типа позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию о знаниях обучающегося. Они применяются в случае, когда необходимо проверить знание фактического материала, способность обучающегося интерпретировать данные и применять правила, когда исключается фактор догадки.

Наряду с достоинствами, заданиям открытого типа присущи и определенные недостатки, основными из которых являются: сложность (иногда невозможность) формализации ответов и их оценки; неоднозначность, вызывающая затруднения в интерпретации (связанная иногда с необходимостью дополнительного расспроса), громоздкость процедуры и большие затраты времени на тестирование. Следует избегать применения данного типа заданий, когда возможен не один, а несколько правильных ответов. Компьютерная обработка подобных заданий затруднена.

При составлении заданий открытого типа необходимо учитывать следующие общепринятые правила:

  • в каждом задании должно быть только одно дополнение (ответ);
  • дополнение (ответ) должно быть наиболее важным («ключе-вым») термином, знание которого является обязательным;
  • дополнение (ответ) лучше всего располагать в конце предложения;
  • вопрос должен формулироваться четко, требовать однозначного ответа и не допускать двоякого толкования.

Составление задания открытого типа можно проводить в следующей последовательности:

  • написать определение (принцип, закон);
  • выделить в нем ключевое слово;
  • перестроить фразу так, чтобы это слово оказалось послед-ним.

Пример:

  1. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
  2. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
  3. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность, называется ________________.

Правильный ответ: направленность.

Задания закрытого типа – тип тестовых заданий, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос, задачу. Из ряда предлагаемых ответов, тестируемый выбирает один или несколько, по его мнению, правильных.

В педагогической практике наиболее удобными и широко используемыми для дистанционного обучения являются задания с предписанными ответами (закрытые), которые в свою очередь делятся на следующие виды:

  • задания с альтернативными ответами;
  • задания с множественным выбором;
  • задания с выражением ответа в виде восстановления частей предложений, фигур и т. д.

Tipi test zadanii.png

Рис. 8. Типы тестовых заданий

Альтернативные задания предусматривают наличие двух вариантов ответов (типа “да” – “нет”, “верно” – “неверно” и т.д.).

Пример: Выберите, на ваш взгляд, верный вывод о «состоянии» Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг.

1. Версальско-Вашингтонская система в 1930-е гг. была оплотом мира и спокойствия на международной арене да нет
2. Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушены да нет

Правильный ответ: Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушены

Достоинством этого вида заданий являются простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания. Этот тип заданий можно использовать для оценки способности тестируемого различать правильный и неправильный ответы, способности связывать причину и следствие. К недостаткам следует отнести высокую вероятность случайных ответов и то, что у обучающегося есть шанс «отгадать» правильный ответ. Поэтому не следует использовать данный тип заданий при оценке запоминания фактов, способности обучающегося синтезировать или анализировать сложную информацию. Основная сфера применения альтернативных заданий – быстрая проверка ориентированности обучающихся в учебной дисциплине, что может эффективно использоваться в текущем контроле.

Задания с множественным выбором предусматривают большее количество возможных ответов, как правило, от четырех и более. Задания с множественным выбором состоят из основы (вопрос или незавершенное предложение), правильного ответа и нескольких неправильных ответов, отвлекающих внимание. Есть, по меньшей мере, четыре вида задач с множественным выбором:

  • Правильный ответ – обучающийся выбирает правильный ответ из нескольких альтернатив.

Пример:

Инструкция: выбрать один правильный ответ.

Стрелецкий бунт, в результате которого на престол были возведены цари Иван и Петр при регентстве Софьи, произошел

1) в 1676 г.

2) в 1682 г.

3) в 1689 г.

В качестве тестовых заданий могут быть использованы последовательные цепочки вопросов.

Пример:

Инструкция: к каждому вопросу выбрать один правильный ответ.

Человек находится под постоянным воздействием своего внутреннего состояния.

1. Изменение внутреннего состояния человека воспринимается:

а) сознанием;
б) органами чувств.

2. Данное восприятие вызывает:

а) изменение в состоянии организма;
б) ухудшение в состоянии организма.

3. Данная реакция приводит к:

а) стабильности организма;
б) внесению изменений в поведение человека.

Цепочка может быть продолжена, причем ее могут составлять тестовые задания различных видов.

  • Самый лучший ответ – обучающийся должен выбрать самый лучший ответ из нескольких вариантов.

Пример

Инструкция: выбрать один, наиболее точный ответ.

Какое из суждений наиболее точно определяет личность:

А) Человек как совокупность всех общественных отношений.
В) Человек, достигший определенного уровня психического развития.
С) Человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
D) Дееспособный член общества.
  • Несколько вариантов правильного ответа – обучающийся должен выбрать несколько правильных ответов из предложенного списка.

Пример

Инструкция: выбрать несколько правильных ответов.

Какие факторы предопределили непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

  1. Традиционное военно-силовое мышление политических лидеров стран-победительниц и их непомерные требования.
  2. Новое государственное размежевание в Европе.
  3. Отсутствие экономической программы восстановления Европы.
  4. Исключение Советской России из договорной системы.
  5. Умеренная сумма репарационных платежей, возложенных на Германию.
  6. Противоречия между великими державами.
  7. Утверждение американским Конгрессом вступление США в Лигу Наций.
  8. Слабость Лиги Наций как международной организации, призванной обеспечить мир.
  9. Отказ Германии подписать Версальский договор.
  • Незаконченное утверждение – обучающийся должен закончить мысль, выбрав правильный ответ.

Пример

Инструкция: выбрать правильный ответ.

Под конфликтом в психологии понимают:

  1. Причины непонимания людьми друг друга, приводящих к обострению взаимоотношений.
  2. Столкновение взглядов, идей, убеждений, в основе которых лежат обостренные противоречия.
  3. Индивидуальные или коллективные акты поведения, идущие в разрез с общепринятыми нормами.
  4. Средства отстаивания своей позиции, не совпадающей с мнением большинства.

В заданиях с множественным выбором вероятность угадывания ниже, чем в альтернативных задачах, вместе с тем процедура обработки практически не усложняется. Это делает данный тип тестовых заданий предпочтительным в большинстве случаев. Он используется тогда, когда необходимо провести оценку знаний: насколько хорошо усвоен материал, как полученные знания используются в практической работе.

Следует избегать использования данного типа заданий, когда оценивается способность вспоминать факты, так как в данном случае проверяется способность распознавать правильные ответы. Не следует пользоваться данным типом заданий при оценке оригинальных и творческих подходов.

При разработке заданий с множественным выбором, в целях исключения подсказок со стороны других вариантов ответов, которые явно могут контрастировать с правильными, требуется подбирать внешне правдоподобные и похожие на правильный ложные ответы. При разработке данного типа тестовых заданий формулирование подобных ответов представляет наибольшую трудность. Если они составлены неудачно, то правильный ответ выделяется на их фоне и может быть легко “расшифрован” даже недостаточно обученным учащимся. В таком случае задание теряет свою контролирующую функцию. Чтобы задание “работало”, все ответы должны быть привлекательными, причем желательно, чтобы их правдоподобность была более или менее равнозначной, равновероятной. Только тогда задание с множественным выбором становится удачным.

Выбор таких вариантов ответов сложен и обычно проводится на материале опроса по данному пункту при открытой форме ответа. Наиболее часто встречающиеся варианты неправильных ответов обучающихся обычно дают материал для составления вариантов ответов. В целях снижения вероятности появления случайных правильных ответов порядковые номера (места) вариантов должны меняться по случайному закону.

Задачи закрытого типа, построенные по принципу восстановления соответствия частей, являются модификацией задач с множественным выбором. Здесь в блок объединяется ряд задач и ответов на них, при этом количество задач и решений может совпадать (что более типично) или число ответов может быть больше, чем число задач данного блока.

При оценке выполнения задания следует учитывать, что все задание рассматривается как одно. Если допущена хотя бы одна ошибка, то ответ считается неверным.

В качестве примера тестовых заданий по выбору соответствия можно привести следующие:

Пример 1:

Инструкция: установить соответствие.

Виды ассоциаций Определение
1. По смежности А. В памяти возникают прямо противоположные факты и явления
2.По контрасту Б. Основаны на «пространственных» связях
3. По времени В. Основаны на сходстве товаров
4. По сходству Г. Взаимодействие предметов, следующих друг за другом
Д. Товары предназначены на одну и ту же сферу применения

Возможно иное расположение материала задания.

Пример 2:

Инструкция: установить соответствие.

К психическим процессам относятся:
  1. ощущения,
  2. восприятие,
  3. внимание,
  4. память.
Определения

А. Направленность психической деятельности на какой-либо объект.

Б. Целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира.

В. Запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятой информации.

Г. Познавательный и предметный процесс взаимодействия с окружающей действительностью.

Д. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Данный тип тестовых заданий может использоваться при оценке понимания принципов и концепций, способности классифицировать информацию. В сущности, одно тестовое задание данного типа включает в себя несколько задач соответственно количеству пунктов задания. Это позволяет повысить эффективность и экономичность теста.

Задание закрытого типа на установление правильной последовательности. С помощью таких заданий можно проверить последовательность протекания процесса, порядок решения какой-либо задачи, алгоритм действия. К этим заданиям дается следующая инструкция: «Установить правильную последовательность». В отличие от вопросов с выбираемыми ответами, здесь важен порядок следования номеров правильных ответов. Если допущена хотя бы одна ошибка, то ответ оценивается как неверный.

Принцип правильной последовательности может быть применен к заданиям на ранжирование элементов по возрастанию или убыванию их значимости, свойств, количественных характеристик.

Пример:

Инструкция: установить правильную последовательность.

Указать страны в порядке возрастания доли расходов на вооружение:

а) Япония;

б) США;

в) Германия;

г) Россия;

д) Англия.

Комбинацией открытого и закрытого типов заданий являются задания на подстановку:

Пример 1:

Инструкция: закончить предложение, выбрав правильный ответ.

Частые горизонтальные и вертикальные линии в иллюстрации вызывают у человека _____________ .

  1. спокойствие,
  2. раздражительность,
  3. вдохновленность,
  4. непринужденность.

Пример 2:

Инструкция: дополнить, выбрав несколько правильных ответов.

Красный цвет ___________ кровяное давление, вызывает __________, указывает на ________________ человека.

  1. понижает,
  2. повышает,
  3. возбуждение,
  4. успокоение,
  5. спокойствие,
  6. энергичность.

В случае выбора нескольких правильных ответов важен порядок ввода их номеров. Задания на подстановку подходят для текущей проверки знаний, которая носит контрольно-обучающий характер. Без слов-подсказок уровень трудности заданий существенно выше (открытые задания).

Очевидно, что один и тот же вопрос может быть выражен как в форме открытого, так и в форме закрытого задания, поэтому для предъявления вопроса обучающемуся нужно искать форму, наиболее полно отвечающую целям тестового задания и тестирования в целом.

Возвращаясь к этапам разработки педагогических тестов следует отметить, что на заключительной стадии (этапе анализа) следует уделить особое внимание определению трудности заданий и установить шкалу оценивания теста.

В процессе составления теста задания подбираются так, чтобы они соответствовали определенному уровню трудности. Педагогические тесты предназначены для как можно более точной оценки индивидуального уровня знаний и умений учащихся, и если в таком тесте никто не может справиться с заданием, то оно оказывается балластом. То же самое можно сказать о заданиях, с которыми справляются все.

Показателем трудности тестового задания (р) является доля обучающихся, выполнивших и не выполнивших задание. Чаще всего степень трудности задания определяется процентом тестируемых, давших правильный ответ. Чем легче задание, тем выше этот процент. Если только 20% тестируемых (р=0,20) решили задачу, ее можно оценить как трудную для данной выборки, если 80% (р=0,80), – как легкую.

Оценка за выполнение каждого задания может варьироваться в зависимости от его важности и трудности. При выставлении оценки обычно используется номинальная шкала, в рамках которой за каждый правильный ответ на задания теста испытуемый получает один балл, за неправильный – ноль. Часто оценку теста определяют при помощи коэффициента усвоения (Q). Он определяется как отношение количества правильных ответов (ПО) к общему количеству заданий (КЗ), умноженное на 100%. Для четырехбалльной системы Q обычно принимают значения:

Оценка «5» – Q = 100%≥90%;

Оценка «4» – Q = 100%≥80%;

Оценка «3» – Q = 100%≥70%.

Литература

  1. Авапесов В.С. Формы тестовых заданий. М., 1991.
  2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.
  3. Асямов С.В. Педагогическое тестирование в системе оценки знаний слушателей. – Ташкент, 2006
  4. Афонина М.В. Педагогический тест: требования к разработки и использованию . – Барнаул: БГПУ, 2006.
  5. Верин В.А. Как построить тест. – Спб., 1994.
  6. Градова Н.Ю. Объективно программированный тестовый контроль. –Ярославль, 1989.
  7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
  8. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.
  9. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
  10. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
  11. Христовский С.А. Методические основы проектирования электронного учебника // Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий: Сб. докладов и сообщений.- М.: ИЦПКПС, 1998. – 75с.

Добавить комментарий