О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам
Авторы:
Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. –
преподаватели ГБОУ СПО
«Волгоградский медицинский колледж»
В настоящее время в образовательной среде существует множество форм контроля обучаемых, используемых как для текущих учебных занятий, так и для промежуточной и итоговой аттестации.
Тестовые задания – один из популярных и распространенных способов проверки знаний. Тесты составляются по различным дисциплинам для разновозрастных обучающихся, используются как на бумажных, так и на электронных носителях. Преимущества компьютерного тестирования, как составляющей тестового контроля, заключается в следующем:
– объективное оценивание, одинаковое отношение преподавателя к обучаемым,
– возможность охвата большого объема материала,
– подготовка в индивидуальном ритме учащегося,
– возможность использования новейших информационных технологий для обучения,
– рассмотрение различного вида информации, не только текстовой, но и графической, мультимедийной;
– привитие навыков самообучения и самовоспитания для обучаемых.
Существует множество программных сред для проведения тестирования, которые позволяют устанавливать необходимый режим работы, анализировать полученные результаты, не обременяют пользователя сложностью установки материала в компьютерную систему.
Но основной проблемой остается грамотное составление тестовых заданий.
Рассмотрим некоторые особенности при составлении тестов по математике.
Существуют различные формы тестовых заданий. К ним относятся:
- задания с выбором одного правильного ответа из предложенных (ВО),
- задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных (МВ),
- задания на установление правильной последовательности (УП),
- задания на установление соответствия (УС),
- задания с кратким ответом – целое число или слово (КО).
Для продуманного составления тестовых заданий необходимо тщательно спланировать свою деятельность и рассчитать количество нужного тестового материала. Например, при составлении тестов по математике для 10 класса учитывается количество основных разделов алгебры и геометрии.
Контролируемое содержание дисциплины |
Перечень контролируемых учебных элементов |
Составленные задания |
|
№ п/п |
Раздел, тема |
||
1. Числовые функции |
|||
1.1 |
Свойства функций |
знать: понятие функции, свойства функций, виды функций; уметь: находить область определения функций аналитически, записывать свойства функции с использованием ее графического представления, определять нули функции, значения функции по значению аргумента, и наоборот. |
…
Рассмотрим примеры тестовых заданий
ВО) Какому графику функции принадлежит точка (- 1; 1)?
– А) у = х2 – 2х + 5
– Б) у =
+ В) у = х4
– Г) у =
Ответ: В.
МВ) Выберите график степенной функции:
– А) – Б) + В) +Г)
Ответ: В, Г.
УП) Расположите в порядке возрастания
А)
Б)
В)
Г)
Ответ: Б, Г, А, В.
УС) Дана функция у(х) = х2 – 3х + 1. Определите соответствие значений аргумента значениям функции.
1) у(- 5)
2) у(- 1)
3) у(0)
4) у(2)
А) 5
Б) – 1
В) 41
Г) 1
Ответ: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.
При составлении учитывается: дисциплина, объем часов, уровень сложности, время выполнения задания, перечень контролируемых учебных элементов
Дополнительным требованием является оформление: размер и тип шрифта, начертание, выравнивание, междустрочное расстояние, поля, колонтитулы, и т.д.
Особое внимание уделяется дистракторам (отвлекающий ответ) – вариант ответа на тестовое задание закрытого типа, похожий на правильный, но не являющийся таковым. Дистрактор не должен сильно отличаться от правильного ответа, выделяться длиной, стилем изложения, представления и тому подобное.
Разновидности тестов зависят от основополагающих принципов, перечисленных далее.
- Принцип противоречия.
Тесты, основанные на этом принципе, являются дихотомическими, то есть имеющими 2 варианта ответа, причем одной из разновидностей является вариант с ответами «да» и « нет». Например:
Функция Y = cos X является …
- четной
- нечетной
- Принцип противоположности.
Тесты составляются с противоположным значением дистракторов. Например:
Функция Y = tg X …
- возрастает на всей области определения
- убывает на всей области определения
- принимает постоянное значение для всех Х
- Принцип однородности ответов (дистракторов).
Дистракторы записаны в одном стиле, визуально похожи. Например:
Трансцендентными функциями являются:
- Логарифмическая
- Тригонометрическая
- Показательная
- Квадратичная
- Принцип кумуляции.
Содержание второго ответа вбирает в себя содержание 1-ого, содержание 3-его – содержание 2-ого и т.д. Например:
Фигурами вращения являются …
- цилиндры,
- цилиндры, конусы
- цилиндры, конусы, шары,
- цилиндры, конусы, шары, пирамиды
- Принцип сочетания.
Используются сочетания слов по 2-3-4 в каждом ответе. Например:
Множество значений [ – 1; 1 ] определено для …
- синуса и тангенса
- косинуса и котангенса
- синуса и косинуса
- тангенса и котангенса
Или возможен следующий вариант: одно слово сочетается с остальными:
Нечетными являются функции:
- синус и косинус
- синус и тангенс
- синус и арккотангенс
- синус и арккосинус
- Принцип градуирования.
Дистракторы записываются с противоположными значениями.
С увеличением значений аргумента, значения возрастающей функции …
- увеличиваются
- остаются без изменения
- уменьшаются
- Принцип удвоенного противопоставления.
Перечисляются все возможные состояния рассматриваемого объекта. Например:
У обратных функций:
- равны область определения и множество значений
- равны области определения, но не равны множества значений
- не равны области определения, но равны множества значений
- область определения одной функции является множеством значений для другой, и наоборот
- Принцип фасетности содержания задания.
Фасет – это форма записи несколько вариантов одного и того же задания. Он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания и, следовательно, несколько вариантов теста. Задания могут быть с 2,3, 4 и более фасетами. Например:
Монотонно возрастающими на всей области определения могут быть функции:
- квадратичная и линейная
- линейная и показательная
- показательная и квадратичная
- Принцип импликации.
Содержание имеет логическую форму условного суждения вида «если…., то» (разновидность задания с «при….»). Например:
Если производная функции может быть равна нулю, то функция имеет …
- точки экстремума
- нули функции
- период
- обратную функцию
- Сочетание принципов. Например:
Тригонометрической функцией числового аргумента является …
- логарифм
- квадратный корень
- косинус
- интеграл
Тестовые задания и по математике, и по другим дисциплинам, составляются с учетом всех вышеперечисленных признаков и форм представления.
Для оценивания правильности составления теста следует выполнить анализ трудности заданий по следующей схеме: в таблицу заносятся фамилии испытуемых, номера тестовых заданий, правильность ответа обозначена – 1, неправильность – 0.
Анализ трудности заданий
ФАМИЛИЯ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
||
1 |
Устинов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
17 |
2 |
Гущина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
3 |
Аршинов |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
15 |
4 |
Долгачева |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
5 |
Курмашева |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
6 |
Суворова |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
7 |
Павленко |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
8 |
Луковский |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
9 |
Жесткова |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
10 |
Радченко |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
11 |
Синицына |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
13 |
12 |
Селезнев |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
13 |
Искатова |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
13 |
14 |
Архипова |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
15 |
Сорокина |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
12 |
16 |
Хромых |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
17 |
Максимова |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
12 |
18 |
Будурович |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
12 |
19 |
Бакаева |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
12 |
20 |
Сорокина А |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
11 |
21 |
Чукова |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
10 |
22 |
Дудин |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
10 |
23 |
Кочетова Н. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
10 |
24 |
Астафьева |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
9 |
25 |
Икаева |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
9 |
26 |
Кирпичева |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
9 |
27 |
Иванченко |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
8 |
28 |
Оглоблина |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
29 |
Дудченко |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
7 |
30 |
Московск. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
6 |
31 |
Беликов |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
6 |
32 |
Голавская |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
33 |
Перегудов |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
34 |
Сидоров |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
5 |
Кол-во прав. отв. |
22 |
17 |
25 |
23 |
16 |
20 |
18 |
19 |
21 |
16 |
9 |
17 |
14 |
5 |
19 |
24 |
24 |
24 |
19 |
24 |
||
Доля правильных ответов |
0,65 |
0,5 |
0,735 |
0,68 |
0,47 |
0,59 |
0,53 |
0,56 |
0,62 |
0,47 |
0,26 |
0,5 |
0,41 |
0,15 |
0,56 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,56 |
0,7 |
||
Доля неправильных ответов |
0,35 |
0,5 |
0,256 |
0,32 |
0,53 |
0,41 |
0,47 |
0,44 |
0,38 |
0,53 |
0,74 |
0,5 |
0,59 |
0,85 |
0,44 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,44 |
0,3 |
Определение трудности заданий:
Доля правильных ответов – количество правильных ответов разделить на число испытуемых.
Доля неправильных ответов – количество неправильных ответов разделить на число испытуемых.
Вывод:
- все задания можно считать тестовыми, т. к. они дифференцируют испытуемых;
- самое легкое задание – № 3;
- самое трудное задание – № 14;
- для того, чтобы соблюсти один из принципов составления тестов – возрастающую трудность заданий, надо поменять местами задания и расставить их в следующей последовательности: 3,16,17,18,20,4,1,9,6,8,15,19,7,2,12,10,5,13,11,14.
Литература
- Аванесов B.C. «Композиция тестовых заданий». Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с.
- Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие. М.: Центр тестирования, 2005г.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Учебное пособие. 2 изд. М. Изд. Центр “Академия”, 2010. -256 с. С. 97 – 101.
Введение
В настоящее время можно говорить о тестовой культуре как составной части жизнедеятельности общества. Тесты применяют в медицине, спорте, технических испытаниях машин и механизмов, в системе профессионального отбора, психологии и, конечно, в педагогике.
В современном российском образовании происходят процессы, обозначенные как модернизация. Под этим термином подразумевается и создание новой линии учебников ХХI века, и оснащение всех школ компьютерными классами с выходом в Интернет, и проведение эксперимента по внедрению тестовых технологий в учебный процесс и профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений.
Тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, ибо они обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Они значительно снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения каждого учащегося. С помощью тестов можно быстро выявить пробелы в текущей и итоговой подготовке обучающихся. Тесты позволяют наладить самоконтроль, который считается самым полезным для обучения и относится к наиболее гуманным формам контроля знаний. Наконец, с помощью систем тестирования можно организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации.
Укажем и на такой важный фактор, как сохранение и укрепления здоровья учащихся. В условиях, когда здоровье детей и подростков ухудшается, организация экзаменов в форме теста будет действовать как здоровьесберегающая технология в современном образовании. Тесты позволяют устранить субъективизм по линии взаимоотношений учитель – ученик, объективно оценить результаты обучения, затратить меньше времени (не более полутора – двух часов) на экзамен, что уже само по себе снижает стрессовые нагрузки.
Существует и ряд недостатков. Тестовая культура, как и любая другая, содержит присущую ей атрибутику, включающую термины, понятия, требования к составлению тестовых заданий и тестов. Для более широкого внедрения тестовой системы нужно приложить немалые усилия, в том числе и организационного характера.
Для успешной сдачи экзамена тестированием, например, требуется соответствующий опыт, знания хотя бы элементарных приемов составления тестовых заданий и тестов, т.е. всего того, что в психологии и тестологии обозначается понятием «искушенность тестовая». Но психологи считают, что у людей, отличающихся повышенной мнительностью, тревожностью, эмоциональной нестабильностью и некоторыми другими индивидуально-личностными особенностями, недостаточная или полностью отсутствующая тестовая искушенность может привести к значительным искажениям результатов тестирования.
Отличаются различия в отношении к тестам. Обращает на себя, внимание нередко встречающаяся поляризация мнений – от горячего одобрения до резкой критики, а то и обостренного неприятия. Одни рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону его технологизации. Снижения трудоемкости. И становится энтузиастами этого метода. Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а само тестирование воспринимают, как выражение недоверия к традиционно выставляемым ими оценками. А потому проявляют определенную настороженность. Третьи считают именно тесты виновными в различных нарушениях педагогической этики, необоснованной дифференциации учащихся и потому решительно отвергают тестовый контроль знаний. Четвертые критикуют, приводя при этом довольно спорные аргументы.
Вместе с тем, следует сказать, что прежде чем применять тестовые процедуры, их нужно хорошенько изучить и адаптировать к существующим реалиям. Не следует идти путем механического копирования, теряя собственные практические наработки. Серьёзные преобразования целесообразно осуществлять лишь после тщательной методической и психологической подготовки к ним преподавателей и учащихся.
Виды и типы тестовых заданий
Тест – это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Тест – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющих выявить типы поведения, уровень владения какими – либо видами деятельности и т. п.
В тестовом задании внимание педагога привлекает в первую очередь, содержание и форма. Содержание определяется как отображение фрагментов учебной дисциплины в тестовой форме, форма как способ связи, упорядочения элементов задания. Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют.
По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на:
Открытого типа | Закрытого типа |
– дополнения |
– альтернативных ответов – множественного выбора – восстановление соответствия – восстановление последовательности. |
Тесты дополнения.
Тесты – подстановки. Они могут иметь в задании разнообразные виды информации – формулы (уравнения), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть, условные обозначения или изображения элементов схем. Получив задание должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»).
Тесты свободного изложения образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать, обычно это одно слово, или один знак.
Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция – дополнить.
Например:
Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.
- Если стороны многоугольника являются хордами окружности, то окружность называется __________________.
- Если стороны многоугольника являются касательными к окружности, то многоугольник называется ______________________.
- Если диаметр круга равен 4 сантиметра, то его площадь равна _________________.
Тесты альтернативных ответов.
Тесты опознания. Учащимся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «правильно» или «не правильно». Задания альтернативных ответов являются простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов.
Например. Верны или нет следующие утверждения (в случае «нет») напишите рядом верный ответ:
Утверждение |
«да», «нет» |
а) любой треугольник является правильным, если все его стороны равны между собой |
Тесты множественного выбора образуют, задания с выбором одного или нескольких ответов. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный ответ и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа.
Например:
Комната с размерами 4 метра и 6 метров составляет ¾ площади всей квартиры. Какова площадь всей квартиры?
а) 18 м²; б) 32 м²;
в) 64 м²; г) 92 м².
В наше время, наряду с выбором одного ответа, все больше распространение начинает приобретать задания с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного ответа. Этим заданиям предшествует инструкция – обвести кружком номера всех правильных ответов.
Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов школьникам не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом.
Задачи с выборочными ответами.
В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, а в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде. Учащийся должен решить задачу и показать какой ответ из представленных он получил.
Тесты восстановления соответствия образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция.
Тесты восстановления последовательности – это задания процессуального или алгоритмического толка. Задания на восстановление последовательности используются в тестах редко. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки.
Например, пронумеровать правильную последовательность действий.
Чтобы решить линейное уравнение, надо:
Раскрыть скобки;
Записать ответ;
Привести подобные слагаемые;
Перенести неизвестные слагаемые в одну часть, а известные в другую, изменив их знаки на противоположные;
Найти неизвестный множитель.
Рассмотрев, альтернативные классификации заданий мы убеждаемся, что многообразие тестовых заданий можно свести к 2 типам, это дает нам широкие возможности для стандартизации заданий. Кроме того, рассмотрев все многообразие форм заданий, мы убедились в том, насколько богаты, и широки возможности тестирования, что практически любые элементы знаний могут быть размещены в тестах при умелой выборе форм тестового задания.
Различные цели тестирования
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный. Текущий. Тематический и итоговый контроль знаний, умений. Учет успеваемости академических достижений.
Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов. Которые изучались на предшествующих этапах обучения. Оценить это удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.
Текущий контроль. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный. Фронтальный, магнитофонный и др. тестовые задания для текущего контроля (их количество не превышает 6-8) формируют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. Длительность выполнения теста не должна превышать 10-12 минут.
Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Для тематического тестового контроля лучше всего использовать готовые тестовые задания, разработанные профессионалами службы педагогического тестирования.
Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года. А также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно – они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий – на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая – на повышенном уровне. Например тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимися математикой.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными заданиями.
Показатели качества тестов
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор задания нельзя назвать тестом.
- Надежность контрольного задания – это способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель одними и теми же заданиями, но в разные моменты времени.
- Валидность – проверка определенного уровня знаний по определенной теме. То что хочет проверить учитель.
- Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.
- Простота. Формулировка заданий и ответа должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
- Однозначность. Задания должны иметь единственный правильный ответ – эталон.
- Равнотрудность. При соответствии тестов нескольких вариантов, Равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Правила, этапы и требования к составлению тестов
Тестовые задания должны быть составлены с учетом правил:
- Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Тем самым вы сведете к минимуму возможность столкнуться с такими проблемами, как наличие более одного правильного ответа или наличие только неправильных ответов.
- Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
- Вопрос должен содержать только одну законченную мысль. Тестовое задание должно проверять один элемент знания, в противном случае будет не ясно, с каким элементом знаний ученик не справляется.
- При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда». Эти слова сами по себе содержат неопределенность.
- Вопрос должен быть четко сформулирован, исключается, по возможности, слова «большой», «небольшой», «мало», «много», «меньше», «больше» и т.д.
- Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связей с основной мыслью. Не следует прибегать к пространственным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
- Правильные ответы должны быть разумны умело подобраны не должно быть явных неточностей подсказок.
- Не следует задавать вопросы с подвохом (скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку).
- Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, в любом случае следует использовать короткие простые предложения без зависимых или независимых оборотов.
- Как можно реже использовать отрицание в основной части; с одной стороны, это приводит к противоречиям при чтении задания, с другой – отрицание знания не так видны, как позитивные.
- Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
- Правильные или неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре или общему количеству слов; применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
- Если ставить вопрос количественного характера, то ответы к нему должны располагаться, от меньшего к большему или наоборот.
- Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
- Избегайте повторения в вариантах ответа. Чтобы этого избежать, общее начало всех трех-четырех альтернатив обычно переносят к вопросу.
- Не упрощайте вопросы, не стоит переводить их на более понятный «детский язык».
- Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
- Проанализируйте задание с точки зрения возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
Направление: математика.
Мастер – класс «Создание тестов по математике»
Разработала
учитель математики
МБОУ «Гимназия №1»
города Курчатова Курской области
Пикалова Юлия Анатольевна
«Для всех типов учащихся периодическое проведение
хорошо сконструированных и правильно
подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения.
Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения,
задают направление последующего мотивируют ученика».
А. Анастези
Введение.
Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.
В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.
Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.
Преимущества тестового контроля
– объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;
– достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
– эффективность – можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
– надежность – тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
– дифференцирующая способность – так как в тестах содержатся задания различного уровня;
– реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
– сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.
Отрицательные характеристики тестирования
-
большая вероятность выбора ответа наугад,
-
проверка лишь конечных результатов действий;
-
затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;
-
категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.
Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.
Тесты на уроках математики, как система оценки успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:
-
учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
-
проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
-
оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
-
сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;
-
использовать тесты для компьютеризации;
-
обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
Тестирование хорошо автоматизируется с помощью компьютера. Компьютерное тестирование является высокопроизводительным инструментом контроля, что позволяет сократить время в учебном процессе на проверку и обработку результатов контроля. С психолого-педагогической точки зрения преимущества компьютерного тестирования состоят в отсутствии предвзятого отношения к ученику, повышении ответственности учащихся при подготовке и проведении теста и др.
Современные разработчики программ и программного обеспечения предлагают сотни (если не тысячи) программ автоматизации тестирования: ExaMINATOR, SunRav TestOfficePro, HyperTest, VeralTest, Quali-Test, Ассистент II, Аттестация, Конструктор тестов 2.5.3 и многие другие. Программные продукты и оболочки для тестов, несомненно, упрощают работу по сознанию тематических тестов, имеют возможности по использованию их в сети, а разработчики программ предлагают готовые тесты на проверку знаний по большому числу предметов. Однако ряд компьютерных программ сложны в освоении, что исключает возможность оперативного применения их учителями.
В своей работе я познакомлю вас с некоторыми из них, на мой взгляд наиболее простыми и покажу способы создания тестов в программах на примере создания теста по математике 5 класс
:
-
Excel
-
Pover point
-
My Test
Создание теста с помощью Excel.
Запуск программы Power Point: ПускВсе программы Microsoft Office Microsoft Office
Excel.
1 способ. Не оценивает знания, тренировочный тест, с повторением правил.
1 шаг. На листе 1 набираем или копируем обычным способом задания и варианты ответа:
Шаг 2. На листе 2-4 напоминаем правила для решения заданий
Шаг 3. На листе 5 оформляем страницу для правильного ответа
Шаг 4. Делаем гиперссылки, т.е. переход на лист в зависимости от варианта ответа.
2 способ (с оценкой результата)
Объединить ячейки блока В2:Е2. Записать текст вопроса 1;
-
В блок I2:I5 записать возможные варианты ответов на вопрос1;
-
В ячейку Е3 записать команду щелкнуть здесь ;
-
Выделить ячейку F3;
-
В командном меню выбрать Данные/Проверка…;
-
В появившемся окне Проверка вводимых значений во вкладке Параметры в поле Тип данных выбрать Список;
-
В появившемся поле Источник: щелкнуть левой кнопкой мыши и, выделив блок возможных ответов (I2:I5), занести его в это поле;
-
Во вкладке Сообщение для ввода в поле Сообщение: ввести текст «выбрать ответ»;
-
щелкнуть левой кнопкой мыши по ОК;
-
В результате, при щелчке по F3, рядом с ячейкой появиться значок списка ответов с подсказкой «выбрать ответ» . Щелкнув по этому значку развернется список возможных ответов .
-
В ячейку М3 записать формулу определения верного ответа: =ЕСЛИ(F3=54;1;0) (если виз списка выбирается число 54, то в учащийся получает 1 балл, иначе 0 баллов).
-
Аналогично выполняется оформления последующих вопросов теста;
-
В ячейку М30 записывается формула для подсчета всех баллов =M4+M7+M13+M14+M20+M23+M26;
Для определения оценки в ячейку D30 записывается формула
=ЕСЛИ(M30=0;« »;ЕСЛИ(И(M30>0;M30<4);2; ЕСЛИ(И(M30>=4;M30<6 );3;ЕСЛИ(И(M30>=6;M30<7);4;5))))
(если количество набранных баллов 0, то в ячейке D30 оценка не записывается,
если количество набранных баллов меньше 4, но больше 0, то ставится оценка 2,
если количество набранных баллов больше или равно 4, но меньше 6, то ставится оценка 3,
если количество набранных баллов больше или равно 6, но меньше 7, то ставится оценка 4,
если количество набранных баллов равно 7, то ставится оценка 5).
-
Скрыть данные блока можно, если
-
выделить блок;
-
с командного меню выбрать Формат/Столбец/Скрыть
-
При этом данные блока не будут отражены на экране. Для того, чтобы данные были доступны для просмотра необходимо выделить столбцы L и M, с командного меню выбрать Формат/Столбец/Отобразить.
Создание теста с помощью Microsoft PoverPoint.
Запуск программы Power Point: ПускВсе программы Microsoft Office Microsoft Office Power Point
Окно программы и панель Смена слайдов:
Слайд
Команда ПОКАЗ СЛАЙДОВ
Команда ВСТАВКА ТЕКСТ
Команда ФАЙЛ
Добавление эффектов для смены слайдов
Окно Добавление гиперссылки:
Добавление текста подсказки
Выбор слайда, на который будет указывать гиперссылка
Выбор объекта гиперссылки (файла или места в документе) текстового блока
Панели Настройка анимации и Дизайн слайда:
СХЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ – ТЕСТА:
Создание теста с помощью MyTest.
Программа MyTest разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года. За это время вышло немало совершенно разных версий.
С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.
MyTestX это – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.
Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.
В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы… Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор.
К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры…
В MyTestX можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.
Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать “бумажный” вариант теста.
Бесплатно скачать любую из двух версий с сайта http://mytest.klyaksa.net/htm/download/ .
Программа работает под ОС Windows XP, Vista, 7, 8. Для работы под Linux можно использовать Wine.
Заключение.
Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации
-
обучающей,
-
контролирующей,
-
организующей,
-
диагностирующей,
-
воспитательной
-
мотивирующей
функции таких заданий.
Многократно было показано, что задания в тестовой форме обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения.
Литература
-
Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2007. – 168 с.
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://lesayau.ucoz.ru/load/0-0-0-45-13-1
http://le-savchen.ucoz.ru/index/0-108
http://test.fromgomel.com/
http://manual.ucoz.net/
http://www.alivt.com/product23.html
Работа учителя математики
МБОУ ЦО№18
На тему: «Организация тестовых работ на уроках математики»
2017г.
Основные понятия тестовых технологий
Виды заданий.
Прежде чем говорить об измерении достижений учащихся, необходимо выяснить, что следует измерять. Проводя контрольную работу, преподаватель ставит себе цель получить “информацию к размышлению”, которая дает возможность провести анализ имеющихся пробелов в знаниях учеников и акцентировать на них внимание учителя при объяснении учебного материала.
По уровню сложности различают знания следующих типов:
-
Репродуктивный – узнавание ситуации в задаче, вспоминание и применение соответствующего алгоритма;
-
Реконструктивный – построение стандартного алгоритма для данной задачи;
-
Креативный – актуализация знаний и конструирование алгоритма для решения задачи в новой, нестандартной или незнакомой ситуации.
Соответственно используются следующие виды заданий:
-
Задания на воспроизведение знаний, требующие от обучаемых знания правил, понятий, формулировок и т.п. Эти примеры относительно просты, однако необходимы при усвоении отдельных приемов работы в процессе овладения базовыми понятиями (одноходовые задания).
-
Задания, обеспечивающие прочность навыков работы с текстом, рисунками, схемами. Эти задания тренировочного характера (двух-трех-ходовые задания).
-
Творческие задания, направленные на самостоятельное раскрытие причинно-следственных взаимосвязей. Такие материалы требуют от обучаемого привлечения дополнительных материалов и новых источников знаний. Выполнение таких заданий очень важно, т. к. способствует формированию диалектического мировоззрения (многоходовые задания).
Уровни тестов.
Процесс усвоения проходит в своем развитии четыре последовательных уровня, каждый из которых означает определенное новое качество, которое обучаемый приобретает в процессе обучения. При этом любой последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если учащийся не усвоил предшествующий уровень.
На I уровне усвоения, обучаемый приобретает знания-знакомства, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных. Основная особенность данного уровня состоит в том, что для своей реализации он требует обязательной опоры на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.
II уровню соответствуют такие знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. На этом уровне ему не требуется предъявления данного явления. Он воспроизводит усвоенный материал без опоры, не видя его.
На III уровне обучаемый приобретает способность решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения.
На IV уровне усвоения, обозначаемом как уровень трансформаций или уровень творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях, создавая оригинальные способы и подходы к их реализации. Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.
Для проверки качества усвоения информации на I уровне (уровне знакомства) должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности на узнавание. Это — распознавание, различение, классификация объектов, явлений или понятий.
Тесты I уровня — это тесты на опознание (“да”—”нет”) и тесты на различение (“избирательные” или “выборочные”).
Например: 1. Верно ли утверждение: «Прямая, проходящая только через одну точку плоскости, лежит в этой плоскости?»
Ответ: 1) да; 2) нет; 3) не знаю.
2. Можно ли через две прямые, имеющие одну общую точку, провести плоскость?
Ответ: 1) да; 2) нет; 3) не знаю.
Тест II уровня требует от учащихся выполнения действий по воспроизведению информации об объекте изучения по памяти. Например:
а) Дополните текст: Фигура, полученная при вращении … вокруг оси, содержащей его сторону, называется цилиндром.
Ответ: 1) четырехугольника; 2) прямоугольника; 3) треугольника; 4) трапеции.
Дополните текст:
Объемы двух подобных тел относятся как … их соответствующих линейных размеров.
Ответ: 1) кубы; 2) квадраты; 3) квадратные корни.
б) “Напишите формулу для вычисления суммы 10 членов
арифметической прогрессии”.
Причем в а) испытуемый должен дать полную формулировку запланированной информации, в б) необходимо написать лишь требуемую формулу.
Можно выделить два типа тестов II уровня — II «а» (тест на дополнение или подстановку) и II «б» — усложненный (на понимание и воспроизведение).
Тест III уровня требует от испытуемого овладения умением применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося, в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне “умений”. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без их существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в каком они были усвоены в процессе обучения.
Например:
-
Радиус шара 5 см. Найдите площадь большого круга шара.
Ответ: 1) 10π см2; 2) 25π см2 ; 3) 5π см2
Тесты IV уровня требуют такого овладения знаниями и умениями, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся, например, такого рода задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.
Следует подчеркнуть также важность оценки “трудности” теста. Нередко составители теста смешивают трудность теста со сложностью интеллектуального процесса, измеряемого им. Задание или тест, требующий простого воспроизведения, может быть очень трудным из-за некорректно поставленного вопроса или большого объема элементарных операций. С другой стороны, тест, требующий интерпретации данных или применения принципов решения, может быть “простым”, потому что сами принципы или методы решения хорошо известны.
Характеристика тестов.
В теории тестов сформулированы следующие требования, предъявляемые к тестам:
валидность (адекватность, обоснованность); определенность (общепонятность); надежность; практичность, простота в использовании; прогностическая ценность.
Валидность отражает, что должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Инвалидные, т.е. не обладающие валидностью, тесты не пригодны для практического использования.
Так, если мы хотим проверить деятельность на II уровне, то и задание должно быть сформулировано соответственно на этом уровне.
Например: Закончите правильно определение: «Две прямые называются параллельными, если они …»
Приведенный тест является функционально валидным, если мы хотим проверить качество усвоения на II уровне.
Содержательная — дает ответы на вопросы: охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного конкретного предмета и насколько отобранные задания (из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету.
Результаты должны постоянно изучаться и анализироваться с тем, чтобы тест был наполнен адекватными заданиями.
Эмпирическая — проверка с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный тест; определяется с целью оценить индивидуальную прогностичность теста. Для этого результаты выполнения теста сопоставляются с непосредственными и независимыми оценками того, что должен предсказывать тест.
Концептуальная — устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста; дает информацию о степени измерения тестом теоретически (конструктивно) выделяемого параметра и требует постоянного накопления информации об изменчивости оценок.
Под определенностью теста следует понимать, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, что он должен выполнить, какие задания надо решить и в каком объеме, чтобы полученный результат соответствовал задаче теста.
Надежность теста — это вопрос о том, в какой мере повторение его приведет к тем же результатам (при этом надо различать надежность методики, предназначенной для измерения данного признака и стабильность самого изучаемого признака). Надежность теста повышается с увеличением времени использования теста.
Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.), единство методов измерения, специальная подготовка составителей тестов и тех, кто его проводит.
Валидность и надежность — связанные понятия, причем надежность является необходимым условием валидности. Ненадежный тест не может быть валидным, и, наоборот, валидный тест всегда надежен. Надежность теста не может быть меньше его валидности, в свою очередь, валидность не может превышать надежности.
Содержательная — дает ответы на вопросы: охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного конкретного предмета и насколько отобранные задания (из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету.
Результаты должны постоянно изучаться и анализироваться с тем, чтобы тест был наполнен адекватными заданиями.
Эмпирическая — проверка с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный тест; определяется с целью оценить индивидуальную прогностичность теста. Для этого результаты выполнения теста сопоставляются с непосредственными и независимыми оценками того, что должен предсказывать тест.
Концептуальная — устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста; дает информацию о степени измерения тестом теоретически (конструктивно) выделяемого параметра и требует постоянного накопления информации об изменчивости оценок.
Под определенностью теста следует понимать, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, что он должен выполнить, какие задания надо решить и в каком объеме, чтобы полученный результат соответствовал задаче теста.
Надежность теста — это вопрос о том, в какой мере повторение его приведет к тем же результатам (при этом надо различать надежность методики, предназначенной для измерения данного признака и стабильность самого изучаемого признака). Надежность теста повышается с увеличением времени использования теста.
Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.), единство методов измерения, специальная подготовка составителей тестов и тех, кто его проводит.
Валидность и надежность — связанные понятия, причем надежность является необходимым условием валидности. Ненадежный тест не может быть валидным, и, наоборот, валидный тест всегда надежен. Надежность теста не может быть меньше его валидности, в свою очередь, валидность не может превышать надежности.
Критерии оценки.
Можно выделить шесть типов мыслительных навыков, определяя для каждого из них систему деятельности ученика. Использование в образовательной деятельности этой системы позволяет достаточно просто определить, где начинается углубленное изучение предмета, а где речь идет о базовом образовании.
№ п.п. |
Мыслительные навыки |
Определение |
^ Что делает ученик |
1 |
Информация (знания) |
Запоминание специфической информации, базовых понятий |
Вспоминает, реагирует, узнает |
2 |
Понимание |
Понимание заданного материала независимо от другого материала, решение типовых ситуаций, предсказание результатов опыта |
Объясняет, показывает, интерпретирует |
3 |
Применение |
Использование методов и теорий в новых, не совсем типовых ситуациях |
Демонстрирует, конструирует, применяет |
4 |
Анализ |
Разделение информационного объекта на составляющие элементы, выявление взаимосвязей |
Обдумывает, перечисляет, сравнивает, рассуждает. Выделяет, оценивает |
5 |
Синтез |
Составление целого из отдельных его частей |
Комбинирует, составляет, моделирует, планирует |
6 |
Сравнительная оценка |
Определение ценности методов и материалов, когда заданы цели, стандарты, критерии |
Оценивает по параметрам, сопоставляет, прогнозирует |
Классификация тестов.
В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации теста, тестовые задания можно различать:
-
По целям: обучающие и контролирующие.
-
По характеру требуемых действий – требующие:
-
простого воспроизведения знаний;
-
анализа признаков понятий;
-
выполнения определенных действий (вычисления, сопоставления, логического заключения и т.д.).
-
По характеру ответа: открытые или закрытые.
-
По месту, занимаемому в учебном процессе: исходного уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.
-
По уровню усвоения:
-
тесты 1-го уровня на опознание, узнавание и различение;
-
тесты 2-го уровня на воспроизведение информации об объекте по памяти;
-
тесты 3-го уровня, требующие решать типовые задачи;
-
тесты 4-го уровня, требующие творческого применения полученных знаний.
-
По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).
-
По структуре ответа: с ответом “да”—”нет”, на окончание мысли, с выбором верного ответа, на сравнение или сопоставление, на объяснение понятий, на количественное соотношение фактов и др.
-
По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).
-
По уровню стандартизации контроля: стандартизированные или не стандартизированные.
-
По принципу подбора содержания теста к конкретной группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.
-
По конструкции программы контроля: независимые друг от друга или “тесты-лестницы”.
-
По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).
-
По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и прогностирующие.
Учитывая невозможность составления единой классификации (в литературе можно найти 84 вида тестовых заданий), необходимо коснуться одного важного момента в составлении тестов.
Общепризнанно, что любой контроль, а тестовые задания являются его частным случаем, должен быть управляющим, обучающим и контролирующим. Один и тот же вопрос в зависимости от назначения теста может в равной степени отвечать всем этим требованиям, каждое из которых может быть усиленно самой конструкцией теста.
Преимущества и недостатки тестов успешности.Преимущества:
-
за определенный, достаточно ограниченный, промежуток времени может быть проверен большой объем разнообразного учебного материала у большой группы испытуемых;
2.возможен контроль на необходимом, заранее определенном уровне, допуская изменение степени трудности вопросов, включая в качестве вариантов ответа типичные ошибки, встречающиеся на данном уровне;
-
возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки;
-
получение объективной оценки знаний, как для преподавателя, так и для учащегося (с пониманием своих ошибок);
-
фиксирование внимания учащихся не на формирование ответа, а на осмысливании их сути;
-
создание условий для постоянной обратной связи между
учеником и учителем; -
статистическая оценка результатов контроля, а значит и самого процесса обучения.
К преимуществам тестового контроля можно отнести и возможность проводить тест на всех этапах обучения (вводный и текущий, рубежный и итоговый контроль), что позволяет эффективно управлять учебным процессом.
Недостатки:
-
указательный характер выборочного ответа;
-
возможность случайного выбора правильного ответа или догадка, натаскивание учащихся на формальные вопросы и ответы;
-
неизбежность подсказки при альтернативном ответе;
4. при закрытых вопросах существует возможность оценить лишь конечный результат (верный или нет),в то время как сам процесс, который привел к этому результату, обычно не вскрывается;
-
стандартизация мышления без учета свойств личности;
-
предельная формализация ответов, трудности проверки
сущности изучаемых явлений и фактов, их закономерностей; -
трудоемкость составления тестов, большая затрата времени для составления необходимого “банка” тестов;
-
необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов, формулирующих тестовые задания.
Системно-деятельностный подход является методологической основой для разработки контрольно-оценочных материалов для оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Значительную трудность для педагогов составляет проектирование деятельностно-ориентированного теста, который позволил бы оценить не только знания и умения, но и уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.
В качестве научной основы для разработки контрольно-измерительных материалов во многих образовательных организациях Свердловской области используется система оценки, основанная на анализе компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области. [1] Эта система основана на идеях отечественной теории деятельности, в которой выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка и профессиональная деятельность. [2] Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих действий субъекта деятельности.
Таблица 1.
Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности
Тип ведущей деятельности |
Развитие субъектных качеств |
Личностное развитие |
Компоненты деятельности |
Непосредственно – эмоциональное общение |
Формирование мотивации |
Эмоционально – психологическое развитие |
Эмоционально – психологический |
Предметно-манипулятивная деятельность |
Планирование и организация деятельности |
Ответственность, исполнительность |
Регулятивный |
Игровая деятельность |
Работа с информацией, в коллективе |
Социализация в коллективе |
Социальный |
Учебная деятельность |
Анализ, планирование |
Нравственность |
Аналитический |
Творческая деятельность |
Решение творческих задач |
Креативность |
Творческий |
Профессиональная деятельность |
Решение профессио нальных задач |
Способность к самосовершенствованию |
Самосовершенст вования |
В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем – законом микрогенезиса Хайнца Вернера [3], каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза, рассмотренной выше. Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста.
Ведущая деятельность каждого возраста определяет лишь «вектор» личностного развития субъекта. Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека.
Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности): эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования.
Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся.[4]
В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.
Таблица 2
Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий
Компоненты учебной деятельности |
Типы УУД |
Универсальные учебные действия |
Эмоционально – психологический |
Личностные |
Мотивация к учению, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание |
Регулятивный |
Регулятивные (планирование) |
Целеполагание, планирование |
Социальный |
Коммуникативные |
Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество |
Аналитический |
Познавательные |
Логические действия постановки и решения проблем |
Творческий |
Личностные |
Креативные действия |
Самосовершен ствования |
Регулятивные (контроль) |
Контроль, коррекция, оценка |
Данный подход явился основой для суммирующей оценки деятельностных результатов в процессе преподавания математики.
Задания в тесте разрабатываются по возрастающей сложности и в соответствии с компонентами деятельности.
Эмоционально-психологическому, регулятивному, социальному компоненту деятельности соответствуют задания достаточно простые, форма заданий – тестовые задания закрытого типа, можно использовать подсказки в виде заданий с выбором ответа, с альтернативным ответом, на соответствие, на установление последовательности. Начиная с аналитического компонента, задания усложняются, используются задания закрытого типа: с кратким ответом, со свободным ответом, свободного содержания.
Представим модель – алгоритм для разработки деятельностно- ориентированного теста по компонентам деятельности. [4]
Таблица 3
Алгоритм разработки теста по компонентам деятельности
Компонент деятель ности |
Характеристика знания |
Содержание тестового задания |
Примерная форма тестового задания |
УУД |
Эмоционально – психологи ческий |
Невербаль ное знание |
Задание на узнавание |
Задания с альтернативным ответом (да/нет) |
Личностные |
Регулятивный |
Знание – закон |
Задания на базовые знания и умения |
Задания закрытого типа с множественным выбором |
Регулятив ные |
Социальный |
Знание – информация |
Задания на знание законов и др. информации |
Задание на установление последовательности, на соответствие, открытого типа на дополнение |
Коммуника тивные |
Аналитический |
Теоретиче ское знание |
Задания на анализ, анализ ошибок |
Задания с заданной структурой ответа, со свободным структурированным ответом |
Познава тельные |
Творческий |
Открытое знание |
Задание – проект |
Задания со свободным ответом (обязателен модельный ответ) |
Личностные |
Самосовершен ствования |
Знание повышенно го уровня |
Задания повышенного уровня |
Задания с заданной структурой ответа |
Регулятив ные |
Приведем пример деятельностно-ориентированного теста по математике, разработанный совместно с учителем математики Ботнарюк Н. А.:
Тест по математике для проведения итогового контроля в 8 классе по теме «Квадратные неравенства»
Цель: установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Квадратные неравенства».
Требования стандарта:
- Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению,
- формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
- Овладение приемами решения неравенств,
- Развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач,
- Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.
- Метапредметные результаты:
- Предметные результаты:
Таблица 5.
Спецификация
Уровни деятельности |
УУД |
Критерии |
№ задания |
Макс. балл |
Эмоц.-психол. |
Личност ные |
Знание определения квадратного неравенства. |
1 |
1 |
Регуля-тивный |
Регуля-тивные |
Умение выполнять вычисления с рациональными числами, сравнивать рациональные числа. |
2 |
1 |
Знание алгоритма решения квадратного неравенства методом интервалов. |
3 |
1 |
||
Социальный |
Коммуни кативные |
Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства. |
4 |
4 |
Анали-тиче ский |
Познава тельные |
Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства. |
5 |
4 |
Умение выполнять разложение квадратного трехчлена на множители. |
||||
Умение изображать числа точками координатной прямой. |
||||
Умение изображать на координатной прямой множества решений неравенства. |
||||
Умение решать квадратные неравенства на основе графических представлений. |
||||
Творчс-кий |
Личност ные |
Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме. |
6 |
3 |
Самосовершенствования |
Регуля- тивные |
Решение квадратного неравенства повышенного уровня сложности (многошаговая задача). |
7 |
5 |
Инструкция по выполнению работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
Работа состоит из 7 заданий. Среди них 3 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (задания 1 – 3), 1 задание на соотнесение (задание 4), 1 задание с кратким ответом (задание 5), 1 задание на составление квадратного неравенства (задание 6) и 1 задание, требующее подробное аргументированное решение.
Задания 1 – 3. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Задание 4 на соотнесение. Учащиеся вписывают в приведенную в ответе таблицу под каждой цмфрой соответствующую букву. За каждую верно указанную пару начисляется 1 балл. Максимальный балл за задание 4.
Задание 5 со свободным ответом. Учащиеся представляют решение на черновике и выписывают в бланк полученный ответ. Максим. балл за задание 4.
Задание 6 на составление квадратного неравенства по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме. Максимальный балл за задание 3.
Задание 7 предусматривает подробное решение. Макс. балл за задание 5.
Максимальное количество баллов за всю работу – 19.
Вариант 1
1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.
а) х2 + 5х = 0 в) х2 – 2х < 7
б) – 6х – 8 > х + 3 г) х + 9 = 4х – 16
2. Выясните, решением какого неравенства является число 2. Выпишите правильный ответ.
а) х2 – х < 0 в) х2 + х – 3 > 0
б) – х2 + 4х – 5 > 0 г) х2 – 2х < 0
3. Решите неравенство методом интервалов и выпишите верный ответ:
(х – 5)(х + 3) > 0
4. Установите соответствие между квадратными неравенствами и их решениями. Ответ запишите в таблицу.
А |
[–6; 2] |
||
1 |
х2 + 4х – 12 ≥ 0 |
Б |
(–∞; –2] U [6; +∞) |
2 |
х2 – 4х – 12 ≤ 0 |
В |
(–∞; –6] U [2; +∞) |
3 |
х2 + 4х – 12 ≤ 0 |
Г |
[–6; –2] |
4 |
х2 – 4х – 12 ≥ 0 |
Д |
[–2; 6] |
Е |
(–∞; 2] U [–6; +∞) |
5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы.
а) – 2х2 – 5х + 3 ≤ 0 б) 3х2 – 4х + 7 > 0
______________ _____________
6. Подберите числа a и b и составьте квадратное неравенство, решение которого приведено на рисунке:
7. Запишите решение квадратного неравенства.
Вариант 2
1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.
а) – х2 + 3х < 2 в) х2 – 8х = 16
б) 4х – 9 = х + 7 г) х + 5 > 2х – 3
2 Выясните, решением какого неравенства является число 3. Выпишите правильный ответ.
а) х2 – 4х > 0 в) х2 – х > 0
б) – х2 + 2х + 3 < 0 г) х2 – х – 5 < 0
3. Решите неравенство методом интервалов и запишите верный ответ:
(х – 3)(х + 4) < 0
4. Установите соответствие между квадратными неравенствами и их решениями. Ответ запишите в таблицу.
А |
(–∞; –5] U [3; +∞) |
||
1 |
х2 – 2х – 15 ≤ 0 |
Б |
[–5; –3] |
2 |
х2 + 2х – 15 ≥ 0 |
В |
[–3; 5] |
3 |
х2 – 2х – 15 ≥ 0 |
Г |
(–∞; 3] U [5; +∞) |
4 |
х2 + 2х – 15 ≤ 0 |
Д |
[–5; 3] |
Е |
(–∞; –3] U [5; +∞) |
5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы.
а) – 2х2 – х + 6 ≥ 0 б) 2х2 – 5х + 6 < 0
______________ _____________
6. Подберите числа a и b и составьте квадратное неравенство, решение которого приведено на рисунке:
7. Запишите решение квадратного неравенства.
Таблица 6.
Ответы
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
|
Ответ |
1 в |
в |
в |
в |
ВДАБ |
а) (-∞; -3]U[0,5; +∞) б) (-∞; +∞) |
(-∞; -1,5] U (-2/3; 1] U (5; +∞) |
2 в |
а |
в |
в |
ВАЕД |
а) [-2; 1,5] б) пустое множество |
(-2; -1/3] U (2,5; 6] |
Таблица 7.
Критерии оценки
№ |
Критерии оценки |
Балл |
|
5 |
|
2 |
4 |
|
1 |
||
|
2 |
||
|
1 |
||
|
0 |
||
6 |
|
3 |
|
|
2 |
||
|
1 |
||
|
0 |
||
7 |
|
5 |
|
|
4 |
||
|
3 |
||
|
2 |
||
|
1 |
||
|
0 |
Таблица 8.
Критерии оценивания тестового контроля знаний
Оценка «отлично» |
79 – 100 % правильных ответов |
15 – 19 баллов |
Оценка «хорошо» |
42 – 78 % правильных ответов |
10 – 14 баллов |
Оценка «удовлетворительно» |
21 – 41 % правильных ответов |
5 – 9 баллов |
Оценка «неудовлетворительно» |
20% и менее правильных ответов |
0 – 4 балла |
Таблица 9.
Результаты тестовой работы
Компоненты деятельности |
Эмоц психол |
Регулятив ный |
Социа льный |
Аналитиче ский |
Творче ский |
Самосо вершенст вования |
Итого баллов |
|||
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (а) |
5 (б) |
6 |
7 |
||
№ |
ФИО обучающихся /баллы |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
3 |
5 |
19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
– |
0 |
0 |
– |
– |
3 |
|
2 |
0 |
1 |
0 |
4 |
2 |
0 |
3 |
4 |
13 |
|
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
0 |
3 |
4 |
15 |
|
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
0 |
1 |
1 |
0 |
9 |
|
5 |
1 |
1 |
1 |
0 |
– |
– |
2 |
– |
5 |
|
6 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
0 |
3 |
4 |
16 |
|
7 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
0 |
0 |
– |
8 |
|
8 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
0 |
3 |
5 |
17 |
|
9 |
1 |
1 |
0 |
3 |
1 |
– |
– |
– |
6 |
|
… |
……………… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
19 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
7 |
|
20 |
1 |
1 |
0 |
4 |
2 |
0 |
– |
– |
7 |
|
21 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
3 |
3 |
14 |
|
22 |
1 |
0 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
– |
5 |
|
23 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
14 |
|
24 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
– |
4 |
14 |
|
Реал. баллы |
22 |
38 |
70 |
41 |
33 |
46 |
||||
Макс. баллы |
24 |
48 |
96 |
96 |
72 |
120 |
||||
Процент достижения |
92% |
80% |
73% |
43% |
46% |
38% |
Для нахождения процента достижения каждого компонента деятельности сумма реальных баллов, полученных обучающимися, делится на сумму максимальных баллов по каждому компоненту деятельности.
Если тест составлен правильно, получается убывающая «лесенка» результатов, кроме творческого компонента, т.к. задания должны располагаться по возрастанию сложности.
Для нахождения процента сформированности универсальных учебных действий предлагаются следующие формулы: процент сформированности личностных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения эмоционально-психологического и творческого компонентов деятельности, процент сформированности регулятивных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения регулятивного компонента и компонента самосовершенствования, процент коммуникативных универсальных учебных действий берется из социального компонента деятельности, познавательных – из аналитического без изменения.
Таблица 10.
Структура сформированности универсальных учебных действий
УУД |
Личностные (эмоцион-психол+творч.) 2 |
Регулятивные (регулятивные+ самосоверш.) 2 |
Коммуника тивные (социальный) |
Познавательные (аналитический) |
Процент достижения |
69% |
59% |
73% |
43% |
В соответствии с результатами тестовой работы оформляется аналитическая записка:
Аналитическая записка по результатам тестовой работы по теме «Квадратные неравенства»
Цель: установление уровня образовательных достижений обучающихся по теме «Квадратные неравенства» на основе требований ФГОС.
Класс: 8 Дата проведения тестовой работы: 04.04.2013.
Тестовая работа устанавливала уровень сформированности следующих метапредметных и личностных результатов:
- · формирование ответственного отношения к учению,
- · формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- · умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
- · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
- · овладение приемами решения неравенств,
- · развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач.
По итогам тестирования получены следующие результаты:
Предметные результаты:
На высоком уровне сформированности знания:
- · определение квадратного неравенства,
- · способы решения и алгоритм решения квадратного неравенства.
умения:
- · осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
На низком уровне сформированности умения:
- · решать квадратные неравенства на основе графических представлений,
- · готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Наиболее сформированными являются следующие компоненты деятельности:
- · эмоционально-психологический,
- · регулятивный.
и универсальные учебные действия:
- · коммуникативные.
Наименее сформированными являются следующие компоненты деятельности:
- · самосовершенствования.
и универсальные учебные действия:
- · познавательные.
Уровни достижения компонентов деятельности:
Эмоционально – психологический 92 %
Регулятивный 80 %
Социальный 73 %
Аналитический 43 %
Творческий 46 %
Самосовершенствования 38 %.
Уровни сформированности универсальных учебных действий: регулятивные УУД – 59 %, Коммуникативные УУД – 73 %, Познавательные УУД – 43 %, Личностные УУД – 69% %.
Выводы:
1. По результатам тестирования выявлен высокий уровень сформированности теоретических знаний по предмету, умение осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения квадратных неравенств; эмоционально-психологический и регулятивный компоненты деятельности, коммуникативные УУД.
2. Выявились недостатки в подготовке обучающихся: недостаточно сформировано умение решать квадратные неравенства графически, менее сформирован творческий компонент и самосовершенствования, познавательные УУД.
Предложения:
В ходе учебных занятий необходимо уделить внимание формированию компонентов деятельности и универсальных учебных действий, освоению предметных и личностных результатов: повышать уровень сложности задания, включать задачи нестандартного характера, требующие творческого подхода к решению, создавать для обучающихся условия, способствующие самосовершенствованию.
Таким образом, анализ результатов проведенного теста позволил выявить проблемы в формировании компонентов деятельности и соответствующих им универсальных учебных действий.
Данная методика позволяет проводить качественную оценку деятельностных результатов по предмету, поскольку оцениваемые компоненты деятельности остаются неизменными при изменении тем по математике, наборов конкретных знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности.
Сравнение процентов достижения каждого компонента поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.