Как составить тесты для нескольких вариантов

Содержание

  • 10 правил про заголовки, цели и логику тестов
  • Форматы тестов: типы вопросов, ответов и результатов
  • Механики подсчета результатов
  • Рубрики и подборки
  • Примеры оформления

Правило 1

Начните с заголовка

Как только у вас родилась идея теста, сформулируйте черновой заголовок. Во-первых, если короткий и понятный заголовок не будет получаться, то это признак, что с вашей идеей что-то не так или тема для теста слишком сложная, — это повод доработать идею. Во-вторых, так вам будет проще понять, о чем именно будет тест. Это поможет определиться с тем, как лучше всего выстроить тест с точки зрения логики, какие именно нужны вопросы и результаты, и отсечь все лишнее. Лучше всего, когда в заголовке есть вопрос и читатель хочет узнать на него ответ. Еще лучше, когда заголовок касается конкретно человека и мы предлагаем узнать читателю что-то о себе: все любят узнавать себя.

Примеры заголовков:

  • Сможете ли вы потратить триллион рублей?
  • Умеете ли вы экономить по-настоящему?
  • Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?
  • Как низко вы готовы пасть ради денег?
  • Экспресс-тест: насколько вы счастливы?

Правило 2

Сформулируйте цель теста

Наверняка вы не хотите делать тест ради теста. А хотите чего-то большего:

  1. донести до читателей определенную мысль;
  2. достичь своих целей.

С первым все ясно: читатель должен пройти тест и узнать что-то новое или о чем-то задуматься. Например, о своих личных предпочтениях или о том, как на самом деле устроена жизнь вокруг:

Со вторым тоже все просто. Цель может быть прикладной — например, мы хотим ненавязчиво рассказать о нашем курсе по инвестициям. Тут все понятно: на заголовок кликают люди, которые интересуются темой и хотят узнать про себя что-то новое. Получают развлекательный контент и в конце узнают о курсе.

Или, наоборот, цель может быть более призрачной — например, нам важно писать про бизнес. У нас есть целый раздел про это, мы хотим подогревать интерес к теме разными способами: тот, кому пока скучно читать длинный текст, возможно, клюнет на что-то развлекательное. Скорее всего, человеку выпадет хороший результат, мы заложим в его голову идею, и, вероятно, в следующий раз он уже созреет для более серьезных форматов.

Правило 3

Нащупайте логику, на которой будет построен тест

Чтобы результаты теста выглядели убедительно, нужно придумать, на чем именно будут основаны ваши расчеты. Вам может казаться, что вы делаете максимально шуточный тест и придумывать какое-то обоснование необязательно. Но чаще всего это заметно, и у читателей возникнут вопросы:

В некоторых тестах результат можно выдавать рандомно. Подумайте, насколько такое решение уместно в конкретном тесте: оно должно выглядеть как фича, а не баг.

Примеры разных видов логики:

  • «Какой вы миллиардер из кино?» — мы взяли список богатейших выдуманных персонажей «Форбса», выбрали из них киногероев, изучили их биографии, нашли пересекающиеся моменты и спрашиваем у человека, какая из описанных ситуаций больше похожа на его. В результатах рассказываем читателю краткую сводку о персонаже, с чьей биографией было больше всего пересечений, сумму его состояния и выделяем положительные свойства характера.
  • «Относитесь ли вы к среднему классу?» — лучше всего, когда тест опирается на проверенный источник, будь то соцопрос или список «Форбса». В этом случае мы взяли несколько исследований, посвященных среднему классу, и сделали из них тест. Еще в тестах с такой логикой можно предлагать читателю проверить, насколько хорошо он разбирается в какой-то теме. Например, в зарплатах россиян или их мнениях по самым разным поводам.
  • «Знаете ли вы, как супермаркеты нарушают ваши права?» — пример полезного теста на тему конкретной проблемы. Мы собрали случаи супермаркетного произвола, нашли законодательные акты, регулирующие эти ситуации, и предлагаем читателям рассказать, как бы в этих ситуациях они себя повели, и заодно узнать, на чьей стороне закон.
  • «Финансовые предсказания: что вас ждет в следующем году?» — здесь результаты как раз распределяются более-менее рандомно, цель таких тестов — порадовать читателя, сказать ему что-то приятное, подбодрить. Но логика в распределении результатов все равно присутствует.

Правило 4

Решите, что в вашем тесте главное

Бывают тесты, в которых главное — результаты. Бывают тесты, в которых главное — вопросы. Здесь важно продумать, как правильно расставить акценты, чтобы и читатель был доволен, и вы рассказали людям все, о чем хотели.

Примеры:

  • «Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?» — в этом тесте важны вопросы. По сути, мы интерактивным способом рассказываем человеку о том, что известно статистике о пищевых пристрастиях россиян. Поэтому после ответа на вопрос мы даем уточняющую расшифровку и ссылку на источник. Обязательно собирайте все пруфы!
  • «Какой страны вы достойны?» — а в этом тесте интереснее результат. Мы собрали 5 профайлов разных стран, основываясь на статистике, реальных ценах и культурных особенностях. Спрашиваем читателей об их предпочтениях, вкусах и привычках и делаем вывод, где условия для всего этого благоприятнее.

Правило 5

Старайтесь делать тесты короче

10 вопросов всегда лучше, чем 15, а 7 — лучше, чем 10. Можно пойти еще дальше и сделать тест из двух вопросов — и даже из одного! Все зависит от цели и от того, что в вашем тесте главное, — не стоит прятать это слишком далеко.

Также старайтесь соблюдать баланс: если вопросов много, то пусть и вопросы, и варианты ответов будут максимально короткими. Если вопросов мало, то можно себе позволить сделать вопросы или варианты ответов подлиннее. Варианты с картинками выбирать проще, даже если на этих картинках написан текст. Конечно, это не всегда возможно. Просто помните об этом и стремитесь к идеалу.

Старайтесь формулировать вопросы емко, убирайте лишние подробности. Избегайте длинных придаточных и громоздких фраз. Ваш вопрос должен быть понятным и конкретным.

Правило 6

Согласуйте заголовок с результатами

В идеальном мире текст результата всегда должен отвечать на вопрос в заголовке. Человек заинтересовался вопросом в заголовке и хочет получить на него ответ. А если ответа нет, то, вполне вероятно, человека постигнет разочарование. Это не те эмоции, которые нужно получать от тестов.

Правило 7

Не скупитесь на результаты

Желание увидеть результат — это главное, почему человек проходит наш тест. Проходить тест трудно. Нужно думать, читать и нажимать на кнопки. Кнопок бывает много: узнать правильный ответ, перейти к следующему вопросу, узнать результат. Это активное потребление контента. Поэтому в тестах результат — это награда. Если человек получит слишком короткий или неинтересный результат, он также будет разочарован. У него останется ощущение, что результат не стоил затраченных усилий. Поэтому к результатам надо отнестись внимательно и сделать их с любовью.

Правило 8

Добавьте дополнительную стоимость результатам

Если человек получил удовольствие от прохождения теста и от его результата, он становится довольно лояльным пользователем и благосклонно отнесется к нашему предложению продолжить вечеринку. Поэтому при создании теста мы сразу думаем о том, что еще предложить читателю. Мы можем предложить пройти еще один тест или прочитать текст по теме. В каждом результате может быть что-то уникальное: например, если человек показал слабый уровень знаний по какому-то предмету, мы можем отправить его читать про азы, а если высокий — проходить более сложный тест. Или во всех результатах может быть ссылка на что-то одно. Все зависит от цели.

Примеры:

  • «Какой ваш финансовый возраст?» — здесь в каждом из восьми вариантов результатов читателю предлагаются разные тесты в зависимости от контекста.
  • «В какую теплую страну вам пора переехать?» — здесь мы сопроводили каждый результат ссылкой на статью про конкретную страну.
  • «Какой вы модератор Т—Ж?» — здесь тоже восемь вариантов результатов, но в рекомендациях — один и тот же тест.

Правило 9

Не расстраивайте читателей, а дарите им радость

Тесты — это развлекательный формат. Возможно, читателю скучно и он хочет развлечь себя. Возможно, у читателя был тяжелый день и он хочет отвлечься. Но он точно не хочет прочитать что-то неприятное про себя. Поэтому старайтесь даже в самых плохих результатах описывать недостатки мягко, упоминайте возможные сильные стороны и добавляйте во все это самоиронии и дружеского подмигивания.

Правило 10

Избегайте конкретных примеров в результатах

Помните, что и механики тестов, и сама концепция таких тестов построены на допущениях — мы даем очень приблизительный результат. Кроме того, продумать абсолютно все довольно тяжело и весьма вероятно, что где-то в вашей логике найдется слабое место. Поэтому нужно максимально застраховать себя от провалов. Если вы сами чувствуете, что халтурите или чересчур притягиваете нечто за уши, убирайте: это однозначно заметят.

Используйте слова: «возможно», «вероятно», «кажется» и так далее. Старайтесь не упоминать в результатах конкретные вещи, если механика теста не гарантирует вам, что читатель выбрал определенный результат. Зачастую бывает так: один из вариантов ответа — «обожаю хот-доги», читатель фыркает про себя, выбирает другой ответ, но по ответам в других вопросах оказывается, что он должен основать компанию по производству сосисок. Поэтому результат нужно завуалировать таким образом, чтобы даже тем, кто не любит хот-доги, было понятно, почему им выпал такой результат. Добавляйте в описание результата примеры не из вопросов, а другие, из жизни, которые расширяют картину.

Помните, что правила созданы, чтобы их нарушать. Если вы понимаете, что какое-то правило противоречит вашей идее или цели, и вы знаете, как сделать лучше, — делайте. Но сначала согласуйте все с редактором: возможно, он уже сталкивался с подобным и знает, как поступить, или просто поможет найти решение.

Виды тестов

Тесты-квизы: с правильными и неправильными ответами:

  1. С одним верным вариантом ответа. Например, тест «Знаете ли вы, чем лечат себя россияне?».
  2. С несколькими верными вариантами ответа. Например, тест «Какие финансовые вопросы россияне решают с помощью поисковика?».
  3. Со счетчиком: он считает заработанное или штрафы. Например, тест «Сможете ли вы избежать штрафов в другой стране?».

Тесты-стратегии: без правильных и неправильных вариантов ответов:

  1. С возможностью выбрать один вариант ответа. Например, тест «Насколько хорошо вы спите по сравнению с другими россиянами?».
  2. Экспресс-тесты: собирают статистику. Пример: тест «Как низко вы готовы пасть ради денег?».
  3. Со счетчиком: считает потраченное. Пример: тест «Сможете ли вы потратить 10 млрд юаней?».
  4. С возможностью выбрать несколько вариантов ответа. Эта механика пока в разработке.

Квесты: тесты с разветвленной системой ответов. Формат пока в разработке.

Форматы вопросов и ответов

В вопросах могут быть заголовок, текст, картинка. Что-то одно из этого или все вместе.

Пример теста с картинкой в вопросе

Ответы бывают следующие.

Радиокнопки:

  1. С текстом и картинкой. Например, тест «Угадайте, о каком товаре этот отзыв с „Алиэкспресса“».
  2. С тайлами. Например, тест «Сколько могла бы стоить ваша самая безумная свадьба?».
  3. С видео. Например, тест «В какой богатейшей российской семье вы могли бы родиться?».
  4. С аудио. Например, тест «В какую теплую страну вам пора переехать?».

Тайлы:

  1. С текстом. Например, тест «Насколько вы типичный читатель Тинькофф-журнала?».
  2. С картинками. Например, тест «Угадайте, кто из российских звезд зарабатывает больше».

Чекбоксы:

  1. С текстом.
  2. С тайлами.
  3. С аудио.
  4. С видео.

Ползунок. Например, тест «Угадайте, сколько стоит отдых в российских отелях этим летом».

Пример теста с ползунком

Механики подсчета результатов

Подсчет баллов:

  1. Сумма правильных ответов. Каждый вопрос содержит верные и неверные ответы. Если пользователь выбрал верный ответ, то счетчик увеличивается на единицу или любое другое количество баллов. Если неверный — счетчик не меняется. Результат зависит от количества правильных ответов. Примеры: «Кто вы в мире госзакупок?» и «Угадайте, сколько стоят эти вещи из СССР».
  2. Сумма набранных баллов. Каждому ответу присваивается стоимость, результат теста зависит от набранной суммы. Примеры: «Поборы в школе: сдать или затаиться?», «Сколько стоят похороны вашей мечты?» и «Сколько вы зарабатывали в прошлой жизни?».

Частотность ответов. Каждый ответ в вопросе принадлежит одной из групп. После прохождения теста отображается результат, у которого группа была выбрана наибольшее количество раз: если больше А, то один результат, если больше Б — другой. Баллы могут быть в виде букв или цифр.

Пример: «В какой европейской стране вам будет комфортно жить?».

Квест. Каждый следующий вопрос зависит от выбранного ответа. Результат выдается в зависимости от последовательности вариантов ответов.

Пример: «Имущественный вычет: сколько вам вернут при покупке квартиры?».

В результатах могут быть:

  1. Счет — потраченного, заработанного, штрафов. Например, тест «Сможете ли вы разбогатеть на акциях?».
  2. Видео. Например, тест «Собери их все: смогли бы вы работать в налоговой?».
  3. Перечисление особенностей. Например, тест «Какое ваше финансовое тотемное животное?».

Рубрики

  1. «Психология» — тесты в формате «Какой вы?..» про людей и их предпочтения.
  2. «Безумие» — развлекательные тесты, гороскопы, странное.
  3. «ЕГЭ» — тесты на знания и финансовую грамотность.
  4. «Микротесты» — тесты из одного вопроса.
  5. «Финансовое чутье» — тесты на тему чужих зарплат и стоимости чего бы то ни было.
  6. «Форумы и новости» — тесты на тему фольклора, россиян и того, как они живут.
  7. «Другое» — все, что не подходит под вышеперечисленное.

Подборки

  1. Тесты для тех, кто хочет узнать себя.
  2. Тесты для тех, кому нечем заняться.
  3. Тесты для эрудированных.
  4. Тесты из одного вопроса.
  5. Тесты на финансовое чутье.
  6. Беспощадные тесты о жизни в России.
  7. Тесты для тех, кто ищет место для жизни.
  8. Тесты для тех, кто хочет сохранить деньги.

Шаблоны

Если вы хотите сделать тест, приходите с идеями. У вас должен быть черновой заголовок и описание на абзац, в чем ваша идея и как вы хотите ее реализовать: в каком формате, на каких источниках, что будет в результатах.

Если тест готов и вы хотите показать его редактору, то самый беспроигрышный способ оформления — шрифт Arial, 11-й кегль. Обратите внимание на обязательные пункты, которые вам нужно учесть. Например, заголовки и подзаголовки для шеров результата теста в соцсетях. Вот примеры, как все может быть оформлено:

  • шаблон теста с вариантами ответов;
  • шаблон теста с ползунком.

programa para hacer exámenes de opción múltiple

Тесты с несколькими вариантами ответов — один из самых распространенных типов вопросов для проверки того, насколько хорошо понят материал. Их легко оценить, они могут охватывать множество тем и могут помочь в поиске информации, поскольку ответ виден. Хотя это может показаться достаточно простым, создание этих тестов может занять много времени и усилий из-за количества элементов и комбинаций, которые вы должны учитывать. С переходом на дистанционное обучение в эпоху цифровых технологий использование построителя тестов с множественным выбором может помочь вашим командам по обучению и развитию и обучению, автоматизировав определенные задачи, чтобы они могли больше сосредоточиться на содержании своих оценок для более эффективного тестирования и содействия обучению.

Чтобы найти идеальный инструмент для использования, мы сделали за вас домашнее задание и перечислили десять программ для создания тестов с несколькими вариантами ответов, чтобы оценить знания и понимание вашей команды. Прокрутите вниз, чтобы узнать больше.

1. ЭдПриложение

EdApp — это отмеченная наградами LMS со встроенным средством создания тестов с несколькими вариантами ответов под названием Rapid Refresh. Все, что вам нужно сделать, это ввести свой набор вопросов в простой для заполнения рабочий лист, и он будет преобразован в визуально привлекательный тест, готовый к реализации в одно мгновение. Через концепцию интервального повторения, тесты могут доставляться ежедневно или еженедельно, поэтому все, что вам нужно сделать, это установить предпочтительный интервал и позволить приложению сделать все остальное. Чтобы привлечь своих учеников и мотивировать их делать все возможное, вы также можете создать таблицу лидеров и предоставить настоящие призы и награды для лучших. У вас также будет доступ к аналитике в реальном времени, чтобы увидеть индивидуальную или общую производительность после завершения теста.

Время от времени напоминать пользователям о завершении их тестов требует больших усилий и может занять много времени. Но с помощью автоматизированного обучающего инструмента EdApp вы можете автоматизировать отправку push-уведомлений и напоминаний по электронной почте одним нажатием кнопки. Поскольку EdApp также удобен для мобильных устройств, пользователи могут сдавать тесты в любое время, что приводит к более высоким показателям завершения.

Стоимость: бесплатно Основные функции: оптимизированная для мобильных устройств, удобная для заполнения электронная таблица, автоматическая доставка, списки лидеров, push-уведомления.

2. EasyTest Maker

EasyTestMaker упрощает создание и управление различными цифровыми тестами и викторинами с несколькими вариантами ответов . Просто добавьте новые вопросы и разделы, измените их по мере необходимости, и пусть это программное обеспечение сделает всю остальную тяжелую работу за вас. Вы также можете создавать тесты, используя существующие вопросы из своего пула вопросов. Будет создана викторина, которая будет содержать случайный набор вопросов, если вам нужно их перепутать. EasyTestMaker также может экспортировать все ваши тесты, обзоры и результаты учащихся в PDF или Word, что идеально, если вы также хотите иметь печатную копию своих учебных материалов .

Единственным недостатком является то, что пользователи могут публиковать тесты онлайн только с 25 результатами тестов, по крайней мере, для их бесплатного плана. Если вы хотите распространять больше опросов одновременно, обратите внимание на их платные программы, которые предлагают пользователям больше гибкости.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Основные характеристики: удобный интерфейс, набор вопросов, случайные вопросы

3. Форма типа

В Typeform есть инструмент перетаскивания, который поможет вам быстро создавать привлекательные онлайн-тесты . Это позволяет вам проходить интерактивные викторины с несколькими вариантами ответов, используя изображения, GIF-файлы и видео. Ваши викторины полностью настраиваются, поэтому вы можете настраивать цветовые схемы, добавлять фоновые изображения и изменять текст. Это предоставит вашим сотрудникам уникальный тест, который фиксирует вовлеченность учащихся . Использование функции Logic Jump в ваших викторинах также может постепенно усложнять или упрощать их. В конечном счете, это программное обеспечение позволит вам создавать хорошо разработанные тесты, обеспечивая при этом удовольствие для ваших сотрудников.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Основные функции: инструмент перетаскивания, настраиваемые шаблоны, Logic Jump.

4. Маркер классов

ClassMarker — это еще одно программное обеспечение для онлайн-тестирования, которое позволяет вам легко создавать тесты с несколькими вариантами ответов и сохранять вопросы в свой банк вопросов, который вы можете использовать повторно в любое время. Викторины легко настраиваются, и вы можете задать вопрос, чтобы иметь более одного правильного ответа. КлассМаркерон также позволяет указать доступное время и дату, разрешенное количество попыток, проходной балл и многое другое. Чтобы сделать его визуально привлекательным, вы можете добавить тему для применения фирменного стиля и логотипа к вашим тестовым страницам. Тесты оцениваются автоматически, и результаты выдаются немедленно. Вы также можете видеть, были ли они завершены или все еще находятся в процессе, поэтому у вас всегда будет представление о том, как работает ваша команда.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Основные функции: банк вопросов, автоматическое ранжирование, отчетность и аналитика.

5. Доказательства

С ProProfs у вас есть доступ к более чем 100 000 готовых к использованию вопросов, которые вы можете сразу развернуть или настроить в соответствии со своей темой и брендом. Вы также можете добавлять свои собственные изображения, выбирать их из библиотеки изображений или импортировать онлайн. ProProfs также предлагает возможность дать объяснение после того, как пользователь попытается ответить на вопрос, чтобы лучше укрепить содержание . Если вы хотите, вы также можете создать закрытый тест с множественным выбором, который представляет собой комбинацию множественного выбора и заполнения пустых типов вопросов.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Основные функции: банк вопросов, отчеты и отслеживание, настраиваемые шаблоны.

6. Топка

Fyrebox — еще одно отличное программное обеспечение для создания интерактивных и красочных тестов с несколькими вариантами ответов . Есть два типа выбора: один правильный ответ и несколько правильных ответов. Вы также можете назначить баллы, которые каждый ответ приносит пользователю. С Fyrebox вы можете настроить внешний вид вашего теста, переместить кнопки и изменить их цвет, выбрать предпочитаемый шрифт и даже загрузить фоновое изображение. Есть также несколько настраиваемых шаблонов, которые помогут вам начать работу, если вы чувствуете себя немного потерянным в процессе.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Основные характеристики: интерактивный интерфейс, шаблоны викторин, множественный подсчет очков.

7. 123 Конструктор форм

123 Form Builder стремится сделать создание тестов с множественным выбором простым и безболезненным. Как следует из названия, вы можете создавать викторины всего за три шага: выберите шаблон, добавьте контент и опубликуйте свою викторину. Чтобы привлечь испытуемых, вы также можете добавить изображения, графику и брендинг. У вас также будет возможность настроить таймер обратного отсчета, который автоматически отправляет викторину по истечении времени. Еще одна интересная особенность — условная логика, когда поле может активироваться при выполнении определенного действия. Например, если учащийся выбирает неправильный ответ, вы можете показать ему правильный ответ.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Ключевые особенности: таймер обратного отсчета, условная логика, удобный интерфейс.

8. Стажировка мнений

Opinion Stage обещает взаимодействие с пользователями посредством визуальных и интерактивных тестов с множественным выбором. Если вы не хотите начинать сдавать тест с нуля, вы можете выбрать из более чем 100 предлагаемых шаблонов, которые вы можете полностью настроить. Вы можете редактировать текст, изображения, цвета и многое другое. Тесты, созданные в Opinion Stage, также хорошо работают на любой платформе, будь то мобильная или ПК, и даже оптимизируют изображения в зависимости от используемого устройства. С другой стороны, если вы беспокоитесь о конфиденциальности и безопасности, вам не о чем беспокоиться, поскольку все тесты, которые вы создаете, надежно хранятся в облаке.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Основные характеристики: шаблоны викторин, облачное хранилище, оптимизация изображений

9. Глобальный вопросник

Quiz Global — одно из самых простых программ для создания викторин с несколькими вариантами ответов в списке, и его можно использовать совершенно бесплатно. Вы можете создавать неограниченное количество тестов с бесконечным количеством вопросов и включать изображения, объяснения ответов или советы. Он также имеет банк вопросов, где вы можете случайным образом генерировать вопросы викторины для своего теста. Уникальной особенностью Quiz Global является то, что пользователи могут играть или просматривать викторину с помощью голосовых команд, что идеально подходит для тестируемых с нарушениями зрения. Затем вы можете поделиться созданными тестами, используя ссылку, которую можно разместить на форумах и сайтах социальных сетей. Однако вы не сможете встраивать свои опросы, если у вас есть собственный веб-сайт.

Бесплатно

Ключевые особенности: таймер обратного отсчета, банк вопросов, голосовые команды

10. Движение тела

Testmoz имеет простой интерфейс, но с мощными функциями. Вы можете настроить внешний вид своих тестов с помощью перетаскивания. У вас также есть возможность показать один вопрос на странице или все вопросы сразу. Если вы хотите повторно использовать свои старые тесты, то всего за несколько кликов вы импортируете их в новый экзамен или вы также можете удалить их из своего набора вопросов. Testmoz удобен для мобильных устройств и может быть доступен на любом устройстве даже с низкой пропускной способностью. Однако в бесплатной версии вы не сможете загружать изображения и можете выбирать только из тех, что доступны онлайн. Существует также ограничение в 50 вопросов и 100 результатов на тест.

Стоимость: бесплатные и платные планы

Основные функции: набор вопросов, инструмент перетаскивания, оптимизированный для мобильных устройств.

Вы также можете проверить:

10 создателей онлайн-викторин

10 бесплатных создателей викторин

Содержание

  • Реализация тестирования
    • Способ 1: поле для ввода
    • Способ 2: выпадающий список
    • Способ 3: использование элементов управления
  • Вопросы и ответы

Тест в Microsoft Excel

Часто для проверки качества знаний прибегают к использованию тестов. Их применяют также для психологического и других видов тестирования. На ПК с целью написания тестов довольно часто применяют различные специализированные приложения. Но с поставленной задачей может справиться даже обычная программа Microsoft Excel, которая имеется на компьютерах почти всех пользователей. Используя инструментарий данного приложения можно написать тест, который по функциональности мало чем будет уступать решениям, выполненным с помощью специализированного ПО. Давайте разберемся, как при помощи Экселя выполнить данную задачу.

Реализация тестирования

Любой тест подразумевает выбор одного из нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Как правило, их несколько. Желательно, чтобы после завершения теста пользователь уже видел сам, справился ли он с тестированием или нет. Выполнить эту задачу в Экселе можно несколькими путями. Давайте опишем алгоритм различных способов, как это сделать.

Способ 1: поле для ввода

Прежде всего, разберем самый простой вариант. Он подразумевает наличие списка вопросов, в котором представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.

  1. Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем использовать математические выражения, а в качестве ответов – пронумерованные варианты их решения.
  2. Вопрос и варианты ответов в Microsoft Excel

  3. Отдельную ячейку выделяем для того, чтобы пользователь мог вписывать туда номер того ответа, который он считает верным. Для наглядности помечаем её желтым цветом.
  4. Ячейка для ответа в Microsoft Excel

  5. Теперь перемещаемся на второй лист документа. Именно на нем будут располагаться правильные ответы, с которыми программа сверит данные пользователем. В одной ячейке пишем выражение «Вопрос 1», а в соседнюю вставляем функцию ЕСЛИ, которая, собственно, и будет контролировать правильность действий пользователя. Для вызова этой функции выделяем целевую ячейку и жмем на значок «Вставить функцию», размещенный около строки формул.
  6. Переход в Мастер функций в Microsoft Excel

  7. Запускается стандартное окно Мастера функций. Переходим в категорию «Логические» и ищем там наименование «ЕСЛИ». Поиски не должны быть долгими, так как это название размещено первым в перечне логических операторов. После этого выделяем данную функцию и жмем на кнопку «OK».
  8. Переход в окно аргументов функции ЕСЛИ в Microsoft Excel

  9. Производится активация окна аргументов оператора ЕСЛИ. Указанный оператор имеет три поля, соответствующих числу его аргументов. Синтаксис данной функции принимает следующий вид:

    =ЕСЛИ(Лог_выражение;Значение_если_истина;Значение_если_ложь)

    В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки, в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на Лист 1 и отмечаем элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без кавычек «=3». Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру «3», то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.

    В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1», а в поле «Значение если ложь» устанавливаем число «0». Теперь, если пользователь выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0 баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в нижней части окна аргументов.

  10. Окно аргументов функции ЕСЛИ в Microsoft Excel

  11. Аналогичным образом составляем ещё два задания (или любое нужное нам количество) на видимом для пользователя листе.
  12. Два новых вопроса в Microsoft Excel

  13. На Листе 2 с помощью функции ЕСЛИ обозначаем правильные варианты, как мы это делали в предыдущем случае.
  14. Заполнение столбца Результат формулами в Microsoft Excel

  15. Теперь организуем подсчет баллов. Его можно сделать с помощью простой автосуммы. Для этого выделяем все элементы, где содержится формула ЕСЛИ и жмем на значок автосуммы, который расположен на ленте во вкладке «Главная» в блоке «Редактирование».
  16. Включение автосуммы в Microsoft Excel

  17. Как видим, пока сумма равна нулю баллов, так как мы не ответили ни на один пункт тестирования. Наибольшее количество баллов, которые в данном случае может набрать пользователь – 3, если он правильно ответит на все вопросы.
  18. Количество баллов в Microsoft Excel

  19. При желании можно сделать так, что количество набранных баллов будет выводиться и на пользовательский лист. То есть, пользователь будет сразу видеть, как он справился с задачей. Для этого, выделяем отдельную ячейку на Листе 1, которую называем «Результат» (или другим удобным наименованием). Чтобы долго не ломать голову, просто ставим в неё выражение «=Лист2!», после чего вписываем адрес того элемента на Листе 2, в котором находится автосумма баллов.
  20. Ячейка для вывода результата в Microsoft Excel

  21. Проверим, как работает наш тест, намеренно допустив одну ошибку. Как видим, результат данного теста 2 балла, что соответствует одной допущенной ошибке. Тест работает корректно.

Результат теста в Microsoft Excel

Урок: Функция ЕСЛИ в Экселе

Способ 2: выпадающий список

Организовать тест в Экселе можно также при помощи выпадающего списка. Посмотрим, как это выполнить на практике.

  1. Создаем таблицу. В левой её части будут задания, в центральной части – ответы, которые пользователь должен выбрать из предложенного разработчиком выпадающего списка. В правой части будет отображаться результат, который автоматически генерируется в соответствии с правильностью выбранных ответов пользователем. Итак, для начала построим каркас таблицы и введем вопросы. Применим те же задания, которые использовали в предыдущем способе.
  2. Таблица в Microsoft Excel

  3. Теперь нам предстоит создать список с доступными ответами. Для этого выделяем первый элемент в столбце «Ответ». После этого переходим ко вкладке «Данные». Далее выполняем щелчок по значку «Проверка данных», который размещен в блоке инструментов «Работа с данными».
  4. Переход к проверке данных в Microsoft Excel

  5. После выполнения данных шагов активируется окно проверки видимых значений. Перемещаемся во вкладку «Параметры», если оно было запущено в какой-либо другой вкладке. Далее в поле «Тип данных» из выпадающего списка выбираем значение «Список». В поле «Источник» через точку с запятой нужно записать варианты решений, которые будут отображаться для выбора в нашем выпадающем списке. Затем щелкаем по кнопке «OK» в нижней части активного окна.
  6. Окно проверки вводимых значений в Microsoft Excel

  7. После этих действий справа от ячейки с вводимыми значениями появится пиктограмма в виде треугольника с углом, направленным вниз. При клике по ней будет открываться список с введенными нами ранее вариантами, один из которых следует выбрать.
  8. Варианты ответов в Microsoft Excel

  9. Аналогичным образом составляем списки и для других ячеек столбца «Ответ».
  10. Список ответов для других ячеек в Microsoft Excel

  11. Теперь нам предстоит сделать так, чтобы в соответствующих ячейках столбца «Результат» отображался факт того, верным является ответ на задание или нет. Как и в предыдущем способе сделать это можно при помощи оператора ЕСЛИ. Выделяем первую ячейку столбца «Результат» и вызываем Мастер функций посредством нажатия на значок «Вставить функцию».
  12. Вставить функцию в Microsoft Excel

  13. Далее через Мастер функций при помощи того же варианта, который был описан в предыдущем способе, переходим к окну аргументов функции ЕСЛИ. Перед нами открывается то же окно, которое мы видели в предыдущем случае. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки, в которой выбираем ответ. Далее ставим знак «=» и записываем верный вариант решения. В нашем случае это будет число 113. В поле «Значение если истина» устанавливаем количество баллов, которое мы хотим, чтобы начислялось пользователю при правильном решении. Пусть это, как и в предыдущем случае, будет число «1». В поле «Значение если ложь» устанавливаем количество баллов. В случае неверного решения пусть оно будет равно нулю. После того, как вышеуказанные манипуляции выполнены, жмем на кнопку «OK».
  14. Окно аргументов функции ЕСЛИ в программе Microsoft Excel

  15. Аналогичным образом внедряем функцию ЕСЛИ в остальные ячейки столбца «Результат». Естественно, что в каждом случае в поле «Логическое выражение» будет собственный вариант правильного решения, соответствующий вопросу в данной строке.
  16. После этого делаем итоговую строку, в которой будет подбиваться сумма баллов. Выделяем все ячейки столбца «Результат» и щелкаем уже знакомый нам значок автосуммы во вкладке «Главная».
  17. Создание автосуммы в Microsoft Excel

  18. После этого с помощью выпадающих списков в ячейках столбца «Ответ» пытаемся указать правильные решения на поставленные задания. Как и в предыдущем случае, в одном месте умышленно допускаем ошибку. Как видим, теперь мы наблюдаем не только общий результат тестирования, но и конкретный вопрос, в решении которого содержится ошибка.

Ошибка при ответе на вопрос в Microsoft Excel

Способ 3: использование элементов управления

Провести тестирование можно также, используя для выбора вариантов решения элементы управления в виде кнопки.

  1. Для того чтобы иметь возможность использовать формы элементов управления, прежде всего, следует включить вкладку «Разработчик». По умолчанию она отключена. Поэтому, если в вашей версии Excel она ещё не активирована, то следует провести некоторые манипуляции. Прежде всего, перемещаемся во вкладку «Файл». Там выполняем переход в раздел «Параметры».
  2. Переход в раздел параметров в Microsoft Excel

  3. Активируется окно параметров. В нём следует переместиться в раздел «Настройка ленты». Далее в правой части окна устанавливаем флажок около позиции «Разработчик». Для того чтобы изменения вступили в силу жмем на кнопку «OK» в нижней части окна. После этих действий вкладка «Разработчик» появится на ленте.
  4. Включение вкладки Разработчик в Microsoft Excel

  5. Прежде всего, вписываем задание. При использовании данного способа каждое из них будет размещено на отдельном листе.
  6. Вопрос в Microsoft Excel

  7. После этого переходим в недавно активированную нами вкладку «Разработчик». Щелкаем по значку «Вставить», который размещен в блоке инструментов «Элементы управления». В группе значков «Элементы управления формы» выбираем объект под названием «Переключатель». Он имеет вид круглой кнопки.
  8. Выбор переключателя в Microsoft Excel

  9. Кликаем по тому месту документа, где желаем разместить ответы. Именно там появится нужный нам элемент управления.
  10. Элемент управления в Microsoft Excel

  11. Затем вписываем один из вариантов решения вместо стандартного наименования кнопки.
  12. Наименование изменено в Microsoft Excel

  13. После этого выделяем объект и кликаем по нему правой кнопкой мыши. Из доступных вариантов действий выбираем пункт «Копировать».
  14. Копирование в Microsoft Excel

  15. Выделяем расположенные ниже ячейки. Затем кликаем правой кнопкой мыши по выделению. В появившемся списке выбираем позицию «Вставить».
  16. Вставка в Microsoft Excel

  17. Далее производим вставку ещё два раза, так как мы решили, что вариантов решения будет четыре, хотя в каждом конкретном случае их число может отличаться.
  18. Переключатели скопированы в Microsoft Excel

  19. Затем переименовываем каждый вариант, чтобы они не совпадали друг с другом. Но не забываем и о том, что один из вариантов обязательно должен быть верным.
  20. Кнопки переименованы в Microsoft Excel

  21. Далее оформляем объект для перехода к следующему заданию, а в нашем случае это означает переход к следующему листу. Опять жмем на значок «Вставить», расположенный во вкладке «Разработчик». На этот раз переходим к выбору объектов в группе «Элементы ActiveX». Выбираем объект «Кнопка», который имеет вид прямоугольника.
  22. Выбор кнопки ActiveX в Microsoft Excel

  23. Кликаем по области документа, которая расположена ниже введенных ранее данных. После этого на ней отобразится нужный нам объект.
  24. Вствка кнопки в Microsoft Excel

  25. Теперь нам нужно поменять некоторые свойства образовавшейся кнопки. Кликаем по ней правой кнопки мыши и в открывшемся меню выбираем позицию «Свойства».
  26. Переход к свойствам кнопки в Microsoft Excel

  27. Открывается окно свойств элемента управления. В поле «Name» меняем название на то, которое будет более актуальным для этого объекта, в нашем примере это будет наименование «Следующий_вопрос». Заметьте, что в данном поле не допускается наличие пробелов. В поле «Caption» вписываем значение «Следующий вопрос». Тут уже пробелы допускаются, и именно это наименование будет отображаться на нашей кнопке. В поле «BackColor» выбираем цвет, который будет иметь объект. После этого можно закрывать окно свойств, нажав на стандартный значок закрытия в его верхнем правом углу.
  28. Окно свойств в Microsoft Excel

  29. Теперь кликаем правой кнопкой мыши по наименованию текущего листа. В открывшемся меню выбираем пункт «Переименовать».
  30. Переименование листа в Microsoft Excel

  31. После этого наименование листа становится активным, и мы вписываем туда новое название «Вопрос 1».
  32. Лист переименован в Microsoft Excel

  33. Опять кликаем по нему правой кнопкой мыши, но теперь в меню останавливаем выбор на пункте «Переместить или скопировать…».
  34. Переход к копированию листа в Microsoft Excel

  35. Запускается окно создания копии. Устанавливаем в нем галочку около пункта «Создать копию» и жмем на кнопку «OK».
  36. Создание копии в Microsoft Excel

  37. После этого изменяем название листа на «Вопрос 2» тем же способом, как это делали ранее. Данный лист пока содержит полностью идентичное содержимое, что и предыдущий лист.
  38. Лист Вопрос 2 в Microsoft Excel

  39. Меняем номер задания, текст, а также ответы на этом листе на те, которые считаем нужными.
  40. Изменение вопросов и ответов в Microsoft Excel

  41. Аналогичным образом создаем и изменяем содержимое листа «Вопрос 3». Только в нем, так как это последнее задание, вместо наименования кнопки «Следующий вопрос» можно поставить название «Завершить тестирование». Как сделать это уже обсуждалось ранее.
  42. Вкладка Вопрос 3 в Microsoft Excel

  43. Теперь возвращаемся на вкладку «Вопрос 1». Нам нужно привязать переключатель к определенной ячейке. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по любому из переключателей. В открывшемся меню выбираем пункт «Формат объекта…».
  44. Переход к формату объекта в Microsoft Excel

  45. Активируется окно формата элемента управления. Перемещаемся во вкладку «Элемент управления». В поле «Связь с ячейкой» устанавливаем адрес любого пустого объекта. В него будет выводиться число в соответствии с тем, какой именно по счету переключатель будет активен.
  46. Окно формата элемента управления в Microsoft Excel

  47. Аналогичную процедуру проделываем и на листах с другими заданиями. Для удобства желательно, чтобы связанная ячейка находилась в одном и том же месте, но на разных листах. После этого опять возвращаемся на лист «Вопрос 1». Кликаем правой кнопкой мыши по элементу «Следующий вопрос». В меню выбираем позицию «Исходный текст».
  48. Переход к исходному тексту в Microsoft Excel

  49. Открывается редактор команд. Между командами «Private Sub» и «End Sub» нам следует написать код перехода на следующую вкладку. В указанном случае он будет выглядеть так:

    Worksheets("Вопрос 2").Activate

    После этого закрываем окно редактора.

  50. Редактор команд в Microsoft Excel

  51. Аналогичную манипуляцию с соответствующей кнопкой делаем на листе «Вопрос 2». Только там вписываем следующую команду:

    Worksheets("Вопрос 3").Activate

  52. Код на листе Вопрос 2 в Microsoft Excel

  53. В редакторе команд кнопки листа «Вопрос 3» производим следующую запись:

    Worksheets("Результат").Activate

  54. Код на листе Вопрос 3 в Microsoft Excel

  55. После этого создаем новый лист под названием «Результат». На нем будет отображаться результат прохождения теста. Для этих целей создаем таблицу из четырёх колонок: «Номер вопроса», «Правильный ответ», «Введенный ответ» и «Результат». В первый столбец вписываем по порядку номера заданий «1», «2» и «3». Во втором столбце напротив каждого задания вписываем номер положения переключателя, соответствующий правильному решению.
  56. Вкладка Результат в Microsoft Excel

  57. В первой ячейке в поле «Введенный ответ» ставим знак «=» и указываем ссылку на ту ячейку, которую мы связали с переключателем на листе «Вопрос 1». Аналогичные манипуляции проводим с ячейками ниже, только для них указываем ссылки на соответствующие ячейки на листах «Вопрос 2» и «Вопрос 3».
  58. Введенные ответы в Microsoft Excel

  59. После этого выделяем первый элемент столбца «Результат» и вызываем окно аргументов функции ЕСЛИ тем же способом, о котором мы говорили выше. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки «Введенный ответ» соответствующей строки. Затем ставим знак «=» и после этого указываем координаты элемента в столбце «Правильный ответ» той же строки. В полях «Значение если истина» и «Значение если ложь» вводим числа «1» и «0» соответственно. После этого жмем на кнопку «OK».
  60. Окно аргументов функции ЕСЛИ для вкладки Результат в Microsoft Excel

  61. Для того, чтобы скопировать данную формулу на диапазон ниже, ставим курсор в правый нижний угол элемента, в котором располагается функция. При этом появляется маркер заполнения в виде крестика. Жмем на левую кнопку мыши и тянем маркер вниз до конца таблицы.
  62. Маркер заполнения в Microsoft Excel

  63. После этого для подведения общего итога применяем автосумму, как это уже делали не один раз.

Применение автосуммы в Microsoft Excel

На этом создание теста можно считать завершенным. Он полностью готов к прохождению.

Мы остановили внимание на различных способах создания тестирования с помощью инструментов программы Excel. Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных вариантов создания тестов в этом приложении. Комбинируя различные инструменты и объекты, можно создать тесты абсолютно непохожие друг на друга по функционалу. В то же время нельзя не отметить, что во всех случаях при создании тестов используется логическая функция ЕСЛИ.

Еще статьи по данной теме:

Помогла ли Вам статья?

На чтение 4 мин. Просмотров 3.4k. Опубликовано 07/12/2020

Содержание

  1. Правило №1: Проверяйте понимание темы и критическое мышление учеников, а не только вспоминание пройденного материала
  2. Правило №2: Используйте простую структуру предложения и точные формулировки
  3. Правило №3: Поместите большую часть слов в основу вопроса
  4. Правило №4: Сделайте все неправильные варианты ответов правдоподобными
  5. Правило №5: Все варианты ответов должны быть одинаковой длины
  6. Правило №6: Избегайте двойного отрицания
  7. Правило №7: Перепутайте порядок правильных ответов
  8. Правило №8: Придерживайтесь одинакового количества вариантов
  9. Правило № 9: Не обманывайте тестируемых
  10. Правило №10: Используйте слова «все вышеперечисленное» и «ничего из вышеперечисленного» с осторожностью

Тесты с множественным выбором ответа предполагают выбор нескольких правильных ответов из ряда предложенных. 

Если вы хотите уменьшить количество ошибок и правильно научиться создавать вопросы для тестов данного типа, то обязательно дочитайте статью до конца.

Описанные ниже правила помогут сделать ваши тесты более точными, потому что вопросы в них будут интерпретироваться так, как задумано вами, а варианты ответов станут ясными и без подсказок. 

Вот десять правил написания вопросов с множественным выбором ответа:

Правило №1: Проверяйте понимание темы и критическое мышление учеников, а не только вспоминание пройденного материала

Вопросы с множественным выбором критикуются за проверку поверхностного припоминания знаний. Вы можете пойти дальше, попросив учащихся интерпретировать факты, оценивать ситуации, объяснить причины и следствия, сделать выводы и предположить результаты.

Правило №2: Используйте простую структуру предложения и точные формулировки

Сформулируйте тестовые вопросы просто и понятно. Постарайтесь быть как можно более точными в выборе слов. Ведь они могут иметь несколько значений в зависимости от разговорного употребления и контекста.

Правило №3: Поместите большую часть слов в основу вопроса

Если вы используете только основу вопроса, а не вопрос целиком, убедитесь, что большинство слов находится в основе. Таким образом, варианты ответов могут быть краткими, что сделает их менее запутанными и более понятными.

Правило №4: Сделайте все неправильные варианты ответов правдоподобными

Все неправильные варианты ответов должны быть абсолютно разумными и правдоподобными. Это порой непростая задача, но избегайте возможности сделать их слишком очевидными и таким образом облегчить прохождение теста. Поскольку это снижает валидность (достоверность) теста.

Правило №5: Все варианты ответов должны быть одинаковой длины

Этого бывает сложно добиться, но опытные тестируемые могут использовать длину варианта ответа как подсказку к правильному ответу. Часто самый длинный ответ является правильным.

Если не получается сделать все варианты одинаковой длины, то сделайте 2-3 коротких ответа и столько же длинных.

Правило №6: Избегайте двойного отрицания

Это всем известная истина, но, к сожалению, не все про нее помнят.

Не используйте сочетания слов с отрицанием «не» и «нет». Например, подобный вопрос может запутать учеников: «Какой из следующих комментариев НЕ будет нежелательным в рабочей ситуации?»

Преобразуйте вопрос и напишите его в положительной форме: «Какие из следующих комментариев приемлемы в рабочей ситуации?»

Правило №7: Перепутайте порядок правильных ответов

Убедитесь, что большинство ваших правильных ответов не находятся на первых позициях, что часто бывает. Сделайте правильные ответы в хаотичном порядке,  чтобы сложно было отследить некий шаблон или закономерность.

Когда ваш тест будет создан, пройдите его и при необходимости измените порядок расположения правильных ответов.

Правило №8: Придерживайтесь одинакового количества вариантов

Приходилось ли вам проходить тесты, где в одном вопросе предлагали 7 вариантов ответов, а в другом 3?

Согласование одинакового количества вариантов ответов в вопросах помогает учащимся понять, чего ожидать, что снижает стресс при тестировании.

Исследования не пришли к единому мнению, что лучше – 3, 4 или 5 вариантов. Вы можете самостоятельно определить для себя оптимальное количество ответов в ваших тестах.

Правило № 9: Не обманывайте тестируемых

Каким бы ошибочным не было тестирование, существуют тесты для измерения знаний. Никогда не используйте вопросы или варианты ответов, которые могут обмануть учащегося. 

Если вопрос или его варианты можно интерпретировать двояко или если разница между вариантами слишком незначительна, то найдите способ переформулировать это.

Правило №10: Используйте слова «все вышеперечисленное» и «ничего из вышеперечисленного» с осторожностью

Когда у вас заканчиваются варианты неправильных ответов, то фразы «все вышеперечисленное» и «ничего из вышеперечисленного» могут пригодиться. Но это не способствует хорошему оцениванию.

Ведь данные фразы могут быть очевидным ответом, если не используются постоянно в ваших вариантах. Кроме того,  слова «все вышеперечисленное» могут помочь угадать учащемуся правильный ответ. Также недостатком использования подобных фраз является то, что вы не сможете точно сказать, действительно ли ученик знал правильный ответ или угадал его.

Эти 10 правил помогут вам сделать тесты понятными для учеников и позволят точно оценить их знания и навыки, полученные благодаря вашему обучению.

Платформа «АнтиТренинги» позволяет всего за 5 минут создавать тесты с автоматической проверкой, которые помогут сэкономить вам до 90% времени, поставив контроль обучения на автопилот.

Кто помог нам разобраться

Научный сотрудник лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. Руководитель проекта «4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации». Преподаёт в Институте образования психометрику и методологию измерений в психологии и образовании.

В этой статье речь пойдёт о разработке образовательных тестов — заданий по проверке предметных знаний и навыков. Но в целом описанные правила универсальны: тесты для оценки психологических качеств или софт-скиллов разрабатываются аналогично.

Вы узнаете:

  • можно ли с помощью теста, где учащийся выбирает из вариантов ответов, проверить, как он умеет рассуждать;
  • можно ли измерить тестом не просто знание фактов, а понимание учебного материала;
  • чем трудные задания отличаются от сложных и почему трудным тест может быть, а вот сложным его лучше не делать;
  • с каких заданий лучше начинать — простых или трудных;
  • какое количество вариантов ответа оптимально;
  • как проверить, работает ли тест.

Психометрики называют тестом любой инструмент измерения — и ролевую игру, и эссе, и оценку портфолио. Мы подробно разберём инструмент, за которым в русском языке закрепилось слово «тест» в узком значении, — вопросы с выбором ответа из предложенных вариантов.

У стандартизированных тестов в образовании не лучшая репутация. Но психометрики по-прежнему отстаивают такой способ измерения: тесты с выбором ответа масштабируемы, справедливы и объективны. Это значит, что по одному и тому же тесту можно проверить сколько угодно учащихся, причём все будут в равных условиях, а на результат не повлияет ничьё постороннее мнение.

Но в то же время любой психометрик скажет вам, что тесты с выбором ответа — не универсальный инструмент. Способ проверки знаний выбирают с учётом того, какой именно конструкт необходимо измерить. Конструктом в психометрике называют свойство психики или способность, которые нельзя наблюдать напрямую, но можно измерить по внешним поведенческим признакам.

Фото: BublikHaus / Shutterstock

Для каких конструктов подходят тесты с выбором ответа? Это практически идеальный инструмент для оценки знания фактов и сугубо технических навыков. Например, для проверки знания о том, как отделить команды друг от друга при программировании на определённом языке.

А вот проверить, как учащийся умеет рассуждать, взаимодействовать с коллегами или находить практическое решение в сложной ситуации, тест с выбором ответов не поможет. Чем сложнее природа конструкта, тем более гибким должен быть инструмент измерения.

Такие тесты способны выявить не любые знания. В любой дисциплине есть простые факты, и по ним легко написать вопросы с несколькими вариантами ответа. Например, спросить, в каком году Колумб открыл Америку.

А есть элементы знания, для которых простого запоминания недостаточно. Например, если мы хотим спросить, какие события и явления стали предпосылками для открытия Америки, вопрос с выбором ответа из нескольких уже не так хорош.

Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты не только помнили факты, но и понимали материал. Но, увы, понимание как таковое пока невозможно измерить. Может быть, нейронауки в отдалённом будущем дадут возможность следить за всем, что происходит внутри черепной коробки каждого ученика. Но сейчас психометрика работает с тем, что можно наблюдать, с поведенческими проявлениями. У понимания таких универсальных проявлений нет.

Потому в педагогических измерениях, когда нужно оценить более глубокие, не фактологические знания, измеряют не само по себе понимание, а умение интерпретировать или анализировать. И более практичны, чем тесты с выбором из нескольких вариантов, тут задания с открытым ответом или компьютерные симуляции и игры. В таких инструментах среда тестирования будет более гибкой, чем стандартизированные тесты.

Если ваша задача — проверить усвоение фактологических знаний или отдельных навыков, тест с выбором ответов вполне подойдёт. Чтобы составить и распространить такой тест, не нужны сложные цифровые сервисы. Для базовых задач вполне достаточно форм Google или «Яндекса».

В этом разделе статьи разберёмся с основными вопросами о том, как составить хороший тест. А если нужно узнать по этой теме больше, советую книгу: Haladyna T. M., Rodriguez M. C. Developing and validating test items (Routledge, 2013) — и другие работы её авторов. Правда, на русском языке она, к сожалению, не выходила.

К концу теста любой учащийся устаёт. Поэтому последние задания зачастую уже не дают никакой информации о знаниях тестируемого. Получается, делать тест слишком длинным нельзя.

Но и коротким он быть не может — у небольших тестов ниже надёжность. На какой-то вопрос учащийся даст неверный ответ по невнимательности, а где-то, наоборот, случайно угадает правильный вариант. Если тест будет достаточно объёмным, больше шансов, что такого рода ошибки уравновесят друг друга и итоговый результат будет достоверен.

Фото: Achira22 / Shutterstock

Так как определить, какой длины должен быть тест? Нужно отталкиваться от времени на решение одного задания. Оно зависит от трудности и может составлять от нескольких десятков секунд до пяти минут. Также стоит учитывать возраст учащихся:

  • Детям до подросткового возраста нельзя давать задание дольше, чем на 20 минут, — или нужно предусмотреть возможность перерыва в тесте.
  • Для старших подростков и студентов, а также взрослых лучше исходить из продолжительности привычного занятия. Например, для старшеклассника нормально посвятить тесту урок в 45 минут (или два урока с переменой между ними). А для студентов уже можно написать тест и на 80 минут.
  • В дополнительном образовании взрослых следует учитывать, что взрослый человек уже не считает себя обязанным участвовать ни в каких тестах. Ему нужна дополнительная мотивация. Например, можно пообещать индивидуальную обратную связь по результатам теста (и потом обязательно её предоставить!).

Золотое правило таково: чем больше часов на тему отведено в курсе, тем больше вопросов в финальном тесте. Потому что изначально, когда курс составлялся, большее число часов было запланировано на более важную тему.

Если темы не слишком дробные, хорошо бы поставить минимум три вопроса на каждую. Опять же, потому, что случайные ошибки уравновесят друг друга. Но обратную связь потом лучше давать не только по каждому отдельному заданию, но и по теме в целом.

Небольшое отступление: в психометрике задание может быть трудным, но не сложным. Трудность в этой науке понимают так же, как обычно в русском языке. Чтобы справиться с трудным заданием, нужно обладать высоким уровнем знаний по теме. Скорее всего, немногие ученики решат трудное задание.

А сложность — отдельное психометрическое понятие. Оно характеризует, сколько действий и когнитивных операций нужно выполнить в процессе решения. Возьмём математический пример. Задание разделить 0,219 на 0,365 трудное, но не сложное: оно состоит всего из одного действия.

И начинать тест следует с более лёгких заданий, то есть с нетрудных. В начале теста уровень стресса всегда выше, что искажает результаты. Если вопросы в тесте распределены по тематическим блокам, можно в каждом из них располагать задания от лёгких к трудным.

Кстати, вопрос о распределении по тематическим блокам сам по себе непростой. С одной стороны, правильнее, чтобы тестируемый концентрировался в каждый момент теста на одной теме. С другой стороны, иногда важно проверить, может ли он быстро переключаться с одной проблемы на другую.

Фото: roibu / Shutterstock

Как именно поступить, решают в зависимости от дисциплины и задач теста. Но важно ставить всех тестируемых в одинаковые условия, чтобы результаты были сопоставимы.

В целом делить на блоки тест правильно: так тестируемый увидит, что тест не бесконечен. В ситуации компьютерного тестирования, когда нельзя пролистать задания и понять, сколько ещё осталось, это важно. И, конечно, нужно предупредить, если время на ответы ограничено.

Наиболее привычны сегодня тесты как в ЕГЭ — с четырьмя вариантами ответа. Иногда можно услышать, что это связано с объёмом рабочей памяти: якобы четыре варианта появились, потому что именно такое количество элементов средний человек способен одновременно удерживать в уме.

Психологи-когнитивисты такое обоснование считают ненаучным. Скорее всего, к четырём вариантам ответа практики пришли случайно, и ничего биологически или психологически заданного в этой цифре нет. Вариантов может быть и меньше — например, три.

А вот придумать больше неверных ответов обычно затруднительно.

Создание неправильных вариантов ответа — на самом деле сложное психометрическое мастерство. Не зря их называют дистракторами, то есть отвлекающими внимание от верного варианта.

Суть в том, что неправильные ответы должны быть похожи на правильный и привлекательны. Очевидно неправильных ответов нужно избегать, как и ответов из другой области. Например, если в вопросе стоит формулировка «В каком году?», все ответы должны быть датами примерно из одного диапазона.

Но неверные варианты не должны содержать в себе правильный ответ или какую-то его часть — иначе нужно в вопросе объяснить, что тестируемый должен выбрать самый правильный ответ.

Высший пилотаж — неправильные варианты на основе типичных ошибок студентов. Это позволяет давать более глубокую обратную связь: не просто показывать, где учащийся ошибся, а анализировать, почему он выбрал именно такой неправильный вариант.

Кроме надёжности, у любого теста есть ещё одно важное качество — валидность. По классическому определению, валидность — свойство теста измерять то, на что он направлен. Более современное определение гласит, что результаты валидного теста можно интерпретировать в той логике, в которой он создан.

И иногда на валидность может повлиять просто то, что тестируемый иначе (но не неправильно!) смотрит на ситуацию в задании.

Возьмём пример из теста на критическое мышление, разработанного в ВШЭ. Это тест‑симуляция онлайн-среды, в ней нужно общаться с ботом. Одна из задач — получить недостающую информацию для рецепта торта.

По идее, тестируемый должен задать боту конкретный вопрос, например: «Сколько яиц нужно добавить?» Но человек может начать с приветствия, и не потому, что не понял задание. Сказать «Привет, как дела?» перед тем, как уточнять рецепт, вообще‑то нормально. Но если об этом не подумать при составлении теста, такой ответ будет оцениваться как ошибочный.

Одно из частых опасений по поводу тестов и причин, почему в них предлагают добавлять больше вариантов ответа, — «угадайка». Кажется, что в задании с двумя вариантами ответа вероятность угадать составляет 50%. Но это верно только в случае, когда весь тест состоит из одного вопроса с двумя вариантами ответа.

Фото: roibu / Shutterstck

Если добавить второй вопрос, в котором не будет подсказок к первому и наоборот, вероятности просто перемножатся. И шанс случайно угадать правильные ответы составит уже 25%. В случае с тестом из десяти заданий вероятность ответить на всё правильно случайно пренебрежимо мала.

Но такой расчёт справедлив только для тестов с хорошо написанными неправильными ответами.

На магистерской программе Института образования психометриков учат проверять работоспособность тестов все два учебных года. Попробуем коротко разобрать, что именно они изучают.

Проверить тест можно качественным или количественным методом. Качественный метод представляет собой интервью. Разработчик теста выдаёт задания представителю целевой группы, наблюдает за ним и расспрашивает. Так можно выяснить, всё ли понятно в заданиях, что именно тестируемый делает для решения, какие вопросы ставят его в тупик, а какие кажутся слишком простыми.

Цель качественной проверки — убедиться, что решение теста задействует именно те когнитивные процессы, которые требовалось вовлечь (скажем, тестируемый действительно решает математическую задачу, а не навскидку выбирает из вариантов наиболее подходящий), что варианты-дистракторы не содержат элементов правильного ответа, что все инструкции к тесту понятны и так далее.

Оценка работоспособности теста количественными методами — как раз психометрика в узком смысле слова. Проводится она через статистический анализ, для которого нужно порядка 100 наблюдений.

Понятно, что для каждого курса такую проверку не проведёшь, обычно достаточно интервью. Но количественная оценка обязательна, если по результатам теста принимается какое-либо решение — о зачислении на курс, о сертификации.

В результате разработчик теста получит все те же данные, что и при качественной оценке. К тому же количественная оценка покажет, какие вопросы и утверждения не измеряют то, что должны, а какие вообще избыточны — тест работает и без них.

Добавить комментарий