Как составить тесты для подготовки экзамен

Кто помог нам разобраться

Научный сотрудник лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. Руководитель проекта «4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации». Преподаёт в Институте образования психометрику и методологию измерений в психологии и образовании.

В этой статье речь пойдёт о разработке образовательных тестов — заданий по проверке предметных знаний и навыков. Но в целом описанные правила универсальны: тесты для оценки психологических качеств или софт-скиллов разрабатываются аналогично.

Вы узнаете:

  • можно ли с помощью теста, где учащийся выбирает из вариантов ответов, проверить, как он умеет рассуждать;
  • можно ли измерить тестом не просто знание фактов, а понимание учебного материала;
  • чем трудные задания отличаются от сложных и почему трудным тест может быть, а вот сложным его лучше не делать;
  • с каких заданий лучше начинать — простых или трудных;
  • какое количество вариантов ответа оптимально;
  • как проверить, работает ли тест.

Психометрики называют тестом любой инструмент измерения — и ролевую игру, и эссе, и оценку портфолио. Мы подробно разберём инструмент, за которым в русском языке закрепилось слово «тест» в узком значении, — вопросы с выбором ответа из предложенных вариантов.

У стандартизированных тестов в образовании не лучшая репутация. Но психометрики по-прежнему отстаивают такой способ измерения: тесты с выбором ответа масштабируемы, справедливы и объективны. Это значит, что по одному и тому же тесту можно проверить сколько угодно учащихся, причём все будут в равных условиях, а на результат не повлияет ничьё постороннее мнение.

Но в то же время любой психометрик скажет вам, что тесты с выбором ответа — не универсальный инструмент. Способ проверки знаний выбирают с учётом того, какой именно конструкт необходимо измерить. Конструктом в психометрике называют свойство психики или способность, которые нельзя наблюдать напрямую, но можно измерить по внешним поведенческим признакам.

Фото: BublikHaus / Shutterstock

Для каких конструктов подходят тесты с выбором ответа? Это практически идеальный инструмент для оценки знания фактов и сугубо технических навыков. Например, для проверки знания о том, как отделить команды друг от друга при программировании на определённом языке.

А вот проверить, как учащийся умеет рассуждать, взаимодействовать с коллегами или находить практическое решение в сложной ситуации, тест с выбором ответов не поможет. Чем сложнее природа конструкта, тем более гибким должен быть инструмент измерения.

Такие тесты способны выявить не любые знания. В любой дисциплине есть простые факты, и по ним легко написать вопросы с несколькими вариантами ответа. Например, спросить, в каком году Колумб открыл Америку.

А есть элементы знания, для которых простого запоминания недостаточно. Например, если мы хотим спросить, какие события и явления стали предпосылками для открытия Америки, вопрос с выбором ответа из нескольких уже не так хорош.

Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты не только помнили факты, но и понимали материал. Но, увы, понимание как таковое пока невозможно измерить. Может быть, нейронауки в отдалённом будущем дадут возможность следить за всем, что происходит внутри черепной коробки каждого ученика. Но сейчас психометрика работает с тем, что можно наблюдать, с поведенческими проявлениями. У понимания таких универсальных проявлений нет.

Потому в педагогических измерениях, когда нужно оценить более глубокие, не фактологические знания, измеряют не само по себе понимание, а умение интерпретировать или анализировать. И более практичны, чем тесты с выбором из нескольких вариантов, тут задания с открытым ответом или компьютерные симуляции и игры. В таких инструментах среда тестирования будет более гибкой, чем стандартизированные тесты.

Если ваша задача — проверить усвоение фактологических знаний или отдельных навыков, тест с выбором ответов вполне подойдёт. Чтобы составить и распространить такой тест, не нужны сложные цифровые сервисы. Для базовых задач вполне достаточно форм Google или «Яндекса».

В этом разделе статьи разберёмся с основными вопросами о том, как составить хороший тест. А если нужно узнать по этой теме больше, советую книгу: Haladyna T. M., Rodriguez M. C. Developing and validating test items (Routledge, 2013) — и другие работы её авторов. Правда, на русском языке она, к сожалению, не выходила.

К концу теста любой учащийся устаёт. Поэтому последние задания зачастую уже не дают никакой информации о знаниях тестируемого. Получается, делать тест слишком длинным нельзя.

Но и коротким он быть не может — у небольших тестов ниже надёжность. На какой-то вопрос учащийся даст неверный ответ по невнимательности, а где-то, наоборот, случайно угадает правильный вариант. Если тест будет достаточно объёмным, больше шансов, что такого рода ошибки уравновесят друг друга и итоговый результат будет достоверен.

Фото: Achira22 / Shutterstock

Так как определить, какой длины должен быть тест? Нужно отталкиваться от времени на решение одного задания. Оно зависит от трудности и может составлять от нескольких десятков секунд до пяти минут. Также стоит учитывать возраст учащихся:

  • Детям до подросткового возраста нельзя давать задание дольше, чем на 20 минут, — или нужно предусмотреть возможность перерыва в тесте.
  • Для старших подростков и студентов, а также взрослых лучше исходить из продолжительности привычного занятия. Например, для старшеклассника нормально посвятить тесту урок в 45 минут (или два урока с переменой между ними). А для студентов уже можно написать тест и на 80 минут.
  • В дополнительном образовании взрослых следует учитывать, что взрослый человек уже не считает себя обязанным участвовать ни в каких тестах. Ему нужна дополнительная мотивация. Например, можно пообещать индивидуальную обратную связь по результатам теста (и потом обязательно её предоставить!).

Золотое правило таково: чем больше часов на тему отведено в курсе, тем больше вопросов в финальном тесте. Потому что изначально, когда курс составлялся, большее число часов было запланировано на более важную тему.

Если темы не слишком дробные, хорошо бы поставить минимум три вопроса на каждую. Опять же, потому, что случайные ошибки уравновесят друг друга. Но обратную связь потом лучше давать не только по каждому отдельному заданию, но и по теме в целом.

Небольшое отступление: в психометрике задание может быть трудным, но не сложным. Трудность в этой науке понимают так же, как обычно в русском языке. Чтобы справиться с трудным заданием, нужно обладать высоким уровнем знаний по теме. Скорее всего, немногие ученики решат трудное задание.

А сложность — отдельное психометрическое понятие. Оно характеризует, сколько действий и когнитивных операций нужно выполнить в процессе решения. Возьмём математический пример. Задание разделить 0,219 на 0,365 трудное, но не сложное: оно состоит всего из одного действия.

И начинать тест следует с более лёгких заданий, то есть с нетрудных. В начале теста уровень стресса всегда выше, что искажает результаты. Если вопросы в тесте распределены по тематическим блокам, можно в каждом из них располагать задания от лёгких к трудным.

Кстати, вопрос о распределении по тематическим блокам сам по себе непростой. С одной стороны, правильнее, чтобы тестируемый концентрировался в каждый момент теста на одной теме. С другой стороны, иногда важно проверить, может ли он быстро переключаться с одной проблемы на другую.

Фото: roibu / Shutterstock

Как именно поступить, решают в зависимости от дисциплины и задач теста. Но важно ставить всех тестируемых в одинаковые условия, чтобы результаты были сопоставимы.

В целом делить на блоки тест правильно: так тестируемый увидит, что тест не бесконечен. В ситуации компьютерного тестирования, когда нельзя пролистать задания и понять, сколько ещё осталось, это важно. И, конечно, нужно предупредить, если время на ответы ограничено.

Наиболее привычны сегодня тесты как в ЕГЭ — с четырьмя вариантами ответа. Иногда можно услышать, что это связано с объёмом рабочей памяти: якобы четыре варианта появились, потому что именно такое количество элементов средний человек способен одновременно удерживать в уме.

Психологи-когнитивисты такое обоснование считают ненаучным. Скорее всего, к четырём вариантам ответа практики пришли случайно, и ничего биологически или психологически заданного в этой цифре нет. Вариантов может быть и меньше — например, три.

А вот придумать больше неверных ответов обычно затруднительно.

Создание неправильных вариантов ответа — на самом деле сложное психометрическое мастерство. Не зря их называют дистракторами, то есть отвлекающими внимание от верного варианта.

Суть в том, что неправильные ответы должны быть похожи на правильный и привлекательны. Очевидно неправильных ответов нужно избегать, как и ответов из другой области. Например, если в вопросе стоит формулировка «В каком году?», все ответы должны быть датами примерно из одного диапазона.

Но неверные варианты не должны содержать в себе правильный ответ или какую-то его часть — иначе нужно в вопросе объяснить, что тестируемый должен выбрать самый правильный ответ.

Высший пилотаж — неправильные варианты на основе типичных ошибок студентов. Это позволяет давать более глубокую обратную связь: не просто показывать, где учащийся ошибся, а анализировать, почему он выбрал именно такой неправильный вариант.

Кроме надёжности, у любого теста есть ещё одно важное качество — валидность. По классическому определению, валидность — свойство теста измерять то, на что он направлен. Более современное определение гласит, что результаты валидного теста можно интерпретировать в той логике, в которой он создан.

И иногда на валидность может повлиять просто то, что тестируемый иначе (но не неправильно!) смотрит на ситуацию в задании.

Возьмём пример из теста на критическое мышление, разработанного в ВШЭ. Это тест‑симуляция онлайн-среды, в ней нужно общаться с ботом. Одна из задач — получить недостающую информацию для рецепта торта.

По идее, тестируемый должен задать боту конкретный вопрос, например: «Сколько яиц нужно добавить?» Но человек может начать с приветствия, и не потому, что не понял задание. Сказать «Привет, как дела?» перед тем, как уточнять рецепт, вообще‑то нормально. Но если об этом не подумать при составлении теста, такой ответ будет оцениваться как ошибочный.

Одно из частых опасений по поводу тестов и причин, почему в них предлагают добавлять больше вариантов ответа, — «угадайка». Кажется, что в задании с двумя вариантами ответа вероятность угадать составляет 50%. Но это верно только в случае, когда весь тест состоит из одного вопроса с двумя вариантами ответа.

Фото: roibu / Shutterstck

Если добавить второй вопрос, в котором не будет подсказок к первому и наоборот, вероятности просто перемножатся. И шанс случайно угадать правильные ответы составит уже 25%. В случае с тестом из десяти заданий вероятность ответить на всё правильно случайно пренебрежимо мала.

Но такой расчёт справедлив только для тестов с хорошо написанными неправильными ответами.

На магистерской программе Института образования психометриков учат проверять работоспособность тестов все два учебных года. Попробуем коротко разобрать, что именно они изучают.

Проверить тест можно качественным или количественным методом. Качественный метод представляет собой интервью. Разработчик теста выдаёт задания представителю целевой группы, наблюдает за ним и расспрашивает. Так можно выяснить, всё ли понятно в заданиях, что именно тестируемый делает для решения, какие вопросы ставят его в тупик, а какие кажутся слишком простыми.

Цель качественной проверки — убедиться, что решение теста задействует именно те когнитивные процессы, которые требовалось вовлечь (скажем, тестируемый действительно решает математическую задачу, а не навскидку выбирает из вариантов наиболее подходящий), что варианты-дистракторы не содержат элементов правильного ответа, что все инструкции к тесту понятны и так далее.

Оценка работоспособности теста количественными методами — как раз психометрика в узком смысле слова. Проводится она через статистический анализ, для которого нужно порядка 100 наблюдений.

Понятно, что для каждого курса такую проверку не проведёшь, обычно достаточно интервью. Но количественная оценка обязательна, если по результатам теста принимается какое-либо решение — о зачислении на курс, о сертификации.

В результате разработчик теста получит все те же данные, что и при качественной оценке. К тому же количественная оценка покажет, какие вопросы и утверждения не измеряют то, что должны, а какие вообще избыточны — тест работает и без них.

тестирование рки онлайн

Всех еще раз поздравляю с началом нового учебного года! 

Вы знаете, что на этом сайте вы можете найти много материалов для создания различных заданий онлайн, а сегодня вы еще узнаете о том, какие существуют онлайн конструкторы для создания тестов.

Узнавайте о новых идеях и бесплатных сервисах для интересных уроков в наших социальных сетях: 

     Создание тестов онлайн для РКИ 

Для начала разберемся, как работают как работают подобные конструкторы тестов? 

Функция создания тестов обычно доступна после регистрации на сайте, однако на некоторых сервисах даже не нужно регестрироваться. Иногда на этих сайтах уже есть коллекция готовых тестов по разным тематикам, поэтому вам не придётся ломать голову при разработке своих вопросов или при разработке типов тестов. Можно просто посмотреть их и уже на основе этого придумать что-то свое. 

Тесты можно сохранять в свою базу, менять, использовать при создании новых тестов, не вводя каждый раз один и тот же вопрос. Существенно экономит время!

При помощи конструктора тестов создаются разные типы вопросов и ответов: 

1 Выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных; 

2 Выбрать несколько вариантов ответов из предложенных; 

3 Вписать недостающие слова в пробелы в тексте; 

4 Написать развернуто свой вариант ответа; 

5 Выбрать верное или ложное утверждение. 

Вопросы можно оформлять, вставляя изображения, текстовые документы и даже видео. Чаще всего такая функция доступна в платных версиях, но и без картинок тесты смотрятся достойно. 

Ответы могут выводиться в виде графиков и диаграмм, в числовом значении или процентном, а также как текст, который расскажет тестируемому, где у него остались пробелы и что нужно подтянуть. И все эти параметры вы задаете самостоятельно! 

Если у вас есть своя онлайн платформа , то готовый тест вы легко сможете встроить на сайт. Если нет такой необходимости, то сгенерируйте ссылку от теста и поделитесь ею со своими знакомыми в соцсетях. Пригласите участников по электронной почте пройти тест непосредственно в сервисе. Выбирайте то, что нужно для достижения цели. 

1. Находкой для меня стал сайт Online Test Pad, который позволяет создавать тесты, опросы, логические игры и даже кроссворды онлайн. (читайте обзор сервисов для создания кроссвордов онлайн здесь)

И да, он бесплатный.  К тому же сайт на русском языке. 


Из большой коллекции тестов можно выбрать что-то по своей тематике или создать новый тест, а потом получить код для встройки на сайт.

2. Classmarker — удобный конструктор на английском языке, который поможет создать онлайн-тест за несколько минут как для 5 пользователей, так и для 5000, избавляя вас от рутинной многочасовой работы по подсчету результатов. 

Для образовательных целей сервисом можно пользоваться бесплатно, хотя функционал довольно ограниченный. Так что регистрируйтесь, отмечая на вкладке «Администраторы» (Administrators), «для использования в образовательных целях» (for education use).

тесты онлайн русский как иностранный

Плюсы: В бесплатном тарифе возможно создавать до 100 тестов ежемесячно, то есть 1200 тестов в год. Однако есть определённые лимиты: результаты тестирования не отправляются на электронную почту участникам, невозможно загрузить картинки или файлы при создании теста, вопросы не сохраняются в виртуальном хранилище, их придется вводить каждый раз при работе над новым тестом, недоступна подробная статистика по каждому участнику. 

Минусы: сервис вставляет рекламные объявления в готовый тест. 

3. Мастер-Тест простой онлайн конструктор тестов на русском языке, который можно использовать в обучении, он бесплатен и без рекламы. 

русский как иностранный онлайн тесты

Чтобы создавать тесты, нужно зарегистрироваться как преподаватель. При желании готовый тест можно встроить у себя на сайте или пригласить участников пройти тестирование на сервисе, скинув им ссылку.

4. Let’s test   бесплатный онлайн-конструктор тестов на русском языке, который позволяет тестировать знания учащихся дистанционно. 

онлайн создание тестов

В бесплатной версии возможно создавать неограниченное количество тестов, но проходить их придётся внутри самого сервиса. Если же есть желание встроить тест к себе на сайт, то приобретайте базовый пакет за 990 рублей/месяц.

5. Конструктор тестов— ещё один бесплатный конструктор тестов.  Сайт на русском языке.  В принципе тут есть все, что нужно для проведения полноценного тестирования. Для создания тестов нужно зарегистрироваться. На сайте уже выложено огромное количество тестов на самые разные темы (можно посмотреть и почерпнуть идеи).

онлайн конструктор для тестов бесплатно

Созданные тесты находятся на сайте, поэтому вы можете самостоятельно создать группу и добавить в неё всех тестируемых (например, участников курса) либо выслать им код и ссылку, по которой они найдут нужный материал.

+ 1 сайт 

Коллеги,  спешу поделиться новым сервисом, который заслуживает отдельного внимания:  


Выглядят тесты очень красиво и современно, можно добавлять изображения и давать дополнительные комментарии после ответов — объяснить, почему ответ был верным или неверным.

Система собирает много статистики — начиная от количества просмотров и прохождений, заканчивая средним временем прохождения теста и количеством повторных прохождений одним пользователем.


На странице результатов можно показывать количество набранных баллов, а так же добавить подбадривающий комментарий.

Дополнительно можно размещать ссылки, карточки (для того, чтобы показать с какими материалами нужно еще ознакомиться) и кнопки мессенджеров (для быстрой возможности написать преподавателю – Классно придумали! )

Созданные тесты можно проходить как по прямой ссылке на тест, так и размещать на вашем сайте. До 3 тестов в месяц можно создавать абсолютно бесплатно.

P/S И, конечно, можно упомянуть Google Forms. Конечно, это не совсем онлайн-конструктор тестов, тем не менее здесь можно создавать опросы и при помощи форм: пишешь вопрос, предлагаешь варианты ответов и ждёшь результатов. 

Коллеги, а  вы используете тестирование в своей деятельности? 

Какими конструкторами тестов и сервисами пользуетесь вы? 

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.

Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении
нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяются для организации
самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только
опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь
поисковый, эвристический, проблемный характер.

При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки
рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.

При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты
охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение
рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего
курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира
в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в
течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной
работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще
подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его
развития, возрастным мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве
домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить
тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет
способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания
применять их на практике.

Методика составления и проведения тестов.

Основными этапами любого тестирования являются:

  1. Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и
    понятных учащимся.
  2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей
    школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
  3. Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов
    тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
    надежность, точность, лаконичность;
    недопустимость применения двусмысленных вопросов;
    использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для
    составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных
    классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
  4. Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и
    тренинге.
  5. Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной
    деятельности учащихся.
  6. После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с
    помощью ключа
  7. Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
  8. Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с
    результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных
    работ и имеют право на апелляцию.

При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных
группы тестов:

  1. задание на выбор правильного ответа;
  2. приведение в соответствие или классификацию объектов;
  3. расположение объектов в определенном порядке;
  4. “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.

Виды тестов по форме.

Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых
заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.

1. Тесты – определители с одним правильным ответом.

Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных
ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в
которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу,
6. Фиджи.

Кооперирование – это:

а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных
производств;
в) сосредоточение предприятий на одной территории;
г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.

Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие.
Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:

1. специализация;
2. комбинирование;
3. кооперирование;
4. концентрация.

2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов,
причем обходимо назвать их максимальное количество.

Летом тропические ВМ господствуют:

1) в тропическом климатическом поясе;
2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.

3. Тесты – определители, где все ответы правильные.

Крупными производителями автомобилей являются:

1) Япония;
2) Западная Европа;
3)США;
4 )все указанные регионы.

4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их
количество (один, два, три и т. д.).

В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов –
миллионеров:

  1. Центральный;
  2. Дальневосточный;
  3. Западно-Сибирский;
  4. Центрально-Черноземный;
  5. Волго-Вятский;
  6. Северо-Кавказский.

5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по
принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.

Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:

1) холм;
2) ветер;
3) песок;
4) равнина;
5) овраг;
6) гранит.

6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных
ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.

Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:

1) траппы;
2) Саяны;
3) Таймыр;
4) лиственница;
5) Путорана.

7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или
диаграмм.


На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на
Земле:

 

8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует
однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или
несколько заданий.

В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается
высоки естественный прирост населения.

1)да; 2)нет.

9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике,
где названы примеры объектов, один из которых правильный.

Определите физико-экономический район России по данной характеристике:
занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней
платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения
являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на
территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно –
таежные почвы и лиственничные леса.

1) Русская равнина;
2) Горы Южной Сибири;
3) 3аподно – Сибирская равнина;
4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.

10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать
самостоятельно.

По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная
страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного
нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.

——————————————————————————————————–

Ответ: Австрия

11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты
ответов.

По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла,
шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):

1) влажные экваториальные леса;
2) средиземноморская;
3) саванны;
4) пустыни.

12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа.
По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин,
Дакка, Катманду).Ответ:

———————————————————————————————————-

Ответ: Индия

13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого
столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:

1)Гималаи
2)Уральские горы
3)Кордильеры
а) древняя складчатость
б) средняя складчатость
в) новая складчатость

Ответ: 1-в; 2-а; З-б

14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не
совпадает количеством вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:

1)Урал
2)Хибины
3)3аподно-Сибирская равнина
4)Сихоте-Алинь
а) щит
б) молодая платформа
в) герцинская складчатость
г) мезозойская складчатость

Ответ: 1-в;2-а;3-б;4-д

15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных
ответов.
Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:

1 .экваториальный
2. субэкваториальный
3. тропический
4. субтропический
а) тропические
б) умеренные
в) субэкваториальные
г) экваториальные

Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б

16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний”
вариант.
Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их
размещения:

1. гидроэнергетика
2. металлургия алюминия
3. судостроение
4. сахарная промышленность
а) потребительский
б) сырьевой
в) энергетический
 

Ответ: 1-б;2-г;3-а;4-б

17. “Открытые” (или перспективные) тесты.

В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно
вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним
верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим
названным требованиям.

Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как
правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова.
Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __
метров, (равнины, абсолютной, 2000.)

Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает
полную свободу действий тестируемого.

Назовите три основных государства Азии:

———————————————————————————————–

—————————————————————————————————-

на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри –
Ланка, Филиппины, Япония.

18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.

Заполните таблицу:

Воздушные массы Район формирования Температура и влажность
    Жаркая и влажная
тропические    
  Умеренные широты над океаном Лето: Зима:
антарктические    

19. Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.

Заполните таблицу, используя предложенные варианты ответов:

Страна Столица Форма правления Административно-территориальное устройство
Канада      
  Прага    
    Конституционная монархия  
Оман      
      Конфедерация

Варианты ответов: Чехия, Швейцария, Норвегия, Маскат, Оттава, Берн, Осло,
республика, абсолютная монархия, государство Британского Содружества, унитарное,
федеративное.

20. Тесты связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.

Заполните схему, используя следующие слова:

1. Мировой океан;
2. болота;
3. ледники;
4. горные;
5. подземные воды;
6. реки;
7. покровные.
8. моря;
9. заливы.

21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.

Заполните схему:

22. Тестовые задания, требующие выполнение расчетов, с вариантами ответов.

Используя рисунок 60 на странице 96 (Суханов В.П. Физическая география. 6
класс.) или рисунок 80 на странице 144 (Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П.
География. Начальный курс.).
Определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20 С до
10 С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100%: 1) 9 г; 2)
8 г; 3) 17 г.

23. Тесты, требующие выполнение расчетов без вариантов ответов.

Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Н испаряемость
равна 31 мм. и в течении года выпадает 488 мм. осадков:

Ответ 1,3

Тесты – классификаторы.

Тесты – классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов,
и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или
выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наиболее удобен
для установления внутрипредметных или межпредметных связей.

24. Тесты – классификаторы с указанием классификации.

Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:
а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс;
з)галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.

Осадочные:

————–
————–
————–

Метаморфические:

——————-
——————-
——————-

Магматические:

——————
——————
——————

Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты
занесите в таблицу: Лиственница, лемминг, ковыль, бурундук, ягель, песец,
соболь, дрофа, кедр, кролик.

25. Тесты на самостоятельную классификацию.

Сгруппируйте по языковым семьям народы России:

Русские, карелы, татары, осетины, якуты, украинцы, коми, буряты, башкиры,
удмурты.

А Б  В Г
———–
———–
———–
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-

26. Тесты, проверяющие знания географической карты и географического
пространства построенные по принципу альтернативного теста.

В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее:

Норвегия – Дания;
Испания – Бельгия;
Чехия – Венгрия;
Швейцария – Германия.

27. Расставить по порядку.

Распределите горные страны по мере увеличения их высоты:

Гималаи – _____ 4
Уральские –____ 1
Альпы – ________2
Кордильеры – ____3

28. Тесты на установление причинно – следственных связей.

Укажите правильную последовательность причинно – следственных связей:

Развитие земледелия – __________ 4
Агроклиматические ресурсы – ___1
Географическая широта – _______2
Плодородие почв – ____________ 3

29. Тесты по нахождению “лишнего” объекта, где даны критерии ответа.

В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному
признаку: Русские, сербы, грузины, греки, поляки

30. “Лишний” объект – нет критериев ответа.

В данном списке выберите ответ отличающийся от остальных: Гранит, базальт,
пемза, обсидиан, мрамор.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ПОДГОТОВКИ
К ГИА

Автор работы: Григорьева Татьяна Викторовна

                                                       
Занимаемая должность: учитель истории  и 

    Обществознания

                       Место выполнения работы:

                                                    МОУ-СОШ
с.Барановка Аткарского района

              Саратовской области

Саратов

2012

Что такое экзамен? Экзамен –
это очень важное для наших детей жизненное испытание.  Как с честью выдержать
это испытание? Как поддержать у учащихся интерес к общественным дисциплинам?
Главную  роль, на мой взгляд, играет приобретение  навыка самостоятельного,
осмысленного выполнения тестовых заданий на дополнительных занятиях по
обществознанию. Какова роль учителя в этом процессе?

       Учащиеся должны
получать знания, а я, учитель, должна создавать для этого условия. Моя главная
роль на консультации – организатор учебного процесса. К сожалению, наш
сегодняшний ученик – прежде всего исполнитель воли учителя. Взрослея, учащиеся
всё меньше хотят быть исполнителями чужой воли. Я убеждена:  учителю следует
развивать творческие способности  каждого ребёнка, учить его приёмам 
самоорганизации и самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценивания.

        Я должна научить
выпускников правильно строить свою деятельность, чтобы они стали компетентными
и успешно  сдали экзамен в новой форме.

Когда ученики выбрали для
итоговой аттестации предмет обществознание, возник вопрос: реально ли сдать ГИА
по обществознанию на «5»? Что для этого должна сделать я как учитель? Поэтому
возникла идея проекта «Самостоятельное составление тестов как один из приемов
подготовки к ГИА». Мной были поставлены проблемные и учебные вопросы.

 Проблемные вопросы:

        
Какие приёмы, методы, технологии и задачи необходимо использовать 
учителю для эффективной подготовки учащихся к сдаче экзамена в новой форме?

        
Какова роль самостоятельной разработки заданий для ГИА учащимися
при формировании ключевых компетенций?

Учебные вопросы:

        
Как научить учащихся выполнять задания с выбором правильного
ответа?

        
Как научить выполнять задания требующие краткого ответа?

        
Как научить учащихся выбирать нужную информацию из текста,
раскрывать его отдельные положения, соотносить сведения с текста со
знаниями,
полученными при изучении курса?

        
Как научить учащихся применять имеющиеся знания для анализа
социальных ситуаций, высказывать и обосновывать собственное мнение?

Изучив нормативные документы,
касающиеся итоговой аттестации в независимой форме,  познакомившись с советами
психологов об эффективных способах запоминания, я провела диагностику типов
запоминания среди обучающихся с целью выявления наиболее  характерных для
каждого из них.

 Проект рассчитан на 1 учебный
год, то есть на 34 часа дополнительных занятий. В ходе реализации проектной деятельности
предусматривается проведение занятий с использованием различных инновационных
технологий. Публикация буклета для ознакомления родителей с тематикой нашего
исследования.

 Обучающимися
заполнялся дневник работы над проектом, для самооценки успешности своего
участия в коллективной работе группы.

     

Мой проект состоит из трёх
структурных частей.

        
Подготовительный этап.

        
Реализация проекта.

        
Рефлексия. Подведение итогов.

 На подготовительном этапе
проекта было проведено   анкетирование учащихся  для выявления тем, вызвавших
затруднение при изучении предмета. (Входящий мониторинг, анализ и классификация
затруднений по изученным темам, типам заданий).

Входящий мониторинг показал
качество знаний по учебным блокам.

Качество знаний учащихся по учебным блокам.

Результаты входящего мониторинга

На столбчатой диаграмме виден
процент выполнения заданий всех частей демонстрационного варианта ГИА.

Была собрана  информация для
успешного разрешения проблемы. Выяснила, что для успешной сдачи любого экзамена
нужно знать и выполнять несколько правил.
Самое главное – уверенность.  Ведь если вы уверены в себе, то с любым видом
деятельности вы справитесь. Если вы знаете предмет, который сдаете, для вас
экзамен и не проблема вовсе. Главное — знать в полном объеме материал, который
потребуется от вас на экзамене. Как этого достичь?
Нужно
максимально эффективно тратить время на изучение и запоминание материала. Чтобы
это было действительно так, я составила календарно-тематический план и
разработала занятия. Подобрала соответствующее  мультимедийное сопровождения (коллекции
тестов, текстов, презентаций и др. по разным темам блоков). Главный  упор
сделала на осознанную самостоятельную работу учащихся
.

Чтобы реализовать эту идею,
был разработан проект. Весь курс обществознания я поделила на  5 основных
блоков. План моей работы представлен в таблице.

На каждый из блоков отводится
по 6 часов. За это время происходит углубление и систематизация знаний,
полученных во время учебных и внеурочных занятий.

   Есть одно очень мудрое, на
мой взгляд, изречение: «Скажи мне  – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай
сделать самому – и я пойму!» Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к проекту. 
Именно эти строки натолкнули меня на мысль – дать учащимся возможность самим
попробовать свои силы в составлении  КИМов по обществознанию.  С
психологической точки зрения, тренировка в решении пробных тестовых заданий
также снимает чувство неуверенности. Как говорят: «Первыми на экзамене сдают
нервы».

    В ходе
реализации проекта   проводился тренинг по заполнению зкзаменационных бланков.

     Учащиеся 
познакомились с   лексическим  значением  слова «тест»  (от слова test —
испытание, проверка), с основными правилами составления тестовых заданий.

Правила составления тестовых заданий 

        
Содержание задания должно отвечать программным требованиям и
отражать содержание обучения.

        
При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать
слова “иногда”, “часто”, “всегда”,
“все”, “никогда”.

        
Вопрос должен быть четко сформулирован.

        
Избегайте  таких слов, как  большой, небольшой, малый, много,
мало, меньше, больше и т.д., а также   вводных фраз и предложений, не   имеющих
связи с основной мыслью. Не следует прибегать к пространным утверждениям, так
как они приводят к правильному ответу.

        
Тест должен включать по возможности задания различных типов и
видов, так как это повышается его достоверность;

        
Исключайте вопросы, на которые требуются ответы по принципу
“да” – “нет”.

        
Не включайте в текст теста прямые цитаты из книг;

        
Не используйте в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы;

        
В тесте не должно быть задач, дающих ответы на другие вопросы;

        
Избегайте вопросов, ответить на которые можно на основе общей
эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины;

        
Используйте диаграммы, таблицы, рисунки, схемы, блок-схемы .

        
Варианты ответов  должны быть разумны, умело подобраны, не должны
содержать явных неточностей, подсказок.

        
Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с
основной частью задания.

        
Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных
отрицаний, таких,  как: “Почему нельзя не делать…?”

        
Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих
ответов.

        
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по
содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные
ошибочные варианты, взятые из опыта.

        
Если ставится вопрос количественного характера, ответы
располагайте по возрастанию, если ответы представлены в виде слов текста,
располагайте их в алфавитном порядке.

        
Лучше не использовать варианты ответов “ни один из
перечисленных” и “все перечисленные”.

        
Избегайте повторения.

        
Используйте ограничения в самом вопросе.

        
Не упрощайте вопросы.

        
Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не
повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в
случайном порядке.

        
Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

        
Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее
подготовленных учеников.

        В приведённой выше
таблице видно, как была построена отработка навыков обучающихся по каждой части
Кима: сначала повторяли и анализировали  материал, изученный на уроках, искали
дополнительные сведения в различных источниках.

  Затем
следовал анализ и обсуждение результатов. Учащимся давались  следующие
рекомендации по заучиванию материала.

       При подготовке к
экзамену вы должны не просто прочитать требуемый материал, но и работать с этим
материалом. Чем более разноплановыми будут ваши действия, тем больше шансов
лучше разобраться в теме. Запоминание может быть активным и пассивным.
Пассивное —  когда вы просто смотрите на материал, пытаясь понять и запечатлеть
его. Существует более интересный способ.

      Например,
если надо запомнить много разных дат и формул, напишите небольшие таблички с
ними, расклейте по всей квартире. Таким образом, ваш взгляд будет постоянно
натыкаться на полезную информацию, и она будет запоминаться еще и на
неосознанном уровне, механически. Если лучше воспринимаете информацию на слух, 
запишите на аудионоситель и слушайте в свободное время, например, когда
пылесосите или моете посуду. Если ведущая память механическая — проговаривайте
материал во время прочтения и при этом записывайте его на бумаге. Можно и нужно
использовать все доступные способы, а не ограничиваться одним. Эффективность от
этого только возрастет. Активное запоминание—это когда с полученной информацией
вы работаете дополнительно.

Главное,  распределить
повторение во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут,
через 8-9 часов и 24 часа. Очень полезно повторять материал за 15-20 минут до
сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и
обращать внимание на наиболее трудные места. Повторение будет эффективным, если
воспроизводить материал своими словами и близко к тексту.  Если вы не можете
вспомнить материал в течение 2-3 минут, то его следует повторить. Чтобы
перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя
сутки, двое и т.д., постепенно увеличивая временные интервалы между
повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

           На следующем
занятии ученики под моим руководством сами начинают составлять тесты  по типу
части А КИМа. На этом же занятии они обмениваются результатами своей 
творческой деятельности и производится взаимопроверка с обязательным 
обсуждением. Выясняем, в чем они испытали трудности, что понравилось, хотели бы
продолжить.

         В качестве домашнего
задания учащиеся корректируют свои варианты тестов и продолжают их составление
до 20 вопросов, так как за час занятия столько с первого раза составить
невозможно. Как правило, выпускникам очень интересен такой вид работы и они с
удовольствием занимаются.

    Следующий этап – это часть
В, то есть задания, требующие краткого ответа, анализа каких – либо схем,
диаграмм, решение практических познавательных задач, что на подготовительном
этапе вызвало затруднения. Сначала предлагаю поработать по готовым
тренировочным заданиям КИМов, а уже затем опять же самостоятельно подготовить
для своих одноклассников свой, авторский вариант части В. После этого
проводится взаимопроверка и анализ работ учащихся.

            Входящий
мониторинг показал, что наиболее трудной  для учащихся оказалась часть С – это
работа с текстом. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации
представляют для учащихся  немалую практическую ценность. Это  особенно
касается тех учеников, которые хотят хорошо сдать экзамен и продолжить свое
образование в высшей школе и получить престижную профессию. Учащиеся быстрее 
адаптируются к новым условиям учебного процесса,  и  учебная деятельность
выходит на более высокий исследовательский, научно-поисковый уровень. Поэтому
каждому
обучающемуся была дана памятка, как работать с текстом.

 Общие
правила составления плана при работе с текстом/

        
Для составления плана необходимо прочитать текст про себя,
продумать прочитанное.

        
Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках
надо передать главную мысль каждого фрагмента.

        
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан
ли последующий пункт плана с предыдущим.

        
Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную
мысль текста.

Как составлять простой план.

        
Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

        
Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

        
Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами
существительными.

        
Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли
отражены в плане.

        
Запишите план.

Как составлять сложный план.

        
Внимательно прочитайте изучаемый материал.

        
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты
плана).

        
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и
озаглавьте (подпункты плана).

        
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью
ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью
охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах
плана) не должны повторяться сходные формулировки.

         Ознакомившись с
основными правилами составления плана, учащиеся работают с текстами, 
представленными в тренировочных КИМах, в учебнике, газетах, журналах, в
Интернете. Главное задание на этом этапе работы –  найти подходящий для данной
темы текст, придумать вопросы и
задания
к нему. Затем происходит обмен заданиями между учениками. И снова
взаимопроверка и анализ.

           Таким образом,
происходит проработка каждой части КИМа.

Результатом самостоятельной
творческой деятельности учащихся является выполнение двадцати  заданий части А,
пяти  заданий из части В,  текст и шесть  заданий к нему из  части С . По
такому шаблону ведётся работа по всем  пяти  блокам. По окончании работы
учащиеся сами составляют свой авторский КИМ на основе уже имеющихся разработок.
Во время составления вариантов контрольных измерительных материалов обучающиеся
систематизируют полученные знания, применяют их на практике, что очень
ценно
для самого экзамена. 

Результатом проекта явились
образец КИМа, выполненного учащимися. 

Вариант  КИМа составила
ученица 9 класса Полякова Кристина

I.(Часть А)

Помни!!! Все ответы, нужно
перенести в бланк
1!!!

В бланке справа от номера
задания поставь знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру
выбранного вами ответа.

        
Дефицит государственного бюджета наступает
в результате?

        
Уменьшения сборов налога

        
Увеличение производства

        
Сокращение расходов на оборону

        
Развитие малого бизнеса

        
Отличительная черта рыночной экономики?

        
Централизованное распределение ресурсов

        
Свободные цены

        
Введение подоходного налога

        
Товарный дефицит

        
Каким примером показано влияние природы на
человека?

        
ликвидация последствий стихийных бедствий

        
загрязнений рек

        
высадка деревьев на пустыре

        
запрет ловли рыбы в нерестовый период

        
Пианист исполняет на рояле красивую
музыку. Какой это вид деятельности?

              1)наука

              2)религия

              3)мораль

              4)искусство

5.Лена  – общительный человек. Она всегда готова прийти на помощь
друзьям. Всё это характеризует Лену как

               1) индивида

               2) гражданина

               3) личность

               4) профессионала

6.Что свойственно традиционному обществу?

               1) преобладание сельского хозяйства в экономике

               2) высокий уровень развития промышленности

               3) компьютерные технологии

               4)быстрое развитие науки и техники

7.Что из перечисленного является фактором производства

               1) труд

               2) товары

               3) спрос

               4) обмен

8. Президент Российской Федерации

               1) избирается всенародным голосованием

               2)назначается сроком на 5 лет

               3) избирается Государственной Думой

               4) назначается Федеральным собранием

9. Какими признаками обладает правовое государство

               1)есть система законодательства

               2) Все граждане равны перед законом

               3)имеются правоохранительные органы

              4) есть суверенитет

10. Какой орган государственной власти в России является высшим?

           1)Правительство

           2) Совет безопасности

           3)Федеральное собрание

           4) Общественная палата

11.Национальная принадлежность человека является характеристикой
его

            1)статуса с рождения

            2) социальной роли

            3) приобретаемого статуса

            4) общественного престижа

12.Чем отличается искусство от других форм культуры?

            1) стремлением получить новое знание

            2) художественными образами

            3) опорой на представление о добре и зле

            4)отражением окружающего мира

13. Торт стоит 250 рублей. Какая функция денег здесь проявляется?

             1)мера стоимости

             2) средство платежа

             3) средство обмена

             4) мировые капиталы

14.Вознаграждение, которое предприятие даёт человеку за труд,
называется

        
прибылью

        
налогом

        
заработной платой

        
прожиточным минимумом

      15.Найдите, среди  перечисленного, гражданские права
человека

                   1) на жильё

                   2) на защиту чести и достоинства

                   3)на социальное обеспечение по возрасту

                   4) на образование                

16.Николай взял в банке кредит, чтобы купить землю. Его отношения
с банком регулируются нормами права

            1)трудового

            2)гражданского

            3)государственного

            4) коммерческого

17.Сибиряки, уральцы – это

            1)национальные общности

            2) территориальные сообщества

            3)этнические группы

            4)профессионально – региональные группы

18.Чем отличается Конституция от других правовых актов?

             1) письменной формой

             2) высшей юридической силой

             3)обращением ко всем гражданам

             4)поддержкой силами государства

19.какой отраслью права регулируются родительские отношения?

                   1)гражданским правом

                   2) трудовым правом

                   3)семейным правом

                   4)административным правом

20.назовите признак глобальных проблем

                  1)затрагивают всё человечество

                  2)не имеют путей решения

                  3)приводят к отрицательным последствиям

                  4)относятся к сфере экономики

II. (Часть B)

       1.  Прочитайте текст

           (А) Каждый ученик изучает в школе большое количество
предметов.

           (В) Это очень полезно, потому что помогает решать
сложные образовательные и   воспитательные задачи, стоящие перед школой.

           (С) Но , Дальнейшее расширение круга учебных предметов
может отрицательно сказаться на здоровье ученика.

Задание: определить
какие положения текста

        
отражают факты

        
выражают мнения

 В таблицу записать цифры, обозначающие правильный ответ.

2. Наташа – ученица – 9 класса.
Кроме учёбы, много свободного времени тратит на компьютерные игры.

Задание: сравнить 2
вида деятельности – учёбу и игру. Выбрать и записать в первую колонку номера
ответов характеризующие черты сходства, а во вторую колонку номера ответов
отличия игры от учёбы.

        
даёт возможность овладеть новым опытом

        
построена на замене реальности предметами
условными

        
имеет определение цели и мотивы

        
ведёт к усвоению учебных предметов

Черты сходства

Черты отличия

3.Задание: Установить
соответствие между правилами и видами социальных норм. К каждому утверждению в
первом столбике, подобрать утверждение из второго.

 ПРАВИЛА                                                                                         
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А)мужчины при входе должны
снимать                                   1) моральные

   головной убор

Б) Президентом РФ может быть избран

     гражданин старше 35 лет, не менее
10                                  2) правовые

   лет постоянно проживающий в России

В)каждый день надо делать какое –

    нибудь доброе дело

Г) младшие первыми
должны                                                      3) нормы этикета

     приветствовать взрослых

Д) за безбилетный проезд в общественном

    транспорте наказывают штрафом

Записать в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д

Прочитайте текст, проанализируйте данные таблицы и выполните
задания 4 и 5.

В 2005 году Всероссийский центр изучения общественного мнения
провел социологический опрос среди жителей крупных городов нашей страны.
Предлагалось назвать 2-3 наиболее престижные профессии и две наиболее доходные
профессии. Данные (в %) представлены в таблице.

Профессии

Престижные профессии

Доходные профессии

Юрист, нотариус, судья

29

20

Директор, менеджер

17

13

Врач, фармацевт

16

7

Банкир, служащий банка

16

24

экономист

16

11

Бизнесмен, предприниматель

9

21

Министр, депутат

8

12

Программист

7

4

4) Найти в списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы,
и записать цифры, под    которыми они указаны.

1)наиболее доходной профессией
назвали профессию банкира, банковского служащего

   большинство опрошенных

              2)среди опрошенных одинаково престижны профессии
врача и юриста

3)профессию программиста
опрошенные отнесли к последней тройке профессий по

    уровню престижности

4)В первую тройку наиболее
доходных профессий опрошенные отнесли директоров и

    менеджеров

5)деятельность предпринимателей
большинство опрошенных посчитали менее доходной,

    чем деятельность
министров.

Ответ:__________________________________________________________________________

5)Результаты опроса (таблица), были напечатаны и прокомментированы
в газетах. Какие из     приведённых выводов вытекают из информации, полученной
во время опроса?

Задание: записать цифры, под
которыми они указаны.

      1) престиж профессии
врача за последнее десятилетие значительно вырос

      2) большинство
профессий, которые признаны доходными, относятся к   экономической

           сфере

   3)несколько лет назад
юридические профессии входили в число наиболее популярных в

      обществе

   4)оценка престижа различных
профессий за последнее время сильно изменилась

   5) выбирая профессию больше
учитывают престиж, чем её доходность

Ответ:_____________________________________________________________

Помни!!! Все ответы, нужно
перенести в бланк
1!!!

     III. (Часть С)

Используй бланк 2!!!

Прочитай текст и выполни задания.

Извлечение из Конвенции о правах ребёнка.

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право
включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода,
независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме
произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым
ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения,
которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а) для уважения прав и репутации других лиц; или

б) для охраны государственной безопасности или общественного
порядка, или здоровья, или нравственности населения.

Статья 14.

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли,
совести и религии.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться
только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны
государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения
и защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15.

1. Государства-участники признают право на свободу ассоциаций и
свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться
какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом
и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной
безопасности или общественного порядка, охраны здоровья или нравственности
населения или защиты прав и свобод других лиц.

1.Задание: Составь план текста. Выдели основные смысловые
фрагменты текста и озаглавь каждый из них.

        2.Задание: Какие права
детей перечислены в данном извлечении.

        3. Задание: Как
государство заботится о правах детей (укажите 3 проявления)

       4. Задание: Приведите
примеры о реализации прав детей опираясь на собственный опыт( не менее 4). 

       5.Задание: Какие ещё
законы, касающиеся прав и обязанностей граждан вы знаете.

       6. Выразите своё мнение
в отношении данного документа. Приведите 3 доказательства в защиту своего
мнения

 В качестве рефлексии была
предложена анкета и карта самооценки прогресса знаний и умений при работе над
проектом, заполненные на компьютере.

Анкета и карта самооценки.

 На следующей диаграмме
представлен сравнительный анализ результатов репетиционного экзамена и ГИА по
обществознанию за прошлый учебный год.

 Значимость
и актуальность проекта в том,  что опыт работы может быть использован в
условиях общеобразовательной школы не только при подготовке учащихся для сдачи
обществознания, но и других предметов. Я думаю, что мой проект оправдал себя и
достиг поставленных целей.

Список использованной
литературы.

1. Введение в обществознание:
8-9 классы/ Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2007;

2. Конституция РФ.

3. Методические рекомендации
по курсу «Введение в обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение,
2005.

4. Компакт-диск
«Обществознание». Практикум. ООО «Марис», 2004.

5. Компакт-Диск. Шпаргалки для
старшеклассников «обществознание». «Новая школа», 2008.

6. А.Ф. Никитин.
Обществознание. Учебник для 8 класса. М. «Дрофа» 2007

7. Справочник школьника.
Обществознание. Под ред. Профессора В.В.  Барабанова, профессора В.Г. Зарубина.
М. АСТ Астрель. 2009.

8. Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме.  Москва.: АСТ Астрель,
2008.

9. Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. Москва.: АСТАстрель
2009г.

10. Типовые тестовые задания.
ГИА. Обществознание 2011. Москва.: Издательство «Экзамен».

Интернет ресурсы:

        
http://www.rusedu.ru

2. Сайт Московского Института Открытого образования.

     3. http://www.egeedu.ru

Аннотация.

Данная работа,
«Самостоятельное составление тестов как один из приемов подготовки к ГИА»  относится
к номинации: методики обучения и воспитания. В ней рассказывается о новом
способе подготовки учащихся к Государственной Итоговой Аттестации, используя
самостоятельную научную работу самих учащихся по составлению КИМОВ с целью
повышения качества знаний, уровня успешности при сдаче экзамена.

Тезисы
для размещения на сайте.

Что такое экзамен? Экзамен – это
очень важное для наших детей жизненное испытание.  Как с честью выдержать это
испытание? Как поддержать у учащихся интерес к общественным дисциплинам?
Главную  роль, на мой взгляд, играет приобретение  навыка самостоятельного,
осмысленного выполнения тестовых заданий на дополнительных занятиях по
обществознанию. Какова роль учителя в этом процессе?      

Когда ученики выбрали для
итоговой аттестации предмет обществознание, возник вопрос: реально ли сдать ГИА
по обществознанию на «5»? Что для этого должна сделать я как учитель? Поэтому
возникла идея проекта «Самостоятельное составление тестов как один из приемов
подготовки к ГИА». Мной были поставлены проблемные и учебные вопросы.

Как научить учащихся применять
имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций, высказывать и обосновывать
собственное мнение?

В ходе реализации проектной
деятельности предусматривается проведение занятий с использованием различных
инновационных технологий.

Публикация буклета для
ознакомления родителей с тематикой нашего исследования.

Обучающимися заполнялся
дневник работы над проектом, для самооценки успешности своего участия в
коллективной работе группы.

Мой проект состоит из трёх
структурных частей.

        
Подготовительный этап.

        
Реализация проекта.

        
Рефлексия. Подведение итогов.

 На подготовительном этапе
проекта было проведено   анкетирование учащихся  для выявления тем, вызвавших
затруднение при изучении предмета. (Входящий мониторинг, анализ и классификация
затруднений по изученным темам, типам заданий).

Была собрана  информация для
успешного разрешения проблемы.

Главное — знать в полном
объеме материал, который потребуется от вас на экзамене. Как этого достичь?
Нужно
максимально эффективно тратить время на изучение и запоминание материала. Чтобы
это было действительно так, я составила календарно-тематический план и
разработала занятия. Подобрала соответствующее  мультимедийное сопровождения
(коллекции тестов, текстов, презентаций и др. по разным темам блоков). Главный 
упор сделала на осознанную самостоятельную работу учащихся
.

Чтобы реализовать эту идею,
был разработан проект. Весь курс обществознания я поделила на  5 основных
блоков.

На каждый из блоков отводится
по 6 часов. За это время происходит углубление и систематизация знаний,
полученных во время учебных и внеурочных занятий.

   Есть одно очень мудрое, на
мой взгляд, изречение: «Скажи мне  – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай
сделать самому – и я пойму!» Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к проекту. 
Именно эти строки натолкнули меня на мысль – дать учащимся возможность самим
попробовать свои силы в составлении  КИМов по обществознанию.  С
психологической точки зрения, тренировка в решении пробных тестовых заданий
также снимает чувство неуверенности.

Учащиеся 
познакомились с   лексическим  значением  слова «тест»  (от слова test —
испытание, проверка), с основными правилами составления тестовых заданий.

Получили
информацию о многообразии эффективных способов запоминания и заучивания
информации.

   На
следующем занятии ученики под моим руководством сами начинают составлять тесты 
по типу части А КИМа. На этом же занятии они обмениваются результатами своей  творческой
деятельности и производится взаимопроверка с обязательным  обсуждением.
Выясняем, в чем они испытали трудности, что понравилось, хотели бы продолжить.

    В
качестве домашнего задания учащиеся корректируют свои варианты тестов и
продолжают их составление до 20 вопросов, так как за час занятия столько с
первого раза составить невозможно. Как правило, выпускникам очень интересен
такой вид работы и они с удовольствием занимаются.

  
Следующий этап – это часть В, то есть задания, требующие краткого ответа,
анализа каких – либо схем, диаграмм, решение практических познавательных задач,
что на подготовительном этапе вызвало затруднения. А затем и часть С, которая
вызывает наибольшее затруднение у детей. Поэтому
каждому
обучающемуся была дана памятка, как работать с текстом.

    Ознакомившись с основными
правилами составления плана, учащиеся работают с текстами,  представленными в
тренировочных КИМах, в учебнике, газетах, журналах, в Интернете. Главное
задание на этом этапе работы –  найти подходящий для данной темы текст,
придумать вопросы и
задания к нему. Затем
происходит обмен заданиями между учениками. И снова взаимопроверка и анализ.

   Таким образом, происходит
проработка каждой части КИМа.

Результатом самостоятельной
творческой деятельности учащихся является выполнение двадцати  заданий части А,
пяти  заданий из части В,  текст и шесть  заданий к нему из  части С . По
такому шаблону ведётся работа по всем  пяти  блокам. По окончании работы
учащиеся сами составляют свой авторский КИМ на основе уже имеющихся разработок,
который является результатом проекта.

В качестве рефлексии была
предложена анкета и карта самооценки прогресса знаний и умений при работе над
проектом, заполненные на компьютере.

Значимость
и актуальность проекта в том,  что опыт работы может быть использован в
условиях общеобразовательной школы не только при подготовке учащихся для сдачи
обществознания, но и других предметов.

МОУ-СОШ с. Барановка

Аткарского района Саратовской области.

Справка

дана учителю истории и
обществознания Григорьевой Татьяне Викторовне в том, что данный проект был
представлен на муниципальном конкурсе «Учитель года» и применяется в
педагогической деятельности при подготовке учащихся 9 классов к ГИА.

Директор школы:                                                             А.В.
Белова.

эксперт образовательного центра “Каменный город”.

Тесты давно стали неотъемлемой частью рабочих будней любого педагога. Раньше приходилось печатать их на бумаге, собирать листочки или тетради у каждого ученика, вручную проверять и анализировать результаты, гадать с ответами из-за почерков…

Сейчас в нашем распоряжении онлайн-сервисы на любой вкус, которые серьезно экономят время и ресурсы. Мы получаем новые возможности: дистанционный сбор ответов, автоматическую оценку результатов, мгновенное редактирование материалов.

Мы выбрали несколько сервисов с большим набором функций для создания и проведения самых разных тестов, викторин и опросов. Некоторые из них полностью бесплатные, у некоторых есть пробные бесплатные версии. Тестируйте и выбирайте то, что подходит вашим учебным задачам.

Madtest

Конструктор для создания квиз-тестов и опросов. Можно создавать тесты как на сайте Meduza.io, больше подойдет для тестирования взрослой аудитории, для медиа и тех, кто размещает тесты и опросы у себя на сайте.

Цена: бесплатный тариф с ограничениями, платный тариф от 1990 рублей в месяц.

Возможности:

  • Несколько форматов — тест-викторина и личностный тест.
  • Удобный и понятный редактор.
  • Персонализированные результаты.
  • Большой выбор СТА-действий на странице результатов — кнопки, ссылки на мессенджеры, подборки карточек, подборки товаров.
  • Возможность брендирования тестов.
  • Разные типы ответов.
  • Комментарии к ответам.
  • Много аналитики, которую автоматически собирает сервис.
  • Созданные тесты можно проходить как по прямой ссылке, так и размещать на вашем сайте или блоге.

На заметку:
Сервис полностью на русском языке, но сами тесты можно делать как на русском, так и на украинском, белорусском, казахском и английском языках.

В бесплатной версии доступно создание не больше 3 квиз-тестов в месяц, не больше 8 вопросов, а так же закрыт доступ к расширенной статистике по прохождениям. Количество прохождений тестов не ограничено, но вы сможете идентифицировать не больше 10 заявок в месяц.

Обзор сервиса Madtest

Каhoot

Цена: 7 дней бесплатно, далее подписка на год – 2 390₽

Возможности:

  • Использовать уже готовые викторины по любой теме (предмету) для разных возрастов.
  • Создавать и редактировать опросы в короткий промежуток времени в своем аккаунте.
  • Комбинировать разные виды вопросов (головоломки, тест с несколькими верными ответами, открытые вопросы, определение последовательности и др.)
  • Проводить тесты дистанционно или в классе в режиме «здесь и сейчас», когда дети видят вопрос на экране и сразу же отвечают на него с помощью телефона или компьютера. Преподаватель отправляет каждому ученику индивидуальный код, по которому он входит в виртуальную классную комнату. Удобная функция, потому что не желающие расставаться с телефоном дети включаются в процесс обучения с интересом и совмещают приятное с полезным.
  • На сайте есть режим бонусов за быстрые ответы. Соревновательный режим подстегивает интерес учащихся.
  • Получать результаты в виде отчета с диаграммами. Можно просматривать индивидуальные успехи каждого ученика и общую успеваемость класса. Сами дети тоже могут следить за своей успеваемостью по специальной таблице. А педагог освобождает свое время благодаря автоматическому подведению итогов.

На заметку:
Приложение полностью на английском языке. Тем, кто владеет языком на начальном уровне, понадобится время, чтобы разобраться с интерфейсом. Тесты и опросы можно создавать на русском языке.

В бесплатной версии для создания тестов доступны только два типа вопросов: с одним верным ответом из четырех и формата «правда/ложь». При покупке расширенной версии вам открываются все типы вопросов и библиотека с миллионами изображений, которые можно добавлять в тесты, чтобы сделать их увлекательными и наглядными.

Socrative

Цена: бесплатно, есть Pro версия за 60$ (при покупке 5 и более учителей одной школы скидки)

Возможности:

  • Педагоги могут инициировать формирующие оценки с помощью викторин, быстрых опросов, выходных билетов и космических игр на время, вызывающих интерес и азарт к учебе. Всё это доступно в полном объеме в бесплатной версии.
  • Для входа в систему не обязательно создавать новый аккаунт, можно использовать адрес электронной почты домена Google.
  • Результаты обрабатываются и визуально отображаются в режиме реального времени, чтобы экономить силы и время педагога и помочь ему определить возможности для дальнейшего обучения.
  • Учащиеся могут подключиться к уникальной комнате педагога, открыв через любое устройство приложение или сайт socrative.com
  • Тесты и отчеты с результатами к ним можно скачать, отправить по электронной почте или на Google Диск.

На заметку:
Сайт и приложение – на английском языке и полностью идентичны друг другу, легко осваиваются без знания языка. Работают только при наличии интернета.

Learningapps

Цена: бесплатно

Возможности:

  • Сайт предлагает 18 обычных и оригинальных заданий, в том числе кроссворды, викторины, пазлы, игра «Кто хочет стать миллионером?», определение хронологии, аудио/видео контент, слова из букв и др.
  • Почти в каждом типе заданий в настройках выбирается нужный формат – звуковой, графический, текстовый или комбинированный. Можно загружать свои изображения, аудио- и видеоматериалы.
  • Огромный выбор уже готовых тестов по категориям предметов: все школьные дисциплины, иностранные языке, искусство, здоровье, религиоведение, философия, психология, труды и др.
  • Есть возможность выбрать уровень сложности заданий – от дошкольного до последипломного образования.
  • Педагог при разработке заданий может оставлять подсказки и комментарии по выполнению упражнений. А еще регулировать доступ для конкретных пользователей.
  • Ссылки на упражнения можно отправлять в виде уникального QR-кода, который система присваивает каждому заданию.

На заметку:
В интерфейсе сайта 23 языка. Регистрацию проходит и учитель, и все учащиеся. Это нужно для формирования класса и отправки заданий.

Quizizz

Цена: бесплатно

Возможности:

  • Викторины создаются и размещаются только на сайте Quizizz при регистрации аккаунта, при этом доступ к ним открыт и на самом сайте и в приложении.
  • Ученики могут проходить тесты индивидуально, приглашать в игру друзей и участвовать в групповых викторинах и заданиях прямо на уроке. Каждый видит на своем устройстве вопрос и варианты ответа. Отмазка «мне ничего не видно с последней парты» больше не работает.
  • Сайт открывает массу дополнительных возможностей: создавать интерактивные презентации, выбирать викторины других пользователей и редактировать их по своему усмотрению, настраивать систему мотивации, отключать или включать музыкальное сопровождение.
  • Учащиеся и коллеги могут писать комментарии по презентациям и тестам, что позволяет быстро собирать обратную связь и редактировать материал при необходимости.
    Учащиеся автоматически получают уведомление каждый раз, когда вы назначаете им тест, больше не нужно отправлять игровые коды.

На заметку:
В настройках приложения меняется язык, есть русский. Приятная графика и звуковые дорожки создают настроение, но не отвлекают. Сайт на английском, простой и понятный в использовании даже, если вы не знаете языка. В приложении и на сайте уже есть готовые викторины по самым разным темам: математика, языки, науки, история, география, искусство и др.

Quizlet

Цена: 7 дней бесплатно, подписка на год – 3 550₽

Возможности:

  • Все функции для создания флеш-карточек становятся доступны сразу после регистрации (не обязательно оформлять платную подписку).
  • Для каждой темы можно формировать модуль карточек из 5 блоков: пояснение терминов, их заучивание, прописывание ответов, сопоставление изображений или фактов и проверочный тест. Таким образом ученики осваивают материал всеми способами: визуально, тактильно и аудиально (в приложении можно слушать правильное произношение на 18 языках мира).
  • Платная подписка открывает доступ к сканированию документов, загрузке собственных картинок, самостоятельному озвучиванию карточек и неограниченному количеству учебных групп.
  • Тестами легко делиться с учениками сразу после их создания. А еще дети могут участвовать в играх группами по 6 человек и ставить собственные рекорды.
  • Есть доступ к уже готовым тестам, разработанным другими пользователями.
  • Приложение автоматически анализирует прогресс учеников и составляет отчет для педагога.

На заметку:
Приложение на русском языке. Доступно даже в оффлайн. Подходит для запоминания новых терминов и их определений любой дисциплины, но особенно эффективен «способ карточек» для изучения иностранных языков.

!! Будьте внимательны, если не планируете продлить подписку. Деньги снимаются автоматически, если вы не отписались за сутки до окончания ее действия.

Online Test Pad

Это система для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.

Цена: бесплатный

Возможности:

  • Этот онлайн-сервис позволяет создавать разнообразные образовательные тесты. И не
    только:)
  • Учащиеся могут проходить тесты без регистрации в сервисе.
  • Тесты можно встроить на сайт или в блог.
  • Доступна разнообразная статистика по прохождению тестов.
  • Доступно множество настроек.
  • Понятный русифицированный интерфейс.
  • Есть возможность создавать тесты с ветвлением, добавлять обратную связь.

Минусы:

  • Так как этот сервис пользуется популярностью, он периодически “падает”.
  • Устаревший дизайн тестов.
  • Нет возможностей геймификации.

На заметку:​ больше подходит для тестирования взрослой аудитории и старших школьников.

Вебинар по созданию тестов + обзор сервисов и работа Online Test Pad. Смотрите запись здесь. 

Создание тестов в Google Forms

Возможности сервиса: 

  • Бесплатный.
  • Русифицированный.
  • Позволяет создавать тесты с разнообразными тестовыми заданиями.
  • Интегрирован с другими сервисами Google, в том числе успешно можно
    использовать с Google Classroom.
  • Есть возможность отслеживать статистику.
  • Есть функция “ветвление”.

На наш взгляд​: больше подходит для тестирования взрослой аудитории и старших
школьников.

Наш совет​: используйте расширения, чтобы улучшить функционал тестов Google. Например: Flubaroo.

Экспресс-инструкция:

Статьи по теме

  • Еще раз про Learningapps: создаем интерактивные упражнения
  • Лучшие онлайн-сервисы для создания обучающих игр и игровых упражнений
  • Как за 5 минут создать онлайн-тест для слушателей
  • Делаем словарные карточки самостоятельно: как, где, зачем?

Добавить комментарий