Как составить тетрадь по самообразованию

     Консультация для педагогов

   Как оформить папку

   по самообразованию

                            http://190.dou-rf.ru/wp-content/uploads/2012/10/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91-150x150.jpg

                                   Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ.

В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу. 
  •  Посещают МО, для обогащения опытом работы.
  •  Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  •  Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

                                          1 страница – Титульный лист

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________ (учебный год)________________(возрастная группа)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

                                                                     2 страница

Тема: «………………….»

Цель: «…………………..»

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…)

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

5. Оформить в группе уголок…..

6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

 Месяц________

Форма работы с детьми___________

С педагогами ____________________

С родителями _____________________

Примерный план по самообразованию

 Сентябрь — мониторинг

 — Организовать работу кружка,

 — создать учебную программу,

 -изучение литературы

 — консультация для родителей: «………/………..»

 Октябрь

занятия

беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь Оформление папки передвижки.

Темы: «……………/………………/…………»

Декабрь

занятия

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки.

Тема: «……./…………/………../…………»

 Январь познакомится с литературой в периодической печати.

Темы:»………/…………./…………../……..»

 Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов «………./…./…»

 Март, Апрель Развлечение «…»

Май мониторинг

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год,

создать учебную программу

Выход темы:

  •   Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема «…» (месяц)
  •   Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
  •  Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
  •   Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
  •  Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
  •  Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Можно заполнять папку в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

 Работа по теме самообразования не менее 1 года; 

 Изучение научно-методической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; 

 Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе; 

 Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; 

 Обучение на курсах повышения квалификации; 

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

 Активное участие в работе методического объединения района;

 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

 Обобщение опыта работы по теме самообразования. 

                       Памятка для анализа процесса самообразования:

1Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

2.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

3.Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

4.Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

5.Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________

Стаж работы______________

Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта

2008 – 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

2011 – 2012

2012 — 2013

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Продолжаю вести рубрику ответов на вопросы читателей. Очень часто поступают вопросы по теме самообразования, в том числе как вести тетрадь по самообразованию, и нужно ли ее вообще вести. Конечно же, ответы на эти вопросы должны давать методисты ваших образовательных учреждений, но часто приходится сталкиваться с тем, что они только требуют готовый результат, а помощи при этом никакой. Ну что ж, давайте тогда разбираться вместе.

Методическая помощь

Конечно же, без методической помощи в данном вопросе не обойтись, поэтому я настоятельно рекомендую пройти хотя бы минимальное обучение, приняв участие в оффлайн вебинаре по подходящей тематике:

  • «Проектирование профессионального саморазвития и самообразования педагога» объемом 4 часа;
  • «Проектирование профессионального саморазвития и самообразования педагога» + спецпредложение на пополнение личного счета.

Кроме того, вы можете предложить в своем учреждении провести методический совет, посвященный теме самообразования, где каждый подготовит небольшое выступление по заданной теме, а затем при помощи обсуждения можно будет решить, как должен вестись дневник самообразования воспитателя ДОУ.

На днях я представила вашему вниманию план самообразования по теме сенсорика. Здесь основное деление ступеней производителось по временному промежутку — месяцам, однако составление такого плана не составит труда, когда вы уже знаете, какие пункты входят в процесс самообразования и как их умело распределить в течение всего периода работы над изучаемой темой. Если же вы молодой педагог, то сначала нужно познакомиться с некоторыми аспектами.

тема

Я предложу вам пример плана оформления, однако вы можете изменить его в зависимости от особенностей своей деятельности, что-то добавить, а что-то убрать. Также вы можете выбрать и форму ведения — тетрадь с постепенным заполнением или полное оформление плана в электронном виде с последующей печатью.

Оформление тетради или плана в электронном виде

Прежде всего, определим основные направления, по которым вы будете совершенствовать свои знания. Этот раздел должен включать как минимум пять направлений, но вы можете отметить и больше: профессиональное, психолого-педагогическое, методическое, ИКТ, охрана здоровья.

Возможно, для вашего детского сада какое-то из направлений будет приоритетным (если вы уделяете особое значение здоровьесберегающим технологиям или весь процесс обучения построен на использовании ИКТ технологий).

Оформляем все в виде таблицы из двух колонок, в первой — направления, а во второй — действия и мероприятия, покажу образно на примере методического направления:

Основные направления Действия и мероприятия
методическое

1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями, формами и приемами обучения, используя следующую методическую литературу и Интернет-порталы: (указываете их).

2. Посещение открытых занятий и изучение опыта коллег по организации разных форм занятий.
3. Пополнение методической копилки учебных материалов, планов занятий и мероприятий.

Если вы являетесь моим постоянным читателем, то уже знаете, что я рекомендую достаточно много разнообразной методической литературы по всевозможным темам, поэтому в заполнении данного пункта у вас не должно возникнуть никаких сложностей.

Далее вы разрабатываете и оформляете программно-методическое обеспечение своей образовательной деятельности по изучении конкретной темы. Можно делать это в тетради с заметками на полях, постепенно пополняя те или иные колонки, ведь согласитесь, сложно сесть и сразу оформить весь план работы.

Программно-методическое обеспечение процесса самообразования

Далее уже можно будет оформить все в электронном виде, опять же, используя таблицу. Программно-методическое обеспечение процесса, как правило, включает четыре пункта:

1. Изучение методической литературы
2. Аналитическая деятельность
3. Организационно-методическая работа
4. Обобщение опыта работы.

Пожалуй, первый пункт будет самым объемным. Здесь вы расписываете изучение книг, пособий, статей, журналов, материалов учебных порталов и т.д. на протяжении всего срока работы над данной темой, разбив информацию по колонкам:
1. Автор, название статьи, книги, название вебинара.
2. Сроки (в течение года, конкретные месяцы).
3. Форма работы (изучение материалов журнала, использование для работы по созданию презентации и т.д.).
4. Результат (пополнение копилки дидактических материалов, пополнение методического опыта, повышение квалификации).

изучаем пособия

Аналитическая деятельность предполагает выявление степени влияния процесса самообразования педагога на результативность освоения учебных программ воспитанниками. Здесь можно расписаки виды деятельности (мониторинг, диагностика), время их проведения (после изучения темы, 3 раза в год и т. д.) форму проведения (наблюдение, отслеживание результатов) и в каком виде представлен итог деятельности (журнал мониторинга, портфолио, индивидуальные консультации).

Под третьим пунктом — организационно-методическая работа понимается исследовательская деятельность, участие самого педагога и воспитанников во всевозможных конкурсах, работа с одаренными детьми, что также можно оформить в виде таблицы из колонок: содержание работы, сроки, результат.

И, наконец, обобщение опыта работы может быть представлено самыми разнообразными формами. Так, вы можете обобщить опыт на уровне района или на уровне области, собрав папку материалов по данной тематике (планы занятий, разработки дидактических материалов, разные виды мониторинга обученности и воспитанности детей).

Также можно написать статью о проделанной работе и разместить отчет на одном из педагогических интернет-сообществ либо в «Учительской газете», которая выпускается в вашей области. Также можно поделиться опытом в рамках районного или областного семинара и получить соответствующее свидетельство о выступлении.

Вы также можете разработать собственное методическое пособие, если уверены, что изучили конкретную тему вдоль и поперек и являетесь настоящим экспертом в данной области. Открытый урок или итоговое мероприятие также могут стать хорошим результатом проделанной работы.

Надеюсь, что эта статья окажется для вас полезной. Если что-то упустила, пишите, попробуем вместе разобраться. Не забывайте ставить «лайки» к статьям и подписываться на обновления блога.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Займусь-ка я самообразованием!

Опубликовано: 08.08.2016

Приветствую всех, кто посещает мой блог! С вами Сухих Татьяна….

12 комментариев

Математика темы самообразования: я считаю до пяти, не могу до десяти…

Опубликовано: 12.08.2016

Доброго дня, уважаемые друзья и читатели, с вами Татьяна Сухих!…

17 комментариев

Самовоспитание и самообразование: размышление о смысле жизни педагога…

Опубликовано: 17.08.2016

Приветствую всех друзей! С вами Сухих Татьяна. Кошмар, просто сон…

13 комментариев

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа – сад №10 г.Назрань»

Папка по самообразованию

Арчаковой Эсет Магомедовны

(Ф.И.О.)

Учитель начальных классов

(Должность)

****« Развитие речи младших школьников

на уроках и внеклассных занятиях ».

(Название темы)

2017г.

(Начало изучения темы)

2019г.

(Окончание изучения темы)

Содержание

1.Тема самообразования: ****Развитие речи младших

школьников на уроках и внеклассных занятиях.

2. Положение о работе педагогов школы над темами

самообразования.

3. План работы педагогического коллектива на 2018/2019

учебный год по направлению «Совершенствование

педагогического мастерства учителей школы через

самообразовательную деятельность»

4. Перспективный план самообразовательной деятельности

педагога.

5. Психологопедагогическая литература по данной теме

самообразования.

6. План работы с одаренными детьми.

7. План работы со слабоуспевающими детьми.

8. План взаимопосещения уроков.

9. Самоанализ своего урока.

10. Личная карта педагога.

11. Презентация, дипломы, сертификаты о публикации темы

самообразования на разных образовательных порталах.

Тема самообразования:

*** « Развитие речи младших школьников

на уроках и внеклассных занятиях ».

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе педагогов над темами самообразования

Уровень сформированности профессионализма зависит от характера

отношения к нему, степени заинтересованности педагога в актуализации

своего творческого потенциала. Профессионализм является высшей

ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности.

Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и

педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых

к нему государством и обществом. Видением цели своей деятельности,

знанием путей и средств ее достижения, психологопедагогической,

методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания

учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии

их применения и др. Это должно найти применение в целях непрерывного

самообразования учителей школы.

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об

образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении,

Уставом школы и регулирует деятельность учителя по теме

самообразования, которая является одной из основных форм работы

повышения квалификации.

1.2. Работа педагогов по теме самообразования является обязательной.

1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема

самообразования определяется по каждому виду деятельности.

II. Цель и задачи

2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое и

непрерывное повышение педагогами своего профессионального уровня.

2.2. Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства

участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания

детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта,

новейших достижений педагогической, психологической и других

специальных наук, новых педагогических технологий, методов обучения;

4) развитие в школе инновационных процессов;

5) готовность к введению стандартов второго поколения.

III. Порядок работы над темой самообразования

3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:

1) методической темы школы;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов

4) необходимостью овладения новыми методиками работы в связи с

введением стандартов второго поколения. 3.2. Срок работы над темой

определяется индивидуально и может составлять от 2х до 5-ти лет.

3.3. Каждый педагог самостоятельно разрабатывает индивидуальный план

работы над темой.

3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению

педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут

быть различны:

выступления (отчет) на заседании МО, педсовета;

теоретический, методический и практический семинар;

практикум;

тренинг;

мастер класс;

открытый урок.

3.5. Заместитель директора по МР ведет учет тем самообразования, курирует

деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает

обходимую методическую помощь.

3.6. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в

форме:

доклада,

реферата,

статьи в журнале,

программы,

дидактического материала,

методического пособия,

научно методической разработки

Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является

доступным для использования другими педагогами.

3.7. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован ‘

школы к распространению на различных уровнях.

Положение сопровождается приложениями

Примерный план работы педагога над темой самообразования.

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме,

имеющегося опыта.

Определение цели и задач работы над

темой.

Разработка системы мер, направленных на

решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

Внедрение ППО, системы мер,

направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих,

промежуточных результатов.

Корректировка работы.

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме

самообразования.

Представление материалов.

Использование опыта самим педагогом в

процессе дальнейшей работы.

Распространение.

В ходе дальнейшей

педагогической

деятельности.

Необходимость введения графы “Год работы над темой”: позволяет

отследить на каком этапе работы над темой находится педагог и, если

требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить

виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.

4. Структура программы самообразования.

1.1 Тема самообразования.

1.2 Цель изучения данной темы.

1.3 План самообразования по форме:

Поиск и составление списка

литературы по теме

с/образования(список пополняется в

течение времени с/образования

МО, беседа

с руководителями

школы

Изучение состояния выбранной

проблемы с позиции теории и

передовой педагогической практики.

(Посещаются уроки, анализируется

литература, проводится

анкетирование и тестирование

учащихся и учителей.)

МО, беседа с

руководителями

школы

Проектирование собственного

педагогического поиска.

(Определяются вопросы, цели, над

которыми будет осуществляться

работа, проектируется ожидаемый

результат, разрабатываются критерии

достижения целей, намечаются этапы

продвижения в поиске.)

Консультации у руководителей

районных МО.

Опытноэкспериментальная проверка

своего с/образовательного проекта на

базе классов, где работает учитель.

(Приглашает коллег для анализа,

проводит срез работ по целям

с/образования, фиксирует результаты

в сравнительных таблицах, приходит

к выводу – то ли получено, что

планировано было получить.)

Открытые уроки,

собеседования с

коллегами,

руководителями

школы, МО

Рефлексия. Оформление и

представление результатов

с/образования в виде методических

рекомендаций, дидактических

разработок, планов, реферата и т.д.

Выступление на

научно

практической

конференции

школы,

методсовете, МО

Примерный план отчета.

Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период

реализации мероприятий практического этапа:

Ø Выбора темы.

Ø Цель и задачи работы над темой, сроки.

Ø Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося

опыта по решению проблемы.

Ø Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения

педагогом проблемы в конкретных условиях. Какой предполагается

результат и форма его представления.

5. Контроль за самообразованием педагогов.

1.1 В целях методического осуществления контроля за самообразованием

педагогов в конце учебного года заместителем директора по УВР

заполняется таблица:

Необходимость введения графы “Год работы над темой”: позволяет

отследить на каком этапе работы над темой находится педагог и, если

требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить

виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.

1.2 По итогам работы над темой самообразования заполняется лист

«успешности учителя» и проводится корректировка профессионального

развития каждого педагога, определяются коллективные и

индивидуальные формы самообразования учителей.

Примерное содержание папки по самообразованию:

1.Титульный лист

2.Содержание

3.Тема самообразования педагога (индивидуальная методическая тема).

4.План работы педагогического коллектива на 2018/2019 учебный год по

направлению «Совершенствование педагогического мастерства учителей

школы через самообразовательную деятельность»

5.Перспективный план самообразовательной деятельности на 3 года.

Изучение психологопедагогической литературы

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Участие в системе методической работы ОУ

6.Психологопедагогическая литература по данной теме самообразования.

7.План работы с одаренными детьми.

8. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

9. Самоанализ своего урока.

10. Личная карта педагога.

11. Презентации, дипломы, сертификаты о публикации темы

самообразования на сайтах и образовательных порталах.

Этапы профессионального развития

Освоение

научной

разработк

и

Создани

е новой

практик

и через

экспери

мент

Чей

опыт, где

он

опублико

ван

Из

какого

журнала

, книги

и т.д.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа – сад №10 г.Назрань»

«Совершенствование педагогического

мастерства учителей через

самообразовательную деятельность»

г. Назрань

2018г.

“Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает

учиться, в нём умирает учитель” (К.Д.Ушинский)

Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и

профессиональный рост учителя.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя

к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы.

2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе

совершенствования профессионального мастерства учителя.

3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы,

стимулирующие саморазвитие педагога.

4. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной

деятельности педагогов.

1.Основные критерии профессионализма педагогов.

Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к

самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы.

Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной

деятельности педагога.

“Учитель учится всю жизнь” это известная истина. Но уже через несколько

лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной

дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам

подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать

репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и

кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят чтото

новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного

профессионализма.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский

высказал непреложную истину “Учитель это человек, который учится всю

жизнь, только в этом случае он обретает право учить”.

Настоящий учительпрофессионал находится постоянном развитии и всю свою

трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на

формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная

и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в

области преподавания различных дисциплин;

изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования

различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и

воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном

модернизировать содержание своей деятельности посредством критического,

творческого его осмысления и применения достижений науки и передового

педагогического опыта.

Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни

общества детерминированы современными условиями стремительного развития

науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене

типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к

образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно

рассматривается не только в качестве продукта социальнопедагогической

инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт,

представляющий собой перманентный процесс становления и

самосовершенствования личности.

В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного

образования: “Непрерывное образование означает всякого рода сознательные

действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках

системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта

деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и

способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению

разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к

участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе

всего мира.

В современных условиях выработаны основные критерии

профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:

учитель 21 века это:

гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к

духовному, профессиональному, общекультурному и физическому

совершенству;

умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии

обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

умеющий организовать рефлексивную деятельность;

обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование,

которое дает возможность человеку самоопределиться,

самосовершенствоваться, саморазвиваться.

В современных социокультурных условиях все больше распространяется

подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает

самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о

возможности формирования “всесторонне развитой личности” приходит

понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток

профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется,

поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.

Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности

профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого

информационного пространства все время возрастает.

Образование педагогических кадров, повышение их профессионального

мастерства вот приоритетная задача методической работы. Методическая

служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать

неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете способствовать

повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Если процесс образования:

осуществляется добровольно,

осуществляется сознательно,

планируется, управляется и контролируется самим человеком,

необходим для совершенствования какихлибо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную,

самодеятельную, систематическую познавательную деятельность,

направленную на достижение определенных личностно и общественно

значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов,

общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Работа в группах

1.Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению,

родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию,

олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой

информации.

Желание творчества. Учитель профессия творческая. Творческий

человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему

поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно

появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки, особенно психологии и

педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения,

происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках,

формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может

сложиться образ учителя как несовременного человека.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу,

просят определить его в класс к “лучшему” учителю, предметнику или

классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной

конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении

нагрузки.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим”

или “плохим”. Никто не хочет быть плохим учителем!

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки

зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения

новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно,

оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной

активности, растущей потребности педагога в самореализации путём

непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой

умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать

над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

2. Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься

самообразованием.

профессиональное (предмет преподавания);

психологопедагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

иностранные языки;

политическое;

информационнокоммуникативные технологии;

охрана здоровья;

интересы и хобби. В чём заключается суть процесса самообразования?

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует

эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

3. Определим источники получения знаний:

телевидение;

газеты, журналы;

литература (методическая, научнопопулярная, публицистическая,

художественная и др.);

интернет;

видео, аудио;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

путешествия.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение

методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,

психологии, педагогических технологиях;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по

своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе

интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационнокомпьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по

предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими

упражнениями.

4. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы,

стимулирующие саморазвитие педагога.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей

работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в

саморазвитии. Выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию

педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится

следующая картина:

Недостаток времени;

Состояние здоровья;

Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

Недостаточная поддержка со стороны администрации;

Собственная инерция.

Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов

нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие

которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в

силах.

Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы

стимулирующие саморазвитие учителя.

К этим факторам можно отнести следующие:

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Пример коллег;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к

собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического

опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей

профессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая

рефлексия является необходимым атрибутом учителяпрофессионала;

программа профессионального развития учителя включает в себя

возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и

саморазвития.

Результат самообразования.

Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий

продукт, или нет какихлибо достижений.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список

результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

результаты самообразования учителя на определённых этапах

(самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по

которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники,

программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой

информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским

технологиям;

создание комплектов;

педагогических разработок;

обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно

исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного

мышления, умения учиться происходит трансформация развития в

саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к

самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что

свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования это, прежде

всего, качество организованного учителем учебновоспитательного процесса и

профессиональноквалификационный рост педагога.

К личности учителя в современных условиях предъявляются очень

большие требования. Профессиональная компетентность педагога

многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные

и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми,

зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных

ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как

специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и

воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная

культура, высокий уровень профессиональноречевой культуры главные

качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении

всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические

советы, заседания МО, психологопедагогические семинары, курсы, деловые

игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и

ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они

нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое

реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего

лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не

передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и

удовлетворенности своей работой.

К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется

идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в

своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет

осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме

педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство

с субъект субъектными отношениями.

Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности

можно рекомендовать памятку.

Памятка для педагогов:

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать

учитель?

Вопервых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие

создание условий психологической безопасности в общении и реализации

внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией,

взаимопознание, взаимодействие.

Вовторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению

высокого уровня общения, а это:

уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его

личности;

владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

уметь вставать на точку зрения ученика;

уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому

человеку;

уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов

в общении;

быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости

извиниться перед ним;

уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической

ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к

улыбке;

уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание

условий для появления у ученика желаемого качества;

уметь не бояться обратной связи от учеников;

уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к

театральной.

Все учителяпредметники, классные руководители, воспитатели, педагог

организатор занимаются организацией самообразовательной деятельности по

следующему алгоритму:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно

профессиональным потребностям;

2. Разработка плана по самообразованию;

3. Определение источников информации;

4. Изучение теоретических источников;

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных

материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов,

информационных часов, мероприятий);

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция

деятельности и объективная оценка ее результатов;

7. Подготовка отчета по теме самообразования;

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей

деятельности.

Можно сделать следующие выводы:

1. Все учителя предметники, классные руководители, воспитатели, педагог

психолог, педагог социальный и члены администрации занимаются работой над

темами самообразования.

2. Все педагогические работники оформляют необходимую документацию

по организации самообразовательной деятельности.

Это индивидуальные планы работы над темой самообразования на текущий

год, анализ за прошлый год, перспективный план самообразовательной

деятельности в основном на 3 года, материалы работы над единой методической

темой, над индивидуальной темой, изучение психологопедагогической и

научнометодической литературы, разработка программнометодического

обеспечения образовательного процесса.

3. У большинства педагогов широко представлены практические наработки по

теме самообразования (разработки уроков, дидактический материал, разработки

внеклассных мероприятий, презентации).

4. Активно ведется большинством педагогов работа по посещению уроков и

внеклассных мероприятий у коллег.

Подведение итогов:

1. Что еще надо добавить в вашу профессиональную деятельность?

2. Каких черт характера не хватает вам для того, чтобы быть успешным

педагогом?

3. Какой из жизненных принципов Вам ближе всего и почему?

4.Современный учитель это профессионал или личность?

Современный учитель это профессионал и личность одновременно. Он не

просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то,

что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться

как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование

составляет основу успешности учителя в современных условиях.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком

глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать,

наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Составляющие процесса самообразования педагога:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и

приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной

деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной

психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической,

политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности,

которые и составляют процесс самообразования.

Список использованной литературы

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] М.:

Педагогика, 1989. 338с.

2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.258с.

3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами [Текст]

Владивосток: ПИППКГС, 1997. – 448с.

4. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия

“Symposium”, выпуск 29. СПб.: СанктПетербургское философское общество,

2003. С.309317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

5. КанКалик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.123с.

6. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование

учителя [Текст] М., 1990.250с.

7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.324с.

8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности

учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и

мониторинг.2010.№5.120с.

9. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на

муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.2010.№8.

С.128134

Психологопедагогическая литература по данной

теме самообразования.

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии

обучения. — М., 1995.

2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.

М., 1997.

3. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во

внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. № 11.

4. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного

развития: Метод.пос. для педагогов начальной и средней

школы. – Калуга: Адель, 2008.

5. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к

обучению в школе. М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках

изобразительного искусства // Начальная школа. 2012.

12.

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

________________________________________________

Ф.И.О. педагога

________________________________________________

должность

_

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

ТЕМА: «________________________________________

________________________________________

________________________________________»

название темы

__________________

учебный год

__________________

возрастная группа

Этап работы над темой: _________________

Дата начала работы над темой: _________________

Предполагаемая дата окончания работы: _________________

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

  • Работа по теме самообразования не менее 1 года;

  • Изучение научно-методической литературы;

  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

  • Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

  • Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

  • Обучение на курсах повышения квалификации;

  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

  • Активное участие в работе методического объединения района;

  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

  • Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.

  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.

  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.

  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

Тема: «…»

Цель: «…»

  1. повышение профессионального уровня;

  2. изучение методической литературы по теме самообразования;

  3. внедрение технологии или методики в практику;

  4. разработка конспектов или вариантов планирования;

  5. проведение семинара-практикума;

  6. обобщение и систематизация знания по_______

Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…)

    2. Разработать перспективный план работы с детьми

    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

    4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

    5. Оформить в группе уголок…..

    6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

    7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

    8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Выход темы:

  • Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)

  • Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

  • Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

  • Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

  • Формирование основ педагогического мастерства;

  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

  • Проявление творческого потенциала педагога;

  • Пропаганда своих достижений;

  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;

  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Этапы самообразования

  1. Интерес (Чего хочу?)

– определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

– формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План (Как достигну?)

– отбор действий (Что надо сделать?)

– установка их последовательности (В какой последовательности?)

– определение сроков (Когда?)

  1. Работа

– обучение и воспитание (Что делаю?)

– оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

– сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

– подбор методик анализа

– проведение анализа

– выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

– задачи на будущее

Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических

технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной деятельности по теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;

– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Индивидуальный план самообразования

На ______________________ учебный год

ФИО________________________________________________________________________

Должность ______________________________________________

Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Этап работы над темой _______________

Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________

Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список изучаемой литературы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практический выход ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Мероприятия Срок проведения

_____________________________________________________

_____________________________________________________/________________________

Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы:

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов

  Самообразование – целенаправленная работа
  педагога по расширению и углублению
  своих знаний, совершенствованию 
  имеющихся и приобретению новых
  профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

В.А.Сухомлинский

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

  • курсы повышения квалификации,

  • участие в методических объединениях,

  • учеба в институте,

  • конкурсы профессионального мастерства

Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Основные критерии самообразования педагогов:

  1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.

  2. Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.

  3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:

    • Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»; 

    • Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.

    • Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.

  4. Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

    • презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).

  5. Составление общего плана работы педагогов по самообразованию

на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются

проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это

помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому

саду.

Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.

            Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

1 – нет).

Ф.И.О.педагога _________________________________________________

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

1.      Я стремлюсь изучить себя.

2.      Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3.      Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4.      Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5.      Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное

время.

6.      Я анализирую свои чувства и опыт.

7.      Я много читаю.

8.      Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9.      Я верю в свои возможности.

10.  Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.  Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.  Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты.

13.  Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.  Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.  Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

Дата заполнения______________________

Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике». 

Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень

сильно

Сильно

Почти не затрудняюсь

Не испытываю затруднений

Могу поделиться опытом

1

2

3

4

5

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы:

Календарное

Перспективное

  1. Умение поставить цель и задачи воспитательной работы

  1. Выбор форм воспитательной работы

  1. Введение инновационных форм воспитательно-образовательной работы

  1. Знание детской возрастной психологии

  1. Организация и проведение игровой деятельности

  1. Организация и проведение занятий.

  1. Индивидуальная работа с воспитанниками

  1. Работа с «трудными» воспитанниками

  1. Работа с родителями

  1. Обеспечение разумной дисциплины

  1. Эффективное использование пособий и игр

  1. Изготовление наглядного материала для оснащения групповой комнаты.

  1. Проведение диагностики.

  1. Составление анализа работы

  1. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства.

Дата заполнения_______________________________

02.07.2018

Тетрадь по самообразованию

Гудкова Татьяна Сергеевна

Тетрадь по самообразованию старшего воспитателя. Образец заполнения и оформления.

Оценить★★★★★

4928

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Тетрадь по самообразованию

Гудковой Татьяны Сергеевны,

старшего воспитателя, высшая кв. категория

Тема самообразования:

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Камень-на-Оби, 2017-2021

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,

сколько бы ни знали, знанию и образованию нет

ни грани, ни пределов.

Н.А. Рубакин

Введение. Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которыхглавное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Цель самообразования:

Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет – ресурсы, муниципальное методическое объединение, методическая литература, журналы.

Форма самообразования:Индивидуальная

Срок реализации программы самообразования: 2017 – 2021 гг.

Представление материала: открытые семинары и педагогические советы, выступления из опыта работы на методических объединениях, мастер-классы.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Диагностический

2017, август

Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме

Прогностический

2017-2018 уч. год

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Практический

2018 – 2019

уч. год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

Обобщающий

2019 – 2021 учебный год

Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность

Внедренческий

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Предполагаемый результат

для старшего воспитателя

Расширить знания по данной теме.

Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления

Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

для педагогов:

Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.

Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования.

Профессиональное:

Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Пройти курсы повышения квалификации.

Продолжить работу по диссимиляции.

Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.

Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).

Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.

Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

Методическое:

Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет – ресурсы.

Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.

Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.

Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.

Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

Проведение открытых мероприятий, мастер-классов для различных категорий педагогических работников.

Выпуск буклетов, памяток.

Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ, ММО.

План работы по самообразованию

2017 – 2021 г.

Содержание деятельности

сроки

результат

Определение темы самообразования, планирование системы работы

Разработка программы по самообразованию

2017, сентябрь

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования

Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса

2017, сентябрь

Обобщение и систематизация знаний,

оформление информационных материалов по проблеме 

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ

весь период

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

весь период

Подбор СОТ в работе с педагогами

Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Мониторинг педагогических кадров:

«Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ»

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Разработка Образовательной программы

2017-2018

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

Разработка методических мероприятий с применением ИКТ

весь период

Систематизация используемых материалов

Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

весь период

Систематизация используемых материалов

Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

весь период

Участие педагогов в методических мероприятиях

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс

2017 – 2020гг.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов

Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня

В течение периода

Распространение опыта работы ММО

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ

«Технология проблемного обучения»

2018- 2020

уч.г

Распространение опыта работы ММО

Презентация проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО»

2018

декабрь

Распространение опыта работы на ММО

Повышение профессиональной компетентности

Участие в работе ММО старших воспитателей

весь период

Обмен опытом работы

Приобретение новых знаний

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

2017-2020

Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации

Оценка эффективности программы самообразования

ежегодно май

Эффективность программы:

– достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;

– результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

Растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.

Педагоги ДОУ принимают активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей.

В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Используемая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.

Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.

Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.

Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.

Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.

МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.

Статьи из сборников, журналов:

– Жеребятьева, С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С.В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.

– Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.

– Медведникова, Л.Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л.Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

– Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7 – 11.

Интернет – ресурсы

– Социальная сеть работников образования «Наша сеть»http://nsportal.ru/

– Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/

– Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/317482-tetrad-po-samoobrazovaniju

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Добавить комментарий