Как составить тезисный конспект статьи

ТЕЗИСЫ
– это кратко сформулированные основные
мысли, положения изучаемого материала.

Для
того, чтобы сделать тезисный конспект
надо:

1)
Прочесть целый абзац (еще лучше сначала
просмотреть весь текст целиком). Выделить
главную мысль (ключевые слова) в абзаце.
Найти ключевые предложения.
В них –
ключевые слова.

2)
отбросить в предложении детали, пояснения.
Возможно, что главная мысль «разбросана»
по двум или даже трем предложениям.

3)
переформулировать выделенную мысль в
более простой форме.

Если
в тексте автор приводит какие-то
конкретные примеры (жизненные истории
и т.д.) их не надо переписывать, а можно
помечать следующим образом:

Пр:
история про восп-е
девочки-маугли (т.е. кратко указывается
суть или название , если речь идет об
известном эксперименте, научном или
историческом факте)

Пример:
фрагмент
стенограммы телепередачи Гордона с
Д. Леонтьевым и С. Братченко
«Пунктирный человек»)

:

…Громадную
ошибку
допустил великий психолог Карл
Роджерс
который отождествил
человеческий
потенциал
с тем, что в нас заложено
от природы.
Понятие “личностный
рост”,
которое было введено в обиход Карлом
Роджерсом, подразумевает,
что все заложено,
надо только поливать и все само
прорастет.
Но прорастает как раз не то, что делает
человека человеком, прорастает то, что
представляет собой лишь предпосылку.
Наш природный потенциал не есть наш
человеческий потенциал. Человеческий
потенциал
не внутри нас, он в наших
отношениях с миром.

В
человеке есть не только биологическое
и социальное, но и собственно личностное,
что не
относится ни к тому и ни к другому.
Очень красивая модель, описывающая это,
была предложена
американским
психологом
Сальваторе
Мадди,
автором очень оригинальной теории
потребностей. Он выделяет три
группы человеческих потребностей:
биологические, социальные
и психологические.
К психологическим Мадди относит
потребности в воображении,
суждении и символизации:
то, что никто никогда к потребностям не
относил. И далее Мадди описывает два
пути развития личности.
Первый путь – когда мы воспринимаем себя
исключительно
как воплощение биологических нужд и
социальных ролей,
у нас доминируют биологические и
социальные потребности, и мы себя самих
воспринимаем как воплощение этих
биологических нужд и
социальных ролей и ведем себя в их
логике. Это конформистский
путь. Но есть еще второй вариант, когда
доминирующими
являются потребности психологические.
У нас возникают свои
образы, свой мир. Мы строим идеалы,
мы проецируем себя в
будущее…
И мы начинаем вести себя уже по-иному,
по–человечески. Можно без этого обойтись,
но при этом человеческий потенциал
никогда не реализуется. Это выбор,
который каждый
из нас делает…

Тезисы:

Карл
Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка
наследственности.
А личностный рост – самораскрытию
способностей.

ДАЛ
Заложенное в наследственности – это
лишь предпосылка. Челов-ий потенциал
заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

ДАЛ:
Три аспекта «содержания» человека:

  • биологическое,

  • социальное

  • собственно
    личностное

Аналогичная
идея ам.психолога
Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей
(биол-ие, соц-е, личностные).

По
Мадди есть 2 пути р-я:

1)
конформистский: когда ч-к воспринимаем
себя как воплощение биол-их нужд
и соц. ролей.

2)
когда доминируют психол-е потребности.
Ч-к строит идеалы, проецирует себя в
будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

Ч-к
сам выбирает способ жизни

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

При работе с письменными источниками важно уметь систематизировать и структурировать материалы. Рассмотрим сегодня инструменты, помогающие этого добиться.

Что такое тезис

Тезис — это краткое содержание нескольких абзацев текста, которое позволяет вникнуть в содержание материала и понять его ключевые идеи.

Тезисный план универсален и подходит для разных видов литературы.

Обычно тезисы пишутся к сочинению, курсовой, диплому. Иногда содержатся в введении либо в качестве самостоятельной статьи к научной работе. Включают описание предмета, задач, целей, ФИО автора, источники исследования, актуальность и полученные результаты.

Как составить

  • Внимательно прочитать текст и выяснить замысел и цель автора. По итогу сформулировать ключевой тезис, отражающий суть прочитанного.
  • Ответьте для себя на вопрос, какую мысль пытается донести до читателя автор. Ответ запишите.
  • Сопоставьте выделенные автором идеи со структурой текста.
  • Выделенные абзацы — основа для тезисов, обращайте на них внимание.
  • Отложите текст и перескажите идеи своими словами
  • Выделите подпункты (дополнительные тезисы), для этого следует прочитать каждый абзац еще раз и составить для него тезис. Как правило, одному абзацу соответствует одно утверждение.
  • Еще раз все изучить и сверить составленный план с текстом, доработать несоответствия.

Частые ошибки при написании:

  • Не путать цитату и тезис. Цитата — дословное использование выражений из текста, а тезис — самостоятельно составленное утверждение или отрицание.
  • Учащиеся читают лишь часть текста, из-за чего возникает неверное восприятие. Материал нужно прочитать целиком и несколько раз.
  • Длинные тезисы мешают понять суть и сложнее воспринимаются. Оптимальная длина — несколько предложений. На каждую тысячу знаков рекомендуют делать один тезис.

Что такое конспект

Конспект

Источник: pixabay.com

Конспект — это краткое письменное изложение фактических данных, пересказ первоисточника. Позволяет автору в полном объеме восстановить в памяти тему и данные.

Типы:

  • План-конспект. Строится на основе плана к лекции, по ходу выступления преподавателя обрастает комментариями и превращается в цельный текст. Используется как практический инструмент для подготовки к семинарам.
  • Схематический. Подойдет для детальной проработки текста. Устанавливает связь между элементами речи и структурирует информацию.
  • Текстуальный. Довольно сложное изложение, содержащее выдержки из источников, ключевые выводы, сделанные студентом и схемы. Используются во время обучения на гуманитарных специальностях, где важно сохранять авторские цитаты.
  • Свободный. Может объединять признаки всех вышеназванных конспектов, пишется в свободной форме.

Что такое план

План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.

Виды:

  • Вопросительный (к тексту задаются вопросы).
  • Назывной (выделяют главные словосочетания).
  • Опорная схема (подбираются из абзацев ключевые слова, по нему легко воспроизвести текст, подойдет как памятка при устных выступлениях). Включены только самые важные факты и цифры.
  • Тезисный (сами отвечаем на вопросы к прочитанному).

Алгоритм составления плана:

  • Понять содержание и задачи текста.
  • Определить, какие данные нужны для решения этих задач.
  • Предоставить информацию в виде пунктов плана.
  • Расположить пункты в логической последовательности.

Критерии качественного плана:

  • Логичность.
  • Отсутствие повторов.
  • Завершенность (включает всю нужную информацию).
  • Краткость и лаконичность (объем не более 5-7 пунктов).

Чем отличаются тезисы от конспекта

План

Источник: pixabay.com

Различие — в объеме, определении и цели использования. Тезисы — это краткие высказывания, отражающие суть текста небольшого размера. Они не предназначены полностью посвятить слушателя в глубину темы. Их цель — быстро ознакомить с отдельными моментами и идеями. В свою очередь конспект — это объемная письменная работа, подробно излагающая весь материал, а не отдельные его идеи.

Разница между тезисом и планом

Тезисы — это совокупность главных идей написанного или увиденного, а план — смысловых элементов, направленных на подготовку новой письменной работы или проекта.

Отличия между планом и конспектом

Конспект и план являются совершенно разными понятиями. Отличаются объемом, так как план более лаконичен. Кроме того, конспект представляет собой пересказ прочитанного или увиденного, а план — формулировку подготовительных этапов для написания какой-либо работы или сочинения. Цели и задачи у них различаются. Конспект призван помочь систематизировать текст и восстановить его в памяти в будущем, а план, наоборот, помогает подготовить новый проект.

Образец плана, тезисов и конспекта 

Пример конспекта тезисов и плана можно скачать тут.

Разобраться даже в самых трудных понятиях студенту всегда поможет ФениксХелп.

Цели урока.

Обучающие:

  • знать определения понятий: “тезис”,
    “конспект”;
  • давать определения изученных понятий;
  • знать алгоритм составления тезисов и конспекта;
  • овладеть навыками составления тезисов,
    конспектирования;
  • способствовать отработке навыков
    конспектирования, составления тезисов.

Развивающие:

  • совершенствовать основные коммуникативные
    навыки – слушания и говорения;
  • развивать умение выделять главное в тексте;
  • развивать внимание к слову.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности мышления;
  • воспитание речевого этикета.

Задачи урока:

  • дать понятие тезиса и конспекта;
  • познакомить с рекомендациями (алгоритмом) по
    составлению тезисов и конспекта;
  • отработать навыки составления тезисов,
    конспектирования;
  • выявить связь между составлением тезисов и
    конспекта.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • эвристическая и фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование:

  • учебник, словарь;
  • раздаточный материал:

1) определение и алгоритм составления тезисов и
конспекта;

2) листы с практическими заданиями;

3) текст для работы дома.

Ход урока

Первый урок

I. Теоретическая часть.

1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).

2. Определение понятий (словарная работа).

На этом этапе урока учащиеся по учебнику или
словарю знакомятся только с понятиями тезиса и
конспекта, типами, назначением и сферой их
применения (прежде всего, использование в
учебной деятельности). Последнее выясняется в
ходе беседы с учащимися:

– на каких предметах уже использовали конспект
(тезисы)? При выполнении каких заданий?

– в каких жизненных ситуациях это может
пригодиться? и т.п.

Определения понятий записываются в тетрадь.

Лучше заранее распечатать теоретические
сведения урока в виде раздаточного материала для
каждого понятия отдельно. (Приложение
1)

3. Слово учителя.

– С чего начать работу над конспектом? Как
увидеть самую важную информацию, как экономно и
рационально ее записать? Эти и многие другие
проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель –
овладение навыками конспектирования и
составления тезисов, то есть краткой логичной
записи прочитанного или услышанного. Работа над
конспектом – это создание “вторичного” текста.

– Прежде всего, надо внимательно прочитать
текст, чтобы определить его тему и понять цель
автора (основную мысль). Затем следует
проанализировать содержание каждого абзаца и
выделить в них самую главную мысль. Иногда абзацы
нужно объединять.

– Исключив из абзацев часть информации:
авторские отступления, ссылки на других авторов,
иллюстрации, примеры, не играющие особо
смысловой роли в понимании содержания, мы и
получим тезисы.

– Записав тезисы в логической
последовательности, снабдив их примерами (не
больше двух), мы получим конспект.

Учитель по ходу объяснения составляет на доске
“зрительную картинку” излагаемого материала
(это опять же будет примером выделения главного).
Желающие могут перенести схему в тетрадь:

Чтение текста

тема     цель автора

основная мысль абзаца (-ев)

без примеров     с примерами

тезисы     конспект

– Более подробная инструкция по составлению
тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы
учащиеся получили этот материал в личное
пользование)

4. Знакомство с рекомендациями по составлению (тот
же печатный материал Приложения 1):

а) тезисов:

– изучаемый текст читайте неоднократно,
разбивая его на отрывки;

– в каждом из них выделяйте главное, и на основе
главного формулируйте тезисы;

– не приводите факты и примеры;

– сохраняйте в тезисах самобытную форму
высказывания, оригинальность авторского
суждения, чтобы не потерять документальность,
убедительность;

– по окончании работы над тезисами сверьте их с
текстом источника (не исказился ли смысл?), затем
перепишите и пронумеруйте.

б) конспектов:

– ознакомьтесь с текстом, прочитайте
предисловие, введение, оглавление, главы и
параграфы;

– выделите информационно значимые места текста;

– составьте “черновой” план текста (он поможет
вам в логике изложения группировать материал);

– выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);

– запишите их с последующей аргументацией,
подкрепляя примерами и конкретными фактами;

– текст автора оформляйте как цитату и
указывайте номер страниц;

– используйте речевые формулы: автор считает…,
рассказывает (автор);

(В заключение обобщите текст конспекта,
выделите основное содержание проработанного
материала, дайте ему оценку).

II. Практическая часть. (Листы с заданиями на
каждой парте)

1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём
рассказывается.

Для ответа выбери подходящее начало из
предложенных речевых образцов: Автор текста
(статьи) рассказывает нам о том… В тексте (статье)
рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся
оценка, анализ (чего?), обобщается (что?),
представлена точка зрения (на что?)…

У японцев бытует любопытный обычай: в день
свадьбы молодым преподносят чудесный дар
природы – морскую корзиночку (ажурную губку), в
которой сидят два рачка, символизирующих
верность, преданность. Рачки эти заползают в
корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней
и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут
выбраться через небольшое отверстие. Такой
свадебный подарок называется корзинкой Венеры.

(Возможный ответ. Из заметки стало известно,
что у японцев есть обычай дарить молодожёнам
морскую корзиночку с двумя рачками,
символизирующими супружескую верность.)

2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к
заметке.

Автор балета “Спящая красавица” Пётр
Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет
пушкинского “Евгения Онегина” подсказала
Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская.
“Содружество” двух гениев дало миру прекрасное
произведение.

(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет
пушкинского “Евгения Онегина” подсказала
Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская.
“Содружество” двух гениев дало миру прекрасное
произведение.)

3. По заголовкам определите тему статей
(возможно несколько вариантов
).

(Темы в), г), д) – для слабых учащихся, остальные –
для сильных)

а) Здоровье нации – дело каждого и всех.

б) Человек и компьютер.

в) Наш сад.

г) История государства Российского.

д) Беречь землю.

е) Из жизни лингвистических терминов.

(Возможные варианты:

а) о здоровом образе жизни; о негативных
последствиях вредных привычек;

б) роль компьютера в жизни современного
человека; сравнительные возможности компьютера
и человека;

в) о садоводстве;

г) вопросы исторического развития России;
хроника Российской истории;

д) экологические проблемы земли;

е) популярное изложение научных понятий
лингвистики.)

4. Прочитайте текст. Назовите предложение,
которое несёт главную смысловую нагрузку.

Берегите книги.

Не реже двух раз в год книги в домашней
библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль
и сырость
враги книг, книги следует потереть
сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми,
чтобы они хорошо проветривались.

(Ответ. Пыль и сырость – враги книг.)

5. В предложенном тексте (без абзацев): а)
найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении
ключевые слова; в) определите главную мысль
текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для
слабых.)

Память бывает разная. Есть память чувств,
в которой хранятся радости и печали. Есть
память ума, сохраняющая обдуманное и понятое.
Можно помнить вкусдыни, которую вы ели месяц
назад, потому что у вас есть память на вкусовые
ощущения
. А есть память на запахи. Людям во всём
помогают разные виды памяти. Но чтобы они
по-настоящему выручали, о них надо
заботиться: тренировать и развивать.

(Ответ:

а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;

б) подтемы: память бывает разная; людям помогают
разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид
памяти надо тренировать и развивать.)

6. Подведение итогов.

В конце урока следует ещё раз повторить
определения основных понятий темы: конспект,
тезис, тема и главная мысль текста, ключевые
слова.

Домашнее задание. Знать определения и
алгоритмы составления конспекта и тезисов.

Второй урок

1. Фронтальный опрос учащихся:

– Что такое конспект? тезисы?

– Перечислить основные правила составления
конспекта и тезисов.

– Что такое подтема? ключевые слова? и др.

Практическая часть (продолжение)

2. Прослушайте текст и к каждому предложению
составьте вопросы (письменно).

Старейшие действующие часы находятся на здании
собора в английском городе Солсбери. Они не имеют
циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется
при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368
году. В 1956 году подвергались капитальному
ремонту.

(Ответ. – Где находятся старейшие
действующие часы?

– Что у них отсутствует?

– Как осуществляется сигнал о ходе времени?

– Когда часы созданы?

– Когда их ремонтировали капитально?)

3. Прочитайте текст (текст не разделен на
абзацы):

а) разбейте текст на абзацы (подтемы);

б) определите, сколько основных тем развивается
в данном тексте, назовите их.

Опыт космических исследований околоземных
орбит, находящихся на расстоянии сотен
километров от поверхности Земли, показал, что с
высоты видно не только дальше, но и глубже. Это
относится к наблюдению материков и океанов. Вода
в морях и океанах не мешает наблюдению
глубоководного рельефа дна. При наблюдении или
фотографировании из космоса отдельные детали
земной поверхности объединяются в единое целое,
образуя крупномасштабные картины строения
Земли, на которых иногда проявляются глубинные
структуры нашей планеты. Однако как через
поверхность суши, так и через морские глубины
просматриваются только крупномасштабные
объекты и образования, в которых практически
невозможно различить небольшие детали. Не так ли
и в истории человечества? Из глубины веков до нас
доходят только значительные события, явления и
самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё
мелкое, второстепенное, отбирает для последующих
поколений только наиболее значительное, крупное.
Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и
с большого расстояния, в пространстве, из
рассеянного (размытого) для современников потока
информации постепенно выступают наиболее
выдающиеся творения и личности, оказавшие
большое влияние на развитие человеческого
общества. Рассеяние света в морской воде,
облачном покрове, межпланетной и межзвёздной
среде, рассеяние вещества в материках,
распространение (рассеяние) информации в
человеческом обществе
эти, казалось бы,
такие различные явления, имеют и общие черты. Во
всех этих явлениях рассеяние участвует в
формировании крупномасштабных, но размытых
картин, которые отчётливо проявляются на
значительном пространственно-временном
интервале.

(Ответ.

а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.

– Рассеяние света в морской воде, облачном
покрове, межпланетной и межзвёздной среде… – 3
абзац.

б) Две основные взаимосвязанные темы:

1) описание и анализ опытов фотографирования из
космоса;

2) перенос, распространение результатов
исследования на другие сферы жизни и
деятельности человека.)

4. Вспомните и скажите, строка из какого
стихотворения С.А. Есенина может стать главной
мыслью статьи из задания № 7.
– не беда,
если уч-ся этого не знают, учитель коротко может
процитировать известные строки.

(Ответ. “Большое видится на расстоянии”.)

5. Прочитайте последний абзац текста и скажите,
можно ли его опустить. Если нет, то объясните
почему?

(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий
вывод по теме.)

6. Составьте и запишите тезисы:

а) раскрывающие подтемы текста;

б) раскрывающие главную тему (для более сильных
учащихся).

(Ответ. а) При наблюдении или
фотографировании из космоса отдельные детали
земной поверхности объединяются в единое целое,
образуя крупномасштабную картину строения
Земли.

– Из глубины веков во времени, так же, как и с
большого расстояния, в пространстве, из
рассеянного для современников потока информации
постепенно выступают наиболее выдающиеся
творения и личности.

– Рассеяние в различных явлениях природы
участвует в формировании крупномасштабных, но
размытых картин, которые отчётливо проявляются
на значительном пространственно-временном
интервале.

б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в
морской воде, облачном покрове; распространение
информации в человеческом обществе и т. д.
проявляются общие черты. Их объединяет такое
понятие, как “рассеяние”, участвующее в
формировании крупномасштабных, но размытых
картин, которые отчётливо проявляются на
значительном пространственно-временном
интервале.)

Правильные ответы обязательно давать учащимся
для самоанализа и как образец.

7. Подведение итогов в форме беседы (чему
учились на уроке? что освоили? и др.)

Домашнее задание.

Напишите конспект статьи на лингвистическую
тему (дается текст каждому учащемуся, лучше
несколько вариантов и из заданий к ГИА).

Вход

Быстрая регистрация

Если вы у нас впервые:

О проекте

FAQ

ГЛАВНАЯ

ВОПРОСЫ

ТЭГИ

СООБЩЕСТВО

НАГРАДЫ

ЗАДАТЬ ВОПРОС

0

Конспект текста в тезисной форме. Как составить?

ireneee
[9.5K]

6 лет назад 

тэги:

конспект,

конспект текста,

тезисный конспект,

тезисы,

текст

категория:

образование

ответить

комментировать

в избранное

1 ответ:

старые выше

новые выше

по рейтингу

1

Алена 83
[906]

6 лет назад 

Тезисы-это по сути основная мысль.Если нужен конспект в тезисной форме,значит нужно объеденить общей мыслью несколько обзацев или даже страниц и сформулировать тезис.Можно своими словами,можно взять несколько предложений из текста.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?


0
нужна помощь?

Смотрите также:

План-конспект урока. Какова структура план-конспекта урока?

Как можно отличить текст написанный молодым человеком от текста пожилого?

Как продолжить подчеркивание без текста в ворде после самого текста?

Почему преподаватели требуют вести конспект?

Конспект урока – где найти?

Как должен быть оформлен конспект урока?

Что можно найти в конспекте студента?

Как запомнить информацию, если конспектировать нет возможности?

Как конспектировать лекции?

Как школьнику законспектировать текст или параграф?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!

Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!

Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..

Статистика проекта за месяц

Новых пользователей: 4390

Создано вопросов: 16462

Написано ответов: 38260

Начислено баллов репутации: 910082

ВОПРОСЫ

Свежие

С бонусами

Без ответов

Задать вопрос

Пульс проекта

СООБЩЕСТВО

Авторы

Награды

Тэги

Наши модераторы

Сейчас online

НАШ ПРОЕКТ

О проекте

Правила

Как заработать?

Партнерская программа

РЕСУРСЫ

Наш блог

Обратная связь

FAQ

Помогите нам стать лучше

Telegram-канал

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Что значит тезисный план

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Добавить комментарий