Как составить тезисный план конспект

ТЕЗИСЫ
– это кратко сформулированные основные
мысли, положения изучаемого материала.

Для
того, чтобы сделать тезисный конспект
надо:

1)
Прочесть целый абзац (еще лучше сначала
просмотреть весь текст целиком). Выделить
главную мысль (ключевые слова) в абзаце.
Найти ключевые предложения.
В них –
ключевые слова.

2)
отбросить в предложении детали, пояснения.
Возможно, что главная мысль «разбросана»
по двум или даже трем предложениям.

3)
переформулировать выделенную мысль в
более простой форме.

Если
в тексте автор приводит какие-то
конкретные примеры (жизненные истории
и т.д.) их не надо переписывать, а можно
помечать следующим образом:

Пр:
история про восп-е
девочки-маугли (т.е. кратко указывается
суть или название , если речь идет об
известном эксперименте, научном или
историческом факте)

Пример:
фрагмент
стенограммы телепередачи Гордона с
Д. Леонтьевым и С. Братченко
«Пунктирный человек»)

:

…Громадную
ошибку
допустил великий психолог Карл
Роджерс
который отождествил
человеческий
потенциал
с тем, что в нас заложено
от природы.
Понятие “личностный
рост”,
которое было введено в обиход Карлом
Роджерсом, подразумевает,
что все заложено,
надо только поливать и все само
прорастет.
Но прорастает как раз не то, что делает
человека человеком, прорастает то, что
представляет собой лишь предпосылку.
Наш природный потенциал не есть наш
человеческий потенциал. Человеческий
потенциал
не внутри нас, он в наших
отношениях с миром.

В
человеке есть не только биологическое
и социальное, но и собственно личностное,
что не
относится ни к тому и ни к другому.
Очень красивая модель, описывающая это,
была предложена
американским
психологом
Сальваторе
Мадди,
автором очень оригинальной теории
потребностей. Он выделяет три
группы человеческих потребностей:
биологические, социальные
и психологические.
К психологическим Мадди относит
потребности в воображении,
суждении и символизации:
то, что никто никогда к потребностям не
относил. И далее Мадди описывает два
пути развития личности.
Первый путь – когда мы воспринимаем себя
исключительно
как воплощение биологических нужд и
социальных ролей,
у нас доминируют биологические и
социальные потребности, и мы себя самих
воспринимаем как воплощение этих
биологических нужд и
социальных ролей и ведем себя в их
логике. Это конформистский
путь. Но есть еще второй вариант, когда
доминирующими
являются потребности психологические.
У нас возникают свои
образы, свой мир. Мы строим идеалы,
мы проецируем себя в
будущее…
И мы начинаем вести себя уже по-иному,
по–человечески. Можно без этого обойтись,
но при этом человеческий потенциал
никогда не реализуется. Это выбор,
который каждый
из нас делает…

Тезисы:

Карл
Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка
наследственности.
А личностный рост – самораскрытию
способностей.

ДАЛ
Заложенное в наследственности – это
лишь предпосылка. Челов-ий потенциал
заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

ДАЛ:
Три аспекта «содержания» человека:

  • биологическое,

  • социальное

  • собственно
    личностное

Аналогичная
идея ам.психолога
Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей
(биол-ие, соц-е, личностные).

По
Мадди есть 2 пути р-я:

1)
конформистский: когда ч-к воспринимаем
себя как воплощение биол-их нужд
и соц. ролей.

2)
когда доминируют психол-е потребности.
Ч-к строит идеалы, проецирует себя в
будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

Ч-к
сам выбирает способ жизни

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

При работе с письменными источниками важно уметь систематизировать и структурировать материалы. Рассмотрим сегодня инструменты, помогающие этого добиться.

Что такое тезис

Тезис — это краткое содержание нескольких абзацев текста, которое позволяет вникнуть в содержание материала и понять его ключевые идеи.

Тезисный план универсален и подходит для разных видов литературы.

Обычно тезисы пишутся к сочинению, курсовой, диплому. Иногда содержатся в введении либо в качестве самостоятельной статьи к научной работе. Включают описание предмета, задач, целей, ФИО автора, источники исследования, актуальность и полученные результаты.

Как составить

  • Внимательно прочитать текст и выяснить замысел и цель автора. По итогу сформулировать ключевой тезис, отражающий суть прочитанного.
  • Ответьте для себя на вопрос, какую мысль пытается донести до читателя автор. Ответ запишите.
  • Сопоставьте выделенные автором идеи со структурой текста.
  • Выделенные абзацы — основа для тезисов, обращайте на них внимание.
  • Отложите текст и перескажите идеи своими словами
  • Выделите подпункты (дополнительные тезисы), для этого следует прочитать каждый абзац еще раз и составить для него тезис. Как правило, одному абзацу соответствует одно утверждение.
  • Еще раз все изучить и сверить составленный план с текстом, доработать несоответствия.

Частые ошибки при написании:

  • Не путать цитату и тезис. Цитата — дословное использование выражений из текста, а тезис — самостоятельно составленное утверждение или отрицание.
  • Учащиеся читают лишь часть текста, из-за чего возникает неверное восприятие. Материал нужно прочитать целиком и несколько раз.
  • Длинные тезисы мешают понять суть и сложнее воспринимаются. Оптимальная длина — несколько предложений. На каждую тысячу знаков рекомендуют делать один тезис.

Что такое конспект

Конспект

Источник: pixabay.com

Конспект — это краткое письменное изложение фактических данных, пересказ первоисточника. Позволяет автору в полном объеме восстановить в памяти тему и данные.

Типы:

  • План-конспект. Строится на основе плана к лекции, по ходу выступления преподавателя обрастает комментариями и превращается в цельный текст. Используется как практический инструмент для подготовки к семинарам.
  • Схематический. Подойдет для детальной проработки текста. Устанавливает связь между элементами речи и структурирует информацию.
  • Текстуальный. Довольно сложное изложение, содержащее выдержки из источников, ключевые выводы, сделанные студентом и схемы. Используются во время обучения на гуманитарных специальностях, где важно сохранять авторские цитаты.
  • Свободный. Может объединять признаки всех вышеназванных конспектов, пишется в свободной форме.

Что такое план

План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.

Виды:

  • Вопросительный (к тексту задаются вопросы).
  • Назывной (выделяют главные словосочетания).
  • Опорная схема (подбираются из абзацев ключевые слова, по нему легко воспроизвести текст, подойдет как памятка при устных выступлениях). Включены только самые важные факты и цифры.
  • Тезисный (сами отвечаем на вопросы к прочитанному).

Алгоритм составления плана:

  • Понять содержание и задачи текста.
  • Определить, какие данные нужны для решения этих задач.
  • Предоставить информацию в виде пунктов плана.
  • Расположить пункты в логической последовательности.

Критерии качественного плана:

  • Логичность.
  • Отсутствие повторов.
  • Завершенность (включает всю нужную информацию).
  • Краткость и лаконичность (объем не более 5-7 пунктов).

Чем отличаются тезисы от конспекта

План

Источник: pixabay.com

Различие — в объеме, определении и цели использования. Тезисы — это краткие высказывания, отражающие суть текста небольшого размера. Они не предназначены полностью посвятить слушателя в глубину темы. Их цель — быстро ознакомить с отдельными моментами и идеями. В свою очередь конспект — это объемная письменная работа, подробно излагающая весь материал, а не отдельные его идеи.

Разница между тезисом и планом

Тезисы — это совокупность главных идей написанного или увиденного, а план — смысловых элементов, направленных на подготовку новой письменной работы или проекта.

Отличия между планом и конспектом

Конспект и план являются совершенно разными понятиями. Отличаются объемом, так как план более лаконичен. Кроме того, конспект представляет собой пересказ прочитанного или увиденного, а план — формулировку подготовительных этапов для написания какой-либо работы или сочинения. Цели и задачи у них различаются. Конспект призван помочь систематизировать текст и восстановить его в памяти в будущем, а план, наоборот, помогает подготовить новый проект.

Образец плана, тезисов и конспекта 

Пример конспекта тезисов и плана можно скачать тут.

Разобраться даже в самых трудных понятиях студенту всегда поможет ФениксХелп.

Как составить тезисный план текста?

     Тезис – кратко сформулированное положение, в котором заключена основаная мысль текста. Тезис повествует о том, о чем пойдет речь в тексте.
Составить тезисный план – значит выделить основные тезисы текста. Можно выделить тезис всего текста, а потом разделить его на подтезисы.

Инструкция

Уровень сложности: Несложно

1 шаг

     Итак, начнем составлять план определенного текста. Прочитайте весь текст и запишите его основную мысль – что именно хотел передать текстом его автор. Сформулируйте тезис как можно короче, в то же время точно и полно. Избегайте уточнения в тезисе мелких подробностей, ваша задача только передать суть.
После того, как тезис записан, перечитайте текст еще раз и проверьте, соответствует ли составленная вами формулировка главной мысли текста, нет ли недочетов. По возможности еще сократите тезис.

2 шаг

    После этого начинаем выделять подпункты, или подтезисы главного тезиса.
Очень удобно работать с текстом, разделенном на абзацы. Обычно абзац несет в себе какую-то определенную мысль, предложение, выделенное автором в абзац может служить для уточнения его мысли и создания определенной окраски.
Прочитайте каждый абзац и сформулируйте его тезис. Может быть так, что в абзаце выделяется несколько тезисов. Тогда выделите главный и оставьте свободное место, чтобы потом добавить пункты. Не стремитесь сразу проработать все мелочи.
Абзацы, которые автор использует для уточнения своей мысли или для создания особой выразительной окраски у текста, нужно объединить с другими абзацами, выделять выразительность в отдельный тезис нет необходимости.

3 шаг

    Теперь осталось только проработать каждый из абзацев еще раз, чтобы выделить подпункты.
Необходимость выделения подпунктов в каждом абзаце зависит от того, какой вам нужен план – подробный или просто краткий. Поступайте с этим пунктом на собственное усмотрение.

Содержание

  1. Планирование и особенности тезисного плана
    1. Зачем нужен план
    2. Особенности тезисного плана
  2. Алгоритмы составления плана
    1. Алгоритм составления общего плана
    2. Алгоритм составления тезисного плана
  3. Типичные ошибки при составлении тезисного плана
  4. Пример составления тезисного плана

Любите много читать и конспектировать? Приходится изучать большие объемы литературы? Хотите как-то упростить процесс восприятия и запоминания материала? В вашем случае стоит попробовать составлять тезисный план.

В этой статье я расскажу, зачем нужен план и как его грамотно составить.

Одним из этапов работы над любым текстом является составление плана. С его помощью вы сможете лучше понимать и запоминать информацию.

План — перечень элементов текста, в которых заключен основной смысл. Если вы собираетесь писать текст, то правильное структурирование будет играть огромную роль.

Элементы текста — смысловые ориентиры, опираясь на которые вы сможете последовательно двигаться к поставленной цели.

Есть несколько вариантов такого плана:

  • вопросительный. В этом случае каждый пункт плана — вопросы к тексту;
  • назывной. Является планом-тезисом номинативного строя. В этом случае ключевые моменты просто называются;
  • опорная схема. Как правило, это отдельные предложения, в которых заложена основная суть текста;
  • тезисный. Он состоит из отдельных тезисов — положений, кратко излагающих ключевую мысль.

Тезисный план представляет собой один из вариантов структурирования текста. Сами тезисы, как я уже писал, это положения, в которых сконцентрирована основные моменты текста.

С помощью тезисов можно разобраться не только в структуре текста, но и в ключевых его идеях, объясняющихся в каждой из частей текста.

Чтобы сформулировать тезисы, сначала нужно внимательно изучить весь доступный вам материал, найти в нем то, что на ваш взгляд можно считать основным и только потом сформулировать тезис.

Тезисный план исходит из того, что в каждом тексте есть определенная структура и логическая связь между составляющими частями текста. Несмотря на то, что каждая текстовая часть отвечает за отдельную идею, которые работают на общую идею, сам текст можно поделить на разделы.

Пункт тезисного плана — двусоставное предложение с заключенной в нем главной мыслью всей части.

Составление тезисного плана возможно только на смысловой основе текста.

Перед тем как приступать к составлению какого-либо из предложенных выше вариантов плана, нужно понимать и уметь составлять общий план текста.

Вот алгоритм его составления:

  1. Определить суть и задачи текста.
  2. Выбрать информацию, с помощью которой можно решить поставленные задачи.
  3. Сформировать из выбранных данных отдельные пункты плана.
  4. Расположить пункты плана в логической последовательности.

Полученный план должен соответствовать определенным критериям:

  • быть логичным и последовательным;
  • не содержать повторы;
  • содержать исчерпывающую информацию по вопросу или теме;
  • не включать пункты, состоящие из одной формулировки (такие пункты лучше объединять с другими);
  • быть кратким. Нужно убедиться, что формулировки точные и краткие;
  • быть лаконичным. План, в котором более 10 пунктов, запоминается сложнее.

Эти критерии применимы как к общему, так и к любому другому варианту плана.

После ознакомления с особенностями составления общего плана, можно приступать к составлению тезисного.

Вот алгоритм его составления:

  1. Чтение текста и обозначение главной мысли.
  2. Формулировка тезиса. Он должен быть кратким, но при этом показывать, насколько идея многогранна. При формулировке тезиса не стоит прибегать к уточнениям — важно просто обозначить суть.
  3. Перечитка и проверка соответствия формулировки основной идее. Обширные тезисы лучше сокращать.
  4. Выделение подпунктов плана (подтезисов основного тезиса). Обратите внимание на то, сколько абзацев в тексте и какие они. В каждом абзаце заключена определенная мысль, и об этом нужно помнить.
  5. Формулировка тезисов. Делать это нужно исходя из количества абзацев и их содержания. Не каждый абзац может стать тезисом, ведь некоторые из них тесно связаны с другими.
  6. Проверка сформулированных тезисов и выделение подпунктов плана.

Тезисный план бывает двух видов: краткий и подробный. Для последнего обязательно наличие подпунктов.

Я собрал для вас все ошибки, которые чаще всего допускают при составлении тезисного плана. Запоминайте их, чтобы при составлении плана у вас не было проблем.

Топ-6 типичные ошибки:

  1. Смешение понятий «тезис» и «цитата». В первом случае у нас — краткое положение, а во втором — цитирование какого-либо высказывания целиком с указанием авторства.
  2. Недостаточное знакомство с текстом. Необходимо прочитать текст полностью: так вы не пропустите ни одну важную мысль и сможете составить подробный тезисный план.
  3. Составление длинных тезисных предложений. Работа над любым планом предполагает краткость.
  4. Наличие примеров. Тезисы не созданы для того, чтобы в них приводили примеры. Это лишнее.
  5. Содержание тезиса должно быть самобытным. Это положительно скажется на убедительности и сохранении документальности.
  6. Отсутствие предварительного общего плана. Как я уже писал выше, перед работой над тезисным планом нужно составить общий.

При составлении тезисного плана нужно отталкиваться от правил структурирования текстовой информации. Также важно понимать, какие абзацы можно и стоит использовать для формулировки тезиса, а какие нет.

пример тезисного плана текста

Надеюсь, эта информация поможет вам составить тезисный план правильно.

метки: Потребность, Социальный, Биологический, Личностный, Потенциал, Отношение, Психологический, Тезис

ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:

1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком).

Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.

2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.

3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.

Если в тексте автор приводит какие-то конкретные примеры (жизненные истории и т.д.) их не надо переписывать, а можно помечать следующим образом:

Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название , если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)

Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)

:

… Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие «личностный рост», которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.

В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь — когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…

6 стр., 2846 слов

Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации

… Мадди относит потребности в символизации, суждении и воображении — ранее никто не связывал эти познавательные процессы с потребностями. Мадди … таким образом, играют ключевую роль в самодетерминации личности. Личностный потенциал предстает как … проявление человеческой свободы как свободу по отношению к собственным потребностям и к … называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, …

Тезисы:

Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.

ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:

  • биологическое,
  • социальное
  • собственно личностное

Аналогичная идея ам. психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).

По Мадди есть 2 пути р-я:

1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.

2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

Ч-к сам выбирает способ жизни

Добавить комментарий