0
Как составить тезисный план, примеры тезисного плана?дольфаника 5 лет назад
тэги: примеры, тезисный план категория: образование ответить комментировать
в избранное
бонус 1 ответ: старые выше новые выше по рейтингу 0 дольфаника 5 лет назад Тезисный план имеет развернутое название пункта, состоит из целого предложения. Для составления тезисного плана разбиваем текст на части и определяем главную мысль, что является важным в этом эпизоде. Сравните в таблице отличия тезисного и простого плана, в тезисном плане названия пунктов отражают главную мысль части текста. Таблица с примерами тезисного плана. комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Смотрите также: Как составить тезисный план “Слово о полку Игореве? Что такое тезисный план текста? Тезисный план статьи Творческая история ” Капитанской дочки” как составить? Как составить тезисный план сказки «Барин лает в церкви»? Цитатный и Тезисный план литературного произведения – в чем отличия? Чем тезисный план сочинения отличается от простого плана? Как написать тезисный план по биографии Александра Грибоедова? Как написать тезисный план по биографии А.Блока? Как написать план рассказа о событиях в Белогорской крепости перед штурмом? Окружающий мир 4 класс. Как составить тезисный план: Растения ледяной зоны? |
Каждому человеку, связанному с деятельностью, которая предусматривает чтение, конспектирование обширной литературы приходили в голову вопросы: как упростить этот процесс? Как потратить меньше времени на эту работу?
В таких случаях целесообразно научиться составлять опорный план, а после выборочно конспектировать какой-либо источник. План – это очень важный этап работы над научным текстом, соотношение содержания речи и ее структуры с поставленной задачей.
Содержание
- 1 Что такое тезисный план
- 2 Алгоритм составления общего плана текста
- 3 Правильное составление тезисного плана
- 4 Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана
- 5 Пример составления тезисного плана
Что такое тезисный план
Каждый день мы видим разнообразные тексты
Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.
Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.
То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.
С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.
Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.
В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.
Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.
Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.
Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.
Существует несколько видов плана:
- Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
- Назывной (план-тезис номинативного строя).
- План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
- Тезисный.
Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.
Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.
Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.
Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.
Алгоритм составления общего плана текста
Крайне важна логичность изложения
В основе любого вида плана лежит алгоритм составления общего плана текста:
- Необходимо в первую очередь понять сущность и задачи текста.
- После определяем, какая же информация нужна для решения задач.
- Данные нужно представить в форме пунктов плана.
- В логической последовательности располагаем пункты плана.
В конце составления общего плана необходимо удостовериться, что он отвечает следующим критериям:
- Логичность изложения.
- Отсутствие повторов.
- Исчерпанность. План должен вмещать всю информацию, которая необходима в тексте.
- Развитие темы текста. Если присутствует пункт плана, который невозможно описать подробнее его формулировки, то его можно объединить с другими пунктами.
- Краткость. Избыточность формирования пунктов – лишняя работа. Формулировки пунктов должны быть точными и краткими.
- Лаконичность. Текст необходимо вмещать в 5-7 пунктов, так как обширные планы труднее запоминать.
Все эти критерии касаются не только общего плана текста, но и всех его видов.
Правильное составление тезисного плана
Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.
Алгоритм правильного составления тезисного плана:
- Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
- После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски.
Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости. - В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.
Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.
Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана
Наиболее распространенные ошибки, совершаемые во время составления тезисного плана:
- Люди не разграничивают понятия тезис и цитата. Очень важно отделять понятие «тезис» от понятия «цитата». Тезисом называют краткое подтверждение либо отрицание чего-либо. Цитата – точное выражение из текста, имеющее определенного автора и заключающееся в кавычки.
- Нежелание полностью ознакомиться с текстом. Данная ошибка довольно распространена, так как частичное ознакомление с текстом приведет к неверным тезисным пунктам.
- Слишком длинные тезисные предложения. Основная черта тезиса – краткость.
Рекомендации по составлению правильного тезисного плана:
- в тезисах не стоит приводить примеры;
- необходимо сохранять в содержании тезиса самобытность высказывания для того, чтобы не утерять документальность, а самое главное убедительность;
- необходимо составлять предварительный простой план, так как он оказывает помощь во время написания основных тезисов
Многие люди, не зная основных правил составления тезисного плана, делаю огромное количество ошибок, а они, в свою очередь влияют на понимание текста.
Пример составления тезисного плана
Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.
Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:
- Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
- Коэффициент результативности контекстной рекламы.
- Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
- Условия, при которых реклама будет эффективна.
- Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
- Результаты тестирования.
Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.
Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.
В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Как составить тезисный план текста?
Тезис – кратко сформулированное положение, в котором заключена основаная мысль текста. Тезис повествует о том, о чем пойдет речь в тексте.
Составить тезисный план – значит выделить основные тезисы текста. Можно выделить тезис всего текста, а потом разделить его на подтезисы.
Инструкция
Уровень сложности: Несложно
1 шаг
Итак, начнем составлять план определенного текста. Прочитайте весь текст и запишите его основную мысль – что именно хотел передать текстом его автор. Сформулируйте тезис как можно короче, в то же время точно и полно. Избегайте уточнения в тезисе мелких подробностей, ваша задача только передать суть.
После того, как тезис записан, перечитайте текст еще раз и проверьте, соответствует ли составленная вами формулировка главной мысли текста, нет ли недочетов. По возможности еще сократите тезис.
2 шаг
После этого начинаем выделять подпункты, или подтезисы главного тезиса.
Очень удобно работать с текстом, разделенном на абзацы. Обычно абзац несет в себе какую-то определенную мысль, предложение, выделенное автором в абзац может служить для уточнения его мысли и создания определенной окраски.
Прочитайте каждый абзац и сформулируйте его тезис. Может быть так, что в абзаце выделяется несколько тезисов. Тогда выделите главный и оставьте свободное место, чтобы потом добавить пункты. Не стремитесь сразу проработать все мелочи.
Абзацы, которые автор использует для уточнения своей мысли или для создания особой выразительной окраски у текста, нужно объединить с другими абзацами, выделять выразительность в отдельный тезис нет необходимости.
3 шаг
Теперь осталось только проработать каждый из абзацев еще раз, чтобы выделить подпункты.
Необходимость выделения подпунктов в каждом абзаце зависит от того, какой вам нужен план – подробный или просто краткий. Поступайте с этим пунктом на собственное усмотрение.
Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
- простой (краткие заголовки главных частей текста);
- сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.
По типу языкового оформления:
- вопросный;
- назывной;
- тезисный;
- опорная схема.
Вопросный от назывного отличается построением.
Пример:
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
- Испекся Колобок.
- В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
- Съели Колобка.
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
- Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
- Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
- Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
- «Онегин, добрый мой приятель…».
- «Деревня, где скучал Евгений…»
- «По имени Владимир Ленский…» и т. д.
Какие существуют требования
Общие требования:
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
- Онегин — ключевой образ романа:
- культурная среда, в которой жил Онегин;
- возможные прототипы.
- Раскрытие образа:
- детство, воспитание;
- отношение к высшему свету;
- Онегин и Ленский;
- Онегин и Татьяна;
- отношение автора к герою.
- Заключение: эволюция характера Онегина.
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
- Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
- В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
- Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.
Виды
планов исторического текста и методика обучения их составлению
–
Простой (информативный) план – передается на основе всех видов основного текста
(описательного, повествовательного, пояснительного), включая резюме, то есть
информацию в кратком, лишенном образности и эмоциональности виде. Его задача –
помочь студентам выделить суть в тексте, логически целостно осознать
исторический факт, наблюдать внутренние связи и взаимосвязи между его
компонентами, воспроизвести информацию как можно ближе к оригиналу
–
Подробный план имеет сложную структуру и выполняет дополнительную функцию –
учит учащихся не только выбирать и кратко формулировать основные идеи
источника, но и находить в нем положения, раскрывать, раскрывать, выявлять
основные мысли. Работа над развернутым планом также начинается с чтения
(прослушивания) и понимания всего текста, разбиения на готовые части по смыслу
и из оглавления. При повторном чтении учащиеся анализируют содержание каждой
части, выбирают и в виде подпунктов выписывают необходимую информацию. При
проверке работы важно убедиться, что названия абзацев и подпунктов не дублируют
друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, и в целом
содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.
Типичными
недостатками учебных программ по истории являются следующие:
1.
В формулировках плана не учитывается характер изложения учебного текста и
задача его изучения
2.
Содержание плана не соответствует его теме, не раскрывает его
3.
Учебный текст механически разделен на части, что говорит о том, что учащиеся не
понимают его значения
4.
Точки и подпункты развернутого плана эквивалентны по своей информационной
нагрузке и функциональным задачам
5.
Содержание плана не отражает и не превосходит все содержание текста
6.
Подпункты и пункты плана формируются абстрактно, исторически неверно, то есть
без данных и названий, названий фактов и т. д.
–
Картинный план – воспроизведение внешних деталей (эпизодов главного
исторического факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его
уникально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым или
развернутым, но работа над ним возможна на ярком, красочном с обилием
художественных деталей и литературных приемов описательного или повествовательного
текста учебника.
Безусловным
преимуществом включения графических планов является развитие изобразительных
способностей учащихся, умение ярко и красочно описывать исторические факты,
привлечение внимания к интонациям и литературным приемам рассказчиков, чтобы
использовать их в передаче своих отношений с прошлым. Разница между навыками
обучения информационному и графическому плану очевидна при сравнении вариантов
с тем же названием.
Пример:
Чумной
бунт в Москве
Простой
информативный план
1.
В сентябре 1771 году в Москве началась
эпидемия чумы
2.
Карантинные дома становились последним
приютом и больных и здоровых
Картинный
план
1.
Страшная болезнь с театра русско-турецкой
войны перекочевала в Москву и ее окрестности
2.
Основными средствами борьбы со страшной болезнью
стали карантинные меры
–
Смысловой план – перечисление существенных признаков, положений и т. д.,
характеризующих основные исторические факты, которые могут быть выявлены при
анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины,
последствия, историческое значение, формы, факторы
По
форме этот план прост и развернут. Он составлен на основе пояснительного текста
или повествовательно-описательного текста, в котором есть теория, скрытая в
фактах. Составление семантического плана не встретит трудностей, если
содержание текста или его логика совпадают с названием плана. Сложнее сначала
организовать работу с текстом, который шире, чем указанная тема. В этом случае
учащимся необходимо еще раз вспомнить основные правила составления планов и
обратить особое внимание на требования:
1.
Прочитайте название темы плана, выберите из текста абзаца только тот материал,
который он раскрывает
2.
Составив смысловой план, еще раз проверьте, отражает ли он суть исторических
фактов, их причины и следствия и т. д.
–
Стереотипный план – это рассмотрение однородных исторических фактов с целью
выявления их индивидуальных, особых и общих черт. Этот метод внедряется в
средние классы, когда учащиеся собирают достаточное количество фактов о
подобных исторических явлениях и процессах (народные восстания, завоевательные
и освободительные войны, образование государств, развитие ремесел и культуры и
т. д.) и практический опыт составления простых и подробных планов. Используя
стереотипный план, учащиеся получают возможность обновлять, систематизировать и
обобщать предыдущие знания и интегрировать с ними новые, формулируют целостные
представления о прошлом, признавая закономерности исторического развития
общества и оценивая уникальность и оригинальность каждого отдельного факта
истории. Они также разрабатывают приблизительный алгоритм проведения
исторических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного
изучения теоретических вопросов.
Работа
над стереотипным планом проходит в два этапа. Сначала учитель предлагает
сначала в готовом виде, а затем во вступительном разговоре вместе с учениками
простой информативный план, который определяет порядок изучения однородных
фактов и нумерует их римскими цифрами.
На
втором этапе рассказа (описания, объяснения) учителя в печатном источнике вы
найдете у учащихся конкретные факты, объясняющие каждый пункт стереотипного
плана и раскрывающие особенности уже конкретных, отдельных исторических
событий. Они включаются в план в виде подпунктов и придают ему в целом форму
развернутого плана.
Пример:
Стереотипный
план
Время
обитания человека умелого
1.
Адам рода человеческого жил примерно
2,5-1,5 млн. лет назад
2.
По археологической периодизации время его
обитания – верхний палеолит
3.
Внешний вид и образ жизни человека умелого
А)
это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой
Б)
предполагаемый вес первочеловеков около 30 кг.
В)
объем мозга достигал 430-530 см3
Г)
человек умелый жил семейными кланами, стоил простейшие жилища из веток и листвы
деревьев
Таким
образом, стереотипный план в его законченном виде отражает, с одной стороны,
закономерности, типичные черты исторических процессов и явлений, с другой
стороны, он раскрывает отдельные, особые черты событий.
Слово
стереотип подчеркивает устойчивую повторяемость в содержании включения общих
существенных признаков однородных исторических фактов. В то же время этот тип
плана содержит атрибуты тезисного плана в исполнениях подпунктов.
–
Тезисный план – перечисление существенных сторон, особенностей, причин,
следствий, отдельных фактов, не имеющих аналогов в истории. Целью составления
тезисных планов является актуализация уникальности, уникальности событий и
явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть
простыми и развернутыми, перейдя в форму тезисных записей, которые сохраняют
стиль первоисточников.
Пример
Тезисный
план «Прожекты Избранной рады»
1.
С легкой руки князя Андрея Курбского новое
правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной
рады
2.
В 1549 году в Москве впервые был созван
Земский собор – совещательный орган при царе, представлявший высшее
духовенство, бояр и служилых людей
3.
На следующий год уложили новый Судебник,
большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда
4.
Церковные соборы 1549 и 1551 годов
утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили
произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства
5.
Впервые в Русском государстве создавались специализированные
по отраслям органы центрального управления – приказы